Варяги история происхождения. Варяги в истории древней руси

Под «варяжским вопросом» принято понимать совокупность проблем:

  • этническая принадлежность варягов в целом и народа русь как одного из варяжских племён;
  • роль варягов в развитии восточнославянской государственности;
  • значение варягов для формирования древнерусского этноса;
  • этимология этнонима «русь».

Попытки решения сугубо исторической проблемы часто политизировались и объединялись с национальным вопросом. В XVIII- первой половине XX вв. норманнская теория («норманизм ») обвинялась в воспевании превосходства германской расы; в настоящее время эта связь отвергнута как ненаучная. В советское время историки были вынуждены руководствоваться партийными установками, в результате чего летописные и прочие данные отвергались как выдумки, если предполагали скандинавов среди основателей Русского государства.

Этимология

Ретроспективно русские летописцы конца XI века относили варягов к середине IX века («призвание варягов »). В исландских сагах варяги (væringjar ) появляются при описании службы скандинавских воинов в Византии в начале XI века . Византийский хронист 2-й половины XI века Скилица впервые сообщает о варягах (варангах) при описании событий 1034 года , когда варяжский отряд находился в Малой Азии. Понятие варяги также зафиксировано в сочинении учёного из древнего Хорезма Аль-Бируни ( г.): «От [океана] отделяется большой залив на севере у саклабов [славян] и простирается близко к земле булгар, страны мусульман; они знают его как море варанков, а это народ на его берегу. » Также одно из первых синхронных упоминаний варягов относится ко времени правления князя Ярослава Мудрого (1019-1054) в «Русской Правде» , где выделялся их правовой статус на Руси.

  • Известный специалист по Византии В. Г. Васильевский полагал, что греческое название «варанги» (Βάραγγοι ) и русское «варяги» образовались независимо друг от друга. Первое он полагал произошедшим от греческих слов «фаранги» (ϕάραγγοι ), то есть франки или «маранги» Μαράγγο , то есть «пришелец с моря» , а второе - пришедшим из языка крымских готов и, через норманнов, заимствованным русскими наёмниками на службе Византии . Впоследствии, в результате ошибки летописца, два этих термина слились в один .
  • Переводчик саг с древнеисландского О. И. Сенковский высказал следующие версии происхождения слова «варяги». По его мнению «варяги» означали искажённое в славянском самоназвании дружины викингов - félag . Возникшая позднее в Византии лексема «веринги» (væringjar) могла быть заимствованием от русов, то есть искажённые «варяги».
  • Татищев также предполагал, ссылаясь на Страленберга, происхождение от varg - «волк», «разбойник»
  • Другая распространённая версия - «варяги» произошло от др.-герм. wara (присяга, клятва), то есть варягами были воины, давшие клятву. Макс Фасмер , придерживаясь в целом этой этимологии, производит слово от предполагаемого скандинавского *váringr, vœringr, от vár «верность, порука, обет», то есть «союзники, члены корпорации»
  • По мнению А. Г. Кузьмина слово происходит от кельтского var (вода), то есть под варягами понимали жителей (по версии Кузьмина: ославяненных кельтов) побережья вообще (аналог этимологии в русском: поморы). По его же мнению слово «варяги» восходит к этнониму «варины» или «варны», через промежуточный этноним «варанги», от которого выводит др.-русск. «варяги» и «Варяжское море», и возможно «вагры» и «варны» (в германской передаче имена некоторых племён балтийских славян).
  • Историк XIX века С. А. Гедеонов нашёл ещё одно близкое значение в балтийско-славянском словаре древанского наречия, опубликованном И. Потоцким в 1795 г. в Гамбурге: warang «меч».
  • Герберштейн , будучи советником посла в Московском государстве в 1-й половине XVI века , одним из первых европейцев ознакомился с русскими летописями и высказал своё мнение о происхождении варягов:

…поскольку сами они называют Варяжским морем Балтийское… то я думал было, что вследствие близости князьями у них были шведы, датчане или пруссы. Однако с Любеком и Голштинским герцогством граничила когда-то область вандалов со знаменитым городом Вагрия, так что, как полагают, Балтийское море и получило название от этой Вагрии ; так как … вандалы тогда не только отличались могуществом, но и имели общие с русскими язык, обычаи и веру, то, по моему мнению, русским естественно было призвать себе государями вагров, иначе говоря, варягов, а не уступать власть чужеземцам, отличавшимся от них и верой, и обычаями, и языком.

Варяги на Руси

Варяги-русь

В наиболее ранней из дошедших до нас древнерусских летописей, «Повести временных лет» (ПВЛ), варяги неразрывно связаны с образованием государства Русь , названном так по имени варяжского племени русь . Рюрик во главе руси пришёл в новгородские земли по призыву союза славяно-финских племён, чтобы положить конец внутренним раздорам и междоусобицам. Летописный свод начал создаваться во 2-й половине XI века , но уже тогда наблюдается противоречивость сведений о варягах.

Когда, согласно летописной версии, союз славянских и финно-угорских племён решил пригласить себе князя, его стали искать у варягов: «И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие [народы] называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, - вот так и эти. […] И от тех варягов прозвалась Русская земля. »

На русской службе

Последнее упоминание о варягах-наёмниках в составе русского войска помещено под 1036 г., когда они участвовали в сражении под стенами Киева с печенегами.

Варяги и немцы

Варяги в Византии

В византийских источниках варяги под собственным именем появляются в XI веке , иногда совместно с русами. Начиная с IX века в греческих хрониках упоминаются фарганы (φαργανοι), как стражники императора: в «Псамафийской хронике», документе 1-й половины X века , и в «О церемониях» Константина Багрянородного

Наёмники

Впервые варяги на византийской службе отмечены в хронике Скилицы в 1034 году в Малой Азии (фема Фракезон), где они размещались на зимних квартирах. Когда один из варягов попытался силой овладеть местной женщиной, та в ответ заколола насильника его собственным мечом. Восхищённые варяги отдали женщине имущество убитого, а его тело выбросили, отказав в погребении.

