Иеремия. Православие

Который воспользовался упадком Ассирии и вернул под свою власть сев. области страны. В 13-й год царствования Иосии (ок. 627 г. до Р. Х.) Господь призвал И. к пророческому служению. «И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои» (Иер 1. 9). И. этому противился. «О, Господи Боже! - молился он,- я не умею говорить, ибо я еще молод». Но Господь определил его судьбу: «...прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя» (Иер 1. 5-10). Он призвал И. к служению: «Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать» (Иер 1. 10).

В 622 г. до Р. Х. царь Иосия провел богослужебную реформу. Забытая книга закона, к-рую нашли в храме (4 Цар 22. 3-20), была объявлена священной для всего народа. В соответствии с указаниями книги по реформе Иосии были упразднены все святилища, кроме храма Соломона. И. поддержал эти преобразования (Иер 11. 2), но священники Анафофа были недовольны этими действиями и враждебно стали относиться к И. Первые проповеди И. были направлены против тех, кто слишком полагались на политическое возрождение царства. И. проповедовал, что благословение Божие сохранится, только если люди покаются, будут свято блюсти законы справедливости и станут уповать на Бога, а не на земную силу. Но в Иерусалиме слова пророка не были услышаны.

Царь Иосия выступил против егип. фараона, воевавшего с усилившимся Вавилонским царством, и погиб в битве при Мегиддо (609 г. до Р. Х.). Израиль на время стал данником Египта. Царем в Иерусалиме фараон Нехао II поставил Иоакима (607-597 гг. до Р. X.), к-рый не собирался продолжать дело своего отца Иосии.

Пророк описывает нек-рые события царствования Иоакима. Вскоре после его восшествия на престол, в один из праздников, когда во дворе храма собралось мн. молящихся из всех городов Иудеи, И. по повелению Божию возвещает народу, что Иерусалим будет поражен проклятием, а храм постигнет участь Силома, к-рый был разрушен (Иер 26. 6). С этого времени начинается борьба И. со священниками и с лжепророками Иерусалима. Он проповедует, что иудеям нельзя уповать на святыню, пока они будут «притеснять иноземца, сироту и вдову», пока не покончат с нечестием и со злыми обычаями. Пророка пытались схватить, и только вмешательство царедворцев спасло И. Однако царь Иоаким велел казнить одного из единомышленников И., прор. Урию (Иер 26. 23). После этого события начинается крестный путь пророка. Свои переживания он изливает в псалмах, к-рые часто называют «исповедями» И. (Иер 11. 18-23; 12. 1-6; 15. 10-21; 17. 12-18; 18. 18-23; 20. 7-18). Он предвидел, что народу не избежать возмездия, но не имел возможности предотвратить его, т. к. правители не обращали внимания на его предсказания. И. не остановился и перед прямым обличением царя Иоакима (Иер 22. 15-19). Лжепророки схватили И. и, представив на суд князей и народа, требовали его немедленной смерти (Иер 26. 8). Только усилиями некоторых благорасположенных к нему князей он был спасен от расправы (Иер 24).

В 604 г. в Вавилоне царем стал Навуходоносор II. И. было открыто, что Израиль должен посвятить себя делам веры и не противиться новому владыке Востока. Пророчества об этом И. продиктовал своему ученику Варуху , к-рый прочел их перед народом в храме (Иер 36. 1-8), после чего царедворцы отнесли свиток царю. Иоаким слушал чтение по частям, отрывал прочитанные куски свитка и бросал их в жаровню. И. с Варухом едва спаслись от царского гнева, «но Господь сокрыл их» (Иер 36. 26). Позднее в тайном убежище И. и Варух вторично записали пророчества, и еще было «прибавлено к ним много подобных тем слов» (Иер 36. 32). Вскоре И. схватили и поставили у ворот в колодках.

Осенью 597 г. царь Иоаким скончался. Престол перешел к его сыну Иехонии , Но и он не внимал голосу И. и поддерживал фараона в его войне против Навуходоносора. Свящ. и надзиратель при храме Пасхор, услышав пророчества И. о грядущих бедствиях, ударил его и «посадил в колоду» при Вениаминовых вратах храма. На следующий день, когда Пасхор его выпустил, пророк вновь возвестил, что Господь предает всю Иудею в руки вавилонского царя, который разорит страну и уведет народ в Вавилон (Иер 20. 1-6). В 597 г. до Р. X. Навуходоносор осадил город, без боя взял его и переселил в Вавилон Иехонию, часть иудейской знати и много жителей. В числе уведенных в плен находились и лжепророки, утешавшие народ надеждой на скорое возвращение домой.

На престол Иудейского царства взошел 3-й сын Иосии, Матфания, принявший тронное имя Седекия (597-586 гг. до Р. X.), но и при нем положение И. не изменилось. Борьба с лжепророками продолжалась. Седекия решил укрепить свою власть и присоединиться к антивавилонскому союзу моавитского, идумейского и др. царей. Теперь И. надеялся только на «остаток» Израиля - на тех, кто были уже уведены на чужбину (Иер 24. 1-10; 29): они должны покаяться и понять свое истинное призвание. И. продолжал говорить о непротивлении вавилонянам, за что был объявлен изменником и брошен в ров, где едва не погиб. Пророк спасся благодаря ходатайству богобоязненного царедворца Авдемелеха, И. снова перевели в караульное помещение дворца, где царь тайком вопрошал его о будущем. И. тщетно внушал ему: необходимо оставить расчеты на союзников и сохранять верность Навуходоносору. Для вразумления Седекии И. по повелению Божию явился на улицах Иерусалима с узами и ярмом на шее (Иер 27. 2); такие же ярма он послал и к 5 царям, вступившим с Седекией в коалицию против Вавилона. Лжепрор. Ананию, сокрушившего ярмо на шее И. (Иер 28. 10) и предсказавшего возвращение из плена через 2 года (Иер 28. 3-4), И. уличил во лжи. В том же году Анания умер (Иер 28. 15-17).

В 588 г. вавилоняне вторглись в Палестину, разрушили основные крепости. В осажденном Иерусалиме начался голод. В 587/6 г. Иерусалим пал. Царь с нек-рыми царедворцами и частью воинов пытался скрыться за Иорданом. Его схватили и отвели в сир. город Риблу, где по приговору Навуходоносора царских сыновей закололи на глазах отца, а его самого ослепили, в оковах отвели в Вавилон, и он умер в темнице. Иерусалим был разрушен, а храм сожжен вместе с ковчегом, как предсказывал И.

После разрушения Иерусалима и переселения иудеев в Вавилон жители города освободили пророка. Навузардан, начальник царских телохранителей, по повелению Навуходоносора предоставил И. выбрать место жительства. Пророк пожелал остаться в своем отечестве и быть советником Годолии, нового наместника Иудеи. Но вскоре Годолия был убит сторонниками военной партии, к-рые, совершив это преступление, решили бежать в Египет от гнева Навуходоносора. Они заставили И. идти с ними. Какое-то время он жил и проповедовал в иудейской колонии Египта. В последние годы Господь вселил в сердце престарелого пророка надежду на возвращение в землю обетованную. Один из циклов его речей, условно называемый «Книга утешения» (Иер 30-31), возвещал уже о новом завете (см. Иеремии пророка книга).

В поздней библейской литературе

Автор книг Паралипоменон отмечает политические события, связанные со служением И. В 2 Пар 35. 25 упоминается плач, сложенный И. на смерть царя Иосии, к-рый погиб в 609 г. до Р. Х. у Мегиддо в битве с войсками фараона Нехао II (см. об этом также в ст. Иеремии плач). В 2 Пар 36. 12 о царе Седекии говорится, что «делал он неугодное в очах Господа, Бога своего» и «не смирился пред Иеремиею пророком, пророчествовавшим от уст Господних». Аллюзиями на события Книги прор. Иеремии исследователи считают 2 Пар 36. 13, 15 (Rudolph W. Chronikbücher. Tüb., 1955. S. 334-337; Wolff. 1976. S. 6). Указ Кира II об освобождении иудеев вышел «во исполнение слова Господня, сказанного устами Иеремии» (2 Пар 36. 22).

