Хвостик краткое содержание. В П. Астафьев «Хвостик. Вступительное слово учителя

  • образовательные
  • : учить “видеть” текст, отработать навыки работы с текстом; осмыслить рассказ; обобщить знания о предыдущих изученных произведениях, выстроив горизонталь.
  • ваоспитательные
  • : воспитывать гуманность, воспитывать любовь и бережное отношение к природе и ко всему живому; воспитывать эстетические взгляды, неприятие негативного, равнодушного отношения к природе.
  • развивающие
  • : развивать логическое мышление(применение знаний на практике, наблюдения, выделение главного), развитие словарного запаса (цинизм, затеси); развивать самостоятельность в поступках, принятии решения.

    Оформление доски.

    Тема записывается (заполняется) по мере работы на уроке.

    Эпиграф (расположен справа).

    “Зачем же история эта тихо и отдельно ото всего живет во мне и жжет мое сердце”. В. Астафьев

    Словарная работа: затесь, цинизм, манкурт, дисгармония.

    Раздаточный материал: “Глоссарий”, текст рассказа В.Астафьева “Хвостик”.

    I. Оргмомент.

    Наш урок пока без названия, тему мы сформулируем в течение урока.

    Наша задача:

    • вспомнить произведения В.П.Астафьева, выстроить горизонталь;
    • научиться “видеть, слышать, читать” текст;
    • осмыслить рассказ.

    II. Погружение.

    1. Мы с вами не первый раз встречаемся на уроках с произведениями В.П.Астафьева.

    1) - Как вы полагаете, какое опорное слово нужно для соединения материала в единое целое? (Память – появляется первое слово в теме урока)

    2) Повторение ранее изученных произведений.

    Какие истории помнит В.Астафьев и передает нам их содержание? (выстраиваем горизонталь)

    3) “Васюткино озеро”. (Память)

    Можно ли сказать, что Васютка был в тайге один? (Физически – один, а духовно его спасла культура, нравственные зарубки в памяти, во внутреннем мире. Значит, мы можем сказать, что с ним была память, зарубки в памяти)

    4) С памятью обратимся к памяти.

    С какими еще его произведениями и зарубками вы встречались? (“Конь с розовой гривой”, доброта)

    Что помнит главный герой, рассказывая о бабушке? (Добрая, помогает очиститься, понять свою вину. Муки совести героя. Значит, главное – доброта.) (История – жизненный урок – помогла заплатить за урок муками совести).

    5) “Фотография, на которой меня нет”.

    Чем стала для мальчика эта история? (Летописью детства; выстраданный нравственный урок приводит к обретению духовного богатства; от страдания к - к обретению)

    2. В памяти героев, как и в памяти писателя, остались зарубки.

    А что такое зарубки, затеси ? (Словарная работа). Их делали первопроходцы в тайге.

    Можно ли В.Астафьева назвать первопроходцем? (да, прошёл по духовной памяти)

    Почему В.Астафьев заинтересовался этой темой и собрал все рассказы в сборник “Затеси”? Ответ даёт нам сам автор: “Переменилась моя родная Сибирь. Все течет, все изменяется, – свидетельствует седая мудрость. Так было, так есть, так будет. Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем? Есть желание запомнить и рассказать доверительно в узком кругу увиденное, поразившее воображение, интересные факты из жизни, истории или явлений природы. Собеседник нужен всякому здравомыслящему человеку, иначе его задавит одиночество, и если его нет, собеседника, тогда человек склоняется к беседе с самим собой, доходит до бездонных глубин бытия, его одолевает вечная дума о смысле жизни”, – так появилась удивительная книга “Затеси”.

    3. Рассказ “Хвостик” тоже из этого сборника.

    III. Анализ рассказа “Хвостик”.

    1) Работа над названием.

    Что вы представляете, прочитав рассказ? (Что-то очень маленькое, смешное – смеется, заливается, хохочет). И поэтому первая фраза … (Смеётся, заливается, хохочет мальчик)

    2) Веселье разливается в начале рассказа.

    Так ли это?

    3) 2 и 3 абзацы - это пейзаж.

    Как цветопись показывает, что пейзаж радостный. (Разноцветный: находим в тексте “цветные” слова)

    Какая деталь выступает в роли символа? (Голова)

    Присутствует ли движение в пейзаже? (Да: кружилась, метелила, вспыхивала, оробело останавливалась, утихала)

    В какое время года мы видим радостный остров? (В любое время года, то есть всегда, вечно).

    В описании присутствует народная лексика (темечко, зимушка).

