Иконы христа спасителя. Православная икона — православная мистика. Господь Вседержитель

Большинство православных имеют дома несколько (или очень много) икон. В народе считается, что каждая из них способна помочь в какой-то конкретной проблеме. По церковным же правилам первой и самой главной должна приобретаться икона Господа Вседержителя. Она одна может заменить все остальные - потому что Бог - единственный творит чудеса, это Он вдохнул жизнь в первых людей, Он продолжает творить вселенную каждый день.


В чем помогает

Поскольку Христос является воплощением Бога в человеке, обратиться к Нему можно абсолютно с любой просьбой. Во время своего земного пути Спаситель исцелял множество больных и одержимых людей. Он подсказывал, как правильно построить свою духовную жизнь, как вести себя по отношению к близким. Все это актуально и сегодня, потому что Бог никогда не меняется.

В чем помогает икона «Господь Вседержитель»?

  • Дает благословение перед началом важного дела.
  • Приносит избавление от недугов.
  • Способствует духовному росту.
  • Перед ней можно возносить благодарственные молитвы, читать Псалтырь.
  • Такой образ дарят после венчания, как семейную реликвию.
  • Можно читать перед ней молитвы за близких, попавших в беду.

Ежедневные молитвы (утром и перед сном) тоже совершаются перед ликом Христа, который изображается на данном образе. Такая икона будет отличным подарком любому верующему человеку - например, на крещение, Пасху. Не стоит забывать и благодарить Бога за то, что есть, даже если кажется, что этого недостаточно. Нужно приучать свое сердце к благодарности, и помнить, что жадность человеческая не имеет границ, если ее поощрять.


Как выглядит икона Вседержителя

Глядя на образ Божий, не нужно думать, что на нем буквально представлен «портрет». Библия говорит, что Господа никто не видел, но на землю был послан Христос. Именно Его принято изображать, когда необходим образ Бога.

Узнать икону «Вседержитель» легко по описанию:

  • Чаще всего Христос изображен фронтально по пояс, но встречаются варианты и в полный рост.
  • Пальцы правой руки сложены в благословляющем жесте, он может быть разным. Иногда ладонь направлена наружу, иногда - внутрь, сложение перстов тоже разное. Рука может быть около груди, либо немного в стороне. Благословляющий жест указывает на добрую волю Бога, который желает, чтобы все люди были спасены.
  • Главу Спасителя осеняет нимб, на нем угадывается крест. Крест, как и везде в других случаях, символизирует голгофскую жертву Спасителя. По греческой традиции, на нимбе написаны буквы Омега, Омикрон, Ню - вместе они обозначают слово Сущий, одно из имен и характеристику Бога, согласно Священному Писанию. Важная надпись, она указывает на божественную (а не только человеческую) природу Христа.
  • На образе также пишется сокращенный вариант имени Иисус Христос - также греческими буквами, слева и права от лика (по две буквы с каждой стороны). Это правило, впрочем, распространяется на все иконы. Имя Христа тоже имеет символическое значение - «спаситель». Вообще само Имя Божие, его произнесение, считается благословением. Поэтому одна из заповедей запрещает произносить его в праздных речах.
  • В левой руке Господь держит Библию. В некоторых случаях рука держит Книгу за верхнюю часть, в некоторых - за нижнюю. Она может быть как открыта, так и закрыта. На открытых листах церковнославянским языком написана выдержка из Евангелия от Иоанна, про заповедь любви. Либо здесь изображаются греческие Альфа и Омега, как символ, что Бог - начало и конец всего.

На иконе Господа Вседержителя, изображающей Христа в полный рост, он может восседать на троне, держа открытую Библию на коленях. На купольных росписях открытая книга парит на уровне груди, а обе руки Спасителя воздеты в благословляющем жесте.


О чем говорит образ Спасителя

Значение иконы «Вседержитель» - прежде всего, напомнить о качествах Бога, также о тайне Боговоплощения. Изображение Христа говорит, что спасение людей от вечной кары за грехи возможно только верой в Евангельскую весть - в мир пришел Спаситель!

Само слово «Вседержитель» означает - повелитель всего, Тот, кто может совершить всё что угодно. Также оно указывает на двойную природу Христа - будучи Богом, Он является и человеком в полном смысле слова.

Догматически это очень важный образ, исключающий разные ереси: например, что Христос был «призраком», создавая лишь видимость тела, а не настоящим человеком. С подобными ересями Церковь боролась в первые века христианства, но по сей день на иконах существуют напоминания, чтобы люди держались правильного исповедания веры.

Заповедь любви (написанная в Книге) несколько раз повторяется в Новом Завете. Христос говорит, что люди должны также сильно любить друг друга, как Он любит их. А мера любви Иисуса очевидна - Он умер на кресте, чтобы искупить грехи каждого. Поэтому всемогущий Бог предстает здесь не как обличающий судья, а как милостивый отец, ждущий возвращения блудных детей.

Особое значение имеет даже цвет одежд Христа. Красный цвет хитона говорит как о страданиях, так и о царском достоинстве. Синий - небесное происхождение, ведь Спаситель имеет два начала, божественное и человеческое.

Также не зря на иконе «Господь Вседержитель» присутствует изображение Книги. Она символизирует Евангелие - добрую весть, принесенную Христом всему миру. Также означает она тот новый мир, который будет сотворен Богом после второго пришествия Христа. Символизирует и Книгу Жизни, где записаны имена всех, возлюбивших Бога.

Как выглядел Бог?

Икона - это не портрет. Само Евангелие не дает однозначного описания внешности Иисуса Христа. Господь оставил его в тайне для последующих поколений. Однако канонический облик, который люди видят на иконах Христа Вседержителя, вовсе не случаен, он не является фантазией иконописцев. История сохранила очень древние изображения и описания современников.

Героями Нового Завета внешность Спасителя воспринималась как самая обычная, они не видели в ней ничего особенного, сверхъестественного. Сам Христос скрывал Божественную славу, чтобы не напугать окружающих, явив ее лишь несколько раз (на Фаворской горе и во время крещения).

Важным литературным источником является письмо проконсула Иудеи, где Христу приписывается высокий рост, каштановые волосы, гладкая кожа, рыжая раздвоенная борода, голубые блестящие глаза. Манера разговора описывается как спокойная и весьма приятная. Весь облик Спасителя автор описания признает «прекраснейшим».

В первые века христиане изображали Христа аллегорически - в виде рыбы, ягненка, пеликана, дельфина, агнца с якорем. В 7 в., однако, подобные рисунки были запрещены постановлением Собора.

Фрески, близкие к ортодоксальным, появились еще в катакомбах, в период римских гонений. Сегодняшние традиции изображения на иконах Христа Вседержителя, сложились к 6 в., правда, ряд образов относят к евангельским временам.

