Количественное и качественное исследования

Анализ вещества может проводиться с целью установления качественного или количественного его состава. В соответствии с этим различают качественный и количественный анализ.

Качественный анализ позволяет установить, из каких химических элементов состоит анализируемое вещество и какие ионы, группы атомов или молекулы входят в его состав. При исследовании состава неизвестного вещества качественный анализ всегда предшествует количественному, так как выбор метода количественного определения составных частей анализируемого вещества зависит от данных, полученных при его качественном анализе.

Качественный химический анализ большей частью основывается на превращении анализируемого вещества в какое-нибудь новое соединение» обладающее характерными свойствами: цветом, определенным физическим состоянием, кристаллической или аморфной структурой, специфическим запахом и т. п. Химическое превращение, происходящее при этом, называют качественной аналитической реакцией, а вещества, вызывающие это превращение, называют реактивами (реагентами).

Например, для открытия в растворе -ионов анализируемый раствор сначала подкисляют хлористоводородной кислотой, а затем прибавляют раствор гексацианоферрата (II) калия . В присутствии выпадает синий осадок гексацианоферрата (II) железа (берлинская лазурь):

Другим примером качественного химического анализа может служить обнаружение солей аммония путем нагревания анализируемого вещества с водным раствором едкого натра. Ионы аммония в присутствии -ионов образуют аммиак, который узнают по запаху или по посинению влажной красной лакмусовой бумаги:

В приведенных примерах растворы гексацианоферрата (II) калия и едкого натра являются соответственно реактивами на и -ионы.

При анализе смеси нескольких веществ, близких по химическим свойствам, их предварительно разделяют и только затем проводят характерные реакции на отдельные вещества (или ионы), поэтому качественный анализ охватывает не только отдельные реакции обнаружения ионов, но и методы их разделения.

Количественный анализ позволяет установить количественные соотношения составных частей данного соединения или смеси веществ. В отличие от качественного анализа количественный анализ дает возможность определить содержание отдельных компонентов анализируемого вещества или общее содержание определяемого вещества в исследуемом продукте.

Методы качественного и количественного анализа, позволяющие определять в анализируемом веществе содержание отдельных элементов, называют элементным анализом; функциональных групп - функциональным анализом; индивидуальных химических соединений, характеризующихся определенным молекулярным весом, - молекулярным анализом.

Совокупность разнообразных химических, физических и физикохимических методов разделения и определения отдельных структурных (фазовых) составляющих гетерогенных! систем, различающихся по свойствам и физическому строению и ограниченных друг от друга поверхностями раздела, называют фазовым анализом.

В чем разница между количественным и качественным исследованием? Если упрощенно, то количественное исследование генерирует числовые данные, которые можно преобразовать в числа. Качественное исследование производит нечисловые данные.

В количественном исследовании собираются и анализируются только те данные, которые можно измерить.

Качественное исследование сосредоточено на сборе в основном вербальных данных, нежели измерений. Собранная информация анализируется в интерпретативной, субъективной, импрессионистской или даже диагностической манере.

1. Цель исследования

Первичная цель качественного исследования состоит в том, чтобы обеспечить полное, детальное описание темы исследования. По природе оно обычно более изыскательное.

Количественное исследование, с другой стороны, фокусируется больше на подсчете и классификации особенностей, а также на построении статистических моделей и чисел для объяснения того, что наблюдается.

2. Использование

Качественное исследовнаие идеально для более ранних фаз научно-исследовательских работ, а для последней части исследования рекомендуется количественное исследование. Последнее, по сравнению с качественным, дает исследователю более ясную картину того, что следует ожидать в ходе исследования.

3. Инструменты для сбора данных

В количественном исследовании исследователь выполняет функцию инструмента сбора первичных данных. Здесь исследователь использует различные стратегии сбора данных, в зависимости от тяги или подхода исследования. Примерами стратегий сбора данных, используемых в качественном исследовании, являются индивидуальные всесторонние интервью, структурированные и неструктурированные интервью, фокус-группы, анализ рассказов, содержания или документов, участвующее наблюдение и архивное исследование.

С другой стороны, количественное исследование использует такие инструменты как анкетные опросы, обычные опросы, измерения и другие приемы для накопления числовых или измеримые данные.

