Человеку совершившему паломничество в мекку присваивается титул. Порядок совершения хаджа

Хадж - это один из пяти важных столпов ислама, который приобрел свое законченное выражение во времена пророка Мухаммада. по нескольким святым местам (Мекка, Медина и др.), а также соблюдение определенного ритуала. Каждый мусульманин должен хотя бы один раз в жизни совершить хадж, всенепременно соблюдая все условия.

Пять столпов ислама

Ислам на сегодняшний день является второй по многочисленности верующих, а также ее приверженцев из всех религий мира. Она также одна из самых древних, не считая христианства и буддизма. Конечно, такое длительное время позволило создать и закрепить определенные ритуалы поклонения Господу.

Существует пять основополагающих столпов в исламе, и хадж - это один из них. Остальные четыре - это шахада, молитва, благотворительность, пост.

Что такое шахада (свидетельство)? Это особый догмат, который обозначает Единого Бога (Аллаха). Без его слов не обходится ни одно мероприятие, а также каждая молитва начинается именно с него.

Также мусульманин должен совершать молитву пять раз в сутки. Для каждого раза есть определенное время. Это настоящий ритуал, который подразумевает предварительное омовение, особую индивидуальную молитву и телодвижения.

Особым пунктом стоит благотворительность, а именно обязательный налог и добровольное пожертвование. Все это подразумевает духовное очищение верующего.

Как и во всякой религии, в исламе также существует и пост. Однако это не просто воздержание от определенных видов пищи, а полное голодание в солнечное время суток (от заката до рассвета). Это происходит в по Также запрещаются в это время сексуальные отношения. Освободиться от поста могут только немощные люди, а также дети и беременные женщины.

Что же подразумевает под паломничеством ислам? Хадж - это одно из важных действий в мусульманстве. Как было сказано выше, хотя бы один раз в жизни верующий должен его совершить. Это довольно важное переживание, которое сильно сплачивает всех мусульман во всем мире, укрепляет их веру.

Некоторые исторические факты о хадже

Ритуал хаджа имеет довольно древнюю историю, которая восходит еще к первым пророкам в исламе - Ибрахиму и Исмаилу. Благодаря им был построен Каабу, который считается первым домом, в котором поклонялись Господу.

Однако есть предание более древнее, которое повествует о том, что на месте современной Каабы был построен самый первый дом для поклонения Господу, и сделали это первые люди, изгнанные из рая - Адам и Хавва. После потопа он был разрушен.

Вот так и начинается история хаджа, как раз после окончания потопа, когда Господь повелел своему пророку Ибрахиму привести свою семью на то место, где сейчас находится Мекка, а именно Кааба. После этого пророку необходимо было уйти в Палестину.

Очень интересным моментом является поиски воды женой пророка - Хаджарой. Благодаря ее усилиям и вере между холмами Сафа и Марва появился источник, который называется Зам-Зам. Хаджара семь раз пробегала между этими холмами в поисках воды. Этот момент отразился и в ритуале хаджа: теперь паломники должны также совершить это действо. А источник воды так и существует там до сих пор, его водичка является целебной, ее пьют и обливаются ею во время ритуала.

В дальнейшем история хаджа обретает новую веху, особенно после того, как Ибрахим построил на этом месте Каабу и призвал людей к совершению паломничества в это место и поклонения Единому Господу.

Пророк Мухаммед и хадж

После того как призвал народ на совершение хаджа, через некоторое время его ритуалы были изменены. Появилось идолопоклонство, некоторые действия стали довольно постыдными.

После появления пророка Мухаммеда стали возвращаться истины о том, как совершать хадж в Мекку. Он вернул чистый и истинный ритуал, который передан был еще пророком Ибрахимом. Все это сохранилось и по сей день в той же традиции, которая была возвращена Мухаммедом.

Сам же пророк совершил паломничество всего лишь один раз в жизни. Это произошло из-за политических моментов, так как в то время святыни, которым поклоняются во время хаджа, были во власти язычников.

Хадж в священных писаниях

Хадж - это действительно важный ритуал для мусульманина, который упоминается даже в Коране. Написано, что по велению Господа пророк Ибрахим построил первый дом для поклонения. После чего он призвал верующих совершить хадж, а Аллах донес до каждого об этом. Даже камни и земные породы откликнулись.

Требования к ритуалу

Те верующие, которые собираются совершить хадж, должны соблюсти следующие условия:

  • на момент совершения паломничества человек должен быть совершеннолетним;
  • также необходимо иметь свободу на это время, ясный ум и физическое здоровье;
  • ритуал хадж (паломничество по святым местам) совершается человеком в том случае, если он имеет достаточное количество средств для обеспечения себя в это время, а также своей семьи;
  • необходимо погасить все долги перед началом хаджа, а также нельзя его совершать в долг;
  • необходимо организовать свою безопасность и заблаговременный выезд для того, чтобы не опоздать к началу выполнения обряда.

