Роль снов в романе «Преступление и наказание. Первый сон Раскольникова – анализ произведения и характеристика героев Сон раскольникова после преступления

Великий мастер психологического романа, Федор Михайлович Достоевский, для более глубокого изображения своего героя в произведении "Преступление и наказание" использовал такой прием, как сон. С помощью снов писатель хотел глубоко затронуть характер и душу человека, который решился на убийство. Главный герой романа, Родион Раскольников, видел четыре сна. Мы сделаем анализ эпизода сна Раскольникова, который он увидел перед убийством старухи. Попробуем разобраться, что хотел показать Достоевский этим сновидением, какова его главная мысль, как он связан с реальными событиями в книге. Также мы уделим внимание последнему сну героя, который называют апокалиптическим.

Использование писателем сна для глубокого раскрытия образа

Многие писатели и поэты, чтобы глубже раскрыть образ своего персонажа, прибегали к описанию его снов. Стоит вспомнить пушкинскую Татьяну Ларину, которая во сне увидела странную избушку в таинственном лесу. Этим самым Пушкин показал красоту души русской девушки, которая выросла на старинных преданиях и сказках. Писателю Гончарову удалось своего окунуть Обломова ночью в детство, насладиться безмятежным раем Обломовки. Писатель этому сновидению посвятил целую главу романа. Утопические черты воплотил в снах Веры Павловны Чернышевкий (роман "Что делать?"). С помощью сновидений писатели сближают нас с героями, пытаются объяснить их поступки. Очень важен и анализ эпизода сна Раскольникова в "Преступлении и наказании" Достоевского. Без него невозможно было бы понять мятущуюся душу страдающего студента, решившегося убить старуху-процентщицу.


Краткий анализ первого сна Раскольникова

Итак, первый сон Родион увидел после того, как решился доказать себе, что он не "тварь дрожащая и право имеет", то есть осмелился на убийство ненавистной старухи. Анализ сна Ракольникова подтверждает, что само слово "убийство" пугало студента, он сомневается, что сможет это совершить. Юноша испытывает ужас, но все же отваживается доказать, что принадлежит к высшим существам, имеющим право проливать "кровь по совести". Раскольникову придает храбрости мысль о том, что он выступит в роли благородного спасителя для многих убогих и униженных. Только вот Достоевский первым сном Родиона разбивает подобные рассуждения героя, изображая ранимую, беспомощную душу, которая заблуждается.

Раскольников видит во сне детские годы в родном городке. Детство отображает беззаботный период жизни, когда не нужно принимать важные решения и отвечать за свои поступки. Не случайно Достоевский возвращает Родиона ночью в детство. Это говорит о том, что проблемы взрослой жизни привели героя к угнетенному состоянию, он пытается убежать от них. С детством также связана борьба добра со злом.

Родион рядом с собой видит своего отца, что очень символично. Отец считается символом защиты и безопасности. Они вдвоем идут мимо кабака, из него выбегают пьяные мужики. Эти образы Родион каждый день наблюдал на улочках Петербурга. Одному мужику, Миколке, вздумалось прокатить остальных на его телеге, в упряжи которой была исхудавшая крестьянская кляча. Вся компания садится в телегу с удовольствием. Хилая лошадь не в состоянии тянуть такой груз, Миколка изо всех сил бьет клячонку. Маленький Родион с ужасом наблюдает, как от ударов заливаются кровью глаза лошади. Пьяная толпа призывает добить ее топором. Остервеневший хозяин добивает клячу. Раскольникову-ребенку очень страшно, от жалости он бросается на защиту лошади, но с опозданием. Накал страстей доходит до предела. Злобная агрессия пьяных мужиков противопоставлена непереносимому отчаянию ребенка. На его глазах произошло жестокое убийство бедной лошадки, что переполнило душу жалостью к ней. Чтобы передать экспрессивность эпизода, Достоевский после каждой фразы ставит восклицательный знак, что помогает сделать анализ сна Раскольникова.


Какими чувствами наполнена атмосфера первого сна героя Достоевского?

Атмосфера сна дополнена сильнейшими чувствами. С одной стороны, мы видим злостную, агрессивную, разнузданную толпу. С другой стороны, уделяется внимание невыносимому отчаянию маленького Родиона, сердце которого сотрясает жалость к бедной лошади. Но больше всего впечатляют слезы и ужас умирающей клячи. Достоевский мастерски показал эту страшную картину.


Главная мысль эпизода

Что же хотел показать писатель этим эпизодом? Достоевский акцентирует внимание на неприятие убийства человеческой натурой, в том числе и натурой Родиона. Перед сном Раскольников думал, что будет полезно убить старуху-процентщицу, отжившую свой век и заставляющую страдать других. От ужасной сцены, увиденной во сне, Раскольников весь покрылся холодным потом. Так боролась его душа с разумом.

Делая анализ сна Раскольникова, мы убеждаемся, что сон не имеет свойства подчиняться разуму, поэтому в нем видно натуру человека. Идеей Достоевского было показать этим сновидением непринятие душой и сердцем Родиона убийства. Реальная же жизнь, где герой заботится о матери и сестре, желает доказать свою теорию об "обыкновенных" и "необыкновенных" личностях, заставляет его идти на преступление. Он видит в убийстве пользу, которая заглушает муки его натуры. В старушонке студент видит никому не нужное, вредное существо, которое вскоре и само умрет. Тем самым писатель вложил в первый сон истинные причины преступления и противоестественность убийства.


