Икона Христа Спасителя — значение, в чем помогает. Что означает икона спасителя

Большинство православных имеют дома несколько (или очень много) икон. В народе считается, что каждая из них способна помочь в какой-то конкретной проблеме. По церковным же правилам первой и самой главной должна приобретаться икона Господа Вседержителя. Она одна может заменить все остальные - потому что Бог - единственный творит чудеса, это Он вдохнул жизнь в первых людей, Он продолжает творить вселенную каждый день.


В чем помогает

Поскольку Христос является воплощением Бога в человеке, обратиться к Нему можно абсолютно с любой просьбой. Во время своего земного пути Спаситель исцелял множество больных и одержимых людей. Он подсказывал, как правильно построить свою духовную жизнь, как вести себя по отношению к близким. Все это актуально и сегодня, потому что Бог никогда не меняется.

В чем помогает икона «Господь Вседержитель»?

  • Дает благословение перед началом важного дела.
  • Приносит избавление от недугов.
  • Способствует духовному росту.
  • Перед ней можно возносить благодарственные молитвы, читать Псалтырь.
  • Такой образ дарят после венчания, как семейную реликвию.
  • Можно читать перед ней молитвы за близких, попавших в беду.

Ежедневные молитвы (утром и перед сном) тоже совершаются перед ликом Христа, который изображается на данном образе. Такая икона будет отличным подарком любому верующему человеку - например, на крещение, Пасху. Не стоит забывать и благодарить Бога за то, что есть, даже если кажется, что этого недостаточно. Нужно приучать свое сердце к благодарности, и помнить, что жадность человеческая не имеет границ, если ее поощрять.


Как выглядит икона Вседержителя

Глядя на образ Божий, не нужно думать, что на нем буквально представлен «портрет». Библия говорит, что Господа никто не видел, но на землю был послан Христос. Именно Его принято изображать, когда необходим образ Бога.

Узнать икону «Вседержитель» легко по описанию:

  • Чаще всего Христос изображен фронтально по пояс, но встречаются варианты и в полный рост.
  • Пальцы правой руки сложены в благословляющем жесте, он может быть разным. Иногда ладонь направлена наружу, иногда - внутрь, сложение перстов тоже разное. Рука может быть около груди, либо немного в стороне. Благословляющий жест указывает на добрую волю Бога, который желает, чтобы все люди были спасены.
  • Главу Спасителя осеняет нимб, на нем угадывается крест. Крест, как и везде в других случаях, символизирует голгофскую жертву Спасителя. По греческой традиции, на нимбе написаны буквы Омега, Омикрон, Ню - вместе они обозначают слово Сущий, одно из имен и характеристику Бога, согласно Священному Писанию. Важная надпись, она указывает на божественную (а не только человеческую) природу Христа.
  • На образе также пишется сокращенный вариант имени Иисус Христос - также греческими буквами, слева и права от лика (по две буквы с каждой стороны). Это правило, впрочем, распространяется на все иконы. Имя Христа тоже имеет символическое значение - «спаситель». Вообще само Имя Божие, его произнесение, считается благословением. Поэтому одна из заповедей запрещает произносить его в праздных речах.
  • В левой руке Господь держит Библию. В некоторых случаях рука держит Книгу за верхнюю часть, в некоторых - за нижнюю. Она может быть как открыта, так и закрыта. На открытых листах церковнославянским языком написана выдержка из Евангелия от Иоанна, про заповедь любви. Либо здесь изображаются греческие Альфа и Омега, как символ, что Бог - начало и конец всего.

На иконе Господа Вседержителя, изображающей Христа в полный рост, он может восседать на троне, держа открытую Библию на коленях. На купольных росписях открытая книга парит на уровне груди, а обе руки Спасителя воздеты в благословляющем жесте.


О чем говорит образ Спасителя

Значение иконы «Вседержитель» - прежде всего, напомнить о качествах Бога, также о тайне Боговоплощения. Изображение Христа говорит, что спасение людей от вечной кары за грехи возможно только верой в Евангельскую весть - в мир пришел Спаситель!

Само слово «Вседержитель» означает - повелитель всего, Тот, кто может совершить всё что угодно. Также оно указывает на двойную природу Христа - будучи Богом, Он является и человеком в полном смысле слова.

