Здоровье и болезнь как состояние организма. Понятие здоровья и болезни. Основные дефиниции болезней и их формулировка

Медицинская психология. Полный курс Полин А. В.

Понятие здоровья и болезни

Понятие здоровья и болезни

Определить понятие болезни и здоровья ученые и медики пытались издавна. Со времен Гиппократа было множество точек зрения на этот вопрос. Болезнь и здоровье всегда воспринимались как два взаимоисключающих состояния, следовательно, плохое самочувствие и хорошее самочувствие логично рассматривать как два полюса, подходящих к любому из этих состояний. Понятие плохого и хорошего самочувствия носит чисто субъективный характер. Даже при серьезном заболевании человек может считать себя здоровым, так как он хорошо себя чувствует. Типичным примером может служить онкологическое заболевание, являющееся прогностически очень серьезной проблемой для всего организма, но не приносящее в начальной стадии никаких неприятных субъективных симптомов. Наоборот, плохое самочувствие может быть обусловлено разнообразными причинами, помимо соматической патологии. Кроме соматических, основными причинами плохого самочувствия можно считать социальные. К ним относятся семейные проблемы, любые нарушения коммуникации, взаимодействия личности с представителями социальной среды, в которой она обитает.

Понятие здоровья нужно рассматривать как состояние, к которому должны стремиться успешные лечебные воздействия, а также как цель постоянно предпринимаемых и пропагандируемых профилактических мер. Понятие психического здоровья включает в себя три основных аспекта: хорошее самочувствие, как физическое, так и душевное; самоактуализация, т. е. способность к саморазвитию, наличие самодостаточности; уважение к себе и окружающим, или чувство собственного достоинства. Все эти качества можно рассматривать как характерологические особенности личности с низким риском возникновения психического расстройства. Вероятность определяется не только преморбидными свойствами личности, но и экологическими, экономическими и социальными условиями жизни. «Вся жизнь – театр, а все мы в ней актеры». Уместность этой цитаты объясняется тем, что помимо объективных понятий здоровья и болезни существует не менее актуальное понятие роли здорового и роли больного. Роль подразумевает определенные ожидания общества от поведения данного индивида. Роль здорового подразумевает, что человек в состоянии выполнять все возложенные на него окружающим обществом социальные функции и в перспективе брать еще и дополнительные. Роль здорового характеризуется нормальной работоспособностью, выносливостью, готовностью к выполнению возложенных функций. Роль больного подразумевает прямо противоположную ситуацию. В состоянии болезни человек претендует на повышенное внимание, заботу со стороны окружающих. Роль больного подразумевает, что возложенные на него прежде социальные функции должны быть переданы другому лицу или их выполнение должно быть приостановлено, так как роль больного включает в себя невозможность выполнения прежних действий в полном объеме.

Любое заболевание диагностируется на основе анализа клинических признаков (симптомов) и результатов проведенных обследований. Среди многообразия симптомов присутствуют признаки соматического неблагополучия, а также измененной реакции психики в результате заболевания. При ряде заболеваний, таких как нейроинфекции, разнообразные интоксикации, психические болезни, заболевания сосудов головного мозга, изменения психики обусловлены непосредственным воздействием на головной мозг. При других заболеваниях изменения психики и поведения будут обусловлены не поражением головного мозга, а изменившимися ощущениями со стороны других органов и систем. Общий механизм таких изменений принципиально одинаков. Нарушение привычной деятельности органов и систем в результате возникновения и развития соматического заболевания приводит к изменению нервной импульсации, поступающей от пораженного органа в головной мозг. В результате происходит изменение физиологических параметров высшей нервной деятельности, что и приводит к изменению психической деятельности пациента. Такие изменения не могут быть односторонними, им всегда сопутствует церебро-висцеральная связь. Взаимодействие по принципу прямой и обратной связи создает в конечном итоге целостную картину заболевания. Изменения в психическую деятельность человека вносит именно обратная связь. Реагирование на одинаковую болезнь или травму у разных личностей будет различным. Оно обусловлено разным осознанием болезни или травмы, предшествующим жизненным опытом, уровнем интеллекта и знаний в конкретной области и многими другими обстоятельствами. В практической деятельности врачу нередко приходится сталкиваться с несоответствием обилия предъявляемых жалоб и скудностью объективных данных. Все психологические особенности осознания больным своей болезни можно условно разделить на виды переживаний и реакций на заболевание. К ним относятся суждения пациента о начальных проявлениях болезни, особенности изменения самочувствия в связи с усугублением болезненных расстройств, в дальнейшем, на пути к выздоровлению и восстановлению здоровья – представления о вероятных последствиях перенесенного болезненного процесса для себя и окружающих, возможности продолжения привычной профессиональной деятельности и многое другое. Следует обратить внимание на то, что в центре переживаний больного находятся его субъективные ощущения, они занимают максимум его внимания и интересов. Они имеют несколько разновидностей:

1) сенситивный, подразумевающий ощущения соматического дискомфорта в виде общей слабости, болевых ощущений и других проявлений;

2) эмоциональный, выражающийся в надеждах на выздоровление, опасениях за неблагоприятный исход болезни, возможные осложнения;

3) волевой, характеризующийся отчетливым пониманием необходимости принятия мер к преодолению заболевания в результате обследования и активного лечения;

4) рациональный и информативный, выражающийся в потребности знать особенности своего заболевания, возможную длительность течения, вероятные осложнения, возможные варианты исхода: полное выздоровление, временная нетрудоспособность (краткая или длительная), инвалидность, смерть.

Перечисленным субъективным переживаниям соответствуют различные типы реагирования на возникшую болезнь. Они подразделяются на нормальные и аномальные.

Нормальные реакции:

1-й тип – склонность переоценивать значение отдельных симптомов и заболевания в целом;

2-й тип – реальная оценка своего состояния и дальнейших перспектив, совпадающая с мнением лечащего врача;

3-й тип – склонность недооценивать тяжесть и серьезность своего состояния в текущий период времени и возможности последствий и осложнений;

4-й тип – полное отрицание болезни в целом и каких-либо отдельных патологических симптомов в частности в результате отсутствия критики к своему состоянию или диссимуляции;

5-й тип – вытеснение из своего сознания явных угрожающих признаков заболевания в связи со страхом его неизвестных последствий.

Аномальные реакции:

1) астенический тип характеризуется повышенной утомляемостью, истощаемостью, несмотря на благоприятный исход болезни; пациента мучают сомнения, он боится повторения заболевания или перехода его в хроническую форму;

2) депрессивный тип характеризуется преобладанием чувства тревоги, тоски, растерянности, отсутствием надежды на выздоровление, в связи с чем утрачиваются побудительные мотивы к борьбе с болезнью;

3) ипохондрический тип характеризуется «уходом в болезнь», которая заполняет всю его жизнь, определяет интересы и помыслы, с ней связаны все его желания и стремления;

4) истерический тип характеризуется склонностью к фантазированию, искусной демонстрации воображаемых болезненных симптомов, сопровождающихся богатой мимикой, театральными жестами, стонами, криками. При этом больные охотно делятся своими переживаниями, красочно и подробно рассказывают об отдельных симптомах, они проявляют придирчивость по отношению к медицинскому персоналу, который обвиняют в недостаточном внимании, равнодушии и черствости по отношению к ним, несчастным страдальцам;

5) мозаичный тип является комбинацией из отдельных признаков, присущих другим типам. В разные периоды заболевания преобладает один из описанных выше видов аномальной реакции.

Одной из характерных особенностей аномальных реакций является их склонность к быстрому развитию и быстрому исчезновению. При психопатологических реакциях у пациентов отсутствует критика к своему состоянию или присутствует, но в недостаточной мере.

Сочетание нормальных и аномальных типов реагирования в преломлении эмоциональных особенностей и социальных потребностей позволяет выделить три основных наиболее часто встречающихся варианта отношения к своему заболеванию.

Первый вариант расценивается как нормальная реакция на болезнь. Пациент адекватно оценивает свое состояние и дальнейшие перспективы, в связи с чем стремится выполнять назначенное лечение и обследование, интересуется полученными результатами. В действиях такого больного отмечаются целеустремленность, настойчивость, самообладание, стремление взять ситуацию под свой контроль.

Второй вариант является депрессивным типом аномальной реакции на болезнь. Больные этой группы растеряны, суетливы, пессимистичны, в поведении неуравновешены. Цели и задачи, прежде значимые для этих пациентов, уходят на второй план, свои неудовлетворенные потребности им иногда удается решать при помощи демонстрации своей беспомощности. Пациенты малоинициативны, интерес их к результатам своего обследования и лечения недостаточен, они не используют своих собственных резервных возможностей.

