История скорой помощи. История создания скорой помощи

Скорая медицинская помощь является одной из гарантий осуществления медико-социальной помощи гражданам.

Экстренная медицинская помощь больным и пострадавшим при угрожающих жизни и здоровью человека состояниях и травмах, которая оказывается на месте происшествия (на улице, в общественных местах, учреждениях, дома и в пути следования заболевшего в больницу).

Скорая помощь оказывается в случаях острых заболеваний, при массовых катастрофах, стихийных бедствиях, несчастных случаях, родах и нарушении нормального течения беременности, в местах общественного пользования, на улице и на дому.

Неотложная помощь оказывается больным на дому при обострении хронических заболеваний.

В нашей стране создана общегосударственная система организации скорой медицинской помощи, в которую входят станции скорой и неотложной помощи, больницы скорой помощи (или отделения экстренной госпитализации общей сети больничных учреждений), санитарная авиация.

Организация работы станции скорой и неотложной помощи

Для оказания скорой медицинской помощи предназначены станции скорой и неотложной помощи. Станции скорой медицинской помощи не занимаются систематическим лечением, они предназначены для оказания неотложной помощи на догоспитальном этапе (см. приказ Минздрава РФ от 26.03.2000 г. № 100). На станциях скорой помощи не выдают больничных листов, справок и других письменных документов больным или их родственникам.

Госпитализацией больных занимаются больницы скорой помощи и отделения экстренной госпитализации обшей сети больничных учреждений.

Станции скорой помощи оснащены специализированным санитарным транспортом, оборудованным аппаратурой для проведения срочной диагностики и лечения состояний, угрожаемых жизни. Работа станций скорой помощи организована побригадно. Различают бригады линейные (врач и фельдшер), специализированные (врач и два фельдшера), линейные фельдшерские (обычно используются для целенаправленной перевозки больных). В крупных городах обычно действуют следующие специализированные бригады: реанимационная, неврологическая, инфекционная, педиатрическая реанимационная, психиатрическая и т. д. Вся работа бригад документируется, врачом бригады заполняются карты вызова, которые после дежурства сдаются для контроля старшему врачу смены, а затем на хранение и статистическую обработку в организационно-методический отдел. При необходимости (по просьбе врачей обшей сети, следственных органов и т. д.) всегда можно найти карту вызова и выяснить обстоятельства вызова. Если больной госпитализирован, врач или фельдшер заполняет сопроводительный лист, который остается в истории болезни до выписки больного из стационара или до смерти больного. Отрывной талон сопроводительного листа больница возвращает на станцию, что позволяет вести учет ошибок бригады скорой помощи, улучшая тем самым качество работы бригад скорой помощи.

На месте вызова бригадой скорой помощи проводится необходимое лечение в максимально доступном объеме (а также в пути при транспортировке больного). В оказании помощи больным и пострадавшим основная ответственность возлагается на врача бригады, который руководит действиями бригады. В сложных случаях врач консультируется со старшим врачом смены по телефону. Чаще всего старший врач смены по просьбе врача линейной бригады направляет к месту вызова специализированную бригаду. Больных, нуждающихся в экстренной помощи, транспортируют на большие расстояния самолетами санитарной авиации, вертолетами.

Смежники
    Личные странички Службы
Учреждения
    Больнички Ведомства
  • История 03
  • Архив новостей
      Официальное Есть мнение Репортажи Сайт Фельдшер.ру
    Партнеры

    История скорой помощи

    8 декабря 1881 г.

    В Венском театре комической оперы случился пожар.

    Это происшествие, принявшее грандиозные размеры (479 человеческих жертв), представляло ужасающее зрелище. Перед театром на снегу лежали сотни обожженных людей, многие из которых получили также различные травмы во время падения. Пострадавшие более суток не могли получить никакой медицинской помощи, при том, что в Вене в то время находилось множество первоклассных и хорошо оснащенных клиник. Вся эта ужасная картина потрясла находившегося на месте происшествия профессора-хирурга Яромира Мунди, который оказался беспомощным перед лицом катастрофы. Он не мог оказать пострадавшим действенной помощи. На следующий же день доктор Я. Мунди приступил к созданию Венского добровольного спасательного общества. Этим обществом были организованы пожарная, лодочная команды и станция скорой медицинской помощи (центральная и филиал) для оказания срочной помощи пострадавшим от несчастных случаев. В первый же год своего существования Венская станция скорой помощи оказала помощь 2067 пострадавшим.

