Ваш путеводитель по бурятии и байкалу. Буряты

Название «буряты» произошло от монгольского корня «бул», что означает «лесной человек», «охотник». Так монголы называли многочисленные племена, жившие по обоим берегам Байкала. Буряты стали одними из первых жертв монгольских завоеваний и долгих четыре с половиной столетия платили дань монгольским ханам. Через Монголию же в бурятские земли проникла тибетская форма буддизма - ламаизм.

В начале XVII века, перед приходом русских в Восточную Сибирь, бурятские племена по обе стороны Байкала все еще не составляли единой народности. Однако казакам не скоро удалось покорить их. Официально Забайкалье, где проживала основная часть бурятских племен, было присоединено к России в 1689 году в соответствии с Нерчинским договором, заключенным с Китаем. Но фактически процесс присоединения завершился только в 1727 году, когда была проведена русско-монгольская граница.

Еще ранее указом Петра I для компактного проживания бурят были выделены «коренные кочевья» - территории по рекам Керулен, Онон, Селенга. Установление государственной границы привело к обособлению бурятских племен от остального монгольского мира и началу их формирования в единый народ. В 1741 году русское правительство поставило для бурят верховного ламу.
Не случайно, буряты питали живейшую привязанность к русскому государю. Например, когда в 1812 году они узнали о пожаре Москвы, то их с трудом можно было удержать от похода против французов.

В годы Гражданской войны Бурятию оккупировали американские войска, сменившие здесь японцев. После изгнания интервентов в Забайкалье была создана Бурят-Монгольская Автономная Республика с центром в городе Верхнеудинске, впоследствии переименованном в Улан-Удэ.

В 1958 году Бурят-Монгольская АССР преобразовалась в Бурятскую АССР, а после распада Союза - в Республику Бурятия.

Буряты - одна из самых многочисленных народностей, населяющих территорию Сибири. На сегодняшний день их численность в России составляет больше 250 тысяч. Однако в 2002 году решением ЮНЕСКО бурятский язык был занесен в «Красную книгу» как вымирающий - печальный итог эпохи глобализации.

Дореволюционные русские этнографы отмечали, что телосложение у бурят крепкое, но вообще они расположены к тучности.

Убийство среди них - почти неслыханное преступление. Однако же они отличные охотники, на медведя бурят смело идет в сопровождении только своей собаки.

Во взаимном обхождении буряты учтивы: здороваясь, подают друг другу правую руку, а левой захватывают ее повыше кисти. Подобно калмыкам, они не целуют своих возлюбленных, но обнюхивают их.

У бурят существовал древний обычай почитания белого цвета, который в их представлении, олицетворял чистое, священное, благородное. Посадить человека на белый войлок, значило пожелать ему благополучия. Лица знатного происхождения считали себя белокостными, а бедняков—чернокостными. В знак принадлежности к белой кости богачи устанавливали юрты из белого войлока.

Многие, наверное, удивятся, когда узнают, что у бурят только один праздник в году. Но зато длится он долго, почему и называется «белый месяц». По европейскому календарю его начало выпадает на сырную неделю, а иногда на самую масленицу.

У бурят с давних пор сложилась система экологических принципов, в которой природа рассматривалась как коренное условие всякого благополучия и богатства, радости и здоровья. Согласно местным законам, осквернение и разрушение природы влекло за собой тяжелые телесные наказания, вплоть до смертной казни.

Издревле у бурят почитались святые места, которые были ни чем иным, как заповедниками в современном смысле слова. Они находились под защитой вековых религий — буддизма и шаманизма. Именно эти святые места помогли сохранить и спасти от неминуемого уничтожения целый ряд представителей сибирской флоры и фауны, природные богатства экологических систем и ландшафтов.

Особо бережное и трогательное отношение у бурят к Байкалу: испокон веков его считали священным и великим морем (Ехэ далай). Упаси Боже на его берегах произнести грубое слово, не говоря уже о брани и ссоре. Возможно, в XXI веке до нас, наконец, дойдет, что именно это отношение к природе и должно называться цивилизацией.

Территория Забайкалья являлась с глубокой древности составной частью Центрально-азиатской историко-культурной области. Население района прямо или косвенно в течение тысячелетий входило в орбиту грандиозных исторических событий этой части планеты. Интереснейшей страницей в древнейшей истории Забайкалья является его гуннский период (конец III века до нашей эры - конец I века нашей эры). В гуннском государстве были собраны разноэтнические племена, прежде всего протомонгольские, частично прототунгусские и протоиранские. Согласно историческим свидетельствам, гунны создали мощное государство кочевников Центральной Азии, просуществовавшее три столетия.
Последующие государственные образования кочевников сменяли друг друг на протяжении тысячелетий до образования в 1206 году Монгольской империи, в которой Чингис-хан объединил все основные монгольские племена. Подчиняясь строжайшей государственной дисциплине, народы Забайкалья участвовали в завоевательских походах Чингис-хана и его преемников.

После распада империи Чингис-хана монгольское государство, раздираемое феодальными раздорами, продолжало существовать. Племена, кочевавшие в Забайкалье и Предбайкалье, неизменно оставались в его составе.

В 16-м веке российская империя начала интенсивно расширять свои рубежи на восток. Крупные исторические события, надвигавшиеся в сторону Байкала, коснулись судьбы народов, обитавших на этих территориях. В 1666 году на высоком берегу реки Уда русские казаки воздвигли деревянную крепость, которая положила начало крупному купеческому городу Верхнеудинску, впоследствии ставшему столицей Бурятии - Улан-Удэ.