Третий вариант – истерический тип аномальной реакции на болезнь: больные пассивны, игнорируют существующие трудности, их настроение неустойчивое, поведение неровное. Контакт с окружающими затруднен вследствие частой непредсказуемой смены настроения. Пациенты долго и цветисто повествуют о своих болезненных переживаниях, нередко демонстрируя их.

Из книги Философские сказки для обдумывающих житье или веселая книга о свободе и нравственности автора Козлов Николай Иванович

Желаю вам здоровья – Ненавижу размышления о смысле жизни! – Я тоже. Есть большая правда в том, что проблемой смысла жизни мучаются в основном бледные интеллигенты и другие невротики. Правда, мучаясь, этим же они и гордятся, как чертой своей сложной душевной организации

Из книги Анти-Зеланд или На халяву и уксус сладкий автора Преображенский Николай Николаевич

Что надо для здоровья? Быть дураком, эгоистом и обладать хорошим здоровьем - вот три условия, необходимые для того, чтобы быть счастливым. Но если первого из них не хватает, то остальные бесполезны… Г. Флобер Первая неудача меня не особенно обескуражила - все-таки было

Из книги Клиническая психология автора Ведехина С А

45. Психология здоровья Психологическое здоровье – это стандартный фактор полного функционирования и развития человека. С одной стороны, это условие выполнения человеком своих возрастных и нравственных целей (ребенка или взрослого, учителя или предпринимателя,

Из книги Психодиагностика автора Лучинин Алексей Сергеевич

4. Шкала Бине-Симона. Понятие «умственного возраста». Шкала Стэнфорд-Бине. Понятие об «интеллектуальном коэффициенте» (IQ). Работы В. Штерна Первая шкала (серия тестов) Бине-Симона появилась в 1905 г. Бине исходил из представления о том, что развитие интеллекта происходит

Из книги Психология труда автора Прусова Н В

1. Понятие работы. Плюсы и минусы работы. Понятие безработицы Работа – материально вознаграждаемая деятельность человека, направленная на создание определенных благ. Наличие или отсутствие работы влияет на статусные характеристики личности, возможность реализации

Из книги Стриндберг и Ван Гог автора Ясперс Карл Теодор

29. Понятие трудовой мобильности. Виды мобильности. Понятие физиологии труда. Факторы производственной среды Под трудовой мобильностью понимается изменение профессионального статуса и роли, которое отражает динамику профессионального роста. Элементами трудовой

Из книги Получение помощи от "другой стороны" по методу Сильва. автора Сильва Хосе

ОТНОШЕНИЕ К БОЛЕЗНИ («ОСОЗНАНИЕ БОЛЕЗНИ») И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПЕРЕЖИВАНИЙ Во все периоды болезни Стриндберг сохраняет «способность суждения» и «ориентировку», другими словами, он в состоянии ясно рассуждать и действовать с каким-то смыслом, и он постоянно

Из книги Психология автора Робинсон Дейв

Обретение здоровья. Выполните обратный отсчет с той точки, которой вы достигли в вашей ежедневной практике – со 100 до 1 или с 50 до 1, закрыв глаза и подняв их слегка вверх. Разыграйте мысленный фильм. Вы видите себя пациентом и одновременно представляете себя врачом. Вы

Из книги Что же со мной такое? автора Кучера Илзе

Из книги По ту сторону порабощающих нас иллюзий автора Фромм Эрих Зелигманн

Значение здоровья Однажды на курсах повышения квалификации для врачей мы сделали удивительное открытие. Оказалось, что у всех нас большие проблемы с понятием «здоровье», несмотря на то, что по роду своей деятельности мы занимаемся его укреплением.Как мы можем что-то

Из книги По ту сторону порабощающих нас иллюзий. Дзен-буддизм и психоанализ (сборник) автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Возвращение к здоровью или как вылечить свое тело и душу без врачей и лекарств. Руководство по основам исцеления автора Ковалев Сергей

VII. Понятие душевного здоровья До сих пор мы занимались сходством и расхождением взглядов Маркса и Фрейда на индивидуальную и социальную патологию. Теперь нам предстоит посмотреть, каковы соответственно сходство и различие в понимании ими душевного здоровья.Начнем с

Из книги Большая книга о счастье автора Борманс Лео

5.1. Сценарии здоровья и болезни «Можно дать другому разумный совет, но этим нельзя научить его разумному поведению» /Ларошфуко/ «Человек есть не что иное, как ряд поступков» /Г. Гегель/ Психотехнология замены сценариевТо, о чем я сейчас сообщу, лишь на первый взгляд может

Из книги Наука быть здоровым автора Уоттлз Уоллес Делоис

Фактор здоровья ШвецияАксель Р. Фугль-МейерТрое из четырех шведских мужчин или женщин отмечают, что в целом они довольны или очень довольны жизнью. Счастливы, иными словами. На уровень их счастья в основном влияют четыре фактора в следующем порядке приоритетности:

Из книги Феноменальный интеллект. Искусство думать эффективно автора Шереметьев Константин

Принцип здоровья Применение к себе положений науки быть здоровым требует знания определенных фундаментальных истин, которые должны признаваться безоговорочно. С некоторыми из них мы познакомим вас прямо сейчас.Безупречное выполнение организмом своих функций - это

Из книги автора

Дневник здоровья Если вы хотите иметь крепкое здоровье, рекомендую вести дневник здоровья, где вы записываете, что вы предпринимали для улучшения здоровья и что помогло.Только не совершайте ошибки! Одна из участниц моих тренингов вместо дневника здоровья завела

Понятие здоровья является центральным в валеологии. Несмотря на многовековые попытки изучения здоровья человека до сих пор нет четкого общепринятого определения этого понятия. Наиболее приемлемой и широко известной является формулировка ВОЗ (1948):

«Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или повреждений».

Общеизвестно, что человек возник в мире как продукт двух эволюций -

Биологической, приведшей к формированию современного физического типа (неоантропа) и

Социальной, связанной в формированием совершенно нового явления - социальной среды, которая дополнила естественные условия существования человека.

Поэтому человек представляет собой единую биолого-социальную сущность и его структурную организацию можно представить в виде пирамиды

Cоциальная сфера

Психическая сфера

Физическое тело

Вектор познания

Вектор оздоровления

Вслед за древними греками в ней выделяем три уровня - низший, телесный (греч.soma -тело), средний, психический (греч. psyche - душа) и вершину - духовний элемент (греч. nous- дух). Пирамида имеет свои законы организации. Организация эта иерархична и определяющим, задающим режим деятельности всей системы элементом является вершина. Взаимоотношения между элементами внутри пирамиды подчинены законам гармонии (правило золотого сечения). Эти особенности системы обеспечивают ее динамическую устойчивость и возможность развития.

Человек как система постоянно обменивается с окружающей средой информацией, энергией и веществом. Можно выделить несколько форм такого обмена: питание, дыхание, движение, психо- и биоэнергоинформационный обмен. Оптимизация системы обмена способствует упорядоченности системы, и это является одним из осовных подходов к оздоровлению.

С позиций такого системного подхода в валеологии разработана тактика познания и оздоровления человека (см. схему), создана холистическая (целостная) модель здоровья человека, включающая три уровня:

O физическое (соматическое) здоровье

O психическое здоровье

O социальное (нравственное) здоровье

Поэтому проблема здоровья может рассматриваться только в комплексе: как интегральная характеристика личности. В то же время можно давать характеристику отдельных уровней индивидуального здоровья, используя соответствующие показатели (их изучение последует на практических занятиях). В упрощенном, вместе с тем и обобщенном, виде, можно считать, что критериями здоровья являются:

1 для физического здоровья - я могу;

2 для психического - я хочу;

3 для нравственного - я должен.

Понятие болезни является центральным в медицине. Существует множество определений болезни, но чаще всего предлагается следующее:

Болезнь - это любое нарушение жизнедеятельности организма, возникающее в ответ на действие чрезвычайных раздражителей внешней или внутренней среды.

При рассмотрении категорий «здоровье» и «болезнь» следует учитывать положение, сформулированное патофизиологом В.В.Подвысоцким - абсолютное здоровье и абсолютная болезнь не существуют, между ними существует бесконечное множество переходов.

Переход от здоровья к болезни не является внезапным. Между ними располагается целая гамма промежуточных состояний, которые сегодня принято называть «третьим» состоянием. В этом состоянии находится более 50% всего населения планеты.

