Православие и астрология. О несовместимости астрологии и православия

Святые Отцы Церкви на протяжении всей ее истории уделяли большое внимание борьбе с волшебством и астрологией. Так например Преподобный Максим Грек сказал: «Как я, созданный по Твоему божественному образу и подобию, то есть, удостоенный дара свободы воли, получивший силу и действие блага и праведности - неужто я действием какой-то недоброй звезды могу быть влеком к совершению зла, как бессловесный скот, которого хозяин тащит на привязи? Нет, я никогда не соглашусь с этим богомерзким учением безумных звездочетцев, лишающим меня свободы воли!»

Тертулиан: «Между различными людскими занятиями нельзя не заметить некоторых искусств или профессий, благоприятствующих идолопоклонству. Об астрологах даже говорить не стоит, но так как один из них вздумал оправдать себя в том, что продолжает заниматься этой профессией, то я намерен сказать несколько слов по этому поводу. Я не скажу, чтобы помещать имена ложных богов на небе, приписывать им как бы всемогущество и отклонять людей от вознесения молитв Богу, внушая им веру, будто их судьба неизменно определена звездами, - чтобы все это было равносильно поклонению ложным богам. Но я утверждаю, что в этом случае астрологи уподобляются падшим ангелам, отошедшим от Бога для обольщения рода человеческого… Если магия наказуема, а астрология - ее разновидность, то вместе с видом подлежит осуждению и разновидность. Так со времени появления Евангелия всякого рода софисты, астрологи, чародеи, маги, волхователи должны быть неминуемо наказаны» (Об идолах).

Татиан в «Речи против эллинов» пишет: «Демоны сделали людей жертвою своего отступничества. Они, показавши людям порядок расположения звезд, как играющие в кости ввели судьбу, которая чужда справедливости, ибо судья ли кто или подсудимый, такими сделались по определению судьбы… демоны изобрели судьбу. Основанием к этому для них послужило помещение животных на небе. Ибо они удостоили небесной почести животных, с которыми жили по низвержении с неба, - пресмыкающихся, плавающих в водах, четвероногих, живущих в горах, - для того, чтобы думали, что и они пребывают на небесах, и чтобы посредством расположения звезд убедить, что жизнь на земле, чуждая разума, согласна с разумом: таким образом, гневлив ли кто или терпелив, воздержан или не воздержан, богат или беден кто, таким бывает от назначения тех, которые располагают рождением; ибо распределение Зодиака есть дело богов. Если свет одного из них, как говорят, сильнее, то он отнимает славу у прочих, и кто побежден ныне, опять может быть победителем. Они с удовольствием занимаются семью планетами как игроки в кости. Но мы выше судьбы, и вместо блуждающих демонов знаем одного Господа неизменного и, не подчинясь судьбе, отвергаем и ее законоположителей». (Речь против эллинов).

Блаженный Августин: «Что касается их всевозможных разгольствий о влиянии звезд и их мнимых опытах астрологической науки, то мы всемерно должны охранять от них чистоту своей веры: подобными словопрениями они стараются устранить в нас побуждение молиться, и в худых, заслуживающих справедливейшего порицания, делах с нечестивою извращенностью располагают обвинять скорее Бога, творца звезд, чем человека-преступника». (О звездочетах).

Еще в Ветхом Завете Господь через пророка Моисея запретил обращаться к магам, звездочетам и гадателям.

Повторим цитату из пророка Исаии, который, предрекая гибель Вавилона за его нечестие и пагубное занятие магией и астрологией, от имени Господа с иронией говорит: «Оставайся же с твоими волшебствами и со множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей; может быть, пособишь себе, может быть, устоишь. Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Вот они, как солома; огонь сожег их; не избавили души своей от пламени…» (Ис. 47, 12-14).

«И вы не слушайте своих пророков и своих гадателей, и своих сновидцев, и своих волшебников, и своих звездочетов, которые говорят вам: не будете служить царю Вавилонскому. Ибо они пророчествуют вам ложь, чтобы удалить вас из земли вашей, и чтобы Я изгнал вас и вы погибли» (Иер.27, 9-10).

«Так говорит Господь: не учитесь путям язычников и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся» (Иер. 10, 2).

«…К волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш» (Левит 19, 31).

«…И дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды [и] все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом. А вас взял Господь [Бог] и вывел вас из печи железной, из Египта, дабы вы были народом Его удела». (Втор.4, 19-20)

«Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти: камнями должно побить их, кровь их на них» (Левит 20, 27).

«…Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим; ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей, а тебе не то дал Господь Бог твой» (Втор. 18, 10-14).

Приведем выдержку из определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (29 ноября - 2 декабря 1994 г.) «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме»:

4. В этих условиях возрождаются старые гностические культы и возникают так называемые «новые религиозные движения», которые подвергают пересмотру всю систему христианских ценностей, пытаются найти мировоззренческую основу в реформированных восточных религиях, а подчас обращаются к оккультизму и колдовству. Эти движения целенаправленно подрывают многовековые традиции и устои народов, вступают в конфликт с общественными институтами, объявляют войну Церкви Христовой.

5. К несчастью, в наших странах появились свои лжепророки… Возродились язычество, астрология, теософские и спиритические общества…

13. Освященный Архиерейский Собор, следуя апостольской традиции, свидетельствует: все вышеперечисленные секты и «новые религиозные движения» с христианством несовместимы. Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви.

14. Архиерейский Собор считает недопустимым использование православной символики (икон, фресок, изображения храмов и монастырей) в изданиях оккультно-языческого и сектантского характера, осуждает трансляцию записей православной музыки в радио- и телепередачах, пропагандирующих вышеперечисленные культы, а также не благословляет участие православных в мероприятиях, организуемых указанными в сем Определении группами.

Некоторые астрологии не соглашаются с таким постановлением Православной Церкви и обвиняют ее Священноначалие в некомпетентности и предвзятости. Но тот, кто прочел предыдущие разделы, вряд ли задастся вопросом, почему Церковь так относится к астрологии.

Вообще, можно сделать небольшой укор астрологам: прочитав массу книг по астрологии, и в целом будучи людьми любознательными, они имеют самое темное и сбивчивое понятие о христианстве, на уровне каких-то басен. При всей своей начитанности, они не считают для себя нужным ознакомиться с основными понятиями христианства, прочитать несколько святоотеческих книг о вере, Церкви и ее Таинствах.

Управляется мир четырьмя и семью,

Раб магических чисел - смиряюсь и пью

Все равно семь планет и четыре стихии

В грош не ставят свободную волю мою.

Омар Хайям

«Вопрос: … Нужно ли клеймить как грех древнюю науку астрологию?

Ответ: Обязательно нужно - именно потому, что это не наука.

Естественные науки - такие как медицина, - имеют своим предметом материальные явления: они могут быть добрыми, злыми или нейтральными по отношению к добру и злу. Астрология, напротив, - это связь с невидимым, нематериальным миром, оккультное служение силам зла: поэтому она всегда греховна.

…надо совершенствовать свое знание материального мира, психологии, философии, богословия, истории.Наше собственное невежество, нежелание думать играет решающую роль в нынешних успехах оккультистов. Будь мы пытливее, внимательнее и серьезнее, мы бы легко оставили их без клиентуры.

У всех оккультистов, лжецелителей…, ведьм и т.д. есть одна общая черта, и чтобы ее найти от нас вовсе не требуется знание оккультных наук. Эта общая черта - ложь.

«Ваш отец диавол... - говорит Спаситель,- он лжец и отец лжи».

Оккультисты не могут не лгать: если они перестанут лгать, им надо менять профессию. При этом в большинстве случаев их ложь, как ослиные уши, обнаруживается очень легко: достаточно познакомиться с их рассуждениями на исторические, социальные, религиозные или технические темы.

