План разбора глагола
I | Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос. | ||
II | Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки: | ||
A | Постоянные морфологические признаки: | ||
1 | вид (совершенный, несовершенный); | ||
2 | возвратность (невозвратный, возвратный); | ||
3 | переходность (переходный, непереходный); | ||
4 | спряжение ; | ||
Б | Непостоянные морфологические признаки: | ||
1 | наклонение ; | ||
2 | время (в изъявительном наклонении); | ||
3 | число ; | ||
4 | лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении); | ||
5 | род (в единственном числе прошедшего времени и сослагательного наклонения). | ||
III | Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении). |
Образцы разбора глаголов
Любишь кататься - люби и саночки возить (пословица).
Любишь
- что делаешь?
- Н. ф. - любить
. Морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) невозвратный;
3) переходный;
4) II спряжение.
2) настоящего времени;
3) единственного числа;
4) 2-го лица.
Кататься
- Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
- Н. ф. - кататься
. Морфологические признаки:
А) Постоянные морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) возвратный;
3) непереходный;
4) I спряжение.
Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма). - В предложении является частью составного глагольного сказуемого.
Люби
- Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
- Н. ф. - любить
. Морфологические признаки:
А) Постоянные морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) невозвратный;
3) переходный;
4) II спряжение.
Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
1) повелительного наклонения;
2) единственного числа;
3) 2-го лица. - В предложении является частью составного глагольного сказуемого.
Началась пахота (Пришвин).
Началась
- Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что сделала?
- Н. ф. - начаться
. Морфологические признаки:
А) Постоянные морфологические признаки:
1) совершенный вид;
2) возвратный;
3) непереходный;
4) I спряжение.
Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
1) изъявительного наклонения;
2) прошедшего времени;
3) единственного числа;
4) женского рода. - В предложении является сказуемым.
Глагол - это одна из самых важных частей речи русского языка, на изучение которой в школьной программе отводится огромное количество времени. И это понятно, ведь тема на самом деле достаточно объемная. При ее изучении детям объясняют, как определять форму, вид и значение конкретного слова в предложении, а также как разбирать глаголы как части речи. Курс русского языка предполагает знакомство с данным разделом после всех именных частей. И делается это совсем не случайно, ведь, в отличие от имен существительных, прилагательных и числительных, глагол имеет форму спряжения, а это значит, что морфологические признаки данной части речи в корне отличаются от других слов и словоформ.
Слово как часть речи: глагол
Определение глагола, поданное в школьных учебниках, звучит примерно так: это часть речи, которая отвечает на вопросы, обозначающие действие, и может выражаться в состоянии (болеть), свойстве (заикаться), признаке (темнеть) и в отношении (ревновать). Начальную которая отвечает на вопросы "что делать" и "что сделать", называют инфинитивом, или неопределенной формой, которая в предложении может выступать любым из его членов.
Например: понимать (подлежащее) - значит чувствовать; быть (сказуемое) дождю; друзья просили его спеть (дополнение); она пошла пройтись (обстоятельство).
Тему раздела, повествующего о том, как разбирать глаголы как части речи, дети начинают изучать уже в 4 классе, а в последующие годы возвращаются к ней неоднократно. Однако перед тем, как перейти непосредственно к анализу глагола,следует изучить его признаки. Именно об этом и пойдет речь далее.
Постоянные признаки глагола
Одна из важных особенностей данной части речи заключается в том, что все слова, относящиеся к ней, могут иметь постоянные и не постоянные признаки, изучение которых обязательно для того, чтобы разобрать как часть речи глагол. К первым относятся:
- Принадлежность к виду. Если процесс или действие, описанное глаголом, законченно на данный момент, или указано, что оно будет таковым - это совершенный вид. Например: уехал, пришел, напишу, прочитаю, скажу . А если слово не предполагает законченности, то это несовершенный вид глагола. Например: живу, рисовал, пишу.
- Переходность и непереходность. Различия этих грамматических признаков заключаются в наличии предлога при употреблении глагола с местоимением или именем существительным. Переходные глаголы могут употребляться без предлогов с именительными частями речи в винительном, а при отрицании - в родительном падеже. А при непереходных формах наличие предлога для связи слов - обязательное условие. Например: читал письмо, не читал статью, построили дом, отвыкнуть от дома, сочувствовать другу, дорожить временем.
