Состояние речи у детей с алалией. Как лечить сенсорную и моторную алалию у детей

У дошкольников нередко возникают речевые проблемы. И если некоторые из них без труда можно устранить дома (например, научить выговаривать звуки «р» или «ш/щ»), то с другими без помощи специалиста не справиться. Например, с алалией.

Алалией называют недоразвитие речи у ребенка при нормальном слухе и интеллектуальном развитии. О том, как отследить первые признаки этого нарушения и что делать, если родитель подозревает у ребенка алалию, рассказывает логопед Анастасия Сперанская.

Признаки и виды алалии

Первые признаки алалии можно заметить у детей 1,5-2 лет. Как правило, до этого возраста у малышей не наблюдается никаких отклонений. Доречевое развитие проходит нормально: младенцы лепечут и гулят так же активно, как их сверстники. Некоторые пытаются произносить первые слова, а дальше родители могут увидеть первые сигналы недоразвития речи.

Дети с алалией в два года часто не произносят отдельные слова, используют только звукоподражания, оперируют одним-двумя словами, при этом не стараются (не могут) расширить свой словарный запас .

iconmonstr-quote-5 (1)

Если ребенок понимает маму, но при этом не говорит, мы можем подозревать моторную алалию.

В этом случае у малыша нарушается производство речи (нарушена связь между зонами мозга, создающими звук, и зонами, управляющими мышцами рта), а вследствие этого и понимание обращенных к нему фраз. У ребенка с моторной алалией не формируется внутренняя речь (он не соотносит слово с его образом у себя в голове), из-за этого у крохи может развиться вторичная умственная отсталость.

Если же ребенок не понимает речь взрослых, не запоминает новые слова, не соотносит слово с движением/предметом/качеством, которое оно обозначает, даже после многократных повторений, то это свидетельствует о наличии сенсорной алалии (нарушена связь между зонами мозга, отвечающими за восприятие всех звуков, и зонами обработки речевых звуков).

iconmonstr-quote-5 (1)

Очень часто сенсорную алалию на начальных этапах принимают за нарушения слуха.

Но ребенок слышит хорошо! Проблема в том, что его мозг недостаточно хорошо обрабатывает речевые стимулы.

Причины возникновения алалии

Так в чем же причина такого серьезного нарушения «производства» и понимания речи?

Врачи выдвигали разные предположения. Самой распространенной версией возникновения алалии называют повреждения речевых областей головных полушарий при родах. Среди причин часто звучат асфиксия новорожденных, сильный токсикоз в первой половине беременности.

К неблагоприятным факторам, которые могут способствовать развитию алалии, относят психотравмы матери, резус-несовместимость, кровотечения, преждевременные, затяжные, стремительные роды, травмы головы во время родов, стимуляцию родов. Дети, перенесшие нейроинфекции или другие заболевания мозга, получившие до года травмы головы, также находятся в группе риска.

Моторная алалия – вид алалии. Алалия – плохо сформированная или развитая речь из-за повреждений в коре головного мозга. Заболевание свойственно детям.

Данный дефект найти очень непросто, потому недуг является одним из наиболее коварных. Родителям трудно заметить малейшие перемены у ребёнка, первые признаки практически бессимптомны. Но, когда изменения явные, семья паникует. Лучше в таких случаях сразу обращаться к специалистам, а не надеяться на чудо, внимательнее отнестись к здоровью малыша, наблюдать за его поведением. Вовремя диагностированная болезнь – гарантия быстрого излечения. Так, если заболевание обнаружено в 5-7 лет, алалию лечить уже сложнее, эффективность коррекционных мероприятий ниже. Многие уверены, что, если ребёнок не говорит – это единственный симптом, однако на самом деле у него может быть речь, но с отставаниями в развитии и, соответственно, последующими патологиями.

Речь — важнейший компонент нервно-психического развития ребенка. Её формирование происходит в течение первых лет жизни малыша, что впоследствии определяет качество речи в любом возрасте.

Описание болезни и ее разновидностей

Алалия не развивается беспричинно, обычно у заболевшего повреждены речевые мозговые центры. Выделяют три вида алалии в зависимости от зоны поражения участка мозга: сенсорная, моторная, сенсомоторная.

Моторная алалия – патология развития экспрессивной речи. Малыш затрудняется обучаться основным навыкам речи – грамматике, значениям слов, хотя чужую речь может воспринимать правильно. Он понимает другого при обращении к нему, однако сам не говорит, либо произносит отдельные звуки, не в состоянии отразить своих эмоций и мыслей.

Патология развивается по принципу расстройства аналитико-синтетической функции речедвигательного анализатора. Базовой причиной возникновения алалии считается патология центра Брока и прилегающих к нему проводящих путей.

Кроме того, на развитие болезни может влиять:

  • Возраст обнаружения данного заболевания;
  • Общее развитие малыша;
  • Степень поражённости участков мозга;
  • Занятия родителей с ребёнком.

Малыш может долго молчать, но в скором времени речь развивается быстрыми темпами, задержки особенно ни влияют. Бывает и по-другому: младенцем он много гулит, произносит отдельные слова, однако не способен составить длинных предложений.

Симптомы алалии можно делить на речевые и неречевые. В целом же выделяют такие признаки:

  • Недостаток концентрации и сосредоточенности
  • Маленький запас слов для конкретного возраста
  • Задержка в развитии речевого аппарата к 5-7 годам
  • Общее низкое интеллектуальное развитие

Малыш не в курсе самых основных понятий, у него тормозится развитие словарного запаса, он не может точно выразить свою мысль и потребность. Специалисты установили, что мальчики страдают недугом в 2,5 раза чаще девочек. Общее же число дошкольников с алалией – 0,2-0,6%.

Второй вид – сенсорная алалия. Она означает затруднённое понимание ребёнком речи, малыш не усваивает слова и их значение, не может понять смысл фразы. Но при этом может учиться говорить. При этом виде заболевания страдает интеллект , обучаемость заметно снижена, потому вероятно развитие умственной отсталости.

Сенсорную алалию отличают следующие симптомы:

  • Эхолалия – малыш повторяет сказанное за другими,
  • Ребёнок порой редко молчит, постоянно выдаёт звуки,
  • У больного сливаются слова и фразы в единую бессвязную речь.

