История голиафа и звезды давида. Так кто же победил Голиафа

Давид и Голиаф Интернет

Филистимляне вновь зашевелились поблизости от восточных границ израилевых. Они пришли примерно в то же место, где однажды потерпели поражение. Встали на горе перед долиной, ожидая, когда царь Саул со своим войском спустится в нее с противоположной гористой возвышенности.

Бой должен был произойти в долине. Однако филистимлянское и израильское войска опасались спускаться в неё первыми, дабы не оказаться в невыгодном положении. Долго стояли оба войска на противоположных горах, не предпринимая никаких действий.

Ситуация казалось безвыходной. Военачальники хорошо понимали, что первый, кто с войском спустится в долину, будет тотчас раздавлен поджидавшим его неприятелем, словно огромным камнем, брошенным с горы.

И так, в бездейственном противостоянии, проходили часы и дни. Наконец пришла счастливая мысль - решить дело единоборством двух богатырей из того и другого лагеря. Богатырем со стороны филистимлян был представлен Голиаф. «И выступил из стана Филистимского единоборец, по имени Голиаф, из Гефа; ростом он – шести локтей и пяди» (Цар. 17: 4).(Локоть – длина руки от локтевого сустава до конца среднего пальца; пядь – ширина в три ладони.)

На голове его был тяжелый медный шлем, на теле – чешуйчатая броня из меди, на ногах – медные наколенники, в руках – копье устрашающей длины. Голиаф уже несколько дней дерзко расхаживал по долине, громко выкрикивая по адресу израильтян разные оскорбления и непристойности.

Израильский Царь Саул и полководец Авенир не могли найти ему достойного соперника. Стыд душил израильтян, сгоравших от позора и унижения. Так расхаживал нахальный великан-филистимлянин перед израильтянами сорок дней!

Давида в это время не было в армии. Он, как самый младший в семье, оставался дома. Мирно пас овец. Они, слушая звуки его гуслей, мирно пощипывали траву. Три брата Давида служили в войске Саула.

Иессей же, отец Давида был уже очень стар. Послав трех своих сыновей – Елиава, Аминадава и Самму, – он, естественно, беспокоился об их судьбе. Поскольку войско Саула, где находились его сыновья, стояло не так далеко от Вифлеема, то Иессей, отозвав Давида с поля, поручил ему отнести братьям сушеных фиников и десять хлебов, а их начальнику – сыру. «А заодно, – сказал Давиду Иессей, – наведайся о здоровье братьев и узнай об их нуждах».

Давид вышел из дома рано утром. К полудню подошел к армейскому обозу. Отсюда были хорошо слышны крики, шум и какое-то движение. Обозники объяснили ему, что войско, устав стоять в бездействии и стыдясь позора, намеревается вступить в сражение. Но дело это очень опасное, поскольку надо будет спускаться в долину.

Давид побежал к братьям, быстро нашел их, стал расспрашивать о здоровье и рассказывать о домашних делах. Вдруг он увидел великана, стоявшего в долине. Это был Голиаф. Он выкликивал себе соперника. Оскорбляя и понося при этом евреев.
И тогда Давид воскликнул: «Кто смеет так поносить народ Божий, и какая награда будет тому, кто победит Голиафа?» И ему сказали: «Тот кто убьет великана, того царь наградит богатством, отдаст за него свою дочь и дом отца его освободит от податей».

Давид не столько прельстился этой наградой, сколько хотел наказать дерзкого Голиафа за его насмешку над своим народом, и просил донести царю, что он желает сразиться с филистимлянином.. Однако старший брат Елиав, рассердившись, пригрозил отослать его тот час же домой к заждавшимся овцам и брошенным гуслям.

Ведь Давиду было тогда всего пятнадцать лет. Он был красив нежной полудетской красотой. Опытные воины лишь улыбались, наблюдая его забавный пыл. Давид казался им тем более смешным на фоне могучей фигуры, закованного в броню Голиафа.