4. Тип данных

Представление данных в качественном исследовании находится в форме слов (интервью) и изображений (видео) или объектов (артефакты). В качественном исследовании цифры с большей вероятностью появятся в виде графиков. Зато в количественном исследовании данные часто бывают представлены в таблицах, содержащих цисла и статистику.

5. Подход

Качественное исследование является первично субъективным в подходе, поскольку стремится понять человеческое поведение и причины, которые лежат в основе такого поведения. Ученые имеют тенденцию субъективно погружаться в содержание в этом типе исследования.

В количественном исследовании ученые имеют тенденцию объективно удаляться от темы. Именно потому количественное исследование является объективным в подходе в том смысле, что ищет лишь точные измерения и анализ целевых концепций для ответа на вопрос.

Определение метода, который надлежит использовать

Споры длятся по сей день, чем один метод лучше другого. Причина того, почему до сих пор нет точного ответа, кроется в том, что у любого метода есть плюсы и минусы, которые меняются в зависимости от темы обсуждения.

Если исследование стремится получить ответ на вопрос посредством числового доказательства, то необходимо использовать количественное исследование.

Однако если требуется пояснить, почему произошло именно это, или почему имеет место специфическое явление, необходимо использовать качественное исследование.

Некоторые исследования сочетают оба типа, позволяя им дополнять друг друга. К примеру, если необходимо выяснить, какое поведение человека доминирует в связи с определенным объектом или событием, и в то же время цель — выяснить, почему дело обстоит именно так, то идеальным будет как раз использование обоих методов.

Анализ крови является наиболее популярным и информативным исследованием, поэтому врачи часто назначают его своим пациентам для диагностики заболеваний или подтверждения предварительных диагнозов. В одних случаях назначение выписывается на общий анализ крови, в других – на биохимию. Разберемся, чем же различаются клинический анализ крови и биохимический анализ крови, и о чем они могут поведать врачу?

В чем заключаются отличия

Исследования крови проводятся в силу различных причин: во время плановых медицинских осмотров, при подготовке к операции, а также при появлении симптомов каких-либо заболеваний. В зависимости от того, какую информацию необходимо получить врачу в расшифровке, пациенту может быть назначен клинический анализ (который также называют общим) или биохимия крови.

В каких же случаях показано проведение клинического анализа крови и биохимического анализа крови?

Такое исследование, как биохимический анализ, дает возможность оценить состояние и функциональность внутренних органов. Учитывая, что печень, почки, поджелудочная железа и другие внутренние органы продуцируют различные ферменты, гормоны, белки, биологически-активные и минеральные вещества, отклонение их концентрации в крови от нормы позволяет выявить орган с патологией. Этот же анализ подскажет, дефицит или избыток каких микроэлементов ощущает организм.

Такой вид анализа часто используется при проведении диагностического обследования в эндокринологии, кардиологии, терапии, гастроэнтерологии и других областях медицины.

Клинический анализ помогает оценить общее состояние организма, выявить наличие воспалительных процессов и стадию их развития (начало, острая фаза, затухание), обнаружить .

Обычно каждое исследование определяет параметры определенных показателей крови. Однако в некоторых случаях врачу может понадобиться развернутый анализ, в который будут включены дополнительные показатели. Развернутым может быть и общий, и биохимический анализ.

Если вы запутались, на общий или на биохимический анализ крови направил вас врач, то обязательно уточните это еще раз. Дело в том, что для получения достоверных результатов обследования к биохимическому анализу следует готовиться на протяжении нескольких дней.

Еще одним отличием между этими исследованиями является метод забора образца.

Для клинического анализа кровь отбирают из пальца, а для биохимического – из периферической вены.

Для каждой возрастной группы определены среднестатистические нормы показателей крови. Кроме того, результаты расшифровки будут отличаться между женщинами и мужчинами в силу специфичного гормонального фона женского организма.

Клинический анализ

Основные показатели, которые исследуют при проведении общего анализа, это:

  • скорость оседания эритроцитов (которую в расшифровке сокращенно указывают СОЭ),
  • уровень гемоглобина,
  • количество лейкоцитов и эритроцитов,

Рассмотрим подробнее каждый параметр расшифровки.

