Объяснение 15 главы евангелия от матфея. От матфея святое благовествование. Введение к книгам нового завета

О соблюдении преданий старцев

1 Тогда приходят к Иисусу иерусалимские книжники и фарисеи и говорят:

2 «Зачем ученики Твои преступают предание старцев? Ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб».

3 Он же сказал им в ответ: «Зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?

4 Ибо Бог заповедал: „Почитай отца и мать“ и „Злословящий отца или мать смертью да умрет“.

5 А вы говорите: „Если кто скажет отцу или матери: "Дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался", –

6 тот может и не почтить отца своего или мать свою“. Таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим.

7 Лицемеры! Хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря:

8 „Приближаются ко Мне люди эти устами своими и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня;

9 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим“».


Что оскверняет человека

10 И, призвав народ, сказал им: «Слушайте и разумейте!

11 Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека».

12 Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: «Знаешь ли, что фарисеи, услышав слово это, соблазнились?»

13 Он же сказал в ответ: «Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится;

14 оставьте их: они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму».

15 Петр же, отвечая, сказал Ему: «Изъясни нам притчу эту».

16 Иисус сказал: «Неужели и вы еще не разумеете?

17 Еще ли не понимаете, что всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон?

18 А исходящее из уст – из сердца исходит, и это оскверняет человека,

19 ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления.

20 Это оскверняет человека, а есть неумытыми руками – не оскверняет человека».


Вера хананеянки

21 И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны тирские и сидонские.

22 И вот женщина хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: «Помилуй меня, Господи, Сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется».

23 Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: «Отпусти ее, потому что кричит за нами».

24 Он же сказал в ответ: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева».

25 А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: «Господи! Помоги мне».

26 Он же сказал в ответ: «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам».

27 Она сказала: «Так, Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их».

28 Тогда Иисус сказал ей в ответ: «О женщина! Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему». И исцелилась дочь ее в тот час.


Исцеление множества людей

29 Перейдя оттуда, пришел Иисус к морю Галилейскому и, взойдя на гору, сел там.

30 И приступило к Нему множество народа, имея с собой хромых, слепых, немых, увечных и иных многих, и повергли их к ногам Иисуса; и Он исцелил их;

31 так что народ дивился, видя немых говорящими, увечных здоровыми, хромых ходящими и слепых видящими, и прославлял Бога Израилева.

Как пользоваться данным толкованием 15 главы Евангелия от Матфея ?

  1. Заглавный номер – это номер стиха или стихов, который будет обсуждаться.
  2. Дальше следуют места Писания в логическом порядке.
  3. Поразмышляв над ними, и соединив это в логическую цепь, ты поймешь суть обсуждаемого места, его истинный смысл.

Матфея 15:1-6

1 Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят: 2 зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб. 3 Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? 4 Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. 5 А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар [Богу] то, чем бы ты от меня пользовался, 6 тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим.

  • Как сегодня – так и в дни Христа существовали дополнительные предания, ритуалы и правила, придуманные людьми плотскими, не рождёнными от Святого Духа. Таковые верующие, не способны понимать СУТИ заповедей, данных через Моисея. Апостол Павел – напротив, писал о себе (и своих собратьях) так: «А нам Бог открыл [это] Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным» (1Кор.2:10,13).
    В некоторых случаях, «Моисеев Закон» действительно требовал омываться водой и выстирывать одежды – однако, это являлось образом указывающим на духовное очищение верующих «водой»-Духом Бога. Проявляя такие плоды Духа-«воды», как: любовь, благость, милосердие, веру и т.д. , фарисеи и их последователи получили бы истинное очищение, принимая истинный «Хлеб»-Христа.
  • 1 И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: 31 Так предохраняйте сынов Израилевых от нечистоты их, чтоб они не умерли в нечистоте своей, оскверняя жилище Мое, которое среди них: ((см. Лев 15:1,31))
  • 1 Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим 2 и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; 4(а) связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, 25 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. 23(в,г) и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. (Мат 23:1,2,4(а),25,23(в,г))
  • Притчи 30:12,11,13 12 Есть род, который чист в глазах своих, тогда как не омыт от нечистот своих. 11 Есть род, который проклинает отца своего и не благословляет матери своей. 13 Есть род - о, как высокомерны глаза его, и как подняты ресницы его!

