Методика исследования психического статуса, написание представления о больном. Пример описания результатов психического исследования пациента Статусы психически больных

ПСИХИЧЕСКИЙ СТАТУС

СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ: ясное, помраченное, аменция, делирий, онейроид, сумеречное.

ОРИЕНТИРОВКА: во времени, окружающем, собственной личности.

ВНЕШНОСТЬ: конституциональные особенности, поза, осанка, одежда, опрятность, ухоженность, состояние ногтей и волос. Выражение лица.

ВНИМАНИЕ: пассивное, активное. Способность к сосредоточению, устойчивость, рассеянность, истощаемость, отвлекаемость, слабая распределенность, инертность, патологическая концентрация, персеверации.

ПОВЕДЕНИЕ И ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: походка, выразительность движений, адекватность переживаниям, жестикуляция, манерность, тики, подергивания, стереотипные движения, угловатость или пластичность, проворность движений, вялость, гиперактивность, ажитированность, воинственность, эхопраксии.

РЕЧЬ: (количество, качество, скорость) быстрая, медленная, затрудненная, запинающаяся, эмоциональная, монотонная, громкая, шепотная, невнятная, бормочущая, с эхолалиями, интенсивность речи, высота, легкость, спонтанность, продуктивность, манера, время реакции, словарный запас.

ОТНОШЕНИЕ К БЕСЕДЕ И ВРАЧУ: дружественное, внимательное, заинтересованное, искреннее, кокетливое, игривое, располагающее, вежливость, любопытство, враждебное отношение, оборонительная позиция, сдержанность, настороженность, неприязнь, холодность, негативизм, позерство. Степень контакта, попытки уклониться от беседы. Активное стремление к беседе или пассивное подчинение. Наличие или отсутствие интереса. Стремление подчеркнуть или скрыть болезненное состояние.

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ: исчерпывающие, уклончивые, формальные, лживые, раздражительные, грубые, циничные, насмешливые, краткие, многословные, обобщенные, на примерах.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА: преобладающее настроение (окраска, устойчивость), колебание настроения (реактивно, аутохтонно). Возбудимость эмоций. Глубина, интенсивность, длительность эмоций. Способность к коррегированию эмоций, сдержанность. Тоска, чувство безысходности, тревожность, плаксивость, пугливость, внимательность, раздражительность, охваченность ужасом, злобой, экспансивность, эйфоричность, чувство опустошенности, виновности, собственной неполноценности, высокомерия, взбудораженность, ажитация, дисфория, апатия, амбивалентность. Адекватность эмоциональных реакций. Суицидальные мысли.

МЫШЛЕНИЕ: мысли, суждения, умозаключения, понятия, представления. Склонность к обобщениям, анализу, синтезу. Спонтанность и аспонтанность в беседе. Темп мышления, правильность, последовательность, отчетливость, целенаправленность, переключаемость с одной темы на другую. Способность к суждениям и умозаключениям, релевантность ответов. Суждения ясные, простые, адекватные, логичные, противоречивые, легкомысленные, благодушные, неопределенные, поверхностные, бестолковые, нелепые. Мышление абстрактное, конкретное, образное. Склонность к систематизации, обстоятельности, резонерству, вычурности. Содержание мыслей.

ПАМЯТЬ: нарушение функций фиксации, сохранения, воспроизведения. Память на события прошлой жизни, недавнего прошлого, запоминание и воспроизведение текущих событий. Расстройства памяти (гиперамнезия, гипомнезия, амнезия, парамнезия).

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА: оценка общего уровня знаний, образовательного и культурного уровня знаний, преобладающие интересы.

КРИТИКА: степень осознания больным своей болезни (отсутствует, формальная, неполная, полная). Осознание связи болезненных переживаний и нарушений социальной адаптации основным заболеванием. Мнение больного об изменениях с начала болезни. Мнение больного о причинах поступления в стационар.

Настрой и отношение к предстоящему лечению. Место больного в предстоящем лечебном процессе. Ожидаемый результат.

ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ (обманы восприятия, бред).

ЖАЛОБЫ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ.

Внешность

Конституциональные особенности, поза, осанка, одежда, ухо­женность, состояние волос и ногтей. Насколько у пациента здоровый или болезнен­ный вид. Выглядит ли он злобным, испуганным, апатичным, растерянным, высо­комерным, или не может найти себе место, уравновешен ли он. Выглядит ли моло­дым или старым, женоподобным (мужеподобным), обна­ру­живает ли признаки тревожности, потирает ли руки, потеет ли лоб, имеются ли внешние признаки бес­покойства, напря­жен­ность в позе и голосе, расширены ли глаза; какие измене­ния уровня тревожности обнаруживаются во время беседы или изменения ее темы. Изложение этих особенностей способст­вует то­му, что больного сможет легко узнать человек, никогда ранее не встречавший его, и выделить из множества других людей .

Отношение к куратору

Дружественное, внимательное, заинтересованное, искрен­нее, кокетливое, оборонительная позиция по отношению к вра­чу, враждеб­ное отношение, игривое, располагающее, нас­тороженное. Степень контакта, попытки уклониться от беседы. Можно использовать и другие термины, характеризующие это отношение .

Ясность сознания и его расстройства

Способность больного ориентироваться в себе, во времени и в пространстве.

Непсихотические формы («простые» нарушения сознания), «количественные», по типу угнетения ясности осознания: обмо­рок, обнубиляция и оглушение, сомноленция, сопор, кома.

Психотические формы («сложные» нарушения сознания); синдромы помрачения сознания: растерянность, делириозный, онейроидный, аментивный, сумеречные состояния.

Нарушения самосознания: деперсонализация (аллопсихиче­ская – чувство чуждости окружающего мира; соматопсихи­ческая – чувство чуждости всего тела либо его частей или даже их исчезновение; аутопсихическая – чувство чуждости отдель­ных психических функций или своего «Я» в целом).

Нарушение речи

Быстрая, медленная, затрудненная, запинающаяся, эмо­цио­нальная, монотонная, громкая, шепотная, невнятная, бор­мочущая, с эхолалиями; интенсив­ность речи, высота, лег­кость, спон­танность, продуктивность, манера, время реак­ции, словар­ный запас. Речевое возбуждение или заторможенность. Говорит ли больной сам или только отвечает на вопросы. Отвечает ли он по существу, целенаправлены ли его ответы, релевантны или нерелевантны, наличие причинно-следственных отношений в объяснениях больного; нело­гич­ных, отклоняющихся от темы (тан­генциальных), хаотических, уклончивых утверждений, пер­се­вераций, имеется ли блоки­рование мыслей и их отвле­кае­мость .

Рас­стройства фонационного оформления речи (афония, дис­фо­ния; брадилалия и тахилалия; дислалия – недостаток зву­­ко­про­из­ношения фонем; ринолалия – гнусавость; дизарт­­рия – на­ру­ше­ния произношения без расстройства восп­рия­тия устной речи); обус­ловленные недоста­точ­ностью иннер­вации речевого аппарата; структурно-семантического оформления речи (ала­лия, афазия); нарушения письменной речи (дислексия, дисграфия) .

Мышление и его расстройства

Нарушения темпа: а) ускорение (увеличение числа ассо­циаций в единицу времени); б) замедление (умень­шение числа ассоциа­ций в единицу времени).

Нарушения стройности мышления: а) разорванность (нет связи между мыслями и предложениями); б) бессвязность (нет связи между словами); в) инкогеренция (нет связи между сло­гами); г) вербигерация (стереотипное повторение одних и тех же слов и словосочетаний); д) паралогическое мышление (умо­зак­лю­чения строятся вразрез с логикой); е) амбитен­дентность мыш­ления (одновременное возникновение взаимоисключающих идей); ж) перерыв мышления (шперрунги).

Нарушение целенаправленности мышления: а) резонерство (бесплодное мудрствование); б) обстоятельность («топтание» вокруг несущественных обстоятельств); в) персеверация (застре­вание на одной ассоциации); г) аутистическое мышление (одно­стороннее, захтывающее лишь внутренний мир больного);

Нарушение продуктивности мышления: а) навязчивые идеи (мысли, возни­каю­щие помимо воли больного и восприни­маемые им как болез­ненные); б) сверхценные идеи (пере­оценка реальных фак­тов); в) бред (болезненно обусловленное ложное суждение, не поддаю­ще­еся коррекции); г) неологизмы (воз­ник­новение нео­быч­ных, непонятных слов). д) символизм (выводы стоятся на основании случайных ассоциаций).

Виды бреда по содержанию: а) переоценки собственной лич­ности (величия, богатства, физического могущества и силы, любовный бред); б) самоуничижения, самообвинения и гре­ховности; в) отношения, преследования, инсценировки, физи­ческого и психического воздействия (гипнотического, теле­пати­ческого, колдовства); г) морального и материального ущерба; д) ревности; е) ипохондрические и дисморфо­мани­ческие; ж) мета­морфозы и интерметаморфозы.

Виды бреда по происхождению: бред первичный и вто­рич­ный, кататимный, голотимный (эмоциогенный), катес­тети­че­ский (висцерогенный), индуцированный и др.

Виды бреда по стадии развития: бредовое настроение – бредовое восприятие – бредовое толкование – кристаллизация бреда – резидуальный бред.

Нарушений эмоций и чувств

Патологическое усиление: эйфория, мания и депрессия.

Патологическое ослабление: паралич эмоций, апатия, эмо­циональное уплощение и эмоциональная тупость.

Нарушение подвижности: слабодушие (недержание эмо­ций), лабильность и инертность (застреваемость) эмоцио­наль­ных переживаний.

Нарушение адекватности: неадекватность, амбива­лент­ность эмоций, патологическая тревога и страх, дисфории, дис­тимии, патологический аффект .

