Умственное переутомление. Что такое умственная усталость и как с ней справиться

Современному человеку все чаще приходится сталкиваться с проблемой переутомления. Некоторые иронически относятся к болезни, вообще не воспринимают ее серьезно, а на самом деле все может закончиться достаточно тяжелыми последствиями. Психотерапевты давно считают это состояние недугом, который приводит к разным болезням. Часто человек переутомляется после тяжелого труда, когда вообще забывает отдыхать, спит максимум по 4 часа в сутки, при этом неправильно питается или вообще забывает поесть.

Симптомы

Переутомление может протекать в 3 стадиях, именно от этого зависит симптоматика. К общим признакам относятся:

  • Беспричинная головная боль.
  • Сильная , которая длится даже после ночного сна.
  • Красные глаза.
  • Изменяется цвет лица, под глазами можно заметить отеки и синяки.
  • Тяжело заснуть, в голове путается много разных мыслей.
  • Подскакивает или .
  • Человек нервный, раздражителен.
  • Возникают проблемы с памятью, вниманием, тяжело сконцентрироваться.
  • Тошнота со рвотой.

Обращаем ваше внимание, что эти признаки часто могут указывать на конкретное заболевание – резкое понижение или повышение давление, головную боль, тошноту, сбои в работе сердца, сосудов.

Методы лечения умственного переутомления

Очень полезны эфирные масла, повышающие активность головного мозга, избавляющие от усталости. Главное не злоупотребляйте эфирным маслом, иначе эффект будет обратным.

Некоторым масла помогают в критических ситуациях, когда срочно нужен чистый мозг. Разрешается только периодически использовать средства, потому что организм привыкнет и не будет воспринимать ароматы.

Отдайте предпочтение розмарину, мяте, базилику. Проснулись разбитыми? Не выспались? Примите ванну, капните в нее розмарин (6 капель). Тоже самое можете сделать перед работой. Кроме того, выпейте , при этом не злоупотребляйте крепким чаем, кофе.

Для сохранения бодрости нужно взять аромалампу и капнуть в нее (не более 8 капель), поставьте ее на рабочий стол. Вы едите за рулем? Тогда лучше всего нанести по капли на запястье.

Стадии умственного утомления

Первая стадия

Появляются субъективные признаки – нарушается сон (человеку трудно заснуть, он быстро просыпается, а утром сложно проснуться), пропадает аппетит. Уставший не выдерживает физические и психические нагрузки.

Вторая стадия

Усталость ярко выражена, приводит к неприятному дискомфорту, снижению качества жизни. Кроме того, что человек быстро устает, его беспокоят неприятные ощущения в сердца, после физических нагрузок дрожат конечности, появляется спазм. Если своевременно не принять меры, у человека начнут изменятся все органы, при этом нарушается сон, постоянно беспокоят кошмары.

Иногда на этой стадии появляются всплески работоспособности – рано утром или поздно вечером. Кроме того, на этой стадии возникают сбои в обмене веществ, человек резко теряет вес, появляются проблемы с давлением, больной ужасно выглядит:

  • Бледнеет лицо.
  • Синеют губы.
  • Кожа мраморная.
  • Лицо застывшее, человек выдавливает из себя улыбку.
  • У мужчин возникают проблемы во время секса.
  • У женщин происходят сбои в менструальном цикле, у некоторых они вовсе прекращаются.

Третья стадия

Внимание! Нельзя так уставать, чтобы доводить себя до . В данном случае человек страдает от бессонницы, постоянно устает, нарушается работа внутренних органов, человек полностью выбивается из нормальной жизни.

Лечение переутомления

Прежде всего необходимо отказаться от умственных нагрузок, которые в течение длительного времени негативно влияли на ваш организм. Переутомление первой стадии лечится за счет того, что уменьшается психоэмоциональное воздействие. Важно, чтобы уставший придерживался определенного режима дня, на некоторое время полностью отказался от всех физических нагрузок. Лечение занимает не менее месяца, затем можно понемногу снова умственно нагружать себя, главное в это время избегать стресса.

На второй стадии человек должен полностью отдохнуть от своего вида деятельности (хотя бы две недели). В данном случае необходим активный отдых – прогулки на воздухе, катание на велосипеде, путешествие, которое даст возможность оторваться от всех проблем. Дополнительно может потребоваться массаж, аутогенные тренировки. Затем старайтесь постепенно налаживать свой режим работы.

На третьей стадии переутомление лечится только в специальных клиниках не менее двух недель. Лучше всего отправиться куда-то ближе к морю, купить себе путевку в санаторий, в котором можно отдохнуть и оздоровиться. Затем внимательно пересмотрите свой график. Чтобы ситуация не повторилась, возможно от чего-то необходимо отказаться.

Профилактика

Чтобы избежать переутомления, соблюдайте такие условия:

  • Любую работу выполняйте постепенно.
  • Будьте последовательны.
  • Не забывайте чередовать отдых и работу.
  • Благоприятно относитесь к своему виду деятельности, нельзя что-то делать через силу.

Если научитесь все делать постепенно, вы сможете спокойно освоить свою специальность, не потеряете силы. После овладения мастерством работа для вас покажется легкой, не нужно будет лишний раз волноваться и расстраиваться.

Важно! Уже давно доказано в медицине: умственное переутомление намного опаснее физического. Человеческий мозг может работать через силу, при этом не подает сигналы на то, что устал, в отличие от мышц. Иногда головной мозг так устает, что тяжело поднимать руки и передвигать ноги.

Некоторые специалисты уверены, чтобы одолеть переутомление, нужно как можно больше уставать, как бы это парадоксально не звучало. Оказывается, тот, кто часто устает, имеет высокую выносливость, человек отлично натренирован, без проблем сделает работу даже усталым.

Запомните, не стоит изводить себя: всей работы не переделаешь, а денег не заработаешь. Берегите здоровье!

Утомление (переутомление) физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерной умственной или физической деятельности и проявляющееся временным снижением работоспособности. Нередко как синоним употребляют термин «усталость», хотя это не равнозначные понятия.

Усталость – субъективное переживание, чувство, обычно отражающее утомление, хотя иногда оно может возникать без реального утомления. Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, ослаблением внимания (трудностью сосредоточения), замедлением мышления и пр.

Причины утомления

Потеря энергетических сил организма из-за неправильного питания, нервное напряжение и стрессы, длительная или чрезмерная физическая нагрузка, недосыпание.

Признаки и симптомы переутомления

Физическое утомление проявляется нарушением функции мышц: снижением силы, точности, согласованности и ритмичности движений. Недостаточный по времени отдых или же чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени нередко приводят к хроническому утомлению или переутомлению. У молодых людей и лиц с определенным типом нервной системы интенсивный умственный труд может вести к развитию неврозов, которые возникают чаще при сочетании умственного переутомления с постоянным психическим напряжением, большим чувством ответственности, физическим изнурением и т.п.