  • Гемоглобин. Этот сложный железосодержащий (откуда и пошло название гема-, что означает железо) белок, являющийся компонентом кровяных эритроцитов, обеспечивает перенос кислорода от легких к клеткам других органов и углекислого газа в обратном направлении. Низкий уровень этого белка говорит о наличии анемии, причиной которой могут стать интенсивные кровотечения, болезни крови, недостаток железа или фолиевой кислоты. Чрезмерно высокий уровень гемоглобина может быть симптомом врожденного порока сердца, сердечно-легочной недостаточности, запора кишечника, эритроцитоза или быть следствием интенсивной физической нагрузки.
  • СОЭ. Этот показатель основан на склонности эритроцитов к адгезии, в результате чего образовавшиеся комплексы оседают на дно пробирки. Во время воспалительных процессов адгезия существенно усиливается, из-за чего эритроциты быстрее оседают в плазме крови. В таком случае говорят о повышенном значении скорости оседания. Высокая СОЭ также может быть симптомом инфекционных заболеваний, интоксикации организма, аутоимунных нарушений, появления злокачественных новообразований, инфаркта миокарда. В норме значение СОЭ для женщин выше, чем для мужчин. Низкое значение СОЭ встречается очень редко. Оно может отмечаться у пациентов с миодистрофией, гипергидратацией организма, заболеваниями крови, а также у людей, соблюдающих диету или придерживающихся вегетарианства, и у женщин в первых триместрах беременности.
  • Эритроциты. Количество красных кровяных телец в крови мужчин обычно больше, чем у женщин. Пониженное количество эритроцитов может быть вызвано кровопотерей, анемией, дефицитом железа или витамина В12. Повышенное содержание (эритроцитоз) свидетельствует об обезвоживании организма из-за высокой температуры, поноса или повышенной потливости, что характерно для кишечных инфекций. Также это может быть симптомом болезни почек и печени, нарушений в работе системы кроветворения.
  • Лейкоциты. Белые кровяные тельца отвечают за механизмы иммунной защиты. Их количество снижается при аутоимунных болезнях, гриппе, вирусном гепатите, появлении злокачественных опухолей, затрагивающих костный мозг. Повышенное содержание лейкоцитов говорит о наличии воспалительного процесса, развитии пневмонии или бронхита, менингита, перитонита или панкреатита и других тяжелых заболеваний.
  • Тромбоциты. Эти микрочастички крови – главный показатель ее свертываемости. В процессе активизации тромбоцитов образуются отростки, намного превышающие размер самой частицы, которые помогают перекрыть поврежденный сосуд и остановить кровопотерю. Во время беременности и месячных уровень тромбоцитов в крови женщин может быть в два раза ниже нормы, и это является естественным состоянием. Большое число тромбоцитов может свидетельствовать о лимфогранулематозе, ревматоидном артрите, лейкозе, остеомиелите, раке печени или почек, туберкулезе, энтерите, наличии острых инфекций, дисфункции стволовых клеток костного мозга и других болезнях. Их количество резко увеличивается во время стрессов и при больших кровопотерях. Дефицит тромбоцитов сопровождает некоторые генетические болезни, опухолевые заболевания, цирроз.

Биохимический анализ

Посредством биохимического исследования можно определить уровень глюкозы, мочевины, билирубин, ферменты печени и другие показатели. Рассмотрим некоторые из них.

  • Уровень общего белка, содержащегося в плазме крови, говорит о заболеваниях внутренних органов и проблемах с кровью. Повышенные показатели характерны для ревматизма, инфекционных болезней, онкологии. Низкий уровень белка отмечается при болезни печени, почек, поджелудочной, кишечника, острых кровотечениях.
  • Глюкоза – основной маркер углеводного обмена. Пониженная концентрация характерна для гиперплазии поджелудочной железы, а также для рака надпочечников или желудка, может встречаться при развитии аденомы. Чрезмерное содержание глюкозы отмечается при сахарном диабете, болезнях почек, поджелудочной железы и печени, а также дисфункции эндокринной системы, инфаркте миокарда.
  • Билирубин является продуктом распада гемоглобина, входящего в состав эритроцитов. Он имеет красно-желтый цвет и отвечает за корректную работу печени и желчевыводящих путей. Повышенное содержание пигмента говорит о гепатите, циррозе или раке печени, токсическом отравлении, желчнокаменной болезни.
  • Мочевая кислота является продуктом расщепления отдельных белков. В норме она выводится почками, а оставшееся количество – с калом. Но в случае почечной недостаточности, при лейкозе, передозировке алкоголя или диуретиков ее уровень может повышаться.
  • Мочевина – продуцируемое печенью соединение, характеризующее фильтрационную способность почек. Высокий уровень мочевины говорит о заболевании почек, нарушении оттока мочи, больших кровопотерях, сердечно-сосудистой недостаточности. Пониженный уровень отмечается при беременности или увлечении диетами и вегетарианством, отравлении токсичными веществами, болезни печени.