Догматически это очень важный образ, исключающий разные ереси: например, что Христос был «призраком», создавая лишь видимость тела, а не настоящим человеком. С подобными ересями Церковь боролась в первые века христианства, но по сей день на иконах существуют напоминания, чтобы люди держались правильного исповедания веры.

Заповедь любви (написанная в Книге) несколько раз повторяется в Новом Завете. Христос говорит, что люди должны также сильно любить друг друга, как Он любит их. А мера любви Иисуса очевидна - Он умер на кресте, чтобы искупить грехи каждого. Поэтому всемогущий Бог предстает здесь не как обличающий судья, а как милостивый отец, ждущий возвращения блудных детей.

Особое значение имеет даже цвет одежд Христа. Красный цвет хитона говорит как о страданиях, так и о царском достоинстве. Синий - небесное происхождение, ведь Спаситель имеет два начала, божественное и человеческое.

Также не зря на иконе «Господь Вседержитель» присутствует изображение Книги. Она символизирует Евангелие - добрую весть, принесенную Христом всему миру. Также означает она тот новый мир, который будет сотворен Богом после второго пришествия Христа. Символизирует и Книгу Жизни, где записаны имена всех, возлюбивших Бога.

Как выглядел Бог?

Икона - это не портрет. Само Евангелие не дает однозначного описания внешности Иисуса Христа. Господь оставил его в тайне для последующих поколений. Однако канонический облик, который люди видят на иконах Христа Вседержителя, вовсе не случаен, он не является фантазией иконописцев. История сохранила очень древние изображения и описания современников.

Героями Нового Завета внешность Спасителя воспринималась как самая обычная, они не видели в ней ничего особенного, сверхъестественного. Сам Христос скрывал Божественную славу, чтобы не напугать окружающих, явив ее лишь несколько раз (на Фаворской горе и во время крещения).

Важным литературным источником является письмо проконсула Иудеи, где Христу приписывается высокий рост, каштановые волосы, гладкая кожа, рыжая раздвоенная борода, голубые блестящие глаза. Манера разговора описывается как спокойная и весьма приятная. Весь облик Спасителя автор описания признает «прекраснейшим».

В первые века христиане изображали Христа аллегорически - в виде рыбы, ягненка, пеликана, дельфина, агнца с якорем. В 7 в., однако, подобные рисунки были запрещены постановлением Собора.

Фрески, близкие к ортодоксальным, появились еще в катакомбах, в период римских гонений. Сегодняшние традиции изображения на иконах Христа Вседержителя, сложились к 6 в., правда, ряд образов относят к евангельским временам.

Как молиться Господу

Евангельские тексты предписывают верующим не предаваться показным молениям, осуждая многословие. Искренние слова, пусть и краткие, более угодны Богу, чем долгие витиеватые, но пустые молитвословия. Текст главной христианской молитвы «Отче наш» каждый христианин еще до крещения обязан знать наизусть.

Молитва перед иконой Вседержителя может быть о чем угодно: ведь Господь в силах выполнить любую просьбу. Правда, тут есть одно условие - она должна содействовать ко благу человека, способствовать его духовному росту. Бог - это не автомат для ублажения страстей, христианин должен стремиться к спасению, думать о душе и о ближних.

О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Отец наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя, гре́шнаго.

Молитва иконе Господа Вседержителя

Владыко Христе Боже, Иже страстьми Своими страсти моя исцеливый и язвами Своими язвы моя уврачевавый, даруй мне, много Тебе прегрешившему, слезы умиления; сраствори моему телу от обоняния Животворящаго Тела Твоего, и наслади душу мою Твоею Честною Кровию от горести, еюже мя сопротивник напои; возвыси мой ум к Тебе, долу поникший, и возведи от пропасти погибели: яко не имам покаяния, не имам умиления, не имам слезы утешительныя, возводящия чада ко своему наследию. Омрачихся умом в житейских страстех, не могу воззрети к Тебе в болезни, не могу согретися слезами, яже к Тебе любве. Но, Владыко Господи Иисусе Христе, сокровище благих, даруй мне покаяние всецелое и сердце люботрудное во взыскание Твое, даруй мне благодать Твою и обнови во мне зраки Твоего образа. Оставих Тя, не остави мене; изыди на взыскание мое, возведи к пажити Твоей и сопричти мя овцам избраннаго Твоего стада, воспитай мя с ними от злака Божественных Твоих Таинств, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих. Аминь.