Как молиться Господу

Евангельские тексты предписывают верующим не предаваться показным молениям, осуждая многословие. Искренние слова, пусть и краткие, более угодны Богу, чем долгие витиеватые, но пустые молитвословия. Текст главной христианской молитвы «Отче наш» каждый христианин еще до крещения обязан знать наизусть.

Молитва перед иконой Вседержителя может быть о чем угодно: ведь Господь в силах выполнить любую просьбу. Правда, тут есть одно условие - она должна содействовать ко благу человека, способствовать его духовному росту. Бог - это не автомат для ублажения страстей, христианин должен стремиться к спасению, думать о душе и о ближних.

О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Отец наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя, гре́шнаго.

Молитва иконе Господа Вседержителя

Владыко Христе Боже, Иже страстьми Своими страсти моя исцеливый и язвами Своими язвы моя уврачевавый, даруй мне, много Тебе прегрешившему, слезы умиления; сраствори моему телу от обоняния Животворящаго Тела Твоего, и наслади душу мою Твоею Честною Кровию от горести, еюже мя сопротивник напои; возвыси мой ум к Тебе, долу поникший, и возведи от пропасти погибели: яко не имам покаяния, не имам умиления, не имам слезы утешительныя, возводящия чада ко своему наследию. Омрачихся умом в житейских страстех, не могу воззрети к Тебе в болезни, не могу согретися слезами, яже к Тебе любве. Но, Владыко Господи Иисусе Христе, сокровище благих, даруй мне покаяние всецелое и сердце люботрудное во взыскание Твое, даруй мне благодать Твою и обнови во мне зраки Твоего образа. Оставих Тя, не остави мене; изыди на взыскание мое, возведи к пажити Твоей и сопричти мя овцам избраннаго Твоего стада, воспитай мя с ними от злака Божественных Твоих Таинств, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих. Аминь.

Одно из первых впечатлений человека, вошедшего в православный храм, - это множество образов Бога, Божией Матери и святых, как будто обступающих его со всех сторон. Эти образы, созданные художниками, называются иконами. Вся восточная часть храма, которая, как правило, оказывается прямо перед вошедшим, состоит из икон. Это иконостас. Справа и слева, на столбах храма, на западной стене - везде множество икон. Стены храма расписаны иконописными фресками, и это тоже иконы. И у каждого православного христианина дома обязательно есть иконы, перед которыми он молится, которые освящают его жилище. У кого-то они старые, написанные красками на деревянной доске, у кого-то - бумажные, наклеенные на дощечку. Но суть от этого не меняется.

Слово «икона» греческого происхождения. Оно означает «образ», «портрет». В Византии, откуда на Русь пришла православная вера, так называли любые, даже скульптурные изображения Спасителя, Божией Матери, святых. Почему мы говорим «святая икона», «святой образ»? Иконы освящаются в церкви, и через это освящение им сообщается благодать Святого Духа. Известно множество чудотворных икон, через которые действием благодати совершаются чудеса, подаются помощь и утешение. Молясь перед иконой, мы должны понимать, что сама икона - не Бог, а только образ Бога или святого. Поэтому мы молимся не иконе, а тому, кто на ней изображен. По словам святых отцов и учителей Церкви, «честь, воздаваемая образу, переходит на первообраз». Это означает, что, поклоняясь образу Бога, мы поклоняемся Ему Самому.

В ветхозаветной Церкви существовал запрет на изображения Бога. Богоизбранный народ жил в окружении язычников, поклоняющихся идолам и изображениям самых диких божеств. Им служили, приносили жертвы, в том числе и человеческие. Господь же через пророка Моисея повелел своим людям не творить себе кумиров, то есть идолов, и не кланяться им как богам. В те времена никто еще не видел Бога. Господь Иисус Христос еще не приходил на землю, и поэтому любое изображение Бога было бы воображаемым, ложным. Во времена первых христиан Господь Иисус Христос часто изображался символически, в виде рыбы или агнца (ягненка). По-гречески «рыба» - «ИХФИС». Буквы, составляющие это слово, являются первыми буквами в словосочетании, которое на русский язык переводится так: «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Поэтому такой символ был особенно распространен. Маленьких рыбок из металла, камня, перламутра часто носили на шее, как мы носим нательный крестик. На них иногда писали слово, обращенное к Господу, - «Спаси», как сейчас пишут на крестиках «Спаси и сохрани». Символом Христа являлось также изображение пеликана, поскольку считалось, что эта птица кормит своих детей своей плотью, разрывая себе грудь. Позже появляются изображения Христа в образе Доброго Пастыря - в виде юноши с овечкой на плечах. Такие изображения часто встречаются на рельефах саркофагов, в которых хоронили знатных людей, чаще всего анонимно исповедующих христианство. Мозаика «Христос - Добрый Пастырь» с овечками возле ног украшает мавзолей Галлы Плацидии в Риме (V в.).

Образы Христа, которые можно назвать иконой в собственном смысле слова, появляются, видимо, не ранее V-VI вв. Одной из первых таких икон можно считать синайский образ Христа Пантократора, написанный в позднеантичной живописной технике энкаустики, виртуозно, в сочной манере, весьма реалистично. Ученые полагают, что эта икона имеет портретное сходство. Икона написана горячим воском в VI веке, в Синайском монастыре Святой Екатерины, где находится и по сей день. Лик Христа сознательно асимметричен, он словно бы состоит из двух разнохарактерных половинок. В одном лике - Бог-Любовь и Бог-Судья. В этом сочетании выражается ветхозаветное понимание Бога как строгого Судии, и новозаветное - как Всемилостивого Спасителя. К ранним изображениям Иисуса Христа следует отнести образ Спасителя в композиции «Преображение» из монастыря св. Екатерины на Синае (VI в.), образ Христа, Грядущего на облаках, из храма свв. Космы и Дамиана в Риме (VI-VII вв.), поясное изображение Пантократора из храма Санта-Мария в Кастельсеприо (VII-VIII вв.). Все они достаточно близки между собой и свидетельствуют, что в предиконоборческую эпоху образ Иисуса Христа в церковном искусстве был полностью сформирован, оставалось сформулировать богословское обоснование, что и было сделано в ходе иконоборческих споров.
Каноническое изображение Бога в человеческом образе было утверждено в IX в.: «Благотелесный... со сдвинутыми бровями, прекрасноокий, с долгим носом, русыми волосами, склоненный, смиренный, прекрасен цветом тела, имеющий темную бороду, цвета пшеницы на вид, по материнской наружности, с длинными перстами, доброгласен, сладок речью, зело кроток, молчалив, терпелив...»
В настоящее время существует два типа изображений Спасителя: 1) в виде Вседержителя и Судии - Царя Царствующих; 2) в том виде, в каком Он был среди людей и совершал свое служение (в том числе в виде младенца или отрока). Иногда можно встретить также изображения Христа в виде ангела.
Способы изображения различны, но узнать на иконах Спасителя легко благодаря одной детали - крестчатому нимбу.
«Нимб» переводится с латинского как «облако, туман, ореол». Нимб - символ нетварного Божественного света, который Спаситель явил ученикам на горе Фавор: «И преобразился перед ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет».
Нимб на иконах Спасителя имеет еще и вписанный крест. Внутри него три греческие буквы, передающие слова Бога «Я есмь Сущий», сказанные Моисею.
Через изображение нимба мы исповедуем во Христе два естества - Божественное и человеческое. Иконописец пишет лик Христа по подобию человеческого лица, и этим исповедуется догмат о том, что Христос «совершенный человек по человечеству». Нимб передает, что Христос и «совершенный Бог по Божеству».
На иконах Христос часто изображается с книгой - она может быть как закрытой, так и раскрытой. Раскрытая книга содержит цитату из Евангелия. Также книга может изображаться и в виде свитка, но символическое толкование всегда одно - спасительное учение, с которым Христос пришел в мир.
Посмотрим теперь на одежды Христа. Обычно Богочеловека изображают облаченным в красный хитон (одежда в виде рубахи) и синий гиматий (плащ, накидка).
Красный цвет символизирует земную и человеческую, синий - небесную и Божественную природы Спасителя.
Обычно на правом плече хитона можно увидеть еще нашивную темную полосу - это клав, в античном мире - знак патрицианского достоинства. На иконах он является символом чистоты и совершенства земной природы Спасителя и признаком его особой мессианской роли.
Иконы Спасителя относятся к шести основным иконографическим типам:

2. Спас Вседержитель (Пантократор)
3. Спас на Престоле

Начнем с главного - с образа Спаса Нерукотворного, иконы икон. В самом его названии уже заложена концепция любой иконы, в которой всегда важное место отводится тому, что лежит за пределами человеческого творчества. В предании сохранились две версии происхождения нерукотворного образа: одна из них была распространена на Западе, другая - на Востоке.

В первой повествуется о праведной женщине Веронике, которая из чувства сострадания отерла лик Спасителя своим платком, когда он нес на Голгофу крест. И чудесным образом лик Христа запечатлелся на ткани. Западная иконография, а с XVII века и русская, изобилует изображениями праведной Вероники, держащей в руках плат с запечатленным ликом.

Вторая история приводит нас в восточный город Эдессу, где царем был Авгарь. Заболев проказой, царь долго и тщетно ищет того, кто бы мог его вылечить. Услышав о Христе, он посылает к нему своего слугу с приглашением посетить Эдессу. Христос отказывается идти, но не отказывается исцелить царя. Попросив принести чистый холст, Спаситель прикладывает свой лик к ткани, и его образ нерукотворно запечатлевается на нем. Когда слуга доставляет чудесный кусок ткани в Эдессу, царь, приложившись, тут же получает исцеление от страшной болезни. Авгарь хранит чудотворный лик как величайшую святыню. Когда однажды город осаждают враги и исход битвы неясен, Авгарь приказывает замуровать святыню в стену над воротами, дабы она не досталась врагу и не была осквернена. Но в самый разгар боя нерукотворный образ являет еще одно чудо - изображение проходит как бы сквозь толщу стены и отпечатывается на фасаде. Видя это непонятное явление, враги поворачивают в страхе от стен города, отказавшись от осады. Таким образом, чудотворный Лик спасает и царя, и целый город. В иконографии, особенно русской, были распространены два типа Нерукотворного образа - «Спас на убрусе», то есть на куске ткани (обычно плат завязан в углах узлами, подчеркнуты складки, обозначена кайма; лик Иисуса Христа - лик человека средних лет с тонкими и одухотворенными чертами, с бородой, разделенной надвое, с длинными, вьющимися на концах волосами и с прямым пробором), и «Спас на чрепии», то есть на черепице или камне, когда фоном для лика становится стена или нейтральный фон.

На русских иконах Спас Нерукотворный изображен обычно спокойным, с открытыми глазами. У католиков, напротив, лик Христа пишется страдальческим, иногда с закрытыми глазами, на голове терновый венец и следы крови.

Но во всех вариантах главное - это нерукотворный лик Иисуса Христа. Все версии так или иначе восходят к единому источнику - к Туринской Плащанице, ткани, на которой действительно нерукотворным образом отпечатался не только лик, но и тело Господа нашего Иисуса Христа. История Плащаницы темна и непонятна; когда-то она была в Иерусалиме, у ближайших учеников Господа, затем, видимо, попала в Константинополь (есть версии, что ее путь следовал как раз через Эдессу), но во время разгрома Константинополя крестоносцами она исчезает. Вскоре она вновь появляется в Италии, у родственников казненного магистра ордена тамплиеров. Сейчас Плащаница хранится в Турине, где ее исследуют суперсовременными приборами, но ответ, насколько вероятна подлинность этого удивительного куска ткани с уникальным изображением, пока не получен. Для нас в данном случае важно одно: Плащаница из Турина - прототип или аналог иконографической схемы (и идеи) Нерукотворного Спаса.

Наиболее классичной из русских икон данного типа является, без сомнения, «Спас Нерукотворный» XII в. из Новгорода. На светлом фоне изображен лик в обрамлении крестчатого нимба. Лаконичность и выразительность образа помогает выявить для нас основные элементы этой иконографии: лик, глаза (преувеличенные, с характерным взглядом), крест на нимбе состоит из девяти линеечек, означающих 9 ангельских чинов, славу Божию, тут же греческие буквы οων - Сущий. На фоне - буквы славянские, означающие сокращение имени Иисус Христос. Этот набор элементов будет практически всегда сохраняться как ядро иконографии, на это ядро будут наслаиваться другие элементы - плат, надпись молитвы, ангелы, держащие плат, образ св. Вероники и т. д.