Примеров такой лжи сколько угодно: из них можно составить целую книгу. Рассмотрим …пример - из споров об астрологии. В ответ на иронические замечания скептиков, что-де отдаленные небесные тела никак не могут влиять на земную жизнь, астрологи напомнят вам про силы тяготения: именно они, действуя между отдаленными телами, удерживают и Землю на своей орбите, и всю Солнечную систему, и неведомые нам галактики. Пока вы раздумываете, что на это ответить, вам свысока бросят еще парочку фраз о «возмущении гравитационного поля» за счет движения планет, и если вы засомневались и отступили, то дело сделано: астрология оправдана, а вы в глазах окружающих, как и в собственных, предстали невеждой.

Но ни в коем случае нельзя сомневаться и отступать! Нет нужды говорить о неоднородности тяготения Солнца и Луны, чему свидетельство морские приливы (полезно проверить себя и вспомнить, почему именно Луна, а не Солнце, главным образом, воздействует на приливы, хотя сила ее притяжения в 200 раз меньше). Но вот планеты - так ли уж они сильно «возмущают гравитационное поле», чтобы оправдать существование астрологической индустрии? Тут, скорее всего, на вас поднимут крик: кто вы, мол, такой, чтобы судить - сильно или слабо? Воздействие существует, и точка! А вы не спешите ставить точку. Вспомните: тяготение-то всемирное. Значит, и сопоставлять его можно с любыми предметами, и далекими, и близкими. Какая планета вас интересует? Самая большая и не слишком отдаленная - Юпитер? Вы, наверное, не помните наизусть массу Юпитера и расстояние до него, но не поленитесь, протяните руку к энциклопедическому словарю. Возьмите карандаш, клочок бумаги - и покажите любопытным, что за полмиллиарда километров Юпитер притягивает к себе с такой же силой, как стоящий в нескольких метрах от вас груженый железнодорожный вагон… Или вся эта астрономическая мишура - всего лишь камуфляж для астрологов и оккультистов, словесный фасад, за которым скрыты нематериальные силы, и все их поразительные «откровения» и «предвидения» связаны не с тяготением далеких планет, а с тем, что люди сознательно и добровольно подчиняют свою жизнь этим силам?»

Из беседы с иеромонахом Макарием (Маркиш)

"...К волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш" (Левит 19, 31).

Во Второзаконии мы также читаем о строгом предупреждении Господа не заниматься никакими видами волшебства и не общаться с теми, кто этим занимается, ибо именно за это увлечение волшебством (которое есть по сути союз с демонами) Бог и изгоняет народы с их земли, обрекает их на гибель, землю же ту отдает Израилю, который был верен Ему.

<Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь, Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии. Не должен находиться у тебя... прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых. Ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за спито мерзости Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего. Будь непорочен пред Господом, Богом твоим. Ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей; а тебе не то дал Господь Бог твой. Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет Господь Бог твой, - Его слушайте...> (Втор. 18,9-15).

Пророк Исайя, предрекая гибель Вавилона за его нечестие и пагубное занятие магией и А., от имени Господа с иронией говорит:

<Оставайся же с твоими волшебствами и со множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей; может быть, пособишь себе, может быть, устоишь. Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Вот они, как солома; огонь сожег их; не избавили души своей от пламени...> (Ис. 47, 12-14).

Пророк Исаия

Здесь мы имеем прямое указание на бессильность всех видов волшебства перед волей и силой Божией и на неминуемую кару, постигающую тех, кто занимается магией и А или прибегает к помощи оккультистов. При столкновении магов и волхвов с пророками и другими духоносными мужами сыны тьмы неизменно терпят поражение. Так, в книге Исход (7-9) мы читаем о том, как волхвы и чародеи противясь Моисею, творили чудеса многие перед фараоном при помощи колдовских чар, но не смогли противостоять силе Божией и в конце концов вынуждены были признать свое поражение от пророка Моисея. В книге Бытия повествуется о торжестве праведного Иосифа над волхвами и мудрецами египетскими, не возмогшими при всем своем магическом искусстве верно истолковать сон фараону. Пророк Даниил также многократно посрамляет халдейских мудрецов и магов (Дан. 2-4, 5).

Astrology - pseudoscience, this article focuses on exposing false ideas.бъясняется тем, что свои чудеса и пророчества сыны света совершают всегда силой Божией, Духом Святым; противящиеся же им волхвы, маги, астрологи, используя искусство волшебства, действуют силой демонической и естественно терпят поражение, противодействуя Богу.В Новом Завете мы видим такое же непримиримое отношение ко всем видам чародейства, как и в Ветхом и такую же постоянную победу сил Божиих при столкновении с чародейством.

Так, апостол Павел изгоняет духа прорицательного из служанки, предрекавшей будущее (Деян. 16, 18), хотя казалось бы она возвещала правду, следуя за апостолами и говоря, что те <рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения>.

Но апостол не желал и истины из нечистых уст бесовских, давая тем самым пример отношения к демонам, даже пусть иногда вещающим правду. Ибо за этим стоит только одно желание вовлечь в общение с целью завоевать доверие, чтобы потом погубить.

Тот же апостол Павел наказывает слепотой Елиму - волхва, противящегося евангельской проповеди и старающегося отвратить людей от истинной веры (Деян. 13, 8-II). И наконец, из книги Деяний Апостольских мы узнаем о том, что под действием апостольской проповеди <...из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли пред всеми> (Деян. 19, 19). Таким образом они отреклись от связи с демонами и засвидетельствовали несовместимость веры во Христа и чернокнижие.

В Номоканоне (своде церковных правил и постановлений) сказано предельно ясно: <Которые ходят к волхвам или волхвуют или звездословят (т. е. зазанимаются А - Прим. авт.), шесть лет да не причастятся по 1-му правилу Трульского собора и по 80-му правилу Василия Великого, священник же, творящий это - да извержится>. (Требник, 1904, с. 195). Здесь мы видим явное указание церковного сознания на демоническое происхождение всех видов волшебства, включая А, на недопустимость общения с ними верующих христиан и на строгое наказание тех, кто по каким-либо причинам решится на связь с демонами.

Чем может закончиться «невинное» любопытство гороскопом на неделю?:

«..Вот, что пишет… св. Игнатий Брянчанинов: «Все бесовские явления имеют то свойство, что даже из-за ничтожного внимания, допущенного без всякого сочувствия к явлению, можно опечатлеться самым вредным впечатлением, подвергнуться тяжкому искушению».

Астрологи́ческие близнецы́,

Астрологи́ческие близнецы́, временны́е близнецы́ (англ. astro-twins, time twins) — в астрологии люди, у которых абсолютно одинаковые астрологические карты (гороскопы) в момент их рождения. Два человека считались бы идеальными астрологическими близнецами, если бы они родились точно в тот же момент времени в точно том же месте.

Начиная с XX века исследования астрологических близнецов предпринимались с целью установить наличие влияния момента рождения на схожесть в поведении людей. Эксперимент с астрологическими близнецами, начатый в 1958 году английскими учёными и продолжающийся по настоящее время, считается одним из наиболее убедительных доказательств ложности астрологии. Учёные изучали более 2000 человек, родившихся с интервалом в среднем около 4,8 минуты, и проследили их дальнейшую судьбу. Согласно астрологии, такие люди должны быть близки по профессии, по уму, по привычкам и т. д. Наблюдения велись за состоянием здоровья, родом занятий, семейным положением, уровнем интеллекта, способностью к музыке, искусству, спорту, математике, языкам и т. д. Всего учитывалось свыше сотни параметров. Никакого сходства между «временны́ми близнецами» не было обнаружено. Они оказались столь же отличны друг от друга, как и люди, родившиеся в разное время под любыми другими созвездиями.

Вопросы

Начнем с того, что (по сообщению телепередачи в 1990 г.) большая группа ученых выступила против публикации астрологических прогнозов. Были ли у них для этого основания? Безусловно. В частности, вот что писал в 1989г. в журнале "Скай энд телескоп” американский астроном Эндрю Френкной: "Лучший способ начать размышлять об астрологии - это задать несколько скептических, вполне доброжелательных вопросов, которые помогут продумать до конца логические последствия принципов этого учения”.