Установление Россией устойчивых пограничных рубежей привело к обособлению бурятских племен от остального монгольского мира. Царское правительство установило свою административно-управленческую систему в Забайкалье, однако внутреннее самоуправление осуществлялось бурятской знатью под контролем восточно-сибирской администрации. Строительство Транссибирской железной дороги, проходящей и через территорию Забайкалья, а также традиционные караванные пути, связывающие Россию со странами Юго-Восточной Азии, привели в 18-19 веках к интенсивному экономическому развитию региона.

30 мая 1923 года была образована Бурят-Монгольская Автономная Советская Социалистическая республика.
Еще раньше две Бурят-Монгольские автономные области были созданы в составе РСФСР и Дальневосточной республики (буферного государства, созданного Советской властью в тактических целях).
30 мая 1923 года президиум Всесоюзного Центрального исполнительного комитета принял постановление об объединении этих областей в республику с центром в городе Верхнеудинске.
Столица Бурят-Монголии в 1934 году была переименована в Улан-Удэ. В 1937 году из состава республики был выведен ряд районов, на их основе созданы два бурятских автономных округа, вошедших в состав соседних областей: Агинский в составе Читинской и Усть-Ордынский в составе Иркутской области.
В 1958 году Бурят-Монгольская АССР получила новое название – Бурятская АССР.
8 октября 1990 г. был провозглашен государственный суверенитет Бурятской Советской Социалистической Республики и объявлен отказ от статуса автономной республики. 27 марта 1991 года парламент Бурятии исключил из названия республики определения «Советская» и «Социалистическая», и она получила современное название. С 1994 года в Республике Бурятия действует нынешняя Конституция. В ней закреплено разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, определена система органов государственной власти, включающая Президента, Правительство, Народный Хурал, Конституционный суд, а также Верховный суд и другие судебные органы.

В Бурятии мирно соседствуют различные религии и конфессии. Наиболее распространенными и традиционными из них являются буддизм и православие. В Бурятии находится центр Буддизма России, возводится первый буддийский женский монастырь.

Коренное население республики - буряты. Общества бурятской культуры зарегистрированы в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Иркутске. В республике зарегистрировано более 300 общественных объединений, здесь традиционно спокойная общественно-политическая обстановка.

УЛАН-УДЭ (ВЕРХНЕУДИНСК) - СТОЛИЦА БУРЯТИИ

Город Улан-Удэ - административно-политический, экономический и культурный центр Республики Бурятия. Это - один из старейших крупных городов Сибири и Дальнего Востока.

Улан-Удэ расположен на живописном месте. С северной и южной сторон город окаймлен горами, покрытыми хвойными лесами, а к западу от него раскинулась Иволгинская долина. Через город, словно гигантские артерии, величаво несут свои воды забайкальская красавица-река Селенга и быстротечная Уда.

История возникновения и развития города неразрывно связана с историческим процессом добровольного вхождения Бурятии в централизованное русское государство, с историей совместной жизни и деятельности бурятского и русского народов по хозяйственному освоению Забайкалья - богатейшего края Сибири.

История Улан-Удэ, как и почти всех старых сибирских городов, начинается с постройки зимовья, острога. В 1666 году русский казачий отряд поставил в устье реки Уды, на высоком скалистом берегу маленький деревянный домик, названный "Удинским казачьим зимовьем". Удинское зимовье было создано в основном для сбора ясака.

Дальнейшему развитию Удинского зимовья, превращению его в острог, а затем в город во многом способствовало очень выгодное его географическое расположение - на перекрестке главных торговых путей России с Китаем и Монголией. Учитывая удобное географическое и стратегическое месторасположение Удинского зимовья, Московское правительство решило построить здесь острог (военный городок). В 1689 году его строительство было закончено, и назван был острог Верхнеудинским. В 1690 году Верхнеудинский острог был переименован в город.

Верхнеудинск в административном отношении с восьмидесятых годов XVII века входил в состав Иркутского воеводства. Занимая выгодное положение на торговом пути России с Китаем и Монголией, Верхнеудинск сравнительно быстро превратился в один из главных торговых центров России на Востоке. Здесь взимались торговые пошлины и, таким образом, контролировалась, по существу, вся торговля России с другими странами.

Предпринимательство в Бурятии имеет богатую историю. В Верхнеудинске с 1780 года стали проводиться ярмарки. Чуть позже началось строительство Гостиных рядов (1791-1856гг.) в центре города, которые сохранились и по сию пору. Известными купцами тех лет были Митрофан Курбатов, Петр Фролов, Иакин Фролов, Петр Трунев.

Развитие промышленности в городе было связано со строительством транссибирской магистрали, которое велось с двух сторон, с Запада и Востока одновременно, в течение 13 лет, с 1892 года по 1905 год. 15 августа 1899 года жители Верхнеудинска встречали первый поезд.

Транссибирская магистраль связала Верхнеудинск со всей страной, и к 1913 году в городе насчитывалось уже 13 тысяч жителей.

Сегодня Улан-Удэ - крупный промышленный центр Республики Бурятия.

Один из наиболее красивых регионов Восточной Сибири, поражающий удивительным разнообразием природы, органично сочетающей величие и мощь Байкала, бескрайние таежные пространства, полноводные реки и заснеженные вершины саянских горных хребтов.

С древнейших времен на территории современной Бурятии жили разные племена и народы. В каменном веке они занимались охотой и рыболовством. В эпоху бронзы появилась культура "плиточных могил", оставившая после себя древние памятники на могилах умерших, "оленные" камни среди степей и множество рисунков на скалах и пещерах. Люди, жившие в те далекие времена, умели обрабатывать медь и бронзу, делать прекрасные украшения и предметы обихода из золота и бронзы.

