Макарий, митрополит всероссийский. Митрополит макарий

В Пафнутьев-Боровский монастырь , где затем принял монашество и был назван при постриге в честь прп. Макария Египетского .

В обители он неленостно проходил школу монашеских подвигов бдения, смирения, молитвы и послушания, вникал в книжную премудрость, постигал писание святых икон. Сохранилось свидетельство о трудах и подвигах инока Макария в те годы: «много лет пребыв и достойно ходив, житие жестокое искусив».

Будучи настоятелем обители, он заводит монастырский синодик, устанавливая поминовение всей преждепочившей братии, устраивает в монастырском соборе придел в честь прп. Макария Египетского .

Архиепископ Новгородский

29 июля того же года он прибыл на кафедру, которая вдовствовала без епископа, по словам летописца, 17 лет и 7 недель. Летописец говорит: «сед же святый на архиепископском столе, и бысть людем радость велия не токмо в Великом Новгороде, но и во Пскове и повсюде. И бысть хлеб дешев, и монастырем лекче в податех, и людем заступление велие, и сиротам кормитель бысть».

Архиеп. Макарий заботился о миссионерском просвещении северных народов огромной Новгородской земли. Он неоднократно посылал священников для проповеди Евангелия, повелевая разорять языческие требища и искоренять языческие обряды. Святительская грамота с этими, по выражению архиепископа Филарета (Гумилевского) , есть «памятник апостольских трудов Макария для распространения света Христова между оставшимися язычниками». Благословение на миссионерские труды на самом севере Новгородской области, а также антиминс, священные сосуды и книги получил от святителя и преподобный Трифон Печенгский (+ 1583).

Известно, что святитель Макарий прилагал большие усилия в деле искоренения различных лжеучений. На Соборе г. была осуждена ересь Матфея Башкина и Феодосия Косого.

По благословению святителя в Великом Новгороде составляется новый летописный свод, пишутся жития и службы русским святым. Племянник преподобного Иосифа Волоцкого , инок Досифей (Топорков) , работает над исправлением текста Синайского Патерика, который затем был включен святителем в Великие Четьи Минеи ; позднее инок Досифей написал Волоколамский Патерик и составил Хронограф. Софийский священник Агафон составляет в г. новую Пасхалию на всю восьмую тысячу лет.

Московский митрополит

С 19 марта г. - митрополит Московский и всея Руси .

Известно, что митрополит провидел грядущие бедствия Русской земли, которые принесла ей опричнина , учрежденная царем вскоре после его блаженной кончины:

«Не в кую нощную годину стояще святителю на обычной молитве и глагола великом гласом: «Ох, мне, грешному, паче всех человек! Како мне видети сие! Грядет нечестие и разделение земли! Господи, пощади, пощади! Утоли свой гнев! Аще не помилуеши ны за грехи наши, ино бы не при мне, по мне! Не дай, Господи, видети сего!» И слезы испущаше велии. И слышащу тогда его келейнику, некоему духовну, и удивися сему, и помышляше в себе: «С кем глаголет?» И не виде никого же и удивися о сем. И глагола ему духовно о сем: «Грядет нечестие, и кровоизлияние, и разделение земли».

Однажды попросил грозный царь митрополита Макария прислать ему душеполезную книгу. Получив же Чин погребения, он разгневался на святителя: «Прислал еси ко мне погребален, а в наши царьские чертоги такие книги не вносятца». И рече ему Макарий: «Аз, богомолец твой, послал спроста по твоему приказу, что еси велел прислати книгу душеполезную; и та всех полезней: аще кто ея со внимание[м] почитает, и тот во веки не согрешит».

Кончина

Последние дни жизни, кончина и погребение святителя были описаны в особой повести, которая дошла до нас в 7-ми списках, причем ранние - в составе Хронографа.

Михаил Петрович Булгаков - в будущем митрополит Макарий, выдающийся русский историк, богослов и общественный деятель, родился 1 октября 1816 года в бедной семье священника Флоровской церкви села Суркова Курской епархии. Рано лишившись отца, он был привезён в Белгород и определён в уездное духовное училище. После окончания училища Михаил Булгаков поступил в Белгородскую духовную семинарию, которой заведовал ректор о. Елпидифор (Бенедиктов), инок высокого аскетического подвига и чистоты. Именно он оказался тем человеком, кто оказал в эти годы значительное влияние на юношу, сумел увлечь иноческим примером нравственного совершенствования, познакомил с произведениями епископа Иннокентия (Борисова), бывшего тогда ректором Киевской Духовной академии. Под влиянием личностей этих двух известных людей и сложились те основные стороны характера М. Булгакова, которым он оставался верен всю жизнь: прямота, внутреннее благородство, жажда духовного совершенствования и тяга к постоянному труду.