Спас Вседержитель (Пантократор)

Вторым наиболее распространенным иконографическим типом является изображение Христа Пантократора, в русском переводе получившее наименование Вседержитель или в более камерном варианте - Спаситель, а нередко и просто Спас. Спас Вседержитель (Пантократор) - это еще одна икона, которую можно увидеть в каждом православном храме. (Обычно фреска или мозаика «Пантократор» находится в центральной купольной части церкви). На иконе Христос предстает перед нами облаченным в гиматий и хитон. Лик Спасителя отражает возраст Христа периода проповедничества: у него прямые волосы, спускающиеся на плечи, небольшие усы и короткая борода. Правая рука благословляет, левая поддерживает закрытое или раскрытое Евангелие. Различаются несколько вариантов композиций - изображение фигуры в рост, поясное изображение и сидящий на престоле. Все три варианта представляют собой различные подходы к образу Христа, различные его интерпретации. Наибольшее распространение этот иконографический тип получил в монументальной живописи. В наиболее ранних памятниках мы встречаем в куполе изображение композиции «Вознесение», например, в храме св. Софии в Салониках в IX в., где Христос, поддерживаемый ангелами, удаляется в небо, вокруг стоят апостолы и Богоматерь. Еще более ранний вариант - вокруг креста в куполе изображены ангелы и символы евангелистов - такая композиция украшает свод Архиепископской капеллы в Равенне VI в. Обе композиции трактуют свод храма как небо, куда удалился по Вознесении Христос и откуда он должен сойти в последний день. Храм есть место ожидания Второго пришествия Господа. Таким образом, композиция в куполе оказывалась проекцией реального переживания скорой встречи со Спасителем. Постепенно из двух вариантов «Вознесения» выкристаллизовался один - Христос Пантократор в окружении небесных сил. Трактоваться эта композиция стала в более спокойном космическом плане - Христос-Пантократор, творящий вселенную, держащий ее в своей руке. Таков образ Христа Пантократора в храме св. Софии в Киеве (XI в.) и в Новгороде (XIII в.), в монастыре Дафни в Греции (XI в.), в монастырях Константинополя - Кахрие Джами и Фитие Джами (XIV в.) и во многих других памятниках. К такому иконографическому типу относится и образ «Христос Вседержитель» в главном куполе Владимирского собора в Киеве (1848-1926 гг.) работы Виктора Михайловича Васнецова.

Во время работы над образом Христа Вседержителя Васнецов писал: «Я опять ищу лик Христа - немалая задача, задача целых веков! Искания мои в соборе, конечно, слабая попытка найти его образ, но я истинно верую, что именно русскому художнику суждено найти образ Мирового Христа… И как радостно, что у искусства нашего такой великий идеал, - есть чем жить».

«Я верю, что нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма, - это уже поистине и дело народное, и дело высочайшего искусства».

Также весьма распространенным иконографическим типом является поясное изображение Иисуса Христа с Евангелием, также называемое Пантократор. Простая иконографическая схема служит сосредоточению внимания молящегося на лике и благословляющем жесте. Примером такого рода иконы является рублевский Спас из Звенигорода, центр деисусного чина. Рублевский образ Спаса из звенигородского чина - это не только художественная вершина, но прежде всего откровение богословское и мистическое, потому что образ Христа в этой иконе раскрыт в удивительной полноте и гармонии, соединяющей ум и сердце.

Но чаще такой образ помещали в местном ряде, возле Царских врат. Местоположение выбрано неслучайно: Христос вводит молящегося в Царство Божие. («Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется». Ин. 10.9). Обычно на этой иконе Спаситель изображен с закрытым Евангелием, так как, подходя к вратам, мы только приближаемся к той тайне, которая откроется во всей полноте в последний день, в день Суда, когда «все тайное станет явным», с Книги Жизни будут сняты печати и Слово будет судить мир. Но иногда этот принцип нарушается, и образ Спасителя в местном ряду предстает перед нами с открытым Евангелием. Так стали писать с XVII в.

Иконографический тип Вседержитель распространен и в моленных иконах, небольших, имеющих хождение в быту: это личные и келейные иконы, дорожные образки, нагрудные медальоны. Здесь в равной степени представлены образы с закрытым и открытым Евангелием.

В ранних русских иконах встречается иконографический вариант еще более сокращенный - Спас Оплечный. Две великолепные иконы такого рода находятся в Успенском соборе Московского Кремля - Спас Оплечный и Спас Ярое Око, обе написаны в самом начале XIV в.

В более поздний период получил распространение тип иконографии Христа, именуемый Царь царем или Христос Великий Архиерей. На иконах этого типа Спаситель представлен в царской или священнической одежде, изукрашенной золотом, и в венце в виде то ли короны, то ли тиары. Этот иконографический тип имеет западное происхождение и вошел в русскую иконографию только в конце XVII в. Одна из наиболее известных икон подобного типа принадлежит кисти иконописца А. И. Казанцева, написана в 1690 г.

Спас на Престоле

Спас на престоле - эта икона имеет много общих черт с предыдущим изображением (книга, благословляющая рука), но фигура Христа всегда изображается восседающей на престоле в полный рост. Престол - символ Вселенной, всего видимого и невидимого мира, а кроме того - знак царственной славы Спасителя. Здесь Христос воспринимается как Царь Небесный и как Судия. Такие композиции также весьма широко распространены в монументальной живописи. Особенно любили такие изображения в Византии, где рядом со Спасителем изображали императоров и императриц, выражая тем самым идею сакральности императорской власти. Византия часто рассматривала небесную и земную иерархии как зеркальные по отношению друг к другу. Подобные композиции мы находим в главном храме Константинополя, в соборе св. Софии: например, Христос между Константином IX Мономахом и императрицей Зоей (южная галерея, XI в.). Но чаще всего Христу на троне предстоят ангелы, как мы можем видеть в соборе Торчелло (Италия, XII в.). Могут встречаться варианты смешанного типа, например, Христос на троне с коленопреклоненным императором Львом VI, справа и слева в медальонах помещены изображения Богоматери и архангела Гавриила (как бы повторяя схему Благовещения), такая мозаика расположена над входом в собор св. Софии Константинопольской (IX в.).

Икона Спас в Силах относится к иконографии Пантократора и представляет довольно распространенный сюжет. В убранстве русского православного храма эта икона занимает особое место - в центре иконостаса, что соответствует важности заключенных в нее значений. Образ Второго пришествия Иисуса Христа, икона Спас в Силах, отображает ключевое событие христианской религии так, как его представляли себе пророки.

В соответствии с названием икона представляет Христа в окружении небесных Сил, которые наряду с Господствами и Властями составляют вторую сферу ангельской иерархии. К первой же и наивысшей сфере относятся такие чины, как Престолы и Серафимы, которые наиболее приближены к Богу и в ряде случаев также изображаются на иконе.

Иконография Спаса в Силах сложилась в XIV-XV вв. на основании видения, изложенного в книге пророка Иезекииля и описания Теофании (явление Бога), данного в Откровении Иоанна Богослова. В Откровении Иоанна сказано так: «Престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; и сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду… И перед престолом - море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола - четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, который был, есть и грядет».

Основанный на библейских текстах иконописный канон Спаса в Силах тщательно соблюдается по сей день.

