Основные режимы фотовспышки - photobuba. Знакомство с внешней вспышкой

Мы работали на выездной съёмке, во время которй мы фотографировали исполнительницу Минди Гледхилл и её гастрольный автобус. Это был прекрасный солнечный день, поэтому одна сторона автобуса была полностью освещена. Это послужило нам отличной возможностью протестировать работу наших выносных вспышек Profoto B1 и В2 в режиме TTL.

TTL — это аббревиатура термина замера света вспышки через объектив(«Through-The-Lens»). Установив на камеру либо Air Remote TTL-C, либо Air Remote TTL-N, фотограф может настроить осветительные приборы, включить их и выполнить пуск, чтобы получить идеальную экспозицию с помощью вспышек. Затем, нажав несколько кнопок, фотограф может отрегулировать экспокоррекцию TTL прямо на самой камере, а при работе с разными группами, может увеличить и уменьшить мощность этих отдельных групп(A, B, C) независимо от камеры в режиме TTL или в ручном режиме.

СХЕМА ОСВЕЩЕНИЯ

Наша основная схема освещения включала в себя вспышку В2 с софтбоксом системы выносной вспышки(OCF Softbox 2×3) в качестве основного света, ещё одну В2 с зум-рефлектором для освещения волос, и две выносные вспышки В1 для освещения затенённой стороны гастрольного автобуса за Минди. Кроме того, чтобы удостовериться, что мы полностью можем контролировать освещение нашего объекта съёмки, мы использовали золотистый/белый складной отражатель в качестве флага, чтобы оттенить её от солнца. Наш основной свет, и свет, падающий на волосы, были установлены слева, чтобы подстроиться под направление солнечного света. Фоновые осветительные приборы, свет которых попадал на автобус, были установлены только с целью тонко заполнить тень спереди автобуса.

РЕЖИМ TTL

Наш первый снимок со вспышкой был сделан полностью в режиме TTL без экспокоррекции света вспышки. Наши осветительные приборы были разбиты на три группы. А: основной свет. В: Свет, падающий на волосы. С: Фоновые осветительные приборы спереди автобуса. Даже с предельно ярким обманывающим светом со стороны автобуса, первый кадр с TTL был очень близк к тому, что нам было нужно. Основной свет был идеальным, а свет, падающий на волосы оказался на 2/3 ступени ярче, чем я бы хотел. Единственная группа, которая меня не устраивала — это были фоновые осветительные приборы спереди автобуса. С технической точки зрения было правильно, что вспышки пытались подстроить свою экспозицию под остальную часть автобуса, но это привело к тому, что передняя часть автобуса оказалась слишком яркой, чтобы быть похожей на естественную тень. Но, в конечном счёте, система Profoto AirTTL System создала очень точную изначальную экспозицию. Которую теперь надо было скорректировать в соответствии с нашими предпочтениями.

ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ В РУЧНОЙ РЕЖИМ

Система Profoto Air Remote TTL-C позволяет полноценное управление TTL и ручное управление вспышками в трёх группах(A, B и C), и ручной пуск вспышек в трёх дополнительных группах(D, E и F). В нашей схеме освещения использовались только первые три группы. После нашего первого тестового снимка, мы оценили полученное изображение и определили, что нужны некоторые ручные корректировки. Поэтому мы переключили Air Remote TTL-C из режима TTL в ручной режим и начали выполнять наши корректировки, нажимая кнопки увеличения и уменьшения можности на пульте дистанционного управления для групп. Группа для освещения волос В была на 1/3 ступени слишком яркой, поэтому мы нажали на кнопку уменьшения мощности три раза.(Каждое нажатие соответствовало уменьшению на 0.1 ступени). Наша группа С для фонового освещения автобуса была на 2 ступени слишком яркой, поэтому мы нажали на кнопку уменьшения мощности два раза, каждый раз долго удерживая её нажатой.(Каждое продолжительное нажатие соответствует полной ступени). Как только настройки каждой вспышки в соответственных группах были изменены по нашей команде через пульт дистанционного управления, мы начали съёмку. Результаты оказались именно такими, как мы хотели.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Использование выносных вспышек B1 и B2 в режиме TTL делает стадию тестирования освещения снимка невероятно эффективной. После получения начального расчёта экспозиции через TTL, я быстро переключил Air Remote TTL-C в ручной режим и выполнил необходимую регулировку мощности. И решение по освещению затем принимается в процессе съёмки. Сейчас я ловлю себя на том, что использую режим TTL некоторым образом почти на каждой фотосъёмке, которую я выполняю, потому что TTL помогает мне быстрее сориентироваться и позволяет уделить больше времени и внимания на другие аспекты съёмки.