Учась в семинарии, М. Булгаков увлекался поэзией Василия Андреевича Жуковского, и в пору выхода из стен Киевской Духовной академии (в 1841 году), став уже монахом, он пишет стихотворение ("Три гимна"), в котором торжественно объявляет себя "поклонником" "Святой Истины", служению которой отныне посвящает всю свою жизнь: Истине "всего себя я отдаю, и гимн любви, гимн благодарный я целой жизнью пропою". Этому трогательному юношескому обету он остался верен навсегда.

В 1841-1842 гг. Макарий Булгаков читает в Киевской Духовной академии курс лекций по церковной и гражданской истории, а затем его переводят в Санкт-Петербургскую Духовную академию (СПбДа), где проходят 15 лет напряженнейшей и плодотворной деятельности иеромонаха Макария, в том числе и в качестве ректора Академии. В 1850 году состоялась архиерейская хиротония 34-летнего Макария (Булгакова) во епископа Винницкого, викария Каменец-Подольской епархии. В эти годы он пишет много работ по истории Церкви; особенно интересна статья под названием "Три памятника русской духовной литературы XI века", открывшая науке духовного писателя глубокой древности - монаха Иакова. Уже одно это открытие могло бы увековечить имя владыки Макария (Булгакова) в литературе и истории.

Именно в годы работы в СПбДа Макарий Булгаков положил начало своей знаменитой "Истории Русской Церкви". В основу своего понимания духовной истории России владыка Макарий положил подход к Русской Церкви, как к части единой Вселенской Апостольской Соборной Церкви. Собственно, история Русской Церкви виделась ему в неразрывной связи с историей Церкви Вселенской. Важным элементом исторической концепции митрополита Макария (Булгакова) явилась убеждённость автора в том, что России и Российскому государству было предопределено свыше родиться и пребывать именно в лоне православного христианства, быть исторически связанной с Византией, пусть уже не существующей как государство, но существующей духовно как "Восточно-православное кафолическое единство". И Русь, и Русская Церковь, по мнению владыки Макария, были особо отмечены Богом: "Разом, почти в один год, положены были первые основы Русского государства и Русской Церкви; разом потом, как бы рука об руку, устроялись они мало-помалу в продолжение целого столетия; почти разом получили они и полное, окончательное образование"; "зачем это угодно было Господу, чтобы наше Отечество и наша Церковь возымели и образовались вместе? Не хотел ли Он таким образом сочетать их между собою ещё с первой минуты самыми неразрывными узами, как сочетавает душу с телом в человеке? Не хотел ли Он, чтобы с тех пор, подобно душе с телом, они составляли как бы одно нераздельное существо, жили одною общей жизнью, всецело сохраняя и свои отличительные свойства?". Это доверие к Промыслу Божию, преданию и пророчествам, а также принцип восстановления цельной картины легендарного прошлого через творческое истолкование Божественных указаний, отеческого предания, уважение к каждой исторической "случайности", - легли в основу методологического подхода владыки Макария к написанию своего труда по истории Русской Церкви. Его произведение стало не только трудом по истории Церкви, но и фундаментальной базой для изучения истории Русского государства.

Выдающимся достоинством главного творения митрополита Макария явилась чрезвычайная фактическая полнота, ставшая для историков Русской Православной Церкви своего рода сокровищницей, - такой же, как для исследователей гражданской истории является "История" С.М. Соловьёва. Митрополит Макарий, будучи знатоком русских рукописей, собрал в своём труде весь известный ему материал, сообщил много новых текстов в объёмистых приложениях к томам первой половины своей "Истории" и сделал множество ценных указаний в обстоятельных примечаниях.

