Что такое психодрама? Разогрев включает три подэтапа. Определение психодрамы. Понятийный аппарат

– это метод психотерапии, в котором клиенты продолжают и завершают свои действия посредством театрализации, ролевой игры, драматического самовыражения. Используется как вербальная, так и невербальная коммуникация. Разыгрывается несколько сцен, изображающих, например, воспоминания о специфических событиях прошлого, незавершённые ситуации, внутренние драмы, фантазии, сны, подготовку к предстоящим ситуациям с возможным риском или непроизвольные проявления психологических состояний «здесь и сейчас». Эти сцены либо приближены к реальной жизненной ситуации, либо выводят наружу внутренние ментальные процессы. Если требуется, другие роли могут взять на себя члены группы или неодушевлённые предметы.

Через сценическое разыгрывание эпизодов из своей жизни (прошлого, настоящего и будущего) человек получает возможность, используя свою спонтанность и креативность, войти в контакт с собственным прошлым и приобрести навыки, которые станут ему необходимы в будущем. Зерка Морено называет этот процесс "способом безнаказанно жить, несмотря на совершенные ошибки".

считал психодраму наукой, которая ищет истину драматическим способом:

"Одна из ее задач заключается в том, чтобы научить людей разрешать свои конфликты в микрокосме мира (группы), свободном от конвенциальных рамок, через отыгрывание своих проблем, амбиций, фантазий и стра­ хов. Она предполагает максимальную вовлеченность всех присутствующих в исследование актуальных кон­ фликтов в том виде, в котором они существуют, допол­ няя свое исследование ранними впечатлениями и вос­ поминаниями".

Главное в психодраме – это действие . Сам называл психодраму «методом, в котором истина души познаётся в действии». Большинство из нас привыкли мысленно вникать в проблемы, чтобы докопаться до их сути, анализировать, искать причины их возникновения и делать определённые выводы. Психодрама переносит проблему в действие. Здесь появляется возможность рассмотреть её комплексно, развернув в пространстве и времени, в ситуации «здесь и теперь», увидев её с разных точек зрения и восприняв всеми психическими функциями: мышлением, чувством, ощущением и интуицией.

Кажется, что в психодраме всё происходит играючи, как бы само собой, однако в её основе лежит очень непростое, последовательно осуществляемое действие. Его греческое название – драма. Драматически изображается и переносится в действие сложная внутренняя проблема. В результате таких психодрам возрастает мужество, необходимое для вступления в контакт с забытыми воспоминаниями, с голосами и образами внутреннего мира. Психодрама может стать для человека поворотной точкой в его жизни, во взаимоотношениях с окружающими, в конфликтной ситуации. Сильное переживание имеет большие последствия, подобно расходящимся по воде кругам от упавшего камня. Такое переживание продолжает оказывать воздействие в реальной повседневной жизни. Оно доходит до глубины души, затрагивает содержание психики и приводит его в движение. Неосознанное , подавленное , давно отодвинутое в сторону содержание теперь требует работы над собой, осмысления и тогда, наконец, в сознании происходят существенные изменения. Поэтому не зря свой метод Морено называл «глубокой эмоциональной хирургией» .

Виды психодрамы и прикладное использование метода

Морено уделял внимание трём разновидностям психодрамы: психодраме, центрированной на протагонисте , в которой вся сессия целиком посвящалась проблеме какого-то одного члена группы; психодраме, центрированной на группе , которая касалась внутригрупповых взаимоотношений или других вопросов, затрагивающих и вовлекающих в действие всех участников группы, включая ведущего; и наконец, психодраме, центрированной на теме , актуальной для всех присутствующих. Эта тема могла быть связана с внутренними переживаниями людей или касаться их внешней деятельности, иметь отношение к современным мировым проблемам, политическим событиям и т.п.

В качестве терапевтического метода психодрама может развиваться в самых разных плоскостях; столь же разнообразны области её применения. Она может включать в себя бихевиоральную или семейную терапию; в ней могут затрагиваться социальные и медицинские аспекты; её применение возможно в любой ситуации, где существует внешний конфликт, а также для поиска пути внутреннего развития, ведущего к обретению человеком собственного «я».

Психодрама там, где есть интрига, столкновение сил, конфликт. А интрига есть везде. Стало быть и психодрама тоже присутствует везде, но только в скрытом, непроявленном виде. Остаётся лишь её провести.

Действующими лицами может быть всё что угодно: живые и неживые объекты, мысли и чувства; от отдельных людей до целых групп и даже государств.

Психодрама может использоваться при работе с:

    детьми (детские группы) – детская психодрама ;

    родителями с детьми вместе (смешанные группы);

    целыми отдельными семьями (папа, мама, ребёнок, бабушка, дедушка и др.);

    супружескими парами;

    рабочими коллективами, фирмами и организациями.

По результатам исследований бельгийских психологов Лет Диллен и Лени Денев, была доказана способность психодрамы, с одной стороны, выводить детей из состояния глубокой печали, а, с другой, определять причины этого состояния у детей, с тем, чтобы воздействовать на них с помощью техники социального атома . Такого рода воздействие позволяет испытуемым построить такую пространственную модель, внутри которой осуществляется конструирование их Я с помощью значимых других.