Об этническом понимании византийцами слова «варяги» свидетельствуют жалованные грамоты (хрисовулы) из архива Лавры св. Афанасия на Афоне. Грамоты императоров освобождают Лавру от воинского постоя, в них перечисляются контингенты наёмников на византийской службе. В хрисовуле № 33 от 1060 года (от императора Константина X Дуки) указаны варяги, русы, сарацины , франки . В хрисовуле № 44 от 1082 года (от императора Алексея I Комнина) список меняется - русы, варяги, кулпинги , инглины, немцы. В хрисовуле № 48 от 1086 года (от императора Алексея I Комнина) список значительно расширяется - русы, варяги, кулпинги , инглины, франки , немцы, болгары и сарацины . В старых изданиях хрисовулов соседние этнонимы «русы» и «варяги» не были разделены запятой (погрешность копирования документов), в результате чего термин ошибочно переводился как «русские варяги». Ошибка устранена после появления фотокопий оригинальных документов.

Гвардия императоров

В византийских источниках XII-XIII века наёмный корпус варягов часто именуется секироносной гвардией императоров (Τάγμα των Βαραγγίων). К этому времени сменился его этнический состав. Благодаря хрисовулам стало возможным установить, что приток в Византию англичан (инглинов) начался видимо после 1066 года , то есть после завоевания Англии нормандским герцогом Вильгельмом. Вскоре выходцы из Англии стали преобладать в варяжском корпусе.

Чужеземцы и раньше использовались в качестве дворцовой стражи, но только варяги приобрели статус постоянной личной гвардии византийских императоров. Начальник варяжской гвардии именовался аколуфом , что означает «сопровождающий». В сочинении XIV века Псевдо-Кодина даётся определение: «Аколуф является ответственным за варангов; сопровождает василевса во главе их, поэтому и зовётся аколуфом ».

В саге о Хаконе Широкоплечем из цикла «Круг Земной» повествуется о битве в 1122 году византийского императора Иоанна II с печенегами в Болгарии. Тогда «цвет войска», отборный отряд верингов в 450 человек под началом Торира Хельсинга первым ворвался в лагерь кочевников, окружённый повозками с бойницами, что позволило византийцам одержать победу.

После падения Константинополя известия о варягах-воинах в Византии отсутствуют, однако этноним «варяг» постепенно превращается в патроним, составную часть личного имени. В документах XIII-XIV вв. отмечены греки видимо скандинавского происхождения с именами Варанг, Варангопул, Варяг, Варанкат, из которых один был владельцем бань, другой врачом, третий церковным адвокатом (экдиком). Таким образом, воинское ремесло не стало наследственным делом у потомков варягов, осевших на греческой земле.

Варяги в Скандинавии

Слово Værings встречается на рунических камнях XI века Ög 111 и Ög 68 . На севере Норвегии недалеко от российского Мурманска есть полуостров Варангер и одноимённый залив . Впервые варяги как væringjar (веринги) появляются в скандинавских сагах, записанных в XII веке . Верингами называли наёмников в Византии.

«отправился на восток, в Гардарики [Русь], и пробыл там зиму. Оттуда он поехал в Миклагард [Константинополь] и вступил там в варяжскую дружину. Последнее, что о нём слышали, было, что он там женился, был предводителем варяжской дружины и оставался там до самой смерти».

В «Саге об Олаве Святом» и «Житии Олава Святого» варяги предстают в несколько ином качестве: вэрингом назван раб-кузнец в Новгороде норвежского происхождения .

В «Саге об Эгиле Скалагримссоне» Эгиль в одной из вис называет себя и своих людей «вэрингами» (væringja) .

Варяги в топонимии Европы

Россия/Украина

  • Varangolimen - залив в западной части Крыма. Впервые появляется на морской карте Пьетро Висконте 1311 г.
Украина
  • «Варяжский остров» - один из островов при впадении р. Трубеж в Днепр в 1223 г.;
  • Varandigo - топоним встречается только на карте Конте Оттомани Фердуччи 1497 г.
Франция
  • Сент-Пьер де Варенжвилль (Saint Pierre de Warengiville) около Дьепа, Нормандия. Первое упоминание - 1154-164 как Warengiervilla.
  • Варенжвиль-сюр-Мер (Varengeville sur mer) около Дьепа, Нормандия. Первое упоминание - 1035 г. как Waringivilla.
  • Варинжеваль (Waringueval), современная д. Зотё около Дьепа. Первое упоминание - 1173 г. .
  • Варенгзель (Waringzelle) севернее Булони на мысе Гри-Не, Нормандия. Первое упоминание - Waringueselle, 1583 г.
  • Варенктен (Warinchtun) севернее Булони на мысе Гри-Не, Нормандия.
Голландия
  • Виринген (Wieringen) - коммуна и одноименый остров в Нидерландах в группе Западно-Фризских островов. Первое достоверное упоминание - 1184 г.
Англия
  • Уоррингтон (Warrington) в устье Мерси, Ланкашир. Самое раннее упоминание - под 1086 г. в "Книге Страшного суда": Walentune.
  • Уоллингфорд (Wallingford), графство Оксфорд. Один из бургов короля Альфреда Великого, построенный против норманнов. Первое упоминание - 1086 г. в "Книге Страшного суда": Warengeford.
Швеция
  • Вэрингсё (Väringsö), остров в Швеции на главном фарватере в Стокгольм (Рослаген). Первое упоминание - 1561 г.

