«Двенадцать» — поэма Блока о революции. Образ революции в поэме А. Блока «Двенадцать

Образы поэмы А. Блока выходят за рамки данного произведения, ведь автор прибегает к аллюзии. Значение образов нужно искать в исторических событиях, произведениях других писателей и, наконец, – в Библии. Книга книг стала источником для создания коллективного образа двенадцати красноармейцев, которые связывают в единое целое все стихи поэмы.

Двенадцать красноармейцев ассоциируются с апостолами Христа. А. Блок не называет их всех поименно, но упомянутых сакральных имен хватает, чтобы вызвать библейскую ассоциацию у читателя. В тексте встречаем Андрюху, Петруху (вспомните апостолов Петра, Андрея и Павла).

Блоковские «апостолы революции» отличаются от сакральных. Они грабят, убивают, разрушают все «старое» на своем пути. На каждом шагу они нарушают Божьи заповеди. Но автор не зря подает именно эту сторону революционеров. Александр Блок считал, что перевороты невозможны без грабежей, насилия, хаоса. Только таким путем можно прийти к «новому миру». Вот и нашло такое восприятие отображение в образе двенадцати красногвардейцев.

Внешне все революционеры одинаковы: «Рваное пальтишко, австрийское ружье». Уже по обмундированию видно, что ребята оказались в армии не из-за материальной выгоды, они стояли за идею. Автор сразу оговаривает, что парни знали, что все может завершиться смертью: «Как пошли наши ребята в Красной Армии служить! Буйну голову сложить». Хаос и руина постепенно поглощают их, воспитывают из них разбойников, которые идут к своей цели, не смотря на кровь на руках.

Красноармейцы идут, невзирая на ветер и снежную погоду. С помощью такого приема автор показывает их отношение к революционным событиям, ведь под образом ветра следует понимать именно революцию. Они с упоением вливаются в анархию и хаос, ведь такая обстановка только подогревает мечты революционеров о новом свободном мире.

Выделяется из компании красноармейцев Петруха. Парень убивает возлюбленную после того, как замечает ее измену. В момент убийства он хладнокровен, но осознав содеянное, чувствует душевные терзания. Он прячет глаза, признается, что любил девушку. А. Блок вывел этот образ на авансцену именно в таком свете, чтобы показать, что при любых общественно-политических обстоятельствах человеческие чувства остаются. Благодаря ним человек сохраняет человеческое обличье, хоть ненадолго.

Убив Катьку, Петруха переступил одну из главных Божьих заповедей. И если посмотреть на этот образ шире, можно узнать аллюзию на апостола Петра, отрекшегося в свое время от Христа. Ни Библейный апостол, ни Блоковский революционер не сходят со своего пути даже после страшного поступка. Они упорно продолжают двигаться к своей цели, которая, по сути, является общей.

Для толкования образа двенадцати красноармейцев из поэмы Блока «Двенадцать» важно также замечать детали вокруг них. Например, за ними увязывается старый пес, которого товарищи прогоняют. Все потому, что это животное – наследие предыдущего уклада.

Образ двенадцати красноармейцев многогранный, в нескольких десятках строк о них А. Блок «спрятал» все то, о чем другой бы писал целый роман.

Анализ поэмы А. А. Блока «Двенадцать»

Символика цвета и символика образов в поэме (двенадцати и Иисуса Христа)

Александр Александрович Блок один из талантливейших и крупнейших поэтов России, постаравшийся в своем творчестве отобразить сложное, суровое и переломное время рубежа XIX--XX веков. Будучи поэтом-символистом, Блок сумел в ярких и многозначных образах передать грандиозные события и предсказать грядущее. Блок услышал загадочную музыку времени, перелил ее в свои стихи, благодаря которым эта мелодия звучит и для нас, его потомков.

Читая поэму “Двенадцать”, мы слышим взволнованную речь автора -- очевидца и участника того великого события. Поэма “Двенадцать” -- своеобразная и правдивая летопись большевистской революции. Блок оригинально и образно попытался запечатлеть для потомков свое время, “остановить мгновение” хотя бы в своем произведении.

Завивает ветер

Белый снежок.

Под снежком -- ледок.

Скользко, тяжко,

Всякий ходок

Скользит -- ах, бедняжка!

Яркие, многозначные образы и символы играют важную роль в поэме А. Блока, их смысловая нагрузка велика; это позволяет более живо представить революционный Петербург, революционную Россию, понять авторское восприятие революции, его мысли и надежды.

Символика цвета играет важную роль в поэме “Двенадцать”: с одной стороны, черный ветер, черное небо, черная злоба, черные ремни винтовок, а с другой -- белый снег, Христос в белом венчике из роз. Чёрное, злобное настоящее противопоставлено белому, светлому, гармоничному будущему.

Символикой красного цвета выражается мотив кровавого преступления. Красный флаг, с одной стороны, - символ победного конца, с другой стороны -символ кровавого настоящего. Цвета ассоциируются с образом времени: черное прошлое, кровавое настоящее и белое будущее.

Но цвета преобладают в поэме: черный и белый. Все события происходят вечером или ночью. Почему Блок выбирает это время суток?

Поздний вечер.

Пустеет улица.

Один бродяга

Сутулится,

Да свищет ветер...

Не очень-то благовидные дела творятся в революционном Петрограде, оттого, вероятно, вечер и ночь -- самое подходящее для них время суток.

Да еще ветер бушует, сбивает с ног. Это природное явление и символ очистительной силы, сносящей все ненужное, искусственное, чужеродное. Ветер веселый «И зол, и рад. Крутит подолы, Прохожих косит, Рвет, мнет и носит Большой плакат: “Вся власть Учредительному Собранию”... В стихийном бунте поэт показывает не только разрушительную, но и созидательную силу. Недаром впереди революционного патруля оказывается Иисус Христос. Блок только обозначил будущее, оно еще высветится ярко и зримо в других его произведениях. Здесь же крепко “держится”, стараясь не отстать от настоящего, призрак старого мира -- голодный пес. Его невозможно отогнать, как нельзя в единый миг стряхнуть с себя бремя прошлого, оно неотступно преследует по пятам каждого.

Отвяжись ты, шелудивый,

Я штыком пощекочу!

Старый мир, как пес паршивый,

Провались -- поколочу! ...

Скалит зубы -- волк голодный --

Хвост поджал -- не отстает --

Пес голодный -- пес безродный...