Итак, Христос, восседающий на престоле, изображен на фоне красного квадрата, на который последовательно наложены синий круг (овал) и красный ромб. Собственно, на сочетании двух основных цветов, красного и синего, и строится вся композиция. Это символизирует соединение во Христе антиномических начал - милости и истины, огня Духа и воды Живой, божественной и человеческой его природы, непознаваемости и воплощения и т. д. Красный нижний квадрат означает землю - четырехугольник всегда прочитывается как земная фигура (четыре стороны света, четыре стихии и т. п.). В четыре конца земли проповедуется Евангелие Царства и в четырех уголках квадрата изображаются символы евангелистов. Символы распределяются следующим образом: ангел символизирует евангелиста Матфея, телец - Луку, лев - Марка, орел - Иоанна. Следующая фигура - синий круг означает небесную сферу, мир бесплотных сил или ангельских чинов. Нередко этот небесный свод изображается как бы затканным ангельскими головками. Собственно, все, что изображено вокруг фигуры Христа, и есть изображения небесной иерархии - подножие престола с колесами и даже сам престол тоже не что иное, как изображение различных небесных сил. Один из чинов ангельской иерархии так и называется Престолы, другие также носят весьма показательные названия: Силы, Власти, Начала и т. д. И всех их заключает в себе данная иконографическая схема.

И, наконец, фигура Христа, парящая в воздухе, вписана в красный ромб. В отличие от нижнего квадрата, также красного, этот верхний ромб обозначает огонь, сходящий с небес, огненную природу божества. Бог говорит к нам из среды огня. Обычно Спаситель облачен в одежды двух цветов - красный хитон и синий гиматий, что символизирует соединение двух природ, божественной и человеческой, иногда - в одеждах золотого цвета, что обозначает сияние его славы. Правой рукой Христос благословляет, левой придерживает раскрытую книгу. Образ книги раскрывается здесь и как Книги Жизни, в которой вписаны имена спасенных, и Книги Откровения, запечатанной семью печатями, открыть и прочесть которую никто не может, кроме Агнца. Это и Книга Завета и Закона - Библия и собственно Евангелие - Благая Весть, которую в мир принес Спаситель, и то Его сокровенное учение, которое «горько во чреве и сладко в устах» (Откр. 10.9). И, наконец, символ самого Господа Иисуса Христа, который есть Слово Божие, пришедшее в мир. В ранних памятниках христианского искусства так и изображали Христа в виде символической композиции «Этимасия» - книги, лежащей на престоле (например, храм Успения в Никее, VII в.).

Рассмотрим тексты, которые обычно избираются для написания на открытых страницах книги. Чаще всего это слова из Евангелия от Матфея: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». Образ Божественного Судии и образ Страшного Суда приобретают в этом контексте особое звучание, выраженное в Новом Завете словами апостола Иакова: «Милость превозносится над судом». Иногда на раскрытом Евангелии можно прочесть следующие варианты текстов: «Я - свет миру» (Ин. 8.12), «Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Ин. 7.24) и т. д. Все эти варианты имеют одну цель - открыть перед человеком возможность встать лицом к лицу с Богом, в его Свете и Слове, которое есть «меч обоюдоострый, который проникает до разделения души и духа, составов и мозгов» и «судит помышления и намерения сердечные2 (Евр. 4.12).

Образ Спас в силах - это целый богословский трактат, исполненный посредством живописи и символического языка. Благодаря этому в русских храмах образ «Спас в силах» становится центром не только иконостаса, но и всего храма, отчасти повторяя изображение Христа Пантократора в куполе. Можно сказать, что Спас в Силах несет в себе образ храма - Христос, как уже говорилось, изображается на фоне символических фигур: красного квадрата и синего круга, которые символизируют землю и небо, что одновременно повторяет и символическую схему храма: земной куб, перекрытый сферой неба; и это не случайное совпадение, ибо храм является моделью космоса.

Спас в Силах - своего рода точка отсчета в храме, как от камня, брошенного в воду расходятся круги, так и образы святых, предстоящих Христу, образуют деисусный чин, являются образом Церкви небесной, так и мы, стоящие в храме, все вместе, обращенные ко Христу «единомыслием исповемы», образуем Церковь земную.

Одной из известных сегодня икон, относящихся к данному типу иконографии, является знаменитый образ Спас в Силах, написанный Андреем Рублевым для деисусного чина владимирского Успенского собора в 1408 г. Икона, хранящаяся сегодня в коллекции Государственной Третьяковской галереи, является образцом, которому русские иконописцы следуют на протяжении шести веков.

Нередко Спас в Силах является центром отдельных икон, также носящих название Деисус или Предста Царица (по Пс. 44.10) (иногда состав святых сокращен до Богородицы и Иоанна Предтечи). В таком случае иконографическая композиция Спаса в Силах упрощается, изображение его славы дается в сокращенном варианте.

Спас Эммануил - образ Христа в возрасте двенадцати лет. (Лик Спасителя соотносится с евангельским текстом: «И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник»). Эммануил переводится как «с нами Бог». У Исайи, старшего из четырех ветхозаветных пророков Израиля, читаем: «Итак, Сам Господь даст вам знамение: «Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя ему: Еммануил» (Ис.7.14). Отрок-Христос изображается в хитоне и гиматии и со свитком в руках. Образ встречается сравнительно редко.

Тип Христа Эммануила появился в иконографии довольно рано. Такие изображения можно видеть в мозаиках Равенны, в частности в Сан-Витале, VI в. - здесь он имеет вполне самостоятельное значение, не являясь дополнением к образу Богородицы, как это нередко трактуют. Такое же самостоятельное значение приобретает этот иконографический тип в ранних домонгольских, оглавных, так называемых ангельских деисусах, где Спас Эммануил изображен с предстоящими ангелами. Видимо, подобные композиции использовали для низких алтарных преград, когда высоких иконостасов на Руси еще не было. Такой деисус конца XII в. можно видеть в экспозиции Третьяковской галереи.

Тема Предвечного Младенца, Эммануила, «рожденного, не сотворенного», развивается в иконографии XIV в. в византийском и балканском искусстве, тогда появляются композиции типа «Недреманное око». В основе иконографической схемы стихи 120-го псалма – «Не дремлет и не спит Хранящий Израиля». Подобные композиции помещали над входом в храм. На Руси также была известна эта иконография, например, соловецкая икона сер. XVI в. На вершине горы на ложе возлежит Спас Эммануил, над ним парит ангел с опахалом. Справа от Христа - Богородица (по отношению к зрителю Богородица расположена в левой части иконы), напротив нее архангел, держащий крест. Можно предположить, что здесь изображен архангел Гавриил, поскольку в паре с Богородицей обе фигуры повторяют схему Благовещения, открывшего миру тайну воплощения и спасения.