И всё же о желании Давида, хотя и со смехом, рассказали царю Саулу. Тот, как гласит Библия, призвал к себе своего оруженосца и гусляра. Вероятно, царь тоже желал малость позабавиться над расхрабрившимся мальчиком. Но вот что он услышал?

«И сказал Давид Саулу: пусть никто не падает духом из-за него; раб твой пойдет, и сразится с этим Филистимлянином» (Цар. 17: 32).

И тогда Саул уже серьёзно, не насмехаясь, спокойно объяснил Давиду, сколь несоизмеримы его силы с мощью Голиафа, который не только силен, но и опытен невероятно в битвах многочисленных.

«И ответил тогда Давид Саулу: «Раб твой пас овец у отца своего, и когда, бывало, приходил лев или медведь и уносил овцу из стада, то я гнался за ним и нападал на него, и отнимал из пасти его; а если он бросался на меня, то я брал его за космы, и поражал его и умерщвлял его.
И льва и медведя убивал раб твой, и с этим Филистимлянином необрезанным будет то же, что с ними…»(Цар. 17: 34-36).

Как ни странно это, но, возможно, полностью полагаясь на силу высшую, Саул вдруг уверовал в Давида. Он одел его в свои одежды, возложил на голову медный шлем, надел на него броню и препоясал мечом.

Как сказано в Библии, походил Давид сначала туда-сюда в своем тяжелом и неудобном наряде, чтобы попривыкнуть к нему. Однако не привык. Царская одежда с чужого плеча была ему слишком просторна и тяжела.

И тогда взял он пращу, выбрал из ручья пять гладких камней, положил их в пастушескую сумку. С ней он никогда не расставался. А затем быстро, спустившись в долину, направился навстречу филистимлянину.

Тот большими шагами ходил по им же протоптанной тропе, из конца в конец долины. За сорок дней под тяжестью тела гиганта и его вооружения тропа заметно углубилась. Голиафу уже надоело многодневное пустое ожидание, он перестал выкрикивать свои ругательства, голос его осип, а движения стали вялыми.

Он почти полностью разуверился, что кто-нибудь из этих трусливых евреев когда-нибудь выйдет ему навстречу. Когда Давид сбежал с горы, Голиаф как раз удалялся от него в противоположную сторону. Он мрачно смотрел себе под ноги, и бормотал себе под нос привычные ругательства.

Великан вначале даже не заметил Давида. Но тут израильтянские и филистимлянские воины, дотоле спокойно сидевшие и лежавшие на каменных террасах или скрывавшиеся за выступами скал и базальтовых обломков, вдруг поднялись, закричали и стали своими длинными копьями указывать на что-то, находившееся в долине.

Вот тогда-то Голиаф и обратил внимание на Давида. Он обернулся и увидел юношу, вернее, подростка, быстро шедшего по тропе ему вовслед. Мальчишка держал посох и пастушескую сумку.

Голиаф громко захохотал. Так вот кто, оказывается, решил с ним сразиться! Никогда ещё ему не было так смешно. Эхо долго, как гром, перекатывало повторяло раскаты хохота филистимлянина. Но вдруг Голиаф резко оборвал свой смех. Он неожиданно понял, что его жестоко оскорбили. И воин-гигант почувствовал горькую обиду.

Подлые и трусливые израильтяне, подумал он, в насмешку подбросили ему неразумного мальчишку, чтобы унизить и опозорить непобедимого богатыря и прославленного воина. Его подвигами известны от Мертвого моря до южного Моава.

И тогда он стал зло высмеивать Давида. Издевался над его рыжими волосами и хрупким телом. Особенно его возмутил посох. «Что ты идешь на меня с палкой!» - заорал он. «Разве я собака?» Но Давид, приблизившись на удобное расстояние, и спокойно ответил: «Всевышний уже отмерил тебе смертный час и ты должен немедленно начать готовиться к гибели».