    В составе бригад работали врачи и студенты медицинского факультета.

    В середине XIX века бурный рост промышленности оказал большое влияние на приток населения в города. Росло число предприятий, жилых домов, на улицах увеличилось движение транспорта. В связи с этим появились многочисленные несчастные случаи на улицах, заводах и фабриках. Жизнь в самой резкой форме указывала на необходимость службы, способной немедленно оказывать медицинскую помощь пострадавшим от несчастных случаев. Поначалу эта функция легла на плечи добровольных пожарных обществ и Общества Красного Креста. Но возможности их были недостаточны. Нужна была самостоятельная служба, способная решить эти задачи.

    Вскоре, в Берлине профессором Ф. Эсмархом была создана Станция скорой медицинской помощи, подобная Венской. Деятельность этих станций была настолько полезной и необходимой, что за короткий период в ряде городов европейских государств стали возникать подобные станции.

    1897 г.

    Появилась Станция скорой помощи в Варшаве.

    Затем этому примеру последовали города Лодзь, Вильно, Киев, Одесса, Рига. Чуть позднее станции скорой помощи стали открываться в Харькове, Петербурге и Москве. Венская станция играла роль методического центра.

    28 апреля 1898 г.

    Появление карет скорой помощи на московских улицах.

    До этого времени пострадавших, которые обычно подбирали полицейские, пожарные, а иногда и извозчики, доставляли в приемные покои при полицейских домах. Необходимый в таких случаях медицинский осмотр на месте происшествия не проводился. Часто люди с тяжелыми телесными повреждениями часами находились без надлежащей помощи в полицейских домах, что требовало создания карет скорой помощи.

    Были открыты две первых Станции скорой помощи при Сущевском и Сретенском полицейских участках. На каждой станции было по одной карете. Выезжали на них врач, фельдшер и санитар. Каждая карета была оснащена укладкой с медикаментами, инструментарием и перевязочным материалом. Дежурили как штатные врачи полиции, так и внештатные врачи. Радиус обслуживания ограничивался территорией, находящейся в ведении полицейской части. Дежурство начиналось в 3 часа дня, заканчивалось в это же время на следующий день. Медицинскому персоналу была выделена комната. Каждый вызов фиксировался в специальном журнале, где указывались паспортные данные обслуживаемого больного, какой вид помощи был ему, куда и в какое время он был доставлен. Вызовы принимались только на улицы. На квартиры выезды были запрещены.

    В первый месяц своей деятельности обе станции подтвердили неотъемлемое право на свое существование. Увидев необходимость такой работы, обер-полицмейстер города приказал расширить территорию обслуживания этими станциями, не дожидаясь открытия новых.

    Результаты двухмесячной работы Сущевской и Сретенской станций превзошли все ожидания. Ими было выполнено 82 вызова и 12 перевозок, на что было затрачено 64 часа 32 минуты. Анализ работы станций показал, что первое место среди обратившихся за помощью занимали лица, находившиеся в состоянии алкогольного опьянения. Их было 27. Далее следовали пострадавшие от травмы, в том числе с ушибами и ушибленными ранами - 8 человек, с переломами конечностей - 4, после падения с высоты 6 и т. д. Своим приказом 212 обер-полицмейстер обязал принимать вызовы в первую очередь к пьяным, находящимся в бесчувствии. Остальных же, по его мнению, надлежало доставлять в приемные покои на извозчиках.

    13 июня 1898 г.

    В истории Москвы была первая катастрофа, обслуженная скорой помощью. На Иерусалимском проезде, в доме Суровцева, упала строящаяся каменная стена. Было девять пострадавших. Выезжали обе кареты. Всем пострадавшим была оказана первая помощь, пять из них были госпитализированы.

    Май 1908 г.

    По предложению профессора Московского университета П.И. Дьякова состоялось учредительное собрание Добровольного общества скорой медицинской помощи с привлечением частного капитала. Общество ставило своей целью оказывать бесплатную медицинскую помощь пострадавшим от несчастных случаев.
    Первая мировая война многое изменила в развитии скорой медицинской помощи. Материальные ресурсы были переориентированы на фронт и станции скорой помощи прекратили свое существование.

    Октябрь 1917 г.

    После октябрьских событий в 1917 г. Москва еще целых два года оставалась без скорой помощи.

    Июль 1919 г.

