Источники энергии для организмов. Основной источник энергии для организма

Углеводы – универсальный источник энергии для всех живых существ. Они являются главными в энергетическом обмене веществ человека. Только при распаде 1 молекулы получается столько энергии, сколько не получается при расщеплении жира. Универсальным источником он считается потому, что не имеет противопоказаний и обязательно должен употребляться человеком ежедневно.

Немного химии

Любая молекула углевода состоит из атомов С, Н и О. Самым массовым является водород, так как он считается самым простым элементом из всех существующих. На втором месте по количеству располагается углерод, а на третьем – кислород. Именно углерод является базовым элементом и именно он образует цепи, которые бывают разветвленные и неразветвленные. Чем сложнее устроена молекула, тем больше энергии она дает (кроме неусваиваемых углеводов).

Все углеводы, которые потребляет человек, делятся на просты и сложные. Разделение главным образом происходит по морфологическим различиям. Однако при изменении морфологии происходит и изменение вкуса и биохимических свойств. Чем более простое строение, тем более сладкий вкус и легкая усваиваемость. Самые сложные углеводы и клетчатка вообще не подвергаются разложению и выводятся в неизменном виде из организма человека.

Простые углеводы

Также их называют сахарами из-за их сладкого вкуса. Они представляют собой неразветвленные цепи с разным количеством атомов углерода. Простые углеводы являются быстрыми источниками энергии. Из-за своей простой структуры они не нуждаются в дополнительном расщеплении и поэтому сразу поступают в кровь. Уже спустя 10 минут простые углеводы значительно повышают концентрацию глюкозы в крови.

Глюкоза

Другое название – виноградный сахар. Содержится во фруктах. Также в значительных количествах в ягодах и меде. Не имеет противопоказаний. Однако, при сахарном диабете стоит заменить на сахарозу.

Фруктоза

Также можно называть фруктовым сахаром. Исходя из названия, можно догадаться, что содержится во фруктах.

Галактоза

Является единственным простым сахаром животного происхождения. Галактоза является частью молочного сахара (лактозы).

Дисахариды


Именно дисахариды считаются основными источниками энергии для организма человека. Их особенностью строения является то, что они состоят из двух простых сахаров. Несмотря на то что они состоят из простых углеводов, они не такие сладкие. Наименее сладким является лактоза. Однако, из сахарозы производится сахар, который мы привыкли добавлять в чай. С точки зрения энергетического обмена, дисахариды содержат большее количество энергии. Но их расщепление требует времени, поэтому только спустя 30-60 минут можно отметить явное повышение концентрации глюкозы в крови.

Сахароза

Или другое название – тростниковый сахар. В своем составе имеет глюкозу и фруктозу.

Мальтоза

Солодковый сахар, или мальтоза, является главным компонентом таких веществ, как крахмал и гликоген.

Лактоза

Молочный сахар является главным компонентом молока млекопитающих животных. В первые дни жизни лактоза является основным источником энергии для человека. Существует лактозная недостаточность, при которой употребление молочного сахара вызывает неприятные диспепсические расстройства у человека. Исключение лактозы из рациона не приведет к тяжелым последствиям, однако, стоит компенсировать недостаток другими углеводами.

Полисахариды

Все сложные углеводы можно разделить на те, которые усваиваются, и которые не усваиваются и не являются источником энергии, но выполняют не менее важные функции в процессах пищеварения.


В качестве усваиваемых углеводов можно выделить крахмал и гликоген. Все они являются высокомолекулярными соединениями. Количество их мономеров может доходить до сотен и даже тысяч. Такая сложная морфология и обуславливает длительное переваривание. Полисахариды можно разделить на гомополисахариды и гетерополисахариды. Различие в том, что у одних мономером является одно вещество, а у других – разные.

Крахмал

В основном содержится в растениях во всех его частях (луковицы, клубень, семена). Относиться к резервным полисахаридам.

Гликоген

Является основным и главным источником энергии в организме человека. При необходимости гликоген превращается в глюкозу для восполнения недостатка.