См. также

  • Варяжская улица в Старой Ладоге

Примечания

  1. , с. 225.
  2. , с. 226.
  3. , с. 227.
  4. Повесть временных лет
  5. Н. М. Карамзин. «История государства Российского» Глава IV РЮРИК, СИНЕУС И ТРУВОР. Г. 862-879
  6. История русского языка Лекция А. А. Зализняка
  7. В. Н. Татищев , И. Н. Болтин
  8. Летописания с XVI века, начиная со «Сказания о князьях Владимирских »
  9. А. Г. Кузьмин , В. В. Фомин
  10. Анохин Г. И."Новая гипотеза происхождения государства на Руси" ; А. Васильев: Издание ИРИ РАН «С. А. Гедеонов Варяги и Русь». М.2004.с.-476 и 623/ Л. С. Клейн «Спор о варягах» С-пб.2009.С.-367/ Сборник ИРИ РАН «Изгнание Норманов из Русской Истории» М.2010.С.-300; Г. И. Анохин: Сборник Русского Исторического Общества «Антинорманизм». М.2003.С.-17 и 150/ Издание ИРИ РАН «С. А. Гедеонов Варяги и Русь». М.2004.с.-626/ И. Е. Забелен «История русской жизни» Минск.2008.С.-680/ Л. С. Клейн «Спор о варягах» С-пб.2009.С.-365/ Сборник ИРИ РАН «Изгнание Норманов из Русской Истории» М.2010.С.-320.
  11. Термин «руський промысел» (добыча соли) относится к тексту великокняжеской грамоты: «Город соли - Старая Русса в конце16 - середине 18 вв.» Г. С. Рабинович, Л.1973 - с.23.
  12. И. Эверс . Предварительные критические исследования для российской истории. . - Перевод с немецкого. - Москва: Московское общество любителей истории и древностей Российских, 1825. - Т. 1. - С. 213. - 366 с.
  13. Голубовский П. В. Печенеги, торки и половцы до нашествия татар (История южно-русских степей IX-XIII вв.) . - К. : Университ. тип. И. И. Завадского, 1884. - С. 51.
  14. П. В. Голубовский . Печенеги, торки и половцы до нашествия татар. История южно-русских степей IX-XIII вв. . - Киев: Унивирситетская типография (И. И. Завадского), 1881. - С. 110. - 91 с.
  15. Степенная книга. I. 50: «Киевстии князи Осколд и Дир … пленяху римлянскую страну, с ними бяху роди нарицаемии руси, иже и кумани, живяху во Евксинопонте (на берегу Чёрного моря), и с теми русь царь Василий I Македонянин сотвори мирное устроение…». Никоновская летопись считает Аскольда и Дира князьями именно этих «роди нарицаемии руси, иже и кумани, живяху во Евксинопонте…» (I. С. 21). То же приведено в русско-славянской редакции перевода Паралипоменона Зонары (ЧОИДР. 1847. № I. С. 99-103). Сербская редакция того же памятника, не упоминая об Аскольде и Дире, пишет: «руси, кумане сущи, живяху во Евксине и начете пленовати страну рымскую…» (Starine. Knj. XIV. S. 138-139).
  16. Фомин В. А. Варяго-русский вопрос в историографии.
  17. См. История норманизма в советское время
  18. В. О. Ключевский. Курс русской истории. Лекция IX.
  19. Мельникова Е. А., Петрухин В. Я. «Легенда о призвании варягов» в сравнительно-историческом аспекте // XI Всесоюзная конференция по изучению истории, экономики, литературы и языка Скандинавских стран и Финляндии / редкол.: Ю. В. Андреев и др. - М., 1989. - Вып. 1. - С. 108-110.
  20. Петрухин В. Я. Глава 4. К начальной истории Русского государства // Начало этнокультурной истории Руси IX-XI вв.. М. , 1995.
  21. Петрухин В. Я.Легенда о призвании варягов и балтийский регион // Древняя Русь. Вопросы медиевистики . 2008. № 2 (32). С. 41-46.
  22. Мельникова Е. А. Ряд в Сказании о призвании варягов и его европейские и скандинавские параллели // Мельникова Е. А. Древняя Русь и Скандинавия: Избранные труды / под ред. Г. В. Глазыриной и Т. Н. Джаксон. - М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2011. - С. 249-256.
  23. Петрухин В. Я. Русь в IX-X веках. От призвания варягов до выбора веры / Издание 2-е, испр. и доп. - М.: ФОРУМ: Неолит, 2014.
  24. Мельникова Е. А. Рюрик, Синеус и Трувор в древнерусской историографической традиции // Древнейшие государства Восточной Европы. 1998 г / Отв. ред. Т. М. Калинина. - М. : Вост. лит., 2000. - 494 с. - 1000 экз. - ISBN 5-02-018133-1 . .
  25. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.). Курс лекций Данилевский И. Н.
  26. К. Тиандер. Датско-русские исследования. Петроград. 1915
  27. Сообщение Скилицы повторяется византийским автором XII века Кедриным .
  28. Аль-Бируни, «Обучении началам астрономической науки». Идентификация варанков с варягами общепризнана, например А. Л. Никитин, «Основания русской истории. Мифологемы и факты»; А. Г. Кузьмин, «Об этнической природе варягов» и др.
  29. Васильевский В. Г., Варяго-русская и варяго-английская дружина в Константинополе XI и XII веков. // Васильевский В. Г., Труды, т. I, С-Пб., 1908
  30. В. В. Фомин . Глава 1 Антинорманизм XIX века // Варяги и варяжская Русь. К итогам дискуссии по варяжскому вопросу . - Москва: Панорама, 2005. - 123 с. - ISBN 5-93165-132-2 .
  31. Васильевский В. Г., Варяго-русская и варяго-английская дружина в Константинополе XI и XII веков. // Васильевский В. Г., Труды, т. I, С-Пб., 1908
  32. Примечания к Эймундовой Саге : Сенковский О. И., Собр. соч. СПб., 1858, т. 5
  33. Книга историка Василия Татищева Российская история. Варяги какой народ и где был
  34. Этимологический словарь Фасмера
  35. А. Г. Кузьмин развивает гипотезу о кельтских корнях племени русь :
  36. Повесть временных лет в переводе Д. С. Лихачёва
  37. в Новгородской I летописи эта вставка отсутствует , там буквально: И реша к себе: «князя поищемъ, иже бы владелъ нами и рядилъ ны по праву». Идоша за море к Варягомъ и ркоша: «земля наша велика и обилна, а наряда у нас нету; да поидете к намъ княжить и владеть нами ». см. Новгородская Первая летопись старшего и младшего изводов. М.,изд-во АН СССР, 1950, с.106
  38. Джаксон Т. Н., Четыре норвежских конунга на Руси: из истории русско-норвежских политических отношений последней трети X - первой половины XI в. - М.: Языки русской культуры, 2002
  39. Повесть временных лет . В год 6488 (980).
  40. См. подробнее в статье Владимир I Святославич
  41. Сага «Прядь об Эймунде» (или Эймундова сага) сохранилась в составе «Саги об Олаве Святом» в единственной рукописи «Книге с Плоского острова», 1387-1394 гг.
  42. Сага «Прядь об Эймунде» : в пер. Е. А. Рыдзевской
  43. Мирный договор князя Ярослава Владимировича с немецкими послами ок. 1190 г. Обнаружен в архиве Риги.
  44. также и «Тверская летопись». ПСРЛ.т.15 М.2000.с.-291.
  45. Лаптев А. Ю., Яшкичев В. И. Старая Русса апостола Андрея. - М.:Агар,2007. - С.32 - 36.
  46. «Софийская Вторая летопись» М.2001.с.-206; и «Новгородская Четвёртая летопись по списку Дубровского» М.2000.с.-512. и за море К Варягом к Роусе от 862
  47. Типографская, Воскресенская летописи
  48. Второе послание шведскому королю Иоганну III. Послания Ивана Грозного. М.-Л., 1951, с. 157-158
  49. ДЖИЛЬС ФЛЕТЧЕР. О ГОСУДАРСТВЕ РУССКОМ
  50. Соловьёв, С. М. История России с древнейших времён / С. М. Соловьёв. - 2-е изд. - СПб. : Товарищ. «Общественная польза», 1851-1879. - Т. 1,Глава 3.
  51. В. Фомин. Варяги в переписке Ивана Грозного со шведским королём Юханом III.
  52. Из хроники: «В это время один из тех, кого называют фарганами, поравнявшись с оленем, обнажил меч». Событие относится к 886 году .
  53. Constantini Porphyrogeneti imperatoris de Ceremoniis aulae byzantinae libri II, graece et latine, e recensione Jo. Jac. Reiskii, cum ejusdem commentariis integris… Accedit Hieroclis Synecdemus cum Bandurii et Wesselingii commentariis. Recognovit Immanuel Bekkerus. Impensis E. Weberi, 1840 с.576
  54. Цитата по книге Ю. Венелина «Скандинавомания и ея поклонники, или столѣтния изыскания о Варягах: Историко-критическое разсуждение Юрия Венелина» Москва 1842 г: «В числе посланных войск в Лонгобардию во время императора Романа Лакапина, 8-го индикта, из наемников были: из большой этерии 31, из средней 46, из Фарганов 45.»
  55. «В это время случилось и другое событие, достойное памяти. Один из Варангов, рассеянных в теме Фракисийской для зимовки, встретив в пустынном месте туземную женщину, сделал покушение на её целомудрие. He успев склонить её убеждением, он прибег к насилию; но женщина, выхватив (из ножен) меч этого человека, поразила варвара в сердце и убила его на месте. Когда её поступок сделался известным в окружности, Варанги, собравшись вместе, воздали честь этой женщине, отдав ей и все имущество насильника, а его бросили без погребения, согласно с законом о самоубийцах»