Матфея 15:7-9

7 Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: 8 приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; 9 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.

  • 1 И сказал Господь Моисею, говоря: (Исход 25:1)
  • 20 Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил. 21 блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем. (Исход 23:20,21)
  • 37 Это тот Моисей, который сказал сынам Израилевым: Пророка воздвигнет вам Господь Бог ваш из братьев ваших, как меня; Его слушайте. 38 Это тот, который был в собрании в пустыне с Ангелом, говорившим ему на горе Синае, и с отцами нашими, и который принял живые слова, чтобы передать нам, (Деян 7:37,38)
  • 14(а) И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; (Иоан 1:14(а))
  • 43 Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете. 44 Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? 42 но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу. (Иоан 5:43,44,42)
  • 13(а,д) И сказал Господь: и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих; (Исаия 29:13(а,д))
  • 51(а) Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, (Деян 7:51(а))

Матфея 15:10-14

10 И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте! 11 не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека. 12 Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились? 13 Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; 14 оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.

  • Здесь стоит сделать акцент на словах: «они – слепые вожди слепых». Несмотря на благочестивый внешний вид духовных вождей Израиля, Господь говорил о том, что это «род лукавый и прелюбодейный», который дополнял вину своих отцов (Матф.23:27-36.). Пророк Исаия, обращаясь к иудеям писал: «Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский!» (Ис.1:10). Содомляне, не приняли двух ангелов – свидетелей, за что они были поражены слепотой (Быт.19:1,4-11.). Духовные содомляне – иудеи, так же, не приняли двух вестников: Иоанна Крестителя и Господа Иисуса (Матф.17:12,13.). По этому, всё тот же пророк Исаия, писал о наказании тем, что «содомляне» времени Христа духовно ослепнут, потеряв разум (Исаия.29:13,14. Исаия.8:14,15.).
    Вторая часть ниже приведённых мест Писания, является предостережением для нас. В особенности для тех, кто доживёт до признака пришествия Христа; тех, кто не раскаявшись, отвергнет проповедь истинных последователей Господа о которых написано в: Дан.11:32-35. Откр.11:3-8. (*** Так же, см. статью: «Христианство в последние дни – Тайны Библии»)
  • 4 Обрежьте себя для Господа, и снимите крайнюю плоть с сердца вашего, мужи Иуды и жители Иерусалима, чтобы гнев Мой не открылся, как огонь, и не воспылал неугасимо по причине злых наклонностей ваших. (Иер 4:4)
  • 6 и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам, 9 то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания, (2Пет 2:6,9)
  • 10 Тогда мужи те простерли руки свои и ввели Лота к себе в дом, и дверь заперли; 11 а людей, бывших при входе в дом, поразили слепотою, от малого до большого, так что они измучились, искав входа. (Быт 19:10,11)
  • 10 Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский! (Исаия 1:10)
  • 14 то вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет. (Исаия 29:14)
  • 14(а) И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, 15 И многие из них преткнутся и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены. (Исаия 8:14(а),15)
  • 11 Все это происходило с ними, [как] образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков. (1Кор 10:11)
  • 10 Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут [в искушении]; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют. (Дан 12:10)
  • 8(а) И тогда откроется беззаконник, 9(б,в) того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, 10 и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. 11 И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, 12 да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду. (
  • 8 И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира. 9 Кто имеет ухо, да слышит. (Откр 13:8,9)
  • 2(б) ибо не во всех вера. 3 Но верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого. 4 Мы уверены о вас в Господе, что вы исполняете и будете исполнять то, что мы вам повелеваем. 5 Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово. (2Фес 3:2(б)-5)

Матфея 15:14,21-28

14 оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму. 21 И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. 22 И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. 23 Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. 24 Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. 25 А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. 26 Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. 27 Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. 28 Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.

  • 25(а) Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, 26 и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую; (Лук 4:25(а),26)
  • 17(а,в) После этого заболел сын этой женщины, что не осталось в нем дыхания. 22 И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил. (3Цар 17:17(а,в),22)
  • 27 много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина. (Лук 4:27)
  • 29 И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием. 30 И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними. (Лук 13:30,29)
  • 2 Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям, - 1(а,б) Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня. (Исаия 65:2,1(а,б))

Матфея 15:24

24 Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.

