Где крестился Иисус Христос. Крещение Христа, описанное в Библии. В каком возрасте Иисус Христос принял Крещение

В наше время, каждый делает как пожелает, выбор за нами.



Ты определись в 30 или в 33:)))))


Почему это не правильно,какая разница когда крестился Иисус, крещение - это защита,а что Вам не хотеться,что-бы Ваш ребенок был защищен,конечно хотеться.


Задолбали с этой протестантской критикой православия.ОНИ ТАК ЗАБОТЯТСЯ О СВОИХ ДЕТЯХ, ибо если дети умрут некрещёными их души не попадут в рай.По мне так эти рассуждения о том какая религия лучше равносильны рассуждениям о том, что лучше пьянство или наркомания - и то и другое лишает чувства реальности.


Я не знаю даже..не могу ответить...


Потому что верят, что через это Бог благословляет их ребенка, защищает его. Никто их не учит тому, что водное крещение должно быть осознанным выбором человека


Библия говорит нам: "Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне."Православие гонится за КОЛИЧЕСТВОМ и не заботится о "КАЧЕСТВЕ" крещенных в Церкви.Так было выгодно КПСС во времена СССР!


Мой ответ в этом ролике, посмотрить внемательно


Арзыгуль

Иисус Христос, думаю, был бы счастлив креститься сразу при рождении. Но его родители так не считали. А по поводу "правильно" или "не правильно" Вы чем руководствуетесь Сказано было:"Не судите, да не судимы будете: Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такой и вам будут мерить. И что смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в своем не чувствуешь Или как скажешь брату твоему: "Дай я выну сучок из глаза твоего"; а вот, в твоем глазе бревно "Насчет крещения:«Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие…»И ещё:«Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали… Иисус вознегодовал и сказал им: «пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте…» И обняв их, возложил руки на них и благословил их»Родители, желающие приобщить ребёнка к христианству, открыть путь ему в царство небесное, поступают вполне логично. При этом родители, как родные, так и крёстные - берут на себя ответственность за ребёнка и выступают от его имени перед Богом. Ну а так как крещение детей практиковалось еще во втором веке нашей эры, и практикуется до сих пор, то утверждать, что сие неправильно, несколько... не сказать, что "неправильно"... скорее - заблуждение:)"Тогда ученики Иисуса, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; оставьте их: они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму."Так что раз данная практика покамест существует, то от Бога это, уважаемый Андрей Черниговский.


Крестить в детстве, значить не понимать его значения и смысла.Крещение это "закючение договора" с Богом о попытке соблюдать все Его Заповеди и следовать Его воле.А что может понимать или знать ребёнок.


По-твоему,Андрюха,дети безбожники


Это их религия и не нам судить!


Иисус крестился в 30 лет.В Библии не написано креститься младенцев. Такое водное крещение является публичным доказательством того, что данное лицо посвятило свою жизнь Иегове и представляет себя, чтобы творить Его волю.Пример Иисуса Христа показывает, что водное крещение является важным требованием. Иисус не сказал просто Своему Отцу, что Он пришел творить Его волю (Евреям 10:7). Перед началом Своего служения в качестве проповедника Царства Бога Иисус представил Себя Иегове и был крещен в воде (Матфея 3:13-17). Поскольку Иисус подал этим пример, те, кто сегодня посвящает себя Иегове, чтобы творить Его волю, должны креститься (1 Петра 2:21; 3:21). В самом деле, Иисус велел Своим последователям подготавливать учеников из людей всех народов и затем крестить этих новых учеников. При этом дело идет не о крещении младенцев, а о крещении людей, которые стали верующими, решившимися служить Иегове (Матфея 28:19; Деяния 8:12).


Для чего т.е. мотив этого вопроса Иследуйте историю и увидите источники а кто прав кто нет не человеку решать и нечего из себя умных делать,всё что не соответствует Библии это антихрист.


Это традиция, а почему я себе этот вопрос не задавала, я считаю крещениеэто осознанный шаг, а младенец этого сделать не может.


Много ты понимаешь) вместо того чтобы критиковать православие пиарил бы свою религию... а то обгадить каждый может...


Я думаю,что маленьких деток в православии крестят для того чтобы ребёнок был под защитой Божией.Заглянула сейчас в книжку православную: Крещение-это таинство,которое приносит в душу человека незримую благодать Божию. В нём Святой Дух даёт человеку новую духовную жизнь. Крещение именно поэтому стараются в православии совершить как можно раньше,обычно над совсем маленькими детьми. При крещении младенца крёстные родители,исповедуют свою веру,читая Символ веры,отрекаются от диавола,и обещают стараться исполнять заповеди Божии.


В Библии нет каких-либо возрастных ограничений для крещения. И все же ясно, что младенцы не могут проявлять веру и посвятиться Богу (Деяния 8:12). В своей книге «Всеобщая история христианской религии и церкви» историк Август Неандер о христианах I века написал: «Первоначально христианское крещение принимали только взрослые люди, так как считалось, что крещение тесно связано с верой».

| |

Роль воды в различных религиях.

На самом деле очищение водой религиозного плана существует в культурах многих народов. Например, задолго до появления христианства очищение водой практиковалось к древней Индии, где человек мог получить очищение от грехов в священных водах реки Ганг, соединяясь с Космосом. Однако индийские мудрецы считали, что после выхода из реки действие воды прекращается, грехи могут вернуться, поэтому человек должен очистить свой ум от грешных помыслов через обучение у святого человека. И перед тем как пойти обучаться он должен совершить омовение. У римлян младенца омывали на 9-й день после рождения с наречением его именем, которое он будет носить.

Ислам также богат ритуалами, связанными с водой . Пророк Мухаммед завещал своим последователям совершать перед каждой молитвой (намазом) «вузу» - омовение, включающее умывание, ополаскивание рта и носа, омовение рук, ног, протирание ушей, проведение влажными руками по волосам. Умывание и омовение рук перед молитвой практиковалось и древними иудеями, которые собирали для этого дождевую воду или омывали руки в проточной воде, которая считалась «живой». Такой же ритуал рекомендуется современной православной церковью - на молитву нужно становиться умытыми с чистыми руками в опрятной, чистой одежде.

Крещение. Где оно происходило.

