Миндальная связь. Миндалины головного мозга. А может, просто погреть солью, попробовать народные рецепты, подождать и все пройдет

corpus amygdaloideum ) - характерная область мозга , имеющая форму миндалины, расположенной внутри височной доли (Lobus temporalis) головного мозга. В мозге две миндалины - по одной в каждом полушарии. Миндалина играет ключевую роль в формировании эмоций, является частью лимбической системы . Считается, что у людей и других животных эта подкорковая мозговая структура участвует в формировании как отрицательных (страх), так и положительных эмоций (удовольствие). Её размер положительно коррелирует с агрессивным поведением. У людей это самая сексуально-диморфная структура мозга - у мужчин после кастрации она сжимается более чем на 30 %. Предполагается, что такие состояния, как тревожность , аутизм , депрессия , посттравматическое стрессовое расстройство и фобии, связаны с ненормальным функционированием миндалины.

Анатомическое деление

Миндалина - это фактически несколько отдельно функционирующих ядер, которые анатомы объединяют вместе за счёт близости ядер друг к другу. Среди этих ядер ключевыми являются: базально-латеральный комплекс, центрально-медиальные ядра и корково-медиальные ядра.

Соединения

В базально-латеральный комплекс, необходимый для выработки условного рефлекса опасения у крыс, поступают на вход сигналы от сенсорных систем.

Центрально-медиальные ядра - основной выход для базально-латерального комплекса, и включается в эмоциональном возбуждении у крыс и кошек.

Патологии

У пациентов, миндалевидное тело которых оказалось разрушено вследствие болезни Урбаха-Вите, наблюдается полное отсутствие страха.

Примечания

Ссылки

  • Физиология человека. Под редакцией В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько. Миндалевидное тело
Структуры мозга : Лимбическая система

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Миндалевидное тело" в других словарях:

    - (corpus amygdaloideum), амигдалоидное ядро, амигдала, сложный комплекс базальных ядер (архистриатум), участвующий в осуществлении корригирующего влияния на деятельность образований переднего мозга, в т. ч. Коры головного мозга. Филогенетически… … Биологический энциклопедический словарь

    - (corpus amygdaloideum; син. миндалевидное ядро (n. amygdalae) устар., миндалина, миндалевидный ядерный комплекс, амигдала): сложный комплекс ядер головного мозга, относящийся к базальным ядрам: представляет собой скопление серого… … Сексологическая энциклопедия

    Миндалевидное тело - структура головного мозга миндалевидной формы, входящая в лимбическую систему. Тесно связано с гипоталамусом, гиппокампом, поясной извилиной и перегородкой, играет важную роль в эмоциональном поведении и мотивации, особенно агрессивного поведения … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    - (corpus amygdaloideum, PNA; nucleus amygdalae, BNA, JNA; син. ядро миндалевидное устар.) базальное ядро, расположенное вблизи височного полюса полушария большого мозга; принадлежит к подкорковой части лимбической системы … Большой медицинский словарь

    МИНДАЛЕВИДНОЕ ТЕЛО - Структура мозга миндалевидной формы, состоящая из нескольких ядер и являющаяся составной частью височной доли головного мозга. Оно является частью лимбической системы и тесно связано с гипоталамусом, гиппокампом, поясной извилиной и перегородкой … Толковый словарь по психологии

    МИНДАЛЕВИДНОЕ ТЕЛО - одно из подкорковых (базальных) ядер, расположенное вместе с оградой кнаружи от чечевицеобразного ядра; входит в функциональную систему, в так называемый лимбико ретикулярный комплекс; участвует в осуществлении корригирующего влияния на… … Психомоторика: cловарь-справочник

Если бы я укротила свою амигдалу, то …

Могла бы раздавать полезные советы на тему того, как быть счастливым. Мозг человека и процессы, в нём происходящие - это основа всей нашей жизни. Любые изменения в мозге отражаются на нас, нашем здоровье, настроении, поведении. Устройство мозга у каждого индивидуально, полно особенностей, сильных и слабых участков. И удивительнее всего - это то, что человек в состоянии сам «лепить» свой мозг, так как он пластичен. Тут в полной мере раскрывается фраза «мы сами строим свою жизнь». И ведь действительно, нацелившись прожить жизнь, полную счастья и любви, человеку достаточно понять особенности строения мозга. И тогда он будет понимать, на что следует обращать больше внимания, а что этого внимания не достойно.

Амигдала - это такое маленькое, миндалевидное тело в головном мозге, в котором формируется эмоция страха. Да-да, именно та, которая так и говорит нам, остановить, не берись за этот новый и интересный проект, сиди и не высовывайся.