Одна из интересных страниц в истории связана с хунну, потеснившими "плиточников" в последних веках до нашей эры. От многовекового господства этого конгломерата племен. создавших первое в Центральной Азии государственное объединение, осталось несколько городов-поселений и гигантских усыпальниц.На северных рубежах своих владений хунну построили укрепленный форпост-Нижне-иволгинское городище. На юге Бурятии известно большое число захоронений. Одно из них найдено в районе Кяхты, в Ельмовой пади.

После распада государства хунну племена, проживавшие на территории нынешней Бурятии, были втянуты в водоворот различных этнических образований. Здесь жили сяньби, курыканы, монголоязычные кидани, ранние средневековые монгольские племена, а также предки тунгусов.

В такой сложной исторической ситуации происходило образование бурятского и эвенкийского этносов. Буряты относятся к центрально-азиатскому типу северо-азиатской расы большой монголоидной расы. Говорят на бурятском языке, суеверной подгруппы монгольской группы алтайской семьи. Выделяются западные и восточные группы диалектов. Распространены также монгольский и русский языки. Большая часть бурят (забайкальские) до 1930 года пользовалась старомонгольской письменностью, с 1931 - письменностью на основе латинской графики, а с 1939 - на основе русского алфавита. Большинство западных бурят считались православными, но сохраняли шаманство, верующие буряты в Забайкалье - приверженцы буддизма. При дацанах (буддийских монастырях) имелись духовные школы, мастерские по изготовлению икон и скульптур, книгопечатные мастерские. Бурятские ламы (буддийские монахи) славились своей ученностью, среди них были известные богословы, медики и астрологи. Своеобразной была и дацанская архитектура.

Ко времени присоединения Бурятии к России (сер. ХII в.) происходил процесс формирования бурятского зтноса из отдельных племенных групп, крупнейшими из которых были булагаты, эхириты, хоринцы и хонгодоры. Русские заселяли Забайкалье в три основные этапа. В 17 веке пришли казаки-землепроходцы, в 18-19 вв. сюда были высланы старообрядцы (семейские), в конце 19 - начале 20 века - крестьяне-переселенцы. Все три волны принесли свою самобытную культуру, наиболее яркой из них является старообрядческая.

После Октябрьской революции были образованы Бурят-Монгольская Автономная область в составе Дальневосточной республики (1921) и Монголо-Бурятская Автономная область в составе РСФСР (1922). В 1923 г. Они объединились в Бурит-Монгольскую Автономнув Советскую Социалистичес- кую Республику в составе РСФСР. В 1937 г. от Республики были отделены и образованы Агинский Бурятский национальный округ в составе Читинской области, Усть-Ордынский Бурятский национа- льный округ в составе Иркутской области и отдельно Ольхонский район в составе Иркутской области. В июле 1958 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Бурят-Монгольская АССР была переименована в Бурятскую АССР.

В октябре 1990 года Верховный Совет Бурятской АССР провозгласил Декларацию о государственном суверенитете Бурятской ССР. В Республике два государственных языка - бурятский, русский В феврале 1992 года законодательная власть Бурятии приняла решение о переименовании Бурятской ССР в Республику .

К западу от Байкала (Иркутская область) проживает 81 тыс. бурят, к востоку от него (Бурятия) - 249 тыс. бурят (данные переписи 1989 г).

Буряты - одна из самых многочисленных народностей, населяющих территорию Сибири. По мнению академика А. П. Окладникова, формирование бурятского народа в целом можно представить как результат развития и объединения разнородных этнических групп, долгое время проживающих в Прибайкалье. Первые группы монголоязычных племен в этом регионе появились в XI веке. Под их влиянием часть народа курыкан, проживавшего до этого на территории Прибайкалья, уходит вниз по реке Лена, а другая часть ассимилируется с монголами и становится прародителями западных бурят (возникают новые этнические племена хори-монголов). До конца XVII века в Прибайкалье не было государственных границ. Наряду с раздробленными бурятскими родами (булагаты, эхириты, хонгодоры, хоринские и т. д.) на территории проживали различные монголоязычные родоплеменные группы, племена тюркского и тунгусского происхождения. Племена свободно передвигались в пределах от Байкала до пустыни Гоби. Только с установлением в 1727 г. русско-китайской границы это передвижение прекратилось и появились условия для формирования бурятской народности. Многие исследователи сходятся в мнении, что процесс формирования и консолидации бурятской народности начался в XVII в. Это подтверждают археологические и этнографические данные, по которым установлено, что к XVII-XVIII вв. большинство коренных племен Прибайкалья вошли в состав сформировавшейся народности - бурят. Предположительно название народности произошло от монгольского корня "бул", что означает "лесной человек", "охотник", по другой версии от корня "бу" - ловец соболя. К этому времени относится и появление первых русских землепроходцев. По данным самой первой из известных бурятских летописей "Балжан хатанай тухай дурдалга" в 1648 году буряты выразили согласие принять подданство Российского государства. В конце ХIХ - начале ХХ веков во всех бурятских ведомствах население уже было этнически смешанным. Поэтому в культуре бурятского народа очень много от русских и монгол.


ИСТОРИЯ БУРЯТИИ ХХ ВЕКА.