Река Иордан находится на Ближнем Востоке. Ее длина (252 км) и насыщенные минералами пресные воды несут жизнь нескольким регионам. В частности из водохранилища Кинерет вода поступает в центральную и южную части Израиля, бедные собственными водными ресурсами. Иордан впадает в Мертвое море, на месте которого, как предполагается когда то был прекрасный оазис, пока Господь не истребил грешные города Содом и Гоммора. Знаменита река и тем, что ее воды расступились во время исхода, а также когда ее переходили пророки Илия и Елисей. В ней получил исцеление от проказы воевода из Сирии Нееман. Но всему миру уже два тысячелетия река известна тем, что в ней принял крещение Иисус Христос. Это чудесное событие привлекает множество паломников, которые совершают омовение в Иордане (обычно в районе Ярденита).

Кто крестил Иисуса.

Святой Иоанн Предтеча, крестивший Иисуса Христа, на реке Иордан был его родственником по материнской линии. Его появление было большой радостью для Закарии, который был священником и Елизаветы (происходившей из царского рода Давида). Ведь радость быть родителями они получили в очень преклонном возрасте, после многолетних молитв. Известие о том, что у них будет сын, они получили от архангела Гавриила, явившегося им в храме. Иоанн родился на шесть месяцев раньше, чем Христос.

Иоанн был избавлен от смерти во время избиения младенцев царем Иродом и провел много лет в пустыне. Такой способ жизни он выбрал себе сам, когда в юности ушел от людей, поселился в пещере и питался диким медом и саранчой. В возрасте тридцати лет он по знаку свыше о том, что грядет пришествие Мессии, вернулся к людям и стал проповедовать. Его речи были настолько сильны, что множество людей пришло к нему, раскаялось и приняло крещение водой в водах Иордани. В течение полугода проповедовал Иоанн, причем он говорил о том, что он крестит водой, но придет тот, кто будет крестить Святым Духом и огнем. И это время настало - в возрасте тридцати лет на Иордан пришел Иисус Христос и потребовал для себя крещения.

Иоанн сначала не желал крестить Иисуса, потому что считал себя недостойным проводить это действо для того, кто абсолютно чист от всех грехов. Но Христос потребовал крещения, чтобы стать наряду с грешниками и пройти вместе с ними путь к очищению. Конечно же, он не нуждался в крещении, но само крещение нуждалось в силе, которой обладал Христос. Скорее всего, свойства современной крещенской воды, которая получаются в результате троекратного погружения креста в воду на водосвятии, а также изменение электромагнитного поля Земли в период 18-19 января, как раз свидетельствует о передаче этой божественной силы.

Иоанн допустил Иисуса к обряду и погрузил его в воды своей рукой, молясь. После крещения на выходе из воды небеса разверзлись, с них спустился Святой Дух в виде голубя и прозвучал голос: «Это есть сын мой, в Котором Мое Благоволение». Иоанну Предтече было ранее откровение, что на ком он увидит Духа, пребывающего на нем во время крещения, Тот и есть крестящий Святым Духом. Поэтому он всему присутствующему народу засвидетельствовал явление Сына Божьего.

Крещение в жизни современного человека.

Современная трактовка крещения предполагает, что после его принятия путем троекратного погружения в воду в сопровождении соответствующих молитв человек присоединяется к членам Церкви. И это является необходимым условиям для получения доступа к остальным таинствам Церкви и возрождения для духовной жизни, ведущей в Царствие Божье.

Для крещения детей до 7 лет не требуется согласие окрещаемого, т.к. всю ответственность за него несут родители, до 14 лет требуется согласие и родителей и ребенка, а после 14 подросток уже сам определяет - крестится ему или нет. Младенцев, обычно, крестят на восьмой день и позже.

В православном вероисповедании малыша в присутствии крестных родителей обращают к западу как символу тьмы, осуществляют помазание елеем для помощи в борьбе с сатаной. После этого ребенок погружается в воду, где на него сходит Святой Дух и происходит очищение от грехов. После чего на грудь ему возлагается крестик, и ребенок одевается в белую одежду как символ чистоты. Далее батюшка ходит вокруг купели, что символизирует вечность, а потом остригает волосы как знак того, что судьба младенца теперь в руках Бога. Таинство крещения, как правило, совершается священником или архиереем, но, в крайнем случае, крестить может даже мирянин, если окрещаемый находится при смерти.

После крещения выполняются обряды миропомазания, воцерковления и причащения. Далее малыш под руководством собственных и крестных родителей должен следовать христианским добродетелям, среди которых есть такие замечательные понятия как: любовь, милосердие, искренность, кротость, скромность, дополняемые молитвами.


5Dbabtism

Услуги:

Описание: Крещение Иисуса: - это должны знать крестные родители!

Крещение Иисуса Христа

В то время, когда Иоанн Предтеча проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось тридцать лет. Он также пришел из Назарета на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение.

Река Иордан

Иоанн же считал себя недостойным крестить Иисуса Христа и стал удерживать Его, говоря: "мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?".

Но Иисус сказал ему в ответ: "оставь теперь", то есть не удерживай меня теперь, "потому что так нужно нам исполнить всякую правду" - исполнить все в Законе Божием и показать пример людям.

Тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа.

Крещение Господне

По совершении крещения, когда Иисус Христос выходил из воды, вдруг разверзлись (раскрылись) над Ним небеса; и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса, а с неба был слышен голос Бога Отца: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение ".

Тогда Иоанн окончательно убедился, что Иисус есть ожидаемый Мессия, Сын Божий, Спаситель мира.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. Евангелие от Матфея, гл. 3, 13-17; от Марка, гл. 1, 9-11; от Луки, гл. 3, 21-22; от Иоанна, гл. 1, 32-34.

Крещение Господа нашего Иисуса Христа празднуется Святою Православною Церковью, как один из великих праздников, 6-го января (19 янв. н. ст.). Праздник Крещения Господня также называется праздником Богоявления , потому что во время крещения Бог явил (показал) Себя людям, что Он есть Пресвятая Троица, именно: Бог Отец говорил с неба, воплотившийся Сын Божий крестился, а Дух Святый сошел в виде голубя. А также при крещении впервые люди могли видеть, что в лице Иисуса Христа явился не человек только, но вместе и Бог .

Накануне праздника установлен пост. Этот день называется сочельником . В память того, что Спаситель Своим крещением освятил воду, в этот праздник бывает освящение воды. В сочельник освящается вода в храме, а в самый праздник в реке, или же в другом месте, где берут воду. Шествие для освящения воды называется Крестным ходом на Иордан.