Неусваиваемые углеводы

К неусваиваемым углеводам можно отнести клетчатку и пектиновые вещества. Они являются полисахаридами, но из-за своего сложно строения не могут подвергаться расщеплению пищеварительными ферментами. Их роль в энергетическом обмене невелика. При распаде этого вида углеводов выделяется совсем незначительное количество энергии, которое даже не учитывается.

Они не расщепляются ферментами желудка и кишечника и практически в неизменном виде выводятся из организма через ЖКТ. Неусваиваемые углеводы могут задерживать воду в организме, влияют на перистальтику кишечника и способствуют образованию желчи для лучшего пищеварения.

Углеводы в пище и организме

Основной функцией углеводов является поддержание энергии организма на необходимом уровне, при котором человек сможет выполнять активную физическую и умственную деятельность и при этом не чувствовать усталости.

Углеводы должны составлять 60-70% нашего рациона. Именно за счет них калорийность пищи достигает необходимых значений. В среднем, человек должен потреблять 1500 ккал, то есть около 1100 должно приходиться на углеводы. Стоит отдать предпочтение кашам, хлебобулочным изделиям из муки грубого помола, овощам.

Потребление углеводов должно быть индивидуальным и зависеть физических данных и активности в течение всего дня. В среднем, для здорового человека нормой является 350-500 гр. Однако, если много энергии траться на умственную или физическую нагрузку, то количество должно быть увеличено.

В молодом возрасте стоит увеличить потребление углеводов, так как они необходимы для построения организма. В пожилом возрасте, наоборот, стоит уменьшить количество, так как энергии тратится немного, а излишки будут откладываться в жир. Это в итоге приведет к ожирению и сахарному диабету.

Большая часть энергии углеводов поступает к нам из зерновых культур. На втором месте – сахар, а на третьем – овощи и фрукты. Стоит отдать предпочтение овощам и зерновым культурам.

Продукты растительного происхождения содержат как простые углеводы, так и сложные. Их соотношение влияет на сладкий вкус фрукта. При снижении количества крахмала, полисахарида, вкус становится более сладким, так как преобладают простые сахара.

Всасывание в кровь

Все продукты, содержащие углеводы всасываются в кровь с разной скоростью. Это связано с их морфологическим строением – чем более разветвленные цепи и больше углеродных остатков, тем дольше происходит переваривание.

Самыми быстрыми источниками энергии являются простые углеводы. У них нет необходимости подвергаться расщеплению пищеварительными ферментами, поэтому они начинают всасываться уже в ротовой полости. Эта особенность важна для людей больных сахарным диабетом, так как для восстановления концентрации глюкозы у них немного времени. Также быстрые углеводы полезно употреблять перед экзаменами, важными встречами и спортивными соревнованиями или тренировками.

Дисахариды должны подвергаться действию ферментов, поэтому их всасывание будет дольше. Главными источниками энергии для организма человека являются полисахариды. Так как они не всасываются моментально, они создают резерв энергии в организме. Эта энергия поступает постепенно в течение 2-6 часов. Преимуществом полисахаридов в том, что они не вызывают резкого повышения глюкозы в крови. Поэтому все диетологи говорят, что утро стоит начинать с каши.

Органы и их потребление глюкозы

Нервная система является самой чувствительной к недостатку глюкозы. У нейронов нет возможности откладывать энергию в резерв, поэтому они потребляют ее сразу. Нервной системе необходимо около 140 гр в течение суток. Эритроцитам необходимо около 40 гр. Мышечная ткань потребляет глюкозу в зависимости от энергетических потребностей, и поэтому число постоянно варьирует. Все остальные органы и системы могут использовать гликоген для получения глюкозы посредством его окисления.

Гликоген содержится в печени и мышцах. Его среднее количество 300-400 гр. При увеличении поступления глюкозы она откладывается в жир, если физическая активность не покрывает это количество энергии. При повышенной физической нагрузке тратиться сначала гликоген, а уже потом жировые запасы.

Самым чувствительным к недостатку глюкозы считается головной мозг. Поэтому при длительном голодании, когда развивается гипогликемия, могут появляться неприятные симптомы. К ним относятся:

  • головокружение;
  • потеря сознания;
  • тошнота;
  • слабость;
  • помутнение в глазах;
  • чрезмерная потливость;
  • дрожание рук и судороги.