В начале ХХ в. в Забайкалье царское правительство упразднило систему национального самоуправления: Степные думы и инородные управы, должности тайшей и зайсанов были ликвидированы. Вместо них были образованы 15 волостей, созданы волостные правления. В бурятских улусах местная власть передавалась в руки крестьянских начальников из русских. Такой же процесс проходил в Иркутской губернии (1912).
Со строительством Транссибирской железной дороги происходил рост товарооборота, социально-экономическое и культурное развитие края. Развивалась угольная промышленность, усиливалась эксплуатация рабочих. В крае впервые развернулось массовое рабочее движение. С введением волостных учреждений, передачей власти на местах в руки русских крестьянских начальников началось национальное движение бурят. Русско-японская война ускорила рост социально-политических процессов, вылившихся в революцию 1905-1907 гг. В начале 1906 г. революционное движение в Забайкалье было подавлено карательными экспедициями Ренненкампфа и Меллер-Закомельского. Руководители верхнеудинской социал-демократической группы и стачечного комитета А.А. Гольдсобель, И.Г. Шульц, М.Д. Медведников, А.А. Гордеев, Н.А. Милютинский были казнены. После поражения революции усилился полицейский надзор на предприятиях, в бурятских улусах. Началась повсеместная землеустроительная работа как основа переселенческой политики царизма. В 1912-1913 гг. произошел подъем забастовочного, аграрного и национального движения в Бурятии, весной 1914 г. имели место вооруженные выступления бурят. Экономический подъем края продолжался, к 1913 г., как и в целом по стране, были достигнуты наиболее высокие показатели. В годы первой мировой войны продолжается рост экономики, к 1916 г. промышленность и сельское хозяйство достигло значительных успехов. Однако в народе росло недовольство ходом войны, политикой царского правительства, усилилось демократическое аграрное, рабочее и национальное движение. Важную роль в развитии революционных событий сыграли политические ссыльные М.В. Фрунзе, В.М. Серов, Н.С. Кабашов, Е.А. Петров, В.А. Чащин, А.М. Буйко. Росту национального движения способствовал царский указ «О реквизиции инородцев» (1916), по которому около 20 тыс. бурят были мобилизованы на тыловые работы в прифронтовой полосе (в Белоруссии и Архангельской губернии), на предприятиях Восточной Сибири.
После победы Февральской буржуазно- демократической революции из подполья вышли запрещенные политические организации, образовывались партийные организации социал- революционеров, народных социалистов, трудовиков, кадетов. 6 марта 1917 г. в Верхнеудинске был образован Исполнительный комитет Общественных организаций, председателем был избран бывший член большевистской фракции II Государственной Думы Е.А. Петров. Представители демократической и эсеровской организаций образовали Верхнеудинский Совет рабочих и солдатских депутатов, председателем был избран бывший член большевистской фракции II Государственной Думы В.М. Серов. Исполнительную власть буржуазного Временного правительства в Забайкальской области представлял Читинский голова Н.Н. Савич, в Верхнеудинском и Троицкосавском уездах – городские головы, в Селенгинском и Баргузинском уездах – городские старосты.
В Бурятии было установлено двоевластие. Верхнеудинский Исполнительный Комитет Общественных организаций и Совет рабочих и солдатских депутатов поддержали политику Временного правительства, но их власть распространялась только на русское население Западного Забайкалья. В марте 1917 г. съезд 11 родов хоринских бурят, представлявший значительную часть забайкальских бурят, осудил аграрную политику царизма, высказался за коренной пересмотр земельного вопроса, ликвидацию института крестьянских начальников. На I общенациональном съезде бурят Забайкальской области и Иркутской губернии (г. Чита, 23-25 апреля 1917 г.) высшим органом, ведающим культурно-национальной жизнью бурят, был признан съезд, а в период между съездами – Центральный Бурятский национальный комитет (Бурнацком). В его организации и деятельности активную роль играли видные бурятские общественные деятели Б. Барадин, Н. Богданов, Э-Д. Ринчино.
К середине 1918 г. во всех русских волостях Западного Забайкалья, за исключением трех, была установлена Советская власть, устанавливалась она и в казачьих станицах. Советские органы реквизировали ряд частных предприятий, проводилась работа по организации продовольственного дела. После победы Октябрьской революции большую остроту приобрел национальный вопрос. В начале 1918 г. в Иркутске была образована первая большевистская группа, куда входили М.М. Сахъянова, Г.Г. Данчинов, Ф.М. Осодоева, С.Х. Николаев, В.И. Трубачеев, М.Н. Ербанов, И.В. Ченкиров. Бурятские большевики выдвигали требование образования единых Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов с представительством русского, бурятского и других народов. Бурнацком не признал социалистическую революцию, продолжая оставаться на позициях Временного правительства. III съезд Советов сельских и рабочих депутатов Забайкальской области принял решение утвердить существовавшие у бурят-монголов административно-хозяйственные органы национального самоуправления.
С конца 1917 – начала 1918 г. постоянную военную угрозу для Забайкалья представлял атаман Семенов. Для борьбы с ним Центросибирь образовала Забайкальский фронт, командующим был назначен С.Г. Лазо. После мятежа чехословаков, приведшего к падению Советской власти от Волги до Дальнего Востока, на территории Сибири, в том числе и Бурятии, установилась контрреволюционная диктатура ставленников старого режима. В 1919 г. в Прибайкалье развернулась борьба рабочих и крестьян против колчаковщины и семеновщины, в конце 1919 – начале 1920 г. партизанской борьбой была охвачена почти вся территория Бурятии. Руководители партизанских отрядов в долинах рек Хилок и Чикой – С.Ю. Широких-Полянский, А.П. Смолин, Е.П. Петров, П.П. Смолин, К.И. Лощенков, Е.Ф. Савельев; в Усть-Селенгинском районе – коммунисты А.К. Плис, Ф.С. Петров, В.Ф. Печкин; в Баргузинской долине - Н.С. Кабашов, Я.И. Вишняк, Н.Н. Ромм.
В начале 1920 г. значительная часть территории Бурятии была освобождена. В апреле 1920 г. было образовано буферное государство – Дальневосточная республика (ДВР). Граница между нею и РСФСР проходила по р. Селенге, поэтому территория Бурятии оказалась в двух различных государствах. По конституции ДВР (принята 27 апреля 1921 г.), территория, занятая только бурятским населением (108,8 тысяч человек), выделялась в Бурят-Монгольскую автономную область ДВР в составе Агинского, Баргузинского, Хоринского и Чикойского аймаков. Первое национальное собрание Бурят-Монгольской области (г. Чита, 12 октября - 3 ноября 1921 г.) избрало областное управление, председателем которого стал М.И. Амагаев.
Областной съезд трудящихся бурят-монголов РСФСР (28 октября – 5 ноября 1921 г.) поддержал идею образования бурятской автономии. Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного комитета (9 января 1922 г.) была образована Бурят-Монгольская автономная область РСФСР в составе Тункинского, Эхирит-Булагатского, Боханского, Аларского, Селенгинского аймаков с населением 185,2 тыс. человек, в том числе 129 тыс. бурят. С окончанием гражданской войны на Дальнем Востоке необходимость буферного государства исчезла. Решением ВЦИК (15 ноября 1922 г.) ДВР была включена в состав РСФСР.
Руководители исполкомов бурятских автономных областей М.Н. Ербанов и М.Н. Амагаев обратились в ЦК РКП(б), ВЦИК и СНК РСФСР с предложением объединить автономные области и образовать автономную республику. ЦК ВКП(б) и Восточный секретариат Коминтерна поддержали это предложение, так как на Бурят-Монголию и ее кадры возлагались большие надежды в проведении революционной политики на Востоке, прежде всего в Монголии, Туве и Внутренней Монголии.