Моторная и сенсорная алалии похожи, поскольку в том и другом случае задет определённый участок коры головного мозга, оба вида подразумевают речевые нарушения детей.

Отличие в том, что при моторной алалии малыш понимает собеседника, но не в состоянии выразить это словами, а при сенсорной обратная ситуация – он может воспроизводить какие-то слова, однако совершенно не осознать их смысл.

Сенсорно-моторный вид алалии включает отдельные признаки вышеназванных типов, при котором также нарушены речевые способности.

Причины


У алалии специалисты называют много возможных факторов, что влияют на появление болезни. Обычно выделяют следующие:

  • Вероятностное нарушение центральной нервной системы ещё внутриутробно, вызванное перенесённой болезнью матерью во время вынашивания плода, либо родов.
  • Иные заболевания самого плода внутри утробы матери или ранние детские болезни, способные вызвать осложнения в головном мозге.
  • Возможно влияние генетических болезней, если у родителей также наблюдались сложности с речевым развитием, то вполне вероятно проявление подобного недуга и у малыша.
  • Отказ матери во время беременности от вредных привычек.
  • Неблагоприятная среда, в которой воспитывается ребёнок.
  • Тяжёлые травмы, стрессы и заболевания, переживаемые матерью в период беременности.
  • Влияние токсичных веществ.
  • Полученные малышом в младенчестве травмы головы, что могли задеть речевые центры.

Существуют также группы риска малышей. Основную часть больных составляют те, что пережили в новорождённом возрасте удушье, головные травмы, и те, которые перенесли заболевания во внутриутробном состоянии. К числу опасных факторов относятся: энцефалит, менингит, иные болезни центральной нервной системы.

Симптомы

Признаки алалии зависят от её вида. Для моторной алалии характерно:

  • Слабый контроль движений рук;
  • Сниженная работоспособность;
  • Плохие координация и равновесие;
  • Отсутствие речевых навыков до 4 лет;
  • Трудности в выражении своих мыслей словами;
  • Отсутствие мотивации говорить;
  • Обидчивое, замкнутое состояние, иногда агрессия

Для детей с сенсорной алалией выделяют такие симптомы:

  • Бессмысленно повторяет слова;
  • Необщительность и сосредоточенность на себе;
  • Не различает смысла фраз;
  • Меняет буквы в слове местами;
  • Соединяет несколько слов в одну фразу, не имеющую никакого смысла;
  • Гиперактивность, взрывной характер при общей замкнутости и заторможенности, подавленности;
  • Не понимает предметного значения слова.

Диагностика алалии

Для того, чтобы точнее поставить диагноз, необходимо обратиться не только к логопеду, но иногда и к педиатру, неврологу, психологу и иным специалистам.

Логопед обследует малыша при помощи сбора перинатального анамнеза, выявления особенностей раннего развития ребёнка. Для точной постановки диагноза моторной алалии важно выявить, насколько мотивирован малыш на то, чтобы научиться говорить, определить, какие трудности имеются у него при развитии речи, повторении фраз за взрослыми, слуховом восприятии, мимическом выражении и жестикуляции. Специалист выясняет, нет ли холалии, сложностей с восприятием и пониманием речи. Он также определяет, каков уровень развития словарного запаса малыша – потенциального и постоянно используемого, как пациент умеет складывать предложения, произносить, его восприятие фонем, грамматическое построение речи.

Диагностика

Применяются такие методы как:

  • Магниторезонансная томография
  • Электроэнцефалография
  • Рентгенография черепа
  • Лор-исследования
  • Аудиометрия

Для того, чтобы оценить, насколько повреждения выражены в головном мозге, необходимо проведение ЭЭГ, МРТ, рентгенологического исследования черепа, эхоэнцефалографии,
Для точечной диагностики сенсорной алалии и тугоухости используют отоскопию, аудиометрию, различные методы исследования слухового восприятия.

Если у ребёнка помимо речевых нарушений имеются другие патологии, важно проверить его на олигофрению , аутизм , дизартрию , задержку умственного развития.

Исследуются также способности ребёнка к устной речи. Специалисты отмечают то, как малыш способен выстроить предложение, правильность произношения, восприятия значений слов.

Методы лечения

Для моторной и сенсорной алалии главное лечение – коррекция речи, улучшение способностей больного. В качестве методов применяют логопедические занятия и медикаментозную поддержку.

Уроки с логопедом – наиболее распространённый пример борьбы с алалией любого типа. Занятия строятся в несколько этапов.

Первый уровень развития – уроки со специалистом, второй – самостоятельные тренировки родителей и детей дома.
Важно добиться следующих результатов:

  • Расширение словарного запаса;
  • Распознавание смысла слов;
  • Появление связной речи;
  • Мотивация у ребёнка к говорению.

Медикаментозная поддержка включает лечебные массажи, позволяющие лучше разработать речевые мышцы ребёнку, а также применение лекарственных препаратов.

Лечение медицинскими средствами является второстепенным методом, врачи назначают: витамины, цераксон, кортексин, когитум.

Кроме того, для нормализации общего состояния малыша могут определить для ребёнка процедуры электрофорезом, водолечением, магнитной и лазерной терапии, но они скорее дополнительные способы поддержки пациента, нежели основное лечение.

Профилактика болезни


Для сохранения ребёнка здоровым, важно заниматься профилактикой ещё до того, как он родился. Беременная женщина обязана соблюдать предосторожности, настояния врачей, чтобы не получать травм и не обрекать будущего малыша на страдания.

  1. Стабильное посещение гинеколога в течение беременности.
  2. Внимательно относиться к своему здоровью и состоянию своего ребёнка.
  3. Принимать лекарственные средства, витамины, что выписывают врачи.
  4. В случае, если роды проходят не в срок, требуется соблюдать все настояния, не откладывать стимуляцию.
  5. Обеспечить будущему ребёнку благоприятные условия воспитания и проживания.

Соблюдайте данные простые правила, и тогда здоровье малыша будет в ваших руках. Риск его заболеваемости, умственных отклонений, значительно снизится. И вам меньше волнений.

Прогноз при алалии

Моторная форма алалии труднее лечится, нежели сенсорная. Тем не менее, прогноз благоприятный, если не затягивать с коррекционными мероприятиями, заниматься с ребёнком комплексно и каждый день, самим и со специалистом.