Теперь Голиаф уже рассвирепел по-настоящему. Давид, однако, не стал с ним препираться. Он быстро достал из сумки гладкий камень с заостренным концом и вдел его в пращу. На склонах обеих гор воцарилась напряжённая тишина.

Великан, выпрямился во весь свой огромный рост. Высоко подняв меч и в ярости бросился навстречу Давиду. Он даже не смотрел на него. Не следил за движениями своего хрупкого противника. Невероятная злоба и ненависть ослепила его. Он даже потерял дар речи. Только длинная слюна свисала с его губ.

И тут случилось чудо невероятное. Давид, взмахнув пращой, выпустил свой камень, и он точно угодил прямо в середину лба великана. Голиаф мгновенно рухнул наземь.

Тогда Давид, подбежал к нему. Взял из его ослабевших рук меч и одним ударом отсек Голиафу голову. На горах снова началось движение, слышались приветственные клики, перемежавшиеся с воплями ужаса. Филистимляне, считая себя по уговору побежденными, спешно бежали, а израильтяне, спустившись в долину, приветствовали своего героя-спасителя.

Слава юного Давида после победы его над Голиафом обошла все земли. Царь Саул назначил его военачальником своих войск. Такого юного предводителя за всю историю Израиля никогда не было. Ведь Давиду тогда шел всего лишь шестнадцатый год.

Давид, в отличие от всех предшествующих героев Библии, живших, как мы знаем, и по девятьсот, и по шестьсот, и по триста или четыреста лет, прожил нормальную по своей продолжительности человеческую жизнь – всего лишь семьдесят лет.

Однако судьба, желая, возможно, вознаградить его за столь малый срок, насытила дни и годы Давида таким разнообразием событий, что рассказ о них мог бы занять целую книгу с увлекательным, порой до неправдоподобия авантюрным сюжетом.

Давид был мудрым царем, знаменитым героем и одновременно мрачным тираном. Он был вольным пастухом и талантливым поэтом, опытным полководцем и преданным оруженосцем, неутомимым любовником и государственным мужем.

В иудейской традиции считается, что из рода Давида должен прийти Мессия, который преобразит мир насилия и эгоизма в мир, где не будет войн, и вся земля наполнится любовью к Богу и к людям.

Победа над великаном Голиафом превратила Давида в типологический прообраз Иисуса, который поборол дьявола. Поединок с грозным великаном рассматривался как поединок Христа с антихристом. Вера в "сына Давидова" Иисуса стала центральным моментом христианства.

Древние сказания часто обретали сугубо современный и не связанный с религиозной символикой смысл. Так было и в ренессансной Флоренции. Для флорентийцев Давид стал национальным героем. В юном победителе Голиафа они видели символ своего города, который отстаивал независимость в борьбе с могущественными соседями.

Иудейскому царю Давиду посвящено немало произведений искусства разных эпох и поколений. Наиболее популярно изображение Давида как победителя Голиафа. Его образ использовался в пластике раннехристианских саркофагов, росписях в римских катакомбах, скульптуре собора в Реймсе.

К образу Давида обращались крупнейшие мастера современной цивилизации: скульптуры Донателло, Бернини, Микеланджело, а также великие живописцы Тициан, А.Поллайоло, Караваджо, Г. Рени, Гверчино, Н. Пуссен, Рембрант и многие другие. В художественной литературе сюжету поединка Давида с Голиафом посвящён ряд произведений. В том числе и стихотворение А.С. Пушкина:

Певец-Давид был ростом мал,
Но повалил же Голиафа,
Который был и генерал,
И, побожусь, не ниже графа.

Закончу эту легенду фактом историческим. Израильские археологи, ведущие раскопки в Тель-Цафит, недавно обнаружили развалины древнего города. По их мнению, это Гат (в русском переводе Библии - Геф). В Библии этот город упоминается, как родина великана-филистимлянина Галиафа, убитого Давидом во время единоборства.