Иисус, сын Сирахов, среди ветхозаветных праведников упоминает И. (Сир 49. 6-7), к-рого цари иудейские «оскорбляли, хотя он еще во чреве освящен был в пророка, чтобы искоренять, поражать и погублять, равно как строить и насаждать» (Сир 49. 9). В 2 Макк 15. 12-16 сообщается о сонном видении Иуде Маккавею: он должен был «возбудить к мужеству» своих воинов. Вместе с первосвященником Онией ему явился др. муж, «украшенный сединами и славою, окруженный дивным и необычайным величием», это, по словам Онии, был И., «который много молится о народе и святом городе». Он дает Иуде золотой меч, чтобы поразить всех врагов. (Образ И. как небесного ходатая присутствует в последующей иудейской традиции.)

Др. традиции, связанные с И., сохранили жившие в Египте иудеи. Из «записей пророка Иеремии» (2 Макк 2. 1) известно, что пророк не только предостерегал от забвения закона и призывал иудеев «не заблуждаться мыслями» перед изображениями языческих богов, но и приказывал взять с собой огонь жертвенника (2 Макк 2. 1-3), который сохранился до времени Неемии, когда от него вновь был зажжен огонь в алтаре. Кроме того, пророк «по бывшему ему Божественному откровению» взял с собой скинию, ковчег и жертвенник и спрятал их в пещере на горе Нево, где священные предметы должны были храниться, «доколе Бог, умилосердившись, не соберет сонма народа» «и явится слава Господня и облако, как явилось при Моисее, как и Соломон просил, чтобы особенно святилось место» (2 Макк 2. 4-8). Прор. Даниил сообщает, как он прочитал в Книге прор. Иеремии о 70 годах плена (Иер 25. 11; 29. 10), которые им истолкованы как 70 седмин (Дан 9. 2, 24). Мн. аллюзии на Книгу прор. Иеремии встречаются в 4-й книге Ездры (4 Ездр 1. 4-6, 25-26, 30-33; 2. 1, 18-19, 31; 15. 10-11, 23, 28-29, 57; 16. 9).

Во время земной жизни Иисуса Христа иудеи ожидали воскресения И. из мертвых (Мф 16. 14).

В апокрифах и экзегетической литературе

В первые века по Р. Х. возник ряд апокрифических писаний, сохранивших предания о судьбе И. и его секретаря Варуха. К этим произведениям относятся Апокалипсисы Варуха (сирийский (100-120 гг. по Р. Х.) и греческий (II в.), к-рые позднее были отредактированы христианским автором), а также созданные в 1-й трети II в. Паралипоменоны Иеремии (об этих произведениях см. в ст. Варух). Интерес иудеев к И. особенно очевиден после разрушения храма в 70 г. и до поражения восстания Бар-Кохбы (135), а также неск. десятилетий после этого события. Пророчества И. о катастрофе, постигшей Иудею в результате иноземного завоевания, понимаются также как предсказания более позднего по времени рим. завоевания, при этом сохраняются ожидания, что предреченные в древности пророком спасение и восстановление страны осуществятся и после разгрома, учиненного новыми завоевателями. В егип. диаспоре, где И. пребывал в последние годы жизни и, возможно, умер, сохранилось много произведений о пророке. В апокрифическом «Жизнеописании пророков», составленном после 70 г. (Vitae prophetarum. 46. 14 //Propheten- und Apostellegenden nebst Jüngerkatalogen des Dorotheus und verwandter Texte / Hrsg. Th. Schermann. Lpz., 1907. S. 81-89), добавляются сведения о его сестре Сусанне (Propheten- und Apostellegenden. S. 85). Так же как во 2-й книге Маккавейской, в «Жизнеописании пророков» сообщается о спасении в Египте пророком скинии, ковчега и жертвенника, а также людей от змей и крокодилов, о предсказании языческим жрецам гибели их богов (Wolff. 1976. S. 39-43). В «Жизнеописании...» говорится и о смерти пророка: он был побит камнями иудеями, умер в Тафне в Египте и похоронен при доме фараона. Позднее Александр Великий перенес его тело в Александрию (ср.: Ioan. Mosch. Prat. spirit. 77, упом. памятник, к-рый был украшен царицей Еленой). В окрестностях города и в городе его прах изгонял змей и крокодилов.

Деятельность И. и его вражда с царем Седекией описаны в «Апокрифе Иеремии», первоначально греч. происхождения (Египет, III/IV в. по Р. Х. (Marmorstein. 1928)). Его копт. и араб. редакции содержат поздние христ. добавления из Евангелий детства (изд.: Kuhn. 1970; Mingana. 1927; Апокриф. 2001; об этом см. также в ст. Иеремии пророка апокрифы). Навуходоносор решается напасть на народ Божий, когда узнает о расцвете идолослужения при Седекии (Апокриф. 2001. С. 231-232). Напрасно И. просит Бога помиловать народ Израиля, ибо среди этих людей нет ни одного праведника (Там же. С. 235; ср.: Быт 18. 20-33). И. прячет ключи от храма, уходит с народом в вавилонский плен и молится за него (Апокриф. 2001. С. 240; Kuhn. 1970. P. 291-308; Mingana. 1927. P. 169-175). При персид. царе Кире II пророку позволено с почестями вернуться в Иерусалим вместе со своим народом (Апокриф. 2001. С. 241).

В соч. «Пещера сокровищ» (христианском по происхождению, но содержащем достаточно ранние евр. предания о пророках) имеются сообщения (их источник неизв.) об И.: после разрушения Иерусалима «никого не осталось в городе, кроме пророка Иеремии, который жил в нем и 20 лет оплакивал его. Пророк Иеремия умер в Самарии; его похоронил священник Ор в Иерусалиме, как его о том просил Иеремия» (La caverne des trésors. Lovanii, 1987. Vol. 2. P. 124-125).

Евсевий Кесарийский приводит фрагмент сочинения иудейского историка Евполема (сер. II в. до Р. Х.) об И. (Euseb. Praep. evang. IX 39. 1-5), в к-ром сообщается, что ко времени царя «Ионакима» (т. е. Иоакима, 608-597 гг. до Р. Х.) И. обличал служение Ваалу и возвещал о предстоящей катастрофе, имеются текстовые совпадения с Иер 1. 3; 4. 16; 36, с апокрифическими сочинениями, к-рые встречаются в др. источниках. Так, Навуходоносор принял решение о войне с иудеями, только когда узнал о проповеди И. о грядущей каре Божией и о том, что пророк смог спасти ковчег завета со скрижалями закона (ср.: 2 Макк 2. 4-8). Сообщается также о сожжении 1-го свитка пророчеств И. (ср.: Иер 36. 21-26), но с уточнением, что по приказу царя сжечь свиток должен был сам пророк, но ему удалось избежать этого (Wolff. 1976. S. 16-17).

Достаточно подробно рассказывает о личности и служении И. Иосиф Флавий (Ios. Flav. Antiq. X 78 - XI 1), точно следуя тексту Книги прор. Иеремии. В 5 Ездр 2. 18 И. упоминается среди помощников, к-рые, согласно обетованию, должны прийти к христианам. В предсказании суда в 6 Ездр 15. 57 содержится аллюзия на Иер 18. 21. В Книге Сивилл И.- один из тех, кто предстоит у трона Христа во время последнего Суда (Sib. 2. 249).

О жизни И. упоминается в экзегетических произведениях раннехрист. авторов. Феофил Антиохийский (180) без указаний на конкретные места в Книге прор. Иеремии описывает события истории Израиля - от гибели царя Седекии и завоевания Иерусалима до окончания 70-летнего вавилонского плена (Theoph. Antioch. Ad Autol. 3. 25). Сщмч. Ипполит Римский - 1-й раннехрист. автор, интересовавшийся личностью пророка и историческими обстоятельствами его служения. И. упоминается в «Хронике» (Hipp. Chron. 719) и в списке священников как сын Хескии, к-рый в 18-й год правления Иосии нашел в храме книгу закона (673-674) (Ibid. 675-680). В комментарии на Книгу прор. Даниила сказано, что Сусанна, жена Иоакима (Дан 13. 2), названа дочерью священника Хелкии, тогда И. можно считать ее братом. Со всеми пленниками он идет в Египет, живет и проповедует в Тафнисе, побит камнями иудеями (Hipp. In Dan. I 12. 8; ср.: Clem. Alex. Strom. I 120. 2-3, здесь же отмечается, что современником И. был прор. «Амбакум» - 122. 4).