Вот эти вопросы:

"Возможно ли, чтобы каждый день одна двенадцатая часть населения Земли имела одинаковую, как две капли воды, судьбу?” (соответственно астрологическому учению о 12 знаках).

"Почему для астрологии важен момент рождения, а не зачатия? Ведь теперь наука опровергла представления о том, что именно момент рождения является моментом возникновения новой жизни. Роды - это только кульминация длительного, девятимесячного процесса развития в утробе матери. Наука показала, что многие черты личности закладываются задолго до рождения”.

"Если небесные светила начинают влиять на судьбу человека лишь с момента рождения, нельзя ли этим воспользоваться и попытаться изменить судьбу новорожденного? Если мы видим, что ребенок должен родиться в астрологический неблагоприятный момент, нельзя ли сразу поместить новорожденного в оболочку из сырых бифштексов - "экранизировать” от дурного влияния слоем мяса, моделирующим стенки матки и брюшную стенку матери? А потом вынуть ребенка оттуда, когда небесные знаки станут более благоприятными?”


"Если астрологи способны предсказать будущее, почему никто из них не воспользовался своими способностями для быстрого обогащения?” (Хотя бы предсказав поведение акций на бирже или цен на недвижимость. Когда в октябре 1987 г. биржи многих капиталистических стран постиг крах, никто из астрологов не предупредил об этом своих клиентов).

"Можно ли считать верными гороскопы, составленные до того, как были открыты три... планеты Солнечной системы?" Серьезные астрономы утверждают, что в гороскопе необходимо учитывать влияние всех крупных тел. Уран, Нептун и Плутон были открыты только в 1781, 1846 и 1930 годах соответственно. Но ведь авторитет астрологии в значительной степени покоится именно на том, что это искусство многие столетия давало точные предсказания судеб. Если Плутон был открыт только в 1950г., значит все предыдущие гороскопы были неверными. "А что, если астрономы откроют в солнечной системе десятую планету? И почему в гороскопах не учитывается влияние больших астероидов и крупных лун, обращающихся вокруг планет-гигантов?"

"Не ведет ли астрология к дискриминации? ... Астрологи берутся оценивать человеке по случайному признаку - расположению небесных объектов в момент рождения. И, если при этом кто-то получит отказ в приеме на работу только потому, что он рожден под знаком Льва, или отказ сочетаться браком потому, что невеста родилась под знаком Девы, то разве это с моральной точки зрения не то же самое, что отказ в работе негру или отказ жениться на верующей католичке?"

"Почему разные школы астрологии так расходятся в теориях?... Прочтите предсказания в 10 газетах, зайдите к 10 астрологам и, скорее, всего вы получите 10 разных толкований. Если астрология действительно наука, почему её приверженцы за тысячелетия обора и интерпретации данных не пришли к единой теории?"

"Если астрологическое влияние основано на какой-то из известных физикам сил, почему особое значение придается именно влиянию планет?" Астрологи считают, что планеты влияют на людей тяготением, приливными силами, магнетизмом. Однако, произведенные расчеты, характеризующие величину этих сил, показывают, что "акушер, принимающий ребенка, оказывает на него гравитационное воздействие в шесть раз более сильное, а приливное действие в два триллиона раз более сильное, чем Марс. Масса врача неизмеримо меньше, чем планеты, но он гораздо ближе к ребенку".

"Если же астрологическое влияние осуществляется неизвестной силой, может ли быть такое, что эта сила не зависит от расстояния? ... Все известные действующие силы ослабевают с расстоянием... Марс влияет на ваш гороскоп одинаковым образом и в то время, когда он по ту сторону от Солнца, что и Земля, и в этот период, когда он в семь раз дальше от нас, то есть, по другую сторону от Солнца. Обнаружить силу, действия которой не зависит от расстояния, - такое потрясло бы основы физики".

"А если уж астрологическое влияние действительно не зависит от расстояния, тогда почему астрологи не учитывают влияние звезд, галактик и квазаров?" В гаком случае, как заметил французский астроном Жан-Клод Пекер, астрологи не должны бы ограничиваться одной Солнечной системой". Неужели миллиарды огромных небесных тел, разбросанных во Вселенной, не добавляют свое действие к влиянию нашего крошечного Солнца, планет к луны? Можно ли считать гороскоп полным, если в нем не учтены Ригель, пульсар в Крабовидной туманности и галактика Мессье 31?"

Как разоблачить астрологию?

Для человека, воспринимающего рациональные аргументы, разоблачение астрологии не представляет труда: достаточно познакомиться со статистикой оправдываемости ее предсказаний. Вот результаты некоторых работ

Психолог из Мичиганского университета Б. Силверман изучил влияние зодиакального знака, соответству ющего рождению каждого из супругов, на вероятность их бракосочетания или развода. Были использованы данные о 2978 свадьбах и 478 разводах, зарегистрированных в Мичигане в 1967-1968 годах. Ученый сравнивал реальные данные с предсказаниями двух независимых астрологов относительно благоприятного и неблагоприятного сочетания зодиакальных знаков для супружеских пар. Оказалось, что никакого совпадения между предсказаниями и реальностью нет, поэтому Б. Силверман заключил: "Положение Солнца на зодиаке в момент рождения не оказывает влияния на формирование личности".

Астрологи утверждают, что с помощью гороскопа можно определить предрасположенность человека к той или иной профессии. Если так, это сулит немалый экономический эффект. Вероятно, поэтому Дж. Беннет и Дж. Барт - экономисты из Университета Дж. Вашингтона - попытались выяснить, влияет ли положение планет относительно зодиакальных знаков на профессиональные склонности людей, в частности на частоту поступления юношей на военную службу. Особо тщательно изучались знаки, "управляемые" Марсом. Это исследование астрологических предсказаний не подтвердило. Американский физик Дж. Мак-Джерви исследовал распределение дат рождения 17 тысяч ученых и 6 тысяч политических деятелей относительно зодиакальных знаков. Оно также оказалось совершенно случайным.

Проверялось и качество комплексного предсказания астрологами характера людей. С этой целью психолог из Чикаго Дж. Мак-Гру обратился в Федерацию астрологов штата Индиана. Участвовать в его экспериментах вызвались шесть опытных специалистов звездочтения. По просьбе Мак-Гру, 23 добровольца ответили письменно на анкету, содержащую как астрологические, так и традиционные вопросы о качествах их характера, работе и т. д. Затем время и место рождения добровольцев сообщили астрологам и шестерым членам контрольной группы, незнакомым с астрологией. После этого указанные в анкете характеристики добровольцев сопоставили с предсказаниями группы астрологов и контрольной группы. Результат получился следующий: предсказания астрологов оказались ничуть не точнее, чем предсказания членов контрольной группы, причем и те и другие совершенно не коррелируют с истинными качествами тестирован ных добровольцев. Самое же любопытное - характеристики одних и тех же добровольцев, данные разными астрологами, сильнейшим образом расходятся между собой.

Нужно заметить, что проверкой предсказательной силы "звездочтения" занимаются не сами астрологи, а "люди со стороны". Большинство ученых считают, что астрология, как прототип всех псевдонаук, вообще не заинтересована в точном обосновании своих основ. Ученых это не столько злит, сколько расстраивает: им просто непонятно, как может лженаука вроде астрологии процветать в самом технически развитом обществе за всю историю человечества?

Профессиональные ученые, пытающиеся найти в астрологии рациональное зерно, считают , что наиболее интересные результаты в этой области получены парижским статистиком М. Гокленом . Гоклен изучил архивные данные, содержащие дату, время и место рождения 41 тысячи жителей Европы; среди них 16 тысяч известных ученых, артистов, писателей, спортсменов и т. д., а также 25 тысяч "простых" людей. Он сопоставил положение планет и созвездий в момент рождения человека с типом его личности и родом занятий. Оказалось, что гороскопы совершенно лживы: нет никакой связи между характером и деятельностью человека и его знаком зодиака и расположением планет в момент рождения. Поэтому Гоклен отнес астрологию к разряду химер. Однако ему удалось подметить некоторые любопытные закономерности, дающие, как он полагает, право считать свою работу краеугольным камнем новой науки - космобиологии.