Иконы Христа - воплотившегося Бога Слова занимают главное место как в православном храме, так и в доме верующего человека.

(Справа - Спаситель).

Каноническое изображение Бога в человеческом образе было утверждено в IX веке: "...Благо-телесный... со сдвинутыми бровями, прекрасноокий, с долгим носом, русыми волосами, склоненный, смиренный, прекрасен цветом тела, имеющий темную бороду, цвета пшеницы на вид, по материнской наружности, с длинными перстами, доброгласен, сладок речью, зело кроток, молчалив, терпелив..."

Ранние христиане изображали Христа а виде агнца, в виде рыбы, в виде доброго пастыря, несущего на плечах овцу. Позднее эти символические изображения были запрещены. В настоящее время существует два типа изображений Спасителя: 1) в виде Вседержителя и Судии - Царя Царствующих; 2) в том виде, в каком Он был среди людей и совершал Свое служение (в том числе в виде младенца или отрока). Иногда можно встретить также изображения Христа в виде ангела.

Но если способы изображения столь различны, легко ли узнать на иконах Спасителя? Да, легко - благодаря одной детали: изображение Христа имеет крестчатый нимб.

Что такое нимб? Слово это переводится с латинского как "облако", "туман", "ореол". Нимб - символ нетварного Божественного света, который Спаситель явил ученикам на горе Фавор: "И преобразился перед ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет".

Нимб на иконах Спасителя имеет еще и вписанный Крест. Внутри него три греческие буквы, передающие слова Бога "Я есмь Сущий", сказанные Моисею.

Через изображение нимба мы исповедуем во Христе два естества - Божественное и человеческое. Иконописец пишет Лик Христа по подобию человеческого лица, и этим исповедуется догмат о том, что Христос - "совершенный человек по человечеству". Нимб передает то, что Христос и "совершенный Бог по Божеству".

На иконах Христос часто изображается с книгой - она может быть как закрытой, так и раскрытой. Раскрытая книга содержит цитату из Евангелия. Также книга может изображаться и в виде свитка, но символическое толкование всегда одно - спасительное учение, с которым Христос пришел в мир.

Посмотрим теперь на одежды Христа. Обычно Богочеловека изображают облаченным в красный хитон (одежда в виде рубахи) и синий гиматий (плащ, накидка).

Красный цвет символизирует земную и человеческую, синий - небесную и Божественную природы Спасителя.

Обычно на правом плече хитона можно увидеть еще нашивную темную полосу - это клав, в античном мире - знак патрицианского достоинства. На иконах он является символом чистоты и совершенства земной природы Спасителя и признаком Его особой мессианской роли.

Иконы Спасителя относятся к шести основным иконографическим типам:

1. Спас Нерукотворный
2. Спас Вседержитель (Пантократор)
3. Спас на престоле
4. Спас в силах
5. Спас Эммануил
6. Спас Благое Молчание

Спас Нерукотворный

Спас Нерукотворный всегда был на Руси одним из самых любимых образов. Именно его обычно писали на знаменах русских войск. Существует два вида изображений Нерукотворного образа: Спас на убрусе и Спас на чрепии. На иконах типа "Спас на убрусе" лик Христа изображен на плате (полотенце), верхние концы которого завязаны узлами. По нижнему краю пущена кайма. Лик Иисуса Христа - лик человека средних лет с тонкими и одухотворенными чертами, с бородой, разделенной надвое, с длинными, вьющимися на концах волосами и с прямым пробором.

Появление иконы "Спас на чрепии" объясняется следующим преданием. Как уже говорилось, царь Эдессы Авгарь принял христианство. Нерукотворный образ был приклеен на "доску негниющу" и помещен над городскими вратами. Позднее кто-то из царей Эдессы вернулся к язычеству, и образ был замурован в нише городской стены, а через четыре столетия место это было совершенно забыто. В 545 году, во время осады города персами, эдесскому епископу было дано откровение о местонахождении Нерукотворного образа. Когда кирпичная кладка была разобрана, жители увидели не только прекрасно сохранившуюся икону, но и отпечаток лика на глиняной доске (черепице, чрепии), которая закрывала Нерукотворный образ.