После неудачи России в Крымской войне перед мысленным взором владыки встает вопрос об обновлении социального и правового уклада в стране. Направление его прежней деятельности, патриотизм, вера в великое предназначение Русской Церкви помогли ему встать в ряды передовых деятелей этого времени. Он продолжал трудиться над "Историей Русской Церкви", издавал журналы "Духовный вестник" и "Харьковские епархиальные ведомости". В 1867 году архиепископ Макарий исходатайствовал Высочайшее утверждение правил присуждения премий за лучшие научные труды по церковным и светским дисциплинам. На поощрение развития науки владыка Макарий передал все гонорары, полученные за публикацию своих научных работ - 120 тыс. рублей, - огромная по тем временам сумма!

В 1869 г. владыка Макарий стал архиепископом Виленским и Литовским. Не оставляя при этом научной работы, он активно занялся восстановлением Православия в Северо-Западном крае, страдавшем от католического и униатского засилья. Труды владыки Макария на Виленской кафедре принесли богатые плоды: 293 возрождённых и заново построенных храма и новые тома "Истории Русской Церкви". В 1869 году по его инициативе и под его редакцией был издан новый устав духовных академий, устанавливавший такой же порядок присвоения учёных степеней, как и в светских университетах. Это дало большой стимул развитию церковно-исторической науки.

В 1879 году владыка Макарий был назначен митрополитом Московским и Коломенским, членом Святейшего Синода. Всего три года митрополит Макарий управлял Московской епархией, но, как всегда, успел сделать очень многое для своей паствы. В этот период владыка трудился уже над 13-м томом своей "Истории".

Полностью воплотить в жизнь свой монументальный замысел по истории Русской Церкви митрополит Макарий не успел. Смерть прервала работу над трудом, который владыка успел довести до середины XVII в.

Митрополит Макарий скончался 9 июня 1882 года и был погребён в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры. 11 июня 2004 года у стен Духовной семинарии, где учился будущий митрополит Макарий (Булгаков), белгородцы установили памятник своему великому земляку.

Значение МАКАРИЙ (МИТРОПОЛИТ ВСЕРОССИЙСКИЙ) в Краткой биографической энциклопедии

МАКАРИЙ (МИТРОПОЛИТ ВСЕРОССИЙСКИЙ)