    Озвучена ли картина? (Звенел венец)

    Вывод: Мы смеемся, потому что жизнь радостная.

    4) Мы хотим этой красоты, но действительность становится преградой.

    Каким словом в тексте подчеркивает это автор? (Зарегулировала). Наступает дисгармония.

    5) Докажите, что жизнь зарегулировала действительность. Найдите эти слова. (Откатилась вода – символ жизни, вечности; захудала трава; перестала цвести и рожать черёмуха: рожать – символ жизни)

    Одним моментом все испортилось в природе.

    А у людей? А для людей в любое время все было прекрасно.

    Как это показано в тексте? (Время (временное пространство) течет, его разделить нельзя, поэтому только и говорит Астафьев о народе: - “Валом валят” и тогда, и сейчас).

    В.Астафьев сам любит жизнь и отдает ее другим, поэтому в определении – жизнерадостный народ – проявляется авторская позиция.

    6) Народ судят по поступкам.

    Какие они, люди? (6 абзац, градация – гадят)

    Вывод: гармония нарушена, “оглохла земля”.

    Что значит “оглохла”? (Лишилась звука)

    7) И вдруг... снова “... Хохочет мальчик”

    Зачем? Ведь уже не до смеха.

    (Память тревожится, душа терзается. Астафьев достаточно строг. Есть действительность – от которой никуда не уйти)

    Можно рассказ закончить?

    Тогда о чем он? (Земля теряет надежду)

    Почему мальчик? (Ребенок: писатель заботится о том, кто вырастет, и потому эта история тихо и отдельно ото всего живёт и жжет сердце, тревожит память, не знающую покоя (эпиграф) - запись в тему “не знающая покоя”...)

    Вывод: Оптимизм мальчика перерастает не просто в жестокость, а в будничную жестокость.

    Уходят краски (осталась красная – цвет крови) .

    Мы ощущаем цинизм (словарная работа) в поступках тех, кто это сделал.

    9) Мы видим реакцию мальчика на цинизм.

    Какая она? (Будничная; здесь побывали “веселые гуляки”. – есть веселье? Радость? – нет осуждения)

    Засунули “живого” (отклик на призыв в “защиту природы”.

    В чём кощунственность ситуации? (Абзац 10, люди, точнее дети, равнодушны, циничны до жестокости).

    10) - Так все-таки почему же “Хвостик”? (Братья меньшие; позиция автора – боль, жалость; живое – то, что мы должны беречь; это крик. Многосмысловое название скрыто по принципу айсберга: мы – люди – дети – хвостик)

    А что осталось после этой истории в памяти у Астафьева? (Разрушение природы, разрушение человека в человеке - запись в тему “... от разрушения природы и человека в человеке”.)

    Каков же основной мотив рассказа? (Равнодушие к природе -> равнодушие к себе -> жестокость)

    IV. Художественное и идейное своеобразие.

    Определим своеобразие произведения:

    Тема памяти.

    Основная мысль – равнодушие, жестокость, разрушение природы, нравственности, человека в человеке.

    Многосмысловое название рассказа по принципу айсберга.

    Стилевой приём – градация.

    Двухчастная несоразмерная линейная композиция, построенная на антитезе.

    Разная роль многоточия.

    Движение – пространство постепенно сужается.

    Отсутствие положительного героя.

    Сочетание метафор, эпитетов со сниженной лексикой.

    1. Может быть поэтому и жжёт сердце писателя равнодушие, отсутствие милосердия. История оставила ещё одну зарубку в его памяти. Тяжело одному нести такую ношу. И автор исповедуется перед нами, всему миру, взывает к состраданию, милосердию, человеческому сердцу и памяти, чтобы не стали мы манкуртами , людьми без памяти.

    2. Память оставила затеси в жизни писателя.

    А у вас появились свои затеси?

    Есть ли у вас в памяти какой-нибудь эпизод, из которого вы вышли достойно?

    Зачем нам эти “Затеси”?

    А может быть можно прожить без всего этого, о чем мы говорили на уроке?

    Тема памяти поднимает нравственные проблемы: добра и жестокости, воспитания ребенка в семье, ответственности и долга перед тем, что нас окружает.

    Чтобы слышать боль каждого, нужно жить по правилу четырех “СО”:

    • cожалеть,
    • cочувствовать,
    • cострадать,
    • cопереживать.

    И тогда меньше будет зла на Земле, а больше радости.

    VI. Дома (задание по выбору).

    1. Видеома.

