Казахский национализм: миссия выполнима? Национализм по-казахски: это вам не Европа Отражение национализма в казахском эпосе

Интерес к опубликованной в сети карте, на которой к Казахстану «присоединили» земли соседних России, Узбекистана и Китая (карту перепечатали многие СМИ), показывает, что в отношениях между этой бывшей советской республикой и РФ что-то меняется. Примечательно, что необычно расширившимися границами иллюстрируют статьи о необходимости перехода казахского языка на латинский алфавит - экспертами это оценивается как символический разрыв с Россией. разбиралась, что стоит за картой, которая взорвала сети.

Собиратели земель

14 сентября государственное информационное агентство Казахстана карту, на которой к территории страны «присоединены» некоторые районы соседних России, Узбекистана и Китая. Граница государства Qazaqstan (Казахстан на латинице) пролегла по территории Омской и Оренбургской областей России, Синьцзян-Уйгурского автономного округа КНР, Ташкентской области Узбекистана и включала в себя Каракалпакстан, относящийся к соседнему Узбекистану.

Заметка, к которой прилагалась карта, была посвящена отнюдь не территориальным вопросам, а проблеме модернизации казахского языка. Иллюстрацию после публикации в российских СМИ оперативно снесли с сайта, но в кеш-памяти Google она осталась.

Что означает эта карта, понять сложно. С одной стороны, граница государственного образования включает в себя Оренбург и Каракалпакию - эти территории принадлежали созданной в 1920 году декретом Всероссийского центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров РСФСР Автономной Киргизской Социалистической Советской Республике. К ней правительство затем присоединяло еще и часть земель Омской губернии, а также Джетысуйской, Самаркандской и Сырдарьинской областей. В 1925 году республика была переименована в Казакскую (Казахскую) АССР (в Киргизскую Республику превратили автономию южнее, она и сейчас называется Киргизией). Столица была перенесена из Оренбурга в Кзыл-Орду, а Оренбург из Казахстана возвращен в РСФСР. К слову, улица в столице республики Астане, на которой располагается Дом министерств, до недавнего времени носила название Орынбор, то есть Оренбург на казахском . Видимо, по какому-то совпадению. Правда, ее уже переименовали в улицу Мангилик Ел - Вечной Страны.

Изображение: «Казинформ»

В 1930 году из автономии была выведена Каракалпакия, в 1932-м часть земель на юге передана Туркмении. В 1936-м была принята «сталинская конституция», согласно которой республика получила статус союзной. Можно было бы сделать вывод, что на карте отображены территории, некогда включенные в советскую республику и выведенные оттуда. Но почему тогда составители этой карты не тронули входившие в автономию районы соседней Туркмении? Зато добавили Ташкент, хотя тот в Киргизскую АССР не входил? Как объяснить появление в государстве Qazaqstan земель Китая? В КНР немало этнических казахов, и составители так обозначали места их расселения? Никаких пояснений от информационного агентства не последовало.

Карта может отражать амбиции руководства Казахстана советского периода - в 1920-е годы, когда в регионе происходило национальное размежевание, многие территории действительно оспаривались республиками друг у друга. Советский государственный деятель рассказывал, что границы советских республик в Средней Азии устанавливал сам Сталин: «Одно создание среднеазиатских республик - это целиком его, сталинское дело!» «Ведь острая борьба шла. Казахи, например, их верхушка, дрались за Ташкент, хотели, чтоб он был их столицей. Сталин собрал их, обсудил это дело, посмотрел границы и сказал: "Ташкент - узбекам, а Верный, Алма-Ата - казахам"», - вспоминал Молотов. Так что, возможно, карта отражает чьи-то мечты о несбывшемся.

Самим агентством «Казинформ» руководит Аскар Умаров, которому приписывают резко националистические взгляды. Если верить СМИ, этот медиаменеджер использовал в дискуссиях и комментариях такие выражения, как «русня», и к согражданам другой национальности обращался со словами: «Не забывайте, что вы тут навязанная диаспора, а не автохтоны, и скажи спасибо, что ваши права соблюдаются и вас, как колонизаторов в иных странах, никто не гонит». Насколько такой подход совпадает с официальной позицией Астаны? Судя по риторике высших должностных лиц, власти Казахстана ратуют за равноправие граждан, вне зависимости от этнической принадлежности. Однако, как отметил научный сотрудник Уральского регионального информационно-аналитического центра (РИСИ) , Астана фактически попустительствует националистам, чтобы приструнить русских в республике и иметь аргументы в спорах с Россией. «Не нужно питать никаких иллюзий на тот счет, что такое происходит против воли руководства Казахстана. Астане выгодно присутствие националистической риторики в общественном дискурсе», - считает он. По его мнению, у казахских националистов есть притязания на Омск и Оренбург.