Профессор Иерусалимского университета Арен Майер, руководитель раскопок, рассказал службе новостей "Аруц Шева", что последние находки в Тель-Цафит являются наиболее ценными. Он сказал: "... на месте раскопок прослеживаются поселения начиная от ханаанской эпохи. А вообще, здесь присутствуют остатки от многих исторических периодов. Сейчас мы работаем над филистимским слоем. Среди находок обнаружена надпись, содержащая ряд филистимских имен. В том числе и очень похожее на "Голиаф".

Рецензии

Милый АВТОР! Сердечное СПАСИБО! История изложена ооочень доступным хорошим слогом, прочитывается легко и быстро и с неослабевающим интересом, ХОТЯ я знакома с этой и другими ИСТОРИЯМИ древних времен. У меня много хороших друзей в ЧЕЛЯБИНСКЕ- это мои пассажиры, и меня часто приглашают на праздники ПЕСАХ и ХАНУКА в Еврейский культурный ЦЕНТР нашего города, там прекрасные люди и талантливые детки- устраивают выставки художественные детские и взрослые и даже в фойе театра ДРАМЫ имени НАУМА ОРЛОВА была выставка...А милая Инна Аароновна всегда меня угощает чаем и вкусной выпечкой, булочками и печеньем, есть замечательная библиотека в ЦЕНТРЕ и я хожу что-нибудь почитать, если бываю свободна, а Аврора Николаевна проводит музыкальные вечера с показом видео-фильмов и прочитываются стихи и поются песни на украинском, еврейском, русском, татарском и по английки можно услышать хорошие песенки и часто выступают ВЕТЕРАНЫ ВОЙНЫ в праздничные дни ПОБЕДЫ 9-го МАЯ, а еще моя пассажирка ФРИДА МАРКОВНА ВИШНИВЕЦКАЯ- мама нашего известного композитора ГРИГОРИЯ ВИШНИВЕЦКОГО- он ушел из жизни молодым, но его друзья музыканты ансамбля "ОКТОИХ" часто выступают в память о ГРИГОРИИ дают концерты... Вообщим я могу доооолго рассказывать ВАМ, милый АВТОР, о моих пассажирах- челябинцах-друзьях... ПРИЕЗЖАЙТЕ в наш ГОРОД и сами все увидите. П-Р-И-Е-З-Ж-А-Й-Т-Е.

Давид и Голиаф - два библейских персонажа, битва которых является одной из редких для сцен сражений. Прежде чем стать царем Израиля и до конца разбить давнишних врагов иудеев-филистимлян, Давид снискал славу благодаря одной удивительной победе. Когда он был еще совсем юн, филистимляне в очередной раз напали на израильские земли. Войска стояли напротив друг друга, вот-вот готовые ринуться в бой, но тут из стройных рядов вражеского войска вперед выступил огромный и могучий великан, которого звали Голиаф, и сделал иудеям предложение: исход битвы решить единоборством. Он призывал сразиться лично с ним любому желающему. Если победит иудей, то быть филистимлянам их вечными рабами. Если же победит Голиаф, то судьба сынов израилевых будет такой же. Надо сказать, что легенда «Давид и Голиаф» легла в основу многих художественных фильмов и послужила сюжетом для прекрасных картин.

Итак, Голиаф был могучий и страшный исполин. Он был закован в латы, и ни один израильтянин не мог набраться храбрости, чтобы с ним сразиться, даже несмотря на обещание царя Саула выдать за смельчака (в случае его победы) свою единственную дочку Мелхолу. В течение сорока дней Голиаф выступал, смеясь над еврейским народом и понося Бога. Именно в это время в стане Израиля появился юноша по Он прибыл сюда с целью навестить своих старших братьев и отдать им дары, что передал отец. Он услыхал, как Голиаф поносит израильских воинов и Бога, и возмутился до глубины души. Он испросил разрешения у царя Саула, чтобы сразиться с наглецом. Царь был крайне удивлен такой храбростью, ведь разница даже в весовой категории противников была очевидна: огромный, вооруженный и в доспехах, Голиаф и Давид, у которого, кроме нескольких камней и пастушьего орудия, ничего при себе не было. Но юноша не отступал, он хотел вступить в бой и был твердо уверен, что победит исполинского филистимлянина.