    2. Сочинение-миниатюра “Мои затеси”

    3. Какой нравственный урок (уроки) вы получили?

    4. Подобрать свой эпиграф и концовку в форме цитат, аргументировать свой выбор.

    Текст. По В. Астафьеву
    (1)Смеется, заливается, хохочет мальчик... (2)Овсянский остров напоминал когда-то голову - туповатую с затылка и заостренную, чубатую со лба. (3)В любое время года была та голова в окладе венца - бледная зимняя плешь обметана чернолесьем; весной плешь острова нечесано путалась серо-свалявшейся отавой, взятой в кольцо багряно-мерцающих тальников, которые не по дням, а по часам погружались в глубину вспененного черемушника. (4)Пока черемуха кружилась, метелила по берегам острова, в середине его вспыхивала и, стряхнув в себя рыхлый цвет, оробело останавливалась прибрежная гуща, утихали листом тальники, ольхи, вербы, черемухи, отгородившись от пожара полосой небояз-ного к огню смородинника...
    (б)Гидростанция зарегулировала реку, откатилась вода, и стал Овсянский остров полуостровом. Захудала на нем некошеная трава, усохли кустарники. (6)По оголившейся отлоге и пологим берегам налет зеленого помета - цветет малопроточная вода. (7)Перестала цвести и рожать черемуха, обуглились, почернели ее ветви и стволы; не полыхают более цветы: они вытоптаны или вырваны с корнем. (8) Л ишь живучий курослеп сорит еще желтой перхотью средь лета, да жалица и колючий бурьян растут по оподолью бывшего острова.
    (9)Прежде были в заречье деревенские покосы и пашни, но где они были - уже не найти. (Ю)Нынче сооружен здесь деревянный причал. (И)Валом валят на эти берега хозяйственные дачники, чтобы холить на личных огородах и в теплицах редкую овощь, цветы, ягоды. (12)В субботу и воскресенье - пароход за пароходом, теплоход за теплоходом, катер за катером, «Ракета» за «Ракетой» прилипают к причалу и выделяют из себя жизнерадостный народ.
    (13)Под бравую песню «То ли еще будет...» расползаются они по затоптанному клочку земли, глядя на который еще раз убеждаешься, что в смысле выделения мусора и нечистот никто сравниться с высшим существом не может - ни птица, ни зверь... (14)Берега и поляны в стекле, жести, бумаге, полиэтилене - гуляки жгут костры, пьют, жуют, бьют, ломают, гадят, и никто, никто не прибирает за собою, да и в голову такое не приходит - ведь они приехали отдыхать от трудов.
    (16)Оглохла земля, коростой покрылась. (16)Если что и растет на ней, то растет в заглушье, украдкой, растет кривобоко - изуродованное, пораненное, битое, обожженное...
    (17)Хохочет мальчик на берегу. (18)Увидел что-то не просто смешное, а потешное, вот и хохочет.
    (19)Подхожу, обнаруживаю: возле вчерашнего, воскресного кострища, средь объедков и битого стекла, стоит узкая консервная баночка, а из нее торчит хвостик суслика и скрюченные задние лапки. (20)И не просто так стоит банка с наклейкой, на которой красуется слово «Мясо», на газете стоит, и не просто на газете, а на развороте ее, где крупно, во всю полосу нарисована художником шапка: «В защиту природы...»
    (21)Шапка подчеркнута не то красным ломаным карандашом, не то губной помадой, через всю полосу шатающиеся, промоклые красные буквы, из них составлено слово: «Отклик».
    - (22)Что же ты смеешься, мальчик?!
    - (23)Хво... хво... хвостик!
    (24)Да, хвостик суслика смешон - напоминает он ржаной колосок, из которого выбито ветром зерно, жалкий, редкостный хвостик - не сеют нынче в заречье хлеба. (25)Дачными ягодами суслику не прожить, вот с голоду и подался крошки по берегу подбирать, тут его поймали веселые гуляки и засунули в банку, судя по царапинам на обертке, засунули живого. (26)И «отклик» на газете, догадываюсь я, написан не карандашом, а кровью зверушки.
    (27)Смеется, заливается, хохочет мальчик...
    (По В. Астафьеву)