Связь первого сна с дальнейшими событиями романа

Действия первого сна происходят в родном городе, символизирующем Петербург. Неотъемлемыми составляющими Северной столицы были кабаки, пьяные мужики, удушливая обстановка. Автор видит в Петербурге причину и соучастника преступления Раскольникова. Атмосфера города, мнимые тупики, жестокость и безразличие так повлияли на главного героя, что возбудили в нем болезненное состояние. Именно это состояние толкает студента на противоестественное убийство.

Терзания в душе Раскольникова после сна

Родион содрогается после своего сновидения, переосмысливает его. Все же, после душевных терзаний, студент убивает старуху и еще и Елизавету, напоминающую забитую и беспомощную клячу. Она даже не осмелилась поднять руку для своей защиты от топора убийцы. Умирая, старуха произнесет фразу: "Заездили клячу!". Но в реальной ситуации Раскольников уже будет палачом, а не защитником слабых. Он стал частью грубого, жестокого мира.


Анализ последнего сна Раскольникова

В эпилоге романа читатели видят еще одно сновидение Родиона, оно больше похоже на полубред. Этот сон уже предвещал нравственное выздоровление, избавление от сомнений. Анализ сна Раскольникова (последнего) подтверждает, что Родион уже нашел ответы на вопросы о крушении своей теории. Раскольников в последнем сне увидел приближение конца света. Весь мир погрузился в страшную болезнь и вот-вот исчезнет. Вокруг развелись умные и волевые микробы (духи). Они вселялись в людей, делая их сумасшедшими и невменяемыми. Больные люди считали себя самыми умными и оправдывали все свои действия. Унижающие друг друга люди напоминали пауков в банке. Такой кошмар полностью исцелил героя духовно и физически. Он идет в новую жизнь, где нет чудовищной теории.


Значение снов студента

Анализ снов Раскольникова в "Преступлении и наказании" доказывает, что в композиционном плане они играют существенную роль. С их помощью читатель заостряет внимание на сюжете, образах, конкретных эпизодах. Эти сновидения помогают лучше понять основную идею романа. С помощью снов Достоевский очень глубоко и полно раскрыл психологию Родиона. Если бы Раскольников прислушался к своему внутреннему "я", то не совершил бы страшную трагедию, расколовшую его сознание на две половины.

Роль сна в произведениях Достоевского отлична от пушкинской. Мы можем ясно увидеть это, рассмотрев его роман "Преступление и наказание".

Описание сна, привидевшегося Родиону Романовичу Раскольникову в вечер накануне убийства старухи-процентщицы, является одним из ключевых моментов сюжета "Преступления и наказания".

На первый взгляд, этот уход в бессознательное на время вырывает героя из рамок окружающей действительности, в которой начинает развиваться придуманный им страшный план, и дает бедному студенту небольшую передышку от той болезненной лихорадки, в которую он загнал себя своей сумасбродной идеей. Поначалу кажется, что очутившись в непривычной обстановке Островов, в окружении зелени, свежести цветов, вместо обычной городской пыли, известки и "теснящихся домов" Родион и вправду чудесным образом избавляется "от этих чар", от колдовства, от наваждения и погружается в мир своего детства. Когда герой с душевной теплотой вспоминает бедную маленькую городскую церковь, с зеленым куполом и "старинные в ней образа", и "станинного священника с дрожащей головой", и свое собственное невероятно трогательное благоговение перед "маленькой могилкой меньшего братика, умершего шести месяцев, которого он совсем не знал и не мог помнить", нам кажется, что из-под наносного, рожденного жизненными обстоятельствами, в нынешнем Раскольникове, нищем студенте и обитателе трущоб, воскреснет душа ребенка, неспособного не только убить человека, но спокойно смотреть на убийство лошади. Таким образом, весь смысл эпизода заключается в раскрытии истинного душевного состояния героя, который, пробудившись, даже обращается с молитвой к Богу: "Господи, покажи мне мой путь, и я отрешусь от этой проклятой моей мечты". Однако, буквально через сутки, Раскольников все-таки приведет в исполнение свой страшный замысел, а Достоевский почему-то не дает читателю забыть об этом первом сне своего персонажа практически до самого конца романа: как круги, расходящиеся по воде от брошенного камня или отголоски произнесенной вслух фразы по всему тексту "Преступления и наказания" разбросаны мельчайшие образы, вновь и вновь возвращающие его к содержанию сна. То, спрятав под камень украденные у старухи драгоценности, Раскольников возвращается домой, дрожа, как загнанная лошадь, и ему мерещится, что помощник квартирного надзирателя Илья Петрович бьет на лестнице его квартирную хозяйку, то с криком: "Уездили клячу!" - умирает Катерина Ивановна Мармеладова. Все эти мимолетные указания звучат, как назойливая нота, однако не раскрывают глубокой символики загадочного сна.

Вернемся к обстоятельствам, в которых это сновидение возникает в воспаленном мозгу Раскольникова. Пытаясь избавиться от навязчивой идеи, герой пытается уйти подальше от дома: "Домой идти ему стало вдруг ужасно противно. (..,) и, он пошел, куда глаза глядят". Блуждая, таким образом, Родион Романович попадает в отдаленную часть Петербурга. Зелень и свежесть, - пишет Достоевский, - понравилась сначала его уставшим глазам. Тут не было ни духоты, ни вони, ни распивочных. Но скоро и эти новые, приятные ощущения перешли в болезненные и раздражающие.