Тропарь праздника

Во Иордане крещающуся Тебе. Господи, Троическое явися поклонение. Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

(Когда Ты, Господи, крестился в Иордане, тогда открылось (на земле с особенной ясностью) явление Святой Троицы: ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, в виде голубя, подтверждал истинность этого слова (т. е. подтверждал свидетельство Бога Отца). Явившийся Христос Бог, и просветивший мир, слава Тебе!)

Извествоваше словесе утверждение - подтверждал истинность этого слова; явлейся - явившийся; мир просвещей - мир просветивший.

Из книги Библия, пересказанная детям старшего возраста автора Дестунис София

Из книги Библия, пересказанная детям старшего возраста. Новый завет. [(Иллюстрации - Юлиус Шнорр фон Карольсфельд)] автора Дестунис София

III. Иоанн Предтеча. Крещение Иисуса Христа. Искушение Иисуса Христа злым духом. В раннем еще возрасте Иоанн удалился в пустыню и - пустыня воспитала его. К нему как бы не прикоснулось ничто житейское, мирское… Как возрастал он пред лицом единого Бога, как вел внутреннюю

Из книги Священная Библейская история Нового Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Явление Иисуса Христа народу. Крещение Его на Иордане. Ин. 1: 29-34; Мф. 3: 13-17; Мк. 1: 9-11; Лк. 3: 21-22 Наконец наступил долгожданный день. На берегах Иордана, в Вифаваре, появился Иисус Христос в простой одежде галилейского плотника. Ему уже исполнилось тридцать лет, и голос Отца

Из книги Библия в иллюстрациях автора Библия

Из книги Уроки для воскресной школы автора Верниковская Лариса Федоровна

Крещение Иисуса Христа Иоанн Креститель жил в пустыне в великой строгости и воздержании. Когда ему минуло 30 лет, Господь повелел ему идти проповедовать израильскому народу покаяние, то есть убеждать народ исправить свою жизнь и покаяться в грехах. Он стал проповедовать в

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Крещение Иисуса Христа В то время, когда Иоанн Предтеча проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось тридцать лет. Он также пришел из Назарета на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение. Река ИорданИоанн же считал себя

Из книги Служебник автора Адаменко Василий Иванович

Из книги Иллюстрированная Библия автора

Крещение Иисуса Христа. Евангелие от Матфея 3:13-17 Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

12. Крещение Иисуса Христа 12. лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым. Речь полна образами. Грядущий берет лопату и готов очистить гумно; но еще не приступил к самому действию, которое относится к

Из книги Иисус Христос и библейские тайны автора Мальцев Николай Никифорович

9. Крещение Иисуса Христа Крещение иудея по христианским обрядам, даже исполненное самим папой римским или патриархом православной церкви, при условии, что крестящийся иудей добровольно и без всякого принуждения переходит из иудаизма в христианство, может временно

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Крещение Иисуса Христа 13 Тогда же из Галилеи пришел к Иоанну на Иордан Иисус, дабы и Его крестил Иоанн. 14 Тот хотел было удержать Иисуса, говоря: «Ты идешь ко мне? Но ведь это мне следует принять от Тебя крещение».15 «Пусть будет так на этот раз, - возразил Иисус. - Нам нужно

Из книги Евангелие в памятниках иконографии автора Покровский Николай Васильевич

Глава 1 КРЕЩЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА. ИСКУШЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА В ПУСТЫНЕ Крещение Христа есть первое в истории общественного служения явление Его миру. Событие в высшей степени важное, ознаменованное уже в глубокой древности установлением особого праздника, должно было

Из книги Библейские сказания автора Автор неизвестен

Крещение Господа Иисуса Христа В то время, когда к Иоанну народ приходил креститься, пришел к нему и Господь Иисус Христос, желая принять от него крещение.Но Иоанн остановил Его словами:– Тебе ли креститься от меня, когда мне следует принять от Тебя крещение?Иисус Христос

Из книги Библейские рассказы автора Шалаева Галина Петровна

Из книги Библия для детей автора Шалаева Галина Петровна

Крещение Иисуса Христа Многие люди спрашивали у Иоанна, кто же он такой, может быть, он и есть Спаситель, которого обещал прислать на землю Господь Бог и о приходе которого, как они знали, написано в Священном Писании.– Нет, я не Спаситель, – отвечал им Иоанн, – я голос,

Из книги Толковая Библия Лопухина.Евангелие от Матфея автора

12. Крещение Иисуса Христа. 12. лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым.Речь полна образами. Грядущий берет лопату и готов очистить гумно; но еще не приступил к самому действию, которое относится к

В христианской религии существует множество загадок, связанных с некоторыми религиозными традициями, которые для современного человека стали обыденностью. Подобные загадки существуют веками, но никто на них не обращает внимания по причине малой значимости. Тем не менее многие теологи и специалисты в области на сегодняшний день обращают внимание на все факты, которые тем или иным образом дают нам возможность воскресить события древности. Наиболее актуальным вопросом сегодня является жизнь Иисуса Христа.

Эта личность поистине легендарная, хотя известна масса доводов в пользу его исторической реальности. Многие деяния этого человека во многом обусловили те традиции и обряды, которые впоследствии прижились в христианстве. Проще говоря, то, что делал Иисус, сегодня делаем мы, тем самым повторяя его святые деяния. Наиболее ярким событием в жизни этой исторической личности можно назвать о котором и пойдёт речь в статье.

Крещение как современный христианский обряд

Христианство наполнено массой традиций, которые играют достаточно демократическую роль в жизни верующих. Крещение Господа нашего Иисуса Христа - это символ, великое деяние, превращенное в традицию, догмат. На сегодняшний день крещение воспринимается как обряд, помогающий дать человеку Божью благодать. Таким образом, крещение - это момент получения божественной опеки. Многие учёные не соглашаются с подобной трактовкой, настаивая на том, что крещение Иисуса, как и крещение любого другого человека, - это акт отрешения от всего негативного и принятие в своей душе Бога в роли единственного владыки, покровителя. Таким образом, при помощи этого обряда мы делаем выбор: принимать Бога или нет. Эта теория во многом нашла своё подтверждение в истории.