Отдельные русские математики имеют хобби, например, история. Фоменко А.Т. результаты своих исследований оформлял в частности в виде таблиц, что позволило ему сопоставить достоверность многих фактов и выявить неточности в официальных исследованиях историков.

Некоторые историки, конечно, пытаются убедить нас, будто РУСЬ была скандинавским «древнейшим» племенем, которое после убедительного зова беспомощных новгородцев и их соседей, полностью снялось со своих мест и целиком переселилось на Русь, дав ей свое имя. При этом замечательное племя «скандинавских русских» почему-то не оставило ни малейшего следа в своей родной Скандинавии ранее XIII века . Скандинавские источники почему-то молчат о завоевании древней Руси с территории современной Скандинавии.

В нашей реконструкции, Рюрик = Юрий Данилович был русским князем

В Скандинавию, как и в другие страны Европы, его русско-ордынские войска действительно вошли, когда двинулись из Руси на запад и на северо-запад. Первоначальным уделом Юрия = Рюрика был Ростов, ЯРОСЛАВЛЬ и другие окрестные города, входившие в Великий Новгород. Обратим здесь внимание, что русская летопись словом НОВГОРОД называет не город, а Русскую землю: «От тех варяг прозвася Руская земля, Новгород». Это полностью соответствует высказанной нами гипотезе, что Новгород был в то время общим названием нескольких городов вокруг Ярославля.

Более того, сами историки сообщают нам, что в старых византийских документах был, оказывается, распространен термин РУССОВАРЯГИ, то есть попросту русские-варяги. Историки, конечно, поспешно начинают объяснять нам, будто подобное название возникло лишь в результате «ассимиляции».

ГДЕ НА ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТЕ МИРА СОХРАНИЛОСЬ ИМЯ ВАРЯГОВ

Но если варяги — это русские, скажут нам, то где же варяги на Руси? Открываем географический атлас. Посмотрим — где же НА КАРТЕ МИРА сохранилось до нашего времени географическое название ВАРЯГ. Ответ таков. На современной карте мира, во всяком случае, в большом географическом атласе, название ВАРЯГ встречается РОВНО ОДИН РАЗ -это город ВАРЕГОВО, около ЯРОСЛАВЛЯ.
Вот где сохранился единственный осколок старого названия ВАРЯГ. Ни в Скандинавии, ни в Америке, ни даже в Австралии, современный атлас имени Варяг НЕ УКАЗЫВАЕТ.
Как сообщает Н.М.Карамзин, в Новгороде есть Варяжская церковь и Варяжская улица. Н.М.Карамзин считает, что Балтийское море — это Варяжское море. Ничего удивительного здесь нет. Русские-варяги торговали с Западом, в частности, и через Балтийское море. Потому его и прозвали Варяжским, то есть Русским. Повторим, что варяги — это русские.

ВАРЯГИ — ЭТО ВРАГИ

И снова зададимся вопросом. Кто такие варяги? Наша гипотеза о происхождении этого имени такова. ВАРЯГИ — это ВОРОГИ, ВРАГИ. То есть, не национальность, а название ВРАЖДЕБНОЙ СИЛЫ, пришедшей к власти в объединенной Руси. Варяг или ворог — это попросту одна из форм русского слова ВРАГ. Как мы уже понимаем, часть ЗАПАДНЫХ древне-русских первоисточников естественно восприняла завоевание Чингиз хана как ВРАЖЕСКОЕ = ВАРЯЖСКОЕ нашествие. Недаром «монголо-татары» были объявлены затем «врагами Руси», в определенной части документов.
Наше резюме. Начало Повести Временны’х Лет отражает западно-русскую или западно-славянскую точку зрения на объединение русских княжеств. Они говорили: враг, то есть варяг Рюрик взял власть на Руси.



Перед нами — точка зрения ПОБЕЖДЕННОЙ западной стороны, политической партии, по-видимому присоединенной к Империи силой. Возможно, кстати, в этом одна из причин, почему восточная русско-Ордынская династия Чингиз-Хана в некоторых летописях была объявлена «плохой», «иноземной», установившей «монгольское иго». Побежденные западники особо громко выражали свое недовольство. Их возбужденный голос дошел до потомков. Проигравших можно понять. Скорее всего, объединение Империи сопровождалось кровавыми войнами с несогласными. Как мы видим и сегодня, голос побежденных часто звучит громче голоса победителей. Побежденные находят сочувствие и поэтому их летописи иногда имеют больше шансов уцелеть в потоке времени.

