Показывают нам жизнь простых крестьян. Об их судьбе мы узнаем от охотника, который и является главным героем. Каждый рассказ — это отдельная история и вот как раз Бежин луг знакомит нас с крестьянскими детьми. На Бежин луг, где у костра расположились крестьянские дети, герой произведения попал случайно летним вечером, когда заблудился во время охоты. Вот он попросился на ночлег к ребятам. Наблюдая за мальчишками и слушая их рассказы, охотник смог создать образы детей крестьян и теперь попробуем описать образы крестьянских детей из .
Когда охотник спустился к детям, ему встретились пять ребят. Они сторожили табун лошадей и сидели у костра. Развлекались мальчики, рассказывая друг другу незамысловатые выдуманные истории. Охотник не участвовал в разговоре, он притворился спящим. Сам же внимательно слушал и наблюдал за детьми.
Бежин луг образы крестьянских детей
Рассказ нас знакомит с Федей, Павлом, Ильей, Костей и Ваней. Так Федор был самым старшим. Ему было четырнадцать. Ваня — это самый младший табунный сторож, которому было всего лишь семь. Если судить по разговорам и по одежде, то все они были крестьянскими детьми. Правда Федор отличался. По приметам он принадлежал к семье богатых родителей и к детям он прибился лишь для того, чтобы получить острые ощущения, приключения, ради забавы. Федор был одет в хорошие одежды, в то время как другие дети были одеты намного проще.
Создавая образы детей изображает Федора красивым стройным ребенком, с полувеселой улыбкой. Он редко участвовал в разговорах, предпочитая больше слушать, нежели рассказывать. Павел хоть и был со взъерошенными волосами, но имел умный вид, да и в голосе чувствовалась сила. Это был смелый мальчик, который не побоялся побежать на шорох, проверяя лошадей. Он бесстрашный и не боится в одиночестве пойти за водой. У Ильи было неприметное лицо, горбоносое, вытянутое. У Кости было небольшое лицо, худенькое в веснушках, но его большие глаза были очень живые. Казалось, что они говорят больше, нежели мальчик выражал словами. Илья и Костя создают впечатление трусливых детей, может поэтому они больше всех рассказывают страшные истории, верят в нечистую силу и боятся ее. Вани почти не было видно, ведь он спал на земле изредка поднимая свою русую кудрявую голову.
Ребята были хорошими друзьями, и весело проводили время под занимательные истории. В историях присутствовали русалки, домовые, лешие и другие представители нечистой силы. Рассказы хоть и были выдумкой, но ребята всему верят.
В своей работе Тургенев создает богатый духовный мир детей, автор показал нам, насколько тонко эти дети могут чувствовать красоту природы. Сочувственное отношение к детям крестьян дает нам возможность не только с уважением относиться к ребятам, но и позволяет задуматься над их дальнейшей судьбой.
Образы крестьянских детей в рассказе овеяны грустью и сочувствием. Тургенев проникся судьбой и внутренним миром детей, понял их радости, проблемы, тревоги.
Но, приходит утро и наш охотник прощается с ребятами. Он уходит, однако у нас остается хорошее впечатление о крестьянских детях и очень горестно от того, что в конце рассказа мы узнаем о смерти Павлуши, который больше всего симпатизировал автору.
План
Введение
В центре «Записок охотника» - судьба русского крестьянства.
Основная часть
Главные герои «Бежина луга» - крестьянские мальчишки.
Наблюдая за ребятами, рассказчик даёт общее представление о крестьянской жизни:
- портрет ребят;
- рассказы ребят.
Заключение
Жизнь ребят наполнена душевной красотой.
В середине 19 века И.С. Тургенев создает свой знаменитый сборник охотничьих рассказов «Записки охотника». В центре сборника - судьба русского крестьянства, так волновавшая передовую интеллигенцию того времени. По-новому взглянул на жизнь простого русского мужика и Иван Сергеевич. В рассказе «Бежин луг» крестьянский мир показан со всей простотой, одухотворенностью, душевной красотой.
Само действие рассказа достоверно точно указано писателем: Бежин луг находился всего в нескольких километрах от Спасского-Лутовинова, собственной усадьбы Ивана Сергеевича Тургенева. Главные герои рассказа - крестьянские мальчишки из соседних деревень, которые стерегут табун. Их быт дан через восприятие рассказчика - охотника, случайно заблудившегося во время охоты в один из июльских дней. Перед читателем разворачивается картина жизни крестьянских ребятишек летним вечером. Мальчишки потихоньку разговаривают у костра. Слушая истории мальчиков, наблюдая за их одеждой, манерой поведения, поступками, рассказчик составляет общее представление о крестьянской жизни. Ребята одеты просто: заплатанные порты, лапти и онучи, холщовые рубахи. Только один мальчик, Федя, который и выглядит постарше, по мнению автора, «принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы».
Крестьянские дети рассказывают друг другу страшные истории. И через их отношение к услышанному раскрывается автором все очарование их мира. Например, мальчик Илюша описывает домового, который водится в старой рольне на фабрике и пугает рабочих. Костя рассказывает про Гаврилу, слободского плотника, который однажды повстречался с лесной русалкой и с тех пор «невеселый ходит». Павлуша говорит о «предвиденье-то небесном», которое всех напугало, даже барина. Ребята верят в нечистую силу, злых духов, ведьм и колдунов. И в этой их вере прослеживается стремление людей к таинственности, непознанным вещам, необъяснимым явлениям. Вера в чудо, призраков, добрых и злых духов сохранилась в народе еще с древних времен. Поэтому в рассказываемых мальчиками историях множество фольклорных образов: домовые, русалки, нечистая сила. Огромна сила сельских поверий. Мальчики говорят о людях, умерших не собственной смертью, эти рассказы одновременно завораживают и пугают детей.
Жизнь крестьянских ребят лишена достатка, материального благополучия. Но наполнена настоящей душевной красотой, одухотворена. В финале рассказа есть указание автора на смерть Павла в том же году: «он убился, упав с лошади». Этот факт заставляет читателя внимательней отнестись к крестьянской жизни.
Щебетовская ОШ I-III ступеней
Урок-беседа с элементами инсценировки
в 7 классе
«Изображение крестьянских детей
в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»»
Учитель Левина Л.П.
Тема : Изображение крестьянских детей в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг».
Цель : вызвать у учащихся интерес к изображению Тургеневым крестьянских детей. Показать, как при помощи прямой и косвенной художественной характеристики автор раскрывает нам пытливость, любознательность, впечатлительность детей. Сопоставить изображение детей художниками и писателями 19 века. Воспитывать у учащихся чувство доброты, сострадания.
Оборудование : классная доска, портрет И.С. Тургенева, репродукции картин В.Г. Перова «Тройка» и В.Г. Маковского «Свидание», книги Л.Н. Толстого, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева.
«О, милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей,
… В их жизни так много поэзии слито…»
(Н.А. Некрасов)
Ход урока
Организационный момент.
Объявление темы и цели урока.
Работа над темой урока.
Слово учителя . Многие писатели и поэты 19 века посвятили свои художественные произведения крестьянским детям. Вспомним знаменитое стихотворение Н.А. Некрасова «Крестьянские дети». С какой любовью описывает поэт деревенских детей, их забавы и труд зимой и летом, осенью и весной. С какой теплотой изображает он детскую любознательность, любовь к природе, детскую дружбу, беззаботность и умение веселиться. С симпатией описывает Н.А. Некрасов русые головки детей, называет их «милыми плутами».
Крестьянские дети радовали своими способностями, талантливостью и Л.Н. Толстого, который в 1859 году открыл для них в своем имении Ясная Поляна школу. Л.Н. Толстой восторгался сочинениями своих учеников, даже пишет статью на тему «Кому у кого учиться писать: крестьянским детям у нас или нам у крестьянских ребят?»
Знаменитый русский писатель «пишет азбуку», по которой, по его словам, «будут учиться все дети от царских до мужицких».
Его замечательные «Рассказы для детей», среди которых любимых нами с детства «Филиппок», до сих пор пользуются большой популярностью среди маленьких читателей.
Не может оставить равнодушными нас и рассказ А.П, Чехова «Ванька». Рассказ о мальчике-сироте Ваньке Жукове, который был отдан «в подмастерье» городскому сапожнику. Ох, и натерпелся же там Ванька бед и страданий! В 10 классе, ребята, мы с вами будем изучать творчество Ф.М. Достоевского, а именно его бессмертное произведение «Преступление и наказание». В этом романе также затронута автором страшная, голодная и безнадежная судьба «нищих детей» Мармеладовых.
Русские художники 19 века: В.Г. Перов, В.М. Васнецов, В.Г. Маковский тоже не оставляли без внимания эту тему. Возьмем, например, картину Перова «Тройка». На ней изображено трое детей, которые из последних сил тянут на пригорок сани, груженные тяжелой бочкой с водой. Задыхаясь от тяжести и ветра, дети напрягают все свои силенки. Картина «Тройка» была выставлена в Париже и удостоена золотой медали. Перову Академия художеств присвоила за нее почетное звание академика живописи.
Рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг» также посвящен крестьянским детям. Он был опубликован в 1851 году в журнале «Современник». Сначала жанр этого рассказа определялся Тургеневым как россказни, затем как предания, а потом как поверья. Современные фольклористы называют этот жанр быличками. Рассказ «Бежин луг» входит в книгу «Записки охотника».
Вопрос к учащимся : Почему книга названа именно так?
Ответ : Книга названа так, потому что в каждом из 25 рассказов появляется охотник-рассказчик, который пришел в лес не убивать птиц и зверей, а лишь только для того, чтобы полюбоваться красотами природы.
Вопрос к учащимся : Какие же описания мы наблюдаем в рассказе?
Ответ : Описания природы (утро, день, вечер, ночь одного июльского дня). Описание мальчиков, огней костра, лошадей, собак.
Давайте с вами прочитаем начало рассказа. (Чтение начала рассказа.) Тихо звучит музыка, символизирующая наступление утра (Р. Щедрин, «Музыкальное приношение»)
В данном отрывке отмечаем художественные средства изображения, которыми автор рисует картины наступления «прекрасного июльского дня», появления «множества круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями» около полудня и медленного их исчезновения к вечеру. Отмечаем сравнение «алое сияние, как бережно несомая свечка».
В этих картинах нет резких красок: преобладают нежные, ласкающие тона. За этим зачином следует рассказ об охотнике, заблудившемся в лесу и тщетно ищущем дорогу.
Давайте, ребята, найдем описание надвигающейся ночи. (Описание ночи.) Наконец, охотник забрел на Бежин луг. Там он увидел сидящих возле костра крестьянских ребятишек, которые с опаской позволили ему побыть у костра до утра.
А теперь попытайтесь ответить на вопрос : Какую роль играет пейзаж в рассказе?
Ответ : Пейзаж – это, прежде всего, место действия. Он помогает нам больше узнать о крестьянских детях, которые выросли на «лоне природы».
Охотник залюбовался мальчиками. Познакомимся и мы с ними. (Заранее подготовленные ученики дают портретные характеристики мальчиков, выделяют детали, характерные для каждого из них.)
- Рассказ о Феде.
Федя ничего не рассказывает. Держится несколько особняком, не сливаясь с детьми бедноты. Федя недоверчив, не очень верит в россказни ребят.
- Рассказ о Павлуше.
В Павле есть что-то привлекательное. У него ясный умный взгляд, сильный голос, он спокоен и уверен в себе. Еще больше в нем привлекает его деятельность. Все ребята сидели, а он варил для них картошку, следил за костром. И рассказы Павлуши отличались от рассказов ребят. Он всегда говорил о том, что сам видел, в его рассказах был юмор, все ребята смеялись от души. Павлуша спас от волка чужих лошадей. Отчаянная смелость привела его к гибели.
- Рассказ об Илюше.
Илюша искренне верит в народные предания, поверья о домовых, русалках. Он больше всех убеждён в существовании всякой нечисти. У него развита безграничная фантазия.
- Рассказ о Косте.
Костя лучше всех описывает природу в своих рассказах. Видит в жизни леса, поля что-то сказочное. В его речи проявляется мечтательность, поэтичность. Но Костя – трусишка. Он пугается всего непонятного, даже крика лягушки.
- Рассказ о Ване.
Ваня малоактивен в течение ночи. Он спит под рогожей. Только глубокой ночью, когда небо ярко осветилось звездами, Ваня восторженно восклицает: «Гляньте-ка, ребятки, на божьи звездочки – что пчелки роятся!»
Беседа с учениками .
Вопрос: Сколько историй рассказали мальчики? О ком эти истории?
Ответ : Мальчики рассказали 13 историй-быличек. Это истории о домовых, леших, водяных.
Вопрос : Почему мальчики были суеверными?
Ответ : Эти таинственные и страшные существа в какие-то очень далекие от нас и от этих мальчишек времена воплощали грозные и непонятные силы природы. В них верили взрослые, и тем более дети – самые доверчивые и впечатлительные.
«Истории, рассказанные у костра». (Проходят в виде инсценировки)
Мальчики усаживаются у импровизированного «костра» и рассказывают страшные истории. На уроке мы представляем некоторые из них.
Беседа с учениками после просмотра инсценировки.