  • 46 (а,б) Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, (Деян 13:46(а,б)))
  • 44 И сказал фараон Иосифу: я фараон; без тебя никто не двинет ни руки своей, ни ноги своей во всей земле Египетской. 40 ты будешь над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя. 46(а) Иосифу было тридцать лет от рождения, когда он предстал пред лице фараона, царя Египетского. 47 Земля же в семь лет изобилия приносила [из зерна] по горсти. 50 До наступления годов голода, у Иосифа родились два сына, которых родила ему Асенефа, дочь Потифера, жреца Илиопольского. [Иосиф - образ Христа] (Быт 41:44,40,46(а),47,50)
  • 14(а) Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. 20(г) И поставил Ефрема выше Манассии. (Быт 48:14(а),20(г))
  • 31 Многие же будут первые последними, и последние первыми. (Марк 10:31)
  • 31 Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, 6 Ибо будет день, когда стражи на горе Ефремовой провозгласят: "вставайте, и взойдем на Сион к Господу Богу нашему". 9(в) ибо Я - отец Израилю, и Ефрем - первенец Мой. (Иер 31:31,6,9(в))

Матфея 15:26-28

26 Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. 27 Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. 28 Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.

  • 9 Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай, 10 и виноградника твоего не обирай дочиста, и попадавших ягод в винограднике не подбирай; оставь это бедному и пришельцу. Я Господь, Бог ваш. (Лев 19:9,10)
  • 17(а) ибо Господь, Бог ваш, 18(б,в) любит пришельца, и дает ему хлеб и одежду. (Втор 10:17(а),18(б,в))
  • 2(а,б) И сказала Руфь Моавитянка Ноемини: пойду я на поле и буду подбирать колосья по следам того, у кого найду благоволение. 3(б) И случилось, что та часть поля принадлежала Воозу, который из племени Елимелехова. (Руфь 2:2(а,б),3(б))
  • 1 Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. 5(б) Вооз родил Овида от Руфи; (Мат 1:1,5(б))
  • 51 Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. (Иоан 6:51)
  • 5 и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены, 11(а) Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти,- 13 А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. 8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: (Ефес 2:5,11(а),13,(8))

Матфея 15:30,31

30 И приступило к Нему множество народа, имея с собою хромых, слепых, немых, увечных и иных многих, и повергли их к ногам Иисусовым; и Он исцелил их; 31 так что народ дивился, видя немых говорящими, увечных здоровыми, хромых ходящими и слепых видящими; и прославлял Бога Израилева.

  • 17 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни. (см. Мат 8:17;)

Матфея 15:32,36,37

32 Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге. 36 И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу. 37 И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных,