Базовые понятия и элементы в психодраме

Морено вывел несколько важных понятий, таких как «спонтанность», «креативность», «здесь-и-теперь» и др., и, опираясь на них, построил теорию психодрамы и групповой психотерапии. Достижение спонтанности и креативности – основная цель психодрамы. В них Морено видел возможности, благодаря которым человек способен исцелиться и стать цельной личностью, открывая для себя путь к Запредельному.

В психодраматическом методе используется пять основных элементов :

Протагонист (буквально – «первый актёр») – участник, находящийся в центре психодраматического действия, который в течение сессии исследует некоторые аспекты своей личности.

При этом, очень важно понять, что протагонист вовсе не должен играть какую-то роль и становиться актёром, а совсем наоборот . От протагониста ожидается, что на сцене он раскроется сам и раскроет свой внутренний мир. «Ему следует держаться свободно, делать всё, что приходит на ум, и никого из себя не изображать. Для него очень важно не казаться, а просто быть тем, кем он является в жизни».

Директор (психотерапевт, ведущий группы) – тот, кто вместе с протагонистом определяет направление процесса и создаёт условия для постановки любой индивидуальной драмы.

Директор выполняет четыре функции. Во-первых , директор является организатором процесса, режиссёром-постановщиком , «начинает» драму, стимулирует протагониста к действию, в процессе которого он, наблюдая за поведением протагониста, старается приблизить его к наиболее глубокому осознанию самого себя и ситуации, в которой он оказался. Во-вторых , директор – это ведущий группы , и как ведущий группы он должен следить за сохранением эмоционального контакта между протагонистом и другими участниками, а также старается создать в группе атмосферу взаимной поддержки и взаимопонимания. В-третьих , как терапевт он должен «разговорить» протагониста, как-то его зацепить, слегка на него нападая или даже подшучивая над ним; если же инициативу берёт в свои руки сам протагонист, терапевт может взять на себя пассивную роль. И, наконец, в-четвёртых , в качестве аналитика директор находится вне драматического действия, давая инструкции вспомогательным лицам, чутко следя за настроением группы и анализируя чувства, мысли, поведение и отношения каждого члена группы.

Вспомогательные или дополнительные «я» – участники группы (или ко-терапевты), которые играют роли значимых в жизни протагониста людей, тем самым, способствуя развитию драматического процесса. Они помогают директору, следуя его инструкциям и указаниям. Но в первую очередь они оказывают помощь протагонисту, изображая важных для него реальных или мнимых персонажей, существующих в его внутреннем мире.

Зрители или группа – часть группы, не принимающая непосредственного участия в драме. При этом, даже те члены группы, которые прямо не участвуют в драме, тем не менее, остаются активно и позитивно вовлечёнными в процесс и потому получают от психодрамы и удовольствие, и пользу. Морено сравнивал различие между театральными зрителями и зрителями психодрамы с различием между человеком, просматривающим фильм об извержении вулкана, и человеком, непосредственно наблюдающим за ним у подножия самого вулкана. Наличие зрителей имеет двойной эффект. Они, во-первых, помогают протагонисту, настраивая его на определённый резонанс, подбадривая, зажигая, критикуя, выражая понимание и спонтанно включаясь в действие. Чем более изолированным чувствует себя протагонист, тем важнее для него сопереживание зрителей, признание и понимание окружающих. А во-вторых, сами зрители могут оказаться пациентом, увидев свой «коллективный синдром». Проблема одного участника группы часто касается всех остальных. И тогда один из участников становится её выразителем.

Сцена (сценическая площадка) – в большинстве случаев пространство в помещении достаточно просторном, чтобы там могли происходить некоторые физические перемещения, хотя в Биконе построил более сложную сценическую площадку, которая была специально рассчитана на разыгрывание драмы на нескольких разных уровнях.

Порой необходимо, чтобы человек выплеснул свои проблемы и переживания, осознал и принял себя, но как этого достичь психологам? Сегодня мы поговорим о таком способе, как метод психодрамы.

Что такое психодрама? Давайте дадим ей определение.

Психодрама является методом группового терапевтического приема для познания внутреннего «Я» человека, направленный на выявление проблем. Драматическая импровизация является главным инструментом в этом методе.

В чем отличие между обычным театральным представлением и этим методом психологии? Во втором случае нет ограничений в импровизации, человек сам определяет свою роль, не имея у себя в голове заранее заученного текста.

Используя такой прием, как психодрама, упражнения которой являются только групповыми, нужно уметь классифицировать группы людей:

  • Дети, то есть детская психодрама.
  • Родители и дети – смешанные группы.
  • Целые семьи, группы, в которых присутствует целиком вся семья (бабушки, дедушки, тети).
  • Супруги.
  • Коллеги – бывает, что помощь необходима целому рабочему коллективу.

Группы готовы. Необходимо учитывать и основные аспекты такого понятия, как психодрама; как метод психотерапии это сложный механизм, включающий в себя следующие понятия:

1. Определение роли и сама игра. Самое важное здесь не то, каким будет персонаж – добрым или злым. Важнее всего выявление материала, с которым предстоит работать.

2. Спонтанность, импровизация. Не должно быть заготовок, не должно быть строго определенных жестов. Необходимо дать личности раскрыться и предстать во всей своей красе, показать свою многогранность.