Углеводы нельзя заменить белками или жирами, они обязательно должны быть в рационе каждого. При соблюдении диеты или при похудении исключать их нельзя, стоит лишь снизить их количество, но они все равно должны преобладать количественно над жирами и белками.

Универсальностью углеводов является то, что они всасываются практически в неизменном виде, в то время как при расщеплении белков образуется много продуктов распада, которые в большом количестве могут вызывать интоксикацию. Поэтому основным источником энергии в организме являются углеводы.

11 329

Каждый из нас, наверное, чувствовал прилив энергии при общении с приятными людьми, с природой и искусством, от занятий спортом и от положительных эмоций. Энергию также дают нам солнечный свет, воздух и тепло.

Но эта энергия не может быть использована организмом ни на сокращения сердца, ни на функционирование нервной системы, циркуляцию крови, дыхание, ни на физическую работу. Вышеуказанные виды энергии лишь обеспечивают мотивацию к действию, а при осуществлении этих действий используется ранее запасенная энергия.

Энергия может быть использована организмом только в том случае, если из неё может образовываться АТФ (Аденозинтрифосфат). А это значит, что реальная энергия поступает в организм только с питательными веществами — белками, углеводами и жирами.

Безусловно, организм использует и другие формы энергии. Но что при этом происходит? Возьмем, к примеру, тепловую энергию. Выпитая чашка горячего чая в холодную погоду повышает теплопродукцию организма, позволяя временно согреться. Но энергия при этом не запасается. Приём горячего лишь снижает расходование ранее запасенной АТФ.

Таким образом, вышеуказанные виды энергии не могут преобразовываться в АТФ и запасаться, а потому их действие краткосрочно и реальной энергии, которая может быть использована в последующем организмом, они не приносят.
И вот мы приходим к тому, что единственным источником энергии для человека является энергия, которую нам дают питательные вещества – белки, жиры и углеводы. Причем в основном – углеводы и жиры, т.к. белки организм использует для более важных нужд – построения собственных клеток и тканей.
В пище присутствуют и другие носители энергии (янтарная и уксусная кислота, этиловый спирт и др.), но существенного значения в энергообеспечении организма они не имеют.

Энергетическая ценность пищи .

Т.к. пища является единственным источником энергии для человека, возникает необходимость знать, а сколько же энергии она нам даёт.
Для этого используется показатель «Энергетическая ценность пищи ».

Энергетическая ценность пищи — это количество энер¬гии, которое образуется в организме при биологическом окис¬лении белков, жиров и углеводов, содержащихся в продуктах питания. Организм перерабатывает и сжигает эти вещества до воды, углекислого газа и других веществ с выделением при этом энергии. Выражается она количеством калорий.

Нужно отметить, что простое попадание пищи в ЖКТ ещё не означает, что энергия поступила. Ведь часть пищевых веществ может не усвоиться, транзитом пройти через ЖКТ, вывестись с калом и не участвовать в энергетическом обмене.
Только после усвоения питательных веществ и их поступления в кровь энергия считается полученной.

Как определяют, сколько энергии приносят нам белки, жиры и углеводы?

Как известно из физики, конечным результатом превращения энергии является тепло. Тепло также является мерой энергии в организме. Эта энергия освобождается в результате окисления (горения) веществ в процессе катаболизма. Затем освободившаяся энергия переходит в доступную для организма форму — энергию химических связей молекулы АТФ.

Таким образом, при горении веществ выделяется тепло. Разные вещества горят по — разному, выделяя различное количество тепла. А по количеству выделившегося тепла можно узнать — сколько было энергии в горящем веществе.

Вот и энергетическую ценность пищи принято определять по количеству теплоты, полученной при её сгорании в калориметре. Для этого в калориметрической камере сжигают по 1 грамму белков, жиров и углеводов и определяют количество выделенного ими тепла (в калориях). То же самое происходит в организме человека — белки, жиры и углеводы окисляются до углекислоты и воды с образованием такого же количества энергии, что и при сгорании их вне организма.

Итак, в калориметре при сгорании 1 г белка выделяется 5,65 ккал, при сгорании 1 г углеводов — 4,1 ккал, 1 г жиров – 9,45 ккал.

