Анализ стихотворения есенина белая берёза. Природа в стихах С. А. Есенина: анализ стихотворения "Береза"

Столь лёгкая, простая и одновременно безграничная краса русской природы обитает в волнительных образах пейзажной лирики Есенина. О родном, о чём-то близком сердцу, об отчем доме ведает нам небольшое, но глубокое стихотворение «Берёза».

Сергей Есенин рано покинул село Константиново – место, где он родился и вырос. Он уехал в Москву. Как раз в столице в 1913 году появилось это произведение, навеянное густой, томительной тоской по дорогому душе краю.

На тот момент совсем молодой златовласый Есенин, погрузившись в бурный поток московской жизни, тяготел душой к милому дому, старенькому и прохудившемуся. Образ берёзы – собирательный, в нем милый сердцу уют, простор крестьянских селений и отрада детских лет.

Жанр, направление и размер

«Берёза» — прекрасный пример пейзажной лирики. Здесь гармонично переплетены темы родины и природы, единения человека с ней.

Написано стихотворение трёхстопным хореем и состоит из четырёх строф. За счёт неполной перекрёстной рифмовки произведение звучит плавно и мелодично.

Композиция

Стихотворение интересно по своей композиционной структуре: с одной стороны, образы выстроены линейно, наше внимание переключается сначала на одни детали, потом на другие. Однако можно также заметить, что в начальном четверостишии говорится о том, что берёза окутана снегом, «точно серебром», и в заключительной строчке есть такая отсылка: «А заря, лениво, обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром».

Таким образом, перед нами кольцевая композиция. Тем самым, в сознании рождается многогранный пейзаж, но мысль остаётся в одной ситуативной точке.

Образы и символы

  1. Берёза, как ни одно другое дерево, олицетворяет Россию. В ней и пленяющая простота, и русская безграничная душа, и отрадный покой. Именно с этим деревом поэт связывает своё родное село, то место, где начинается необъятный простой великой страны.
  2. Картина в стихотворении – глубокая зима . Лирический герой будто смотрит в окошко и описывает увиденное: первое, на что он обращает своё внимание, это «берёза». Что в ней таится? Это бесценная любовь матери, это радость и горе крестьянского народа, это родная земля с вольными просторами. Занимает и то, что стереотипный образ беспощадной и злой зимы здесь приобретает совершенно другой вид: она не сгубила деревце, а наоборот укутала его в серебристый наряд.
  3. Автор также подчеркивает, что берёза именно «белая», а этот цвет символизирует чистоту и невинность , возрождение и юность . В этом лирическом произведении природа оживает, приобретает свои черты и характер. Берёзка словно прекрасная, юная девушка стоит в пушистой шубке и радует взгляд. Не только лирический герой засматривается на неё, но даже сама природа любуется своим творением и добавляет всё новые и новые штрихи в образ берёзы, это мы можем понять по последней строфе.

Темы и настроение

Для Есенина основная тема Родины всегда едина с не менее важной темой природы, и данное стихотворение — не исключение. Сельская обстановка, в которой рос поэт, обретала законченность, прежде всего, в своей уникальной, исключительно русской красоте окружающего мира.

Стихотворение очень уютное, оно переносит читателя в дорогие объятья родительского дома. Большую роль играют цвета, которые в стихотворении создают уникальный контраст: белая берёза, но на ней «в золотом огне» горят снежинки. Кроме того, мы слышим лёгкую мелодию сердечной тоски: деревце окружено «сонной тишиной», и лишь заря «лениво» обходит её кругом. Есенин, несомненно, скучал по своему селу, но вспоминал он о нём, как о светлом месте, именно такие эмоции и чувства передаёт это произведение.

Идея

Жизнь начинается с любви к матери и отцу, к родной стороне, ко всей стране и её народу, без этого человек не может быть счастлив – вот главная мысль произведения. У каждого должен быть пусть даже крохотный уголочек в этом бушующем и огромном мире, куда он может прибиться, где может укрыться от боли, страданий, поглощающей пасти грубой реальности. У всех должна быть своя белая берёзка, в которой сердце можно всегда находить отраду и утешение даже в далёких чужих краях, среди чужих лиц, среди непосильного одиночества.

