Поздравляем с днем подводного флота россии. День подводника в России: когда отмечают, история и традиции праздника

Какого числа отмечают праздник?

Как известно, любая дата в праздничном календаре России связана с определенным историческим событием. Не является исключением и День моряка-подводника. Своими корнями его история уходит к началу 20-го века, а точнее, к 19 марта 1906 года. Все дело в том, что именно в этот день по указу государя Николая II в состав военно-морского флота Российской империи были введены 20-ть субмарин, а также организованы специальные школы по обучению военнослужащих подводному плаванию.

С того самого времени День моряка-подводника стали ежегодно отмечать на всей территории России, вплоть до начала Октябрьской революции 1917 года. Именно тогда, по решению пришедшего к власти временного правительства, этот праздник был отменен. И только спустя 80-ть лет, в 1996 году, специальным приказом адмирала Военно-Морского Флота СССР Феликса Громова, День моряка-подводника был вновь возрожден.

Отдельно стоит отметить и роль, которую сыграли субмарины в разные периоды истории нашего государства, а особенно, в годы Первой мировой, Великой Отечественной и Русско-японской войн. Благодаря маневренным подводным кораблям наш Флот продемонстрировал свое глобальное превосходство на море и тем самым приблизил победу нашей армии над вооруженными силами противника.

Значение и традиции праздника

Учитывая славное историческое прошлое и современные реалии, сложно недооценить важность Военно-Морского Флота РФ для обороны и безопасности нашего государства. Сегодня отважные российские подводники продолжают стоять на защите морских рубежей и государственных интересов России. В наши дни эта профессия не только овеяна ореолом романтизма, но и подразумевает ответственность, железную дисциплину и полную самоотдачу тех, кто несет службу на борту современных субмарин.

Перелистывая страницы истории, каждый россиянин может легко убедиться в том что во многом благодаря Военно-Морскому Флоту, а в частности отечественной подводной флотилии, наша страна обязана весомым достижениям на мировой геополитической арене.

Принимая во внимание многолетние традиции, День моряка-подводника отмечается в России особенно торжественно. 19 марта 2018 года во многих городах нашей страны, а в частности, Владивостоке, Кронштадте, Новороссийске и Севастополе, состоятся масштабные культурно-развлекательные мероприятия, в которых примут участие не только известные актеры, исполнители и музыканты, но также представители духовенства и первые лица государства.

Виновников торжества искренне поздравят теплыми словами, вручат им памятные подарки и специальные грамоты. Государственными орденами будут награждены военнослужащие, которые отличились в ходе военно-морских учений и антитеррористических операций в Сирии и других горячих точках планеты.

  • согласно статистическим данным, во время Второй мировой войны советский флот потерял минимальное (по сравнению с противником) количество субмарин;
  • на вооружении СССР в период с 1960 по 1990 годы состояло более 400 единиц подводных кораблей (включая 60 новейших ядерных носителей);
  • флагман российского Подводного Флота – стратегическая субмарина «Юрий Долгорукий» (в составе Военно-Морских Сил РФ с 1996 года).

Видео

19 марта в нашей стране с размахом отмечается День моряка-подводника. Причем отмечают этот день не только военные моряки, доблестно охраняющие водные пространства России, но и гражданский персонал, оказывающий флоту огромную помощь.

История создания подводного морфлота

В начале ХХ века перед правителями страны встала необходимость создать совершенно новую военно-морскую группировку, базирующуюся на подводных кораблях. Это случилось еще в 1906 году, когда день подводника казался чем-то фантастическим и сказочным, ибо в пучине морской человеческий организм выжить не имел никакой возможности. Но наука и прогресс шли неумолимо вперед, человек получал все новые и новые грандиозные изобретения, в том числе и подводные лодки, позволяющие перемещаться под водой и решать самые невыполнимые доселе задачи. Русский флот получил в пользование 10 новеньких подлодок, а русская армия обзавелась новыми войсками.

Первый блин не комом

Впервые подводники попробовали свои силы в русско-японской войне и уже тогда навели на противники полный ужас. Японцам пришлось принимать бой на суше, на воде, и теперь еще и под водой. Самое первое боевое соединение подлодок было сформировано в 1911 году и входило в состав Балтийского флота. Новые аппараты были сделаны на основе плавучих баз «Европа» и «Хабаровск». Использование подлодок во времена Первой мировой войны окончательно закрепило присутствие подлодок в составе флота. Уже тогда первые моряки имели полной право отмечать День подводного флота, потому что их заслуга при ведении военных действий была значительной.

