Профессиональные заболевания водителей-дальнобойщиков. Автоболезни — профессиональные болезни водителей

Профессиональные заболевания водителей условно можно разделить на несколько групп.
Первая - это заболевания позвоночника и малого таза. Связаны они с неудобным функциональным положением за рулем, в котором длительное время находится водитель. Сюда можно отнести радикулиты, остеохондрозы. Дополняют этот букет геморрой и, конечно же, простатит, который является наиболее «представительным» заболеванием этой условно разделенной группы.

Статистики утверждают, что простатитом страдают от 40 до 60% мужчин. Разные причины способствуют возникновению этой болезни - тут и курение, и выпивка, но у водителя первоочередная - застой циркуляции кровообращения в малом тазу, а к нему, не побоюсь повториться, приводит неудобная поза, в которой постоянно находится человек за рулем.
Конечно, по сравнению с геморроем, простатит для мужчины более опасен, а полноценное действие этой составной организма наиболее важно, поскольку заболевание простаты, как правило, ведет к развитию импотенции.
Вторая группа заболеваний связана с повышенной эмоциональной нагрузкой. Постоянное напряжение за рулем вызывает сердечно-сосудистые заболевания. Потому-то у водителей наиболее часты инфаркты, гипертония, сбои сердечного ритма.
Третья группа - болезни желудочно-кишечного тракта, связанные с нерегулярным и неполноценным питанием во время работы. Но эти заболевания - удел профессионалов, большей частью шоферов-дальнобойщиков и в меньшей степени любителей.

По большому счету перечисленным заболеваниям меньше подвержены автолюбители. Все зависит от того, сколько времени человек проводит за рулем и насколько внимательно он относится к здоровью.
Что же нужно делать, чтобы не допустить возникновения заболеваний, а тем более перехода их в хроническую форму?

Как бы банально ни звучало - это разнообразные физические нагрузки, то есть ежедневный комплекс гимнастических упражнений, который должен держать в норме сердечно-сосудистую систему, тонус нервной системы, в том числе кровообращение. Ничего сверхъестественного в нем нет, в общем-то это обычный комплекс гимнастических упражнений, единственное, что должно непременно присутствовать, - круговые движения в поясничном отделе позвоночника, всевозможные сгибания и разгибания. Это особенно важно, когда мы говорим об активизации кровообращения в малом тазу.
Для профилактики профессиональных водительских заболеваний нет ничего лучше контрастного душа. И в то же время нет ничего проще - утром после принятия гигиенического душа переходить на контрастный. Причем не нужно сразу бросаться на максимальную разницу температур, входите в эту процедуру постепенно, тем более если ни разу ее не делали, - от прохладно-тепленькой, доведя со временем разницу до максимально горяче-холодной, такой, которую кожа может выдержать в течение нескольких секунд. Такое температурное раскачивание активизирует кровообращение кожи, центральное кровообращение, нормализует тонус нервной системы, стимулирует иммунную систему.

И завершающим аккордом режимных профилактических мероприятий должна стать ежедневная прогулка. Но прогулка - это не посещение гостей, поход в магазин или на рынок - это всего лишь ходьба. В день нужно проходить примерно пять километров в течение 40 минут. Утром ли вы это будете делать, вечером ли - значения не имеет.
Этих трех составляющих достаточно для того, чтобы держать себя в тренирующем режиме и активизировать жизненно важные функции организма.

Подчеркиваю особо: все хорошо делать вовремя, важно не допустить возникновения заболевания, а тем более его перехода в хроническую форму. Очень важно найти себе врача, который будет помогать вам на стадии микросимптоматики, когда в организме произошли минимальные сдвиги или возникновение их возможно. В этом случае можно поставить человека на ноги, чего сегодня медицина редко достигает в силу того, что люди обращаются, когда, как говорится, край пришел. Лучше сходить к врачу «по-пустому», то есть перестраховаться, чем оказаться в клинике.

Каждая профессия определённым образом воздействует на человека и может сделать его нетрудоспособным. Не является исключением и работа водителя. Какие же именно профессиональные заболевания водителей довольно часто становятся проблемой тех, кто большую часть своей жизни проводит за рулём? С чем они связаны, и как этого можно избежать?

Водители имеют большие шансы развития некоторых заболеваний

Многие болезни связаны с тем, что многие часы или даже дни водитель находится в сидячем положении и практически без движения. И это относится не только дальнобойщикам или водителям общественного или грузового транспорта. Многие большие города диктуют свои правила, и автомобиль уже стал далеко не роскошью, а прямой . Для людей поездка на работу из-за постоянных пробок может длиться не один час, а, значит, без движения ежедневно обычный человек находится порой более 4–5 часов.