КАКОЙ НОВГОРОД ОСНОВАЛ РЮРИК

Рюрик-Юрий основал Новгород на реке Волхов. Все правильно. По-видимому, речь идет о Ярославле, расположенном на реке Волге. ВОЛХОВ — это, вероятно, одно из ранних названий ВОЛГИ. И лишь затем, когда историки передвинули имя Новгород на его современное место, Волжское название Волхов также сместилось и приклеилось к реке, протекавшей через современный Новгород. И эта речка стала называться Волхов.

Географические названия переезжали и дублировались. Мы это неоднократно демонстрировали. Впрочем, могло быть и по-другому. Современный город Новгород был когда-то основан выходцами из Новгорода-Ярославля. Они и прозвали протекавшую там небольшую реку привычным им именем Волхов, то есть Волга (от слова «влага»?), а город — Новгородом. Так поступали и эмигранты нашей эпохи, переселяясь из Европы в Америку. В Америке есть название Москва и т.д.

ЧТО ТАКОЕ ИЛЬМЕРЬ

Рюрик-Юрий основывает Новгород рядом с Ильмерем. Что такое Ильмерь? Чуть ниже летопись говорит о народе МЕРЬ, столицей которого был Ростов. А Ростов — совсем рядом с Ярославлем.

ГДЕ БЫЛА СТОЛИЦА РЮРИКА

Итак, мы нашли практически все географические названия, упомянутые в сказании «о призвании Рюрика». Все они оказались сосредоточенными вокруг Ярославля. Да и перечень городов, приводимый здесь летописью, — Полоцк, Белозерск, Ростов, Муром, ясно показывает географическое положение столицы Рюрика = Юрия. Это мог быть Ростов или Ярославль, но никак не современный Новгород на современном Волхове.

Миф, созданный «норманистами», настолько силён, что до сих пор, когда слышат о «варягах», представляют норманнов, викингов. Тот факт, что варяги были славянами и при этом отличными мореходами, воителями (недаром их именем было названо Балтийское море), с трудом укладывается в головах. Хотя историки и не отрицают, что в дружинах русов-варягов могли быть воины и из соседних племён – даны, саксы, пруссы и пр.

Большинство, если что-то и знает о славянах Центральной и Северной Европы, то представляет их безответными жертвами агрессии крестоносцев. Возможно, кто-то слышал о том, что они населяли просторы современной Германии, Австрии, у них был знаменитый храм Световита в граде Аркона на острове Руян (Рюген).

В России тема западных славян-вендов (варягов) стала очередным «белым пятном». Если в Российской империи, ещё выходили исследования посвященные вендам – Александра Гильфердинга (« балтийских славян» 1855 года, «Борьба славян с немцами на Балтийском поморье в средние века» 1861 года, «Остатки славян на южном берегу Балтийского Моря» 1862 года), Степана Гедеонова (автор труда «Варяги и Русь»), то в СССР тему вообще почти не затрагивали. Даже не переиздавали труды дореволюционных исследователей. Не переиздавалась в Советском Союзе и «История русской жизни с древнейших времён» крупного русского историка и археолога Ивана Забелина, который отошёл от норманнской теории (в его работе подробно рассматривалась и жизнь вендов). Интересен тот факт, что в СССР издавали дореволюционных историков-«норманистов» - М. П. Погодина, Н. М. Карамзина, С. М. Соловьёва и других.

Занятия вендов-варягов. Расселение

В статье ВО мы узнали, что западные славяне были очень близки ильменским словенам («новгородцам»). Это доказывают материалы археологии, антропологии, лингвистики, мифологии, данные ряда письменных источников. Понятно поэтому, почему образы былинных новгородских героев «Садко» и «Василия Буслаева» связаны с морем, а деятельность новгородских ушкуйников во многом аналогична походам варягов.

Море для вендов-варягов имело огромное значение, именно поэтому Балтийское море в ту пору и называлось Варяжским морем. Венды были отличными мореходами, купцами. Так, по данным исследователей В. Янина и Й. Херрмана, клады серебряных арабских монет в славянской Европе появились на столетие раньше, чем первые скандинавские клады. Клады вендов датируются концом VIII века нашей эры, а в Скандинавии концом IX столетия. Понятно, что венды контролировали в то время балтийскую торговлю. Они же первыми освоили путь из Варяжского моря на Восток (к арабам, персам и в Византию) через Восточную Европу.

Они, как и их восточные братья-славяне, обладали развитой городской культурой. По данным Восточнофранкской таблицы племён (Баварский Географ), этот источник перечисляет славянские племена IX века на восточной границе Франкской империи, а также называет численность их городов, у вендов были десятки и сотни градов-«гардов». К примеру: у северных бодричей-ободритов (южные жили на Дунае в районе Белграда) было 53 города. У каждого города был свой управитель-князь. У племени глинян, они входили в союз бодричей, было 9 городов. У лютичей (вильцев) насчитывалось 95 городов и 4 области, видимо, это территории 4-х племён – хижан, черезпенян, доленчан, ратарей-ретран. Гавеляне (или гевеллы, стодоряне) имели 8 городов, главным был Бранибор (современный Бранденбург). Лужицкие сербы-сорбы, они проживали на территории современных федеральных земель Бранденбург и Саксония, имели 50 городов.

Интересен и тот факт, что Ганзейский союз - союз германских свободных городов в XIII-XVII веках в Северной Европе, созданный для защиты торговли от пиратов и феодалов, состоял в основном из городов, которые были основаны славянами. В их числе Бремен, Берлин, Бранденбург, Кёнигсберг, Щецин, Венден, Любек-Любеч, Росток и др. Имел тесные связи с Ганзой и Новгород. Фактически Ганза наследовала торговлю вендов-варягов.

Северогерманский хронист, монах Адам Бременский (умер после 1081 года) считал славянский город Волин (Волын) в устье реки Одры (современный Одер) «самым большим городом Европы». А это писал католический монах, не имевший никаких симпатий к язычникам, прибалтийским славянам.

Понятно, что торговлей венды не ограничивались, они занимались земледелием, скотоводством, охотой. Наличие десятков городов и торговли говорит о развитых ремёслах.