    Сочинение
    К чему приводит жестокое, безответственное отношение человека к природе? Достигло человечество той черты, за которой грозит ему самоуничтожение или еще есть слабая надежда разбудить души и сердца людей для того, чтобы сохранить наш уникальный и неповторимый мир? Над этими вопросами заставил меня задуматься текст В.П. Астафьева, известного российского писателя.
    Автор обращается к проблеме варварского отношения человека к природе. Сегодня уже не может быть сомнений в том, что этот вопрос является жизненно важным для всего человечества. Люди XXI века в погоне за развлечениями, выгодой утрачивают возможность видеть боль природы, исчезает потребность в бережном отношении ко всему живому.
    Писатель с болью говорит о том, что «оглохла земля, коростой покрылась». Это и в прямом смысле короста: грязь, нечистоты, в смысле выделения которых, по мнению В.П. Астафьева, нет никого равного человеку. Это и другая короста: глухота души, эгоизм человека, необъяснимая жестокость и даже определенный вызов всему живому. Автор считает, что несчастный, заживо замученный отдыхающими суслик, чьи лапки и хвостик так беспомощно торчат из узкой консервной банки, - это молчаливый укор всем нам, допустившим настоящее бесчинство вандалов-людей. Как многозначительно последнее предложение текста: «Смеется, заливается, хохочет мальчик...» Автор убежден: если и дети, самые беззащитные из людей, самые ранимые, способны смеяться над смертью маленького беззащитного зверька, то действительно близка экологическая и нравственная катастрофа.
    Главная мысль текста состоит в том, что современный человек не может, не имеет права варварски относиться к природе. Пока еще не все разрушено, не все в природе безвозвратно потеряно, нужно приложить огромные усилия, чтобы сохранить нашу красавицу Землю.
    Невозможно не согласиться с мыслями автора: вандализм человека по отношению к природе достигает сегодня своего апогея, за которым может быть только одно - страшная и мучительная гибель человечества.
    Проблема отношения человека к природе - одна из главных проблем русской литературы. Так, Б. Васильев в романе «Не стреляйте в белых лебедей» говорит о том, что сегодня, когда взрываются атомные станции, когда по рекам и морям течет нефть, исчезают целые лесные массивы, человек обязан остановиться и задуматься над вопросом: что же останется на нашей планете? В произведении звучит мысль автора об ответственности человека за природу. Главного героя романа, Егора Полушкина, волнует поведение приезжих «туристов», опустевшее от рук браконьеров озеро. Роман воспринимается как призыв ко всем беречь нашу землю и друг друга.
    Другой известный русский писатель, С.Т. Аксаков, в очерке «Буран» признавался, что никогда не мог равнодушно видеть ни вырубленные рощи, ни даже падение от старости одного большого дерева. В этом он чувствовал что-то невыносимо грустное, тягостное. Трудно не согласиться с писателем. Ведь многие десятки лет достигает дерево полной силы и красоты и в несколько минут гибнет, нередко от пустой прихоти человека! Такое варварское отношение человека к природе недопустимо.
    Таким образом, можно сделать вывод: человек в ответе за сохранение природы, за ее первозданную чистоту и нетронутость. Нельзя допустить, чтобы «изуродованная, пораненная, битая, обожженная» природа страдала от рук того, кто должен беречь и лелеять ее красоту.

    два листика и заметной сделалась геранька - ее отыскала в овраге коза и съела.

    В земле еще оставался корешок гераньки, и, набравшись сил, он снова пустил росточек. Тут началось строительство и пришел экскаватор. Он зацепил ковшом гераньку вместе с жалицей и бросил в машину, машина вывалила землю под яр, к реке.

    Геранька шевельнулась и в рыхлой земле, попробовала расти на новом месте, да на нее все валили и валили сверху землю, и она расти больше не смогла, унялась, и корень ее лишился сил под тяжестью и начал гнить внутри земли, вместе со щепьем, хламом и закопанной травою.

    Дырявый чугунок хозяйка подняла и посадила в него помидор. Мужик не выбрасывал за окно чугунок с помидором, хотя по-прежнему пил мужик и бушевал после каждой получки и все время искал - чего бы разбить и выбросить.

    Смеется, заливается, хохочет мальчик... Овсянский остров напоминал когда-то голову - туповатую с затылка и заостренную, чубатую со лба. В любое время года была та голова в окладе венца - бледная зимняя плешь обметана чернолесьем; весной плешь острова нечесано путалась серо-свалявшейся отавой, взятой в кольцо багряно-мерцающих тальников, которые не по дням, а по часам погружались в глубину вспененного черемушника. Пока черемуха кружилась, метелила по берегам острова, в середине его вспыхивала и, стряхнув в себя рыхлый цвет, оробело останавливалась прибрежная гуща, утихали листом тальники, ольхи, вербы, черемухи, отгородившись от пожара полосой небоязного к огню смородинника...

