Как справиться с эмоциональными срывами и истериками. Как проявляется аутизм у детей: расстройство ЖКТ, нарушение сна, склонность к судорогам, эпилепсии

Многие мамы двухлетних детей жалуются на «эти ужасные два года». В том смысле, что именно в этом возрасте большинство детей начинает активно взаимодействовать с миром и окружающими, определять собственное «я». Как следствие, из этого «я» появляется «я хочу!», «мне надо!» и прочее… Мне, наверное, повезло: в свои два года мой особенный ребенок был прекрасен и спокоен. Замечу между делом, я терпеть не могу детские крики, визги и прочие ужасы. Я реально готова уступать и уговаривать до последнего , лишь бы ребенок не кричал. Да, как родитель, я абсолютная тряпка в этом смысле…

Все это время я находила подход к своему ребенку благодаря интуиции. Например, когда надо было уходить домой с игровой площадки, я несколько раз повторяла сыну, что «нам пора уходить», и при этом похлопывала рукой по капюшону коляски. Так мы учили и закрепляли действия в этой ситуации. Да, мне всегда надо повторять одну и ту же знакомую фразу много раз : будь то приучение к горшку или к ложке. В общем, всем необходимым навыкам понимания своего ребенка я обучилась, как и положено вменяемому родителю. И тут случилось то, что выбило меня и ребенка из колеи и сбило с привычного ритма: приехала моя мама. Ко всему прочему, моя мама не просто мама, а воспитатель детей дошкольного возраста советской закалки! Представляете? Бабушка и воспитатель в одном лице, с огромным запасом альфа-заботы по отношению к ребенку и таким же запасом обвинений в сторону нашего неэффективного «родительства». Ведь результаты развития нашего мальчика не соответствуют «положенным» нормам! Кем положенным, зачем?! Добавим к этому полное нежелание нашей бабушки слушать, слышать, а уж тем более – поступать так, как считала нужным я . И мои робкие попытки объяснить бабушке, что с моим ребенком общие принципы и нормы развития детей просто не работают, оканчивались крахом и обвинениями в моей материнской несостоятельности.

В общем, встреча бабушки и моего двухлетнего сына привела к тому, что ребенок превратился в чудовище: постоянно орущего и кричащего товарища, которого невозможно было ни отвлечь, ни уговорить, ни успокоить!

Истерика - способ общения

Мой муж в то время был в постоянных командировках, я – готовилась к поступлению в аспирантуру, плюс отлучалась от грудного вскармливания, что, само собой, не очень хорошо повлияло на поведение сына. Когда стало очевидным, что с моим ребенком происходит какое-то ужасное «не то и не так» и болезнь прогрессировала, я бросила все. Аспирантура подождет, решила я, и вернулась в семью и материнство. А вот ребенок мой так и не прекращал истеричных приступов. Другими словами, частые долгие истерики стали неотъемлемой частью нашей жизни. Нет, это не был безобидный плач или нытье, причины которого понятны. О, это был визг! Это был ор! Причем, никакого различия в звучании истерик не было. Появились попытки укусить меня, самого себя и все, до чего он мог дотянуться. Истерики принимали просто катастрофические масштабы, порой мне казалось, что это не кончится. Никогда не забуду тот период нашей жизни, когда семейные завтраки или обеды стабильно сопровождались «музыкальным» исполнением от нашего ребенка. Веселые были будни…

Я помню тот ужас и пустоту в душе, когда мой ребенок орал, катался по полу, визжал и никого к себе не подпускал ровно два часа. Он кричал, не останавливаясь, пока сам не уставал и не засыпал прямо на полу. Во время одного получасового приступа истерики, сын порвал мое любимое платье, больно искусал мне и себе руки.

Я помню, как плакала тогда у окна от бессилия и жалости к нам обоим и вспоминала о первых, беззаботных, месяцах нашей жизни. Меня пугало огромное желание все бросить и сбежать подальше. Это сейчас я умная, и знаю, что посредством истерик аутисты всего лишь пытаются общаться. Для них истерика – это единственный способ общения, который у них не отнять . Более того, могу сказать, что через истерики развивается абсолютно любой ребенок! Совсем другой вопрос их амплитуда и частота. А тогда это важное знание не было для меня открыто…

И главной проблемой во всем этом кошмаре была именно моя личная некомпетентность. Как родитель, я была совершенно растерянной, без единого понимания, как же вести себя в таких ситуациях, как помочь своему ребенку, и как правильно гасить это безумие, а не разжигать его еще больше.

Методом моих проб и ошибок, а также с помощью специалистов, я вывела несколько основных правил: что и как делать во время детских истеричных приступов.

Правило номер один: не разговаривайте!

Прекратите какое-либо общение, не пытайтесь успокоить словами. Просто замолчите и не издавайте ни единого звука, пока ребенок плачет.

Правило номер два: не оставляйте ребенка плакать одного!

Ваше физическое присутствие обязательно. Помните, ребенок истерит не потому что он избалованный шалопай, а потому что по-другому общаться и выражать свои эмоции он просто не умеет. Если вы уйдете или отправите его в свою комнату, ребенок будет думать, что вы расстроены и злы на него. Помните – аутисты не бесчувственные чурбаны. Это всеобщее глубокое заблуждение! Многие исследования показывают, что аутисты, наоборот – гиперчувствительны! Причем настолько, что отключение или уход в себя – это обычная реакция на раздражающие факторы, ведь проигнорировать их таким детям очень сложно. Довольно часто дети воспринимают все происходящее на свой счет, им сложно понять разницу, злитесь ли вы на него лично или на ситуацию в целом.

Правило номер три: ни в коем случае не злоупотребляйте воспитанием!

И не выражайте безнадежность в физическом или словесном рукоприкладстве! Ваша злость и раздражение непонятны ребенку. Более того, наоборот – он начнет переживать еще больше из-за непонимания того, что он делает не так. Ведь с его точки зрения он ведет себя так, как знает и понимает.

Правило номер четыре: не поддерживайте визуального контакта, не выражайте эмоции мимически, не давайте ребенку себя обижать, но и не распускайте руки!

Задача регулирования истерик и заключается в том, чтобы донести до ребенка то, что истериками он не добьется ничего. Этот метод позволяет аутисту искать новые способы поведения для получения результата.

Лучше всего чем-то заняться – мытьем посуды, чтением книги и так далее. Но мне это давалось сложно, поэтому в нашем случае лучшего всего работала вот такая схема: мама сидит с каменным лицом и просто ждет, когда ребенок проорется, проплачется или продерется.

