Международное общество сознания кришны. Сознание кришны

«Международное общество сознания Кришны» (англ. аббревиатура - ISKCON - International Society for Krishna Consciousness ), объединившее последователей кришнаизма (вайшнавизма), зарегистрировано в 1966 г. Бхактиведантой Свами (1896-1977). Фактически МОСК стал миссионерским преемником сампрадаи Брахма-Мадхва-Гаудия, одной из четырех сампрадай, т.е. ученических преемственностей, по которым испокон веков передается ведическое знание (существуют еще Шри-сампрадая, Кумара-сампрадая и Рудра-сампрадая). Все эти ветви индуизма называют вайшнавскими, так как в их основе лежит поклонение Высшей божественной личности Вишну (Кришне).

Школу вайшнавизма под названием Гаудия (от древнего названия Бенгалии), к которой принадлежал Шрила Прабхупада, основал в Бенгалии 500 лет назад Шри Чайтанья (1486-1524). Эта преемственность связана со школой Мадхвы (1281-1360), а также с еще более древней школой Шри-вайшнавов Рамануджи (1017-1137).

Начиная с 70-х гг. XX в. благодаря деятельности А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, которому фактически впервые в истории удалось принести и широко распространить древнюю науку бхакти-йоги (любви к Богу) в странах Запада, вайшнавизм переживает возрождение как в самой Индии, так и за ее пределами. Ачарью-основателя Общества сознания Кришны Бхактиведанту Свами Прабхупаду почитают в Индии как святого. Его именем названы улицы крупных городов и различных учреждений, а в 2015 году в Калькутте по случаю празднования 50-летия ИСККОН была установлена уникальная скульптурная композиция, состоящая из двух частей и символизирующая отъезд Прабхупады на судне «Джаладута» в Америку в 1965 году. Памятник состоит из двух частей – вторую часть диптиха установят в Бостоне на пирсе Содружества, месте, где Шрила Прабхупада впервые ступил на землю Америки.

ИСККОН в РОССИИ

Центр обществ сознания Кришны в России (ЦОСКР) - самая крупная российская индуистская организация, объединяющая (по данным Минюста на 1 января 2016 г.) 79 зарегистрированных общин и свыше 400 малых духовных групп в более чем 120 городах страны общей численностью не менее 30 тыс. последователей и не менее 150 тыс. интересующихся этой философией и культурой. Количество активных последователей достигает 11 тыс. человек.

Развитие традиции сознания Кришны в России началось в 1971 г. после приезда в Москву Бхактиведанты Свами Прабхупады.

СУТЬ ВЕРОУЧЕНИЯ

Суть вероучения вайшнавов в том, что все мы - вечные души, рождающиеся в различных материальных телах, потому что забыли о своей высшей духовной природе. Целью же человеческой жизни является пробуждение в себе любви к Богу и обращение к преданному служению Ему.

ИСККОН В ЦИФРАХ

Современный ИСККОН насчитывает:

602 духовных центра по всему миру

65 сельскозяйтственных ферм и экопоселений

54 образовательных учреждения, включая начальные школы, средние школы и высшие учебные заведения

110 вегетарианских ресторанов

75 тысяч последователей, имеющих духовное посвящение (принявших обеты)

7 миллионов последователей, посещающих храмы и духовные центры

2 тысяч малых (домашних) групп духовного общения (бхактиврикш), включающих около 30 тысяч последователей

516 миллионов изданных и распространенных духовных книг

3 миллиарда розданных по всему миру порций прасада (освященной вегетарианской еды)

1 миллион 200 тысяч ежедневных порций прасада для детей в рамках программ «Полдник» и «Аннамрита» благотворительного фонда ИСККОН по раздаче бесплатной еды

1 тысяча уличных харинам каждую неделю

6 тысяч вайшнавских фестивалей, таких, как Кришна Джанмаштами, Рамнавами, Ратхаятра и др. в храмах и духовных центрах ИСККОН

210 тысяч километров падаятр (пеших и других передвижных групп санкиртаны (проповеди), побывавших в 52 тысячах городов, поселков и деревень в 110 странах мира.

7 ЦЕЛЕЙ ИСККОН

Регистрируя Международное общество сознания Кришны (ИСККОН), А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада определил его цели и задачи следующим образом:

1. Систематически распространять в массах духовное знание и обучать людей методам духовной практики для восстановления нарушенного равновесия в системе ценностей общества, обеспечения подлинного единства всех людей и установления мира во всем мире.

2. Проповедовать философию сознания Кришны, изложенную в «Бхагавад-гите» и «Шримад-Бхагаватам».

3. Сблизить членов общества друг с другом и приблизить их к Кришне - изначальному Высшему существу, и, тем самым, дать возможность членам общества и всем людям осознать, что каждая душа является неотъемлемой частицей Бога (Кришны).

4. Распространять и поощрять движение санкиртаны - совместное воспевание святого имени Господа, следуя указаниям Господа Шри Чайтаньи Махапрабху.

5. Построить для членов общества и всех людей город в одном из святых мест, где проходили трансцендентные игры Кришны, Верховной Личности Бога.

6. Объединить членов общества в единую семью и научить их более простому и естественному образу жизни.

7. Для достижения вышеупомянутых целей издавать и распространять периодические издания, журналы и книги.

Одной из наиболее активных сект, действующих сейчас на территории России, является “Общество сознания Кришны”. Его навязчивые торговцы стали привычным явлением на улицах, его радиопередачи звучат в эфире, его рекламные ролики крутятся по телевидению, его руководители заседают в различных общественных и государственных комитетах, активно лоббируя интересы “Общества”. Одна из структур ОСК - “Пища жизни” даже получала государственные фонды для распространения идоложертвенной пищи.

При этом ОСК совершенно не выносит критики, болезненно реагируя на любое не стопроцентно положительное высказывание в свой адрес. Одним из любимых приемов отечественных кришнаитов является призывание себе на помощь индуизма и всего индийского народа. Стоит газете опубликовать статью, скажем, о сомнительных способах выкачивания денег из населения членами ОСК, как немедленно в редакцию поступает гневная отповедь: все верующие кришнаиты-вайшнавы принадлежат к древней ведической традиции совместно с 500-600-800-(возможны варианты)-миллионной армией индуизма, статьей был оскорблен весь индийский народ и будущее индийско-российских отношений теперь поставлено под угрозу. Затем по тому же адресу направляется второе письмо, приблизительно такого же содержания, но написанное уже каким-нибудь “сво­им” индусом, занимающимся public relations для ОСК, а после этого льется поток возмущений от рядовых кришнаитов.

Методика проверенная; часто сектантам удается запугать редакцию, и та более не помещает критических материалов о них. Таким образом, кришнаитам очень выгодно выставлять себя “для внешних” традиционной индийской религией.

Вот, например, строки из письма, адресованного руководством ОСК Патриарху Алексию II. Обратите внимание на тот недопустимый тон, с которым Вайдьянатх Дас - воспринявший индийское имя и титул молодой москвич, президент центра “Обществ сознания Кришны” в России, обращается к первоиерарху нашей Церкви:

“Есть основания полагать, что значительную - если не ключевую роль в <…> процессах нагнетания напряженности, принявшей масштабы социального бедствия и повлекшей за собой человеческие жертвы среди тех самых россиян, которым Ваше Святейшество желает мира, сыграло «Определение о псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме», данное Архиерейским Собором в 1994 г. «Определе­ние…», по сути, объявило войну перечисленным в ней организациям. К сожалению, в их число по непонятным причинам попало и Общество сознания Кришны (ОСК), представляющее древнюю монотеистическую традицию бхакти - любви к Богу. Текст «Определения…» настолько насыщен отрицательным эмоциональным зарядом, что даже миротворческий призыв, которым оно заканчивается, видимо, не способен оказать ощутимого влияния <…>

Не оспаривая права Православной Церкви давать оценку религиозным явлениям, исходя из собственных канонических установок, мы тем не менее считаем, что приведенные выше оценки выдают предвзятость или поверхностное знакомство, во многих случаях не соответствуют истине, нарушают этические нормы и законы нашей страны, а иногда даже приводят к кровопролитию. Несомненно, это наносит урон репутации и авторитету Церкви, «служащей Истине Божией и стремящейся стать примиряющей и объединяющей силой».

Мы полагаем, что многие изложенные факты не были известны Вашему Святейшеству. Мы допускаем, что Архиерейский Собор не имел возможности достаточно внимательно изучить текст «Опреде­ления…» до его принятия <…>

Таким образом <…> просим Ваше Святейшество пересмотреть существующее ныне отношение Православной Церкви к движению Кришна-бхакти <…> и принять меры, необходимые для устранения недоразумений, порождающих бессмысленное напряжение в данной сфере религиозной жизни России…”.

Итак, общее направление оказываемых ОСК методов давления достаточно четко очерчено в этом письме; правда, в случае с нашей Церковью вся кришнаитская грозная риторика, как и ожидалось, оказалась выстрелом вхолостую.

По совокупности причин ОСК нельзя отнести к классическому традиционному индуизму. Наверное, самый решающий аргумент - слова самого основателя секты Бхактиведанты Свами Прабхупады, сказанные им в момент откровенности:

“Пытаясь вписать движение сознания Кришны в соответствующий историко-культурный контекст, многие люди отождествляют его с индуизмом. Но это заблуждение <…> Существует ошибочное мнение, будто бы движение сознания Кришны представляет собой индуистскую религию <…> Иногда индийцы, живущие как в самой Индии, так и за ее пределами, думают, что мы проповедуем индуистскую религию, но это не так <…> Движение сознания Кришны не имеет ничего общего ни с индуизмом, ни с какой-либо другой религиозной системой <…> Люди должны понять, что движение сознания Кришны не проповедует так называемую индуистскую религию” .