История крещения Иисуса Христа

Великое Крещение - это название действа, которое происходило на Оно детально описано в евангельских сюжетах и имеет более распространённое название - Крещение Господне. Упоминание этого события в евангелиях даёт возможность считать его историческим, так как, помимо религиозной литературы, эти писания являются историческим источником.

Согласно евангельскому сюжету, Иисус пришёл к реке Иордан в 30-летнем возрасте. Крестил его что вызывало большое недоумение со стороны последнего, ведь Мессией был Иисус, поэтому и крестить должен он. Однако Сын Божий принял дар крещения от Иоанна, за что на него снизошёл Святой Дух в виде белого голубя.

Отсюда следует, что Иисус Христос, крещение которого происходило на реке Иордан, получил очищение от греховного существования на земле. Другими словами, в этой истории важно не то, что с неба снизошёл Святой Дух, а подтекст. Крещение - это акт принятия Бога как истинного владыки, о чём уже упоминалось ранее. Важность крещения как обряда подчеркивает тот факт, что его додерживался Иисус Христос. Крещение этого человека ознаменовало появление подобного обряда в христианском мире. Немаловажную роль в понимания сути крещения играют дальнейшие действия Христа.

Скитания Христа по пустыне

Крещение Иисуса Христа в Иордане имеет первостепенное значение в процессе изучения важности этого события. Мы разобрались, что крещение - это и чистоты. Но мало кто знает, что история крещения на этом не заканчивается. Более того, это событие прямо повлияло на дальнейшие деяния Иисуса в процессе скитания по пустыне.

После событий на реке Иордан пророк сразу же отправился в пустыню и находился там 40 дней. Подобным образом он готовился к осуществлению той миссии, которая ему была уготована. Из Библии мы знаем, что Сын Божий взял на себя грехи людей, дабы Бог простил нас. Такое можно было совершить лишь только через акт самопожертвования, для которого нужно было подготовиться духовно и физически. Евангельские писания повествуют нам о событиях, которые произошли в самой пустыне.

Три искушения Сатаны

Когда Дьявол увидел попытки Иисуса отречься от всех грехов и очиститься, он решил испытать волю Мессии. Для этого Сатана пытается искусить Иисуса три раза:

  • при помощи голода;
  • при помощи гордыни;
  • при помощи веры.

Каждый новый «рычаг», посредством которого оказывалось давление на Иисуса, был изощренней предыдущего.

Голод - это самое маленькое, что могло переманить Иисуса на сторону Дьявола. Когда этот плотский грех не подействовал на Сына Божьего, Сатана испытывает его гордыню и веру. Но и тут Иисус не сдаётся. Сатана всеми силами пытался показать, что перед его сладкими плодами может сломиться каждый, даже Иисус Христос. Крещение помогло ему остаться нерушимым перед искушениями Сатаны. Отсюда следует, что крещение не просто помогает получить Божью благодать, оно способно дать нам силу бороться со всеми греховными деяниями Дьявола.

Гипотезы о том, где находится место крещения Иисуса Христа

Сегодня учёные всеми силами пытаются понять и воскресить события, описанные в библейских текстах. Всем известно, что крещение Иисуса Христа в Иордане - это реальное историческое событие, но действительно ли оно происходило в реке Иордан? Дело в том, что современные паломники подвергают критике сведения о том месте, которое, возможно, является местом крещения. Во-первых, Палестина - это не та евангельская «земля изобилия». Тут царят жара и пустынные равнины. Во-вторых, все, кто видел нынешнюю реку Иордан, поймут, что это явно не то место. Она грязная и узкая.

По мнению учёных, в I веке нашей эры вряд ли что-то было бы по-другому. Таким образом, пока невозможно точно говорить, где находится место крещение Иисуса Христа. Даже с учетом того, как быстро сегодня эволюционирует историографическая наука.

Следует заметить, что многие учёные выдвигают самые невероятные истории о том, где крестился Иисус Христос. Крещение могло происходить в самых различных местах, учитывая современные археологические находки. Наиболее вероятно, что это великое христианское событие произошло на территории Иордании, но это уже тема для отдельной статьи.

Заключение

Итак, Иисус Христос, крещение которого с течением времени стало христианской традицией, своими действиями показывал важность этого акта принятия веры. Исторические факты, представленные в статье, показывают нам важность этого события не только для истории христианства, но и для всех тех людей, которые принимают эту религию в качестве истинной веры.

О датах рождения, крещения и смерти Иисуса Христа

смотри также:
1. О связи летоисчисления от основания Рима и летоисчисления от рождества Христова