Как беспощадно и правдиво Блок показывает гибнущий привычный мир! Он ведь тоже принадлежит к нему. Но такова действительность, и автор не может покривить душой. Временами в поэме четко слышится радостное возбуждение лирического героя, он приветствует ветер перемен. А поэт, что ждет от будущего сам Блок? Скорее всего, он предвидит свою гибель вместе со старым, привычным и ненавистным миром, но противостоять этому невозможно, как немыслимо остановить стихию. В поэме встречается еще один яркий символ - “мировой пожар”. В статье “Интеллигенция и революция” Блок писал, что революция подобна стихийному явлению, “грозовому вихрю”, “снежному бурану”; для него “размах русской революции, желающей охватить весь мир, таков: она лелеет надежду поднять мировой циклон...”. Эта идея нашла свое отражение в поэме “Двенадцать”, где автор говорит о “мировом пожаре” -- символе вселенской революции. И этот “пожар” обещают раздуть двенадцать красноармейцев:

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови --

Господи, благослови!

Эти двенадцать красноармейцев олицетворяют собой двенадцать апостолов революционной идеи. Им поручено великое дело - защищать революцию, хотя их путь лежит через кровь, насилие, жестокость. С помощью образа двенадцати красноармейцев Блок раскрывает тему пролитой крови, насилия в период великих исторических перемен, тему вседозволенности. “Апостолы революции” оказываются способны убивать, грабить, нарушать Христовы заповеди.

Велика заслуга поэта, что он не просто сумел услышать время, а запечатлел его в своей поэме.

Трах-тах-тах! --

И только эхо

Откликается в домах...

Только вьюга долгим смехом

Заливается в снегах...

И идут без имени святого

Все двенадцать - вдаль.

Ко всему готовы,

Ничего не жаль.

Вот они, защитники революции! Жестокие, грубые, бездуховные каторжники и преступники. Но в финале поэмы появляется самый загадочный образ, который "облагораживает" всю шайку:

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз -

Впереди - Исус Христос.

Он, судя по контексту, возглавляет отряд красногвардейцев. Можно предположить, что этим автор придал бывшим преступникам ореол святости, и теперь это уже не "голотьба", а новый, революционный народ. Некоторые исследователи творчества поэта предложили трактовать эту идею шире. Двенадцать - это апостолы, возглавляемые Петром. Но на каких основаниях строится эта идея? Лишь по их количеству, сходного с числом апостолов? Или потому, что среди них выделен лишь один - Петр? А может потому, что в финале их возглавляет Иисус Христос? Да, поэтому. Но они - апостолы нового времени, новой эпохи, предпочитающих вместо смирения борьбу.

Но сам Блок предостерегал от скоропалительных выводов: не следует недооценивать политические мотивы в поэме "12"; она более символична, чем может показаться на первый взгляд. Разберемся же с основным, самым загадочным образом поэмы - с образом Христа.

Образ Христа, завершающий поэму, многим критикам и литературоведам казался случайным и неуместным. Да и сам автор скептически относился к этому образу. Образ Христа в поэме "Двенадцать" многогранен: Христос как символ революционера, Христос как символ будущего, языческий Христос, старообрядческий сжигающий Христос, Христос-сверхчеловек, Христос как воплощение Вечной Женственности, Христос-художник и даже Христос-антихрист. Думается, что все эти по-своему остроумные допущения уводят от главного. Главное же заключается в том, что образ Христа позволяет поэту оправдать революцию с точки зрения высшей справедливости. Но и это нельзя понимать однобоко: те самые двенадцать, идущие по улице и творящие беззаконие, убивающие простых людей также ассоциируются с Христом, и тогда образ Христа не может стать святым и нельзя говорить об оправдании революции. Но образ Иисуса Христа появляется у Блока не на пустом месте: уже в лирике поэта он занимал очень важное место. Например, в стихотворении "Вот Он - Христос - в цепях и розах..." и по ритму

Вот Он - Христос - в цепях и розах

За решеткой моей тюрьмы.

Вот Агнец Кроткий в белых ризах

Пришел и смотрит в окно тюрьмы.

и по настроению ("Единый, светлый..."), образ Иисуса Христа многогранен (как и в поэме).

Литературоведы предлагали множество трактовок этого образа, а споры по этому вопросу продолжаются и по сей день. В. Орлов рассматривал Христа как вождя угнетенных и обиженных, защитника бедных и обездоленных. Л. Долгополов предполагал, что образ Иисуса символизирует собой начало новой эры, будущее России - светлое и одухотворенное. Не менее интересны и иные точки зрения, противоположные выше обозначенным. Рассмотрим наиболее интересные.

В. Б. Шкловский писал: «Так, Александр Блок не мог разгадать своих "Двенадцати". Моя формула Блока: "канонизация форм цыганского романса" - признавалась, или не оспаривалась им.

В "12" Блок пошёл от куплетистов и уличного говора. И, закончив вещь, приписал к ней Христа.

Христос для многих из нас неприемлем, но для Блока это было слово с содержанием.

С некоторым удивлением он сам относился к концу этой поэмы, но всегда настаивал, что именно так получилось. Вещь имеет как бы эпиграф сзади, она разгадывается в конце неожиданно. Блок говорил: "Мне тоже не нравится конец "12". Я хотел бы, чтобы этот конец был иной. Когда я кончил, я сам удивился: почему же Христос? Неужели Христос? Но чем больше я вглядывался, тем больше я видел Христа. И тогда же я записал у себя: к сожалению, Христос. К сожалению, именно Христос".

Идеологический ли это Христос?

Вот вам отрывок из письма А.Блока к Юрию Анненкову:

"О Христе: Он совсем не такой: маленький, согнулся, как пёс сзади, аккуратно несёт флаг и уходит "Христос флагом" - это ведь - "и так и не так". Знаете ли Вы (у меня через всю жизнь), что, когда флаг бьётся под ветром (за дождём или за снегом и главное - за ночной темнотой), то под ним мыслится кто-то огромный, как-то к нему относящийся (не держит, не несёт, а как - не умею сказать)".

Значит, возможно такое понимание тему Христа: ветер. Ветер рвёт полотнища плакатов. Ветер вызывает флаг, а флаг вызывает кого-то огромного, к нему относящегося, и опявляется Христос.

Конечно, он "именно Христос" по запасу образов поэта, но вызван он композицией образов - ветром и флагом» .

М. Волошин предложил очень оригинальную идею. По его мнению, Христос не возглавляет отряд, а убегает от него, спасая свою жизнь. Может быть его даже ведут на расстрел, на казнь или на Голгофу. И "кровавый" флаг в его руках - это не знак революции и ее победы, это кровь Христа на белом флаге - символе примирения и капитуляции. Вторая точка зрения - точка зрения П. Флоренского, на мой взгляд, - самая удачная. Его идея основывается на опечатке, допущенной Блоком в имени Христа - Исус (пропущена одна буква "и"). Случайным или необходимым назвать это сложно. Что этим хотел сказать автор? Может быть то, что возглавлял отряд не сын Божий, а самый настоящий антихрист. Именно он впереди красногвардейцев и всей революции в целом. Он как и Бог может быть "...и за вьюгой невидим" и "от пули невредим". Вполне обоснованная теория.