Раввины

рассматривали И. прежде всего как пророка, возвещавшего о Суде (Вавилонский Талмуд, Берахот. 57б; Wolff. 1976. S. 10). В то же время они не забывали традиц. образ И., известный уже из Маккавейских книг,- пророка - утешителя и молитвенника за народ. И. часто сравнивается с Моисеем (Ginzberg L. The Legends of the Jews. Phil., 1939. Vol. 6. P. 386). В последние дни И. вместе с Илией возьмет землю обетованную для народа Израиля (Ibid. P. 341). Иерусалим мог быть разрушен только после того, как И. оставил город, он ограждал его молитвами как каменной стеной (Ibid. P. 393). И. иногда причисляется к библейским праведникам, к-рые живыми были взяты на небеса (Ibid. P. 400, 412), но в текстах сообщается о смерти и даже о мученичестве пророка в Египте, Палестине и Вавилоне. Иудейские легенды о рождении, юности, призвании и служении пророка во многом противоречивы (Rothoff A. Jeremiah // EJud. Vol. 9. P. 1359-1360).

Места, связанные с именем И.

Наиболее достоверным, по мнению исследователей, является упоминание о том, что иудеи побили камнями И. и он был похоронен в доме фараона в г. Тафнисе (LXX: Τάφναι; в наст. время от города остался курган в окрестностях Телль-эль-Фарамы, близ Порт-Саида) (Jeremias. 1958. S. 108, 111). Иоанн Мосх сообщает о захоронении останков И. в Тетрапиле, на пересечении 2 основных дорог Александрии (Ioan. Mosch. Prat. spirit. // PG. 87. Col. 2929).

В позднем иудейском предании гроб некоего Иеремии в окрестностях г. Тивериада идентифицируется с гробом пророка (Jeremias. 1958. S. 111).

В путевых заметках мон. Эгерии (381-384) говорится о башне в г. Анафофе, в 4 рим. милях от Иерусалима, где И. написал плач (CCSL. Vol. 175. P. 96; Wilkinson J. Egeria"s Travels. L., 1971. P. 186). В разных паломнических описаниях св. мест VI в. трижды упоминается яма, в к-рой был заключен И. (Иер 38. 6): архидиак. Феодосий указывает ее место в Иерусалиме, у претории Пилата, рядом с ц. Св. Софии (CCSL. Vol. 175. P. 118); согласно Иерусалимскому бревиарию, И. был брошен в Силоамскую купель (Ibid. P. 112); по сообщению анонимного паломника из г. Пьяченца, его бросили у городских ворот в стоячую воду (Ibid. P. 141).

Лит.: Писарев С. Д. Св. пророк Иеремия // ДЧ. 1863. № 6. С. 87-114; № 7. С. 177-209; № 8. С. 277-316; Бухарев А. М. Св. пророк Иеремия: Очерк его времени, жизни и пророческой книги. М., 1864; Афанасьев Д. П. Толкование на кн. пророка Иеремии. Ставрополь, 1894; Варфоломей (Ремов), еп. Пророк последних дней Первого Иерусалима // В память 100-летия (1814-1914) МДА: Сб. ст. Серг. П., 1915. Ч. 2. С. 537-548; Mingana A. A Jeremiah Apocriphon // Woodbrooke Studies. Camb., 1927. Vol. 1. P. 148-191; Marmorstein A. Die Quellen des neuen Jeremia-Apocriphon // ZNW. 1928. Bd. 27. S. 327-337; Jeremias J. Heiligegräber in Jesu Umwelt. Gött., 1958; Bright J., ed. Jeremiah. Garden City (N. Y.), 1965, 19852. (Anchor Bible; 21); Wolff Ch. Jeremia im Frühjudentum und Urchristentum. B., 1976; Kuhn K. H. A Coptic Jeremiah Apocriphon // Le Muséon. 1970. Vol. 83. P. 95-135, 291-350; Апокриф прор. Иеремии // Изречения египетских отцов. СПб., 20012. С. 222-245; Штаудингер Р. Я., диак. Образ прор. Иеремии в Свящ. Писании // АиО. 2004. № 2(40). С. 19-43; № 3(41). С. 10-29.

Э. П. С.

Гимнография

Память И. отмечается 1 мая в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 278); указан тропарь на Пс 50 2-го гласа Τοῦ προφήτου σοῦ ῾Ιερεμίου̇ (), на литургии назначается проким ен из Пс 67, Апостол - Деян 3. 19-26, аллилуиарий со стихом из Пс 96, Евангелие - Мф 16. 13-18, причастен Пс 32. 1.

В Типиконах студийской традиции память И. также отмечается 1 мая. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. (по списку ГИМ. Син. № 333), поется отпустительный тропарь И. (отличный от Типикона Великой ц.- «Честное пророка...»); служба на литургии включает: прокимен из Пс 109, Апостол - Евр 4. 14 - 5. 6, аллилуиарий, Евангелие, причастен (те же, что в Типиконе Великой ц.). В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 451) 1 мая помещен устав соединения последований И. и мч. Саввы Стратилата (переносится со 2 мая); последование И. состоит из тропаря, канона, цикла стихир-подобнов, седальна. Согласно Мессинскому Типикону 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 148), последование И. соединяется только со службой Триоди; указан тропарь И. (тот же, что в Типиконе Великой ц.); на литургии назначается прокимен из Пс 109, Апостол - Иак 5. 10-20, аллилуиарий со стихом из Пс 98, Евангелие - Лк 4. 22b-30, причастен Пс 111. 6b.

В различных редакциях Иерусалимского устава И. назначается общий отпустительный тропарь (тот же, что в Типиконе Великой ц.) и указываются те же чтения на литургии, что и в Мессинском Типиконе, за исключением Апостола - 1 Кор 14. 20-25. В ранних редакциях назначается тот же Апостол, что и в Мессинском Типиконе (Lossky. Typicon. P. 212; Миркович. Типикон. С. 105б; «Романов Типик» - Berolin. Preuss. Byk. N 49), иногда встречается чтение Рим 7. 14 - 8. 2 (см.: Апостол - РГБ. Троиц. 82). В слав. Минеях и Типиконах в XVII в. (в частности, в первопечатном моск. Типиконе 1610 г.) появляется кондак пророка, 3-го гласа.

Последование И., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 2-го гласа Τοῦ προφήτου σοῦ ῾Ιερεμίου̇ (); кондак 3-го гласа (только в славянских); анонимный канон плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа без акростиха, ирмос: ῾Υγρὰν διοδεύσας̇ (), нач.: Πρὸ τοῦ σὲ πλασθῆναι προγνωστικῶς (); цикл стихир-подобнов; седален.

А. А. Лукашевич

Иконография

Одно из самых ранних изображений И. встречается в мозаиках ц. Сан-Витале в Равенне (546-547), где пророк представлен могучим старцем в античных одеждах, с плотной фигурой, с длинными седыми волосами, разложенными на прямой пробор и спускающимися косами на плечо, с густой округлой короткой бородой. В мозаиках кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае (550-565) И.- моложавый средовек с темными пышными короткими волосами, падающими прядками на лоб, с узкой полоской усов и аккуратной короткой окладистой бородой. В IX в. в мозаиках Софии К-польской И. был изображен в виде средовека с темными волосами и резкими чертами лица (известно по рис. Г. Фоссати). В Толковании на Книгу пророков X - нач. XI в. (Laurent. Plut. V 9. Fol. 127) И.- стройный средовек с суровыми, резкими чертами лица, с длинными черными волосами, со спускающейся на плечо косой, с длинной широкой бородой из волнистых прядей. Его поза статична и торжественна. Иной вариант в Книге пророков 1489 г. (РГБ. Ф. 304. I. № 90. Л. 291 об.): И.- седой старец с длинными прямыми прядями и клинообразной бородой. В отличие от миниатюры X - нач. XI в. образ дан в движении, разворачивающийся свиток имеет сложный абрис.