Ощущения, восприятия и их расстройства

Изменение интенсивности и качества ощущения и восп­риятий (гиперестезии, гипестезии, анестезии, парес­тезия, сенес­то­патии). Психосенсорные расстройства: а) мета­морфопсии (микро-, макро- и дисморфопсии); б) сома­то­пси­хи­ческие (нарушения схемы тела); в) психические (дереализация).

Иллюзии (по анализаторам), феномены «уже виденного», «ни­ког­да не виденного» и др.

Галлюцинации: а) по анализаторам (органам чувств) – зри­тельные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные и осязательные, общего чувст­ва или телесные – моторные (кинес­тети­ческие); б) по полноте развития – функциональные, реф­лекторные, истинные и псевдогал­люцина­ции; в) по слож­ности – простые и сложные, сценоподобные, статические, кине­мато­гра­фические; г) по сенсорному компоненту – отчет­ливые, блед­ные (неясные), тихие, громкие, знакомые, незна­ко­мые, поли­фо­ни­ческие, бесцветные, теневые, одно- и много­цветные; д) по отношению к личности – нейтральные, угро­жающие, осуж­даю­щие, комментирующие, императивные, про­роческие (апо­калип­сические); е) по направленности – одно- и двусто­рон­ние, свер­ху, снизу, вблизи, издалека, вне поля зре­ния (экст­ра­кампин­ные); ж) по времени возникновения – гипна­гогические, гипно­пом­пические; з) по причине развития – «экзо­генные» и «эн­­до­ген­ные», внушенные (гипно­тические), пси­хо­генные, си­туа­­цион­ные, аффективные, неврологические (ге­ми­ано­п­си­че­ские, педун­кулярные, типа галлюцинаций Шарля Бонне).

Расстройства влечений

Расстройства пищевых влечений: а) усиление (булимия, поли­фагия); б) ослабление (анорексия); в) извращение (копро­фагия).

Расстройства инстинкта самосохранения: а) усиление – активно-оборонительная форма (агрессивность), пассивно-обо­ро­­нительная форма (состояния страха, реакции паники, «мни­мой смерти»); б) ослабление (суицидальные поступки); в) извра­щения (самоистязания).

3. Расстройства половых влечений: а) усиление (гипер­сек­суальность – сатириазис, нимфомания); б) ослабление (гипо­сексуальность, фригидность); в) извращение (онанизм, гомо­сексуализм, нарциссизм, эксгибиционизм, фетишизм, са­дизм, мазохизм, педофилия, геронтофилия, трансветизм).

Расстройства эффекторно-волевой сферы

Волевые расстройства (гипер-, гипо-, пара- и абулия).

Расстройства двигательной активности: а) болезненное уси­ление двигательной активности, психомоторное возбуж­дение (при аффективной расторможенности, маниа­кальное, гебефре­ническое, кататоническое, при нарушенном сознании); б) болез­ненное снижение двигательной активности (бради- и акинезия), психомоторная заторможенность (ступор кататонический, деп­рессивный, апатический и психоген­ный); в) дезавтоматизация и извращение двигательной активности – апрак­сия, паракинезы, судорожные приступы, насильственные и навязчивые действия.

Расстройства сна

Диссомнии (бессонница, затрудненное засыпание); гипер­сомнии (избыточный сон или жалобы на сильную сон­ливость днем); расстройства цикла сон-бодрост­во­вание; пара­сомнии (снохождения, сноговорения, ночные ужасы, энурез во время ночного сна и др.).

Нарушения внимания

Ослабление внимания (гипопрозексии): рассеянность (нарушения способности длительно сохранять его направлен­ность, страдает сосредоточение); истощаемость (прогрес­сирующее колебания интенсивности внимания в процессе работы), сужение объема (патологическое сосредоточение, обусловленное слабостью распределения внимания); нарушение направленности внимания (приковано к явлениям, заслоняющим от больного другие важные стороны жизни). Усиление внима­ния (гиперпрозексии): патологическая застреваемость, тугопод­вижность; извращение внимания (парапрозексии) – проявление в сфере внимания явлений диссоциации и амбивалентности; апрозекции (полная неспособность к сосредоточению, концентрации внимания) .

Интеллект, память и их расстройства

Запас знаний в пределах образования больного. Способ­ность к образованию новых суж­дений, умо­зак­лючений, абст­ракт­ных понятий. Врождённое слабоумие (олигофрения). При­об­­ретение слабо­умие (деменция). Слабоумие тотальное и парциальное.

Гипермнезии.

Гипомнезии и амнезии: а) фиксационная амнезия; б) репро­дукционная; в) прогрессирующая; г) ретроградная; д) антеро­градная; е) антеро-ретроградная амнезия.

Парамнезии: а) псевдореминисценции; б) конфабуляции; в) криптомнезии (ассоциированные и отчужденные ложные воспо­минания).

Самооценка и критика к болезни [по 3]

Полное отрицание своего заболевания.

Неполное осознание своей болезни; обращается к врачу с просьбой помочь ему и в то же время отрицает то, что он болен.

Осознает, что он болен, и в то же время обвиняет в своей болезни кого-нибудь из окружающих или же связывает ее с внешними обстоятельствами и даже с органическим пора­же­нием мозга.

Объяснения своей болезни чем-то таинственным, неизвестным.

Адекватная самооценка: признание факта своей болезни и того, что болезненные переживания и нарушения социальной адаптации свя­за­ны с его заболеванием, однако неспособность применить эту самооценку как средство против патологических проявлений в будущем.

Истинно адекватная самооценка (истинно эмоциональ­ный инсайт): осозна­ние и адекватная эмоциональная реакция боль­ного на свои собственные мотивы и ощущения и правильное отношение к людям, играющим важную роль в его (ее) жизни.

Физическое состояние 4

Общее состояние (удовлетворительное, средней тяжести, тяжелое). Оценивается по объектив­ным показателям функций основных систем. Положение больного: активное, пассивное, вынуж­ден­ное. Рост, масса тела, температура тела.

Кожа и слизистые оболочки. Окраска, влажность, элас­тичность, сыпи, рубцы и кровоизлияния, расчесы, шелушения, пролежни. Состояние волосяного покрова и ногтей. Раны, ожоги.

Подкожная клетчатка . Степень развития, отеки, пастоз­ность.

Молочные железы .

Лимфатические узлы . Величина, консистенция, форма, болезненность, подвижность, спаянность с окружающими тканями и кожей.

Мышечная система . Степень развития, тонус, местная атрофия и гипертрофия, бо­лез­ненность при ощупывании.

Костная система . Болезненность при ощупывании и поколачивании, деформации, узуры.

Суставы. Болезненность при ощупывании. Изменения конфигурации, окраска кож­ных покровов над суставами. Хруст, флюктуация. Подвижность активная и пассивная, объем под­виж­ности. Контрактуры и анкилозы.

Органы дыхания

Осмотр. Форма грудной клетки (коническая, бочкообразная, цилиндрическая). Деформации грудной клетки, положение лопаток, состояние над- и подключичных ямок, поз­воночника.

Дыхание. Тип, ритм, глубина и симметричность дыха­тель­ных движений. Частота дыха­ния.

Пальпациягрудной клетки с определением болезненных мест и зон гипертензии, отечности, состояния межреберных промежутков. Определение голосового дрожания.

Перкуссия сравнительная и топографическая (соответст­вует норме или есть отклоне­ния вверх или вниз на 1-2 ребра), подвижность нижнего края легких по средней подмышечной линии. Перкуссия пространства Траубе.

Аускультация. Дыхание (везикулярное, жесткое, брон­хиальное и т.д.), хрипы (сухие, влажные; их количество, калибр, звучность, тембр, локализация). Шум тре­ния плевры. Бронхофония.

По отношению ко всем патологическим данным перкуссии и аускультации необхо­димо указать их точную локализацию (в горизонтальном и вертикальном направлении), поль­зуясь при­нятыми топографическими обозначениями.

Сердечно-сосудистая система

Осмотр и пальпация сердечной области.Верхушечный толчок (локализация, сила, распространенность). Пульсация в области сердца и сосудов шеи, в эпигастральной области: «кошачье мурлыканье».

Перкуссия. Граница относительной и абсолютной сердеч­ной тупости (правая, верх­няя, левая). Поперечник сосудистого пучка.

Аускультация (проводится последовательно на верхушке, аорте, легочной артерии, у основания мечевидного отростка, в пятой точке, лежа на боку, сидя, при задержке дыхания). Харак­тер тонов, их звучность, акцент, раздвоение.

Шумы. Отношение к фазам сердечной деятельности, тембр, продолжительность, сила, локализация и иррадиация. Шум трения перикарда, место его выслушивания. Число сердечных сокращений (при аритмии).

Осмотр и ощупывание артерий. Пульсация, эластичность, извилистость; выслушивание крупных артерий. Вены шеи и нижних конечностей.

Пульс. Частота, ритм, напряжение, наполнение, величина, скорость. Дефицит пульса (при аритмии). Артериальное дав­ле­ние.

Органы пищеварения

Ротовая полость. Состояние зубов, десен, языка, миндалин, глотки.

Живот. Осмотр: конфигурация, величина живота, его учас­тие в акте дыхания, подкожная венозная сеть, видимая перис­тальтика. Рубцы, состояние пупка. Окружность живота. Опре­де­ление жидкости в полости живота.

Пальпация:

а) поверхностная ориентировочная. Болезненность, напря­жение мышц брюшной стенки, расхождение прямых мышц, грыжи. Исследование подложечной области с определением болевых точек и зон гипералгезии;

б) глубокая методическая скользящая в следующей пос­ле­до­вательности: слепая, вос­ходящая, поперечно-ободочная нис­хо­дящая, сигмовидная кишка, желудок, поджелудочная железа.

Характеристика отделов ободочной кишки: болезненность, подвижность, консис­тенция; наличие опухолей, инфильтрата, урчание. Область заднего прохода. Пальцевое исследование прямой кишки. Характеристика стула.