    На заседании Коллегии врачебно-санитарного отдела Московского Совета рабочих депутатов, проходившем под председательством Н. А. Семашко, было принято следующее постановление: Организовать в Москве Станцию скорой медицинской помощи, куда передать кареты бывшей скорой помощи.

    В первую очередь организовать скорую помощь при несчастных случаях на фабриках и заводах, а затем на улицах города и в общественных местах. Для чего должен быть приглашен заведующий Станцией, коему и поручается организация Скорой медицинской помощи, для обслуживания Станции выделить 15 врачей, из коих должны быть хирурги, терапевты и хирурги-гинекологи, затем санитары и прочий персонал.

    15 октября 1919 г.

    Московская станция скорой медицинской помощи начала работать.


    1 января 1923 г.

    Руководство Московского здравоохранения предложило возглавить Станцию скорой медицинской помощи А. С. Пучкову, который проявил себя незаурядным организатором Горэвакопункта во время эпидемии сыпного тифа в годы Гражданской войны.

    Принявший предложение А.С. Пучков был поражен состоянием дел. Находившаяся без руководства Станция являла жалкое зрелище: побитая санитарная автомашина, три небольшие комнатки, канцелярская книга для записи вызовов и два телефона. Скорая, как это и было намечено при ее создании, выезжала только на несчастные случаи. Внезапные заболевания, случившиеся на дому, как бы тяжелы они ни были, оставались необслуженными. Особенно плохо обстояло дело с тяжело заболевшими в ночные часы. А.С. Пучков со свойственной ему энергичностью сразу принялся за дело. Прежде всего были слиты в единое учреждение Центропункт и Станция скорой помощи под одним названием Московская станция скорой медицинской помощи. Была создана особая система отчетности. Разрабатывались книги, бланки вызовов, листы учета работы машин, и, наконец, сопроводительный лист, возвращаемый обратно на Станцию из стационара для контроля диагнозов врачей скорой помощи. Сейчас этим пользуются все станции страны.

    Под руководством А.С.Пучкова Московская Станция скорой помощи постоянно развивалась, создавала дочерние учреждения срочной медицинской помощи (неотложная помощь на дому, неотложная психиатрическая помощь), организовывала эвакопункт. В течение нескольких лет было открыто несколько подстанций, начато строительство новых, но грандиозные планы развития Скорой помощи не сбылись началась Великая Отечественная война. Жизнь Станции потекла по законам военного времени. В результате блестяще организованной работы она оказалась практически подготовленной к внезапно усложнившейся обстановке. А. С. Пучков моментально перевел себя на казарменное положение и уже не уходил с работы. Под его руководством был организован штаб. Сотрудники Станции работали по двое-трое суток беспрерывно. Полностью оправдала себя схема тактических действий при обслуживании массовых случаев поражения. Она оказалась приемлемой и рациональной в условиях противовоздушной обороны. Московская станция была единственной в стране, работавшей в военное время бесперебойно и с тем же числом бригад, что и в мирное время.

    1960 г.

    Для послевоенной деятельности Станции характерны крупные организационные мероприятия. В начале 60-х годов на Скорой помощи по инициативе ее начальника Л. Б. Шапиро были созданы специализированные бригады по оказанию высококвалифицированной помощи при тяжелых формах инфаркта миокарда.

    Одновременно в ряде крупных московских клинических больниц были организованы специальные палаты, куда бригады Скорой помощи доставляли больных, минуя приемные отделения. Это позволило решить вопрос единой тактики ведения больных и преемственности на этапе скорая - стационар. В эти годы расширился контакт с ведущими клиниками Москвы, проводилась совместная научная работа с академиками В. Н. Виноградовым и Н. К. Боголеповым, с профессорами Д. А. Араповым, Б. А. Петровым, С. Г. Моисеевым, П. Л. Сухининым, В. В. Лебедевым. Это был новый этап развития Московской станции скорой медицинской помощи.

    Стала широко развиваться специализированная служба, ставшая прообразом специализированных бригад, появившихся на станциях скорой помощи бывшего СССР. На Московской станции появились новые типы бригад - неврологическая и педиатрическая, функционально базирующиеся в клиниках и научно-исследовательских институтах.