И. всегда облачен в античные одежды: хитон, как правило, с клавом и гиматий, по-разному задрапированный. Чаще И. изображают с непокрытой головой, с прядями, падающими на правое плечо. В иконографии позднего средневековья на И. иногда появляется шапочка, как у прор. Даниила, или тюрбан. Жест его правой руки часто в именословном перстосложении обращен вверх, ко Господу (напр., собор Сан-Марко в Венеции, 2-я пол. XI - нач. XIII в.), в др. иконографическом варианте рука И. поднята перед грудью (собор Св. Софии в Вел. Новгороде, 1109). Исследователи постоянно отмечают сходство изображений И. и пророков Исаии и Иезекииля.

Изображения И. с атрибутом - каменной скрижалью завета - редки (иконы «Похвала Богоматери, с Акафистом» - ок. 1502, ГРМ; 2-я пол. XVI в., ГММК). Как правило, в руках у пророка свиток, который в отдельных случаях свернут (напр., в Книге пророков) или по форме напоминает свиток ап. Петра (напр., в мон-ре Паммакаристос (Фетхие-джами) в К-поле), иногда пророк обеими руками держит развернутый поперек свиток (ц. Сан-Витале в Равенне). На развернутом свитке чаще всего присутствует текст Вар 3. 35 (напр., София К-польская, ок. 878; ц. вмч. Георгия в мон-ре Старо-Нагоричино, 1317-1318) или Вар 3. 36 - вероятно, самый ранний из известных текстов в монументальном искусстве (ц. Санта-Мария дель Аммиральо (Марторана), Палермо, Сицилия, 1143-1148; ц. Панагии Паригоритиссы в Арте, ок. 1290; мон-рь Хора (Кахрие-джами) в К-поле, ок. 1316-1321). Эти тексты на свитке И. наиболее часто встречаются в визант. и древнерус. искусстве XI-XII вв. Средневек. богословской мыслью И. рассматривался как ревностный служитель Бога, провозвестник нового завета, т. к. предсказал воплощение Сына Божия и Его страдания. Текст Книги прор. Иеремии на свитках встречается реже: Иер 11. 18 (Введенская ц. мон-ря Нова-Павлица, Сербия, до 1389), Иез 11. 19 (Токалы-килисе в Гёреме, Каппадокия, кон. X в.), Иер 38. 31 (ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, ок. 1320; ц. праведных Иоакима и Анны (Кралева ц.) мон-ря Студеница, Сербия, 1314), Иер 11. 18-19 - часть литургического чтения в Страстной четверг, связанная со Страстями Христа, а Иер 38. 31 - часть службы в субботу Страстной седмицы, связанная с НЗ. На иконах текст свитка чаще из Книги прор. Иеремии - Иер 31. 21 («Обрати сердце твое на дорогу, на путь, по которому ты шла; возвращайся, дева Израилева, возвращайся в сии города твои») или Иер 31. 31 («Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет»).

В декорации храмов И., как и др. пророков, обычно изображали в куполе и в вост. части храма: в алтаре кафоликона (мон-рь вмц. Екатерины на Синае, 550-565), как один из больших пророков И. часто представлен в ряду пророков в куполе и барабане главы (мон-рь Хора; ц. Панагии Аракос близ Лагудеры на Кипре, 1192; Введенская ц. мон-ря Нова-Павлица; ц. праведных Иоакима и Анны (Кралева ц.) в Студенице; ц. Успения Богородицы в Дафни, ок. 1100; ц. Панагии Паригоритиссы в Арте; монастырь Паммакаристос в К-поле, ок. 1315; ц. св. Апостолов в Фессалонике, 1312-1315; ц. Богородицы Одигитрии в Пече, ок. 1337), в центральной апсиде на арке (Токалы-килисе в Гёреме), в парусах (ц. Санта-Мария дель Аммиральо (Марторана), Палермо), на склоне подпружной арки (ц. Рождества Христова на Красном поле в Вел. Новгороде, 90-е гг. XIV в.), на стене в пресбитерии рядом с композициями «Гостеприимство Авраама» и «Жертвоприношение Авраама» (ц. Сан-Витале в Равенне). В базиликальных постройках фигура И. помещалась в среднем поясе на сев. и юж. стенах между окнами (ц. Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, ок. 520; ц. Сант-Анджело ин Формис, Капуа, между 1072 и 1087). Рельефная фигура И. украшала «Портик славы» собора в Сантьяго-де-Компостела, Испания (1166-1190), сев. портал в Шартрском соборе (ок. 1210), зап. портал в Амьенском соборе (1225-1236).

Образ И. часто встречается в близкой к пророческому ряду композиции «Похвала Богоматери», напр. на иконах «Похвала Богоматери, с Акафистом» (сер. XVI в., ГРМ, и посл. треть XVI в., ВГИАХМЗ); на напрестольной пелене «Похвала Богоматери» (кон. XVI в., ГИМ). Иногда И. изображают среди святых на полях Богородичных икон: «Богоматерь Знамение» (Курская-Коренная) (Знаменская ц. в Нью-Йорке, 1597), «Знамение-Курская с пророками» (сер. XVII в., Музей икон в Рекклингхаузене), «Богоматерь Знамение Курская-Коренная» (1871, ГМИР).

В многофигурной композиции «Сошествие во ад», согласно Ерминии Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733), И. принято изображать стоящим рядом с пророками Ионой, Исаией и прав. Авелем. На «Малом» и «Большом» саккосах (Византия, сер. XIV в., ГММК) образ И. находится рядом с «Распятием».

В разных списках Христианской топографии Космы Индикоплова на миниатюре, открывающей текст, изображен Голгофский крест, по сторонам которого представлены погрудные изображения пророков Исаии и И. (Vat. gr. 699, посл. четв. IX в.). По мнению Е. К. Редина (Редин. 1916. С. 11-16), эти пророки, считавшиеся прообразами евангелистов, особо почитались среди старших пророков уже в VI в.

На рус. иконах имя И. иногда изменяли и писали Еремей или Еремея: на иконе «Пророк Иеремия» из Иоанно-Предтеченского монастыря в Москве (XVI в., СПГИАХМЗ), на окладе Евангелия (1577, ГИМ), на иконе «Богоматерь Одигитрия, с прор. Иеремией и св. Иоанном Предтечей» (3-я четв. XVI в., ГВСМЗ).

В иконописном подлиннике новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. под 1 мая И. представлен следующим образом: «Прор. Иеремия: сед, брада Иоанна Богослова, власы с ушей, риза вохра с белилы, испод лазорь; в свитце у него глаголет: Господи, силам суди праведный» (Иконописный подлинник. 1873. С. 28). Образ И. может быть помещен справа от центра пророческого ряда следом за прор. Ионой: «Аки Андрей апостол, риза вохра, испод лазорь, в свитке пишет. Путь тя видех, Израиле, жизни отроковице ко стези ведущей стое руко» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 10). В Ерминии Дионисия Фурноаграфиота И. упомянут как «старец с небольшою бородою, говорит: бысть слово Господне глаголя: прежде неже мне создати тя во чреве, познах тя (Иер 1. 4)» (Ерминия ДФ. Ч. 2. § 132. № 7. С. 562); в разд. «Как изображаются праздники Богородичные» И. единственный описан без атрибута: «Указывает на Богородицу и говорит: аз тя видех, Отроковице Дево, новаго Израиля путеводящую по стуям жизни» (Там же. Ч. 3. § 10. «Свыше пророцы Тя предвозвестиша». С. 557); также И. упомянут в связи с изображением сцен ВЗ: «Прор. Иеремия ввергается в ров», «Прор. Иеремия извлекается изо рва Авимелехом», «Второе взятие Иерусалима» (Там же. Ч. 2. § 107-109. С. 549-550) - и НЗ: «Сошествие во ад», где по левую руку Христа стоят пророки Иона, Исаия, И. и прав. Авель (Там же. Ч. 3. § 97. С. 517-518), и «Притча о царе, сотворившем браки сыну», где И. ввергают в тинный ров (Там же. С. 526).