Тогда Саул спросил его, каким образом тот собирается победить Голиафа? Ведь он привык к войнам сызмальства, а Давид столь молод и неопытен в военных делах. На это юноша ответил, что, как простому пастуху, ему не раз доводилось отбивать отставших от стада овец у нападавших на них хищников. И помогал ему в этом сам Господь. И если уж Бог избавлял его от медведя и льва, то от руки филистимлянина также избавит. Тогда иудеи поняли, где черпает силы этот юноша: он уповал на Господа всецело и именно с его помощью надеялся победить такого серьезного и могучего противника.

И вот стоят на поле битвы Давид и Голиаф: скромный, фактически безоружный юноша, у которого в сумке лишь несколько камней, подобранных у реки, а в руках праща для их метания, и грозный, закованный в медь, вооруженный до зубов великан. Привычной и меткой рукой метнул из пращи камень юный Давид. Голиаф, которому тот попал прямо в лоб, рухнул без чувств. Подобно молнии, подскочил к только что поверженному великану юноша и, схватив его меч, единым ударом отрубил ему голову. Войско филистимлян, увидавшее этот чудесный для еврейского народа подвиг, бросилось бежать в смятении. Преследующие их израильтяне выгнали, наконец, врагов со своей земли.

Это была славная победа, поднявшая дух сынов израилевых и укрепившая их Битва, которую устроили Давид и Голиаф, навсегда запомнилась иудеям. Царь же Саул выполнил обещанное: Давид как победитель получил в жены Мелхолу, а также был назначен военачальником. Правда, на этом деятельность храброго юноши во имя своей страны не закончилась, ибо однажды царь затаил злобу на него, думая, что тот хочет занять его трон, и начал всячески преследовать. Но это уже совсем другая история.

История из Библии о Давиде и Голиафе сегодня знакома не только верующим. Известность ей даровал удивительный сюжет: пастух побеждает огромного солдата с помощью пращи, уповая только на Божью помощь. Ученые нашли доказательства того, что такой бой происходил в действительности, но кто был победителем на самом деле – выдвигаются разные гипотезы.

Давид и Голиаф - кто это?

Историки называют Давида вторым царем израильского народа, который более 7 лет был правителем Иудеи, и потом еще 33 года - двух царств Израиля и Иудеи. А кто такой Давид в Библии? Красивый и сильный молодой пастух не раз доказывал свою смелость, поразил громадного воина Голиафа в честном бою, даровав тем самым победу израильтянам. Голиафа Ветхий Завет называет потомком великанов-Рефаимов, который бился за филистимлян и принял одиночный бой с представителем враждебного лагеря.

Давид и Голиаф - Библия

Библейская легенда о Давиде и Голиафе рассказывает о том, как молодого пастуха признали царем израильтян. Это право даровала ему победа над сильнейшим воином врагов Голиафом. Библия гласит, что молодой пастух сделал это во имя Бога Израиля, за что Господь даровал ему победу. Чем Давид поразил Голиафа? В Библии сказано, что юноша воспользовался древним оружием – пращей.

Оно работало по принципу рогатки: в веревку закладывали камень и метали в противника. Метким броском Давид попал великану в голову, а когда тот упал, отрубил ему голову мечом. Эта победа сделала юношу народным любимцев, а позднее – и правителем страны, чьи годы царствования называют золотым веком, молодой царь избавил народ от филистимлянских нападений, ввел множество полезных реформ.


Битва Давида и Голиафа

И сегодня исследователи Святого Письма спорят о реальности этой легенды. Первые ссылаются на труды историка Иосифа Флавия, который утверждает, что такой бой в истории зафиксирован. Вторые объясняют позицию тем, что нет доказательств, которые бы подтверждали: такие люди когда-то жили. Но в 1996 году археологам удалось отыскать на раскопках в долине Иудейских гор подтверждение, что Давид против Голиафа выходил на битву:

  1. Скелет великана ростом до трех метров с отрубленной головой, в которой застрял камень.
  2. Возраст находки насчитывал около 3 тысяч лет до нашей эры.