    В последующем произошло объединение Станции скорой медицинской помощи с районными пунктами неотложной помощи, была реорганизована работа оперативного отдела, введены должности старших диспетчеров и старших эвакуаторов. Большое внимание уделялось укреплению диспетчерской службы подстанции. Для большей оперативности в работе были введены должности вторых диспетчеров. В условиях интенсивного роста Станции развивались такие вспомогательные отделы, как отдел связи, технический отдел, служба ремонта. Общее число подстанций достигло сорока. Московская СиНМП превратилась в одно из крупнейших медицинских учреждений бывшего СССР.

    Срочный вызов врача зачастую сопряжен с необходимостью госпитализации больного в стационар. Однако далеко не всегда требуется немедленная доставка пациента в больницу, поэтому многие автомобили с красным крестом выезжают не только на экстренные вызовы. Это может быть и неотложная медицинская помощь на дому.

    Долгое время - с момента появления в России первых станций скорой медицинской помощи (1897 год) и до середины 20-х годов XX века - «кареты скорой помощи» выезжали только на вызовы, поступающие с улиц или промышленных предприятий. Дело было не столько в нехватке транспорта, сколько в сложившихся традициях: на дому пациентов обычно обслуживали доктора, имеющие частную практику, а позже - врачи из различных медицинских учреждений (больниц, пунктов врачебной помощи и поликлиник). Днем медицинскую помощь, во всяком случае, в больших в городах, получить было несложно, а вот ночью, когда большинство медицинских учреждений закрывалось, находившимся дома «острым» больным рассчитывать приходилось исключительно на собственные силы.

    Возникла необходимость в организации службы ночной неотложной медицинской помощи. Пункт неотложной помощи был организован на базе Московской станции скорой помощи в 1926 году по инициативе Александра Сергеевича Пучкова, создателя и начальника Московской скорой. Врачи неотложной помощи работали в вечернее и ночное время - до восьми утра. Они выезжали на вызовы на мотоциклах с коляской, но после нескольких серьезных дорожно-транспортных происшествий, в которых медики получили травмы, транспортом этого подразделения стали легковые автомобили Fiat, Adler и Mercedes-Benz.

    Вызовы на пункт неотложной помощи принимала Центральная станция скорой помощи. Постепенно она перестала справляться с потоком звонков, поэтому с 1933 года неотложная медицинская помощь были выделена из Станции скорой помощи в самостоятельную службу. В каждом из десяти районов города было организовано по одному пункту неотложной помощи. Подчинялись они районным отделам здравоохранения (райздравотделам). Вызовы на дом, поступавшие с 19 вечера до 9 утра, «неотложка» стала принимать самостоятельно.

    При этом каждый пункт обслуживал территорию района, поделенного между несколькими поликлиниками. Если выяснялось, что больной нуждается в срочной госпитализации, врач неотложной помощи сам вызывал бригаду «скорой». С 1928 года на Московской станции скорой помощи по ночам начали дежурить врачи-психиатры, а с 1938 года - и опытные врачи-педиатры, которые оказывали консультативную помощь врачам «неотложки», а в сложных случаях сами выезжали для осмотра больного.

    В Ленинграде история неотложной медицинской помощи сложилась иначе. Ленинградская «неотложка» выросла из так называемых «пунктов квартирной помощи» (ночных врачебных дежурств с 18 вечера до 9 утра). В 1927 году все существовавшие ранее пункты неотложной помощи закрылись, а в каждом районе города при шести районных станциях скорой помощи были организованы новые «штабы», попавшие в прямое подчинение руководи-теля Ленинградской станции скорой помощи Меера Абрамовича Месселя. Для поездок к пациентам врачи ленинградской «неотложки» в первые годы тоже использовали мотоциклы, которые были заменены легковыми автомобилями только в 1934 году. Тогда же была предпринята безуспешная (и бессмысленная) попытка «административно-командным» методом переименовать «неотложную помощь» в «ночную медицинскую помощь». В 1938 году ленинградская «неотложка» была вновь реорганизована на основе принципов работы аналогичной службы в Москве.

    Послевоенные годы знаменательны появлением первых «специализированных» автомобилей для неотложной помощи. «Профессиональная ориентация» этих обычных с виду легковых машин выражалась в нанесении на стекла красных крестов в белом круге и более простой и дешевой отделке салонов - дорогие материалы заменялись быстромоющимся дерматином. Как правило, такие машины имели дефорсированные двигатели, способные работать на низкооктановых сортах бензина.