Это заявление окончательно расставляет все точки над i. После недвусмысленных слов непогрешимого божественного гуру и основателя любые заявления кришнаитов об их принадлежности к индуизму недействительны.

Но если не индуизм, то что? Движение сознания Кришны часто называют неоиндуизмом; точнее было бы назвать его псевдоиндуистским синкретическим религиозным движением теософского толка, соединяющим элементы различных религий, что типично для неоязыческого движения New Age. Я попытаюсь доказать это утверждение на примере использования идеологами ОСК христианских образов.

Ни один кришнаит не может вести разговора о своей вере без постоянного использования христианских образов и концепций, что неопровержимо доказывает несамостоятельность, вторичность идеологии кришнаизма: аутентичная религиозная система способна говорить о себе в собственных терминах. О кришнаизме этого не скажешь. И это не случайно: для создания идеологии своей секты, рассчитанной на проповедь в христианском мире (индуизм в принципе не принимает прозелитизма) Прабхупада широко использовал образы и концепции христианства. Само собой разумеется, что он их в корне извратил, но это лишь подтверждает вторичность созданной им идеологии.

Для примера рассмотрим вкратце учение Прабхупады об отношениях человека с Богом. Он учит, что человек - это его душа (духовное тело), в то время как физические тела для нашей личности никакого значения не имеют. Такой взгляд типичен для восточной религии. Но Прабхупада идет дальше; согласно его учению, наши духовные тела происходят от Кришны и соотносятся с ним, как дети с отцом. Вот этой идеи в классических восточных религиях уже не найти, это очевидное заимствование из христианства.

Но, сформулировав новую для индуизма и знакомую потенциальному западному адепту идею, Прабхупада заявляет, что наши отношения с Кришной не должны навсегда оставаться отношениями отца с сыном. Ведь сын может только выпрашивать подачки у отца, а это унизительно. Эти изначальные отношения сына и отца нужно изменить на отношения эротические; любить Кришну больше, чем мы любим отца, мать или детей; желать его, как любовница вожделеет близости со своим возлюбленным . Мы должны стремиться забыть обо всем в объятиях Кришны. Только так мы можем обрести спасение и получать вечное наслаждение от ласк Кришны, женой которого можем навечно стать.

Вот так, заимствовав христианскую идею для привлечения адептов, Прабхупада затем от нее отказывается. Точно так же сатанисты берут молитву “Отче наш”, чтобы прочитать ее наоборот, или воруют в храме распятие, чтобы затем повесить его вниз головой.

Эклектичность вероучения и мироощущения ОСК иллюстрируется распространяемой российскими кришнаитами статьей Джайадвайты Даса “Являются ли преданные Харе Кришна идолопоклонниками?” с подзаголовком “Старшие члены Международного общества сознания Кришны пытаются решить этот вопрос, объясняя тождество Господа и Его Божества”, то есть наряженных, омытых, умащенных и накормленных статуй.

Автор статьи определяет идолопоклонничество как “покло-нение придуманной форме Господа”, в то время как “Вер-ховный Господь, как в Библии, так и в других писаниях наставляет нас не запечатлевать плоды нашей фантазии в дереве или камне, выражая таким образом почтение нашим неправильным представлениям”. Например, евреи поклонялись идолу - золотому тельцу - на Синае.

Дальше следует интересный логический поворот. Бог не безличен! - с апломбом восклицают кришнаиты. Но если Он - Личность, то Он имеет “имя, форму и другие свойства, присущие личности”. Отрицать это - “признаки ограниченного и не совсем здравомыслящего ума”.

“Если Бог - это Верховная Личность, Верховный Отец, Он должен обладать всеми качествами, присущими личности. Иначе почему же тогда эти качества проявляются в его сыновьях? <…> Итак, если Бог имеет личную форму, то какова она? <…> Если мы хотим узнать о личных качествах Бога, мы должны обратиться непосредственно к Нему Самому, то есть к явленным писаниям. Также мы можем узнать о Нем от осознавшей себя святой личности или духовного учителя. Главным признаком таких святых учителей, как например Иисус Христос, является то, что они всегда говорят, основываясь на Святых Писаниях и ссылаются на Писания, чтобы подтвердить свои слова. Они никогда не придумывают ничего нового.

Хотя писания Запада всегда указывают на то, что Бог является личностью, они очень кратко описывают Его форму, качества и царство. Если же мы хотим узнать более подробную информацию о Боге, мы должны обратиться к Ведическим Писаниям движения Сознания Кришны (эти писания не имеют никакого отношения к Ведам. - А. Д. ). Такие книги, как «Бхагавад-Гита», «Шримад-Бхагаватам» и другие научные (! - А. Д. ) произведения впервые были составлены и записаны около пяти тысяч лет назад (“Бхагавад-Гита” была написана в во II–III вв. по Р. Х., а “Бхагавата-Пурана”, как правильнее называть книгу “Шримад-Бхагаватам”, - вIV–VI вв. - А. Д. ).

Движение сознания Кришны обращается ко всем людям: если вы действительно хотите понять Бога в Его полной славе, как Верховную Личность Бога, то тогда вы должны обратиться к этим Писаниям, потому как нигде более вы не найдете такого подробного описания Его имени, формы, качеств, деяний и обители <…> Его трансцендентный образ самый привлекательный во всех трех мирах - Его глаза подобны лепесткам лотоса, а тело Его цвета грозовой тучи (вспомним, что надревних иконах бесы изображались иссиня-черными - А. Д. ). Он настолько привлекателен, что красотой Своей превосходит тысячи Купидонов (!- А. Д. ) <…>

Следует заметить, что это произведение не является плодом воображения, подобно творениям поэтов и художников. Во многих Ведических произведениях содержится это всеохватывающее описание Бога. Веды также дают нам имя Господа - Кришна, и описывают во всех подробностях Его качества, игры, окружение и обитель. И, что наиболее важно для решения вопроса, касающегося идолопоклонничества, они рассказывают о Его форме. Божества Кришны, находящиеся <…> в храмах сознания Кришны, не плод воображения. Они были сделаны в строгом соответствии с указаниями Вед. Божества - это не идолы. Когда мы смотрим на Божество Кришны, то, что мы видим, - это действительно облик Господа <…> [Отсюда] выдуманная форма Бога ничто иное как идол, тогда как авторитетная форма Господа это Сам Господь, который, в своей трансцендентной форме Божеств принимает наше служение и все больше открывает Себя нам…”.

Приведенное построение в точности следует действительно древнему логическому закону, называемому порчный круг, когда аргументом при доказательстве служит доказываемое.

Кришнаитская статья, вначале говорившая о “божественном учителе Иисусе Христе”, который даже был “сыном Божиим”, заканчивается суровым предупреждением для всех нас:

“Поэтому для того, кто отвергает заключение Ведических Писаний и рассматривает Божества как деревянный идол, для того Кришна навсегда останется идолом. Писания говорят, что такой человек осквернен демоническим сознанием”.

На этом примере хорошо видна методология использования христианских образов “Обществом сознания Кришны”: начав со ссылки на Библию, кончают тем, что любой христианин, воспринимающий Библию как Слово Божие, “осквернен демоническим сознанием”.

В других утверждениях “Общества сознания Кришны”, связанных с Христом и христианством, показанный выше алгоритм повторяется. Вот диалог Прабхупады с неким “отцом Эммануилом Юнгклауссеном, монахом-бенедиктинцем Найдералихского монастыря”, опубликованный в книге “Наука самосознания” (Бхактиведанда Бук Траст. Б/м, 1991), с. 145–153.

Шрила Прабхупада : Что означает слово «Христос»?

Отец Эммануил : «Христос» происходит от греческого слова «крис­тос», означающего «помазанник».

ШП : «Кристос» - греческий вариант слова «Кришна» <…> Когда Иисус говорил: «Отче наш, сущий на небесах, да святится имя Твое», - под именем Бога он подразумевал «Кришта» или «Кришна» <…> «Христос» - это вариант произношения имени «Кришта», а «Криш­та» - это вариант произношения имени «Кришна», имени Бога <…> Как бы вы ни называли Бога - «Христос», «Кришта», или «Кришна», в конце концов вы обращаетесь к одной и той же Верховной личности Бога» <…> Фактически нет разницы - Кришна или Христос, имя одно и то же…”.

Эта мысль Прабхупады очень важна: ведь на наше утверждение о том, что аутентичная религиозная традиция определяет себя в собственных категориях, можно было бы возразить, что ранние христиане использовали для проповеди термины и концепции греческой философии. Однако никто из них не мог и помыслить, что Христос и Зевс, или, скажем, Христос и Ваал -одно и то же; такие утверждения исходили только от лже-учителей, создателей гностических сект.

Посмотрим, как Прабхупада развивает свою мысль:

“Практика бхакти-йоги (любовного служения Богу) подразумевает, что человек освобождается от всевозможных внешних самоотождествлений типа «индус», «мусульманин», «христианин» и тому подобного и просто служит Богу. Мы создали христианскую, индуистскую и мусульманскую религии, но когда мы придем к религии без внешних определений, в которой не будем считать себя ни индусами, ни христианами, ни мусульманами, тогда сможем говорить о чистой религии, бхакти ”.