3. Осознание. Озарение, снизошедшее на всех участников группы, является той самой целью психодрамы. Главные герои понимают и принимают себя, свои ошибки и действия, второстепенные – находят выход из проблем и становятся более уверенными.

Структура стадий разыгрывания драмы

У любой драмы есть свое определенное строение, также и в такой науке, как психотерапия, психодрама разделяется на стадии:

  • Сближение участников группы. Это необходимо для выявления субъекта, то есть протагониста. Также происходит определение проблемы.
  • Само действие драмы. Протагонист – главное лицо психодрамы, он погружается в свои проблемы, достигая озарения. Ведущий же смотрит со стороны, следя за каждым участником.
  • Анализ. Члены группы выплескивают наружу свои мысли и эмоции, появившиеся в результате действа. Главный герой получает отдачу, видя, что он не один, проблема их едина.

Этот психологический прием дает человеку прочувствовать в полной мере проблему, выплеснуть свои эмоции, не замыкаясь в себе. Психодрама окружает человека пониманием, состраданием и избавляет человека от одиночества.

Основные методики

Психолог Морено подарил миру прекрасную методику – психодраму. За годы своего существования она стала чрезвычайно популярной. Разработано много методик этого механизма, и до сих пор не перестают разрабатываться и вноситься все новые и новые способы психодрамы.

Рассмотрим некоторые техники психодрамы:

1. Монолог. Вспомним театр и существование бессмертных монологов Гамлета, Фамусова или же князя Болконского – сколько в них звучало проблем и чувств!

Здесь точно так же. Протагонист, которому дана главная роль, рассказывает о своей проблеме, делая это максимально четко и выразительно, чтобы слушатели поняли ее. В процессе объяснения он сам начинает рассматривать свою проблему, приходя к ее пониманию в итоге.

Это можно наблюдать всюду. Например, на уроке порой отличнику поручают втолковать тему двоечнику, что как следствие давало результат: второй начинал разбираться в теме, первый приходил к полному осознанию.

2. Двойник. Главный герой выбирает себе двойника, который становится его отражением в проблеме. Двойник должен вывести их из лабиринта проблем, куда загнал себя протагонист.

Этот метод психодрамы дает возможность посмотреть на себя со стороны во всей многогранности. Внутреннее «Я» будто бы вылезло наружу.

3. Обмен ролями. Все наоборот, протагонист меняется ролью со своим двойником. Постигая свое внутреннее «Я», узнавая глубины своего внутреннего мира, достигает единения со своим «Я». Кроме того, эта методика психодрамы помогает сблизиться всем участникам психодрамы.

4. Отражение. Наверняка те, кто ходит в театральные кружки, сталкивались с упражнением «Покажи другого», вот в этом и суть следующей методики.

Участники группы показывают «главного героя» – как они видят и чувствуют его. Благодаря этому можно со стороны увидеть свои ошибки, это позволяет чему-то научиться, что-то перенять у других.

Какой метод выбрать, какова будет их последовательность, выбирает только сам ведущий.

Выбор упражнений

Во время психодрамы некоторые из участников могут быть выведены из игры из-за психологической защиты. Чтобы предотвратить это и способствовать скорейшему разрешению проблемы, были разработаны специальные упражнения. Эти упражнения проводятся в начале психодрамы и помогают членам группы быть более открытыми перед всеми:

  • Ролевая игра.
  • Сон. Для понимания значения снов.
  • Шахматная доска. Для того чтобы узнать отношения, в которых находятся участники группы.
  • Семья. Для выявления внутрисемейных отношений между членами семьи.
  • Без реплик. Необходимо высказать свое мнение друг о друге, отведя взгляд в сторону.

Психотерапия ли это

Может быть, психодрама – это не психотерапия, а обучение умению подвергать анализу свои чувства и эмоции? Сама структура и методы напоминают развивающий тренинг. Давайте разбираться.

Допустим, человек воспринимает происходящее не эмоциями и ощущениями, а холодным разумом – тогда это не что иное, как обучение, это тренинг. А если этого же человека выдернуть из его переживаний и окунуть в новое состояние, в котором он окажется беспомощной жертвой, которой требуется спасательный круг? Здесь уже однозначно психодрама, необходима психологическая помощь.

Все зависит от внутреннего и эмоционального состояния отдельного человека. Зависит от ситуации и проблемы, которая имеется в виду. От клиента зависит все.

Каков смысл психодрамы? Психодрама полезна, она необходима людям, у которых проблемы с окружающими и с самими собой.

Там, в психодраме, проигрывая и проживая определенные свои переживания и жизненные ситуации, человек раскрывается. Он раскрывается сам себе, постигает непознанные грани, хотя это было для него недосягаемо раньше.

Он проживает и получает новый урок. Учится новым способам налаживания отношений с другими людьми и с собой. Учится находить общий язык.

Психодраме подвластен любой возраст. Успех будет только в случае непрерывной работы и при наличии хорошего специалиста. Необходимо умение тонко подбирать те или иные техники и методики для разных групп и конкретных ситуаций.

Достижения психодрамы налицо – практика многих лет показала, что польза весьма ощутима. Психодрама получила свое развитие во многих странах, в том числе и в нашей стране. Многие психологи совершенствуют ее и добавляют новые методики по сей день.