И пусть жизнь кипит и бешено бежит, бросая из стороны в сторону, но никогда не забывай про свой дом — край, где любят, ждут. Вот этот важный смысл стремился передать читателю автор.

Средства художественной выразительности

Стихотворение «Берёза» небольшое по объёму, однако оно изобилует художественно-выразительными средствами языка. Безусловно, здесь присутствует олицетворение: берёза «принакрылась» и заря, «обходя кругом, обсыпает». Живые и яркие образы создаются за счёт эпитетов: «пушистых» ветках, «сонная» тишина, «золотой» огонь. Кроме того, поэт использует метафоры, например: «На пушистых ветках/ Снежною каймой/ Распустились кисти/ Белой бахромой». Для описания снега автор выбрал сравнение «точно серебром». Мелодичность строк достигается во многом благодаря ассонансу, тут делается акцент на гласные звуки «е», «о», «и».

Великолепное и животрепещущее стихотворение бередит сердца людей и по сей день, рождая в душе самые нежные, до боли знакомые переживания. Есенин в столь юном возрасте сумел вложить в свои строки глубокие и серьезные чувства, перенеся их в прекрасные образы русской природы.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Стихотворение Сергея Есенина «Белая береза», на первый взгляд, кажется незамысловатым. Наверное, из-за этой кажущейся простоты его учат все, начиная с детского сада. Действительно, всего четыре четверостишия, четырехстопный хорей, никаких заковыристых, непонятных метафор – вот что делает восприятие этого стихотворения таким упрощенным.

Но если вспомнить о том, что любое лирическое произведение призвано не просто выражать чувства поэта, но и вызывать ответный эмоциональный отклик у читателя, то становится понятно, почему это стихотворение, написанное столетие назад (в 1913 году) до сих пор так хорошо знакомо многим любителям и ценителям русской поэзии.

Есенинская береза предстает в образе спящей красавицы:

Принакрылась снегом,
Точно серебром.

Олицетворение, использованное поэтом, позволяет читателю заметить, что береза сама принакрылась снегом, а не мороз использовал свою силу. Поэтому и кисти «распустились белой бахромой» тоже сами. И вот он, яркий образ – красавица, отдыхающая «в сонной тишине», причем, красавица богатая: ведь принакрылась снегом она, «точно серебром», кисти украшены белой бахромой, которая использовалась только представительницами высшего общества, а снежинки в наряде березы горят «в золотом огне».

Конечно, русский человек, выросший на сказках о царевне, спящей в хрустальном гробу, при прочтении данного анализа стихотворения неизменно представит себе только такой образ. Эта сонливость объяснима временем года, ведь зимой все деревья «спят». Даже заря появляется неспешно, будто боясь потревожить покой русской красавицы:

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Но у Есенина «сонные березки» появятся и в другом произведении, написанном год спустя, – в стихотворении «С добрым утром!». Вот здесь уже намного труднее понять, почему в самый разгар лета березки тоже как во сне.

«Все мы родом из детства», - утверждал французский писатель и летчик Антуан де Сент-Экзюпери. Возможно, все детство наблюдая березу «под своим окном», Сережа Есенин создал для себя такой образ березы, который пронес через все свое творчество и всю свою недолгую жизнь.

Исследователи творчества Есенина как-то подсчитали, что в его произведениях встретилось 22 названия различных деревьев. Наверное, сам поэт об этом не задумывался, когда создавал свои лирические шедевры. Но почему-то именно березы сложились для него в ту самую «страну березового ситца», которую он так рано покинул.

Цель:

  • знакомство с творчеством С.А.Есенина и его поэзией, изобразительными средствами в лирике поэта;
  • совершенствование умения анализа стихотворения;
  • воспитывать видение прекрасного, любовь к природе, поэзии, содействовать нравственно-эстетическому воспитанию школьников.

Оборудование: портрет С.А.Есенина, выставка книг, картин природы художников; высказывания со словами поэта.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Мы начинаем урок.

II. Сообщение темы и цели урока.

Чтение эпиграфов к уроку.