Помимо этого, во время хаджа нельзя совершать некоторые действия:

  • запрещается причинять вред или боль всему живому (животным, насекомым, растениям, людям);
  • тот, кто совершает паломничество, не должен торговать и делать что-либо относящееся к мирской жизни;
  • различные матримониальные действия запрещаются, а также сексуальные отношения;
  • запрещается стричься, бриться, использовать различные благовония, носить драгоценности и украшения;
  • также нельзя курить в это время.

Если происходит нарушение какого-нибудь пункта, то хадж можно считать несовершенным и недействительным.

Подготовка к ритуалу

Обязательным является чистое состояние и одеяния паломника - ихрам. Это достигается путем полного омовения тела, после чего мужчины-паломники облачаются в два белых простых покрывала, одно из которых должно закрыть ноги верующего от бедер до колен, а второе следует накинуть на левое плечо.

Женщины же должны полностью укрыть свое тело просторным белым одеянием, также покрыть голову платком. В результате открытыми должны остаться ступни ног, кисти рук и лицо.

Такие одежды для верующих означают то, что, несмотря на их положение в миру, перед Аллахом они все равны, а также говорит об их чистых помыслах. Переодеваются в такие одежды в особом месте, которое называется микат. Это приблизительно в четырех километрах от Каабы. Однако не считается предосудительным одеться прямо в самолете, если паломник летит издалека.

После того как микат пройден, следует прочесть молитву, что означает вхождение в это особое состояние ихрама. Это позволяет продолжить дальнейшее совершение ритуала.

Таким образом, можно сказать, что хадж - это особое действие, которое имеет огромное духовное значение для мусульман.

Продолжение ритуала проведения хаджа

Ритуал начинается в месяц, который называется зу-ль-хиджжа, в седьмой его день. Он начинается в Мекке, паломникам следует войти босыми в Масджид-аль-Харам, мечеть. Хадж продолжается целованием или касанием черного камня, который, по преданию, принадлежал еще первому человеку - Адаму. Это совершают сразу по своему приезду в Мекку.

После этого следует семикратно обойти Каабу. называется таваф. В это время следует поклониться двум углам и произнести молитвы. После того как обход закончен, следует прижаться ко входу Каабы и произнести молитву, подняв правую руку. Затем необходимо дважды взять воду из священного Зам-Зама, напившись и облившись ею.

После того как этот ритуал закончен, нужно перейти к следующему. Это бег между холмами Марва и Сафа. Возле каждого из них нужно совершить молитву. Выполнение этого действа считается окончанием малого паломничества (умры). Если верующий не желает дальше совершать ритуал, то он выходит из состояния ихрама.

Другие обряды хаджа совершаются коллективно. Седьмого дня зу-ль-хиджжа следует прослушать проповедь о том, как паломникам нужно вести себя.

Долины Муздалифа и Мина

Восьмого дня необходимо набрать воды для путешествия. Нужно совершить переход через долины для того, чтобы продолжить ритуал хадж. Паломничество продолжается. Этот день называется днем напоения (йаум ат-тарвийа) по причине его связи с водой.

Ночь после выхода верующие проводят в долине Мина, а в полдень возле горы совершается центральный обряд (о нем чуть ниже).

Гора Арафат

Итак, возле паломники совершают стояние. Это продолжается с того момента, как солнце стало в зенит, и до того времени, как оно заходит. После это следует прослушать хутбу и произнести молитву, обращаясь к Единому Господу. Ее нужно читать много раз и вслух.

Продолжение паломничества

После того как солнце село, следует вернуться очень быстрым шагом в долину Муздалифа. Перед мечетью совершается молитва, которая длится всю ночь. Причем это делают не только те, кто совершает хадж, но и мусульмане всего мира.

На десятый день паломники в хадж после молитвы должны перейти опять в долину Мина. Тут необходимо бросить семь камешков из долины Муздалифа в столб, который является символом сатаны.

После этого идет десятый день, в который нужно совершить жертвоприношение (коза или бык), небольшую часть съесть самому верующему, а остальное отдать.

После этого мужчины должны полностью сбрить волосы или коротко их остричь, а женщины срезать прядь. Их нужно закопать в долине Мине. После этого все возвращаются в Мекку, чтобы обойти еще раз Каабу.

Следующие три дня верующим следует продолжать посещать долину Мина, совершать жертвоприношения. Хадж завершается полностью на четырнадцатый день. Паломники получают титул хаджи.

После того как завершены все ритуалы, паломник приобретает особый статус. Об этом свидетельствует зеленая чалма и белые одежды (галабея), в которые он обязан облачиться. Дома его встречают с почестями.