Психодрама показала себя как действенный механизм терапии человеческого внутреннего мира и помощи в решении проблем. Считаем, что такой практике следует доверять всецело. Автор: Вера Иванова

Психодрама была разработана врачом Морено, проявлявшим особый интерес к эмоциональной сфере и социальным отношениям своих пациентов.

1921 год считается годом рождения психодрамы: именно тогда Морено создал проект под названием «Театр Спонтанности» и стал применять драматическое действие в качестве психотерапевтического метода.

Сам Морено считал психодраму методом, позволяющим проживать жизненные ситуации и выходящим далеко за рамки психотерапии. В этом методе он выделял пять основных элементов:
Протагонист – участник, находящийся в центре психодраматического действия, который в течение сессии исследует некоторые аспекты своей личности.
Директор – тот, кто вместе с протагонистом определяет направление процесса и создает условия для постановки любой индивидуальной драмы. Директор выступает в роли терапевта.
Вспомогательные «я» – участники группы (или ко-терапевты), которые играют роли значимых в жизни протагониста людей, тем самым способствуя развитию драматического процесса.
Зрители – часть группы, не принимающая непосредственного участия в драме. Даже те члены группы, которые прямо не участвуют в драме, тем не менее остаются активно и позитивно вовлеченными в процесс и потому получают от психодрамы и удовольствие, и пользу.
Сцена – в большинстве случаев пространство в помещении достаточно просторном, чтобы там могли происходить некоторые физические перемещения.

Классическая психодрама состоит из трех стадий: разогрева, драматического действия и шеринга. Каждая из них представляет собой полный и автономный процесс.

Разогрев

Разогрев имеет несколько важных конкретных целей:

    Способствует возникновению спонтанности и творческой активности участников группы. Морено обращал особое внимание на то, чтобы психодрама создавала все условия для развития и использования личностного потенциала каждого человека (как любого члена группы, так и директора).

    Облегчает общение между участниками, увеличивая ощущение доверия и принадлежности к группе с помощью разных техник, помогающих улучшить взаимодействие и взаимопонимание между всеми членами группы (например, знакомство, обмен каким-то жизненным опытом, физическая активность, которая может включать в себя разные варианты тактильного контакта или невербальной коммуникации). Процесс разогрева усиливает групповую сплоченность, одновременно давая возможность каждому из присутствующих получить представление о достоинствах и характерных чертах остальных участников группы.

Опытный директор обладает большим репертуаром техник разогрева. Вместе с тем директор может (используя свой творческий потенциал) разработать новые техники, которые могут оказаться особенно полезными в группе, с которой он в данный момент работает.

Выбор протагониста

Как правило, по окончании разогрева один или несколько участников проясняют для себя проблемы (с разной степенью уверенности и фокусировки), которые они бы хотели как-то исследовать во время этой сессии. В этот важный момент принятия решения, касающегося выбора роли протагониста (в переводе с греческого – "ведущий (или первый) актер", "прима"), участникам следует оказать поддержку. Затем следует выбор одного из претендентов на эту роль. Иногда бывает совершенно ясно, кто из них является главным претендентом (кто-то из кандидатов по своему эмоциональному состоянию больше соответствует этой роли, чем остальные), но может случиться и так, что несколько человек достаточно разогреты. Тогда при помощи специальных техник директор и группа выбирают одного протагониста на текущую сессию (за того или иного кандидата могут голосовать участники группы, претенденты могут решить между собой, кому из них в данный момент более необходима личностная работа, сам директор может выбрать участника, который, по его мнению, на сейчас больше остальных соответствует этой роли). Вне зависимости от способа выбора протагониста очень важно, чтобы он получил одобрение и поддержку группы.

Драматическое действие

Теперь наступает время драматического действия, когда протагонист (при поддержке директора) занимается исследованием проблем, прояснившихся для него в процессе разогрева. Для постановки драмы не существует никакого заранее написанного сценария; в каждый момент драматического действия проявляется спонтанное творчество протагониста, вспомогательных лиц и директора. Как правило, эта стадия психодраматического процесса начинается с того, что протагонист вместе с директором проясняют и уточняют тему, которую собираются исследовать. Внешне эта беседа между ними напоминает заключение контракта. Первые слова протагониста следует выслушать очень внимательно (например: "У меня всегда возникают трудности с мужчинами" или "Во время разогрева мне вспомнилось, как я расстроилась вчера вечером, посмотрев телепередачу о сексуальном насилии"). "Контракт" между протагонистом и директором позволяет сфокусироваться на конкретной теме, которую можно исследовать в течение данной сессии.

По своей сути психодрама – сценический процесс, поэтому действие достаточно быстро переходит в драму. Протагонист и директор принимают совместное решение относительно сцены, с которой начнется драма, и протагонист, в соответствии со своим описанием приступает к ее построению (без использования декораций).

Директор поощряет протагониста к действию (воспроизводя прошлые события, протагонист говорит в настоящем времени), определяет, какие действующие лица из ближайшего окружения протагониста могут потребоваться для разыгрывания данной конкретной сцены (т.е. родители, братья, сестры, сотрудники) и просит его выбрать участников на все необходимые роли вспомогательных лиц участников, которые более всего им соответствуют.

