Почему георгий победоносец. Святой великомученик Георгий Победоносец – святой из Ливанских гор

Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейрут (в древности - Белит), у подножия Ливанских гор.

Поступив на военную службу, великомученик Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания тысяченачальника, св. Георгий сделался любимцем императора Диоклетиана. Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю, как один из самых жестоких гонителей христиан.

Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, св. Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. Речь св. Георгия была полна сильных и убедительных возражений против императорского приказа преследовать христиан.

После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Св. Георгий был заключен в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Но Св. Георгий мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Святой мученик все терпеливо переносил. В конце концов император приказал отрубить мечом голову святому. Так святой страдалец отошел ко Христу в Никомидии в 303 году.

Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности - называют еще Победоносцем. Мощи святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лида, в храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, тоже посвященном ему.

На иконах св. Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змия. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия. Рассказывают, что недалеко от места, где родился св. Георгий в городе Бейруте, в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. Что это был за зверь - удав, крокодил или большая ящерица - неизвестно.

Суеверные люди той местности для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змея.

Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек в пределах Бейрута и обратил ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками.

Можно предположить, что явление святого Георгия на коне для защиты жителей от змея, а также описанное в житии чудесное оживление единственного вола у земледельца, послужили поводом к почитанию святого Георгия покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей.

В дореволюционное время в день памяти святого Георгия Победоносца жители русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище, совершив молебен святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой. День великомученика Георгия в народе еще называют - «Юрьев день», в этот день, до времен царствования Бориса Годунова, крестьяне могли переходить к другому помещику.

Св. Георгий - покровитель воинства. Изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу над диаволом - «древним змием» (Откр. 12, 3; 20, 2). Это изображение было включено в древний герб города Москвы.

Святой великомученик Георгий Победоносец , родом из Каппадокии (область в Малой Азии), вырос в глубоко верующей христианской семье. Его отец принял мученическую кончину за Христа, когда Георгий был еще в детском возрасте. Мать, владевшая имениями в Палестине, переселилась с сыном на родину и воспитала его в строгом благочестии.

Поступив на службу в римское войско, святой Георгий, красивый, мужественный и храбрый в сражениях, был замечен императором Диоклитианом (284-305) и принят в его стражу со званием комита - одного из старших военачальников.

Император-язычник, много сделавший для возрождения римского могущества и ясно понимавший, какую опасность представляет для языческой цивилизации торжество Распятого Спасителя, в последние годы правления особенно усилил гонения на христиан. На совете сената в Никомидии Диоклитиан предоставил всем правителям полную свободу в расправе над христианами и обещал свою всемерную помощь.

Святой Георгий, узнав о решении императора, раздал нищим свое наследство, отпустил на волю рабов и явился в Сенат. Мужественный воин Христов открыто выступил против императорского замысла, исповедал себя христианином и призвал всех признать истинную веру во Христа: "Я раб Христа, Бога моего, и, уповая на Него, предстал среди вас по своей воле, чтобы свидетельствовать об Истине". "Что есть Истина?" - повторил вопрос Пилата один из сановников. "Истина есть Сам Христос, гонимый вами", - отвечал святой.

Ошеломленный дерзновенной речью доблестного воина, император, который любил и возвышал Георгия, попытался уговорить его не губить своей молодости, славы и чести, но принести по обычаю римлян, жертву богам. На это последовал решительный ответ исповедника: "Ничто в этой непостоянной жизни не ослабит моего желания служить Богу". Тогда по приказу разгневанного императора оруженосцы стали копьями выталкивать святого Георгия из зала собрания, чтобы увести в темницу. Но сама смертоносная сталь становилась мягкой и гнулась, как только копья касались тела святого, и не причиняла ему боли. В темнице мученику забили ноги в колодки и придавили грудь тяжелым камнем.

На другой день на допросе, обессиленный, но твердый духом, святой Георгий вновь отвечал императору: "Скорее ты изнеможешь, мучая меня, нежели я, мучимый тобою". Тогда Диоклитиан повелел подвергнуть Георгия самым изощренным пыткам. Великомученика привязали к колесу, под которым были устроены доски с железными остриями. При вращении колеса острые лезвия резали обнаженное тело святого. Сначала страдалец громко призывал Господа, но вскоре затих, не испуская ни единого стона. Диоклитиан решил, что истязаемый уже умер, и, распорядившись снять истерзанное тело с колеса, отправился в капище вознести благодарственную жертву. В этот момент вокруг потемнело, грянул гром, и был слышен глас: "Не бойся, Георгий, Я с тобою". Затем воссиял дивный свет и у колеса появился Ангел Господень в образе светоносного юноши. И едва возложил он руку на мученика, сказав ему: "Радуйся!" - как святой Георгий восстал исцеленным. Когда воины отвели его в капище, где был император, последний не верил глазам своим и думал, что пред ним другой человек или призрак. В недоумении и ужасе всматривались язычники в святого Георгия и убеждались в том, что действительно произошло чудо. Многие тогда уверовали в Животворящего Бога христиан. Два знатных сановника, святые Анатолий и Протолеон , тайные христиане, тотчас открыто исповедали Христа. Их тут же, без суда, по приказу императора усекли мечом. Познала истину и, царица Александра, супруга Диоклитиана, находившаяся в капище. Она тоже порывалась прославить Христа, но ее удержал один из слуг императора и увел во дворец.

Император еще более ожесточился. Не теряя надежды сломить святого Георгия, он предавал его на новые страшные пытки. Сбросив в глубокий ров, святого мученика засыпали негашеной известью. Через три дня его откопали, но нашли его радостным и невредимым. Святого обули в железные сапоги с раскаленными гвоздями и с побоями погнали до темницы. Утром же, когда его привели на допрос, бодрого, со здоровыми ногами, он сказал императору, что ему понравились сапоги. Его били воловьими жилами так, что тело и кровь смешались с землей, но мужественный страдалец, подкрепляемый силой Божией, оставался непреклонным.