Оказалось, что у "простых" людей моменты рождения не зависят от конфигурации планет, а у знаменитых - зависят. Учтя известные демографам закономерности частоты рождения людей в разные дни года и в различное время суток, Гоклен установил, что выдающиеся представители своей профессии рождаются преимущественно при определенном положении некоторых планет относительно линии горизонта. Он показал, что положение Солнца, Меркурия, Урана, Нептуна и Плутона не влияет на профессию, а Луны, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна - влияет. Так, в группе из 2088 известных спортсменов многие родились, когда Марс восходил или был вблизи верхней кульминации. Для известных военных справедливо то же самое, но только в отношении Сатурна.

Выводы Гоклена неоднократно перепроверялись: одни исследователи частично подтверждали их, другие опровергали. Сам же Гоклен ищет возможность объяснения найденных им закономерностей на уровне генетической информации, которая, по его мнению, может управляться ритмами, едиными как для биологических объектов, так и для Вселенной. Ну что же, поиск - благородное дело; однако серьезных результатов на этом пути пока нет.

Нужно ли "воевать" с астрологией?

Итак, с точки зрения естествознания, астрология - пустоцвет, мыльный пузырь, лишенный рационального содержания. Там, где это возможно, наука создает методы прогноза и не окутывает их мистикой. А там, где невозможно, прямо об этом заявляет, не суля пустых надежд, как астрологи. Науке с астрологией не по пути. И если бы астрологи бессовестно не присваивали себе высокую репутацию, заработанную наукой, в частности астрономией, то и не было бы статей, подобных этой, и не обращали бы мы на них особого внимания, не выделяли бы из ряда других проявлений массовой культуры. Но когда диктор телевидения заявляет, что "сегодня по астрологическому календарю будет самый короткий день и самая длинная ночь", а бородатый астролог "назначает" на завтра солнечное затмение, хочется закричать: "Люди, при чем же здесь астрология? Это результаты нормальных научных расчетов, сделанных астрономами (покажите мне астролога, который самостоятельно может рассчитать хотя бы продолжительность дня, не говоря уже об обстоятель ствах солнечного затмения!). Люди, неужели вы думаете, что если астролог смог прочитать в Астрономичес ком календаре о завтрашнем затмении, то он так же легко сможет прочитать книгу вашей судьбы? Ведь эту книгу, в отличие от Астрономического календаря, не купишь в магазине".

Случается, противников астрологии ее адепты называют "догматиками и схоластами, не способными ощутить зарождение новой науки". Предоставляю читателю самому судить о справедливости этих обвинений.

То, что по привычке мы называем "борьба с астрологией", вовсе не равносильно стремлению искоренить ее. В данном случае позиция ученого состоит в желании оградить науку, ее "авторское право", ее честно заработанный авторитет от посягательства "незваных гостей", жаждущих эксплуатировать этот авторитет для своей корысти.

Как известно, ученые - скептики, а верующие - догматики. Именно поэтому наука и вера несовместимы. Они могут дополнять одна другую, но не вправе диктовать друг другу свои принципы. Эта мысль, очевидная теперь уже и для нас, россиян, казалось бы, разводит науку и веру (в широком смысле, а не только религиозную) в разные стороны, не оставляя им точек соприкосновения. Но это не так.

Дело в том, что положение науки и веры существенно различается. Наука практически не имеет на своем поле конкурентов: она с полной очевидностью доказала свою способность решать поставленные задачи. Попытки провозглашения "альтернативных", "неофициальных" наук - уфологии, парапсихологии и иже с ними - практически не задевают Большую науку.

В области веры совсем иная ситуация: на этом поле наблюдается жесточайшая конкуренция. А то, что бытующая в обществе астрология относится именно к этой области, признают даже весьма благожелатель но относящиеся к ней ученые: "Далеко не всем людям нужна истина, как она понимается в науке. В астрологии с древнейших времен присутствуют течения оккультно-мистического толка. Если человек чувствует себя комфортно в пределах такой идеологии и она помогает ему достойно нести тяжести жизни, то такая идеология имеет права на существование (коль скоро она не содержит в себе явных элементов антиобщественного)" .

Не будучи наукой, астрология ищет свою нишу, свой оригинальный образ и находит его на пути мимикрии, рядясь в ученые одежды, окружая себя компьютерами и наукообразной терминологией, но при этом полностью не признавая научный метод.

Трудно согласиться с высказыванием А. Л. Чижевского о том, что "астрология, если отбросить все ее мистические заблуждения, учит о связи всех вещей и явлений" . Астрология без мистики уже не астрология, а нечто иное - космобиология, гелиобиология, ритмология, наконец, философия. Если же постоянно менять содержание какого-либо понятия, то в конце концов оно становится вообще бессодержательным. Сегодня, как и всегда, под астрологией понимают методику предсказания судьбы объекта по относительному расположению звезд и планет в момент его рождения. Иное содержание требует иных терминов.

Западная астрология зародилась в древнем Шумере, когда люди, не понимавшие причин происходящих вокруг них явлений, стали впервые нащупывать связи между, казалось бы, случайными событиями. Эта мотивация, вообще говоря, и в наше время стимулирует занятие как наукой, так и ее суррогатами (если человек не хочет или не может "играть по правилам" науки).

С этой проблемой лицом к лицу оказались педагоги: научные знания не создают надежного иммунитета к лженауке. Очевидно, следует уделять часть учебного времени критическому анализу псевдонаук. Путем простых опытов любой сможет сам легко убедиться, что гороскопы не способны предсказывать события на уровне выше случайных совпадений. Преподаватели должны попытаться понять причины увлечения астрологией, если хотят эффективно бороться с этой лженаукой, которая претендует на звание науки, не будучи таковой.

Теперь, когда ввиду всего вышеизложенного, мы можем сделать вывод о демоническом происхождении магии и астрологии, об их губительном влиянии на цивилизации их воспринимающие, об однозначно отрицательном отношении христианской Церкви ко всем видам оккультизма, давайте рассмотрим современную картину развития астрологии в нашей стране.

Здесь прежде всего необходимо обратиться к таким известным и популярным астрологам, как супруги Глоба… Кто же они такие и каковы их задачи? Сначала дадим слово им самим.

В журнале «Работница» в статье «С кем разговаривают звезды?» читаем: «Предки Павла по материнской линии - персияне из рода гербов в Иране - издревле посвящали свою жизнь астрологии, дед также учил Павла астрологии, а, умирая, дедушка передал внуку слова-пароль, который открывает ученику доступ к учителям, великим астрологам… И завещал их искать в Индии». Когда Павел вырос, он отправился в Индию, и вот, что он говорит об этом путешествии: «Я нашел… Учителя признали меня - заветные слова-пароль помогли. Допустили к учению - самому сокровенному, что передается из уст в уста, дали книги… научили, как найти жену и добавили, когда ваши жизни соединятся, ты посвятишь ее в то, чем владеешь сам, и на вас будет возложена великая миссия».

Как видно из сказанного Павлом Глобой, им были последовательно пройдены все виды ритуального магического посвящения в «тайные знания».»

«В 1991 г. вышел в свет первый послереволюционный астрологический сборник под названием «Тамара» тиражом в полмиллиона экземпляров. Тамара - это имя супруги Павла Глобы, она же являлась автором этого сборника. Рассмотрим взятую оттуда статью под названием «Авестийская школа астрологии». В этой работе Тамара указывает, что ее астрологическая школа основывается на авестийской астрологической традиции, проводником которой является зороастризм. Однако на протяжении этой статьи Тамара несколко раз цитирует Евангелие, приводит высказывания церковного деятеля 17 века Симеона Полоцкого, так что у неискушенного читателя может возникнуть иллюзия соответствия учения Тамары учению Христа. Но это только идеологический прием, который авторитетом христианства призван снять недоверчивое отношение читателя к астрологическому учению. На самом деле, с начала и до конца содержание статьи Т. Глоба не только не соответствует Евангельскому учению, но и прямо противоречит ему...