Борис Соловьёв так понимал образ Христа: «Христос в поэме Блока - это заступник всех угнетенных и обездоленных, всех, кто был некогда "загнан и забит", несущий с собою "не мир, но меч" и пришедший для того, чтобы покарать их притеснителей и угнетателей. Это Христос - воплощение самой справедливости, находящей свое высшее выражение в революционных чаяниях и деяниях народа, - какими бы суровыми и даже жестокими ни выглядели они в глазах иного сентиментально настроенного человека. Вот тот Христос, с которым, сами того не ведая, идут красногвардейцы, герои поэмы Блока. Конечно, такая трактовка вопросов морали вызвана идеалистическими предрассудками поэта, - но и их следует принять во внимание, если мы хотим уяснить образ, завершающий его поэму».

Те, кто приемлет насилие и террор, движим лишь жестокостью и злобой, не может возглавляться чистым и светлым. Такие люди не могут быть названы ни апостолами, ни святыми. Само собой, точки зрения выдвинуты людьми. Каждый человек, в силу своих жизненных позиций, убеждений и приоритетов, видит то, что хочет видеть. Так, ярые поборники революции - А. Горелов, В. Орлов, Л. Долгополов - предпочли увидеть в этом образе символ светлого будущего России. Флоренский же, к примеру, был вынужден покинуть Россию, точнее его "выкинули" из нее "философским пароходом". Потому и точка зрения противоположна.

Эволюционный путь развития всегда наиболее эффективен нежели революционный. Не следует словно двенадцать разрушать все старое, не создавая ничего взамен. Гораздо лучше перенять достижения прошлого и именно на их базе усовершенствовать то, что вызывало недовольство.

Муниципальное образовательное учреждение г. Барабинска средняя общеобразовательная школа № 93

РЕФЕРАТ

тема: «Символические образы в поэме «Двенадцать»

Выполнила:

ученица 11-Б класса

Смирнова Анастасия

Руководитель:

учитель литературы

Введение

Когда ведешь речь о творчестве великого поэта - непременно хочется найти у него стихи, в которых выражено было бы его поэтическое кредо, его понимание сути этого труднейшего и магически прекрасного вида искусства. Философская, историческая, этическая мысль Блока нашла в «Двенадцати» на редкость полное точное художественное воплощение - в самой словесно – образной ткани поэмы, в ее композиции, словаре, ритмике и стихе. «Двенадцать» - одно из тех мастерских, совершеннейших произведений поэзии, в которых достигнута так часто ускользающая в искусстве гармония содержания и формы. Вот эта одновременность глубокого постижения временно–исторического смысла Октябрьской революции и обретения нового художественного языка составляет замечательную черту поэмы А. Блока.

В основе его поэтики лежало представлении о диалектическом единстве «общего» и «частного», «личного» и «мирового». Поэзия живет человеком и служит человеку. («Без человека стихи – один пар», - говорил Блок.) И этот человек существует не сам по себе, но лишь в соотношении с целым – с миром, с обществом, с народом,- и только в потоке истории, мелькая в своем историческом времени. «В каждом дышит дух народа»,- таково утверждение Блока. Историзм окрашивает все творчество зрелого Блока. поскольку действительность, самый ход жизни, воспринимал и оценивал он в движении как ежедневно творимую историю, а самого себя ощущая частицей в потоке общего движения.

Поэтому в своей поэзии он хотел бы, «все сущее увековечить», охватив художественным взором весь мир как целое и включив в него единство человека, самого себя. Его наиболее увлекала в поэзии задача сопоставления и сочетание разрозненных и, казалось бы, несовместимых факторов и явлений жизни, культуры, истории, чтобы таким путем уловить некий единый и общий «ритм времени», и найти ему ритмический эквивалент в стихотворной речи. «Все эти факторы, казалось бы, столь различные, - утверждал Блок, - для меня имеют один музыкальный смысл. Я привык сопоставлять факты из всех областей, доступных моему зрению в данное время, и я уверен, что все они вместе всегда создают единый музыкальный напор». Настоящая жизнь - вот главный и решающий для зрелого Блока критерий настоящего искусства.

«Двенадцать» - итог художественных исканий зрелого Блока и высшая точка творческого пути. Никогда раньше не удавалось ему писать так свободно просто, с такой пластической выразительностью, никогда еще голос его не звучал так сильно и раскованно.

Важно оценить в поэзии Блока силу и своеобразие символа, которому присуще мощное метафорическое начало. Он многозначен и объединяет разные планы действительности, имеющие внутреннее, не тотчас уловимое родство, Блок стремился проникнуть за внешнюю оболочку видимого мира и всей интуицией художника постигнуть его глубинную сущность, незримую тайну.

Цель данной работы: раскрытие символических образов поэмы «Двенадцать».

Задачи: 1. выявить символические образы;

2. дать их характеристику.

Символические образы в поэме «Двенадцать»

1.Образ стихии, революции

У многих поэтов были любимые «сквозные» образы, прошедшие через все их творчество. Такой образ был и у Блока. Это метель, снежная вьюга. В лирике поэта она символизировала высокую земную любовь, бури страшного чувства в душе. В поэме «Двенадцать» вьюга становится символом разыгравшейся революционной бури, имеющей космический размах. Первые строки поэмы:

Черный ветер.

Белый снег. -

звучат торжественно. Эта торжественность усиливается лаконичностью предложений. Сразу возникает ощущение, что метель разыгралась на всей планете, создается впечатление о мировом масштабе событий.

Ветер, ветер-

На всем божьем свете!

Неразрывно связан с метелью ветер, неудержимый ветер революции. Он активное действующее лицо первой главы.

Поэма открывается картиной зимнего, тревожного настороженного Петрограда, по которому проносится ветер - злой, веселый, беспощадный. Наконец–то он вырвался на волю и может вдосталь погулять на просторе!

Он сейчас - истинный хозяин этих площадей, улиц, закоулков, он завивает их в снега, и прохожим не устоять под его порывами и ударами, под его неистовым натиском. Ветер сметает, «сносит» одиноких прохожих - тех, кто враждебен разыгравшейся буре. На пустующей улице наедине с ветром остается один бродяга. Это ему говорит ветер:

Эй, бродяга!

Поцелуемся…

Это - ветер в самом прямом и буквальном смысле слова, а вместе с тем он является и символом разгулявшейся, беспощадной, неукротимой стихии, в которой для поэта воплощается дух революции, ее грозная и прекрасная музыка.

И там и здесь ходит буйный, неукротимый ветер, и только от него ждет поэт ответа на самые сокровенные вопросы, от решения которых зависит судьба родины - и его собственная судьба:

Что ж ты ветер,

Стекла гнешь?