Спас Благое Молчание - еще более редкая икона Христа. Если Спас Эммануил и Спас Нерукотворный изображают Христа таким, каким он был на земле, а Спас в силах - таким, каким он придет в конце времен, то Спас Благое Молчание - это Христос до Своего прихода к людям. И это единственное изображение Христа, где в нимбе вместо креста пишется восьмиконечная звезда. Звезду образуют два квадрата, один из которых обозначает божественность Господа, другой знаменует собой мрак непостижимости Божества. Спаситель изображается в ангельском чине, как юноша в белой мантии с широкими рукавами. Руки сложены и прижаты к груди, за спиной - опущенные крылья. Икона передает ангельский образ Сына Божьего - Христа до воплощения, Ангела Великого Совета.

Завершая краткий обзор иконографии Иисуса Христа, вернемся вновь к основе основ иконы - тайне Воплощения Слова Божия. Образ, явленный нам однажды в лице Иисуса Христа, освещает всю нашу жизнь, открывает возможность в нас становления и восстановления образа Божия, а также преображения всего мира.

«Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4.12). Особенно это касается образов Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, каждая икона которого есть ступенечка к нему самому, маленькая ниточка, связывающая образ и первообраз. Предстоя иконе, мы предстоим самому Богу, но не потому, что Бог в иконе, а потому, что икона есть знак его присутствия и призыва к нам.

Икона не есть гарантия нашего спасения, но помощь на пути к нему, в этом смысле особенно неоценимое значение имеют образы Спасителя. Православная аскетическая практика уделяет иконе особое место, чтобы человека вела от видимого к невидимому не собственная фантазия и пустые мечтания, а Слово Божие, облеченное в образы.

О практически-аскетическом аспекте иконопочитания митрополит Филарет Московский писал так: «Чтобы в поисках присутствия Божия ум не впадал в химерические представления, чтобы мысли сосредотачивались и ограждались от рассеянности, святой образ Бога, являвшегося во плоти, представляется одновременно взору чувственному и созерцанию духовному и собирает мысли и чувства, внешние и внутренние, в едином созерцании Божественного».

Сегодня речь пойдет о мистике православной иконы.

Что интересно, личный опыт первого богопознания я приобрел в далеком 1990 году, благодаря той самой элементарной православной иконе, из тех, которые распространяли в поездах глухонемые. Это была обычная вручную разукрашенная черно-белая фотография с изображением Иисуса Христа – Господа Вседержителя .

Не могу сказать, как эта икона у меня оказалась, возможно, кто-то подарил или просто оставил в комнате студенческого общежития, но… Я почему-то, будучи еще неверующим атеистом, решил оставить ее у себя. Оставим тему, почему в советское время так было. Это отдельный вопрос.

Так вот, икона Спасителя, которая стояла у меня на тумбочке, эта маленькая репродукция, примерно 13 на 18, СТАЛА ЧУДОТВОРИТЬ!

Господь Вседержитель

Я стал замечать в конце дня, что Господь смотрит на меня внимательно, прямо в душу, и каждый вечер – ПО-РАЗНОМУ. Вчера Он смотрел на меня спокойно, а сегодня – как-бы осуждающе. Другой раз Он смотрел на меня строго, а иногда — весело. Я стал связывать наблюдаемое явление со своим поведением.

Нетрудно было догадаться, если прошел трудовой день удачно, много чего полезного было сделано, и ни в чем совесть не мучила, то Спаситель как-бы был благожелателен и добр. Но я в то время грешил по-черному. Работал комендантом общежития, руководил молодежным центром «Пульс» со всеми веселыми и грустными вытекающими последствиями, одновременно учился в Академии.

Деятельность молодого человека 23 лет была бурной и непредсказуемой. Но, гладя вечером всякий раз на икону, я чувствовал угрызения совести, и так стало потихоньку просыпаться у меня религиозное сознание. Уже позже меня Бог познакомил с замечательной верующей женщиной, которая дала мне первые уроки веры православной и позже стала моей крестной матерью (в 26 моих лет от роду!).

Я стал ходить в Церковь и молиться, готовиться к поступлению в Семинарию. Ибо осознанно выбрал свой путь — служения Господу. Сейчас уже и не помню, куда делась эта Икона, которая была для меня судьбоносной. Мы знаем, что пошел дальше период массового производства домашних икон, уже достаточно красивых. Запретное вдруг стало доступно.

Господь смотрит прямо в душу

Но и сейчас я стараюсь замечать, как на меня смотрит со святого изображения Спаситель или, например, св. Николай Чудотворец.

Как-то разговорились со знакомой баптисткой об иконопочитании в Церкви. Вы бы видели ее реакцию, когда я рассказал ей об Иконе и своем отношении! Какая мистика, возражала она, какой мол обман, какое мол суеверие! Но как-бы то ни было, а этот небольшой опыт помог мне обрести Бога.

Заметим и то, что православная икона – это не картина. Мы не восхищаемся талантом художника, красками, сюжетом. Православная Икона строга и умилительна. В противовес картине, икона заставляет думать о вечном, о духовном, регулирует состояние души, приближает нас к Богу.

Неправильно думать, что МЫ смотрим на икону, когда молимся. На самом деле, это ОНА вбирает нас в свое благодатное поле, если можно так выразиться. Это ОНА обнимает нас и зовет к Спасению, пробуждает совесть, воскрыляет нашу .

Дальнейшая моя жизнь и была связана именно с Иконой. Иначе и нельзя в Православии. При этом, в Церкви действительно существует своя православная мистика в отношении иконы. И это доказуемо как православной наукой, в том числе иконографией, так и личным духовным опытом, который всякий человек при желании может .

Я прошел семинарскую школу, в Жировицком монастыре 5 лет был послушником и постоянно молился пред чудотворным Жировицким Образом Богородицы. При этом чувствовал на себе действие благодати, облагораживающей и очищающей душу после молитвы пред этой знаменитой Иконой.

Еще раз определимся. Мы не поклоняемся иконам. Мы их ПОЧИТАЕМ как святыню. Мы их различаем от картин. Мы хорошо знаем, что иконы представляют, и – Тому, Кто изображен на них.

Позже даже элементарное изображение на календаре Спаса Нерукотворного в течение проходящего года помогало мне корректировать свое христианское поведение. Ибо в изображенной здесь иконе я постоянно находил знаки, подталкивающие меня к правильным действиям – благоугождении Богу.

В трудную минуту можно было взглянуть на этот Образ и сразу получить ответ, ибо здесь срабатывал как-бы индикатор. Подсказка шла неимоверно. И тогда становишься на молитву, истово крестишься, и проблема постепенно .

В нашем храме есть чудотворный образ святителя Николая Чудотворца, объехавший с выставками всю Россию и до сих пор путешествующий. Подробнее можно .

Я заметил, когда я беру эту икону с собой, то мои поездки и мероприятия проходят достаточно успешно. Вспомните, в каких случаях помогает нам ! Но были моменты, когда я забывал или не хотел взять эту икону с собой. И были провалы! Как мне вчера сказали верующие, святитель Николай ревнует о моем Спасении. Вот Вам еще мистика православной иконы !