Печень и желчный пузырь. Выбухание, пульсация в правом подреберье. Нижняя граница печени (по правой средне­клю­чичной, срединной линиям и по левой реберной дуге). Размеры печени по Курлову. Край печени, его форма, поверхность, консис­тенция, болез­ненность. Симптом Ортнера. Пульсация пече­ни (истинная, передаточная). Желчный пузырь, его лока­лизация, ложная гипертензия. Френикус-симптом.

Селезенка. Выбухание в левом подреберье. Пальпация селезенки: болезненность, край, консистенция, поверхность. Шум трения в левом подреберье.

Мочеполовая система. Частота мочеиспускания, дизури­ческие явления. Ощупывание почек (локализация, величина, болезненность). Симптом Пастернацкого. Пальпация и перкус­сия в области мочевого пузыря (выстояние его верхней границы над лобком в сантиметрах).

Наружные половые органы. Исследование наружного от­верс­тия паховых каналов. Данные гинекологического иссле­дования.

Органы чувств. Экзофтальм, нистагм, состояние зрачков; реакция на свет (прямая и содружественная). Слух.

Щитовидная железа (величина, поверхность, консистен­ция).

Неврологический статус 5

Общемозговые явления. Головная боль (локализация, харак­тер, длительность). Головокружение. Тошнота. Рвота.

Менингеальные симптомы . Ригидность затылочных мышц, симптомы Кернига, Бруд­зинского (верхний и нижний), нап­ряжение брюшных мышц. Менингеальная поза. Ску­ловой симптом Бехтерева.

Высшие корковые функции . Исследование речи. Моторная афазия. Сенсорная афазия. Ам­нестическая афазия. Исследование письма, чтения, счета. Исследование праксиса, гно­зиса.

Черепно-мозговые нервы

I пара. Обонятельный анализатор. Аносмия. Гипосмия.

II пара. Зрительный анализатор. Острота зрения. Поле зрения. Гемианопсия (гомонимная, биназальная, битемпо­раль­ная). Цветоощущение. Глазное дно. Отек, неврит, застойность сосков. Атрофия зрительного нерва (первично-серая, белая после застоя, после неврита).

III, IV, VI пары. Зрачки: форма, диаметр, равномерность. Ширина и равномерность глазных щелей. Объем движений глазных яблок. Косоглазие: сходящееся, расходящееся. Двоение. Птоз. Паралич взора. Плавающие движения глазных яблок. Офтальмоплегия. Экзо­фтальм, энофтальм.

V пара. Жевательные мышцы (напряжение и трофика). Движение нижней челюсти при открывании рта (нет ли уклонения в сторону).

VII пара. Равномерность лобных и носогубных складок, глазных щелей в покое. Асиметрия при наморщивании лба, нахмуривании бровей, зажмуривании глаз, оскаливании зубов, свисте, надувании щек (симптом «паруса»). Логофтальм. Гиперакузия. Сухость глаз. Отсутствие слезоотделения. Отсутствие слюноотделения.

VIII пара. Слуховой анализатор и вестибулярные функции. Субъективные жалобы: сни­жение слуха, звон, шум в ушах, головокружение. Острота слуха: шепотная речь, иссле­дование камертоном. Пробы Ринне, Вебера. Нистагм.

IX, X пары. Положение мягкого неба в покое и подвижность его при произношении буквы «а». Глотание. Дисфагия. Фонация. Артикуляция речи (бульбарная речь). Паралич голосовых связок.

Вкусовой анализатор. Ощущение соленого, кислого, слад­кого (передние ⅔ языка).

XI пара. Поднимание плеч и поворот головы. Напряжение и трофика грудино-ключично-сосковой и трапециевидной мышц. Кривошея.

XII пара. Положение языка во рту и при высовывании (уклонение в сторону). Атрофия мышц языка. Фибриллярные подергивания.

Двигательные функции конечностей и туловища. Посредством осмотра, пальпации, измерения объема мышц определяются атрофии, псевдогипертрофии. Фибриллярные по­­дергивания. Механическая возбудимость мышц: симптомы Хвостека, Труссо. Объем движений, мышеч­ная сила по суставам. Определение мышечного тонуса сги­бателей и раз­ги­ба­те­лей, приводящих и отводящих мышц, пронаторов и супи­на­то­ров. Симптом ротированной кна­ружи стопы. Гипотония мышц. Симптом Оршанского. Спас­тическая гипер­тония. Симп­том зубчатого колеса. Каталепсия. Контрак­туры. Горме­то­ния. Походка. Акине­зия. Скован­ность. Брадикинезия.

Гиперкинезы (хореотический, атетоидный, хореоатетоз, миоклония, гемибализм, торзионный спазм, тики), их характер (постоянный или пароксизмальный).

Припадки и судорожные подергивания.

Координация движений. Ходьба с открытыми и закрытыми глазами. Симптом Ромберга. Пальценосовая, пяточно-коленная пробы. Интенционный тремор. Адиадохокинез. Гиперметрия. Проба Шильдера. Астазия. Абазия. Асинергия Бабинского. Речь (скандированная).

Рефлексы.Сухожильные: с двуглавой, трехглавой мышц, коленные, ахилловы. Надкостничные: пястно-лучевой. Кожные: брюшные (верхний, средний, нижний), кремастер­ный, подош­вен­ный. рефлексы со слизистых оболочек: корнеальный, конъюктивальный, небный, глоточный, анальный. Суставные рефлексы: Майера, Лери. Зрачковые рефлексы на свет, конвергенцию, аккомо­дацию. Синдром Аргайлла Робертсона.

Патологические рефлексы: пирамидные – Бабинского, Оппенгейма, Гордона, Шефера, Чаддока, Россолимо, Бехтерева I и II, Жуковского.

Защитные рефлексы. Синкинезии. Постуральные рефлексы. Симптом Гордона. Псевдобульбарные рефлексы (ладонно-подбородочный, губной, хоботковый, сосательный, под­бо­ро­дочный). Насильственный плач или смех. Хватательные рефлексы.

Чувствительность. Субъективные жалобы: парестезии, боли, их характер и лока­лизация. Исследование поверхностной чувствительности: болевой, тактильной, темпера­тур­ной. Иссле­дование глубокой чувствительности: мышечно-суставной, виб­рационной. Слож­ная чувствительность (опреде­ление направ­ле­ния движения складки кожи, узнавание напи­санных на коже знаков, стереогноз). Боли в лице. Болезненность при движении в точках вы­хода ветвей тройничного нерва. Чувствительность кожи лица (по сегментарному, периферическому типам). Чувствительность слизистых оболочек полости рта, языка и глаз. Болевые точ­ки затылочного нерва, плечевого сплетения (точка Эрба), паравертебральные, по ходу меж­реберных нервов, при давлении на остистые отростки, точки по ходу седалищного нерва (Валле), бедренного нерва. Болезненность нервных стволов. Симптом Ласега, Нери, Вассер­мана, Мацкевича. Антал­гический сколиоз и противоболевые установки конечностей.

Вегетативная нервная система. Симтом Горнера. Цвет кожи, потоотделение. Пилоромоторный рефлекс. Дермогра­физм. Трофические расстройства кожи. Оволосение. Симптом Ашнера. Орто- и клиностатические пробы. Болезненность сол­нечного сплетения и шейных симпатических узлов. Симпаталгии.

1. Квалификация симптомов.

2. Синдромальная оценка психического состояния (пози­тивные и негативные расстройства).

3. Определение уровня психической патологии (состояние слабоумия, психоз, пограничное психическое расстройство) и оценка ее динамики (этап: инициальный, манифестный, расцвет и обратного развития болезни; течение: непрерывное, прис­ту­по­образное, фазное, иное; развитие: прогредиетное – малая, средняя, грубая степень прогрессирования, регредиентное, ста­ционарное).

4. Нозологический диагноз, его обоснование.

Схемы лечения: стационарного и амбулаторного, выписка рецептов.

Бланки синдромов эпикризов.

Депрессия с идеями виновности.


  1. Соматическое состояние; по внутренним органам без патологии. Отмечались соматические признаки депрессии: тахикардия, сухость кожных покровов.
Психическое состояние; полностью ориентирована, критика с своему состоянию отсутствует. Внушаема, боязлива, тревожно-мнительна. Нуждается в постоянном побуждении в беседе. Голос тихий, темп речи резко замедлен, отвечает после длительных пауз, большей частью односложно. Слезлива, слабодушна. Настроение понижено, отмечает гнетущую безысходную тоску. Все окружающее воспринимает в мрачном свете, впечатления ранее доставлявшие удовольствие, представляются не имеющими никакого смысла, утратившими актуальность. Прошлое рассматривается как цепь ошибок. В памяти постоянно всплывают и переоцениваются былые обиды, несчастья, неправильные поступки. Настоящее и будущее видится мрачным и безысходным.

  1. Депрессия тяжелая или средней тяжести.
В отделении на фоне проводимой терапии была загруженной переживаниями, по существу контакту не доступна, больная первое время была обездвиженной, целые дни проводила в постели, в однообразной позе, сидела опустив голову вниз, на вопросы отвечала неохотно, после долгой паузы, тихим голосом, выражение лица было скорбным. Стремление к деятельности отсутствовало. Высказывала суицидальные мысли. Отмечалось идеаторное торможение в виде трудности переработки новой информации, жаловалась на резкое снижение памяти, невозможность сосредоточиться.

Психическое состояние; полностью ориентирована, однообразна, монотонна, настроение подавлено. Утрачена уверенность в себе, интересы, снижена жизненная энергия. Высказывает необоснованные самоупреки, суицидальные мысли. Затруднено мышление, концентрация внимания. Выявляется объективно моторная заторможенность.