Вопрос : Что в этой инсценировке привлекло ваше внимание?
Ответ : Поэтическая, яркая, образная речь рассказчиков, раскрывающая внутренний мир каждого ребенка, гамму его чувств, верований, переживаний.
Итог урока.
Сегодня мы с вами познакомились с прямыми характеристиками, авторскими и косвенными (речь героев, их действия, отношение друг к другу).
Увидели, как И.С. Тургенев умело художественным словом дает характеристики крестьянским детям, показывает их пытливый ум, активное отношение к жизни, рассудительность, удаль, твердую решимость. Писатель тесно связывает жизнь крестьянских детей с природой.
Рассказ «Бежин луг» оставил в наших душах множество переживаний: любовь к природе, интерес к жизни ваших, ребята, сверстников в далеком 19-м веке, а главное – умение сочувствовать, сопереживать.
Описание образов детей выполнено с присущим Тургеневу мастерством, в описаниях ощущается симпатия автора к представителям простого русского народа, в том числе это просматривается и в повести «Бежин луг».
По рассказу охотник не смог найти путь домой, и постепенно вышел к костру, у которого сидели дети, отправленные на выпас лошадей. Пятеро мальчуганов были отправлены в «ночное», рассказчик сказался спящим, и смог изучить детей, и их настоящие характеры.
Описание мальчиков
Среди парней старше всех был Федя, он выглядел лучше одетым, и скорее всего, был из зажиточной семьи. Парень старался подчеркнуть то, что он старше, и считал, что ему не место на пастбище. По утверждению Феди он просто собрался с ребятами, чтобы развлечься.
Павлуша - более младший мальчик, ему на два года меньше, чем Феде. Его внешность лишена привлекательных черт, он выглядит обычно и просто, при этом ему присуща рассудительность не по годам. Федя не доверяет рассказам, и не верит в слухи и приметы, парень смелый, но при этом верит в судьбу.
Илюша является ровесником Павла, он был невзрачен и серьезен. Мальчик мог вызвать интерес своими историями, и знал их множество, в свои годы он уже работал физически, участвуя в производстве бумаги. Именно эта ответственность делала его серьезным.
Костя выглядел щуплым и болезненным, на его лице живыми выглядели только глаза, других приметных черт не было. Его пугали рассказы о приведениях и русалках. Паренек любит слушать рассказы, и задает вопросы по теме рассказов, поскольку хочет их продолжения.
Ваня - самый младший из всех, он вел себя неприметно и тихо, его впечатляла природа, и в том числе небеса, усыпанные звездами. Его тоненький голосок сообщил о красоте звездочек друзьям. Мальчик скромен, стеснителен, чуток к проблемам других, и уже умеет рассуждать как взрослые.
Образы героев
Тургенев в своих произведениях толкал к борьбе с рабством, они дополнялись красотами нашей природы. В данном рассказе он показал детскую психологию, и то, как дети видят мир. Ребят собрало желание погреться у костра и помочь родителям, все они имеют свои особенности характера. Их различия в социальном статусе и складе характеров не мешают им дружить и ценить свои отношения. Все они выглядят гармонично и составляют единую компанию, каждый из пареньков выполняет свою роль. Они с удовольствием сидят у костра, делясь своими историями.
Раскрытие образов героев
Тургенев описывает внешность каждого из ребят, тонкости их характера, раскрывая каждого персонажа. Каждый из ребят описан с любовью автора, все они юные, но несут немалую ответственность, и рассуждают как взрослые. Даже самый маленький мальчик предпочитает отдать гостинец сестренке, а Павел трудится как взрослый. Писатель раскрывает духовный мир мальчиков, и показывает, какими должны быть люди. Парни олицетворяют пример отношения к жизни, и людям в целом, они преданные, дружные, уважают друг друга и взрослых. Благодаря детской точке зрения Тургенев показал красоту и одаренность русского народа, а также его тяжелое положение в жизни.
Сочинение
(1 вариант)
В середине XIX века И.С. Тургенев создает свои знаменитые сборники охотничьих рассказов «Записки охотника». В центре сборника – судьба русского крестьянства, так волновавшая передовую интеллигенцию того времени. По-новому взглянул на жизнь простого русского мужика и Иван Сергеевич. В рассказе «Бежин луг» крестьянский мир показан со всей простотой, одухотворенностью, душевной красотой.