В каком году произошло крещение Иисуса Христа от Иоанна Крестителя и выход Иисуса Христа на проповедь?
Как повествуется в «Лук.3:1-3» на Иоанн вышел к людям на проповедь и стал их крестить в следующее время: «1 В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, 2 при первосвященниках Анне и Каиафе» (Лук.3:1-2)
Отправной точкой в наших расчетах должен служить «пятнадцатый год правления Тиверия кесаря»; получив приблизительную датировку этого времени применительно к летоисчислению от р.Х. можно будет увидеть, что эта датировка не противоречит всему остальному здесь указанном – годам правления Понтия Пилата и т.д. – смотри об этом [Лопухин, толкование на Лук.3:1-2]
В [МакАртур, толкование на Лук.3:1-2] о пятнадцатом годе правления кесаря Тиверия говорится: «Тиверий сделался соправителем [кесаря Августа] в 11 г. по р.Х., затем автоматически стал единоличным правителем по смерти Августа 19 августа 14 г. по р.Х. Если хронология Луки ведется от назначения Тиверия соправителем, то 15 й год был бы 25 или 26 г. по р.Х. Если Лука вел исчисление от смерти Августа, эта дата пришлась бы между 19 августа 28 г. и 18 августа 29 г. по р.Х.». То есть, выход Иоанна Крестителя на проповедь и начало им крещения следует отнести либо 25-26гг. по р.Х. либо к 28-29гг. по р.Х. в зависимости от того, как отсчитывать начало правления Тиверия – от начала его соправления с кесарем Августом или от начала его единоличного правления после смерти Августа.
В том же [Лопухин, толкование на Лук.3:1-2] говорится, что Август назначил Тиверия соправителем «около 765г.» от основания Рима (то есть), и умер 19 августа 767г. от основания Рима, оставив Тиверия единоличным правителем.
765 год от основания Рима это 12г. от р.Х. (765-754=x-1; x=12)
767 год от основания Рима это 14г. от р.Х. (767-754=х-1; x=14)
Таким образом, по этим данным получается, что 15 год правления кесаря Тиверия, о котором говорит ап. Лука, год, в который Иоанн Креститель вышел на проповедь и стал крестить, приходится примерно на 27г. от р.Х (12+15) или на 29г. от р.Х. (14+15).
Подводя итог, заключим, что начало проповеди Иоанна Крестителя и начало крещения им иудеев приходится примерно на срок 25-26-27гг. до н.э. или же на срок 28-29гг. до н.э. в зависимости от того, как отсчитывать начало правления Тиверия.
Как можно заключить из повествования Луки, где-то на это же время приходится и крещение Иисуса Христа, совершенное Иоанном Крестителем (Лук.3:21). Впрочем, Лука явно не говорит это; он говорит только лишь, что Христос пришел креститься после начала проповеди Иоанна и после того, как Иоанн начал совешать крещения. Однако, как следует думать, Христос пришел к Иоанну уже тогда, когда он стал достаточно известен среди иудеев; сколько на это могло потребоваться? Год? Два? Так что мы можем принять, что Христос мог прийти к Иоанну по крайней мере на год позже начала его проповеди. Тогда получается, что креститься Христос мог в срок 25-26-27-28гг. от р.Х. или 28-29-30гг. – в зависимости от того, как отсчитывать время начала правления Тиверия.
Как наиболее вероятное заключение из повествований евангелия от Иоанна следует то, что за время проповеди Христа и его смерти и воскресения прошло три Аасхи; то есть, согласно такому мнению выходит, Он проповедовал более двух с половиной лет; другие считают, что в евангелии от Иоанна упоминаются четыре Пасхи и, таким образом, Христос проповедовал более трех лет. [Нюстрем, статья «Иисус Христос»]
Теперь, беря за основание то, что проповедь Христа, Его смерть и воскресение уложились в срок примерно от двух с половиной до трех с половиной лет, попытаемся оценить, исходя из тех сроков, в которые он мог креститься, время Его распятия и смерти. Вместо двух с половиной лет возьмем два года; вместо трех с половиной лет возьмем четыре года; в результате получим:
Если исходить из более раннего срока начала правления Тиверия, то получим следующую оценку: смерь Христа наступила в промежуток между 27г. и 32г. от р.Х.

Как кажется, год смерти Иисуса Христа должен быть точно известен из расчетов иудейской Пасхи. Как известно из евангелий, в год распятия и смерти Христа Пасха пришлась на субботу. Это, как кажется, помогло бы точно датировать год этой Пасхи и, соответственно, год распятия Христа в промежутке межу 27г. и 34г. от р.Х.. В [Лопухин, толкование на Дан.9:27], в частности утверждается, что подобные расчеты Пасхи датируют смерть Христа 30г. от р.Х.. Однако, к сожалению, согласно [Болотов] из всего периода правления Понтия Пилата, продолжавшегося с 26 по 36гг. от р.Х. из возможных годов смерти Христа, основанных на вычислении иудейской Пасхи, подлежат исключению только лишь 26, 27 и 28гг. от р.Х. Таким образом:
Если исходить из более раннего срока начала правления Тиверия, то получим следующую оценку: смерь Христа наступила в промежуток между 29г. и 32г. от р.Х.
Если исходить из более позднего срока начала правления Тиверия, то получим следующую оценку: смерть Христа наступила в промежуток между 30г. и 34г. от р.Х.