Решив, что волшебство помогает святому, император призвал волхва Афанасия, чтобы тот сумел лишить святого чудодейственной силы, или отравил его. Волхв преподнес святому Георгию две чаши со снадобьями, одно из которых должно было сделать его покорным, а другое - умертвить. Но и зелья не действовали - святой по-прежнему обличал языческие суеверия и славил Истинного Бога.

На вопрос императора, какая же сила помогает мученику, святой Георгий отвечал: "Не думай, что не вредят мне муки благодаря человеческому усилию, - я спасаюсь только призыванием Христа и Его силою. Верующий в Него ни во что вменяет мучения и способен сотворить дела, которые сотворил Христос" (). Диоклитиан спросил, каковы же дела Христовы. - "Слепых просвещать, прокаженных очищать, подавать хромым хождение, глухим - слух, изгонять бесов, воскрешать умерших". Зная, что еще никогда ни волхвование, ни ведомые ему боги не могли воскресить мертвого, император, чтобы посрамить упование святого, велел ему на его глазах воскресить умершего. На это святой сказал: "Ты искушаешь меня, но ради спасения народа, который увидит дело Христово, Бог мой сотворит это знамение". И когда святого Георгия подвели к гробнице, он воззвал: "Господи! Покажи предстоящим, что Ты Бог Единый по всей земле, да познают Тебя, Всесильного Господа". И потряслась земля, гробница отверзлась, мертвец ожил и вышел из нее. Воочию увидев явление всемогущей силы Христовой, народ рыдал и прославлял Истинного Бога. Волхв Афанасий, припав к ногам святого Георгия, исповедал Христа Всесильным Богом и просил прощения за грехи, совершенные в неведении. Однако закоснелый в нечестии император не вразумился: он в ярости приказал обезглавить уверовавшего Афанасия, а также воскрешенного человека, а святого Георгия опять заточил в темницу. Люди, обремененные недугами, разными способами стали проникать в темницу и там получали от святого исцеление и помощь. Обратился к нему в скорби и некий земледелец Гликерий , у которого пал вол. Святой с улыбкой утешил его и заверил, что Бог возвратит вола к жизни. Увидев дома ожившего вола, земледелец по всему городу стал прославлять Бога христианского. По приказу императора святой Гликерий был схвачен и обезглавлен.

Подвиги и чудеса великомученика Георгия умножали число христиан, поэтому Диоклитиан решил сделать последнюю попытку заставить святого принести жертвы идолам. Начали готовить судилище при капище Аполлона. В последнюю ночь святой мученик усердно молился, а когда задремал, увидел Самого Господа, Который поднял его Своей рукой, обнял и поцеловал. Спаситель возложил на главу великомученика венец и сказал: "Не бойся, но дерзай и сподобишься царствовать со Мною".

Наутро в судилище император предложил святому Георгию новое испытание - он предлагал ему стать своим соправителем. Святой мученик с притворной готовностью ответил, что императору с самого начала следовало не мучить его, а оказать подобную милость, и при этом выразил желание немедленно идти в капище Аполлона. Диоклитиан решил, что мученик принимает его предложение, и последовал с ним в капище в сопровождении свиты и народа. Все ждали, что святой Георгий принесет жертву богам. Он же, подойдя к истукану, сотворил крестное знамение и обратился к нему, как к живому: "Ты ли хочешь принять от меня жертву как Бог?" Бес, обитавший в идоле, закричал: "Я не Бог и никто из подобных мне не Бог. Един Бог только Тот, которого ты проповедуешь. Мы из служащих Ему Ангелов сделались отступниками, и, одержимые завистью, прельщаем людей". "Как же дерзаете вы быть здесь, когда сюда пришел я, служитель Истинного Бога?" - спросил святой. Послышался шум и плач, идолы пали и сокрушились.

Поднялось всеобщее смятение. На святого мученика в неистовстве накинулись жрецы и многие из толпы, связали его, стали бить и требовать немедленной казни.

На шум и крики поспешила святая царица Александра . Пробираясь через толпу, она кричала: "Бог Георгиев, помоги мне, так как Ты Един Всесилен". У ног великомученика святая царица славила Христа, уничижая идолов и поклонявшихся им.

Диоклитиан в исступлении немедленно вынес смертный приговор великомученику Георгию и святой царице Александре, которая без сопротивления последовала за святым Георгием на казнь. По дороге она изнемогла и без чувств прислонилась к стене. Все решили, что царица скончалась. Святой Георгий возблагодарил Бога и молился, чтобы и его путь окончился достойно. На месте казни святой в горячей молитве просил Господа, чтобы Он простил мучителей, не ведавших, что творят, и привел их к познанию Истины. Спокойно и мужественно святой великомученик Георгий преклонил свою главу под меч. Это было 23 апреля 303 года.

В растерянности взирали на своего Победителя палачи и судьи. В кровавой агонии и бессмысленных метаниях кончалась эра язычества. Прошло всего десять лет - и святой равноапостольный Константин, один из преемников Диоклитиана на римском престоле, прикажет начертать на знаменах Крест и завет, запечатленный кровью Великомученика и Победоносца Георгия и тысяч неведомых мучеников: "Сим победиши".

Из многих чудес, совершенных святым великомучеником Георгием, наиболее известное запечатлено в иконографии. На родине святого, в городе Бейруте, было много идолопоклонников. Около города, близ Ливанских гор, находилось большое озеро, в котором жил громадный змей. Выходя из озера, он пожирал людей, и жители ничего не могли поделать, так как от одного его дыхания заражался воздух.