Развернутый биохимический анализ содержит более 40 различных показателей, однако, на практике для диагностики пациента достаточно меньшего количества исследований.

Становление рыночной экономики, появление финансовых рынков, приоритет финансовых ресурсов объективно способствовали развитию такого важного направления аналитической работы, как диагностика финансового состояния. Несмотря на значение финансовой диагностики в современных условиях это понятие практически не разработано. Часто его отождествляют с понятием финансового анализа. И анализ, и диагностика являются инструментами познания мира в фундаментальных и прикладных исследованиях.

Диагностика (в экономике) - от греч. diagnostikos - процесс распознавания проблемы и обозначения её с использованием принятой терминологии, то есть установление диагноза ненормального состояния исследуемого. Диагностика – это процесс оценки деятельности предприятия или подразделения, направленный на раскрытие проблем и обозначение областей их возможного решения. Она включает в себя сбор необходимой информации об организационном функционировании, анализ этих данных и выводы для потенциальных изменений и улучшений. Эффективная диагностика предполагает выбор вмешательства, которое предусматривает систему мероприятий, удовлетворяющих необходимость предприятия в развитии. Главное правило диагностики – искать не недостатки, а ресурсы.

Среди учёных распространено суждение, что диагностика - одно из направлений анализа. Однако, этот момент может являться спорным. Как правило, речь идёт о диагностическом анализе. Диагностике присущи свои особенности и специфические черты.

Во-первых, возвращаясь к первоначальной трактовке терминов, следует напомнить, что «диагнозис» - «распознавание», «определение», а «анализис», также в переводе с греческого - «разложение», «расчленение». То есть анализ можно представить как разложение различных объектов на составляющие их части или стороны, осуществляемое как в практической, так и в теоретической деятельности с целью познания некоторого сложного целого. Таким образом, можно говорить не только об использовании диагностики в процессе анализа, но и о распознавании (диагностике) с помощью анализа. Наряду с анализом, гарантию надёжности в исследовании могут дать другие методы и приёмы, образующие средства диагностики.

Во-вторых, целью диагностики является выявление проблем, «узких мест» в функционировании объекта, анализа, если вспомнить его предназначение как приёма мышления с философских позиций - фиксирование, в основном, особенностей, отличающих части друг от друга.

В-третьих, результатом анализа должен стать синтез, то есть практическое или мысленное объединение в единое целое расчленённых и рассмотренных анализом элементов. Получение результата диагностики требует не только объединения элементов (обобщения), но и принятия на основе этого обобщения решения, то есть постановку диагноза.

В-четвёртых, отличительной особенностью диагностики является выявление причинно-следственных связей в объекте, определение их структуры, целенаправленности и тесноты.

В-пятых, для постановки диагноза требуется перечень типовых симптомов проблемных ситуаций и причин их возникновения.

Диагностика - это система мероприятий, в том числе и аналитических, направленных на определение величины отклонения состояния системы от желаемого или нормативного и основных причин этого отклонения, для выработки управленческих воздействий с целью приведения системы в нужное русло. Другими словами: диагностика нужна для управления по параметрам цели (есть такой вид управления), когда отклонение от траектории или коридора параметров является нестабильной ситуацией.

Анализ деятельности предприятия может дать информацию для диагностики, но он не даст тех самых "нецифровых" причин отклонений. Т.е. диагностика несколько более широкое и значимое понятие, включающее в себя тот набор инструментов, которые помогают определить причины отклонений конкретного параметра и предложить способы их устранения.