  • Для предупреждения переутомления у детей необходимо наладить их режим дня, исключить недосыпание, недоедание, уменьшить нагрузку, правильно организовать чередование занятий и отдыха.
  • Следует отдохнуть от той работы, которая вызвала утомления.
  • При возникновении состояния физического или умственного переутомления рекомендуется пользоваться различными средствами народной медицины , которые оказывают тонизирующее действие на организм.

Диагностика переутомления

Если утомление проявляется слишком часто и переходит в хроническую усталость, необходимо провести обследование у таких врачей:

  • Терапевта – он разберется в причинах утомляемости, подберет лечение, а в случае необходимости направит на обследование к другим специалистам.
  • Невропатолога – он поможет выявить отклонения в работе нервной системы.
  • Психолога – консультация у этого специалиста необходима в случае частых стрессов.
  • Эндокринолога – очень часто постоянная усталость является сигналом о наличии серьезного заболевания.
  • Иммунолога – если утомляемости сопутствуют частые простуды и обострения хронических заболеваний.

Лечение утомляемости и хронической усталости

  • Витаминно-минеральные комплексы: витрум, супрадин, дуовит, мульти-табс.
  • Иммуностимуляторы: настойка эхинацеи, интерферон.
  • Нестероидные противовоспалительные препараты при головных болях и болях в мышцах: парацетамол, ибупрофен, диклофенак.
  • Адаптогены: настойки женьшеня, элеутерококка, лимонника, родиолы розовой, пантокрин.
  • Ноотропные средства: аминалон, фенотропил.
  • Антидепрессанты по назначению врача.
  • Физиопроцедуры: массаж, лечебная физкультура, магнитотерапия, водные процедуры, иглоукалывание.
  • Подробней о лечении астении (синдрома хронической усталости) .