Жалуется на нарушение сна, раннее пробуждение, отмечает, что депрессия особенно усиливается по утрам, а к вечеру ослабевает. Сексуальное влечение подавлено. Больная плаксива, испытывает чувство безнадежности и отчаяния. Жалуется на неспособность справиться с повседневными обязанностями. Высказывает пессимизм в отношении будущего и чрезмерную погруженность в прошлое. В беседе малоактивна, разубеждению не поддается. В отделение на фоне проводимой терапии постепенно выровнялось настроение, стала активнее, подвижнее, исчезли суточные колебания настроения, нормализовался аппетит, сон, стала высказывать реальные планы на будущее. Выписана домой в удовлетворительном состоянии.


  1. Тяжелая депрессия с соматическими симптомами.
Психическое состояние: полностью ориентирована, сознание ясное, в контакте формально доступна, медлительна, поза сгорбленная приходьбе волочатся ноги, голос тихий немодулированный, глухой. Тургор кожи понижен, взгляд тусклый, глаза запавшие, волосы утратили блеск. Больная однообразна, монотонна.

Настроение подавлено, утрачена уверенность в себе, утрачены интересы, снижена энергия. Высказывает необоснованные самоупреки, суицидальные мысли. Затруднено

Мышление, концентрация внимания. Выявляется объективно моторная заторможенность. Имеют место запоры.

Жалуется на нарушение сна, раннее пробуждение, отмечает, что депрессия особенно усиливается по утрам, а к вечеру ослабевает. Сексуальное влечение подавлено. Больная плаксива испытывает чувство безнадежности и отчаяния. Жалуется на неспособность справиться с повседневными обязанностями. Высказывает пессимизм в отношение будущего и чрезмерную погруженность в прошлое. В беседе малоактивна, разубеждению не поддается, критика снижена. Планов на будущее не имеет, все мысли замкнуты вокруг темы болезни, распространяются на ближайшее будущее.

В отделение на фоне проводимой терапии постепенно выровнялся фон настроения, стала активнее, подвижнее, исчезли суточные колебания настроения, нормализовался аппетит, сон, стул. Стала высказывать реальные планы на будущее.

Вместе с тем к концу лечения выявилась некоторая монотонность аффекта, обедненность мимических реакций, расплывчатость мышления, однообразие эмоциональной жизни. Суицидальные мысли отрицала.


  1. Резидуально – органический синдром с аффективными нарушениями.
Психическое состояние. Ориентирвана в месте времени грубо. Настроение неустойчивое, раздражительная в беседе. Мышление вязкое, ригидное, тугоподвижное, речь обстоятельная с детализацией. Придирчива, раздражительна, упряма, коррекции не поддается, просит помощи, участия, спрашивает какими лекарствами ее будут лечить, перечисляет сразу те препараты, которые по ее мнению, ей больше всего помогают, при этом не слушает возражений, настаивает на своем, приу говорах становится гневливой, повышает голос, в беседе затруднения в осмыслении, на сложные вопросы не может сразу дать ответа, долго думает, словарный запас ограничен. В бытовых ситуациях ориентируется достаточно хорошо, порой становится слащавой, в речи мелькают то и дело уменьшительные слова, порой стоячие обороты, стереотипные выражения. Критика к своему состоянию, поведению в целом снижена. Настроение неустойчивое с оттенком ворчливости, медлительная, речь замедленная, круг интересов резко сужен, в основном все разговоры и вопросы крутятся вокруг темы болезни, лечения, выздоровления, требует, чтобы ее вылечили, однако точно проявления своего заболевания охарактеризовать не может.

В отделение на фоне проводимой терапии была первое время с пониженным настроением, недовольна порядками в отделение, ворчлива, придирчива, многократно подходила с однообразными, стереотипными просьбами, была примитивной в суждениях, однообразной в высказываниях.

В дальнейшем полностью купировалась аффективная симптоматика, однако критика к перенесенному состоянию не восстановилась. Реальных планов на будущее не имела.


  1. Депрессивно – параноидный статус.
Психический статус: полностью ориентирована, критика к состоянию отсутствует. Настроение резко понижено, отмечает гнетущую безысходную тоску. Все окружающее воспринимается в мрачном свете, впечатления ранее доставлявшие удовольствие, представляются не имеющими никакого смысла, утратившими актуальность. Прошлое рассматривается как цепь ошибок. В

памяти постоянно всплывают и переоцениваются былые обиды, несчастья, неправильные поступки. Настоящие и будущее видятся мрачным и безысходным.

В отделении на фоне проводимой терапии была загруженной переживаниями, по существу контакту не доступна, больная первые дни была обездвиженной, целые дни проводила в постели, в однообразной позе, сидела опустив голову вниз, на вопросы отвечала неохотно, после долгой паузы, тихим голосом, выражение лица было скорбным. Стремление к деятельности отсутствовало. Высказывала суицидальные мысли. Отмечалось идеаторное торможение в виде трудности переработки новой информации, жаловалась на резкое снижение памяти, невозможность сосредоточиться. Имели место суточные колебания настроения с улучшением состояния к вечеру, когда больная становилась более оживленной, разговорчивой.

В дальнейшем исчезла психомоторная заторможенность, выровнялся фон настроения, стала подвижнее, привлекалась к труду в отделение. Нормализовался сон, аппетит, появились реальные планы на будущее.


  1. Маниакально-бредовое и маниакальное состояние с гневливостью.
Психическое состояние: ориентирована в месте правильно, во времени точно.Возбуждена, на месте не удерживается, раздражительна, временами гневлива, злобна. В контакте формальна, по существу переживаний не раскрывает. Настроение повышено, отмечается повышенное стремление к деятельности. Весела, беспечна, отвлекаема, суждения поверхностные. Имеется чрезмерное оптимистическое отношение к своему состоянию, будущему. Больная находится в превосходном расположении духа, ощущает необыкновенный прилив сил. Неутомима. Принимается сразу за несколько дел, но ни одно дело не доводит до конца. Интеллектуальное возбуждение проявляется в ускоренном мышлении. Внимание сверхизменчиво. Больная крайне многоречива, говорит без умолку, голос хрипловатый. Поет, танцует, читает стихи. Признается в любви персоналу. Обнажается. Критики к своему поведению не обнаруживает. Интонации голоса патетические. Речь не по-существу, темп речи ускорен. Отвечает невпопад, резонерствует. Мышление паралогичное. Все происходящее вокруг, будь то существенное или незначительное, в равной степени вызывает интерес больной, но внимание привлекается ненадолго и ни на чем не задерживается. На высоте состояния возбуждения, создается впечатление, что больная автоматически фиксирует и комментирует все, что попадает в поле ее зрения. Склонна к переоценке своих возможностей, высказывает желание сменить профессию, заняться театральной деятельностью. Считает, что у нее незаурядные способности, выглядит помолодевшей. Повышен аппетит. Отмечается раннее пробуждение. Во время обхода постянно вмешивается в разговоры врача с другими больными.

  1. Активный параноидный синдром.
Психическое состояние: полной готовности пойти навстречу собеседнику нет. О некоторых вещах отказывается говорить, о других умалчивает, насторожена. Полностью ориентирована, сознание ясное, подозрительна, в беседе задает контрвопросы, жалоб не предъявляет, считает себя психически здоровой. Контакту малодоступна, при настойчивых вопросах становится напряженной замыкается, злобной, легко раздражается. Мышление паралогичное, речь с соскальзыванием, на вопросы отвечает невпопад, высказывает отрывочные идеи преследования, воздействия. Речь спонтанная, громкая, голос хрипловатый. Неусидчива, внимание привлекается с трудом и ненадолго. Причину госпитализации объяснить не может, неправильности поведения

категорически отрицает. Вместе с тем однообразна, монотонна, эмоционально уплощена. Суждения парадоксальные. В отделении на фоне проводимой терапии была загруженной переживаниями, по существу контакту недоступна, говорила сама с собой, была импульсивна, в дальнейшем дезактуализировались бредовые идеи, полностью купировалась аффективная симптоматика, однако критика к перенесенному состоянию не восстановилась о прежних переживаниях говорила крайне неохотно. Реальных планов на будущее не имела. На первый план выступили: эмоциональное обеднение, монотонность, склонность к резонерству, паралогизм мышления. В отделении была аутичной, к труду не привлекалась, пассивно подчинялась режиму.


  1. Дефект с сосудистыми стигмами у пожилых больных.
Психическое состояние: полной готовности пойти навстречу собеседнику нет. О некоторых вещах отказывается говорить, о других умалчивает, насторожена, полностью риентирована, сознание ясное, в беседу вступает неохотно, мышление паралогичное, речь с соскальзываниями, высказывает отрывочные идеи преследования, воздействия. Настроение понижено, временами плаксива, жаловалась на слабость, головокружение,на неопределенные ощущения в голове, которые не могла подробно описать. При этом была вязкой ипохондричной, порой тревожной, суетливой, в дальнейшем стала однообразна, монотонна, обнаруживала эмоциональное уплощение. В отделении на фоне проводимой терапии была загруженной переживаниями, в дальнейшем купировалась психотическая симптоматика, оставалась несколько астеничной, однообразной, реальных планов на будущее не высказывала.

  1. Дефект эмоционально – волевой.
В процессе пребывания в отделении первое время была однообразной, монотонной, гипомимичной, эмоционально уплощенной, речь с резонерством, суждения паралогичные, нелепые. Залеживалась в постели, ни с кем не общалась. Была неряшливой, аутичной, пассивно подчинялась режиму, к труду не привлекалась. В дальнейшем стала несколько активнее, однако критики к своему состоянию не обнаруживала, признавалась неохотно, что она изменилась, стала более замкнутой, однако винила в этом не себя, а других, призналась, что в прошлом испытывала голоса, но на момент беседы их отрицала. Речь сводилась к повторению одних и тех же оборотов, обнаруживала амбивалентность. Оставалась гипомимичной, однообразной в проявлениях психической жизни. Не проявляла интереса к беседе, разговор можно было прервать на любом пункте не вызывая никакой эмоциональной реакции у пациентки, уходящей из кабинета с полным безразличием.