«В Казахстане русских земель нет»

Журналисты республики провели в сети расследование и установили, что карта эта давно кочует по казахстанским сайтам - ею иллюстрировали в 2015-2016 годах такие материалы, как интервью «В Казахстане русских земель нет» известного писателя Герольда Бельгера, «Наша родина называется не русофильски - Казахстан, а Qazaqstan или Qazaq Republic» и «Qazaqstan: нужна не смена букв, а репозиционирование». Как видим, речь идет прежде всего о переводе казахского языка на латиницу. Так что последний инцидент вполне можно списать на эксцесс исполнителя - редакторы просто перепечатали расхожую иллюстрацию.

Более примечателен сам процесс, который в сети иллюстрируют картой с необыкновенно расширившимся Казахстаном. В дискуссиях о смене алфавита постоянно всплывает тема взаимоотношений Казахстана и России. Необходимость латинизации Астана объясняет объективными причинами - потребностью в модернизации государственного языка. Власти и общественные деятели ведут активную кампанию по разъяснению полезности и благотворности латинизации. Благодаря новой графике произойдут духовное возрождение народа, консолидация нации и интеграция в мировое цивилизационное пространство, объясняют пропагандисты и агитаторы. СМИ республики показывают , что на местах сознательные граждане целиком и полностью поддерживают языковую реформу.

В общем, с латинским алфавитом связывается все хорошее и самые радужные надежды «Модернизация языка - это часть большой программы модернизации общества. Ситуация такая, что либо мы реально модернизируемся, меняем общество, меняем себя и становимся современным продвинутым государством, либо раздираемые внутренними противоречиями еще более архаизируемся, исламизируемся и скатываемся в ряд проблемных государств», - объяснил член рабочей группы по разработке нового алфавита Айдос Сарым. Но о какой модернизации идет речь и при чем тут латинский алфавит, пропагандисты не объясняют.

Сам президент Казахстана , что кириллический алфавит искажает казахский язык. «В казахском языке нет "щ", "ю", "я", "ь". Используя эти буквы, мы искажаем казахский язык, поэтому [с введением латиницы] приходим в основу. Это важнейшее мероприятие. Но здесь наскоком нельзя, будем постепенно и вдумчиво подходить», - заявил Назарбаев, не приведя доводов в пользу того, что латиница более подходит фонетическому строю казахского языка.Поскольку убедительных доводов в пользу латинизации никто привести не может, очевидно, что мотивы лежат в политической плоскости. Иначе зачем тогда Казахстану столь затратная реформа? Ведь латинизация создает большие проблемы: возможная потеря части корпуса литературы, снижение грамотности у людей разных возрастов и так далее.

Когда в апреле 2017-го Назарбаев провозгласил в статье, опубликованной в газете «Егемен Казахстан», неизменность курса на латиницу, многие эксперты истолковали это именно как символический разрыв с Россией или как предвестник неких изменений в политике. Эксперт по Средней Азии Аркадий Дубнов также полагает , что таким образом Астана стремится отдалиться от символов, связанных с Россией и «русским миром». «Сейчас, когда у власти Назарбаев, Казахстан резких движений в сторону от России делать не будет. У нас есть . Но это сигнал Москве», - объяснил директор международных программ Института национальной стратегии Юрий Солозобов.

«Нельзя исключать и того, что статья президента является сигналом и Москве, и Западу. Для России это намек на то, чтобы она была более уступчивой в вопросах, касающихся общих экономических интересов, а для Запада - демонстрация лояльности и независимой позиции на фоне ухудшения отношений России и США», -

Поговорили с женщинами, проживающими в Казахстане, чьи дети были подвержены дискриминации среди титульного населения за свою национальность, цвет кожи и даже вкусовые предпочтения.

Редакция отмечает, что среди покидающих страну активность демонстрируют такие нации как русские, немцы и украинцы. Одной из немаловажных причин оттока населения эксперты считают возрастающую степень национализма агрессивного характера.

Рассказы записаны со слов мам детей, которые столкнулись с ущемлением прав по национальному признаку. Все герои попросили не раскрывать своих имен и имен детей. Редакция оставляет за ними право анонимности.

Диора, 13 лет

Мы переехали в Казахстан из Узбекистана. У мужа здесь бизнес. Когда дело стало расширяться, он перевез нас дочкой в Алматы. Диору отдали в школу с русским языком обучения в центре города. Выглядит она как представительница своей нации: широкие густые брови, большие глаза и темная кожа. Через неделю после начала учебного года, она начала просить меня выщипать ей брови. Я думала, что это просто подростковые капризы и объяснила, что пока делать ей это рано, а густые брови наоборот считаются ее отличительной чертой. Ребенок после переезда стал замыкаться в себе, хотя Диора очень светлый и открытый ребенок. Наша семья и в Узбекистане была русскоязычной, традиции и прочие вещи являются для нашей семьи лишь данью уважения к нашей нации. Мы никогда не растили ребенка в узкой узбекской среде. У нее были подружки разных национальностей и никакого буллинга она, находясь в своей стране, по отношению к другим детям не делала. И для меня первым тревожным звоночком стали ее уговоры вернуться обратно в Ташкент. Я начала расспрашивать ее о ситуации в школе. Было ясно как день, что ребенка обижают вне дома.