Скажу честно, иногда я распускала руки и шлепала его, а сейчас я иногда срываюсь словесно, но ничего хорошего в этом нет, поверьте! Однако, если и с вами это случается, не корите себя! Помните, вы тоже человек, и у вас есть предел терпения. Не хочу сказать, что после своих эмоциональных всплесков я не чувствовала себя виноватой – еще как чувствовала! Но самоедство в этом случае бесполезно… Лучше всего работает холодный анализ своей реакции и попытка найти самую подходящую, которая обезопасит от нервных срывов из-за ребенка.

Правило номер пять: этот период не вечен!

И чем более насыщен он сейчас, тем более эффективным будет прогресс и развитие ребенка. Ожидание и терпение – самые лучшие помощники в управлении гневом.

Самым сложным для меня в этот период стало открытие того, что эти истерики неизбежны, чтобы я ни делала. Самое первое правило, которое выдала нам наш терапевт, и о котором я уже написала – это игнорирование визга, крика и истерик. Не бежать чинить паровозик или сломанное что-то, а ждать. Ждать, когда ребенок сам подойдет к тебе. Таким образом, мы управляем, и, главное – направляем истерику в нужное русло – обучения и развития. Однако, если ребенок подошел со своим игрушечным паровозиком к вам или подошел позвать вас починить этот ужасный паровозик, не забывайте поощрять его визуальный контакт с вами улыбкой, интонацией, вопросом – починить? И ответом – сейчас починим! И, конечно, действием…

На самом деле, многие родители, жалующиеся на «эти ужасные два года», и понятия не имеют, что такое на самом деле УЖАСНЫЕ два или три года, четыре и семь лет! Ни малейшего…

Только терпение, внимание и безоговорочная любовь – вот все, что вам нужно для того чтобы пережить этот первый сложный период взросления вашего ребенка.

Фотография

Многие из нас с большим интересом смотрели фильм Барри Левинсона «Человек дождя». Один из главных героев в этом фильме Раймонд – математический гений, аутист. Он живет в своем обособленном мире, производя в уме сложнейшие математические вычисления. Аутист — гений. Странно? Ничего странного в этом нет. Имеющаяся на сегодняшний день статистика убедительно доказывает, что аутисты в десять раз чаще, чем обычные люди, проявляют уникальные способности в той или иной сфере. Мало кто знает, что к людям с аутистическим мышлением относятся: Билл Гейтс – акционер компании Microsoft, Ван Гог – великий художник, Ким Пик – математик, доктор философии, писательница Темпл Гранден. В той или иной степени аутистами были: Альберт Эйнштейн, Дмитрий Шостакович, Николай Гумилев, Арнольд Шенберг. Перечислять известных во всем мире аутистов можно бесконечно. Так что же такое аутизм – болезнь, психическое расстройство, генетическое заболевание, гениальность?

Термин «аутизм» впервые был озвучен в 1911 году швейцарским психиатром Эйгеном Блейлером, посвятившим всю свою жизнь изучению шизофрении. В переводе с греческого «Аутос» означает «сам». Через тридцать лет психиатр Л. Каннер назвал маленьких аутистов – мудрецами, предпочитающими жить в своем собственном мире.

Как проявляется аутизм у ребенка: особенности общения аутиста с другими

Ребенок аутист может родиться в любой семье. В данном случае социальный статус, благосостояние и образование родителей не играет никакой роли. В том, что в семье появился необычный ребенок – нет виноватых. Аутизм считается врожденным состоянием или заболеванием. В ученом мире до сих пор продолжаются жаркие дискуссии на тему: аутизм – болезнь или расстройство? Однако дискуссионные противники единодушны во мнении, что аутизм — патология, которую нужно лечить.

Как правило, сразу после рождения практически невозможно определить симптомы заболевания. Чуть позднее, после формирования у детей определенных навыков, родители замечают некоторое искажение в восприятии окружающего мира и отклонения в поведении ребенка. Дифференцировать симптомы аутизма довольно сложно, так как они индивидуальны и уникальны.

Поведение аутиста в социуме

  • Первыми признаками аутизма принято считать: отсутствие социальных навыков .
  • Некоторые детишки производят впечатление глухих, так как не разговаривают , а порой и не реагируют на обращенную к ним речь .
  • Малыши привязываются к определенным внешним объектам .При некоторых формах данного расстройства до определенного возраста ребенок развивается абсолютно нормально, но потом постепенно теряет уже приобретенные навыки
  • Поиск уединения , желание пребывания в одиночестве. Поиск одиночества – это тот симптом, который сохраняется у такого ребенка на всю жизнь.
  • Ребенок-аутист постоянно отводит глаза , избегая встречаться взглядом даже с близкими людьми.

По одному из этих признаков нельзя поставить диагноз – аутическое расстройство. Такой диагноз ставится по совокупности нескольких симптомов. помогают специальные тесты.

Статистика утверждает, что из каждой тысячи один ребенок страдает данным расстройством. Однако детей аутистов значительно больше, так как у многих это расстройство протекает в легкой форме и родители не обращаются к врачам. Они уверены, что стремление ребенка к одиночеству объясняется особенностями его характера. У мальчиков данное расстройство встречается чаще. На возникновение патологии никак не влияет поведение членов семьи. Поэтому говорить о том, что малыш стал аутистом из-за неправильного отношения к нему отца или матери – нельзя.

Как выявить аутизм у ребенка по поведению, интересам: признаки

Особенности поведения и интересы ребенка-аутиста

  • Мама ласково обращается к малышу – он остается абсолютно равнодушным. На его лице нет улыбки, он никак не реагирует на свое имя.
  • Любая смена привычного жизненного уклада вызывает у ребенка панику.
  • Малыш никак не реагирует на мокрую одежду.
  • Малыш отдает предпочтение определенной цветовой гамме. Например, любит только коричневые игрушки, разрешает надевать на себя только одежду синих цветов и т.д.
  • Малыш никогда не играет со сверстниками, предпочитая игру с вещами.
  • Ребенок постоянно повторяет одни и те же фразы.
  • На любые внешние звуковые раздражители реагирует с заметным опозданием.
  • Отличается вспышками агрессии.
  • Любой объект испытывает на запах.
  • Громкий разговор вызывает агрессию или раздражение.
  • У ребенка нарушено чувство опасности.
  • Аутисты могут причинять себе физический вред.
  • Одним из ведущих симптомов данного расстройства считается нарушение коммуникативных навыков. Детишки, страдающие этим расстройством, начинают значительно позже разговаривать и, как правило, никогда не используют жесты. Некоторые, напротив, зная много слов, попросту их не используют. Они предпочитают взять взрослого за руку и подвести к тому предмету, который им необходим. Более взрослые малыши могут не замечать – отсутствия близких людей в доме.
  • Аутист часами может смотреть на один предмет.
  • Малыш любит длительное время кружиться вокруг своей оси, махать руками, ходить на цыпочках. Эти движения повторяются изо дня в день.
  • Целью игры такого малыша может быть простая расстановка игрушек в один ряд.