Первые христиане долго спорили о том, можно ли вообще изображать Иисуса Христа. Противники говорили, что Ветхий Завет запрещает изображать Бога. Сторонники ссылались на то, что поскольку в образе Христа Господь пришел в мир людей, запрет этот можно считать устаревшим. Споры были такими сильными, что начался период гонений на иконы. Но в итоге иконы Христа Спасителя были приняты официальной церковью.

Иконография Христа не настолько разнообразна, как, например, Богородицы. Возможно, в этом выражаются некоторые национальные особенности, ведь в других странах вообще нет такого сильного почитания икон. Вероятно, людям проще воспринимать Бога, зная, что и Он когда-то был ребенком на руках Матери.


Самые распространенные образы

Первая икона, согласно преданию, была именно ликом Спасителя - он чудесным образом запечатлелся на полотенце, которым отерся Христос. Сегодня это изображение известно как Спас Нерукотворный. Неважно, какая именно икона Христа Спасителя будет находиться в доме. Главное, чтобы хозяева расположили ее на самом почетном месте среди остальных образов.

  • В католичестве есть собственная версия происхождения первой иконы Спасителя Иисуса Христа. Во время крестного пути благочестивая женщина Вероника подала страдальцу платок, чтобы Он смог отереть кровь с лица. На ткани остался отпечаток. Так появился «Плат Вероники». В отличие от православной версии, на нем присутствует терновый венец. Сейчас реликвия хранится в Риме.

Существует мнение, что оба варианта нерукотворной иконы восходят к Туринской плащанице, которая просто хранилась в свернутом виде, и так побывала в разных городах. В православной церкви распространены также следующие иконы:

  • Спас Вседержитель - Христос изображен по пояс, в левой руке - Книга;
  • Спас в силах - в белых одеждах восседает на троне;
  • Эммануил - Спаситель в возрасте отрока (подростка);
  • Архиерей Великий - Иисус в облачении архиерея;
  • Благое Молчание - Спаситель в виде Ангела, до земного воплощения. Встречается редко, хотя существует с 15 в.

Все эти иконы - канонические, перед ними можно читать любые молитвы Господу, Святому Духу, Богу Отцу.


О чем рассказывает икона

Обращая свой взор на изображение Христа, надо помнить, что икона не может вместить Бога целиком. Она лишь образ, причем только земного воплощения. Божественная сущность не может быть постигнута человеком. Как муравей не может полностью осознать окружающий мир, а только ту часть, которую способен воспринять.

Описания внешности Спасителя встречаются у древних историков, но в иконах им не следуют дословно, хотя общие черты остаются узнаваемыми. В иконографии сложилась традиция изображать святой Лик по правилам золотого сечения. Классический русский вариант - Новгородский Спас. Существуют общие правила:

  • Нимб в форме креста - состоит из 9 перекладин, по количеству ангельских чинов.
  • Выразительные глаза, их размер больше обычного.
  • Греческие буквы, сокращение одного из имен Бога - Сущий.
  • Славянское сокращение имени Иисус Христос.

Дополнительными элементами могут быть платок (плат), слова молитвы, ангелы, святые.


Редкие иконы Христа

Очень известная икона находится в Храме Христа Спасителя, ее автором является Евграф Сорокин, выдающийся русский иконописец. Его Спас очень узнаваем - длинные волосы опускаются на плечи, глаза глубоко посажены, в их выражении можно заметить глубокую печаль. Хотя в большинстве храмов предпочитают использовать все же более классические образы византийского письма.

В иконографии Христа существуют совместные иконы Спасителя и Божией Матери. Они рассказывают о тяжелейшем моменте - погребении Христа. Богородица прижимает к себе тело Сына, уже погруженного в гроб, глаза его закрыты, руки сложены на груди. Образ напоминает о том дне, когда грядущее Воскресение было еще впереди, и немногие в него верили. Композиция легко узнаваема, хотя многие детали на ней могут меняться, даже положение тела Христа.

Весьма редким является также образ «Христос во гробе» - тело Спасителя покоится на каменном ложе, как принято было хоронить у иудеев. Иисус лежит на спине, в белых пеленах, на теле могут изображаться раны (на руках и ребре). Подобные иконы должны напоминать о цене, которой был искуплен весь род человеческий.

Значение иконы Христа Спасителя

Значение иконы Спасителя - напоминать о том, что Он по сей день является Богом Живым, а не книжным персонажем древних сказаний. Поэтому каждый христианин обязан установить с Ним личные отношения. Делается это при помощи молитвы. Для этого и предназначены образы - чтобы помочь человеку отвлечься от дневной суеты, вспомнить о главном.

В земной жизни человека ждет много проблем, болезней, горестей. Такова его судьба после того, как первые люди потеряли райские обители. Икона Спасителя помогает верующим вспомнить, что у них есть надежный помощник, верный и преданный - Иисус. К Нему можно обратиться в любой беде, покаяться, попросить сил, здоровья. Также чтобы лучше понять Бога, необходимо читать, изучать Священное Писание.

Правильная молитва должна приносить душе умиротворение, уверенность в том, что все будет хорошо. Если осталось ощущение беспокойства - следует попросить совета у более опытного в духовных делах священника.

Молитва 1-я ко Господу Иисусу Христу

О, Владыко, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Премногия благости Твоея, нас ради человек и нашего ради спасения в плоть оболкийся и распныйся и погребыйся, и Твоею Кровию обновивый растлевшее естество наше, приими мое покаяние во грехах и услыши глаголы моя: согрешила, Господи, на небо и пред Тобою, словом, делом, душею и телом, и мыслию ума моего, заповеди Твоя преступила, не послушала повеления Твоего, прогневала Благость Твою, Боже мой, но яко творение Твое есть, не отчаяваюся во спасении, но к безмерному Твоему Благоутробию дерзая прихожду и молюся Тебе: Господи! в покаянии даждь ми сокрушенное сердце и приими мя молящуюся и даждь ми мысль благую, даждь ми помысл исповедания грехов моих, даждь ми слезы умиления, Господи, даждь ми по благодати Твоея положити начало благое. Помилуй мя, Боже, помилуй мя, падшую, и помяни мя, грешную рабу Твою, во Царствии Твоем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва 2-я ко Господу Иисусу Христу