Ставни с петель

Дико рвешь?

Истинный герой поэмы – это есть разбушевавшаяся народная стихия, разрушившая «зачерепевший слой», сковывающий ее, и проносящаяся по улицам ощетинившегося штыками Петрограда,- колыбели Октябрьской революции.

И поэт – вместе с этой стихией, с этим ветром, сметающим все старое, отжившее, косное и несущимся с такою грозную и неодолимою силой, что захватывает дух. Горе тем, кто захочет противиться этой стихии и снова загнать ее в подполье,- он погибнет в ее неукротимом потоке,- и создателя «Двенадцати» мы видим в поэме как восторженного певца стихии.

Снежные вьюги врываются в поэму, посвистывают в ней, ведут перекличку между собой, и поэт напряженно вслушивается в говор, в гулы, шепоты, грозного, настороженного города, который волнует своим новым и небывалым обликом, ибо те, которые прятались прежде в подвалах и таились на чердаках, в темных и тесных конурах, вышли на улицу – и оказались подлинными хозяевами жизни. Принимайте их такими, каковы они есть! Полюбите их черненькими, беленькими их всякий полюбит!

Стоит буржуй на перекрестке

И в воротник упрятал нос.

А рядом жмется шерстью жесткой

Поджавший хвост паршивый пес.

Стоит буржуй, как пес голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос.

И старый мир, как пес безродный

Стоит за ним, поджавши хвост.

Само очертание человеческой фигуры, напоминающее вопросительный знак, говорит о растерянности, «сломленности» старого мира.

Еще одного радетеля и приверженца старого «странного мира», его характернейшего представителя - «барыню в каракуле», которой только и остается, что без конца оплакивать свои былые «красивые уюты», старые порядки, когда ей жилось так сладко и вольготно. Она изображена в духе народного лубка, веселого раешника, приобретающего для нее значение окончательного и бесповоротного приговора:

Вон барыня в каракуле

К другой подвернулась:

Уж мы плакали, плакали…

Поскользнулась

И – бац - растянулась!

Поэт насмешливо сочувствует - восклицает:

Тяни подымай!...,

но «ветер веселый», еще не раз собьет с ног и эту «барыню», и всех тех, кто оплакивает безнадежно ушедшее прошлое и страстно жаждет его возвращения.

3.Образы красногвардейцев

Первая глава поэмы завершается призывом:

Товарищ! Гляди

Эти слова настойчиво напоминают о том, что враги революции не дремлют, замышляют все новые и новые козни, и что с ними необходимо вести жестокий, беспощадный бой.

Этот бой взывает к героическим деяниям, - и героическое начало поэмы воплощается в образе «двенадцати» красногвардейцев, стоящих на страже Октябрьской революции, отстаивающих ее великие завоевания от всех посягательств и покушений.

«Двенадцать» - в изображении поэта – это городская голытьба, люди «дна», люди обездоленные, те, кому «на спину б надо бубновый туз»,- и так, согласно взглядам поэта, городские низы, люди презираемые и «отверженные», становятся провозвестниками и основоположниками нового мира, очищенного от грязи мерзости прошлого, апостолами новой и высшей правды, и только они в его глазах – это цвет нации, ее надежда, залог ее великого и прекрасного будущего.

Они готовы «буйну голову сложить»- лишь бы разделаться со старым миром и на его развалинах основать новый, справедливый, прекрасный, не знающий нужды, обид, унижений! Пришла пора разделаться со всеми старыми порядками, с покорностью, «святостью», с духом непротивления злу - именно в него готовы «пальнуть пулей» герои Блока. Вот почему «на бой кровавый, святой и правый» они идут «без креста»,- и слишком долго этим крестом прикрывались насилия и преступления «страшного мира», его хозяев и прислужников!

Они могут отважиться не только на подвиг, на бой с врагами революции, но и на грабеж, на самосуд, и в поэме рядом с торжественно–героическими, пронизанными революционным пафосом и звучащими как клятвенное заверение строками:

Мы на горе буржуям

Мировой пожар раздуем…-

есть лихие, озорные выкрики, в которых и сказалась «бедовая удаль», присущая людям, не ведающим сомнений и страха в борьбе с враждебными им силами старого мира:

Позабавиться не грех!

Запирайте етажи,

Нынче будут грабежи!

Отмыкайте погреба-

Гуляет нынче голытьба!

Есть и безвинная жертва – Катька. Её – дочь городских низов и окраин - видишь всю, с головы до ног («больно ножки хороши»), вместе с пунцовой родинкой «возле правого плеча»; видишь во всем ее обаянии, в ее влекущей прелести:

Запрокинулась лицом,

Зубки блещут жемчугом…

Все готов один из красногвардейцев – Петька - отдать ради прелести своей возлюбленной, все готов загубить:

Из-за удали бедовой

В огневых ее очах,

Из-за родинки пунцовой

Катька не растратила в бесшабашной гульбе своей дивной прелести – недаром «бедный убийца», которого преследует ее лукавый, лживый и прекрасный облик, бормочет, словно в бреду:

Ох, товарищи, родные,

Эту девку я любил…

Ночки черные, хмельные,

С той девкой проводил…

Загубил я, бестолковый,

Загубил я сгоряча… ах!

И в этом «ах!» столько отчаяния, для выражения которого и слов найти нельзя. Кажется, еще немного - и Петька сойдет с ума или наложит на себя руки, расправиться сам с собой так же нелепо, бестолково, безобразно, как и со своей неверной возлюбленной.

Петрухина «заплачка» в главе 8-й поясняет социальный смысл его мести и злобы: он ненавидит «буржуя», тот старый уклад жизни, который в конечном счете повинен и в совращении Ваньки, и в гибели Катьки. Его душа продолжает метаться, его «заплачка» кончается возгласом:

Но личные страдания героев преодолеваются ими во имя общего движения вперед. Петруха присоединяется к товарищам-красногвардейцам.

Запирайте етажи,

Нынче будут грабежи! -

так товарищи обращаются к Петьке, да и не только к Петьке, а к «рабочему народу»; все тверже их «революционный шаг», и тот же Петька снова идет в ногу с ними - уже не оступаясь, научившись на горьком опыте подчинять свои неуемные страсти большому общему делу, ради которого не жаль «буйну голову сложить».

Они идут революционным дозором. Они подхватывают мотив «Варшавянки». Мотив гульбы исчезает. Нарастает мотив революционного долга.