Какой чистый и какой русский поэт. М.Горький

Чувство Родины - основное в моём творчестве. Нет поэта без родины. Россия! Какое хорошее слово. И "роса", и "сила", и "синее что-то": С.А.Есенин

Но и тогда
Когда во всей планете
Пройдёт вражда племён,
Исчезнет ложь и грусть,
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким "Русь".
С.А.Есенин

III. Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

Две даты: 3 октября 1895 года - 28 декабря 1925 года. Первая - дата рождения, вторая - дата смерти поэта.

30 прожитых поэтом на этой земле лет: Много это или мало? В Закавказье, где поэт бывал ни раз, в старину говорили: " Тридцать лет человек должен учиться, тридцать лет должен путешествовать и тридцать лет - писать, рассказывать людям всё, что он увидел, узнал, понял".

Есенину было отпущено в три раза меньше. Его судьба - подтверждение другого старого изречения: "Жизнь ценится не за длину".

"Ведь я мог дать не то, что дал" ,- признавался поэт незадолго до гибели. Но и то, что он дал, это целый мир. Он живет, движется, переливается всеми цветами радуги. Это задушевная песнь о великом и вечном - о любви к родине.

2. Знакомство с биографией поэта: сообщения учеников.

Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии, в крестьянской семье.

"В нашем Константинове не было ничего примечательного. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село: Раздольны, красивы наши заливные луга. Вокруг такая ширь. Вдали, в дымке. Синеют леса, воздух чист и прозрачен.

Детство поэта прошло у родителей матери. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. Эти воспоминания нашли и поэтическое отражение в его творчестве.

Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.

Золотая словесная груда,
И над каждой строкой без конца
Отражается прежняя удаль
Забияки и сорванца.

С детства поэта окружала родная природа, с её первыми словами он впитывал народный поэтический взгляд на мир - песни матери, сказки бабушки, мудрые присловья деда

Как и все крестьянские дети, он знал нелегкий крестьянский быт. Всё это стало источником его творчества: жизнь народа, природа, народное творчество.

Из автобиографии поэта: "Стихи я начал писать рано, лет десяти, но сознательное творчество отношу к 16-17-ти годам".

Родина, Россия была для Сергея Есенина началом всех начал. Даже имя её он произносил с восхищением: "Россия:Какое хорошее слово:и "роса", и "сила", и "синее что-то:"

О пашни, пашни, пашни
Коломенская грусть,
На сердце день вчерашний,
А в сердце светит Русь.

3. Знакомство с поэтическим миром поэта.

Природу России поэт всегда воспринимал чутким сердцем русского человека, очеловечивал её:

"Спит черёмуха в белой накидке:"

"Словно белою косынкой подвязалася сосна:"

"Отговорила роща золотая берёзовым веселым языком:"

(звучит романс на стихи С.Есенина "Отговорила роща золотая").

Русская природа как бы разделяет с поэтом радость и горе, остерегает, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами.

Выражение чувств через явления природы - одна из самых характерных особенностей есенинской лирики.

Многие образы его стихов родились из загадок или созданы по типу загадок, то есть, в основе образа лежит скрытое сравнение, как в загадке:

а) Золотою лягушкой луна распласталась на синей воде:

На грядки серые капустки волноватой
Рожок луны по капле масло льет:

Щебетнули звёзды месяцу:
"Ой ты, желтое ягнятище,
Ты не мни траву небесную,
Перестань бодаться с тучами:"

4. Особенности поэзии С.Есенина.

В поэзии С.Есенина можно отметить 3 главных цвета: алый, синий, золотой. Синий и голубой - символ устремленности к небу, т.е. к чему-то недосягаемому; алый - цвет любви, горения; золотой - изначальный цвет.

IV. Анализ стихотворения "Белая береза".

Выразительное чтение стихотворения учителем.

Анализ стихотворения.

А) Какие чувства возникли у вас после прослушивания стихотворении?

(красоты березы, восторжение ею, любви к природе:)

Б) А почему вы решили, что о красоте?

В) При помощи чего поэт показывает красоту березы?

(при помощи художественных средств)

Г) Найдите ключевые слова, при помощи которых автор описывает дерево.