Характерно, что Прабхупада заявляет о необходимости отказа от всех существующих религий и перехода к новой синкретической мировой религии. Таким образом, ОСК становится в один ряд с теософией, рериховской агни-йогой и прочими неоязыческими культами движения New Age, “новой эры”.

Когда католический монах вполне резонно спрашивает, за-чем Прабхупада прибыл со своей проповедью в западные христианские страны, в рассуждениях Прабхупады появляется интересный логический поворот.

ШП : Проблема в том, что христиане не следуют заповедям Бога. Вы согласны?
ОЭ : Да, в значительной мере вы правы.

ШП : В чем же тогда смысл любви к Богу, которую проповедуют христиане? Если вы нарушаете волю Бога, где же ваша любовь? Поэтому мы пришли учить людей тому, что значит любить Бога: если вы любите Его, вы не можете не повиноваться Его воле. Если же вы не повинуетесь Ему, то у вас нет настоящей любви <…> Поэтому движение сознания Кришны необходимо, чтобы научить людей так возродить в себе забытую любовь к Богу. Виноваты не только христиане, но и индусы и мусульмане и все остальные. Они навесили на себя ярлыки «христианин», «индус», «мусульманин», но не повинуются Богу”.

Далее Прабхупада поясняет, что христиане главным образом виновны в нарушении “первой (!) заповеди Христа” “не убий”, так как они содержат бойни и убивают животных для пищи. Никакие возражения, что эта Моисеева заповедь относилась к людям, а не к животным, на главного идеолога кришнаизма не действуют, и он с завидным упорством повторяет это вновь и вновь. Вот так “Общество сознания Кришны» с его историей разрушенных семей, искалеченных судеб, вымогательства, контрабанды, торговли наркотиками и оружием, насилия, растления детей и убийств, взялось учить мир любви к Богу.

И в заключение диалога Прабхупада требует:

“Если вы захотите сотрудничать с нами, идите в церкви и повторяйте «Христос», «Кришта», или «Кришна» <…> Мы говорим с вами как с представителем христианской церкви. Вместо того, чтобы держать церкви закрытыми, почему бы вам не отдать их нам? Мы бы постоянно воспевали там святое имя Бога”.

Итак, Прабхупада утверждает, что Христос и Кришна - это одно и то же, только кришнаизм лучше (вспомним введенный Честертоном емкий термин хрислам ), так как лучше исполняет заповеди Христовы. Но действительно ли Прабхупада думает, что Христос и Кришна идентичны? Ответ мы найдем в статье “Иисус Христос был гуру”, помещенной сразу же после вышеприведенного диалога (с. 154–155). Прабхупада готов признать Христа “представителем Бога” и “духовным учителем - гуру”, то есть поставить на один уровень с собой. А в диалоге с Джоном Ленноном Прабхупада говорит о том, действительно ли равнозначно повторение имен Иисуса Христа и Кришны:

Джон Леннон : Я хочу спросить, повторение «Господи Иисусе, Господи Иисусе, Господи Иисусе» даст какой-либо результат?

Прабхупада : Господь Иисус говорит, что он - сын Божий. Он не Бог, а Его сын. В этом смысле между сознанием Кришны и христианством нет разницы. Между Богом и сыном Бога не может быть ссор. Иисус говорил: «Любите Бога», а Кришна, Верховная Личность Бога, говорит: «Любите Меня». Это одно и то же. Если вы скажете: «Любите меня», - и ваша жена скажет: «Любите моего мужа», - разницы в ваших словах не будет” (Там же, с. 194; выше он говорил о том, что безразлично, чье имя воспевать,Христа или Кришны - А. Д .).

А вот утверждения ученика Прабхупады, укрывшегося за псевдонимом Сатьяраджа Дас, автора брошюры “Так написано в Библии?» (пер. с англ.; русское издание “Йамуна Пресс Компани”. Б/м, 1992). Задача автора, сформулированная им в начале брошюры, идентична той, которую декларировали Блаватская, Рерихи, Алиса Бейли и прочие пророки и апостолы New Age:

“Показать гармонию, существующую между Библией и более древ­ними ведическими текстами Индии (читай - произведениемПрабхупады “Бхагавад-Гита как она есть”. - А. Д. ). Суть послания Библии и Вед одна <…> Это послание было явлено различным людям в соответствии с временем, местом и обстоятельствами; в связи с этим детали могут быть различными. Но суть остается той же - просто передается она в соответствии со способностями аудитории. Например <…> в элементарной математике человека учат, что большие числа нельзя вычитать из меньших <…> Однако в старших классах мы узнаем, что вычитание больших чисел из меньших возможно: результатом будут отрицательные числа (читателю пока не сообщается, является ли Библия “арифме­тикой”. - А. Д. ). Аналогично, пророки и мудрецы открывают религиозные истины избирательно, ради блага и постепенного просвещения своих слушателей. В отдельных небольших деталях один пророк может осуждать какую-либо деятельность, в то время как другой, следующий иной традиции, поощряет ее. Таким образом, люди разных культур могут постепенно прогрессировать в соответствии со своими возможностями. Откровение приходит постепенно. И высшим откровением является понимание того, что религия едина, ибо Бог един” (с. 3).

“Codex Sinaiticus, самый ранний существующий греческий манускрипт Нового Завета, находится сейчас в Британском музее. Интересно, что этот манускрипт был написан в 331 году после Рождества Христова - через шесть лет после Никейского Собора. Манускриптов, написанных до этого собора, не сохранилось. Почему это интересно? Потому, что история показывает: на том соборе все было переделано - так же, как и на всех последующих (? - А. Д. ). Никто не знает, что представляло собой христианство до этого Вселенского Собора (! - А. Д .). И вряд ли кто-то узнает, поскольку христианская традиция не сохранилась, подвергшись изменениям и упадку” (с. 37).

Сейчас время демократии, свободы веры и свободы информации. Есть возможность развиваться в самых разных направлениях. Люди стремятся к счастью, к самосознанию, и это вполне нормальный и естественный процесс, ведь у нас есть разум, и он требует понимания смысла нашей жизни и ее направленности. К сожалению, существуют люди, создающие так называемые секты, которые используют эту нашу потребность с целью обмана и финансовой наживы.

Как не попасть под влияние обманщиков?

Секта – это объединение людей с одинаковыми убеждениями, которые отличаются от убеждений большинства. Но не каждая секта опасна.

Как же определить деструктивную и опасную секту?

Существует ряд признаков подобных обществ:

— обязательные материальные взносы;
— жесткая дисциплина (регистрация, обязательные посещения собраний, строгое выполнение всех правил, постоянный контроль);
— идеология избранности («только мы правы, а все остальные пойдут в ад»);
— наличие одного лидера, Бога (пророка) на земле, который один знает путь к истине;
— отсутствие религиозных корней.

Сознание Кришны секта или нет?

Относительно вышеупомянутых признаков протестируем сообщество Харе Кришна:

обязательных материальных взносов не установлено, в храмах сознания Кришны собираются не обязательные пожертвования;
прихожане нигде не регистрируются, могут в любой момент как приходить, так и прекратить посещение духовных программ и мероприятий;
учение Вед уважительно относится ко всем философским и религиозным направлениям;
основателем движения сознания Кришны является Шрила Прабхупада, но он никогда не провозглашал себя Богом, а считал себя слугой единого Господа Кришны и своего духовного учителя Шрилы Бхактисиданты Сарасвати, который и благословил его ехать проповедовать науку о Кришне на Запад. У Шрилы Бхактисиданты Сарасвати был свой духовный учитель, и такая цепь учителей уходит далеко в прошлое.
Философия сознания Кришны считается философией гаудия-вайшнавизма, одного из направлений индуизма, которая ставит своей целью восстановление своих вечных взаимоотношений с Господом Кришной, а священные книги Бхагавад-гита и Шримад Бхагаватам являются многовековой классикой ведической литературы.
Если этого недостаточно, и вы все еще думаете, что кришнаиты являются сектой, то углубимся дальше.

Священные писания кришнаитов

Бхагават-гита и Шримад Бхагаватам являют суть индуистской теологии. «Гита» представляет собой разговор Господа Кришны со своим преданным Арждуной, а «Шримад Бхагаватам» описывает разные воплощения Кришны, а также обширные сведения по философии, метафизике и космологии.

Известный русский писатель Лев Толстой использовал выдержки из «Гиты» в своих произведениях и говорил, что твердо верит в описанные Бхагавад-гитой истины, что руководствуется ими во всех жизненных ситуациях и пытается отображать в своих романах. Он был вегетарианцем.

«Бхагавад-гита» - это одна из наиболее читаемых писаний, уступает лишь Библии.К 2000-м годам ее перевели более чем на 90 языков, а количество напечатанных экземпляров превышает сотни миллионов по всему миру.

Махатма Ганди основал свою философию ненасилия под названием сатьяграха именно на «Бхагавад-Гите». Он неоднократно упоминал, что «Гита» является его настольной книгой, в которой он черпает мудрость и вдохновение.

По мнению Иосифа Бродского, лауреата Нобелевской премии по литературе, Гита занимает 1 место в перечне обязательных к прочтению произведений.

Похоже, что одни из самых мудрых представителей человечества не считали, что кришнаиты секта.

Духовные учителя

Основоположником движения Сознания Кришны является Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада. В 1965 году, в 69 лет, он прибыл в Америку на сухогрузе с парочкой ящиков книг, фактически без средств к существованию. Он приехал в Нью-Йорк с миссией своего духовного учителя Шрилы Бхактисиданты Сарасвати, который попросил его распространять учение о Кришне на Западе. Он зарегистрировал международную организацию Сознание Кришны в 1966 году, которое полностью базируется на гаудия-вайшнавизме. С 1965 по 1977 года он основал 108 храмов Кришна Харе на пяти континентах и 14 раз объехал весь мир.