Выводя на авансцену своей поэмы таких людей, как Петька и его товарищи, сосредотачивая движения фабулы в истории злосчастной любви к «толстоморденькой» Катьке, подчеркивая то темное, что было в героях поэмы, возросших и воспитанных в условиях «страшного мира» и повседневно угнетаемых и развращаемых им, поэт тем самым заостряет наше внимание на теневых сторонах революции, на ее «гримасах» - и не потому, что не видел иных ее сторон, прекрасных, радостных, светлых, а, как видим, по совершенно иным мотивам.

Само название поэмы заключает в себе двоякий смысл. Собирательный герой поэмы - красногвардейский дозор, охраняющий революционный порядок в Петрограде. Однако двенадцать красноармейцев - это не просто точная бытовая деталь, но и символ. По евангельской легенде, двенадцать апостолов, учеников Христа, явились провозвестниками нового учения, новой эры.

Герои поэмы - красногвардейский отряд «двенадцати» - отнюдь не «не несут миру благую весть о возрождении человека к новой жизни», но являются в пределах художественного мира поэмы силами разрушения, при этом именно потешаясь над всеми символами христианской святости. Но «двенадцать» не случайно авторской волей «идут без имени святого»: им «не жаль» не только «паршивого пса» и «старого мира», но «ничего не жаль».

Герои поэмы идут в бой «без имени святого», и присказка, сопровождающая их шаги и поступки,- это «эх, эх, без креста!»; они - безбожники, у которых насмешку вызывает даже одно лишь упоминание о Христе, о «спасе»:

Ох, пурга какая, спасе!

Петька! Эй, не завирайся!

От чего тебя упас

Золотой иконостас!

И все же дело, которое они вершат, не жалея своей крови и самой жизни, ради будущего всего человечества, право и свято. Вот почему невидимый красногвардейцами бог – в согласии с воззрениями Блока – все же с ними, и во главе их поэт видит одну из ипостасей божества - бога-сына:

…Впереди – с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз -

Впереди – Иисус Христос.

4.Образ Христа

Образ Христа, замыкающий поэму и, казалось бы, случайный, странный, ничем не оправданный, - для самого Блока не был ни случаен, ни странен, ни произволен, о чем свидетельствует множество его высказываний, устных и письменных, в которых поэт возвращается к этому же образу, стремясь утвердить его закономерность и необходимость.

Христос в поэме Блока идет «с кровавым флагом», идет впереди «бедного убийцы» и его товарищей,- не мудрено, что иные читатели поэмы увидели в ней всего только кощунство и «поруганье заветных святынь». Но сам поэт совершенно иначе воспринимал этот образ и его трактовку, не напрасно же Христос идет «в белом венчике из роз», являющемся, согласно древним преданиям, символом чистоты, святости, непорочности.

Христос в поэме Блока - это заступник всех, кто был некогда «загнан и забит», несущий с собою «не мир, но меч» и пришедший для того, чтобы покарать их притеснителей и угнетателей. Этот Христос - воплощение самой справедливости, находящей свое высшее выражение в революционных чаяниях и деяниях народа,- какими бы суровыми и даже жестокими ни выглядели они в глазах иного сентиментально настроенного человека. Впереди «двенадцати», в «белом венчике из роз», и этот «белый венчик» странным и почти непостижимым образом сочетается с «бубновым тузом» его новых апостолов.

Христос должен был выступить в поэме символом обновления жизни. Но для большинства реальных красногвардейцев Христос в действительности отождествлялся с религией и царизмом, против которых они боролись. Для поэта Христос был символом не смирения, а, наоборот, сопротивления властям. В представлении Блока он воплощает в себе народные идеалы, прямо противопоставляет своим земным служителям. В поэме это выражено достаточно отчетливо: во главе красногвардейцев идет Христос, а «товарищ поп» уничтожается иронией поэта, как чуждое ему воплощение церковности.

Христос появляется в конце поэмы как идеал человека, созданный народом и укрепивший в его сознании. Если мы примем такое толкование этого образа, то становиться ясным, почему поэт надел на Христа «белый венчик из роз» - это как бы символ той нравственной высоты, которой много веков был наделен Христос в народном воображении. Этот совершенный человек приветствует нравственное пробуждение, начатый красногвардейцами путь к человеческому совершенству. Этот путь они пройдут через муки и страдания, «без имени святого». Христос бессилен вести их и вдохновлять. Но как идеал человека он невидимо с ними, впереди них - с красным знаменем, невидимый «за вьюгой» и невредимый «от пули». Ветер одевает его в «белый венчик из роз» и сливается с ним.

5. Символика цвета, музыкального ритма

Огромное значение в поэме имеет символика красок. В поэме господствует два непримиримых цвета - черный и белый. Но зато их появление в каждом случае емко, символично. Два мира противоборствуют – старый и новый. И это соответствует противопоставлению двух красок, двух цветов в поэме - белого, символизирующего новое, и черного, цвета уходящей и разрушаемой жизни. Это противостояние старого и нового определяет структуру поэмы. Мировая буря бушует во вселенной.

Белой метели контрастно противопоставлено черное: в черную бездну рушится старый мир, черная злоба кипит в груди бродяги, черное небо, раскинулось над головой.

Символичен в поэме и красный цвет - цвет тревоги, мятежа, революционного флага

Стихия находит свое воплощение не только в цветовой символике поэмы, но и в разнообразии музыкальных ритмов практически каждой главы.

Этой музыкой разыгравшейся стихии наполнена вся поэма. Музыка слышна и в свисте ветра, и маршевом шаге «двенадцати», и в «нежной поступи» Христа. Музыка – на стороне революции, на стороне нового, чистого, белого. Старый мир (черный) музыки лишен, его стенания сопровождаются лишь душещипательной пошловатой мелодией городского романса («неслышно шуму городского»).

Когда, например, в поэму вступает отряд двенадцати, ритм становится четким, маршевым. Смена ритма обуславливает необычайную динамику стиха. Благодаря энергии ритма «работает» буквально каждое слово: «Сила ритма поднимает слово на хребте музыкальной волны…».

Шаг красногвардейцев становиться поистине «державным шагом», и маршевый, четкий, грозный строй стихов закономерно завершается словами, звучащими как лозунг, приказ, призыв, к борьбе за новую жизнь:

Вперед, вперед,

Рабочий народ!

С появлением Христа меняется ритм: строчки длинные, музыкальные, будто наступает вселенская тишина.

Заключение

Поэма «Двенадцать» - действительно гениальное творение, потому что Блок, вопреки своему замыслу воспеть Великий Октябрь и благословить его от имени Иисуса Христа, сумел показать и ужас, и жестокость, и нелепость всего творящегося на его глазах в январе 1918 года, спустя два с небольшим месяца после рокового залпа «Авроры».

Всё в поэме кажется необыкновенным: мировое переплетено с будничным; революция с гротеском; гимн с частушкой; «вульгарный» сюжет, взятый словно из хроники газетных происшествий, завершается величественным апофеозом ; неслыханная «грубость» словаря входит в сложное соотношение с тончайшими словесно-музыкальными построениями.