Какие нарушения моторики характерны для детей с аутизмом?

  • Моторное развитие у детей аутистов характеризуется нарушением мышечного тонуса, слабым контролем равновесия и отсутствием точности в движениях.
  • Малыши слабо ощущают свое тело в пространстве , поэтому их движения не скоординированы, скованы или вялы. Их походка чаще всего тяжелая и порывистая.
  • Освоить хождение по лестнице для аутистов очень сложная задача .
  • Ребенок никак не может научиться кататься на велосипеде.
  • Ему довольно сложно захватывать и удерживать предметы .

Дети-аутисты, выполняя распоряжение родителей, очень неуклюжи. Однако если малыш решает что-то сделать сам, он может проявлять самые настоящие чудеса ловкости. Для таких детишек характерна произвольная, спонтанная деятельность.

Детский аутизм: признаки необычной чувствительности

Обостренная чувствительность у детей с аутизмом может проявляться по-разному:

  • Одни детишки – не выносят громкую музыку.
  • Другие – впадают в панику от перспективы переодевания в новую одежду.
  • Третьи – проявляют признаки беспокойства, когда кто-то задевает их волосы.
  • Четвертые – с большим трудом выносят новые запахи.
  • Пятые – впадают в ступор, видя мигающую лампочку.
  • Шестые – не приемлют телесного контакта.

Вследствие гиперчувствительности, детишки с аутизмом очень тяжело переносят любую смену обстановки. Не справившись с обрушившейся на них нагрузкой, они могут потерять контроль над своим поведением.

Почему дети аутисты склонны причинять вред себе и не бояться опасности?

Почему ребенок-аутист может причинять себе вред?

Многим детям аутистам свойственно «самоповреждающее» поведение. Что это значит? Малыш может начать биться головой об пол, кусать кожу на руке или ноге. Иногда . Как правило, аутисты причиняют себе вред в тот момент, когда окружающая обстановка для них становится практически невыносимой. Например, на заднем фоне громко играет музыка, люди смеются, постоянно мигает лампочка и т.д. Ребенок загнан в тупик, ему плохо и он начинает причинять себе боль, чтобы снять скопившееся напряжение. В данном случае физическая боль является фильтром, позволяющим разрядить обстановку и сосредоточиться на других «болезненных» ощущениях. Безусловно, малыш в этот момент может нанести себе довольно серьезный вред. Поэтому родители должны как можно быстрее исключить все факторы, провоцирующие самоповреждающие поведение.

У некоторых аутистов отсутствует чувство опасности, их инстинкт самосохранения не срабатывает. У родителей создается впечатление, что их ребенок сам стремится к опасности. Даже получив негативный опыт, он снова и снова повторяет небезопасные действия. Например, упав однажды с неукрепленной лестницы, он снова на нее взбирается и падает. На следующий день можно с ужасом наблюдать ту же картину. К счастью, это нарушение у детей встречается не часто.

В основном дети-аутисты наоборот тревожны и очень боязливы. Но, если у малыша отсутствует чувство опасности, родители должны оберегать его и внимательно следить за его передвижениями. Конечно же, если он один раз упал с высокого стула, уберите его от греха подальше. Родители должны помнить, аутисты не распознают и не запоминают ситуации, требующие осторожности.

Как проявляется аутизм у детей: расстройство ЖКТ, нарушение сна, склонность к судорогам, эпилепсии.

Расстройства ЖКТ

В список наиболее часто встречающихся симптомов, сопутствующих аутизму входят расстройства ЖКТ. Аутисты часто страдают запорами, диареей, воспалениями желудочно-кишечного тракта. Некоторые американские врачи считают, что проблемы ЖКТ негативно сказываются на течении данного заболевания. Невербальные аутисты не могут объяснить, что их беспокоит, чем существенно затрудняют диагностику.

Проблемы с введением новых продуктов в рацион

Как правило, дети с такими расстройствами предпочитают есть только привычную пищу, в их рацион довольно сложно включать новые продукты. У многих из них отмечается повышенная чувствительность к вкусовым особенностям пищи.

Проблемы со сном

Большинство аутистов страдают нарушениями сна. Они очень часто путают день с ночью, их проблематично уложить спать, зачастую они страдают от бессонницы. Сон их беспокойный и тревожный. Периоды сна у таких детей могут составлять один-два часа.

Склонность к судорогам

Еще одним сопутствующим симптомом данного расстройства являются судороги. Приступы судорог могут возникнуть практически в любом возрасте. У детей внезапно появляются мешки под глазами, наблюдаются: выраженное мышечное напряжение, подергивание конечностей, судорожные сокращения лицевых мышц. Ребенка мучают довольно сильные головные боли. С возрастом у больных увеличивается вероятность возникновения эпилепсии. При первых симптомах судорог, необходимо срочно проконсультироваться с невропатологом.

Как справиться с истерикой у , как успокоить его, читайте в нашем материале рекомендации, которые пригодятся не только родителям, но и воспитателям в детских садах, учителям в школах.

Зачастую перевозбуждаются от света, звука и прикосновений. Их выбивает из колеи смена образа жизни. Чаще всего, они выбирают одни и те же блюда, а когда привычная еда отсутствует, становятся обеспокоенными. Любой родитель подтвердит, что многие ситуации могут спровоцировать истерику, беспокойство или расстройство, поэтому процесс успокаивания ребенка становится неотъемлемой частью их повседневной жизни.

Следующие советы помогут вам успокоить во время истерики.

Старайтесь изменить окружение, а не ребенка. Многие факторы окружающей среды могут стать раздражителями для вашего ребенка из-за его перевозбужденности или сверхчувствительности. Если ребенок остро реагирует на флуоресцентный свет, например, поменяйте освещение в доме вместо того, чтобы пытаться приспособить ребенка к существующему. Если изменить какой-либо раздражающий фактор не в ваших силах, подыщите альтернативу — затычки для ушей в шумных местах или солнечные очки в торговом центре.