Диора рассказала, что в школе ее обзывают «Жамшутом» и издевательски просят построить туалет у школы. Зачинщиком и агрессором стал мальчик Алан, который пользуется неким авторитетом среди сверстников, потому что ходит на бокс и играет на домбыре на школьных концертах. То есть, этот, казалось бы, разносторонний одноклассник придумал ей «кличку» , а дети дальше по ассоциативному ряду развили издевательства на этом фоне. Я не спорю, что в постсоветском пространстве все думают, что узбеки - это дешевая рабочая сила, которая умеет только строить дома для богатых россиян и казахов. Если бы мне сказали что-то в этом духе, то я бы просто проигнорировала оскорбления. Но как объяснить ребенку, что все это стереотипное мышление жестоких одноклассников? Я ходила на собрания, поднимала вопрос, но мама Алана каждый раз на мои жалобы отвечала оскорблениями и приказывала вернуться на историческую Родину, если меня что-то не устраивает в Казахстане. Я поняла, что проблема не в мальчике, а в его семье.

Мы перевели в этом году Диору в международную частную школу, где учатся в основном дети экспатов. Надеюсь, что она больше никогда не столкнется с дискриминацией в этой стране. В любом случае, после этой ситуации, мы с мужем начали беспокоиться за безопасность нашего ребенка. У нас есть друзья-казахи. Они все высокообразованные и приятные люди. Когда узнали об этой ситуации, то все недоумевали и просили у нас прощения за маму одноклассника дочери. Наверное, в любой национальности есть плохие люди. По крайней мере, я себя так успокаиваю.

Катя, 5 лет

Наш прадед принимал участие в Великой Отечественной Войне, а Катя коренная алматинка в четвертом поколении. Все эти факты я озвучиваю, чтобы вы понимали, что для Кати Казахстан является самой настоящей Родиной. Мы никогда даже не задумывались о переезде в Россию, пока не стали чувствовать давление со стороны окружения, то есть казахов. Мы проживаем в районе первой Алматы, там, как известно, проживают старожилы этого города. За последние два года мы не заметили, как здесь все стало меняться. Район помолодел в плане жителей, и все они - представители титульной нации. В основном покупают жилье в наших старых пятиэтажках молодые семьи из разных концов Казахстана. Много среди них неработающих мам, которые сидят дома с детьми. Я сама работаю и муж тоже, ребенка оставляем в будние дни в детском саду, потому что бабушка живет в другом конце города. Естественно, что мы с новыми соседями не состоим в близких отношениях. Они зачастую с нами даже не здороваются в ответ. В выходные мы выходим с Катей на детскую площадку. Так как детей на площадке много, я всегда наблюдаю за ней с лавочки. Девочка она у нас очень коммуникабельная и может завести беседу с кем угодно, а еще она абсолютно не жадная и раздает всем свои игрушки, лишь бы с ней вместе поиграли. Однажды я заметила как ее отчитывала наша новая соседка. Я подошла и увидела как она на повышенных тонах говорит моей дочери что-то на казахском языке. Я вмешалась, Катя увидев меня, прилипла к моим ногам и буквально дрожала от страха. Женщину не остановило, что я подошла и пыталась защитить свою дочь. Причина конфликта оказалась настолько мелочной - Катя решила собрать свои игрушки и пойти домой, другая девочка не отдавала ей их и начала ее толкать. На что ребенок ответил тем же. Понимаете, такое среди детей распространенная ситуация. Но этот детский конфликт перетек в оскорбления от мамы девочки. Она начала орать на ребенка, а при виде меня и вовсе перешла на личности. Я не стала усугублять все и просто ушла за руку с дочкой домой. На следующей неделе с Катей на детской площадке никто не игрался. Я видела, что дети как-то ее отталкивают. Она сидела на песочнице и одиноко лепила фигурки. Придя домой, она разрыдалась и сказала, что остальные дети ее обзывали «сасык орыс» . Если честно, мы даже не знали, как переводиться это словосочетание. Начала расспрашивать у знакомых. Была в шоке от значения.