Так, Тамара, по ее словам, исходит из основного закона авестийского учения, «закона Кармы…, Круга воплощения, т.е. неоднократного рождения человеческой сущности…» (стоит) «на позиции реинкарнации - перевоплощений и эволюции - от минерала, растениия, животных, человека до более высоких сущностей». Все вышеизложенное является явной ересью, подвергшейся осуждению на христианских Вселенских Соборах. Христианство учит, что жизнь человеку дается только один раз и от прожитой жизни зависит его вечная участь. До Страшного суда сосотояние душ по молитвам Церкви и близких может меняться, после же - неизменно: или рай, или ад, средних состояний нет.

Также в своей работе Т, Глоба утверждает, что «авестийское учение - наше традиционное учение. В России оно долго передавалось жрецами-язычниками, от отца к сыну, волхвы бережно несли его сквозь столетия». Здесь я не буду останавливаться на исторической недостоверности этого высказывания, интересно другое - призыв к возврату в язычество, к «религии наших предков». По сути это означает: долой христианство, прочь Христа, назад к идолам, к волхвам, магам, колдовству, то есть - к общению с демонами.

И в завершении такого «славного» предложения Т. Глоба говорит: «… если неизменно следовать этому пути, начинаются превращения психики, Духа тела, которым нет объяснения ни у одного специалиста современного ученого мира. Происходит полная алхимия тела, меняется мировоззрение и реальность». Здесь Тамара совершенно права. Нечистые духи целиком порабощают предавшуюся им душу. Зато, пишет Т. Глоба, «люди будут равны богам» - гласит Авеста… Все способности, что ныне уникальны: ясновидение, телепатия, телепортация, целительство - станут естественными явлениями для людей, Они будут общаться на уровне подсознания, а слово станет магическим знаком, как это было у магов в древние времена». Именно этими дарами… награждали бесы предавшихся им чернокнижников, волхвов, астрологов и магов в обмен на бессмертную душу и творение зла в мире.

«Свою задачу Т. Глоба видела в том, чтобы помочь людям «… подготовить сознание к грядущим переменам, чтобы как можно больше людей успели достигнуть нужного уровня…» - для принятия нового мессии, который явится в России».»

Это ее высказывание подтверждал и Тимур Свиридов, один из ярких представителей школы Глобы. В статье «Что нам готовит Водолей» он вещает: «Сегодня на планете формируется новый тип людей, новая раса, которая будет обладать неизвестными нам способностями - оккультными… И нам нужно развить у людей сильное астрологическое мышление». И далее: «Павел Глоба предсказывает, что в 1999 г. придет Мессия, который родится в России и даст новой эпохе Водолея свое мировоззрение, другой тип религии».

Из вышеизложенного мы видим, что пропаганда астрологии и магии в нашей стране … преследует свою цель - астрология и магия призваны стать еще одним средством формирования людей в нехристианском, демоническом духе. Идет атака оккультизма на современный мир, ожесточенная борьба на заранее подготовленном фоне безбожия…

Невооруженный христианской верой, знанием Священного Писания и пророчеств о будущем мира и пришествии Антихриста, современный человек не в состоянии правильно оценить предлагаемые ему оккультные учения…. Этим пользуются уловители душ, которые подобно Т. Свиридову, … и не скрывают своих намерений. Им нужно воспитать новый тип людей с «оккультными способностями»…, в том духе, который определит возможность прихода лжемессии, Антихриста, который попытается, как предсказано в Апокалипсисе, уничтожить христианство и насадить «другой тип религии», заключающийся в поклонении ему, Антихристу»

Единственным возможным ответом на этот вопрос может быть "да", но при этом необходимы некоторые уточнения. Каковы они, будет зависеть от того, что мы имеем в виду, когда говорим о христианстве и астрологии. Лишь в той степени, в которой наше понимание каждого из этих явлений разумно, мы сможем выявить различия между ними и найти истину, позволяющую эти противоречия примирить.

Безусловно, существует представление, которое отрицает возможность совместимости христианства с астрологией. Я убежден, что в этом случае имеет место плохая интерпретация либо христианства, либо астрологии, поскольку и в том, и в другом содержится истина, а истина не может противоречить самой себе. Тем не менее, каковы бы ни были метафизические объяснения, факт остается фактом: для многих умных, верных и честных людей примирение этих двух убеждений составляет источник глубокого личного страдания.

Ни одно человеческое существо в мире не способно адекватно воспроизвести другого человека. Поэтому единственно, чем я могу помочь, так это собственным опытом. Я укажу несколько причин, по которым я - католический священник, профессор философии и просто человек, изучающий астрологию, - не считаю эти три роли несовместимыми. Существует два вопроса, с которыми неизбежно сталкивается христианин в связи с астрологией. (Я опускаю проблему истинности астрологии, считая, что она доказана.) Эти два вопроса таковы: предполагают ли занятия астрологией приверженность другой религии, которая несовместима с христианским откровением в Вашем сердце; допускает ли трактовка астрологии, которой Вы придерживаетесь, свободу воли или она предполагает, что человеческая жизнь определяется звездным детерминизмом. Если хотя бы на один из этих вопросов Вы ответили "да", то это означает, что между астрологией и христианством для Вас существует неразрешимое противоречие. В противном случае ни в Священном Писании, ни в христианской традиции ничто не препятствует их мирному сосуществованию. Попробую это объяснить.

Астрология берет начало в дохристианские и даже в доиудейские времена. Она восходит к глубокой древности и связана с такими религиями, как магизм, который существовал за тысячелетия до Рождества Христова. Христианство никогда не считало древнейшие религиозные верования просто ложными. Напротив, Церковь неоднократно подчеркивала, что эти религии содержали элементы огромной ценности, хотя, естественно, всегда утверждала, что в них отсутствовала полнота, данная в Откровении Христа. В древнем Риме планеты Марс, Венера, Юпитер и т.д. сделались богами, объектами поклонения. Отцы Церкви осудили это как поклонение идолам, хотя и не отрицали воздействия планет на Землю и даже людей. Звезды, чем бы они в действительности ни являлись, не могут заменить Бога Отца, который сотворил их и все сущее в мире. Звезды суть творения, и, с точки зрения христианина, поклонение им - суеверие, ибо поклонение подобает лишь одному Богу. В этом вопросе Церковь никогда не шла и не могла пойти ни на какие компромиссы. Кстати, Отцы Церкви полностью следовали традиции ветхозаветных пророков, утверждавших, что Яхве един, Он превыше всех псевдобогов.

С представлением о трансцендентности Бога тесно связано и представление о трансцендентности человека, точнее, воплощенного в нем духа. Человек не есть лишь плоть, тело среди тел, подверженное естественным законам физической природы. Благодаря присутствию духа он выше всех предопределений и абсолютно свободен в том, чтобы следовать за Богом. Следовательно, любая астрологическая теория, которая отождествляет тело и дух таким образом, что оба становятся для нее зависимыми от движений небесных тел, несовместима с христианским учением о трансцендентной духовной природе человека. Вследствие грехопадения человек отпал от первозданной славы, оказался не столь духовным и, следовательно, свободным, но все же в принципе остался таковым. И если он не свободен сегодня, то должен стремиться к этому, и благодать Спасителя помогает ему стать тем, чем он должен быть. Богословы в целом признают, что люди следуют наклонностям, направляемым небесными и другими силами, но они, как и астролог Птолемей, неизменно подчеркивают, что мудрый человек управляет звездами.

Итак, главным для нас является различие между телом и духом. Человеческое тело является частью материальной природы и подвержено воздействию причинно-следственных сил, включая звезды и любые другие тела нашего мира. Если человек не развивается, то его духовная сила, хотя и реально существует, оказывается слаба, и не может самостоятельно подняться над потребностями тела. Поэтому натальная астрология достоверно характеризует нашу физическую внешность и даже характер , а также наследственность и окружение. Прогрессии и транзиты могут указать с большой вероятностью на то, что предпримет тот или иной человек в данных условиях, особенно если он духовно неразвитая личность . Но все эти указания не являются абсолютно достоверными. Человек в принципе свободен, но мы никогда не можем со всей определенностью утверждать, что в каждом конкретном случае он не окажется свободен фактически. Кстати, эти фундаментальные основы христианского вероучения, видимо, и легли в основу запретов на предсказания судьбы, существующих в гражданском праве Англии и США.