Еще одним косвенным доказательством реальности этого боя стало то, что он описывается в Коране, там говорится о сражении пророка Давида с воином неверующих Голиафом. Эта притча является назиданием, что никогда нельзя сомневаться в помощи Бога. Существует еще одна интересная версия, якобы великана сразил сын Ягаре-Оргима Вифлеемского Елханан, битва, судя по цитатам Святого Письма, происходила в Гобе. Такая путаница дала толчок к самым разным версиям теологов и атеистов, якобы позднее летописцы приписали победу великому царю Давиду.

Как Давид победил Голиафа?

Историки считают, что Давид убил Голиафа в неравном поединке, что и придало этой победе символическое значение. Пастушок отказался от доспехов, которые мешали двигаться, легко уклонялся от ударов неповоротливого великана. Есть две версии, которые объясняют победу малоопытного Давида:

  1. Реальная. Маневренность пастушка давала ему возможность свободно метать камни, смертельным мог оказаться даже не первый бросок. А уже после он превратился в единственный, и ознаменовывался, как Божья поддержка.
  2. Мистическая. Якобы парень имел при себе начертанный знак, который позже назвали «звезда Давида». Символ в виде звезды с 6 концами – гексаграмма, в этой версии Голиаф и звезда Давида выступают символами противостояния духовной и физической силы.

Фильмы про Давида и Голиафа

История Давида и Голиафа неоднократно упоминалась и в произведениях авторов разных времени и стран, и в шедеврах кино. Самые известные киноленты об этом событии:

  1. «Давид и Голиаф», 1960 год, Италия.
  2. «Царь Давид», 1985 год, США.
  3. «Давид и Голиаф», 2015 год, США.
  4. «Давид и Голиаф», 2016 год, США.

Новак Евгения

Давид и Голиаф

Краткое содержание мифа

Микеланджело
Статуя Давида. 1501-1504
Академия изящных искусств
Флоренция

Давид — одна из величайших личностей еврейской истории. Библия повествует о нем более подробно, чем о какой-либо другой исторической личности, за исключением Моисея. Давид объединил разрозненные израильские племена в единый народ и превратил царство Израиля в могущественное государство.

Давид был вторым царем Израиля. Он являлся младшим сыном Иессея - вифлеемлянина из колена Иуды. Давид царствовал 40 лет (ок. 1005 — 965 до н. э.): семь лет и шесть месяцев был царём Иудеи, затем 33 года — царём объединенного царства Израиля и Иудеи.

Один из самых известных эпизодов Ветхого Завета - это история Давида и Голиафа. Библия рассказывает, что Давид со своей семьей жил в городе Вифлееме, к югу от Иерусалима. Он был младшим из восьми сыновей. Трое его старших братьев сражались в армии царя Саула, а Давид пас овец своего отца на полях Вифлеема. Он был прилежным пастухом и делал все, чтоб уберечь свое стадо.

В то время народ Израиля вел войну против филистимлян. Среди воинов филистимлян было много гигантов. Самым мощным и сильным из них был трехметровый Голиаф, вселявший страх в сердца всех солдат царя Саула. А тогда существовал обычай: когда два войска сходились для битвы, из каждого из них выходил один солдат и они устраивали честный поединок. В таких поединках Голиаф уже поразил многих лучших воинов Саула.

Отец велел Давиду каждый день носить братьям пищу и воду, а потом возвращаться домой и рассказывать, что происходит на поле боя.

Однажды Давид вошел в лагерь царя Саула и услышал крики Голиафа. Он спросил братьев, кто это так громко кричит, и они рассказали ему о гиганте.

Давид знал, что Господь хранит его. Поэтому он отправился к царю Саулу и заявил, что сможет поразить великана.