Наша соседка постаралась сделать козла отпущения из моей пятилетней дочери. Ничего лучше, чем издевательства на национальной почве она придумать не смогла. После этого случая мы больше не гуляем во дворе. Ходим в развивающий центр. Другие подруги рассказали о новой школьной программе, где изучение казахского языка для детей становится неподъемной ношей. Все чаще стали задумываться с мужем о переезде, но не в Россию, а в европейские страны. Несмотря на то, что по «Хабару» в Казахстане все национальности живут в мире и согласии, на деле все совсем по-другому. Национализм есть, и он очень страшный. Не казахам здесь жить, безусловно, гораздо сложнее. Я бы даже сказала опасно.

Женя, 15 лет

Наша семья - это выселенные из родных краев корейцы. Когда моего прадеда и прабабушку перевезли в Казахстан, им спасли жизнь местные жители. Поэтому с самого детства мы росли с глубоким уважением к казахской нации. Безусловно, мы бывали и в Корее, нашли там своих родственников, но Казахстан есть и остается нашим домом. Мой сын, Женя, считается активистом в школе. Все постановки, КВН и прочие активности не проходят без его участия. Успеваемость по урокам у него тоже хорошая. Любая мама будет хвалить своего ребенка, но Женя, и вправду, у нас совершенно положительный ребенок без вредных привычек и плохой компании. С сыном у нас особые отношения. У него нет от меня секретов, вплоть до амурных дел рассказывает маме. Я очень ценю доверие Жени и пытаюсь давать взрослые советы, чтобы он чувствовал ответственность за свои поступки.

В 8-м классе Женя скатился до троек, стал агрессивным, начал слушать грустные песни о безответной любви. Безусловно, я поняла, что мой мальчик влюбился. Не стала читать нотаций, решила отпустить ситуацию, чтобы он сам разобрался во всем. Первая несчастная любовь, с кем не бывает?

В конце третьей четверти, меня вызывают в школу. Приняла меня директор, начала с того, что у Жени плохая успеваемость. Я сказала, что подтянемся и все образумится, но директор не переставала крутить свою шарманку, а потом и вовсе попросила нас перевестись в другую школу. Было предчувствие, что проблема не в оценках. Мой ребенок стал кому-то мешать. По профессии я психолог, пришлось проводить полноценную сессию с директором, в итоге которой выяснилось, что у сына завязались отношения с одноклассницей Мариям. А она является дочкой чиновника, который увидел как мой сын провожал свою возлюбленную домой.

Женя и Мариям, несмотря на запреты со стороны семьи девочки, продолжали встречаться. Я так понимаю, что ей неоднократно делали предупреждения родители. В общем ее папа а-ля «большой человек» пришел к директору и попросил исключить из школы Женю иначе все спонсорство, которое он любезно оказывает учреждению, закончится, а школа потеряет отличницу Мариям. Легче было отказаться от Жени, поэтому я и сидела в кабинете с золотыми колоннами и директором с сумочкой Furla за 120 000 тенге.

Дома я поговорила по душам с сыном. Как выяснилось, Мариям не разрешают встречаться с Женей, потому что он не казах. С казахами ей дружить можно, но корейцы для семьи Мариям - это люди, которые кушают собак. Все. Занавес.

Я даже не знала как разрулить ситуацию, что сказать, как реагировать... С людской глупостью бесполезно тягаться.

К счастью, в новом учебном году Мариям уже не было. Поехала учиться в Штаты. Очень патриотичная семья, что сказать.

Замечу сразу, появление комплементарной статьи в адрес казахов со стороны руководителя Китайской Народной Республики Си Цзиньпиня «Взлетают на крыльях мечты китайско-казахстанские отношения», написанной им накануне официального визита в нашу республику, вызвало далеко не одобрительную реакцию со стороны ряда российских СМИ.

Масло в огонь подлило и громкое заявление президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, сделанное им в ходе саммита ШОС, проходившего вначале июня этого года в Астане, где он дал недвусмысленно понять, что дальнейшее развитие Казахстана связано с Китаем. Что, опять-таки, не осталось не замечено российской стороной.

Россия не хочет сближения Казахстана с Китаем. И вот уже со стороны России последовала ответная реакция. Опять кое-кто пытается разыграть русскую карту в нашей стране, с тем, чтобы принудить власти Казахстана отойти от сотрудничества с Китаем в пользу России.

Так, спустя неделю после саммита ШОС русскоязычное издание «www.zakon.kz» дает перепечатку статьи Максима Крамаренко « Русские организации в Казахстане бьют тревогу и апеллируют к международной общественности» , опубликованной до этого на мало кем посещаемом интернет-ресурсе «www.russians.kz», где набор жалоб со стороны автора и его коллег по антиказахскому цеху раздается все тот же, привычный, что и в девяностых, на засилье в республике казахского языка, и на якобы угнетенное положение представителей русской этнической группы в Казахстане.