- Возвратность. Определить этот признак достаточно просто, как правило, все глаголы такого типа заканчиваются на -ся или -сь. Стоит отметить, что данная характеристика указывает на то, что глагол непереходный. Например: смеялся над сестрой, растворился в воде, придерживаться диеты .
- Спряжение - это одна из важнейших характеристик, которая участвует в формировании слов и заключается в изменении глаголов по числам и лицам. Для изучения и закрепления этой темы в школьном курсе русского языка уделяется немало времени, и от умения правильно определить спряжение глагола зависит качество правописания. Однако можно всю тему записать в один маленький конспект. Итак, к первому спряжению относят все глаголы с окончаниями -ешь, -ем, -ет, -ете, -ут, -ют , а ко второму - с окончаниями на -ишь, -им, -ит, -ите, -ат, -ят . Чтобы определить спряжение, глагол следует изменить по лицам и проследить за изменением окончания.
Непостоянные признаки глагола
Характеристика этих признаков заключена в их названии, и их также очень важно изучить до того, как разбирать глаголы как части речи. К ним относятся следующие факторы, которые влияют на словообразование:
- Наклонение. Форма этого признака показывает на отношение действия к реальному времени. Существует три формы наклонения: изъявительная (действие происходит сейчас), условная (действие является лишь желаемым) и повелительная (действие возможно при определенных событиях).
- Время и число. В русском языке существует прошедшее, настоящее и будущее время глаголов. Как правило, с определением этого грамматического признака трудностей не возникает, равно как и с определение множественного или единственного числа.
- Род. Как и все знаменательные части речи, глаголы могут изменяться по родам, в зависимости от слова, определяющего лицо, с которым связано действие.
Как разбирать глаголы как части речи
Именно вышеуказанные особенности и следует указать в глагола, план которого выглядит так:
- Указать название части речи.
- Определить начальную форму.
- Указать как части возвратность, переходность, спряжение.
- Обозначить непостоянные признаки: наклонение, время, лицо и род (если они есть), а также число.
- Разобрать предложение, в котором употребляется глагол, и определить его функцию, то есть указать, каким членом он является.
Примеры разбора глагола как части речи
Для закрепления изученного материала (морфологические особенности и признаки глагола) школьной программой предусмотрены многочисленные разборы данной части речи по описанной выше схеме. При помощи такого приема детей учат систематизировать знания и правильно их применять, вновь и вновь повторяя при конкретном разборе все признаки той или иной части речи.
В качестве примера рассмотрим такую фразу: "На небе ярко светит солнце".
- Светит - глагол.
- Начальная форма - светить.
- Глагол несовершенного вида, невозвратный, переходный, использован во втором спряжении.
- Солнце светит - действие происходит в настоящем времени, а значит, это изъявительная форма глагола, который употреблен в единственном числе, в третьем лице и в среднем роде.
- На - предлог, небе - обстоятельство, ярко - обстоятельство, светит - сказуемое, солнце - подлежащее.
Разбор глагола по составу
Не менее важной является тема: "Морфемный разбор слова". Что это означает и как разобрать слово по составу? Глагол, как и все слова, имеет основную часть, на базе которой и формируются другие формы. Именно эта часть без окончания, которое при обозначении заключается в прямоугольник, называется основой и является главной в определении лексического значения. При разборе она обозначается квадратной скобкой под словом.
Вслед за основой выделяют суффикс - морфему, которая участвует в формо- и словообразовании однокоренных слов. На письме обозначается углом с направленной вверх вершиной.
Для глаголов в изъявительном и условном наклонении прошедшего времени характерен нулевой суффикс или -л-. Например: читал - читал бы , нес - нес бы .
Неопределенная форма образуется при помощи суффиксов -ть- и -ти-, однако в школьной программе эти морфемы рассматриваются как окончания. Например: спала - спать и спасла - спасти .
Приставка - одна из значимых частей слова, которая стоит вначале и участвует в образовании новых словоформ. Схематически обозначается перевернутой буквой Г.
Корень - обязательная и основополагающая часть, в ней заключено лексическое значение и объединяющая для всех однокоренных слов составляющая. Нет ни одной самостоятельной лексической единицы, в которой не было бы этой морфемы, то время как без остальных элементов они вполне нормально используются. Корень на письме обозначают дугой.