Но мы — то знаем, что калорийность углеводов и белков составляет по 4 ккал/г, а жиров — 9,0 ккал/г. Почему же в калориметре показатели калорийности этих веществ отличаются от тех, к которым мы привыкли? Особенно того, что касается белка.

А связано это с тем, что внутри камеры всё сгорает полностью без остатка. А в организме белок сгорает не полностью — часть его без сгорания выводится из организма в виде мочевины. Эта часть содержит в себе 1,3 ккал из 5,65. Т.о. калорийность белка для организма составляет 4,35 ккал (5,65-1,3).
Опять это не совсем те цифры, которые мы привыкли видеть. И вот почему.

В норме жиры, белки и углеводы усваиваются не полностью.
Так белки усваиваются на 92%, жиры - на 95%, углеводы - на 98%. Вот и получается:
калорийность усвоившихся белков составляет 4,35 х 92% = 4 ккал/г;
углеводов – 4,1 х 98% = 4 ккал/г;
жиров – 9,3 х 95% = 9 ккал/г.

  • 7. Что понимают под функциональной подготовленностью?
  • 8. Что такое физическое развитие?
  • 9. Из каких разделов состоит учебный материал?
  • 10. На какие учебные отделения распределяются студенты?
  • 11. Какие основные зачетные требования?
  • 12. Что включает итоговая аттестация по учебному предмету "Физическая культура"?
  • 15. Почему кости детей более эластичны и упруги?
  • 30. Укажите наиболее эффективную форму отдыха при умственном труде.
  • 31. От чего защищает организм такое функциональное состояние, как утомление?
  • 32. Когда лучше тренироваться, учитывая биологические ритмы?
  • 33. К чему приводит пониженная двигательная активность?
  • 37. В каких видах спорта наблюдается тесная связь между максимальным потреблением кислорода (мпк) и тренированностью?
  • 38. Какова норма потребления белков в день для взрослого человека?
  • 41. Каково основное значение витаминов для организма?
  • 42. Сколько калорий необходимо потреблять в течение рабочего дня (8-10 ч) мужчине, занимающимся умственным и физическим трудом?
  • 45. Физические упражнения какого характера оказывают наиболее эффективное воздействие на сердечно-сосудистую систему?
  • 51. Что является наиболее объективным показателем здоровья?
  • 56. Какие существуют разновидности закаливания водой?
  • 66. Чем можно объяснить наличие второго подъема работоспособности в течении суток?
  • 72. Какова интенсивность физических упражнений более предпочтительна для оптимального взаимодействия между умственной и физический работоспособностью студентов?
  • 73. Какой вариант занятий со специальной медицинской группой оказывает наибольший положительный эффект?
  • 74. Что такое физическое воспитание?
  • 75. Что является целью физического воспитания?
  • 77 . Как влияет соревновательная обстановка на физиологический эффект от физического упражнения?
  • 78. Что является основным средством физического воспитания?
  • 79. Что такое физическое упражнение?
  • 80. Чем отличается физическое упражнение от трудового двигательного действия?
  • 81. Что понимают под техникой двигательного действия?
  • 82. Какие этапы выделяются в период обучения?
  • 83. Разучивание - это какой этап в обучении движениям?
  • 89. Сколько мышц в теле человека?
  • 96. Что понимают под быстротой человека?
  • 97. Методы развития быстроты
  • 98. Какие выделяют элементарные формы быстроты?
  • 99. Что понимают под гибкостью человека?
  • 105. Какую последовательность упражнений необходимо соблюдать во время занятий на гибкость?
  • 106. Сколько нужно тренироваться для развития гибкости?
  • 107. Как быстро с возрастом теряется гибкость?
  • 108. Что понимают под выносливостью человека?
  • 111. Какие изменения в функциональном состоянии человека вызывает соревновательная обстановка?
  • 112. Что такое массовый спорт (спорт для всех)?
  • 113. Что такое спорт высших достижений (олимпийский спорт)?
  • 114. Что такое профессиональный (зрелищно-коммерческий) спорт?
  • 116. С какой периодичностью проводятся Всемирные Универсиады?
  • 136. На чём основан метод корреляции?
  • 148. Укажите один из видов педагогического контроля.
  • 149. Что является целью самоконтроля?
  • 150. Укажите субъективные данные самоконтроля.
  • 39. Что является главным источником энергии в организме?