30 мая 1923 г. Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета принял постановление: « Объединить в одну Автономную Бурят- Монгольскую Советскую Социалистическую Республику автономные области бурят-монголов Сибири и Дальнего Востока с центром в г. Верхнеудинске». Были образованы специальные комиссии по определению точных границ и территории образуемой республики и подготовке проекта Положения о республике. Решением Президиума ВЦИК от 13 июля 1923 г. вплоть до созыва I съезда Советов республики вся полнота власти в объединенных областях была передана образованному революционному комитету. В состав Бурят-Монгольской АССР, кроме двух автономных областей, были включены территории Прибайкальской губернии с русским населением, а также отдельные волости и селения Забайкальской и Иркутской губерний с бурятским и русским населением. Таким образом, на основе учета этнокультурных и традиционных хозяйственных связей районов были обеспечены компактность территории и экономическая целостность республики. В составе республики оказалось большинство бурятского народа. Вне ее пределов осталось около 21,5 тыс. бурят, проживавших в отдаленных селах Иркутской и Забайкальской губерний.
Территория республики при ее образовании равнялась 384837 км?, население ее составляло 451869 человек, в том числе бурятское – 219629 человек, русское – 220620, эвенкийское – 1585, еврейское – 3955, татарское – 1078, украинское, белорусское, польское, китайское и другое – 5002 человек. В 1926 г. в состав БМАССР был включен из Иркутского уезда Кабанский район, являвшийся ранее составной частью Западного Забайкалья. В начале 1930-х гг. в Бурят-Монгольскую АССР были переданы территории из Иркутского округа в северном Прибайкалье и из Читинского округа в районе Чикоя. К 1937 г. территория БМАССР увеличилась до 402,7 тыс. км?.
«Положение о государственном устройстве Бурят-Монгольский АССР», принятое ВЦИК 12 сентября 1923 г., определило статус республики, разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами автономной республики. В «Положении» отмечалось, что Бурят-Монгольская АССР составляет федеративную часть РСФСР. Высшими органами власти и управления БМАССР стали съезд Советов и Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК), Совет Народных Комиссаров – правительство. Республика обладала достаточно широкими правами и полномочиями для самостоятельного руководства народным хозяйством, образованием, культурой и здравоохранением, а также правоохранительными органами. Из 9 народных комиссариатов 6 были признаны автономными в своих действиях и ответственными непосредственно перед ЦИК и Совнаркомом республики и ВЦИК. Это были народные комиссариаты внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения и земледелия, совет народного хозяйства. Наркоматы финансов, труда и рабоче-крестьянской инспекции находились в непосредственном подчинении одноименных наркоматов РСФСР, причем все их плановые задания проводились через Совнарком БМАССР. В ведении органов власти и управления Союза ССР остались иностранные дела и внешняя торговля, управление военными делами, органы наркоматов путей сообщения, почт и телеграфов. Бурят-монгольский и русский языки были объявлены равноправными на территории Бурят-Монгольской АССР.
Бурят-Монгольская АССР была организована на принципах советской автономии: советского общественно-государственного строя, компактной территории и экономической целостности, многонационального состава населения. Республика была провозглашена и развивалась как национальная государственность бурятского народа. Буряты активно вовлекались в советское строительство. Была создана широкая сеть общественных организаций: партийных, профсоюзных, комсомольских, кооперативных, женских и других. Важной задачей стала коренизация государственного аппарата и общественных организаций, ведение делопроизводства в бурятских сомонах и хошунах на бурятском языке, в аймаках-районах и республиканских органах власти и управления – на русском и бурятском языках.
4-9 декабря 1923 г. состоялся I съезд Советов Бурят-Монгольской АССР. Съезд избрал ЦИК БМАССР из 35 членов и 11 кандидатов, 5 членов Совета Национальностей ЦИК СССР и 2 кандидатов, 2 членов ВЦИК, 2 делегатов и 1 кандидата на съезд Советов СССР, 5 делегатов на съезд Советов РСФСР и 3 кандидатов.
На первой сессии ЦИК БМАССР был образован Президиум ЦИК из 7 человек, председателем был избран М.И. Амагаев, заместителем М.Д. Иванов. Сессия ЦИК образовала правительство под руководством М.Н. Ербанова.
В республике было проведено новое районирование. В 1927 г. БМАССР состояла из 16 аймаков и 374 сомонных – сельских Советов, в том числе 140 бурятских, 159 русских, 16 эвенкийских, 1 украинского и 68 смешанных, а в 1936 г. – из 21 аймака и 252 сомонных, сельских и одного поселкового Совета. В апреле 1927 г. ??? съезд Советов республики принял Конституцию Бурят-Монгольской АССР. Но она, как и конституции других автономных республик, не была утверждена ВЦИК и съездом Советов РСФСР.
В конце 1920-х – первой половине 1930-х гг. расширялись права и полномочия республики. ВЦИК и СНК РСФСР, Правительство СССР, ЦК ВКП(б) регулярно заслушивали отчеты ЦИК и СНК БМАССР, Бурят-Монгольского обкома ВКП(б), принимали постановления по коренным вопросам развития республики. В 1930-х гг. решения о строительстве предприятий промышленности и строительства (Улан-Удэнских стекольного, паровозовагонного заводов, мясоконсервного комбината, Джидинского вольфрамового комбината и других) были приняты Союзным правительством. В 1936 г. руководители партии и правительства приняли в Кремле делегацию республики, отметив ее «успехи в социалистическом строительстве», наградив орденами ряд руководителей и передовиков Бурятии.
Бурят-Монгольская АССР в 1923-1925 гг. входила в состав Дальневосточного края, с 1926 до июля 1930 гг. – Сибирского края, с августа 1930 г. до конца 1936 г. – Восточно-Сибирского края. Представители республики входили в состав краевых органов власти и управления, которые постоянно занимались вопросами развития республики.
Автономное государство занималось проведением земельной реформы, коллективизацией сельского хозяйства, культурной революцией, индустриализацией республики, повышением материального благосостояния и уровня жизни населения, патриотическим воспитанием подрастающего поколения, организацией сотрудничества и взаимопомощи народов.
Большой вклад в образование и становление республики внесли М.Н. Ербанов, М.И. Амагаев, М.М. Сахъянова, Б.Б. Барадин, И.Д. Дампилон и Д.Д. Доржиев. Во второй половине 1930-х–1940-е гг. огромным авторитетом пользовался первый секретарь Бурят-Монгольского ОК ВКП(б) С.Д. Игнатьев, многое сделавший для развития республики.
11 августа 1937 г. на VIII Чрезвычайном съезде Советов Бурят-Монгольской АССР была принята Конституция БМАССР, закрепившая статус и границы республики. Несмотря на это, 26 сентября 1937 г. ВЦИК и ЦИК Советов СССР приняли постановление о передаче шести бурятских аймаков в состав вновь образуемых Иркутской и Читинской областей и создании Усть-Ордынского и Агинского бурятских национальных округов. В результате территория Бурят-Монгольской АССР сократилась на 44,16 тыс. км?, а население уменьшилось на 130 тыс. человек.
Насильственная коллективизация, ошибки и перегибы в культурном строительстве, обвинения кадров в национализме и панмонголизме, массовые репрессии привели к моральному и физическому уничтожению тысяч людей в республике.