Притом, что сама апелляция к этой самой «международной общественности», выглядит в устах автора данного опуса особо комично, с учетом нескончаемых санкций, которыми сегодня мировое сообщество обкладывает эту самую «международную общественность».

А вот и еще. И это тоже материал, вышедший на следующей неделе после саммита ШОС.

Вначале издание «Сentr Azia Monitor» публикует, а затем ряд казахстанских изданий перепечатывают интервью, известного своим субъективным отношением к казахской проблематике, «политолога» Нуртая Мустафаева, с кричащим заголовком «Казахстан может исчезнуть как государство только из-за национализма – эксперт», в котором интервьюер, с апломбом, достойным лучшего применения, призывает закрыть программу по переселению казахов-оралманов на свою историческую родину. (Интересно, как он собирается это сделать, не вызвав шум и скандал в казахской среде, с обязательными обвинениями власти в предательстве казахских интересов?)

Но дальше еще интереснее. Он призывает саботировать программу внедрения государственного языка в республике, проводимую сегодня государством, растянув ее не на десять или двадцать лет, а на долгие десятилетия. Может, и лет на сто. Что, на взгляд политолога, явилось бы идеальным решением языковой проблемы в Казахстане.

Но это смотря для кого. Понятно, что только не для самих казахов.

Как говориться – еще пару таких советчиков, и врагов нам уже точно не надо. Сами между собой передеремся.

И вообще. Я не понимаю. Кто Мустафаева наградил этим самым званием политолога, если он сам себе противоречит чуть ли не в каждой строчке.

Так, к примеру, он говорит, цитирую: «Но надо понимать, что национализма уже нет (в Казахстане – ремарка моя), никакого - ни плохого, ни хорошего, ни здорового, ни больного. Он исчез как явление, его похоронили еще в 1960-е годы. Его эра закончилась! Поймите, национализм-это движение за создание собственного государства в колонии. А Казахстан - не колония! Колониальная система давно рухнула».

И тут же Мустафаев сам себе противоречит, заявляя: «Казахстан может исчезнуть как государство в нынешних своих границах только за счет межэтнического фактора, если не будет единства народа…Причем сценарий распада в нашем случае может быть очень жестким. Достаточно вспомнить межэтнические столкновения между киргизами и узбеками на юге Кыргызстана в 2010 году, в результате которых за три дня вырезали несколько тысяч человек...»

Вот и пойми после этого нашего горе-политолога, заблудившегося в двух политологических соснах. Как будто такие научные дисциплины, как логика и диалектика ему вообще не ведомы.

Ну как, объясните мне на милость, возникнет в государстве межнациональный конфликт, в котором нет самого национализма?

Поэтому и вещи надо называть своими именами. У нас в Казахстане нет на сегодня казахского национализма, поскольку отсутствует питательная среда для его возникновения, но в тоже время существует национал-реваншизм, поддерживаемый отдельной группой казахстанцев, из среды так называемых махровых «ватников», мечтающих о возвращении прежних колониальных (по-Мустафаеву) порядков.

И вот таким националистам – великодержавным шовинистам мы всем своим обществом должны дать укорот. Жесткий укорот, а не идти у них на поводу за их требованиями в части отмены программ по внедрению государственного языка, или переселения оралманов.

Иначе наша трусость будет воспринята ими, как наша слабость. А на слабых и обиженных, как будет известно господину Мустафаеву, возят не только воду, но и всякие другие грузы.

Русские Казахстана

А между тем все эти господа Краморенко и Мустафаевы проходят мимо очевидных вещей. Они не замечают в своем антиказахском угаре, что общество наше изменилось. В том числе и его русскоязычная часть. Многие русские Казахстана сегодня стоят ближе к казахам, чем к своим единокровным соплеменникам из России.

И благодарить за это надо президента РФ Владимира Путина, с его провалившейся на Донбассе и в Крыму реваншистской идеологией «русского мира».

Русские Казахстана прекрасно понимают, что путинская хунта использует их в качестве пушечного мяса, если форс-мажор, по типу украинского, произойдет в Казахстане.

Ведь мы видим, что происходит на Донбассе, где голодный люд за килограмм гречки готов по двенадцать часов работать в угольном забое.

И где оборванные дети и женщины спят в погребах, опасаясь артиллерийских обстрелов.

А с другой стороны, не прошли бесследными и двадцать пять лет Независимости Казахстана, времени, за которое наше республика поднялась из разрухи и встала твердо на ноги.

Русские Казахстана видят, что казахи им зла не желают, и так же готовы с ними делиться последним куском хлеба, как это было в годы войны и прочих суровых испытаний, выпавших на долю наших отцов и матерей.