Дополнив арсенал специального снаряжения одной-двумя вспышками, можно существенно расширить творческие возможности своей фотокамеры. В этой публикации собраны наиболее важные сведения о нюансах использования различных функций вспышки и некоторые советы по их применению на практике.

Техника

Производителей, выпускающих вспышки для фотоаппаратов, достаточно много. Есть модели, предназначенные для установки только в горячий башмак, есть более массивные варианты - исключительно для студийной съемки. Стоит более подробно остановиться на первой группе, поскольку такие вспышки в умелых руках позволяют эффективно контролировать множество функций современных камер.

Главное – подобрать модель вспышки, соответствующую конкретному фотоаппарату, чтобы установить ее на специальный горячий башмак. К примеру, Canon предлагает линейку оригинальных вспышек Speedlite EX, а Nikon - серию Speedlight SB. Кроме того, существует понятие «ведущей» или «топовой» вспышки. Такая модель способна контролировать работу остальных (дополнительных) моделей, управляя ими.

Для Canon «ведущими» являются вспышки 580EX (снята с производства) и 580EX II.
Для Nikon - SB-800, SB-700, SB-900.

Стоит отметить, что ассортимент вспышек у этих лидирующих компаний достаточно широк, но только топовые модели выступают в качестве ведущих. Вспышки младшего уровня, например, Canon 430EX II и Nikon SB-600, можно использовать на беспроводном управлении лишь как ведомые.

Выпускаются фотокамеры со встроенной вспышкой, способной управлять внешними, например, модели Nikon D700 и Canon EOS 7D. Это удобно, особенно, если внешняя вспышка уже есть. Благодаря такой функции ее можно успешно снять с горячего башмака и продолжить управление на расстоянии. Чтобы узнать, предусмотрена ли для камеры возможность эксплуатации встроенной вспышки в качестве ведущей, достаточно изучить инструкцию.

Контроль экспозиции

Существует три метода управления экспозицией :
1. Изменение параметров .
2. Изменение параметров .
3. Изменение значения .

Вспышка позволяет добавить четвертый способ – теперь можно контролировать экспозицию, регулируя персональное дополнительное освещение. Это удобно, поскольку избавляет фотографа от необходимости зависеть от естественного света на месте съемки. Конечно, никто не запрещает использовать всевозможные экраны, отражатели и рассеиватели, но это уже совершенно другая история.

Основные функции современных вспышек будут рассматриваться на примере моделей Canon Speedlite 580EX II и Nikon Speedlight SB-900. Подробное руководство по их использованию представлено в инструкции, поэтому далее речь пойдет только о ключевых возможностях.

TTL – управление вспышкой

Обозначение TTL означает «через объектив». Эта система измерения реализована практически в каждой цифровой фотокамере. Если говорить о конкретных производителях, то Canon предлагает алгоритм под названием E-TTL, а Nikon – і-TTL. Принцип их действия аналогичен: специальные датчики, встроенные в камеру, измеряют показатели условий конкретного места съемки, например, параметры освещения, цветности и прочие. Происходит этот процесс именно через объектив.

На основании обработки полученной информации фотоаппарат «сообщает» свои выводы фотографу, предостерегая его о том, что сцена слишком затемненная или светлая для конкретной комбинации параметров выдержки, диафрагмы и ISO. Если используется автоматический режим, камера самостоятельно вносит необходимые коррективы. При ручном режиме («М») это предстоит сделать фотографу.

Вспышка, поддерживающая TTL, тоже получает сведения об освещенности сцены. Анализируя эти данные, она рассчитывает требуемую мощность светового импульса. Этот показатель можно доверить автоматическому режиму, но можно регулировать и вручную. Даже в автоматическом режиме владелец может настроить вспышку желаемым образом, исходя из результатов TTL-измерения. Это и есть компенсация экспозиции непосредственно с помощью вспышки.

Компенсировать экспозицию вспышки позволяют элементы управления, идентичные реализованным в системе фотокамеры. Величину экспозиции (EV) можно отрегулировать как для встроенной, так и для внешней TTL-совместимой вспышки.

Фотограф получает возможность контролировать вспышку с любого места с помощью стандартной шкалы экспозиции из 5 ступеней. Можно установить параметры равные величине (EV), можно использовать значение выше или ниже.

Несомненно, функция компенсации экспозиции вспышки с TTL-замером достаточно удобна, отличный способ быстро и очень точно сбалансировать соотношение естественного освещения и света от вспышки в конкретных условиях съемки. Вариантов множество, но главный ориентир – качественное изображение, необходимое фотографу. Например, можно настроить компенсацию вспышки на 2/3 EV, заполнив желаемым образом тени, не затронув при этом тона и даже полутона.