Макарий - митрополит всероссийский (1482 - 1563), выдающийся представитель русской иерархии. Впервые оценил по достоинству эту крупную фигуру академик Е.Е. Голубинский. По своему настроению и взглядам Макарий может быть причислен к партии иосифлян; но он не был партийным человеком. Обходительный и ласковый, Макарий не запятнал себя раболепством пред высшею властью и холодною жестокостью к людям, не разделявшим его взглядов на монастырское вотчиновладение. Не обладая кротостью святого и гением преобразователя, он сумел взять удачный средний тон миротворца бурной эпохи и устроителя жизни церкви, на основах и в пределах, которые допускала тогдашняя русская действительность. Как и Иосиф, Макарий был сторонником монастырского общежития и ввел его в своем Лужецком монастыре. Это, а также "мудрость в божественном писании" открыли ему дорогу на Новгородскую архиепископию (1526). Здесь Макарий ввел общежитие в монастырях, прекратил купножитие монахов и монахинь в одних и тех же монастырях, стремился к утверждению христианства между инородцами Водской пятины, украшал храм святой Софии и начал работу по собиранию всех чтимых церковью книг, обретавшихся в русской земле. В 1542 г. Макарий оказался митрополитом московским. То обстоятельство, что он занял кафедру после низвержения двух предшественников своих (Даниила и Иоасафа), в момент острой боярской борьбы, оказал мало влияния на воспитание Грозного и продержался без особых столкновений до 1563 г., в глазах многих кладет на образ Макария черные тени. Другие, наоборот, именно Макарию приписывают переворот 1546 г. в настроении Иоанна и начало блестящего периода его правления. Мысль о венчании на царство не могла принадлежать 16-летнему Иоанну; она шла от митрополита. В 1547 - 1549 и 1551 годах состоялись церковные соборы, оставившие глубокий след в истории. Первые два решают вопрос о канонизации святых. Дотоле русская церковь чтила 22 святых; теперь было провозглашено общецерковными святыми еще 30 и местными 9. Это ставило на очередь вопрос о возглавлении изукрашенной святыми церкви патриархом. Собор 1551 г. Стоглавый (названный так по разделенным на сто глав его определениям), ставил своей задачей обновление русской церкви. Деяния собора выдвигают на первый план молодого царя и оставляют в тени митрополита. Но это только казовая сторона дела. В вопросах собору, предложенных от имени царя, многие указывают такие особенности обычаев псковско-новгородской области, которые явно выдают авторство бывшего новгородского епископа. Постановления собора затрагивают церковное богослужение, епархиальное архиерейское управление и суд, жизнь духовенства высшего и низшего, монашества, христианскую жизнь мирян. Макарий не имел преемников, которые могли бы продолжать его дело; поэтому постановления собора 1551 г. не вошли в жизнь в той мере, как того заслуживали. - По жгучему вопросу о владении церковными вотчинами Макарий держал себя умеренно. Военные предприятия ставили остро вопрос о наделении поместьями боярских детей. В 1551 и 1557 г. были предприняты важные ограничения накопления земель в руках церкви. Макарий молчал, но он заявил протест, когда царь захотел приобрести недвижимые имения митрополичьей кафедры. - При Макарии основана первая типография в Москве. В год смерти митрополита в ней напечатана первая книга - Апостол. - На втором году его правления с Максима Грека было снято запрещение. - Наконец, с именем Макария связано издание Четьих-Миней и "Степенной книги". Над изданием Миней Макарий работал 12 лет уже в Новгороде и в 1541 г. список его подарил Софийскому собору. В 1552 г. был закончен перепискою более полный список, внесенный Макарием в Успенский собор (теперь в Синодальной библиотеке). Он состоит из 12 книг. На 1300 житий русских произведений приходится только 39, похвальных слов - 25; из последних, некоторые можно также назвать житиями. - "Степенная книга" дает биографии представителей светской и духовной власти и старается утвердить в понятиях общества то высокое представление о царской власти, которое сложилось в XVI в. Во всех важнейших биографиях постоянно говорится о "чудесно-рожденных" князьях, о "чудесном зачатии", о благочестии русских самодержцев. Вообще "Степенная книга" является сборником статей агиобиографического содержания и в этом отношении очень напоминает Четьи-Минеи. Когда Макарий умер, царь писал: "о Боже! коль бы счастлива русская земля была, коли бы владыки таци были, яко преосвященный Макарий". - См. Е.Е. Голубинский "История русской церкви" (том II, часть 1, Москва, 1900); его же "Канонизация святых" (2-е издание); В.С. Иконников "Опыт русской историографии" (том II, Киев, 1908).

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое МАКАРИЙ (МИТРОПОЛИТ ВСЕРОССИЙСКИЙ) в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:


  • (1428-1563) — Пострижение и монашеское воспитание получил в Пафнутиевом Боровском монастыре, где всецело проникся учением Пафнутия, отличительной чертой которого, по …
  • МАКАРИЙ, МИТРОПОЛИТ ВСЕРОССИЙСКИЙ
    (1428-1563) ? Пострижение и монашеское воспитание получил в Пафнутиевом Боровском монастыре, где всецело проникся учением Пафнутия, отличительной чертой которого, по …
  • МИТРОПОЛИТ в Словаре воровского жаргона:
    - пpедседатель …
  • МАКАРИЙ в Словаре-указателе имен и понятий по древнерусскому искусству:
    (1482-1563 гг.) святитель, митрополит Московский и всея Руси с 1542 г. Принял пострижение в Пафнутьеве-Боровском монастыре, с 1526 г. архиепископ …
  • МАКАРИЙ в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
    606772, Нижегородской, …
  • МИТРОПОЛИТ в Словаре церковных терминов:
    (греч. столичный) - первоначально архиерей, глава митрополии - крупной церковной области, объединяющей несколько епархий. Архиереи, управляющие епархиями, были подчинены …
  • МИТРОПОЛИТ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Митрополит (греч.: столичный) - первоначально - епископ митрополии. Архиереи, управляющие епархиями, были подчинены митрополиту. Так …
  • МИТРОПОЛИТ
    (греч. metropolites) в ряде христианских церквей один из высших санов архиереев. Глава крупной епархии, подчинен …
  • МАКАРИЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    (в миру Михаил Яковлевич Глухарев) (1792-1847) русский православный монах, миссионер. В 1830-43 в миссии на Алтае перевел на алтайские языки …
  • МИТРОПОЛИТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от греч. metropolites), высший духовный сан в некоторых христианских …
  • МИТРОПОЛИТ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Митрополит - епископ митрополии, т. е. главного города области(Eparcia) или провинции (diocesis) в греко-римской империи. Одни думают,что название М. явилось …
  • МАКАРИЙ ТРОИЦКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (в мире Макарий Трифонович Троицкий) — писатель, епископ калужский и боровский, воспитанник киевской духовной академии. Главные его труды: "Слова, беседы …
  • МАКАРИЙ СУШКИН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (1821-1889) — архимандрит русского Пантелеймонова монастыря на Афоне. Родился в купеческой семье в г. Туле; уже в детстве при виде …
  • МАКАРИЙ СУСАЛЬНИКОВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (в мире Михаил Сусальников, † 1787) — проповедник и писатель, архимандрит Сергиевой пустыни близ Петербурга. После его смерти в Москве …
  • МАКАРИЙ ПЕТРОВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    серб родом (1734-1766), живший в России и окончивший курс в Моск. духовной акд.; был ректором Тверской семинарии. Сочин. его, весьма …
  • МАКАРИЙ НЕРОНОВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    монах униатского ордена базилиан, автор книги "Краткий катихизис исторический... не токмо правоверным христианам, но наипаче иереям парохиальным всепотребный" (1756 г., …
  • МАКАРИЙ НЕВСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (в мире Михаил Андреевич Невский, род. в 1835 г.) — миссионер и духовный писатель. Был начальником алтайской духовной миссии. С …
  • МАКАРИЙ МИРОЛЮБОВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I (в мире Николай Миролюбов, 1817-94) — духовный писатель; окончив курс Московской духовной академии, защитил диссертацию "Примеры благочестия среди соблазнов, …
  • МАКАРИЙ ИВАНОВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (в мире — Михаил Иванов) — иеросхимонах. Дворянин родом, он постригся в 1815 г. и с 1834 г. жил в …
  • МАКАРИЙ ЗИМИН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    даровитый богослов (род. около 1800 г.), магистр Моск. духовной академии, в сане архимандрита, ректор СПб., потом Тверской семинарии. Его лекции …
  • МАКАРИЙ ГЛУХАРЕВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I (в мире Михаил Яковлевич Глухарев) — знаменитый русский миссионер, род. в 1792 г. в Вязьме, сын священника; учился в …
  • МАКАРИЙ БУЛГАКОВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (в мире Михаил Петрович Булгаков; 1816-1882) — знаменитый русский богослов и церковный историк, сын сельского священника Новооскольского у. Курской губ.; …
  • МИТРОПОЛИТ
  • МАКАРИЙ в Современном энциклопедическом словаре:
  • МИТРОПОЛИТ
    (греческое metropolites - гражданин митрополии, а также епископ митрополии), в ряде христианских церквей один из высших санов архиереев. Глава крупной …
  • МАКАРИЙ в Энциклопедическом словарике:
    (1482 - 1563), русский митрополит с 1542, писатель. Глава иосифлян и кружка книжников, члены которого собирали и распространяли произведения русской …
  • МИТРОПОЛИТ в Энциклопедическом словарике:
    а, м., одуш. Высшее почетное звание епископа, а также епископ, имеющий это звание. Митрополичий - относящийся к митрополиту, митрополитам.||Ср. АРХИЕПИСКОП …
  • МИТРОПОЛИТ в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. Высшее почетное звание (духовный сан) архиерея, а также архиерей, имеющий это звание. II прил. митрополитский, -ая, -ое …
  • ВСЕРОССИЙСКИЙ в Энциклопедическом словаре:
    , -ая, -ое. Относящийся ко всей России, к Российской Федерации, распространяющийся на всю Россию, на Российскую Федерацию. Всероссийское общество охраны …
  • МИТРОПОЛИТ
    МИТРОПОЛ́ИТ (греч. metropolites - человек из главного города), в Рус. правосл. церкви священнослужитель высшей (третьей) степени. До 14 в. Русь …
  • МАКАРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАЌАРИЙ ВЕЛИКИЙ, или Египетский (ок. 300 - ок. 390), христ. монах-отшельник, отец Церкви. Подвизался в отдалённой пустыне Египта. Соч. нравств.-аскетич. …
  • МАКАРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАЌАРИЙ (в миру Мих. Як. Глухарёв) (1792- 1847), церк. деятель, миссионер, переводчик. Глава (1830-43) Алтайской духовной миссии. Положил начало изучению …
  • МАКАРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАЌАРИЙ (в миру Мих. Петр. Булгаков) (1816-82), митрополит Московский и Коломенский в 1879-82, историк, акад. Петерб. АН (1854). Ректор Киевской …
  • МАКАРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАЌАРИЙ (1482-1563), митрополит Московский и всея Руси с 1542. Глава иосифлян, сторонник усиления самодержавной власти. Под влиянием М. Иван …
  • ВСЕРОССИЙСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВСЕРОСС́ИЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ (ВЦИК), высший законодат., распорядит. и контролирующий орган гос. власти РСФСР в 1917-36. Избирался Всерос. съездом Советов …
  • ВСЕРОССИЙСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВСЕРОСС́ИЙСКИЙ СЪЕЗД СОВЕТОВ, по Конституциям РСФСР 1918 и 1925 высший орган гос. власти РСФСР. Формировался из представителей гор. Советов и …
  • ВСЕРОССИЙСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВСЕРОСС́ИЙСКИЙ ВЫСТАВОЧНЫЙ ЦЕНТР, созд. в Москве на базе Выставки достижений народного хозяйства СССР в дек. 1991. Осн. задачи: содействие установлению …
  • МИТРОПОЛИТ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? епископ митрополии, т. е. главного города области (???????) или провинции (diocesis) в греко-римской империи. Одни думают, что название …
  • МИТРОПОЛИТ в Словаре Кольера:
    (греч. metropolis - мать городов, метрополия, т.е. главный город), титул епископа главного города области или провинции. В Восточных церквах сан …
  • МИТРОПОЛИТ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    митрополи"т, митрополи"ты, митрополи"та, митрополи"тов, митрополи"ту, митрополи"там, митрополи"та, митрополи"тов, митрополи"том, митрополи"тами, митрополи"те, …