Всё будет зависеть от поражённости мозговых участков. Если степень патологии небольшая, то речевое развитие малыша пойдёт быстрее.
Для того, чтобы предоставить ребёнку нормальные условия для развития и обучения, необходимо:

  • Постоянно заниматься с малышом рекомендованными упражнениями;
  • Создать максимально безопасные и ограждающие от стрессов условия для ребёнка. Скрыть в квартире острые углы, убрать подальше предметы, способные нанести травму;
  • Вовремя ставить прививки;
  • Регулярно приходить на приём к педиатру и иным специалистам, согласно предписаниям, графику.

В заключении

На сегодняшний момент разработано достаточно методик, чтобы обеспечить выздоровление детей с алалией. Постепенно ребёнок говорит внятно, осмысленно, интеллектуальный уровень более-менее восстанавливается и не отличает его от ровесников.

Однако в отдельных ситуациях заболевание запущено, состояние речи ухудшено, потому врачи не всегда гарантируют полное избавление от патологии. Сенсорная форма алалии поддаётся коррекции быстрее и лучше, нежели моторная.

Не забывайте, что к доктору необходимо обращаться при первых подозрениях на наличие нарушений, не усугубляйте положение вашего ребёнка, ведь его здоровье и ваше спокойствие – самое главное, что может быть в жизни.

К сожалению, диагноз является распространённым в последнее время. Алалия имеет довольно широкую симптоматику, универсальная болезнь. Но в то же время не каждого ребёнка с проблемами в речевом развитии следует относить к алаликам. О чём не всякий врач помнит. Потому если вашему малышу поставили такой диагноз, но явных признаков болезни нет, а диагностических методов было применено недостаточно, это повод обратиться к другому специалисту за подтверждением. В особо тяжёлых случаях ребёнку ставится инвалидность.

Не отчаивайтесь и не паникуйте раньше положенного срока. При комплексном и правильном лечении, родительской любви и усердии, малыш в состоянии наверстать упущенное и овладеть речью не хуже своих сверстников.

Вова, лови Нину. Нина, лови Вову.Катя, возьми за руку Олю. Оля, возьми за руку Катю.

Катя, дай мяч Вове. Вова, дай мяч Кате.

Где заяц убегает от волка, а где от зайца убегает волк?

Где лиса поймала курицу, а где курица поймала лису?

Где мальчик скачет на коне, а где конь скачет на мальчике?

Где кошка ловит мышку, а где мышка ловит кошку?

Где девочка везёт на санках мишку, а где мишка везёт девочку?

Где девочка даёт сено козе, а где коза даёт сено девочке?

Где девочка кормит своих зверей, а где звери кормят девочку?

Практическое усвоение предлогов в знакомой для ребёнка ситуации: дети ставят предметы на стол, в шкаф, достают игрушки, книги из шкафа, достают из-под шкафа закатившийся туда мяч.

«Возьми карандаш, который лежит в коробке (на коробке, около коробки)».

«Покажи, где машина выехала из гаража (стоит около гаража)»

«Где кошка залезла на диван (под диван, за диван)»

«Из предметных картинок отобрать всё то, что тебе понадобится, если ты будешь рисовать, если пойдёшь гулять, если захочешь есть и т. д.»

«Покажи, кто катается на велосипеде, а кто катается на велосипедах»

«Покажи, кто скачет на лошади, а кто скачет на лошадях»

«Покажи, где девочки сидят на стуле, а где они сидят на стульях»

«Покажи вазы, стоящие на (одном) столе, покажи вазы, стоящие на столах»

Большой – маленький (-ая)

Узкий – широкий (-ая)

Длинный – короткий (-ая)

Низкий – высокий (-ая)

Толстый – тонкий (-ая)

Вниз (внизу) – вверх (вверху)

Далеко (близко)

Вперёд (впереди)

Назад (сзади)

По словесной просьбе выполнять действия типа: «подними руки вверх», «опусти руки вниз», «посмотри вверх – посмотри вниз», «стань сзади товарища – впереди товарища», «брось мяч высоко – низко; далеко – близко».

«Узнай овощ». Логопед показывает, как правильно делается длинный, глубокий вдох: плавно, медленно, без подъёма плеч.

Ребёнок с завязанными глазами нюхает и узнаёт по запаху предложенный ему овощ.

«Осенние листочки». Ребёнок стоит напротив подвешенных на ниточках листьев. Медленно набирает воздух через нос, чтобы не поднимались плечи. Вытягивает губы трубочкой, дует на листья, не раздувая щёк.

«Надуем шарик». Стать прямо, не напрягаясь. Для контроля за движением диафрагмы положить правую руку на верхнюю часть живота. Сделать небольшой выдох, задержать вдох на 2 секунды. Вдохнуть через нос (5 секунд).

Задержать воздух в лёгких (2-3 секунды). Выдохнуть, округлив губы, имитируя надувание шара, - плавно, без толчков, только движением диафрагмы (3-4 секунды, логопед выполняет счёт до трёх- четырёх). Затем

продолжительность выдоха можно увеличить до 5-6 секунд (счёт до пяти, шести).

«Пароходы». Ребёнок набирает воздух через нос и начинает медленно и плавно дуть на парус кораблика, который находится в тазу с водой на уровне рта ребёнка.

«Сосчитай овощи». Ребёнку предлагается сосчитать овощи на выдохе. Сделать вдох (3 секунды), на выдохе считать вслух, не спеша: «Один, два, три, четыре, пять».

Выполнить это упражнение ещё раз, затем добрать воздух (1 секунда) диафрагмальным дыханием (плечи неподвижны), на выдохе произнести: «Пять овощей».

«Сосчитай фрукты» и т. п.

«Продолжи предложение». Сделать вдох, а на выдохе произнести фразы:

Мальчик идёт. И т.п.

«Ветер». Сделать вдох, на выдохе длительно произносить с усилением голоса: «У-у-у-у-у-у-у», подражая завываниям ветра.

«Эхо». На картинке изображены дети, кричащие в лесу «Ау!»

Ребёнку предлагается кричать громко, а затем тихо, как эхо.

«Приятный запах». Ребёнок подходит к вазочке с очищенным апельсином, мандарином и т. п., нюхают, на выдохе произносят: «Хорошо», «Вкусно», «Приятный запах».