Места памяти в Мекке

После того как завершен хадж в Мекку, многие остаются в этом городе, чтобы поклониться святым местам, которые так или иначе связаны с пророком Мухаммедом. Самое большое количество паломников отправляется в Джабаль ан-Нур (Гора Света). Там расположена пещера, где пророк получил свое первое откровение Корана.

Также паломники в хадж, после его завершения, могут отправиться дальше, в Медину. Перед этим они заходят в город Таифу, где посещают мечеть Аббаса. Там совершается совместная молитва верующими.

Медина - город, где покоится пророк

Очень важным для паломников является посещение священного города Медины. Именно в нем находится усыпальница пророка Мухаммеда, а также его ближайших соратников при жизни. Это находится в мечети Масджид ан-Наби. Тут они произносят особое приветственное слово пророку, затем совершают молитву. После этого паломникам следует подойти к соратникам Мухаммеда, повторив те же действия.

Что же касается женщин, то им приближаться к ним нельзя. Они только могут совершить молитву в мечети пророка.

После этого посещают другие священные места паломники, которые совершили хадж. Медина имеет их большое количество, так как пророк жил тут очень долгое время. К примеру, мечети ат-Таква и Куба. Сначала следует совершить омовение, потом посетить Кубу, сотворить там молитву. После этого отправится в мечеть ат-Таква. Также мужчины должны подняться на гору Джабаль. Именно там есть могилы семейства Мухаммеда, а также других верующих, которые погибли возле Ухуды, в битве.

Итак, зачем же посещать эти места, когда хадж уже завершен? Тут кроется одно из наставлений пророка, которое гласит, что совершающий хадж должен поприветствовать могилу его, в ответ он получит то же самое от самого Мухаммеда.

Мусульмане, также как и представители других религий, путешествуют к своим святыням. Однако у них есть совершенно особый вид паломничества – Хадж. Это паломничество в Мекку – пятый столп Ислама, то, что обязательно должен совершить в своей жизни каждый мусульманин.

Хадж символизирует собой воссоединение и прощение Адама и Евы, принесение Авраамом в жертву своего сына Исмаила и саму жизнь Мухаммеда как образец покорности и смирения. Человек, совершивший хадж, именуется хаджой, получает право на ношение зеленой чалмы и начинает пользоваться большим уважением за счет более высокого положения в обществе.

Хадж – это добровольное и индивидуальное поклонение Единому Богу. В ходе паломничества верующие как бы становятся гостями Аллаха, покидая свой дом. Тяготы путешествия даруют как внешнее, так и внутренней очищение, соединяют с Всевышним.

Ритуалы хаджа установил Пророк Мухаммед в ходе своего паломничества в 623 году. Законы шариата гласят, что для совершения хаджа человек должен:

  • Быть совершеннолетним;
  • Пребывать в ясном сознании и твердой памяти;
  • Быть свободным;
  • Иметь необходимые средства для паломничества и содержания оставшейся дома семьи;
  • Обладать необходимым здоровьем;
  • Уметь обезопасить себя в ходе пути;
  • Выехать из дома заранее, чтобы выполнить все обряды в седьмой день месяца зу-ль-хиджжа.

Во время хаджа паломник должен быть одет в специальное одеяние – ихрам. Сначала он должен первый раз обойти Каабу, затем помолиться на горе Арафат, а после второй раз обойти Каабу.

Слово «ихрам» переводится как «посвящение» и означает состояние духовной чистоты. Для его достижения необходимо омовение тела, особое одеяние и некоторые правила. Женщины после омовения одеваются в просторную белую одежду, открывающую только лицо, ступни и кисти рук. Мужчины же надевают на себя покрывало, закрывающее ноги, и другое покрывало, перекидывающееся через плечо. Эти одежды являются символом чистоты и равенством всех паломников перед Богом.

Во время хаджа, то есть в состоянии ихрама, нельзя:

  • торговать и заниматься прочими мирскими делами;
  • вступать в какие-либо половые связи, вступать в брак и свататься;
  • злиться, обижать других;
  • причинять вред живому (то есть срывать листья и ветки, убивать насекомых и животных и т.п.);
  • Стричься, бриться, обстригать ногти;
  • Курить, надевать украшения и пользоваться благовониями.

Любое нарушение этих запретов делает хадж недействительным.

В седьмой день месяца зу-ль-хиджжа все паломники, прибывшие в Мекку, совершают «малое паломничество» - поклонение Каабе, белому яхонту из рая, от грехов ставшему черным. Кааба была дарована Адаму Аллахом, когда тот добрался, наконец, до Мекки после изгнания из рая.

После обхода Каабы паломники бегут между холмами Сафа и Мавра – это обряд называется сай. Мусульмане поднимаются на Сафу, разворачиваются лицом к Каабе и молят Аллаха о помощи и защите. Затем они спускаются с холма до столба, бегут к столбу у холма Мавра, поднимаются на этот холм и снова совершают молитву. Такой бег нужно повторить семь раз. После бега паломники сначала пьют из священного колодца, а затем обливают себя водой.