Увы, смертельная обида слишком глубоко засела в сознании героя и выбить ее простой переменой обстановки не может.

Очевидно, что ужасная теория о разделении людей на "дрожащих тварей" и "имеющих право" скрывается не в Петербургских трущобах, а в сознании самого героя, и поэтому ожидаемого просветления во время прогулки по зеленым Островам, на самом деле не происходит. Все действия героя отличаются бессмысленным автоматизмом: "раз он остановился и пересчитал свои деньги, но вскоре забыл, для чего деньги вытащил из кармана", а впечатления об увиденном словно не доходят до его сознания, не оставляют в нем четкого цельного образа: "особенно занимали его цветы, он на них долго смотрел".

Настоящего просветления не происходит и после пробуждения героя - автор отмечает, что у Раскольникова было "смутно и темно на душе". Небольшое же облегчение и весьма кратковременное, наступившее в его душе, связано с принятием окончательного решения относительно его теории. Но что это было за решение?

"Пусть даже не никаких сомнений во всех этих расчетах, будь это все, что решено в этот месяц ясно, как день, справедливо, как арифметика. Господи! Ведь я все равно не решусь! Я ведь не вытерплю!" Итак, очевидно, что речь здесь идет не о раскаянии, но лишь о том, сможет ли смелый теоретик собственноручно привести в исполнение свой замысел. Сон играет с Раскольниковым злую шутку, словно предоставив ему, возможность совершить пробу пробы, после герой, в состоянии все того же автоматизма, и в самом деле отправляется к старухе-процентщице - для второй попытки.

Не случайно автор называет видение своего героя "страшным", "болезненным", "чудовищной картиной". При всей кажущейся обыденности этот первый в романе сон на самом деле даже более фантастичен, нежели другой, посетивший Раскольникова в финале третьей части, в которой черт снова приводит его в квартиру Алены Ивановны и из которого словно бы входит в повествование Свидригайлов.

Описание этого сна предваряется довольно неожиданным авторским рассуждением о том, что в "болезненном состоянии сны часто отличаются чрезвычайным сходством с действительностью. Картина, представившаяся герою сначала, тщательно "маскируется" под обыденную, реальную. Обманность и фантасмогоричность сновидения выражается здесь лишь в том, что оно правдивее реальности: "даже в памяти его она гораздо более изгладилась, чем представлялась теперь во сне".

Настроив читателя и героя на волну лирических воспоминаний, сон подбрасывает все новые и новые подробности - о черной пыли на дороге в кабак, о сахарной кутье на белом блюде, о старинных образах без окладов… . И лишь непосредственно после этого, как бы в продолжение той же мысли, начинается изложение самого сна: "И вот снится ему сон…".

Это вторая часть видения Раскольникова обладает собственной фантастикой: здесь маленькому мальчику неожиданно начинают казаться необычными самые обыденные вещи. На самом деле, что, например, такого в том, что в городском кабаке происходит гуляние - ведь описанные события происходят в "праздничный день", под вечер, а "толпа всякого сброду" занимается тем же, чем и всегда - горланит песни, пугая маленького Родю. Почему стоящая возле "кабацкого крыльца" телега названа "странной", если добавлено, что это одна из тех больших телег, в которую впрягают ломовых лошадей, за какими так любил наблюдать маленький мальчик.

Действительно, странным является, пожалуй, лишь то, что запряжена в нее маленькая такая, саврасая, крестьянская клячонка, какая обычно не мажет сдвинуть с места даже предназначенный для нее воз дров или сена и тогда ее бьют мужики кнутами, иной раз по морде и по глазам, на что всегда так жалобно смотреть сердобольному ребенку.

В последней части ведения Раскольникова, несомненно, нашли отражение черты придуманного им страшного плана. Ведь речь идет о возможности распоряжаться чужой жизнью - пусть пока жизнью лошади - и о критериях целесообразности, пользы, ожидаемой от существования окружающих. "А кобыленка эта, братцы, только сердце мое надрывает: так бы, кажись, ее и убил, даром хлеб ест". Насколько близким оказывается положение приснившейся студенту бедной лошади, и вполне реальной старухи-процентщицы, которая, по отзывам окружающих, есть ничто иное, как "глупая, бессмысленная, ничтожная, злая старушонка, никому не нужная, а напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собою умрет", чья жизнь стоит несравнимо меньше лошадиной, равняясь по ценности "жизни вши, таракана".

Сон Раскольникова, как своеобразная проба, передает мелкие детали будущего убийства: лошадку забивают ("топором ее, чего!" - кричит кто-то), по ее морде струится кровь. Миколку, на котором, как и после на Раскольникове, "нет креста", подзуживает целая толпа, так же как офицер и студент своим разговором в трактире подтверждают оценку, мысленно данную Родионом Романовичем старухе-процентщице, и убеждают его в справедливости собственных замыслов.

Таким образом, страшный сон Родиона Раскольникова, обладая многозначностью и символичностью, присущей сновидениям, является одновременно экскурсом в прошлое героя, отражением борьбы, которая в тот момент происходила в душе героя, и в то же время - предопределением, своеобразным планом, согласно которому ему предлагается действовать. И только нарушив условия этого навязчивого пророчества, герой сможет освободиться от чар и пут своей бесовской теории, чтобы затем, с течением времени, прийти к истинному понятию и воскресению.