Накануне Второй Мировой

Уроки Первой Мировой не прошли бесследно, поэтому молодое советское государство вплотную занялось наращиванием ресурсов подводного флота. Все меньше в мире оставалось дипломатии, все больше в мире ценилась сила. К началу Второй Мировой СССР подошел с солидным подводным вооружением. Если всего 20 лет назад День подводника отмечался на фоне всего десятка подлодок, то в 30-х годах подводную мощь удалось нарастить. Итого, в арсенале подводного флота СССР находилось более двухсот подводных лодок самых различных классов, начиная от больших, заканчивая малыми и противоминными заградителями. Руководство флотом полностью передали под начало специального подводного отдела. Там же ставились будущие военные и стратегические задачи.

Послевоенное время

В 50-е года прошлого века с подводным флотом СССР произошли революционные изменения, а именно подлодки получили мощные ядерные установки. Это новшество позволило проводить в автономных плаваниях, практически неограниченное количество времени. Новаторство в этой области было признано успешным, и к 1961 году подводный морской флот получил 9 новеньких атомных подлодок. А самым лучшим подарком на день моряка – была игрушечная копия грозного аппарата. Надо сказать, что всего в СССР было построено 243 атомные подлодки, а если сложить все агрегаты построенные, в том числе и во времена царского режима, то количество произведенных лодок превысит тысячу штук.

Наше время

Когда день моряка подводника в самом разгаре, слово, обычно берут ветераны службы. Они рассказывают молодежи о постепенном становлении подводного флота, его большом значении для обороноспособности страны. Также они отмечают тот гигантский научно-технический скачок, произошедший в производстве подводных лодок. Как из простых дизельных подлодок начала века, неуклюжих и неповоротливых, подлодки превратились в настоящие подводные лайнеры, способные долгими месяцами бороздить необъятные просторы мирового океана.

Когда День моряка-подводника в 2019 году

Морская пучина - холодная, волнующая и окруженная неизвестностью. Если открыть учебник по истории, то можно убедиться, что вода не только порождает жизнь на нашей земле, но и кишит угрозами. Только воистину отважные мужчины, которые любят Родину и готовы её защищать, могли пойти на такой решительный шаг и соединить свою судьбу с кораблем. Особенно это касается тех, кто отважился служить на подводной лодке. Каждый день эти не известные никому герои рискуют своей жизнью, чтобы мы могли спокойно спать и не переживать о том, что на нашу страну нападет враг.

19 марта - День моряка-подводника. Почему именно эта дата стала основанием для торжества? Для того чтобы это узнать, следует окунуться в прошлые столетия, ведь насчитывает более двухсот лет. И за это время наши моряки успели прославиться даже в самых отдаленных уголках мира.

В глубину истории

Первым, кто предложил идею создания судна, был, как ни странно, великий творец в области культуры Леонардо да Винчи. Он презентовал модель боевой лодки, но вскоре её уничтожил, так как опасался военного положения.

Решительными действиями отличился голландец Корнелиус Дребелль в 1620-м. Он спроектировал судно для английского короля Якова I, после чего план был воплощен в реальность на судостроительном заводе в Лондоне.

В России же попытки создать такое морское чудо предпринимались при Петре Великом. За этот нелегкий объект взялся самоучка из народа Ефим Никонов. Но после смерти царя дело закрыли, и проект остался невоплощенным.

Возрождение морского флота России

Только лишь в 1906 году, 19 марта, был принят указ Николая II, в котором говорилось про формирование войск на После этого началось активное сооружение подводных лодок. Все силы ученых в данной области были направлены на усовершенствование боевых возможностей таких судов, ведь в случае опасности они должны по максимуму устоять в сражении.

Военный период

В 1912 году на Балтийском судостроительном заводе был спроектирован корабль модернизированного типа на дизельном топливе. Уже тогда власть готовилась к нападению и предчувствовала наступление войны.

В начале Первой мировой силы морского флота России включали в себя бригаду подводных лодок (восемь кораблей) и учебный отряд (три корабля). В 1917-м уже была сформирована целая морская военная база под названием «Тосна». Она включала по семь дивизионов, которые содержали 4-5 кораблей.