Как видим, мнение о том, что Лука отсчитывал начало правления Тиверия от начала его соправления с Августом, более подходит к хронологии крещения, распятия и смерти Христа. Следовательно, как наиболее вероятная, выстраивается следующая картина: около 26г. от р.Х. года начинает свою проповедь Иоанн Креститель и ведет ее довольно долго; около 27г. от р.Х. от него принимает крещение Иисус Христос и начинает собственную проповедь, которая длится около 3 лет; наконец, в 30г. от р.Х., в пятницу перед Пасхой, которая приходилась в этот год на субботу, Иисус Христос претерпевает распятие и смерть.
В пользу того, что Лука отсчитывал начало правления Тиверия от начала его соправления с Августом, говорит также и то, что, по словам Луки, когда Иисус после крещения начал свое служение, Он «был лет тридцати» (Лук.3:23). Как говорится в [МакАртур, толкование на Лук.3:23], Лука, вероятно лишь приблизительно указал возраст Христа и сказал о том, что он тридцати лет потому, что «обычным возрастом для вступления в должность пророка (Иез. 1:1), священника (Чис. 4:3, 35, 39, 43, 47) или царя (Быт. 41:46; 2Цар. 5:4) было 30 лет». Если взять годом крещения Христа 27г. от р.Х., то, если считать, что на то время Ему было тридцать лет – то есть, тридцать полных лет, получается, что Христос родился тридцать лет назад, в 27-30-1=-4г. до р.Х. Эта дата, согласуется со словами евангелиста Матфея о том, что Христос родился во дни царя Ирода: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода» (Матф.2:1). Исторические источники датирую смерть царя Ирода 750 годом от основания Рима – то есть, 4г. до р.Х. (750-753=x-(-1); x=-4) [Лопухин, толкование на Матф.2:1]. (Из того что, пророк, священник или царь при вступлении в должность должны быть минимум 30 лет от роду следует: если Лука, говоря о том, что Иисус, начав свое служение, был «лет тридцати», говорил приближенно, то его слова значили: «тридцати лет или несколько более».)
Итак, вероятнее всего, если отсчитывать начало правления Тиберия от начала его соправления с Августом, Иисус Христос крестился в 27-28гг. от р.Х. и после около трех лет проповеди был распят в 30г. от р.Х. При этом, если считать, что Он родился в 4г. до р.Х., то при крещении ему было 30 или 31 год, что весьма неплохо согласуется со словами Луки о том, что Христос был «лет тридцати», если понимать эти слова как сказанные приближенно с округлением в меньшую сторону – то есть, «тридцати лет или несколько старше». Если же отсчитывать начало правления Тиберия от начала его самостоятельного правления, то, учитывая, что Христос, казненный в 30г. по р.Х., должен был проповедовать минимум два с половиной года, получаем, что Христос принял Крещение около того же 28г. до р.Х.; правда, при этом он должен был креститься почти сразу же после того, как Иоанн Креститель начал свою проповедь и, таким образом, к тому времени Иоанн Креститель вряд ли успел бы стать известным среди иудеев. Этот срок – 28г. от р.Х., напомним, также хорошо приближенно согласуется со словами Луки о том, что Христос, начиная свое служение, был «лет тридцати». Но, как ясно, 28 г. от р.Х. согласуется с этими словами хуже, чем 27г. от р.Х., который мы имели в предыдущем случае.
Однако, как кажется, рождение Христа, вычисленное указанным выше образом – в том числе и через год смерти Ирода, и сама смерть Ирода слишком близки; по-видимому, вполне разумно допустить, что между этими событиями есть промежуток в год или даже два. Тогда, если полагать, что Христос родился не в 4г. до р.Х., а в 5г. до р.Х., получится, что 27г. по р.Х. (мы берем наиболее вероятный год), когда он принимал крещение, ему было не тридцать лет, а тридцать один; если же полагать, что Христос родился не в 4г. до р.Х., а в 6г. до р.Х. и в 27г. по р.Х. Ему, соответственно было не тридцать лет, а тридцать два года; тем не менее, и такой возраст, по-видимому, все еще согласовывается со словами Луки о том, что при выходе на служение Христу было «лет тридцать».
Отодвинуть дату рождения Христа далее 4г. на год или даже на несколько лет заставляет перепись населения, при которой родился Христос, о которой говорит евангелист Лука: «1 В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. 2 Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею.» (Лук.2:1,2)
Отметим сперва, что последние слова – «эта перепись была первая в правление Квириния Сириею» могут пониматься двояко: «это была первая по всей земле, затронувшая Иудею, которая (перепись) пришлась на правление Квириния Сириею (и больше на правление Квириния Сириею никаких переписей по всей земле, затрагивавших Иудею, не проводилось)» и «в правление Квириния Сириею было две переписи по всей земле, затронувших Иудею; сейчас речь идет о первой из них». Сделав эту оговорку, приведем цитату из [МакАртур, толкование на Лук.2:2], касающуюся сроков этой переписи:
«Известно, что Публий Сульпиций Квириний правил Сирией в течение с 6 по 9 г. по р.Х. Хорошо известная перепись была проведена в Палестине в 6 г. по р.Х. Однако, это не может быть переписью, которую Лука имеет в виду здесь, потому что она произошла около десяти лет спустя после смерти Ирода <…> В свете исключительной внимательности и скрупулезности Луки как историка, было бы необоснованно приписывать ему такой очевидный промах. Правильность описания Луки в самом деле подтвердили археологи. Фрагмент камня, обнаруженного в Тиволи возле Рима в 1764 г. по р.Х., содержит надпись в честь римского должностного лица, который, как там утверждается, дважды был правителем Сирии и Финикии в течение царствования Августа. На фрагменте нет имени должностного лица, но среди его достижений перечислены детали, которые, как известно, не могут подходить никому иному, как Квиринию. Таким образом, он, должно быть, служил правителем в Сирии дважды. Вероятно, он был военным правителем в то же самое время, когда, как свидетельствует история, Вар был там гражданским правителем. Что касается датирования переписи, некоторые древние документы, найденные в Египте, упоминают мировую перепись, назначенную в 8 г. до р.Х. Та дата также проблематична. Ученые в большинстве своем полагают, что 6 г. до р.Х. является самой ранней возможной датой Рождества Христа. Очевидно, Кесарь Август повелел произвести перепись в 8 г. до Р.Х., но фактически она осуществилась только 2 4 года спустя, возможно, из за политических трудностей между Римом и Иродом. Поэтому точный год Рождества Христа нельзя знать с уверенностью, но он был, вероятно, не раньше 6 г. до р.Х. и, конечно, не позже чем 4 г. до р.Х. <…>»
В [Лопухин2] содержится следующий перевод надписи на камне, найденном в Тиволи возле Рима в 1764г. от р.Х. (в квадратные скобки заключен предполагаемый текст в реконструкции Т.Моммзена):
«[П. Сульпиций Квириний, сын Публия, консул… В качестве проконсула управлял провинцией Крита и Киренаики… Легат пропретор Божественного Августа провинции Сирии и Финикии, он вел войну против народа гомонадов,] который [убил Аминту, своего] царя. По случаю покорения этого народа [власти и могуществу Божественного] Августа и народа римского, сенат [определил бессмертным богам] два моления за успехи, [достигнутые им, а ему постановил] самому почести триумфа. [Он получил как] проконсул провинции Азии [и как легат пропретор] Божественного Августа, во второй раз, провинцию Сирию и Финикию.»
В этом же источнике, в [Лопухин2] сообщается и о других находках, свидетельствующих о том, что при первом правлении Квириния Сириею, по-видимому, производилась перепись населения в рамках всего государства. Во-первых, это две бронзовых таблицы, обнаруженные в 1527г. от р.Х. близ Лиона с надписью, содержащей речь императора Клавдия, произнесенную перед сенатом в 48г. от р.Х., в которой говорится о проведении некоей переписи Друзом, отцом Клавдия, перед тем, как он, Друз, отправился на войну с германцами; и при этом сообщается, что в те времена эта перепись была «дело… новое и такое, к которому непривычны были галлы»; то есть, Друз проводил перепись среди галлов; во-вторых, это найденный в 1647г. от р.Х. в Венеции камень с гробницы римского военачальника Эмилия Секунда с надписью, в которой говорится: «По повелению Квириния он произвел перепись в Апамее, городе с населением 117000 граждан»)
Что касается годов первого правления Квириния Сириею, то [Лопухин, толкование на Лук.2:2], ссылаясь на толкователей Библии Цумпта, Кейля, Вигуру и других приводит следующие годы правления Квириния: с 750 по 753гг. от основания Рима; то есть, с 4 по 1 гг. до р.Х. Правда, обоснование этих сроков, следующее из самой этой надписи, не приводится; поэтому вполне логично заключить, что Квириний правил в первый раз Сирией и несколько, несколькими годами ранее 4г. до р.Х.
Как видим, вполне разумно заключить, что назначенная в 8 г. до р.Х. кесарем Августом мировая перепись, затрагивающая и Иудею, прошла в Иудее на несколько лет позже – в сроках от 6г. до р.Х. до 4г. до р.Х. При этом в 27 г. от р.Х., когда, как наиболее вероятно предполагать, крестился Христос, о Нем все еще можно было сказать, что ему было «лет тридцать или немного более» (если Он родился в 6 г. до р.Х., то в 27г. от р.Х. Ему было бы 32 года.). Как среднюю величину между 6г. до р.Х. и 4г. до р.Х. возьмем в качестве условной даты рождества Христа 5г. до н.э. Повторим, что было цитировано выше: «Ученые в большинстве своем полагают, что 6 г. до р.Х. является самой ранней возможной датой Рождества Христа <…> точный год Рождества Христа нельзя знать с уверенностью, но он был, вероятно, не раньше 6 г. до р.Х. и, конечно, не позже чем 4 г. до р.Х.».
Подробнее о переписи смотри также [Лопухин, толкование на Лук.2:2]
Итак, согласно вышеприведенным расчетом можно представить следующую усредненную датировку событий жизни Иисуса Христа:
родился около 5г. до р.Х.;
крестился и вышел на проповедь около 27г. от р.Х.;
был распят и убит в 30г. от р.Х.
Это, если можно так сказать, первый «сценарий жизни» Иисуса Христа. Но есть еще и «второй сценарии», о котором мы скажем ниже.