За 1923-1940 гг. с былой промышленной отсталостью Бурят-Монголии было покончено. Одновременно с индустриализацией была проведена коллективизация сельского хозяйства. Хотя его продукция за этот период увеличилась в 3 раза, однако промышленность заняла ведущее место в народном хозяйстве и составила 75,8 % в совокупной валовой продукции республики. Огромные перемены произошли в культурной жизни населения: повысился уровень образования, науки, здравоохранения, динамично развивалось искусство. В октябре 1940 г. была проведена первая декада литературы и искусства БМАССР. Творческий труд мастеров был высоко оценен. Бурят-Монгольский музыкально-драматический театр был награжден орденом Ленина, художественному руководителю Г. Цыденжапову было присвоено почетное звание народного артиста СССР. Звания заслуженного деятеля искусств РСФСР были удостоены драматург Н. Балдано, художник Ц. Сампилов, звания заслуженного артиста РСФСР – Н. Гендунова, Ч. Генинов, Н. Гармаева, А. Ильин.

Мирная созидательная жизнь страны была прервана вероломным нападением фашистской Германии на Советский Союз 22 июня 1941 г.
23 июня в Улан-Удэ состоялся многотысячный митинг. Призыв партии и правительства мобилизовать все силы на обеспечение нужд фронта нашел полную поддержку у трудящихся Бурятии. Нет ни одной семьи, которая, так или иначе, не соприкоснулась бы с ней, нет ни одного исторического сражения, в котором бы не участвовали воины из Бурятии. Они освобождали Москву, Ленинград, Одессу, Сталинград, Харьков, Курск, Орел, Минск, Киев. Они дошли до Европы и штурмовали Берлин. Из 120 тыс. наших земляков, ушедших на защиту Родины, не вернулось с войны 34,2 тыс. солдат и офицеров, 6,5 тыс. возвратились инвалидами. Бурятию прославили 36 Героев Советского Союза, 11 полных кавалеров Ордена Славы. Более 37 тыс. защитников Родины были награждены орденами и медалями. Воины Бурятии сражались в составе многих армий, подразделений, соединений. В конце 1941 г. в Улан-Удэ была сформирована 97-я стрелковая дивизия под командованием А.А. Щенникова. В 1942 г. она была направлена на Западный фронт, где вошла в состав 16-й армии. Боевой путь дивизии начался с боев под Москвой. Позже она принимала участие во многих крупных сражениях. Уроженцы Бурятии воевали также в 82-й, 83-й, 97-й, 116-й стрелковых дивизиях, 51-й отдельной кавалерийской дивизии, штурмовали Берлин вместе с 82-й Гвардейской дивизией и 8-й армией под командованием В.И. Чуйкова.
«Все дл
и т.д.................