«Третье» состояние - это состояние человека, промежуточное между здоровьем и болезнью, совмещающее в себе и то и другое, но в то же время ни тем, ни другим не являющееся.

Эти состояния могут быть обусловлены различными факторами, связанными преимущественно с современным ритмом жизни, длительным воздействием гиподинамии, психоэмоциональных нагрузок, плохих производственных, экологических, социально-бытовых условий, неправильного питания и др, предъявляющих повышенные требования к организму, истощающих его адаптационные возможности, снижающие работоспособность.. Такое состояние характерно для «критических» возрастных периодов (полового созревания, пред- и послеродового, климактерического, старческого), для лиц, злоупотребляющих алкоголем, табакокурением и др.

Эти состояния могут проявляться рядом общих симптомов - ухудшением самочувствия, периодическими недомоганиями, снижением работоспособности, одышкой при умеренной нагрузке, повышенной утомляемостью, раздражительностью, головной болью, сухостью кожи, потерей аппетита, склонностью к запорам, гипотонией и др. Этих людей не будет лечить ни один врач (т.к. нет болезни), но они не могут являться полноценными работниками и гражданами. В этом состоянии организм тратит энергию не на творческую, созидательную работу, а на сохранение жизни. В таком состоянии истоки всех болезней, но есть и возможность восстановления более высокого уровня здоровья, как правило, за счет мобилизации возможностей самого организма. Именно поэтому «третье» состояние привлекает внимание валеологов.

Тема 3. Здоровье и болезнь: подходы и понятия. Составляющие здоровья. Уровень здоровья и его оценка.

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАНЯТИЯ

В ходе занятия студент должен

знать:

    дефиниции «здоровья» Всемирной организации здравоохранения и отечественных ученых и определение «болезнь»,

    понятия «болезни», «хронические заболевания», «этиология», «патогенез»; исходы болезней; составляющие здоровья;

    группы факторов, определяющих здоровье и критерии, его характеризующие,

    современную классификацию состояний здоровья;

    значения понятий «оценка здоровья», «уровень здоровья», «качество здоровья»;

уметь

    анализировать и оценивать внутренние и внешние условия возникновения и развития болезней; современное состояние здоровья населения.

В ходе самостоятельной работы студент должен обратить внимание на различия в понятиях «причины болезней» и «условия возникновения и развития болезней», «факторов риска».

2.МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

Вопросы для самоподготовки:

    Назовите дефиниции «здоровья» Всемирной организации здравоохранения, из Большой Медицинской Энциклопедии, отечественных авторов: Лищука В.А., 1994; Лисицына Ю.П.,1988, Казначеева В.П., Апанасенко ГЛ., 1985, Воронцова И.М., 2000.

    Какие общие и отличительные признаки различных определений здоровья можно выделить?

    Перечислите качества здорового организма согласно И.Р.Петрову и В.Б. Лемусу.

    Назовите признаки здоровья по П.И. Калью (1988).

    Что такое оценка здоровья?

    Что такое уровень здоровья?

    Что такое качество здоровья?

    Перечислите составляющие здоровья.

    Какие группы факторов, определяющих здоровье, Вы знаете?

    Назовите критерии, характеризующие здоровье.

    Дайте характеристику пяти группам здоровья.

    Назовите дефиниции понятий: «болезни», «хронические заболевания», «этиология», «патогенез». Перечислите исходы болезней.

    Какая разница существует между «причинами болезней» и «условиями возникновения болезней»?

    Приведите примеры внутренних и внешних условий возникновения и развития болезней.

    Назовите группировку определений «болезни» (Лисицын Ю.П.).

«Здоровье и болезнь: подходы и понятия. Составляющие здоровья. Уровень здоровья и его оценка».

Современные аспекты оценки уровня здоровья человека. Современные дефиниции «здоровья». Понятия: оценка здоровья, уровень здоровья, качество здоровья. Составляющие здоровья. Факторы, определяющие здоровье. Критерии, характеризующие здоровье. Группы здоровья. Понятия «болезни», «хронические заболевания», «этиология», «патогенез». Исходы болезней. Причины болезни. Условия возникновения болезни: внутренние и внешние. Состояние здоровья населения России, основные тенденции.

Тема нормы, здоровья и болезни, безусловно, является самой специфичной, самой важной, но и самой спорной проблемой медицины. Прежде чем осознать и по достоинству оценить научный смысл поставленной проблемы, надо определиться с понятиями: «норма», «здоровье», «болезнь». Это - базовые, фундаментальные понятия медицины.

Определение основных понятий (Терехова М.В.)

Норма. Естественно, что для построения любой иерархии необходимо определить точки отсчета. В частности, это звучит как проблема соотношения нормы и патологии. Однако возможны различные понимания термина «норма» (табл. 1).

Таблица 1. Разное понимание нормы (по М.Перре, У.Бауманн, 2003)

Статистическая норма

Идеальная норма

Социальная норма

Субъективная норма

Функциональная норма

Определяется посредством опытных среднеарифмети-ческих данных – анормальное – значит необычное

Имеет философ-ское и мировоззренческое обоснование как «состояние совершенства» и постулирована как общезначимая – анормальное –значит несоответствующее идеалу

Предписан-ные обществом нормы поведения – анормальное – значит отклоняющееся

Масштабом для оценки изменений служат индивидуальные данные – анормальное – значит неподходящее для индивида

Как промежуточные функции (или дисфункции) для желаемых состояний «более высокого уровня» – анормальное – значит вредное

В зависимости от точки зрения на уровни ≪континуума состояния здоровья≫, конкретный человек будет оценивать свое состояние, исходя из субъективной нормы, а исследователь в зависимости от целей и специфики исследования может выбирать статистическую, социальную или функциональную норму.

В медицине чаще всего дается следующее определении нормы.

Норма - количественное выражение качественного состояния живого организма в каждый отдельный момент времени. Обычно под нормой понимают средние значения показателей, встречающихся в популяции, как, например, рост, вес и т.д.

Традиционно в медицине для определения нормы проводят измерения того или иного параметра на достаточно большой (или, как говорят в статистике, репрезентативной ) популяции, после чего производится расчет среднего значения и допустимого диапазона нормальных значений.

После этого нормальные величины или диапазоны их значений заносятся в справочники, и отклонения от этих величин рассматриваются врачами как проявление некой патологии.

К примеру, нормальное содержание гемоглобина в периферической крови у женщин - 120-140 г/л. Снижение этого показателя наблюдается при анемии, которая может быть как самостоятельным заболеванием, так и признаком (симптомом ) другого заболевания.

Однако содержание гемоглобина в периферической крови не является постоянной величиной. В зависимости от различных факторов она может меняться величин с нормативными необходимо стандартизировать условия проведения измерения. Так, общий анализ крови берется в утренние часы натощак. Прием пищи вызывает выход форменных элементов крови из депо, что приводит к увеличению их содержания в периферической крови и, соответственно, повышается число эритроцитов. Так как в эритроцитах содержится гемоглобин, то после приема пищи его уровень в крови может быть ошибочно определен как повышенный.

При определении нормальных величин существует целый ряд проблем, связанных с выбором исходной популяции людей, у которых происходит измерение показателя.

Так как нормальные значения зависят от выбора исходной популяции, то в клинической практике эти величины не следует воспринимать как абсолютные. Нельзя ставить диагноз только по результатам анализов, не сопоставляя их с клинической картиной заболевания. Тем более нельзя ставить диагноз только на основании одной измененной величины.

Представления о норме как средней статистической величине были дополнены функциональным подходом к определению «норма». При функциональном подходе к определению понятия ≪норма≫ под нормой понимается количественное значение показателя, обеспечивающего максимальную адаптацию к окружающей среде. Так, у лиц, проживающих в высокогорных районах, из-за разреженного воздуха с низкой концентрацией кислорода увеличено содержание эритроцитов и гемоглобина в периферической крови. Уровень гемоглобина 150-160 г/л может рассматриваться у этих лиц как норма, а 120-130 г/л - как анемия. Однако этот уровень содержания гемоглобина является нормальным для жителей Среднеевропейской равнины.

Заканчивая обсуждение понятия «норма», необходимо отметить, что понятия не-норма и аномалия - различны. Человек может иметь некоторую аномалию развития (например, декстракардию - сердце, расположенное справа). Но если эта аномалия не уменьшает адаптации человека к окружающей среде, то ее можно рассматривать в качестве нормы для данного индивидуума.

Многие представления о норме были пересмотрены с развитием концепции доказательной медицины.

Здоровье.