Царь Саул рассмеялся и ответил:

Ты не сможешь победить этого человека, Давид. Ты очень молод и никогда не воевал, а Голиаф учился быть воином много лет.

Давид ответил:

Я пас овец моего отца, и когда медведь или лев хотели утащить ягненка, я устремлялся в погоню и убивал их. Господь хранил меня от диких зверей, Он сохранит меня и от руки этого филистимлянина.

Храбрость юноши впечатлила Саула и он сказал:

Прекрасно, но позволь мне дать тебе оружие, чтобы у тебя был хотя бы шанс на спасение.

Царь одел Давида в тяжелую металлическую кольчугу и шлем, дал ему прочный щит и огромный меч. Но Давид не привык к военным доспехам и чувствовал себя в них неудобно. Он поблагодарил Саула за помощь и сказал:

Если мне суждено победить Голиафа, то я должен это сделать по-своему. Господь хранил меня ото льва и медведя, Он сохранит меня и сейчас. Я верую в Него, и ничего другого мне не нужно.

Он снял кольчугу и шлем, положил на землю щит и меч. Потом взял свой деревянный посох и пращу, подобрал с земли пять гладких круглых камней и осторожно положил их в свой пастуший мешок.

Завидев Давида, великан Голиаф разразился смехом:

Ты меня оскорбил! Разве я пес тебе, чтобы подходить ко мне с камнями и палкой!

Давид ответил:

Ты можешь искать помощи у меча и копья, но у меня есть вера - а ее сила непобедима.

С этими словами Давид вытащил из сумки гладкий круглый камень, положил его в пращу, отвел назад руку и выпустил камень. Камень поразил Голиафа в лоб, и гигант с ужасным грохотом упал навзничь. Давид быстро подбежал к поверженному врагу, выхватил меч и отрубил ему голову.

Увидев, что случилось с их героем, филистимляне обратились в бегство, но солдаты царя Саула, вдохновленные храбростью Давида, кинулись в погоню и разгромили вражеское войско.

Образы и символы мифа

Караваджо. Давид с головой Голиафа
1606-1607. Галерея Боргезе, Рим

Давид - это один из самых ярких образов во всем Ветхом Завете. Он воплощает в себе образ храброго и уверенного в своих силах война. Давид является образом идеального властителя. Согласно еврейскому преданию, из рода Давида выйдет Мессия. Со временем образ Давида приобретает черты бессмертного царя-спасителя. Вечным представляется и «град Давидов» (Иерусалим) как место будущего избавления народа. В духе богословского толкования ветхозаветных персонажей Давид оказывается «прообразом», «типом», т. е. предшествующим воплощением Иисуса Христа, а эпизоды жизни Давида истолковываются как спасительные деяния Иисуса.

Безусловно, образ Давида сопровождается символами, среди которых - праща и камни . Они символизируют веру в Господа Бога, благодаря которой Давид одолел гиганта. Также символом в этом библейском сюжете является отрубленная голова Голиафа, которая воплощает в себе победу добра над злом.

Коммуникативные средства создания образов и символов

Тициан. Давид и Голиаф. 1542-1544
Собор Санта-Мария дела Салюте, Венеция

Давиду посвящено немало произведений искусства разных эпох и поколений. Наиболее популярно изображение Давида как победителя Голиафа. Его образ использовался в пластике раннехристианских саркофагов, росписях в римских катакомбах, скульптуре собора в Реймсе (13 в). К образу Давида обращались крупнейшие мастера скульптуры (Донателло, Бернини, Микеланджело), а также великие живописцы (Тициан, А. Поллайоло, Караваджо, Г. Рени, Гверчино, Н. Пуссен, Рембрант и др.). В художественной литературе сюжету поединка Давида с Голиафом посвящён ряд произведений. В том числе и стихотворение А.С. Пушкина:

Певец-Давид был ростом мал,

Но повалил же Голиафа,

Который был и генерал,

И, побожусь, не ниже графа.