Таким образом, теснейшая связь эпизодов текста, где все подхвачено чем-то, все в чем-то отразилось, позволяет применять к "Преступлению и наказанию" многоуровневое истолкование.

1. Первый уровень - исторический. Эпизод с избиением лошади во сне Раскольникова традиционно считается аллюзией на стихотворение Н. Некрасова "О погоде" (1859 г.).

Под жестокой рукой человека

Чуть жива, безобразно тоща,

Надрывается лошадь-калека,

Непосильную ношу таща.

Вот она зашаталась и стала

"Ну!" - погонщик полено схватил

(Показалось кнута ему мало) -

И уж бил ее, бил ее, бил!

Ноги, как-то расставив широко,

Вся, дымясь, оседая назад,

Лошадь только вздыхает глубоко

И глядела …(так люди глядят)

Покоряясь неправым нападкам,

Он опять: по спине, по бокам,

И вперед забежав, по лопаткам

И по плачущим, кротким глазам!

Все напрасно! Клячонка стояла.

Достоевский запомнил эти стихи на всю жизнь, он поразился фактом, изображенным в стихотворении Некрасова до такой степени, что счел необходимым продублировать сказанное Некрасовым в своем романе.

Достоевский, конечно, видел подобные сцены наяву, если счет нужным так явно, "сослаться" на произведение искусства, то, по-видимому, не потому, что поразился отраженным в нем фактам, а потому, что само произведение он увидел как некоторый новый факт бытия, действительно его поразивший. Некрасовское восприятие лошади, пытающейся стронуть непосильный воз, как бы олицетворяет страдание и несчастье этого мира, его несправедливость и безжалостность, мало того - само существование этой лошади, слабосильной и забитой - все это факты сна Раскольникова о состоянии мира. А вот что существует на самом деле: "… один пьяный, которого неизвестно почему и куда провозили в это время по улице в огромной телеге, запряженной огромною ломовою лошадью". Эта телега, на первых станицах романа "Преступление и наказание", словно выехала из сна Раскольникова.

Таким образом, адекватно воспринимается только телега, ее размеры, но не груз, и не сила лошади, в эту телегу впряженной.

Аналогом лошади из сна Раскольникова является в романе Катерина Ивановна, падающая под грузом своих нереальных бед и забот, которые очень велики, н сносимы (тем более, что Бог не отнимает своей руки, и когда приходит край - всегда находится помощник: Соня, Раскольников, Свидригайлов), а под грузом бед и забот ею себе романтически примысленных, а именно только от этих бед, оскорблений и скорбей, существующих только в воспаленном мозгу ее, она, в конце концов, и гибнет как "загнанная лошадь". Катерина Ивановна восклицает про себя: "Уездили клячу!". И, действительно, она мечется, отбивается от ужаса жизни из последних сил, как кляча из сна Раскольникова, но удары эти, попав на живых людей вокруг нее, часто бывают столь же сокрушительны, как удары копыт лошадей, раздробивших грудь Мармеладова.

2. Второй уровень - моральный. Он раскрывается при сопоставлении имен Миколки из сна и Николая (Миколая) - красильщика. На убийцу - Миколку Раскольников кидается с криками. Красильщик Николка возьмет на себя грех и вину убийцы Раскольникова, защитив его своим неожиданным "показанием" в самую страшную для него минуту от истязаний Порфирия Петровича и от вынужденного признания. На этом уровне раскрывается заветная мысль Достоевского о том, что все за всех виноваты, что есть только одно истинное отношение к греху ближнего - это взять его грех на себя, взять его преступление и вину на себя - хотя бы на время понести его бремя, чтобы он не пал в отчаяние от непосильной ноши, но увидел руку помощи и дорогу воскресения.

3. Третий уровень - аллегорический. Здесь разворачивается и дополняется мысль второго уровня: не только все за всех виноваты, но и все перед всеми виноваты. Истязатель и жертва в любой момент могут поменяться местами.

Во сне Раскольникова молодые, сытые, пьяные, развеселые люди убивают лошаденку - в действительности испитый и измученный Мармеладов гибнет под копытами молодых, сильных, кормленных, ухоженных лошадей. Причем, его гибель не менее страшна, чем гибель лошаденки: "Вся грудь его была исковеркана, измята, истерзана; несколько ребер с правой стороны изломано: "С левой стороны, на самом сердце, было зловещее, большое, желтовато-черное пятно, жестокий удар копытом. (…) раздавленного, защемило в колесо и тащило, вертя, шагов тридцать по мостовой".

4. Но наиболее важен для понимания смысла романа четвертый уровень - символический, именно на этом уровне связаны между собою в систему сны Раскольникова. Проснувшись после сна об убийстве лошадки, Раскольников говорит так, как будто все удары, обрушившиеся на несчастную лошадку, задели его.

Пожалуй, разрешение этого противоречия в следующих словах Раскольникова: "Да что же это я! - продолжал он, восклоняясь опять и как бы в глубоком изумлении, - ведь я же знал, что этого я не вынесу, так что же я до сих пор себя мучил? Ведь еще вчера, вчера, когда я пошел делать эту … пробу, ведь я вчера же понял совершенно, что я не вытерплю… Чего ж я теперь то? Чего ж я до сих пор сомневаюсь…".

