Что должен делать экспедитор? Экспедитор - нюансы профессии

Экспедитор – это одна из самых востребованных профессий на трудовом рынке. Своевременная и качественная доставка особенно необходима для тех грузов, что имеют ограниченный срок хранения. Отрасль национальной экономики, в которой работает экспедитор, называется логистика. Предмет логистики заключается в изучении, разработке и применении на практике наиболее рационального подхода к процессу передвижения товаров на малые, средние и дальние расстояния. Логистика также предусматривает изучение местного и международного законодательства в области транспортировки грузов. Ведь в разных регионах мира действуют подчас самые разнообразные требования по перевозке.

Профессиональный экспедитор также участвует в разработке маршрутов перевозки грузов. Чаще всего такой специалист называется логистом, что наиболее верно при определении этой профессии.

Профессия экспедитора на современном рынке труда

Экспедитором иногда называют человека, сопровождающего груз на всем протяжении его маршрута перевозки и отвечающего за сохранность и целостность доверенного ему товара. По факту такого служащего правильнее называть курьером, но в объявлениях о работе чаще всего вакансия называется именно экспедитор. Такое характерно ввиду того, что курьер-экспедитор чаще всего сам определяет маршрут движения груза по предварительному согласованию с руководством своей компании.

Основной документ, используемый экспедиторами в их работе, называется транспортная накладная, в которой записаны данные о времени и месте отгрузки товара, пункте назначения, номинальной стоимости и весе. Подпись экспедитора в накладной является подтверждением, что груз должным образом упакован и не имеет видимых дефектов. С момента подписи транспортной накладной экспедитором, сотрудник в этой должности несет полную материальную ответственность в соответствии с пунктами законодательства страны и его персонального трудового договора.

Экспедитор редко имеет право получать денежные средства за доставленный товар. Такая мера действует по соображениям безопасности самого экспедитора, ведь по маршруту перевозки грузов вполне может быть попытка ограбления.

Экспедитор и смежные профессии

В некоторых организациях водителя-экспедитора или торгового представителя с функцией экспедитора. Подобные профессии предоставляются фирмами, отправляющими грузы внутри региона или специализирующимися на перевозках однотипных товаров на малые расстояния. Ввиду малого оборота средств или низкой ценности товаров работодатели придумали подобные профессии, что не нарушает законодательства. В обязанностях водителя-экспедитора значится разработка маршрута, доставка и ответственность за груз, а торговый представитель с обязанностями экспедитора не только сам нарабатывает клиентскую базу и заключает договоры, но и непосредственно самостоятельно доставляет груз.

Кто такой экспедитор? Чем занимается человек, в трудовой книжке которого указана эта должность? На эти вопросы чаще всего отвечают так: «Это тот, кто развозит грузы». А вот и неправильно, потому что, тот, кто развозит грузы, это либо водитель, либо курьер. Обязанности экспедитора намного сложнее, а полномочия шире.

Настоящий экспедитор – это человек, обладающий множеством как скрытых, так и явных талантов. Только представьте себе, сколько у него обязанностей. Первая, она же самая важная – это организация доставки груза. А для того, чтобы выполнить подобный заказ, нужно хорошо знать все нормативно-правовые документы. Уметь отлично разбираться во всех нюансах международных соглашений и различных конвенций по транспорту. Основы трудового законодательства и нормативные документы, регламентирующие правила транспортных перевозок, – это те документы, не зная которые сегодня вряд ли можно довезти груз из точки А в точку В.

Суть работы экспедитора заключается в предоставлении полного пакета услуг по перевозке грузов любых габаритов и грузоподъемности. Наверное, поэтому при найме на работу предпочтение отдается тем претендентам, которые обладают знаниями основ логистики и экономики. Заполнение объемистого пакета сопроводительных документов тоже входит в обязанности каждого экспедитора, а их правильность напрямую зависит от юридической грамотности человека. Наконец, без знания иностранных языков сегодня невозможно претендовать на эту должность в престижной транспортной экспедиции.