    Первым в этой линейке стал в 1947 году медицинский «Москвич-400-420М». Впоследствии ни одно поколение московских- малолитражек не обходилось без аналогичной модификации. Интересно, что в комплектацию «Москвича-407М» в качестве «профессионального оборудования» вошла обязательная сегодня для всех автомобилей аптечка. Следует отметить, что такими машинами - седанами с минимальными изменениями - пользовались не только службы неотложной помощи, но и участковые врачи, отправлявшиеся но вызову на дом.

    Кроме машин неотложной помощи, в СССР большими тиражами выпускались легковые автомобили скорой помощи с кузовами седан или лимузин («Победы», ЗиМы и ЗиСы-110), оборудованные для перевозки лежачих больных. Все они обладали одним недостатком: загружать носилки с больным в переоборудованный салон через крышу багажника было неудобно.

    Появление на Горьковском автозаводе универсала на базе 21-й «Волги» позволило создать модификацию скорой медицинской помощи ГАЗ-22, более-менее приспособленную для работы «на линии». Выпуск таких машин начался летом 1962 года. К этому времени уже было освоено производство куда более вместительных и лучше приспособленных для работы в качестве «скорой» микроавтобусов УАЗ и РАФ, но их катастрофически не хватало, поэтому санитарные универсалы горьковского автозавода во многих городах составляли основу автопарка станций и больниц скорой помощи. Однако дефицит специализированных микроавтобусов постепенно сходил на нет, а производство ГАЗ-22 продолжалось. В результате менее востребованные в службе скорой медицинской помощи «Волги» попали в «неотложку».

    В 1970 году семейство ГАЗ-21 уступило место «Волге» следующего поколения, а в 1975 году начался выпуск новой санитарной модификации ГАЗ-24-0З, приспособленной для перевозки одних носилок с больным.

    Ввиду ограниченных финансовых возможностей советской системы здравоохранения и вытекающей отсюда нехватки «узконаправленного» транспорта, четкой специализации у доставшихся лечебным учреждениям автомобилей не было. Где-то врач «неотложки» довольствовался «Москвичом» с красным крестом на лобовом стекле, а где-то участковым педиатрам для плановых посещений захворавших детишек могли выделить «Волгу»-универсал.

    В 1970-х годах районные пункты неотложной помощи в Москве были вновь переданы в структуру Станции скорой медицинской помощи. Объединение сопровождалось целым рядом сложностей: не хватало помещений и транспорта; совершенно разной была стилистика работы специалистов. В конечном итоге, московская «неотложка» перестала существовать. В последние годы предпринимается попытка возродить эту службу. В Санкт-Петербурге скорая и неотложная помощь сохранились как две отдельные службы. Используя практически одинаковый транспорт и оборудование, они отличаются составом бригад (в «неотложке», как правило, только врач и водитель), характером обслуживаемых вызовов, каналами поступления вызовов и администрированием.

    В начале XIX века в Российской империи в оказании скорой медицинской помощи (СМП) больным большую роль играли пожарные и полицейские. Пострадавших от несчастных случаев доставляли в приемные покои при полицейских домах. Необходимый в таких случаях медицинский осмотр на месте происшествия отсутствовал.

    В 1844 году известный врач-гуманист Федор Гааз открыл в Москве "специализированную полицейскую больницу для бесприютных", которая впоследствии получила название "Гаазовской". Однако учреждение не имело своего транспорта и выездного персонала, и могла оказывать помощь только тем, кто сам мог дойти до больницы или был доставлен случайным попутным транспортом.

    В 1897 году в Варшаве была открыта первая Станция скорой медицинской помощи. Затем примеру Варшавы последовали города Лодзь, Вильно, Киев, Одесса, Рига, Харьков.

    28 апреля 1898 года в Москве при Сущевском и Сретенском полицейских участках были открыты две Станции скорой помощи. На каждой станции было по одной карете, оснащенной медикаментами, инструментарием и перевязочным материалом. Выезжали на них врач, фельдшер и санитар.

    Уже за первые два месяца работы станций было выполнено 82 вызова.

    7 марта 1899 года в Санкт Петербурге, по инициативе выдающегося хирурга Николая Вельяминова, были открыты пять Станций скорой помощи.

    В 1908 году в Москве хирург Петр Дьяконов предложил создать Добровольное общество скорой помощи, которое приобрело автомобиль и открыло станцию на Долгоруковской улице.

    В 1912 году доктором Московского почтамта Владимиром Поморцовым была разработана конструкция городской кареты скорой медицинской помощи, которая легла в основу создания первого отечественного санитарного транспорта.