Бхактисиданта Сарасвати, будучи семилетним ребенком, изучил всю Бхагавад-гиту и мог отлично объяснить смысл любого текста. Его родители были вайшнавами, поэтому с самого детства Бхактисиданта практиковал любовное преданное служение Богу Кришне. В период юности его учителя за глубокие познания в астрологии присвоили ему звание Сиддханта Сарасвати. Когда он заканчивал колледж, то стал победителем в диспуте известного профессора по имени Панчанана Сахитьячарья. Темой дискуссии была астрология. После краткого обсуждения профессор признал свое поражение, и после этого больше никто не пытался спорить с Бхактисидантой Сарасвати из страха опозориться.В 16 лет он открыл для друзей «Августовскую Ассамблею», члены которой обещали соблюдать целибат и собирались обговаривать темы религии. Это должно было создать условия и поддержку молодым монахам для серьезного поклонения Господу Кришне и не привязанности к семейной жизни. Но строгому обету воздержания смог следовать только сам Бхактисиданта. Как видно, в его время кришнаитов сектой не считали. С 1918 года Сиддханта Сарасвати стал придерживаться монашеского отреченного уклада жизни и в дальнейшем основал духовную миссию Гаудия Матх с 64 отделениями по всей Индии, которая стала источником движения сознания Кришны.

Отца Бхактисиданты Сарасвати звали Бхактивинод Тхакур.Он был известным государственным служащим, мировым судьей.Во времена британского правления он был на хорошем счету у англичан благодаря своей необычайной интуиции, принимая верные решения по ста судебным делам в день, а также за свою религиозность и строгое поклонение Господу Кришне. Как видно, кришнаизм в обществе не считался сектой.В молодые годы Бхактивинод проводил исследование и сравнительный анализ западных и индийских религиозных и философских направлений. Когда ему исполнилось 29 лет, выбрал путь гаудия-вайшнавизма (Сознание Кришны) и со временем занял положение очень уважаемого духовного наставника бенгальских кришнаитов. Он строго следовал принципам преданного служения и поклонения Кришне. Бхактивинод Тхакур написал сотни книг по Сознанию Кришны.В 1886 году, в знак признания литературного вклада в гаудия-вайшнавизм, ему был прис\воен титул Бхактивинода (в дословном переводе – «тот, кто черпает удовольствие в любовном служении Кришне»).

Последователи Шрилы Прабхупады

Одним из самых знаменитых кришнаитов,одним из духовных наставников является Бхакти Тиртха Свами (Джон Фэйворс). Он родился в Кливленде в 1950 году в гетто, в очень бедной, но религиозной семье. Условия были тяжелые, но, не взирая на это, благодаря своему упорству он заслужил право учиться в хорошей школе за пределами гетто. Окончив школу, он поступил в Принстон, относящийся к категории лучших университетов Америки. После учебы его пригласили в ООН. Много общаясь с политическими лидерами, он в итоге осознал, что сама по себе политика не решит проблемы мира и окунулся в духовный поиск, пока не познакомился со своим гуру Шрилой Бхактиведантой Свами Прабхупадой и принял сознание Кришны всем сердцем. Много трудясь на благо людей, в особенности, Африки, и консультируя лидеров относительно философии сознания Кришны, он обрел большое уважение и благодарность миллионов человек. БхактиТиртха Свами за свою жизнь открыл много клиник, пунктов бесплатного питания «Харе Кришна – Пища жизни», сиротских приютов, больниц для наркозависимых людей, открыл сельскохозяйственные общины и храмы Харе Кришна.Стал основателем «Института прикладных духовных технологий» в Вашингтоне. Придерживался строгих принципов преданного служения и поклонения Кришне. Бхакти Тиртха Свами неоднократно общался с президентом Южной Африки Нельсоном Манделой. Его усердные труды были высоко оценены в 1990-е, когда почти 2 млн. людей короновали его как Царя народа Варри в знак благодарности за заботу о людях, особенно, о жителях Африки.

Нашим современником является Радханатх Свами, открывший большой Храм Радхи-Гопинатхи в Мумбаи и организовавший в Индии много больших благотворительных проектов от «Общества сознания Кришны». В 1998 году он открыл благотворительную Больницу Бхактиведанты, а в 2004 году под его надзором начала свое существование программа «Пища жизни» по бесплатной раздаче вегетарианских обедов детям из бедных семей. В итоге к 2012 году кришнаиты каждый день стали раздавать горячие обеды почти 260 тысячам детей.

Радханатх Свами много странствует с проповедническими программами, рассказывая простым людям о Господе Кришне и духовности. Он является монахом, принявшим обет отречения, и строго следует принципам преданного служения Кришне. Ему не раз приходилось общаться с президентом США Бараком Обамой. А президент Индии Пранабом Мукерджи при встрече с ним одобрительно заявил:»Международное общество сознания Кришны - этохорошая организация, делающая хорошую работу». Также Радханатх Свами встречался с премьер-министром Индии Нарендрой Моди. Он рассказывал о Кришне и законах мироздания в Вестминстерском дворце перед членами британского парламента, в Гарвардском, Колумбийском и Стэнфордском университетах, Массачусетском технологическом институте, в штаб-квартирах Apple, Microsoft, Intel и Oracle. Как видно, одни из самых уважаемых людей планеты приглашали к себе представителя «Общества сознания Кришны». Так, считать ли сознание Кришны сектой?

Пища жизни

Это самая крупная и ощутимая в мире программа по раздаче вегетарианской пищи. Она была организована Международным обществом сознания Кришны в Западной Бенгалии в 1974 году по наставлению Бхактиведанты Свами Прабхупады, который хотел, чтобы на расстоянии 15 км от храмов Харе Кришнане было голодающих. Поначалу программа действовала в основном в Индии и оплачивалась издательством литературы Харе Кришна (из финансов от продажи книг). Сейчас «Пища жизни» обеспечивает нуждающихся почти во всех странах мира, и спонсируют её зачастую местное правительство или благотворительные фонды.

На сегодняшний день сплоченная команда кришнаитов раздает более 1 миллиона бесплатных порций еды каждый день. Харе Кришна предоставляют пищу людям, пострадавшим от природных катастроф, нищим по всему миру, организовывает горячие обеды школьникам в Индии. Покупают продукты питания, как правило, за счет благотворительных взносов, поступающих от физических и юридических лиц, государственных структур. Иногда миссия проводится вместе с представителями Международного Красного Креста и ЮНИСЕФ.

В России и странах СНГ раздача пищи обществом Сознания Кришны проводится с 1988 года, когда команда волонтеров Харе Кришна из различных мест Советского Союза организовала помощь тем, кто пострадал от землетрясения в Армении. В 90-х годах волонтеры «Пища жизни» раздавали горячие обеды в местах военных действий Абхазии и Чечни, а также потерпевшим от землетрясения в Нефтегорске. В период Первой войны в Чечне был роздан почти миллион бесплатных обедов. Один волонтер Харе Кришна был убит в Грозном, попав под обстрел. Участники Движения сознания Кришны поддерживали не только тело, но и дух солдат и мирного населения, посредством рассказов о вечных истинах Вед и о Господе Кришне. Газета The New York Times положительно оценила деятельность представителей Харе Кришна в Чечне и сравнила с деяниями матери Терезы. И как тут скажешь, что кришнаизм является сектой?

Ведический планетарий

Одним из самых больших проектов общества Харе Кришна является грандиозный Храм ведического планетария, где будет построен большой макет Вселенной, в том виде, в котором он описан в пятой песни “Шримад Бхагаватам”. В Планетарии будут эскалаторы, и шаблон Вселенной можно будет рассматривать с разных ракурсов на открытых балконах. Также посетители смогут узнать о Вселенной из видео презентаций, диорам и схем. В самом центре будет космическая модель, которая захватывающим образом будет демонстрировать различные области мироздания, в частности, там будет гигантское устройство, демонстрирующее движение планетарных систем. Также вниманию посетителей будут предоставлены стенды, описывающие, как всё это сопоставляется с доступными нашему взору движениями во вселенной. Главным спонсором является ученик Шрилы Прабхупады Амбариша Прабху, более известный как Альфред Форд (правнук знаменитого Генри Форда). Он присоединился к движению сознания Кришны в 1975 году и с тех пор принимает активное участие в осуществлении этого проекта. Это сооружение является одним из опровержений того, что сознание Кришны считается сектой. Тоталитарной секте не нужно разворачивать многомиллиардное строительство, зачем тратить такие средства? Финансы в подобных организациях чаще всего оседают на счетах в банке лидеров группы.

Задаваясь вопросом, является ли Сознание Кришны сектой, нужно внимательно изучить деятельность общества и чему учет ее философия. Каждый, кто принимает серьезно учение о Кришне, придерживается 4 регулирующих принципов: вегетарианства; отказа от употребления интоксикаций (никотин, алкоголь, наркотические вещества), отказа от азартных игр и отказа от внебрачных сексуальных связей. Такие принципы обеспечивают одухотворение сознания, здоровый образ жизни, крепкие семейные отношения. Общественная деятельность вайшнавов, в особенности «Пища жизни», принесла благо многим людям, а кого-то спасла от смерти. Также последователи движения Сознания Кришны продолжают строить приюты, школы и храмы.