Поэма насыщена символическими образами. Это и образы стихии, ветра, символизирующие революционные перемены в России, которые никому не дано ни удержать, ни остановить; и обобщенный образ старого, уходящего, отжившего мира; и образы красногвардейцев – защитников новой жизни; и образ Христа как символ нового мира, несущего человечеству нравственное очищение, вековые идеалы гуманизма, как символ справедливости, находящей свое высшее выражение в революционных чаяниях и деяниях народа, как символ святости дела Революции. Символично у Блока даже использование цвета, музыкального ритма.

Все символы поэмы имеют свое непосредственное значение, но вместе они не только создают полную картину послереволюционных дней, но и помогают понять чувства автора, его ощущение современной ему действительности, его отношение к происходящему. Ведь поэма «Двенадцать» - при всей трагичности ее сюжета - пронизана несокрушимой верой в великое и прекрасное будущее России, которая «заразила своим здоровьем все человечество» (как говорил сам поэт), верой в огромные, неизмеримые силы ее народа, которые некогда были скованы, зажаты в «узел бесполезный», а теперь поразили весь мир своим размахом и несокрушимой творческой мощью.

Поэма поразительна такою внутренней широтой, словно вся разгневанно бушующая, только что порвавшая вековые путы, омытая кровью Россия вместилась на ее страницах - со своими стремлениями, раздумьями, героическими порывами в неоглядную даль, и эта Россия - буря, Россия - революция, Россия - новая надежда всего человечества - вот тот главный символический образ Блока, величие которого придает такое огромное значение его Октябрьской поэме.

Список использованной литературы

1. Вл. Орлов. Поэма А. Блока «Двенадцать». - М.; издательство «Художествен-ная литература», 1967

2. . А. Блок. - Ленинградское отделение,1980г.

3. . . Стихотворения. Поэма. - Москва, 2002г.

Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер -
На всем божьем свете!

Завивает ветер
Белый снежок.
Под снежком - ледок.
Скользко, тяжко,
Всякий ходок
Скользит - ах, бедняжка!

От здания к зданию
Протянут канат.
На канате - плакат:

Старушка убивается - плачет,
Никак не поймет, что значит,
На что такой плакат,
Такой огромный лоскут?
Сколько бы вышло портянок для ребят,
А всякий - раздет, разут…

Старушка, как курица,
Кой-как перемотнулась через сугроб.
- Ох, Матушка-Заступница!
- Ох, большевики загонят в гроб!

Ветер хлесткий!
Не отстает и мороз!
И буржуй на перекрестке
В воротник упрятал нос.

А это кто?- Длинные волосы
И говорит в полголоса:
- Предатели!
- Погибла Россия!
Должно быть, писатель -
Вития…

А вон и долгополый -
Стороночкой и за сугроб…
Что нынче не веселый,
Товарищ поп?

Помнишь, как бывало
Брюхом шел вперед,
И крестом сияло
Брюхо на народ?

Вон барыня в каракуле
К другой подвернулась:
- Уж мы плакали, плакали…
Поскользнулась
И - бац - растянулась!

Ай, ай!
Тяни, подымай!

Ветер весёлый.
И зол и рад.

Крутит подолы,
Прохожих косит.
Рвет, мнет и носит
Большой плакат:
«Вся власть Учредительному Собранию!»
И слова доносит:

…И у нас было собрание…
…Вот в этом здании…
…Обсудили -
Постановили:
На время - десять, на ночь - двадцать пять…
…И меньше ни с кого не брать…
…Пойдем спать…

Поздний вечер.
Пустеет улица.
Один бродяга
Сутулится,
Да свищет ветер…

Эй, бедняга!
Подходи -
Поцелуемся…

Хлеба!
Что впереди?
Проходи!

Черное, черное небо.

Злоба, грустная злоба
Кипит в груди…
Черная злоба, святая злоба…

Товарищ! Гляди
В оба!

Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек.

Винтовок черные ремни
Кругом - огни, огни, огни…

В зубах цигарка, примят картуз,
На спину надо бубновый туз!

Свобода, свобода,
Эх, эх, без креста!

Тра-та-та!

Холодно, товарищи, холодно!

А Ванька с Катькой в кабаке…
- У ей керенки есть в чулке!

Ванюшка сам теперь богат…
- Был Ванька наш, а стал солдат!

Ну, Ванька, сукин сын, буржуй,
Мою, попробуй, поцелуй!

Свобода, свобода,
Эх, эх, без креста!
Катька с Ванькой занята -
Чем, чем занята?..

Тра-та-та!

Кругом - огни, огни, огни…
Оплечь - ружейные ремни…

Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнём-ка пулей в Святую Русь -

В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!
Эх, эх, без креста!

Как пошли наши ребята
В Красной Армии служить -
В Красной Армии служить -
Буйну голову сложить!

Эх ты, горе-горькое,
Сладкое житьё!
Рваное пальтишко,
Австрийское ружьё!

Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови -
Господи благослови!

Снег крутит, лихач кричит,
Ванька с Катькою летит -
Елекстрический фонарик
На оглобельках…
Ах, ах, пади!

н в шинелишке солдатской
С физиономией дурацкой
Крутит, крутит черный ус,
Да покручивает,
Да пошучивает…

Вот так Ванька - он плечист!
Вот так Ванька - он речист!
Катьку-дуру обнимает,
Заговаривает…

Запрокинулась лицом,
Зубки блещут жемчугом…
Ах ты, Катя, моя Катя,
Толстоморденькая…

У тебя на шее, Катя,
Шрам не зажил от ножа.
У тебя под грудью, Катя,
Та царапина свежа!

Эх, эх, попляши!
Больно ножки хороши!

В кружевном белье ходила -
Походи-ка, походи!
С офицерами блудила -
Поблуди-ка, поблуди!

Эх, эх, поблуди!
Сердце ёкнуло в груди!

Помнишь, Катя, офицера -
Не ушел он от ножа…
Аль не вспомнила, холера?
Али память не свежа?

Эх, эх, освежи,
Спать с собою положи!

Гетры серые носила,
Шоколад Миньон жрала.
С юнкерьем гулять ходила -
С солдатьем теперь пошла?

Эх, эх, согреши!
Будет легче для души!

…Опять навстречу несётся вскач,
Летит, вопит, орет лихач…

Стой, стой! Андрюха, помогай!
Петруха, сзаду забегай!..

Трах-тарарах-тах-тах-тах-тах!
Вскрутился к небу снежный прах!..

Лихач - и с Ванькой - наутёк…
Ещё разок! Взводи курок!..

Трах-тарарах! Ты будешь знать,
. . . . . . . . . . . . . . .
Как с девочкой чужой гулять!..