Пристального и особого внимания заслужила крейсерская подводная лодка, которая была спроектирована в 1935 году, накануне Второй мировой.

К ВМФ имел в своем арсенале 212 кораблей. Их команды отличались хорошей морской выучкой.

В наши дни вооружена мощнейшими реактивными подводными лодками, которые без труда решают любые боевые задачи.

Море рифмуется

В День моряка-подводника стихи сыплются отовсюду. Ведь наши соотечественники склоняются перед великими подвигами героев.

Множество народных изложений было написано с того времени, как праздник обрел популярность в обществе. Вот одно из них:

На водном глянце их не видно,

И лишь радар увидеть может.

Они скрываются в глубинах -

Под толщей вод их курс проложен.

Исследуя морей просторы,

Границы бережет подводник.

Защита наша и опора,

Мы поздравляем вас сегодня!

Также подобным поздравлениям уделяют немало внимания на традиционных концертах, которые проводятся 19 марта. День моряка-подводника каждый год отличается какими-то новыми презентациями творческих наработок. Самые лучшие и эксклюзивные работы представляют на суд общественности и самим виновникам торжества.

Почтение труда моряков

Каждый год в День моряка-подводника поздравления принимают все мужчины, чья трудовая деятельность связана с ВМФ. Это в том числе конструкторы, работники проектных организаций и судостроительных заводов.

Чествование ознаменовывается не только митингами и праздничными концертами, но и организацией бесплатных туров в различные музеи, связанные с кораблями и открытыми водами.

В день 19 марта мероприятия осуществляются во многих городах России в независимости от того, есть там порт или нет.

Прямые трансляции парадов и митингов доступны в любой точке страны, а вручение наград и медалей проводят по месту жительства черноморцев или в столице.

ВМФ в Петербурге

День моряка-подводника в России всегда отмечается с большим размахом. Каждый служитель флота не обделен вниманием: столько песен, стихов и поздравлений слышится ото всюду.

В 2014 году в День моряка-подводника поздравления в Санкт-Петербурге принимали все, кто причастен к этому торжеству. На праздничной церемонии российские корабельщики почтили память героев ВМФ и воздали им славу.

У монумента «100-летие подводных сил России» встретились ветераны флота, курсанты, сотрудники верфей, конструкторы и инженеры.

Этот мемориал открыли в 2008 году по инициативе ветеранов и работников «Адмиралтейских верфей». Основная составляющая произведения представляет собой конструкцию подводного судна. В это сооружение была помещена оболочка с посланием к морякам и судостроителям 21 века.

«Тайна трех океанов»

Также накануне 19 марта праздник прочувствовали во Владивостоке. Там был представлен фильм, посвященный всем подводникам СНГ. Над его созданием работали два года, главным организатором данного проекта стал «Тайна трех океанов» - такое название получил документальный фильм. Съемки проводились в разных местностях и за пределами России: в США, Исландии, Норвегии и Панамском канале.

Режиссер старался наполнить атмосферу фильма реалистичными образами и картинками, но все же не обошлось без компьютерной графики, которая помогла в реконструкции исторических событий.

Главная цель экранизации - показать обычным гражданам, насколько флот был значимым в период Великой Отечественной войны.

С тех пор День моряка-подводника в России не обходится без трансляции этого фильма. Ведь знание истории - основа всех основ для состоявшегося гражданина.

Реконструкция морского боя

В 2015 году праздник отличился весомыми событиями. Торжество уже по традиции проходило в Санкт-Петербурге, на «Адмиралтейских верфях» была заложена очередная подводная лодка проекта 677 «Великие Луки», и тем же временем на «Семваше» состоялась презентация пятой атомной субмарины «Архангельск».

Также 19 марта (День моряка-подводника) был сформирован полноценный совет ветеранов Сестрорецка, была организована реконструкция боя на озере Разлив. А Клуб сотрудников ВМФ провел праздничный вечер уже в Зале революции знаменитого корпуса Петра Великого.

Благодаря этим мероприятиям 19 марта праздник выдался очень динамичным и полным эмоций, возрастная категория посетителей торжества очень различалась. Это демонстрирует то, что любому поколению нашей страны небезразлична судьба действующих моряков и ветеранов военных действий, которые бороздили и бороздят глубинные просторы, несмотря на сложность ситуаций.