Вот и получается, что человек, решивший стать экспедитором, должен быть многоголовым драконом. Одна голова получает высшее экономическое образование, вторая изучает языки, третья – юриспруденцию. К тому же, понадобятся терпение и усидчивость. Без этих качеств вдумчивой работы с документами не получится.

Экспедитор должен проложить наиболее короткий путь провозки груза. Он сам договаривается с транспортными фирмами. А это авиационные, автомобильные, морские и железнодорожные предприятия, с каждым нужно заключить договор о фрахте транспортного средства. А еще на пути следования груза существуют таможни. На каждой свои правила, свои тарифы.

Учесть все это, вычертить самый короткий маршрут, определить стоимость и выбрать путь, который обойдется грузоотправителю дешевле, учесть все сложности… А склады, на которых груз может оказаться во время транспортировки? А сохранность, гарантия которой прописана в договоре? Все это тоже входит в обязанности экспедитора. Представляете, сколько всего он держит в голове?!

Грузоотправители нынче - люди недоверчивые и на слово не верят, поэтому постоянно требуют отчета о прохождении груза. Спасибо техническим новинкам! Благодаря им можно онлайн следить за своим грузом, а если он вдруг где-нибудь застрял, то быстро выяснить у экспедитора, в чем дело. Исправление ситуации зачастую требует присутствия этого специалиста, поэтому работа экспедитора связана с постоянными командировками.

Очень важный вопрос: «А сколько зарабатывает такой специалист?» По-разному. Все зависит от уровня той организации, в которой вы предполагаете работать. Чем шире география, чем больше у вас знаний и умений, тем выше вознаграждение за труд.

Одним словом, экспедитор – очень востребованная профессия. Масштабы, правда, разные. Экспедитор на мелькомбинате и экспедитор из агентства по международным перевозкам, в принципе занимаются одним и тем же. Только один чаще всего ездит по области и только иногда бывает в соседней. А вот второй, скорее всего, не вылезает из заграничных командировок. Что ж, большому кораблю – большое плавание!

Если профессия востребована, значит, должны быть и учебные заведения, в которых можно получить базовое образование. Но пока таковых на территории России нет, да и в сопредельных государствах тоже. Экспедиторами работают юристы и экономисты, бывшие военные и учителя. Все, как один, самоучки. Коммуникабельные и улыбчивые, ответственные и вдумчивые, они выполняют очень нужную работу.

Кстати, важность этой профессии осознавали еще в древности. В исторических документах 11 века упоминаются сопроводители грузов, а с 15 века в Европе официально начинают действовать Товарищества по перевозкам.

Какими способами можно доставить груз из одного города в другой? Он может быть доставлен по воздуху, по морю и по автомобильной дороге. Однако доставка груза по воздуху может оказаться очень дорогой, по морю - слишком долгой, а автомобильная доставка - рискованной. На каком же маршруте остановиться и как сделать правильный выбор? В это вопросе поможет опытный экспедитор.

Сначала рассмотрим, кто такой экспедитор .

Проще говоря, экспедирование – это, по сути, организация грузоперевозок. Многие полагают, экспедиторы - это люди, сопровождающие груз. Однако это не верно. Если человек только сопровождает груз, то это скорее курьер, а не экспедитор. Также есть такая специализация как экспедитор-торговый представитель, который занимается доставкой груза в конкретные точки. Торговый представитель, как правило, имеет договор с несколькими фирмами и реализует их товар. Специалист, который сам организует и проводит транспортировку груза, называется экспедитором-перевозчиком.

В этой статье рассмотрим вопросы о транспорт но экспедиционных компаниях, то есть об организациях, доставляющий грузы из точки А в точку Б, на каком бы расстоянии они не находились.