Лечение народными средствами

  • Аир болотный (корень) . 2–3 г корневищ настаивать 1–2 часа в стакане теплой кипяченой воды, процедить, добавить мед по вкусу и пить по 0,5 стакана теплого настоя 3–4 раза в день до еды.
  • Алоэ (сироп) . Сироп из сока листьев алоэ с железом принимать по 30–40 капель в 1/2 стакана воды 3–4 раза в день.
  • Аспирин . Когда утомление отражается в основном на спинном хребте (он слабеет и ноет), то рекомендуется принимать 2 раза в день порошок аспирина по 0,3 г и сделать массаж. Необходимо потреблять больше сырых овощей, фруктов, молока, желтков, сыворотки. Людям, занятым в основном умственной работой, рекомендуют есть больше грецких орехов, арахиса, миндаля, чечевицы, гороха, рыбы, особенно щуки, то есть всего того, что содержит фосфор, необходимый для работы мозга.
  • Астрагал пушистоцветковый (настой) . 1 ст. ложку травы настаивать 2–3 часа в стакане кипятка и пить по 2–3 ст. ложки настоя 3–5 раз в день за час до еды.
  • Астрагал (настойка) . Измельчите 100 г свежей травы астрагала и залейте 1 л красного вина. Настаивайте смесь 3 недели, периодически встряхивая. Затем процедите. Принимайте настойку по 30 г 3 раза в день за 30 минут до еды. Этот напиток поможет восстановить защитные силы организма и снимет усталость.
  • Ванна горячая для ног . Для людей умственного труда полезно перед сном принять ножную горячую ванну (42°C) до щиколотки, на десять минут, для оттока крови от головы.
  • Ванна контрастная для ног . Каждый вечер делать ванну для ног. Налить в один таз воду, нагретую до температуры 40–50°C, а в другой – как можно холоднее. В первом тазу держать ноги 5 мин, а во втором – 1 мин. Повторить эту процедуру 5 раз. Затем помассировать ноги, растирая их камфарным спиртом или любым кремом для ног.
  • Ванна с добавлением экстракта сосновой хвои . Полезны для укрепления и восстановления сил после тяжелых болезней. Пары, насыщенные эфирными маслами, благотворно действуют на слизистые оболочки, поэтому хорошо добавлять в ванну несколько капель настоящего масла из сосновых игл. Для приготовления экстракта возьмите хвою, веточки и шишки, залейте холодной водой и кипятите 30 минут. Накройте крышкой и дайте настояться 12 часов. Хороший экстракт должен быть коричневого (или зеленого, если это аптечное средство) цвета. Для ванны нужно 750 мл экстракта.
  • Ванна . Принять теплую ванну; если утомление отразилось главным образом на ногах, то достаточно опустить в горячую воду ноги по щиколотку примерно на 10 минут. Если это по каким-либо причинам невозможно, можно просто приподнять ноги выше уровня таза.
  • Виноградный сок . Выпить 1/2 стакана виноградного сока: по 2 ст. ложки каждые 2 часа.
  • Водянка черная . Употреблять в пищу ягоды шикши (водяники черной).
  • Горец птичий . 2–3 ст. ложки сырья настаивать 2 часа в 1 л кипятка. Процедить, добавить по вкусу мед и пить 2/3–1 стакан настоя 3–4 раза в день до еды.
  • Гранатовый сок . Принимать сок граната в качестве тонизирующего средства.
  • Грецкие орехи . Ежедневно рекомендуется принимать грецкие орехи, изюм и сыр. За один прием нужно съедать 30 г грецких орехов, 20 г изюма и 20 г сыра.
  • Женьшень (корень) . Корень женьшеня применяют в основном в виде аптечной настойки. Принимают по 15–20 капель 2–3 раза в день. Курс лечения 3–6 месяцев в осенне-зимний сезон.
  • Женьшень (настойка) . Настойку женьшеня (1:10) на водке принимать внутрь по 15–25 капель три раза в день до еды в течение 10–15 дней.
  • Заманиха высокая (аптечная) . Принимать по 30–40 капель настойки заманихи высокой 2 раза в день, утром и в обед, за полчаса до еды. Применять в качестве тонизирующего средства при истощении, а также при физическом и умственном утомлении. Необходимо избегать передозировки настойки заманихи, особенно при повышенной возбудимости и бессоннице. У некоторых людей заманиха может вызвать крапивницу и другие аллергические явления.
  • Зверобой продырявленный . Рекомендуется настойка сушеного зверобоя продырявленного (50 г) на кагоре или мадере (0,5 л). Настойку ставят на 30 минут в кастрюлю с водой (70–80°C). Пьют по 1 столовой ложке 3 раза в день перед едой в течение 7–10 дней.
  • Зеленый чай . Заваривать крутой зеленый чай и пить без ограничений.
  • Исландский мох . Хорошим тонизирующим средством является исландский мох. Две чайные ложки мха заливают 2 стаканами холодной воды, доводят до кипения, охлаждают и процеживают. Выпивают дозу в течение суток. Можно использовать и отвар: 20–25 г мха заливают 3/4 л кипятка, 30 минут кипятят и процеживают. Отвар выпивают в течение дня.
  • Картофель (отвар) . 3 раза в неделю пить по стакану водного отвара картофеля с шелухой (приятнее – в холодном виде). Особенно полезно употреблять воду из-под не совсем доваренного картофеля. В шелухе много витаминов A, B, C. Это средство помогает при физическом переутомлении.
  • Клевер луговой (красный) . Соцветия клевера принимать в виде настоя пьют при упадке сил.
  • Компресс на ноги . Если вы страдаете от сырости на рабочем месте и переутомления, Ванга советовала нанести на хлопчатобумажное полотно смесь из растаявшего воска, оливкового масла и воды и укутать им ноги. Держать всю ночь. При необходимости повторить процедуру.
  • Лимон и чеснок . Мелко нарежьте половину лимона вместе с цедрой. Добавьте несколько зубчиков измельченного чеснока и сложите все в полулитровую банку. Залейте содержимое холодной кипяченой водой. Закройте емкость крышкой и настаивайте смесь 4 дня в темном месте. Потом храните ее в холодильнике. Для укрепления организма и от простуды принимайте настой по столовой ложке 1 раз в день натощак за 20 минут до завтрака или вечером перед сном. По истечении 10–14 дней приема человек почувствует прилив сил и отсутствие усталости. Улучшится сон.
  • Лимонник китайский . В народной медицине лимонник китайский широко используют как тонизирующее и общеукрепляющее средство. Нанайцы утверждают, что, если съесть горсть сушеных плодов лимонника, можно охотиться целый день, не принимая пищи и не чувствуя обычного в таких случаях утомления. Их можно заваривать как чай или готовить отвар из расчета 20 г плодов лимонника на 200 мл кипятка. Приготовить отвар. Принимать по 1 столовой ложке 2–3 раза в день в теплом виде натощак или через 4 часа после еды.
  • Листья брусники . Листья брусники заваривать как чай и принимать соответственно.
  • Лотос орехоносный . Применять корневища, листья и плоды лотоса орехоносного в качестве тонизирующего средства.
  • Любка двулистная (ночная фиалка) . Употреблять клубни любки двулистной в качестве общеукрепляющего и тонизирующего средства,
  • Мак . Взять 10 г растертых в порошок сухих лепестков мака снотворного на 200 мл воды или молока. Приготовить отвар. Принимать по 1 ст. ложке 3 раза в день при умственном переутомлении; при бессоннице – за полчаса до сна.
  • Мед и аир . Щепотку порошка из корневища аира обыкновенного смешать с 1/4–1/2 ч. ложки меда и принимать 2 раза в день утром и вечером.
  • Мед и чеснок . При сильном упадке сил и переутомлении полезно съедать перед едой 1 столовую ложку чеснока, сваренного с медом.
  • Мед с пергой . Принимать мед с пергой для поднятия общего тонуса организма (перга – цветочная пыльца, собранная медоносной пчелой).
  • Мед, вино, алоэ . Смешать 350 мл красного вина (лучше «Кагора»), 150 мл сока алоэ и 250 г майского меда. Алоэ (3–5-летнего возраста) до момента срезания листьев не поливать 3 дня. Срезанные листья промыть, измельчить и отжать из них сок. Все компоненты смешать, положить в стеклянную банку, настаивать в темном месте при температуре 4–8°C в течение недели. Принимать по 1 столовой ложке 3 раза в день за 30 минут до еды при упадке сил.
  • Мед, грецкий орех, алоэ . Можно приготовить общеукрепляющую смесь, для чего берут 100 г сока алоэ, 500 г ядер грецких орехов, 300 г меда, сок 3–4 лимонов. Это средство принимают для повышения сопротивляемости организма по 1 чайной ложке 3 раза в день за 30 минут до еды.
  • Мед, лимон, масло . Советуем вам ежедневно натощак выпивать смесь из 1 чайной ложки лимонного сока, 1 чайной ложки жидкого меда (или чуть подогретого густого) и 1 столовой ложки растительного масла, лучше оливкового. Все компоненты, входящие в состав этого полезного напитка, помогут вам прекрасно выглядеть и хорошо себя чувствовать.
  • Мед, лук, вино . В литровую посуду положите 100–150 г мелко нарезанного лука, добавьте 100 г меда, залейте хорошим виноградным вином, дайте настояться в течение 2 недель, профильтруйте и употребляйте ежедневно по 3–4 столовых ложки. Вино способствует защите организма от инфекций, укрепляет иммунитет, действует в качестве мочегонного средства.
  • Мед, масло и другие компоненты . Осенью, перед наступлением холодной погоды, целесообразно готовить нектар как профилактическое средство во время эпидемии гриппа для повышения сопротивляемости организма инфекционным заболеваниям: 1,3 кг меда, 200 г оливкового масла, 150 г березовых почек, 50 г липового цвета, 1 стакан измельченных листьев алоэ (перед приготовлением промытые кипяченой водой листья алоэ положить на 10 дней в холодильник). Мед растопить, положить в него алоэ и хорошо пропарить. Отдельно в 2 стаканах воды заварить почки и липовый цвет; кипятить 2 минуты, влить процеженный отвар в остывший мед, размешать и разлить в 2 бутылки поровну, добавив оливковое масло. Хранить в прохладном месте. Принимать по 2 столовых ложки 3 раза в день, перед употреблением взбалтывая.
  • Мед и мак . Развести 1–2 ч. ложки меда в стакане воды, в этом растворе прокипятить в течение 5–10 мин 2 ч. ложки порошка из лепестков мака. Принимать по 1 ч. ложке 3 раза в день.
  • Медуница . Две столовые ложки медуницы заваривают двумя стаканами кипятка, настаивают 2 часа, принимают по полстакана 3–4 раза в день. Можно пить продолжительное время, так как медуница в указанных дозах абсолютно безвредна для организма.
  • Можжевельник (настой) . 2 чайные ложки плодов можжевельника залить 2 стаканами холодной воды, настоять в течение 2 часов и процедить. Принимать по 1 столовой ложке 3–4 раза в день как тонизирующее средство.
  • Можжевельник (ягоды) . Рекомендуется съедать время от времени по 8–10 штук можжевеловых «ягод» в день, но не часто.
  • Мокрица (звездчатка) . Пить как общеукрепляющее и тонизирующее средство. 2 ст. ложки травы настаивать 1 час в 0,5 л кипятка. Процедить и пить по 1/4–1/3 стакана 3–4 раза в день за час до еды.
  • Морковь дикая (корень) . 2 ст. ложки корней настаивать 2–3 часа в 0,5 л кипятка, процедить и пить по 0,5 стакана настоя 3–4 раза в день до еды.
  • Морковь . По 100–200 мл свежеприготовленного сока моркови пить 3 раза в день.
  • Настурция . 1 ст. ложку настаивать 1–2 часа в стакане кипятка и пить по 2–3 ст. ложки 3–4 раза в день до еды.
  • Обтирания . Ежедневно обтираться холодной водой, лучше всего утром при вставании.
  • Овес . Настрой готовят из соломы овса посевного: 3 ст. ложки измельченной соломы овса залить 2 стаканами кипятка. Настоять, процедить. Принять всю порцию в течение дня.
  • Отруби . При общей слабости и истощении рекомендуется следующее средство. В 1 л кипящей воды положить 200 г отрубей. Варить в течение 1 часа, затем процедить через марлю или сито; отжать остатки отвара и повторно процедить. Отвар можно пить по 1/2–1 стакану 3–4 раза в день до еды. Иногда отвар добавляют в супы или из него готовят квас.
  • Очиток пурпуровый (заячья капуста, скрипун) . Принимать в качестве общеукрепляющего и тонизирующего средства.
  • Пикульник . 3 ч. ложки травы настаивать 1–2 часа в 2 стаканах кипятка, процедить и пить по 0,5 стакана теплого настоя 3–4 раза в день до еды.
  • Рецепты Ванги . Ванга считала, что состояние усталости лечат хорошей пищей, втиранием теплого масла, массажем.
  • Родиола розовая (золотой корень) . Сухие корни родиолы розовой измельчить и залить 70% спиртом в соотношении 1:10. Принимать по 10–20 капель 3 раза в день до еды.
  • Саранка . Принимать цветки и луковицы саранки в качестве средства, придающего бодрость больным; саранка улучшает аппетит, повышает тонус организма. Якуты сушат луковицы саранки, мелют, а из полученной муки выпекают хлеб и варят кашу.
  • Сбор для ванн №1 . Для настоя нужно взять одну часть листьев черной смородины, три части листьев земляники, три части листьев ежевики, одну часть листьев мать-и-мачехи, одну часть травы чабреца и одну часть травы мяты перечной. Одну столовую ложку этого сбора заварить одним стаканом кипятка. Настаивать в течение 10–15 минут в фарфоровой или стеклянной посуде.
  • Сбор для ванн №2 . Для настоя нужно взять две части листьев черной смородины, шесть частей листьев малины, одну часть травы чабреца и одну часть побегов ясменника душистого. Одну столовую ложку этого сбора заварить одним стаканом кипятка. Настаивать в течение 10–15 минут в фарфоровой или стеклянной посуде.
  • Свекла (настойка) . Чтобы избавиться от слабости и быстрее восстановить силы, воспользуйтесь таким рецептом: наполните бутылку почти доверху сырой тертой красной свеклой и залейте водкой. Настаивайте смесь в тепле 12 суток. Пейте по 1 рюмке в день перед едой.
  • Свекла (сок) . Сок свеклы принимать внутрь по 0,5 стакана 3–5 раз в день до еды.
  • Селедка . Съесть несколько кусочков селедки, что особенно помогает при умственном утомлении.
  • Сельдерей . Сельдерей поднимает общий тонус организма и усиливает физическую и умственную работоспособность. Две столовые ложки нарезанных корней залить 200 мл холодной воды, настаивать 2 часа при комнатной температуре и принимать в течение дня несколько раз. Настой рекомендуется также при аллергической крапивнице, подагре, дерматитах, пиелонефритах и циститах.
  • Смородина черная (лист) . 2–3 ст. ложки листьев настаивать 1–2 часа в 0,5 л кипятка и пить по 0,5 стакана настоя 3–5 раз в день до еды.
  • Смородина черная (ягоды) . 700 г ягод черной смородины протереть через сито. Растворить 6 столовых ложек меда в 1/2 литра кипяченой воды. Смешать со смородиной. Принять всю порцию в течение 2 дней.
  • Сушеница лесная . 1 ст. ложку травы настаивать 2 часа в стакане кипятка, процедить, пить по 1–2 ст. ложки 3–4 раза в день до еды.
  • Фрукты и растения . Рекомендуется употребление в пищу яблок, груш, айвы (в любом виде), «гвоздики» (почки цветков гвоздичного дерева), ромашки, лепестков красной розы, розовой воды, мелиссы, граната, лаванды, корицы (коричник китайский) хорошо тонизирует и поднимает настроение.
  • Хрен . Принимать хрен обыкновенный в качестве укрепляющего средства при напряженном умственном или физическом труде.
  • Цикорий (корень) . Взять 20 г корней цикория обыкновенного на 200 мл кипятка. Приготовить отвар обычным способом. Принимать по 1 столовой ложке 5–6 раз в день. Можно также использовать настойку корней цикория: 20 г корней на 100 мл спирта. Принимать по 20–25 капель 5 раз в день. И отвар, и настойку применяют как общеукрепляющее средство.
  • Чай . Выпить чашку чая с молоком и ложкой меда или стакан настоя мяты перечной.
  • Шиповник (настой) . 2 столовые ложки сухих плодов шиповника коричного положить в термос и залить стаканом кипящей воды, настаивать в течение суток. Пить по 1/3–1/2 стакана 2–3 раза в день после еды. Шиповник используют как укрепляющее средство при инфекционных заболеваниях, малокровии, переломах костей, для усиления потенции, улучшения сна.
  • Шиповник (отвар) . Измельчите плоды шиповника и прокипятите 2 столовые ложки в 0,5 л воды 15 минут на слабом огне. Плотно укутайте и дайте отвару настояться ночь, затем процедите. Пейте приготовленный отвар шиповника с медом в течение дня как чай. Желательно в этот день отказаться от еды. Хранить в холодном месте не более 2 дней.
  • Элеутерококк . Принимать по 15–20 капель настойки (аптечной) 2 раза в день, утром и в обед за 30 минут до еды. Элеутерококк оказывает стимулирующее и тонизирующее действие на организм, улучшает самочувствие, повышает работоспособность, сопротивляемость организма неблагоприятным условиям.