5 фактов о мозге, чтобы жить счастливо

1. Для навыка важна регулярность. Очень часто мы хотим заполучить для себя полезную привычку, но совершенно не можем заставить себя делать это новое действие регулярно. «Нейроны, активирующиеся вместе, формируют связи» (стр. 27-29). Всем известно, что если мы хотим усовершенствовать определённый навык, то необходимо чаще и чаще его практиковать. На уровне мозга это объясняется следующим образом: выполняя какое-то действие, между клетками мозга образуется нейронная связь. Повторяя точно такое действие, эта же связь закрепляется. А это значит, что возможность активации этих нейронов в дальнейшем значительно высока. Так что, если вы хотите, например, научиться лучше играть в настольный теннис или выучить иностранный язык, необходим опыт! Или, например, начать бегать, чтобы иметь такую здоровую привычку, начните это делать каждый день по чуть-чуть.

3. «Отключение» ложной тревоги или устранение её появления. Это умение необходимо для того, чтобы одолеть беспокойство, связанное с эмоцией страха. Страх, в свою очередь, формируется миндалевидным телом (та самая амигдала, ага). И главное в том, что «перекрывать» его не нужно. Над ним можно работать, укрощать его, направлять в нужное русло. Хорошо на это влияет физическая активность, которая задействует левую лобную долю, а это способствует ослаблению лишней оживлённости миндалевидного тела. Левая лобная доля направлена на действия и подкрепляет позитивные эмоции, а правая - на инертное поведение и отказ от участия; подкрепляет негативные эмоции (стр. 56-62). Вот почему, многие во время волнительного разговора, интуитивно начинают ходить по комнате. Все это нужно для того, чтобы снять лишнее напряжение и ликвидировать беспокойство, страх.

4. Управление стрессом . Его не нужно избегать или даже стараться полностью от него избавиться, потому что в умеренных количествах он необходим человеку. Проще говоря, на протяжении жизни он держит нас в хорошей форме: благодаря ему мы качественно делаем какие бы то ни было задания, вовремя приходим на встречи, стараемся максимально «выжать из себя» всё необходимое, когда того требует ситуация, помним о значимых событиях и моментах. Более того, благодаря исследованиям выяснилось, что небольшой стресс - наиболее благоприятен для нейропластичности головного мозга. Итак, если вы ощущаете внутри себя беспокойность, то не старайтесь от неё убежать. Выйдите с ней на контакт и научитесь управлять ею. Главное - это золотая середина. Сильный стресс (дистресс) совсем неполезен. Его отсутствие или низкий уровень тоже (стр. 63-66).

5. «Преодоление парадокса» (стр. 70 - 75). Так автор книги называет сопротивление соблазну избегать неприятных ситуаций. Нужно выходить на прямой контакт со страхом. Тем самым у человека вырабатывается к этому привычка, за счёт чего его ощущение тревожности начинает снижаться.

Типы поведения, которые усиливают тревожность (они неэффективны, если вы преследуете цель нормализовать уровень стресса):

«бегство»;
«избегание»;
«прокрастинация»;
«уход в зону комфорта». Все это так называемые неэффективные копинг-стратегии (или стратегии преодоления стресса). Они не несут в себе ориентацию на решение проблемной ситуации.

Когда же мы настроены на разрешение проблемной ситуации, и у нас это получается, то мы "закаляемся" и легче переживаем в будущем подобные ситуации.

Благоприятные условия для формирования нового навыка

Существует система перенастройки мозга, состоящая из 4 пунктов (стр. 39-43):

«концентрация» - позволяет сосредоточиться на том, что происходит здесь и сейчас, без отвлечений;
«усилие» - переход с восприятия на действие с усилением образования новых синаптических связей в мозге;
«расслабленность» - чтобы перенастроить мозг, нужно практиковать новое действие столько, сколько нужно до состояния машинальности; и затем выполнять усовершенствованный навык вы сможете расслабленно, без особых усилий;
«стремление» - оно заключается в постоянной практике, в активном занятии уже знакомым делом.

Итак, «укрощению» миндалевидного тела способствует встреча лицом к лицу со страхом. Так мы учимся чувствовать себя уверенно и естественно в сложных, меняющихся ситуациях. Очень важно то, как мы относимся к вещам. Ведь стоит лишь положительно посмотреть на стресс (на то, что можно использовать его во благо) - и взгляд на мир будто обновится, станет свободным и мудрым. Знание описанных нюансов поможет нам лучше понимать самих себя, находить верные пути и чаще уже не просто говорить о счастье, а знать, что оно значит и где спрятано.