Существует несколько случаев, где отдельные кришнаиты были замешаны в историях с наркотиками, оружием, детским развратом. Не стоит судить о философии, ссылаясь на нескольких человек, которые называют себя последователями этой философии, на практике не придерживаясь ее принципам. Сознание Кришны отвергает любое насилие, начиная с убийства животных и провозглашая чистый образ жизни и любовь ко всему живому.

Бояться сект нужно! Они могут быть опасны для здоровья и жизни! Но нужно разбираться, есть ли в учении Кришныреальная угроза, или совсем наоборот, оно может принести реальный прогресс современному обществу.

Международное движение сознания Кришны - это вершина всех религий, поскольку самое важное и ценное в жизни, а так же то, что лежит в её основе, - это Любовь, а сознание Кришны - не просто религия любви, это знание о Любви. Всё построено и основано исключительно на основах Любви и Заботы, а из-за их недостатка как раз и возникают все . Детальнее об этом можно прочитать в статье « ».

Участники международного движения Сознания Кришны приглашают всех и каждого возродить культуру Любви и Заботы: Пожалуйста, присоединяйтесь к нам и возрождайте свои Любовные отношения с Богом - Источником всего сущего. И неважно кто Вы: христианин, буддист, мусульманин, индус или кто-то ещё.

Для того, чтобы возродить свои вечные отношения с Богом, наполненные Любовью и Заботой, абсолютно неважно менять свою религию, работу, образ жизни и привычки. Просто впустите в свою жизнь Бога и начните возрождать некогда забытые взаимоотношения со Всевышним, наполненные нектаром искренней чистой Любови. А дальше Он подскажет, что необходимо изменить в своей жизни, дабы эти отношения только крепли и усиливались.

Как возродить свои отношения с Богом?

Чтобы разобраться с этим вопросом, необходимо понять особенности , течении времени, в материальном мире.

Таким образом, метод возрождения некогда забытых отношений с Богом в современное очень прост. Достаточно воспевать Святое Имя. Да, у Бога их много. И , которые дают самое совершенное знание, советуют следующие Имена Бога в такой последовательности:

Современная человеческая культура такова, что она живёт в полной иллюзии. Современный человек пытается повелевать Природой, совсем не замечая, что на самом деле находится в тисках её строгих законов. Эксплуатируя ресурсы материальной природы, современный человек всё сильнее и сильнее запутывается в хитросплетениях материального мира. Несмотря на колоссальные усилия многих поколений современного человечества, прилагаемые, чтобы покорить природу, оно всё больше попадает во всё большую зависимость от неё.

Эту иллюзорную борьбу с Природой можно раз и навсегда прекратить, возродив своё извечное Божественное сознание, сознания Бога, или сознания Кришны. И воспевание Маха-мантры - это трансцендентный процесс восстановления изначального, чистого сознания.

Воспевая Маха-мантру, мы очищаем свои сердца от ложной концепции: «Я властелин всего, что вижу». Вся деятельность такого человека начинает строиться на божественных принципах, т.е. в гармонии с Природой. Не с желанием её беспощадно использовать, а начать сотрудничать с ней, поскольку она так же частичка Бога! А в этом случае автоматически приходит Благополучие и процветание. (детальнее будет рассматриваться в разделе «Духовная экономика ») направлена на процветание всех, а не незначительного меньшинства, которое эксплуатирует большинство в угоду исключительно своей безграничной жажды наживы.

Сознание Кришны, или сознания Бога, является изначальным, естественным положением живых существ, и поэтому, слушая трансцендентные вибрации имён Кришны, наше изначальное сознание пробуждается, поскольку мы начинаем подключаться в Божественному. А с кем поведёшься от того и наберёшься.

И что интересно, среди всех форм религиозной медитации, воспевание имен Бога является одновременно самым простым и самым эффективным. Даже вначале мы можем испытать трансцендентный экстаз, выходящий за рамки материальной концепции жизни. Более того, чтобы воспевать имена Бога, не нужно менять религию, национальность, социальный статус. Любой может заняться этой практикой, обладая соответствующим энтузиазмом и знаниями, которые с легкостью можно получить через общение с преданными и следуя их наставлениям.

Под правильным руководством каждый сможет построить свою жизнь в соответствии с эффективным принципом счастливой и успешной жизни: «простая жизнь, возвышенное мышление». Это искусство удовлетворять свои материальные потребности, не прибегая к искусственно раздутой неэкологичной промышленности, вдали от сложностей искусственной городской жизни, сохраняя время и энергию для самого важного и ценного в Вашей жизни: своих близких (они не просто так даны Богом в Вашей жизни!) и осознания своих вечных отношений с Богом. И тогда, в момент смерти, такой человек сможет успешно пройти самый сложный жизненный экзамен и вернуться в обитель Бога, Духовный мир.

Пожалуйста, воспевайте эти имена Бога:

Харе Кришна Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама
Рама Рама Харе Харе


Другие названия: Кришнаиты, ИСККОН (ISKCON)- английский вариант аббревиатуры МОСК.

Характеристика: тоталитарный культ восточного направления, характеризующийся насаждением среди адептов антипатриотических и антинациональных воззрений, пренебрежительного отношения к не членам культа.

Специфичные цели деятельности: Частью тайной доктрины культа является программа построения единого государства (возможно, во всемирном масштабе) на основе идеологических воззрений МОСК.

История секты: корни этого движения уходят в XV век, когда Чайтанья Марапрахбу вывел из верования индуистской секты Вишну доктрину Кришны. Это движение было долгое время незначительным, пока в XIX веке Бхактивинода Ткакур не вдохнул в него вторую жизнь. Тогда же стали появляться малочисленные общины кришнаитов в Европе. Его сын Бхактивинода Ткакур Сарасвати Госвами стал учителем Абхау Чаран Де Бхактиведанта Свами Прабхупады (1896-1977), которому поручил распространение этого учения на Западе. Теперь члены МОСК величают Прабхупаду "Его божественная милость Абхау Чаран Бхактиведанта Свами Прабхупада". Ранее Прабхупада изучал английский язык, философию и экономику в Калькуттском университете, потом служил в одной химической фирме, был преуспевающим бизнесменом. В 1954 г. он бросил бизнес, расстался с семьей и стал монахом, получив высокий титул "Свами". В 1965 г. Прабхупада приехал в Нью-Йорк, где стал проповедовать учение секты. Он основал МОСК в 1966-1967гг. и оставался его руководителем до самой смерти в 1977г. Сейчас МОСК управляют две различные группы: одна, состоящая из 11 человек, руководит духовными вопросами, а совет директоров занимается административными проблемами.

В СССР кришнаиты появились в 1971г., после посещения страны Бхактиведантой. В 1988г. общины МОСК были официально зарегистрированы. Хотя руководители московской организации кришнаитов официально отрицают связь с МОСК, однажды на заседании "круглого стола" в редакции газеты "Тверская, 13" приглашенный кришнаитами их единоверец из Индии, не знающий русского языка, оказался не в курсе идей московских коллег, и заявил по-английски, что московские кришнаиты являются филиалом МОСК.

МОСК, по собственным данным, располагает во всем мире 350 храмами (108 из которых основаны лично Прабхупадой). На территории бывшего СССР расположено около 100 храмов и 150 проповеднических центров во всех крупных городах, в том числе гурукулы (духовные школы МОСК), вегетарианские рестораны и пр.

Однако, по оценкам специалистов, кришнаиты склонны весьма приукрашивать свои достижения в вербовке приверженцев. В России они утверждают, что в Индии у них миллионы сторонников, в Индии - что у них миллионы сторонников в России. На деле кришнаизм представляет собой весьма незначительное течение индуизма, имея ничтожное число адептов в Индии, всего несколько тысяч адептов в РФ и несколько десятков тысяч - во всем остальном мире. Но от своей малочисленности оно не становится менее опасным для общества из-за своей агрессивной внутренней доктрины и обладания значительными финансовыми ресурсами.

В г. Новосибирске центры МОСК находятся в нескольких районах города. Кришнаиты активно обходят административные организации со своими угощениями и подарками. Возможно, что при приготовлении блюд для угощений используются слабодействующие наркотические вещества. Не вызывает сомнения, что над этими блюдами в процессе их приготовления совершается ритуал "очищения", т.е. пища становится идоложертвенной. Регулярно проводятся курсы лекций по изучению "ведической культуры", другие культурные программы для представителей различных слоев населения. Чаще всего во время рекламы подобных мероприятий представляться кришнаиты "забывают". Известны случаи открытия пунктов общественного питания с меню специфического кришнаитского направления.

Доктрина: американизированная версия индуизма. Доктрина кришнаитов вышла из учения вишнуизма. Вишнуизм - вера в Вишну как Верховного Бога, однажды проявившего себя в образе Кришны. Чайтанья Махапрабху учил обратному: Кришна был главнейшим богом, однажды проявившимся как Вишну. Кришнаизм был одной из первых попыток привнести в массы философию индуизма. В индуизме бог неличностен и непознаваем. Кришнаиты персонализировали бога и в итоге ему поклоняются, общаясь с ним как с личностью.

МОСК не признает Иисуса Христа вечным Богом, но делает из него одно из полубожественных проявлений Кришны. Адепты МОСК верят, что Иисус поклонялся Кришне.