Правильное питание при утомлении

Нормальное питание – лучшее средство от переутомления.

Исследования показали, что люди, которые едят часто, но понемногу, меньше страдают от утомляемости и нервозности, сохраняя ясность мышления, в отличие от тех, кто питается 2-3 раза в день. Поэтому между основными приемами пищи рекомендуется съесть немного фруктов, выпить сока, чашку чая с молоком и ложкой меда или стакан настоя мяты перечной.

При умственном утомлении хорошо съесть несколько кусочков рыбы (особенно щуки); фосфор, содержащийся в ней, необходим для работы мозга. Людям, занятым в основном умственной деятельностью, рекомендуют есть больше грецких орехов, арахиса, миндаля, гороха, чечевицы. Для работы желез внутренней секреции необходимо употреблять больше сырых овощей, фруктов, молока, желтков, сыворотки. Свежий зеленый лук снимает чувство усталости и сонливости.

При всяком утомлении, а также при расстройстве нервной системы рекомендуется разболтать сырой желток в стакане почти горячего молока, положить туда немного сахара и выпить не спеша. Этот напиток можно употреблять 2–3 раза в день.


Умственная работоспособность и факторы, ее определяющие

Учеба студента - это характерный пример современного умственного труда, к которому принято относить работы, связанные с приемом и переработкой информации и требующие, преимущественно, напряжения сенсорного аппарата, памяти, активизации процессов мышления, эмоциональной сферы. Характерной особенностью данного вида труда является сильное возбуждение головного мозга в сравнительно небольшой области нервных центров, что обуславливает их быстрое утомление, напряжение в органах чувств и в то же время ограничение двигательной активности.

Культура умственного труда - это такая его организация, которая надежно обеспечивает максимальную эффективность любых интеллектуальных усилий при минимальной затрате нервной и физической энергии.