    В 1919 году решением Коллегии врачебно-санитарного отдела Московского совета рабочих депутатов в Москве была учреждена городская Станция скорой помощи (ныне — Станция скорой и неотложной помощи имени Пучкова) при Шереметевской больнице (ныне — Московский городской научно исследовательский институт скорой помощи имени Н. В. Склифосовского). Приоритетом ее работы было признано оказание помощи при несчастных случаях на фабриках и заводах. Штат станции составил 15 человек и включал таких специалистов как хирурги, терапевты и хирурги гинекологи. На должность заведующего станцией был приглашен Владимир Поморцов. 15 октября 1919 года врачом Леонидом Овосаповым был принят первый вызов.

    В этом же году в Петрограде (ныне — Санкт Петербург), на базе бывшего доходного дома и частной лечебницы доктора медицины Б.М. Кальмейера был открыт Центральный госпиталь скорой помощи (ныне — Научно исследовательский институт скорой помощи имени И.И. Джанелидзе).

    В 1921 году в Москве был создан новый тип лечебно эвакуационной службы для борьбы с эпидемией брюшного тифа. Первоначально это был отдел перевозки больных при Мосгорздравотделе, затем был организован Центральный городской пункт перевозки больных (Центропункт), высылавший легковой транспорт к особо тяжелым больным.

    В 1923 году произошло слияние городской Станции скорой помощи и Центропункта, руководителем образовавшейся в результате Московской станции скорой медицинской помощи стал доктор медицинских наук Александр Пучков.

    В 1923 году с создания службы Скорой медицинской помощи при Верх Исетском металлургическом заводе в пригороде Екатеринбурга началась история создания службы на Урале.

    В 1926 году при Московской станции скорой помощи впервые был организован дежурный пункт неотложной помощи для обслуживания внезапно заболевших на дому. В этих случаях к больным выезжали врачи на мотоциклах с колясками, позднее на машинах.

    В 1927 году в структуре СМП был создан еще один вид неотложной помощи — психиатрический. Со станции высылалась машина с врачом психиатром к больным, находящимся в состоянии возбуждения, являющимся социально опасными для окружающих.

    В 1956 году профессор Борис Кулешевский на XIV съезде терапевтов выдвинул идею создания специализированных бригад СМП, ставшую важным этапом в развитии отечественной системы скорой и неотложной помощи.

    В 1957 году в Ленинграде на базе завода медицинской техники "Красногвардеец" была сконструирована специализированная машина-автобус — так называемая "Штурмовая машина", оснащенная всем необходимым для проведения реанимационных действий на месте происшествия или по пути в больницу.

    В конце 1958 года в Ленинграде, в 1960 году в Свердловске (ныне — Екатеринбург), затем в Москве и Киеве были созданы специализированные кардиореанимационные бригады СМП для выезда к больным с инфарктом миокарда.

    В 1960-х годах в Ленинграде и Москве, а позднее и в других крупных городах СССР появились педиатрические бригады, специализирующиеся на оказании неотложной помощи детям.

    В 1962 году на базе Свердловской службы скорой помощи была создана первая неврологическая (инсультная) бригада СМП.

    В 1967 году возникла специализированная гематологическая бригада для оказания помощи больным с острыми кровотечениями, вызванными нарушениями в свертывающей системе крови.

    В 1969 году появились токсико-терминальные бригады скорой помощи, специализирующиеся на оказании помощи больным с острыми отравлениями.

    С 1986 года начала принимать вызовы специализированная наркологическая бригада.

    С 1 января 2005 года вступил в силу приказ министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 ноября 2004 года "Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи", который определил базовые положения при оказании СМП. Помощь должна производиться круглосуточно и безвозмездно.

    Подстанции скорой медицинской помощи должны были организовываться с расчетом 20 минутной транспортной доступности.

    В 2005 году был проведен первый Всероссийский съезд врачей скорой медицинской помощи.

    По состоянию на 2006 год СМП в России оказывали 3223 станции , в составе которых насчитывалось более 13 тысяч общепрофильных врачебных бригад, 5,7 тысяч специализированных бригад.

    В 2006 году развитие и совершенствование СМП было включено в перечень основных направлений приоритетной национальной программы "Здоровье".

    За период с 2006 по 2008 год в рамках реализации мероприятий программы удалось обновить каждую третью работающую на линии автомашину скорой помощи.