Давайте лаконичные и четкие указания . Попытки поговорить во время вспышки злости, разочарования или беспокойства у ребенка могут только усилить эти эмоции. Для того, чтобы помочь ребенку с аутизмом расслабиться, давайте ему короткие указания или выразите мысль жестами, создав спокойную и тихую, неразговорчивую атмосферу.

Говорите с ребенком так, чтобы он вас понимал. Ребенок должен понимать, что нужно делать. Короткие указания или выражение жестами, как уже упоминалось, помогает правильно воспринимать просьбу. Убедитесь, что вы четко выражаете мысль и ребенок понимает, как нужно себя вести и что делать.

Отвлекающий фактор. Любимые песни, игры с любимой игрушкой или просмотр любимого фильма могут отлично отвлечь ребенка-аутиста и помочь справиться с истерикой. Смена фокуса с неприятной ситуации на каком-то другом роде деятельности поможет успокоить ребенка, обеспечив почву для обсуждения причин расстройства на потом.

Обратите внимание на то, что предшествует истерикам ребенка-аутиста. Никто лучше вас не знает вашего ребенка. Вы знаете, что может вызвать вспышки различных эмоций. Сначала, подумайте о том, что могло вызвать такую реакцию у ребенка, и попытайтесь устранить провокацию. Всегда ищите причины в окружающей среде и записывайте подробности, чтобы лучше понять и проанализировать ситуацию, не допустив ее дальнейшего повторения или развития.

Пересмотрите собственные ожидания. Если у ребенка каждый вечер за ужином истерика, возможно, вы слишком много требуете от него. Вы настаиваете, чтобы все оставались за столом и ждали окончания ужина? Вы требуете, чтобы тарелки у всех были чистыми, и все было съедено? Попробуйте подстроиться под ребенка вместо того, чтобы пытаться распространить на него свои привычные требования и ожидания, которые идут вразрез с его индивидуальными особенностями.

Сбалансируйте сенсорную нагрузку. В то время, как многие могут быть сверхчувствительными, ваш, наоборот, может быть зависим от сенсорной интеграции. Определите, что лучше для вашего ребенка. Если ему это необходимо, укутайте его в одеяло, обнимите или окружите игрушками разной текстуры.

Отыщите и укрепите эмоциональную связь с ребенком. Возможно, вам трудно почувствовать эту связь, поэтому постарайтесь следить за невербальными знаками: звуки или мимика, если ребенок голоден, устал или нуждается в чем-то. Играйте с ребенком, обращайте внимание на то, что заставляет его смеяться или улыбаться. Интересуйтесь его миром, играйте вместе сидя на полу, даже если просто нужно катать машинку туда-сюда. Уделяйте особое внимание времени проведенному вместе за играми и веселитесь. Это поможет вам понять и установить связь с ребенком в моменты, когда его захлестывают эмоции.

Не ждите, что ребенок объяснит причину беспокойства раньше, чем успокоится. Не нужно задавать миллионов вопросов о причине расстройства или злости. Потому что ребенок на них ответить не может. Ему сложно выразить то, что он хочет и думает в спокойные моменты, а в моменты истерики — это практически невозможно. Успокойте ребенка, а затем выясняйте, что не так.

Не теряйте голову. Очень сложно оставаться спокойным и сдержанным, когда у ребенка истерика или приступ эмоций, да еще и на людях. Но если у ребенка повышенная возбудимость или чувствительность, то ваша неспособность сдержать эмоции может лишь усугубить ситуацию. Спокойно уведите ребенка от раздражителя, выразите свои мысли и просьбы и дайте ему время на то, чтобы успокоиться и выполнить их.

Аутизм - это одно из широко распространенных нарушений развития, симптомы которого обычно проявляются до трехлетнего возраста. Жизнь является источником стресса для аутичных людей, что приводит к особенностям поведения, которые представляют определенную трудность для родителей и опекунов. Однако, если относиться к ребенку с любовью и уважением, то можно улучшить его социальные навыки и сделать жизнь ребенка счастливой.

Шаги

Как справиться с недостаточной отзывчивостью

    Вы должны понимать, что отсутствие отзывчивости - это типичный симптом при аутизме. Они могут не знать, как предложить социальную или эмоциональную поддержку другим, а некоторые из них проявляют явное недружелюбие и бесчувственность к окружающим.

    • Есть аутисты, которые искренне заботятся об окружающих, но они не знают, как правильно проявить свою заботу и помочь людям, которых они любят.
    • Отсутствие отзывчивости - это одна из причин, по которой аутичные люди испытывают сложности с поиском работы, сохранением рабочего места и поиском друзей.
  1. Научите ребенка навыкам общественного поведения. Тогда как обычные дети учатся навыкам взаимодействия с окружающими естественным образом, просто наблюдая и участвуя в общении с другими, аутичные дети нуждаются в прямых и точных указаниях. Родители и специальные педагоги могут и должны потратить много времени, обучая аутичных детей правилам поведения в обществе (часто начиная с того, что учат ребенка буквально следовать "сценарию") и объясняя, каким образом можно понять потребности и эмоции окружающих.

    Поощряйте ребенка общаться с окружающими. Со временем многие аутичные детьми начинают проявлять интерес к другим детям и пытаются подружиться с ними, особенно если им регулярно предоставляется возможность встречаться с детьми. Вы можете ходить с ребенком на детские площадки и организовывать маленькие детские праздники, где ребенок сможет находиться вместе с обычными детьми. Если ваш ребенок не очень успешен в общении с другими детьми, скажите ему, что вы пришли в это шумное место только на короткое время, и тогда ребенок меньше утомиться.

    Вам нужно добиться, чтобы ребенок проводил время как с аутичными, так и с обычными детьми. Взаимодействие с обычными детьми поможет вашему ребенку стать более отзывчивым и внимательным к окружающим. Общение с аутичными детьми научит ребенка, что особые дети ничуть не хуже обычных, и что в мире немало таких же детей, как он сам. Для более старших детей общение с аутичными сверстниками дает возможность получить поддержку и полезные советы, которые не даст им никто другой.

    • Некоторые школьные программы предлагают для аутичных детей возможность проводить какое-то время в кругу обычных одноклассников. Если степень сохранности вашего ребенка позволяет обучаться в школе, это может быть хорошей идеей.
  2. Предложите ребенку множество позитивных поощрений. Вместо того, чтобы наказывать ребенка, поощряйте каждую его попытку пообщаться с окружающими или поучаствовать в общей деятельности. Поощрите вашего ребенка, поаплодируйте его или предложите награду - звезду из фольги (существует специальная методика работы с аутичными детьми, где за правильные поступки ребенка поощряют звездой, которую ребенок позже может обменять на его любимое лакомство или развлечение) или поход в кафе-мороженое, в общем, что-то, что может создать положительную мотивацию.