    Углеводы в организме главный источник энергии. Они всасываются в кровь в основном в виде глюкозы. Это вещество разносится по тканям и клеткам организма. В клетках глюкоза при участии ряда факторов окисляется до воды и углекислого газа. Одновременно освобождается энергия (4,1 ккал), которая используется организмом при реакциях синтеза или при мышечной работе

    40. Когда преимущественно используются жиры как источник энергии при физической деятельности? Как энергетический материал жир используется при состоянии покоя и выполнении длительной малоинтенсивной физической работы.

    41. Каково основное значение витаминов для организма?

    Значение витаминов состоит в том, что, присутствуя в организме в ничтожных количествах, они регулируют реакции обмена веществ.

    42. Сколько калорий необходимо потреблять в течение рабочего дня (8-10 ч) мужчине, занимающимся умственным и физическим трудом?

    Мужчине среднего возраста, занимающемуся и умственным, и физическим трудом в течение 8-10ч, необходимо потреблять в день 118г белков, 56г жиров, 500г углеводов. В пересчете это составляет около 3000 ккал.

    43. Какое количество энергии необходимо затрачивать ежедневно для нормальной жизнедеятельности? Люди разных профессий затрачивают при своей деятельности разное количество энергии. Например, занимающийся интеллектуальным трудом в день тратит менее 3000 больших калорий. Человек, занимающийся тяжелым физическим трудом, за день затрачивает в 2 раза больше энергии.

    44. Какова причина "гравитационного шока"?

    Г равитационного шока может наступить после резкого прекращения длительной, достаточно интенсивной циклической работы (спортивная ходьба, бег).

    Прекращение ритмичной работы мышц нижних конечностей сразу лишает помощи систему кровообращения: кровь под действием гравитации остается в крупных венозных сосудах ног, движение ее замедляется, резко снижается возврат крови к сердцу, а от него в артериальное сосудистое русло, давление артериальной крови падает, мозг оказывается в условиях пониженного кровоснабжения и гипоксии.

    45. Физические упражнения какого характера оказывают наиболее эффективное воздействие на сердечно-сосудистую систему?

    Систематическая тренировка средствами физической культура и спорта не только стимулирует развитие сердечно-сосудистой и дыхательной системы, но и способствует значительному повышению уровня потребления кислорода организмом в целом. Наиболее эффективно совместную функцию взаимоотношения дыхания, крови, кровообращения развивают упражнения циклического характера, выполняемые на свежем воздухе

    46. Какова причина так называемой "мертвой точки"?

    Это обуславливается несоответствием интенсивной деятельности двигательного аппарата и функциональными возможностями вегетативных систем, призванных обеспечить эту деятельность.

    47. Как можно ослабить проявление "мертвой точки"?

    Одним из инструментов ослабления проявления "мертвой точки" является разминка, которая способствует более быстрому наступлению "второго дыхания".

    48. Какие меры способствуют качественной готовности студентов к активной учебной

    Синхронность ритмов во внешней среде и внутри организма, правильно составленный распорядок дня, распределение работы и отдыха таким образом, чтобы наивысшая нагрузка соответствовала наибольшим возможностям организма с учетом колебаний биологических ритмов, - все это служит залогом высокой производительности труда и сохранения здоровья.

    49. Что понимают под здоровьем?

    Здоровье - это нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее адекватную окружающим условиям регуляцию поведения и деятельности личности.

    Известно также определение, принятое Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), в соответствии с которым здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов.

    50. Какие компоненты здоровья в настоящее время принято выделять?

      Соматическое - текущее состояние органов и систем органов человеческого организма.

      Физическое - уровень развития и функциональных возможностей органов и систем организма. Основа физического здоровья - это морфологические и функциональные резервы клеток, тканей, органов и систем органов, обеспечивающие приспособление организма к воздействию различных факторов.

      Психическое - состояние психической сферы человека. Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения.

      Сексуальное - комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви.

      Нравственное - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека. Основу нравственного компонента здоровья человека определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде.