О Боже, Премилосерднейши й Христе Иисусе, Искупителю грешных, ради спасения рода человеческаго Ты оставил еси, Всемилостиве, преславная Небеса и вселился еси во юдоль сию плачевную и многогрешную. Ты принял еси на Божественная рамена Твоя наша немощи, и понесл еси наша болезни; Ты, о Страдальче Святый, язвлен был за грехи наша и мучим за беззакония наша, а посему и мы к Тебе, Человеколюбче, возносим наши смиренныя мольбы: приими их, о Преблагии Господи, и снизойди к немощам нашим и грехов наших не помяни, и гневное намерение отметить за грехи наша отврати от нас.
Кровию Твоею Бесчестною обновивый падшее естество наше, обнови. Господи Иисусе Христе, Спасителю наш, и нас, во тли грехов сущих, и утеши сердца наша радостию всепрощения Твоего. С воплем и безмерными слезами раскаяния припадаем к стопам Твоего Божественного милосердия: очисти нас всех. Боже наш, Божественною благодатию Твоею от всех неправд, беззаконий жития нашего. Да во святыни Твоего Человеколюбия восхвалим всесвятое имя Твое, со Отцем, и Преблагим, и Животворящим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Икона Христа Спасителя - значение, в чем помогает was last modified: Июль 8th, 2017 by Bogolub

Иконы Христа Спасителя занимают главное место в православном храме и в доме каждого верующего человека. Образ Господа Иисуса Христа — самый главный в иконописи, собственно и само иконописание началось с необходимости запечатлеть образ Христа.

Сегодня, когда купить икону Спасителя может любой чувствующий такую духовную потребность человек, мало кто думает о том, какие трудности стояли перед первыми иконописцами. Иисус Христос - совершенный Бог и совершенный Человек - Богочеловек. Это очень трудно передать средствами искусства, поэтому икона Спасителя Иисуса Христа- это ни в коем случае не портрет Христа в привычном нам современном понимании портрета. Икона Христа Спасителя - это его образ, в котором сохраняется тайна: «Христос, будучи изображенным, остается непостижимым» (св. Феодор Студит).

Эволюция и канонизация образа

Ранние христиане изображали Христа в виде агнца, рыбы, доброго пастыря с овцой на плечах и т.д. На Трулльском соборе в 682 г. эти символические и аллегорические образы были запрещены, и Церковь приняла в качестве канонического изображения для икон Христа Спасителя исторический тип Христа — человеческий образ, в котором Сын Божий явил Себя на земле. Так приблизительно в IV веке в иконописи был выработан специальный канон изображения Богочеловека, который мы привыкли видеть на иконах Спасителя Иисуса Христа.

Образ Господа нашего Иисуса Христа - особенности иконографии

Однако и после канонизации лика при написании икон Спасителя еще встречались разночтения. Только к IX в. окончательно утвердилось изображение на иконах Христа Спасителя в виде человека средних лет, с классическими чертами лица, прямым носом, светлыми глазами, усами и небольшой, слегка раздвоенной бородой, темно русыми волосами, расчесанными на прямой пробор и спускающими по плечам прядями. Именно такой образ и утвердился как канон для иконы Спасителя Иисуса Христа. Отличительной особенностью иконографии Христа стал также крестчатый нимб, символизирующий крестную жертву Спасителя.

Иконы Христа Спасителя не допускают вольностей и могут:

  • изображать только канонический лик Иисуса Христа
  • представлять Спасителя в поясном виде или в рост, встречаются оглавные и оплечные изображения
  • изображать Христа не только во взрослом возрасте, но и как Младенца или Отрока, а также в ангельском образе.

На полуфигурных и ростовых иконах Христа Спасителя правая рука изображается в жесте благословения, в левой руке Спаситель держит книгу - закрытую или раскрытую с цитатой из Евангелия: благословение и книга - символы служения Христа как Сына Божия и Спасителя, принесшего Благую Весть.

Икона отражает веру Церкви в Иисуса Христа как Богочеловека, иконография выражает это через цвет одежд Христа - на иконах Спаситель предстает в красном хитоне (нижняя одежда) и синем гиматии (верхний плащ): красный цвет символизирует человеческую Его природу, синий - Божественную; часто на правом плече хитона можно видеть золотую полосу (клав) - знак царского достоинства.

Шесть типов икон Спасителя Иисуса Христа

Иконы Спасителя различны по своему иконографическому типу, в каждом из них раскрывается определенный аспект исповедания, особый богословский смысл образа Спасителя.

  • Спас Нерукотворный - один из самых чтимых образов Иисуса Христа на Руси, пришедший из Византии: это лик Спасителя, запечатлевшийся, согласно легенде, на полотенце-«убрусе» и на глиняной доске – черепице, под которой древние христиане прятали святыню с ликом Христа.
  • Спас Вседержитель или Пантократор - основной тип икон Христа, представляющий Его как Господа и Спасителя.
  • Спас на престоле - представляет Христа как царя и судию, престол - символ царственной славы Спасителя, часто рядом с Христом изображаются Богоматерь и Иоанн Предтеча.
  • Спас Эммануил - образ Христа в детском или отроческом возрасте.
  • Спас Благое Молчание (София Премудрость Божия) - образ Христа до Воплощения в виде Ангела Великого Совета: Спаситель изображается с крыльями, в белой далматике с широкими рукавами, руки сложены на груди в знак молчания, хранения тайны.
  • Спас Ветхий денми - редкий образ Христа, встречающийся чаще в составе композиций и представляющий Христа с седыми волосами, как старца, что символизирует Его Божественную полноту и предвечность.

Где можно купить или заказать икону Спасителя?

В наше время купить икону Христа Спасителя можно даже в светских магазинах. Однако тут может подстерегать опасность. Многие мастера берутся писать иконы, не будучи при этом людьми воцерковленными и имея весьма приблизительное представление о церковных канонах. Созданные ими иконы могут быть красивы внешне, как светские картины, но они не воплощают в себе духовный багаж многих веков, не наследуют церковным традициям, а подчас и искажают Святой лик Спасителя.

В московской иконописной мастерской во имя преподобного Алипия Печерского Вы можете заказать икону Спасителя, написанную по древней технологии в рамках церковного канона. В данном разделе нашего сайта можно ознакомиться с фото икон Христа Спасителя, выполненных в мастерской.

Дополнительные возможности при заказе икон Спасителя

  • Надежно защитить икону Спасителя от внешних воздействий поможет индивидуальный оклад и/или деревянный киот. Киот может быть украшен резьбой, а также мельхиоровой или латунной басмой (ювелирно выполненной чеканкой).
  • Золочение фона иконы или нимба святого и элементов одежд.
  • Художественный орнамент, инкрустация полудрагоценными камнями. Примеры декоративного оформления иконы Вы можете посмотреть здесь.
  • Подарочный сертификат на выбранную и заказанную икону Спасителя позволит Вам преподнести ее в подарок в любой день, хоть завтра, в то время пока мастер будет писать ее, как и подобает создавать иконы – не спеша, с тщательным соблюдением всех этапов древнерусской иконописи. Подробнее о Подарочном Сертификате на икону Богородицы Вы можете прочитать .

Стоимость написания иконы Христа Спасителя