Почему возникают профессиональные заболевания у водителей?

Можно сказать, что профессия водителя является бомбой замедленного действия для здоровья и жизни человека. Происходит это из-за:

  • слишком сильного напряжения мышц конечностей и туловища;
  • длительного рабочего дня;
  • вибрации транспортного средства;
  • наличия сверхурочных часов;
  • ответственности за жизнь пассажиров;
  • постоянного шума;
  • ответственности за сохранность грузов;
  • работы в положении сидя;
  • постоянной необходимости принимать срочные решения;
  • вредного воздействия производственной среды;
  • частого нервно-психического напряжения.

Совокупность вышеуказанных факторов может вызвать различные профессиональные болезни водителей. , необходимо своевременно проводить профилактические мероприятия.


Организм водителя постоянно подвергается воздействию разного рода нагрузок

Классификация заболеваний

Условно все профессиональные заболевания можно разделить на 4 группы:

  1. Радикулит, геморрой, простатит, остеохондроз и иные болезни, связанные с длительным нахождением человека в сидячем положении. Связано всё это с тем, что в органах малого таза происходит застой крови. Мужчинам подобные заболевания грозят импотенцией и бесплодием. Такая функция в автомобилях, как подогрев сидений, может ускорить и усугубить указанные диагнозы.
  2. Холецистит, гастрит, панкреатит, язвенная болезнь, колит, дисбактериоз и другие болезни, возникающие из-за нерегулярного и неполноценного питания водителя во время работы. Заболевания желудочно-кишечного тракта являются, возможно, самыми распространёнными у тех, кто долгое время проводит за рулём. Многие дальнобойщики к тому же страдают от лишнего веса, большого живота и полипов в кишечнике. Перекусы и еда на ходу способствуют скапливанию жира на груди, бёдрах и животе. Изменения, произошедшие в обмене веществ, могут быть необратимы.
  3. Ожирение и сахарный диабет - эти заболевания обусловлены нарушениями в системе обмена веществ, а также малоподвижным образом жизни.
  4. Гипертония, аритмия и иные сердечно-сосудистые заболевания. Они возникают от воздействия на организм человека продолжительных стрессов. Когда нервная система постоянно находится в напряжении, то риск возникновения инфарктов и инсультов существенно возрастает.

Также водителя постоянно окружают вредные токсические вещества. Выхлопные газы содержат в себе более 200 токсичных продуктов. Из-за них у человека может начаться кислородное голодание, симптомами которого являются тошнота, головная боль, рвота, головокружение и повышенное давление. Впоследствии всё это может стать причиной заболевания лёгких.

Профилактика профессиональных заболеваний водителей

Для того чтобы свести к минимуму все негативные последствия от длительного нахождения за рулём, необходимо . Обязательно время от времени делать остановки и разминаться. Можно выполнять несложные физические упражнения или хотя бы просто прогуливаться около автомобиля.

Нелишним будет оснащение водительского кресла массажной накидкой. Она позволит частично разогнать застои крови в области малого таза. Тем, кто работает водителем, желательно в свободное от работы время посещать бассейн, гулять в парке и заниматься спортом.

Что касается еды, то не стоит употреблять в дороге чипсы, сухарики, шоколад и газировку. Лучше взять с собой на работу овощи, фрукты, отварное мясо, чай, молоко или компот. В некоторых случаях нелишним будет полноценный обед в придорожном кафе.

Для того чтобы предотвратить остеохондроз, каждые 3–4 часа выходить из транспортного средства, приседать, делать наклоны и махи ногами. Всё это займёт не более 3–5 минут, но позволит избавиться от болей. Подобные прогулки также позволяют насытить организм кислородом и снизить негативное влияние на него токсических веществ.

Для того чтобы снизить эмоциональную и психическую нагрузку, можно время от времени пользоваться услугами психолога, принимать успокоительные препараты (в нерабочее время).


Помните, работа водителя не должна вредить вашему здоровью!

Исправная техника и отменное здоровье

Как нуждается в своевременном техническом осмотре и ремонте, так и человеческий организм требует к себе внимательного отношения. Делая несложные физические упражнения и питаясь правильно, можно предотвратить инфаркты и инсульты, а также сохранить работоспособность дыхательной, пищеварительной и половой системы.