На восьмой день месяца паломники берут воду и путешествуют к горе Арафат, располагающейся на расстоянии 25 километров от Мекки через долины Мина. С восьмого на девятый день месяца паломники ночуют в долине, после чего и совершается главный обряд паломничества – вукуф, стояние у Арафата. Обряд начинается в полдень и заканчивается перед заходом солнца. Паломники слушают проповеди и многократно громко молятся Аллаху.

После того, как солнце зайдет, паломники отправляются в долину Муздалифа и все вместе молятся перед мечетью. Тут же паломники ночуют. Эту ночь принято считать ночью молитвы и поста не только для тех, кто совершает хадж, но и для всех мусульман.

Ранним утром десятого дня месяца паломники снова совершают молитву, а затем отправляются в долину Мина, где каждый бросает в последний столб, символизирующий Сатану, семь камней. Затем идет обряд жертвоприношения животного, во время которого часть мяса съедают сами паломники, а часть они отдают бедным. После жертвоприношения все паломники коротко стригут волосы, сбривают бороды, женщины отрезают прядь волос. Все это закапывается в землю, а сами паломники возвращаются в Мекку для того, чтобы выполнить последний обход Каабы.

С 11 по 13 дни месяца паломники совершают жертвоприношения и продолжают посещать долину Мина. 14 числа все обряды заканчиваются, паломники покидают состояние ихрам и получают титул хаджи.

Многие мусульмане уже после того, как совершили хадж, посещают различные места Мекки, напоминающие о пророке Мухаммеде. Наиболее почитаемое место – это Гора Света, в пещере которой Мухаммед получил первое откровение Корана. После этого паломники часто отправляются в Медину для поклонения гробнице пророка и могилам его сподвижников. Принято также оставаться в городе Таифе, в котором Мухаммед прятался от корейшитов – мекканских язычников.

По возвращении домой паломники, уже получившие статус хаджи, надевают длинные белые одежды и зеленую чалму, что является символом совершения хаджа. Родные и друзья паломника торжественно встречают его, сопровождая встречу угощением.

Мусульмане часто повторяют хадж, а некоторые совершают его каждый год или как минимум несколько раз в жизни.

МЕСТА МУСУЛЬМАНСКОГО ПАЛОМНИЧЕСТВА

Паломническими центрами в исламе являются Мекка и Медина, находящиеся в Саудовской Аравии. Паломничеством в исламе считается посещение этих двух священных городов.

Хадж в Мекку

МЕККА (Makkah, Mekka, Mecca) - священный город всех мусульман, Al-Makkah Al-Mukkaramah, по-арабски, что можно перевести как "Блистательная Мекка". Находится Мекка в западной части королевства Саудовской Аравии, в исторической области Хиджаз, на расстоянии около 75 км от побережья Красного моря. Мекка находится на высоте 300 м в долине, окруженной невысокими горами. Известна с IV века нашей эры. С давних пор святилище Кааба, находящееся в Мекке, являлось местом поклонения последователей многих языческих культов. В Мекке около 570 года родился основатель ислама пророк Муххамад (Мухаммед). Здесь примерно в 610 году он начал проповедовать свои идеи, на основе которых и возникла новая религия - ислам.

Мекку ежегодно посещают около 2 млн. паломников. Здесь построена одна из самых больших мечетей мира - Харам бейт - Уллах. Внутри мечети находится святилище Кааба, которое сложено из каменных плит и имеет форму куба длиной 15 м.

В юго-восточном углу Каабы на высоте около метра находится черный камень, к нему паломники стремятся прикоснуться и поцеловать его, когда они обходят Каабу 7 раз против часовой стрелки. Камень установлен в специальной нише и помещен в серебряное обрамление. Святилище Кааба покрыто черным покрывалом - кисвой. Большую часть года святилище скрыто под кисвой. По завершении хаджа покрывало снимают, разрезают на кусочки и продают паломникам в качестве сувенира.

Мекка является духовным центром ислама, священным городом для всех мусульман. "Мать городов" - так называется Мекка в Коране (сура 6, аят 92), и каждый, попадающий в Мекку, произносит ритуальную молитву, начинающуюся словами "Лабайк-аллахума лабайка", что означает "я здесь, Господи, я здесь".

В соответствии с основами ислама каждый правоверный мусульманин должен хотя бы раз в жизни посетить Мекку. Особенно значительным в глазах мусульман является особое ритуальное паломничество в Мекку - хадж, совершаемое в месяц Зу-ль-хиджжа по лунному календарю. Мусульманин, совершивший хадж, даже носит особое звание - хаджа.