«Вьюга». Ребёнок стоит, спина прямая; делает глубокий вдох, на выдохе начинает тянуть: у-у-у… Сильная вьюга – ребёнок увеличивает силу голоса, вьюга затихает – сила голоса уменьшается.

«Кто кого?». Логопед ставит двух детей друг против друга, и по сигналу логопеда дети начинают сначала тихо, затем громко тянуть гласные: А, О и т. п. Кто тянет дольше, не делая дополнительного вдоха, тот выиграл.

«Тихо – громко». Логопед составляет предложение по картинке и произносит его тихо. Ребёнок повторяет громко и наоборот.

«Лесенка». Пропевание гласных с повышением и понижением голоса и движением по «лесенке».

Проговаривание предложений типа:

Ася умывается.

Алла ушла.

Инна идёт.

Чтение сказки К.Чуковского «Путаница» (дети произносят только звукоподражания).

«Хочу!» - гневно, грустно, радостно, раздражённо, подавленно.

«Узнай по интонации». Сначала логопед, а потом дети изображают больного, сердитого, грустного, удивлённого, весёлого человека. При этом произносят с определённой интонацией коротенькие слова: «Ай-ай-ай», «Ой-ой-ой», «Ох-ох-ох» и т. п.

Отражённое проговаривание предложений.

Дорисовать лицо (пиктограмму), чтобы были видны: радость, печаль, гнев, удивление.

Ребёнку предлагается изобразить эмоции, которые возникают у него в определённой ситуации (при прослушивании текста).

«Осенний дождь». Ребёнку предлагается прослушать ритмическую серию ударов в ладони и «прохлопать» предложенный ритм: // ///; // //; // // //.

«Накорми птиц». Логопед передаёт ритм, как дружно клюют курица с цыплятами и другие птицы, постукивая кончиками пальцев по столу, а затем просит ребёнка повторить:

Курица с цыплятами: // ///

Утка с утятами: // //

Гусыня с гусятами: / / ///

Ребёнку предлагается повторить.

Логопед: Сели птицы на деревья и запели:

«Ти-ти, (пауза) ти-ти-ти, (повторяет ребёнок)

ти-ти-ти, (пауза) ти.»

Ти-ти-ти, ти-ти-ти,

Ти-ти-ти, ти-ти-ти,

Ти-ти-ти, ти-ти-ти.

«Весёлые строители». Ребёнок повторяет звуки, которые доносятся со стройки: «Тук-тук - тук, тук - тук-тук».

«Мамы и детки». Условием игры является то, что птицы «говорят» важным, низким голосом, не торопясь, а птенцы «отвечают» им быстрее, тонким, высоким голоском.

Гусыня учит гусёнка: «ГА-ГА-ГА» (С понижением тона голоса, медленно.)

Гусёнок отвечает: «Га-га-га» (С повышением тона голоса, быстрее.)

Утка: «КРЯ-КРЯ, КРЯ-КРЯ-КРЯ».

Утёнок: «Кря-кря, кря-кря-кря».

Курица: «КО-КО-КО, КО-КО».

Цыплёнок: «Ко-ко-ко, ко-ко».

Ребёнку предлагается послушать и узнать звуки, которые доносятся из-за окна, из коридора, соседней группы.

«Угадай, какой звучит музыкальный инструмент?»

«Какой предмет издаёт такой звук?»

«Шумовые коробочки». Предлагается 5 пар одинаковых коробочек с разными наполнителями (песок, скрепки, крупа, бумажные шарики, мелкие камешки). Ребёнок выбирает одинаково звучащие коробочки.

«Угадай, кто тебя позвал «Ау»?» Дети по очереди зовут ребёнка (водящего), он определяет, кто его позвал.

«Где гудит пароход?». «У-у-у» - далеко (тихо) или близко (громко).

«Кто сказал «Мяу»?» («Му-у», «Бе-е»)

Логопед произносит звукоподражание то низким, то высоким голосом. Ребёнок показывает картинку с изображением животного или его детёныша.

Ребёнку предлагается хлопнуть в ладоши (поднять зелёный кружок), если он услышит правильное название того, что изображено на картинке. «Вакон – фагон – вагон – вагом – факон – вагон».

На наборном полотне выставляются картинки, названия которых звучат очень похоже: рак, мак, лак, бак, сок, сук, дом, ком, коза, коса и т. п. Ребёнку предлагается отобрать названные картинки.

«Кто (что) это? Что (он, она) делает?»

Папа – сидит, идёт, стоит.

Девочка – прыгает, плачет, читает.

Мама – шьёт, варит, гладит, пишет, читает.

Дедушка – спит, лежит, читает.

Мальчик – пишет, читает, бежит, рисует, плывёт.

Собака – спит, сидит, лежит, кусает, прыгает.

Птичка – прыгает, летает.

Самолёт – летит, гудит.

«Кто быстрее принесёт картинку».

На столике разложены картинки с изображением действий (девочка читает, кошка сидит и т. д.). Логопед вызывает двух детей. Чётко произносит, кому какую картинку принести. Отдавая картинку, дети отвечают на вопросы:

«Кто (что) это? Что он (она) делает?»

Идёт кто? что? (мама, папа, дедушка, бабушка, мальчик, девочка, снег, дождь).

Стоит кто? что? (мама, девочка, бабушка, лошадь, корова, кошка, петух, стол, стул, шкаф, ваза, тарелка, чашка).

Сидит кто? (девочка, мальчик, мама, кошка).

Бежит кто? (мальчик, девочка, собака, кошка, лошадь).

Прыгает кто? (девочка, мальчик, кошка, собака).

Спит кто? (мама, девочка, собака, кошка).

Лежит кто? что? (мама, девочка, мальчик. лошадь, собака, кошка, книга, тетрадь, ложка, вилка).

Висит что? (картина, лампа, полотенце, пальто, платье).

Летит кто? что? (птица, голубь, муха, жук, бабочка, оса, самолёт, ракета).

Едет что? (машина, поезд, автобус, велосипед).

Читает кто? (мама, папа, дедушка, девочка, мальчик).

Ребёнку предлагается из предметных картинок, на которых нарисованы собака, девочка, кошка, паровоз, мальчик, отобрать того, кто умеет читать;

Найти в комнате, что висит, что стоит, а что летит;

Посмотреть на улицу и сказать, кто идёт, кто (что) едет, а кто бежит.