Не стоит откладывать визит к доктору, если возникли проблемы со здоровьем. Лучше на самой ранней стадии выявить недуг и полностью от него избавиться, чем запустить болезнь и окончательно потерять трудоспособность. Гораздо легче своевременно заняться профилактическими мероприятиями и предупредить образование профессиональной болезни водителей.

Не секрет, что сидячий образ жизни крайне отрицательно может сказаться на здоровье человека. Каких только болезней не приписывают врачи офисным сотрудникам, кассирам, бухгалтерам или даже водителям. Да-да, последние также нередко страдают самыми различными заболеваниями, даже не подозревая, что их причиной может выступать любимый автомобиль. В данной статье мы расскажем о наиболее распространенных недугах, сопровождающих заядлых водителей, и поможем определить методы борьбы со столь неприятными спутниками автолюбителей.

Все «профессиональные» болезни водителей можно условно разделить на четыре группы. Это:

1. Заболевания, которые являются следствием длительного сидячего положения: остеохондрозы, привычные вывихи, геморрой, простатит и радикулит.

2. Болячки, связанные с постоянными стрессами, являющимися следствием напряжения (аритмии, кардиалгии, гипертония и инфаркты).

3. Болезни, вызванные неполноценным и нерегулярным питанием в процессе работы (гастриты, язвенная болезнь, колиты, панкреатиты и холециститы). Правда, эта группа недугов больше характерна для профессионалов, а не любителей.

4. Проблемы, связанные с малоподвижным образом жизни и нарушением обмена веществ, представленные в виде ожирения и сахарного диабета.

Давайте рассмотрим некоторые из них более детально.

1. Заболевания желудочно-кишечного тракта

Первой из проблем, настигнувшей профессионального водителя, является заболевание желудочно-кишечного тракта. Это и неудивительно, ведь, постоянно находясь за рулем автомобиля, просто не хватает времени на здоровое и сбалансированное питание. Так, сидячий образ жизни непременно будет влиять на перистальтику кишечника, ведь поглощенная на ходу пища не сможет нормально усваиваться, а значит, будет дольше находиться в кишечнике.

В результате, все накопленные токсины губительно сказываются на слизистой оболочке, нарушая естественную выработку ферментов. Этот факт позволяет отнести к профессиональным заболеваниям водителей воспаления разных участков кишечника: начиная от двенадцатиперстной кишки и заканчивая прямой кишкой. Естественно, при отсутствии своевременного лечения, казалось бы, мелочная проблема может легко спровоцировать образование более серьезных заболеваний (например, злокачественных полипов).

В качестве профилактики специалисты рекомендуют употреблять пищу на удобном стуле в каком-либо придорожном кафе, а после серьезного обеда или ужина стоит уделить хотя бы 15 минут на прогулку. Однако, если вы не можете позволить себе отвлечься от автомобиля даже на такое недолгое время, тогда выучите несложный комплекс гимнастических упражнений, которые необходимо выполнять спустя каждые три часа поездки. К ним относят:

- повороты туловища;

Наклоны;

2. Лишний вес

Конечно, передвигаться на собственном автомобиле намного удобнее, чем на общественном транспорте, но если вы вынуждены постоянно находиться за рулем, тогда повышенный комфорт может быстро превратиться в менее приятные явления. Конечно, поначалу мало кто задумывается над тем, что резкое снижение физических нагрузок грозит появлением лишнего веса, особенно учитывая неизменность пищевых привычек, однако факт остается фактом, и малоподвижный образ жизни совершенно точно ведет к нарушению процессов кровообращения и обмена веществ. В последнем случае, наиболее характерным последствием такого явления выступает сильный рост жировой ткани, скапливающейся в основном на животе, бедрах и груди.

Результаты гиподинамии (ослабления мышечной деятельности) будут заметны уже спустя месяц активной работы с использованием автомобиля: объемы тела увеличиваются, и появляется второй подбородок.

Наверное, вы не раз обращали внимание на то, что большинство дальнобойщиков имеют достаточно солидные формы, ведь все употребляемые фаст-фуды (а вместе с ними и углеводы) не могут нормально усваиваться и сразу преобразуются в жир. В этом нет ничего удивительного, ведь организм водителя практически не затрачивает никакой энергии.

Бороться с данной проблемой все же можно. Попробуйте отказаться от гамбургеров, хот-догов и сладкой минеральной воды, заменив их низкокалорийными продуктами с минимальным содержанием жира и углеводов (например, курицей, говядиной, нежирной рыбой, овощами, творогом и обезжиренным молоком). Пищу в дорогу лучше готовить либо самостоятельно, либо заказывать диетические продукты в попутных кафе, тем более, что на сегодняшний день они далеко не редкость.