В России множество праздников и каждый из них, приурочен к какому-либо событию. Каждое мероприятие и событие мы празднуем с широтой нашей души. Существуют такие праздники, которые отмечает только отдельная категория людей, имеющая отношение к самому событию. Одним из таких праздников является день моряка-подводника. Люди, отмечающие этот праздник, отличаются особой выносливостью и сильным характером. Если вдуматься в само название, то сразу же представляется огромная подводная лодка и моряки на ней. Этот праздник отмечают военнослужащие и гражданский персонал подводных сил Военно-морского флота Российской Армии. Какова же история этого праздника и с чем она связана?

История праздника

Отечественные подводные лодки всегда славились своей выносливостью и мощью. При желании можно найти всю исчерпывающую информацию об этих интересных машинах. Уже в 1906 года подводные лодки вошли в классификацию военного флота. Самая первая война, в которой принимали участие наши подводные лодки, стала Русско-Японская. Уже тогда они заставляли дрожать от своей мощи и брать противника натиском.
В первую мировую наши подводные лодки также отличились, они вели активную борьбу на морских коммуникациях. Множество задач они решали и к концу войны проявили себя как самостоятельный род сил ВМФ.
К началу второй мировой войны, это уже была действующая армия, в состав которой входило более двухсот лодок. Из них создавали группы и бригады, которыми руководил подводный отдел флота. Все задания и боевые задачи определялись советом морского флота.

Большой прорыв произошел в пятидесятые годы, когда в лодки внесли усовершенствования на них стали применять ядерные энергетические установки. Благодаря этим новшествам у них появилась возможность неограниченного автономного плавания.

Плавучие базы атомных подводных лодок

Самой первой базой для подлодок стало судно проекта 1821, именно оно смогло обеспечивать базирование двух атомных лодок, плюс ко всему возможность проводить мелкий ремонт и выдачу всех видов снабжения. Классификация «Угра» могла принять на борт вертолет, и на ней было предусмотрено хранение боезапаса. Помимо всего прочего база была оснащена собственным вооружением. Эти плавбазы активно в свое время осваивали просторы Мирового океана, и принесли огромную пользу военно-морскому флоту.

Следующими в развитие флота стали плавучие базы проекта 326, у них уже были более совершенствованные технологии, что позволяло осуществлять перезарядку ядерного реактора. Они строились с размахом и в народе их называли реакторные цеха на плаву.

Следующие мастерские Днепр, также имели масштабные возможности, которые проявляли в ремонтной сфере и разборе аварийных ситуаций. Около четырехсот человек трудилось на таких плавучих базах, и каждый год производственная мощность только возрастала.

Транспортные теплоходы Лама, хранили и обслуживали баллистические ракеты, позже выдавая их на подводные лодки. Если расценивать их шансы на выживаемость при открытом бое, то они сводятся к нулю. Но на всякий случай их все равно снабдили зенитными установками.
Пришло время, когда стали поступать тяжелые баллистические ракеты, и срочно понадобились современные транспортные ракетовозы. Проект Александр Брыкин стал решением этой проблемы. Огромный по своим меркам и оснащенный по последним требованиям, он выполнял функцию ракета перевозчика.

Очень тяжелая служба была на этих базах. Постоянное нахождение рядом с ядерными боеголовками и радиоактивными отходами, требовало специальной подготовки. Но какой бы она не была, защитить полностью человек себя не может. Именно те, кто служил или до сих пор служит, может с уверенность отмечать праздник моряка-подводника.

Современный подводный флот

Передовые конструкторские решения несет в себе морской флот России. Новейшие технологии в области кораблестроения до сих пор осваиваются нашими инженерами и технологами. Высокопрофессиональные специалисты подводники несут свою службу и гордятся своей профессией.

На сегодняшний день наш флот является первым в мире по развитию в атомном направлении. Лодки стратегического назначения, атомные многоцелевые и дизель-электрические, все они служат ударной силой нашего флота. Только они способны держать под своим контролем просторы Мирового океана. И если возникнет необходимость нанести быстрый и мощный удар по врагу.

Как отмечают праздник

Все праздничные мероприятия проходят по всей России, особенно торжественно их отмечают на Тихоокеанском флоте. Проходят парады, и торжественно поднимаются флаги в честь моряков подводников.
В церквях проходят панихиды и службы в память о погибших на подводных лодках. Минутой молчания почитают своих однополчан все моряки.
В наши дни морской флот является самым обороноспособным во всем мире. Он обеспечивает государственный суверенитет и служит защитой от всевозможных агрессий. В постоянной боевой готовности находятся моряки подводники и с честью несут свою службу.