Алтынорда

10383 10-02-2017, 00:10

Национализм по-казахски: это вам не Европа

ENG RUS KZ


Национализм поднимает голову и становится модным трендом во многих странах мира. А как обстоит с этим в Казахстане? Понятно, что как серьезное движение казахские националисты не состоя-лись, это в основном какие-то разрозненные, конфликтующие между собой группы или люди. Но если посмотреть на посты и комментарии в соцсетях, то можно прийти к выводу, что идеи национализма становятся все более популярными среди наших соотечественников. О причинах такого феномена мы беседуем с политологом Султанбеком Султангалиевым.

- Султанбек, насколько, на ваш взгляд, популярны среди казахов националистичес-кие настроения?

Существуют две распространенные формы национализма. Первая - это бытовой, с которым все мы сталкиваемся в повседневной жизни. Он имеет разный этнический оттенок и является обычным порождением недостаточно высокого культурного уровня людей. В плане человеческого восприятия такой национализм, конечно, неприятен, но серьезной угрозы для общественной стабильности он не представляет. Вторая форма - это национализм политический, который провозглашает приоритетность нации в общественно-политичес-ких процессах.

Возникновение и развитие политического национализма в Казахстане было естественным и объективным процессом. А началось все еще в эпоху перестройки. В 1990 году структурно оформились первые политические организации, которых условно можно назвать протонационалистическими, - это «Азат» и «Желтоксан». Сейчас, по прошествии 27 лет, ситуация в лагере политических националистов выглядит очень несуразно: существуют различные группировки, между которыми нет принципиальных разногласий, но есть личностные неприязненные отношения лидеров. То есть как политическая сила, как реальная общественно-политическая организация казахские националисты не состоялись в силу как объективных, так и, главным образом, субъективных факторов.

Впрочем, можно говорить и о разногласиях между отдельными группами в концептуальных подходах. К примеру, Антиевразийский форум, состоявшийся в Алматы в апреле 2014 года, принял декларацию, подготовленную группой национал-демократов (были и такие!) во главе с Максатом Ильяс-улы и Габиденом Жакеем. Над этой декларацией не только я откровенно постебался - о ней нелицеприятно высказался даже Айдос Сарым. То есть определенные противоречия идеологического плана присутствуют и среди националистов.

Тем не менее популярность националистических идей в Казахстане будет расти по мере ухудшения социально-экономической ситуации в стране. На низменно бытовом уровне это объясняется просто: намного легче обвинить во всех своих несчастьях преуспевающего соседа другой национальности, чем задуматься над собственной виной в создавшемся плачевном положении. Плохая экономическая ситуация всегда служит благодатной почвой для радикальных настроений.

- Как изменился казахский национализм за 25 лет?

Такой вопрос, наверное, логичнее было бы задать патриархам этого движения - Мухтару Шаханову, Досу Кошиму, Жасаралу Куанышалину. В 1990-е годы я интересовался исключительно девушками, но только не казахскими националистами. Тем не менее могу сказать, что сейчас национализм стал более респектабельным, намного более лояльным к существующему политическому режиму, он представлен такими признанными интеллектуалами и публично-медийными персонами, как Айдос Сарым и Расул Жумалы, популярными в социальных сетях среди определенного круга пользователей брутальным Серикжаном Мамбеталиным и его альтер-эго Мухтаром Тайжаном. Помимо социальных сетей интернета, у националистов есть собственные информационные ресурсы, посредством которых они пропагандируют свои идеи. По сути, казахский национализм сформировался как политическое движение. Однако ему не хватает политической легитимизации в виде структурно организованного и зарегистрированного общественно-политического объединения со своей официальной программой.

- А чем он отличается от переживающего ренессанс национализма на Западе?

Западный вариант, во-первых, носит характер гражданского национализма, если мы не имеем ввиду ультраправые организации неонацистов. Если посмотреть на «Национальный фронт» во главе с Марин Ле Пен, то мы увидим, что лозунги этой партии поддерживают не только французы-европейцы, но и натурализовавшиеся во втором-третьем поколениях потомки иммигрантов из бывших французских колоний. Европейский национализм имеет в своей основе не этнический, а гражданский посыл - в отличие от казахского, одним из принципов которого является казахизация всего населения страны вне зависимости от национальности. То есть его апологеты призывают объявить 33% граждан Казахстана казахами, лишив их принадлежности к собственному этносу.

Во-вторых, ренессанс национализма в Европе объясняется опасениями по поводу неконтролируемого наплыва беженцев с Ближнего Востока. «Наши перспективы паршивы. Количество жителей Ближнего Востока стремительно растет по сравнению с жителями Европы. В мире 7 миллиардов жителей, из которых 2 миллиарда не будут накормлены никогда. Есть одно спасение - это проводить интенсивные исследования, искать альтернативы и выход при помощи науки, но с этим у мусульман не очень хорошо», - заявил профессор Латвийского университета Леон Тайванс. В этих словах содержится наглядная причина роста националистических настроений в европейском обществе. И они отнюдь не являются необоснованными.