Утек, подлец! Ужо, постой,
Расправлюсь завтра я с тобой!

А Катька где?- Мертва, мертва!
Простреленная голова!

Что, Катька, рада?- Ни гу-гу…
Лежи ты, падаль, на снегу!

Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!

И опять идут двенадцать,
За плечами - ружьеца.
Лишь у бедного убийцы
Не видать совсем лица…

Всё быстрее и быстрее
Уторапливает шаг.
Замотал платок на шее -
Не оправится никак…

Что, товарищ, ты не весел?
- Что, дружок, оторопел?
- Что, Петруха, нос повесил,
Или Катьку пожалел?

Ох, товарищи, родные,
Эту девку я любил…
Ночки черные, хмельные
С этой девкой проводил…

Из-за удали бедовой
В огневых её очах,
Из-за родинки пунцовой
Возле правого плеча,
Загубил я, бестолковый,
Загубил я сгоряча… ах!

Ишь, стервец, завел шарманку,
Что ты, Петька, баба, что ль?
- Верно душу наизнанку
Вздумал вывернуть? Изволь!
- Поддержи свою осанку!
- Над собой держи контроль!

Не такое нынче время,
Что бы нянчиться с тобой!
Потяжеле будет бремя
Нам, товарищ дорогой!

И Петруха замедляет
Торопливые шаги…

Он головку вскидавает,
Он опять повеселел…

Эх, эх!
Позабавиться не грех!

Запирайти етажи,
Нынче будут грабежи!

Отмыкайте погреба -
Гуляет нынче голытьба!

Ох ты горе-горькое!
Скука скучная,
Смертная!

Ужь я времячко
Проведу, проведу…

Ужь я темячко
Почешу, почешу…

Ужь я семячки
Полущу, полущу…

Ужь я ножичком
Полосну, полосну!..

Ты лети, буржуй, воронышком!
Выпью кровушку
За зазнобушку,
Чернобровушку…

Упокойся, господи, душу рабы твоея…

Не слышно шуму городского,
Над невской башней тишина,
И больше нет городового -
Гуляй, ребята, без вина!

Стоит буржуй на перекрестке
И в воротник упрятал нос.
А рядом жмется шерстью жесткой
Поджавший хвост паршивый пес.

Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос.
И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост.

Разыгралась чтой-то вьюга,
Ой, вьюга, ой, вьюга!
Не видать совсем друг друга
За четыре за шага!

Снег воронкой завился,
Снег столбушкой поднялся…

Ох, пурга какая, спасе!
- Петька! Эй, не завирайся!
От чего тебя упас
Золотой иконостас?
Бессознательный ты, право,
Рассуди, подумай здраво -
Али руки не в крови
Из-за Катькиной любви?
- Шаг держи революционный!
Близок враг неугомонный!

Вперед, вперед, вперед,
Рабочий народ!

…И идут без имени святого
Все двенадцать - вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль…

Их винтовочки стальные
На незримого врага…
В переулочки глухие,
Где одна пылит пурга…
Да в сугробы пуховые -
Не утянешь сапога…

В очи бьется
Красный флаг.

Раздается
Мерный шаг.

Вот - проснётся
Лютый враг…

И вьюга пылит им в очи
Дни и ночи
Напролет!…

Вперёд, вперёд,
Рабочий народ!

…Вдаль идут державным шагом…
- Кто ещё там? Выходи!
Это - ветер с красным флагом
Разыгрался впереди…

Впереди - сугроб холодный.
- Кто в сугробе - выходи!
Только нищий пёс голодный
Ковыляет позади…

Отвяжись ты, шелудивый,
Я штыком пощекочу!
Старый мир, как пёс паршивый,
Провались - поколочу!

…Скалит зубы - волк голодный -
Хвост поджал - не отстаёт -
Пёс холодный - пёс безродный…
- Эй, откликнись, кто идет?

Кто там машет красным флагом?
- Приглядись-ка, эка тьма!
- Кто там ходит беглым шагом,
Хоронясь за все дома?

Всё равно, тебя добуду,
Лучше сдайся мне живьем!
- Эй, товарищ, будет худо,
Выходи, стрелять начнем!

Трах-тах-тах!- И только эхо
Откликается в домах…
Только вьюга долгим смехом
Заливается в снегах…

Трах-тах-тах!
Трах-тах-тах!
…Так идут державным шагом -
Позади - голодный пёс.
Впереди - с кровавым флагом,
И за вьюгой неведим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз -
Впереди - Исус Христос.

Анализ поэмы «Двенадцать» Блока

Многие считают поэму «Двенадцать» главным произведением в творчестве Блока. Она была написана поэтом в начале 1918 г. и отражает его взгляд на российскую революцию.

Поэма 12 – оригинальное стихотворение. Она написана в новаторском стиле. Язык поэмы максимально приближен к малограмотному «солдату революции». Высокообразованного человека приводят в недоумение некоторые фрагменты стихотворения. Крайний цинизм и откровенность «двенадцати апостолов революции» — характерная особенность стиха.

Сюжет основан на обходе красноармейского патруля, состоящего из двенадцати человек. Люди, представляющие собой рождение нового мира, — хладнокровные преступники и убийцы, для которых нет ничего святого. Ими движет крайняя ненависть ко всему, что символизирует собой старое общество. До сих пор до конца не ясно подлинное отношение Блока к созданным персонажам. В воспоминаниях и произведениях советских писателей главные герои подвергались излишней идеализации. Борьба за строительство коммунизма ассоциировалась только со светлыми и справедливыми идеями. Для персонажей Блока одна из главных целей – «пальнуть пулей в Святую Русь».

Стихотворение перенасыщено кровожадными садистскими лозунгами и фразами: «мировой пожар в крови», «простреленная голова», «выпью кровушку» и мн. др. Речь главных героев изобилует грубостью и ругательствами.

Сам патрульный обход выглядит совершенно бессмысленным действием. У красноармейцев нет какой-нибудь определенной цели. Они, как стервятники, хотят найти любой предлог для грабежа или убийства.

С каким-то нездоровым упорством Блок постоянно вводит в текст своего произведения христианские образы. Число «героев» равно количеству апостолов. «Черная злоба» приравнивается к «святой злобе». Все чудовищные деяния революционеров сопровождаются пожеланием «Господи, благослови!». Наконец, предводителем опьяненной кровью шайки убийц и головорезов становится главный символ христианства – Иисус Христос. Сам Блок утверждал, что просто не смог подобрать более значимой фигуры на эту роль.