МОСК придерживается традиционного монистического пантеизма, существующего в некоторых индуистских сектах, говоря, что все боги и полубоги (которых, по их мнению, весьма немало) являются формами Одного Абсолютного бога, которого они называют Кришна. Все приверженцы МОСК верят в то, что Кришна - это "жизнь" всех живых существ, "живая сущность, будучи небольшой частью Верховного Господа, является его качественной частью" (Bhagavad-Gita As It Is / Translated A.C.Probhupada.- New-York: Bhaktivedanta Book Trust, 1970.- P.704.). Согласно учению, спасение должно быть заслужено посредством ряда дел. Чтобы избавиться от невежества, надо прилежно повторять имя Кришны, участвовать в обрядах и церемониях поклонения. Кришнаиты никогда не расстаются с ожерельем из 108 четок, которые они перебирают во время декламации или пения мантр (заклинаний). Каждый обитатель ашрама должен ежедневно повторить мантру не менее 1728 раз (16 "кругов", круг - 108 мантр). Мантра Кришны - это формула, состоящая из 16 сочетаний слов "харе", "Кришна", "рама". Считается, что ее произнесение освобождает человека от материального мира и вызывает реальное присутствие Кришны. По мнению экспертов, многочасовое повторение одних и тех же слов вводит человека в особое гипнотическое состояние, в котором он легко поддается воздействию "духовного учителя", послушно участвует в тщательно разработанных ритуалах, практикуемых в общине. Доктрина МОСК требует беспрекословного подчинения адептов секты лидерам.

В кришнаизме очень ярко выражено характерное для тоталитарных организаций разделение доктрины культа на несколько частей. Одна из них - "фасадная", предназначенная для общественного мнения и потенциальных последователей. Она мало соответствует истинному содержанию учения и призвана играть роль приманки. Другая - для людей, уже успевших в той или иной мере "очиститься" во время постоянных мантр и ритуальных действий, а от-того уже утративших способность критически оценивать, что есть добро, а что есть зло с общечеловеческой точки зрения, а не с точки зрения своего "бога". И еще одна - для людей, уже точно знающих, что и зачем они делают, каких целей добиваются, для тех, которые держат в своих руках ниточки управления организацией. "Если Кришна решит обмануть человека, то никто не сможет превзойти его в коварстве" (Свами Прабхупада. "Бхагават-Гита как она есть").

Что привлекает людей в ашрамы (храмы, собрания) кришнаитов? Прежде всего то, что Прабхупада проповедовал идеал "высшей" духовности, стремление к истине и чистоте. Кроме того, кришнаиты призывают не причинять насилия, хранить супружескую верность, как можно реже злиться и ради любви к животным питаться исключительно растительной пищей. Все это выглядит весьма заманчиво для человека, страдающего от аморальности современного "цивилизованного" мира. Немалую роль играют также экзотические ритуалы, непонятные слова и термины. Даже одеваются кришнаиты как-то необычно: мужчины носят дхоти, а женщины - сари. Главный закон жизни, учил Прабхупада, - духовное совершенствование, самореализация собственного "я", слияние с чистым божественным миром. Но для этого нужно обрести "сознание Кришны" - почитать его, постигать небесную истину, чтобы душа человека слилась с божественным миром.

Но вероучение движения "Харе Кришна" можно усвоить, лишь вступив в ашрам - "ворота в духовное небо", где культ Кришны является единственным мотивом и результатом поведения и мироощущения человека. Новообращенные порывают со своими семьями, отказываются от сложившихся привычек и образа жизни, бросают работу. Они получают новые, "духовные" имена. Мужчины бреют головы, оставляя косичку на затылке. На лоб наносится особый знак, тилак, в форме буквы "Y". Женщина в секте - это существо второго сорта. Кришнаиты полагают, что женское тело - это наказание за грехи и ошибки предыдущего существования, а потому ее участь - поклоняться мужчине. Прабхупада говорит: "Женщина никогда не может быть равной мужчине, поскольку несет детородные функции и обладает несравненно более низкой ментальностью и духовностью". Поэтому женщинам поручается лишь второстепенная работа. Что же касается детей, рождающихся в ашраме от ослабленных голодом и лишениями матерей, то их участь еще более безрадостна. Известны случаи, когда русские дети вывозились на "воспитание" в ашрамы Индии, где вынуждены были побираться в пользу движения, подвергались всевозможному насилию, в том числе и сексуальному, со стороны взрослых мужчин ашрама. Вопрос сексуального насилия, в том числе и по отношению к детям, в закрытых от всего мира общинах кришнаитов настолько актуален, что даже некоторые лидеры движения "обеспокоены" размахом этого явления. Запрет на нормальную супружескую жизнь взрослых адептов культа толкает их на подобные деяния, причем иногда они приобретают вид ритуальных, что делает их еще более необузданными. Часто используются в ритуальных целях наркотические вещества разной силы действия, которые "расширяют сознание", а по сути снимают сдерживающее человека чувства стыда и способствуют проявлению самых низменных чувств человеческой природы.

Особое распространение среди членов МОСК имеют две книги: "Бхагавад-Гита как она есть" и "Шримад Бхагаватам" . "Бхагавад Гита" является частью "Махабхараты" (древнеиндийского поэтического эпоса) и представляет собой компилятивный свод знаний из поздних и ранних ведических текстов. Утверждения, что "Бхагават Гита" - одно из самых древних писаний, которые можно часто слышать от представителей МОСК, не верны, так как, по мнению ученых востоковедов, время окончательного написания и оформления (литературной фиксации) "Махабхараты", относится к 3- 4 векам н.э. "Бхагавад-Гита" никогда не являлась для индуистов таким же бесспорным авторитетом в вопросах вероучения, как сами ведические писания. Можно сказать, что "Бхагават-Гита" скорее является второстепенной книгой по отношению к основным ведическим текстам. Не очень высокого мнения о ней и сам Прабхупада: "В великий исторический эпос - "Махабхарату", произведение, специально предназначенное для не очень разумных людей: женщин, рабочих и недостойных потомков брахманов...".

"Бхагавад-Гита как она есть" кроме текстов собственно "Бхагавад Гиты" содержит их комментарии Прабхупады, которые представляют особый интерес. При этом следует помнить о провозглашаемой кришнаитами безошибочности и непогрешимости этих книг: "... безупречная репутация "Шримад Бхагаватам", свободного от любых ошибок, иллюзии, обмана и несовершенств" (далее в тексте используется сокращение: Гл.3-24 , что аналогично: Глава 3, комментарий к тексту 24 ); "Мы должны принимать "Шримад Бхагаватам" как непосредственное проявление Господа Кришны" (Гл.3-43 ); "Самое важное из всего созданного Шрилой Прабхупадой - это его книги..." (, с.498); "Бхагават-Гита" - это руководство для всех людей" (Гл.10-22 ).

Кроме того, Прабхупада - продолжатель непрерывной цепи ученической традиции ("парампары"), восходящей, по словам кришнаитов, к самому Кришне, что автоматически делает его высказывания программными тезисами всего кришнаитского движения, законом для всех его последователей. Приводимые цитаты не являются приведенными вне связи с общим контекстом, кроме того, приводятся лишь некоторые из многочисленных высказываний, повторяющих и дополняющих друг друга по смыслу, в чем можно убедиться, обратившись к указанным трудам Прабхупады.

Вопреки многочисленным заявлениям о любви ко всем людям, в действительности единственной нормальной основой межчеловеческих отношений, по мнению кришнаитов, является кастовая система. Не члены МОСК, а тем более те, кто критически относится к МОСК, являются шудрами (шудра - низший класс, соответствующий индуистской категории невежества), их называют демонами и они вполне достойны всяческих унижений и даже уничтожения: "Большая часть людей, особенно в этот век Кали, рождаются шудрами" (Гл.9-49 ); "В век Кали население всего мира обладает качествами шудр или еще более низкими... В современных демократических государствах все люди скатились до уровня шудр или еще более низкого, а правит ими такой же, как они, человек, не имеющий понятия о требованиях, которые писания предъявляют к правителю. Поэтому вся атмосфера отравлена качествами шудр, проявляющимися в вожделении и жадности" (Гл.12-13,18 ); "Современная образовательная система готовит одних шудр. Самый крупный инженер или конструктор - это всего-навсего большой шудра... В век Кали все рождаются шудрами" (Гл.12-48); "А непреданный, сколь бы образованным он ни был, всегда приносит вред" (Гл.2-19); "Непреданные же вообще не обладают никакими положительными качествами" (Гл.11-19).

Не более уважительны члены МОСК в отношении к верующим других религий, хотя и утверждают: "Мы лояльно относимся ко всем традиционным конфессиям" (Заявление Центра обществ сознания Кришны в России "Об отношении к религиозным традициям" от 24 марта 1996 г.). Тем не менее, кришнаизм учит: "Существует два класса людей: бхакты (преданные Кришны - прим. сост.) и демоны" (Гл.4-3); "Кто может быть настолько глуп, чтобы не захотеть обрести сознание Кришны таким простым способом..." (Гл.9-26); "То, что Кришна - высший авторитет, признается всем миром с незапамятных времен и до наших дней, и лишь демоны отвергают Его" (Гл.4- 4), а отвергают его все "глупые" некришнаиты; "Иногда такие демоны берут на себя роль проповедников, вводят людей в заблуждение и приобретают известность как религиозные реформаторы, или же, как инкарнации Бога. Они совершают показные жертвоприношения, или поклоняются полубогам, или же создают своего собственного Бога. Простые люди провозглашают такого человека Богом и поклоняются ему; глупцы считают этого человека глубоко религиозным и наделенным духовным знанием" (Гл.16-17). Последнее утверждение является прямым оскорблением для каждого верующего христианина, знающего, что Христос - будучи Истинным Богом после воплощения стал во всем, кроме греха, человеком. Он проповедовал духовное знание о Царствии Небесном, и, не скрывая что Он - Бог, принес себя в жертву за грехи мира, претерпев распятие и смерть. Таким образом, здесь налицо далеко не лояльное отношение кришнаитов к христианской вере.