Праздничные мероприятия охватывают Северный, Тихоокеанский флот и множество других мест, где расположены базы военно-морского флота. Российские моряки в торжественной обстановке получат поздравления и пожелания от главнокомандующих. Праздник моряка-подводника отмечается достаточно широко, потому что у нас достаточно большое количество мест, где несут эту службу.

19 марта Россия отмечает День моряка-подводника. Это праздник одной из самых сложных и уважаемых военных профессий. Двадцать лет назад, 15 июля 1996 года, Главнокомандующий Военно-морским флотом Российской Федерации адмирал флота Феликс Николаевич Громов подписал приказ №253, в соответствии с которым учреждался профессиональный праздник - День моряка-подводника. В качестве даты праздника было выбрано 19 марта - именно в этот день в 1906 году император Российской империи Николай II ввел в состав военно-морского флота новый класс боевых кораблей - подводные лодки. Таким образом, 19 марта 2016 г. отмечается 110 лет российскому подводному флоту. За более чем вековую подводный флот превратился в один из важнейших компонентов военно-морских сил страны. Сегодня моряки-подводники - это элита Военно-Морского Флота России. Вряд ли тогда, свыше ста лет тому назад, кто-то из руководителей страны и даже военно-морского флота, мог себе представить, какого уровня развития достигнет за ХХ век подводный флот.


Россия стала одной из первых стран мира, обзаведшихся собственным подводным флотом. Хотя официально подводный флот в Российской империи был создан в 1906 году, в действительности разработки отечественных изобретателей в сфере подводного кораблестроения начались гораздо раньше. История сохранила имя мастера Ефима Прокофьевича Никонова, еще в 1718 г. обратившегося к Петру I с челобитной, в которой он предлагал построить «потаенное судно». Экспериментальный экземпляр «потаенного судна» даже удалось построить, но при испытаниях лодка получила пробоину. За время ремонта судна умер Петр I, Никонова разжаловали в простые работники верфи, поэтому задумка так и не была доведена до конца. В 1834 г. под руководством генерал-адъютанта Карла Андреевича Шильдера (1785-1854) была построена первая в мире металлическая подводная лодка. Это был первый в истории подводный корабль, построенный целиком из железа и вооруженный шестовой миной с пороховым зарядом в 16 кг. Однако и этот проект был остановлен из-за отказа правительства в его финансировании.

Лишь во второй половине 70-х годов XIX в. российское военное руководство более-менее серьезно отнеслось к проектам создания подводных судов. В 1878 г. свою подводную лодку презентовал Степан Карлович Джевецкий (1843-1938) - российский изобретатель польского происхождения. Первая модель Джевецкого была одноместной, а вторая модель, презентованная в 1879 г., включала экипаж из четырех человек и приводилась в движение силой ног матросов - с помощью педалей они вращали гребной винт. После этого был дан государственный заказ на постройку пятидесяти аналогичных подводных лодок. Их распределили по крепостям, но реального применения лодки не имели. В 1885 году Джевецкий построил первую в мире подводную лодку с электрическим двигателем.

Однако подлинным «автором» российского подводного флота с уверенностью можно назвать Ивана Григорьевича Бубнова (1872-1919) - русского морского инженера, конструктора опытных моделей подводных лодок, которые уже могли быть пригодными для выполнения боевых задач. Под руководством Бубнова, лейтенанта М.Н. Беклемишева и инженера-механика И.С. Горюнова была разработана и построена на Балтийском заводе подводная лодка «Дельфин» дальностью плавания 240 миль и скоростью 10 узлов. Она в выгодную сторону отличалась от лучших образцов зарубежного подводного кораблестроения. С этим согласилось и морское ведомство, принявшее решение заказать 10 подводных лодок типа «Дельфин». Но вскоре началась русско-японская война, из-за чего строительство подводных лодок пришлось осуществлять ускоренными темпами. К началу боевых действий на Дальнем Востоке, на Тихом океане базировалось уже тринадцать подводных лодок, однако в боевых действиях они практически не участвовали. В 1903 г. Иван Бубнов был назначен начальником кораблестроительной чертежной Морского технического комитета, оставаясь в этой должности до 1908 г. Бубнов руководил разработкой проектов подводных лодок «Касатка», «Минога», «Акула», типов «Барс», «Морж» («Нерпа»).