По научению бесов, живших в идолах, царь принял такое решение: каждый день жители должны были по жребию отдавать в пищу змею своих детей и когда очередь дойдет до него, он обещал отдать свою единственную дочь. Прошло время, и царь, нарядив ее в лучшие одежды, отправил к озеру. Горько плакала девушка, ожидая смертного часа. Неожиданно к ней подъехал на коне великомученик Георгий с копьем в руке. Девушка упрашивала его не оставаться с ней, чтобы не погибнуть. Но святой, увидев змея, осенил себя крестным знамением и со словами "во Имя Отца и Сына и Святого Духа" устремился на него. Великомученик Георгий пронзил гортань змея копьем и попрал его конем. Затем он велел девушке связать змея своим поясом и, как пса вести в город. Жители в страхе разбегались, но святой остановил их словами: "Не бойтесь, но уповайте на Господа Иисуса Христа и веруйте в Него, ибо это Он послал меня к вам, чтобы спасти вас". Затем святой убил змея мечом, а жители сожгли его за городом. Двадцать пять тысяч человек, не считая женщин и детей, крестились тогда, и была построена церковь во имя Пресвятой Богородицы и великомученика Георгия.

Святой Георгий мог стать талантливым полководцем и удивить мир воинскими подвигами. Он скончался, когда ему не было и 30 лет. Спеша соединиться с воинством Небесным, он вошел в историю Церкви как Победоносец. С этим именем прославился он с самого начала христианства и на Святой Руси.

Святой Георгий Победоносец был ангелом и покровителем нескольких великих строителей русской государственности и русской военной мощи. Сын святого равноапостольного Владимира, Ярослав Мудрый, во святом Крещении Георгий († 1054), много способствовал почитанию святого в Русской Церкви. Он построил город Юрьев, основал Юрьевский монастырь в Новгороде, воздвиг храм святого Георгия Победоносца в Киеве. День , совершенного 26 ноября 1051 года Святителем Иларионом, митрополитом Киевским и всея Руси, навсегда вошел в литургическую сокровищницу Церкви как особый церковный праздник, Юрьев день, любимый русским народом "осенний Георгий".

Имя святого Георгия носил основатель Москвы Юрий Долгорукий († 1157), создатель многих Георгиевских храмов, строитель города Юрьева-Польского. В 1238 году героическую борьбу русского народа с монгольскими ордами возглавил († 1238; память 4 февраля), сложивший голову в битве на Сити. Память о нем, как о Егории Храбром, защитнике родной земли, отразилась в русских духовных стихах и былинах. Первым великим князем Московским, в период, когда Москва становилась центром собирания земли Русской, был Юрий Данилович († 1325) - сын святого Даниила Московского, внук святого Александра Невского. С того времени святой Георгий Победоносец - всадник, поражающий змия - стал гербом Москвы и эмблемой Русского государства. И это еще глубже укрепило связи христианских народов и особенно с единоверной Иверией (Грузией - страной Георгия).

Святая царица Александра, о мнимой кончине которой было записано в мученических актах святого Георгия, составленных сразу после его кончины, сподобилась, однако, мученического венца несколькими годами позже, в 314 году.

За эти годы произошло много событий. Император Диоклитиан в 305 году отрекся от престола и власть перешла к его соправителю Максимиану Галерию (305-311), фанатику язычества, грубому и жестокому воину. Его женой была дочь святой царицы Александры - святая мученица Валерия , которую Диоклитиан выдал замуж против ее воли еще в годы своего правления. Святая Александра воспитала дочь в христианском благочестии. Когда умер Галерий, император Максимин стал домогаться ее руки. Получив отказ, он сослал святую Валерию в Сирию, где она жила вместе с матерью. После смерти Максимина в 313 году мать и дочь прибыли в Никомидию, надеясь на милость императора Ликиния (313-324). Вместе со святым равноапостольным царем Константином он подписал Миланский эдикт, который предоставлял христианам свободу вероисповедания, однако втайне оставался врагом христианства. Ликиний приказал казнить святую царицу Александру и дочь ее Валерию. Они были обезглавлены, и тела их бросили в море.

Иконописный подлинник

Русь. Ок. 1170.

Вмч. Георгий. Икона. Русь. Около 1170 г. Успенский собор Московского Кремля.

Святой Георгий - один из великомучеников Православной Церкви. Победоносцем его именовали за мужество, силу и волю в борьбе с вражиим воинством. Прославился святой так же помощью и любовью к людям. Житие святого Георгия Победоносца прославилось многими фактами, а история его посмертного явления человечеству вообще схожа с волшебной сказкой.

Житие святого Георгия Победоносца

Родители святого были верующими и богобоязненными христианами. Отец пострадал за веру и принял мученическую кончину. Его мать, оставшись вдовой, перебралась с малолетним Георгием в Палестину и занялась христианским воспитанием чада.

Великомученик Георгий Победоносец

Георгий вырос храбрым юношей, а поступив на службу в римское войско, его заметил император-язычник Диоклетиан. Он принял воина в состав своей стражи.

Правитель ясно понимал опасность, которую несет Христова вера для цивилизации язычников , поэтому он усилил гонения на христианство. Диоклетиан предоставил военачальникам свободу в отношении расправы над православными. Георгий, узнав о несправедливом решении властителя, раздал беднякам все имущество, доставшееся после смерти родителей, даровал свободу рабам, трудившимся в имении, и предстал пред императором.

Он без страха, мужественно обличил Диоклетиана и его жестокий замысел, а после исповедовал пред ним свою веру во Христа. Властный язычник попытался принудить воина отречься от Спасителя и принести жертву идолам, на что получил решительный отказ православного воина. По приказу Диоклетиана оруженосцы вытолкали Победоносца копьями из помещения и попытались увести его в тюрьму.

Но стальное оружие чудесным образом стало мягким и легко гнулось при соприкосновении с телом святителя.