    В осени мягкий лист кустарников бронзовел, и выкошенный, чистый остров в ровной стрижке зеленой отавы победно возносил мачту над высоким стогом сена. И всю-то зимушку покрыто было боязливое темечко земли пухлой шапкой сена, и серебряно звенел венец, надетый на чело острова. Желтая птица кружилась и кружилась над зимним стогом. Ветер с Енисея гнал ее встречь бурям, и алым флагом вспыхивало крыло высокой птицы под широкой зарею в часы предвечерья.

    Гидростанция зарегулировала реку, откатилась вода, и стал Овсянский остров полуостровом. Захудала на нем некошеная трава, усохли кустарники. По оголившейся отноге и пологим берегам налет зеленого помета - цветет малопроточная вода. Перестала цвести и рожать черемуха, обуглились, почернели ее ветви и стволы; не полыхают более цветы - они вытоптаны или вырваны с корнем. Лишь живучий курослеп сорит еще желтой перхотью средь лета, да жалица и колючий бурьян растут по оподолью бывшего острова.

    Прежде были в заречье деревенские покосы и пашни, но где они были - уже не найти. Нынче сооружен здесь деревянный причал. Валом валят на эти берега хозяйственные дачники, чтобы холить на личных огородах и в теплицах редкую овощь, цветы, ягоды, В субботу и воскресенье - пароход за пароходом, теплоход за теплоходом, катер за катером, "Ракета" за "Ракетой" прилипают к причалу и выделяют из себя жизнерадостный народ.

    Под бравую песню "То ли еще будет..." расползаются они пo затоптанному клочку земли, глядя на который еще раз убеждаешься, что в смысле выделения мусора и нечистот никто сравниться с высшим существом не может - ни птица, ни зверь... Берега и поляны в стекле, жести, бумаге, полиэтилене - гуляки жгут костры, пьют, жуют, бьют, ломают, гадят, и никто, никто не прибирает за собою, да и в голову такое не приходит - ведь они приехали отдыхать от трудов.

    Оглохла земля, коростой покрылась. Если что и растет на ней, то растет в заглушье, украдкой, растет кривобоко - изуродованное, пораненное, битое, обожженное...

    Хохочет мальчик на берегу. Увидел что-то не просто смешное, а потешное, вот и хохочет.

    Подхожу, обнаруживаю: возле вчерашнего, воскресного кострища, средь объедков и битого стекла, стоит узкая консервная баночка, а из нее торчит хвостик суслика, и скрюченные задние лапки. И не просто так стоит банка с наклейкой, на которой красуется слово "Мясо", на газете стоит, и не просто на газете, а на развороте ее, где крупно, во всю полосу нарисована художником шапка: "В защиту природы..."

    Шапка подчеркнута не то красным ломаным карандашом, не то губной помадой, через всю полосу шатающиеся, промоклые красные буквы, из них составлено слово: "Отклик".

    Что же ты смеешься, мальчик?!

    Хво... хво... хвостик!

    Да, хвостик суслика смешон - напоминает он ржаной колосок, из которого выбито ветром зерно, жалкий, редкостный хвостик - не сеют нынче в заречье хлеба. Дачными

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    средняя общеобразовательная №35 школа

    учитель высшей квалификационной категории

    Мушарапова Н.Ф.

    Русский язык.10 класс. Урок развития речи.

    Тема . Комплексный анализ текста. Подготовка к написанию сочинения (часть С) по рассказу В. Астафьева «Хвостик» (Цикл «Затеси»)

    Цели урока:

    · Образовательные:

    1. Формирование у учащихся навыка анализа текста в рамках ЕГЭ: умение определять проблему текста, позицию автора, выражать собственное мнение, аргументировать его примерами из жизни и художественной литературы.

    2. Расширить и углубить представления об изобразительно-выразительных средствах языка.

    3. Готовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения.

    · Развивающие:

    1. Формирование умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

    2. Развивать умение использовать тропы языка в своей речи.

    · Воспитательные:

    1. Вызвать интерес к творчеству В. П.Астафьева.

    2. Способствовать осмыслению своего назначения.

    3. Воспитывать ответственное отношение к окружающей природе.

    Методы работы: беседа, совместный анализ текста, работа со словарем, рефлексия.

    Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

    Оборудование, техническое оснащение: компьютер, медиапроектор, презентация в программе Microsoft Office Power Point, дидактический материал (рассказ В. П.Астафьева «Хвостик», «План написания сочинения-рассуждения»)

    I. Организационный момент.

    Объявление темы и цели урока.