Мекка, наверное, самый посещаемый город мира. В настоящее время только во время хаджа Мекку посещают до двух миллионов человек. Поэтому практически вся жизнь в Мекке связана с обслуживанием паломников, посещающих этот город. Для паломников в Мекке построены современные отели, многие из которых расположены в непосредственной близости от мечети Харам. Однако во время хаджа большинство паломников живет в палатках в специальных лагерях.

Паломничество в Медину

Медина - второй по значению священный город мусульман, куда они совершают паломничество. Здесь похоронен пророк, именно отсюда он выступил в поход на Мекку, чтобы подавит сопротивление противников своей веры.

Медина находится также в западной части королевства Саудовской Аравии на расстоянии 430 км к северу от Мекки, примерно на высоте 625 м над уровнем моря. По прямой от Медины до побережья Красного моря - около 150 км, а до ближайшего портового города Янбу (Yanbu) - 275 км

Паломничество в Медину обычно совмещают с паломничеством в Мекку. Между Меккой и Мединой - 300 км, паломники преодолевают это расстояние на автомобиле или на самолете. Главная мечеть в Медине меньше, чем в Мекке. В ней похоронен пророк Мухаммед. Рядом находится кладбище аль - Баки, на котором похоронены многие члены семьи и сподвижники пророка (его дочь Фатима, внук Хасан и халиф Осман). В Медине паломники поднимаются на гору Джабал ал - Нур, чтобы посетить пещеру, где пророку было первое видение, на гору Джабал ат - Таур, где он скрывался от отрядов жителей Мекки. Паломники посещают места знаменитых сражений и мечети. Мечеть ат - Таква построена во время первого вступления Мухаммеда в Медину. Ее интересная особенность - в ней два михраба, один из них обращен в сторону Иерусалима.

Медина - типичный современный арабский город, с шестиполосными магистралями, вдоль которых растут пальмы. В отличие от Мекки земля там гораздо более плодородна, поэтому город утопает в буйной зелени, воздух свеж и напоен ароматом цветов.

Кстати, именно со дня переселения Муххамеда в Медину, которое носит у арабов особое название - "хиджра" (hijrah), ведет начало мусульманское летоисчисление.

В самом центре города находится одна из основных святынь ислама - Мечеть пророка (аль-Масеж аль-Наби, по-арабски). Первоначально Мечеть пророка возникла как часть дома Муххамеда. После смерти пророка этот дом, в котором он и был похоронен, был включен в состав новой, специально построенной, мечети. Впоследствии Мечеть пророка неоднократно перестраивалась, постоянно увеличиваясь в размерах. В своем нынешнем виде мечеть существует с середины XIX века.

Последние работы по реконструкции и расширению мечети были проведены в 1980-ых годах. Общая площадь комплекса Мечети пророка была увеличена до 235 тысяч кв. метров. При этом были использованы самые современные технические решения. Так, для создания тени на открытой площадке в центре мечети были установлены специальные автоматические зонтики.

Как и Мекка, Медина является местом паломничества мусульман. В окрестностях Медины построен современный аэропорт, откуда самолеты летают в Каир, Дамаск, Стамбул, Карачи, Куала-Лумпур.

Как и Мекка, Медина является городом, закрытым для немусульман. Однако здесь эти ограничения распространяются, по сути дела, только на центральную часть города. Пребывание же немусульман в аэропорту города Медины и близлежащих гостиницах вообще никак не ограничено.

и Медину теми мусульманами, которые достигли совершеннолетия и имеют физическую и материальную возможности. Слово «хадж» в переводе с арабского означает сильное желание, намерение и посещение того, кого возвеличили. А в нашей религии это означает намерение и посещение высокочтимой Каабы, с целью совершения специальных богослужений связанных с определенными условиями и правилами.

Человек, отрицающий обязательность совершения Хаджа , отходит от Ислама и впадает в неверие. Нельзя откладывать совершение хаджа тому, кто обладает этой возможностью, ведь может случиться так, что подобная возможность ему больше не представится. Кто умрет, не успев совершить Хадж , хотя имел такую возможность, в Судный день предстанет перед Аллахом ослушником, ибо не выполнил свой долг перед Ним.

При наличии шести условий совершение хаджа становится обязательным

1. Достижение совершеннолетия.

2. Исповедание религии Ислам.

3. Здравость рассудка.

4. Быть свободным.

5. Безопасность пути.

6. Материальная и физическая возможность.

Шесть составных частей (арканов) хаджа

1. Намерение вместе с одеванием ихрама (специальной, несшитой одежды, состоящей из двух кусков материи).

2. Пребывание в местности Арафа.

5. Сбривание волос (минимум три волоса).

6. Соблюдение последовательности этих столпов.