    В 2008 году министерством здравоохранения РФ был дополнительно принят проект "Дорожная травма", направленный на развитие скорой медицинской помощи при ДТП, целью которого стало снижение к 2013 году смертности на дорогах в два раза.

    Санитарные автомобили, поставляемые по проекту субъектам РФ, на базе FIAT DUCATO. Такой автомобиль дает возможность врачу встать в полный рост для оказания помощи пациенту. Специально для транспортировки пострадавших со множественными переломами в комплект оборудования карет скорой помощи вошло универсальное фиксирующее устройство для конечностей и позвоночника.

    В 2008-2010 годах 49 субъектов РФ приняло участие в реализации мероприятий федеральной программы "Дорожная травма". Для оказания медицинской помощи специализированными бригадами СМП было закуплено 511 реанимобилей; создана система этапности оказания медицинской помощи в зависимости от степени тяжести полученных травм пострадавшими в результате ДТП.

    В июне июле 2012 года Минздравом России совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования были заключены о финансировании мероприятий по оснащению санитарного транспорта, станций и центров СМП аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

    Скорая медицинская помощь в нашей стране сложилась как система медицинской помощи при угрожающих здоровью и жизни состояниях - несчастных случаях и внезапных острых заболеваниях. Сегодня - это мощная единая система, располагающая разветвленной сетью станций и больниц скорой помощи, санитарной авиацией и научно-исследовательскими институтами.

    Начало же развития, первичные зачатки первой помощи относятся к эпохе раннего средневековья - IV веку, когда на дорогах, ведущих в Иерусалим, были организованы так называемые странноприимные дома для оказания помощи многочисленным путникам.

    В 1092 г. в Англии был учрежден орден Иоаннитов, в задачу которого входили обслуживание больных в госпитале в Иерусалиме и оказание первой помощи путникам на дорогах. В начале XV века - в 1417 г.- в Голландии была организована служба для оказания помощи тонущим на многочисленных каналах, перерезающих эту страну.

    Первая станция скорой помощи была создана в Вене в 1881 г. Поводом для этого послужил пожар в Большом театре, во время которого было очень много пострадавших, оставшихся без какой-либо помощи. По инициативе венского врача Ярослава Мунди вскоре была организована станция скорой помощи. В соответствии с проектом Я. Мунди в задачу этого учреждения входили оказание первой помощи пострадавшим и транспортирование их либо в лечебное учреждение, либо домой. Эта станция скорой помощи не имела своего штатного состава. Она существовала на благотворительных началах и пользовалась помощью добровольцев - врачей и студентов-медиков.

    В капиталистических странах и в настоящее время служба скорой медицинской помощи отражает все противоречия, свойственные этому обществу. В этих странах нет единой службы скорой медицинской помощи, она не сосредоточена в руках государства, а находится в ведении самых различных, в том числе частных, лечебных учреждений и носит платный характер. Ею занимаются муниципалитеты, общества Красного Креста, страховые организации, медицинские колледжи, больницы и т. д..

    В России идея организации скорой медицинской помощи возникла гораздо раньше, чем в Европе, и принадлежала она жившему в Петербурге доктору медицины Г. Л. Аттенгоферу, который еще в 1818 г. вошел с ходатайством к городским властям с документом, названным им "Проект заведению в Санкт-Петербурге для спасения обмирающих скоропостижно или подвергнувших свою жизнь опасности". К сожалению, этот проект осуществлен не был.

    Следующий этап попыток организации скорой помощи связан с именем известного русского врача и гуманиста Ф. П. Гааза. В 1826 г. Ф. П. Гааз пытался ввести должность "особого врача для наблюдения за организацией попечения о внезапно заболевших, нуждающихся в немедленной помощи". Однако просьба эта была отклонена как "излишняя и бесполезная". Только в 1844 г. Ф. П. Гаазу удалось открыть в Москве "полицейскую больницу для бесприютных". В ее задачу входило оказание помощи при "внезапных случаях для пользования и начального подания бесплатной помощи". Это еще не была скорая помощь, так как больница не располагала транспортом и оказывала помощь только тем, кого тем или иным образом доставляли в больницу.

    Первые 3 станции скорой помощи в России были открыты в 1898 г. На каждой станции были конная карета, перевязочный материал, носилки, некоторые инструменты и лекарственные средства. Годом позже - в 1899 г. -5 таких станций было открыто в Петербурге. Задача этих станций заключалась в оказании первой помощи при внезапных заболеваниях и несчастных случаях в общественных местах, а также в транспортировании больных в лечебное учреждение.