Работники экспедиционных компаний являются специалистами широкого профиля. В их распоряжении либо собственный автопарк, либо договоренность с несколькими транспортными компаниями. Экспедиторы ориентируются в положительных и отрицательных сторонах грузоперевозок разными видами транспортами. И перевозки планируются исходя из этого. И все-таки что же делает экспедитор? Выбирает наиболее оптимальный вид транспортного средства.

На сегодня довольно большой популярностью пользуются мультимодальные перевозки, которые предполагают использовать разные виды транспорта. К примеру, сначала груз отправляется по морю, затем по железной дороге. И как раз работа по растамаживанию груза, поиску подходящих грузовых вагонов и организации перевалки груза на поезд должна выполняться экспедитором. При этом должны быть соблюдены сроки перевозки. Экспедитор ориентируется во временных рамках перевозки груза разными видами транспорта по разным маршрутам. Поэтому он может оптимально распланировать передвижение груза.

Одной из самых важных обязанностей экспедитора является контролирование состояния груза. Пока груз находится в пути, за него несет ответственность транспортно-экспедиционная компания. И если с ним что-либо случиться, то спрашивать заказчик будет именно с компании. Транспортно-экспедиционная компания заинтересована в том, чтобы доставить груз в назначенное место в целости и сохранности. Поэтому и страхование, разгрузку и погрузку груза также осуществляет экспедиционная фирма.

Вы можете отслеживать местонахождение своего груза, экспедиционная компания предоставляет эту информацию клиентам. Вы всегда будете в курсе, где и в каком состоянии находится ваш груз.

Кроме организации и контроля над перевозкой груза, экспедитор оформляет все сопроводительные документы. Накладные, путевые листы и многие другие документы ложатся на плечи сотрудников компании-перевозчика, которые компетентны в вопросах налогового и нормативного законодательства. Документацией для таможни занимаются специалисты, ориентирующиеся в юридическом оформлении внешнеэкономической деятельности. И если в каком-либо документе будет допущена ошибка, исправлять ее будет экспедитор. Это также является экспедитора обязанностями. И благодаря опытности и профессионализму, экспедитор сможет сделать это так, что эти моменты не отразятся на перевозке груза ни коим образом. Поэтому все эти документы должны оформляться только специалистами, иначе вы рискуете понести убытки.

Отличительными чертами хорошей экспедиционной компании является не только оперативная доставка груза из одной точки в другую. Лидирующие компании на рыке грузоперевозок всегда изучают существующую среду и делают соответствующие выводы. Экспедиторы могут помочь клиентам в решении стратегических вопросов. К примеру, клиент желает какими-либо путями снизить таможенные платежи. И экспедиционная компания сделает анализ всех возможных способов сократить издержки и выберет наиболее оптимальный, который будет устраивать и заказчика, и компанию. И сделать это под силу только опытному экспедитору.

Подведем итоги

Итак, что же входит в экспедиторские должностные обязанности :

  • выбор наиболее оптимального маршрута и способа перевозки груза;
  • поиск и фрахтование транспортных средств;
  • обеспечение своевременной подачи транспортного средства на место погрузки и разгрузки груза;
  • оформление документации, сопровождающей товар, и таможенных документов;
  • погрузка, разгрузка, дробление, консолидация и хранение грузов;
  • занимаются оформлением согласований для перевозок опасных и малогабаритных грузов и их сопровождение;
  • полностью контролируют перевозку груза.
Экспедитор должен четко соблюдать должностную инструкцию. Ознакомиться с ней можно, вбив в поиск: «экспедитор должностная инструкция».

Собственно, почему же является выгодным обратиться к экспедитору? Ведь он по сути является посредником в международных грузоперевозках. В большинстве случаев экспедиторы имеют договоренности с разными компаниями-перевозчиками и заказчиками. Это дает возможность оптимизировать транспортный процесс. При этом предпринимаются все усилия во избежание невыгодных для перевозчиков пробегов вхолостую или простоев транспортных средств. У экспедитора имеется большое количество информации, которой он оперирует. Он фрахтует тот транспорт, который расположен как можно ближе к месту загрузки. Благодаря этому снижаются транспортные затраты. У экспедиторов имеются весьма привлекательные скидки от транспортных предприятий, потому что они являются самыми крупными заказчиками компаний-перевозчиков. Это позволяет клиентам заказать перевозку груза по сниженной цене.