27 марта 1906 г. был создан Учебный отряд подводного плавания при порте Императора Александра III в Либаве. В его задачи входила, в первую очередь, подготовка командиров подводных лодок, младших специалистов и рядового состава. Только за первые два года своего существования, с 1907 по 1909 гг., Либавский учебный отряд подготовил 103 офицера и 525 специалистов. Сюда же поступали и все построенные подводные лодки. Именно в Либаве они укомплектовывались экипажами, после чего распределялись на Балтийский и Черноморский флоты. Что касается собственно подводных лодок, то наиболее успешными проектами стали «Морж» и «Барс». Лодки типа «Морж» имели водоизмещение: надводное - 630 т., подводное - 758 т., а двигатель мощностью 1200 л.с. позволял развить скорость до 11 уз. Подводные лодки типа «Барс» были еще более мощными. Они имели мощность 3000 л.с., скорость 11,5 уз., дальность плавания - 2500 миль. Во время подводного плавания использовались два электродвигателя мощностью 600 л.с. Лодка «Барс» была вооружена четырьмя трубчатыми торпедными аппаратами (по два аппарата были установлены на носу и на корме), восемью торпедными аппаратами системы Джевецкого, двумя артиллерийскими орудиями и одним пулеметом. Экипаж подводной лодки «Барс» насчитывал до 33 человек.

Ко времени начала Первой мировой войны Российская империя располагала подводным флотом в 58 лодок, из которых 24 лодки относились к типу «Барс». Основные подводные силы российского императорского флота были сосредоточены на Балтийском море. Здесь базировались учебный отряд подводного плавания и бригада подводных лодок, включавшая в свой состав два дивизиона подводных лодок. Несмотря на непродолжительный срок существования, уже в годы Первой мировой войны российский подводный флот проявил себя очень достойно. Только в 1915 г. российские подводники захватили и потопили 16 германских транспортных судов с ценными грузами на борту. В 1915-1916 гг. в бригаду подводных лодок Балтийского флота поступили еще 7 лодок типа «Барс» и 5 лодок типа «АГ», приобретенных у Соединенных Штатов Америки. Великобритания направила для усиления российского флота в Балтийском море 10 подводных лодок типов Е и С (две из них, правда, погибли во время пути). После увеличения количества кораблей, бригада подводных лодок Балтийского флота была реорганизована в дивизию подводных лодок. К 1917 г. дивизия подводных лодок состояла из семи дивизионов, в каждом из которых было по 4-5 подводных лодок, и это - без английских подводных кораблей. Первые три дивизиона дивизии подводных лодок полностью укомплектовали лодками типа «Барс», еще один дивизион - лодками «АГ», а остальные три дивизиона имели смешанный состав. Кроме того, в состав дивизии входила плавучая база «Тосна». За время войны Россия потеряла 24 подводные лодки, но лишь 4 из них относились к типу «Барс». Остальные «Барсы» продолжили службу уже в советском военно-морском флоте, последняя из лодок этого типа была разобрана в 1937 году - спустя тридцать лет после создания в России подводного флота.

События первых месяцев революции стали трагическими для российского подводного флота, как и для вооруженных сил страны в целом. Однако советская власть быстро осознала необходимость сохранения военно-морской мощи страны, в том числе и подводного флота. Именно советский период отечественной истории стал определяющим в развитии подводного кораблестроения страны и превращения подводного флота в одну из основ ВМФ. Первое время советский военно-морской флот использовал доставшиеся от императорского флота и переименованные старые подводные лодки. Однако, уже в середине 1920-х гг. началось строительство советских подводных лодок. Фактически советский подводный флот начался с шести подводных лодок типа «Декабрист», строительство которых было включено в первую программу военного кораблестроения 1926/27-1931/32 гг. На вооружении лодок «Декабрист» находились восемь торпедных аппаратов (шесть носовых и два кормовых) калибра 533 мм, одно 100-мм и одно 45-мм орудия. Службу на лодке проходил экипаж из 53 человек.