Каждый человек способен в разной мере реализовать свою потенциальную свободу воли. Одни люди склонны придавать ей первостепенное значение, другие сводят ее к минимуму. Однако для человека, который верит в то, что звезды не лишают человека свободы воли, астрология и христианство вполне совместимы. Мне всегда казалось, что знание того, какие воздействия человек будет испытывать, и есть самый верный путь увеличить свободу действий. Ведь тот, кто заранее предупрежден, заранее вооружен.

После изложения основных аргументов, позволяющих христианину примирить веру в Христа с астрологической практикой, я позволю себе обратиться к фрагментам работ признанных христианских авторитетов, в основном времен средневековья и Возрождения. Я делаю это по двум причинам. В то время христианская Церковь была более едина, чем сегодня. Поэтому мы можем не принимать во внимание различия между конфессиями. В тот период астрология пользовалась наибольшей популярностью в интеллектуальных кругах Европы. Поэтому для многих ученых того времени была важна проблема примирения их веры с астрологической практикой. Кроме того, оказывается, наши предки были более широко мыслящими людьми, чем мы сегодня.

Начну с Фомы Аквинского - наиболее известного и признанного из средневековых богословов. Несомненно, что он придерживался тех взглядов на астрологию, которые изложены мною выше. Например, в своей последней и наиболее известной работе "Сумма теологии" Фома Аквинский отвечает на два ключевых вопроса, относящихся к обсуждаемой проблеме. Первый вопрос таков: "Являются ли небесные тела причинами тех действий, которые происходят на Земле в земных телах?". Или более кратко: "Влияют ли звезды на движение земных тел?". Приведу суть его доводов, чтобы дать представление о ходе мысли, типичном для человека средневековья.

"В ответ должно быть сказано, что все многообразие исходит из единства, то, что неподвижно, имеет лишь одно положение, в то время как то, что подвижно, имеет много различных положений. Значит, надо принять, что в природе каждое движение происходит от того, что неподвижно. Следовательно, чем более неподвижными являются творения, тем более они служат причинами того, что более подвижно. Итак, небесные тела являются наиболее неподвижными (относительно) из всех физических тел, так как единственное движение, им присущее, ограничено их траекторией. Поэтому различные и многообразные движения земных тел могут быть сведены к движению небесных тел как их причине."

Второй вопрос гласит: "Служат ли небесные тела причиной человеческих поступков?" Ответ Фомы Аквинского подчеркивает фундаментальное различие между телом, движение которого обусловлено, и духом, который свободен. При этом он также добавляет: "Следует, однако, знать, что небесные тела могут воздействовать на человеческий разум и волю косвенным и случайным образом. Это происходит в той мере, в какой ум и воля данного человека подвержены воздействию низших сил, связанных с его телом." Фома Аквинский делает важное замечание: "Нужно сказать, что люди в основном следуют своим страстям, которые являются порывами их чувственных желаний, и находятся под влиянием небесных тел; лишь немногие истинно мудрые противостоят этим страстям. Поэтому астрологи могут в большинстве случаев правильно предсказать события, особенно для человечества в целом. Это гораздо сложнее сделать в предсказаниях относительно судьбы отдельного человека, ибо ничто не мешает ему противостоять страстям, проявляя свободу воли. Человек управляет звездами настолько, насколько он управляет своими страстями". ("Summa Theologiae", р. 542-543).

Позвольте обратиться и к другим авторитетам того времени, которые дают представления об общей точке зрения на астрологию христианского Запада в период с XII по XVII вв. Большая часть приводимых мною материалов почерпнута из исследования Линна Торндайка "История магии и экспериментальной науки". Эта книга - лучший англоязычный источник по истории астрологии того периода.

Учителем Фомы Аквинского был Альберт Великий, суждения которого об астрологии выдержаны в духе, традиционном для тех времен. Пожалуй, он даже более привержен астрологии, чем его ученик, и заходит столь далеко, что признает присутствие в астрологических образах неких оккультных сил. Так, Торндайк отмечает: "Поскольку небесные сферы и звезды являются инструментами и средой, посредством которых Первопричина творения управляет миром сотворенных созданий, то четыре стихии создаются вследствие небесных перемещений и растения, камни, минералы, животные, короче, все прочее, что существует внизу в мире, обусловлено движением этих тел наверху. Этот общий закон, гласящий, что мир природы и жизни на Земле управляется движениями звезд, снова и снова упоминается в работах Альберта, а его истинность подчеркивается и того чаще."

Существует также огромное число менее известных средневековых авторов, которые не считали несовместимыми астрологию и христианскую веру, но я приведу здесь лишь мнение Джона Данса Скотуса, умершего в начале XIV в. Скотус был главой францисканской школы богословия и пользовался не меньшим авторитетом, чем Фома Аквинский. Торндайк обобщает позитивные взгляды де Скотуса таким образом: "Более того, в трудах Данса Скотуса...мы встречаем концепцию, которая недвусмысленно признает ценность оккультных знаний... При этом астрология и алхимия прямо называются почтенными науками. Это отношение к астрологии и оккультным силам высказано в работах, подлинность которых не вызывает сомнений, а именно "Opus Oxonience" и "Reportata parisiensia". На вопрос, воздействует ли небо на дольний мир, Скотус отвечает утвердительно и почти одинаково в обеих работах... Более того, планеты воздействуют на смешанные тела, например, на испарения в воздухе, и на чистые и неодушевленные тела, такие как металлы, которые образуются в некоторых местах под воздействием небесных констелляций, имеющих отношение именно к этому, а не к иному месту на Земле, так как не Земля является активной силой, являющейся причиной этого многообразия". Скотус также пишет: "Я утверждаю, что они (звезды) воздействуют на одушевленные существа, изменяя качества смешанных тел таким образом, что они становятся послушны или несовместимы с душой, одухотворяющей данное тело. Таким образом, они действуют в сторону созидания или разрушения. Они могут также обострять или нарушать действие органов чувств, воздействуя на ум, и мы видим это в безумцах и лунатиках, чье воображение нарушено. Таким же образом и воля может быть поражена в известной мере. Звезды могут также изменять и чувство аппетита и вынуждать человека удовлетворять его вопреки указаниям разума, хотя воля человека при этом не может быть абсолютно подавлена и способна сопротивляться. Если бы не свобода воли, человеческой, ангельской, Божественной ли, то все происходило бы обусловленно и ничто не было бы случайным". Естественные для Скотуса законы природы и свобода воли суть единственные факторы, определяющие любое действие.

В работах авторов XII и XIII вв. астрология получает наивысшее распространение, будучи самой близкой к науке из всех магических дисциплин. Она претендует на изучение и открытие универсальных законов природы, посредством которых можно объяснить любое явление природы и оккультное влияние. И коль скоро эта концепция истинна, все прочие науки и магические дисциплины становятся как бы разделами одной высшей науки - астрономии, или астрологии.

Вот, пожалуй, и все, что я хотел сказать по поводу взаимоотношений между христианской верой и астрологией. Я не коснулся вопроса о свидетельствах астрологии в Священном Писании, и сделал это по двум причинам. Во-первых, данная тема слишком обширна и невозможно осветить ее в короткой статье. Во-вторых, я не являюсь специалистом в области современных исследований Писания. Сегодня вряд ли возможно представить убедительные доводы за и против по любому вопросу, подобрав несколько цитат из английского перевода Библии. Современная наука относится к этому достаточно осторожно. Процитированные средневековые авторы, разумеется, были знатоками Библии, но не испытывали трудностей, сочетая ее свидетельства с верой и астрологией.