Поместив православного воина в темницу, его ноги забили в колодки, а грудь придавили большим камнем. На утро непоколебимый воин вновь исповедовал веру Христову. Обозленный Диоклетиан подверг его пыткам. Обнаженного Георгия привязали к колеснице, над которой были устроены доски с железными остриями. Когда колеса вращались, железо резало его тело. Но вместо стонов и ожидаемого отречения от Творца, святой лишь призывал Помощь Господню.

Когда страдалец затих, язычник подумал, что он испустил дух и приказал снять изрезанное растерзанное тело. Но вдруг небо почернело, грянул великий гром и раздался величественный Глас Божий: «Не бойся, воин. Я с тобою». Тут же возникло яркое свечение и рядом с Победоносцем явился белокурый юноша - Ангел Господний . Он наложил на тело Георгия свою руку и тот мгновенно восстал исцеленный.

Георгий Победоносец (Лиддский)

Императорские воины отвели его в капище, где находился Диоклетиан. Тот не поверил своим глазам - пред ним стоял совершенно здоровый и полный сил человек. Многие язычники, наблюдавшие за чудом, уверовали во Христа. Даже два знатных сановника тотчас прилюдно исповедовали веру Христову, за что их головы отсекли.

Царица Александра тоже попыталась прославить Вседержителя, но императорские слуги быстро увели ее во дворец.

Царь-язычник в попытках сломить непоколебимого Георгия предал его на еще более страшные муки. Мученик был брошен в глубокий ров, а его тело засыпали негашеной известью. Откопали Георгия лишь на третьи сутки. На удивление, его тело не было поврежденным, а сам мужчина находился в радостном и спокойном расположении духа. Диоклетиан не успокоился и приказал обуть мученика в железные сапоги с раскаленными внутри них гвоздями и посадить под арест. Утром воин продемонстрировал здоровые ноги и пошутил, что сапоги ему уж очень понравились. Тогда разъяренный правитель приказал бить святое тело воловьими жилами и смешать его кровь и тело с землей.

Решив, что Георгий пользуется волшебными чарами, правитель вызвал ко двору волхва, дабы лишить бывшего воина волшебства и отравить его. Тот преподнес мученику зелье, но оно не подействовало, и святой вновь прославил Бога.

Монастыри в честь Георгия Победоносца:

Чудеса Божьи

Император возжелал узнать о том, что же помогает бывшему воину выживать после страшных мучений? Георгий отвечал, что с Богом возможно все. Тогда язычник пожелал, чтобы мученик при нем воскресил мертвого. Когда Победоносца подвели к гробнице, он стал умолять Отца Небесного, чтобы Тот показал всем присутствующим, что Он есть Бог всего мира. И тут затряслась земля, гроб открылся и покойник ожил. Тут же присутствующие при явлении чуда уверовали в Бога и прославили Его.

Чудотворный образ святого великомученика Георгия Победоносца

Вновь Георгий оказался в темнице. Страждущий люд пытался попасть к арестанту разными способами и получал исцеление от недугов и помощь в прошениях. Среди них был земледелец Гликерий. У него намедни умер вол и мужчина пришел с мольбой воскресить животное. Святой пообещал возвратить скотину к жизни. Вернувшись домой, мужчина обнаружил в стойле ожившего вола и стал прославлять имя Господне по всему городу.

Окончание земного пути

В последнюю ночь своего земного жития Георгий усердно молился. Случилось ему видение, что Сам Господь подошел к Нему и поцеловав, возложил на главу мученический венец. Утром Диоклетиан предложил великомученику стать соправителем и вместе править страной. На что Георгий предложил ему сразу пройти в капище Аполлона.

Победоносец перекрестился и обратился к одному из идолов с вопросом: хотел бы тот принять жертву как Бог? Но сидевший в идоле бес закричал, что Бог есть тот, которого проповедует Георгий, а он - отступник, прельщающий людей. Жрецы набросились на святителя и неистово избили.

День святого Георгия Победоносца 6 мая

Царица Александра, жена Диоклетиана, пробралась сквозь многочисленное сборище язычников, припала к ногам святого и молила Творца о помощи, прославляя Его. Победоносцу и Александре был вынесен смертный приговор кровожадным Диоклетианом. Они вместе последовали к месту расправы, но по пути царица упала без сил. Воин Христов простил всех своих мучителей и положил свою святую главу под острый меч.

Так и кончилась эра язычества.

Чудеса

Житие святого Георгия Победоносца наполнено множеством чудотворений.

О чудесах в православии:

Предание гласит, что неподалеку от одного озера в Сирии обитал огромный змей, похожий на дракона. Он пожирал людей и животных, а потом испускал в воздух ядовитое дыхание. Много храбрецов пытались убить чудовище, но ни одна попытка не увенчалась успехом и все люди погибли.

Святой великомученик особенно почитается в Грузии.

Градоправитель издал приказ, согласно которому ежедневно необходимо было отдавать змею на съедение девушку или юношу. Причем у него самого имелась дочь. Он обещал, что если же жребий выпадет и на нее, то девица разделит участь прочих смертников. Так и случилось. Девушку привели на берег озера и привязали к дереву. Она в исступлении ожидала появления змея и своего смертного часа. Когда чудище вышло из воды и стало приближаться к красавице, вдруг явился светловолосый юноша на белом скакуне. Он вонзил в тело змея острое копье и спас несчастную.

Это и был святой Георгий Победоносец, положивший конец смертям молодых людей в стране.

Жители страны, узнав о произошедшем чуде, уверовали во Христа, на месте битвы воина со змеем забил целебный источник, а позже был возведен храм в честь Победоносца. Этот сюжет и был положен в основу Георгиевского образа.