Лит.: Иконописный подлинник новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. с вариантами из списков Забелина и Филимонова. М., 1873. С. 28; Редин Е. К. Христианская топография Козьмы Индикоплова по греч. и рус. спискам. М., 1916. Ч. 1; Mango C. Materials for the Study of the Mosaics of St. Sophia at Istanbul, Wash., 1962. P. 60. Fig. 86. (DOS; 8); LCI. 1970. Bd. 2. Sp. 387-392; Николаева Т. В. Древнерус. живопись Загорского музея. М., 1977. С. 103; Лазарев В. Н. Визант. и древнерус. искусство. М., 1978. С. 144, 146; он же. История визант. живописи. М., 1986; Belting H., Mango C., Mouriki D. The Mosaics and Frescoes of St. Mary Pammakaristos at Istanbul. Wash., 1978. (DOS; 16); Gravgaard A.-M. Inscriptions of Old Testament Prophecies in Byzant. Churches. Copenhagen, 1979. P. 59-65; Popovich L. D. Compositional and Teological Concepts in Four Prophets Cicles in Churches Selected from the Period of King Milutin (1282-1321) // Cyrillomethodianum. Thessal., 1984/1985. T. 8/9. P. 290; eadem. Hitherto Unidentified prophets from Nova Pavlica // Zograf. Beograd, 1988. N 19. P. 30-31, 40; Лелекова О. В. Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского мон-ря 1497 г.: Исслед. и реставрация. М., 1988. С. 309-310; Sinai: Treasures of the Monastery of St. Catherine. Athens, 1990; Средневек. лицевое шитье: Византия, Балканы, Русь: Кат. выст. М., 1991. С. 38, 40, 44, 46; Lowden J. Early Christian & Byzantine Art. L., 1997. Il. 217, 254; Вахрина В. И. Иконы Ростова Вел. М., 2003. С. 224. Кат. 67; Осташенко Е. Я. Главный иконостас Успенского собора Московского Кремля // Художественные памятники Моск. Кремля. М., 2003. С. 27. (Мат-лы и исслед. ГММК; 16); Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Вел. Новгорода: Кон. XI - 1-я четв. XII в. СПб., 2004. С. 21, 300-303; Иконы Вологды XIV-XVI вв. М., 2007. С. 491. Кат. 78; С. 562-563. Кат. 87; С. 678. Кат. 107.

И. А. Журавлёва

Свя-той про-рок Иере-мия, один из че-ты-рех ве-ли-ких вет-хо-за-вет-ных про-ро-ков, сын свя-щен-ни-ка Хел-кии из го-ро-да Ана-фо-фа близ Иеру-са-ли-ма, жил за 600 лет до Рож-де-ства Хри-сто-ва при из-ра-иль-ском ца-ре Иосии и че-ты-рех его пре-ем-ни-ках. К про-ро-че-ско-му слу-же-нию был при-зван на 15 го-ду сво-ей жиз-ни, ко-гда Гос-подь от-крыл ему, что преж-де рож-де-ния Он опре-де-лил его быть про-ро-ком. Иере-мия от-ка-зы-вал-ся, ука-зы-вая на свою мо-ло-дость и неуме-ние го-во-рить, но Гос-подь обе-щал все-гда быть с ним и охра-нять его. Он кос-нул-ся уст из-бран-ни-ка и ска-зал: "Вот Я вла-гаю сло-ва Мои в уста твои, по-ру-чаю те-бе с се-го дня судь-бу на-ро-дов и царств. По тво-е-му про-ро-че-ско-му сло-ву они бу-дут па-дать и вос-ста-вать" (). С то-го вре-ме-ни два-дцать три го-да про-ро-че-ство-вал Иере-мия, об-ли-чая иуде-ев за от-ступ-ле-ние от Ис-тин-но-го Бо-га и по-кло-не-ние идо-лам, пред-ре-кая им бед-ствия и опу-сто-ши-тель-ную вой-ну. Он оста-нав-ли-вал-ся в во-ро-тах го-ро-да, у вхо-да в храм, всю-ду, где со-би-рал-ся на-род, и уве-ще-вал с угро-за-ми и неред-ко со сле-за-ми. Но лю-ди от-ве-ча-ли ему на-смеш-ка-ми, ру-га-тель-ства-ми и да-же по-ку-ша-лись его убить.

Изо-бра-жая пред-сто-я-щее иуде-ям раб-ство ца-рю ва-ви-лон-ско-му, Иере-мия по по-ве-ле-нию Бо-жию на-дел на свою шею сна-ча-ла де-ре-вян-ное, а по-том же-лез-ное яр-мо и так хо-дил сре-ди на-ро-да. Гне-ва-ясь на гроз-ные пред-ска-за-ния про-ро-ка, ста-рей-ши-ны иудей-ские бро-си-ли про-ро-ка Иере-мию в тем-нич-ный ров, на-пол-нен-ный зло-вон-ной ти-ной, где он ед-ва не умер. По пред-ста-тель-ству бо-го-бо-яз-нен-но-го ца-ре-двор-ца Ав-де-ме-ле-ха про-рок был из-вле-чен изо рва и не пе-ре-ста-вал про-ро-че-ство-вать, за что был по-са-жен в тем-ни-цу. При ца-ре иудей-ском Се-де-кии про-ро-че-ство его сбы-лось: при-шел На-ву-хо-до-но-сор, из-бил на-род, оста-ток увел в плен, а Иеру-са-лим раз-гра-бил и раз-ру-шил. На-ву-хо-до-но-сор осво-бо-дил про-ро-ка из тем-ни-цы и поз-во-лил ему жить, где по-же-ла-ет. Про-рок же остал-ся на раз-ва-ли-нах Иеру-са-ли-ма и опла-ки-вал бед-ствия сво-е-го оте-че-ства. По пре-да-нию, про-рок Иере-мия взял ков-чег За-ве-та со скри-жа-ля-ми и скрыл его в од-ной из пе-щер го-ры На-ваф, так что иудеи бо-лее не мог-ли его най-ти (). Впо-след-ствии был сде-лан но-вый Ков-чег За-ве-та, но он уже не имел сла-вы пер-во-го.

Сре-ди остав-ших-ся в сво-ем оте-че-стве иуде-ев вско-ре воз-ник-ли меж-до-усоб-ные столк-но-ве-ния: на-мест-ник На-ву-хо-до-но-со-ра Го-до-лия был убит, и иудеи, бо-ясь гне-ва ва-ви-лон-ско-го, ре-ши-ли бе-жать в Еги-пет. Про-рок Иере-мия от-кло-нял их от это-го на-ме-ре-ния, пред-ска-зы-вая, что ка-ра, ко-то-рой они бо-ят-ся, на-стигнет их и в Егип-те. Но иудеи не по-слу-ша-лись про-ро-ка и, взяв его на-силь-но с со-бой, ушли в Еги-пет и по-се-ли-лись в го-ро-де Таф-ни-се. Там про-рок жил че-ты-ре го-да и был по-чи-та-ем егип-тя-на-ми, так как умерт-вил сво-ею мо-лит-вою кро-ко-ди-лов и про-чих га-дов, на-пол-няв-ших те ме-ста. Ко-гда же он стал пред-ска-зы-вать, что царь ва-ви-лон-ский опу-сто-шит зем-лю еги-пет-скую и уни-что-жит по-се-лив-ших-ся в ней иуде-ев, то иудеи уби-ли про-ро-ка Иере-мию. В том же го-ду пред-ска-за-ние свя-то-го ис-пол-ни-лось. Су-ще-ству-ет пре-да-ние, что через 250 лет Алек-сандр Ма-ке-дон-ский пе-ре-нес мо-щи свя-то-го про-ро-ка Иере-мии в го-род Алек-сан-дрию.