  • Знамение с хлебами, является образом спасения истинного, ведущего к вечной жизни с Богом. Евангелия указывают на то, что это знамение Господь дал дважды. В первом случае было собрано двенадцать корзин хлебов, во втором – семь; и это не было случайностью.Знамение с хлебами, является образом спасения истинного, ведущего к вечной жизни с Богом. Евангелия указывают на то, что это знамение Господь дал дважды. В первом случае было собрано двенадцать корзин хлебов, во втором – семь; и это не было случайностью. Ниже приведённые места из Писания указывают, что Иосиф, сын Иакова, был пророческим образом Христа-Спасителя; которого так же предали «братья» – но благодаря этому спасся Израиль. Иосиф (как и Христос), получил великую царскую власть, призвав к Себе двенадцать патриархов Израиля и народ отца – семьдесят человек. И корзины с хлебами (12 и 7(Х10)) символически указывали на то, что, Небесный хлеб – Христос, стал «отцом вечности» небесному Израилю, Своим духовным братьям, последователям, призванным к царственному священству.
  • 48 Я есмь хлеб жизни. 27 Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать [Свою] Отец, Бог. (Иоан 6:48,27)
  • 23 Если кто имеет уши слышать, да слышит! (Марк 4:23)
  • 42 И снял фараон перстень свой с руки своей и надел его на руку Иосифа; одел его в виссонные одежды, возложил золотую цепь на шею ему; 43(а) велел везти его на второй из своих колесниц и провозглашать пред ним: преклоняйтесь! 46(а) Иосифу было тридцать лет от рождения, когда он предстал пред лице фараона, царя Египетского. (Быт 41:42,43(а),46(а))
  • 6(б,в) он и продавал хлеб всему народу земли. Братья Иосифа пришли и поклонились ему лицем до земли. 13 Они сказали: нас, рабов твоих, двенадцать братьев; мы сыновья одного человека в земле Ханаанской, и вот, меньший теперь с отцом нашим, а одного не стало. (Быт 42:6(б,в),13)
  • 17 это есть тень будущего, а тело - во Христе. (Кол 2:17)
  • 16 Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, 17(а) и, увидев Его, поклонились Ему, 18 И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. (Мат 28:16,17(а),18)
  • 28 Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, - в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. (Мат 19:28)
  • 19 Когда Я пять хлебов преломил для пяти тысяч [человек], сколько полных коробов набрали вы кусков? Говорят Ему: двенадцать. 20 А когда семь для четырех тысяч, сколько корзин набрали вы оставшихся кусков. Сказали: семь. (Марк 8:19,20)
  • 27(б) Всех душ дома Иаковлева, перешедших в Египет, семьдесят. (Быт 46:27(б))
  • 17(а) это есть тень будущего, (Кол 2:17(а))
  • 16(а,б) И сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых, которых ты знаешь, что они старейшины и надзиратели его, 17 Я сойду, и буду говорить там с тобою, и возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил. (Чис 11:16(а,б),17)
  • 5 Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. 4 И поставлю над ними пастырей, которые будут пасти их, и они уже не будут бояться и пугаться, и не будут теряться, говорит Господь. (Иер 23:5,4)
  • 11 И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, 12 к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, (Еф 4:11,12)
  • 1 Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней, ((см. Лук 9:1))
  • 1 После сего избрал Господь и других семьдесят [учеников], и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, ((Лук 10:1))

Матфея 15:36,37

36 И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу. 37 И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных,

  • Стихи приведённые ниже, показывают, что двенадцать апостолов Христа являлись в образном смысле слова «ручьями живой воды», через рукоположение которых подавалась истинная «живая вода»-Святой Дух. Далее, Псалом первой главы, указывает на пастырей истинной церкви, приносящих духовные плоды (семьдесят образных деревьев, из книги Исход 15:27). Смотри так же: Ефес.4:8,11,12. 1Пет.5:1-4. Лук.12:42-44.
  • 27 И пришли в Елим; там [было] двенадцать источников воды и семьдесят финиковых дерев, и расположились там станом при водах. (Исход 15:27)
  • 3(е) Это будет знамением дому Израилеву. (Иез 4:3(е))
  • 33 Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. (Деян 4:33)
  • 23 Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали. (Деян 14:23)
  • 1 Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, 2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! 3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет. (Пс 1:1-3)
  • 1 Вот, Царь будет царствовать по правде, и князья будут править по закону; 2 и каждый из них будет как защита от ветра и покров от непогоды, как источники вод в степи, как тень от высокой скалы в земле жаждущей. (Исаия 32:1,2)

Мат 15:36-38

36 И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу. 37 И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных, 38 а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей.

  • 3(е) Это будет знамением дому Израилеву. (Иез 4:3(е))
  • 35(а) Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; 51 Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. (Иоан 6:35(а),51)
  • 24 Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. (Иоан 12:24)
  • 33 Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все. 9 Кто имеет уши слышать, да слышит! (Мат 13:33,9)

Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят: зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб.

Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Ибо Бог заповедал: «почитай отца и мать»; и: «злословящий отца или мать смертью да умрет». А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: «дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался», тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим. Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: «приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим».

И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте! Не то́, что́ входит в уста, оскверняет человека, но то́, что́ выходит из уст, оскверняет человека.

Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились?

Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.

Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию.

Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете? Еще ли не понимаете, что всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? А исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления - это оскверняет человека; а есть неумытыми руками - не оскверняет человека.

И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова.

И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.

Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.

А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.

Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.

Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.

Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика́ вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.

Перейдя оттуда, пришел Иисус к морю Галилейскому и, взойдя на гору, сел там. И приступило к Нему множество народа, имея с собою хромых, слепых, немых, увечных и иных многих, и повергли их к ногам Иисусовым; и Он исцелил их; так что народ дивился, видя немых говорящими, увечных здоровыми, хромых ходящими и слепых видящими; и прославлял Бога Израилева.

Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге.

И говорят Ему ученики Его: откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить столько народа?

Говорит им Иисус: сколько у вас хлебов?

Они же сказали: семь, и немного рыбок.

Тогда велел народу возлечь на землю. И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики - народу. И ели все, и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных, а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей.

И, отпустив народ, Он вошел в лодку и прибыл в пределы Магдалинские.

1 Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят:

2 зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб.

3 Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?

4 Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.

5 А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар [Богу] то, чем бы ты от меня пользовался,

6 тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим.

7 Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря:

8 приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня;

9 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.

10 И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте!

11 не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека.

12 Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились?

13 Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится;

14 оставьте их: они—слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.

15 Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию.

16 Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете?

17 еще ли не понимаете, что всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон?

18 а исходящее из уст—из сердца исходит—сие оскверняет человека,

19 ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления—

20 это оскверняет человека; а есть неумытыми руками—не оскверняет человека.

21 И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.

22 И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.

23 Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.

24 Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.

25 А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.

26 Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.

27 Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.

28 Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.

29 Перейдя оттуда, пришел Иисус к морю Галилейскому и, взойдя на гору, сел там.

30 И приступило к Нему множество народа, имея с собою хромых, слепых, немых, увечных и иных многих, и повергли их к ногам Иисусовым; и Он исцелил их;

31 так что народ дивился, видя немых говорящими, увечных здоровыми, хромых ходящими и слепых видящими; и прославлял Бога Израилева.

32 Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге.

33 И говорят Ему ученики Его: откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить столько народа?

34 Говорит им Иисус: сколько у вас хлебов? Они же сказали: семь, и немного рыбок.

35 Тогда велел народу возлечь на землю.

36 И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу.

37 И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных,

38 а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей.

39 И, отпустив народ, Он вошел в лодку и прибыл в пределы Магдалинские.

1. Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят:

2. зачем ученики Твои преступают предание старцев? Ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб.

3. Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?

4. Ибо Бог заповедал: «почитай отца и мать»; и: «злословящий отца или мать смертью да умрёт».

5. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: «дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался»,

6. тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим.

7. Лицемеры! Хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря:

8. «приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня;

9. но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим».

По правилам фарисейского благочестия, перед принятием пищи и после неё непременно нужно было мыть руки, причём в Талмуде точно определено, сколько воды для этого достаточно, как мыть, когда именно, в каком порядке, если число присутствующих превышает пять. Этим правилам приписывалась такая значимость, что за несоблюдение их синедрион (совет старейшин) подвергал отлучению от синагоги. Иудеи почему-то верили, что Моисей на Синайской горе получил два закона: один, записанный им в книгах, а другой – незаписанный, который переходил из уст в уста от родителей к детям и после уже был записан в Талмуде. Этот закон назывался «преданием старцев», то есть древних мужей, древних учителей-раввинов. Предписания этого неписанного закона отличались большой мелочностью. Так, обычай умовения рук, внушённый вначале чистоплотностью, сам по себе полезный, стал предрассудком, который, наряду с другими, подобными же, становился пустым и вредным. Так, апостолы вместе со своим Божественным Учителем трудились для великого дела созидания Царствия Божия на земле и не имели иногда времени и хлеба вкусить (Мк.3,20), а фарисеи требовали от них строгого соблюдения всех этих мелочных преданий.

Господь указывает, что фарисеи во исполнение своего предания нарушают вполне определённую заповедь о почитании родителей. Предание это разрешало детям отказывать в материальной поддержке своим родителям, если они своё имущество объявляли «корваном», то есть посвящённым Богу. А посвятить в дар Богу можно было всё: и дом, и поле, и животных, причём сам посвящавший мог продолжать и дальше пользоваться своим имуществом, уплачивая небольшой выкуп в сокровищницу храма, но зато он считал себя свободным от всяких общественных повинностей, даже от обязанности заботиться о своих родителях, отказывая им и в необходимом для них пропитании. Называя за это фарисеев «лицемерами», Господь относит к ним пророчество Исаии (29,13), утверждая, что они чтут Бога только наружно, а сердцем они далеки от Него: напрасно думают таким путём угодить Богу, напрасно учат тому же и других.