Значимость хаджа

Паломничество – наиважнейший ритуал, без которого вера теряет свою полноту. В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) говорится, что тот, кто совершит хадж ради Аллаха, не сквернословя и не греша при этом, вернется таким же чистым от грехов, как в день своего рождения. Пророк (мир ему и благословение) также отмечал, что шайтан никогда не бывает столь унижен, призираем, опозорен и разгневан, как в день пребывания паломников в местности Арафа, ибо видит тот, как нисходит на людей Милость Аллаха, и прощаются им великие грехи. Сказано, что среди грехов есть такие, которые можно искупить только пребыванием на местности Арафа.

Однажды иблис, проклятый Аллахом, явился к Пророку (мир ему и благословение) в виде странника, стоящего на Арафа, худого, желтого, плаксивого и сгорбленного. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) спросил его:

Отчего ты льёшь слезы, отчего исхудал, отчего изменился лицом, почему сгорбился?

На что иблис ответил:

Из-за множества людей, спешащих сюда, боюсь, что надежды их сбудутся и оттого у меня тоска. От ржания коней на пути к Аллаху, ведь если бы всадники спешили ко мне, было бы лучше. От согласия людей быть послушными Аллаху, если бы покорились они мне, было бы лучше. От слов раба Аллаха, который просил для себя смерть праведника. Горе мне! Он действительно из числа знающих, если способен на такое удивительное действо.

В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) сказано, что если кто-то покинул свой очаг с целью совершения хаджа или умры и умер в пути, то ему записывается вознаграждение, равное воздаянию за совершение хаджей до наступления Судного дня. Тот же, кто умер в одном из двух Святых городов – Мекке или Медине, в Судный день не будет допрошен, и его введут в Рай.

Совершение благословенного хаджа дороже жизни на этом свете, и для совершающих благословенный хадж только одна награда – Рай.

Ислам выделяет несколько видов богослужения, среди которых есть явные и скрытые. Скрытое богослужение – это поклонение сердца, например, любовь к Аллаху, искренность, покаяние, упование, страх и надежда на Его Милость. Явное богослужение бывает двух видов: телом и имуществом. Так вот хадж – это универсальное богослужение, ибо он совершается как имуществом, так и телом, а кроме того, у него есть и скрытые стороны, к примеру, чистота намерения.

Хадж отличается от других столпов Ислама тем, что совершается только в определённом месте Земли – Мекке, тогда как исполнять такие столпы Ислама, как намаз, пост, закят можно в любом уголке земного шара.

Всевышний установил правила и законы для Своих рабов таким образом, что человек, совершающий их, получал пользу, как в этой, так и будущей жизни. Священный Коран , рассказывая о хадже, упоминает о пользе и мудрости, заключённых в этом столпе Ислама.

Мудрости хаджа

Теперь мы вкратце упомянем о некоторых моментах паломничества (хаджа), имеющих глубокую и скрытую мудрость.

1. Объединение мусульман. Ислам придаёт особое значение теплоте отношений и дружбе между мусульманами. Аллах создал столпы Ислама способствующими к сплочению и единению мусульман. Например, жители одного квартала имеют возможность встречаться пять раз в день в близлежащей мечети, совершая коллективный намаз. Кроме того, все жители населенного пункта имеют возможность раз в неделю встречаться в мечети на пятничной молитве. А все мусульмане планеты имеют возможность раз в год встречаться на хадже , поэтому хадж является самой большой регулярной конференцией мусульман мира.

2. Оживление настоящего мусульманского братства. Все мусульмане, независимо от расы, национальности, совершают одни и те же обряды и ритуалы, просят у Единого для всех Господа, смотрят в одну и ту же сторону, т.е. Кибла.

3. Притяжение всех мусульман, как бы далеко они не находились, к центру исламского мира – Благословенной Мекке, из которой по всему миру распространился свет Единобожия.

4. Проявление равенства между мусульманами. При соблюдении обрядов хаджа исключаются какие-либо привилегии, все находятся на одном уровне. Воистину это то место, которое напоминает о начале рождения человека, когда у него нет преимущества перед кем-либо. Также хадж – это напоминание о Судном дне, когда все станут перед Господом, в страхе перед допросом, где не поможет ни благородство рода, ни имущество, ни положение в обществе.

5. Хадж – это напоминание мусульманам об их благочестивых предках, пророках и посланниках, чтобы верующие смогли проникнуться глубоким вдохновением, и чтобы вера укрепилась в их сердцах. Каждое место, где выполняется обряд хаджа, связано с каким-либо историческим событием. К примеру, перед Каабой паломник представляет образ посланников Аллаха Ибрахима и Исмаила (мир им), которые строили Каабу. Также верующие представляют нашего Пророка (мир ему и благословение), который целовал священный камень «Хаджар уль-Асвад». Холмы Сафа и Марва напоминают паломнику о Хаджар, которая искала воду для своего сына Исмаила (мир ему), а Мина, где кидают камешки, напоминает пророка Исмаила (мир ему), который в этом месте отогнал от себя сатану, кидая в него камни. На Арафе верующий представляет образ Посланника Аллаха (мир ему и благословение), который, совершая прощальный хадж, завещал верующим: «О люди, ваш Господь Один, и все вы потомство Адама (мир ему), Адам создан из земли и нет преимущества у араба перед неарабом, кроме как в богобоязненности. И после меня не превращайтесь в неверных, которые враждуют друг с другом».