Про-рок Иере-мия на-пи-сал кни-гу "Про-ро-честв", кни-гу "Плач" о раз-ру-ше-нии Иеру-са-ли-ма и По-сла-ние. О вре-ме-нах, ко-гда он жил и про-ро-че-ство-вал, го-во-рит-ся в 4-й Кни-ге Царств (23, 24, 25), во 2-й Кни-ге Па-ра-ли-по-ме-нон () и во 2-й Кни-ге Мак-ка-ве-ев (). В Еван-ге-лии от Мат-фея ука-за-но, что пре-да-тель-ство Иуды пред-ска-за-но про-ро-ком Иере-ми-ей: "И взя-ли трид-цать среб-рен-и-ков, це-ну Оце-нен-но-го, Ко-то-ро-го оце-ни-ли сы-ны Из-ра-и-ля, и да-ли их за зем-лю гор-шеч-ни-ка, как ска-зал мне Гос-подь" ().

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Святой пророк Иеремия, один из четырех великих ветхозаветных пророков, сын священника Хелкии из города Анафофа, близ Иерусалима, жил за 600 лет до Рождества Христова при израильском царе Иосии и четырех его преемниках. К пророческому служению был призван на 15 году своей жизни, когда Господь открыл ему, что прежде рождения Он определит его быть пророком. Иеремия отказывался, указывая на свою молодость и неумение говорить, но Господь обещал всегда быть с ним и охранять его. Он коснулся уст избранника и сказал: "Вот Я влагаю слова Мои в уста твои, поручаю тебе с сего дня судьбу народов и царств. По твоему пророческому слову они будут падать и восставать" (Иер. 1, 9 - 10). С того времени двадцать три года пророчествовал Иеремия, обличая иудеев за отступление от Истинного Бога и поклонение идолам, предрекая им бедствия и опустошительную войну. Он останавливался в воротах города, у входа в храм, всюду, где собирался народ, и увещевал с угрозами и нередко со слезами. Но люди отвечали ему насмешками, ругательствами и даже покушались его убить.

Изображая предстоящее иудеям рабство царю вавилонскому, Иеремия по повелению Божию надел на свою шею сначала деревянное, а потом железное ярмо и так ходил среди народа. Гневаясь на грозные предсказания пророка, старейшины иудейские бросили пророка Иеремию в темничный ров, наполненный зловонной тиной, где он едва не умер. По предстательству богобоязненного царедворца Авдемелеха, пророк был извлечен изо рва и не переставал пророчествовать, за что был посажен в темницу. При царе иудейском Седекии пророчество его сбылось: пришел Навуходоносор, избил народ, остаток увел в плен, а Иерусалим разграбил и разрушил. Навуходоносор освободил пророка из темницы и позволил ему жить, где пожелает. Пророк же остался на развалинах Иерусалима и оплакивал бедствия своего отечества. По преданию, пророк Иеремия взял ковчег Завета со скрижалями и скрыл его в одной из пещер горы Наваф, так что иудеи более не могли его найти (2 Мак. 2). Впоследствии был сделан новый Ковчег Завета, но он уже не имел славы первого.

Среди оставшихся в своем отечестве иудеев вскоре возникли междоусобные столкновения: наместник Навуходоносора Годолия был убит, и иудеи, боясь гнева вавилонского, решили бежать в Египет. Пророк Иеремия отклонял их от этого намерения, предсказывая, что кара, которой они боятся, настигнет их и в Египте. Но иудеи не послушались пророка и, взяв его насильно с собой, ушли в Египет и поселились в городе Тафнисе. Там пророк жил четыре года и был почитаем египтянами, так как умертвил своею молитвою крокодилов и прочих гадов, наполнявших те места. Когда же он стал предсказывать, что царь вавилонский опустошит землю египетскую и уничтожит поселившихся в ней иудеев, то иудеи убили пророка Иеремию. В том же году предсказание святого исполнилось. Существует предание, что через 250 лет Александр Македонский перенес мощи святого пророка Иеремии в город Александрию.

Пророк Иеремия написал книгу "Пророчеств", книгу "Плач" о разрушении Иерусалима и Послание. О временах, когда он жил и пророчествовал, говорится в 4-й Книге Царств (23, 24, 25), во 2-й Книге Паралипоменон (36, 12) и во 2-й Книге Маккавеев (2). В Евангелии от Матфея указано, что предательство Иуды предсказано пророком Иеремией: "И взяли тридцать сребренников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь" (Мф. 27, 9 - 10).

Святой пророк Иеремия, один из четырех великих ветхозаветных пророков, сын священника Хелкии из города Анафофа, близ Иерусалима, жил за 600 лет до Рождества Христова при израильском царе Иосии и четырех его преемниках. К пророческому служению был призван на 15 году своей жизни, когда Господь открыл ему, что прежде рождения Он определил его быть пророком. Иеремия отказывался, указывая на свою молодость и неумение говорить, но Господь обещал всегда быть с ним и охранять его. Он коснулся уст избранника и сказал: " Вот, Я вложил слова Мои в уста твои. Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать" (). С того времени двадцать три года пророчествовал Иеремия, обличая иудеев за отступление от Истинного Бога и поклонение идолам, предрекая им бедствия и опустошительную войну. Он останавливался в воротах города, у входа в храм, всюду, где собирался народ, и увещевал с угрозами и нередко со слезами. Но люди отвечали ему насме шками, ругательствами и даже покушались его убить.

Изображая предстоящее иудеям рабство царю вавилонскому, Иеремия по повелению Божию надел на свою шею сначала деревянное, а потом железное ярмо и так ходил среди народа. Гневаясь на грозные предсказания пророка, старейшины иудейские бросили пророка Иеремию в темничный ров, наполненный зловонной тиной, где он едва не умер. По предстательству богобоязненного царедворца Авдемелеха, пророк был извлечен изо рва и не переставал пророчествовать, за что был посажен в темницу. При царе иудейском Седекии пророчество его сбылось: пришел Навуходоносор, избил народ, остаток увел в плен, а Иерусалим разграбил и разрушил. Навуходоносор освободил пророка из темницы и позволил ему жить, где пожелает. Пророк же остался на развалинах Иерусалима и оплакивал бедствия своего отечества. По преданию, пророк Иеремия взял ковчег Завета со скрижалями и скрыл его в одной из пещер горы Наваф, так что иудеи более не могли его найти (). Впоследствии был сделан новый Ковчег Завета, но он уже не имел славы первого.

Среди оставшихся в своем отечестве иудеев вскоре возникли междоусобные столкновения: наместник Навуходоносора Годолия был убит, и иудеи, боясь гнева вавилонского, решили бежать в Египет. Пророк Иеремия отклонял их от этого намерения, предсказывая, что кара, которой они боятся, настигнет их и в Египте. Но иудеи не послушались пророка и, взяв его насильно с собой, ушли в Египет и поселились в городе Тафнисе. Там пророк жил четыре года и был почитаем египтянами, так как умертвил своею молитвою крокодилов и прочих гадов, наполнявших те места. Когда же он стал предсказывать, что царь вавилонский опустошит землю египетскую и уничтожит поселившихся в ней иудеев, то иудеи убили пророка Иеремию. В том же году предсказание святого исполнилось. Существует предание, что через 250 лет Александр Македонский перенес мощи святого пророка Иеремии в город Александрию.

В Евангелии от Матфея указано, что предательство Иуды предсказано пророком Иеремией: "И взяли тридцать сребренников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь" ().

Иконописный подлинник

Ферапонтово. 1502.

Икона из пророческого ряда Ферапонтова монастыря (фрагмент). Дионисий. Ферапонтово. 1502 г. 62 х 101.5 Кирилло-Белозерский музей (КБИАХМЗ).

Рим. IX.

Прор. Иеремия. Мозаика храма св. Климента. Рим. IX в.

Византия. X.

Прор. Иеремия. Миниатюра из Толкований на книги пророков. Византия. Конец X - начало XI в. Библиотека Лауренциана. Флоренция.

Ватопед. 1312.

Прор. Иеремия. Фреска. Афон (Ватопед). 1312 г.

Афон. 1547.

Пророк Иеремия. Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Афон (Дионисиат). 1547 г.