Митрополит Макарий - Всероссийский митрополит, Глава Русской церкви 16 века.

Детство митрополита

Митрополит Макарий является одним из ярких представителей православной церкви. Родился он в 1482 году, и его детство было омрачено разными событиями.

Отец его умер после рождения сына, так что Макарий остался сиротой. Мать ушла в монастырь. После рождения его назвали Михаил, но потом он поменял себе имя на Макарий.

Макарий, как и его мать, решил посвятить свою жизнь монашескому подвигу. С этой целью он избрал Пафнутиево-Боровский монастырь. В это время из монастыря уже ушел Иосиф Волоцкий.

Становление

В монастыре он молился, исплнял подвиг послушания и смирения, много трудился. Монастырское хозяйство переживало период расцвета. Стараниями Макария многое изменилось. Сам он интересовался и изучал иконописание.

В 1526 году происходит перелом в его судьбе. Он становится архиепископом Новгородским и Псковским. Огромные культурные богатства Новгорода поражают его, и он начинает их тщательно изучать.

Он выясняет, что в Новогородской земле много язычников, и посылает своих священников и монахов разорять языческие капища и крестить язычников. Также это время Макарий занимается постройкой новых храмов и реконструкцией новых. Ремонтирует Софиевский собор, приглашает художников для украшения храмов. Под его руководством делают новую церковную утварь.

Макарий много помогает своим соотвечественникам. Известно, что в то время в Великом Новгороде был мор и болезни. Макарий хоронит мертвых, ухаживает за больными, молится за всех. Его стараниями составляется новый летописный свод.

В монастыре были работы и Дионисия, по ним Макарий учился художественному мастерству. Так, были привезены новые фрески, поновлены старые. Люди смотрят на его деятельность с одобрением, по мнению большинства, возрождает исконную русскую веру. Макарий способствует развитию на Руси книгопечатного дела. Он приглашает мастеров-печатников в Москву, и они открывают там типографию.

В это время группировка князей Шуйских низлагает митрополита Иоасафа, и Макарий становится митрополитом Московским и Всея Руси 19.03.1542г. Он борется с Шуйскими, защищая малолетнего Ивана Грозного. Макарий учит царевича жизни, и способствует его возведению на престол. Также митрополит проводит большую работу по канонизации святых, и помогает составлять их житие.