Итак, все люди, кроме адептов МОСК, вообще не обладают никакими положительными качествами, безумны и глупы, а также наделены всеми остальными "качествами", присущими шудрам, согласно утверждениям Прабхупады. Какая же участь ждет не верующих, что Кришна - бог? "Особо подчеркивается, что шудра не должен накапливать деньги. Как только у шудры появляются деньги, он тут же неправильно использует их на греховную деятельность: вино, секс и азартные игры. Вино, секс и азартные игры указывают на то, что население деградировало до уровня более низкого, чем уровень шудр. Высшие касты всегда должны заботиться о шудрах и обеспечивать их своей поношенной одеждой" (Гл.9-26 ); "Верховный Господь не прощает ни малейшего оскорбления в адрес Своих... преданных" (Гл.9-27); "Несмотря на то, что каждое живое существо - составная частичка Господа, тот, кто досаждает Ему, словно колючка, называется асуром, а тот, кто добровольно служит Господу - деватой... В материальном мире деваты и асуры постоянно враждуют... Этот мир полон живыми существами двух видов, и миссия Господа - всегда, когда бы в том не возникла необходимость, защищать деват и уничтожать асуров на благо тем и другим" (Гл.15-34); "Слово душкритам применимо к тем, кого не привлекает сознание Кришны. Что касается неверующих, то Всевышнему Господу необязательно появляться Самому, чтобы уничтожить их... Господь имеет много помощников, которые вполне могут справиться с уничтожением демонов" (Гл.4-8);

Таким образом, те, кто не верят в Кришну - демоны, и это четко прописано у Прабхупады, а демонов следует, согласно его утверждениям, уничтожать. Кроме того кришнаизм провозглашает "Насилие, совершаемое в соответствии с принципами религии, намного выше так называемого "ненасилия" (Гл.7-36).

Важно иметь в виду, что кришнаиты постоянно напоминают всем о необходимости соблюдать принцип Ахимсы, который состоит в запрете для человека отнимать жизнь у какого-либо живого существа. В свете вышеприведенных цитат этот принцип, оказывается, собственно к кришнаитам не относится. Здесь, таким образом, вновь имеют место две доктрины: для внутреннего пользования и рекламно-открытая.

Кришнаитская трактовка принципа ненасилия вообще очень отличается от общего понимания этого принципа, и разъясняется Прабхупадой в следующих тезисах: "От такого великодушия или от так называемого неприменения насилия следует отказаться тем, кто по примеру Арджуны, подчиняется непосредственному руководству Кришны" (Гл.2-3);

"Отказ от насилия в политике может быть хорош для дипломатических целей, но никогда не должен возводиться в принцип... Таким образом, убийство в бою во имя религиозных принципов и убиение животных на жертвенном огне не считаются актами насилия, ибо совершаются во имя религиозных принципов и являются благом для всех" (Гл.2-31). Интересно, что в оригинальном варианте этого текста ничего прямо не сказано про то, что отказ от насилия не должен возводиться в принцип, т.е. авторство этого высказывания целиком и полностью принадлежит Прабхупаде, основателю МОСК, что совершенно не согласуется с им же самим официально провозглашенным и регулярно декларируемым всеми кришнаитами принципом Ахимсы.

Кроме того, для кришнаита (кстати, слово "кришна" на санскрите означает "черный") вполне приемлемо выражать ярость и разочарование в отношении нечленов; насилие, включая убийство, является санкционированным, если оно осуществлено именем Кришны: "нужно действовать согласно повелению Кришны, которое передается через парампару и истинного духовного учителя" (Гл.18-57), то есть, через руководство кришнаитов. Адепту можно даже лишить кого-либо жизни и не чувствовать себя виновным, не нести за это моральной ответственности, потому что: "Любой человек, действующий в сознании Кришны..., даже убивая, не совершает убийства, ...как и не затрагивается он последствиями такого поступка" (Гл.18-17). Далее говорится о том, что солдат убивает на войне по приказу, поэтому не несет ответственности, но в начале этой цитаты говорится именно о любом человеке, находящемся в сознании Кришны. "Даже если человек совершает самые дурные поступки, но занят чистым преданным служением, следует считать его праведником" (Гл.9-30); "Поэтому убей их и не тревожься" (Гл.11-34). Даже близкие родственники не всегда представляют исключение. "Нужно пожертвовать всем ради того, чтобы постигнуть Кришну и служить Ему, как сделал Арджуна. Арджуна не хотел убивать членов своей семьи, но когда он понял, что они были препятствием на пути к осознанию Кришны, он последовал Его указаниям... и сразил их" (Гл.13-8,12); "Никто не знает, при каких обстоятельствах уместно сострадание" (Гл.2-1); "Господь Кришна не одобрил так называемого сострадания Арджуны к своим близким" (Гл.2-2).

Согласно кришнаитской доктрине, убийство можно вообще не считать за убийство: "Это только при поверхностном взгляде Арджуна причинил этим людям вред, поскольку... все люди, собравшиеся на поле боя, продолжали бы жить как индивидуальные существа, ибо душа не может быть уничтожена... Поэтому Арджуна, сражаясь на поле битвы при Курукшетре, фактически не сражался вообще - он просто исполнял приказания Кришны" (Гл.5-7). К чему такие формулировки могут привести - страшно и думать. Но знание содержания подобных элементов внутренней доктрины не мешает руководителям организаций делать такие заявления: "Проповедь высоких моральных и этических норм, которых придерживаются в своей жизни члены нашего движения, помогла многим избавиться от пагубных привычек и вести более чистую жизнь" (Заявление Центра обществ сознания Кришны в России "Об отношении к религиозным традициям" от 24 марта 1996 г.).

Не менее удивительны критерии различения добра и зла, которых надо придерживаться, согласно внутренней доктрине: "Действия в сознании Кришны трансцендентальны по отношению к последствиям как добрых, так и злых дел" (Гл.3-19). Иными словами, кришнаизм полностью освобождает от ответственности за свои поступки. При этом критерием оценки "хорошее-плохое" являются слова руководства кришнаитов, а не моральные нормы: "Правильные поступки согласуются с наставлениями шастр, а неправильные противоречат установленным в них принципам" (Гл.18-15). Это не удивительно, т.к. "Кришна является источником всего, что мы видим, хорошего или плохого" (Гл.10-4,5).

Легко понять, почему Кришне несложно быть источником "плохого", если поближе ознакомиться с этой личностью и некоторыми характерными его чертами. Описание облика Кришны приводится в Главе 11, Текстах 16, 19, 23, 24, 25, 26, 27, 29, 30: "Я вижу в Твоем теле много-много рук, чрев, ртов, глаз, простирающихся повсюду, без предела... Я вижу, как Ты изрыгаешь пламя и сжигаешь всю эту вселенную Своим собственным сиянием... Все планеты и их полубоги ввергнуты в смятение видом Твоей великой формы с ее многими ликами, глазами, руками, бедрами, ногами, чревами и многими устрашающими зубами... Твои зияющие рты... Все люди устремятся в твои зевы, подобно мотылькам, летящим на огонь, чтобы погибнуть в нем... Вижу, как ты поглощаешь людей со всех сторон своими пылающими ртами... Я не могу сохранять равновесие при виде Твоих пламенеющих смертоносных ликов... Наши главные воины устремляются в Твои устрашающие зевы. И я вижу, как головы некоторых, застревая между Твоими зубами, сокрушаются ими". Довершает это "милое" зрелище ложе из змей, на котором восседает Кришна (Гл.11-15). Кришнаиты неоднократно заявляли, что Иисус Христос не кто иной, как сам Кришна в своем очередном воплощении, но кто хоть раз читал христианское Священное Писание, тот после вышеприведенных описаний "прекрасного" Кришны поймет, что утверждать такое можно лишь по дремучему невежеству.

Соответствие столь страшного облика Кришны его сущности обосновывается словами от имени самого Кришны: "Я - Яма, Бог смерти... Я - всепожирающая смерть" (в Гл.10-29,34), а также: "Я есть время, великий разрушитель миров, и Я пришел сюда, чтобы уничтожить всех людей" (в Гл.11-32).

У Кришны вообще много разного рода подозрительных для нормального человека качеств, например: "Его зачастую пугается сам страх" (Гл.8-31); "Всемогущий Бог... может отобрать всю вселенную, попросив маленький клочок земли" (Гл.3-19); "О Господь, никто не может понять Твои трансцендентные игры, которые... способны ввести в заблуждение кого угодно" (Гл.8, текст 29); "... раны, нанесенные телу Господа острыми стрелами Бхишмадевы, доставляли Господу такое же наслаждение, как укусы невесты Господа" (Гл.9-34); "Сам Господь не участвовал в битве. Он просто посеял вражду между могущественными правителями, и они сражались между собой. Он был подобен ветру, который вызывает трение стволов бамбука друг о друга и тем самым становится причиной пожара" (Гл.11, текст 34); "...смерть - это Сама Верховная Личность Бога" (Гл.13-19).