Паспортная часть .

ФИО:
Пол: мужской
Дата рождения и возраст: 15 сентября 1958 года (45 лет).
Адрес: прописан в ТОКПБ
Адрес двоюродной сестры:
Семейное положение: не женат
Образование: средне-специальное (геодезист)
Место работы: не работает, инвалид II группы.
Дата поступления в стационар: 6.10.2002
Диагноз направления по МКБ: Параноидная шизофрения F20.0
Окончательный диагноз : Параноидная шизофрения, приступообразный тип течения, с нарастающим дефектом личности. Код по МКБ-10 F20.024

Причина поступления .

Больной поступил в ТОКПБ 6.10.2002 по «скорой помощи». За помощью обратилась двоюродная сестра пациента вследствие его неадекватного поведения, которое заключалось в том, что в течение недели перед поступлением он был агрессивен, много выпивал, конфликтовал с родственниками, подозревал их в том, что они хотят его выселить, лишить квартиры. Сестра пациента пригласила его в гости, отвлекла внимание, заинтересовав детскими фотографиями, и вызвала «скорую».

Жалобы :
1) на плохой сон: засыпает после приема аминазина хорошо, но постоянно просыпается посреди ночи и не может снова заснуть, время появления данного расстройства не помнит;
2) на головную боль, разбитость, слабость, что связывает как с приемом лекарственных средств, так и с повышением артериального давления (максимальные цифры — 210/140 мм. рт. ст.);
3) забывает имена и фамилии.
4) не может смотреть телевизор продолжительное время – «устают глаза»;
5) тяжело работать «внаклон», кружится голова;
6) «не может заниматься одним и тем же делом»;

История настоящего расстройства .
Со слов родственников удалось выяснить (по телефону), что состояние пациента изменилось за 1 месяц до госпитализации: он стал раздражительным, активно занялся «предпринимательской деятельностью». Устроился на работу дворником в кооператив и собирал с жильцов по 30 руб. в месяц, подрабатывал грузчиком в магазине, причем неоднократно брал продукты домой. Не спал ночами, на просьбы родственников обратиться к врачу раздражался и уходил из дома. Скорая помощь была вызвана двоюродной сестрой пациента, так как в течение недели перед поступлением он стал суетливым, много выпивал, стал конфликтовать с родственниками, обвинять их в том, что его хотят выселить из квартиры. При поступлении в ТОКПБ высказывал отдельные идеи отношения, не мог объяснить причину своей госпитализации, заявлял, что согласен находиться в стационаре несколько дней, интересовался сроками госпитализации, так как хотел продолжать трудовую деятельность (не со всех собрал деньги). Внимание крайне неустойчиво, речевой напор, речь ускорена по темпу.

Психиатрический анамнез .
В 1978 году во время работы начальником геодезической партии испытывал выраженное чувство вины, доходящее до суицидальных мыслей в связи с тем, что его заработная плата была выше, чем у коллег, в то время как обязанности менее обременительны (по его мнению). Однако до попыток суицида дело не дошло – останавливала любовь и привязанность к бабушке.

Пациент считает себя больным с 1984, когда впервые попал в психиатрический стационар. Это произошло в городе Новокузнецке, куда больной приехал «на заработки». У него кончились деньги, и чтобы купить билет домой, он хотел продать свою черную кожаную сумку, однако на рынке ее никто не купил. Идя по улице, у него появилось ощущение, что его преследуют, он «увидел» троих мужчин, которые «следили за ним, хотели отобрать сумку». Испугавшись, больной побежал к милицейскому участку и нажал кнопку вызова милиционера. Появившийся сержант милиции слежки не заметил, велел пациенту успокоиться и вернулся в отделение. После четвертого вызова милиции больного забрали в отделение и «стали бить». Это послужило толчком для начала аффективного приступа – пациент начал драться, кричать.

Вызванная психиатрическая бригада доставила больного в стационар. По дороге он дрался также с санитарами. В психиатрической больнице г. Новокузнецка он пробыл полгода, после чего «самостоятельно» (по мнению больного) отправился в Томск. На вокзале пациента встречала бригада скорой помощи, доставившая его в областную психиатрическую больницу, где он пробыл еще год. Из препаратов, которыми проводилось лечение, пациент помнит один аминазин.

Со слов пациента, после смерти бабушки в 1985 году он уехал в город Бирюсинск Иркутской области к проживавшей там родной сестре. Однако во время одной из ссор с сестрой что-то произошло (пациент уточнять отказался), что привело к выкидышу у сестры и госпитализации больного в психиатрическую больницу г. Бирюсинска, где он пробыл 1,5 года. Проводимое лечение указать затрудняется.

Следует отметить, что по признанию пациента он «много пил, иногда был перебор».
Следующие госпитализации в стационар – в 1993 году. Со слов пациента, во время одного из конфликтов с дядей он в порыве гнева заявил ему: «А можно и топориком по голове!». Дядя очень испугался и потому «лишил меня прописки». После пациент очень жалел о сказанных словах, раскаивался. Пациент считает, что именно конфликт с дядей явился причиной госпитализации. В октябре 2002 года – настоящая госпитализация.

Соматический анамнез .
Детских заболеваний не помнит. Отмечает снижение остроты зрения с 8 класса до (–) 2,5 диоптрий, сохраняющееся до настоящего времени. В возрасте 21 года перенес открытую форму туберкулеза легких, проходил лечение в туберкулезном диспансере, препаратов не помнит. Последние пять-шесть лет отмечает периодические подъемы артериального давления до максимальных цифр 210/140 мм. рт. ст., сопровождающиеся головной болью, шумом в ушах, мельканием мушек. Обычными для себя считает цифры АД 150/80 мм. рт. ст.
В ноябре 2002 года, находясь в ТОКПБ, перенес острую правостороннюю пневмонию, проведена антибиотикотерапия.

Семейный анамнез .
Мать.
Мать пациент помнит плохо, так как она большую часть времени проводила на стационарном лечении в областной психиатрической больнице (со слов больного, страдала шизофренией). Умерла в 1969 году, когда пациенту было 10 лет, причину смерти матери не знает. Мать любила его, однако существенно повлиять на воспитание не могла — больной воспитывался бабушкой со стороны матери.
Отец.
Родители развелись, когда пациенту было три года. После этого отец уехал в Абхазию, где завел новую семью. С отцом пациент встречался единственный раз в 1971 году в 13 лет, после встречи остались тягостные, неприятные переживания.
Сибсы.
В семье трое детей: старшая сестра и два брата.
Старшая сестра – учитель начальной школы, живет и работает в городе Бирюсинск Иркутской области. Психическими заболеваниями не страдает. Отношения между ними были хорошие, дружеские, пациент говорит, что недавно получил от сестры открытку, показывал ее.
Средний брат пациента с 12 лет страдает шизофренией, инвалид II группы, постоянно лечится в психиатрической больнице, в настоящее время о своем брате пациент ничего не знает. До начала заболевания отношения с братом были дружеские.

Двоюродная сестра пациента также в настоящее время находится в ТОКПБ по поводу шизофрении.
Другие родственники.

Воспитывали больного бабушка и дедушка, а также старшая сестра. К ним он питает самые нежные чувства, с сожалением говорит о смерти дедушки и бабушки (дед умер в 1969 году, бабушка — в 1985). Однако на выбор профессии повлиял родной дядя пациента, который работал геодезистом и топографом.

Личный анамнез .
Пациент был желанным ребенком в семье, о перинатальном периоде и раннем детстве сведения отсутствуют. До поступления в техникум жил в поселке Чегара Парабельского района Томской области. Из друзей помнит «Кольку», с которым пытается поддерживать отношения до сих пор. Предпочитал игры в компании, курил с 5 лет. В школу пошел вовремя, любил математику, физику, геометрию, химию, по другим предметам получал «тройки» и «двойки». После школы с друзьями «ходил пить водку», на следующее утро «болел с похмелья». В компании проявлял стремление к лидерству, был «заводилой». Во время драк испытывал физический страх боли. Бабушка воспитывала внука не очень строго, физических наказаний не применяла. Объектом для подражания был родной дядя пациента, геодезист-топограф, который впоследствие повлиял на выбор профессии. После окончания 10 классов (1975 год) поступил в геодезический техникум. В техникуме учился хорошо, свою будущую профессию любил.

Стремился быть в коллективе, старался поддерживать с людьми хорошие отношения, однако с трудом контролировал чувство гнева. Старался доверять людям. «Я человеку верю до трех раз: раз меня обманет – прощу, второй раз обманет – прощу, третий обманет – я уже буду думать, что он за человек». Пациент был поглощен работой, настроение преобладало хорошее, оптимистическое. В общении с девушками были трудности, но о причинах этих трудностей пациент не рассказывает.

Начал работать с 20 лет по специальности, работа нравилась, в трудовом коллективе отношения были хорошие, занимал небольшие руководящие должности. В армии не служил по причине туберкулеза легких. После первой госпитализации в психиатрический стационар в 1984 году многократно менял место работы: работал продавцом в хлебном магазине, дворником, мыл подъезды.

Личная жизнь .
В браке не состоял, сначала (до 26 лет) считал «что еще рано», а после 1984 года не женился по причине (со слов больного) — «что толку дураков плодить?». Постоянного сексуального партнера не имел, к теме секса отношение настороженное, обсуждать отказывается.
Отношение к религии.
Интереса к религии не проявлял. Однако в последнее время стал признавать наличие «высшей силы», Бога. Считает себя христианином.

Социальная жизнь .
Криминальных поступков не совершал, к суду не привлекался. Наркотики не употреблял. Курит с 5 лет, в дальнейшем — по 1 пачке в день, в последнее время — меньше. До госпитализации активно употреблял алкоголь. Проживал в двухкомнатной квартире с племянницей, её мужем и ребенком. Любил играть с ребенком, присматривать за ним, с племянницей поддерживал хорошие отношения. Конфликтовал с сестрами. Последний стресс – ссора с двоюродной сестрой и дядей перед госпитализацией по поводу квартиры, переживает до сих пор. В больнице пациента никто не посещает, родственники просят врачей не давать ему возможности звонить домой.