Мальчик (девочка) моется, купается, катается, качается, одевается, раздевается, обувается, умывается,вытирается, причёсывается.

Мальчик идёт – мальчики идут.

Мальчик бежит – мальчики бегут.

Девочка стоит – девочки стоят.

Мальчик спит – дети спят.

Девочка поёт – дети поют.

Логопед предлагает одному из детей отдать команду другому ребёнку что-либо выполнить, например: «Коля, дай команду Тане: Таня, спи». Другой ребёнок констатирует: «Таня спит».

Дети самостоятельно договаривают выделенные слова.

Дождик, дождик, кап да кап!

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять,

Мы промочим ножки.

Светит солнышко в окошко.

Светит в нашу комнату.

Мы захлопаем в ладошки,

Очень рады солнышку.

Я люблю свою лошадку.

Причешу ей шёрстку гладко .

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Ребёнок легко на носочках ступает по разложенным на полу листочкам-черепицам и произносит выделенные слова.

Кто там топает по крыше?

- Топ-топ-топ.

Чьи шаги всю ночь я слышу?

- Топ-топ-топ.

Я теперь усну едва ли.

- Топ-топ-топ.

Может кошек подковали?

- Топ-топ-топ.

Ребёнок выполняет характерные действия и произносит выделенные слова.

Дождик, дождик…

Кап-кап. (Указательными пальцами стучит по столу ).

И по грядкам..

Тяп-тяп. (По столу стучат все пальцы ).

По дорожке…

Топ-топ. (Указательные пальцы стучат по столу ).

А по лужам…

Шлёп-шлёп. (Ладошки шлёпают по столу ).

Меж еловых мягких лап (поглаживание подушечками пальцев поверхности стола )

Дождик… кап-кап-кап (постукивание пальцами по столу ).

Где сучок давно засох,

Серый…мох, мох, мох (касание стола первым и пятым пальцами раскрытой кисти рук ).

Где листок к листку прилип,

Вырос…гриб, гриб, гриб (поднимание рук над столом, пальцы то складываются вместе, то раздвигаются широко ).

Кто нашёл его друзья? (Касание указательным пальцем правой руки поочерёдно всех пальцев левой руки. )

Это…я, я, я! (Сжимание всех пальцев левой руки, кроме мизинца, его показ. )

Испугались зайца.

Мы (показать на себя)

Ходили (три шага)

По грибы, (руками сделать гриб )

Зайца испугались, (на каждый слог ушки на макушке наклоняются и поднимаются )

Убежали за дубы, (ладони на уровне лица )

Потеряли (резко разжать кулаки и «бросить» )

Все (помахать раскрытыми ладошками )

грибы (руками сделать гриб ),

А потом смеялись: (рисуем пальцами улыбку до ушей )

Зайца испугались (ушки на макушке шевелятся на каждый слог ).

Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца: растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию.

Массаж «чётками»: перебирать чётки пальчиками, сочетая со счётом.

Массаж шестигранным карандашом:

- «Утюжок» (прокатывать карандаш по поверхности стола );

- «Добывание огня» (прокатывать карандаш между ладонями от кончиков пальцев к запястьям );

- «Горка» (скатывать карандаш с тыльной поверхности кисти руки, придерживая его другой рукой ).

«Ладошка» (пальчики, а потом ладошки «здороваются» ).

«Пианино» (логопед «играет» пальчиком ребёнка на пианино, отпускает пальчик, ребёнок играет на пианино одноименным пальчиком второй руки ).

Игры со счётными палочками.

Выкладывание узоров из фасоли на пластилиновой поверхности.

Раз, два, три, четыре, пять. (Загибают пальчики. )

Будем листья собирать.(Сжимают и разжимают кулаки. )

(Первое слово произносит ребёнок, загибая пальцы, начиная с большого, остальной текст читает логопед. )

Листья берёзы,

листья рябины,

листья тополя,

листья осины,

листья дуба мы соберём,

маме осенний букет отнесём.

«Кулачки».

Кулачки мы вместе сложим (кулаки прижаты друг к другу ),

Нашим пальчикам поможем

Разогнуться и подняться (пальцы постепенно разжимаются, ладони прижаты друг к другу и направлены вверх ).

«Пальчики «здороваются». (На одной руке большой палец «здоровается» с указательным, средним,безымянным, мизинцем. «Здороваются» одноимённые пальцы двух рук. )

«Ладушки».

Ладушки, ладушки!

Пекла бабушка оладушки.

Маслом поливала.

Детушкам давала .

Даше – два , Паше – два ,

Ване – два , Тане – два.

Хороши оладушки

У нашей бабушки.

(Руки лежат на столе. Попеременно показываются то ладонь, то её тыльная сторона. Ладонь одной руки накрывает другую. Затем руки поставить на локти, пальцы обеих рук выпрямлены и загибаются по два: указательный и средний, безымянный и мизинец. В завершение показать большие пальцы. )

Диагноз определяется на основании наблюдений за малышом: по совокупности общих признаков опытный дефектолог может установить диагноз. Основными признаками служат имеющиеся в речи ребенка нарушения, связанные с работой лобно-теменных областей коры головного мозга левого полушария, проявляющиеся задолго до полного становления речевой функции.

Симптомы моторной алалии:

  • задержка предречевых этапов, например, гуление и лепет могут проявляться очень скудно, а иногда и вообще отсутствовать;
  • растянутые по времени этапы становления речи;
  • замена многих слов на эмоциональные восклицания и подобные им проявления эмоций.

Не только предречевые этапы, но и ступени, предшествующие фразовой речи, такие, как эгоцентрическая речь, бурная жестикуляция, могут сохраняться неоправданно длительное время. К характеристикам проявлений моторной алалии также можно отнести нарушения в грамматическом построении предложений, скудность активного словаря, отклонения в построении слов, перестановка слов, ошибки в словообразовании, а также проблемы с регуляцией громкости издаваемых звуков, нарушения моторики, двигательной активности.

Системное обследование при моторной алалии, проводимое логопедом совместно с невропатологом, позволяет выявить нарушения в речи и степень сложности заболевания, составить план работы с ребенком.