Бурятия в 1 тыс. нашей эры по археологическим источникам

Бурятия -- один из наиболее красивых регионов Восточной Сибири, поражающий удивительным разнообразием природы, органично сочетающей величие и мощь Байкала, бескрайние таёжные пространства, полноводные реки и заснеженные вершины саянских горных хребтов.

Территория Забайкалья являлась с глубокой древности составной частью Центрально-азиатской историко-культурной области. Население района прямо или косвенно в течение тысячелетий входило в орбиту грандиозных исторических событий этой части планеты. Интереснейшей страницей в древнейшей истории Забайкалья является его гуннский период (конец III века до нашей эры - конец I века нашей эры). В гуннском государстве были собраны разноэтнические племена, прежде всего протомонгольские, частично прототунгусские и протоиранские. Согласно историческим свидетельствам, гунны создали мощное государство кочевников Центральной Азии, просуществовавшее три столетия.

В конце III в. до н.э. территорию Забайкалья заселяют гунны. Этноним «гунны» - русский вариант произношения подлинного названия народа хунну, или сюнну. Хунский период истории Забайкалья (с 209г. до н.э. по конец I в.) имел важнейшее значение и решил судьбу и специфику развития древних и средневековых монгольских и тюркских племен. Их воинственный и кочевой союз сложился на северных рубежах Китая в V-III вв. до н.э. Вопрос об этнической принадлежности хунну до сих пор не ясен. Скорее всего, это были прототюрки, точнее, общие до той поры предки тюрок и монголов, а также маньчжурские племена. Хунны изобрели стремя, изогнутую саблю, усовершенствованный длинный составной лук, круглую юрту. В археологических находках хуннская керамика выделяется своим разнообразием по сравнению с предшествующими культурами. Для них было характерно широкое применение и высокая техника обработки металла. Они оставили нам великолепные памятники искусства, так называемый «звериный стиль». Современные буряты, эвенки, якуты, хакасы, расселявшиеся вокруг Байкала, являются потомками древних хунну.

Во II в. до н.э. хунну потерпели серьезные поражения в столкновениях с племенами сяньби, которые часть хунну покорили, а часть вынудили уйти на запад (именно они вошли в историю европейских стран под именем «гунны»). Письменные источники свидетельствуют, что необычный облик гуннов приводил европейцев в ужас. В 452г. под предводительством Аттилы гунны угрожали Риму, однако, получив выкуп, воинственные племена отступили. Со смертью предводителя гуннов распался и их союз, но образ Аттилы вошел в средневековые легенды.

Начиная с II в. до н.э. территория Забайкалья входила в состав государств сяньби, жужаней и древних тюрков. В 604г. Первый Тюркский каганат распался. Из его восточной части возникло Уйгурское ханство, просуществовавшее до 840г. В 906г. Забайкалье вошло в состав государства киданей, бывших в свое время данниками уйгуров. Возглавляемые Елюем Амбаганем кидании покорили монгольские степи до Алтая, разгромили тунгусское государство Бохай, воевали с Китаем. Государство киданей превратилось в империю Ляо, а Елюй провозгласил себя императором. На смену Ляо в начале XII в. Пришла империя чжурчженей Цзинь, усиление которой вынудило объединиться ее западного соседа - монголов. Центром объединения монголов становятся Ононские степи.

Национальное движение бурят начала XX вв

В начале ХХ в. в Забайкалье царское правительство упразднило систему национального самоуправления: Степные думы и инородные управы, должности тайшей и зайсанов были ликвидированы. Вместо них были образованы 15 волостей, созданы волостные правления. В бурятских улусах местная власть передавалась в руки крестьянских начальников из русских. Такой же процесс проходил в Иркутской губернии (1912).