Прежде чем обсуждать следующие понятия – здоровье и болезнь, нужно остановится на сущности самого человека и вспомнить определение, сформулированное в БМЭ в статье "Человек" (Ю.П. Лисицын): "Человек (Homo sapiens, человек разумный, относящийся к подтипу позвоночных, отряду приматов, классу млекопитающих) - высшая ступень развития животных организмов на Земле, общественное (социальное) существо, способное производить и использовать орудия труда, изменять окружающий мир, обладающее сознанием как функцией высокоорганизованного мозга и членораздельной речью".

Понимание сущности человека - ключ к пониманию категорий болезни и здоровья. Это четко представляли себе основоположники социальной гигиены в нашей стране. Они не отрывали социальное от биологического, подчеркивали приоритет социального, которое опосредует биологическое, преобразует его.

Следует отметить, что удовлетворившей бы всех дефиниции здоровья пока не найдено (их существует более 100), однако с несколькими аксиоматическими положениями большинство авторов соглашается:

В абсолютном смысле здоровья не существует; абсолютное здоровье - идеал;

Каждый человек здоров условно; ни один человек не бывает на протяжении всей жизни вполне здоровым;

Каждый человек может быть здоров в определенных условиях (климат, пища, труд); есть подходящие (нормальные) и неподходящие (вредные) жизненные условия для конкретного человека; условия, нормальные для одного, могут быть ненормальными для другого.

В трактовке понятия «здоровье» существует и по настоящее время много толкований. Чаще всего, давая характеристику здоровья, одним из важнейших его компонентов считают просто отсутствие болезни.

В Большой Медицинской Энциклопедии говорится, что «здоровье - это естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких либо болезненных явлений».

Очевидно поэтому представление о том, что «здоровье» - это состояние, характеризующееся отсутствием болезни, до сих пор преобладает у медиков нашей страны. Хотя вряд ли отсутствие болезни можно считать основным и тем более единственным критерием здоровья. «Здоровье следует рассматривать не в статике, а в динамике изменений внешней среды и в онтогенезе, то есть в процессе индивидуального развития от зарождения до смерти».

По мнению Лищука В.А., 1994; Лисицына Ю.П.,1988«Здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и способность полноценно адаптироваться к условиям окружающей среды». В этом плане здоровье можно определить как гармоническое единство всевозможных обменных процессов между организмом и окружающей средой и как результат этого согласованное течение разнообразных обменных процессов внутри самого организма, проявляющееся в оптимальной жизнедеятельности его органов и систем.

Некоторые авторы (Казначеев В.П., Матросов Л.Г, 1978;Alonzo, 1985; Dubos 1985) при определении понятия «здоровье» предлагают учитывать степень приспособляемости к различным условиям жизни, в том числе и сохранение трудоспособности. Многие авторы (Апанасенко ГЛ., 1985; Воробьева Е.И, 1986; Щедрина А.Г. 1989) подчеркивают, что «здоровье - это естественное состояние организма, являющееся выражением его совершенной саморегуляции, гармонического взаимодействия всех органов и систем и динамического уравновешивания с окружающей средой, процесс сохранения и развития биологических, физиологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни».

В многотомном руководстве по патологической физиологии Сироткина Н.Н., 1966, И. Р. Петров и В.Б. Лемус пишут, что для здорового организма обязательным является наличие трех следующих качеств:

1) адекватное взаимодействие человека с окружающей средой, постоянное уравновешивание организма и среды, то есть способность организма легко приспосабливаться, т.е. адаптироваться к условиям своего существования.

2) сохранение высокой трудоспособности, понимая под этим выполнение профессионального долга на своем рабочем месте;

3) сохранение целостности организма, что подразумевает отсутствие у человека серьезных физических дефектов, повреждений, которые бы ограничивали его трудовую деятельность, нарушали бы адаптивные возможности организма.

Проведя анализ определений понятия «здоровье», П.И. Калью (1988) выделил шесть наиболее значимых признаков здоровья:

Нормальная функция организма на всех уровнях его организации;

Отсутствие болезни;

Динамическое равновесие организма, его функций и факторов окружающей среды;

Способность к полноценному выполнению социальных функций;

Полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, гармоническое развитие физических и духовных сил организма, принцип его единства, саморегуляции, гармонического взаимодействия всех органов и систем;

Способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде.

По мнению И.М. Воронцова (2000), «здоровье ребенка - это еще и отсутствие признаков отставания или дисгармоничности развития по всем его направлениям, а также наличие комплекса факторов и условий для оптимального последующего развития, гарантии достижения к взрослому периоду жизни высоких биологически детерминированных уровней физического, интеллектуального и нравственного совершенства, реального обеспечения длительной, безболезненной и социально плодотворной жизни».

Как правило, определения сущности здоровья относятся ко всей популяции населения (Агаджанян Н.А. и др., 1990; Антонова Н.Н., 1998; Зелинская Д.И., 1990; Казначеев В.Н., 1995; Мамчур Н. Н., 1993; Сердюковская Г. Н. и др., 1979).

Федеральным законом РФ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ дается определение: ≪здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма≫.

Согласно Уставу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье - состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней (1946). Таким образом, понятие ≪здоровье≫ является более широким, чем ≪не-болезнь≫, так как включает в себя не только случай отсутствия болезни, но и социальный, душевный и физический компоненты.

При этом под физическим здоровьем понимается текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма.

Психическое здоровье рассматривается как состояние психической сферы человека, характеризующееся общим душевным комфортом, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения и обусловленное потребностями биологического и социального характера.

Социальное здоровье понимается как система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде.

Определение ВОЗ подразумевает, что в различных обществах, разных культурах восприятие здоровья может быть неодинаковым. Так, в обществе потребления под социальным здоровьем понимают наличие материальных благ, а в духовном обществе (например, религиозной общине) - душевную чистоту, близость к Богу и т.д.

Определение здоровья ВОЗ не подвергалось пересмотру со времен основания ВОЗ и критикуется за идеальность цели. Но следует подчеркнуть, что эксперты Всемирной организации здравоохранения смогли путем консенсуса выработать краткое, но очень емкое на данный период определение понятия здоровья. Сущность этого определения заключается в том, что для действительно здорового человека характерна гармония в отношении физической (природной) и социальной среды обитания. Другими словами, здоровый человек способен полноценно с удовольствием жить, трудиться, сохраняя при этом душевное равновесие. Хотя, согласиться с тем, что, наверно, немного найдется в мире людей, которые полностью соответствуют этому определению. Вот почему с практической точки зрения желательно более конкретная характеристика здоровья.

Учитывая вышесказанное, а также определение здоровья, принятое ВОЗ, можно рассматривать некое пространство - от неблагополучия до полного благополучия - как многоуровневый континуум состояния здоровья человека с полюсами ≪смерть≫ как полное прекращение жизнедеятельности и ≪абсолютное здоровье≫ как раскрытие актуального максимума потенциальных возможностей человека.

ВОЗ предлагает различать личное и общественное здоровье:

1. Личное здоровье характеризует состояние индивидуума. Соответствие различных показателей гомеостаза норме и отсутствие признаков болезни необязательно означает, что человек здоров. Поэтому в своей лечебной деятельности врач обычно ограничивается заключением ≪практически здоров≫.

Данное выражение подразумевает, что на некотором ближайшем отрезке времени человек может быть здоров и трудоспособен, однако он не гарантирован от заболеваний при изменении условий в его окружении, например в быту или не работе.

Состояние здоровья группы индивидуумов (например, учащихся одной школы) характеризуется групповым здоровьем.

2. Общественное здоровье - состояние общества в целом. Характеризуется такими показателями, как рождаемость, смертность, средняя продолжительность жизни и т.д.

Здоровье жителей определенного региона, территории называется региональным здоровьем

С точки зрения ВОЗ, здоровье людей - социальное понятие, поэтому для оценки общественного здоровья рекомендуется использовать следующие показатели:

Отчисление валового национального продукта на здравоохранение;

Доступность первичной медико-санитарной помощи;

Уровень вакцинопрофилактики населения;

Степень обследования беременных квалифицированным персоналом;

Состояние питания детей и подростков;

Уровень детской смертности, особенно первого года жизни;

Средняя продолжительность предстоящей жизни;

Гигиеническая грамотность населения.

ВОЗ считает своим основным принципом ≪достижение здоровья по самым высоким стандартам≫ для всего населения Земли.

Лисицын Ю.П., Улумбекова Г.Э. (2013) дают следующие определения:

Здоровье - динамичное состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Норма здоровья - оптимальное состояние живой системы, при котором обеспечивается максимальная адаптивность, т.е. приспособляемость к условиям жизни.