Экспедитор - это профессия, в должностные обязанности которой входят: получение, сопровождение и сдача различных грузов, а также, оформление необходимой транспортной документации.

Одно время, после окончания института, я проработал экспедитором. Тогда эта работа показалась мне очень интересной. Еще бы, нужно-то было, всего-навсего, ездить в автомобиле, считать товар и получать зарплату.

Вообще, конечно, экспедирование грузов - это очень ответственная работа. Во-первых, от вас зависит время доставки из точки А в точку Б. Во-вторых, как правило, экспедитор - это лицо материально ответственное. И в-третьих, конечно же, от вас зависит точность ассортимента груза. В последнем случае крайне важно, чтобы количество утюгов совпадало с тем, что написано на бумаге. Конечно, если вместо утюгов вы привезете компьютеры, то беда не большая. Однако, как профессионального экспедитора - это вас не украсит .

После шести лет обучения в Бауманском попасть по распределению в какой-нибудь "ящик" не очень хотелось. Непрерывное сидение за партой и так за прошедшие шестнадцать лет достаточно утомили. Получение диплома пришлось на начало 90-х. Молодому специалисту полагалось по "сетке" чуть больше 20 советских рублей. Во времена развитого социализма этого бы вполне хватило на существование. Но не вначале 90-х, когда прожиточный минимум уже переваливал за 500 деревянных.

В экспедиторской работе есть своя романтика. Обычно, основное время работы приходится ничегонеделание. На пассажирском месте можно курить, пить пиво и развлекаться шоферскими байками долгое время в пробках. Сотовые телефоны еще были редкостью, а вот пробки уже встречались и личное общение заменяло все.

Были в этой работе и свои тонкости. Скорее всего, с течением времени, они особо не изменились. Груз должен быть принят и сдан в точности так, как это описано по бумагам. Умение разбираться в транспортных накладных – не самое сложная обязанность. Движение по российским дорогам, так же вносит свои коррективы. Уважаемому сотруднику автоинспекции или любому другому человеку в погонах не представляет особого труда найти у вас недочеты, позволяющие поиграть на нервах. Пару раз постоять на штрафной стоянке и мне приходилось. Общаться на тему выкупа - хуже не придумаешь. За твоей спиной груз не малой стоимости, а ты зависишь от решения этого человечка. Удовольствие от такого «интеллигентного» разговора не очень большое.

Но, все окупается. Во-первых, конечно же, опыт. Общение с людьми, умение договориться с грузчиками и кладовщиками, встать вовремя на погрузку. Первую школу настоящей жизни я получил здесь. С течением времени научился и зарабатывать. Как правило, на руки даются дорожные средства. Правильно распределив их, можно сэкономить и, по договоренности с руководством, положить на свой счет. Экспедитор, как мы уже говорили, лицо материально ответственное. И за это тоже неплохо платят. Но, и потерю груза спишут, скорее всего, с вас. Неприятности могут поджидать в самых неожиданных местах, особенно в дальних переездах. Бывали случаи банального воровства. Держи ухо востро. Однажды от меня, подарив пару беспокойных часов, сбежал водитель с грузом макарон. Когда я, уже практически попрощался с зарплатой на ближайший год, и прибежал на условное место, машина оказалась там. Водитель, зевая, поинтересовался, куда я пропал. В короткой «дружеской» беседе выяснилось, что он меня потерял и решил ехать самостоятельно. Сотовые телефоны-то были редкость.

В общем, потратив пару тройку лет жизни, приобретя пивное пузико и пучок седых волос, можно сколотить небольшой капитальчик. Но, профессия экспедитора – это, все же, не то, о чем мечтало человечество.