"Я себя изучил". Он действительно и "лошаденка", и убийца - Миколка, требующий, чтобы запряженная в непосильную для него телегу лошадка "вскачь пошла".

Символ всадника на коне - известнейший христианский символ духа, управляющего плотью. Это его дух, своевольный и дерзкий, пытается принудить его натуру, его плоть, сделать то, что она не может, что ей претит, против чего она восстает.

Так он и скажет: "Ведь меня от одной мысли наяву стошнило и в ужас бросило…".

Именно об этом потом скажет Раскольникову Порфирий Петрович: "Он - то, положим, и солжет, то есть человек - то, частный - то случай - с, и солжет отлично, наихитрейшим манером: тут бы, кажется, и триумф, и наслаждайся плодами своего остроумия, а он хлоп! да в самом - то интересном, в самом скандальнейшем месте и упадет в обморок. Оно, положим, болезнь, духота тоже иной раз в комнатах бывает, да все-таки - с! Все-таки мысль подал! Солгал - то он бесподобно, а на натуру - то не сумел рассчитать".

Интересно, что эта мысль - о натуре, плоти, противящейся бесовству духа, у Достоевского - и от Пушкина.

В стихотворении "Какая ночь, мороз трескучий…" (1827г.), герой - всадник на коне, опричник, "кромешник удалой".

Спешит, летит он на свиданье.

В груди кипит желанье.

Он говорит: "Мой конь лихой,

Мой верный конь! Лети стрелой!

Скорей, скорей… Но конь ретивый

Вдруг размахнул плетеной гривой

ИМ стал. Во мгле между столпов

На перекладине дубовой

Качался труп. Ездок суровый

Под ним промчаться был готов,

Но борзый конь под плетью бьется,

Храпит, и фыркает, и бьется

Здесь как бы в картинку развернуто внутреннее борение человека, и удивительно, что грешить, преступать Божий закон человека побуждает именно дух, а плоть ужасается грехов духа. Впрочем, старцы говорили, что грехи плоти более безопасны, потому что смиряют человека, показывают ему немощь его, а вот грехи духовные воистину ужасны и отвратительны - тем именно, что часто допускают гордиться собой, и, значит, вязнуть и вязнуть в этой трясине.

В композиции романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» сны Раскольникова занимают важнейшее место, являясь неотъемлемой частью построения произведения. Сны в романе - это отражение внутреннего мира героя, его идей, теорий, мыслей, скрытых от его сознания. Это важная составляющая романа, которая дает читателю возможность проникнуть во Раскольникова, понять саму сущность его души.

Сны в психологии

Изучение личности человека - очень тонкая наука, балансирующая между точными установками и философскими умозаключениями. Психология часто оперирует такими загадочными и неоднозначными категориями, как "сознание", "бессознательное", "психика". Здесь для разъяснения поступков человека главенствующим является его внутренний мир, скрытый порой даже от самого пациента. Свои аморальные мысли и чувства он загоняет глубоко вовнутрь, стыдясь признаться в них не только окружающим, но даже самому себе. Это вызывает душевный дисбаланс, способствует развитию неврозов и истерий.

Для разгадывания состояния человека, истинных причин его моральных страданий психологи часто используют гипноз или разгадывание сновидений. Именно сон в психологии - это выражение бессознательного в психике человека, его подавленного "я".

Сон как прием психоанализа в романе

Достоевский - очень тонкий психолог. Он словно выворачивает наизнанку души своих героев перед читателем. Но делает это не явно, а постепенно, как бы рисуя перед зрителем картину, на которой каждый должен увидеть особенные узоры. В произведении "Преступление и наказание" сон - это способ раскрытия внутреннего мира Раскольникова, его переживаний, эмоций и дум. Поэтому так важно определить содержание снов Раскольникова, их смысловую нагрузку. Также это необходимо для того, чтобы разобраться как в самом романе, так и в личности героя.

Церковь и кабак

В течение всего произведения Родион Романович видит сны пять раз. Точнее, три сна и два полубреда, происходящие на грани сознания и нереальности. Сны Раскольникова, краткое содержание которых позволяет уловить глубинный смысл произведения, позволяют читателю ощутить внутренние противоречия героя, его «тяжелые размышления». Так происходит в случае с первым сном, в котором в какой-то степени идет внутренняя борьба героя. Это очень важный момент. Это сон перед убийством старухи-процентщицы. На нем необходимо заострить внимание. Это системообразующий эпизод, от которого, как от камня, пущенного в воду, расходятся волны по каждой странице романа.

Первый сон Раскольникова - порождение болезненного воображения. Он видит его в своей «комнатушке» после того, как повстречал пьяную девочку на бульваре. Сон возвращает Родиона в далекое детство, когда он жил в своем родном городке. Жизнь там настолько проста, обычна и скучна, что даже в праздничные дни ничто не в состоянии разбавить «серенькое время». Причем сон Раскольникова Достоевским изображался в мрачных, отталкивающих тонах. Контраст создает лишь зеленый да красные и синие рубашки, которые принадлежат пьяным мужикам.

В этом сне есть два места, которые являются противопоставлением друг другу: кабак и церковь на кладбище. Церковь на кладбище является определенным символом: как жизнь начинает свою человек в церкви, так и заканчивает ее там же. А кабак, в свою очередь, ассоциируется у Родиона со злобой, низостью, закостенелостью, пьянством, грязью и развращённостью его обитателей. Веселье обитателей кабака как у окружающих, так и у самого маленького Роди вызывает только страх и отвращение.