    • Избегайте принуждения и наказаний. Не пытайтесь заставить аутичного ребенка общаться с другими. В большинстве случаев это не только бесполезно, но и заставит вашего ребенка бояться и всеми силами избегать ситуаций, где ему придется общаться с другими детьми. Наказание вряд ли поможет решить проблему, и ваш ребенок может начать негативно воспринимать социальное взаимодействие и отзывчивость, ассоциируя их с полученными замечаниями и наказанием.

    Как справиться с речевыми и коммуникационными проблемами

    1. Вы должны знать, что проблемы вербального общения с окружающими типичны для аутичных людей. Больше половины аутичных детей имеют проблемы с развитием разговорных навыков и формированием речи. Другие дети могут разговаривать, но испытывают значительные трудности, обнаруживая специфические речевые проблемы, включая эхолалию - повторение слов и предложений, сказанных другими, иногда в точности повторяющие исходный тон и акцент. Кроме того, аутичные дети могут иметь некоторые речевые сложности:

      • Неправильное употребление местоимений. Аутичные дети. например, могут регулярно употреблять "ты" вместо "я".
      • Понимают сказанное буквально. Аутичные люди могут не понимать речевые обороты, шутки и дразнилки.
      • Трудности в распознавании речи. Даже если ребенок прекрасно понимает структуру речи и имеет обширный словарный запас, он может испытывать трудности в обработки обращенной речи. Вам приходится повторять сказанное еще раз.
      • Огорчение. Эти трудности могут приводить в отчаяние!
    2. Развивайте способности вашего ребенка. Правильный подход к преодолению языковых и разговорных трудностей зависит от способностей вашего ребенка и степени проявления аутичного расстройства. Если ваш ребенок не может разговаривать вообще, попробуйте хотя бы научить его или ее указывать пальцем на предмет, который он хочет. В том случае, когда ваш ребенок может произносить отдельные слова и словосочетания, вы можете попробовать научить его говорить простые предложения.

      • Не отчаивайтесь, даже если ваш ребенок никогда не научится говорить. Неговорящие аутисты тоже могут найти свое место в жизни и быть счастливы. Ваш ребенок может научиться взаимодействовать с людьми с помощью других средств общения.
    3. Занимайтесь с логопедом, чтобы помочь развитию речевых навыков. Логопед или логопед-дефектолог могут помочь ребенку улучшить произношение, научиться правильно строить предложения и лучше понимать обращенную речь. Многие специалисты в этой области относятся к особым детям с любовью и заботой, так что ваш ребенок будет каждую неделю с нетерпение ожидать очередного занятия!

      Разговаривайте с ребенком. Беседуйте с вашим ребенком, даже если вам кажется, что ребенок никак не реагирует на ваши речи. Объясните, почему и как происходят те или иные события. особенно если ребенок сердится или нервничает в конкретных ситуациях (Например: "Мы собирается поехать в супермаркет, чтобы купить вкусные и полезные продукты, из которых будем готовить обеды всю неделю. Когда мы будем в магазине, ты может помочь мне выбрать вкусные продукты"). Читайте вслух стихи и пойте песни.

      Рассказывайте ребенку истории. Рассказывайте ребенку истории каждый день. Очень полезно рассказывать истории по вечерам, когда ребенок ложиться спать. В это время ребенок уже устал и готов послушать сказку. Просите ребенка, чтобы он сам рассказывал вам истории, даже если вы не всегда понимаете его рассказы. Это поможет ребенку стать более уверенным в себе и менее нервным.

      • Главным образом, вы должны стараться, чтобы ребенок не чувствовал, что делает что-то нелепое. Слушая рассказ ребенка, вы должны ценить его попытки общаться. Вы можете даже задать ребенку один-два вопроса по ходу истории, чтобы лучше понимать рассказ. Чтобы не разочаровывать ребенка, иногда вам придется даже притворяться, что вы поняли смысл рассказа.
    4. Повторяйте слова снова и снова, чтобы увеличить словарный запас ребенка. Повторяйте слово, которому вы хотите научить ребенка, несколько раз, указывая или дотрагиваясь до этого предмета. "Это - твоя кровать. Кровать. Скажи - "кровать" " - и поощряйте ребенка каждый раз, когда он повторит нужное слово.

      Если вашему ребенку трудно выражать свои желания словами, попробуйте общаться с ним с помощью рисунков. Сделайте карточки с рисунками или фотографиями, на которых изображены предметы, которые понадобятся вашему ребенку для общения с вами. На карточках может быть изображена разная пища, напитки, кровать, любимые книги и игрушки ребенка. Ребенок сможет использовать эти картинки, объясняя, что именно он хочет.

    Как справиться с эмоциональными срывами и истериками

      Попытайтесь понять, что именно послужило причиной такого поведения. Возможные причины:

      • Гнев из-за невозможности объяснить свои желания. Вообразите, насколько неприятно, если человеку необходимо объяснить что-то, но он не может выразить это словами или понятными предложениями. Это вызывает сильное огорчение, и ребенок может сорваться.
      • Сенсорная перегрузка. Аутичные дети могут испытывать раздражения, когда в комнате слишком много раздражителей. Яркий свет и громкие звуки сердят ребенка и причиняют ему дискомфорт. Это может вызвать эмоциональный срыв (который выглядит как истерика, при этом ребенок не может контролировать себя) или уход в себя (когда ребенок перестает реагировать на происходящее вокруг).
      • Нежелание делать что-нибудь. Когда ребенка заставляют делать что-то против его желания, он может выйти из себя.
      • Последнее средство. Если ребенок не верит, что сможет добиться своего с помощью слов или альтернативных способов общения, он может прибегать к такому поведению, полагая, что это единственная возможность быть понятым.
    1. Реагируйте спокойно и терпеливо. Никогда не повышайте голос и не угрожайте своему ребенку. Продемонстрируйте ребенку такое поведение, которое вы сами хотели бы видеть у него в минуты гнева. Ребенок усваивает поведенческие модели, наблюдая за вами. Дайте себе время остыть, если необходимо.

      • Помогите ребенку успокоиться. Дайте ему возможность некоторое время побыть в
      • Определите, какие способы успокоения эффективны для вашего ребенка.
    2. Предложите свою помощь. Дайте ребенку понять, что ему не придется справляться с огорчением или переутомлением в одиночестве. Если, например, ребенок сердится из-за того, что вы заставляете его заправлять кровать, предложите сделать это вместе. Если ребенку трудно сделать это самому из-за неразвитой моторики, не настаивайте.