Поэма «Двенадцать» оставляет после себя неоднозначные чувства. Считать ее произведением, прославляющим рождение нового мира, может только неисправимый борец за всеобщую революцию или психически ненормальный человек. Не подпадает она и под категорию «суровой правды жизни» хотя бы потому, что «ножичком полосну, полосну» как-то не сочетается с «упокой, Господи, душу рабы Твоея». Есть мнения, что Блок попросту издевался над новым строем, но сам он этого не подтверждал. Известно, что у поэта возникало желание сжечь свою поэму.

Сочинение по произведению на тему: Образы и символика в поэме А. Блока « »

Поэма “Двенадцать” была написана А Блоком в январе 1918 года, когда октябрьские события были уже позади, но прошло еще недостаточно времени, чтобы осмыслить их и дать объективную историческую оценку. Революция 1917 года пронеслась, как буря, как ураган, и трудно было однозначно сказать, что хорошего и что плохого она принесла с собой. Именно под таким стихийным впечатлением была написана поэма “Двенадцать”.

Яркие, многозначные образы и символы играют важную роль в поэме А. Блока, их смысловая нагрузка велика; это позволяет более живо представить революционный Петербург, революционную Россию, понять авторское восприятие революции, его мысли и надежды. Одним из главных символов революции в поэме “Двенадцать” является ветер, подобно ему, он сносит все на своем пути.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер -

На всем божьем свете!

Завивает ветер

Белый снежок.

Под снежком - ледок.

Скользко, тяжко,

Всякий ходок

Скользит - ах, бедняжка!

В этой части поэмы А. Блок стремился донести до читателя атмосферу времени, когда всякий может “подскользнуться” на “ледке” революции, захваченный врасплох ураганом перемен.

В поэме встречается еще один яркий символ - “мировой пожар”. В статье “Интеллигенция и революция” Блок писал, что революция подобна стихийному явлению, “грозовому вихрю”, “снежному бурану”; для него “размах русской революции, желающей охватить весь мир, таков: она лелеет надежду поднять мировой циклон...”. Эта идея нашла свое отражение в поэме “Двенадцать”, где автор говорит о “мировом пожаре” - символе вселенской революции. И этот “пожар” обещают раздуть двенадцать красноармейцев:

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови -

Господи, благослови!

Эти двенадцать красноармейцев олицетворяют собой двенадцать апостолов революционной идеи. Им поручено великое дело - защищать революцию, хотя их путь лежит через кровь, насилие, жестокость. С помощью образа двенадцати красноармейцев Блок раскрывает тему пролитой крови, насилия в период великих исторических перемен, тему вседозволенности. “Апостолы революции” оказываются способны убивать, грабить, нарушать Христовы заповеди, но без этого, по мнению автора, невозможно осуществить задачи революции. Блок считал, что путь к гармоничному будущему лежит через хаос, кровь.

В этом смысле образ Петрухи, одного из двенадцати красноармейцев, который из ревности убил Катьку, немаловажен. С одной стороны, А. Блок показывает, что его злодейство быстро забывается и оправдывается еще большим грядущим злодейством. С другой стороны, через образы Петрухи и Катьки Блок хочет передать, что, несмотря на происходящие важные исторические события, любовь, ревность, страсть - вечные чувства, которые руководят поступками человека.

Также немаловажными в поэме “Двенадцать” являются образы старухи, попа, буржуя - они представители старого, отжившего мира. Например, старуха далека от революции, от политических дел, ей непонятен смысл плаката “Вся власть Учредительному собранию!”, она не принимает и большевиков (“Ох, большевики загонят в гроб!”), но старуха верит в Богородицу, “матушку-заступницу”. Для нее важны насущные проблемы, а не революция:

На канате - плакат:

“Вся власть Учредительному Собранию!”

Старушка убивается - плачет,

Никак не поймет, что значит,

На что такой плакат,

Такой огромный лоскут?

Сколько бы вышло портянок для ребят...

Поп и буржуй боятся последствий революции, боятся за свою судьбу, за сбою дальнейшую жизнь:

Ветер хлесткий!

Не отстает и мороз!

И буржуй на перекрестке

В воротник упрятал нос.

А вон и длиннополый -

Сторонкой - за сугроб...

Что нынче невеселый,

Товарищ поп?

Старый, отживший, ненужный мир в поэме представлен также как “безродный”, “холодный” пес, который едва плетется за двенадцатью красноармейцами:

Скалит зубы.- волк голодный -

Хвост поджал - не отстает -

Пес холодный - пес безродный...

Впереди - Исус Христос.

Образ Христа в поэме олицетворяет веру Блока в преодоление кровавого греха, в исход из кровавого настоящего к гармоничному будущему. Его образ символизирует не только веру автора в святость задач революции, не только оправдание “святой злобы” революционного народа, но и идею принятия Христом очередного греха человека, идею прощения и надежду, что люди придут к Его заветам, к идеалам любви, к вечным ценностям. Иисус идет впереди двенадцати красноармейцев, которые проходят путь от свободы “без креста” к свободе с Христом.

Революционный Петербург, в котором разыгрываются “вселенские стихии”, олицетворяет всю революционную Россию. А. Блок изобразил ее как расколотый надвое мир, как противостояние черного и белого. Символика цвета играет важную роль в поэме “Двенадцать”: с одной стороны, черный ветер, черное небо, черная злоба, черные ремни винтовок, а с другой - белый снег, Христос в белом венчике из роз. Чёрное, злобное настоящее противопоставлено белому, светлому, гармоничному будущему. Символикой красного цвета выражается мотив кровавого преступления. Красный флаг, с одной стороны, - символ победного конца, с другой стороны - символ кровавого настоящего. Цвета ассоциируются с образом времени: черное прошлое, кровавое настоящее и белое будущее.

Благодаря системе образов и символике в поэме “Двенадцать” Блоку удалось показать, что в кровавом настоящем происходит становление нового человека и переход от хаоса к гармонии. В этом и заключается, по мысли поэта, истинный смысл революции.

blok/dvenadcat_27/

Если домашнее задание на тему: » Двенадцать, Образы и символика в поэме А. Блока «Двенадцать» оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Сочинение по произведению на тему: «Новый» мир в поэме Блока «Двенадцать» На мой взгляд, в поэме Блока «Двенадцать» «нового» мира, как Сочинение по произведению на тему: Старый и новый мир в поэме А. Блока "Двенадцать". "Окаянные дни" - так охарактеризовал события 1918 Сочинение по произведению на тему: «Раздается мерный шаг...» (По поэме А. Блока «Двенадцать».) Поэма Блока "Двенадцать" написана в первые месяцы после Сочинение по произведению на тему: Композиция поэмы А. А. Блока «Двенадцать» И опять идут двенадцать. А. Блок Александр Александрович Блок - Сочинение по произведению на тему: Роль символов в поэме А. Блока «Двенадцать» Отношение Александра Блока к Октябрьской революции было неоднозначным. Он

    Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

    Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое