Путеводитель по беларуси на автомобиле. Поездка в Белоруссию из России: документы, правила въезда, что нужно знать

Отчет о путешествии на машине по Белоруссии в мае 2017 года. Минск, Мир, Несвиж, Гродно, Хатынь, Беловежская пуща и другие красивые места.

Предисловие

Май - время путевок на заграничные моря по низким ценам, шашлыков на даче и первых поездок на российский юг. Но нет, в мае 2017 года мы решили отправиться в эпическое путешествие по Белоруссии. Решение не было спонтанным: еще в январе мы начали обсуждать, что да как, постепенно разрабатывать маршрут и собирать команду.

В итоге мы укомплектовали две машины, прикинули маршрут, обозначили даты, и 29 апреля выдвинулись из Воронежа на своих Volkswagen Polo и Opel GTC.

Как-то так выглядит карта со всеми местами, которые мы хотели посетить

Дорога до Белоруссии

Из Воронежа в Минск (наша первая точка) можно попасть несколькими путями: мы рассматривали вариант до Москвы по М4, а потом до Минска по М1 или же проезд через Орел и Брянск. Почитав отзывы о втором варианте, мы решили, что через Москву будет удобнее, чем любым другим путем, но совершили одну ошибку, о которой расскажу чуть позже.

Как мы доехали?

    Выехали из Воронежа около 11 вечера (все после работы).

    По без проблем добрались до Москвы (если бы еще и денег за проезд по ней не брали, цены бы ей не было).

    Заехали в Москву около 4 утра и переночевали (если 4 часа сна считаются ночевкой) на квартире у знакомых.

    Из-за пробки на МКАДе Яндекс.Карты решили, что на М1 лучше выехать окольными путями. В итоге, на неё мы попали только в районе Можайска.

Около Можайска размялись, походив по Лужецкому Ферапонтову монастырю

Что бы мы поменяли сейчас?

    Никаких ночевок в Москве! Зачем мы это вообще сделали? В Минск мы в итоге приехали часов в 9 вечера 29 апреля. Выехали бы рано утром того же дня свежими и выспавшимися, приехали бы на пару часов позже.

    Тут я не уверена, но, возможно, лучше было бы постоять в пробке на МКАДе и сразу выехать на M1, чем плутать по населенным пунктам до Можайска.

Ну да ладно, будем воспринимать это как небольшое приключение. Зато около Можайска посмотрели монастырский комплекс - небольшой утешительный приз. Итак, уже видна граница и пропускной пункт.

Въезд в Белоруссию обозначен как-то скромненько

Спокойно проезжаем пропускной пункт, будто заехали не в другую страну, а в соседнюю область. Мы читали об этом в разных обзорах, но почему-то до конца не верили. Это действительно так, все очень просто.

Впечатления о дорогах

Из тех же многочисленных отзывов мы узнали, что дороги в Белоруссии - просто конфетка. Тем горче было наше разочарование, когда мы пересекли границу. Ехать можно, но как-то не слишком приятно. Совсем не похоже, что едем по федеральной трассе. Грусть, печаль, обида

Напугала? А теперь расслабьтесь: это был самый плохой участок дороги, который мы видели в Белоруссии, но его на тот момент уже ремонтировали. На обратном пути ехали через Витебск - вот там тоже не очень, но остальные дороги были действительно просто шикарны и вот почему:

    Покрытие качественное с минимальным количеством латок. Кое-где, правда, был странный эффект "стиральной доски", но это мелочи.

    Они бесплатные, даже если есть знак Toll Road.

    Места для отдыха очень удобные и живописные, без мрачных кафе и стоянок для фур.

    Ограничение скорости на автостраде: 120 км/ч, на трассе: 90 км/ч, если не указано иное.

    Дороги радуют глаз, они чистые, куда бы ты ни поехал. У нас я не видела такой ухоженности и близости с природой, разве что в Краснодарском крае.

    Для всех стационарных камер есть предупреждающие знаки, плюс наш антирадар знал о них всех. Немногочисленные треноги он тоже замечал, но еще раньше о них давал знать встречный поток.

    ДПС встречается относительно нечасто, у нас один раз остановили вторую машину и сразу же отпустили.

    Количество машин и фур минимальное: только близ больших городов мы переставали опасаться, что случился зомби апокалипсис, и что кроме нас в Белоруссии больше никого нет.

Нет, ну правда красота!

Ну что, дороги - супер, а это значит, что поездить нужно как можно больше! Переходим ко всем закуткам, куда мы успели заехать.

В Минске мы планировали пробыть всего один день и остановиться в недостроенном пригородном коттедже родственников одного из участников экспедиции. О, эти ночи в спальных мешках на бетонном полу... Незабываемо! Но суть не в этом. Утром 30 апреля мы вышли из дома, и с этого момента начались наши белорусские приключения.

Минск (30 апреля)

В Минск мы не въезжали, поэтому мало представляли трафик в нем. Было решено не рисковать и ехать на общественном транспорте. И зря! Не знаю, всегда у них так или нет, но трафик даже с Воронежем не сравнить, не то что с Москвой. Так что можете смело передвигаться по городу на машине, ну а мы в это время покупаем жетончики на метро и билеты на автобус.

Жетончик аж 1992 года выпуска, олдскул

Не буду много говорить о том, что можно посмотреть в Минске, потому что мест много, и все они очень известные. За этот день мы успели пройтись по центру с Площадью Независимости, фонтаном с журавлями, зайти в костел св. Симеона и св. Елены, заглянуть в Троицкое Предместье и Остров Мужества и Скорби, погулять по парку Челюскинцев и Верхнему Городу, глянуть на Национальную Библиотеку (к которой нужно подходить именно вечером, иначе вы не увидите всех этих огоньков).

Так уж вышло, что большие города нас привлекают меньше всего, поэтому на следующий день после ночевки в коттедже мы отправились в Мирский замок.

Оживленное движение в центре близ театра оперы и балета

Мир

По пути к Миру мы заезжали в Станьково, где расположен пришедший в упадок усадебно-парковый комплекс Чапских. Не то чтобы культовое место, но оно было по пути, и нам понравилось. Главное воспоминание для меня - это первый аист, которого я увидела очень и очень близко. Скоро они перестанут вызывать чувство эйфории, а пока я не могу сдержать восхищение.

До того, как аисты начали восприниматься, как обычные голуби

Сам Мирский замок - одна из самых узнаваемых достопримечательностей Белоруссии. Забегая вперед, скажу, что он был лучшим из дворцов, крепостей, башен и замков. И это несмотря на толпы туристов, которые делают передвижение между этажами ну ооочень веселым.

Чтобы посетить все интересное в Мирском замке, нам понадобилась часа 4, и это без гида. Плюс немного побродили по самому Миру, и отправились дальше.

Грандиозно же!

Несвиж

Два самых известных замка Белоруссии за один день? А почему нет? По пути заехали в деревеньку Ишколдь глянуть на Троицкий костел 15 века. Дорога туда с трассы была неприятно-грунтовая, а сам костел был закрыт, поэтому сами решайте, нужен он вам или нет.

Троицкий костел

Несвижский замок - это скорее дворец 17-18 века, хотя и с историей. В целом, интересно, но после немудрой попытки осмотра Эрмитажа за один день у меня перенасыщение такими музеями.

Мне, например, интереснее в Несвиже было походить по центру, зайти в костел Божьего Тела и увидеть усыпальницу Радзивиллов. Прямо бррр, аж мурашки по коже.

В Несвиже мы были до самого вечера. Настало время решать, где будет первая ночевка. Решили, что она будет в Лиде, так что пока ужинали в местной кафехе, искали подходящие варианты.

Говорю же, бррр

Город Лида

В Лиде нашли только две отдельных квартиры по 4 человека, но это нас вполне устраивало. И да, мы не знали заранее, где именно будем останавливаться, поэтому начинали искать варианты примерно за 3-4 часа до ночевки. С такой стратегией я и мой муж не пролетали еще ни разу, причем не только в Белоруссии, но и в России, и за рубежом.

Оживленное движение в Лиде на пути к Лидскому замку

В Лиде утром следующего дня немного побродили по городу, заглянули в Лидский замок еще до открытия (спасибо организованной группе, благодаря которым нас пустили), и рванули в Гродно.

Гродно

Это был довольно долгий переезд, поэтому по пути было бы обидно ничего не посмотреть. Заезжали в село Мурованка посмотреть церковь оборонительного типа (супер объект, туда даже возят туристов), в Заре Коммунизма пытались попасть в еще один дворец, но он был за высоким забором и дикими зарослями, так что посмотреть его не удалось. Еще заезжали в Желудок и в костел в Рожанке: ничего особенного, но смотритель попался просто душка! Пустил нас к органу и на самый-самый верх над сводом!

Дорожка к Мурованке похуже, но доедете без проблем

В Гродно гуляли остаток дня, заглядывая во все музеи, церкви и костелы: приятный город, в котором прямо чувствуется близость Европы. Он запомнился мне пешеходной улицей и узкими тротуарами, где автобус вполне может задеть тебя зеркалом, если ты зазевался и не прижался к другой стороне. А еще мы попали на ГродноТВ, ответив на пару вопросов журналистов.

В Гродно машин относительно много

Каменец и Беловежская пуща

После спонтанной ночевки в Гродно (опять-таки без проблем) мы поехали в Каменец посмотреть на знаменитую башню, а потом и Беловежскую пущу, где катались на великах, пытались погладить зубров и ели свежую клюкву с медом по смешной цене в 50 наших рублей. Кафе на самом въезде в парк, пожалуй, самое дешевое из всех, где мы были, и вкусное! Национальный парк, а цены не задрали, нам бы поучиться. Эх, вот тут бы я осталась еще на денек, но времени катастрофически не хватало. Ночевать решено в Бресте.

Белая Вежа и единственный грунтовый веломаршрут в пуще

Кстати, башня в Каменце называется Белая Вежа, оттуда и получила название пуща, так что заехать туда стоит, ну и плюс 13 век постройки.

Брест

Еще одно место, для которого неполного дня оказалось маловато.

Единственная прогулка под дождем была в Брестской крепости

С утра сразу в Брестскую крепость (были там как раз перед 9 мая, место, конечно, пробирает до мурашек и слез), потом музей Берестье, прогулка по городу. Уже вечереет, и пора выдвигаться в обратную сторону.

Законсервированное поселение-музей Берестье

Барановичи

Из Бреста до Барановичей, где и была следующая ночевка, мы ехали через Коссово, дворец Пусловских (сейчас реставрируется, и туда не пускают) с усадьбой Костюшко и Ружаны с офигенным невосстановленным дворцом Сапег. В самих же Барановичах, кроме костела, ничего особо не нашли, поэтому решили потихоньку выдвигаться к последнему пункту нашего путешествия.

Сапег: нахождение на территории опасно для жизни, там даже таблички есть

Браславские озера

Чтобы попасть к озерам, нужно было вернуться к Минску, поэтому мы решили добить военно-патриотическую программу и заехали в Хатынь. Очень грустное место, но бередить душу полдня не хотелось, поэтому мы уже через час начали путь к озерам.

Самая жуткая часть мемориала - печные трубы

Сначала Мядель, потом Нарочь, ближе к вечеру пошли по экотропе "Голубые озера". На Браславских озерах мы останавливались в домике, их там многие сдают, и доехать туда нам нужно было часам к 11 вечера.

Бродим по экотропе "Голубые Озера". Не самое голубое озеро, да?

От Голубых озер ехали через Лынтупы (откуда родом отец Жак Ив Кусто, на минуточку) и Камаи, и наконец доехали до нашего озера Струсто.

Наше оседлое место у озера Струсто

Здесь мы осядем на два полных дня, предаваясь пассивному отдыху. Еще заедем посмотреть сам Браслав, пройдем экотропу "Слободковская озовая гряда" и погуляем по горе Маяк, но все это совсем близко, так что можно расслабиться.

Ну, а теперь домой через Витебск, Калугу и Тулу!

В целом, путешествие прошло без эксцессов, воспоминания остались самые приятные, но про несколько нюансов - финансовых, бытовых и дорожных - все-таки расскажу.

    На трассах скоростной режим приятный, а вот в населенных пунктах часто можно нарваться на 40 и даже 30 км/ч.

    Нас предупредили, что с соблюдением режима все очень строго, и лучше не нарушать. Едешь по хорошей, прямой пустой дороге 90 км/ч и горюешь.

    В Бресте через реку уже Польша, но никто не будет спрашивать документы, а вот по пути к Браславским озерам мы нарвались на пункт пропуска в приграничную зону с Литвой. В последний день еще попали на приграничную зону с Латвией, но те даже документы не стали проверять, в отличие от первых.

    Купите местную симку хотя бы ради интернета, он очень нужен. Это вообще в любой посещаемой стране надо делать.

    Возвращаясь через Калугу, будьте начеку: до неё лежит на вид новый асфальт с огромными, нет, ну просто ОРГОМЕННЫМИ опасными для жизни и целостности машины ямами. Возможно, их залатают к моменту вашей поездки. Но это неточно.

    Такси в Минске нас убило, а именно, UBER. Пытались уехать из торгового центра реально больше часа. Очень безответственно.

    Нигде никаких пробок, никаких проблем с парковкой. Наученные опытом, мы иногда парковались чуть дальше от популярных туристических объектов.

    Если захотите в это время года ехать с палатками, как мы, не советую. Было холодно, сыро и болотисто. Палатки весь путь провозили мертвым грузом.

    Заранее поменяйте деньги: в Минске, например, нас не пустили в парке в платный туалет. Правда, в других городах со многими хозяевами квартир мы расплачивались именно нашими рублями.

    Помимо Яндекс.Карт, мы используем Maps.me. На них удобно отмечать точки и прокладывать дорогу, а еще они отлично работают оффлайн.

    Не забудьте сделать гринкарту, которая не вид на жительство, как в США, а всего лишь страховка на машину (700 рублей за машину). Хотя, как забыть, когда перед границей этих киосочков штук 100 через каждый километр дороги.

    В дороге очень помогает рация, особенно если едете на двух машинах.

    Клещей было много, так что будьте внимательнее, бродя по лесам.

    Дорогу вполне может прямо перед носом перебегать (или перелетать) белка, заяц, аист и даже олень, как с нами и было. Будьте осторожны.

    Не волнуйтесь: цены в Белоруссии адекватные на все, я бы даже сказала, что они ниже наших. В кафе средний чек выходил чуть меньше воронежского, бензин - чуть дороже. Всего наша машина потратила 11 тысяч рублей, накатав примерно 4 тысячи километров пробега. Жилье мы снимали не дороже 300 наших рублей на человека за ночь, что просто мега-экономично.

    А еще в Белоруссии добрые люди: к нам много раз подходили предложить помощь, даже когда мы не просили.

Путешествовать на машине намного проще, чем может показаться, честное слово! Ну что, рискнете повторить?

Отчет о поездке по Белоруссии на машине весной 2017 года. Прогулка по Витебску и Минску, "Остров Слез", музей ВОВ, национальная библиотека в форме ромбокубооктаэдра и "Линия Сталина".

Предисловие

Мой муж — большой любитель путешествовать на машине. Когда мы начали решать, куда поедем в очередной отпуск, возражений быть не могло — туда, куда доедет наш преданный четырехколесный друг. Мы выбрали Белоруссию, поскольку всегда хотели побывать в этой стране. Немаловажным стал факт беспроблемного въезда-выезда в страну.

Перед поездкой, разумеется, почитали другие отчеты "бывалых" туристов о поездках в Белоруссию:

Свое путешествие мы начали 17 мая 2017 года. Выехали от родственников из Брянска, заскочили к друзьям в Москву, переночевали в Смоленске и 18 мая пересекли границу в местечке под названием Рудня.

Граница между Россией и Белоруссией под Рудней

Пересечение границы Россия - Белоруссия

Перед въездом в Белоруссию необходимо купить Зеленую карту — страховку, которая выдается на короткий срок. Нам этот документ обошелся в 750 рублей, но мы въезжали в страну всего на четыре дня. Границы как таковой между Россией и Белоруссией нет: мы просто проехали приграничную территорию, с одной стороны которой стояли российские пограничники, а с другой — белорусские. Никто нас не останавливал и не проверял, и мы, уже въехав в страну, спокойно направились в сторону Витебска.

Мы ознакомились с информацией в интернете и знали, что в Белоруссии очень строго с нарушениями правил дорожного движения. Здесь представители ГАИ не берут денег, и если вы превышаете скорость, в зависимости от обстоятельств, все может дойти вплоть до лишения прав. Забегая вперед скажу, что мы соблюдали скоростной режим, дорожных инспекторов почти не видели, и за все путешествие нас не остановили ни разу.

День 1. Витебск

Первым по плану у нас был Витебск, но мы не собирались задерживаться тут надолго, а хотели только посмотреть главные достопримечательности города (это возможно сделать за несколько часов).

Но вначале мы поменяли деньги в крупном гипермаркете "Евроопт" на въезде в Витебск и купили местную сим карту. При выборе мобильного оператора наши предпочтения были очевидны: интересовал только интернет, звонки нам были не нужны (зачем, если можно позвонить по WhatsApp, Skype или Viber). Купили сим-карту от МТС за 438 российских рублей.

Кстати, курс валют на конец мая 2017 года был таков: за 100 наших рублей давали 3.22 белорусских (то есть 1 белорусский рубль это примерно 30 российских).

Витебск нам понравился, и вот что мы увидели:

Набережная реки Западная Двина в Витебске

Лестница, ведущая на набережную со стороны Свято-Успенского кафедрального собора

Уютный и симпатичный Витебск

На площади Победы в Витебске есть музей военной техники, где можно посмотреть на установленные вертолеты, танки и пушки. Также в городе есть еще несколько парков, памятников и скверов, но у нас не было времени, чтобы осмотреть все достопримечательности.

В итоге в Витебске мы провели часа 4, посетив самые туристические места. Заехав за продуктами в магазин, мы отправились в столицу. Путь до Минска занял около 3,5 часов. Многие из нас наверняка слышали о прекрасных белорусских дорогах. Не спорю, в основном дороги хорошие, но нередко на трассе встречались такие же "заплатки", небольшие ямы и неровности. Несомненным плюсом автопутешествия по Белоруссии является максимальная разрешенная скорость — на некоторых участках можно ехать до 120 км/ч.

День 2. Минск

Мы приехали в Минск поздно вечером, по пути забронировав хостел на Booking. Надо сказать, что мы всегда выбирали бюджетные места для ночевки, поскольку не собирались проводить много времени в комнате. В этот раз, выбрав хостел и приехав по адресу, очень удивились, что на сайте ошибка, и этот номер сейчас занят. Но хозяин этого хостела согласился помочь, и уже через 20 минут мы ехали в другом направлении, чтобы заселиться в комфортабельную однокомнатную квартиру элитного многоэтажного дома.

В квартире было все, что нужно для хорошего отдыха после долгой дороги. За 2 ночи в Минске мы заплатили 100 белорусских рублей — это очень выгодно для такой уютной квартиры. Весь следующий день мы решили посвятить Минску, гуляя по городу пешком.

В столице Белоруссии есть метрополитен, состоящий из двух линий. Стоимость проезда в таком метро стоит всего 60 белорусских копеек (около 20 наших рублей), а станции при этом достаточно чистые и красивые. Свою прогулку мы начали с осмотра станции Немига, там расположен так называемый "Старый город" — атмосферное местечко с ратушами и соборами.

Вид на Минск со стороны ратуши

"Старый город" на Немиге

Затем мы пошли гулять по городу и посмотрели следующие места:

Вся центральная часть Минска наполнена красивыми зданиями

Ухоженный сквер в Минске

Цены в столице Белоруссии примерно такие же, как у нас в регионах России, и на порядок ниже, чем в Москве. Пообедали мы в небольшом кафе в центре Минска, заплатив за две порции супа, второго (гарнир и мясное) и кофе всего 22 белорусских рубля.

Нам очень понравились ухоженные, аккуратные тротуары столицы Белоруссии, а дороги у них достаточно широкие/ Lf;t складывается ощущение, что здесь вообще нет пробок. Может и правда нет, поскольку население всей страны всего 9,5 млн человек — это почти на 3 млн/ меньше, чем в Москве. В общем, мы с удовольствием гуляли по столице, стараясь никуда не торопиться и наслаждаться отдыхом:

Прогулки по набережной реки Свислочь

Красивейший фонтан перед театром оперы и балета

Вид на "Остров Слез"

Плачущий мальчик на "Острове Слез"

"Остров Слез" — памятник воинам Афганской войны

Нас поразило огромное количество памятников Великой Отечественной войны в Белоруссии. В каждом городе, где нам удалось побывать, обязательно стоят мемориальные комплексы памяти павшим в 1941-1945 годах. И эти памятники достаточно ухоженные, аккуратные, чистые — видно, что администрация города поддерживает их состояние, не допускает вандализма и запустения.

В Белоруссии много мест, хранящих память победы в ВОВ

Вид на город

Конечно, мы не могли не пойти в Музей Великой Отечественной войны в Минске: за 1941-1945 годы погибло около 2,5 млн белорусов. В музее 10 залов, представлено огромное количество экспонатов: от вырезок из газет тех времен, документов известных белорусских офицеров и героев войны, фрагментов их вещей и утвари, награды, одежды и других значимых предметов до образцов военной техники (некоторые машины находились в рабочем состоянии). Вход в музей стоит 8 белорусских рублей на человека, и еще 2 рубля нужно заплатить за возможность фотографировать.

В музее ВОВ

Из музея мы вышли поздно, около 6 вечера, уже достаточно уставшие от постоянного хождения, но у нас было еще одно обязательное к посещению место — Национальная Библиотека Белоруссии, а вернее, обзорная площадка на ней. И мы отправились к метро, чтобы добраться до станции "Восток".

Национальная библиотека Белоруссии выполнена в форме ромбокубооктаэдра

Открытая обзорная площадка находится на 23 этаже (есть еще закрытая на 22-ом с кафе и художественной галереей, но вид оттуда не очень). Вход стоит всего 3 белорусских рубля.

Вид с обзорной площадки

День подходил к концу, поэтому мы, уставшие и довольные, отправились домой. Мы, конечно, посмотрели далеко не все достопримечательности Минска, но все равно были удовлетворены тем, как прошел наш день.

День 3. Линия Сталина и Мирский замок. По дороге в Брест

На следующий день мы собирались сразу выехать в сторону Бреста, по пути заскочив в Мирский замок, но передумали и решили посмотреть "Линию Сталина" — историко-культурный комплекс, расположенный недалеко от Минска. Из города ехать туда не более 45 минут, а за вход и парковку машины мы заплатили около 700 российских рублей.

"Линия Сталина" — это своеобразный музей на улице: там можно походить по землянкам, зайти в доты, где раньше сидели пулеметчики, покрутить все, что крутится, полазить на танках, лодках, самолетах и вертолетах. Территория музея большая, иногда там проводятся реставрации некоторых военных событий.

Внутри дота на "Линии Сталина"

Землянка и укрепляющие комплексы

Мы были ограничены во времени, поэтому через пару часов выехали в сторону Бреста. Примерно через 2 часа мы повернули на съезд к замковому комплексу "Мир". Этот замок, первое упоминание о котором было в 14 веке, играл роль оборонительных сооружений. Хозяевами замка были представители разных родов, а после 1940 года он вошел в собственность государства.

Сейчас в замке музей, вход стоит 12 белорусских рублей. К сожалению, нам не удалось попасть внутрь, но внешним видом замка мы были очень впечатлены.

Затем мы рванули в Брест — конечную цель нашего путешествия. От Мирского замка дорога заняла чуть более 3 часов. Кстати, мы удивились, что в Белоруссии одинаковая цена на бензин вне зависимости от типа АЗС. Наш 92-ой мы покупали по 1,17 белорусских рублей за литр в любом городе или на трассе у разных дилеров. Такая же одинаковая стоимость была и у других видов бензина.

Около 7 часов вечера мы приехали в Брест. Город нас немного поразил — он выглядел гораздо скромнее и заброшеннее, чем Минск и Витебск. Но нашей главной целью была Брестская крепость — именно туда мы и направились.

Вход в музейный комплекс "Брестская крепость"

На территории Брестской крепости

Знаменитые ворота Брестской крепости

Цель нашего путешествия выполнена — мы проехали всю Белоруссию вдоль (и проедем еще раз по пути домой), посмотрели много удивительных мест. В последнюю ночь в стране мы переночевали в нормальном брестском хостеле за 800 российских рублей (бронировали за несколько часов до въезда).

День 4. Брест и дорога домой

На следующее утро мы прогулялись по центральным улицам Бреста, еще раз заскочили посмотреть на Брестскую крепость (самый лучший вариант — это арендовать велосипеды и проехать всю территорию комплекса) и выехали в сторону Брянска.

Другой вход на территорию Брестской крепости

Путь до Гомеля занял порядка 9 часов, мы очень хотели посмотреть и этот город, но у нас уже не было времени. На границе мы показали наши паспорта российским пограничникам и въехали в страну. Это было прекрасное и удивительное путешествие, и мы уверены, что приедем в Белоруссию еще.

Я очень давно мечтала посетить Беларусь. О ее необыкновенной чистоте и идеальных дорогах, приветливости людей и потрясающем вкусе местных продуктов ходят легенды. Беларусь – заграница, но для ее посещения не нужны визы. И потому одним приветливым сентябрьским утром мы семьёй (я, муж и дочка 6-ти лет) погрузились в машину и отправились в путешествие.

Выехали мы во вторник в 3 часа утра. Расстояние от Коврова до Минска – 1 100 км., расчетное время в пути - около 14 часов.

Несколько общих вопросов:

Реклама — поддержка клуба

  1. Местная валюта – белорусские рубли. Еще до поездки я много читала о том, что менять деньги в России невыгодно. Но мне всегда некомфортно ехать без местной валюты в кармане, поэтому я поменяла в Сбербанке 1 000 000 бел. рублей. Так вот, на своем опыте подтверждаю – менять деньги надо в Беларуси. Обменные пункты есть во всех торговых центрах Минска, курс намного выгоднее, чем в банках России.
  2. Оформление «Green Card - Зеленой карты» – международного полиса страхования на авто. Везде пишут, что она должна быть обязательно. У нас за все время поездки никто страховку не спросил, но это не показатель, конечно. Оформить ее можно как дома в страховой компании, так и по трассе, начиная со Смоленска и дальше. Пунктов страхования великое множество, цена везде примерно одинаковая.
  3. Бензин. Бензином лучше максимально заправиться в России, в Беларуси он дороже. Зато цена на всех заправках идентична, что очень удобно.
  4. Платные дороги. Возле Минска множество указателей «Платная дорога». Как и где платят за проезд по этим дорогам,– мы так и не поняли. Нет будок, шлагбаумов - ничего. Проехав множество платных дорог, мы ни разу не заплатили. Загадка.
  5. Культура вождения в Беларуси очень высокая. Соблюдают правила, дисциплинированно пропускают людей на пешеходных переходах.

Ну, вот вроде и все. Перейду непосредственно к путешествию. Итак, выехав из Коврова в 03.00 утра, в 16.00 мы были уже в Минске.(

Останавливались лишь на заправках – кофе/перекус/туалет/небольшой отдых водителю.

Я много читала перед поездкой и примерно представляла чего ждать от страны. Но все равно первое, на что обращаешь внимание, едва переехав границу, - необыкновенная чистота. Травка, будто причесанная гребешком – ровная, красивая. И, кстати, не только на главных дорогах. Нам приходилось ездить и маленькими деревеньками - все идентично. Кругом свежеубранные поля, я уже забыла какая это красота – ухоженная земля.

По трассе множество мест для стоянок, оборудованных всем необходимым. За использования леса в качестве бесплатного туалета/мусорного контейнера штрафуют. Вообще, Беларусь совсем не похожа на Россию внешне. На европейские страны, где я бывала тоже. Беларусь самобытна, и это делает ее уникальной.

Первое впечатление от Минска – уютный, спокойный город. Нет мчащихся толп людей. Пробок тоже нет!

День 1. Парк Победы – Музей Великой Отечественной войны

Гостевой дом «Comfort-House» в Минске

Приехав, мы отправились в гостевой дом «Comfort-House» на ул. Новинковская, заранее забронированный на сайте букинг.ком. Привлекли относительная дешевизна номера – около 2000 руб. на троих за ночь и множество положительных отзывов (средняя оценка гостевого дома очень высокие - 9,3 балла).

Так вот, все дифирамбы, что поют этому маленькому отелю, совершенно правдивы. У меня лишь восторженные восклицания и превосходные степени. «Comfort-House» состоит из несколько маленьких домиков, каждый из которых вмещает два номера.
В нашем домике были бассейн (пользование входит в стоимость), мангал, сауна (за дополнительную плату). Огромная кухня со всем необходимым, в номере телевизор, диван, кондиционер, кровать-аэродром. Территория ухоженная, с обилием растительности, всяких статуэточек, гротов, фонтанчиков, беседок. Вот честное слово, даже уходить не хочется. Ребенок мой был в совершенном восторге и до сих пор вспоминает «Комфортный дом» с большой нежностью.





Малюсенькая ложка дегтя в этот океан меда – очень приветливый хозяин. Очень-очень. По три раза за вечер приходил узнать все ли у нас в порядке. Редактировал наши планы на день и т.д. и т.п. Но это только мои заморочки, я не очень люблю бурное общение с малознакомыми людьми.
Гостиницу эту рекомендую всем. Пожалуй, лучшее место, где мы когда-нибудь останавливались.

Но вернемся непосредственно к путешествию. Устроившись, мы поехали гулять по городу. Остановились возле Парка победы на проспекте Победителей. Отличная панорама, ухоженный парк с фонтанами, мостиками, живописными аллеями.










Венчает пейзаж величественное здание - Музей Великой отечественной войны. Туда мы и отправились. Вообще надо отметить то огромное уважение, с которым белорусы относятся к памяти о войне. Многочисленные стелы, памятники – все в отличном состоянии. Во время войны погиб каждый третий белорус (даже вдуматься страшно в эту цифру), и эту трагедия навсегда останется в народном сознании.









Минский музей Великой Отечественной войны состоит из экспозиций, посвященных ходу войны, партизанскому движению и различных инсталляций. Несколько залов отдано под демонстрацию военной техники. Меня особенно тронули залы фашистской оккупации Беларуси. Сердце кровью обливается, стоит только представить, что пережили люди, принявшие на себя весь гнет и зверства войны.

Побродив по музею, мы отправились ужинать. Кстати, расскажу о нашем питании в Беларуси.

Питание в Беларуси

Не мудрствуя лукаво, ходили мы все время в «Лидо». Об этом заведении написано и сказано уже очень много, повторяться не буду. «Лидо» в Минске два, мы их оба и посетили за дни пребывания в городе. Недорого, разнообразно, вкусно. Очень атмосферно. Жаль, конечно, что не пришлось побывать в других местах, – Анна Садовская очень вкусно рассказывает о в своих отзывах. Но ничего, наверстаем в другой раз.
На всякий случай адреса «Лидо» в Беларуси :

  1. пр. Независимости, 49, пом.1
  2. ул. Кульман, 5А

День второй. Замок Мiр- Замок Нясвiж- Национальная библиотека г. Минск

Мир

Проснувшись и позавтракав в гостинице, отправились в . Расстояние от Минска до населенного пункта Мир Кореличского р-на Гродненской области 98 км. Отличная дорога, очень живописные окрестности.

Сам замок выглядит монументально. Когда входишь в ворота и видишь его перед собой - дух захватывает, будто попал в волшебную сказку..

Внутри все не менее сказочно. Кажется, что ты в средневековье, через секунду появятся рыцари и прекрасные дамы в кринолинах, а по кухне будут сновать прислужницы с головами кабанов на подносах и луковой похлебкой. Нет ощущения новодела, как во множестве подобных мест.
Очень интересна экскурсия по замку и его окрестностям. В частности, трагическое предание об озере, которое выкопали, вырубив прекрасный лес. Духи леса прокляли род человека, отдавшего приказание. Вымысел или нет, но в этом озере утонула дочь хозяина замка князя Святополк-Мирского Сонечка, а потом и он сам.





\








В Мирском замке сплошные лестницы и катакомбы. Лестницы очень крутые и неудобные, я несколько раз практически срывалась со ступеней.

Во дворе замка очень хорошая сувенирная лавка и небольшой музей, посвященный годам фашистской оккупации Мирской земли. Также на территории замка было расположено еврейское гетто. Древние стены стали темницей для сотен людей.
Прекрасна в Мире не только архитектура – чудный ландшафт, мостики, живописная часовня-усыпальница князей Святополк-Мирских.

Удивительное место, куда я очень хочу вернуться.

Несвиж

Из Мира мы отправились в – культурную столицу Беларуси. Так написано на одном из зданий в этом городе. Расстояние – 31 км.
Приехав, мы оставили машину возле древней церквушки и отправились в Замок.
Довольно длинный путь проходит по берегу красивого пруда. От самого замка перехватывает дыхание. В буквальном смысле – такой он красивый.





А вот внутри замок не произвел большого впечатления. Вроде и красиво, и богато – но новодел, и историей совсем не пахнет. Прошлись, поглядели, послушали, ничем особо не впечатлились. По моим ощущениям, Несвиж нарядный, современный, очень похож на дворцы Петербурга. Замок Мир – экзотичнее, в России такого не увидеть.







Окружающая территория также разочаровала. При таком величественном замке – пейзаж унылый и блеклый. Кругом сувениры и ларьки с едой, очень не хватает ухоженного парка с аллеями, где можно было бы погулять, любуясь видами.
Из Несвижа мы отправились обедать в "Лидо", а потом посетили гордость минчан – Национальную библиотеку . Очень интересное и необычное здание из синего стекла.




Мы были там вечером, уже стемнело и включили подсветку. Вид, конечно, фантастический.

На скоростном лифте мы поднялись на смотровую площадку – увидели ночной Минск с высоты. Еще раз убедились, какой же это красивый город.



Без рук/без ног отправились в гостиницу – ужинать, купаться в бассейне, париться в сауне и спать, спать, спать.

День 3. Хатынь – «Озерцо» - Музей народной архитектуры и быта республики Беларусь – Комаровский рынок г. Минск.

Рано утром третьего дня мы отправились в . Добирались до него так – на 54-м километре Витебского шоссе стоит указатель «Хатынь». Сворачиваем влево – и через несколько километров виден мемориальный комплекс.

Много рассказывать о трагедии Хатыни не буду – о ней знает каждый. Одна из самых трагических страниц нашей общей истории. 22 марта 1943 года жителей маленькой белорусской деревни фашисты согнали в деревянный сарай и подожгли. Стариков, женщин, грудных детей. У них не было оружия, они никому не причинили вреда. И случай этот не единичный. За годы оккупации на белорусской земле произошло больше сотни таких трагедий.









О Хатыни я много слышала, много читала, но когда сама очутилась на этом месте… Утро, туман, на остовах сгоревших домов звенят колокола, огромная статуя «Непокоренный» - обожженный старик с мертвым сыном на руках. Мрачная, тревожная атмосфера. Побывать здесь надо каждому человеку, на мой взгляд. Но вернуться сюда я бы не решилась.

Из Хатыни мы отправились в Музей народной архитектуры и быта Республики Беларусь «Озерцо» .

И я навсегда влюбилась в это место. «Озерцо» относится к музеям под открытым небом или музеям-скансенам. То есть таким, где памятники истории и культуры демонстрируются в естественной среде.




Прежде всего, он знаменит интересными скульптурами перед входом. Ну, и конечно, ассортиментом. Все, чем богата Беларусь, представлено на рынке. И колбасы, и сыры, и молочная продукция, и изделия кондитерских фабрик. На любой вкус. Мы затарились сгущенными сливками – вкус потрясающий и цена на наши деньги около 50 рублей за банку, белорусским салом и конфетами. Купить хотелось все и сразу. Но так как мы, как Винни Пухи, больше всего любим сгущенку – ее в основном и покупали. Да побольше. :) Там же купили несколько банок тушенки. Кстати, на белорусской тушенке очень редко можно встретить слово ГОСТ. А дело в том, что в Беларуси слово это – не пустой звук. За малейшее несоответствие могут очень строго наказать.

Еще хочу отметить молочную продукцию – все очень вкусно. Например, если брать молочный коктейль (их очень любит дочка моя) – это будет настоящий коктейль, а не бурда со множеством Е, которая продается в наших магазинах. Колбасы – как колбасы. Никакой особой разницы с российскими я не заметила.

Повсюду продается продукция белорусских косметических фирм – «Биовита» и «Витекс». Шампуни, кремы – неплохие. Но опять же ничем не лучше «Чистой линии» и «Бабушки Агафьи», на мой взгляд.

Еще раз переночевав в гостинице, утром мы отправились домой. Путешествие в Беларусь на автомобиле заканчивалось... Очень жаль было уезжать, так нам понравилась эта гостеприимная страна. Столько интересного осталось неизведанным – Брест, Гродно, Лида и еще много-много всего. Есть повод вернуться!

Самый близкий к нам стык Востока и Запада притягивает удивительными контрастами. Страна и по сей день остается своеобразным заповедником социализма с мало изменившимся с советских времен гербом и флагом, памятниками Ленину чуть ли не в каждом городе, неизменными со времен СССР названиями улиц и даже… колхозами. В то же время в Белоруссии очень приличный и недорогой сервис, непривычная нам чистота на улицах и даже во дворах, незагаженная природа, по-западноевропейски хорошие дороги и вежливые водители. А еще Белоруссия - страна музеев, причем самых разных - иногда неожиданных для непосвященных - направлений и эпох.

Как ехать и где жить

Для поездки в Белоруссию россиянам не нужен даже загранпаспорт. К следует добавить лишь страховку на автомобиль - грин-карт, которую можно купить и перед самой границей. К слову, границы как таковой между Россией и Белоруссией нет. Правда, с некоторых пор при въезде в Россию все машины останавливают для проверки наличия российских паспортов. Белоруссия-то открыла границы для многих стран. Впрочем, такой контроль отнимает минимум времени и нервов. Даже из машины выходить не надо.

От Москвы на Минск и Брест едем прямо по трассе М-1. Пересекаем границу и ощущаем некое дыхание Европы. На больших отрезках трассы на территории Белоруссии, в отличие от России, широкая разделительная полоса. Допустимая скорость для легкового автомобиля - 120 км/ч. Сильно превышать не стоит, и за знаками, особенно в населенных пунктах, надо следить зорко. Камер, фотографирующих хвост автомобиля, полно, и даже через несколько дней путешествия по республике вас могут остановить, предъявить в доказательство нарушения фото и вежливо предложить уплатить штраф. Зато без повода не остановят. И взяток белорусские стражи порядка не берут. Дороги же - даже местные, узкие, провинциальные - всегда в удивительно приличном состоянии.

Бензин стоит примерно как в России. на несколько дней, надо поменять некоторую сумму на местную валюту. Времена, когда во многих местах, особенно на бензоколонках, принимали и наши рубли, и евро, и даже доллары, давно минули. Впрочем, карточки принимают почти везде.

Найти гостиницу в любом городе - не проблема. Часто на отелях есть некий налет «советскости», но все чистое и не облезлое. Для кого-то в таком возвращении в прошлое есть своеобразный кайф.

Двухместный номер в гостинице «три звезды» в крупных городах стоит в сутки примерно 4500 рублей, в четырехзведочных - 5500–6000 рублей. Возле некоторых отелей платные парковки, но цены такие, что никого не разорят.

Кормят в Белоруссии дешево, сытно и вкусно. Вполне приличный ужин во вполне приличном ресторане обойдется рублей в 700 на человека. Кстати, местные продукты не только вкусны, но и удивительно дешевы. Я знаю любителя, регулярно путешествующего по Белоруссии и неизменно привозящего оттуда молочные изделия и тушенку, которая стоит в два раза дешевле, нежели в Москве.

Что смотреть?

Белоруссия известная

Конечно же, даже те, кто ни разу не был в Белоруссии, знают: страна колоссально пострадала во время войны и хорошо помнит это. Поэтому исторические памятники, связанные с Великой Отечественной, здесь особенно многочисленны и почитаемы.

Из наиболее известных, конечно же, Брестская крепость, мемориальный комплекс в сожженной в Великую Отечественную деревне Хатынь и Буйническое поле на окраине Могилева, где оборонявшие город летом 1941-го сдерживали немецкие танки больше трех недель. Кстати, это еще и литературно-кинематографическое место. Именно эти бои описывал в «Живых и мертвых» Константин Симонов, а потом воспроизвел в одноименном фильме Александр Столпер.

Меньше, как ни странно, известен прекрасный, очень интересный минский музей Второй мировой. Кстати, здесь есть и особенный, необычный экспонат. Поднявшись на второй этаж и увидев , сначала удивляешься: как затащили? И далеко не все и уж точно не сразу догадываются, что танк - прекрасно сделанная копия из… пенопласта.

Среди музеев Минска очень неплох, кстати, и художественный с интересной коллекцией русской и западной живописи.

На радость любителям техники от 5 до 60 лет от роду под Минском есть обширная коллекция советской авиационной техники. Желающих здесь, кстати, еще и покатают на спортивном Як-52. Правда, лишь в хорошую погоду.

Известный всем символ Белоруссии - Беловежская пуща. Слышали о ней многие, бывали далеко не все. Это самый большой и один из самых древних лесов современной Европы. Помимо главных «героев» пущи, а по совместительству символов страны - зубров, здесь немало иного интересного зверья. К слову, поблизости от Беловежской пущи живет и еще одни «реликт» - белорусский Дед Мороз.

Белоруссия неизвестная

Белоруссия и военные памятники - понятно. А вот с дворцами и замками республика ассоциируется далеко не у всех. А ведь на территории современной Белоруссии еще пять веков назад литовские и польские дворяне, а потом и промышленники строили роскошные дворцы и усадьбы, окружали их регулярными в западноевропейском стиле, обычно «аглицком» стиле парками. Сегодня большинство замков, разумеется, превращены в музеи и центры историко-культурных комплексов. Вот лишь несколько, наиболее интересных.