И два этих центра - кабак и церковь - не случайно находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Этим Достоевский хочет сказать, что человек, какой бы он ни был отвратительный, может в любой момент прекратить низкую жизнь и обратиться к всепрощающему Богу. Для этого лишь надо начать новую, «чистую» жизнь, жизнь без грехов.

Старый детский кошмар

Обратимся теперь не к символам этого сна, а к самому Родиону, который во сне погрузился в мир своего детства. Он вновь переживает кошмар, свидетелем которого был в раннем детстве: Родион вместе с отцом направляется на кладбище, чтобы навестить могилу маленького брата, погибшего в 6-месячном возрасте. А путь их пролегал через кабак. У кабака стояла которая была запряжена в телегу. Из кабака вышел пьяный хозяин лошади и стал приглашать своих приятелей прокатиться на телеге. Когда не сдвинулась с места, Микола стал хлестать ее кнутом, который он затем сменил на лом. После нескольких ударов лошадь умирает, а Родион, видя это, бросается на него с кулаками.

Анализ первого сна

Именно этот в романе «Преступление и наказание» сон является важнейшей составляющей всего романа. Он позволяет впервые увидеть читателям убийство. Только убийство не задуманное, а реальное. В первом сне заложен смысл, который несет огромную смысловую и символическую нагрузку. Он наглядно демонстрирует, откуда у героя развилось чувство несправедливости. Это чувство - порождение исканий и ментальных страданий Родиона.

Всего лишь один в произведении «Преступление и наказание» сон Раскольникова - это тысячелетний опыт угнетения и порабощения людьми друг друга. Он отражает жестокость, которая и управляет миром, и ни с чем не сравнимую тоску по справедливости и человечности. Эту мысль с поражающим мастерством и ясностью Ф.М. Достоевский смог показать в столь коротком эпизоде.

Второй сон Раскольникова

Интересно, что после того, как Раскольников увидел первый сон, он долгое время больше не видит снов, кроме посетившего его перед убийством видения — пустыня, в которой есть оазис с голубой водой (это символ: голубой - цвет надежды, цвет чистоты). То, что Раскольников решает напиться из источника, говорит о том, что еще не все потеряно. Он еще может отказаться от своего «опыта», избежать этого ужасного эксперимента, который должен подтвердить его сумасбродную теорию о том, что убийство "вредного" (плохого, подлого) человека непременно принесет облегчение обществу и сделает жизнь хороших людей лучше.

На грани бессознательного

В лихорадочном припадке, когда герой мало что соображает из-за бреда, Раскольников видит, как хозяйку его квартиры якобы избивает Илья Петрович. Нельзя выделить этот эпизод, произошедший во второй части романа, в отдельный сон, так как это в большей степени «бред и слуховые галлюцинации». Хотя это в какой-то мере говорит о том, что герой предчувствует, что будет «отщепенцем», «изгоем», т.е. на подсознательном уровне знает, что его ждет наказание. Но также, возможно, это игра подсознания, которое говорит о желании уничтожить еще одну «тварь дрожащую» (хозяйку квартиры), которая так же, как и старуха-процентщица, не достойна, по его теории, жить.

Описание очередного сна Раскольникова

В третьей части произведения Родиону, который уже расправился с Аленой Ивановной (также убив при этом невинную Лизавету Ивановну), снится еще один сон, постепенно переходящий в бред. Очередное сновидение Раскольникова подобно первому. Это кошмар: старуха-процентщица во сне жива, и на бесплодные попытки убить себя она отвечает Раскольникову смехом, смехом «зловещим и неприятным». Раскольников пытается убить ее повторно, но гомон толпы, которая настроена явно недоброжелательно и злобно, не позволяет ему сделать дело. Достоевский этим показывает мучения и метания главного героя.

Психоанализ автора

Этот сон полностью отражает состояние героя, который был «надломлен», так как его эксперимент показал ему, что он не способен переступать через людские жизни. Смех старухи - это смех над тем, что Раскольников оказался не «Наполеоном», который с легкостью может жонглировать человеческими судьбами, а ничтожным и смешным человеком. Это своеобразное торжество зла над не сумевшим уничтожить в себе совесть Раскольниковым. Чисто композиционно этот сон является продолжением и развитием размышлений Раскольникова над своей теорией, по которой он делил людей на "тварей дрожащих" и тех, кто "право имеет". Эта его неспособность перешагнуть через человека и подведет Родиона к черте, к возможности в дальнейшем «возродиться из пепла».

Последний сон

Последний в романе "Преступление и наказание" сон Раскольникова является еще одним своеобразным полусном-полубредом, в котором нужно искать надежду на возможность перерождения героя. Этот сон избавляет Родиона от сомнений и поисков, так мучавших его все время после убийства. Последний сон Раскольникова - это мир, который должен исчезнуть из-за болезни. Как будто в этом мире есть духи, которые наделены умом, которые обладают волей, способной подчинять людей, делая из них марионеток, бесноватых и сумасшедших. Причем сами марионетки после заражения считают себя истинно умными и непоколебимыми. Зараженные люди убивают друг друга, как пауки в банке. После третьего кошмара Родион исцеляется. Он становится нравственно, физически и психологически свободным, исцеленным. И он готов следовать совету Порфирия Петровича, готов стать «солнцем». Он приближается тем самым к порогу, за которым кроется новая жизнь.