В [Захарян] авторприходит к выводу, что сведения о годе воцарения Иорода Великого над Иудеей, сообщаемые Иосифом Флаивием, неверны и оценивает настоящий срок воцарения Ирода: май 37г. до р.Х. Таким образом, если следовать сообщению иосифа Флавия о том, что царь Ирод правил 37 лет, то, согласно [Захарян] его смерь приходится на 1г. от р.Х. (если годы правления вычислять через вычитание конечного года правления из начального года правления и если, кончено, считать, что Иосиф Флавий говорит о реальных 37 годах правления Ирода, а не просто о годах, отсчитанных от указанного Флавием 40г. до р.Х. до смерти Ирода.).
В [Маrtin], основываясь на таблицах из , дата смерти Ирода оспаривается на основании того, что солнечное затмнение, бывшее 10 января 1г. до р.Х., больше подходит в качестве отправной точки для датировки смерти Ирода так как между этим затменинем и Пасхой 1г. до р.Х. прошло гораздо больше времени, чем между затмением 13 марта 4г. до р.Х., и Пасхой 4г. до р.Х. и, поэтому, как следует полагать, именно в этот временной промежуток с легкостью могли уместиться все дела, сделанные Иродом между затмением и собственной смертью, о которых (делах) говорит Флавий, в то время как в промежуток между затмнением 13 марта 4г. до р.Х. и Пасхой 4г. до р.Х. все эти события либо умещаются с трудом либо не умещаются вообще.
В [Захарян] говорится также еще об одном затмнении, которой произошло не в начале, а в конце 1г. до р.Х. и, таким образом, по мысли автора [Захарян], имеется еще один промежуток, в который мог умереть царь Ирод: межд концом 1г. до р.Х. и Пасхой 1г. от р.Х. В этот промежуток также хорошо укладываются свершение всех дел, которые совершил Ирод после затмнения до своей смерти перед Пасхой; (и, повторим, согласно [Захарян] смерть Ирода следует отнести к 1г. от р.Х. и, следовательно, по [Захарян] те, кто считает, что Христос родился в 1г. от р.Х., правы). Однако известно, что уже 1г. до р.Х. в выпускались монеты с именем Ирода Архелая, преемника Ирода Великого; таким образом, мнение [Захарян] о смерти Ирода Великого в 1г. от р.Х., по-видимому, следует отвергунть. Отметим, что смерть Ирода в 1г. до р.Х. при начале его правления, оцениваемого 37г. до р.Х. также может совпадать с 37 годом его правления – все зависит от того, как считать годы правления.(т.е., получается, что Ирод процартсвовал 35 полных лет 2 неполных года – в начале и в конце правления; всего лет, в которые он царствовал, получается 37)
Таким образом, вполен вероятно, что царь Ирод в действительности умер не в 4г. до р.Х., а в 1г. до р.Х.; тогда само рождество Христово можено разнести с датой смерти Ирода на 1 или даже на 2 года; в этом случае получится, что в действительности Иисус Христос Родился во 2г. до р.Х. или даже в 3г. до р.Х.
Следовательно, учитывая слова Луки о том, что при крещении и выходе на общественное служение Иисус Христос был лет тридцати и понимая их в том смысле, что ему было тридцать лет, получается, что Христос крестился и вышел на проповедь в срок начиная от 28г. от р.Х. до 30г. от р.Х.; Если же он был несколько старше – скажем, на два года, то получится, что он крестился и вышел на проповедь в сроки от 30г. от. р.Х. до 32г. р.Х. При этом, как видим, он мог креститься в срок от 28г. от р.Х. до 32г. от р.Х. Как кажется, такие сроки больше подходят к тому, чтобы в качестве начального года правления Тиберия брать начальный год его самостоятельного правления, т.е. 14г. от р.Х. Тогда начало проповеди Иоанна Крестителя, бывшее в 15 год правления Тиверия кесаря, приходится на 29г. от р.Х. (14+15). Предположив это, предположим также, что Христос крестился от Иоанн в том же 29г. или годом-двумя позднее – в 30г. от р.Х. или 31 г. от р.Х.; Тогда, учитывая, что его проповедь Христа заняла от двух до четырех лет, придем к тому, что Христос был кзанен в промежуток между 31г. от р.Х. или 35г. от р.Х. Логичнее, однако, принять, что Христос крестился где-то в 30г. от р.Х., после примерно года проповеди Иоанна Крестителя и проповедовал около 3 лет и, значит был распят и убит в 33г. от р.Х.. В качестве усредненной даты рождества Христова примем 2г. до р.Х. В результате получим следующую альтернативную картину жизни Иисуса Христа:
Рождество: около 2г. до р.Х.
Крещение и выход на проповедь: около 30г. от р.Х.
Распятие и смерть: около 33г. от р.Х.
Это «второй сценарий» жизин Иисуса Хрита.