      Поощряйте ребенка. Будет очень полезно предложить ребенку награду за то, что он выполнил задачу или справился с раздражающей ситуацией. Например, ваш ребенок боится ходить на прием к врачу, но любит собирать модели автомобилей. Скажите ребенку. что после того, как вы сходите к врачу, вы вместе с ним соберете модель автомобиля. Если вы так поступите, то ребенок будет предвкушать приятное занятие и вознаграждение, что может быть достаточным, чтобы справиться с раздражающей ситуацией.

    Как справиться со склонностью к самоповреждению

      Вы должны знать, что самоповреждение - это одно из типичных проявлений аутичного поведения. Чрезмерное раздражение внешними стимулами и гнев могут приводить к самоповреждающему поведение. Такое действия ребенка могут вызывать страх у родителей, но им необходимо знать, что такое поведение б обычно для аутичного ребенка и его можно предотвратить.

      • Ученые полагают, что такое поведение обусловлено биохимическими факторами. Во время самоповреждения в организме выделяются эндорфины, которые блокируют сильные болевые ощущения и одновременно заставляют человека чувствовать себя более счастливым.
    1. Попробуйте изменить рацион питания ребенка. Некоторые родители отмечают, что переход на безглютеновую диету, а также увеличение потребления витамина В6 и кальция помогают справиться с нежелательным поведением.

      • Вот некоторые продукты, которые содержат много витамина: подсолнечные семечки, фисташки, рыба, мясо птицы, свинина, говядина, чернослив, изюм, бананы, авокадо и шпинат.
      • Вот некоторые продукты, которые содержат много кальция: молоко, сыр, йогурт, шпинат, кудрявая и листовая капуста, бамия, соевые бобы, белая фасоль, а также соки и хлопья, обогащенные кальцием.
      • Всегда советуйтесь с врачом, если хотите изменить рацион питания ребенка.
    2. Придумайте безопасные формы самостимуляции. Некоторые аутисты могут до крови расцарапывать свою кожу, наносить себе другие повреждения и травмировать себя. Вы можете остановить это, предложив другие, более безопасные способы стимуляции. В данном случае может помочь массаж, а также умеренное растирание кожи с помощью щетки. Кроме того, вы можете надевать на ребенка тонкую одежду (например, хлопковые спортивные брюки), чтобы защитить кожу от расчесывания.

      • Не забывайте, что многие люди, страдающие аутизмом, и сами не в восторге о собственного опасного поведения. Вместе с ребенком вы сможете отыскать альтернативные пути обеспечения необходимой стимуляции. Например, если ребенок бьется головой о твердые поверхности, можно попробовать изменить такое поведение, предложив ребенку просто сильно качать головой назад и вперед.
      • Поищите в интернете истории, где взрослые аутисты рассказывают, чем им удалось заменить свою склонность к самоповреждению.
    3. Попробуйте решить вопрос с источником раздражения. Если приступы самоповреждения у ребенка связаны с раздражающими факторами, постарайтесь что-то с этим сделать. Вы можете найти новые способы общения с ребенком, отказаться от определенных занятий или позаботиться, чтобы ребенок не оказывался в ситуациях, которые могут вызвать у него сенсорную перегрузку.

    Как уменьшить тревожность

      Вы должны знать, что повторяющиеся действия и постоянство поведения являются нормой для аутичных людей. Для аутичных людей типично формировать стойкую привязанность к определенным вещам или моделям поведения. Не говорите ребенку, что есть что-то неправильное в его стереотипном поведении и узких интересах, иначе это помешает его эмоциональному развитию и заставить ребенка стыдиться себя и бояться проявлять свою личность.

      • Увлеченность чем-то может помочь выстроить отношения и получить опыт. Они могут даже превратиться в прекрасную карьеру когда-нибудь.
    1. Придерживайтесь распорядка дня. Многие аутичные дети чувствую себя гораздо лучше, когда у них есть стабильный предсказуемый распорядок дня. Если ребенок знает, когда именно он будет есть, играть, заниматься и ложиться спать, это сделает его день менее пугающим, утомительным и непредсказуемым. Это поможет снизить тревожность и связанную с ней ригидность поведения.

      • Установление нового режима дня может быть непростым делом, поэтому запаситесь терпением. Вашему ребенку потребуется некоторое время, чтобы понять распорядок дня и оценить, что его нужно будет придерживаться каждый день. Объясните распорядок дня вашему ребенку и сделайте расписание с картинками, чтобы помочь ребенку понять порядок дел в течение дня. Вы будете вознаграждены за настойчивость - как только ребенок поймет и примет новый режим дня, он станет чувствовать себя намного лучше.
    2. Чаще играйте с ребенком. Старайтесь играть в спокойные игры, которые выбирает ваш ребенок. Позвольте ребенку играть так, как он хочет, даже если игра кажется вам скучной и повторяющейся. Например, если вашему ребенку нравятся пуговицы, дайте ему пригоршню разных пуговиц, и присоединитесь к игре.

      Включите музыку. Многие аутичные дети очень восприимчивы к музыке. Если вы видите, что ребенок слишком встревожен, включите приятную, умиротворяющую музыку. Это поможет ребенку успокоиться.

      Попробуйте сделать массаж. Если вы включите в распорядок дня короткий сеанс массажа, это поможет ребенку расслабиться. Для этого не обязательно приглашать профессионального массажиста, вы сможете научиться делать такой массаж самостоятельно!

      Сохраняйте позитивный настрой. Если ребенок почувствует, что вы злитесь на него или хотите отругать, он, вероятнее всего, снова спрячется в своем внутреннем мире. Таким образом, в ваших интересах быть ласковым, добрым и позитивным, даже если вы чувствуете раздражение. Даже если вы ругаете своего ребенка, он должен чувствовать, что вы сопереживаете и поддерживаете его. Дайте ребенку время успокоиться после выговора.

      Дайте ребенку понять, что он дорог вам. Скажите ребенку, что он так же важен для вас, как и остальные члены семьи. В подтверждение слов относитесь к ребенку с любовью, уважением и щедростью. Если ребенок чувствует себя в безопасности, у него гораздо реже проявляются ригидность и повторяющееся поведение.

    Что делать, если ребенок употребляет бранные слова или ведет себя неправильно

      Вы должны понимать, что аутичные люди иногда теряют контроль над своим поведением. Те же самые проблемы (раздражение, чувство незащищенности или избыток раздражающих факторов), которые вызывают поведенческие проблемы, могут заставить ребенка нарушать правила поведения в обществе. Дети могут вести себя необычно, например, начать кричать или издавать необычные звуки.