Однако у директора существует возможность (используя свой клинический опыт) перейти в пространство воображаемой реальности ("surplus reality"). В этом пространстве могут разворачиваться события, которые никогда не происходили, и звучать слова, которые до сих пор никто никогда не слышал (например, переживание человеком материнского внимания и заботы в процессе психодраматического действия, тогда как его детские годы, проведенные в семье, были наполнены болью и отчаянием, связанными с родительским произволом), или происходит проигрывание ситуаций, которые уже никогда не возникнут в будущем (например, когда протагонист разговаривает с отцом, умершим много лет назад, или встречается с человеком, с которым нет никакой возможности вступить в более близкие отношения.

На завершающей стадии психодрамы директор может вернуть драматическое действие к реальным отношениям (в сцену, где разыгрываются события сегодняшнего дня), то есть к началу сессии. В результате контакта с сильными чувствами, пережитыми им когда-то в прошлом, протагонист получает больше информации о своем собственном поведении, почерпнув ее из сцен своего прошлого. Это позволяет ему опробовать новые типы поведения и другие варианты выхода из тупика, в который в настоящий момент зашли его отношения.

Шеринг

По материалам книги Пола Холмса «Психодрама: вдохновение и техники»

Пожалуй, нет человека, который бы не сталкивался в своей семье с проблемами партнерских или детско-родительских отношений. Путь преодоления сложившихся трудностей мы, как правило, начинаем с самостоятельных поисков ответов на сложные вопросы.

Чтение книг по психологии, просмотр документальных и художественных фильмов на важные темы запускают механизм самоисследования. И если сложившиеся проблемы не имеют глубинных причин, а носят ситуативный характер, то этого, как правило, достаточно, чтобы восстановить нарушенную гармонию в семье.

Но часто бывает так, что самостоятельный поиск ответов затягивается на долгие годы, не приводя к ощутимым изменениям, и порождает чувство безысходности, ощущение замкнутого круга.

В этот момент кто-то опускает руки и обесценивает все предпринятые попытки: "Я столько прочитал и столько сделал, но ничего не меняется!" А кто-то, осознав свое бессилие, решает прибегнуть к помощи специалиста.

Обычно путь в психотерапию начинается с индивидуальной консультации психолога, за которой следует курс индивидуальной терапии. Другой вариант – занятия в психотерапевтической группе. И индивидуальная, и групповая терапия обладают своими особенностями.

В индивидуальной работе легче раскрыться, имеет место большая степень конфиденциальности, но ресурс психолога, как правило, меньше, чем ресурс психотерапевтической группы.

В группе каждый участник, имея свой уникальный опыт, является дополнительным, помимо терапевта, ресурсом для других участников. Кроме того, в постоянной, закрытой для новых людей, группе очень быстро возникает атмосфера доверия и взаимной поддержки.

Отдельного разговора заслуживает такой вид групповой психотерапевтической работы как психодраматическая терапевтическая группа.

Психодрама – это метод психотерапии, использующий драматическую импровизацию для работы с внутренним миром клиента (ведет свою историю с начала 1920-хх годов). Основатель метода – Якоб Леви Морено.

Главная движущая сила психодрамы – энергия спонтанности. Символическое пространство психодрамы – место встречи воображаемого и реального мира. Создатель метода определил философию психодрамы так: "Не рассказывайте, что с Вами произошло. Покажите, как это было".

Спонтанное проигрывание драматичных событий, болезненных воспоминаний, тревожащих сновидений приносит освобождение от связанных с ними негативных эмоций. Это происходит благодаря психодраматическому развитию и завершению (или переигрыванию) события, прояснению иррациональных переживаний.

Первый приход в группу обычно сопровождается естественной тревогой по поводу самораскрытия в кругу незнакомых людей. Талант ведущего (в психодраме - директора) заключается в том, чтобы помочь участникам новой группы почувствовать себя в безопасности.

В течение нескольких первых занятий страх уходит и возникает атмосфера взаимной помощи и поддержки. Это само по себе уже немало, особенно в те моменты жизни, когда мы чувствуем себя одиноко и беспомощно.

Далеко не каждый участник группы сразу решается предъявить свою проблему. Но суть психодраматической работы заключается в том, что любой человек может быть выбран на роль в сцене другого участника (роль вспомогательного Я).

Волшебство психодрамы заключается в том, что, отыграв заместительскую роль в чужой сцене, исполнитель этой роли вскрывает или решает свои неосознаваемые проблемы. Тем самым - помогая другому, одновременно помогает и себе.

Психодрама способна показать путь к решению множества проблем, в том числе семейных. Мы часто говорим: "Я бы на твоем месте…". Но как часто мы реально становимся на место другого человека? А ведь это действительно единственный способ почувствовать другого, понять его.

В ходе психодраматической работы протагонист (клиент в психодраме) имеет возможность реально стать на место другого человека (супруга, ребенка, отца, матери) и посмотреть на себя его глазами. Иногда этого уже достаточно для того, чтобы осознать причины сложившихся трудностей во взаимоотношениях.

Кроме того, появляется шанс непосредственно прочувствовать другого таким, какой он есть. Возникает возможность избавиться от иллюзий, на поддержание которых мы тратим огромное количество энергии. Психодрама позволяет человеку стать ближе к реальности.

Много написано о потребности ребенка в безусловной любви. То есть любви не за то, что он успешен (послушен, удобен), а просто за то, что он есть. Как же дать такую любовь своим детям?