Освоение знаний, умений и навыков на этапе высшего образования требует от студента проявления таких его высших психических функций, как внимание, память, мышление, скорость переработки информации и т.п. В связи с этим интенсивная умственная работа особенно остро отражается на состоянии центральной нервной системы и на протекании психических процессов. Интенсивность процесса обмена веществ в мозге значительно повышена, он потребляет до 20 % кислорода, поступающего во внутреннюю среду организма. Для нормального осуществления своих функций мозг должен иметь хорошее стабильное кровоснабжение.

Однако, длительное пребывание в положении сидя, отрицательные эмоции, напряженная работа в условиях дефицита времени, нервно-психическое напряжение снижают эффективность кровообращения в головном мозге. При отрицательных эмоциях в крови увеличивается количество адреналина, за счет увеличения ацетилхолина, принимающего участие в передаче нервного напряжения в центральной нервной системе, что приводит к сужению сосудов, питающих сердце и головной мозг. Под влиянием адреналина учащается ритм сердца, что связано с большим расходом энергии, при этом доставка к органам питательных веществ и кислорода ограничивается.

Одной из неблагоприятных сторон умственной деятельности является снижение двигательной активности. В условиях ограничения двигательной активности изменения сердечной деятельности, возникающее под влиянием напряженного интеллектуального труда, сохраняются дольше, чем в условиях нормальной двигательной активности.

При длительной умственной работе из-за ограничения движений и наклонного положения головы затрудняется отток венозной крови из головного мозга что вызывает головную боль и снижение работоспособности.

Как показывают исследования, напряженная умственная работа сопровождается непроизвольным сокращением и напряжением скелетных мышц, не имеющих прямое отношение к выполнению умственной работы.

Умственная работоспособность во многом зависит от общей физической работоспособности всего организма и душевного благополучия. Она зависит от состояния психофизических качеств студентов, таких как: общая выносливость, эмоциональная устойчивость, быстрота мыслительной деятельности, способность к переключению и распределению, концентрации и устойчивости внимания.

Умственный труд немыслим без напряженной работы мозга. Работа мозга невозможна без тренировки мышления, а тренировка мышления идет через определенную степень утомления. Не утомляясь, нельзя достичь повышения умственной работоспособности. Усидчивость в работе, способность длительное время удерживать внимание на исследуемом объекте, длительная мобилизация памяти - это определенная выносливость в умственном труде. Она развивается через волевое принуждение себя работать над заданием, несмотря на усталость.

К факторам, определяющим умственную работоспособность студентов можно отнести следующие:

Состояние здоровья, уровень физического развития и физической подготовленности;

Общая и специальная эрудиция;

Личностные качества: твердость характера, воля, усидчивость;

Уровень развития высших психических функций: внимания, памяти, мышления, скорости переработки информации;

Ведение здорового образа жизни, соблюдение режима дня, труда и отдыха, питания, двигательной активности;

Настроение, самочувствие, интерес к деятельности.
Умственная работоспособность непостоянна, она изменяется на протяжении рабочего дня. В начале она низкая (период вырабатывания), затем поднимается и какое-то время удерживается на высоком уровне (период устойчивой работоспособности), после чего снижается (период некомпенсированного утомления). Умственная работоспособность человека в значительной мере зависит от времени суток. Суточный физиологический ритм функциональных систем организма определяет повышенную интенсивность деятельности органов и систем в дневное время и пониженную - в ночное время. Умственная работоспособность изменяется в течение недели. На понедельник приходится стадия врабатывания, на вторник, среду и четверг - высокая работоспособность, а развивающееся утомление приходится на пятницу и субботу. Именно поэтому в воскресенье следует больше внимания уделять активному отдыху, занятиям физическими упражнениями.

Многочисленными исследованиями доказано, что занятия физическими упражнениями оказывают эффективное влияние на факторы повышения работоспособности и противодействуют преждевременному наступлению утомления. В течение учебного дня целесообразно использовать физкультурные паузы, т.е. выполнять физические упражнения в перерывах между занятиями.

Механизмы возникновения и признаки умственного утомления

Утомление - это физиологическое состояние организма, проявляющееся во временном снижении работоспособности в результате проведенной работы. Это своего рода диспропорция между расходованием и восстановлением энергетических веществ.

Состояние утомления проявляется в замедлении процесса утомления связано с ощущением усталости. Утомление служит естественным сигналом возможного истощения организма и одновременно предохранительным биологическим механизмом, защищающим его от перенапряжения. Вместе с тем утомление является также и стимулятором, мобилизующим резервы организма и обеспечивающим рост функциональных возможностей организма.

Утомление бывает острым и хроническим, т.е. может проявляться в короткий промежуток времени и носить длительный характер; общим и локальным, т.е. характеризующим изменение функций организма в целом или какой-то в отдельности (определенной группы мышц, какого-либо анализатора и т.п.). Различают две фазы развития утомления: компенсированную (за счет подключения энергетических резервов организма) и некомпенсированную (когда резервные возможности организма исчерпываются и работа продолжается за счет силы воли).

К причинам, вызывающим умственное утомление студентов, можно отнести следующее.

Загруженность интеллектуальной сферы, высокая мобилизация высших процессов психической деятельности человека: внимания, памяти, мышления;

Нахождение длительное время в закрытых помещениях, в соблюдении определенной рабочей позы, в ограничении подвижности;

Высокие требования к самоорганизации и самоподготовке;

Ощущение недостатка времени;

Торопливая еда;

Условия проживания и межличностные отношения;

Анатомо-физиологические особенности организма, рост и развитие которого завершается в студенческие годы.

Степень развития утомления в процессе умственного труда можно определить по некоторым внешним признакам (таблица 8.1).

Таблица 8.1 - Внешние признаки утомления в процессе умственного труда студентов (по С.А. Косилову)

Объект наблюдения

Утомление

Незначительное Значительное Резкое
Внимание Редкие отвлечения Рассеянное, частые отвлечения Ослабленное; реакции на новые раздражители (словесные указания) отсутствуют
Поза Непостоянная, потягивания ног и выпрямление туловища Частая смена поз, повороты головы в разные стороны, облокачивание, поддержание головы руками Стремление положить голову на стол, вытянуться, откинуться на спинку стула
Движения Точные Неуверенные, замедленные Суетливые движения рук и пальцев (ухудшение подчерка)

К ним относятся бледность кожных покровов и слизистой оболочки, особенно заметная на лице, расслабленность и вялость движений, сгорбленность позы или «развалка» в позе сидя, неуверенность и нерешительность в действиях, повышенный тремор (дрожание) конечностей и др.

В учебной работе утомление проявляется в замедленном темпе выполнения учебных заданий, в увеличении количества ошибок, в росте числа отвлечений от дела.

Внешние психофизические симптомы поведения при утомлении проявляются в виде общей заторможенности и угнетенности.

Умственное утомление в подавляющем случаев дает картину угрюмости, отчужденности и флегматичности.