Практически сразу же после революции и создания Рабоче-Крестьянского Красного Флота (РККФ), была упорядочена и система подготовки личного состава советского подводного флота. Примечательно, что преемственность с дореволюционным подводным флотом практически не разрывалась. Так, еще в годы Первой мировой войны из Либавы в Петроград и Ревель был переведен Учебный отряд подводного плавания. Революцию преподаватели и слушатели отряда встречали в Петрограде. К этому времени в отряде проходили службу командиры, преподаватели и 56 слушателей. Уже 22 марта 1919 г. был объявлен набор 125 курсантов отряда, начавшего подготовку специалистов для Рабоче-Крестьянского Красного Флота. В 1925 г. Школа подводного плавания была переведена в Новоморские казармы. К началу Великой Отечественной войны в отряде было подготовлено не менее 14 тысяч офицеров, старшин и краснофлотцев подводного плавания. На вооружении РККФ к 1941 г. находилось 212 подводных лодок. Начавшаяся война стала главным испытанием советского подводного флота «на прочность». О героизме советских моряков-подводников написано огромное количество литературы. Двадцать три подводные лодки были награждены орденами Красного Знамени, двенадцать стали Гвардейскими, четыре подводные лодки Северного флота стали Гвардейскими и Краснознаменными. Двадцать моряков советского подводного флота за подвиги в годы Великой Отечественной войны получили высокие звания Героев Советского Союза, тысячи подводников были награждены орденами и медалями.

Победа в Великой Отечественной войне ознаменовала начало новой, послевоенной эпохи в истории советского подводного флота. Учитывая, что практически сразу же после окончания войны наметилось резкое ухудшение отношений между Советским Союзом с одной стороны, США, Великобританией и другими странами Запада - с другой стороны, возросла потребность в дальнейшем наращивании вооружений и укреплении военно-морской мощи страны. Началось строительство атомных подводных лодок, получивших ракетно-ядерное . Соответственно, вырос и спрос подводного флота на большое количество прекрасно подготовленных офицеров - специалистов высокой квалификации. Для улучшения системы подготовки офицерских кадров подводного флота было решено создать на базе 1-го Балтийского высшего военно-морского училища, готовившего вахтенных офицеров для флота, нового военно-учебного заведения подводного флота. В 1954 г. 1-е Балтийское высшее военно-морское училище было преобразовано в 1-е Высшее военно-морское училище подводного плавания. После присвоения в 1958 г. училищу имени Ленинского комсомола, оно стало официально называться «Высшее военно-морское училище подводного плавания имени Ленинского комсомола». Под этим названием училище просуществовало до 1998 г., когда в рамках реформирования системы военного образования было объединено с Высшим военно-морским училищем имени М. В. Фрунзе и вошло в состав Санкт-Петербургского военно-морского института. Кроме того, в Севастополе в 1951 г. было создано 3-е Высшее военно-морское инженерное училище, в 1954-1960 гг. называвшееся Высшим военно-морским инженерным училищем подводного плавания. Оно осуществляло подготовку инженерных кадров для океанского атомного флота, в том числе - и для подводных лодок.

Развитие атомной энергетики и совершенствование ракетно-ядерного оружия превратило подводный флот не просто в один из важных компонентов военно-морских сил страны, а в часть ядерного щита страны, имеющую стратегическое значение для обеспечения обороноспособности государства. Нелегкие для армии и флота времена первого постсоветского десятилетия, когда на флоте происходили сокращения офицеров, а продолжавшие службу моряки буквально совершали подвиг чести, сменились с началом нового тысячелетия периодом постепенного подъема военной сферы, в том числе - и военно-морского флота.

Сегодня обладать действительно эффективным подводным флотом может позволить себе лишь крупная и высокоразвитая в военно-техническом отношении страна. В настоящее время на вооружении ВМФ РФ находятся многоцелевые атомные подводные лодки, дизель-электрические подводные лодки, ракетные подводные крейсера стратегического назначения. Подводный флот вновь становится гордостью российского государства. Стоит ли говорить о том, что сегодня растет и престиж службы на подводных кораблях. Служба подводника требует прекрасного здоровья и физической формы, хорошего образования и высочайшей профессиональной квалификации. На ракетных подводных крейсерах типа «Борей» из 107 человек экипажа 55 человек - офицеры. Это - вполне понятно, так как справиться со сложнейшими техническими системами, установленными на подводных лодках последнего поколения, под силу лишь специалистам экстра-класса. В День моряка-подводника остается пожелать всем адмиралам, офицерам, мичманам, старшинам и матросам подводного флота - как действующим, так и ветеранам, - мирных глубин, спокойной службы и крепкого здоровья.