Нужно получить чувственный опыт безусловной любви к себе, позволить БЫТЬ своему Внутреннему Ребенку. Психодраматическая сцена – то место, где это становится возможным.

Трудности в детско-родительских отношениях довольно часто становятся темой работы группы. Когда запрос предъявляет родитель, то, как правило, психодраматическое действо выявляет неразрешенные проблемы его собственного детства: чувство обиды, вины, незащищенности в отношениях с собственными родителями.

Психодрама – очень быстрый и эффективный способ увидеть подобные связи. Это, пожалуй, самый короткий мост между проблемами и осознанием причин этих проблем. Понимание приходит не с поверхности разговоров о проблеме, а из глубины психодраматического действия.

Кроме того в безопасных условиях психодрамы клиент имеет возможность отреагирования долго вытесняемых негативных чувств (агрессии, обиды, ненависти, страха). Незавершенные ситуации получают свое развитие и завершение, что способствует освобождению от тяжелых воспоминаний прошлого.

Сталкиваясь с невротическими проявлениями у детей, родители должны помнить, что ребенок - это продукт семьи и его поведение реализует запрос семейной системы. Психодрама помогает устранить подобные проявления у детей посредством работы с родителями (одним из родителей).

Это происходит благодаря прояснению функции такого поведения по отношению к семейной системе и позитивному переигрыванию ситуации.

Вообще говоря, любая работа, связанная с запросом относительно поведения ребенка, бесполезна, если другие члены семьи не готовы к изменениям. Работа детского психолога будет иметь непродолжительный результат, если останутся не проработанными проблемы в отношениях между родителями.

В процессе совместной жизни у мужа и жены возникают общие "слепые пятна" в отношениях. Они оба не видят одного и того же, оба не способны понять истинных причин своих разногласий.

Дело осложняется еще и тем, что в период семейного кризиса у каждой из конфликтующих сторон появляется своя группа поддержки (друзья, родственники). Близкие люди обычно принимают позицию одного из супругов, они не способны объективно оценить ситуацию, они щедры на советы, часто противоречивые и взаимоисключающие.

Именно в этот момент важен беспристрастный, независимый взгляд специалиста. Квалифицированный психолог или психотерапевт в индивидуальной или групповой работе может помочь клиенту выйти за границы конфликта и увидеть его с разных точек зрения.

Каждый психолог сталкивался с желанием клиента иметь более удобную версию партнера. Человек ежедневно прилагает титанические усилия к тому, чтобы изменить того, кто рядом. Но единственный способ преобразования окружающей действительности – это собственная внутренняя трансформация, так как внешний мир всегда соответствует внутреннему.

Отношения между супругами также составляют значительную часть запросов на психодраматических сессиях: нарушение коммуникации, отсутствие эмоционального контакта, трудности освоения семейных ролей, кризис опустевшего гнезда и др.

Самые частые причины различного рода трудностей - повторение семейного сценария родительской семьи, нарушение ролевых функций, отсутствие между супругами взаимного движения к саморазвитию и развитию отношений.

В психодраме, в отличие от семейного консультирования работа идет не с реальными близкими людьми клиента, а с его внутренними образами партнера, ребенка, родителей. Но прояснение отношений с фигурами внутри психики человека неизбежно меняет реальные отношения.

Это объясняется тем, что семья, как любая система, подчинена закону: в случае напряжения внутри системы изменение в одном элементе приводит к изменению системы в целом.

Клиент, проработавший свою проблему, автоматически меняет свое поведение, иначе мыслит, более осознанно воспринимает действительность. Это не может не отразиться на поведении, мышлении и восприятии других людей. Глубинные изменения хотя бы одного из родителей или одного из супругов неизбежно повлекут новое содержание и качество отношений с другими членами семьи.

Ценность психодраматического опыта, помимо прочего, заключается еще и в том, что побывав в роли протагониста, человек усваивает новый способ построения внутренних диалогов и может использовать его самостоятельно. Этот процесс называется аутодрама.

На пике любого конфликта или в момент кризиса любой коммуникации человеку, обладающему психодраматическим опытом, легче увидеть ситуацию с других точек зрения, в том числе с позиции независимого наблюдателя. Это помогает принимать более осознанные и взвешенные решения, видеть реальность более объективно.

Вариант использования психодраматических приемов и техник в индивидуальном консультировании называется монодрамой.

Новое направление психотерапии – интегративная психодрама. Оно предполагает сочетание классических приемов психодрамы с техниками и методами, разработанными в рамках других направлений психотерапии: арт-терапия, символдрама, мифодрама, сказкотерапия, системные семейные расстановки, НЛП, телесно-ориентированная терапия, теория объектных отношений и др. При высоком профессионализме ведущего группы и честном отношении к работе клиента возможность психодрамы, как психотерапевтического метода, грандиозны.

Помимо особенностей, присущих только психодраме, этот метод обладает и общими для других групповых видов психотерапии преимуществами. Участники в течение занятия постоянно находятся в состоянии саморефлексии, развитие эмоционального интеллекта, имеют возможность открыто делиться своими чувствами (в обычной жизни мы делаем это крайне редко), распознают свои и чужие модели поведения, а это первый шаг к изменениям устойчивых паттернов.