Советы, собранные в этой статье основаны на книге Джона Ардена «Укрощение амигдалы и другие инструменты тренировки мозга». (М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. - 304 с.)

corpus amygdaloideum ) - характерная область мозга , имеющая форму миндалины, расположенной внутри височной доли (Lobus temporalis) головного мозга. В мозге две миндалины - по одной в каждом полушарии. Миндалина играет ключевую роль в формировании эмоций, является частью лимбической системы . Считается, что у людей и других животных эта подкорковая мозговая структура участвует в формировании как отрицательных (страх), так и положительных эмоций (удовольствие). Её размер положительно коррелирует с агрессивным поведением. У людей это самая сексуально-диморфная структура мозга - у мужчин после кастрации она сжимается более чем на 30 %. Предполагается, что такие состояния, как тревожность , аутизм , депрессия , посттравматическое стрессовое расстройство и фобии, связаны с ненормальным функционированием миндалины.

Анатомическое деление

Миндалина - это фактически несколько отдельно функционирующих ядер, которые анатомы объединяют вместе по причине близости ядер друг к другу. Среди этих ядер ключевыми являются: базально-латеральный комплекс , центрально-медиальные ядра и корково-медиальные ядра .

Соединения

В базально-латеральный комплекс, необходимый для выработки условного рефлекса опасения у крыс, поступают на вход сигналы от сенсорных систем.

Центрально-медиальные ядра - основной выход для базально-латерального комплекса, и включается в эмоциональном возбуждении у крыс и кошек.

Патологии

До недавнего времени считалось, что у пациентов, миндалевидное тело которых оказалось разрушено вследствие болезни Урбаха-Вите , наблюдается полное отсутствие страха. Однако новейшие исследования показали, что испугать таких людей все-таки можно, используя для этого ингаляцию воздуха с высоким содержанием углекислого газа - около 35 процентов.

Напишите отзыв о статье "Миндалевидное тело"

Примечания

Литература

  • // Физиология человека / Под ред. В. М. Покровского, Г. Ф. Коротько.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Миндалевидное тело

И оба приятеля рассказывали друг другу – один о своих гусарских кутежах и боевой жизни, другой о приятности и выгодах службы под командою высокопоставленных лиц и т. п.
– О гвардия! – сказал Ростов. – А вот что, пошли ка за вином.
Борис поморщился.
– Ежели непременно хочешь, – сказал он.
И, подойдя к кровати, из под чистых подушек достал кошелек и велел принести вина.
– Да, и тебе отдать деньги и письмо, – прибавил он.
Ростов взял письмо и, бросив на диван деньги, облокотился обеими руками на стол и стал читать. Он прочел несколько строк и злобно взглянул на Берга. Встретив его взгляд, Ростов закрыл лицо письмом.
– Однако денег вам порядочно прислали, – сказал Берг, глядя на тяжелый, вдавившийся в диван кошелек. – Вот мы так и жалованьем, граф, пробиваемся. Я вам скажу про себя…
– Вот что, Берг милый мой, – сказал Ростов, – когда вы получите из дома письмо и встретитесь с своим человеком, у которого вам захочется расспросить про всё, и я буду тут, я сейчас уйду, чтоб не мешать вам. Послушайте, уйдите, пожалуйста, куда нибудь, куда нибудь… к чорту! – крикнул он и тотчас же, схватив его за плечо и ласково глядя в его лицо, видимо, стараясь смягчить грубость своих слов, прибавил: – вы знаете, не сердитесь; милый, голубчик, я от души говорю, как нашему старому знакомому.
– Ах, помилуйте, граф, я очень понимаю, – сказал Берг, вставая и говоря в себя горловым голосом.
– Вы к хозяевам пойдите: они вас звали, – прибавил Борис.
Берг надел чистейший, без пятнушка и соринки, сюртучок, взбил перед зеркалом височки кверху, как носил Александр Павлович, и, убедившись по взгляду Ростова, что его сюртучок был замечен, с приятной улыбкой вышел из комнаты.
– Ах, какая я скотина, однако! – проговорил Ростов, читая письмо.
– А что?
– Ах, какая я свинья, однако, что я ни разу не писал и так напугал их. Ах, какая я свинья, – повторил он, вдруг покраснев. – Что же, пошли за вином Гаврилу! Ну, ладно, хватим! – сказал он…
В письмах родных было вложено еще рекомендательное письмо к князю Багратиону, которое, по совету Анны Михайловны, через знакомых достала старая графиня и посылала сыну, прося его снести по назначению и им воспользоваться.
– Вот глупости! Очень мне нужно, – сказал Ростов, бросая письмо под стол.
– Зачем ты это бросил? – спросил Борис.
– Письмо какое то рекомендательное, чорта ли мне в письме!
– Как чорта ли в письме? – поднимая и читая надпись, сказал Борис. – Письмо это очень нужное для тебя.
– Мне ничего не нужно, и я в адъютанты ни к кому не пойду.
– Отчего же? – спросил Борис.
– Лакейская должность!
– Ты всё такой же мечтатель, я вижу, – покачивая головой, сказал Борис.
– А ты всё такой же дипломат. Ну, да не в том дело… Ну, ты что? – спросил Ростов.
– Да вот, как видишь. До сих пор всё хорошо; но признаюсь, желал бы я очень попасть в адъютанты, а не оставаться во фронте.