Правила морфемного разбора
Вопрос о том, как разобрать глагол по составу, интересует многих школьников. Об этом можно много говорить, но лучше показать на практике. Но для начала следует отметить, что у инфинитива и у глаголов единственного числа мужского рода, употребленного в прошедшем времени и условном наклонении, нет окончания. Также у этих глаголов нет суффикса.
Морфемный разбор глаголов, как и других слов, проводят по такой схеме:
- Определение части речи.
- Выделение окончания с объяснением его значения.
- Подбор однокоренных слов и определение корня.
- Выделение приставки и суффикса.
- Определение основы слова, в которой заключено лексическое значение.
Разбери глаголы по составу
Для закрепления материала следует разобрать несколько слов по составу по такому примеру: страдает - начальная форма страдать . Это с окончанием -ет , которое указывает на настоящее время, третье лицо, единственное число. Основа слова -страда -, суффикс -а -. Однокоренные слова: страдает, страдание, страждущий . Корень - страд с возможной заменой буквы «д» на «ж». У этого слова нет приставки.
План разбора глагола
I | Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос. | ||
II | Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки: | ||
A | Постоянные морфологические признаки: | ||
1 | вид (совершенный, несовершенный); | ||
2 | возвратность (невозвратный, возвратный); | ||
3 | переходность (переходный, непереходный); | ||
4 | спряжение ; | ||
Б | Непостоянные морфологические признаки: | ||
1 | наклонение ; | ||
2 | время (в изъявительном наклонении); | ||
3 | число ; | ||
4 | лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении); | ||
5 | род (в единственном числе прошедшего времени и сослагательного наклонения). | ||
III | Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении). |
Образцы разбора глаголов
Любишь кататься - люби и саночки возить (пословица).
Любишь
- что делаешь?
- Н. ф. - любить
. Морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) невозвратный;
3) переходный;
4) II спряжение.
2) настоящего времени;
3) единственного числа;
4) 2-го лица.
Кататься
- Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
- Н. ф. - кататься
. Морфологические признаки:
А) Постоянные морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) возвратный;
3) непереходный;
4) I спряжение.
Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма). - В предложении является частью составного глагольного сказуемого.
Люби
- Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
- Н. ф. - любить
. Морфологические признаки:
А) Постоянные морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) невозвратный;
3) переходный;
4) II спряжение.
Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
1) повелительного наклонения;
2) единственного числа;
3) 2-го лица. - В предложении является частью составного глагольного сказуемого.
Началась пахота (Пришвин).
Началась
- Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что сделала?
- Н. ф. - начаться
. Морфологические признаки:
А) Постоянные морфологические признаки:
1) совершенный вид;
2) возвратный;
3) непереходный;
4) I спряжение.
Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
1) изъявительного наклонения;
2) прошедшего времени;
3) единственного числа;
4) женского рода. - В предложении является сказуемым.
» (табл.) « «, вернуться
Морфологический разбор глагола (разбор под цифрой 3)
Примечания:
- Переходный глагол сочетается с прямым дополнением в винительном падеже без предлога (высмеять кого? двоечника; посадить что? розы), а от непереходного глагола так поставить вопрос нельзя (бежать что? куда? в школу).
Непереходные глаголы сочетаются с дополнениями посредством предлога.
- Возвратные глаголы имеют суффикс –ся (-сь). Все возвратные глаголы являются непереходными.
- Глаголы совершенного вида (СВ) отвечают на вопрос что сделать? (а НСВ – что делать?)
- К I спряжению относятся глаголы на –еть, –ать(-ять), –сти, –зти, –чь; ко II спряжению относятся глаголы на –ить и 13 глаголов-исключений.
Проще определить спряжение по второму лицу. Глаголы I спряжения всегда имеют окончание –ешь (поднимаешь – I спр., смотришь – II спр.)
Глаголы хотеть и бежать — разноспрягаемые
- Условное (сослагательное) наклонение – у глаголов с частицей бы. Повелительное наклонение глагола обозначает просьбу, приказ. Если нет ни того, ни другого – изъявительное наклонение.
- Время. Будущее время бывает простым (у глаголов СВ: напишу, скажу…) и сложным (у глаголов НСВ: буду писать, буду говорить…)
- По лицам глаголы изменяются только в настоящем и будущем времени (я, ты, он..), они изменяются и по числам.
- Глаголы прошедшего времени изменяются по числам (писал — писали), а в ед.числе еще и по родам (писал — писала).