Привнесение полученного в ходе занятий опыта в реальную жизнь, в семейные отношения дает свои бесценные плоды. Осознавая собственные чувства мы можем научить своего ребенка быть более осознанным. Супружеские отношения становятся более искренними и глубокими. Понимание, прощение и принятие собственных родителей освобождает нас от плена повторяющихся сценариев.

Психодрама уже много лет пользуется популярностью среди психотерапевтов, которые проводят групповые тренинги. Различные техники и упражнения позволяют воспользоваться психодрамой в любой сложной ситуации. Ее разработчиком был Якоб Морено, который придумал основные понятия, виды и методы, о которых пойдет речь в интернет-журнале сайт.

Главными терминами являются:

  1. Ролевые игры и роли. В психодраме самой главной остается импровизация. Если в театральном разыгривании участники четко придерживаются своих ролей и написанных сценариев, то в психодраме каждый сам выбирает себе роль и отыгрывает ее так, как считает нужным. Роли выдаются, объясняются правила психодрамы, после чего участники переходят к импровизации в заданных рамках.
  2. Спонтанность. Человек должен вольно выражать свои эмоции и чувства. Спонтанность предполагает, что человек будет здесь и сейчас реагировать на ту ситуацию, которая с ним происходит. Неважно, что происходило в прошлом. На сегодня важна спонтанность, когда человек избавляется от своих страхов, неврозов и комплексов.
  3. Теле. Данное понятие подразумевает под собой двустороннее эмпатийное отношение между психотерапевтом, клиентом и другими участниками процесса. Здесь происходит перенос на другого человека качеств характера и отношения, сопереживание.
  4. Катарсис. Данное понятие используется в психодраме как активное переживание различных страдальческих эмоций с целью очищения и избавления от них.
  5. Инсайт. В результате психодрамы к клиенту должно прийти понимание чего-то важного. «Внезапное озарение» наступает после того, как человек проявил себя. Он понимает природу своих и . Теперь он понимает, что с ними необходимо делать.

Что это такое?

Что такое психодрама? Это психотерапевтическое направление, которое одновременно является и способом консультирования. Человек отыгрывает роль с другими участниками, что должно привести его к пониманию. Здесь разыгрывается определенная ситуация, драма, в которой человек может проявить себя, показать. Это позволяет психотерапевту более наглядно увидеть поведение и черты характера клиента, рассмотрев за ними причины появления.

Психодрама обычно проводится в группе. Однако существует и одиночная психодрама (монодрама). Клиент берет на себя определенную роль, которую потом отыгрывает. Здесь могут отыгрываться любые сцены из жизни: проблемы, сны, фантазии, реальные ситуации и пр. Самое главное – соблюдение спонтанности и импровизации, когда человек может проявить себя.

Психодрама помогает многое выявить:

  • Механизмы поведения человека в конкретных ситуациях.
  • Причины возникновения тех или иных поступков.
  • Способы реагирования.
  • Коррекция своего поведения.
  • Нарабатывание навыков, которые помогут в реальной жизни.

Метод психодрамы

Психодрама позволяет разыграть роль без вреда для своей психики. Здесь выделяют такие методы:

  1. Монолог – когда клиент выражает важные для себя мысли. По мере реагирования слушателей клиент может быстро перестраиваться и менять ход своих мыслей.
  2. Двойник – когда выбирается один участник, который будет «внутренним голосом» клиента. Сначала монолог начинает клиент. Как только он застревает в своей проблеме, двойник начинает ее развивать, выдвигать предположения, идеи, мысли. Двойник должен говорить от лица клиента, быть его «продолжением», «внутренним голосом».
  3. Обмен ролями – когда участники меняются ролями. Это позволяет занимать различные позиции, лучше понимать себя и других.
  4. Отображение – когда другие участники психодрамы копируют клиента, как они его видят. Это помогает посмотреть на себя со стороны.

Все методы перекликаются между собой. Сюда можно подключить другие методики:

  • Методика свечи – когда все участники по очереди выполняют ту или иную роль.
  • Разговоры при свечах – клиент поворачивается спиной к другим участникам и слушает, как они обговаривают его поведение и идеи.
  • Проекция будущего – клиент фантазирует, что возможно случится или будет в будущем.

Зарождением психодрамы занимался Я. Л. Морено, который наблюдал за детьми, которые разыгрывали различные сценки и роли в них. Здесь не было четко прописанного сценария. Все происходило спонтанно, что позволяло участникам проявлять свои истинные эмоции, переживания, лучше понимать собственные действия и менять их.

Психодрама используется как при коррекции поведения взрослых, так и с целью перевоспитания детей. Достаточно часто человек по мере жизни вынужден подавлять свои эмоции и желания, проявления и фантазии. Все это приводит к различным проблемам, с которыми потом трудно справиться. Психодрама позволяет полностью раскрыться, от чего-то избавиться, некие навыки приобрести, рассмотреть собственный потенциал.

Виды психодрамы

Психологи различных времен разрабатывали виды психодрамы. Рассмотрим их:

  • Биодрама – когда люди отыгрывают роли каких-то зверей. Эффективно, когда человек не способен на себя примерить роль другого индивида.
  • Кукольная драма – разыгрывание проблемной ситуации на куклах, чтобы отобразить все переживания и эмоции, которые могут происходить. Клиент просто за этим наблюдает.
  • Импровизация – когда отыгрывается некая ситуация без заранее продуманного сценария.