Не чужда для внутренней доктрины и установка на возможность достижения всемирного господства. Более детально этот вопрос проработан в кришнаитской книге не для широкого распространения "Варнашрама - манифест социального разума", где говорится: "Что значат глупые и сентиментальные идеалы "жить и выжить" в мире, который ясно проявил склонность к саморазрушению". Поэтому кришнаиты проповедуют создание "не фашистского, однако жесткого режима брахманов", предусматривающего введение кастовой системы. Но и в цитируемых документах имеются соответствующие указания: "Идея единого мирового государства может стать реальностью только в том случае, если мы будем следовать непогрешимому авторитету... Чтобы править миром, глава исполнительной власти должен быть человеком, получившим... специальную подготовку, и обладать всей полнотой самодержавной власти. Идея мирового государства может реально осуществиться только тогда, когда у власти стоит совершенный царь, подобный Махарадже Йудхиштхире" (Гл.10-3).

Отметим, что, если принимать во внимание Гл.17-4, то приход кришнаитов к власти хотя бы в одной стране может привести к мировой катастрофе: "Вызов представителям века Кали может бросить глава правительства или облеченный властью царь, подобный Махарадже Парикшиту, который был бы хорошо вооружен и мог покарать злодеев".

Хорошее вооружение подразумевает и обладание оружием массового поражения: "Ядерное оружие, называемое брахмастрой, применяется только в крайнем случае, когда не остается другого выхода" (Гл.7-19);"Представления о том, что взрывы современных атомных бомб могут уничтожить мир, - детская фантазия" (Гл.7-32): "Самое могущественное оружие - брахмастра, выпущенная Ашваттхамой - напоминало ядерное, но обладало большей радиацией и тепловым излучением. Брахмастра - плод более тонкой науки... Еще одно ее преимущество состоит в том, что она не действует слепо, подобно ядерному оружию... В некотором смысле она опаснее атомной бомбы, так как способна без промаха поразить даже самое защищенное место" (Гл.8-13). Кроме того, про ядерное оружие говорится еще в комментариях к тексту 20 Главы 7, тексту 44 Главы 7, тексту 12 Главы 8, тексту 32 Главы 10, а также в самом тексте 1 Главы 12 и в других местах цитируемого произведения.

Но прийти к власти даже в одной стране с кришнаитской программой не так-то просто. Сперва, по всей видимости, надо приучить или заставить людей перестать любить свой народ, свою Родину, свою историю. Как одно из средств на этом пути используются призывы к невыполнению гражданского долга перед государством проживания: "Тот, кто полностью обладает сознанием Кришны и полностью удовлетворен своей деятельностью в сознании Кришны, не нуждается более в выполнении какого-либо долга" (Гл.3-17); "Тому, кто занят служением Кришне, нет необходимости согласовывать свои действия с материальным миром, включая обязательства по отношению к семье, нации, человечеству в целом" (Гл.2-41).

Позволительно спросить, как это согласуется с декларациями типа: "Свою первоочередную задачу мы видим в том, чтобы привить своим членам бережное отношение к традициям, устоям и институтам российской культуры" (Заявление Центра обществ сознания Кришны в России "Об отношении к религиозным традициям" от 24 марта 1996 г.).

Что касается частной жизни по-кришнаитски, то тут доктрина МОСК требует беспрекословного подчинения адептов секты ее лидерам. Об этом достаточно подробно пишет Свами Прабхупада: "Следует лишь выполнять наставления, исходящие от Кришны или от Его представителя - духовного учителя" (Гл.2-53); "А если возникает нежелание выполнить такой строгий приказ,.. подобное нежелание следует подавить" (Гл.3-30).

Адепт кришнаитского движения обязан выполнять любые приказы, идущие от руководства, вне зависимости от того, понимает он их целесообразность или нет, вне зависимости от соответствия или несоответствия приказа законам государства или нормам морали, ибо адепт априори считается неспособным понимать высшую логику руководства.

О том, как "правильно" строить семейную жизнь, также даны достаточно точные указания и пояснения: "Отсутствие привязанности к детям, жене и дому не означает, что нужно избавиться от всяких чувств по отношению к ним. Но когда они препятствуют духовному прогрессу, следует отказаться от такой привязанности" (Гл.13-8,12), то есть избавиться от таких чувств по отношению к ним, как любовь, необходимость заботы и защиты, ответственность за воспитание. Действительно, нормально построенные семейные отношения сильно связывают человека с традицией его народа, дают ему твердое основание и критерии в построении правильной системы мировоззрения, здравой оценке своих поступков. Но такой человек не захочет полностью подчиниться Кришне и руководству культа. Поэтому надо лишить его от этой "привязанности".

Да и как можно быть привязанным к своим детям, если кришнаиты считают, что дети являются всего лишь побочными продуктами тела: "... побочные продукты тела, а именно дети" (Гл.2-20).

"Человек, который... считает побочные продукты тела своими родственниками, а землю, на которой родился, достойной поклонения,.. должен считаться подобным ослу" (Гл.3-40). Таким образом, человека, считающего своих же детей родственниками, а землю, на которой родился - Родиной, Прабхупада называет не иначе, как ослом.

"Дом, родина, семья, общество, дети, собственность и бизнес - вот некоторые из материальных оболочек, покрывающих дух, атму, и система йоги помогает избавиться от всех этих иллюзий". (Гл.13-53).

После прочтения этих строк сразу же возникают вопросы о том, почему руководство кришнаитского движения на любую малейшую критику, в том числе справедливую, в свой адрес со стороны средств массовой информации или общественных организаций отвечает резкими нападками в оскорбительных письмах лично (в письмах обычно используются выражения типа: "из-за своей полной некомпетентности", "в узкокорыстных целях" и т.п.) или в виде исков в суды, а при этом в своих книгах, формирующих доктрину, движение оскорбляет всех некришнаитов, сравнивая их то со свиньями и ослами, то, через слово, называя их "глупыми" или "тупыми", призывает забыть обо всех человеческих чувствах к семье и Родине, пропагандирует расизм.

Особенности деятельности: Следует отметить несколько характерных источников немалых капиталов этой организации. До 20 миллионов долларов приносит движению "Харе Кришна" продажа кришнаитской литературы: книг и переводов Прабхупады, журнала "Назад к божественности", выходящего 500-тысячным тиражом. Немалые суммы поступают в казну "Международного общества сознания Кришны" от богатых меценатов. Но основную прибыль приносит попрошайничество. Сбор денег в секте рассматривается как высокий религиозный долг. Обычно устанавливается суточная норма. Кришнаиты поют мантры и песни в местах большого скопления народа, продают литературу, пластинки, видеокассеты. Добывание денег у кришнаитов поставлено на "научную" основу. На компакт-дисках даже специально размножены наставления на санскрите. Вкратце звучат они так: "Главная цель вашей предприимчивости и изобретательности - "карми" (т. е. не кришнаиты) с набитыми деньгами карманами. Деньги эти предназначены для греха - на них будут куплены мясо, табак, развлечения... Абсурдно бросать деньги на ветер. Тем более, если "карми" становятся все глупее и омерзительнее... Вы должны отобрать эти деньги. Что для этого необходимо сделать? Прежде всего, заставить "карми" получить ваш маленький подарок! После этого любыми средствами вы должны подчинить "карми" вашей воле...".

Владея собственной радиостанцией "Радио Кришналока", кришнаиты могут вести круглые сутки пропаганду своего учения.

Криминальные действия: В 1984г. состоялось судебное разбирательство по иску семьи Джордж в отношении МОСК по обвинению некоторых адептов и руководителей кришнаитского движения в лишении Робин Джордж свободы воли, нанесении морального ущерба, клевете на ее мать и действиях, которые приблизили смерть ее отца, закончились вынесением приговора в пользу членов семьи Джордж, признанием их обвинений обоснованными.

В 1986г. в городе Нью-Вриндаване (США) адепту местной общине кришнаитов было предъявлено обвинение в убийстве. Подозрение также пало и на руководителя этой общины Бхактипаду и на его ближайших сообщников, которым были предъявлены обвинения в совершении еще ряда преступлений. В ходе судебного разбирательства вина некоторых из них была доказана. В марте 1987г. Бхактипада был исключен из МОСКа, что мотивировалось, среди прочего, и тем, что он и его ближайшее окружение действовали вразрез с верованиями МОСКа. Но несмотря на это, труды Бхактипады продолжают публиковаться и после его официального исключения из организации.

В конце 1996 года на 20 лет был осужден руководитель общины в Западной Виргинии, "гуру-преемник" Прабхупады за 2 заказных убийства.

В самой Индии "Общество сознания Кришны" составляет ядро крайне националистического экстремистского движения "Вишва Хинду Паришад", члены которого известны погромами мусульман и инородцев.

В кришнаитских школах-общежитиях для детей, гурукулах, имеет место не только насилование женщин, но и насилование детей, причем часто это совершается на глазах у сверстников.

Кроме того, лидеры общества неоднократно подвергались за рубежом уголовному преследованию за финансовые махинации, вымогательства, торговлю наркотиками и оружием и убийства.

О том, случайны ли судебные разбирательства по обвинению членов МОСК в совершении тех или иных преступлений, можно сделать вывод, если вспомнить некоторые моменты внутренней доктрины этой организации, о которых обычно "забывают" упомянуть распространители этого учения во время своего увлекательного рассказа о достоинствах МОСК,

Список литературы:

    Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Бхагават-Гита как она есть. - Москва-Ленинград-Калькутта-Бомбей-Нью-Дели: Бхактиведанта Бук Траст, 1990.- 832 с.

    Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Шримад Бхагаватам.- Первая песнь, часть 1.- Москва-Ленинград-Калькутта-Бомбей-Нью-Дели: Бхактиведанта Бук Траст, 1990.- 549 с.

    Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Шримад Бхагаватам.- Первая песнь, часть 2.- Москва-Ленинград-Калькутта-Бомбей-Нью-Дели: Бхактиведанта Бук Траст, 1990.- 605 с.