Макарий был человеком добрым, Шуйские хотели воспользоваться им, чтобы иметь влияние на . Но оказалось, что Макарий сторонник иосифлян, и он хочет сделать их главными в государстве.

Митрополит Макарий является сподвижником царя. В 1552 году он предсказывает царю победу над неверными при Казани. И его прогноз оправдывается. В 1547 и 1549 годах он созывает соборы, которые затем получили название Макарьевских. На этих соборах решается вопрос почитания святых. В 1551 году под руководством Митрополита Макария проходит Стоглавый собор, на котором рассматривается вопрос о моральном облике православного христианина.

В это время проходит Стоглавый собор, и Макарий принимает деятельное участие в его работе. Митрополит изменял жития, добавляя в литературные произведения церковнославянские слова. Под его руководством проходил сбор всех необходимых данных.

«Великие Четьи-Минеи» составлены во многом благодаря его заслугам, и также он написал жития новых святых. За короткий срок Макарий смог наладить жизнь церкви и епархии. Многие люди видели преображение епархии, и считали, что все это происходит благодаря трудам Макария.

Он основал множество мастерских, где создавались иконы и предметы утвари. Поэтому многие уважали и чтили его. К людям относился ровно и не делил их на богатых и бедных. Многим помогал, выкупал пленных у татар.

Митрополит Макарий известен как «Собиратель русской церкви». Он всегда отстаивал интересы церкви, и помогал своим собратьям. Он добился того, чтобы у церкви не отбирали земли. Выступал против попыток государственных органов ограничить права церкви.

Про Макария сохранилась самая лучшая память. Он состоял в , которая в 1560 году была распущена. Всех ее членов судили, кроме Макария. Царь его бесконечно уважал.

После крестного хода, посвященного мученику Никите в сентябре 1563 года, митрополит простудился и заболел. Его не стало 31.12.1563 года. Погребен в Успенском соборе Московского Кремля. К лику святых причислен в 1988 году. День памяти 30 декабря.

Родился около 1482 года в Москве в семье благочестивых родителей. При крещении он был наречён во имя Архистратига Михаила. Известно, что отца его звали Леонтий. Отец Михаила, очевидно, вскоре после рождения сына скончался. Мать его приняла впоследствии монашеский постриг с именем Евфросиния.

Решив избрать для себя монашеский путь, поступает послушником в Рождества Богородицы Пафнутиево-Боровский монастырь. При постриге был назван в честь знаменитого православного аскета-пустынника преподобного Макария Египетского.

В 1506 году стал игуменом Лужецкого Богородицкого монастыря в Можайске. В 1526 году Макарий был рукоположен во архиепископа Новгородского и Псковского. Святитель предпринял создание свода «всех чтимых книг на Руси» - Великих Четьих-Миней, которые вошли в историю под названием Макариевских. Немало усилий свт. Макарий приложил по организации на Руси книгопечатного дела. При нем была открыта в Москве первая типография для печатания священных и богослужебных книг.

Возведён на митрополичий престол 19 марта 1542 года боярской группировкой князей Шуйских, которая тогда правила при малолетнем Иоанне Грозном. В этом сане Макарий сменил низложенного Шуйскими митрополита Иоасафа. Однако вскоре он, как и прежде Иоасаф, стал выступать против Шуйских. Обладая большим могуществом и влиянием, он способствовал отстранению Шуйских от власти, которое произошло в декабре 1543 год. После этого Макарий оказывал большое влияние на политику Иоанна Грозного, входя в так называемую «Избранную Раду». Он венчал Иоанна Грозного на царство (1547 год), способствовал его браку с Анастасией Захарьиной. Составил знаменитые «Великие четьи-минеи», осуществил канонизацию многих русских святых (см. Макарьевские соборы).

При нём, в 1551 году, состоялся знаменитый Стоглавый Поместный Собор Русской православной церкви. Сочувствуя иосифлянам, доминировавшим на Стоглавом Соборе он не допустил пройти закону о секуляризации монастырских земель, продвигаемому протопопом Сильвестром. После уничтожения Избранной Рады (1560 год) Макарий, единственный из её членов, не был подвергнут преследованиям и умер своей смертью в 1563 году.

Канонизирован в лике святителей на Поместном соборе Русской православной церкви в 1988 году.