В этом сне Раскольников смотрит на свою теорию совсем другими глазами, теперь он видит, что она бесчеловечна, и расценивает ее уже как опасную для человеческого рода, для всего человечества.

Исцеление

Многие писатели использовали сны в своих произведениях, но мало кто смог добиться того, чего добился Ф.М. Достоевский. То, как он тонко, глубоко и вместе с тем ярко описал с помощью сна психологическое состояние персонажа, поражает не только обывателя, но и истинных знатоков литературы.

Роль снов в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Сны в русской литературе неоднократно использовались как художественный прием. К нему прибегали А. С. Пушкин в «Евгении Онегине», М. Ю. Лермонтов в «Герое нашего времени», И. А. Гончаров в «Обломове».

Роман Достоевского - социально-философское произведение. Это блистательный полифонический роман, где автор показал, как сливается теория и реальность, образуя единство, как прекрасно сосуществуют различные типы сознания, рождая многоголосие. Глубочайший психологизм Достоевского в «Преступлении и наказании» проявился во многих вещах, и в первую очередь в том, как автор сталкивает своих героев со множеством проблем действительности, как он раскрывает их души посредством описания непростых жизненных ситуаций, в которые попадают герои. Таким образом автор позволяет читателю увидеть самую сущность героев, он открывает перед ним неявные конфликты, душевные метания, внутренние противоречия, многогранность и парадоксальность внутреннего мира.

Для создания более точного психологического портрета Родиона Раскольникова автор прибегает к использованию разных художественных приемов, среди которых немаловажную роль играют сны. Ведь именно во сне обнажается сущность человека, он становится самим собой, сбрасывает все маски и, таким образом, свободнее проявляет свои чувства и высказывает мысли. Раскрытие характера героя посредством описания его сновидений - прием, позволяющий глубже и точнее раскрыть особенности характера героя, показать его таким, как есть, без прикрас и без фальши.

В V главе первой части романа появляется описание первого сна главного героя. Этот сон напоминает стихотворение из цикла Некрасова «О погоде». Поэт рисует бытовую городскую картину: тощая лошадь тащила огромный воз и вдруг встала, так как у нее нет сил идти дальше. Погонщик беспощадно избивает лошадь кнутом, потом берет полено и продолжает зверства.

Достоевский в романе усиливает трагичность сцены: во сне нарисован совершенно отвратительный портрет погонщика по имени Миколка, который забивает маленькую лошаденку до смерти. Достоевский специально называет героя сна тем же именем, что и красильщика, взявшего на себя вину Раскольникова. Оба эти героя носят имя святого Николая и символизируют два нравственных полюса, между которыми мечется Раскольников, - чистая вера и жестокое «право имею».Миколка, забивший лошадь, озвучивает сущность теории Раскольникова, но здесь эта теория противопоставляется детскому сознанию героя. Достоевский подчеркивает связь между Раскольниковым, готовящимся к преступлению, и семилетним Родей. Это достигается особым художественным приемом - повторением местоимения «он» («он обхватывает отца руками», «он хочет перевести дыхание», «он проснулся весь в поту», «Слава богу, это только сон!» - сказал он»).

Перед тем как познакомить читателя со вторым сном Родиона, Достоевский говорит, что герой, «весь дрожа, как загнанная лошадь. лег на диван». И снова читатель видит образ животного из сна, подчеркивающий двойственность натуры героя: он и палач, и жертва по отношению к себе и к миру.

Второй сон Раскольникова напоминает больше забытье: «Ему все грезилось, и все странные такие были грезы.». Герою кажется, что он «в каком-то оазисе» «пьет воду, прямо из ручья», которая представляется ему чудесной. Здесь отчетливо просматривается связь между этим отрывком и стихотворением Лермонтова «Три пальмы». После описания идиллии в обоих произведениях читатель видит убийство. Но связь не только сюжетная: здесь жажду чистой жизни героя символизируют образы оазиса и ручья.

Во II главе второй части автор изображает третий сон Раскольникова. Он очень отдаленно похож на сон, скорее напоминает галлюцинацию. Герою кажется, что его хозяйку жестоко избивает помощник квартального надзирателя Илья Петрович: «Илья Петрович здесь и бьет хозяйку! Он бьет ее ногами, колотит ее головою о ступени.!». Когда Раскольников спрашивает Настасью, за что били хозяйку, он получает ответ: «Это кровь». Выясняется, что никто не бил хозяйку, что Родиону все это показалось, а Настасья имела в виду лишь то, что это кровь в Раскольникове «кричит», потому что «ей выходу нет». Но Раскольников не понимает, что Настасья вкладывает в эти слова совершенно другой смысл, чем он сам, что она имеет в виду болезнь, он же здесь видит символ пролитой крови, греха, преступления. Для него слова «кровь кричит» означают «совесть мучает». В этом отрывке Достоевский показывает, что, раз героя мучает совесть, значит, он еще не потерял человеческое лицо.

Описывая четвертый сон героя, Достоевский стремится показать, как теория Раскольникова возводит стену между ним и обществом: «. все ушли и боятся его, и только изредка чуть-чуть отворяют дверь посмотреть на него, грозят ему, сговариваются об чем-то промеж себя, смеются и дразнят его». Читателю понятно, что Раскольников не может найти общий язык с окружающими людьми. Видно, что для героя очень мучительно наладить отношения с людьми, что он очень сильно от всех отстранился.