Причины моторной алалии

Устранить проблему нарушения речи значительно легче, если знаешь его причину. Среди многих распространенных факторов, влияющих на возникновение и развитие моторной алалии можно отметить нарушение функций центра Брока, расположенного в левом полушарии головного мозга и отвечающего за развитие экспрессивной речи. Экспрессивная речь — это способность человека иметь законченную мысль, сформировать ее на уровне внутренней речи и, наконец, выдать ее в готовом варианте вслух или письменно. При дефектах этой стороны речи понимание обращенной к пациенту речи почти не затрудняется. Возможно обеднение речи, но понимание сохраняется практически полностью, если только к моторной алалии не добавляется сенсорная, являющаяся следствием поражения другого отдела коры головного мозга.

К сожалению, довольно часто сложностям при течении беременности и проблемам в родах, особенно у первородящих женщин, не уделяется нужное внимание, из-за чего позднее процесс выходит из-под контроля.

В практике встречаются случаи, когда ребенок имеет отклонения в речи в виде двух форм алалии. Диагностика и лечение в этих случаях очень затруднительны. Усилиями многих специалистов удается, как правило, находить вербальный контакт с ребенком, но ситуации часто бывают отягощены и другими психосоматическими заболеваниями. На лечение таких отклонений уходят многие годы. Сенсорно-моторная алалия лечится многими специалистами в несколько этапов.

Причинами стойкой алалии с моторным уклоном можно считать и возникновение тревожных ситуаций в семье ребенка. Постоянное эмоциональное перенапряжение отрицательно сказывается на способности к говорению и к оцениванию своей речевой деятельности. Это значит, что если после нескольких курсов занятий ребенок не продвинулся в развитии, то он настолько загнан, испуган, что не обращает внимания на себя, на свою речь.

Коррекция и лечение моторной алалии

Проведение коррекции моторной алалии возможно в случаях, когда ребенок контактный и нацелен на положительный результат своих занятий. Заниматься с таким мотивированным ребенком легко и приятно, и результат не заставит себя долго ждать — достаточно быстро раскрепощенные в общении, желающие красиво и грамотно говорить дети достигают положительной динамики. Основная задача логопеда — это не только квалифицированная помощь, но также понимание, уважение личности ребенка и полная поддержка его инициатив.

Систематическое лечение тяжелых форм моторной алалии должно проводиться не только усилиями логопеда с использованием современных методик индивидуального развития, но и с подключением курсов массажа мускулатуры артикуляционного аппарата специальными зондами . При этом необходимы наблюдения невролога за развитием ребенка, за его психическим состоянием и использование ответствующей медикаментозной терапии. К методам, корректирующим состояния алаликов, относятся и назначение ноотропных препаратов, но их значение в лечении в наши дни ставится под сомнение.

Занятия с детьми с моторной алалией базируются на работе по обогащению словарного запаса, создании у ребенка четких представлений об окружающем мире, о необходимости общения с семьей, со сверстниками. Эти дети имеют склонность к аутентичности, уходят в себя и могут подолу играть в одиночку, при этом интеллект ребенка не стоит на месте, а речевые способности очень мало развиваются. Работа с детьми с моторной алалией строится на основе онтогенетического подхода с учетом дефектов речи ребенка. Главная задача — вызвать у обучаемого положительные эмоции от речевого общения. Далее — научить его общаться сначала с помощью слов-предложений, затем — с помощью построения коротких значимых фраз, состоящих из слов в начальной форме.

Логопедическая работа при моторной алалии главным образом побуждает ребенка перейти от начального этапа общения по необходимости к диалогическому общению, к составлению отвлеченных высказываний, помогающих рассказать о своих чувствах, наблюдениях. На занятиях логопеды используют игровую деятельность, простую и понятную для ребенка, развивают память, тактильные ощущения. Постепенно знакомя ребенка с различными формами слов, обучая его словообразованию и отглагольным формам, формируют фразовую речь.

Алалия представляет собой нервно-психическое заболевание, при котором у детей не развивается речь. При этом ребенок старше 3 лет не может сказать слово полностью, составить предложение, путает буквы, меняет их местами. Он не способен общаться с окружающими, хотя у него нормальный слух, отсутствуют отклонения в умственном развитии. Алалия по признакам делится на два типа — сенсорная и моторная, лечение заболевания состоит в занятиях с логопедом и приеме специфических медикаментов.

Описание

Алалия – расстройство речевой функции, при котором ребенок не может частично (с бедным словарным запасом и проблемами при построении фраз) или полностью разговаривать. Но для заболевания характерно то, что умственные способности не нарушаются, ребенок все отлично понимает и слышит.

Основными причинами недуга считаются осложненные роды, заболевания или травмы головного мозга, полученные в раннем возрасте. Заболевание можно вылечить при продолжительном посещении логопеда и с помощью приема медикаментов.

Несмотря на свою редкость, болезнь чаще диагностируется у мальчиков, нежели у девочек. Может иметь разную степень тяжести протекания – от самой серьезной, при которой речь появляется только после десяти лет, до более легкой, аналогичной недоразвитости речи. Самое важное - отличать данное расстройство от умственной отсталости.

В основном у детей не наблюдается нарушений в развитии (оно может нарушиться лишь под воздействием гнета общественности и сверстников). При несвоевременном лечении в раннем возрасте в дальнейшем у ребенка будут наблюдаться проблемы с социальной адаптацией, трудности в поиске своего места в обществе.

Важно! Заболевание возникает из-за нарушения передачи импульсов между органами речевого аппарата и соответствующими центрами головного мозга. Возникает так называемая «мозговая дисфункция», вызванная замедленным созреванием нервных клеток.

Причины

Поскольку данная болезнь может сформироваться в утробе матери или на ранних годах жизни, причины ее появления соответственно бывают внутриутробные и из-за внешнего влияния. К первой группе факторов относят:

  • неудачные попытки будущей матери избавиться от плода;
  • угроза выкидыша;
  • бесконтрольное употребление медикаментов будущей матерью;
  • осложненный токсикоз у матери, проявляющийся преэклампсией и эклампсией;
  • недостаточное поступление кислорода к плоду;
  • нездоровый образ жизни, который вела женщина, будучи беременной;
  • непосредственные травмы живота или падения на него во время беременности;
  • различные заболевания женщины, сопровождавшие период вынашивания ребенка, среди которых – сердечная или легочная недостаточность, артериальная гипертензия или гипотония и т. п.;
  • преждевременные или осложненные роды, акушерское вмешательство в процесс.