Таблица 8.2 - Краткая характеристика степеней переутомления (по К.К. Платонову)

Симптом

Степень переутомления

I- начинающееся

II - легкое III - выраженное IV - тяжелое
Снижение ра-ботоспособности Заметное Выраженное Резкое
Проявление ранее отсутствовавшей усталости при умственной нагрузке

При усиленной нагрузке

При обычной нагрузке При облегченной нагрузке Без видимой нагрузки
Компенсация понижения работоспособности волевым путем

Не требуется

Полностью Не полностью Незначительно
Эмоциональные сдвиги Временное снижение интереса к работе Временами неустойчивость настроения Раздражительность Угнетение, резкая раздражительность
Расстройства сна

Трудно засыпать и просыпаться

Труднее засыпать, просыпаться Сонливость днем Бессонница
Снижение умственной работоспособности Трудно сосредоточиться Временами забывчивость Заметное ослабление внимания и памяти
Вегетативные сдвиги

Временами тяжесть в голове

Часто тяжесть в голове Временами головные боли, снижение аппетита Частые головные боли, потеря апптетита
Профилактические мероприятия

Упорядочение отдыха, физическая культура

Отдых, физическая культура Организованный отдых, предоставление отпуска Лечение

Систематическое выполнение работы на фоне недовосстановления, чрезмерное нервно-психическое напряжение могут привести к состоянию переутомления, которое характеризуется резким развитием тормозных процессов, что приводит к неодолимому чувству усталости. Оно сопровождается чувством усталости до начала работы, отсутствием интереса к ней, апатией, повышенной раздражительностью, снижением аппетита, головокружением и головными болями (таблица 8.2).

Наблюдаются также и объективные признаки, как снижение веса, расстройства пищеварения, повышения сухожильных рефлексов, потливости, пульса, артериального давления. При выраженной и тяжелой степени переутомления снижается сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям.

Умственное переутомление особенно опасно для психического здоровья человека, так как оно связано со способностью центральной нервной системы к длительной работе с перегрузками, что в конечном итоге может привести к запредельному торможению в ее корковых и подкорковых структурах.

Устранение и профилактика утомления возможны за счет оптимизации физической, умственной и эмоциональной активности организма. Необходимы активный отдых, переключение на другие виды деятельности, использование средств восстановления.

Физиологические процессы, обеспечивающие восстановление измененных при выполнении определенной работы функций организма, называются восстановительными. Во время выполнения работы преобладают ассимиляции, а восстановление энергетических ресурсов можем происходить даже с превышением исходного уровня (суперкомпенсация). Это явление имеет огромное значение для повышения тренированности организма, обеспечивая в конечном итоге повышение работоспособности.

Схематично процесс восстановления можно представить в виде трех взаимодополняющих процессов:

Устранение нарушений в системах нейрогуморального регулирования;

Выведение продуктов распада, образовавшихся в результате проведенной работы в тканях и клетках организма;

Выведение продуктов распада из внутренней среды организма.
Рациональное сочетание нагрузок и отдыха - необходимое условие сохранения и активизации восстановительных процессов. Дополнительными средствами восстановления могут быть: личная гигиена, сбалансированное питание, массаж и самомассаж, баня или сауна, применение биологически активных веществ (витаминов).

Средства физической культуры в регулировании работоспособности

Различают отдых пассивный и активный, связанный с двигательной деятельности. Активный отдых является основой организации отдыха в сфере умственной деятельности. Значение активного отдыха для восстановления работоспособности впервые было установлено русским физиологом И.М. Сеченовым (1829-1905), который показал, что явно выраженное ускорение восстановления работоспособности утомленной конечности происходит не при ее пассивном отдыхе, а при работе в период отдыха другой конечностью.

К «малым формам» физической культуры в режиме учебного труда студентов относятся: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза, физкультминутки, микропаузы активного отдыха.

Утренняя гигиеническая гимнастика включается в распорядок дня в утренние часы после пробуждения от сна. В комплексы необходимо включать упражнения на все группы мышц, упражнения на гибкость и дыхательные упражнения. Не рекомендуется выполнять упражнения статического характера, со значительными отягощениями, на выносилось. Ежедневный комплекс утренней гигиенической гимнастики, дополненный водными процедурами - эффективное средство закаливания организма, поддержания работоспособности.

Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы, способствует более продуктивной деятельности коры головного мозга.

Физкультурная пауза проводится для снижения утомления в процессе умственной деятельности. Она состоит из 5-7 упражнений и проводится от 5 до 10 минут в период начинающегося утомления.

Студентам предлагается следующий комплекс физкультурной паузы:

1-е упражнение - потягивание. Темп медленный. 5-6 раз.

2-е упражнение - наклоны назад и повороты туловища. Темп средний. 3-4 раза.

3-е упражнение - наклоны вперед. Темп средний. 6-10 раз.

4-е упражнение - пружинистые приседания. Темп средний. 6-8 раз.

5-е упражнение - наклоны в стороны. Темп средний. 6-8 раз.

6-е упражнение - маховые движения. Темп средний. 4-6 раз.

7-е упражнение - на координацию движений. Темп средний. 6-8 раз.

Физкультминутка состоит из 2-3 упражнений, выполняемых в течение 1 -2 минут. Физкультурные минутки могут быть общего и локального воздействия, они применяются в течение учебного дня по мере необходимости в активном отдыхе (до 5 раз и более).

Примером физкультминутки для студентов может служить следующий комплекс (В.Н. Носарь):

1-е упражнение - потягивание.

2-е упражнение - приседания, выпады или прыжки.

3-е упражнение - на координацию движений.

Микропаузы активного отдыха являются самой короткой формой физической культуры в режиме учебного труда студентов, длительность, которой 20-30 секунд. В микропаузах используются мышечные напряжения динамического, а чаще изометрического (без движения) характера, расслабление мышц, движения головой, глазами, дыхательные упражнения, ходьба. Они применяются многократно, по мере необходимости, индивидуально.



Переутомление человеческой нервной системы - это достаточно распространенное явление в современном мире. Наиболее часто ему подвержены люди, которые длительное время работают в крупных компаниях, менеджеры, девушки, ставшие недавно матерями, студенты. Достаточно сложно диагностировать нервное переутомление, симптомы его пересекаются с большим количеством других болезней.

Кратко о силе нервной системы

Научно доказано, что сила и слабость нервной системы является врожденным показателем. Сила нервной системы определяет, насколько человек способен выдерживать нагрузки, при этом, не переходя в состояние заторможенности.

Действительно сильная нервная система может выдерживать достаточно длительный период времени эмоциональное возбуждение. Энергия клеток расходуется не слишком быстро и рационально. Происходит естественное торможение происходящих процессов, а вместе с ним включаются защитные функции нервной системы. Таким образом, человек на протяжении долгого времени может переносить напряжение и не наступает раздражительность. Люди, которые имеют слабую нервную систему, не могут ждать, они плохо улавливают новую информацию и пытаются ее перебросить практически каждому встречному, так как им тяжело ее в себе держать.