- "белая береза" - эпитет;

Да, одним из ключевых слов стихотворения является определение "белая".

Что значит "белая"?

(чистая, это ощущение радости, света:)

Белый цвет в старину отождествляли с божественным, он означал причастность к Богу: белый ангел, белые ризы, белые одежды святых. Образ белой березы вызывает ощущение радости, сияющего света, чистоты, начала новой жизни.

Принакрылась - олицетворение;

Какое возникает при этом ощущение?

(одушевленности:)

Слово "принакрылась" создает ощущение одушевленности образа березы, которая предстает живой, одухотворенно, во многом похожей на женщину. В одном ее движении угадывается и желание быть красивой. И стремление упрятать, сберечь то, что таится внутри. И попытка сохранить то очарование, что излучает она - легкая, изящная, ослепляющая белизной.

Пушисты ветки - эпитет

Снежною каймой - эпитет

Белой бахромой - эпитет

На что они указывают и что выражают?

Только зоркий взгляд поэта-живописца смог передать это скрытое движение жизни.

Точно серебром - сравнение

Какой смысл оно несет в себе?

Это сравнение получает несколько значений: необычной красоты, драгоценного одеяния.

Под моим окном

На что указывает эта фраза?

Личная сопричастность происходящего поэту чувствуется в строке "под моим окном". Он не просто восхищен необыкновенно красивой картиной природы, но и, пристально вглядываясь в открывшееся взору чудо, делает неожиданные открытия.

Заря обходит - олицетворение

Какой она показана? Каково её значение в строфе и во всем стихотворении?

В последней строфе главная роль отведена заре. Особая роль зари подчеркнута союзом а , который выделяет ее и включает в общее движение жизни. В ней сочетаются степенность, величавость. Она заботится о березе, как мать, благословляющая свою дочь.

V. Выводы, итоги урока.

Какой нам показал березу поэт?

(Береза предстает самым прекрасным и дорогим деревом. Она как будто находится в центре мира.)

Береза - самое любимое дерево русского народа и " одно из почитаемых у славян деревьев". Ей посвящено много народных песен, с нею связывались надежды на исцеление от болезней.

Какое значение имеют художественные средства в этом тексте?

Какова основная мысль стихотворения?

VI. Творческая работа.

Опишите берёзу на представленных вам картинах.

VII. Домашнее задание. Анализ стихотворения "Топи да болота:"

«Береза»


Стихотворение «Береза» относится к ранней лирике С.Л. Есенина. Оно было впервые напечатано в 1914 г. в журнале «Мирок» под псевдонимом Аристон. В то время читатель еще не догадывался о том, что под неизвестной подписью скрывается имя поэта необычайного дарования, исключительного таланта, поэта, чьи стихи будут входить в душу каждого русского человека с раннего детства и на долгие годы станут эталоном русской пейзажной лирики.

Стихотворение «Береза» по праву можно считать школой словесного рисования. Береза - традиционный в национальной культуре символ России, поэтому название художественного произведения расширяет его проблематику. В ходе развития лирического сюжета любование конкретным уголком природы перерастает в гимн красоте всей русской земли. Тему любования подчеркивают поэтичные эпитеты, метафоры и сравнения, плавно перетекающие друг в друга. Они появляются словно из сказочного царства снежной королевы: «белая береза», «принакрылась снегом, точно серебром», «снежною каймой распустились кисти», «горят снежинки в золотом огне». Олицетворение, выраженное возвратным глаголом «принакрылась» подчеркивает одухотворенность образа березы, его цельность и значительность. Береза ассоциируется с горделивой, нарядной русской девушкой-северянкой, чья природная красота лишь расцветает в морозный день. Благодаря причудливой игре изобразительных средств, типичный среднерусский зимний пейзаж перевоплощается в удивительное, необычайное зрелище.

Завораживающий контраст динамики и статики в этом стихотворении подчеркивает кульминационный характер третьей строфы, в которой поэтическое рисование достигает максимальной глубины своего великолепия:

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

В стихотворении принципиально важна вторая строка («Под моим окном»), столь конкретно очерчивающая поэтическое пространство произведения, в результате чего подчеркивается, что образ березы является близким и понятным каждому человеку.