Норма здоровья - форма жизнедеятельности организма, обеспечивающая ему наилучшую возможность функционировать и адекватные условия существования.

Здоровье населения - медико-демографическая и социальная категория, отражающая физическое, психическое, социальное благополучие людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в рамках определенных социальных общностей.

Индивидуальное здоровье - динамическое равновесие функций всех внутренних органов и их адекватное реагирование на влияние окружающей среды.

Общественное здоровье - медико-социальный потенциал развития общества, включающий физическое, репродуктивное, психическое и духовное здоровье, измеряемый показателями состояния здоровья населения.

Выделяют следующие составляющие здоровья:

Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития человека.

Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфофункциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции. Это физическая активность и физическая готовность ребенка, параметры, отражающие физическую работоспособность и толерантность к физическим нагрузкам, общая выносливость и двигательная активность человека.

Психическое здоровье - состояние психической сферы, полноценное развитие высших психических функций, психических процессов и механизмов. Психическое здоровье определяется через успешность социальной адаптации и отсутствие признаков психических заболеваний.

Психологическое здоровье - комплекс интересов человека в жизни, свобода мысли, инициатива, увлеченность своим делом, активность, самостоятельность, ответственность.

Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок мотивов поведения индивида в обществе.

Репродуктивное здоровье - отсутствие органических расстройств, заболеваний и недостаточностей, мешающих осуществлению сексуальных и детородных функций.

Сексуальное здоровье - есть комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных факторов, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви. В соответствии с критериями, разработанными Сексологическим институтом в Гамбурге, к норме можно относить все формы сексуальной активности, сексуального поведения и сексуальных действий, которые имеют место между двумя зрелыми лицами разного пола, принимаются ими обоими и направлены на достижение наслаждения, которое не вредит их здоровью и не нарушает норм общежития.

Таким образом, можно выделить следующие концептуальные подходы (5) к выделению различных групп дефиниций (определений) здоровья:

1) функционально-биологический подход

В основе лежит нормальное функционирование организма на различных уровнях (молекулярном, клеточном, тканевом, органном, организменном). Такой подход определяет здоровье как нормальное течение физиологических и биохимических процессов.

2) здоровье рассматривается с позиции динамического равновесия организма, его функций и факторов окружающей среды

Здоровье при таком подходе представляет собой состояние динамического (гомеорезис) и статического (гомеостаз) равновесия организма и среды, а критерием оценки равновесия является соответствие структур и функций организма окружающим условиям.

3) социально-биологический подход

В данном случае биологические и социальные признаки рассматриваются в единстве, хотя социальным придается приоритетное значение.

4) адаптационный подход

Приоритетным в определениях здоровья является способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям в окружающей среде.

5) ценностный подход.

Здоровье выступает как ценность для человека, необходимой предпосылкой для полноценной гармоничной жизни, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участия в труде и социальной жизни, в экономической, научной, культурной и других видах деятельности.

Наличие достаточно большого количества определений здоровья еще раз подтверждает что здоровье – это очень сложный объект познания.

Оценка состояния здоровья.

Оценка здоровья - это количественная и качественная характеристика здоровья с использованием интегрального показателя, выраженного в баллах или процентах с учетом комплекса критериев, характеризующих состояние основных функциональных систем организма.

Уровень здоровья - обобщенный (интегративный) количественный показатель, представляющий собой координату на универсальной шкале (еще окончательно не разработанной) всевозможных оценок здоровья от 100% (идеальное здоровье) до 0 (смертельный исход).

Необходимо четко представлять, что такое качество здоровья - это наличие некой совокупности свойств организма, характеризуемой такими показателями как, например, благоприятная наследственность, хорошее самочувствие, трудоспособность без ограничений, высокая работоспособность, высокая адаптивность, психическая уравновешенность, коммуникабельность и др.

В настоящее время в основу современной оценки состояния здоровья положены:

Три группы факторов, обусловливающих здоровье :

    наличие патологического признака или болезни в семье, в роду и степень его влияния на уровень здоровья (генеалогический анамнез).

    особенности онтогенеза (биологический анамнез),

    условия роста и развития ребенка (социально-средовой анамнез).

Пять критериев, характеризующих здоровье:

    физическое развитие и степень его гармоничности (определение массы, длины тела, окружности грудной клетки и других антропометрических показателей).

    нервно-психическое развитие.

    уровень резистентности (сопротивляемости) организма, определяют по кратности острых заболеваний за прошедший год.

    функциональное состояние организма и поведенческие реакции, определяют по показателям: частоты сердечных сокращений и дыхательных движений, уровня артериального давления и гемоглобина в периферической крови, и т.д.

    хронические заболевания или врожденные пороки развития.

В зависимости от характеристик критериев здоровья и наличия факторов риска выделяют 5 групп здоровья дети (С.М. Громбах, 1982).

I группа - здоровые, не имеющие отклонений по всем шести критериям, то есть здоровые дети с нормальным развитием и нормальным уровнем функций, не имеющих уродств, увечья, функциональных отклонений;

II группа - дети с фактором риска возникновения патологии различных органов и систем, а также имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения, измененную резистентность, у которых отсутствуют хронические заболевания.

III, IV, V группы - дети с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, субкомпенсации, декомпенсации соответственно.

Болезнь – это нарушение нормальной жизнедеятельности организма, обусловленное функциональными или морфологическими (структурными) изменениями (возможно и тем и другим одновременно), наступающими в результате воздействия эндогенных, находящихся в организме человека, или экзогенными, т.е. находящихся во внешней среде, факторов.

Изучение болезни, ее симптомов, диагностики, этиологии и лечения – это прерогатива медицины. Нас же больше интересует понятие «здоровья».

По определению ВОЗ, здоровье - «состояние полного фи­зического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [Устав ВОЗ, 1946]. Опубликовано много исследований с критикой или коррекци­ей этих представлений. Например, определение ВОЗ критикуют за идеальность цели, которой никогда не достичь [Ильин Б.Н., 1988, 1990; Nutbeam D., 1986; Noack H., 1987; Fitzerland M., 1994]. I.Illich (1977) считает, что это определение статично: здоровье надо рассматривать в динамике. Известны и другие критические высказывания.

Существуют десятки концепций, основанных на различном понимании и определении здоровья. Кроме того, продолжают появляться все новые. Мы их подробно описали в нашем об­зоре [Лищук В.А., Мосткова Е.В., 1994]. В последнее время появились исследования не здоровья, а собственно его определений, их классификации по базовым родовым и видовым понятиям (здоровье как состояние, свойство, процесс, способ­ность и т.д.).

Как показывает такой анализ определений здоровья, наибо­лее часто в них встречаются следующие 6 признаков [Калью П.И., 1988].

1. Отсутствие болезни - традиционный взгляд. Например, «здоровье - такое состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения» (БСЭ, БМЭ). «Здоровье - это нормальное физическое состояние, т.е. состояние целостности и сво­боды от физических и психических заболеваний или бо­лезней» (Butterworths medical dictionary, 1978).

2. Нормальная функция организма на всех уровнях его орга­низации, нормальное течение типичных физиологических и биохимических процессов, способствующих индивиду­альному выживанию и воспроизводству, причем функ­ции относятся к биологической категории, а нормаль­ность - к статистической. Например, «здоровье - фун­кциональное состояние организма, обеспечивающее про­должительность жизни, физическую и умственную рабо­тоспособность, самочувствие и функцию воспроизводства здорового потомства».

В работе H.Elrick (1980) к понятию «нормального» здо­ровья добавляется понятие «euexia» - оптимальное здо­ровье, которое основано на наборе стандартов, получен­ных из обследования групп, с долгой и полноценной жизнью, чрезвычайной физической энергией, полной свободой от сердечно-сосудистых и психических болезней.

3. Способность к полноценному выполнению основных соци­альных функций. «Здоровье - это состояние организма, которое обеспечивает полноценное и эффективное выпол­нение им социальных функций». Элементы этого признака здоровья содержатся во мно­гих формулировках.

4. Полное физическое, душевное, умственное и социальное бла­гополучие, гармоническое развитие физических и духов­ных сил организма, принцип его единства, саморегуля­ции, гармонического взаимодействия всех органов. Напри­мер, определение ВОЗ (см. ранее), определение Е.И.Во­робьева (1986): «Здоровье - свойство человека, которое характеризуется полной гармонией всех физиологических функций в организме, реализуемой в его субъективных ощущениях, как осознание оптимального соответствия личности и окружающей среды в процессе жизнедеятель­ности». Однако остается неясным, каков при этом кри­терий оптимальности.

6. Способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде (адапта­ция). «Здоровье определяет процесс адаптации. Это авто­номная... реакция на социально созданную реальность... возможность адаптироваться к изменениям внешней сре­ды, к росту и старению, к лечению, страданиям и мир­ному ожиданию смерти». «Здоровье и счастье являются выражением того, как индивидуум ре­агирует на раздражение и адаптируется к проблемам по­вседневной жизни». «Здоровье - взаи­мосвязь с социальной ситуацией через факторы успеш­ной или неуспешной адаптации от индивидуальных био­физических или психологических характеристик до социо­культурной реальности».

Обобщая определения, П.И. Калью (1988) выделил 5 моде­лей определения понятия «здоровье»: медицинскую, биомеди­цинскую, биосоциальную, ценностно-социальную и интегриро­ванную модели, причем в последней он объединяет все опре­деления здоровья, содержащие несколько признаков. На этом пути остаются серьезные препятствия. Во-первых, объединение должно привести к системе, а не к хаосу; во-вторых, изначаль­ная задача по определению здоровья возвращается в более слож­ном образе - выявления качества, принадлежащего системе, но не присущего ее элементам. Наконец, объединение в систему имеет смысл, если в результате она сможет выполнять роль эф­фективного инструмента исследований, будет обладать достаточ­ной исчисляющей силой. Это непременное условие. Без него по­строение определений - схоластическое, в лучшем случае это интеллектуальные упражнения без особой практической значи­мости.


Похожая информация.


Здоровье человека – это сложное, многомерное, интегральное понятие. Оно является центральным в корпоративной культуре целой профессиональной группы – работников системы здравоохранения и медицины, студентов медицинских вузов и колледжей. В современных условиях, когда процесс урбанизации и бум технического прогресса охватил большинство сфер жизнедеятельности человека, становится все более значимой проблема здоровья как индивидуального, так и общественного. Именно здоровье абсолютно необходимое, хотя и недостаточное условие позитивного существования и развития отдельного человека и социальных общностей, вплоть до человечества в целом. В перечне прав человека, гарантированных Конституциями ряда стран, с недавних пор появилось и право на здоровье. В статье 25 «Всеобщей декларации прав человека» закреплено следующее положение: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая питание, одежду, жилище, медицинский уход и требуемое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благополучия его самого и его семьи». В «Конституции Российской Федерации» аналогичная статья (41) также закрепляет право россиянина на охрану здоровья. Существует программа государственных гарантий, выраженная в финансовых нормативах и в объемах медицинской помощи, которую государство гарантирует населению бесплатно.

Государство кровно заинтересовано в здоровье своего населения. Здоровье обеспечивается основными социальными институтами – здравоохранение и медицину. В них формулируются фундаментальные категории «здоровье», «болезнь»; выстраивается концепция здоровья нации; определяется тактика достижения поставленных целей.

Здоровье и болезнь человека – это сложный социально-обусловленный феномен, объединяющий в себе биологические и социальные свойства. Этот сам по себе сложный конгломерат еще и корректируется воздействием факторов окружающей среды. В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Ожегова читаем: «Здоровье – это нормальное состояние правильно функционирующего неповрежденного организма» или «правильная, нормальная деятельность организма» . В современной научной литературе существует более ста определений и подходов к этому понятию. Большинство по смыслу сводится к следующему: здоровье – это отсутствие болезней; здоровье и норма – это понятия тождественные..Эта концепция известна как «медико-биологическая», она базируется на « микробной теории болезни», кото­рая доминировала в медицинском мышлении X1X века. Медицина рассматривала человека как сложный механизм, бо­лезнькак следствие поломки этого механизма, как состояние, предшествующее смерти. Эта идея не нова, еще античный поэт Назон писал, что болезнь это смягченная смерть. Здоровье трактуется как нормальное состояние, как состояние свободы от физических и психических дефектов или заболеваний. Таким образом, болезнь становится окончательной целью медицины. Биомедицинская модель, несмотря на успехи в понимании механизма возникновения болезни и медикаментозных способов ее коррекции вплоть до полного излечения, все же является недостаточной. В быту здоровье понимается только как отсутствие болезней. Получается, что и в обыденном сознании и в некоторой части научной литературы здоровье определяется через понятие «нездоровье». Значит, доминируют маркеры патологии и сведены к минимуму показатели, отражающие качество и количество личного и общественного собственно здоровья. В настоящее время, на ряду с теорией патологии существует и теория здоровья – валеология, не получившая в нашей стране ни общественного признания, ни институционального статуса.



Всемирной Организацией Здравоохранения в 1948 году было дано следующее определение: «Здоровье является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствием болезни и физических дефектов». ВОЗ провозгласила принцип, в соответствии с которым «обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека». Этот принцип является главной этической, профессиональной ценностью всех врачей и студентов медицинских вузов. Таким образом, здоровье – социально детерминированное явление, представляющее собой гармоничное взаимодействие биологических и социальных качеств. Другими словами, у здоровья биосоциальный статус.

Необходимо отметить и наличие социотических характеристик, поскольку здоровье является важнейшей, естественной, непреходящей для всех без исключений групп и слоев ценностью. Более того, чем выше в социальной иерархии место человека или группы, тем более осознана эта ценность и социально, и материально обеспечена. Последние условия (социальное и материальное благосостояние) позволяют более полно и интенсивно реализовывать многообразие человеческих потребностей и возможностей.

Очень интересным и полезным является психологическая интерпретация здоровья. Длительное время проблема здоровья не являлась приоритетной в исследовательских интересах психологии. Скорее наоборот, повторялись общие алгоритмы рассуждений. Психология 20 века упивалась феноменологией человеческого страдания, внутреннего конфликта и кризиса. Через картины психических нарушений, методологию психотерапии складывались популярнейшие теории З.Фрейда, А. Адлера, К.Юнга. Иными словами, болезнь, психопатология была началом построения фундаментальных психологических теорий личности. Болезнь, внутриличностный конфликт казались гораздо более интересными, чем способность сохранять здоровье и душевное благополучие. Это и оказалось причиной довольно длительного периода отсутствия в психологии целостной, структурированной и аргументированной психологической теории здоровья. Сегодня психологи предлагают свою модель здоровой личности. Согласно этой концепции, «…здоровый человек способен самостоятельно, т.е. на основе собственных внутриличностных ресурсов поддерживать структурную и процессуальную согласованность психики, обеспечивать ассимиляцию жизненного опыта и интегрированность личности, достигать полноты самореализации». (Васильева О.С., Филатов Ф.Р.«Психология здоровья» Р/Д., 2005) Другими словами здоров не тот, у кого нет проблем, а тот кто способен их разрешить.

Социально-экономический статус здоровья является необходимым условием ресурса трудоспособности, эффективности труда. От производительности труда во всех сферах (умственного и физического) зависит степень вознаграждения. Это, в свою очередь определяет уровень удовлетворения всех потребностей человека. Здоровье, в некоторых случаях, предопределяет возможность приобщения к труду и использования его как источника материального благосостояния.

Сегодня медицинская практика активно использует промежуточный термин «практически здоров», предопределяя тем самым еще один вариант интерпретации здоровья. Подход к категории «здоровье» как дискретной, мозаичной, состоящей из понятий «здоров», «практически здоров» и «болен», скорее функциональный и более пригодный для бытового использования, поскольку чрезвычайно упрощен. Здоров – значит, в субъективном ощущении - способен осуществлять биологические и социальные функции. Даже если в организме у человека уже есть патологические изменения и процессы, но они позволяют ему заниматься общественно-полезной деятельностью – медицина констатирует «практически здоров». Это пограничное состояние, когда уже наличествуют соматические или психические проблемы, но существенно не сказываются на самочувствии и работоспособности человека. Но со временем патология приводит к нарушению физиологических, психологических, социальных и экономических функций. Таким образом, можно сказать, что болезнь это процесс нарушения жизнедеятельности человека, а значит и жизнеобеспечения.

Болезнь также можно трактовать многоаспектно. Например, с позиции работодателя - болезнь это неспособность работника выполнять свои профессиональные функции. Биолог видит в болезни нарушение биологических ритмов организма, темпов жизненных процессов и реакций, а патолог – нарушение процессов физиологического жизнеобеспечения. Наконец, для самого больного болезнь – это изменение образа жизни его самого и его семьи, зачастую переоценка всей системы ценностей и приоритетов.