Славились венды-варяги своей воинственностью, что подтверждают и образы князей-воинов Рюрика, Олега, Ингоря-Игоря, Святослава. Так, название союза племён лютичи (они жили между Одрой, Варяжским морем и Лабой-Эльбой), переводится с праславянского, как «лютые, жестокие». Их ещё называли вильцы – волки и велеты (богатыри, великаны). Центром союза племён лютичей был город Ретра, где святилище Радогоста (по другим данным бога Сварога, или Огня Сварожича). Город и святилище располагались на территории самого могучего племени союза лютичей - ратарей (редариев, ретрян). Все основные решения племени и союза принимались на большом собрании (вече), а центральная власть отсутствовала. Князей выбирали как военных вождей из представителей славных, знатных родов. Ещё одной из столиц союза лютичей являлся город Аркона, располагавшийся на острове Руян (современное название Руян), там располагалось ещё одно знаменитое святилище - бога Святовита (Световита, Свентовита). Это была область племени руян, ругов. Аркона также славна своей особой дружиной из 300 воинов, белых витязей (возможно, эта дружина послужила основой для образа 33 богатырей в произведениях Пушкина "Руслан и Людмила" и "Сказка о царе Салтане"). Более трёх столетий Аркона была центром сопротивления вендов-варягов против агрессии христианского Запада.

Лютичи имели колонии в современной Голландии – города Вильтбург и Славенбург. По данным некоторых западных источников (к примеру, об этом сообщает Утрехтский летописец), лютичи вместе с саксами ходили на Британию ещё с V века нашей эры и основали там город Вильтон и графство Вильтшир. В 8-9 века лютичи продолжали тревожить Англию набегами. Видимо, именно с той поры в английский эпос вошло имя славянского бога смерти и разрушения – Чернобога. Советский историк В. В. Мавродин упоминал о славянских погребениях в Англии.

Славились своей воинственностью и морскими походами и ободричи. Особенно этим отличалось племя вагров. Это племя проживало на северо-западе ареала союза бодричей – в Вагрии (полуостров на востоке современной немецкой земли Шлезвиг-Гольштейн). Главным городом вагров был Старигард (Старград), после захвата и христианизации земли переименованный в Ольденбург. Вагры постоянно нападали на земли скандинавов, данов (предков датчан) и считались свирепейшими пиратами. В 9 столетии датские короли даже пытались отгородиться от вагров т. н. Славянским валом, огородив полуостров системой укреплений. И это даны, которые сами ходили походами на Британию и земли франков, штурмовавшие Париж. Славяне даже начали колонизацию территории современной Дании, археологами найдены славянские поселения, клады с славянскими вещами, керамику. Есть и множество славянских названий с той эпохи – Крамнице, Биннице, Тиллице, Корзелице и т. д.

Основывали славяне поселения и на землях современной Швеции. Так, славянские колонии обнаружены на шведском острове Эланд и Сконе - в исторической провинции в южной Швеции. Датский летописец Саксон Грамматик (около 1140 - после 1208 года) в 16-томной хронике «Деяния данов» сообщает, что на Эланде стояли славянские дружины. Подтверждают этот факт и данные археологии. Прослеживается значительное влияние славян в Вендельской культуре, в Средней Швеции. Эта культура процветала в период VI – конца VIII столетия нашей эры. Это доказывает и наличие в погребениях конных воинов – всадников. Это совершенно не типично для скандинавов, они были пешими воинами и характерно для западных славян-вендов, их воины были не только отличными мореходами, но и всадниками. Да и сами свеи (предки шведов), судя по сагам, считали жителей округи Венделя чужаками.

Большая колония славян была и в Бирке. Это был древнейший город на территории современной Швеции, крупнейший торговый центр в 800-975 годах. Этот факт доказывают археологические находки, которые дают большое число славянских украшений, керамики. Более подробно с темой славянского наследия в Центральной и Северной Европе можно ознакомиться в работе замечательного современного историка Льва Прозорова «Варяжская Русь». Интересный взгляд на проблему славян в Европе изложен и в работе Юрия Петухова «Норманны. Русы Севера».

Заметным было участие славян-вендов (в некоторых источниках их называют «вандалы») и в жизни Европы и в более поздний, т. н. период викингов - с VIII по XII века. Многие походы, которые историки-«норманисты» приписывают скандинавам-викингам, в реальности совершили славяне-венды или их участие было весьма значительным. Интересен тот факт, что знаменитые «лагеря викингов» (или Датские круговые замки) выстроены по плану славянских укреплений. Так, в Дании найдены следы 4 укреплений – Аггерсборг, Фиркат, Ноннебаккен, Треллеборг, а в Швеции 2 лагерей – Боргеби, Треллеборг. Причём, шведские лагеря расположены в области Сконе, где, как уже сообщалось выше, найдены следы славянского присутствия. В этих же укреплениях находят славянскую керамику. Есть мнение, что доля вендов-славян (варягов) составляла в ватагах «викингов» до половины и даже более.

Западная же пропаганда превратила «викингов» исключительно в представителей скандинавских, германских племён. Поэтому, смотря на произведения западных режиссеров и видя «викингов», хорошо бы понимать, что как минимум часть, а то и большинство «норманнов» представляли славянские воины из племён вендов-варягов, наших пращуров, давших нам первую известную общерусскую княжескую династию.

Венды-варяги оказали большое влияние не только на историю Северной и Западной Европы, но и Восточной. Их следы есть в Прибалтике. Так, в устье Двины до 13 столетия жило племя вендов. Венды оказали определённое влияние на прибалтийские финно-угорские и балтские племена (дали некоторые имена, обычаи). Венды основали будущий Ревель-Таллин (славянская Колывань). После нескольких столетий войн, которые шли с крестоносцами, часть вендов-варягов поселилась в Прибалтике и Новгородчине.

Говорят, «поскреби русского – найдешь татарина». С такой же уверенностью можно сказать: «поскреби русского – найдешь варяга».

Поскреби викинга…

Викинги – не национальность, а призвание. «Люди из бухты» - так переводится это воинственное слово с древненорвежского языка - доставляли немало хлопот цивилизованному миру на рубеже второго тысячелетия. Морские кочевники держали в страхе Европу - от Британских островов до Сицилии. На Руси же во многом благодаря викингам появилась государственность.

Среди викингов преобладали скандинавы-германцы. Дурная слава о них ходила от Каспийского до Средиземного моря. Кроме того, викингами были славяне-поморы и куршские балты, державшие в напряжении всю Балтику VIII-IX веков.

По данным генетической лаборатории Roewer, опубликованным в 2008 году до 18% русских являются потомками выходцев из Северной Европы. Это обладатели гаплогруппы I1, обычной для Норвегии и Швеции, но нетипичной для России. «Потомков викингов» находят не только в северных, но и в южных городах.

На Руси скандинавов знали как варягов , русов и колбягов . В это время на Западе в ходу было лишь название норманны – «северные люди».