Объективный анамнез .
Подтвердить полученную от пациента информацию невозможно ввиду отсутствия амбулаторной карты больного, архивной истории болезни, контакта с родственниками.

Соматический статус .
Состояние удовлетворительное.
Телосложение нормостеническое. Рост 162 см, вес 52 кг.
Кожные покровы обычного цвета, умеренно влажные, тургор сохранен.
Видимые слизистые обычной окраски, зев и миндалины не гиперемированы. Язык влажный, по спинке беловатый налет. Склеры субиктеричны, гиперемия конъюнктивы.
Лимфатические узлы: подчелюстные, шейные, подмышечные лимфоузлы размером 0,5 – 1 см, эластичные, безболезненные, не спаяны с окружающими тканями.

Грудная клетка нормостенической формы, симметрична. Над- и подключичные ямки втянуты.. Межреберные промежутки обычной ширины. Грудина без изменений, подложечный угол 90.
Мускулатура развита симметрично, в умеренной степени, нормотонична, сила симметричных групп мышц конечностей сохранена и одинакова. Болезненности при активных и пассивных движениях нет.

Дыхательная система :

Нижние границы легких
Справа Слева
Окологрудинная линия V межреберье —
Среднеключичная линия VI ребро —
Передняя подмышечная линия VII ребро VII ребро
Средняя подмышечная линия VIIIребро VIII ребро
Задняя подмышечная линия IX ребро IX ребро
Лопаточная линия X ребро X ребро
Околопозвоночная линия Th11 Th11
Аускультация легких При форсированном выдохе и спокойном дыхании при аускультации легких в клино- и ортостатическом положении дыхание над периферическими отделами легких жесткое везикулярное. Выслушиваются сухие «трескучие» хрипы, одинаково выраженные с правой и левой сторон.

Сердечно-сосудистая система .

Перкуссия сердца
Границы Относительной тупости Абсолютной тупости
Левая По срединноключичной линии в V межреберье Кнутри на 1 см от срединно-ключичной линии в V межреберье
Верхняя III ребро Верхний край IV ребра
Правая IV межреберье на 1 см кнаружи от правого края грудины В IV межреберье по левому краю грудины
Аускультация сердца: тоны приглушены, ритмичные, побочных шумов не выявлено. Акцент II тона на аорте.
Артериальное даление: 130/85 мм. рт. ст.
Пульс 79 уд./мин, удовлетворительного наполнения и напряжения, ритмичный.

Пищеварительная система .

Живот мягкий, при пальпации безболезненный. Грыжевых выпячиваний и рубцов нет. Тонус мышц передней брюшной стенки снижен.
Печень по краю реберной дуги. Край печени заострен, ровный, поверхность гладкая, безболезненная. Размеры по Курлову 9:8:7,5
Симптомы Кера, Мерфи, Курвуазье, Пекарского, френикус-симптом отрицательные.
Стул регулярный, безболезненный.

Мочеполовая система .

Симптом Пастернацкого отрицательный с обеих сторон. Мочеиспускание регулярное, безболезненное.

Неврологический статус .

Травм черепа и позвоночника не было. Обоняние сохранено. Глазные щели симметричны, ширина в пределах нормы. Движения глазных яблок в полном объеме, нистагм горизонтальный мелкоразмашистый.
Чувствительность кожи лица в пределах нормы. Асимметрии лица нет, носогубные складки и углы рта симметричны.
Язык по средней линии, вкус сохранен. Расстройств слуха не выявлено. Походка с открытыми и закрытыми глазами ровная. В позе Ромберга положение устойчивое. Пальценосовая проба: мимопопадания нет. Парезов, параличей, атрофий мышц нет.
Чувствительная сфера: Болевая и тактильная чувствительность на руках и теле сохранена. Суставно-мышечное чувство и чувство давления на верхних и нижних конечностях сохранено. Стереогноз и двумерно-пространственное чувство сохранено.

Рефлекторная сфера: рефлексы с двуглавой и трехглавой мышц плеча, коленный и ахиллов сохранены, равномерны, немного оживлены. Брюшные и подошвенные рефлексы не исследовались.
Потливость ладоней. Дермографизм красный, нестойкий.
Выраженных экстрапирамидных расстройств не выявлено.

Психический статус .

Ниже среднего роста, астенического телосложения, кожа смуглая, волосы черные с легкой проседью, внешний вид соответствует возрасту. Следит за собой: выглядит опрятно, аккуратно одет, волосы причесаны, ногти чистые, гладко выбрит. Пациент легко вступает в контакт, словоохотлив, улыбчив. Сознание ясное. Ориентирован в месте, времени и собственной личности. Во время беседы смотрит на собеседника, проявляя интерес к разговору, немного жестикулирует, движения быстрые, несколько суетливые. С врачом дистантен, в общении приветлив, охотно разговаривает на различные темы, касающиеся его многочисленных родственников, отзывается о них положительно, кроме дяди, с которого в детстве брал пример и которым восхищался, но в дальнейшем стал подозревать в плохом отношении к себе, стремлении лишить его жилплощади. О себе рассказывает избирательно, почти не раскрывает причин госпитализации в психиатрический стационар. В течение дня читает, пишет стихи, поддерживает хорошие отношения с другими пациентами, помогает персоналу в работе с ними.

Восприятие. Расстройств восприятия в настоящий момент не выявлено.
Настроение ровное, в процессе беседы улыбается, говорит, что чувствует себя хорошо.
Речь ускоренна, многословна, артикулирована правильно, грамматически фразы построены верно. Спонтанно продолжает беседу, соскальзывая на посторонние темы, обстоятельно их развивая, но не отвечая на заданный вопрос.
Мышление характеризуется обстоятельностью (масса малозначимых подробностей, деталей, не относящихся к непосредственно заданному вопросу, ответы пространны), соскальзываниями, актуализацией второстепенных признаков. Например, на вопрос «Почему дядя хотел лишить Вас прописки?» — отвечает: «Да, он хотел убрать мой штамп в паспорте. Ты знаешь, штамп прописки, он такой, прямоугольный. А у тебя какой? Первая прописка у меня была в … году по … адресу». Для ассоциативного процесса характерна паралогичность (так, например, задание «исключение четвертого лишнего» из списка «лодка, мотоцикл, велосипед, тачка» исключает лодку по принципу «отсутствия колес»). Переносный смысл пословиц понимает правильно, сам использует их в своей речи по назначению. Содержательные расстройства мышления не выявляются. Внимание концентрировать удается, но легко отвлекаем, не может вернуться к теме разговора. Краткосрочная память несколько снижена: не может вспомнить имени куратора, тест «10 слов» воспроизводит не полностью, с третьего предъявления 7 слов, через 30 мин. – 6 слов.

Интеллектуальный уровень соответствует полученному образованию, образу жизни, который заполнен чтением книг, сочинением стихов о природе, о маме, смерти родственников, про свою жизнь. Стихи грустные по тональности.
Самооценка снижена, считает себя неполноценным: на вопрос, почему не женился, отвечает, — «что толку дураков плодить?»; в отношении своего заболевания критика неполная, убежден, что в настоящее время лечение ему уже не нужно, хочет домой, работать, получать зарплату. Мечтает поехать к отцу в Абхазию, которого не видел с 1971 года, подарить ему мед, кедровые орехи и так далее. Объективно возвращаться больному некуда, так как родственники лишили его прописки и продали квартиру, в которой он жил.

Квалификация психического статуса .
В психическом статусе пациента доминируют специфические расстройства мышления: соскальзывания, паралогичность, актуализация второстепенных признаков, обстоятельность, расстройства внимания (патологическая отвлекаемость). Критика к своему состоянию снижена. Строит нереальные планы на будущее.

Лабораторные данные и консультации .

Ультразвуковое исследование органов брюшной полости (18.12.2002).
Заключение: Диффузные изменения печени и почек. Гепатоптоз. Подозрение на удвоение левой почки.
Общий анализ крови (15.07.2002)
Гемоглобин 141 г/л, лейкоциты 3,2х109/л, СОЭ 38 мм/ч.
Причина повышения СОЭ – возможно, преморбидный период пневмонии, диагностированной в это время.
Общий анализ мочи (15.07.2003)
Моча прозрачная, светло-желтая. Микроскопия осадка: лейкоциты 1-2 в поле зрения, эритроциты единичные, кристаллурия.

Обоснование диагноза .

Диагноз: «параноидная шизофрения, тип течения эпизодический с нарастающим дефектом, неполная ремиссия», код по МКБ-10 F20.024
Поставлен на основании:

Анамнеза заболевания: заболевание началось остро в 26 лет, с бреда преследования, что привело к госпитализации в психиатрическую больницу и потребовало лечения в течение полутора лет. Фабула бреда: «трое молодых людей в черных куртках следят за мной и хотят отобрать черную сумку, которую я хочу продать». В последующем больной еще несколько раз госпитализировался в психиатрический стационар по поводу появления продуктивной симптоматики (1985, 1993, 2002). В периоды ремиссии между госпитализациями бредовых идей не высказывал, галлюцинаций не было, однако сохранялись и прогрессировали нарушения мышления, внимания и памяти, характерные для шизофрении. При госпитализации в ТОКПБ больной находился в состоянии психомоторного возбуждения, высказывал отдельные бредовые идеи отношения, заявлял, что «родственники хотят его выселить из квартиры».

Семейного анамнеза: наследственность отягощена по шизофрении со стороны матери, брата, двоюродной сестры (лечится в ТОКПБ).
Актуального психического статуса: у пациента обнаруживаются стойкие нарушения мышления, являющиеся облигатными симптомами шизофрении: обстоятельность, паралогичность, соскальзывания, актуализацией второстепенных признаков, некритичность к своему состоянию.