Дети

Биография

Пророк Иеремия жил спустя 100 лет после Исаии (первого). В это время Ассирия начала терять своё могущество, а власть Вавилона становилась всё сильнее. Падение Ассирии не могло быть предотвращено даже с помощью Египта. Заключив союз с мидийцами, вавилонский царь Набопаласар в 612 г. до н. э. занял столицу Ассирии Ниневию .

Иеремия, пожалуй, живее, чем его современники, реагировал на сложные внешнеполитические проблемы. Стремясь спасти свою родину, он приложил немало усилий для того, чтобы повернуть политику царедворцев в иное русло, однако его попытки не увенчались успехом. Оправдались его пророчества: крах официальной политики, падение Иерусалима, бедствия народа. Выходец из семьи священника, Иеремия начал пророчествовать совсем молодым, во времена правления Иосии. Свою миссию, как и Исаия, он сводит к Божественному предназначению: «И было ко мне слово Яхве: прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя…

И простер Яхве руку свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Яхве: вот, Я вложил слова Мои в уста твои» (Иер. ).

Иеремия испугался столь великой задачи, считая себя слишком молодым: «О, Яхве, Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод» (Иер. ). И позднее Иеремия считал задачу непосильной для себя, хотя и сделал всё для выполнения миссии пророка.

Не добившись успеха, он горько жаловался Яхве: "Ты влек меня, Яхве,- и я увлечен, ты сильнее меня - и превозмог, и я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо мною. Ибо лишь только начну говорить я,- кричу о насилии, вопию о разорении, потому что слово Яхве обратилось в поношение мне и в повседневное посмеяние. И подумал я: «не буду я напоминать о нем и не буду более говорить во имя его». В начале своей деятельности Иеремия поддерживал царя Иосию, стремившегося восстановить единый культ Яхве. Он прилагал все усилия для того, чтобы народ сохранил договор с Яхве и отвернулся от чужих богов. Когда же в стране с помощью царя был введен единый культ Яхве, то Иеремия на время отказался от пророчеств, поскольку считал свою деятельность бесполезной.

Но вскоре он пришел к выводу, что народ нуждается в его словах. С ослаблением власти Ассирии в стране начали распространяться настроения самоуспокоенности, что привело к ошибочной внешней политике. Иудейские политики недооценили силу Вавилона и искали союза сначала с Египтом, а потом с Ассирией. По наущению Египта они выступили против вавилонского царя Навуходоносора II и отказались платить ему дань. Все это привело к карательным походам вавилонского царя против Иудеи, ранее предсказанным пророком, а затем и к полному уничтожению иудейского государства.

Заметим, что выступать с подобными пророчествами особого труда не составляло. Для проницательного человека было ясно, что Вавилон не смирится с отказом иудейских правителей платить ему дань. Иеремия ясно видел опасность политики Иудеи и её катастрофический исход. Он выступал против заключения всевозможных союзов, подверг критике отказ от выплаты дани. Он предсказывал, что надежды иудейских политиков на союз с земными царями тщетны, их ждет наказание, падет Иерусалим и будет разрушен храм. За эти пророчества Иеремия был обвинен в предательстве и богоотступничестве. Ведь Яхве обещал защитить свой народ и храм, Иеремия же проповедует падение города, тем самым подвергает сомнению слова Бога.

Иеремия записал своё пророчество и переслал его царю Иоакиму. Когда царю зачитали это полное угроз послание, он разорвал свиток на клочки и сжег их. Иеремия с помощью своего ученика Варуха вновь записал свои пророчества, дополнив их новыми угрозами.

Иеремия совершал немало, если можно так сказать, символических поступков, которые должны были подчеркнуть возможные печальные последствия неверной политики, наступление катастрофы. Так, он получил от Яхве повеление разбить глиняный кувшин, который разлетелся на тысячи осколков. Тем самым он хотел показать, как будет рассеян народ израильский в разных концах мира. За это он был закован в колоду.

В другой раз Иеремия взял льняной пояс и, отнеся его к Евфрату, спрятал в расселину скалы, где пояс постепенно сгнил. Подобная судьба предсказывалась иудейскому народу. Перед царем Седекией Иеремия появился с ярмом на шее, подчеркивая грядущую судьбу народа, который будет нести ярмо Яхве, если не прислушается к словам пророка. Слуги сняли ярмо с шеи Иеремии, но тот надел новое железное ярмо и вновь предстал перед царем.

Исполнение пророчества Иеремии стало для него величайшей личной трагедией.

Во время осады Иерусалима он с болью в сердце провозглашал, что наступил обещанный суд Яхве. В то же время подчеркивал, что это еще не конец, не полное уничтожение, что наступит счастливое время, когда Яхве подарит Израилю и Иудее радость, заключит новый завет с народом. Тогда законы будут записаны не на скрижалях, а в сердце каждого верующего.

После падения Иерусалима большинство жителей было уведено Навуходоносором II в плен в Вавилон. Начальником оставшихся стал Годолия . Он выпустил Иеремию из темницы, где тот находился по обвинению в предательстве, и позволил ему выбирать одно из двух: или он пойдет с большинством жителей в Вавилон, или же останется на родине. Иеремия выбрал последнее. Примечательно, что за несколько лет до этого, отец Годолии Ахикам (англ. ) тоже спас пророка от неминуемой смерти, когда Иеремии угрожала расправа от руки разъяренной черни за его обличительные речи .

Оставшаяся на родине радикальная группа иудеев, будучи недовольна правлением Годолии, организовала заговор и убила его . Затем, боясь мести вавилонского царя Навуходоносора, они бежали в Египет, взяв с собой пророка.

Начиная с этого времени след Иеремии теряется. По традиции полагают, что он умер в Египте.

Личность пророка Иеремии

Иеремию все знают как плачущего пророка. Существует даже такой термин «иеремиада» для обозначения горестных жалоб и сетований.

«Иеремия плачет о прежних их бедствиях и сетует о пленении Вавилона. Как не пролить было горьких слез, когда стены раскопаны, город сравнен с землею, святилище разрушено, приношения разграблены… Пророки умолкли, священство отведено в плен, к старейшинам нет милости, девы предаются поруганию… песни заменены плачем. Всякий раз, когда читаю … слезы льются сами собой…и я плачу с плакавшим пророком» (свт. Григорий Богослов).

Как человек, как личность, пророк Иеремия пережил огромную внутреннюю драму (диак. Роман Штаудингер): Он родился в семье благочестивого священника, ему предстоял тоже путь священства, служения в Храме, он, вероятно, женился бы, радовался вместе с супругой успехам своих детей и т. д. Но Бог призывает его на особое служение, которое требовало отречься от себя совсем, от всех планов, комфорта, удовлетворения каких-то своих личных нужд.

И призывает Бог не зрелого умудренного опытом Иеремию, а совсем еще мальчика, ему было около 15-20 лет. И Бог не приемлет возражений, а говорит, что «прежде, нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде, нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя».

Следующая жертва, которой потребовал Бог от Иеремии, это его любовь к собственному народу. Конечно, Господь не запретил любить народ, напротив, ведь ради его блага Иеремия шел на жертвы. Но нелегко было любящему сердцу (блаженный Феодорит даже называет его «мать Иерусалима» за его истинно материнскую любовь) вместо благоденствия и счастья предрекать народу гибель и разрушения, отвержение Богом. И в сокрушении сердца вновь плачет Иеремия: «Горе мне, мать моя, что ты родила меня человеком, который спорит и ссорится».

А каково было ветхозаветному еврею, который знал Закон и строил по нему жизнь, услышать от Бога своего: «не бери себе жены, и пусть не будет у тебя ни сыновей, ни дочерей…». Путь безбрачия был неведом ветхозаветным евреям. Брак считался божественной заповедью, дети - свидетельством Божиего присутствия в семье и Его благословения.

Но пророк Иеремия смог выдержать и воскликнул в конце концов: «Господи, сила моя, и крепость моя, и прибежище мое в день скорби!».