Со строительством Транссибирской железной дороги происходил рост товарооборота, социально-экономическое и культурное развитие края. Развивалась угольная промышленность, усиливалась эксплуатация рабочих. В крае впервые развернулось массовое рабочее движение. С введением волостных учреждений, передачей власти на местах в руки русских крестьянских начальников началось национальное движение бурят. Русско-японская война ускорила рост социально-политических процессов, вылившихся в революцию 1905-1907 гг. В начале 1906г. революционное движение в Забайкалье было подавлено карательными экспедициями Ренненкампфа и Меллер-Закомельского. Руководители верхнеудинской социал-демократической группы и стачечного комитета А.А. Гольдсобель, И.Г. Шульц, М.Д. Медведников, А.А. Гордеев, Н.А. Милютинский были казнены. После поражения революции усилился полицейский надзор на предприятиях, в бурятских улусах. Началась повсеместная землеустроительная работа как основа переселенческой политики царизма. В 1912-1913 гг. произошел подъем забастовочного, аграрного и национального движения в Бурятии, весной 1914г. имели место вооруженные выступления бурят. Экономический подъем края продолжался, к 1913г., как и в целом по стране, были достигнуты наиболее высокие показатели. В годы первой мировой войны продолжается рост экономики, к 1916г. промышленность и сельское хозяйство достигло значительных успехов. Однако в народе росло недовольство ходом войны, политикой царского правительства, усилилось демократическое аграрное, рабочее и национальное движение. Важную роль в развитии революционных событий сыграли политические ссыльные М.В. Фрунзе, В.М. Серов, Н.С. Кабашов, Е.А. Петров, В.А. Чащин, А.М. Буйко. Росту национального движения способствовал царский указ «О реквизиции инородцев» (1916), по которому около 20 тыс. бурят были мобилизованы на тыловые работы в прифронтовой полосе (в Белоруссии и Архангельской губернии), на предприятиях Восточной Сибири.

После победы Февральской буржуазно-демократической революции из подполья вышли запрещенные политические организации, образовывались партийные организации социал-революционеров, народных социалистов, трудовиков, кадетов. 6 марта 1917г. в Верхнеудинске был образован Исполнительный комитет Общественных организаций, председателем был избран бывший член большевистской фракции II Государственной Думы Е.А. Петров. Представители демократической и эсеровской организаций образовали Верхнеудинский Совет рабочих и солдатских депутатов, председателем был избран бывший член большевистской фракции II Государственной Думы В.М. Серов. Исполнительную власть буржуазного Временного правительства в Забайкальской области представлял Читинский голова Н.Н. Савич, в Верхнеудинском и Троицкосавском уездах - городские головы, в Селенгинском и Баргузинском уездах - городские старосты.

В Бурятии было установлено двоевластие. Верхнеудинский Исполнительный Комитет Общественных организаций и Совет рабочих и солдатских депутатов поддержали политику Временного правительства, но их власть распространялась только на русское население Западного Забайкалья. В марте 1917г. съезд 11 родов хоринских бурят, представлявший значительную часть забайкальских бурят, осудил аграрную политику царизма, высказался за коренной пересмотр земельного вопроса, ликвидацию института крестьянских начальников. На I общенациональном съезде бурят Забайкальской области и Иркутской губернии (г. Чита, 23-25 апреля 1917г.) высшим органом, ведающим культурно-национальной жизнью бурят, был признан съезд, а в период между съездами - Центральный Бурятский национальный комитет (Бурнацком). В его организации и деятельности активную роль играли видные бурятские общественные деятели Б. Барадин, Н. Богданов, Э-Д. Ринчино.

К середине 1918г. во всех русских волостях Западного Забайкалья, за исключением трех, была установлена Советская власть, устанавливалась она и в казачьих станицах. Советские органы реквизировали ряд частных предприятий, проводилась работа по организации продовольственного дела. После победы Октябрьской революции большую остроту приобрел национальный вопрос. В начале 1918г. в Иркутске была образована первая большевистская группа, куда входили М.М. Сахъянова, Г.Г. Данчинов, Ф.М. Осодоева, С.Х. Николаев, В.И. Трубачеев, М.Н. Ербанов, И.В. Ченкиров. Бурятские большевики выдвигали требование образования единых Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов с представительством русского, бурятского и других народов. Бурнацком не признал социалистическую революцию, продолжая оставаться на позициях Временного правительства. III съезд Советов сельских и рабочих депутатов Забайкальской области принял решение утвердить существовавшие у бурят монголов административно-хозяйственные органы национального самоуправления.

Список использованных источников

  • 1. Балдаев С.П. Племена и роды бурят // Балдаев С.П. Родословные предания и легенды бурят. - Улан-Удэ, 1970. - Ч. 1. -С. 7-30.
  • 2. Бурятские летописи / Сост. Ш.Б. Чимитдоржиев и др. - Улан-Удэ, 1995. - С. 193.
  • 3. Жимбиев Ц.А. Родословная хоринских бурят: Эссе. - Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 2001. - 84с.
  • 4. Народы Бурятии в составе России: от противостояния к согласию: (300 лет Указу Петра I). - Улан-Удэ: ОАО «Республиканская типография», 2001. - 101с.
  • 5. Слово о земле Хоринской: К 75-летию Хорин. р-на. -Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1998. - 320с.: ил.
  • 6. Тобоев Т. Прошлая история хоринских и Агинских бурят // Бурятские летописи / Сост. Ш.Б. Чимитдоржиев. - Улан-Удэ, 1993. - С.28.
  • 7. Чимитдоржиев Ш.Б. Хождение хори-бурят к Саган Хану - Белому царю: Очерки по истории и культуре хори-бурят // Улан-Удэ, 2001. - 162 с.
  • 8. Белых Г.Н. История села в истории района // Удинская новь. - 1998. - Нояб. 14.
  • 9. Гармаева Т.Ф. Деревни, от которых осталось только имя // Удинская новь. 1997. - 10 дек.
  • 10. Гармаева Т.Ф. Из прошлого нашего просвещения. - Удинская новь. - 1992. - 15 авг.
  • 11. Плешкова И. Открыт еще один археологический памятник // Удинская новь. - 1998. - 18 июля.
  • 12. Ташак Е. Древности земли Хоринской // Удинская новь. -1998. - 14 марта.