Дифференциальный диагноз .

Среди круга предполагаемых диагнозов при анализе психического статуса у данного пациента можно предположить: биполярное аффективное расстройство (F31), психические расстройства вследствие органического поражения головного мозга (F06), среди острых состояний – алкогольный делирий (F10.4) и органический делирий (F05).

Острые состояния – алкогольный и органический делирий – можно было подозревать в первое время после госпитализации пациента, когда им высказывались отрывочные бредовые идеи отношения и реформаторства, причем это сопровождалось деятельностью, адекватной высказываемым идеям, а также психомоторным возбуждением. Однако после купирования острых психотических проявлений у пациента на фоне исчезновения продуктивной симптоматики остались характерные для шизофрении облигатные симптомы: нарушения мышления (паралогичность, малопродуктивность, соскальзывания), памяти (фиксационная амнезия), внимания (патологическая отвлекаемость), сохранялись нарушения сна. Данных за алкогольный генез данного расстройства не было – симптомов абстиненции, на фоне которой обычно возникает делириозное помрачение сознания, данных о массивной алкоголизации пациента, характерного для делирия ундулирующего течения и расстройств восприятия (истинных галлюцинаций). Также отсутствие данных о любой органической патологии – предшествующей травме, интоксикации, нейроинфекции – месте с удовлетворительным соматическим состоянием пациента позволяют исключить органический делирий во время госпитализации.

Дифференциальный диагноз с органическими психическими расстройствами, при которых также встречаются расстройства мышления, внимания и памяти: отсутствуют данные за травматическое, инфекционное, токсическое поражение центральной нервной системы. Психоорганический синдром, составляющий основу отдаленных последствий органических поражений головного мозга, у больного отсутствует: нет повышенной утомляемости, выраженных вегетативных расстройств, неврологическая симптоматика отсутствует. Все это вкупе с наличием характерных для шизофрении нарушений мышления, внимания позволяет исключить органическую природу наблюдаемого расстройства.

Для дифференцировки параноидной шизофрении у данного пациента с маниакальным эпизодом в рамках биполярного аффективного расстройства необходимо вспомнить о том, что у пациента при госпитализации диагностировался гипоманиакальный эпизод в рамках шизофрении (имелись три критерия гипомании – повышенная активность, повышенная говорливость, отвлекаемость и трудности в концентрации внимания). Однако наличие нехарактерных для маниакального эпизода при аффективном расстройстве бреда отношения, нарушений мышления и внимания ставит под сомнение такой диагноз. Паралогичность, соскальзывания, непродуктивность мышления, оставшиеся после купирования психотических проявлений, скорее свидетельствуют в пользу шизофренического дефекта и гипоманиакального расстройства, чем в пользу аффективного расстройства. Наличие катамнеза по шизофрении также позволяет исключить такой диагноз.

Обоснование проводимого лечения .
Назначение нейролептических препаратов при шизофрении является обязательным компонентом медикаментозной терапии. Учитывая наличие в анамнезе бредовых идей, больному назначена пролонгированная форма избирательного нейролептика (галоперидол-деканоат). Учитывая склонность к психомоторному возбуждению, пациенту назначен седативный нейролептик аминазин. Центральный М-холиноблокатор циклодол используется для предупреждения развития и уменьшения выраженности побочных эффектов нейролептиков, в основном экстрапирамидных расстройств.

Дневник курации .

10 сентября
t˚ 36,7 пульс 82, АД 120/80, ЧДД 19 в минуту Знакомство с пациентом. Состояние больного удовлетворительное, жалобы на бессонницу – три раза просыпался посреди ночи, гулял по отделению. Настроение подавленное из-за погоды, мышление малопродуктивное, паралогичное с частыми соскальзываниями, обстоятельное. В сфере внимания – патологическая отвлекаемость Галоперидол деканоат – 100 мг в/м (инъекция от 4.09.2003)
Аминазин – per os
300 мг-300мг-400мг
Лития карбонат per os
0,6 – 0,3 – 0,3г
Циклодол 2 мг – 2мг – 2мг

11 сентября
t˚ 36,8 пульс 74, АД 135/75, ЧДД 19 в минуту Состояние больного удовлетворительное, жалобы на плохой сон. Настроение ровное, изменений в психическом статусе нет. Пациент искренне радуется подаренной ему тетради, с удовольствием читает вслух написанные им стихи. Продолжение лечения, назначенного 10 сентября

15 сентября
t˚ 36,6 пульс 72, АД 130/80, ЧДД 19 в минуту Состояние больного удовлетворительное, жалоб нет. Настроение ровное, изменений в психическом статусе нет. Пациент рад встрече, читает стихи. Тахифрения, речевой напор, соскальзывания вплоть до разорванности мышления. Не способен исключить четвертый лишний предмет из представленных наборов. Продолжение лечения, назначенного 10 сентября

Экспертиза .
Трудовая экспертиза Пациент признан инвалидом II группы, переосвидетельствование в данном случае не требуется, учитывая длительность и тяжесть течения наблюдаемого расстройства.
Судебная экспертиза. Гипотетически в случае совершения социально опасных деяний пациент будет признан невменяемым. Суд вынесет решение о проведении простой судебно-психиатрической экспертизы; учитывая тяжесть имеющихся расстройств, комиссия может порекомендовать принудительное стационарное лечение в ТОКПБ. Окончательное решение по данному вопросу вынесет суд.
Военная экспертиза. Пациент не подлежит призыву в вооруженные силы РФ по основному заболеванию и по возрасту.

Прогноз .
В клиническом аспекте удалось добиться частичной ремиссии, редукции продуктивной симптоматики и аффективных расстройств. У пациента имеются факторы, коррелирующие с хорошим прогнозом: острое начало, наличие провоцирующих моментов в начале заболевания (увольнение с работы), наличие аффективных нарушений (гипоманиакальные эпизоды), поздний возраст начала (26 лет). Тем не менее, прогноз в плане социальной адаптации неблагоприятный: у больного отсутствует жилье, нарушены связи с родственниками, сохраняются стойкие нарушения мышления и внимания, что будет мешать трудовой деятельности поспециальности. В то же время элементарные трудовые навыки у больного сохранны, он с удовольствием участвует во внутрибольничной трудовой деятельности.

Рекомендации .
Больному необходимо непрерывное длительное лечение подобранными препаратами в адекватных дозировках, которыми больной лечится уже в течение года. Больному рекомендовано пребывание в условиях стационара ввиду того, что социальные связи у него нарушены, собственного места жительства у больного нет. Пациенту показана терапия творческим самовыражением по М.Е. Бурно, трудотерапия, так как он очень деятельный, активный, хочет работать. Рекомендуемая трудовая деятельность –любая, кроме интеллектуальной. Рекомендации врачу – работа с родственниками больного по улучшению семейных связей пациента.


Используемая литература
.

1. Авруцкий Г.Я., Недува А.А. Лечение психически больных (Руководство для врачей).-М.: Медицина, 1981.-496 с.
2. Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1995.-640 с.
3. Венгеровский А.И. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров. – Томск: STT, 2001.-576 с.
4. Гиндикин В.Я., Гурьева В.А. Личностная патология. М.: «Триада-Х», 1999.-266 с.
5. Жмуров В.А. Психопатология. Часть 1, часть 2. Иркутск: Изд-во Иркут. Ун-та, 1994
6. Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е. Психиатрия. Москва -«Медицина», 1995.- 608 с.
7. Лекционный курс по психиатрии для студентов лечебного факультета (лектор – к.м.н., доцент С.А. Рожков)
8. Практикум по психиатрии. (Учебно-методическое пособие)/составлено: Елисеев А.В., Райзман Е.М., Рожков С.А., Дремов С.В., Сериков А.Л. под общей редакции проф. Семина И.Р. Томск, 2000.- 428 с.
9. Психиатрия\Под ред. Р. Шейдера. Пер. с англ. М., «Практика», 1998.-485 с.
10. Психиатрия. Уч. пос. для студ. мед. вуз. Под ред. В.П. Самохвалова.- Ростов н\Д.: Феникс, 2002.-576 с.
11. Руководство по психиатрии\Под ред А.В. Снежневского. – Т.1. М.: Медицина, 1983.-480 с.
12. Чуркин А.А., Мартюшов А.Н. Краткое руководство по использованию МКБ-10 в психиатрии и наркологии. Москва: «Триада-Х», 1999.-232 с.
13. Шизофрения: мультидисциплинарное исследование\ под редакцией Снежневского А.В. М.: Медицина, 1972.-400 с.

Описание психического статуса проводится после составления представления о синдроме, которым определяется состояние, об его структуре и индивидуальных особенностях. Описание статуса является описательным, по возможности без употребления психиатрических терминов, таким образом, чтобы другой врач, обратившийся к истории болезни по этому клиническому описанию смог бы путем синтеза дать этому состоянию свою клиническую трактовку, квалификацию.

Придерживаясь структурно-логической схемы психического статуса необходимо описывать четыре сферы психической деятельности. Можно избрать любую последовательность при описании этих сфер психической деятельности, однако нужно соблюдать принцип: не описав полностью патологию одной сферы, не переходить к описанию другой. При таком подходе ничто не будет упущено, так как описание идет последовательно и систематизировано.

Целесообразно начинать описание с тех сфер, информация от которых получается в основном через наблюдение, то есть с внешнего облика: поведения и эмоциональных проявлений. После этого следует переходить к описанию познавательной сферы, информация о которой получается в основном через расспрос и беседу.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА

Расстройства восприятия

Нарушения восприятия определяются при осмотре больного, наблюдении за его поведением, расспросе, изучении рисунков, письменной продукции. О наличии гиперестезии можно судить по особенностям реакций на некоторые раздражители: больной садится к окну спиной, просит врача говорить негромко, сам старается произносить слова тихо, полушепотом, вздрагивает и морщится при скрипе или хлопанье двери. Объективные признаки наличия иллюзий и галлюцинаций удается установить значительно реже, нежели получить соответствующую информацию от самого больного.