Введение

Миндалевидное тело - это небольшое округлое скопление серого вещества миндалевидной формы внутри каждого полушария мозга. Большая часть его волокон соединена с органами обоняния, ряд нервных волокон подходит и к гипоталамусу. Функции миндалевидного тела, очевидно, имеют отношение к настроению человека, его чувствам и, возможно, к памяти о недавних событиях.

У миндалевидного тела очень хорошие «связи». Когда зонд, скальпель или болезнь повреждают его или когда его стимулируют в эксперименте, наблюдаются серьезные эмоциональные сдвиги.

Миндалевидное тело связано с остальными частями нервной системы и расположено очень удачно, поэтому оно действует как центр регуляции эмоций. Оно принимает все сигналы, поступающие из моторной коры, первичной сенсорной коры, из части ассоциативной коры и из теменной и затылочной долей вашего мозга.

Таким образом, миндалевидное тело - это один из главных чувствующих центров мозга, он связан со всеми участками мозга.

Целью работы является изучение миндалевидного тела, а также его значение.

Понятие и строение миндалевидного тела

Миндалевидное тело, миндалина - это анатомическая структура конечного мозга, имеющая форму миндалины, относящаяся к базальным ядрам полушарий головного мозга, принадлежит к подкорковой части лимбической системы.

Рисунок 1 - Образования головного мозга, относящиеся к лимбической системе: 1 - обонятельная луковица; 2 - обонятельный путь; 3 - обонятельный треугольник; 4 - поясная извилина; 5 - серые включения; 6 - свод; 7 - перешейк поясной извилины; 8 - концевая полоска; 9 - гиппокампальная извилина; 11 - гиппокамп; 12 - сосцевидное тело; 13 - миндалевидное тело; 14 - крючок

В мозге две миндалины - по одной в каждом полушарии. Расположены они в белом веществе внутри височной доли головного мозга, кпереди от верхушки нижнего рога бокового желудочка, примерно на 1,5-2,0 см кзади от височного полюса, граничит с гиппокампом.

В его состав входят три группы ядер: базолатеральная, связанная с корой большого мозга; кортикомедиальная, связанная со структурами обонятельной системы, и центральная, связанная с гипоталамусом и ядрами ствола мозга, контролирующими вегетативные функции организма.

Рисунок 2 - Расположение миндалевидного тела у человека

Миндалевидное тело является важной частью лимбической системы мозга. Его разрушение приводит к агрессивному поведению или апатичному, вялому состоянию. Благодаря своим связям с гипоталамусом миндалевидное тело влияет на эндокринную систему, а также на репродуктивное поведение.

Значение миндалевидного тела для человека

миндалевидный оборонительный тело мозг

Нейроны миндалины разнообразны по форме, функциям и нейрохимическим процессам в них.

Функции миндалины связаны с обеспечением оборонительного поведения, вегетативными, двигательными, эмоциональными реакциями, мотивацией условнорефлекторного поведения. Функции миндалины, очевидно, имеют прямое отношение к настроению человека, его чувствам, инстинктам, а возможно, и к памяти о недавних событиях.

Электрическая активность миндалин характеризуется разноамплитудными и разночастотными колебаниями. Фоновые ритмы могут коррелировать с ритмом дыхания, сердечных сокращений.

Миндалины реагируют многими своими ядрами на зрительные, слуховые, интероцептивные, обонятельные, кожные раздражения, причем все эти раздражения вызывают изменение активности любого из ядер миндалины, т.е. ядра миндалины полисенсорны. Реакция ядра на внешние раздражения длится, как правило, до 85 мс, т.е. значительно меньше, чем реакция на подобные же раздражения новой коры.

Нейроны имеют хорошо выраженную спонтанную активность, которая может быть усилена или заторможена сенсорными раздражениями. Многие нейроны полимодальны и полисенсорны и активируются синхронно с тета-ритмом.