    Как уже упоминалось, все станции скорой помощи основывались благодаря денежной помощи ("благотворительным пожертвованиям") частных лиц. Однако передовые врачи того времени, прекрасно понимая необходимость и значение скорой помощи, уделяли много времени и сил ее организации, развитию и популяризации.

    В 1889 г. К. К. Рейер открыл курсы, предназначенные главным образом для обучения полицейских правилам оказания первой помощи.

    В 1896 г. Н. А. Вельяминов разработал проект "Организации подания первой помощи в Санкт-Петербурге". А в 1908 г. в Москве по инициативе известного хирурга П. И. Дьяконова было организовано общество скорой помощи. Много внимания уделяли развитию скорой помощи в Петербурге известные хирурги Г. И. Турнер и И. И. Греков. Г. И. Турнер был первым заведующим городской станцией скорой помощи, а И. И. Греков - первым руководителем центральной станции скорой помощи.

    В начале XX века станции скорой помощи были открыты еще в семи городах России. Все они обслуживались санитарами. Только в 1912 г. в Петербурге 50 врачей согласились на добровольных началах участвовать в работе скорой помощи. До 1912 г. вся скорая помощь обслуживалась конным транспортом. Только во втором десятилетии века появились первые санитарные автомобили.

    Только Великая Октябрьская социалистическая революция положила начало проведению важнейших преобразований во всех областях здравоохранения и обеспечила создание и развитие целой системы по оказанию скорой медицинской помощи населению нашей страны.

    Уже 26. 10. 17 г. при Военно-революционном комитете Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов был создан медико-санитарный отдел для оказания неотложной медицинской помощи восставшим рабочим Петрограда. Возглавил этот отдел доктор П. Б. Хавкин, впоследствии главный врач Ленинградской станции скорой помощи.

    С первых же дней Советской власти скорая помощь стала делом государственным и в основу ее работы были положены все главные принципы советского здравоохранения - бесплатность, общедоступность, плановость, профилактическая направленность, использование новейших достижений науки и техники.

    Прежде всего, необходимо указать на повсеместность распространения службы скорой помощи. Однако дело, естественно, не только в количественном росте. Одновременно с ростом числа станций началось и их техническое переоснащение. Это динамический процесс, который постоянно продолжается. Дело скорой помощи было поставлено на научную основу.

    В 1928 г. был организован Московский НИИ скорой помощи им. Н. В. Склифософского, а в 1932 г. - Ленинградский НИИ скорой помощи, который позднее получил имя своего основателя - известного советского хирурга Героя Социалистического Труда И. И. Джанелидзе. Эти институты стали центрами организации и развития службы скорой помощи.

    Мощным скачком в развитии службы скорой помощи стало создание специализированных бригад. Первая специализированная бригада скорой помощи - психиатрическая - была организована в 1928 г. в Москве, а в 1931 г.-в Ленинграде. Скорая помощь стала обеспечиваться современным транспортом. Однако широкое распространение такие бригады получили только в конце 50-х - начале 60-х годов. Так, в 1957-1958 гг. в Ленинграде была создана специализированная бригада скорой помощи для оказания помощи больным с тяжелой травмой и шоком. Опыт противошоковых специализированных бригад позволил в Москве, Ленинграде, а потом и в других городах организовать специализированные кардиологические, токсикологические, педиатрические бригады. Благодаря этому специализированная скорая медицинская помощь смогла значительно приблизиться к тяжело больным и пострадавшим, что значительно улучшило результаты лечения. Наконец, в последние годы стали организовываться бригады интенсивной терапии, предназначенные для оказания высококвалифицированной экстренной помощи различным категориям тяжело больных и пострадавших. Необходимость создания таких бригад обусловлена относительно невысоким процентом профильности вызовов специализированных бригад - ситуацией, когда специализированные бригады используются без учета их возможностей.

    В будущем, наряду с сохранением специализированных бригад, представляется целесообразным все так называемые линейные бригады поднять до уровня бригад интенсивной терапии. Скорая помощь сейчас превратилась в мощную, хорошо оснащенную службу, в которой работает более 50 тыс. врачей и более 100 тыс. средних медицинских работников и которая оказывает помощь в среднем в течение года 87 млн человек.

    Под ред. В. Михайловича

    "История службы скорой медицинской помощи" и другие статьи из раздела