В числе произведений 20 века - драма А. Пауля "Давид и Голиаф" и роман французского писателя Жеральда Мессадье «Царь Давид».

Среди композиторов, обращавшихся к истории Давида в 15-17 веках, - Жоскен де Пре, Г. Шюц. В числе произведений 18-19 вв. - оперы М. А. Шарпантье "Давид и Ионафан", А. Кальдара "Кающийся Давид ", Н. Порпоры "Давид и Вирсавия", П. А. Гульельми "Триумф Давида ", оратории К. А. Вадиа, Моцарта, Н. Цингарелли, кантата Ж. Визе "Давид ". Наиболее значительные из произведений 20 века - симфоническая поэма Й. Вагенара "Саул и Давид ", оратория А. Онеггера "Давид ", симфония М. Авидома "Давид ", оперы Л. Кортезе "Давид , царь-пастух" и Д. Мийо "Давид ". В 19-20 вв. музыку на тексты псалмов создавали Ф. Мендельсон-Бартольди, Ф. Шуберт, И. Брамс, Ф. Лист, А. Брукнер, М. Регер, И. Ф. Стравинский ("Симфония псалмов"), А. Шёнберг и другие композиторы.

Социальное значение мифа

Бернини. Давид. 1623
Галерея Боргезе, Рим

Многим была известна история о Давиде и Голиафе. Эта одно из древнейших повествований, которое чаще других повторяется в Библии. Эту историю часто рассказывали, чтобы показать пример того, как слабый, но храбрый войн одолел сильного врага.

Победа над великаном Голиафом превратила Давида в типологический прообраз Иисуса, который поборол дьявола. Поединок с грозным великаном рассматривался как поединок Христа с антихристом. Вера в "сына Давидова" Иисуса стала центральным моментом христианства.

По еврейской традиции считалось, что из рода Давида должен прийти Мессия, который преобразит мир насилия и эгоизма в мир, где не будет войн, и вся земля наполнится любовью к Богу и к людям.

Древние сказания часто обретали сугубо современный и не связанный с религиозной символикой смысл. Так было и в ренессансной Флоренции. Для флорентийцев Давид стал национальным героем. В юном победителе Голиафа они видели символ своего города, который отстаивал независимость в борьбе с могущественными соседями.

И, несомненно, что сегодня для всех нас эта история является примером храбрости и огромной уверенности в своих силах во всех трудных периодах жизни.

В земле Израильской шла война. Царь Саул и Израильтяне сражались с Филистимлянами. Один Филистимлянин был человеком огромного роста. Его звали Голиаф. Он был очень большим и сильным. Израильтяне боялись его.

1-я Царств 17:1–7


Голиаф закричал, обращаясь к Израильтянам. Он сказал, чтобы они выбрали человека для битвы с ним. Никто не хотел сражаться с великаном. Голиаф кричал каждое утро и каждый вечер в течение 40 дней. Никто из Израильтян не вышел сражаться с ним.

1-я Царств 17:8–11, 16


Братья Давида были в Израильской армии. Иессей послал Давида принести им еды.

1-я Царств 17:13–20


Давид увидел великана. Он услышал, как орал Голиаф. Он видел, что люди боятся Голиафа.

1-я Царств 17:23–24


Давид сказал, что пойдет сражаться с гигантом. Его братья рассердились. Они сказали, что Давиду нужно пасти овец.

1-я Царств 17:26–30


Давид знал, что Бог поможет ему. Он подобрал пять камней. Он взял свою пращу и пошел сражаться с Голиафом.

1-я Царств 17:37, 40


Голиаф увидел, что Давид еще молод. Он разозлился. Он заорал на Давида и стал насмехаться над ним. Давид крикнул в ответ. Он сказал, что Бог поможет ему убить Голиафа.

1-я Царств 17:41–47


Голиаф подошел к Давиду, чтобы напасть на него. Тогда Давид положил камень в свою пращу и метнул камень.

1-я Царств 17:48–49


Камень ударил Голиафа по голове. Голиаф упал на землю.