В Гродненской области в 100 км от Минска в поселке Мир замковый комплекс, истоки которого аж в 1520-х годах. Строили его как крепость от набегов татар (и сюда добегали!) и недружественных соседей. Кроме того, чтобы получить графский титул Священной Римской империи, нужно было владеть каменным замком.

Несвижский дворец и парк создавали на протяжении двух веков начиная с XVI столетия. Поэтому здесь причудливо сочетаются разные архитектурные стили. Принадлежало все это богатство не кому-нибудь, а знаменитому польскому роду Радзивиллов. Сейчас здесь, в 112 км от Минска в сторону Бреста, находится национальный историко-культурный заповедник с музеем, гостиницей и прочими туристическими радостями.

Огромный Ружанский замок, принадлежавший некогда роду литовского канцлера Льва Сапеги, пока, в основном, в руинах. Реставрацию, по сути, только начали. Первый пожар случился во время Первой мировой войны, когда тут уже была ткацкая фабрика, а доконала некогда роскошный дворец уже Вторая мировая. Но такие руины сами по себе стоят того, чтобы на них взглянуть. Да и музей здесь есть.

Интересно, в каком направление собирается ехать с Брестского вокзала эта барышня? Наверное, в Париж…

Интересно, в каком направление собирается ехать с Брестского вокзала эта барышня? Наверное, в Париж…

А еще почти социалистическая, колхозная Белоруссия - страна не только замков, но и… казино. Я вовсе не пропагандирую пагубную страсть. Просто забавно, что в Минске сейчас полтора десятка (!) игорных заведений. Эдакое восточноевропейское Монако! А первое казино, кстати, встречает российских путешественников уже вскоре после границы. Как ни странно, но это тоже Белоруссия!

В общем, в Белоруссии нескучно тем, для кого понятие отдых - синоним слов «посмотреть» и «узнать».

Наша семья любит путешествовать на автомобиле. В этом году мы решили съездить в Беларусь, так сказать, по местам боевой славы советского народа. Стартовали 1 июля в 5 утра с крайнего севера Москвы и свободно, без пробок, выехали из города по Минскому шоссе.

Дорога до пункта назначения — мы арендовали квартиру практически в центре Минска, на ул. Немига, — заняла 8,5 часов. Делали две остановки — заправиться и перекусить. Кстати, бензин в Белоруссии дороже, чем в России, цена на всех заправках одинаковая — литр АИ-95, например, стоит 11900 белорусских рублей (BYR), т.е. примерно 44 российских рубля, поэтому рекомендуем заправиться на приграничной заправке с российской стороны. Трасса М-1 довольно хорошая, в Смоленской области некоторый ремонт дороги и сужение.

На территории Белоруссии непривычно мало попутных, да и встречных, машин, бывали промежутки времени, когда мы ехали одни по трассе. И, кстати, чаще встречали машины с российскими номерами, из разных регионов, нежели местные. На пути в Брест нам попадались машины даже из Забайкальского края!

Итак, в 13-30 мы достигли «своей» квартиры. Пообедали и отправились знакомиться с городом. Еще в Москве, составляя план поездки, я нашла, что в Минске есть городской экскурсионный маршрут Minsk City tour — не что иное, как знакомый нам красный даблдекер. Базируется автобус на привокзальной площади, идет без остановок по следующему маршруту: Вокзал — Площадь независимости — Дворец Республики — Цирк — Площадь Победы — Академия наук — Ботанический сад — Национальная библиотека — Площадь Якуба Коласа — Троицкое предместье — Парк Победы — Минск-Арена — Дворец Спорта — Ратуша — Вокзал.

Продолжительность поездки — примерно два часа, есть аудиогид на белорусском, русском, английском, немецком, французском, испанском, итальянском и китайском языках. Отправление четыре раза в день — в 11, 13-30, 16-00, 18-30, стоимость для взрослого 300000 BYR, для детей от 7 до 15 лет 150000 BYR, до 7 лет бесплатно. Нашей семье (2 взрослых и 2 детей) поездка обошлась в 900000 BYR (т.е. примерно 3300 российских рублей), оплата только наличными. Аудиогид предлагает краткую историческую справку о стране и более подробный рассказ о столице. С высоты второго этажа автобуса нам открылся красивый ухоженный город, вполне себе европейский, но с узнаваемой советской архитектурой.

Например, здание комитета государственной безопасности можно опознать и без подсказки, так же как и другие административные здания, ГУМ и ЦУМ. Однако есть и современные здания, поражающие своим обликом: ромбокубооктаэдр Национальной библиотеки (в народе его называют «дыямантом» — алмазом), Дворец Республики, Большой театр оперы и балета, культурно-спортивный комплекс «Минск-Арена», Дворец Независимости.

Национальная библиотека в Минске

Экскурсия нам очень понравилась и после ее завершения мы решили посетить Национальную библиотеку, вернее, смотровую площадку на ее крыше.

Оригинальный проект этого здания по проспекту Независимости, 116 был принят в 1989 году, однако стройка началась только в 2002 году, а в 2006 библиотека открыла свои двери для посетителей. Здесь работают картинная галерея, музей книги, ресторан и кафе и даже физкультурно-оздоровительный комплекс. По зданию и музею книги можно пройти с экскурсией. Мы же воспользовались случаем посмотреть на Минск с высоты 73 метров, с 23 этажа здания, куда нас доставил скоростной панорамный лифт. Стоимость билетов на площадку для взрослых — 30000 BYR, для школьников и студентов — 20000 BYR. Обратите внимание, что вход на смотровую площадку находится с противоположной от главного входа стороны.

Аквапарк в Минске

На следующий день по плану был аквапарк Лебяжий — у сына случился день рожденья и решено было отпраздновать таким образом. Адрес аквапарка — проспект Победителей, 120 Стоимость посещения варьируется в зависимости от дня и времени посещения, и от набора желаемых услуг. В нашем случае билеты обошлись в 928000 BYR, причем на билет для именинника дали 30% скидку, но попросили показать подтверждающий документ.

Нам немножко не повезло — в этот день в аквапарк привезли детей из оздоровительного лагеря, около 15 отрядов, когда мы покидали аквапарк, он уже был переполнен детьми. Хорошо, что приехали почти к открытию — к 9 часам, успели два часа из четырех вольготно поплавать. Детям очень понравилась такая экскурсия.

Военный музей «Линия Сталина»

После аквапарка намечено было посещение историко-культурного комплекса «линия Сталина» , который находится в окрестностях города Заславля (к северу от Минска). Это военный музей под открытым небом, открыт в 2005 году. Система узловых оборонительных сооружений создана в 1930 годы, во время строительства музея по архивным довоенным чертежам восстановили пулеметные доты, артиллерийский полуканонир и командно-наблюдательный пункт, внутри дотов реконструировали обстановку предвоенного времени. В музее собрана коллекция техники времен ВОВ, а также бронеколпаки, сохранившиеся еще с Первой Мировой войны. Большинство экспонатов можно потрогать руками, можно спуститься в окопы, есть полевая кухня. Регулярно проводятся исторические реконструкции битв Великой Отечественной войны. Стоимость билетов: взрослым — 100000 BYR, школьникам и студентам — 50000 BYR, стоянка легкового автомобиля — 20000 BYR.