- И чего следует ожидать в ближайшей перспективе? Имею в виду нашу страну.

Я согласен с теми экспертами, которые считают, что у казахского национализма есть серьезные политические перспективы. Тем более что, как показывает демографическая статистика, Казахстан движется к формату мононациональной страны. С каждым поколением процент казахского населения будет только возрастать.

Однако подобная перспектива рассматривается мной исключительно в качестве радикального варианта. Тем более что за наглядным примером далеко ходить не надо: вспомните государственный переворот в Киеве, в котором роль главного тарана сыграли именно националисты из «Правого сектора». Показательно, как восторженно приветствовали Майдан казахские националисты, а такие личности, как Тайжан и Мамбеталин, открыто поддержали свержение законно избранного президента Украины.

Я знаю свой народ и умею отделять настоящих казахов от тех рафинированных интеллигентов, которые за дастарханом с русской водкой и казахским бешбармаком жарко спорят об исключительности казахской нации, перемежая увлекательные беседы походами в сауны с девушками. Я знаю простых аульных пацанов, работающих за гроши на базарах, стройках или вообще не имеющих работы в сельской местности. Нет добрее, терпеливее и толерантнее этих людей, но…

У Пушкина есть выражение: «Русский бунт - бессмысленный и беспощадный». Возведите это в четвертую степень, и вы получите масштабы казахского народного бунта. Я далеко не уверен в том, что те, кто сейчас заигрывает с национализмом, смогут обуздать вырвавшуюся народную ярость. Толпа выдвинет своих вожаков, которым будет, как бы помягче выразиться, наплевать на доводы казахских интеллектуалов. Образно говоря, на том дереве, где будут болтаться высокопоставленные чиновники, а потом и ваш покорный слуга, затем повесят какого-нибудь идеолога казахского национализма. Я не сгущаю краски, да и вообще, драматический жанр не в моем вкусе - это объективный прогноз последствий поглаживания бутылки с джинном.

Как избежать столь мрачной перспективы? Мое предложение может показаться вам парадоксальным, но тем не менее.. Я считаю, что необходимо прекратить ставить искусственные барьеры в вопросе легитимизации казахского национализма. Будучи водворенными в достаточно тесные рамки политико-правового поля в формате зарегистрированной партии, националисты в силу законов естественной политической эволюции откажутся от радикального подхода к отдельным проблемным вопросам государственного строительства. К тому же у оппонентов появится возможность выявить их уязвимые места, показать обществу их несостоятельность и бесперспективность. А сейчас такой возможности нет, поскольку нет организации, которая могла бы публично и ответственно озвучить националистические лозунги.

14 февраля в Алматы пройдет съезд Общенациональной социал-демократической партии. Он будет знаковым, так как на нем примет последний бой и потерпит поражение группа социал-демократов во главе с Петром Своиком, которая поддерживает интеграционные процессы в рамках Евразийского союза. ОСДП стремительно дрейфует от социал-демократии к национализму, что особенно ярко проявилось на последних парламентских выборах. Я не говорю, что это плохо или хорошо, - я констатирую очевидный факт. Как и то, что перед националистами открывается замечательная возможность взять в скором будущем под контроль данную партию и окончательно её переформатировать.

- Национализм и интернационализм: насколько серьезно противостояние этих двух концепций в Казахстане? В какой из них мы больше нуждаемся? Чья возьмет? И имеет ли смысл создание интернационалисткой партии в нашей стране?

Априори Казахстан как многонацио-нальная республика нуждается именно в интернационалистической концепции, если, конечно, мы не хотим ввергнуть страну в хаос майдана. Националистичес-кие идеи - это серьезный политический и идеологический фактор общественной жизни, но не надо его бояться. С ним надо бороться на идеологическом фронте, но опять-таки это затруднено в связи с отсутствием у казахских националистов собственной партии.

Я абсолютно уверен в том, что национал-патриоты сами себя масштабно дискредитируют, как только начнут действовать в формате политической партии: первым делом они начнут бороться не с властью, не с оппозицией и коммунистами, а за стулья в президиуме. Вероятно, поэтому Ак-Орда и не дает им возможности присутствовать на партийно-политическом поле. Власть, поощряя националистов, использует их в своих целях: уже стало привычным явлением, что резонансные информационные вбросы от национал-патритов, будоражащие общество, особенно усиливаются в преддверии президентских и парламентских выборов. Ак-Орда пользуется националистами как пугалом для неказахского населения, ставя перед ним легко разрешаемую дилемму: либо стабильность с коррупцией, либо националисты придут к власти - и тогда вам мало не покажется. Считаю, что в современных сложных условиях следует отказаться от такого политтехнологического трюка: никто не может точно спрогнозировать, какие последствия вызовет этот метод сейчас, когда народ обозлен до крайности.