На иконах "Спас на чрепии" нет изображения плата, фон ровный, а в некоторых случаях имитирует фактуру черепицы или простой каменной кладки.

На русских иконах Спас Нерукотворный изображен обычно спокойным, с открытыми глазами. У католиков, напротив, лик Христа пишется страдальческим, иногда с закрытыми глазами, на голове терновый венец и следы крови.

Спас Вседержитель (Пантократор)

Спас Вседержитель (Пантократор) - это еще одна икона, которую можно увидеть в каждом православном храме". (Обычно фреска или мозаика "Пантократор" находится в центральной купольной части церкви). На иконе Христос предстает перед нами облаченным в гиматий и хитон. Лик Спасителя отражает возраст Христа периода проповедничества: у Него прямые гладкие волосы, спускающиеся на плечи, небольшие усы и короткая борода. Правая Его рука благословляет, левая поддерживает закрытое или раскрытое Евангелие.

Спас на престоле

Спас на престоле - эта икона имеет много общих черт с предыдущим изображением (книга, благословляющая рука), но фигура Христа всегда изображаемся восседающей на престоле в полный рост. Престол - символ Вселенной, всего видимого и невидимого мира, а кроме того - знак царственной славы Спасителя.

Спас в силах

Спас в силах - центральное изображение в иконостасе православного храма. Эта икона имеет много общего с "Пантократором" и "Спасом на престоле", но отличается более сложной символикой. Христос, в хитоне и гиматии сидящий на престоле с книгой, изображен на фоне красного квадрата с вытянутыми концами. Квадрат - это символ земли. По четырем концам квадрата можно найти изображения ангела (человека), льва, тельца и орла. Это символы евангелистов (соответственно Матфея, Марка, Луки и Иоанна), разносящих спасительное учение во все концы света. Поверх красного квадрата написан синий овал - мир духовный. В синем овале изображены ангелы - силы небесные (отсюда название). Поверх синего овала - красный ромб (символ мира невидимого).

Эта икона Спаса - настоящий богословский трактат в красках. Иконография иконы опирается в основном на Откровение Иоанна Богослова; образ показывает Христа таким, каким Он явится в конце времен.

Спас Эммануил

Спас Эммануил - образ Христа в возрасте двенадцати лет. (Лик Спасителя соотносится с евангельским текстом: "И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник"). Эммануил переводится как "с нами Бог". У Исайи, старшего из четырех ветхозаветных пророков Израиля, читаем: "Итак, Сам Господь даст вам знамение: "Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя ему: Еммануил"(Ис.7.14). Отрок-Христос изображается в хитоне и гиматии и со свитком в руках. Образ встречается сравнительно редко.

Спас Благое Молчание

Спас Благое Молчание - еще более редкая икона Христа. Если "Спас Эммануил" и "Спас Нерукотворный" изображают Христа таким, каким он был на земле, а -"Спас в силах" - таким, каким он придет в конце времен, то "Спас Благое Молчание" - это Христос до Своего прихода к людям. И это единственное изображение Христа, где в нимбе вместо креста пишется восьмиконечная звезда. Звезду образуют два квадрата, один из которых обозначает божественность Господа, другой знаменует собой мрак непостижимости Божества. Спаситель изображается. в ангельском чине как юноша в белой далматике (мантии) с широкими рукавами. Руки Его сложены и прижаты к груди, за спиной - опущенные крылья. Икона передает ангельский образ Сына Божьего - Христа до воплощения, Ангела Великого Совета.

Икона Господа Вседержителя является одним из важнейших символов у православных верующих. Знаменитый образ Иисуса Христа возглавляет иконостас каждого православного храма.

Икона «Господь Вседержитель» — образ Спасителя, символизирующий Царя и Судью . Это один из главнейших образов в православии, помогающий и поддерживающий христиан в жизни. По церковным традициям, для верующих людей первой и самой главной должна стать именно икона Господа Нашего. Она одна может затмить все прочие, поскольку Божественная Сила творит чудеса, именно Господь зародил жизнь.

Значение иконы Иисуса Христа

Молитва Спасителю перед иконой

«О, Спаситель наш, Иисус Христос! Сын Божий! Ты заступник всего человечества! Ты грехи людские взял на себя, отдав за них жизнь свою земную! Молю Тебя, Господь, о спасении души моей, об отпущении грехов моих и о благословении Твоем! Даруй душе
моей любви, тепла и света! Придай мне сил и не позволь утратить веру! Исцели тела и души христиан от болезней и недугов! Отгони врагов от домов наших. Даруй семьям благополучие и счастье! Убереги детей от бед и неудач. Дай нам радости и счастья, ибо сердца наши наполнены любовью к Тебе, Великий Спаситель. Да воздадим Тебе слова благодарности! Да восхвалим и прославим Тебя, Царь Небесный! Лишь ты один Спаситель наш и заступник! Да будет на все воля Твоя! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Обратиться к Спасителю можно с любой просьбой. Во время своей жизни Христос спас множество больных от неминуемой гибели, многих воскресил, а остальным показал, как правильно жить, как начать свой духовный путь и как его закончить. Все это актуально и по сей день, потому что Господь не меняется никогда, как и Его заветы. Мы желаем вам мира в душе, будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

Иконы Христа Спасителя занимают главное место в православном храме и в доме каждого верующего человека. Образ Господа Иисуса Христа — самый главный в иконописи, собственно и само иконописание началось с необходимости запечатлеть образ Христа.

Сегодня, когда купить икону Спасителя может любой чувствующий такую духовную потребность человек, мало кто думает о том, какие трудности стояли перед первыми иконописцами. Иисус Христос - совершенный Бог и совершенный Человек - Богочеловек. Это очень трудно передать средствами искусства, поэтому икона Спасителя Иисуса Христа- это ни в коем случае не портрет Христа в привычном нам современном понимании портрета. Икона Христа Спасителя - это его образ, в котором сохраняется тайна: «Христос, будучи изображенным, остается непостижимым» (св. Феодор Студит).

Эволюция и канонизация образа

Ранние христиане изображали Христа в виде агнца, рыбы, доброго пастыря с овцой на плечах и т.д. На Трулльском соборе в 682 г. эти символические и аллегорические образы были запрещены, и Церковь приняла в качестве канонического изображения для икон Христа Спасителя исторический тип Христа — человеческий образ, в котором Сын Божий явил Себя на земле. Так приблизительно в IV веке в иконописи был выработан специальный канон изображения Богочеловека, который мы привыкли видеть на иконах Спасителя Иисуса Христа.

Образ Господа нашего Иисуса Христа - особенности иконографии

Однако и после канонизации лика при написании икон Спасителя еще встречались разночтения. Только к IX в. окончательно утвердилось изображение на иконах Христа Спасителя в виде человека средних лет, с классическими чертами лица, прямым носом, светлыми глазами, усами и небольшой, слегка раздвоенной бородой, темно русыми волосами, расчесанными на прямой пробор и спускающими по плечам прядями. Именно такой образ и утвердился как канон для иконы Спасителя Иисуса Христа. Отличительной особенностью иконографии Христа стал также крестчатый нимб, символизирующий крестную жертву Спасителя.

Иконы Христа Спасителя не допускают вольностей и могут:

  • изображать только канонический лик Иисуса Христа
  • представлять Спасителя в поясном виде или в рост, встречаются оглавные и оплечные изображения
  • изображать Христа не только во взрослом возрасте, но и как Младенца или Отрока, а также в ангельском образе.

На полуфигурных и ростовых иконах Христа Спасителя правая рука изображается в жесте благословения, в левой руке Спаситель держит книгу - закрытую или раскрытую с цитатой из Евангелия: благословение и книга - символы служения Христа как Сына Божия и Спасителя, принесшего Благую Весть.

Икона отражает веру Церкви в Иисуса Христа как Богочеловека, иконография выражает это через цвет одежд Христа - на иконах Спаситель предстает в красном хитоне (нижняя одежда) и синем гиматии (верхний плащ): красный цвет символизирует человеческую Его природу, синий - Божественную; часто на правом плече хитона можно видеть золотую полосу (клав) - знак царского достоинства.

Шесть типов икон Спасителя Иисуса Христа

Иконы Спасителя различны по своему иконографическому типу, в каждом из них раскрывается определенный аспект исповедания, особый богословский смысл образа Спасителя.

  • Спас Нерукотворный - один из самых чтимых образов Иисуса Христа на Руси, пришедший из Византии: это лик Спасителя, запечатлевшийся, согласно легенде, на полотенце-«убрусе» и на глиняной доске – черепице, под которой древние христиане прятали святыню с ликом Христа.
  • Спас Вседержитель или Пантократор - основной тип икон Христа, представляющий Его как Господа и Спасителя.
  • Спас на престоле - представляет Христа как царя и судию, престол - символ царственной славы Спасителя, часто рядом с Христом изображаются Богоматерь и Иоанн Предтеча.
  • Спас Эммануил - образ Христа в детском или отроческом возрасте.
  • Спас Благое Молчание (София Премудрость Божия) - образ Христа до Воплощения в виде Ангела Великого Совета: Спаситель изображается с крыльями, в белой далматике с широкими рукавами, руки сложены на груди в знак молчания, хранения тайны.
  • Спас Ветхий денми - редкий образ Христа, встречающийся чаще в составе композиций и представляющий Христа с седыми волосами, как старца, что символизирует Его Божественную полноту и предвечность.

Где можно купить или заказать икону Спасителя?

В наше время купить икону Христа Спасителя можно даже в светских магазинах. Однако тут может подстерегать опасность. Многие мастера берутся писать иконы, не будучи при этом людьми воцерковленными и имея весьма приблизительное представление о церковных канонах. Созданные ими иконы могут быть красивы внешне, как светские картины, но они не воплощают в себе духовный багаж многих веков, не наследуют церковным традициям, а подчас и искажают Святой лик Спасителя.

В московской иконописной мастерской во имя преподобного Алипия Печерского Вы можете заказать икону Спасителя, написанную по древней технологии в рамках церковного канона. В данном разделе нашего сайта можно ознакомиться с фото икон Христа Спасителя, выполненных в мастерской.

Дополнительные возможности при заказе икон Спасителя

  • Надежно защитить икону Спасителя от внешних воздействий поможет индивидуальный оклад и/или деревянный киот. Киот может быть украшен резьбой, а также мельхиоровой или латунной басмой (ювелирно выполненной чеканкой).
  • Золочение фона иконы или нимба святого и элементов одежд.
  • Художественный орнамент, инкрустация полудрагоценными камнями. Примеры декоративного оформления иконы Вы можете посмотреть здесь.
  • Подарочный сертификат на выбранную и заказанную икону Спасителя позволит Вам преподнести ее в подарок в любой день, хоть завтра, в то время пока мастер будет писать ее, как и подобает создавать иконы – не спеша, с тщательным соблюдением всех этапов древнерусской иконописи. Подробнее о Подарочном Сертификате на икону Богородицы Вы можете прочитать .

Стоимость написания иконы Христа Спасителя

Икона Христа занимает центральное место любого иконостаса, но оказывается, что вариантов ее написания не так много. С чем связана эта сдержанность, как появилось первое изображение Христа и о чем спорили иконоборцы, корреспонденту «НС» рассказала искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА, заведующая кафедрой христианской культуры в Библейско – богословском институте святого апостола Андрея, автор книг о богословии русской иконы.

Ангел «Благое молчание», Спас «Благое молчание». «Еще более непонятный образ, — считает Ирина Языкова, — Христос, изображенный в виде ангела. Ангела Софии. Можно толковать это как один из доипостасных образов Христа. То есть до Его воплощения. Однако образ настолько сложен, что даже главы Собора говорили, что такие иконы не стоит писать. Икона должна сама объяснять веру, а здесь приходится объяснять икону. Поэтому подобные иконы Вселенские соборы не поощряли. Тем не менее в XVI веке они получают распространение и популярность»

Как изобразить Бога? И можно ли? Этими вопросами задавались богословы до VIII века. Разногласия были так существенны, что приводили к ожесточенным спорам между иконоборцами и иконопочитателями. Отвергая иконы Христа, иконоборцы ссылались на ветхозаветную заповедь, запрещавшую изображать Бога. А иконопочитатели, наоборот, утверждали право изображать Христа как Второе Лицо С вятой Троицы, как Бога, пришедшего во плоти, ведь сказано в Евангелии, что « Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1: 14). Споры завершились победой защитников иконопочитания в 787 году на Седьмом Вселенском соборе. Но и они подчеркивали, что икона изображает всего лишь человеческую природу Христа, тогда как Его Божественная природа по – прежнему остается неизобразимой.

— Первые иконы Христа, появляются незадолго до иконоборческих споров, — рассказывает искусствовед Ирина Языкова . — Одна из таких икон, сохранившаяся в синайском монастыре Святой Екатерины, — образ Христа Пантократора, написанный в позднеантичной живописной технике энкаустики. Несмотря на непривычный (с точки зрения классической иконографии) реализм живописи, этот иконографический тип выглядит вполне сложившимся, и найденные здесь физиогномические черты будут затем устойчивы на протяжении многих веков, вплоть до XX века. К ранним изображениям Иисуса Христа можно также отнести образ Спасителя в композиции « Преображение » из этого же монастыря (VI в.), образ Христа Грядущего на облаках из церкви Святых Космы и Дамиана в Риме (VI – VII вв.), поясное изображение Пантократора из церкви Санта Мария в Кастельсеприо (VII – VIII вв.). Все они достаточно близки между собой и свидетельствуют, что в V – VI веке образ Иисуса Христа в церковном искусстве уже сформировался.

Внешность Христа

Но как изображали Христа до V века, в апостольские времена, ведь, вероятно, апостолы помнили, как именно Он выглядел?

— Во времена первых христиан, которые были временами гонений на Церковь, преобладали символические изображения, не претендующие на реализм и достоверность, — говорит Ирина Языкова, — чтобы их сакральный смысл, понятный посвященным, оставался недоступным для людей внешних, находящихся вне пределов христианской общины.

Символом Христа нередко становилось изображение рыбы. Слово ΙΧΘΥΣ (по – гречески « рыба») можно прочитать как аббревиатуру: Ἰησοὺς Χριστὸς Θε o ὺ῾Υιὸς Σωτήρ (Иисус Христос Сын Божий Спаситель). Символом Христа являлось также изображение пеликана, поскольку считалось, что в крови этой птицы есть противоядие от змеиных укусов и в случае нападения змеи она, разрывая себе грудь, кормит детей своей плотью, чтобы их спасти, что является аналогией Евхаристической Жертвы Христа. Позже появляются изображения Христа в виде юноши с агнцем на плечах, мозаика с подобным сюжетом « Христос — Добрый Пастырь», например, украшает мавзолей Галы Плацидии в Риме (V в.).

— То была прикровенная проповедь христиан первых веков, — объясняет Ирина Языкова. — Но на Пято-шестом Трулльском соборе (691-692 гг.) решили отказаться от подобных символических изображений, так как они зачастую вводили в заблуждение вчерашних язычников. Было решено изображать Христа открыто в человеческом образе, в каком Он воплотился. Правда, оказалось, что, кроме икон V века, никаких, даже словесных, описаний внешности Христа не сохранилось. Евангелие об этом молчит.

Вокруг внешности Иисуса Христа велись жаркие споры. Одни говорили, что в псалмах сказано, будто Он «прекраснее сынов человеческих» (Пс. 44: 3), и писали Христа прекрасным юношей, по типу греческих богов; а другие, наоборот, писали Христа подчеркнуто некрасивым, ссылаясь на пророчество Исайи: «…мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое» (Ис. 53: 2-3).

Но с годами выработался единый исторический тип, созданный по принципу золотого сечения: гармонические пропорции лица с большими глазами, с прямым тонким носом, темные, но не черные волосы, до плеч (так носили мужчины и в Иудее, и в Греции), с небольшой бородой. Хотя в разных странах этот образ (искусствоведы его называют греко – семитским) несколько меняется: например, эфиопы Его изображают темнокожим, китайцы — узкоглазым, а в рублевское время на Руси Христу придавали славянские черты — русые волосы, светлые глаза. Впрочем, несмотря на все различия, Христа на иконе всегда можно узнать.

Плащаница

Все разговоры о первообразе так или иначе приводят к Нерукотворному образу Спасителя, иконе икон.

— В самом его названии уже заложена концепция любой иконы, в которой важное место всегда отводится тому, что лежит за пределами человеческого творчества, — говорит Ирина Языкова. — Нерукотворный образ содержит веру в Боговоплощение, действительное свидетельство этого воплощения. Веру в то, что невидимый Бог становится видимым. Неслучайно отцы Седьмого Вселенского собора говорили, что иконы — это свидетельство того, что Христос не призрачно, а истинно воплотился.

В предании сохранились две версии происхождения нерукотворного образа (правда, обе прослеживаются только с VI века): одна из них была распространена на Западе, другая — на Востоке. В первой рассказывается о праведной женщине Веронике, которая из чувства сострадания отерла Лик Спасителя своим платком, когда Он нес на Голгофу Крест. И чудесным образом Лик Христа запечатлелся на ткани.

Вторая история повествует о заболевшем проказой царе Авгаре. Христос передал царю холст, на котором запечатлелись Его черты, и царь исцелился, приложившись к нерукотворному образу. Позже произошло другое чудо: оберегая от врагов, полученную от Христа святыню замуровали в стене, однако образ Спасителя проявился на камне. В иконографии, особенно русской, были распространены два типа Нерукотворного образа: « Спас на убрусе» , то есть на куске ткани, и « Спас на чрепии» , то есть на черепице или камне.

— Обе истории, вероятно, восходят к Туринской Плащанице, — рассказывает Ирина Языкова, — ткани, на которой действительно нерукотворным образом отпечатался не только Лик, но и Тело Господа нашего Иисуса Христа. История П лащаницы полна загадок, однако для нас важно то, что она является прототипом иконографической схемы (и идеи) Нерукотворного Спаса — самой первой и главной иконы.

Христос Пантократор

Второй, очень распространенный тип иконы Иисуса Христа — образ Христа Пантократора (Вседержителя), творящего Вселенную, держащего все в Своей руке.

— В этой иконографии, — объясняет Ирина Языкова, — выражен уже не догмат Боговоплощения и не тайна вочеловечивания Христова, а идея пребывания Христа на земле как Богочеловека. Поэтому Христа изображают в красно – синих одеждах. Это символ двуединой природы: красная одежда — человеческая природа, а синяя (небесная) — Божественная.

Есть три варианта этой иконографии: изображение фигуры Христа в рост, на престоле и поясное. Самое частое — поясное.

— Обычно такой образ помещали в иконостасе возле Царских врат, — рассказывает Ирина Языкова, — Христос вводит молящегося в Царство Божье. «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется…» (Ин. 10: 9). Обычно на такой иконе Спаситель изображен с закрытым Евангелием, так как, подходя к вратам, мы только приближаемся к той тайне, которая откроется во всей полноте в последний день, в день Суда, когда « все тайное станет явным », с Книги Жизни будут сняты печати, и Слово будет судить мир. Но этот принцип не всегда соблюдается, иногда иконы Христа Пантократора в иконостас пишут с открытым Евангелием, хотя обычно такой тип иконографии больше используется в небольших иконах — моленных или келейных.

Явление Божией славы

«Спас в силах» — уже в самом названии этого иконографического образа отражена богословская концепция иконы — явление Иисуса Христа в силе и славе в конце времен. На этой иконе Христос восседает как Царь Царей — иконография показывает Второе пришествие. Обычно этот образ используется как центральный в композиции храмового иконостаса. В его основе лежит явление Господа пророку Иезекиилю: «…а над подобием престола было как бы подобие человека. И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри него вокруг; от вида чресл его и выше, и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг Него. В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом» (Иез. 1: 26-28).

Божия слава, виденная пророком, передается на иконе символическими фигурами. Христос, восседающий на престоле, изображен на фоне красного квадрата, на который последовательно наложены синий круг (овал, мандорла) и красный ромб.