Конечно, лишний вес не станет серьезным препятствием при управлении транспортным средством, но определенные проблемы он все же способен вызвать. К примеру, избыточная масса тела вызывает и ряд других заболеваний, среди которых в числе первых находятся проблемы с сердцем, а это уже может послужить противопоказанием к управлению транспортным средством.

Наверное, одним из наиболее распространенных видов современных заболеваний являются проблемы с сердцем и сосудами. В частности, те мужчины, которые по роду деятельности вынуждены пребывать долгое время за рулем автомобиля, в значительно большей степени подвержены инфарктам и гипертонии. В принципе, этому явлению есть вполне логическое объяснение. Во-первых , из-за сильной эмоциональной нагрузки (необходимо постоянно следить за дорогой) не удается расслабиться, а во-вторых , нехватка физической активности приводит к атрофии мышц, в том числе и сердечной.

4. Половая система

Несмотря на то, что многие водители-мужчины отрицают наличие у себя любых проблем, связанных с «мужским здоровьем», это не всегда так. На самом деле, постоянное сидение и отсутствие любых физических нагрузок нередко приводят к плачевным результатам.

Данное заболевание является самой распространенной урологической проблемой мужчин в возрасте от 20 до 50 лет, причем 70% больных – это профессиональные водители. Первые признаки простатита могут проявляться в виде общей слабости и повышенной утомляемости, что нередко сопровождается болезненными ощущениями в промежности и различными расстройствами сексуального характера. Однако даже самые небольшие проблемы требуют незамедлительного решения, иначе заболевание попросту перейдет в хроническую фазу, сопровождающуюся серьезными осложнениями – импотенцией и мужским бесплодием.

Среди возможных причин появления столь неприятного заболевания врачи выделяют и малоподвижный образ жизни. Что касается водителей, то к постоянному сидячему положению (приводит к застою крови в малом тазе) стоит добавить еще и постоянную тряску, и физические перегрузки при передвижении по неровным дорогам. В результате, нарушается кровообращение и существенно снижается подача кислорода ко всем органам, что тем самым вызывает развитие воспалительных процессов. Кроме того, происходит постоянное травмирование промежности, которое крайне отрицательно сказывается на общем состоянии мочевого пузыря и предстательной железы.

Отдельным пунктом следует отметить и современные технологии, призванные повысить комфорт водителей. К примеру, третьей в списке причин простатита у автовладельцев выступает использование подогрева сидений. Ученные уже давно доказали, что перегрев паховой зоны – это прямой путь к проблемам с предстательной железой и половыми органами, которые со временем становятся слабыми и малоподвижными.

Также для мужчин опасна и резкая смена температур, что особенно актуально в холодное время года. К примеру, при выходе из теплого автомобиля на холодный воздух вы рискуете получить воспаление предстательной железы. Конечно, все вышеперечисленные факторы, несомненно, влияют на «мужскую силу», но наиболее значимыми причинами появления функциональных расстройств являются стрессы. Пробки, аварийные ситуации на дорогах и агрессивные водители способствуют эмоциональному переутомлению и снижают защитные функции организма, вследствие чего мужчина начинает болеть.

4.2. Мужское бесплодие

Практически любая болезнь со временем лишь усугубляется, приводя к все более серьезным проблемам. Простатит в этом случае не исключение, и постоянное сидение за рулем может грозить бесплодием. Тут дело в том, что перегрев яичек препятствует нормальному созреванию сперматозоидов, а заодно и выделению мужских гормонов. Этот факт касается абсолютно всех «заядлых» водителей, тем более тех, кто использует сиденье с подогревом и носит тесное белье.

4.3. Половые расстройства у мужчин

Половые расстройства – это еще одна проблема многих автолюбителей, ведь все описанные выше воздействия просто не могут не сказаться на этой части жизнедеятельности мужчины. Снижение потенции, ослабление эрекции, раннее семяизвержение и пониженная способность к оргазму могут сопровождать профессионального водителя долгие месяцы и даже годы, а если проблему вовремя не устранить, то дальнейшее развитие серьезных заболеваний только вопрос времени.