Русы

По одной из гипотез, русы были шведским племенем. Финны до сих пор помнят об этом и называют их ruotsi , а эстонцы – rootsi . Ruothi называют себя шведские саамы. Коми и восточные финно-угорские племена называют уже самих русских - rot’ s , ruts . Это слово и в финских, и в европейских языках восходит к обозначению красного или рыжего цвета.

Говорим «русы», подразумеваем «шведы». В такой форме они упоминаются в документах Византии и европейских государств. «Русские имена» в документах и договорах IX-X веков оказались на поверку скандинавскими. Обычаи и внешность русов подробно описывались арабскими историками и подозрительно похожи на образ жизни и облик шведских викингов.

Для «людей из бухты» русские земли не представляли широкого простора для морских походов. И все-таки богатства восточных миров притянули к себе самых авантюристичных. Поселения русов раскинулись по главным водным артериям – Волге, Днепру, Западной Двине и Ладоге.

Ладога – первый город скандинавов в России. Сказания упоминают его как крепость Альдейгъюборг. Она была построена примерно в 753 году, расположившись напротив успешной торговой крепости славян. Здесь русы освоили арабскую технологию изготовления денег. Это были глазчатые бусы, первые русские деньги, за которые можно было купить раба или рабыню.

Основными занятиями русов были работорговля, грабежи местных племен и нападения на купцов. Спустя век после основания Ладоги о проделках русов узнали в Арабском халифате и Европе. Первыми начали жаловаться хазары. Набеги русов вредили их традиционному ремеслу - с помощью поборов и пошлин «снимать сливки» с торговли между западом и востоком. В IX веке русы были самым ненавидимым племенем. Они одолевали византийцев на Черном море и грозили устроить «бурю в пустыне» арабам.

Варяги

Варяги упоминаются в русских летописях, прежде всего, не как народ, а как военное сословие «заморского» происхождения. Под именем «варанги» (или «веринги») служили Византии и помогали охранять её границы от набегов своих же соплеменников – русов.

«Призвание варягов» – яркий пример эффективного менеджмента. Заморский князь уже не служил интересам кланов, племен и родов, проводя независимую политику. Чудь, словене, кривичи и весь смогли «поставить на паузу» постоянные распри и занять варягов делами государственной важности.

Варяги приняли христианство, когда это еще не стало на Руси мейнстримом. Нательные кресты сопровождали погребения воинов еще в IX веке. Если понимать «крещение руси» буквально, то оно произошло веком раньше – в 867 году. После очередного неудачного похода на Царьград, русы, сменив тактику, решили замолить грехи и отправили посольство в Византию с целью принять крещение. Где оказались эти русы потом – неизвестно, однако спустя полвека к ромеям наведывался Хельг, по недоразумению, оказавшийся язычником.

Гардар и Биармланд

В скандинавских сагах Русь называлась Garðar , дословно - «ограда», окраина мира людей, за которой располагались чудовища. Место не самое привлекательное, на любителя. По другой версии этим словом обозначались «гарды» – укрепленные базы викингов в России. В поздних текстах (XIV в.) название было переосмыслено как Garðaríki - «страна городов», что больше отражало реальность.

Городами Гардарики согласно сагам были: Сюрнес, Палтескья, Хольмгард, Кенугард, Ростофа, Сурдалар, Морамар. Не обладая даром провидения, в них можно узнать знакомые нам города Древней Руси: Смоленск (или Чернигов), Полоцк, Новгород, Киев, Ростов, Муром. Смоленск и Чернигов могут поспорить за имя «Сюрнес» вполне законно: недалеко от обоих городов археологи нашли крупнейшие скандинавские поселения.

Арабские писатели знали о русах многое. Они упоминали их главные города - Арсу, Куябу и Салау. К сожалению, поэтичный арабский язык плохо передает названия. Если Куябу можно перевести как «Киев», а Салау как легендарный город «Словенск», то насчет Арсы вообще ничего сказать нельзя. В Арсе убивали всех чужеземцев и ничего не сообщали о своей торговле. Некоторые видят в Арсе Ростов, Русу или Рязань, однако загадка далека от разрешения.

Темная история и с Биармией, которую скандинавские сказания помещали на северо-востоке. Там жили финские племена и загадочные биармы. Они говорили на языке, похожем на финский, и таинственно исчезли в XIII веке, к моменту прихода на эти земли новгородцев. Эти земли по описаниям напоминают Русское Поморье. Скандинавы здесь оставили немного следов: в окрестностях Архангельска нашли лишь вооружения и украшения X-XII веков.

Первые князья

Летописям историки доверяют, но не верят и любят придираться к словам. Смущает «белое пятно» в свидетельствах о первых князьях-варягах. В текстах говорится о том, что Олег и княжил в Новгороде и брал с него дань, что суть противоречие. Это породило версию о «первой столице» Руси под Смоленском, где было крупнейшее скандинавское поселение. В то же время подливают масла в огонь и украинские ученые. Они заявляют, что нашли под Черниговом могилу «варяжского князя».

Имена первых русских князей по документам звучали иначе, чем в «Повести временных лет». Если о Рюрике нет почти никаких известий, то Игорь «по паспорту» был Ингером, Олег и Ольга – Хельгом и Хельгой, а Святослав – Сфендославом. Скандинавами были первые князья Киева – Аскольд и Дир. Именам князей Турова и Полоцка – Туру, Рогнеде и Рогволоду – тоже приписывают скандинавские корни. В XI веке русские правители «ославянились» настолько, что скандинавские княжеские имена были скорее редким исключением.

Судьба варягов

Государство Рюриковичей к X-XII стало очень богатым, и могло позволить себе просто «купить» нужных для службы варягов. Их оставляли в городских гарнизонах и дружине. Нападения викингов на русские города были бы делом бессмысленным. Легче было получить хорошее жалование за службу.

В городах простой народ с варягами часто не ладил – случались стычки. Вскоре ситуация начала выходить из-под контроля и Ярославу Владимировичу пришлось ввести «понятия» - Русскую правду. Так появился первый в истории России правовой документ.

В XII веке завершается эпоха викингов. На Руси упоминания о варягах исчезают из летописей уже к XIII веку, а русы растворяются в славянском русском народе.