- Безличныминазываются глаголы, выражающие действия и состояния, протекающие сами по себе, без их производителя. При таких глаголах употребление подлежащего невозможно: смеркается, рассветает.
Примеры морфологического разбора глагола
(хотел) предостеречь - глаг., начальн. форма предостеречь;
постоянные признаки: перех., невозврат., СВ, I спр.;
непостоянные признаки: в форме инфинитива;
синтаксическая роль: основная часть составного глагольного сказуемого.
(буду) выращивать - глаг., начальн. форма выращивать;
постоянные признаки: перех., невозврат., НСВ, I спр.;
непостоянные признаки: изъяв. накл., сложн. будущ.вр., 1 лицо, ед.ч.;
пусть знает - глаг., начальн. форма знать;
постоянные признаки: перех., невозвр., НСВ, I спр.;
непостоянные признаки: в повелит. накл., 3 лице, ед. числе;
синтаксическая роль: сказуемое.
подождите - глаг., начальн. форма подождать;
постоянные признаки: перех., невозвр., СВ, I спр.;
непостоянные признаки: в повел. накл., 2 лице, мн. числе;
синтаксическая роль: сказуемое.
вошел бы - глаг., начальн. форма войти;
постоянные признаки: неперех., невозврат., СВ, I спр.;
непостоянные признаки: в условн. накл., пр. вр., муж. роде, ед. числе;
синтаксическая роль: сказуемое.
светает - глаг., начальн. форма светать;
постоянные признаки: неперех., невозврат., НСВ, I спр.;
непостоянные признаки: изъяв. накл., наст.вр., безличн. (употреблен в форме 3 л., ед.ч.);
синтаксическая роль: сказуемое.
умылся - глаг., начальн. форма умыться;
постоянные признаки: неперех., возврат., СВ, I спр.;
непостоянные признаки: изъяв. накл., прош.вр., муж.р., ед ч.;
синтаксическая роль: сказуемое.
Синтаксические функции инфинитива:
- В качестве подлежащего может выступать независимый инфинитив. Он стоит обычно перед сказуемым и отделяется от него тире (паузой). Читать эту книгу — наслаждение.
- Инфинитив, входящий в состав сказуемого, обозначает действие лица, названного подлежащим. Я буду говорить с ним. Не станем мы тебя уговаривать.
- Инфинитивное обстоятельство цели относится к глагольному сказуемому, обозначающему движение. Я пришел (с какой целью?) требовать справедливости .
- Инфинитив — дополнение обозначает действие другого лица или вообще не названного. Брат просил меня (о чем?) перевести текст.
- Инфинитив — определение стоит после определяемого существительного и отвечает на вопрос какой? У него появилось стремление (какое?) понять другого человека.
Учебник: « Русский язык» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина Издательство: ООО «БАЛАСС».
Цель: научить разбирать глагол как часть речи.
Задачи:
- Образовательные
:
- ознакомиться с алгоритмом разбора глагола как части речи и образцом записи разбора
- повторить знания о глаголе
- учить планировать учебную деятельность
- Развивающие
:
- развивать устную и письменную речь
- развивать умение работать в парах
- развивать умение работать по алгоритму
- развивать орфографическую зоркость
- Воспитательные
:
- воспитывать учебную активность
- воспитывать навыки самоконтроля и самооценки
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Здравствуйте уважаемые гости и дорогие ребята! Я приветствую вас на уроке русского языка. В начале урока мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли сегодня в класс. На столах у вас находятся карточки с символами настроения. Выберите подходящую для вас и покажите.(показывают). Я рада, что у большинства ребят весёлое настроение.
2. Языковая разминка с элементами актуализации изученного
– Прочитайте слова: Р.КЕТА ПЛ.НЕТА КОСМ.С
– Какое задание вы можете выполнить? (Вставить пропущенные буквы, списать,подчеркнуть опасные места, поставить ударение)
Хоровое проговаривание, проверка у доски.
– Какие слова записали? (С
непроверяемыми написаниями)
– Что означает слово Р.КЕТА? (Летательный
аппарат, снаряд для фейерверков и сигнализации,
боевой снаряд)
– Составьте предложения с данными словами. (Составляют
устно)
– Запишите предложение под диктовку.
Яркая ракета осветила небо.
– Подчеркните опасные места. Проверим
устно.