    Вступительное слово учителя.

    II. Выступление ученика с презнтацией «В.Астафьев-самобытный русский писатель»

    Учитель: В 1961 году В. П. Астафьев начал писать короткие рассказы-миниатюры, которые составили цикл «Затеси». В «Затесях» в лаконичной и иносказательной форме выражены все проблемы, которые рассмастривал В. П. Астафьев в своих «больших» произведениях, его боль по поводу того, что происходит вокруг: оскудение человеческой души, безжалостное отношение к природе, состояние культуры и искусства; все так же звучит тема войны и значит, тема бесценности человеческой жизни, тема самопожертвования. «Затеси» создавались на протяжении всего позднего творчества писателя.

    3. Словарная работа.

    Затеси –зарубки. В старину люди, уходя далеко в лес, делали по дороге зарубки на деревьях, чтобы не заблудиться. Белеющие на стволах зарубки или меты были видны издалека, и люди по ним узнавали обратный путь. В разных местах их называли по- разному: В Сибири – затесь.

    4. Комплексный анализ текста.

    А)Перед вами рассказ-миниатюра В.П.Астафьева «Хвостик». Внимательно прчитайте текст и поделитесь своими впечатлениями.

    Исходный текст

    1)Смеется, заливается, хохочет мальчик…2) Овсянский остров напоминал когда-то голову - туповатую с затылка и заостренную, чубатую со лба.3) В любое время года была та голова в окладе венца - бледная зимняя плешь обметана чернолесьем; весной плешь острова нечесано путалась серо-свалявшейся отавой, взятой в кольцо багряно-мерцающих тальников, которые не по дням, а по часам погружались в глубину вспененного черемушника. 4)Пока черемуха кружилась, метелила по берегам острова, в середине его вспыхивала и, стряхнув в себя рыхлый цвет, оробело останавливалась прибрежная гуща, утихали листом тальники, ольхи, вербы, черемухи, отгородившись от пожара полосой небоязного к огню смородинника…

    5)В осени мягкий лист кустарников бронзовел, и выкошенный, чистый остров в ровной стрижке зеленой отавы победно возносил мачту над высоким стогом сена. 6)И всю-то зимушку покрыто было боязливое темечко земли пухлой шапкой сена, и серебряно звенел венец, надетый на чело острова. 7)Желтая птица кружилась и кружилась над зимним стогом.8) Ветер с Енисея гнал ее встречь бурям, и алым флагом вспыхивало крыло высокой птицы под широкой зарею в часы предвечерья.

    9)Гидростанция зарегулировала реку, откатилась вода, и стал Овсянский остров полуостровом. 10)Захудала на нем некошеная трава, усохли кустарники.11) По оголившейся отноге и пологим берегам налет зеленого помета - цветет малопроточная вода.12) Перестала цвести и рожать черемуха, обуглились, почернели ее ветви и стволы; не полыхают более цветы - они вытоптаны или вырваны с корнем.13) Лишь живучий курослеп сорит еще желтой перхотью средь лета, да жалица и колючий бурьян растут по оподолью бывшего острова.

    14)Прежде были в заречье деревенские покосы и пашни, но где они были - уже не найти. Нынче сооружен здесь деревянный причал. 15)Валом валят на эти берега хозяйственные дачники, чтобы холить на личных огородах и в теплицах редкую овощь, цветы, ягоды,16) В субботу и воскресенье - пароход за пароходом, теплоход за теплоходом, катер за катером, «Ракета» за «Ракетой» прилипают к причалу и выделяют из себя жизнерадостный народ.

    17)Под бравую песню «То ли еще будет…» расползаются они пo затоптанному клочку земли, глядя на который еще раз убеждаешься, что в смысле выделения мусора и нечистот никто сравниться с высшим существом не может - ни птица, ни зверь… 18)Берега и поляны в стекле, жести, бумаге, полиэтилене - гуляки жгут костры, пьют, жуют, бьют, ломают, гадят, и никто, никто не прибирает за собою, да и в голову такое не приходит - ведь они приехали отдыхать от трудов.

    19)Оглохла земля, коростой покрылась. 20)Если что и растет на ней, то растет в заглушье, украдкой, растет кривобоко - изуродованное, пораненное, битое, обожженное…

    21)Хохочет мальчик на берегу. Увидел что-то не просто смешное, а потешное, вот и хохочет.