Кроме того, может возникнуть вопрос, каково отношение современного образованного духовенства к астрологической теории и практике. Мой личный опыт в основном ограничен Римской католической церковью, но у меня есть основания считать, что он отражает мнение Запада в целом: очень немногие священники воспринимают астрологию всерьез.

В основном они придерживаются распространенного в современной академической среде мнения, что астрология - вышедший из моды средневековый миф. Среди них есть и те, кто отрицают астрологию не потому, что она оскорбляет их веру, но потому, что она входит в противоречие с тем, что они считают разумным мышлением. Я един с ними в вере и не согласен с их аргументацией, но это уже спор академический, а не богословский. Шесть лет я преподаю астрологию в колледже Св. Петра, и пока ни один человек не дерзнул предположить, что этим я гублю чьи-то души. Конечно, многие считают, что у меня "не все дома", но это совсем другая история. В этой связи нельзя не отметить с благодарностью приверженность колледжа принципу свободы, поскольку ни один человек не препятствовал мне преподавать "эту астрологическую чепуху" тем студентам (а их много), которые желают ее изучать. Мы действительно свободное сообщество ученых.

Мне кажется, что христианские астрологи должны заниматься именно разработкой доказательств истинности своей науки, которые придут из научных экспериментов и беспристрастных умозаключений. Что касается богословских проблем, то вопрос разрешается сам собой, ибо всякая истина имеет один источник и никогда не противоречит самой себе. Я хочу закончить статью высказыванием раннего христианского автора, приведенного позднее Фомой Аквинским: "Все, что есть истина, как бы оно ни было сказано, сказано Духом Святым".

Христианство возникло на бескрайних просторах великой Римской империи в обществе, в котором доминировал звездный фатализм и учение философов стоиков о полной природной предопределенности происходящих событий. Центральной темой противоречий между христианством и астрологией стала проблема свободы воли (с одной стороны - вера во всемогущего Бога и спасение человека, если он сознательно станет на праведный путь, а с другой - жесткий детерминизм той эпохи).

Краеугольным камнем в христианстве является учение о предопределении. Предопределение означает, что ещё до создания мира Богом был установлен (предопределен) порядок всех событий, которые будут происходить в будущем. Согласно этому порядку все происходит с закономерной божественной неизбежностью и неизменностью ("что предопределено, то исполнится." (Дан.11:36), "по предвечному определению" (Еф.3:11). Естественно возникает вопрос, а существует ли предопределение для отдельно взятого человека? Жизнь любого человека предначертана Богом: время и место рождения, пол, расовая принадлежность, внешние данные, умственные способности, темперамент и характер. Бог наделяет способностями, определяет образ мыслей, оказывает влияние на поступки, что в конечном результате составляет конкретную человеческую судьбу ("в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было" (Пс.138:16), "сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его" (Пр.16:9), "много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом" (Пр.19:21), "судьба человека - от Господа". (Пр.29:26).

Но одновременно с предопределением в христианском учении существует и попущение Божие. Попущение означает возможность для человека иметь собственные взгляды на жизнь, что неминуемо приводит к определенным последствиям для него. Бог попускает человеку совершить греховный поступок (что не делает Бога ответственным за грех) и попускает Диаволу искушать людей. Ему было также разрешено искушать Иисуса Христа. Естественно божественное попущение имеет свои пределы ("попускал Я всякого человека враждовать против другого" (Зах.8:10), "и попустил им учреждения недобрые и постановления, от которых они не могли быть живы" (Иез.20:25), "для чего, Господи, Ты попустил нам совратиться с путей Твоих, ожесточиться сердцу нашему, чтобы не бояться Тебя?" (Ис.63:17).

Астрология - как наука о соответствиях между светилами и явлениями природы никогда не конфликтовала с христианством. Тезис о божественном происхождении всего сущего никогда не оспаривался астрологами. Важнейшей задачей астрологии является выявление соответствий между расположением светил, свойствами человеческой души и событиями, происходящими с человеком.

Причины непризнания христианством астрологии достаточно прозаичны. Первая причина политическая. Будущей мировой религии пришлось бороться за власть над умами с "языческими" богами Римской империи. По убеждению римлянина, людская жизнь во всех, даже в самых незначительных проявлениях подчинялась воли различных богов. Человек на каждом шагу зависел от какой-либо высшей силы. Наряду с такими богами, как Юпитер, Марс, Венера, могущество которых все более возрастало, имелось бесчисленное множество менее внушительных богов, духов, опекающих жизнь человека. Проблема состояла в том, что астральные божества Юпитер, Венера, Марс, по иронии судьбы являлись и божествами и планетами - основными объектами в астрологии.

Второй причиной преследования астрологии стало принятие христианами духовного писания иудаизма - Ветхого Завета. Правовые нормы иудаизма повелевали публично забивать камнями каждого, кто занимался гаданием, общением с духами, а также гадателей по звездам.

А что говорил сам Иисус о предсказаниях, предопределении, астрологии? Практически ничего. На эту тему он сказал только одну фразу: "Сын человеческий идет по предопределению" (Лк 22:22). Христианское учение в первую очередь делает акцент на душе человека, а не на судьбе его тела. Значимо не то, что случится с человеком, а то, поверит ли он в Бога. От правоверного христианина требуется во всем полагаться на Бога, а не на удачу или на судьбу. Все несчастья в жизни воспринимаются религиозным сознанием как кара за содеянные грехи. Покаяние решает проблему. Бог прощает человека и избавляет его от возмездия.

Одни церковные авторитеты признавали астрологию, совмещая ее с христианским мировоззрением, другие - яростно осуждали, видя в ней бесовские проявления. Несмотря на негативное отношение христианства, астрология сумела скоро приспособиться к новой религии и найти в ней астральные темы. Связь астрологии и христианства осмысливалась через сюжеты из Евангелия (двенадцать апостолов, Вифлеемская звезда).

Надо отдать должное отдельным христианским иерархам, которые уже в начале нашей эры признали астрологию, совмещая ее с христианским мировоззрением и стали на ее защиту. В частности, Филон Александрийский (ок. 25 до н. э.- ок. 50 н. э.) не признавал, что светила неумолимо правят жизнью людей. Тем не менее верил в возможность астрологических прогнозов. Пионер христианской веры в Сирии миссионер Бардесанес (154-222 н.э.) связывал человеческую душу с семью звёздами, определяя её происхождение от Всевышнего. Был противником философии фатализма и считал неправильным такое понимание астрологии, которое утверждает, что расположение звёзд полностью предопределяет человеческую судьбу. В трактате "Диалог о судьбе" высказывал суждение о том, что от планет идет некая сила, которая дана Богом. Она подчинена Его воле и ограничена, с одной стороны, данной Господом свободой воли, а с другой - иными природными силами.

Защитником астрологии выступал и Климент Римский (I в. н.э) - по происхождению римский язычник, друг и ученик апостола Петра. Климент вступил в управление Римской церковью с 12 года правления императора Домициана (с 92 г. н.э.) и управлял ею до 3 года правления императора Траяна (до 101 г.н.э.). Как проповедник двух ересей, христианства и астрологии, не одобрявшихся во времена императора Траяна в 101 г. н.э. по повелению императора был брошен в море с камнем на шее близ Херсонеса Таврического (ныне г. Севастополь в Крыму). Анализировал астрологию с теологической точки зрения. Считал, что звезды и планеты предопределены богом служить для указания прошлого, настоящего и будущего. Считывать эти указания могут лишь люди сведущие, например, праотец Авраам, великий знаток астрологии. Климент называл апостолов 12-ю месяцами Христа, который олицетворял божественный год. Был убежден, что грехи идут исключительно от свободы воли человека, ибо немыслимо, чтобы бог, отметив рождение человека соответствующим расположением планет, потом наказывал его за это. Единственный из астрологов, причисленный церковью к лику святых (память празднуется 25 ноября).

В Европе астрология достигает наивысшего расцвета в XIV - XVI ст. В ведущих европейских университетах астрология преподаётся как научная дисциплина. Несмотря на всесилие святой инквизиции, астрология не подвергается гонению. В 1290 году Парижский университет совместно с великим инквизитором Франции издал список запретных книг. В этом списке отсутствовали книги по астрологии. Установить запрет на астрологическую литературу было крайне затруднительно, так как авторами многих астрологических бестселлеров были сами церковные иерархи.