– Назовите имена существительные из
предложения. (Ракета, небо)
– Разберём их как часть речи. (Комментируют с
места)
– Найдите имена прилагательные. (Яркая) Разберём
как часть речи. (Ученик работает у доски)
3. Создание проблемной ситуации, формулировка темы урока
– Какую часть речи ещё надо разобрать? (Глагол)
– Разберите. (Не умеем)
– Какая тема нашего урока? (Разбор глагола как
части речи)
4. Совместное планирование учебной деятельности с записью плана на доске
– С чего начнём работу? (Вспомним, что
такое глагол и на какие вопросы отвечает)
– Что ещё добавим? (Как определить время
глагола)
– Что будем делать с глаголами? (Изменять по
числам, определять род)
– А ещё познакомимся с алгоритмом разбора и
образцом записи разбора глагола как части речи.
На доске план:
глагол
вопросы
время
число
род
– Тема есть. Задачи поставлены.
5. Поиск решения
Задание 1
– Прочитайте слова. Выпишите только глаголы.
Полёт лётчик летать самолёт улетает вылет летательный лётный вылетел полетит
– Докажите.
(Глагол
обозначает действие предмета и отвечает на
вопросы что делает? что делал? что будет делать?)
– Среди этих глаголов есть особенный. Какой? (Летать)
– Почему? (Нельзя определить время и число)
– На какой вопрос отвечает? (Что делать?)
Вывод: глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы что делать? и что сделать?
– Как по-другому называется неопределённая форма глагола? (Начальная форма, инфинитив)
Задание 2
Работа с карточкой.
Поставьте глаголы в неопределённой форме, выделите суффиксы. Проверка в парах. Проверка на компьютере. Оцените себя.
Дружил –
Нёс –
Пёк –
Рисовал –
– Сделайте вывод. (Глаголы неопределённой формы имеют суффиксы ть , ти , о , а , и , я , е , у и оканчиваются на чь )
Задание 3
– Если у глагола летать
нельзя
определить время, то у оставшихся глаголов улетает.
вылетел, полетит
можно.
– Назовите глагол настоящего, прошедшего,
будущего времени. Докажите.
– От глаголов неопределённой формы образуйте
глаголы настоящего, прошедшего и будущего
времени
Пускать (устно)
Сигналить (письменно)
Вывод: глаголы изменяются по временам.
– На какой вопрос отвечает начальная форма глагола, когда образуются все три времени глагола? (Что делать?)
Задание 4
Определите число глаголовулетает. вылетел, полетит . (Единственное число)
– В каком числе ещё можно поставить глаголы? Поставьте устно.
Вывод: глаголы изменяются по числам.
– Что ещё можно определить у глагола? (Род)
– У всех глаголов? (Только в прошедшем времени)
– Какой вывод можно сделать? (Только глаголы
прошедшего времени изменяются по родам)
Физминутка
Задание 5
Знакомство с алгоритмом разбора глагола
по учебнику с 111.
– Прочитайте порядок разбора (Вслух)
.
Посмотрите на доску и сравните, что мы знаем о
глаголе.
– Запись одинаковая?
– Сможем ли мы указать все признаки глагола как
части речи? (Да)
Вывод: значит мы можем работать по алгоритму разбора глагола как части речи.
– Какую ещё осталось задачу решить? (Как
правильно оформить на письме)
– Смотрим образец записи в учебнике.
6. Развитие умения – применения нового знания
На доске запись.
Н.ступила ранн.. в.сна.
Ласково светит ярк.. со.нце.
Скор. з.пахнет душ.стыми поч.ками.
– Прочитайте предложения. Вставьте
пропущенные буквы. Объясните. (по 1 ученику у
доски)
– Найдите глаголы. Разберите как часть речи.(один
глагол с комментированием – записывает учитель,
другой – работает ученик у доски, третий –
самостоятельно)
– Что поможет разобрать глагол как часть речи?
Вывод: знание алгоритма помогает разобрать глагол как часть речи.
Работа с учебником. Упр.381
– Что будем выполнять в упражнении?
– Подчеркните глаголы. Выберите два любых
глагола и разберите как часть речи.
Проверка на компьютере.
7. Итог урока
– Выполнили ли мы задачи, которые поставили? (Да)
Вывод: мы научились разбирать глагол как часть речи.
9. Домашнее задание: стр.115 упр.1 (устно) упр. 6.