О наличии и характере галлюцинаций можно судить, наблюдая за поведением пациента, - он к чему-то прислушивается, затыкает уши, ноздри, что-то шепчет, со страхом озирается по сторонам, от кого-то отмахивается, что-то собирает на полу, стряхивает с себя что-то и т.п. В истории болезни необходимо подробнее описать подобное поведение больного. Такое поведение дает основание для соответствующих расспросов.

В тех случаях, когда объективные признаки галлюцинирования отсутствуют, не всегда следует задавать вопрос – «видится или слышится» что-то больному. Лучше, если эти вопросы будут наводящими, чтобы побудить больного к активному рассказу о своих переживаниях. Важно не только то, что рассказывает больной, но и как рассказывает: охотно или неохотно, со стремлением к диссимуляции или без такого стремления, с интересом, с видимой эмоциональной окраской, аффектом страха или безразлично, равнодушно.

Сенестопатии. К особенностям поведения больных, испытывающих сенестопатии, в первую очередь относятся настойчивые обращения за помощью к специалистам соматического профиля, а в дальнейшем - часто к экстрасенсам и колдунам. Этим удивительно стойким, монотонным болям / неприятным ощущениям свойственны отсутствие предметности переживаний в отличие от висцеральных галлюцинаций, нередко своеобразный, даже вычурный оттенок и нечеткая, изменчивая локализация. Необычные, мучительные, ни на что не похожие ощущения «бродят» по животу, грудной клетке, конечностям и больные четко противопоставляют их болям при обострении известных им заболеваний.

Где Вы ощущаете это?

Есть ли какие-то особенности у этих болей / неприятных ощущений?

Меняется ли область, где вы ощущаете их? Связано ли это со временем суток?

Являются ли они исключительно физическими по характеру?

Есть ли какая-нибудь связь их возникновения или усиления с приемом

пищи, временем суток, физической нагрузкой, погодными условиями?

Проходят ли эти ощущения при приеме обезболивающих либо успокаивающих

Иллюзии и галлюцинации. Расспрашивая об иллюзиях и галлюцинациях, следует проявлять особый такт. Прежде чем приступить к данной теме, целесообразно подготовить пациента, сказав: «у некоторых людей при нервном расстройстве бывают необычные ощущения». Затем можно спросить о том, не слышал ли больной каких-либо звуков или голосов в момент, когда в пределах слышимости никого не было. Если же история болезни дает основания предполагать в данном случае наличие зрительных, вкусовых, обонятельных, тактильных или висцеральных галлюцинаций, следует задать соответствующие вопросы.

Если больной описывает галлюцинации, то в зависимости от типа ощущений формулируются определенные дополнительные вопросы. Надлежит выяснить, слышал ли он один голос или несколько; в последнем случае казалось ли больному, что голоса разговаривали между собой о нем, упоминая его в третьем лице. Эти явления следует отличать от ситуации, когда больной, слыша голоса реальных людей, беседующих на расстоянии от него, убежден, что они обсуждают его (бред отношения). Если пациент утверждает, что голоса обращаются к нему (галлюцинации от второго лица), нужно установить, что именно они говорят, и если слова воспринимаются как команды, то чувствует ли больной, что должен им повиноваться. Необходимо зафиксировать примеры слов, произносимых галлюцинаторными голосами.

Зрительные галлюцинации следует дифференцировать от зрительных иллюзий. Если пациент не испытывает галлюцинаций непосредственно во время осмотра, то бывает трудно провести такое разграничение, поскольку оно зависит от присутствия или отсутствия реального зрительного раздражителя, который мог быть неверно интерпретирован.

Слуховые галлюцинации. Пациент сообщает о шумах, звуках или голосах, которые он слышит. Голоса могут быть мужские или женские, знакомые и незнакомые, больной может слышать критику или комплементы в свой адрес.

Приходилось ли Вам слышать какие-либо звуки или голоса, когда никого нет

рядом с Вами или Вы не понимали откуда они?

Что они говорят?

Галлюцинации в форме диалога - это симптом, при котором больной слышит два и более голосов, обсуждающих что-то, касающееся пациента.

Что они обсуждают?

Откуда Вы их слышите?

Галлюцинации комментирующего содержания. Содержанием таких галлюцинаций является текущий комментарий поведения и мыслей больного.

Слышите ли Вы какие-нибудь оценки своих действий, мыслей?

Императивные галлюцинации. Обманы восприятия, побуждающие больного к определенному действию.

лать что-либо?

Тактильные галлюцинации. К этой группе расстройств относят сложные обманы, тактильного и общего чувства, в виде ощущения прикосновения, охватывания руками, какой-то материей, ветром; ощущения ползанья насекомых под кожей, уколов, укусов.

Знакомы ли Вам необычные ощущения прикосновения в отсутствии кого-либо, кто мог бы сделать это?

Не испытывали ли Вы когда-нибудь внезапного изменения веса своего тела,

ощущения легкости или тяжести, погружения или полета.

Обонятельные галлюцинации. Больные ощущают необычные запахи, чаще
неприятные. Иногда пациенту кажется, что этот запах исходит от него.

Испытываете ли Вы какие-нибудь необычные запахи или запахи, которые другие не ощущают? Что это за запахи?

Вкусовые галлюцинации проявляются чаще в виде неприятных вкусовых ощущений.

Приходилось ли Вам чувствовать, что обычная пища изменила свой вкус?

Ощущаете ли Вы какой-нибудь вкус вне приема пищи?

- Зрительные галлюцинации . Больной видит очертания, тени или людей, ко

торых нет в действительности. Иногда это очертания или цветовые пятна, но чаще - фигуры людей или похожих на людей существ, животных. Это могут быть персонажи религиозного происхождения.

Приходилось ли Вам видеть то, что другие люди увидеть не в состоянии?

Были ли у Вас видения?

Что Вы видели?

В какое время суток это случалось с Вами?

Связано ли это с моментом засыпания или пробуждения?

Деперсонализация и дереализация . Больным, испытавшим деперсонализацию и дереализацию, обычно трудно описать их; пациенты, незнакомые с указанными явлениями, часто неправильно понимают заданный им по этому поводу вопрос и дают ответы, вводящие в заблуждение. Поэтому особенно важно, чтобы больной привел конкретные примеры своих переживаний. Рационально начать со следующих вопросов: «Вы когда-либо ощущали, что окружающие вас предметы нереальны?» и «У вас бывает ощущение собственной нереальности? Не казалось ли вам, что какая-то часть вашего тела ненастоящая?». Больные, испытывающие дереализацию, часто говорят, что все объекты окружающей среды представляются им ненастоящими или безжизненными, в то время как при деперсонализации пациенты могут утверждать, что чувствуют себя отделенными от окружения, неспособными ощущать эмоции или будто бы играющими какую-то роль. Некоторые из них при описании своих переживаний прибегают к образным выражениям (например: «как будто я - робот»), что следует тщательно дифференцировать от бреда.

Феномены ранее виденного, слышанного, пережитого, испытанного, рассказанного (deja vu, deja entendu, deja vecu, deja eprouve, deja raconte). Чувство знакомости никогда не привязано к определенному событию или периоду в прошлом, а относится к прошлому вообще. Степень уверенности, с какой больные оценивают вероятность того, что переживаемое событие происходило, может существенно отличаться при разных заболеваниях. При отсутствии критики эти парамнезии могут поддерживать мистическое мышление больных, участвовать в формировании бреда.

Не казалось ли Вам когда-нибудь, что Вам уже приходила в голову мысль, которая не могла возникнуть раньше?

Не испытывали ли Вы чувства, что Вы уже слышали когда-то то, что Вы слышите теперь впервые?

Не было ли ощущения необоснованной знакомости текста при чтении?

Не приходилось ли Вам, увидев что-то впервые, чувствовать, что Вы уже видели это раньше?

Феномены никогда не виденного, не слышанного, не пережитого и др. (jamais vu, jamais vecu, jamais entendu идругие). Больным кажется незнакомым, новым и непонятным привычное, хорошо известное. Ощущения, связанные с искажением чувства знакомости, могут быть как пароксизмальными, так и длительными.

Не было ли у Вас ощущения, что привычная обстановка видится Вами в пер

Чувствовали ли Вы когда-нибудь странную незнакомость того, что должны

были много раз слышать раньше?

Расстройства мышления

При анализе характера мышления устанавливается темп мыслительного процесса (ускорение, замедление, заторможенность, остановки), склонность к детализации, «вязкость мышления», склонность к бесплодному мудрствованию (резонерство). Важным является описание содержания мышления, его продуктивности, логики, установление способности к конкретному и абстрактному, отвлеченному мышлению, анализируется умение больного оперировать представлениями и понятиями. Изучается способность к анализу, синтезу, обобщению.

Одной из классических методик исследования мышления является методика исследования понимания рассказов. После прослушивания или чтения рассказа испытуемому предлагают воспроизвести рассказ. При этом обращают внимание на характер изложения (словарный запас, возможное наличие парафазий, темп речи, особенности построения фразы). Существенное значение имеет выяснение того, насколько доступен обследуемому скрытый смысл рассказа, связывает ли он его с окружающей действительностью, доступна ли ему юмористическая сторона рассказа.

Для исследования можно использовать и тексты с пропущенными словами (проба Эббингауза). Читая этот текст, испытуемый должен вставить недостающие слова, сообразуясь с содержанием рассказа. При этом возможно обнаружение нарушения критичности мышления: обследуемый вставляет случайные слова, иногда по ассоциации с близко расположенными и недостающими, а допускаемые нелепые ошибки не исправляет. Выявлению патологии мышления способствует выявление понимания переносного смысла пословиц и поговорок.


Похожая информация.