6. Хадж – это воспитание паломника, когда он, находясь в пути и сталкиваясь с трудностями и неудобствами, должен проявить терпение (сабр). На хадже в одном месте встречается большое количество мусульман, и необходимо проявлять скромность, тактичность, уступчивость. Хадж также воспитывает в человеке щедрость, когда он закалывает жертвенное животное на Курбан или когда раздает милостыню неимущим.

Пусть тот, кто желает начать жизнь с чистого листа, приступает к паломничеству с искренним стремлением, а признаком принятия Всевышним хаджа является изменение характера человека в лучшую сторону.

Пусть Всевышний одарит нас Своей Милостью и сделает нас рабами, уходящими из этой жизни с верой! Амин.

При наличии шести следующих условий совершение хаджа становится обязательным для каждого человека:

1. Исповедование религии Ислам.

2. Достижение совершеннолетия.

3. Здравость рассудка.

4. Личная свобода.

5. Безопасность пути.

6. Материальная и физическая возможность.

Возможность рассматривается двояко: наличие транспорта и средства, необходимые для проживания и содержания за период хаджа и нахождения в пути. Женщине дополнительно необходим сопровождающий близкий родственник (махрам). Если паломник имеет иждивенцев, то он должен оставить им средства, достаточные до его возвращения. Тот, кто по состоянию здоровья не может совершить хадж, но имеет для этого материальную возможность, должен уполномочить другого человека совершить хадж за себя.

Основные составляющие (арканы) хаджа

При изучении порядка и норм паломничества необходимо обратить особое внимание на его основные составляющие (арканы), без выполнения которых хадж не является действительным.

Хадж состоит из шести следующих обязательных составных частей:

1. Намерение вместе с надеванием ихрама (специальной несшитой одежды, состоящей из двух кусков материи).

2. Пребывание в местности Арафа девятого числа месяца зуль-хиджа.

3. Таваф – обход вокруг Каабы.

4. Хождение (са‘ю) между холмами Сафа и Марва.

5. Стрижка или сбривание волос (как минимум необходимо удалить три волоса).

6. Соблюдение последовательности выполнения в большинстве арканов.

Необходимые действия (ваджибы) хаджа

Нужно обратить особое внимание и на ваджибы хаджа. Они также являются обязательными для исполнения, но если пропустили что-либо из них, то хадж не нарушается, однако необходимо выплатить за это штраф.

Хадж имеет пять необходимых действий:

1. Вступление в хадж в Микате (место вступления в хадж. Паломники, прибывающие из России, обычно вступают в хадж в микате, называемом Зуль-Хулайфа. Это недалеко от Медины. Это место также называется Абару Али).

2. Проведение ночи в местности Муздалифа.
3. Проведение ночей в дни ташрика (после праздника жертвоприношений) в долине Мина.

4. Бросание камушков (в определённом месте).

5. Совершение прощального тавафа вокруг Каабы.

Если не совершить хотя бы один из вышеперечисленных пяти пунктов, то этот человек в хадже должен выплатить штраф.

Деяния, запрещённые для вступившего в хадж

Очень важным является знание запретных и дозволенных действий во время хаджа. После вступления в хадж или умру до их завершения паломникам запрещается:

1. Совокупление с женой и прелюдия, предшествующая этому.

2. Совершение обряда бракосочетания (для себя или для других).

3. Использование благовоний (благовония, которыми надушился паломник перед вступлением в хадж, не повредят действительности хаджа).

4. Соприкосновение любых жиров или масел с волосами лица или головы.

5. Удаление хоть одного волоса с любой части тела (если волосы упали сами, то это не берётся в расчёт).

6. Состригание даже малой части ногтя (удалить отломанный и мешающий ноготь разрешается).

7. Мужчинам – ношение сшитой одежды и обуви с закрытой передней или задней частью , покрытие головы головным убором или чем-либо другим. Женщинам – укрытие лица и кистей рук.

8. Охота на территории Харама , а также повреждение растительности на территории Харама.

Преднамеренное совершение перечисленных выше деяний без уважительных с точки зрения Шариата причин является грехом, и поэтому нужно в этом покаяться и выплатить штраф. После бросания камушков и удаления волос все запреты снимаются, кроме близости с женой. А это дозволяется только после полного завершения хаджа, т. е. после выполнения всех арканов.

Разновидности штрафа в хадже

Существует пять разновидностей штрафа в хадже:

1. За несоблюдение необходимых действий – штраф – жертвоприношение барана . Если на это нет возможности, то необходимо соблюдать пост в течение десяти дней (три дня в хадже, семь на родине).