Вспышка может послужить и основным источником света, это целесообразно, когда ее мощность явно превышает показатели естественного освещения, либо наблюдается соотношение 50 на 50. Словом, ориентируясь на сюжет, можно настроить вспышку требуемым образом и сделать кадр более интересным.

Брекетинг экспозиции

Принцип брекетинга экспозиции вспышки (FEB) практически не отличается от подобной функции в камере (AEB). Режим позволяет пользователю выбрать предпочтительный интервал изменения мощности, например, 1/2, 1/3 или даже целую ступень. Если поэкспериментировать, можно легко убедиться, что снимки с разным освещением от вспышки существенно отличаются.

Views: 1 097

TTL — Through-the-lens — сквозь линзы (англ.) — режим работы вспышки, еще часто называется автоматическим режимом, т.к. сама вспышка, предварительным импульсом определяет мощность импульса для получения фотоснимка. Т.е. встроенный датчик экспозамера вспышки, или встроенный датчик экспозамера фотоаппарата определяет мощность импульса при фотографировании.

Если еще проще сказать, то режим TTL снимает часть работы с фотографа. К примеру, мы фотографируем какое-то мероприятие. Ставим (крепим) вспышку , настраиваем фотоаппарат (приоритет диафрагмы). Включаем вспышку, режим TTL. Все, остальное, что нам нужно делать, это менять только головку вспышки (и то при желании). Автоматика вспышки сама подберет силу импульса, настроит зум вспышки и т.д. в зависимости от настроек фотоаппарата ( , диафрагма, выдержка и т.д.) и условий съемки.

Здесь нужно помнить, что не стоит сильно закрывать диафрагму, т.к. мощности вспышки, может не хватить для освещения помещения. Поэтому, я рекомендую, при фотографировании со вспышкой в помещении, стараться максимально открывать диафрагму, и немного подымать ISO. Тогда мы можем в ТТL режиме бомбить неплохие репортажные серии…

На сегодняшний день, существуют несколько видов TTL режимов:

  • простой TTL — используются экпсозамер камеры без предварительного импульса
  • автоматический TTL — предварительный импульс, затем автоматический подбор настроек для настройки мощности вспышки
  • оценочный TTL — самый популярный сегодня тип экпозамера вспышки. Предварительный импульс, который рассчитывает настройки, выполняется за долю секунды, и зачастую даже не виден не вооруженным глазом. Перед каждым основным импульсом вспышки, будет срабатывать оценочный TTL экспозамер.

Каждый производитель вспышек придумывает разные аббревиатуры для своих TTL. У Nikon i-TTL, у Canon A-TTL, E-TTL, E-TTL II и т.д. В целом, суть от этого не меняется. Главное, чтобы камера корректно работала с данной системой.


Наличие встроенного TTL вспышки, к примеру Yongnuo, будет корректно работать на фотоаппаратах Canon, а вот на фотоаппаратах Nikon будет только ручной режим. Потому, если покупаете не фирменную вспышку, то уточняйте у продавца для какой системы она предназначена. Так, к примеру, вспышка (без TTL, ручная) одинаково хорошо работает, как на фотоаппаратах Nikon, так и на фотоаппаратах Canon. Т.к. силу импульса, зум и т.д. мы настраиваем в ручную, кнопками на самой вспышке.


Итак, по итогу, TTL — это несомненно большой плюс, чем минус. Особенно, если речь идет о репортажной съемке, где настраивать отдельные девайсы просто нету времени. Другой вопрос, что TTL и фирменные вспышки стоят дорого, поэтому, я рекомендую, обратить внимание, на таких производителей как Yongnuo, SIGMA и т.д. Цены здесь почти в два раза ниже фирменных. Главное, при покупке, не спутать системы, и сказать продавцу, что у вас фотоаппарат Nikon D7000, или Canon EOS 650 и т.д.

Поддержка режима ADI-TTL

Поддержка режима автоматической установки экспозиции ADI-TTL.

ADI-TTL (Advanced Distance Integration TTL) - алгоритм, разработанный компанией Minolta, используется в фотокамерах Sony и Minolta. При расчете мощности импульса вспышки используется информация о расстоянии до снимаемого объекта.

ADI-TTL используется только при направлении фотовспышки на снимаемый объект.

Поддержка режима D-TTL

Поддержка режима автоматической установки экспозиции D-TTL.