Диагностика, лучше диагностический процесс, это четко определенная (регламентированная) последовательность манипуляций и проведение анализов (клинических, биохимических, иммунологических и т.д.) это НЕОБХОДИМАЯ часть этого процесса.

Диагностика состояния предприятия осуществляется (обычно) с определенной ЦЕЛЬЮ и необходимые манипуляции (анализ ФХД, маркетинговый аудит, кадровый аудит и т.п.) определяются именно ЦЕЛЬЮ диагностики.

Различие может заключаться в том, что когда используют термин "диагностика", то как правило подразумевают определение текущего состояния и текущих тенденций (с возможной неглубокой ретроспективой для установления причин, которые к этому привели). Когда говорят "анализ", то обычно подразумевают исследования проведённые за определённый период и основанные данных этого периода. Т.е. диагностика на начало периода, анализ динамики за период, воздействующих факторов и причин состояния определяемого на конечный (текущий) момент.

Анализ первичен как инструмент познания мира, универсален для всех отраслей знаний, успешно решает основные задачи там, где общество недостаточно развито для критической оценки и принятия решений. Анализ представляет собой процедуру мысленного, а также часто и реального расчленения объекта или явления на части. В зависимости от характера исследуемого объекта, сложности его структуры, уровня абстракции используемых познавательных процедур и способов их реализации анализ выступает в различных формах, являясь часто синонимом исследования как в естественных, так и общественных науках (химический анализ, математический анализ, финансовый анализ и т.п.).

Диагностика же представляет собой процесс распознавания состояния, постановки диагноза и принятия решений, как поддерживать организм в рабочем состоянии.

Финансовая диагностика, являясь в первом приближении финансовым анализом (как нередко встречается даже в узкоспециализированной литературе), тем не менее, качественно от него отличается. Диагностика решает основную проблему: устанавливает необходимое и достаточное качественное и количественное поле сравнений и количественные нормативы показателей объекта исследования, учитывая тенденции развития хозяйствующего субъекта, отрасли, общества, традиции с целью последующего сравнения (оценки) текущего состояния параметров объекта исследования с признанными в данный момент оптимальными либо доминирующими.

Существуют различные точки зрения ученых-экономистов в отношении понятий финансового анализа и финансовой диагностики. Нельзя не согласиться с вышеизложенными мнениями о сущности финансового анализа как процесса, главной целью которого является выработка прогнозов и предположений. Проф. Э. Хелферт полагает, что финансовый анализ – это и исследование, и процесс, которые помогают ответить на вопросы, поставленные в процессе управления.

Что же касается понятия диагностики вообще и финансовой диагностики в частности, то эту проблему поднимают едва ли не единицы исследователей. Так, наиболее широко осветил понятие финансовой диагностики французский ученый Б. Коласс в своей работе «Управление финансовой деятельностью предприятия». По его мнению, «...для ответственного финансиста заниматься диагностикой – это значит рассматривать финансовое положение предприятия так, чтобы выявить в динамике симптомы явлений, которые могут задержать достижение направленных целей и решение задач, подвергая опасности планируемую деятельность. Это предполагает выработку корректирующих решений и/или пересмотр целей и прогнозов».

Итак, при всем несовершенстве современной терминологии и трудностях разграничения области исследования, можно предполагать существование тенденции появления более точного разграничения между понятиями финансового анализа и финансовой диагностики.

Таким образом, финансовая диагностика – это процесс оценки состояния хозяйствующего субъекта относительно установленных в качестве оптимальных на настоящий момент критериев.

Таким образом, финансовая диагностика предполагает:

  • заключения о существующем финансовом положении объекта диагностирования;
  • изучение причин его изменения;
  • анализ перспектив развития объекта диагностирования, в частности, с точки зрения кредитоспособности предприятия, организации.

Финансовая диагностика позволяет ответить на целый ряд вопросов: о степени кредитоспособности и способности предприятия (организации) сохранить свою кредитоспособность, о «траектории развития» предприятия (организации) на протяжении всего периода кредитования с учетом его финансового положения, о наличии финансового потенциала для поддержания кредитоспособности и т.д.

С уважением Молодой аналитик