Самым важным в психодраме является не сам процесс игры, в которой участвует человек, а инсайт – когда клиент приходит к некоему пониманию, просветлению. Важен конечный результат, когда человек начинает замечать свои неадекватные эмоциональные переживания, понимать причины своего поведения, меняется и внутренне трансформируется, начинает применять новые навыки.

В психодраме выделяют 5 ключевых позиций:

  1. Протагонист – сам клиент, который и рассказывает о своей проблеме.
  2. Режиссер (фасилитатор) – психотерапевт, который помогает клиенту анализировать происходящее.
  3. Вспомогательные «Я» — другие участники процесса, которые отыгрывают вспомогательные роли.
  4. Зрители – участники, которые не участвуют в сцене, однако принимают участие в обсуждении по окончании.
  5. Сцена – место, где проводится психодрама.

Психодрама Морено

Основоположником психодрамы является Я. Морено, который четко разделил театральное представление от психотерапевтического сеанса. В психодраме самой главной является импровизация, когда участники сами не знают, как будут разворачиваться события и к чему они приведут. Роли распределяются между теми, кто их сам выбирает. Создается определенная ситуация. Как и что будут делать участники, уже зависит исключительно от них.

Главное – психотерапевт перед проведением сеанса разъясняет правила и основные этапы психодрамы, которых должны придерживаться участники.

  1. Первая стадия – настрой участников на нужный лад. Здесь психотерапевт поощряет их спонтанность и естественные проявления эмоций, подталкивает на раскрепощенность в действиях и чувствах, заостряет внимание на решении проблемы в нынешней ситуации. Чем быстрее участники раскроются и начнут вести себя естественно, тем быстрее можно будет отыграть ситуацию и разобрать ее.
  2. Вторая стадия – разыгрывание сцены. Сначала распределяются роли, клиент коротко объясняет проблемную ситуацию, которая задает лишь тон, но не указывает на то, как все должно происходить. Психотерапевт лишь внешне наблюдает и вмешивается по необходимости, позволяя игре происходить спонтанно.
  3. Третья стадия – завершающая. Здесь все участники по собственному желанию анализируют и обсуждают увиденное в сцене. Каждый выдвигает идеи, свои предположения, чтобы более подробно и с разных сторон увидеть проблему, ее решение.

Техники психодрамы

В процессе психодрамы используются различные техники, которые применяются по необходимости:

  • Представление себя – выдача информации о себе, проблеме, других участниках ситуации. Здесь клиент сам решает, что раскрывать и о чем говорить.
  • Проигрывание роли, которую может отыгрывать как клиент, так и другие участники.
  • Двойник.

Основными направлениями психодрамы являются:

  1. Библодрама – отыгрывание ситуаций из Библии, где отображены основные конфликтные события между людьми.
  2. Монодрама – черты личности отображаются не человеком, а предметами.
  3. Аксиодрама – отображение основных ценностей человека.
  4. Социодрама – отыгрывание ситуаций, с которыми сталкивается большая часть людей.
  5. Play-back-театр – отыгрывание ситуации человека, который при этом занимает позицию простого зрителя.
  6. Драматерапия – разыгрывание различных сюжетов из литературы.

Тренинг психодрамы

Тренинг психодрамы состоит из 3 стадий и различных упражнений. На каждом этапе могут использоваться различные упражнения, которые помогают в достижении цели психодрамы.

На этапе разогрева могут использоваться медитативные техники и телесные упражнения. Деятельный этап уже подразумевает спонтанную игру всех участников. На завершающем этапе должен произойти инсайт-в действии – понимание происходящей ситуации и нахождение решения проблемы.

Упражнения психодрамы

Другими упражнениями психодрамы могут быть такие:

  • «В автобусе». Создается два круга участников: один – безбилетные пассажиры, второй – контролеры. Каждый должен привести свои доводы и победить. Здесь участники проявляют свои личностные качества.
  • «В магазине». Участники разбиваются на продавцов и покупателей, отыгрывая различные конфликтные ситуации, которые обычно случаются в жизни в магазинах.
  • «Семья». Один участник инсценирует типичную ситуацию из своей семьи, распределяя роли между остальными. Затем он просто смотрит на происходящее со стороны.
  • «Монолог с двойником». Человек словами и жестами передает свои переживания, после чего двойник передает их своими жестами и мимикой.

Итог

Когда человек может в безопасной для себя обстановке разыграть проблемную ситуацию или посмотреть на нее со стороны, у него нередко возникает озарение. Он начинает видеть собственные ошибки, понимать происходящее и внутри трансформироваться. Итог становится поразительным, поскольку при этом человеку не приходится себя ломать, изнурительно настраивать. Все происходит естественно и спонтанно.

Психодрама помогает в решении многих жизненных проблем, которые возникают с другими людьми. Человек может не проявлять эмоций, не позволять себе совершать действий, принижать значение собственного потенциала. Все это негативно сказывается на его психическом состоянии, когда он комплексует, нервничает, беспокоится.

Психодрама создает безопасную обстановку и отображает реальную ситуацию, в которой человек не может разобраться, пока находится внутри нее со всеми своими переживаниями и эмоциями.