Среди причин, влияющих на формирование алалии у детей в возрасте до трех лет, выделяют тяжелое течение таких недугов как:

  • энцефалит — может появиться от укуса насекомого или контакта с ядовитым растением;
  • менингит, вызванный бактериями или грибками;
  • различные черепно-мозговые травмы;
  • нарушения в функционировании центральной нервной системы;
  • двусторонняя пневмония;
  • ОРВИ;
  • рахит;
  • недостаточное внимание со стороны родителей к обучению ребенка простым словам или фразам;
  • хирургическое вмешательство, проводимое под наркозом.

Врачи отмечают, что алалия возникает не от одного фактора, а от одномоментного влияния нескольких причин.

Важно! Алалия не имеет никакого отношения к аутизму – заболеванию, при котором у ребенка отсутствует интерес к общению с другими людьми и эмоциональное восприятие происходящего вокруг него.

Виды

Существует несколько типов патологии, которые различают по зоне поражения головного мозга, степени и механизму развития. Официальная медицина виды алалии делит на несколько типов.

Моторная – неправильное развитие экспрессивной речи. Ребенок понимает, что ему говорят, но ему сложно произносить слова самому. Моторная алалия разделяется еще на два типа, в зависимости от зоны поражения мозга:

  • афферентный – поражение нижних теменных отделов левого полушария с кинестетической артикулярной апраксией;
  • эфферентный – неправильное развитие премоторной коры (центр Брока) с кинетической артикулярной апраксией.

Сенсорная – недоразвитие импрессивного типа речи. Патология возникает при поражении коркового отдела центра Вернике (задней верхней височной извилины). Ребенок хорошо слышит окружающих, но не понимает их речь.

Важно! Существует также слухоречевой тип отклонений (сенсомоторная алалия) – поражается вся сенсомоторная область коры мозга. Малыши с такими отклонениями не только не могут воспроизвести звуки, но и не понимают, что им говорят взрослые.

Симптомы

Признаки проявляются у детей примерно в 2-летнем возрасте, когда они начинают более активно общаться с окружающими людьми и выражать свои желания с помощью отдельных звуков или слов.

Ребенок, у которого речевые центры мозга развиты нормально, как правило, в 3-4 года очень «говорлив», охотно и осмысленно повторяет простые слова, постепенно запоминает их и пытается формировать из них отдельные фразы.

При наличии речевой патологии малыши отличаются своим особым поведением и неспособностью к обучению. Причем эти отличия могут быть заметны больше или меньше в зависимости от степени и вида нарушения мозговой деятельности.

Моторная

Заболевание возникает в результате недоразвития так называемой «области Брока» (той части коры головного мозга, которая отвечает за воспроизведение речи).

При такой форме алалии у ребенка слабо развита моторика. Это выражается в следующем:

  1. Наблюдается нарушение артикуляции, то есть произнесения согласных звуков, путем слаженной работы языка, губ и зубов, а также выпускания нужного количества воздуха.
  2. Ребенок не способен производить действия, связанные с совершением сложных движений с мелкими предметами (например, застегивать пуговицы на одежде, зашнуровывать ботинки). Поэтому сам себя он обслуживать не может.
  3. Имеются сложности и с совершением других движений. Отсутствует способность удержать равновесие при ходьбе по бревну, прыжках на одной ноге. Ребенок не может ощутить ритм во время танца.
  4. Ему трудно сосредоточиться и сконцентрировать на чем-то свое внимание. Он не может понять грамматических особенностей языка, путает единственное число с множественным, не различает падежи, неправильно произносит окончания слов, словарный запас очень ограничен.

При заболевания такого типа малыш хорошо понимает то, что ему говорят, однако ему трудно воспроизвести нужные звуки и запомнить их последовательность. В зависимости от сложности патологии ребенок может не разговаривать до возраста 5-10 лет, иногда у подростков при отсутствии соответствующего лечения болезнь прогрессирует.

Сенсорная

Такой вид заболевания возникает вследствие поражения «области Вернике» головного мозга, ответственной за понимание речи. У малышей с таким заболеванием нет проблем со слухом и произнесением звуков, но при этом они не осознают связи между звучанием и смыслом слов. Поэтому они фактически не понимают речи, а поэтому и не могут ее воспроизводить.

Последствием этого является трудность общения с другими людьми, расстройство личности, искаженное восприятие действительности, отставание в развитии умственных способностей. Иногда при такой форме алалии ребенку ставят ошибочный диагноз «аутизм» или «олигофрения». При этом проводится совершенно несоответствующее лечение.

При сенсорной алалии у малышей проявляются следующие симптомы:

  1. Отсутствие реакции на изменение частоты и громкости звуков (акустические раздражители).
  2. Существование больших проблем с запоминанием слов.
  3. Непонимание значения выученного слова, неспособность сознательно использовать его.
  4. Улучшение понимания речи в какое-то определенное время суток. У некоторых детей это происходит утром, после того как мозг отдохнул. Днем по мере того, как возрастает утомление, восприятие ухудшается. Другие дети, наоборот, бывают более заторможенными с утра, вследствие особенностей работы мозга.

В отличие от слабослышащих детей, которые понимают лучше, если с ними говорят громче, больные сенсорной алалией одинаково не понимают как тихую, так и громкую речь. Даже наоборот, спокойную тихую речь ребенок воспринимает лучше, тогда как громкий разговор или окрик приводит к торможению мозгового центра и полной потере восприятия.

Интересно знать! Повышенная восприимчивость к звукам, на которые обычно не обращают внимания: например, шуршание бумаги, шелест листьев. У детей-алаликов эти звуки вызывают появление неприятных ощущений. Они могут жаловаться на боль в ушах, плакать.

Ребенку с таким заболеванием свойственно стремление бесконечно повторять знакомые слова, смысл которых ему не понятен. В словах он пропускает слоги, группирует их с посторонними. Его речь понять совершенно невозможно, так как в ней нет смысла.