D-TTL базируется на матричном замере экспозиции. В этом режиме мощность вспышки рассчитывается для максимального баланса между снимаемым объектом и освещенностью заднего фона. Во время замера производится серия незаметных вспышек разной мощности. Окончательный расчет производится с учетом таких параметров как чувствительность фотопленки (или фотоматрицы), величины диафрагмы, фокусного расстояния и расстояния до снимаемого объекта.

D-TTL используется в фотокамерах Nikon.

Поддержка режима E-TTL

Поддержка режима автоматической установки экспозиции E-TTL.

В режиме E-TTL (Evaluative TTL) производится оценка экспозиции по предварительному световому импульсу малой мощности. Работа вспышки в режиме E-TTL визуально ничем не отличается от обычной работы, предварительный импульс происходит очень быстро и глаз человека не в состоянии его заметить.

Поддержка режима E-TTL II

Поддержка режима автоматической установки экспозиции E-TTL II.

E-TTL II является улучшенной версии E-TTL. В новой версии используется информация с датчиков замера освещенности как до, так и после предварительной вспышки. Помимо этого, при вычислении необходимой мощности вспышки используется информация о расстоянии до объекта съемки (в случае, когда такая информация доступна).

E-TTL используется в фотокамерах Canon.

Поддержка режима P-TTL

Поддержка режима автоматической установки экспозиции P-TTL.

В режиме P-TTL для определения параметров экспозиции используется предварительный световой импульс вспышки.

P-TTL используется в фотокамерах Pentax.

Поддержка режима S-TTL

Поддержка режима автоматической установки экспозиции S-TTL.

S-TTL был разработан компанией Sigma специально для своих фотокамер. В этом режиме для оценки экспозиции используется предварительный импульс вспышки.

Поддержка режима TTL

Поддержка режима автоматической установки экспозиции TTL.

Аббревиатура TTL (Through The Lens) означает, что при вычислении экспозиции производится измерение количества света, которое прошло через объектив и попало на пленку или фоточувствительную матрицу.

TTL-автоматика работает следующим образом: при срабатывании затвора зажигается вспышка, специальные датчики в фотокамере улавливают свет, прошедший через объектив. На основании этих данных вычисляется время работы вспышки, необходимое для получения качественной фотографии. По истечении этого времени лампа вспышки отключается.

Поддержка режима i-TTL

Поддержка режима автоматической установки экспозиции i-TTL.

i-TTL является развитием D-TTL, он включат в себя все функции D-TTL, а также поддерживает контроль нескольких вспышек в беспроводном режиме.

i-TTL используется в фотокамерах Nikon.

Фотовспышка – довольно удобный, эффективный и мощный инструмент, помогающий значительно улучшить качество изображения. Используйте вспышку, если вам не хватает освещения или, наоборот, в яркий солнечный день, чтобы подсветить глубокие тени. Научившись правильно использовать этот дополнительный источник света, вы откроете новый мир цифровых изображений.

Поэтому предлагаем для начала разобраться в режимах работы данного устройства.

Выделяют три основных режима работы вспышки: авто (TTL, ADI и т.д.) , мануальный (ручной) и multi .

Как правило, вспышки имеют все названные режимы работы. Но есть модели, в которых отсутствует какой-либо или несколько из указанных режимов. Давайте разберемся, так ли необходимы все эти дополнительные возможности при съемке.

Автоматический режим

При режиме TTL (в вспышках Nikon – i - TTL , Canon – ETTL ) происходит автоматический подбор настроек вспышки.

TTL , или Through The Lens – «через объектив», означает, что, подбирая мощность вспышки, происходит автоматический экспозамер путем освещенности в кадре линзы объектива. При этом техника учитывает все параметры используемого объектива: его светосилу, угол обзора, фильтры.


Выбирая вспышку, обязательно обращайте внимание, поддерживает ли она режим TTL . Встречаются полностью мануальные модели, а также поддерживающие более ранние технологии, нежели ваша камера. Но это не означает, что они не совместимы. Просто возможности вашей камеры не будут использоваться на 100%. То же самое происходит и при работе на старенькой модели фотоаппарата с применением продвинутой вспышки.

Съемка со вспышкой в режиме «Авто» схожа с аналогичным режимом на самом фотоаппарате. Техника самостоятельно подбирает мощность импульса вспышки и дальность действия. Применяя авторежим работы вспышки, вовсе не обязательно и на камере выставлять данный режим.

Доверяя настройки технике, помните, что аппаратура не может учитывать все особенности съемки. Тем более если вспышка работает на отражение. В этом случае настройки выставляются приблизительно.