Человек со слабой нервной системой не может физически переносить сильные раздражители, происходит быстрая утомляемость нервных центров. Он может сразу же отключиться (появляется сильный тормозной процесс) или наоборот торможение не успевает справиться с возбуждением и тогда человек может сделать очень много глупых поступков. Нервная слабость имеет высокую сенситивность (чувствительность) и может различать слабые сигналы - это является ее главным преимуществом.

Сказать с полной уверенностью какая нервная система лучше - невозможно. Люди с сильной нервной системой могут запоминать и обрабатывать большое количество информации. Они являются хорошими исполнителями и могут делать большой объем работы, но задания необходимо давать от простого к сложному. Они долго вникают в работу, но при необходимости могут делать ее длительный период времени.

Люди, которые имеют нервно-психическую слабость, достаточно быстро приспосабливаются к различным ситуациям, но при этом, если на них влияют сильные раздражители, не могут справиться с возбуждением. Задания необходимо давать от сложных к простым, так как они тратят больше клеточной энергии, являются хорошими управленцами и прирожденными лидерами.

Основные проявления нервного переутомления

Несмотря на сложность диагностики, существуют определенные симптомы, которые могут наверняка определить данное состояние человека.

  1. Раздражительность. Человек начинает нервничать, раздражаться, даже, если он ожидает чего-либо короткий промежуток времени.
  2. Гнев. Малейший повод приводит к злому, раздражительному состоянию.
  3. Заниженная самооценка. Создается неверное ощущение, что все неудачи, которые происходят вокруг человека, были сделаны им, и он является главным недоразумением в этом мире. Теряется вера в свои силы и возможность успешного завершения дела.
  4. Жалось к своей персоне, тревожность и плаксивое настроение.
  5. Бессонница. Человека мучает усталость, он постоянно не высыпается и не может уснуть из-за постоянных мыслей, которые его неустанно тревожат.
  6. Снижение работоспособности. Человек подвержен быстрому утомлению, не может сконцентрироваться.
  7. Чувство разбитости.

Повышенная нервозность у подростков

Зачастую люди привыкли видеть молодых людей жизнерадостных и активных. Однако, нередко встречаются лица, замкнутые в себе, пассивные и плохо выдерживающие даже минимальные эмоциональные напряжения. Повешенная утомляемость и нервозность у подростков является вполне естественным состоянием в пубертатный период. Необходимо не забывать о психологической обстановке дома. Она играет ключевую роль в становлении нервной системы ребенка.

Когда утомляемый подросток страдает повышенной нервозностью, его организм включает своеобразный защитный механизм, например, он может слишком долго спать. Излишняя усталость также может быть связана с неправильным обменом веществ. Если переработка питательных веществ происходит слишком быстро, они не преобразовываются в энергию, тем самым организм даже от самой незначительной нагрузки начинает уставать.

Таким детям необходимо уделять особое внимание, ведь постоянная нервозность может привести к серьезным болезням. Хорошо укрепляет нервную систему подростка - режим. Но при этом, нужно учитывать определенные склонности ребенка, не заставлять его делать то, чего он не любит или не может делать. Не рекомендуется вводить в жизнь подростка резких перемен. В таком случае нервная система может не выдержать. Все, чем занимается ребенок должно быть ему под силу и не переутомлять.

Последствия нервного истощения

После наступления такого негативного явления как нервное истощение, человек становится уязвимым, что сказывается на работе всего организма. Многие пытаются примириться с этим состоянием, но это только причиняет еще больший вред здоровью. В таких случаях нервное истощение приводит к таким состояниям, которые порой могут являться очень опасными, а именно:

  • апатичная депрессия, она приводит к тому, что человек не в состоянии ничего делать, вялость;
  • обостряются различные хронические заболевания;
  • появляются психические заболевания. Порой последствия бывают очень серьезные, к примеру, появляется неверное восприятие мира, нарушение личности, иногда доходит до суицида;
  • ухудшаются отношения с семьей и близкими людьми;
  • появляются проблемы на работе;
  • невозможность радоваться и жить полноценной жизнью.

Если появляется неврастения необходимо немедленно начинать специализированное медицинское лечение. Однако, представители человечества не хотят доводить себя до подобных состояний, так как лучше их предотвратить, чем в дальнейшем заниматься лечением. Профилактические средства достаточно просты, но в то же время весьма эффективны. Любой человек должен знать некоторые простые правила по предотвращению нервного переутомления. Их можно использовать, индивидуально подбирая под себя наиболее приемлемые.

Профилактические мероприятия по предотвращению нервного переутомления

В первую очередь, надо следить за своим состоянием здоровья, следует сделать все, чтобы организм чувствовал себя комфортно. Нужно отдыхать достаточное количество времени, голова должна быть свежей и отдохнувшей. Постараться привнести в свою жизнь больше поводов для радости, которые помогут сохранять позитивный настрой в разных жизненных ситуациях.

Профилактические меры таковы:

  • не перегружать себя работой. Следует выполнять столько работы, сколько организм ее воспринимает;
  • правильная организация дня;
  • выделить время для полноценного отдыха и развлечений;
  • ложиться спать не позже полуночи;
  • стараться проводить меньше времени возле компьютера и телевизора;
  • хобби отлично отвлекает от серых будней;
  • получать больше позитивных эмоций, от этого исчезает раздражительность;
  • лучше относиться к людям, выбрать правильные приоритеты в жизни;
  • не стоит нервничать из-за мелочей, ведь они того не стоят, а здоровье вернуть очень сложно;
  • если человека что-то не устраивает в себе, не нужно заниматься самобичеванием, а необходимо просто исправить этот недочет;
  • не запускать болезни, а лечить их;
  • получать достаточное для нормального функционирования организма количество витаминов;
  • медитация и йога позитивно влияют на нервную систему.

Главное - нужно следить за своим организмом и чувствовать его, быть внимательным ко всем сигналам, которые он подает. Намного лучше предотвратить плохое состояние, чем довести его до крайности.

Медикаментозное лечение нервного переутомления

Если нервное истощение наступило, необходимо явиться к неврологу. Он определит текущее состояние дел и назначит правильное лечение. Иногда требуется помощь психолога либо в зависимости от ситуации психоаналитика, психотерапевта и т.д., которые определят причину такого состояния и помогут избавиться от нее.

В большинстве случаев назначается медикаментозное лечение. Необходимые терапевтические мероприятия должны проводиться исключительно медицинским специалистом, так как на каждого человека по-разному они могут воздействовать и вместо ожидающейся пользы можно своему организму нанести вред.