    Тема сегодняшнего материала - основные механизмы образования энергии , протекающие внутри организма во время и по окончании тренировки. Нам видится целесообразным дать Вам эти базовые основы физиологии и биохимии, чтобы Вы могли свободно ориентироваться в собственном тренировочном процессе и осознавать все те изменения, которые происходят с Вашим организмом в результате воздействия на него физических нагрузок.

    Итак, основной и единственный источник энергии в организме – это молекула АТФ (аденозинтрифосфорная кислота). Без нее невозможно ни сокращение, ни расслабление мышечных волокон. Очень часто АТФ по праву называют энергетической валютой организма !

    Химическая реакция, объясняющая процесс высвобождения энергии из АТФ, выглядит следующим образом:

    АТФ + вода –> АДФ + Ф + 10 ккал,
    где АДФ – аденозиндифосфорная кислота, Ф – фосфорная кислота.

    Под действием воды (гидролиз) от молекулы АТФ отщепляется молекула фосфорной кислоты, при этом образуется АДФ и выделяется энергия.

    Однако запас АТФ в мышцах крайне незначителен. Его хватает максимум на 1-2 секунды. Как же в этом случае мы можем выполнять физическую нагрузку часами?

    Это объясняет следующая реакция:

    АДФ + Ф + энергия (креатинфосфат, гликоген, жирные кислоты, аминокислоты) –> АТФ

    Благодаря последней реакции происходит ресинтез АТФ. Эта реакция может протекать только при наличии резерва в организме углеводов, жиров и белков . Они, по сути, и являются истинными источниками энергии и определяют длительность нагрузки!

    Очень важно, что скорость первой и второй реакций разная. По мере увеличения интенсивности нагрузки скорость преобразования АТФ в энергию также возрастает. В то время как вторая реакция идет заведомо с меньшей скоростью. На каком-то уровне интенсивности вторая реакция уже не может компенсировать расход АТФ. В этом случае и наступает мышечный отказ. Чем тренированней спортсмен, тем выше уровень интенсивности, при котором происходит этот отказ.

    Выделяют два типа физической нагрузки : аэробный и анаэробный. В первом случае процесс ресинтеза АТФ (вторая реакция, указанная выше) возможен лишь при наличии достаточного количества кислорода. Именно в этом режиме нагрузки, а это нагрузка умеренной мощности, по истечении всех запасов гликогена организм охотно будет использовать жир в качестве топлива для образования АТФ. Данный режим во многом определяет такой показатель, как МПК (максимальное потребление кислорода). Если в покое для всех здоровых людей МПК= 0,2-0,3 л/мин, то под нагрузкой этот показатель сильно увеличивается и составляет 3-7 л/мин. Чем тренированнее организм (в основном, это определяется дыхательной и сердечнососудистой системами), тем больший объем потребляемого кислорода может проходить через него в единицу времени (МПК высокий) и тем быстрее протекают реакции ресинтеза АТФ. А это, в свою очередь, напрямую связано с увеличением скорости окисления подкожного жира.

    Вывод : В тренировках на снижение жировой прослойки особое внимание следует обратить на интенсивность нагрузки. Она должна быть умеренно мощной . Объем потребляемого кислорода не должен превышать 70% от МПК. Определение МПК – очень сложная процедура, поэтому можно ориентироваться на собственные ощущения: старайтесь просто не допускать дефицита поступаемого кислорода; при выполнении упражнения не должно возникать ощущения нехватки воздуха. Следует также обратить особое внимание на тренировку сердечнососудистой и дыхательной систем, которые в основном и определяют емкость потребляемого кислорода в единицу времени. Развивая тренированность этих двух систем, Вы увеличиваете тем самым скорость расщепления жиров.

    Итак, мы рассмотрели аэробный путь ресинтеза АТФ. В следующем выпуске мы остановимся на двух других механизмах ресинтеза АТФ (анаэробных), которые протекают с использованием креатинфосфата и гликогена.

    Белки, жиры и углеводы помогают для организма стройматериалом и источником энергии.

    Белки основной стройматериал, составляют 50% от сухой массы организма.