    22)Подхожу, обнаруживаю: возле вчерашнего, воскресного кострища, средь объедков и битого стекла, стоит узкая консервная баночка, а из нее торчит хвостик суслика, и скрюченные задние лапки. 23)И не просто так стоит банка с наклейкой, на которой красуется слово «Мясо», на газете стоит, и не просто на газете, а на развороте ее, где крупно, во всю полосу нарисована художником шапка: «В защиту природы…»

    24)Шапка подчеркнута не то красным ломаным карандашом, не то губной помадой, через всю полосу шатающиеся, промоклые красные буквы, из них составлено слово: «Отклик».

    25)- Что же ты смеешься, мальчик?!

    26)- Хво… хво… хвостик!

    27)Да, хвостик суслика смешон - напоминает он ржаной колосок, из которого выбито ветром зерно, жалкий, редкостный хвостик - не сеют нынче в заречье хлеба.28) Дачными ягодами суслику не прожить, вот с голоду и подался крошки по берегу подбирать, тут его поймали веселые гуляки и засунули в банку, судя по царапинам на обертке, засунули живого. 29)И «отклик» на газете, догадываюсь я, написан не карандашом, а кровью зверушки.

    Б)Варианты ответов(«Интересный текст…», «заставляет задуматься о серьезных вопросах…», « жалко зверушку..»)

    Анализ текста.

    1.Рассказ « Хвостик» ,действительно, очень пронзительный, волнующий нас, читателей. Как бы вы сформулировали проблему, которую затрагивает Виктор Астафьев?

    (Учащиеся выявляют проблему экологическую- человек и его отношение к окружающей природе История мальчика - это зеркальное отражение позиции взрослых по отношению к природе. Итак, проблема этого рассказа не столько экологическая,сколько нравственная. Как бы теперь вы ее сформулировали?

    (Влияние равнодушного отношения взрослых к природе на воспитание нравственных качеств молодежи.)

    (Стиль текста- художественный – значит авторская позиция заявлена не одним или двумя предложениями, но читатель все равно понимает, что Виктор Петрович с болью в сердце пишет о равнодушном и даже циничном отношении человека к природе, для автора остров живой!

    Виктор Петрович, содрагаясь, пишет о реакии мальчика, который «заливается, хохочет»,глядя на бедную зверушку!

    3.Какие средства выразительности помогают для определения позиции автора?

    Ученик анализирует «портрет» острова до строительства электростанции и после нее- прием антитезы;

    Ученик отмечает, что кольцевая композиция тоже отражает позицию автора.)

    Градация в начале рассказа тоже позволяет автору образно выразить свое мнение.

    Формулируется позиция В.П.Астафьева (индивидуально в тетрадях)

    4.Ребята, а что думаете вы по сформулированной проблеме?

    Учащиеся высказывают свою точку зрения. Помните, что без оценочной лексики, помогающей передать впечатление от прочитанного, ваша позиция не считается сформулированной:

    (с удовольствием прочитал…, нельзя остаться равнодушным…, разделяя негодование автора, хочу сказать, что…, оригинальность авторского решения данной проблемы вызывает восхищение…)

    5 Для аргументации собственного мнения вы должны подобрать примеры из художественной литературы и из жизни. Дома, поразмыслив еще раз над нашим сегодняшним разговором, вы напишите сочинение – эссе, и я узнаю,какую же затесь оставил в вашем сердце маленький рассказ большого писателя.

    Прилетела Муха к Человеку и говорит:

    — Ты хозяин над всеми зверями, ты всё можешь сделать. Сделай мне хвост.

    — А зачем тебе хвост? — говорит Человек.

    — А затем мне хвост, —- говорит Муха, — зачем он у всех зверей, — для красоты.

    — Я таких зверей не знаю, у которых хвост для красоты. А ты и без хвоста хорошо живёшь.

    Рассердилась Муха и давай Человеку надоедать: то на сладкое блюдо сядет, то на нос ему перелетит, то у одного уха жужжит, то у другого. Надоела, сил нет! Человек ей говорит:

    — Ну ладно! Лети ты, Муха, в лес, на реку, в поле. Если найдёшь там зверя, птицу или гада, у которого хвост для красоты только привешен, можешь его хвост себе взять. Я разрешаю.

    Обрадовалась Муха и вылетела в окошко.

    Летит она садом и видит: по листу Слизняк ползёт. Подлетела Муха к Слизняку и кричит:

    — Отдай мне твой хвост, Слизняк! Он у тебя для красоты.

    — Что ты, что ты! — говорит Слизняк. — У меня и хвоста-то нет: это ведь брюхо моё. Я его сжимаю да разжимаю, — только так и ползаю. Я — брюхоног.