      Вы должны знать, что аутичные люди часто не умеют распознавать сигналы, которые посылают другие люди. Аутисты иногда даже не понимают, что их поведение мешает другим людям, и им не всегда удается распознать недовольство по мимике и жестам окружающих. Очень важно понимать, что аутисты порой ненамеренно нарушают эти правила.

      Спокойно объясните ребенку, что так вести себя нельзя. Дайте ему время обдумать сказанное. Если ребенок не специально нарушил правила поведения, то ваш суровый выговор только заставить его чувствовать себя неуютно. Если ребенок ведет себя так, чтобы привлечь внимание, отсутствие бурной реакции даст ему понять, что этот способ не работает.

      • Если ваш ребенок не оставляет свои попытки привлечь внимание плохим поведением, даже не получив вашей ответной реакции, спокойно скажите: "Криком ты ничего не добьешься. Если ты что-то хочешь, почему бы тебе не объяснить это словами?". Если вы будете последовательны и предложите лучшее решение, ребенок хорошо усвоит, что такое поведение неэффективно.
    1. Последите за своим собственным поведением. Например, если вы не хотите, чтобы ребенок употреблял бранные выражения, вы и сами должны воздержаться от ругани. Дети учатся, наблюдая за вашим поведением, и правило "делай, как я говорю, а не так, как я поступаю сам" здесь не работает.

      Если вы сделали все. что мы советовали выше, но ребенок не прекратил своего неправильного поведения, вы должны прибегнуть к соответствующему наказанию. Ограничьте что-нибудь, что ребенок воспринимает как привилегию - например, запретите ему в течение всего дня смотреть телевизор.

      • Самое важное в этом методе - быть последовательным. Если ваш ребенок заподозрит, что вы не выполните своей угрозы, вряд ли он перестанет нарушать правила поведения. Последовательность означает, что вы сделаете именно то, о чем говорите.
      • Прибегайте к наказанию только в самом крайнем случае.

    Как справиться со стереотипным поведением

    1. Вам необходимо знать, что стереотипии, или устойчивые повторяющиеся движения, являются одной из характеристик аутичного спектра. Большинство аутичных детей периодически повторяют одно и то же движение - они подпрыгивают, кружатся на месте, переплетают пальцы, трясут кистями рук, ходят на цыпочках или гримасничают. Как и самоповреждение, эти движения являются частью самостимулирующего поведения, однако они не причиняют вреда здоровью ребенка. Стереотипные движения помогают ребенку контролировать свои эмоции, сосредотачиваться на задаче, предотвращать срывы из-за сенсорной перегрузки и чувствовать себя спокойнее.

      Вы должны объяснить ребенку, что в таком поведении нет ничего плохого, тем более все люди в той или иной степени имеют склонность к повторяющимся движениям. (Например, даже здоровые люди могут иметь привычку щелкать автоматическим карандашом, расхаживать по комнате туда и обратно, накручивать прядь волос на палец или бесцельно постукивать ногой).

      • Никогда не наказывайте ребенка за такое поведение и не смейтесь над ним, потому что это непременно скажется на его самооценке и неблагоприятно повлияет на эмоциональное развитие.
    2. Предложите ребенку разнообразные занятия. Если вы будете проводить много времени с ребенком, играя в различные игры, то он меньше будет проявлять стереотипное поведение. Научите ребенка новым играм, особенно тем, где нужно будет задействовать воображение.

      • Если двигательные стереотипии присутствуют постоянно, ребенок нуждается в большей физической активности.
      • Если гиперактивный ребенок прыгает на батуте, делает упражнения на надувном мяче, лазит по деревьям, плавает, занимается восстановительными упражнениями или гуляет пешком, это дает ему достаточное количество двигательной активности, и он может спокойно сидеть за партой во время уроков.
    3. Убедитесь, что сверстники вашего ребенка понимают его особенность. Поговорите с учителями и ассистентами учителя, чтобы быть уверенным, что одноклассники ребенка умеют правильно общаться и не дразнят вашего ребенка за то, что он отличается от них. Аутичные дети не должны бояться насмешек из-за стереотипного поведения.

      Дайте ребенку подходящие игрушки. Вашему ребенку может понравиться перебирать локоны куклы или катать в руках клубок ниток. Это даст ребенку возможность выбрать, какие стимулирующие действия ему необходимы, и хочет ли он, чтобы его действия не привлекали внимания окружающих. Подчеркните, что вы принимаете и уважаете его выбор.

Видео: Психолог: С проблемами вашего особого ребенка нужно не бороться, а объединиться

Среди детей есть те, кто немного не похож на своих сверстников. Такие дети живут в своем тесном замкнутом мире, куда мало кого впускают или же не впускают практически никого. Дети эти особенные и рождаются они с диагнозом «аутизм». На сегодняшний день аутизм является достаточно распространенным заболеванием. Если ребенок рождается с диагнозом «аутизм», это вовсе не означает, что у него больные или же неполноценные родители. Дети-аутисты появляются в здоровых, полноценных семьях, где до этого не было никаких нарушений в развитии и формировании личности.

Врачи выдвигают большое количество возможных теорий, которые объясняют причины появления такого расстройства личности, как аутизм. Здесь выделяют генетический фактор, последствия тяжелых родов у женщины или же прививок у ребенка в первые годы жизни, длительное искусственное вскармливание, внутриутробное нарушение работы головного мозга. Но, ссылаться на одну из этих теорий не рекомендуется, так как фактических доказательств они не имеют. Диагноз «аутизм» позволяет ребенку полноценно расти, развиваться и формироваться. Единственное, что родители, а также специалисты-психологи должны играть в этом процессе первостепенную роль.

Как распознать аутизм у ребенка?

К сожалению, мы все еще продолжаем жить в постсоветское время, где медицине как таковой, а уж тем более – научным фактам и достижениям, уделяется катастрофически мало внимания. Это касается и детей-аутистов. На Западе аутизм у детей не воспринимается как болезнь или же какая-то страшная патология. Такие дети ходят в детские сады и школы, полноценно развиваются, растут и не испытывают давления общества.

У нас такие условия для детей не создаются и не планируются. Ребенок с таким диагнозом не посещает общественную школу, а обучаются в стенах дома. Достаточно большие шансы на полноценное развитие и жизнь в дальнейшем у тех детей и родителей, которые обнаружили развитие аутизма на ранней стадии его возникновения.