    Белки в организме не запасаются, избыток белков преобразовывается в жиры либо углеводы. Сами белки из углеводов и липидов синтезировать запрещено, по причине того, что в жирах и углеводах нет азота. Недостаток белков в пище страшен, особенно для детей и подростков.

    При окислении белков получается углекислый газ, вода и аммиак. Аммиак током крови доносится до печени и там преобразовывается в мочевину, которая выделяется с мочой и позже.

    Углеводы основной источник энергии. При окислении глюкозы выделяется вода и углекислый газ.

    Резервом, благодаря которому концентрация глюкозы в крови поддерживается на постоянном уровне, помогает запас гликогена в печени (запасающая функция). Избыток углеводов в организме преобразовывается в жиры.

    Клетчатка (целлюлоза) усиливает моторику кишечника.

    Жиры (липиды) запас энергии. При окислении жира выделяется вдвое больше энергии, чем при окислении грамма белка либо углевода, конечно вода и углекислый газ.

    Жиры запасаются в подкожной жировой клетчатке и в прокладках между органами. Не считая запаса энергии, жировые ткани делают функции теплоизоляции, запаса воды и механической защиты.

    Жиры в организме смогут образовываться из белков и из углеводов.

    345. Наиболее страшен для ребёнка недостаток в пище
    А) белков животного происхождения
    Б) белков растительного происхождения
    В) растительных углеводов
    Г) животных жиров

    391. Избыточное количество углеводов в организме ведет к
    А) отравлению организма
    Б) их превращению в белки
    В) их превращению в жиры
    Г) расщеплению на более простые вещества

    544. В организме человека НЕ происходит превращение
    А) белков в жиры
    Б) углеводов в белки
    В) углеводов в жиры
    Г) органических веществ в неорганические

    617. Стройматериалом и источником энергии для организма помогают
    А) минеральные вещества
    Б) углеводы и жиры
    В) витамины
    Г) ферменты

    859. В организме человека Не имеет возможности происходить превращение
    А) жиров в белки
    Б) белков в углеводы
    В) углеводов в жиры
    Г) жиров в углеводы

    1285. Главным источником энергии в организме являются
    А) витамины
    Б) ферменты
    В) гормоны
    Г) углеводы

    1288. В клетках человека и животных в качестве стройматериала и источника энергии употребляются
    А) гормоны и витамины
    Б) вода и углекислый газ
    В) неорганические вещества
    Г) белки, жиры и углеводы

    1287. В клетке липиды делают функцию
    А) каталитическую
    Б) транспортную
    В) информационную
    Г) энергетическую

    1289. Жиры, как и глюкоза, делают в клетке функцию
    А) строительную
    Б) информационную
    В) каталитическую
    Г) энергетическую

    1498. Вещества, которые содержат азот, образуются при биологическом окислении
    А) белков
    Б) жиров
    В) углеводов
    Г) глицерина

    1715. Клетчатка, содержащаяся в сырых овощах и фруктах, употребляемых в пищу человеком, усиливает
    А) пищеварение в желудке
    Б) расщепление углеводов
    В) моторную функцию кишечника
    Г) всасывание питательных веществ в кровь

    1945. Функция несложных углеводов в клетке
    А) каталитическая
    Б) энергетическая
    В) хранение наследственной информации
    Г) участие в биосинтезе белка

    2081. Больше всего энергии выделяется при расщеплении 1 г
    А) глюкозы
    Б) белка
    В) нуклеиновой кислоты
    Г) жира

    2127. Конечными продуктами обмена углеводов у человека являются
    А) мочевина и этиловый спирт
    Б) уксусная и молочная кислоты
    В) пировиноградная и лимонная кислоты
    Г) углекислый газ и вода

    2138. Расщепление белков в организме человека завершается
    А) выведением углекислого газа, воды и мочевины
    Б) накоплением в клетках кислорода
    В) превращением тепловой энергии в энергию химических связей
    Г) образованием и накоплением антител в крови

    2574. В организме человека конечными продуктами окисления органических веществ, не содержащих азота, являются
    А) липиды
    Б) вода и углекислый газ
    В) аминокислоты
    Г) глицерин и жирные кислоты

    Ответы на тесты возможно взглянуть в разделе ЕГЭ