Раздражение ядер миндалевидного тела создает выраженный парасимпатический эффект на деятельность сердечнососудистой, дыхательной систем, приводит к понижению (редко к повышению) кровяного давления, урежению сердечного ритма, нарушению про ведения возбуждения по проводящей системе сердца, возникновению аритмий и экстрасистолий. При этом сосудистый тонус может не изменяться. Урежение ритма сокращений сердца при воздействии на миндалины отличается длительным скрытым периодом и имеет длительное последействие.

Раздражение ядер миндалины вызывает угнетение дыхания, иногда кашлевую реакцию.

При искусственной активации миндалины появляются реакции принюхивания, облизывания, жевания, глотания, саливации, изменения перистальтики тонкой кишки, причем эффекты наступают с большим латентным периодом (до 30-45 с после раздражения). Стимуляция миндалин на фоне активных сокращений желудка или кишечника тормозит эти сокращения. Разнообразные эффекты раздражения миндалин обусловлены их связью с гипоталамусом, который регулирует работу внутренних органов.

Миндалина играет ключевую роль в формировании эмоций . У людей и у животных эта подкорковая мозговая структура участвует в формировании как отрицательных (страх), так и положительных эмоций (удовольствие).

Миндалевидное тело играет важную роль в формировании памяти, связанной с эмоциональными событиями. Нарушения в работе миндалевидных тел вызывают у людей различные формы патологического страха и других эмоциональных расстройств.

Миндалевидное тело богато глюкокортикоидными рецепторами и поэтому тоже особенно чувствительно к стрессу. Сверхстимуляция миндалевидного тела в условиях депрессии и хронического стресса ассоциируется с повышением тревоги и агрессии. Предполагается, что такие состояния, как беспокойство, аутизм, депрессия, посттравматический шок и фобии, связаны с ненормальным функционированием миндалины.

Миндалевидные тела имеют ещё одну особенность. Они связаны со зрительными анализаторами, в основном через кору, в районе задней черепной ямки и влияют на процессы обработки информации в зрительных и арсенальных структурах. Существует несколько механизмов такого воздействия.

Один из них - своеобразное «окрашивание» приходящей зрительной информации за счёт собственных высокоэнергетических структур. Во-первых, на информацию, идущую по зрительной радиации к коре, накладывается определённый эмоциональный фон. Если в этот момент миндалевидные тела перегружены отрицательной информацией, то самая весёлая история не развеселит человека, так как эмоциональный фон не подготовлен к её анализу.

Во-вторых, сложившийся эмоциональный фон, также связанный с миндалевидными телами, оказывает влияние на организм в целом. Так информация, возвращаемая данными структурами и перерабатываемая далее в программах, заставляет переключаться человека, например, с созерцания природы на чтение книги, создавая определённое настроение. Ведь если нет настроения - не станешь любоваться даже самым прекрасным пейзажем.

Повреждение миндалины у животных снижает адекватную под готовку автономной нервной системы к организации и реализации поведенческих реакций, приводит к гиперсексуальности, исчезновению страха, успокоению, неспособности к ярости и агрессии. Животные становятся доверчивыми. Например, обезьяны с поврежденной миндалиной спокойно подходят к гадюке, вызывавшей ранее у них ужас, бегство. Видимо, в случае повреждения миндалины исчезают некоторые врожденные безусловные рефлексы, реализующие память об опасности.

Страх - одна из сильнейших эмоций не только у человека, но и у других животных, прежде всего - млекопитающих. Ученым удалось доказать, что за работу врожденных и развитие приобретенных форм страха отвечает белок статмин. А наибольшая концентрация этого белка наблюдается в так называемом миндалевидном теле - области мозга, связанной с ощущениями страха и тревоги. У подопытных мышей ген, ответственный за выработку статмина, был заблокирован. Такие мыши игнорировали опасность - причем даже в тех ситуациях, когда другие мыши чувствуют ее инстинктивно. Например, они бесстрашно гуляли по открытым участкам лабиринтов, хотя обычно их сородичи стараются держаться в более безопасных, на их взгляд, тесных закутках, где они скрыты от посторонних глаз. Если обычные мыши при повторении звука, который накануне сопровождался ударом тока, в ужасе замирали, то мыши без «гена страха» реагировали на него как на обычный звук. На физиологическом уровне недостаток статмина приводил к ослаблению долговременных синаптических связей между нейронами (считается, что такие связи обеспечивают запоминание). Наибольшее ослабление было отмечено на отрезках нервных сетей, идущих к миндалевидному телу. При этом подопытные мыши не теряли способность учиться: они, например, не хуже обычных мышей запоминали однажды найденный путь через лабиринт.