Само действие рассказа достоверно точно указано писателем: Бежин луг находился всего в нескольких километрах от Спасского-Лутовинова, собственной усадьбы Ивана Сергеевича Тургенева. Главные герои рассказа – крестьянские мальчишки из соседних деревень, которые стерегут табун. Их быт дан через восприятие рассказчика – охотника, случайно заблудившегося в один из июльских дней. Перед читателем разворачивается картина жизни крестьянских ребятишек летним вечером. Мальчишки потихоньку разговаривают у костра. Слушая истории мальчиков, наблюдая за их одеждой, манерой поведения, поступками, рассказчик составляет общее представление о крестьянской жизни. Ребята одеты просто: заплатанные порты, лапти и онучи, холщовые рубахи. Только один мальчик, Федя, который и выглядит постарше, по мнению автора, «принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы».
Крестьянские дети рассказывают друг другу страшные истории. И через их отношение к услышанному раскрывается автором все очарование их мира. Например, мальчик Илюша описывает домового, который водится в старой рольне на фабрике и пугает рабочих. Костя рассказывает про Гаврилу, слободского плотника, который однажды повстречался с лесной русалкой и с тех пор «невеселый ходит». Павлуша говорит о «предвиденье-то небесном», которое всех напугало, даже барина. Ребята верят в нечистую силу, злых духов, ведьм и колдунов. И в этой их вере прослеживается стремление людей к таинственности, непознанным вещам, необъяснимым явлениям. Вера в чудо, призраков, добрых и злых духов сохранилась в народе еще с древних времен. Поэтому в рассказываемых мальчиками историях множество фольклорных образов: домовые, русалки, нечистая сила. Огромна сила сельских поверий. Мальчики говорят о людях, умерших не собственной смертью, эти рассказы одновременно завораживают и пугают детей.
Жизнь крестьянских ребят лишена достатка, материального благополучия. Но наполнена настоящей душевной красотой, одухотворена. В финале рассказа есть указание автора на смерть Павла в том же году: «он убился, упав с лошади». Этот факт заставляет читателя внимательней отнестись к крестьянской жизни.
(2 вариант)
Крестьянский мир в рассказе «Бежин луг» – это мир глазами детей. Один из ребят постарше и побогаче, он может дарить подарки, ему, «как сыну богатого крестьянина, приходилось быть запевалой» в разговоре («сам же он говорил мало, как бы боясь уронить свое достоинство»). Другие ребята проще. Разговор у них серьезный, ночной: о леших, русалках, домовых, солнечном затмении, соответствующий обстановке. Двенадцатилетний Ильюша уже фабричный, работает лисовщиком, но рассказывает, конечно, не об этом, это неинтересно. Зато из рассказа о кашляющем домовом выясняется, что заночевали на фабрике, потому что было много работы и надсмотрщик не отпустил ребят домой, что парень уже знает, что такое рольня, смена, дворец, форма. Пугает, правда, не это, а шаги домового. Десятилетний Костя точно знает, почему слободской плотник Гаврила всегда невеселый. Причем не сам придумал, а отец рассказывал другим о русалке и Гавриле.
В рассказах ребят два тесно соприкасающихся мира: мир домовых, русалок, утопленников, покойников, Тришек и мир фабричного надсмотрщика Назарова, слободского плотника Гаврилы, псаря Ермилы, дедушки Трофимыча, бабы Ульяны, бар, старых и молодых, мало поживших и боящихся солнечных затмений, старостихи, бочара Вавилы. Много в их рассказах страшного, смешного, много и печального: истории сошедшей с ума Акулины, кинувшейся в реку, потому что ее любовник бросил, и Феоклисты, которая не смогла уберечь утонувшего сына, вполне реальны, хоть и здесь, по мнению ребят, не обошлось без мистики. Интересен образ Павла, самостоятельного мужичка, не боящегося волков, смеющегося над глупостью односельчан, умеющего усмирить собак, сварить картошку, успокоить самих себя напугавших небылицами и былями мальчишек. У кого-то из ребят есть родители, у кого-то – братья и сестры. Ильюша лучше других знает все сельские поверья, а семилетний Ваня умеет не только сам любоваться природой, но и обратить внимание более взрослых на ее красоту: «Гляньте-ка, гляньте-ка, ребятки, – раздался вдруг детский голос Вани, – гляньте на Божьи звездочки, – что пчелки роятся!» …Глаза всех мальчиков поднялись к небу и не скоро опустились».
Мир реальности и мир суеверий сосуществуют в умах и душах не только детей, но и взрослых, которых они копируют, повадки которых перенимают. Источник вдохновения для взрослых и детей – русская природа.