По существу, понятия здоровье и болезнь выходят далеко за рамки медицины, хотя у большинства людей слово «болезнь» ассоциируется только с медициной. Эти состояния определяются образом жизни, экологической безопасностью среды обитания, структурой питания и бытовыми условиями, характером труда, возможностями отдыха, социально-психологическим климатом, чувством защищенности медициной, государством и обществом.

В мировой практике принято выделять 4 уровня оценки здоровья:

1-й уровень – здоровье отдельного человека (индивидуальное здоровье);

2-й уровень – здоровье малых социальных групп или этнических групп (групповое здоровье);

3-й уровень – здоровье населения (людей проживающих в определенных административно-территориальных единицах – селах, городах, областях и т.д.);

4-й уровень – общественное здоровье – здоровье общества, людей целого государства, континента, популяции в целом.

Здоровье и болезнь в большой степени определяются так называемыми факторами риска. Фактор риска – потенциально опасные для здоровья условия поведенческого, социального, генетического, экологического и природно-климатического характера. В отличие от непосредственных причин заболевания (травм, вирусов, недостатка каких-либо микроэлементов и т.д.) они действуют опосредованно, создавая негативный фон, способствующий возникновению и прогрессу болезни. Известный российский ученый, академик РАМН Ю.П.Лисицин выстроил иерархию факторов риска по отношению к здоровью. К первой группе самых значимых факторов риска (определяющих на 49-53% качество здоровья) относятся условия, формирующие образ жизни:

Курение, употребление алкоголя;

Наркомания;

Неправильное питание;

Дистрессы (стрессовые ситуации);

Неблагоприятная производственная среда;

Гиподинамия;

Некомфортные бытовые условия;

Чрезмерное и некорректное употребление лекарств;

Непрочность института семьи;

Одиночество;

Высокий уровень урбанизации.

Вторая по значимости группа – генетические и биологические факторы, удельный вес которых приблизительно 18-22%:

Наличие наследственных болезней;

Предрасположенность к так называемым дегенеративным болезням.

Третья группа (занимающая около 17-20%) – условия, связанные с внешней средой:

Загрязнение воздуха;

Плохое качество или отсутствие питьевой воды;

Дегенерация и загрязнение почвы;

Повышенные гелиокосмические, радиационные, магнитные и другие излучения;

Климатические изменения.

Четвертая группа факторов риска - условия, связанные непосредственно со здравоохранением и медициной (их удельный вес от общего числа - 8-10%):

Неэффективность профилактических мероприятий;

Низкое качество медицинской помощи;

Недостаточное количество лечебных учреждений;

Несвоевременность оказания медицинской помощи.

При анализе факторов, влияющих на общественное здоровье принято выделять их еще и следующим образом:

1. Социально-экономические (материальный статус, условия труда, образовательный и культурный уровень);

2. Социально-биологические (пол, возраст, генетические предрасположенности и т.д.);

3. Экологические и климатические;

4. Организационные и медицинские.

ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ,

В ХХ-м столетии, во все более усложняющемся социуме и бурно развивающейся науке сложилось новое направление, которое имело длинную историю сочетания медицинских и социальных проблем – общественное здоровье и здравоохранение. Оно анализирует комплексное влияние различных факторов на здоровье отдельного человека и на здоровье всего населения, Доминирующим является интерес не к конкретной болезни конкретного человека, а к формированию здоровья большого количества людей (поселка, города, этноса, нации и т.д.). В настоящее время эта научная деятельность обрела четкие контуры с присущим для нее объектом и предметом изучения, называемая в нашей стране «общественным здоровьем и здравоохранением». Первое название «социальная гигиена» употреблялось с 19 века наряду с другими - «профилактическая медицина», «социальная медицина», «теория здравоохранения», «теория и практика общественного здравоохранения». «превентивная и социальная медицина» в противовес карательной медицине. Так, В.О. Португалов, писал, "степень заболеваемости и смертности че­ловечества совершается в силу существующих условий социального быта. Не карательная (лечебная) медицина, какого бы совершенства она ни достигла, спасет челове­чество от пожирающего зла (заболеваний), а лишь преду­предительная, состоящая в улучшениях социального быта. И по мере того, как предупредительная медицина или социальная гигиена будет входить в свои права и распространять свою силу, по мере того, как будет воз­растать ее влияние, значение, а главное - применение в обширнейших размерах, по мере всего этого карательная медицина будет ослабевать. Есть еще и гигиена социаль­ная, общественная, регулирующая отношение лица к обществу и обязанности или отношения общества к лицу". В 1922 году основоположник советского здравоохранения Н.А.Семашкоопределил, что « социальная гигиена изучает вопросы оздоровления с социальной точки зрения, т.е. анализирует влияние социальных факторов на здоровье всего населения и отдельных групп его, намечает не только индивидуальные, но и социаль­ные мероприятия, направленные к сохранению или восстановлению здоровья населения

По-прежнему актуальными остаются слова великого русского врача Н.И. Пирогова: "Уменьшениесмертности в массах зависит от дельного, энергичного и рационального применения администра­тивных и гигиенических мер против первоначального развития болезней…Будущее общественной медицины в руках государственной и научной администрации, а не во врачебнойтехнике. Только идя, рука об руку с рациональными государствен­ными распоряжениями во всех отраслях народного хозяй­ства и просвещения, медицина может содействовать уменьшению распространения и предупреждению болез­ней, и тогда этим косвенным путем, а не лечением может содействовать уменьшению смертности масс". Со своих социал-гигиенических позиций он пришел к пониманию здравоохранения как важнейшего общественного и государственного социального института.

Открытия в области социологии, антропологии, биологии, психологии сделали общезначимыми понимание социальной обусловленности многих болезней, а так же важности социальных последствий массовых болезней. Процесс институционализации социальной гигиены стал тотальным и необратимым.

В России в1922 году уже были разработаны учебные программы и пособия по социальной гигиене. При Московском университете Н.А.Семашко организовал кафедру социальной гигиены. В последующие годы аналогичные кафедры были учреждены в других высших медицинских заведениях.

Политическая ангажированность, свойственная нашему государству того периода, стала проникать во все сферы жизни общества, включая, как ни странно, и в сферу социальной гигиены. Наивная логика, заключающаяся в том, что в социалистическом государстве, основанном на социальной справедливости, нет объективных социальных оснований для болезней, стала легитимной. Ее официальный политический статус проявился в факте переименования кафедр социальной гигиены в кафедры организации здравоохранения. С ослаблением официальных идеологических установок приходило трезвое понимание того, что здоровье человека определяется реальными, а не декларированными условиями общественной жизни. Получили применение более рациональные методы решения проблем здоровья советских людей. Стали активно развиваться и использоваться социологические исследования, математическое и логическое моделирование, системный анализ, экспертная оценка, автоматизированная система управления и т.д.

В 1994году предмет «социальная гигиена» пере­именовали в социальную медицину, а 1999 - в «общественное здоровье и здравоохранение». Новое название более конкретно и адекватно отражает содержание предмета, его самостоятельность и важность в системе профилактических дисциплин. Этот предмет обобщает данные о состоянии здоровья населения, создавая у врачей комплексное представление об объективном состоянии дел в медицине и здравоохранении и о необходимой политике в сфере охраны здоровья.

Сегодня круг научных и учебных интересов "общественного здоровья и здравоохра­нения" составляют курсы по истории медицины, фарма­ции и здравоохранения; по биомедицинской этике; по медицин­ской информатике; по социальной (общей) эпидемиологии; по теории и организации здравоохранения; по экономике; ме­неджменту; маркетингу и правовым основам здравоохранения

В рамках социальной гигиены, социальной эпидемиологии, общественного здоровья и здравоохранения зародилась еще одна наука – медицинская социология. Принято считать, что социология медицины возникла после второй мировой войны в США и Великобритании. Методологической основой для нее служила структурно-функциональная школа (Т. Парсонс, Т.Миллс, С. Липсет) В 20 веке усилиями ряда врачей, обществоведов, философов стала обозначаться отдельная сфера проблем медицинской социологии. Сегодня растет ее значимость в решении ряда врачебных проблем.

В России возникновение социологии медицины до сих пор связывают с деятельностью Н.А.Семашко в рамках социальной гигиены. Начало научно-практической деятельности социологии медицины совпало с послереволюционным периодом политической эйфории, когда считали, что кардинальные социально-политические перемены в нашем обществе уничтожают объективные основы заболеваний. В действительности снижение заболеваемости было общемировым культурным процессом. Не только в советском государстве, но и почти во всем мире были побеждены чесотка, туберкулез, оспа, бытовой сифилис и другие инфекционные болезни.