Как известно, стихотворение входит в цикл есенинских стихотворений, написанных для детей. Таким образом, произведение несет в себе не только эстетическое, но и воспитательное значение. Оно повествует не о плакатно-парадной, а о конкретной, пронизывающей всю сущность человеческого бытия любви к тому уголку земли, где родился и вырос человек.

Стихотворение «Береза» построено настолько гармонично, что читатель даже не всегда осознает, что деление на строфы не соответствует традиционному построению. По сути же, четыре строфы легко укладываются в два четверостишия с параллельной рифмовкой, но С.А. Есенину необходимо было это деление для того, чтобы каждая деталь стихотворения приобрела дополнительную выразительность.

К образу березы С.А. Есенин многократно обращался в своем творчестве, каждый раз наполняя его новыми качествами и неповторимыми оттенками. На его основе создавались незабываемые метафоры («страна березового ситца») и оригинальные сравнения («как жену чужую целовал березку»). Береза для С.А. Есенина - это одновременно символ русской природы и женской красоты. В нерасторжимом единстве спаяны в нем образ родины, матери и возлюбленной - все самое светлое, чем живет человек в этом мире.

«Береза»


Стихотворение «Береза» относится к ранней лирике С.Л. Есенина. Оно было впервые напечатано в 1914 г. в журнале «Мирок» под псевдонимом Аристон. В то время читатель еще не догадывался о том, что под неизвестной подписью скрывается имя поэта необычайного дарования, исключительного таланта, поэта, чьи стихи будут входить в душу каждого русского человека с раннего детства и на долгие годы станут эталоном русской пейзажной лирики.

Стихотворение «Береза» по праву можно считать школой словесного рисования. Береза - традиционный в национальной культуре символ России, поэтому название художественного произведения расширяет его проблематику. В ходе развития лирического сюжета любование конкретным уголком природы перерастает в гимн красоте всей русской земли. Тему любования подчеркивают поэтичные эпитеты, метафоры и сравнения, плавно перетекающие друг в друга. Они появляются словно из сказочного царства снежной королевы: «белая береза», «принакрылась снегом, точно серебром», «снежною каймой распустились кисти», «горят снежинки в золотом огне». Олицетворение, выраженное возвратным глаголом «принакрылась» подчеркивает одухотворенность образа березы, его цельность и значительность. Береза ассоциируется с горделивой, нарядной русской девушкой-северянкой, чья природная красота лишь расцветает в морозный день. Благодаря причудливой игре изобразительных средств, типичный среднерусский зимний пейзаж перевоплощается в удивительное, необычайное зрелище.

Завораживающий контраст динамики и статики в этом стихотворении подчеркивает кульминационный характер третьей строфы, в которой поэтическое рисование достигает максимальной глубины своего великолепия:

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

В стихотворении принципиально важна вторая строка («Под моим окном»), столь конкретно очерчивающая поэтическое пространство произведения, в результате чего подчеркивается, что образ березы является близким и понятным каждому человеку.

Как известно, стихотворение входит в цикл есенинских стихотворений, написанных для детей. Таким образом, произведение несет в себе не только эстетическое, но и воспитательное значение. Оно повествует не о плакатно-парадной, а о конкретной, пронизывающей всю сущность человеческого бытия любви к тому уголку земли, где родился и вырос человек.

Стихотворение «Береза» построено настолько гармонично, что читатель даже не всегда осознает, что деление на строфы не соответствует традиционному построению. По сути же, четыре строфы легко укладываются в два четверостишия с параллельной рифмовкой, но С.А. Есенину необходимо было это деление для того, чтобы каждая деталь стихотворения приобрела дополнительную выразительность.

К образу березы С.А. Есенин многократно обращался в своем творчестве, каждый раз наполняя его новыми качествами и неповторимыми оттенками. На его основе создавались незабываемые метафоры («страна березового ситца») и оригинальные сравнения («как жену чужую целовал березку»). Береза для С.А. Есенина - это одновременно символ русской природы и женской красоты. В нерасторжимом единстве спаяны в нем образ родины, матери и возлюбленной - все самое светлое, чем живет человек в этом мире.