  1. Для снятия спазмов сосудов и кислородного голодания мозга, врачи назначают такие фармацевтические препараты как Гинко-билоба, Бетасерк, Танакан.
  2. В случае запущенного состояния врач может назначить Алезепил, Тенотен, Цераксон. Необходимо учитывать, что это сильные лекарственные препараты, которые положительно влияют на клетки мозга и снимают раздражительность. Перед их приемом обязательно необходима консультация специалиста.
  3. Если требуется восстановление нервной системы, то рекомендовано принимать витамины группы В. Для этого можно использовать различные витаминно-минеральные комплексы, в состав которых они входят. К примеру, Мильгамма Композитум, Нейробион, Нейромультивит, Полинервин, Юнигамма и др.
  4. В случае напряженной, интеллектуальной работы могут быть назначены успокоительные средства в индивидуальном порядке. Необходимо учитывать, что лекарственные препараты между собой отличаются химической структурой, поэтому каждому человеку необходимо успокаивающее, которое подходит именно ему. Из числа таких могут выступать Седистресс, Персен, Ново-Пассит и др., которые относятся к медикаментам растительного происхождения.
  5. Когда состояние пациента не критическое, назначаются сеансы иглоукалывания, массаж и физиотерапия.

Большинство врачей не сторонники медикаментозного лечения, так как некоторые фармацевтические препараты плохо влияют на мозговые клетки.

Чувство усталости и раздражительность негативно влияют на человека и его окружение. Не стоит допускать нервного переутомления, намного проще его предотвратить, чем лечить при помощи медикаментов или других средств. Следует стараться смотреть на мир проще, не переутомляться на работе и дать своему организму право на полноценный отдых. Соблюдая простые правила, можно избежать этого негативного явления, которое часто встречается в современной жизни.

Умственное утомление и связанное с ним снижение работоспособности имеют свои специфические особенности. Оно, как правило, появляется при длительной и достаточно напряженной работе и связано с чрезмерным повышением или ослаблением деятельности внешних органов чувств. При умственном утомлении снижается сила памяти, вследствие чего возникает «убегание мыслей», быстрое исчезновение из памяти того, что незадолго до этого было усвоено.

При умственной работе может возникать и субъективное чувство усталости (в отличие от утомления, являющегося объективным показателем). Умственная усталость может нарастать при неудовлетворенности работой, неудаче в ней. И наоборот, в возбужденном состоянии, при повышенном интересе к работе чувство усталости может не появиться даже тогда, когда объективные, в том числе и внешние, показатели и признаки говорят о фактического наступлении состояния утомления у человека (табл.1). В этом случае показатели работоспособности, в частности продуктивность труда, могут не снижаться, но работа проводится на фоне фактического утомления, что не является положительным для организма человека. Вообще умственная работоспособность, умственное утомление, в отличие от физического, где действуют природные охранительные барьеры, имеют существенные отличия.

Физиологическая сущность восстановления сил на первый взгляд довольно проста. Но почему же после тяжелого физического труда шлейф утомления растягивается на 3-4 дня, а после напряженного умственного даже на 10-12 дней? И мало кто понимает, например, что недельные каникулы после экзаменационной сессии - слишком малый срок для полноценного восстановления. И если не предпринимать профилактических мер (увеличение двигательной активности и сроков пребывания на открытом воздухе и т. д.), то утомление к концу второго полугодия становится значительным. А это уже может помешать успешной учебе.

Таблица 1 - Внешние признаки утомления при умственном труде (по СЛ. Косилову)

Утомление

незначительное

значительное

Внимание

Редкие отвлечения

Рассеянное, частые отвлечения

Ослабленное, реакция на новые раздражители отсутствует

Непостоянная, потягивание ног и выпрямление туловища

Частая смена поз, повороты головы в стороны, облока-чивание, поддерживание головы руками

Стремление положить голову на стол, вытянуться, отки-нувшись на спинку стула

Движения

Неуверенные, замедленные

Суетливые движения рук и пальцев (ухудшение почерка)

Интерес к новому материалу

Живой интерес, задают вопросы

Слабый интерес, отсутствие вопросов

Полное отсутствие интереса, апатия

То же происходит во время профессиональной работы. И хотя при напряженном умственном труде в течение часа энергопотери определяются всего 30-40 ккал (т. е. 240-320 ккал за 8 ч работы), физиологические и биохимические изменения, наблюдавшиеся при утомлении от такого труда, ликвидируются значительно медленнее, чем после физической работы. Однако снижение работоспособности в одном виде умственного труда может сопровождаться сохранением его эффективности в другом. Поэтому, устав заниматься вычислительными операциями, можно иногда успешно заниматься чтением. Таким образом, наступление нервно-эмоционального умственного утомления в отличие от физического (мышечного) не приводит к автоматическому прекращению работы. Оно не всегда обнаруживается через ощущение усталости, что может привести к различным степеням переутомления, к невротическим сдвигам (табл. 2).

Кроме того, следует учитывать то, что при длительном занятии профессиональным умственным трудом в организме могут возникать функциональные изменения, обусловленные главным образом малой подвижностью. Выражается это в ухудшении работы сердца, склеротических изменениях кровеносных сосудов, проявлении гипотонии (у молодых) и гипертонии (у пожилых), возникновении неврозов. Недостаток движений приводит также к ослаблению дыхания. В нижних отделах легких, в полости живота и ногах застаивается кровь. Возникает атония кишечника, в организме накапливаются продукты гниения, появляются головные боли. Снижение окислительных процессов в организме влечет за собой малокровие, а в некоторых случаях и ожирение.

Таблица 2 - Характеристика степеней утомления (по К.К. Платонову)

Степень переутомления

Симптомы

начинающееся

выраженное

Снижение дееспособности

Заметное

Выраженное

Появление усталости

При усиленной нагрузке

При обычной нагрузке

При облегчен-ной нагрузке

Без видимой нагрузки

Эмоциональные сдвиги

Временное сни-жение интереса к работе

Временами неустойчивость настроения

Раздражительость

Угнетение, раздражительность

Расстройство сна

Труднее засыпать,

просыпаться

Трудно засыпать или просыпаться

Сонливость днем

Бессонница

Снижение умственной работоспособности

Трудно сосредоточи-ться

Временами забывчивость

Вегетативные сдвиги

Временами тяжесть в голове

Часто тяжестьв голове

Временами головные боли, снижение аппетита

Профилактические меры

Упорядочение отдыха, физическая культура

Отдых, физическая культура

Организованный отдых, уход в отпуск

Известно, что эмоциональные реакции приводят к повышению уровня холестерина в крови в связи с увеличением выделения ряда гормонов, например у докладчиков перед докладом, у артистов перед выходом на сцену, у летчиков перед полетом, у студентов перед экзаменом и т. п. Если принять во внимание, что этому химическому веществу приписывают важную роль в развитии склеротических изменений кровеносных сосудов, то станет понятным особое значение и профилактики сердечно-сосудистых патологий различными средствами, в том числе и средствами физической культуры и спорта.

От мало работающей мышечной системы в головной мозг поступает ограниченный поток информации, а это приводит к ослаблению возбудительного процесса и торможению в определенных зонах коры больших полушарий. Возникают условия для повышенной утомляемости, снижения работоспособности не только умственной, но и физической, ухудшается общее самочувствие. Понижение мышечного тонуса ухудшает осанку.

Все сказанное подчеркивает значение правильной организации умственного труда, обязательного использования дополнительных физических нагрузок. Рационально подобранный режим рабочего дня, послерабочий отдых, физкультурно-спортивные занятия существенно помогут в снятии утомления и профилактике невротических и психологических заболеваний.