Индустриализация и урбанизация советского государства принесли с собой так называемые «цивилизационные болезни». Их объяснить и тем более преодолеть политическими методам уже, конечно, не удалось. Они требовали к себе иного концептуального отношения. Появилась необходимость в медицинской социологии с ее многофакторностью в определении причин заболеваемости (мультиказуальностью). Она изучает комплекс социальных факторов, приводящих к заболеванию. В ее задачу входит поиск и анализ тех связей и отношений, которые предопределяют поведение человека; бытовые, социальные, политические факторы, детерминированные его местом в социальной иерархии. В арсенале социологии медицины - умение подвергнуть предикативному анализу (осмыслению свойств) индивида, группу (напр., студенческую), общность людей (город, этнос), либо социальный институт (семья, государство). А также дать определенный прогноз или траекторию поведения, щадящего или ущемляющего здоровье. Интерпретация статистических данных, наблюдения за состоянием различной величины популяционных групп требуют специальных, узкодефференцированных профессиональных навыков медицинской социологии. В большинстве западных стран такая работа ведется, начиная с 60-х годов.

В США организация с названием «Общественное здоровье государства» исследует изменения в медико-социальной сфере общества, публикует результаты социологических исследований. В этой стране медицинская социология обрела статус точной экспериментальной науки. Она основана на общей социологии, прикладной социологии, основных понятиях медицины и выработанной собственной системе понятий. У нее есть свой предмет изучения – стыковая область общества и медицины. Хотя этим же сегментом интересуется эпидемиология, медицинская статистика, социальная гигиена, демография, организация здравоохранения.

Особое место среди них занимает «клиническая эпидемиология», получившая признание во второй половине прошлого века. Государства всего мира, пытаясь обеспечить высококачественную охрану здоровья, столкнулась с нарастающими трудностями контроля за расходами на медицинскую помощь. Несоответствие между потребностью в медицинской помощи и ресурсами здравоохранения привело к пониманию необходимости использования информации о клинической эффективности различных вмешательств при выборе приоритетов. Клиническая эпидемиология это наука, позволяющая осуществлять прогнозирование для каждого конкретного пациента на основании изучения течения болезни в аналогичных случаях с использованием строгих научных методов. Помощь конкретному больному рассматривается в контексте большой популяции, к которой принадлежит больной (Р. Флетчер, С. Флетчер, Э.Вагнер «Клиническая эпидемиология»). Главная цель клинической эпидемиологии – внедрить методы клинического наблюдения и социологического анализа данных, обеспечивающие принятие верных решений.

Возможны два практических направления в исследовании проблем медицинской социологии:

Социологические проблемы внутри медицины (например, клиническая эпидемиология). Это означает, что результатами совместной работы социологов, квалифицированных врачей и медицинских учреждений может воспользоваться любой врач в процессе лечения.

Социологические проблемы, имеющие значение для медицины. В этом направлении актуальны исследования социально-культурных изменений, определяющих человеческий фактор в медицине. Они дают возможность анализа организации медицинской лечебной деятельности в межличностном взаимодействии «врач-пациент». В этих исследованиях наиболее эффективной является методика, разработанная американским социологом Т.Парсонсом. Он считал необходимым преодолеть узость соматической модели врача моделью здоровья и заболевания на основе исследования американского общества. Этот прагматичный алгоритм действий актуален и для решения современных проблем здравоохранения России.

Здравоохранение выполняет организационные, социальные, нормативные функции. Оно – «деятельность общества, его представителей, его учреждений и организаций (политических, экономических, общественных, государственных, частных, религиозных, филантропических и др.), в том числе медицинских, по охране здоровья…Здравоохранение – социальная функция общества и медицины по охране и укреплению здоровья» (Ю.П. Лисицин «Общественное здоровье и здравоохранение»). Основными субъектами здоровьесберегающей деятельности являются государство, общество, население. Что касается основополагающих принципов здравоохранения, то они были адекватно сформулированы еще в 1970 году делегацией СССР на Всемирной ассамблее ВОЗ в докладе «Основные принципы развития национального здравоохранения» в следующих положениях:

1. Провозглашение ответственности государства, общества за охрану здоровья.

2. Организация рациональной подготовки национальных кадров здравоохранения и осознание всеми медицинскими работниками своей высокой социальной ответственности перед обществом.

3. Развитие здравоохранения в первую очередь на основе широкого проведения мер, направленных на развитие общественной и индивидуальной профилактики.

4. Обеспечение всему населению страны наивысшего возможного уровня квалифицированной, общедоступной профилактической и лечебной помощи.

5. Широкое использование в каждой стране достижений медицинской науки и практики здравоохранения.

6. Санитарное просвещение и привлечение к участию в проведении всех программ широких кругов населения, являющееся выражением личной и коллективной ответственности всех членов общества за охрану здоровья людей.

Несмотря на прошедшие четыре десятилетия, эти принципы остаются актуальными не только для нашей страны, но и для многих других. Из перечисленных главным был и остается принцип профилактики. Имеет место дифференциация профилактики на:

Индивидуальную (личную)

Общественную (выявление причин заболеваний и травм, искоренение или сглаживание острых клинических проявлений у отдельных людей, групп и всего населения)

Первичную (меры по нейтрализации непосредственных причин заболевания)

Вторичную (влияния на условия, способствующие возникновению и развитию болезни).

К первичной и вторичной профилактике относятся вакцинация, соблюдение режима труда и отдыха, структура питания, физическая и интеллектуальная активность и др.

Профилактика, конечно, не сводится к отдельным мероприятиям. Наиболее полное определение дал Н.Я.Семашко, обобщив его до уровня заботы общества о здоровье «путем осуществления социально-экономических мероприятий по улучшению, преобразованию условий труда, быта, самого образа жизни населения, направленных на охрану здоровья населения, предупреждения причин и факторов риска заболеваний и повреждений, на осуществление определенной социальной политики». Т.е. профилактическое направление в здравоохранении сводится к системе медицинских и социально-экономических мер. Превентивно-медицинские, санитарно-технические, гигиенические мероприятия являются специфическими для здравоохранения. Между тем, здоровье человека и особенно общественное здоровье в большей степени зависит от обстоятельств, слабо контролируемых здравоохранением. Например, от особенностей климатических, географических, стратификационных, культурных, этнических, религиозных, наконец, от образа жизни.

Образ жизни – способ, формы и условия индивидуальной и коллективной жизнедеятельности человека (трудовой, бытовой, социально-политической и культурной), типичные для конкретно-исторических социально-экономических отношений . (Социологический энциклопедический словарь. – М., 2000) Выделяют образ жизни коллективный и индивидуальный. В структуре образа жизни есть элементы, регулируемые человеком, зависящие от него (курить или не курить, есть фаст-фут или нет) и внешние условия и причины (экономический уровень страны, климатические условия, религиозные традиции, социальная стратификация и др.).

Образ жизни – интегральное понятие, отражающее уровень и качество жизни. Уровень жизни и качество жизни – важные и для общей и для медицинской социологии категории. А.В. Решетников дает им следующее определение: уровень жизни это социально-экономическая категория, выражающая степень удовлетворения материальных и культурных потребностей населения страны (или отдельного региона), классов и социальных групп, семьи, индивида в смысле обеспеченности потребительскими благами, характеризующимися преимущественно количественными показателями, абстрагированными от их качественного значения.

Качество жизни – это совокупность материальных, социальных, демографических и т.п. условий жизни и уровень их развитости. Качество жизни можно трактовать и как субъективное восприятие и оценку своей жизни. В отличие от понятия «уровень жизни» качество жизни включает уровень демократизации, состояние здоровья населения и состояние окружающей среды, возможности образования, степень защищенности и т.д. (Социологический энциклопедический словарь. М., 2000)

Элементы образа жизни, позитивно влияющие на здоровье, в совокупности формируют здоровый образ жизни. Этот термин все чаще используются в нашей стране, но пока нет общепринятого его определения. Здравый смысл обыденного сознания позволяет нам коротко сформулировать определение здорового образа жизни как любой вид деятельности благотворно влияющий на здоровье . Термин деятельность очень широкий, многоаспектный, включающий и коллективные и персональные мероприятия, а так же трудовую, досуговую, физическую, интеллектуальную, социальную, медицинскую активность. Особенно стоит выделить медицинскую активность, поскольку этот вид деятельности является показателем общей медицинской культуры каждого члена общества: знать некоторые медицинские азы, регулярно проходить диспансеризацию и сразу начинать лечиться, если выявляются какие-то проблемы и т.д.