Внутренняя драма пророка сопровождалась и внешней драмой, обусловленной его отношениями с народом Божиим:

Состояние евреев на тот момент ранило сердце пророка: «оставили источник воды живой, оставили и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды». Отсюда наблюдалось в народе нравственное падение такой глубины, что даже Господь велит Иеремии: «отгони их от лица Моего, пусть они отойдут». «Пророк болезнует о них…чрево его и чувства сердца его болят, уподобляется он матери, терзающейся о гибели детей» (блж. Феодорит). «Иеремия старался найти какое - нибудь оправдание грешникам…» (свт.Иоанн Златоуст).

Неудачи проповеди как среди бедняков, так и у знатных, а в результате - острое чувство одиночества.

Бог отвергает молитвы пророка о народе:

«Ты же не проси за этот народ, и не возноси за них молитвы и прошения, и не ходатайствуй предо Мною, ибо Я не услышу тебя».

Но за что? «Есть ли такой мудрец, который понял бы это? И к кому говорят уста Господни - объяснил бы, за что погибла страна и выжжена, как пустыня, так что никто не проходит по ней? И сказал Господь: за то, что они оставили закон Мой, который Я постановил для них, и не слушали гласа Моего и не поступали по нему; а ходили …вослед Ваалов…».

Св. Кирилл Александрийский назвал оплакиваемых пророком «богоубийцами» за сознательное отречение от благословения Бога.

Блж. Иероним : «За то, что оставили Его закон, …и пошли по нечестию сердца их».

Блж. Феодорит: «Покаяние могло бы угасить огонь гнева, а поскольку его нет, то никто не в состоянии избавить от наказания».

Кроме любящего по-матерински сердца, в Иеремии жила еще праведная ревность по Богу: «Поэтому я преисполнен яростью Господнею, не могу держать её в себе; изолью её на детей на улице и на собрание юношей…». Эта ревность не дает пророку покоя: «Но, Господи Саваоф, Судия праведный, …дай увидеть мне мщение Твое над ними, ибо Тебе вверил я дело мое». В его мыслях и поступках нет места компромиссу с грехом.

Все внешние отреклись от него: земляки, потому что он внушал им ужас своими угрозами и зависть своим превосходством над прочими священниками; правящие круги Иерусалима; все еврейское общество, цари (например, Иоаким посадил его в темницу).

Но у Бога ничего не бывает напрасно. Казалось бы, такие чрезмерные незаслуженные муки такому праведнику, за что? Ни за что, а ради того, чтобы через все страдания в сознании пророка Иеремии произошел переворот: он по-новому увидел Бога.

«Бог не напрасно попустил пророку испытать скорби; но, поскольку он готов был молиться за беззаконных, то с намерением убедить, чтобы не признал он человеколюбивым себя, Сокровище же благодати немилосердным, Бог попустил это восстание на него иудеев» (блж. Феодорит).

Через все это Иеремия увидел любовь Божию к народу, к человеческому роду. Бог перестал быть для него карающим детей за вину отцев. Бог предстал пред Иеремией Многомилостивым и дал учение о новом завете: «наступают дни, когда Я заключу с домом Израиля и домом Иуды новый завет… вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его…все сами будут знать Меня…Я прощу беззакония их…и вся долина пепла и трупов, и все поле до потока Кедрона, до угла конских ворот к востоку, будет святынею Господа; не разрушится и не распадется вовеки».

Борьба с лжепророками внутри народа Божия: пример борьбы - глава 28 - борьба с Ананией, который был один из многих.

В годы служения Иеремии лжепророки успокаивали бдительность народа мнимым благополучием, а когда беды все же посыпались на Иерусалим, они обещали, что все это продлится недолго. Они даже придумали новый способ погашать проповедь богоносных пророков: когда истинный пророк говорил, возбужденная лжецами толпа начинала смеяться и отпускать на его счет шуточки.

На их фоне Иеремия выглядел, с одной стороны, бунтарем, возмутителем общественного спокойствия, которого обличали в вероломстве. С другой стороны, он выступал и как безжалостный реформатор, сокрушавший предрассудки иудеев об их исключительности, проповедовавший некое «обрезание сердца», боровшийся с национальной гордыней народа избранного.

Личные особенности Иеремии

В книге пророка Иеремии отражаются с особенною рельефностью личные свойства её автора. Мы видим в нем мягкую, уступчивую, любящую натуру, которая представляет удивительный контраст той неуклонной твердости, с какою он действовал в сфере своего пророческого призвания.

В нем, можно сказать, было два человека: один, находившийся под действием немощной человеческой плоти, хотя и облагороженной в своих порывах, и другой - всецело стоявший под действием всемощного Духа Божия. Конечно, плоть покорялась духу, но пророк от этого страдал чрезмерно.

Юношею пророк с охотою принял на себя свою высокую миссию, но потом, когда взятое им на себя дело изолировало его от других людей, превратило его во «врага народа», - его чувствительное сердце стало страдать очень сильно.

Положение его можно было назвать в высокой степени трагическим: он должен был обращать отступившей от Иеговы народ к Богу, зная хорошо, что его призывы к покаянию останутся безрезультатными. Он должен был постоянно говорить о страшной опасности, угрожавшей Иудейскому государству, и оставаться непонятым никем, потому что его не хотели понять! Как он должен был страдать, видя непослушание народа, который он любил и которому однако не мог пособить…

Как должно было его тяготить клеймо, наложенное на него общественным мнением как на государственного изменника… Делом великого мужества поэтому было то, что Иеремия, несмотря на такое обвинение, висевшее над его головою, по-прежнему продолжал говорить о необходимости подчиниться халдеям.

То обстоятельство, что Господь не желал даже принимать его молитв за иудейский народ и неприязненное отношение к нему всех иудеев, даже родных, - все это доводило пророка до отчаяния, и он думал только о том, как бы ему уйти в далекую пустыню, чтобы там оплакивать участь своего народа.

Но слова Божии в его сердце горели как огонь и просились наружу - он не мог оставить своего служения и Господь твердою рукою продолжал вести его по раз избранному трудному пути. Иеремия не оставлял борьбы с ложными пророками, стремившимися бессознательно погубить государство и оставался железным столпом и медною стеною, от которой отражались все нападения его врагов.

Конечно, выраженные пророком чувства недовольства и отчаяния его проклятия своим врагам ставят его несравненно ниже Того Сына Человеческого, Который страдал от Своих соплеменников, не издавая жалоб и никого не проклиная даже в момент Своей страдальческой кончины.

Но во всяком случае среди пророков никто не был по своей жизни и страданиям более рельефным прообразом Христа, чем Иеремия.

И уважение, какое питали к нему иудеи, проявлялось иногда вопреки их желанию. Так Седекия дважды советовался с ним, а иудеи, не послушавшие совета Иеремии относительно удаления в Египет, все-таки взяли туда его с собою как бы какой священный Палладиум.

Иеремия и Второзаконие

Исследователь Библии Барух Халперн (en:Baruch Halpern) предположил, что Иеремия - это и есть автор Второзакония . Основным аргументом является сходство языка: Второзаконие и книга Иеремии близки по стилю, используют одни и те же устойчивые выражения. Например, во Второзаконии много раз встречаются инструкции о том, как надо и как не надо поступать с самыми обездоленными социальными группами: «Вдова, сирота, пришелец» (Втор 10:18, 14:29, 16:11, 16:14, 24:17, 24:19-21, 26:12-13, 27:19), такие же инструкции по отношению к тем же группам дает Иеремия (Иер 7:6, 22:3). Это тройное сочетание - вдова, сирота, пришелец - используется во Второзаконии и в книге Иеремии - и больше нигде в Библии.

Есть и другие примеры одинаковых или очень близких выражений, которые встречаются только во Второзаконии и книге Иеремии: например выражение «Воинство небесное» (в значениие «звезды») (Втор 4:19, 17:3, Иер 8:2, 19:17), «обрежьте крайнюю плоть сердца вашего» (Втор 10:16, Иер 4:4), «Господь вывел вас из печи железной, из Египта» (Иер 11:4 Втор 4:20) «всем сердцем и всей душой». (Втор 4:29 10:12; 11:13; 13:4, Иер 32:41).