Римские папы, клявшие астрологию на Вселенских Соборах, негласно содержали своих персональных астрологов и следовали их прогнозам. Иннокентий III советовался с астрологом по вопросу своей болезни, Юлий II - о дне своей коронации, Лев X считал, что астрология предает блеск его двору, а Павел III не назначал ни одной консистории, не посовещавшись заранее со звездным предсказателем.

В европейской церковной и светской идеологии продолжительное время доминировало суждение Фомы Аквинского, чётко различавшего естественную астрологию и астрологию предсказаний, которую он считал недопустимой. То, как долго существовало это различие, подтверждает современная христианская литература. В "Лексиконе теологии и церкви" (Pilz S.J. Lexicon fur Teologie und Kirche, 1957) даны следующие определения астрологии:

1. Наиболее известная в настоящее время форма астрологии, базирующаяся на "естественной" астрологии, ложно утверждает, что, исходя из расположения звезд, можно точно предсказать будущие события, относящиеся к личной сфере человека (юдициарная астрология). Предпосылкой такой астрологии является фатализм и детерминизм. Такая астрология является ни чем иным, как корыстолюбивым использованием незнания и суеверий. Эта астрология является суеверием и несовместима с добродетельным почитанием Бога.

2. Там, где астрология (естественная астрология) только делает вид, что познает действительное влияние звёзд на людей и видит сущность человека, выраженную символически в звёздах, не желая высказать уверенное суждение о будущих действиях человека, там астрология не попадает непосредственно под определение атеистической астрологии.

Существенно более дифференцированную оценку дал в своей книге "Астрология - христианство" (1980) патер Герхард Восс (Voss). Он, очевидно, близок к астрологической школе, вобравшей в себя элементы символизма и структурализма и одновременно космическое понимание христианства. Вот его некоторые основные тезисы:

Гороскоп имеет свою ценность. Он может помочь своему владельцу лучше понять самого себя и в этих рамках преодолеть трудности, что считается возможным в определенных пределах. Толкование гороскопа происходит на основе законов ассоциативной логики. Звёзды склоняют, но не принуждают. Нельзя исключить того, что по гороскопу можно прочитать об определенных событиях в жизни человека, однако жесткого предопределения здесь нет. Основа и границы христианской астрологии даны в космической христологии Нового Завета.

Тема гармонии или конфликта между астрологией и христианством вечна. Каждый человек сам решает, во что ему верить, как думать и как поступать. Официальная позиция Русской Православной Церкви содержится в постановлении Архиерейского Собора от 2 декабря 1994 г. "О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме". В нем отмечается, что все вышеперечисленные секты и "новые религиозные движения", в том числе и астрология, с христианством несовместимы.

Всем доброго времени суток! Как-то мой друг поинтересовался - как астрология уживается во мне с христианством? Мне показалось, что я ответил не совсем убедительно. Захотелось на блоге немного раскрыть эту тему. Возможно этот пост будет дополнением к моему ответу другу:)

На самом деле, мне кажется, что между настоящей астрологией и вменяемой верой не может быть противоречия. Одно и другое во мне мирно уживаются. Ведь философское восприятие астрологии сегодня, весьма отличается
от того, что было 2 тысячи лет назад. Христианство даже помогает не превратить астрологию в религию, как это иногда случается, когда астролог - чуть ли не пророк, а натальная карта - фатальный приговор судьбы. Всему должно быть своё место.

Недавно встретил отрывок интервью отца Александра Меня. Человек очень думающий, так вот речь идёт об отношении Православия к астрологии. Надеюсь, дорогие читатели, вам это будет интересным.

Как относится Православная Церковь к астрологии? Есть ли расхождения по этому вопросу с католичеством? Отличается ли это отношение в настоящее время от существовавшего в Средневековье?

Вы знаете, я мог бы ограничится одним словом, хотя мне и не хотелось бы. Я мог бы сказать: никак. Потому что в Православной Церкви нет такой директивной энциклопедии, в которой на все вопросы можно было бы найти ответы, и если вы берете эту энциклопедию, открываете её на букве "а", находите "астрологию", и там сказано: "Не занимайся!". Этого нет, конечно. Астрология допустима, если она не притязает на роль эрзац-религии, как это часто у нас бывает. Если взять её в её научном ядре, то в чём она заключается? Что при рождении человека конфигурация планет нашей солнечной системы экранирует те или иные физические или какие-то ещё воздействия, действует на новорожденного и таким образом накладывает свою печать на его характер, хотя там есть уже и печать генетики, и различных патологий, и так далее. Значит, есть некое и космическое воздействие, и ничего особенного в этом нет. Если это будет доказано статистически, то мы будем считать, что у нас есть ещё одна предопределенность, вроде наследственности.

Можно ли считать, что эти факторы являются роком? Христианство знает, что есть нечто роковое в жизни. Скажем, ты получил глаза черные в наследство - ты не можешь их перекрасить. Но на самом деле, в нравственной жизни, в духовной жизни человек-христианин бросает вызов року. Он не имеет права сказать: вы знаете, отец у меня был вспыльчивый, поэтому я не могу себя удержать. Таким образом мы всякую ответственность за свое поведение с себя снимали бы. Или, например, вот я родился под созвездием Водолея или каким-нибудь другим, и уже никуда не денешься.

Я просмотрел несколько десятков томов различных исследований по астрологии, где приводились обширные таблицы, что, к примеру, все знаменитые полководцы или все проститутки знаменитые родились под одной звездой. Но я не верю, что это исчерпывающая информация, потому что надо произвести более чистые опыты, более тщательные подсчеты. И, может быть, вот на этих же таблицах я смогу привести ещё больше примеров, что под этими же звёздами рождались другие люди и из них не получались ни полководцы, ни женщины легкого поведения, а были они совершенно нормальными людьми. Так что вопрос этот научный, и его надо изучать научно и веру здесь не примешивать. Астрология как псевдорелигия является просто вредной. И католичество смотрит так же, в этом различий нет.

Что касается вопроса о Средних веках, то в Средние века астрология была не в почете. В эпоху Возрождения - вот тогда-то и началось! Тут и католики интересовались, и у нас интересовались довольно усиленно. Иван Грозный, в частности, без конца вопрошал астрологов. И всякие неоязычники. И Гитлер без конца прибегал к астрологам. Когда вера начинает колебаться, её сразу начинает заменять эрзац, поскольку человек религиозен по природе своей. Я очень удивляюсь, что астрологию не ввели у нас в своё время...

Как Вы лично относитесь к астрологии?

Астрология возможна как наука, когда она говорит о том, что на нас влияет космос, материально и, возможно, духовно. Но она может стать и суеверием. Каким образом? Вот в статьях Тамары Глоба очень правильно сказано: когда человек считает, что астрология его связала по рукам и ногам, что он уже детерминирован, что никуда не денешься, что выбора нет, вот тут начинается суеверие - это начинается рабство.

Космическое влияние вовсе не исключено, но это вовсе не значит, что человек - раб. Так, человек, имеющий тяжёлый характер, может стать святым, человек, обладающий ленивым темпераментом, в конце концов может побудить себя к творческой деятельности, любой из нас свободен выбирать свою жизнь с Богом и бороться. Иначе это будет капитуляция перед роком, перед судьбой, будь это звезды или наследственность. И мы будем кивать, что "во мне проснулся мой злой дядюшка", как в известной сказке Шварца, когда король говорил: "Вот сейчас во мне заговорила моя тетка, исключительно злая женщина". Значит, мы уже ни за что тогда не отвечаем и на самом деле оказываемся просто марионетками в руках различных сил, в том числе и созвездий...

Цит. по: "А.МЕНЬ ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ СЛУШАТЕЛЕЙ".
Фонд имени Александра Меня.
Составление и литературная запись Анастасия Андреева.
Редактор Владимир Илюшенко. - М., 1999