Следующий, пятый сон Раскольникова, как и первый, кошмарный. В пятом сне герой пытается убить Алену Ивановну, но безуспешно. Ему кажется, что он «тихонько высвободил из петли топор и ударил старуху по темени, раз и другой. Но странно: она даже и не шевельнулась от ударов, точно деревянная. Он испугался, нагнулся ближе и стал ее разглядывать; но и она еще ниже нагнула голову. Он пригнулся тогда совсем к полу и заглянул ей снизу в лицо, заглянул и помертвел: старушонка сидела и смеялась».

Достоевский стремится показать, как Раскольников оказался не властелином, не Наполеоном, имеющим право с легкостью переступить через чужие жизни ради достижения собственной цели. Страх разоблачения и муки совести делают его жалким. Образ смеющейся старухи дразнит Раскольникова, полностью подчиняет его себе. Во время этого кошмарного сна, или лучше сказать - бреда, Раскольникову видится Свидригайлов, что также очень важно. Свидригайлов становится частью теории Раскольникова, отвратительно воплощает в себе идею человеческого своеволия. Рассуждая об этом последнем сне героя, можно увидеть отчетливое начало крушения его теории. Раскольникову снится, будто «весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу». Появились какие-то новые «трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей», и люди, принявшие их в себя, становились «тотчас же бесноватыми и сумасшедшими». Достоевский с помощью изображения этого сна желает подчеркнуть последствия распространения индивидуалистической теории главного героя - зараженность человечества духом революционного бунтарства. По мнению писателя (убежденного христианина), индивидуализм, гордость и своеволие - это безумие, и именно от этого так мучительно и медленно освобождается его герой.

Достоевский смог очень тонко, глубоко и ярко описать психологическое состояние героя, используя такой художественный прием, как раскрытие персонажа посредством описания его сновидений. В романе очень разные сны, и они имеют общее назначение - как можно полнее раскрыть основную идею произведения, опровергнуть идею Раскольникова, доказать несостоятельность его индивидуалистической теории.

Здесь искали:

  • роль снов в романе преступление и наказание
  • сны в романе преступление и наказание
  • роль снов в романе достоевского преступление и наказание
Первый сон Родиона Раскольникова (5 глава первой части) в романе Ф. М. Достоевского « Преступление и наказание»

План к сочинению:

1. Сон на природе. Сон об убийстве лошади - экскурс в прошлое героя.

Сущность Раскольникова, его душу чистого, жалостливого человека, сон помогает понять героя, проникнуть в потаённые уголки человеческой души,

В сцене убийства лошади Достоевский определяет внутренние противоречия Раскольникова,

Намечается путь героя от падения к очищению,

Многозначность и символичность сна (определяются образы, художественные детали, цвета, которые впоследствии определят события и судьбы героев),

3.Сон - своеобразный план, согласно которому Раскольникову предлагается действовать – «Боже! - воскликнул он, - да неужели я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп…»

4 . Первый сон Раскольникова - один из ключевых моментов сюжета романа «Преступление и наказание».

Рабочие материалы к сочинению

(анализ - исследование текста романа «Преступление и наказание»)

    Содержание сна:

Сколько лет было герою в первом сне? («Он лет семи и гуляет в праздничный день, под вечер, со своим отцом за городом».

Что привлекает маленького Родю? («Особенное обстоятельство привлекает его внимание: на этот раз тут как будто гулянье… Идут они с отцом по дороге к кладбищу и проходят мимо кабака…»

Что поразило Родю? (« в большую такую телегу впряжена была маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка…Все лезут в Миколкину телегу с хохотом и остротами…». –

Что происходит в телеге и в толпе? («Смех в телеге и в толпе удваивается, но Миколка сердится и в ярости сечёт учащёнными ударами кобылёнку, точно и впрямь полагает, что она вскачь пойдёт.. Вдруг хохот разда ётся залпом и покрывает всё, кобылёнка не вынесла учащённых ударов и в бессилии начала лягаться».

Как реагирует на это маленький Родя? («Папочка, за что они…бедную лошадку…убили! - всхлипывает он, но дыханье ему захватывает, и слова криками вырываются из его стеснённой груди… Он обхватывает отца руками, но грудь ему теснит, теснит». Душа семилетнего мальчика бунтует, ему жалко бедную лошадку.

2.Что раскрывает первый сон Раскольникова? Тайный смысл сна.

Герой мечется между милосердием и насилием, добром и злом. Герой расколот надвое.

Сон драматизирует душевную борьбу Раскольникова и составляет важнейшее событие в романе: от него тянутся нити к другим событиям.

Пытаясь избавиться от навязчивой идеи, Раскольников стремится уйти как можно дальше из дома. Засыпает на природе. Очевидно, что ужасная теория о разделении людей на «дрожащих тварей» и «имеющих право» скрывается не в петербургских трущобах, а в сознании самого героя.

Сон играет с Раскольниковым злую шутку, словно предоставляя ему возможность совершить «пробу пробы», после чего герой отправляется к старухе процентщице - для второй попытки.

- «В последней части сна, несомненно, нашли отражение черты придуманного им страшного плана - пусть пока лошади. (Дарья Менделеева).

Страшный сон Раскольникова обладает многозначностью и символичностью, является экскурсом в прошлое и в то же время предопределением, своеобразным планом, согласно которому ему предстояло действовать.