Диагностика

Дети с нарушениями речевого аппарата нуждаются в консультации невролога, отоларинголога, логопеда, психолога. Каждый врач, чтобы поставить диагноз алалия, должен прежде провести ряд диагностических тестов. Неврологическое обследование состоит из проведения:

  • эхоэнцефалографии (ЭЭГ) – неинвазивный ультразвуковой метод компьютерной диагностики, который позволяет определить наличие патологических процессов или изменений в структуре мозга;
  • рентгенография черепа – необходима для выявления повреждений черепной коробки, кровоизлияния;
  • МРТ (магнито-резонансной томографии) головного мозга – помогает врачам обнаружить опухоли, аневризмы и некоторые проблемы нервной системы.

Для исключения тугоухости врач отоларинголог может дополнительно назначить другие диагностические тесты:

  • отоскопию (помогает рассмотреть слуховой проход и барабанную перепонку);
  • аудиометрию (оценка остроты слуха) или другие методы оценки функциональности слуха.

Дополняет картину нейропсихологическая диагностика речеслуховой памяти, проводят которую с помощью специальных тестов. Для составления полного понимания ситуации врач должен изучить перинатальный анамнез пациента, расспросить родителей о наличии каких-либо отклонений в поведении ребенка до года.

Важно! Особое внимание специалисты обращают на развитие психомоторного и речевого аппарата. Для этого проводят тесты на усвояемость устной речи, лексического или грамматического строя, фонетико-фонематических процессов, артикуляционную моторику.

Дифференциальную диагностику на алалию обязательно проводят у детей с аутизмом, олигофренией, дизартрией.

Лечение

При работе над алалией необходимо использовать комплексный подход – участие врачей, коррекционных педагогов и психологов.

Детей с алалией обучают в специализированных коррекционных учебных учреждениях. Им обязательно назначается медикаментозная терапия, которая стимулирует развитие структур мозга и физиотерапия.

Медикаментозное

Лечение с использованием препаратов проводят для стимуляции развития определенных структур головного мозга. Прописывают неотропные лекарства:

  1. «Гаммалон» – препарат, способствующий восстановлению обменных процессов в головном мозге, удалению токсических продуктов метаболизма. «Гаммалон» обеспечивает нормальную динамику формирования нейронов, повышает продуктивность мышления, улучшает память. Таблетки содержат минимальный список побочных эффектов, среди которых выделяются лишь: тошноту, бессонницу, незначительное увеличение температуры тела.
  2. «Когитум» – в качестве активного компонента представлена ацетиламиноянтарная кислота (аналог биологического соединения, содержащегося в головном мозге). Препарат нормализует процессы формирования нервной активности, обладает психостимулирующим эффектом. Лекарство не назначают до 7 лет.
  3. «Кортексин» – порошок для приготовления раствора для внутримышечного введения. Лекарство улучшает мозговой метаболизм, снижает количество свободных радикалов, улучшает концентрацию внимания, память, повышает способность к обучению. Кортексин противопоказан при индивидуальной непереносимости компонентов состава.
  4. «Цераксон» – прозрачная жидкость с характерным клубничным запахом для перорального приема. Препарат обладает широким спектром действия: препятствует образованию свободных радикалов, предотвращает гибель нейронов, восстанавливает поврежденные мембраны клеток головного мозга, снижает скорость действия фосфолипаз. В связи с отсутствием клинических данных лекарство с осторожностью назначают до 18 лет.
  5. «Энцефабол» – повышает метаболизм в тканях головного мозга, улучшает кровообращение, память, восприятие речи. Препарат выпускается в двух формах – таблетки и суспензия для приема внутрь. Лекарство можно использовать для монотерапии алалии, начиная с двухмесячного возраста.

Для достижения эффективности логопедические занятия сопровождаются домашним обучением больного ребенка.

Работа логопеда направлена на:

  • стимуляцию речевой активности ребенка;
  • формирование богатого словарного запаса;
  • развитие связной, членораздельной речи;
  • развитие психических функций;
  • устранение косноязычия;
  • восстановление артикуляторных движений;
  • формирование звукопроизношения и грамматически правильного оформления высказываний;
  • всестороннее развитие ребенка – обучение двигательным навыкам, пониманию смысла сказанного.

Физиотерапия

Вместе с медикаментозной терапией и занятиями у логопеда врачи посоветуют родителям пройти курс физиотерапии. Эффективность в лечении общего речевого недоразвития показывают:

  1. Водолечение – процедура основана на химическом, механическом или температурном воздействии воды на организм. При алалии рекомендуют общие лечебные ванны, посещение бань или саун, маски и аппликации с продуктами моря, обливание или орошение ребенка морской водой.
  2. Лазеротерапия – лечение при помощи низкоинтенсивного светового излучения. Процедура оказывает иммуностимулирующее, сосудорасширяющее действие, увеличивает восприимчивость организма к медикаментозной терапии. При алалии применяют лазерное облучение крови.
  3. Общая магнитотерапия – физиотерапевтическое воздействие на весь организм постоянным или импульсным магнитным полем. Процедура улучшает метаболизм и кровообращение, уменьшает болезненность нервных пульсаций.
  4. Дециметровая терапия (ДМВ) – метод, основанный на воздействии электромагнитного поля сверхвысокой частоты. ДМВ-лечение помогает при хронических заболеваниях – пневмониях, бронхитах, воспалениях среднего уха.
  5. Электрофорез – процедура введения медикаментозных препаратов в организм через кожу человека.
  6. Транскраниальная электростимуляция – воздействие на ствол головного мозга электрическим током. Процедура нормализует работу нервных механизмов, обладает успокаивающим, нейротрофическим эффектом.
  7. Рефлексотерапия (ИРТ) – воздействие на рефлекторные точки человека, расположенные на коже. Воздействие на мышцы осуществляется с помощью игл, температурой, электрическим (электропунктура) или магнитным полем. Процедура помогает запустить в мозге систему самовосстановления.

Профилактика

В качестве профилактических мер от алалии можно воспользоваться следующими советами:

  • в момент беременности строго выполняйте все врачебные рекомендации, проходите необходимые обследования, питайтесь правильно и сбалансировано;
  • заботьтесь о здоровье своего малыша, вовремя посещайте педиатра;
  • ходите с малышом на различные развивающие занятия, в места, где есть его сверстники с целью социализации и адаптации к обществу;
  • не забывайте о прохождении ежегодной детской диспансеризации, не пренебрегайте этим обследованием;
  • читайте, разговаривайте и играйте с ребенком как можно больше, для формирования и развития речевого аппарата.