    Прилетела к речке, а в речке Рыба и Рак — оба с хвостами. Муха к Рыбе:

    — Отдай мне твой хвост! Он у тебя для красоты.

    — Совсем не для красоты, — отвечает Рыба. — Хвост у меня — руль. Видишь: надо мне направо повернуть — я хвост вправо поворачиваю. Надо налево — я влево хвост кладу. Не могу я тебе свой хвост отдать.

    Муха к Раку:

    — Отдай мне твой хвост, Рак!

    — Не могу отдать, — отвечает Рак. — Ножки у меня слабые, тонкие, я ими грести не могу. А хвост у меня широкий и сильный. Я как шлёпну хвостом по воде, так меня и подбросит. Шлёп, шлёп — и плыву, куда мне надо. Хвост у меня вместо весла.

    — Отдай мне твой хвост, Дятел! Он у тебя для красоты только.

    — Вот чудачка! — говорит Дятел. — А как же я деревья-то долбить буду, еду себе искать, гнёзда для детей устраивать?

    — А ты носом, — говорит Муха.

    — Носом-то носом, — отвечает Дятел, — да ведь и без хвоста не обойдёшься. Вот гляди, как я долблю.

    Упёрся Дятел крепким, жёстким своим хвостом в кору, размахнулся всем телом да как стукнет носом по суку — только щепки полетели!

    Муха видит: верно, на хвост Дятел садится, когда долбит, нельзя ему без хвоста. Хвост ему подпоркой служит.

    Видит: Оленуха в кустах со своими оленятами. И у Оленухи хвостик — маленький, пушистый, беленький хвостик. Муха как зажужжит:

    — Отдай мне твой хвостик, Оленуха!

    Оленуха испугалась.

    — Что ты, что ты! — говорит. — Если я отдам тебе свой хвостик, так мои оленятки пропадут.

    — Оленяткам-то зачем твой хвост? — удивилась Муха.

    — А как же, — говорит Оленуха. — Вот погонится за нами Волк. Я в лес кинусь — спрятаться. И оленятки за мной. Только им меня не видно между деревьями. А я им белым хвостиком машу, как платочком: «Сюда бегите, сюда!» Они видят — беленькое впереди мелькает, — бегут за мной. Так все и убежим от Волка.

    «Ну, — думает Муха, — уж этот-то хвост мой будет».

    Подлетела к Лисице, кричит:

    — Отдавай хвост!

    — Что ты, Муха! — отвечает Лисица. — Да без хвоста я пропаду. Погонятся за мной собаки, живо меня, бесхвостую, поймают. А хвостом я их обману.

    — Как же ты, — спрашивает Муха, — обманешь их хвостом?

    — А как станут меня собаки настигать, я хвостом верть! — хвост вправо, сама влево. Собаки увидят, что хвост мой вправо метнулся, и кинутся вправо. Да пока разберут, что ошиблись, я уж далеко.

    Видит Муха: у всех зверей хвост для дела, нет лишних хвостов ни в лесу, ни в реке.

    Нечего делать, полетела Муха домой. Сама думает: «Пристану к Человеку, буду ему надоедать, пока он мне хвост не сделает».

    Человек сидел у окошка, смотрел на двор.

    Муха ему на нос села. Человек бац себя по носу! — а Муха уж ему на лоб пересела. Человек бац по лбу! — а Муха уж опять на носу.

    — Отстань ты от меня, Муха! — взмолился Человек.

    — Не отстану, — жужжит Муха. — Зачем надо мной посмеялся, свободные хвосты искать послал? Я у всех зверей спрашивала — у всех зверей хвост для дела.

    Человек видит: не отвязаться ему от Мухи — вон какая надоедная! Подумал и говорит:

    — Муха, Муха, а вон Корова на дворе. Спроси у неё, зачем ей хвост.

    — Ну ладно, — говорит Муха, — спрошу ещё у Коровы. А если и Корова не отдаст мне хвоста, сживу тебя, Человек, со свету.

    Вылетела Муха в окошко, села Корове на спину и давай жужжать, выспрашивать:

    — Корова, Корова, зачем тебе хвост? Корова, Корова, зачем тебе хвост?

    Корова молчала, молчала, а потом как хлестнёт себя хвостом по спине — и пришлёпнула Муху.

    Упала Муха на землю — дух вон и ножки кверху.

    А Человек и говорит из окошка:

    — Так тебе, Муха, и надо — не приставай к людям, не приставай к зверям, надоела.