Видео: АУТИЗМ - КАК НУЖНО ОБУЧАТЬ МАЛЫША

Далее, когда ребенку исполняется 1-2 года родители могут отметить, что ему все равно на тех, кто находится с ним рядом. То есть, дети-аутисты предпочитают не смотреть в глаза собеседнику, а заниматься в этот период своими, более важными делами. Движение ребенка однотипные, монотонные. Ребенок может несколько раз подряд проговаривать одни и теже слова, задавать одинаковые вопросы, даже несмотря на то, что 5 минут назад уже слышал ответ на этот вопрос. Такое поведение не присуще обычному здоровому, полноценно развивающемуся ребенку. При малейших подозрениях на задержку в развитии или же какие-то отклонения у ребенка, родителям необходимо обратиться к врачу-педиатру и специалисту-психологу.

Приблизительно в 2-3 года можно с вероятностью в 100% определить, что ребенок страдает от аутизма. Такие дети похожи на волков-одиночек: им не нужно общество, они постоянно общаются с пустотой, очень сильно боятся знакомст с новыми людьми, а также посещений незнакомых мест. Детям-аутистам не интересно общество других детей, они предпочитают общаться с одной любимой игрушкой, ручкой, цветком (с любым неодушевленным предметом).

Видео: Аутизм: бороться или смириться?

Как помочь ребенку-аутисту?

Конечно, диагноз «аутизм» является огромным стрессом, травмой для родителей. Ведь каждый из нас надеется на то, что его ребенок будет расти здоровым, красивым и счастливым. Но, здесь нужно отметить, что диагноз этот не является приговором на жизни, развитии и становлении ребенка.

Если родители ребенка-аутиста вовремя обнаружили отклонения в развитии малыша, обратились к специалистам и начали проходит курс реабилитации, то в таком случае у ребенка есть все шансы на полноценную здоровую жизнь. Конечно, для того, чтобы облегчить жизнь ребенку, родителям придется постараться и приложить максимум усилий.

С ребенком необходимо заниматься, развивать его и обязательно – корректировать поведение. Родителям при этом не нужно замыкать свой круг общения и развития на ребенке – вы должны быть позитивны, развиваться и стремиться к тому, чтобы ваш ребенок видел не слезы, а только радость. Цели в развитии ребенка также нужно ставить постепенно – сначала первое слово, затем – поход на горшок, общение с мамой/папой, изучение окружающего мира и т.д. Не стоит ни эмоционально, ни физически нагружать ребенка.

Обязательно вместе с психологом и другими педагогами по развитию обсудите тактику далььнейших действий и развития вашего ребенка. Не стоит идти в разные стороны, направление развития и формирования здоровой личности из вашего малыша, должно быть единым.

Помните, что у детей аутистов отсутствует такой рефлекс, как подражание. Именно поэтому дети не могут вместе с вами начать играть в куклы, повторить несколько букв алфавита, нарисовать цветочек и т.д. Такие дети, к примеру, вовсе не замечают своих сверстников в той же песочнице. Но, даже несмотря на это, нужно всячески приобщать ребенка к общению со сверстниками и постоянному нахождению в обществе других людей.

Видео: Детей с аутизмом не нужно лечить, необходимо раскрыть их потенциал

Физическое развитие ребенка-аутиста

Ребенок-аутист в обязательном порядке должен активно развиваться в физическом плане. Это способствует правильному формированию мозговой деятельности, моторики, координации движений в пространстве. Приседайте вместе с ребенком, кружитесь, ползайте, играйте в различные подвижные игры.

Обязательно приучайте ребенка к тому, что есть такое слово, как «нет», «нельзя», «не делай». Дети-аутисты отличаются некой агрессией в отношении к близким и окружающим – они могут толкнуть, обидеть, ударить и т.д. Родители же, в свою очередь, должны четко контролировать данный процесс.

Все интересное

Что делать, если ребенок часто болеет? И вы уже не знаете, с какой новой проблемой идти к участковому терапевту? Ни один ответственный родитель не сможет безответственно относиться к здоровью своего ребенка. Причем, как ни странно, не все родители…

Аутизм у детей это своеобразное заболевание психики, из-за которого нарушается моторика и речь. Аутизм проявляется в виде задержки в психическом развитии, стереотипном поведении, при этом нарушается социальная адаптация. Часто семья с аутичным…

Видео: Синдром Карлсона. Ребенок говорит с призраком?Наверное, все помнят известный советский мультик, на котором выросло уже не одно поколение…- «Малыш и Карлсон». Если кратко, то в истории повествуется о том, как маленький одинокий…

Сотрясение мозга ребенка – это, к сожалению, наиболее распространенный диагноз в детской травматологии. Чаще всего детей разного возраста от нескольких месяцев и до 18 лет госпитализируют именно с черепно-мозговой травмой. Ситуаций, при которых…

Каждый день взрослый человек сталкивается с огромным количеством разнообразных ситуаций, которые требуют от нас сосредоточенности, собранности, выдержки и сдержанности. И порой очень сложно не сорваться, не крикнуть, сдержаться и не погрязнуть в…

Родители беспокоятся, когда их ребенок постоянно тревожен, такое с ним случается, когда он расстается с родителями, идет в детский сад и в других ситуациях. Многие педиатры убеждены в том, что это тревожность должна быть у ребенка. Главное, чтобы…

Если у ребенка начали выпадать молочные зубы и вместо них расти – «взрослые» коренные, то это настоящий повод для родительской радости и гордости. Малыши и сами понимают всю важность этого события – если у них вдруг выпадает зубик, то…

Синдром Ангельмана – это генетическое заболевание, характеризующееся задержкой психического развития у человека. Признаки синдрома Ангельмана выражены в виде припадков, беспорядочных хаотических движений конечностей, а также выражением ярких эмоций…

Видео: Что такое аутизм? Часть 1. (Признаки аутизма. Аутизм симптомы. Диагностика аутизма.)Аутизм – расстройство в развитии нервной системы, которое характеризуется всесторонним выраженным дефицитом общения и социального взаимодействия, ограниченной…

Видео: Popular Videos - Donetsk National Medical UniversityКарликовость или же заболевание под названием гипофизарный нанизм – это достаточно тяжелое заболевание, причиной возникновения которого является снижение выработки в организме человека…

До этих пор не было проблем с принятием в школу без прививок, но вот недавно законодательство начало рассматривать эту проблему и все-таки там уже есть пункт, который говорит о том, что ребенок без вакцины не допустят к учебному процессу. Начальник…