5. Мышцы и позвоночник

Не секрет, что большинство болезней водителей связано именно с неудобным положением тела за рулем транспортного средства. Как результат, существенно нарушается циркуляция крови в малом тазе (об этом упоминалось выше) и повышается нагрузка на позвоночник. Наиболее частыми проявлениями проблем со спиной являются радикулиты и остеохондрозы, которые, к слову, могут привести к инвалидности.

Кроме того, не на последнем месте находится и частота появления грыж дисков позвоночника. Они характеризуются разрушительными процессами в позвоночнике и объясняются отсутствием должного уровня смазки (питания дисков). В свою очередь, подобное «питание» зависит и от глубоких мышц позвоночника, которые в нормальном состоянии играют роль своеобразного насоса, закачивающего смазку в диски. Если же эти мышцы не смогут сокращаться и расслабляться в привычном режиме, то смазывание межпозвоночных дисков будет невозможным.

Первым сигналом отека седалищных мышц является боль в поперечной зоне и районе хребта, а также онемение ног. Иногда может появляться и чувство жжения. К тому же, симптомы остеохондроза нередко выражаются и в сильных болях в районе таза и грудной клетки, а в случае поражения шейных позвонков возможно помутнение сознания и даже галлюцинации. Надо сказать, что все обезболивающие препараты, к использованию которых прибегают водители, приносят лишь временное облегчение и не способны устранить саму причину проблемы. Помимо этого, побочные эффекты такого обезболивания нередко проявляются в виде кровотечений желудка, различных аллергий, депрессии или общего снижения работоспособности.

6. Легкие

По роду деятельности, профессиональному водителю приходиться сталкиваться с разными проблемами здоровья, однако одной из самых значительных является болезнь легких. Учитывая тот факт, что автолюбитель постоянно находится в окружении выхлопных газов, неудивительно, что он вдыхает более 200 токсичных соединений. Кроме того, свой вклад в развитие болезней вносят и тормозные колодки, которые при сгорании образуют асбестовую пыль.

Одним из первых симптомов поражения дыхательной системы выступает першение в горле, которое также может сопровождаться несильным кровотечением. В свою очередь, игнорирование подобных симптомов чревато появлением дистрофии слизистой оболочки, вследствие чего она перестает защищать легкие от токсичного поражения.

У профессиональных дальнобойщиков токсины и пыль проникают не только в легкие, но и в бронхи, что существенно усугубляется курением (органы дыхательной системы становятся очень чувствительными к поражениям подобного рода, в результате чего легко возникают различные воспалительные процессы и онкологические образования). К профессиональным заболеваниям водителей относят и эмфизему (разрастание соединительной ткани легких и сосудов), которая существенно уменьшает объем легких. Данное заболевание смертельно опасно, так как ухудшение вентиляции легких делает их беззащитными перед воздействием различных вредоносных микроорганизмов.

Естественно, постоянное напряжение и сосредоточенность на дорожной обстановке не может не сказываться на остроте зрения водителя. Кроме того, управление автомобилем в разное время суток и при разных погодных условиях существенно отличается, а значит, и глаза устают по-разному. Поэтому многие автолюбители нередко пользуются тонировкой стекла, в частности, наносят на верхнюю часть защитную тонировочную пленку (ширина не должна превышать 15 см). Такое дополнение призвано защитить глаза от слепящего солнечного света, хотя в некоторых случаях и его недостаточно (например, в утренние часы, когда солнце только поднимается).

Некоторые специалисты рекомендуют подбирать стекла с серым, зеленым либо коричневым оттенком, которые наиболее эффективно обеспечивают цветопередачу и существенно повышают контрастность самого изображения.

8. Профилактика профессиональных заболеваний водителей

Учитывая все вышесказанное, вполне логично сосредоточить свое внимание на минимизации отрицательных факторов, вызванных длительным нахождением за рулем машины. В первую очередь, обратите внимание на физическую активность и при возможности увеличьте длительность пеших прогулок и занятий спортом. Также необходимо делать перерывы в движении, при которых обязательно покидать транспортное средство и хоть немного разминаться. Если обстановка позволяет, можно проделать несколько упражнений, которые улучшат кровообращение в малом тазу. К ним относят:

- круговые вращения туловища и его наклоны (сначала в одну, а затем и в другую сторону);

Наклоны вперед с касанием пола;

Приседания.

В тех случаях, когда возможность встать отсутствует, можно выполнить другое упражнение: в положении сидя, не напрягая мышцы ягодиц, начинайте втягивать область между яичками и анусом. Периодическое выполнение такого действия поможет тренировать мышцы потенции, то есть лобково-копчиковой мышцы.

Подписывайтесь на наши ленты в