Следует однако, отметить, что некоторые пытаются определить точную дату рождения Иисуса Христа из астрономических событий и такое определение зачастую имеет астрологическую подкладку. Астроном Кеплер считал звезду волхвов, приведшую их к месту рождения Христа ничем иным, как соединением планет Юпитера и Сатурна, к которому несколько позже присоединяется Марс, и которое периодически повторяется раз в 800 лет (то есть, то, что видели волхвы, было «совокупным свечением» этих планет, которые создавали иллюзию одной движущейся звезды, сияющей гораздо сильнее свечения этих планет по отдельности). Согласно расчетам Кеплера, это такое соединение состоялось в 748г. от основания Рима и этот год он и принял за год рождения Христа (смотри [Лопухин, толкование на Матф.2:2]). Указанная дата – 748 год от основания Рима – это 6г. до р.Х. (748-753=x-(-1); x=-6), что согласуется с приведенными выше расчетами. Но, как было сказано, Христос мог родиться и в 5г. до р.Х. и в 4г. до р.Х. Кроме того, следует сказать, что звезда, которая вела волхвов, вовсе не была ни звездой, ни планетой, ни кометой. Вчитаемся в Матф.2:9-12: «9 Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, [как] наконец пришла и остановилась над [местом], где был Младенец. 10 Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, 11 и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.» (Матф.2:9-11) Разве, спросим, звезда, планета или комета, могли точно указать место над конкретным местом в десятки или, пусть, даже сотни квадратных метров площадью, надо конкретным домом, над конкретными яслями?! Для того, чтобы точно указать подобное место необходимо, чтобы эта «звезда» была очень и очень близка к земле. Даже самолет, летящий в нескольких километрах над землей – разве может он служить указателем на конкретный дом? Нет, эта «звезда» находилась и двигалась в самых нижних слоях атмосферы – возможно, в сотнях или даже десятках метров над землей. Эта «звезда» лишь имела вид звезды, но на самом деле она была чем-то, созданным и явленным чудесным образом – наподобие того огненного столпа, за которым шли ночью иудеи во время исхода из Египта (см. Исх.13:21-22). Поэтому-то, кстати, даже если кто-то и считает астрологию истинной наукой, то ему все рано бесполезно делать какие-то астрологические расчеты, основывающиеся на явлении «звезды волхвов», ибо она, повторим, не была ни обычной звездой, ни обычной планетой, ни обычной кометой. (Иоанн Златоуст в [Златоуст, беседа 6] подробно обосновывает, почему эта звезда есть нечто сверхъестественное и чудесное, а не обычное небесное светило.)

Говоря о конкретных и точных датировках древних событий на основании письменных документов следует помнить также о следующем: разные народы имели разные календари (летоисчисления): вспомним хотя бы отличие от иудейского, лунно-солнечного календаря, от солнечного юлианского; при этом разные годы могли содержать разное количество дней; сами эти годы в различных летоисчислениях начинались в разные времена; кроме того, существовали разные традиции того, как отсчитывать первый год правления должностного лица, а значит и разные традиции определения того, какой год правления этого лица сейчас идет; при этом могли еще происходить всякие календарные реформы – вроде изменения даты, с которой начинается новый год. Эти обстоятельства легко могли привести к ошибке датировке события в один год или даже более – тем более, когда неясно, какую систему летоисчисления имел в виду составитель документа. Процитируем Википедию, статью «Юлианский календарь»
(https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AE%D0%BB%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%8C):
«На Руси существовало несколько разных календарных стилей, связанных с тем, что византийский календарь отсчитывал год с 1 сентября, а восточные славяне при принятии христианства сохранили древнее начало года в марте.
Летоисчисление, использующее византийское начало года, называется сентябрьским стилем. Летоисчисление, в котором год начинается в марте следующего года (то есть, на полгода позже византийского начала года), называется мартовским стилем. Летоисчисление же, использующее мартовский год, начинающийся на полгода раньше византийского, называется ультрамартовским. До начала XII века на Руси преобладал мартовский стиль, а в XII-XIII веках стал широко использоваться ультрамартовский стиль. С 1492 года преобладающим стал сентябрьский год, вытеснивший оба мартовских.
Переписчики некоторых летописей могли учитывать переходы на новые стили летоисчисления и вносить поправки в летописи. Этим объясняют то, что хронология в разных летописях может отличаться на один-два года.»

Что касается более точных датировок года смерти Иисуса Христа, то следует сказать, что такие датировки основываются на исчислении даты иудейской пасхи в тот или иной год. Дело осложняется тем, что действительное празднование пасхи могла сдвигаться относительно «точной» астрономической даты на более поздний срок в соответсвии с принятыми у иудеев договоренности. Таким образом, вычислить дату соответсвующего Пасхе новолуния в тот или иной год – это, на самом деле, не дело а полдела. Подробнее на этом мы останавливаться не будем.

Наконец, отметим следующее: выше мы получили крайние оценки года распятия и смерти Иисуса Христа: от 29г. от р.Х. до 34г. от р.Х. согласно первом сценарию и от 30г. от р.Х. до 35г. от р.Х. согласно второму сценарию. Как известно, Понтий Пилат, префект Иудеи, правил ей с 26г. от р.Х. до 36г. от р.Х. Таким образом, полученные нами крайние оценки попадают как раз в середину правления Понтия Пилата, причем с запасом. Напомним, что положение о том, что Христос был распят при Понтии Пилате входит в Символ Веры, где говорится: «распятого же за ны при Понтийстем Пилате».

Лопухин Толковая Библия Лопухина
http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblia
Лопухин2 А.П. Лопухин. Библейская история в свете новейших исследований и открытий. Новый завет.
Интересующие выдержки: http://www.hrampokrov.ru/gospel/traditions/2914/
МакАртур Дж. МакАртур. Учебная Библия МакАртура. Комментарии учебной Библии МакАртура
http://bible.by/macarthur-study-bible/
Нюстрем Эрик Нюстрем. Библейский словарь
http://logosenc.org/nustrem
Болотов В.В. Болотов. О годе рождества Христова. // Журнал заседаний комиссии по вопросу о реформе календаря при Русском Астрономическом обществе. Приложение II. 1899, с. 7-18.
Пересказ интересующего места: http://apologiya.orthodoxy.ru/si/Year.htm
Златоуст Иоанн Златоуст. Толкования на евангелие от Матфея
https://www.ccel.org/contrib/ru/Zlatmat1/Mat1.html
Захарян К Захарян.. Рождественская летопись (42 г. до н.э. - 14 г. н.э.), монография
http://www.bvahan.com/zakharyan/podrobno1.asp
Kudlek M. Kudlek and E. Mickler, Solar and Lunar Eclipses of the Ancient Near East, 1971
Martin E.L.Martin, The Star of Bethlehem: The Star That Astonished the World