Режим TTL применяется, как правило, начинающими фотографами либо в случае, если сюжет быстро меняется и нет времени постоянно задумываться о параметрах, например, при репортажной съемке.

Но даже в автоматическом режиме можно редактировать работу вспышки, для этого имеются настройки ее компенсации. Если вам кажется, что вспышка недостаточно осветила объект съемки, вы всегда можете вручную задать значение (от -3 до +3), на которое необходимо компенсировать мощность импульса. Аналогичная функция доступна и для встроенной вспышки.


Управлять вспышкой можно также через настройки фотоаппарата. Например, если при сложных условиях съемки (к примеру, против солнца) вам требуется подсветить лишь одну часть кадра, выбирайте частичный либо точечный режим экспозамера. Это позволит вам равномерно осветить объекты в кадре.


Для того чтобы добиться желаемого результата освещения в кадре, лучше научиться правильно снимать в мануальном режиме либо грамотно пользоваться компенсацией мощности вспышки.

Ручной режим

Как уже понятно из названия, в этом режиме все настройки выставляются вручную. К основным настройкам относятся мощность импульса вспышки, зум вспышки.

Мощность импульса подбирается исходя из того, как ярко вы хотите подсветить объект съемки и на каком расстоянии объекты будут освещены вспышкой.

В зависимости от модели вспышки ее мощность регулируется от 1/1 до 1/128 от максимальной мощности. Современные модели вспышек оснащены дисплеем, на котором видны выставленные вами параметры. Если же дисплей отсутствует, индикатором выставленной мощности служит шкала со светящимися лампочками. Чем большее количество лампочек горит, тем мощнее импульс света.


Еще один режим настройки вспышки – зум. Он отвечает за угол распространения и дальность действия импульса. Чаще всего значение зума вспышки рекомендуется выставлять согласно фокусному расстоянию используемого объектива. При работе с длиннофокусной оптикой угол обзора уменьшается, однако увеличивается расстояние до объекта съемки. Следовательно, и импульс света требуется мощнее. При этом пучок света может быть узким и не подсвечивать не участвующие в сюжете края кадра.

Используя же широкоугольную оптику при съемке, необходимо осветить большую площадь кадра. Объекты изображения при этом находятся на более близком расстоянии. Потому и импульс света следует рассчитывать на короткое расстояние.

Работая со вспышкой, имеющей только ручные настройки, необходимо научиться правильно управлять светом. Настройку зума, как уже говорилось выше, можно выставить исходя из фокусного расстояния оптики. Параметры мощности светового импульса подбираются экспериментальным путем.

В первую очередь здесь необходимо учитывать следующие параметры:

– в какое время происходит съемка и каковы условия освещения (в помещении либо на улице, утром или вечером и т.п.);

– какое расстояние до снимаемого объекта (чем объект ближе, тем меньшая мощность вспышки требуется);

– какие выставлены настройки экспозиции. Уже с помощью диафрагмы, выдержки и ISO можно регулировать количество света вокруг, а вспышку использовать для подсветки переднего плана. Мощность импульса может быть в диапазоне 1/16–1/64. Как правило, подобные снимки получаются более естественно;


– используется ли при съемке рассеянный, направленный или отраженный свет. Применение различных рассеивающих насадок уменьшает интенсивность потока света, потому в таком случае чаще всего применяется более мощный световой импульс.

Режим Multi

В отличие от ручного и автоматического, в режиме Multi вспышка за время выдержки срабатывает несколько раз. Это позволяет добиться весьма интересных результатов, ведь один и тот же объект по-разному освещен в одном кадре.

Мультирежим требует полного ручного управления. Однако кроме настройки импульса и зума вспышки здесь требуется задать дополнительные два параметра. Это количество импульсов и их частота в Гц. Чем выше частота импульсов вспышки, тем короче будет временной промежуток между соседними импульсами.


Режим Multi имеется далеко не во всех вспышках. Основное его назначение – создание определенных световых эффектов при специфической либо экспериментальной съемке. Для повседневной работы данный режим не нужен. Потому, если в настройках вашей вспышки этот режим отсутствует, не расстраивайтесь, не так он, значит, и необходим.

Как вы уже поняли, внешняя вспышка – это мощный инструмент в руках фотографа. Однако к работе с ней нужно еще привыкнуть. Помните, что идеальные фотографии, сделанные с использованием внешней вспышки, вы получите не сразу. Для начала нужно будет разобраться во всех тонкостях работы данной техники. Если вы еще не определились с тем, какую именно модель вспышки вам покупать, какие именно режимы вам необходимы, вы всегда можете взять фотовспышку напрокат!

С уважением, команда photobuba . by !