2. Если паломник удалил одновременно три или больше волоса или ногтя , надушился благовониями, намеренно покрыл голову, надел сшитую одежду, умастил маслом волос головы или бороды, поцеловал жену до кидания камешков в день Курбан-байрама, то ему следует покаяться и выбрать одно из трёх следующих искупительных процедур: зарезать барана, соблюдать пост в течение трёх дней или дать шестерым беднякам три са’ (то есть семь с половиной килограммов пшеницы).

За один удалённый волос или ноготь следует выплатить штраф – один мудд (около 650 г) пшеницы. За два волоса или два ногтя – два мудда.

3. За убийство дичи, рубку дерева – штраф, равноценный дичи или дереву.

4. За близость с женой . Если паломник до бросания камешков в день праздника жертвоприношений и стрижки волос сознательно совокупится с женой, то его хадж полностью портится. Тем не менее, ему следует совершить обряды этого хаджа до конца, а затем его необходимо возместить в следующем году. Помимо этого в качестве штрафа он должен зарезать верблюда, это возлагается на мужа.

5. За прерывание хаджа – штраф – жертвоприношение барана.

Этика посещения святыни Посланника Аллаха (мир ему и благословение)

Посещение могилы Пророка (мир ему и благословение) для паломника является очень важной сунной и одним из лучших деяний, которые приближают его к Аллаху. В этом согласились имамы всех четырёх мазхабов, ибо об этом свидетельствуют и хадисы.

Отправляющимся в Медину желательно больше благословлять Пророка (мир ему и благословение), по приближении к Медине рекомендуется совершить полное омовение, постричь ногти, удалить волосы, надеть чистую одежду и надушиться (если человек не находится в ихраме). По возможности желательно идти в Медину пешком. Идти тоже нужно со смиренностью, умилённо, с печалью, что не смогли увидеть Пророка (мир ему и благословение) живым, дабы иметь надежду увидеть его в Вечной жизни. По приближении к мечети нужно обновить покаяние, раздать милостыню, ибо есть повеление Всевышнего раздать милостыню перед посещением Пророка (мир ему и благословение). У ворот мечети следует немного задержаться, сердцем прося разрешения войти. Вступать в мечеть нужно с правой ноги. Затем следует совершить там намаз приветствия (тахийя). После намаза с хузуром, т. е. всё время помня об Аллахе, подходят к могиле Пророка (мир ему и благословение), и, встав перед ним, опустив голову и закрыв глаза, следует тихо поприветствовать Пророка (мир ему и благословение), будто сам он стоит перед вами.

Также приветствуют Абу Бакра и Умара, да будет доволен ими Аллах. Далее, поворачиваясь в сторону Киблы, читают дуа и обращаются к Аллаху, прося наделить нас заступничеством Пророка (мир ему и благословение), а также просят у Пророка (мир ему и благословение) заступиться за нас в Судный день.

После этого совершают зиярат на кладбище Баки и читают там покойным мольбу.

Пусть тот, кто желает начать жизнь с чистого листа, приступает к паломничеству с искренним намерением, а главным признаком принятия Всевышним хаджа является изменение характера человека в лучшую сторону после его совершения.

Примечание

Неисполнение этого основополагающего минимума требований Ислама свидетельствует о слабости веры человека. Те, кто не соблюдают этот минимум, будут очень строго наказаны в Вечной жизни, если не покаются, не возместят пропущенные обязанности и не будут прощены Всевышним Аллахом. Тот, кто отрицает необходимость соблюдения обязательных предписаний Аллаха или одного из столпов Ислама, становится неверующим.

Помимо вышеназванных пяти столпов, в Исламе имеется множество других предписаний, которые необходимо соблюдать каждому человеку. Например: почитание родителей, поддержание тёплых отношений с родственниками, соблюдение обязанностей и правил приличия по отношению к соседям, проявление уважения к старшим по возрасту, проявление милосердия и сострадания к младшим и т. п.

Также существуют запреты Ислама, например запрет на совершение таких тяжких грехов, как убийство человека, прелюбодеяние, воровство, употребление спиртных напитков, наркотиков, ростовщичество, сплетни, злословие, наговор, зависть, вражда, причинение вреда окружающим языком или же физически, притеснение слабых, присвоение или употребление чужого имущества и т. п. От таких деяний человеку необходимо отдаляться, а также покаяться в ранее совершённых, ибо если Всевышний Аллах не простит его, то человека ожидает суровое и невыносимое наказание в вечной жизни. Да убережёт нас от этого Всевышний Аллах! Аминь!

Величина вознаграждения, предназначенного для мусульманина за исполнение этих предписаний, зависит от количества этих деяний, искренности, тщательности и усердия, проявляемых при их выполнении.