Мы не стали брать экскурсию, два с лишним часа гуляли по территории музея, муж и сын рассказывали нам с дочкой о многих экспонатах — они интересуются этой темой и многое знают.

Брест. Брестская крепость

Конечно же, планируя поездку в Белоруссию, посещение Брестской крепости поставили обязательным пунктом. А также музей паровозов — сын к ним неравнодушен. 3 июля, в день Независимости Белоруссии, мы поехали в Брест.

Расстояние 350 км было пройдено за 3,5 часа и в 12 часов дня мы припарковались недалеко от железнодорожного музея. Решили сначала посетить его, т.к. время работы до 17 часов, а потом уже крепость.

Музей железнодорожной техники в Бресте открылся в 2002 году. В экспозиции есть паровозы, тепловозы, грузовые и пассажирские вагоны, путейская дрезина, машина-снегоочиститель, дизель-поезд, почтовый вагон, пушка бронепоезда и многое другое!

170 экспонатов технического оснащения железнодорожного транспорта разных периодов истории. Экспонаты на ходу, участвуют в кинематографических съемках и экскурсиях. Адрес музея: Брест, улица Машерова, 2.

Для взрослых стоимость билета — 20000 BYR, для школьников — 10000 BYR.

Брестская крепость-герой — ее история началась гораздо раньше, чем всем известные события ВОВ. Укрепленная военная крепость построена в середине XIX века для обороны западных границ Российской империи, в XX веке продолжалось ее совершенствование, некоторое время Брест был частью территории Польши — до 1939 года.

22 июня 1941 года в 04-15 немецкие войска открыли по крепости артиллерийский огонь. Около 300 офицерских семей попали в окружение, но выступили против 9000 немецких солдат и больше месяца защитники крепости держали оборону. После войны Брестская крепость стала символом стойкости советского народа. В 70-х годах XX века на ее руинах построили мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой».

Территория комплекса большая, здесь расположены также Музей обороны Брестской крепости, музей «V форт» и «Музей войны — территория мира», проводятся обзорные экскурсии.

На Госпитальном острове находится археологический музей «Берестье» — здесь находится ремесленный квартал города XVI века, найденный при раскопках. Посещение крепости никого не оставило равнодушным, эта память навсегда с нами.

Продолжая тему памяти, на следующий день мы поехали в Хатынь. Мемориальный комплекс находится в Логойском районе Минской области, примерно в 30 километрах от Минска по трассе Минск-Витебск. Но ни на одной карте не найти сейчас деревни Хатынь. Она была уничтожена немецкими захватчиками весной 1943 года. Во время войны вся территория Беларуси была оккупирована, и такая деревня была не единственной, среди мирного населения были огромные потери, историки считают, что погиб каждый четвертый житель Беларуси.

На месте Хатыни построили мемориальный комплекс в память обо всех погибших мирных жителях, он повторяет планировку деревни, только вместо домов — срубы, внутри которых обелиски в виде печных труб. Колокола на трубах звонят каждую минуту... Это очень эмоциональное место, но люди должны помнить о прошлом.


Курган славы (Минск)

Еще одно место памяти о Великой Отечественной войне — мемориальный комплекс «Курган славы», расположенный в Смолевичском районе, на 21 км магистрали М2 Минск — Национальный аэропорт «Минск». Его возвели в честь операции по освобождению Беларуси (операция «Багратион»).

Именно здесь, в «Минском котле», в июле 1944 года советская армия разбила вражеские войска. Холм высотой 35 метров насыпан практически вручную, люди носили землю буквально в руках, привозили из других городов и полей битв. Курган венчают четыре штыка, которые символизируют фронты, освобождавшие Беларусь: 1-й, 2-й и 3-й Белорусские фронты и Прибалтийский фронт. 35-метровые штыки тянутся в небо, их подножие окружает широкое кольцо, на внутренней поверхности которого написано: «Армии Советской, Армии-освободительнице — слава!». На вершину кургана ведут две винтовые лестницы, каждая состоит из 241 ступени. С высоты открывается великолепный вид на все четыре стороны.

У подножья кургана расположена небольшая экспозиция военной техники — пушки Д-44, ЗИС-2, ЗИС-3 и танки Т-10, Т-34, ИСУ-152, ИС-2, ИС-3. Это искренний и внушительный памятник нашей истории.

Музей Великой Отечественной Войны в Минске

Конечно же, мы не могли обойти вниманием музей Великой отечественной войны в Минске. Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны расположен в г. Минске по адресу: проспект Победителей, 8, на территории музейно-паркового комплекса «Победа».

Это новое здание музея, открытие, приуроченное к 70-летию освобождения Беларуси от немецких захватчиков, состоялось 3 июля 2014 года. Музей считается первым в мире подобной тематики, ведь первые посетители пришли в экспозицию 22 июля 1944 года, тогда еще по адресу площадь Свободы, Дом Профсоюзов.

В 1966 году музей был перемещен во вновь построенное здание по Ленинскому проспекту 25а (ныне проспект Независимости). Новое, современное здание музея поражает своими размерами, залы плавно переходят один в другой, даже при беглом осмотре на весь музей уйдет, наверно, не менее 1,5 часов.

Очень красивый и впечатляющий Зал Победы — круглый, со стеклянным куполом, по периметру размещена подробная информация о фронтах, армиях, флотилиях, а также Героях Советского Союза. Также в экспозиции представлена военная техника в натуральную величину, различные инсталляции, форма разных войск, множество документов и личных вещей воинов и многое другое. Есть также интерактивные экраны, с помощью которых можно узнать историю экспонатов. Рекомендуем посетить этот музей!

Мирский замок

В последний день нашего пребывания в Беларуси мы выбрали для посещения Мирский замок. Интересно было посмотреть на старинный белорусский замок. На самом деле оказалось, что старинного в замке осталось не так много. Строения много раз разрушались по различным причинам, и потом восстанавливались. В результате от первоначальной задумки князя Юрия Ильинича — первого владельца замка — практически ничего не осталось. Однако атмосфера старины — стены трехметровой толщины, узкие бойницы и винтовые лестницы с высокими ступеньками в стенах башен, где двоим никак не разойтись, тюрьма, рыцари в доспехах и утварь, интересные экспозиции внутри замка — от погребов до бального зала, личные вещи владельцев, музыка во дворе — конечно, присутствует.

Территория облагорожена и ухожена, рядом с замком небольшой пруд и парк. Дети с интересом прогулялись по подвалам и башням, а музейная экспозиция немного утомила. К тому же во дворце много экскурсионных групп, а некоторые залы не настолько огромны, чтобы вместить всех. Вывод сделали такой — интересная достопримечательность, но только ради посещения замка не стоило бы ехать в Беларусь.

Вот и наступил час отъезда. В целом впечатления очень хорошие, но немножко не хватает туристической информации — мало табличек с указателями в городах, информационных стендов на экскурсионных объектах.

Беларусь — красивая, ухоженная страна, с бескрайними сельскохозяйственными угодьями и неторопливым образом жизни.