После захвата арабами Палестины произошло еще одно из чудес. Араб, зашедший в православный храм, увидел молящегося у одной из икон священнослужителя. В попытках показать пренебрежение к святым ликам, араб выстрелил из лука в один из образов. Но стрела не причинила вреда иконе, а вернулась и пронзила руку стрелка. В порыве невыносимой боли араб обратился к клирику, на что тот посоветовал ему повесить над изголовьем своего одра икону Георгия Победоносца и помазывать рану елеем из лампады, которая возжена пред его ликом. По выздоровлении клирик подарил арабу книгу, в которой описывалось житие святого. Святая жизнь православного воина и его мучения произвели величайшее впечатление на араба. Вскоре он принял Святое Крещение , стал проповедником христианства, за что принял мученическую кончину.

1. Святитель, помимо обычного своего имени, известен под именами Георгий Лиддский и Каппадокийский.

2. В день памяти святителя 6 мая православной церковью празднуется память царицы Анны, сердечно принявшей мучения святого, уверовавшей во Христа и погибшей за исповедание православия.

3. Святой великомученик особенно почитается в Грузии. Первый из храмов, возведенных в его честь, был построен в 1 веке.

4. Именем Георгий нарекают большинство грузинских младенцев. Считается, что нареченный именем Георгий человек не познает неудач и по жизни будет победителем.

Все страдания великий православный воин претерпел за веру Христову, которую не предал и не променял на власть и богатство, предложенные ему язычником Диоклетианом. Святой великомученик Христов помогает всем, обратившимся к его предстательству . По искренней и сердечной вере просителя его просьба всегда будет исполнена.

Посмотрите видео о жизни Георгия Победоносца

написал в своем блоге краткую справку о святом Георгии в связи с обсуждением вопроса о реконструкции площади Победы в Иванове - специально для блогеров. Привожу ее полностью. Надеюсь, что ее прочитают те кто пишет разные оскорбления и продолжает троллить. И если они хотят помнить и знать прошлое, пусть знают его не только за последние 100 лет. История нашей страны многовековая, и за 70 лет если кто ее подзабыл, можно и напомнить. И для особо упертых, считающих, что святой Георгий имеет отношение только к Москве (а к Иванову вообще не имеет), стоит узнать, что еще Ярослав Мудрый в 1030-ых годах основал в Киеве и Новгороде монастыри святого Георгия и повелел по всей Руси «твоpити пpаздник» святого Геоpгия. И в первую очередь Св. Георгий уже много столетий является образом защитника Родины. Поэтому прежде чем писать в блогах: "Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего!" , надеюсь они заглянут в глубину веков и сами...

А теперь текст от игумена Виталия о святом Георгии:

Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейрут (в древности - Белит), у подножия Ливанских гор.

Поступив на военную службу, великомученик Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания тысяченачальника, св. Георгий сделался любимцем императора Диоклетиана. Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю, как один из самых жестоких гонителей христиан.

Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, св. Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. Речь св. Георгия была полна сильных и убедительных возражений против императорского приказа преследовать христиан.

После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Св. Георгий был заключен в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Но Св. Георгий мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Святой мученик все терпеливо переносил. В конце концов император приказал отрубить мечом голову святому. Так святой страдалец отошел ко Христу в Никомидии в 303 году.


Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности - называют еще Победоносцем. Мощи святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лида, в храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, тоже посвященном ему.

На иконах св. Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змия. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия. Рассказывают, что недалеко от места, где родился св. Георгий в городе Бейруте, в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности.
Суеверные люди той местности для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змея.

Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек в пределах Бейрута и обратил ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками.

Можно предположить, что явление святого Георгия на коне для защиты жителей от змея, а также описанное в житии чудесное оживление единственного вола у земледельца, послужили поводом к почитанию святого Георгия покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей.

В дореволюционное время в день памяти святого Георгия Победоносца жители русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище, совершив молебен святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой. День великомученика Георгия в народе еще называют - «Юрьев день», в этот день, до времен царствования Бориса Годунова, крестьяне могли переходить к другому помещику.


Георгий, великомученик и Победоносец - один из наиболее популярных христианских святых, герой многочисленных сказаний и песен у всех христианских народов и мусульман.

Изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу над диаволом - «древним змием» (Откр. 12, 3; 20, 2).
Святой Георгий Победоносец с глубокой древности считался покровителем русского воинства.
Георгиевский крест - символ солдатской доблести и славы.
Имя святого Георгия Победоносца вписалось в тысячелетнюю историю государства Российского. Образ Георгия Победоносца, копием поражающего змия, украшает герб города Москвы. Со времён княжения благоверного князя Дмитрия Донского Святой Георгий считается покровителем Москвы. На гербе Москвы традиционно изображен Святой Георгий, пронзающий копием змия - сатану. Георгий Победоносец - покровитель всех доблестных воинов, сражающихся в разные времена за веру и Отечество.

Святой Георгий стал идеальным образом воина, защитника Родины. На Руси иконы с изображением Святого Георгия стали известны уже в XII веке:
копие, меч, кольчуга - атрибуты воина.
Алый плащ, перекинутый через плечо - символ мученичества.

На Руси в честь покровителя ратников Георгия Победоносца был учреждён орден 9 декабря (26 ноября ст.ст.) в 1769 году императрицей Екатериной II и присуждался воинам исключительно за храбрость на поле битвы. Орден Святого Георгия был разделён при установлении на четыре класса, или степени. Причем, было высочайшее повеление «сей орден никогда не снимать» и «пожалованным сим орденом именоваться кавалерами ордена Святого Георгия».

Существовала и другая награда, знак отличия военного ордена - наградной знак для солдат и унтер - офицеров русской армии с 1807 по 1917 годы - Георгиевский крест, учреждённый императором Александром I. Девиз награды: «За службу и храбрость». На протяжении столетий не было в России более высокого воинского отличия, чем «Георгиевский кавалер».


В 1819 году по указу императора Александра I был учреждён Георгиевский флаг. В центре перекрестия известного Андреевского флага был помещен красный щит с изображением Святого Георгия Победоносца. В качестве высокой награды флагом награждался корабль, чей экипаж проявил мужество и отвагу в достижении победы или при защите чести военно-морского флота.
После вручения Георгиевского флага матросы получали право носить Георгиевскую ленту на бескозырке. Её пять полос черно-оранжевого цвета означали порох и пламя.
Георгиевские серебряные трубы появились в 1805 году. Они обвивались Георгиевской лентой с кистями из серебряной канители, а на раструбе Георгиевских труб укреплялся еще знак ордена Святого Георгия.
Георгиевские кавалеры - герои истории Отечества.
Михаил Илларионович Кутузов (1745-1813 г.г.) - был одним из четырех человек, награжденных всеми степенями боевого ордена Святого Георгия.
Михаил Богданович Барклай-де-Толли (1761-1818 г.г.)
Иван Федорович Паскевич (1782-1856 г.г.)
Иван Иванович Дибич (1785-1831 г.г.)
Генерал А.П.Ермолов (1777-1861 г.г.)

Герои первой мировой войны:
Страхов Алексей - фельдфебель 16-го Восточно-сибирского стрелкового полка, полный Георгиевский кавалер, получивший все четыре Георгиевских креста в годы 1-ой мировой войны

В знак особых отличий, за проявленную личную храбрость и самоотверженность производилось награждение Георгиевским Золотым оружием — шпагой, кортиком, саблей.

Георгиевскими кавалерами становились и священники. За каждой такой наградой - беспримерные подвиги на поле брани. История Отечества знает восемнадцать таких имен.
Отец Василий Васильковский - орден Святого Георгия IVстепени. Война 1812 года.
Отец Иов Каминский награжден Георгиевским Орденом в русско -турецкую кампанию в 1829 году.
Протоиерей Иоанн Пятибоков - орден Святого Георгия IV степени и наперсный крест на георгиевской ленте за подвиги при обороне Севастополя в 1855году.
Отец Иоанн Страганович награждён золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте за подвиги в русско - японской войне

Золотой наперсный крест на Георгиевской ленте стал не только очень почетной, но и относительно редкой боевой наградой; до русско-японской войны им было награждено всего 111 человек. И за каждой наградой - конкретный подвиг.
В честь ордена Святого Георгия и его боевых кавалеров был впоследствии назван один из лучших парадных залов Большого Кремлевского дворца в Москве, построенного в середине XIX века.
В этом зале воинской славы на мраморных досках золотыми буквами начертаны имена 11 тысяч Георгиевских кавалеров. Среди них - Георгий Жуков.
Черно-оранжевые цвета Георгиевской ленты стали в России символом военной доблести и славы, перейдя на некоторые ордена и медали Советского Союза и Российской Федерации.

В октябре 1943 года по инициативе И.В.Сталина был учрежден орден Славы, которым награждались лица рядового и сержантского состава Красной Армии, а в авиации и лица, имеющие звание младшего лейтенанта, проявившие в боях за Советскую Родину славные подвиги храбрости, мужества и бесстрашия. Цвета ленты ордена Славы повторяют расцветку ленты российского имперского ордена Святого Георгия.

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации 20 марта 1992 года был восстановлен орден Георгия.


Статуты ордена Георгия и Георгиевского креста были разработаны позднее и утверждены Президентом В. Путиным 8 августа 2000 года.

«Георгиевская ленточка» — общественная акция, посвящённая празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне, проходящая с 2005 года. Цель акции - не дать забыть новым поколениям, кто и какой ценой выиграл самую страшную войну прошлого века, чьими наследниками мы остаемся, чем и кем должны гордиться, о ком помнить

В Православной Церкви утверждены несколько праздников в память великомученика и Победоносца Георгия:
Святой Великомученик Георгий Победоносец. День памяти 23 апреля (ст.стиль) /6 мая (нов.стиль).
Освящение храма святого великомученика Георгия в Лидде. День памяти 3 ноября (ст.стиль) / 16 ноября (нов.стиль).
Колесование святого великомученика Георгия. 10 ноября (ст.стиль) / 23 ноября (нов.стиль).
Освящение церкви святого великомученика Георгия Победоносца в Киеве. 26 ноября (ст. стиль) / 9 декабря (нов.стиль).

Как по-бе-ди-тель в ду-хов-ной бра-ни име-ну-ет-ся По-бе-до-нос-цем. Позд-нее этот эпи-тет был пе-ре-ос-мыс-лен в свя-зи с по-бе-дой Георгия Победоносца над зме-ем (сравнить сю-жет ска-за-ния «Чу-до о змие»).

Осо-бым по-чи-та-ни-ем Георгия Победоносца обу-слов-ле-но на-ли-чие боль-шо-го чис-ла ва-ри-ан-тов его жи-тия - «Му-че-ни-че-ст-ва», рас-па-да-ю-щих-ся в основные на 2 груп-пы: ка-но-ни-че-скую и апок-ри-фи-че-скую. Текст апо-кри-фического «Му-че-ни-че-ст-ва» со-хра-нил-ся в 6 ре-дак-ци-ях, сис-те-ма-ти-зи-ро-ван-ных К. Крум-бахе-ром. Со-глас-но апок-ри-фичким жи-ти-ям, Георгий Победоносец пре-тер-пел му-че-ния при ле-ген-дар-ном персидском ца-ре Да-диа-не (Да-киа-не, Да-тиа-не) в городе Лид-да (Ди-ос-по-ле Па-ле-стин-ском). При пе-ре-хо-де от ран-не- к сред-не-ви-зантийской эпо-хе в текст «Му-че-ни-че-ст-ва» был вне-сён ряд су-ще-ст-вен-ных из-ме-не-ний: персидский царь Да-ди-ан пре-вра-щён в римского императора Ди-ок-ле-тиа-на , Лид-да за-ме-не-на на Ни-ко-ми-дию. Со-глас-но средне-ви-зантийской агио-гра-фической тра-ди-ции, Георгий Победоносец ро-дил-ся в Кап-па-до-кии в се-мье хри-сти-ан-ки По-ли-хро-нии и языч-ни-ка Ге-рон-тия, со-ци-аль-ное про-ис-хо-ж-де-ние ко-то-ро-го варь-и-ру-ет-ся в раз-ных жи-тий-ных ре-дак-ци-ях от персидского вои-на до се-на-то-ра-стра-ти-ла-та из Се-ва-сто-по-ли-са Ар-мян-ско-го (в северной час-ти Ма-лой Азии). В юном воз-рас-те Георгий Победоносец по-сту-пил на во-енную служ-бу в римскую ар-мию и от-ли-чил-ся в вой-не с пер-са-ми (296-297 годах); позд-нее стал три-бу-ном и ко-ми-том. При императоре Ди-ок-ле-тиа-не, ко-гда на-ча-лись го-не-ния на хри-сти-ан, Георгий Победоносец, ви-ди-мо, ос-та-вил служ-бу, раз-дал иму-ще-ст-во ни-щим и явил-ся на императорский со-вет в Ни-ко-ми-дию, где об-ли-чал язы-че-ские за-блу-ж-де-ния им-пе-ра-то-ра. Даль-ней-шая ис-то-рия Георгия Победоносца, соб-ст-вен-но ис-то-рия его сви-де-тель-ст-ва и стра-да-ний за Хри-ста, со-дер-жит три сю-жет-ных бло-ка: пер-вые пыт-ки и за-клю-че-ние в тюрь-му - чу-дес-ные спа-сение и ис-це-ле-ние свя-то-го по во-ле Бо-жией; об-ли-че-ние язы-че-ст-ва при императоре жерт-во-при-но-ше-нии, уве-ре-ние близ-ких и при-бли-жён-ных им-пе-ра-то-ра, но-вые пыт-ки - чу-дес-ные спа-се-ние и ис-це-ле-ние свя-то-го; уго-во-ры от им-пе-ра-то-ра при-нес-ти жерт-вы языческим бо-гам, вос-кре-ше-ние по во-ле Бо-жи-ей не-кое-го усоп-ше-го как до-ка-за-тель-ст-во ис-тин-но-сти хри-сти-ан-ской ве-ры, со-де-ян-ное ра-ди свя-то-го, по-срам-ле-ние им-пе-ра-то-ра, по-след-нее за-клю-че-ние в тюрь-му, нис-про-вер-же-ние свя-тым языческих бо-гов, му-че-ни-че-ская кон-чи-на свя-то-го (от-се-че-ние го-ло-вы по при-ка-зу им-пе-ра-то-ра).

На пра-во-слав-ном Вос-то-ке культ святого Георгия Победоносца за-сви-де-тель-ст-во-ван с IV века. Кро-ме главного цен-тра по-чи-та-ния свя-то-го в городе Лид-да, церкви Святого Ге-ор-гия на-чи-ная с IV века стро-ят-ся во многих го-ро-дах Па-ле-сти-ны, Кап-па-до-кии , в других об-лас-тях Ма-лой Азии, в Гру-зии, на полуострове Пе-ло-пон-нес, в Кон-стан-ти-но-по-ле, а так-же в хри-сти-ан-ском Егип-те. В южно-славянских зем-лях (Бол-га-рия, Ма-ке-до-ния, Сер-бия) культ свягото Георгия Победоносца утвер-дил-ся под не-по-сред-ст-вен-ным ви-зантийским влия-ни-ем; в 1-й половине XI века он так-же ут-вер-жда-ет-ся в Ки-ев-ской Ру-си бла-го-да-ря дея-тель-но-сти князя Яро-сла-ва Вла-ди-ми-ро-ви-ча Муд-ро-го . При этом на-чи-ная с XI века в южно-славянских зем-лях и в Ки-ев-ской Ру-си культ свя-то-го, как пра-ви-ло, бу-ду-чи ас-со-ции-ро-ван-ным с кня-же-ской, цар-ской или ко-ро-лев-ской вла-стью, не-раз-рыв-но свя-зан со ста-нов-ле-ни-ем го-су-дарст-вен-но-сти, со-би-ра-ни-ем и за-щи-той зе-мель, по-бе-дой в кла-но-вых и ди-на-стических меж-до-усо-би-цах (сравнить, направление, Не-ма-ни-чи). В IV-VI веках культ свя-то-го рас-про-стра-ня-ет-ся и на латинском За-па-де, где уже в конце VI века Гри-го-ри-ем Тур-ским и Ве-на-ци-ем Фор-ту-на-том (умершим около 600 года) бы-ли соз-да-ны пер-вые литературные про-из-ве-де-ния по мо-ти-вам жи-тия свя-то-го. В XII - начале VIII веков от ара-бов-хри-сти-ан по-чи-та-ние святого Ге-ор-гия (араб. Джирд-жис) пе-ре-шло к ара-бам-му-суль-ма-нам; в начале VIII века жи-тие свя-то-го - од-ной из главных не-ко-ра-нических фи-гур - бы-ло пе-ре-ве-де-но на арабский язык и в апок-ри-фической ре-дак-ции вклю-че-но в «Ис-то-рию про-ро-ков и ца-рей» ат-Та-ба-ри (умер в 923 году). Со-глас-но ему, Джирд-жис, не-од-но-крат-но под-вер-гав-ший-ся пыт-кам и каз-ни по при-ка-зу ца-ря Мо-су-ла, но вся-кий раз воз-вра-щав-ший-ся к жиз-ни по во-ле Ал-ла-ха, был од-ним из уче-ни-ков апо-сто-лов Исы (Ии-су-са). На Ближ-нем Вос-то-ке святой Ге-ор-гий не-ред-ко ас-со-ции-ру-ет-ся и ото-жде-ст-в-ля-ет-ся так-же с аль-Ха-дром - од-ним из 4 бес-смерт-ных (на-ря-ду с Исой-Ии-су-сом, Иль-я-сом-Илией про-ро-ком и Ид-ри-сом, ото-жде-ст-в-ляе-мым с биб-лей-ским про-ро-ком Ено-хом). В ви-зантийской агио-гра-фической тра-ди-ции святому Георгию Победоносцу по-свя-ще-но зна-чительное чис-ло ска-за-ний, сре-ди ко-то-рых наи-бо-лее из-вест-ны «Чу-до о змие», «Чу-до о ко-лон-не вдо-вы», «Чу-до об об-ра-ще-нии са-ра-ци-на» и др. День па-мя-ти - 23 апреля (6 мая).

Ико-но-гра-фия Георгия Победоносца в основных ва-ри-ан-тах сло-жи-лась к VI веку. Его изо-бра-жа-ли юным, с ко-рот-ки-ми вью-щи-ми-ся во-ло-са-ми, ино-гда в длин-ном хи-то-не и пла-ще, как му-че-ни-ка (эн-кау-сти-че-ская ико-на «Бо-го-матерь на пре-сто-ле, с ар-хан-ге-ла-ми и пред-стоя-щи-ми свя-ты-ми Фео-до-ром и Ге-ор-ги-ем», VI век, монастырь Святой Ека-те-ри-ны на Си-нае), ино-гда - в ко-рот-кой ту-ни-ке, дос-пе-хах и пла-ще, как вои-на (фре-ска на стол-пе Се-вер-ной церк-ви в Бауи-те, Еги-пет). В пер-вом слу-чае его ико-но-гра-фическими ат-ри-бу-та-ми слу-жи-ли крест или паль-мо-вая ветвь, во вто-ром - ко-пьё, меч, щит, позд-нее зна-мя. Жи-тий-ные цик-лы Георгия Победоносца, поя-вив-шие-ся в ми-ниа-тю-рах ви-зантийских ми-но-ло-ги-ев в XI веке, по-лу-чи-ли зна-чительное рас-про-стра-не-ние в мо-ну-мен-таль-ной жи-во-пи-си (фре-ски Ге-ор-ги-ев-ско-го при-де-ла Со-фий-ско-го со-бо-ра в Кие-ве, 1040-е годы) и в ико-но-пи-си (ико-на «Святой Ге-ор-гий с жи-ти-ем в 20 клей-мах», XIII век, монастырь Святой Ека-те-ри-ны на Си-нае). С XII века из-вест-ны изо-бра-же-ния Георгия Победоносца си-дя-щим на тро-не-пре-сто-ле и вы-ни-маю-щим меч из но-жен (рель-еф из со-бо-ра Святого Мар-ка, Ве-не-ция), а так-же Георгия Победоносца - всад-ни-ка, ска-чу-ще-го на ко-не (ино-гда со спа-сён-ным от-ро-ком) или по-ра-жаю-ще-го дра-ко-на. В ис-кус-ст-ве ви-зантийского кру-га свя-той об-ла-чён в ус-лов-ные ан-тич-ные дос-пе-хи; чу-до-ви-ще име-ет вид ас-пи-да с дву-мя ла-па-ми и змеи-ным ту-ло-ви-щем. По-след-ний сю-жет, по-лу-чив-ший в русской тра-ди-ции на-зва-ние «Чу-до Ге-ор-гия о змие», поль-зо-вал-ся ис-ключи-тель-ной по-пу-ляр-но-стью в искусстве Ма-лой Азии, Ру-си и Западной Ев-ро-пы. Ком-по-зи-ци-он-ная схе-ма ис-поль-зо-ва-лась поч-ти без из-ме-не-ний вплоть до на-ших дней (ред-кий при-мер пе-ре-ком-по-нов-ки - с ца-рев-ной на пер-вом пла-не - на кар-ти-не Я. Тин-то-рет-то, около 1560 года, Национальная га-ле-рея, Лон-дон). В западно-ев-ропейской жи-во-пи-си Георгия Победоносца обыч-но изо-бра-жа-ли в ры-цар-ских ла-тах, сра-жаю-щим-ся с чу-до-вищ-ным дра-ко-ном: «Бит-ва святого Ге-ор-гия с дра-ко-ном» П. Уч-чел-ло (около 1470 года, Национальная га-ле-рея, Лон-дон), цикл кар-тин В. Кар-пач-чо для Скуо-ла-Сан-Джорд-жо-де-льи-Скья-во-не в Ве-не-ции (1502-1507 годы), «Бит-ва святого Ге-ор-гия с дра-ко-ном» Ра-фа-эля (1505-1506 годы, Национальная га-ле-рея ис-кусств, Ва-шинг-тон), «Святой Ге-ор-гий, по-ра-жаю-щий дра-ко-на» П.П. Ру-бен-са (1606-1607 годы, Пра-до, Мад-рид), «Бит-ва святого Ге-ор-гия с дра-ко-ном» Г. Мо-ро (1889-1890 годы, Национальная га-ле-рея, Лон-дон).

В скульп-ту-ре встре-ча-ют-ся рос-то-вые рель-е-фы и ста-туи Ге-ор-гия-вои-на (рель-еф-ная де-ревянная ико-на из церкви Святого Ге-ор-гия в Омор-фок-ли-сья, Кас-то-рия, XIII века; ста-туи До-на-тел-ло в церкви Ор-сан-ми-ке-ле, Фло-рен-ция и др.), ре-же - Ге-ор-гия-всад-ни-ка (ста-туи со Спас-ских во-рот Московского Крем-ля , 1464 год, фраг-мен-ты - в му-зе-ях Московского Крем-ля, ГТГ и др.). В мел-кой пла-сти-ке Георгия Победоносца изо-бра-жа-ли на на-тель-ных об-раз-ках, кре-стах, мо-не-тах, пе-ча-тях и пр.