Вместе с тем считаю, что идея создания интернационалисткой партии обречена на провал. Я с большим интересом наблюдал за продвижением проекта Олеси Халабузарь, но он завершился ничем. Дело в том, что для создания политической партии необходимы, во-первых, деньги, а во-вторых, санкция Ак-Орды. Всё остальное, извиняюсь за цинизм, несущественно. К тому же у нас уже давно существует партия с ярко выраженной интернационалистической идеологией - это Коммунистическая народная партия Казахстана. В 17-миллионной стране Боливар интернационализма двоих не выдержит…

Определивший главной задачей казахского национализма создание национального государства, на страницах газеты «Жас Алаш» рассказал, как нужно действовать националистам, чтобы достичь поставленной цели. Фактически его статью можно рассматривать как попытку сформировать программу действий для националистов.

Так ли страшен национализм?

«Современный казахский национализм должен обладать качествами, способными не только возродить исчезающие национальные ценности, обогатить их общечеловеческим достоянием, но и сплотить все этносы, населяющие Казахстан, чтобы они вместе с казахами рука об руку трудились во имя реализации этих задач.

Думаю, сегодня национализм не стал значительным явлением. Тем не менее, многие наши граждане в определенной степени болеют за свою нацию, то есть обладают достаточным чувством национализма. Известно, что в советский период национализм расценивался как негативное явление. Однако тот казахский национализм, как в свое время отметили наши мыслители, носил просительный характер, мы желали достичь уровня передовых наций.

В настоящее время определенно ясно, что национализм избавился от негативной оценки советского периода, обогатился новым содержанием, призывающим любить свою нацию, защищать ее интересы и служить во имя ее развития.

Однако кажется, наш национализм до сих пор не избавился от своего просящего характера. Ведь и сегодня мы не можем сказать, что в действиях чиновников во власти преобладают национальные чувства, они даже боятся, что их могут назвать националистами.

В основном за правильное решение национальных проблем выступают только гражданские активисты. Однако мне кажется, что

отсутствие поддержки со стороны правительства привело к тому, что большинство предложений, отстаивающих национальные интересы, остаются все на том же просительном уровне

Нынешняя задача казахского национализма заключается в том, чтобы достичь взаимопонимания между властью и обществом, действительного единства в действиях. И здесь правильно, если националисты будут руководствоваться программной статьей «Курс в будущее: духовное обновление».

Родной язык - неутихающая боль

Мировое сообщество считает нашу республику национальным государством… И первый признак любого национального государства - государственный язык. Он, безусловно, у нас есть, но только на бумаге. Несмотря на свой государственный статус, сфера применения казахского языка очень узкая. Хотя нашей независимости перевалило уже за четверть века, мы не можем добиться существенного расширения применения родного языка.

К сожалению, мы до сих пор не придаем значения тому, что только необходимость и нужда в знании государственного языка играют решающую роль в поднятии его престижа и авторитета. Если мы дальше будем волокитить поднятие государственного языка на соответствующий уровень, то есть резко не повысим его общественно-политическую функцию и значительно не расширим сферу его применения, то новая кампания по переходу от кириллицы на латиницу не даст желаемого результата.

По большому счету,

в национальном государстве во всех государственных учебных заведениях языком обучения должен быть казахский язык

Вступив на путь независимого развития, мы вынуждены были признать процесс глобализации. А это привело к уменьшению людей, говорящих на родном, то есть казахском языке, пытающихся сохранить менталитет и национальную культуру.

Значит сегодня борьба за сознание молодых - одна из приоритетных задач национализма. Особенно нашим стремлением к созданию национального государства должно руководить передовое сознание. Нам нельзя забывать, что будущее государства принадлежит молодым, и перестроить систему воспитания подрастающего поколения с учетом национальных ценностей необходимо уже сегодня.

Сумеют ли националисты консолидировать общество?

Допустим, в Казахстане, как заявляет власть, много неосвоенных земель. Если заглянуть в историю, то отъем земли у казахов начался еще при царе. Не изменили ситуацию и Советы. Думаю, недостатки прошлого должна изменить нынешняя демократичная власть.

Если правительство независимой страны разработает новые цивилизованные методы размещения населения на земле, обеспечит дешевыми кредитами кооперативы, созданные по новому типу, то в ближайшем будущем мы ликвидировали бы безработицу и по-новому возродили сельское хозяйство. Вот тогда прекратилось бы потребление возможных внешних инвестиций, бесчинство и вредительство искусственно появившихся олигархов.

И самое главное — казахский народ стал бы хозяином своей земли, сплотил вокруг себя другие диаспоры страны, мобилизовал их на реализацию общих целей и создал действительно национальное государство казахов нового типа, наполненное новым современным содержанием.