Кто это – варяги? Известно о них то, что это определенная группа людей – то ли этническая, то ли профессиональная, которая некогда существовала на территории Северной Европы, на Руси и в Византии. Слово «варяги», кроме русского, присутствует и в древнескандинавском, и в греческом языках. Так кто это – варяги? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Нестор о варягах-норманнах

Вопрос, касающийся того, кто это – варяги, откуда они пришли на Русь, кем были по национальной принадлежности и по профессии, на сегодняшний день остается дискуссионным в исторической науке. Как правило, считается, что на Руси варягами звали выходцев из скандинавских стран, а также их соседей – славян, проживавших в районе Балтики.

Есть исторические сведения о том, что в Древнерусском государстве они жили в период с IX по XII век, а в Византии – с XI по XIII. Варяги были известны в качестве воинов-наемников и торговых людей.

В «Повести временных лет» («Несторова летопись») – наиболее раннем из сохранившихся до наших дней летописном документе XII века – они называются «варяги-русь». С ними связывается появление государства под названием «Русь». То есть здесь прослеживается приверженность так называемой норманнской теории, согласно которой варяги – это северные люди. Представителей этого народа русичи пригласили на царство. Так совершилось «призвание варягов».

Существуют и другие источники, которые указывают на близость понятия «варяги» с викингами из Скандинавии. В них указывается на то, что, начиная с XII века, слово «варяги» в русском языке заменяется словом «немцы». Есть ряд скандинавских и византийских документов, в которых сообщается о том, что некоторые из викингов в XI веке нанимались на службу в византийские войска, в том числе и в особый императорский отряд. Византийцы называли их «варанги», а скандинавы – «вэринги».

Другой взгляд – «славянский»


Другие же источники проповедуют славянскую теорию, говорящую о том, что Русь – это славянские народы, и Древнерусское государство, или Киевская Русь, появилось в процессе продвижения на юг с северных районов (начиная с первой половины IX века) «русского рода», который представлял собой объединение воинов-дружинников под предводительством новгородского князя.

Ему удалось подчинить себе ряд племен, среди которых: восточные славяне, прибалты, финно-угорцы. Кроме того, в зависимость от него попала часть племенных союзов, созданных восточными славянами.

Таким образом, отзывы о варягах, их происхождении и роли в образовании Древнерусского государства, о «норманнской» и «славянской» теориях со стороны исследователей характеризуются как неоднозначные. Обе теории являются спорными, так как ни одна из них не подтверждается достоверными, непротиворечивыми источниками. И поэтому история Руси не может быть реконструирована с достаточной степенью надежности.

Суть «варяжского вопроса»


Основными проблемами, а точнее комплексом проблем, по которому ученые расходятся в своем мнении, являются такие вопросы, как:

  1. Какова этническая принадлежность варягов как целого народа?
  2. Каково происхождение народа как общности, принадлежавшей одному из племен варягов?
  3. Какая роль принадлежит варягам в развитии государственности у восточных славян?
  4. В чем их значение в формировании древнерусской народности?
  5. Каково происхождение названия народа «русь»?

Над этими вопросами ученые продолжают биться и по сегодняшний день, но не могут прийти к единому мнению. При этом появляются новые сведения, делаются новые открытия. Далее рассмотрим краткую историю развития вопроса.

Варяги – все-таки кто это?


Приведем несколько взглядов ученых-историков на то, кем являлись варяги:

  1. Нестор в «Повести временных лет», рассказывая о призвании на правление варягов, рассматривает их как отдельный народ. Его он упоминает в числе других народов, таких как: норманны (норвежцы), свеи (шведы), англичане, готы. Само же племя Рюрика, которому (якобы) было предложено править славянским народом, ассоциируется с народом «русь». Таким образом, летописец рассматривает варягов и русь вместе, называя их «варяги-русь».
  2. Н.М. Карамзин говорил о варягах как о нескольких скандинавских народах. Этой версии придерживается большинство историков и сегодня.
  3. Существуют предположения о том, что они принадлежали к финнам, пруссам, балтийским славянам, варягам «руського» (что значит «соляного») промысла, находившегося на южном берегу озера Ильмень, что в Новгородской области.
  4. Также имеет место версия И. Эверса, согласно которой варяги разделялись на северных и южных. При этом первые вели свое происхождение от скандинавов, а вторые были прародителями казаков, вышедших из хазар. Это были так называемые славяне Великой степи, давшие начало правящему Русскому роду.

Версия А.Г. Кузьмина

Советский и российский ученый, историк и публицист, А.Г. Кузьмин, автор многих работ о происхождении Древней Руси, стоял на позиции антинорманизма. Он считал, что варягами были племена, которые населяли Вагрию. Их называли «вары», «вагры», «варины». Сегодня Вагрией называется полуостров, находящийся на востоке земли Шлезвиг-Гольштейн в Германии.

В Средневековье так именовались земли, распространенные по значительно более обширной территории. Как говорит «Славянская энциклопедия», Вагрия является историческим названием области, располагавшейся между Балтийским морем, островом Фемарн, реками Свентиной и Травой. С X века она подвергалась многочисленным разорительным набегам немецких феодалов, а в начале XII была ими захвачена.

По мнению А.Г. Кузьмина, после жителей Вагрии варягами стала называться вся совокупность славянских народов, которые проживали на южных берегах Балтийского моря, то есть от польского Поморья до самой Вагрии включительно. А еще позже так назвали и других жителей Европы, которые были подданными франкских королей.

Таким образом, однозначного ответа о происхождении варягов и их роли в образовании Русского государства на сегодняшний день не существует, но ученые продолжают свою кропотливую работу.

Восточный торговый путь


Морской и речной путь, пролегавший от Балтийского моря в Византию через восточную Европу в начале X – середине XIII века, назывался путем «Из варяг в греки», или «Варяжский путь», или «Восточный путь». Он являлся одним из водных путей, который контролировался представителями народов, проживавших на побережье Балтики. Оттуда он вел на юг, на восток Европы и в Малую Азию.

По мнению академика Д.С. Лихачева, эта торговая магистраль являлась важнейшей для Европы вплоть до XII века, до того момента, когда торговые связи между севером и югом переместились к западу. Из скандинавских стран на юг везли железо, оружие, амбру, изделия из кожи кита, моржовую кость, художественные товары.

А также изделия, которые являлись предметом грабежа, осуществляемого викингами на землях Западной Европы: ткани, драгоценности, утварь из серебра, французские вина. Из Византии поставлялось вино, пряности, ювелирные изделия, иконы, книги. Из Руси – меха, лен, воск, мед, смола, кожа, оружие, хлеб, изделия ремесленников, серебро в монетах.

Нужно отметить, что долгое время граница между торговлей и грабежом на пути из варяг в греки была размытой.