Спаситель здесь не оправдывает учеников в несоблюдении мелочных фарисейских установлений, и допускает, что был некоторый род нарушения со стороны Его учеников человеческого установления. Но вместе с тем утверждает, что со стороны книжников и фарисеев было также нарушение и в гораздо большей мере, и в нарушении этом было виновато их предание.

Соблюдением преданий своих старцев фарисеи и книжники хотели угодить Богу, потому что все эти предания, как и вообще всё еврейское законодательство, имели религиозный характер. Книжники и фарисеи думали, что, умывая руки перед вкушением пищи, они исполняют религиозные требования, которые обязательны для всех, и тем более для таких религиозных учителей, какими являлись Христос и Его ученики. Несоблюдение преданий старцев могло служить и в глазах врагов Христа и в глазах народа признаком отступления от истинных религиозных учений. Но враги Спасителя не замечали, что, соблюдая эти мелочи, не имевшие никакого отношения к религии, они не обращали внимания на более важное и нарушали не предания старцев, а сами заповеди Божии. Отсюда было ясно, что не религия Христа, а их собственная религия была ложной. Они приближались к Богу только устами своими и языком чтили Его.

Свт. Иоанн Златоуст говорит, что книжники и фарисеи, которые жили в Иерусалиме и которые теперь приступили к Спасителю с укором «были гораздо злее прочих, так как пользовались большей честью и более надмевались. Ветхозаветные священники много вводили нового в закон, хотя Моисей под страхом великого наказания и со многими угрозами запрещал им что-либо прилагать к закону или отнимать от него (Втор.4,2). И, тем не менее, они вводили новые постановления, каковыми были и те, что не должно есть неумытыми руками, что чаши и котлы надобно омывать и самим омываться. Они опасались лишиться власти и желали, чтобы их боялись как законодателей. Поэтому дело дошло до такого нечестия, что их заповеди сохраняли, а Божии нарушали, и столь велика была их власть, что это не почиталось уже и преступлением. Потому на них и лежала двойная вина: и за то, что вводили новые постановления, и за то, что оставляли без внимания Божии заповеди. Постановление человеческое не есть закон Божий, а тем более постановление людей беззаконных. Но так как предание, повелевающее умывать руки, не противоречило закону, то Христос приводит другое, противозаконное: фарисеи учили, под видом благочестия, презирать родителей. Спаситель цитирует фарисеям закон, в котором показывает, что Бог строго требует почтения к родителям. Если, говорит Он, непочтительные на словах наказываются, то тем более будете наказаны вы, непочтительные на деле, и не только сами так поступающие, но и других научающие тому же. Итак, – заключает Златоуст, – нанеся фарисеям смертельный удар и усилив обличение и делом, и собственным суждением, и словами пророка, Господь перестаёт говорить с ними, так как они не могли уже исправиться, но обращается к народу с поучением».

Блаж. Феофилакт Болгарский обращает наше внимание на то, что Господь, обличая книжников и фарисеев «словами Исаии показывает, что их отцы в отношении к Отцу Его были такими же, каковы они в отношении к Нему. Ибо, будучи лукавы и лукавыми делами удаляя себя от Бога, они только устами произносили слово Божие. Так, – утверждает блаж. Феофилакт, – напрасно чтут Бога и считают себя верующими те, кто бесславят Его делами лукавыми».

10. И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте!

11. Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека.

12. Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились?

13. Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится;

14. оставьте их: они – слепые вожди слепых; а если слепой ведёт слепого, то оба упадут в яму.

15. Пётр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию.

16. Иисус сказал: неужели и вы ещё не разумеете?

17. Ещё ли не понимаете, что всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон?

18. А исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человека,

19. ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления –

20. это оскверняет человека; а есть неумытыми руками – не оскверняет человека.

Фарисеи считали, что пища нечистая или только взятая нечистыми руками производит нечистоту нравственную, делая человека нечистым, виновным пред Законом Божиим. Обличая несправедливость этой мысли, Господь указывает, что нравственно нечистым делает человека только грех в его сердце, а пища, входящая в уста, проходит мимо души человека и извергается вон.

Христос не отменял закона Моисеева и не говорил, что всякий род пищи или питья полезен человеку. Он говорил только, что никакая пища и никакие способы её принятия не оскверняют человека.

Святитель Иоанн Златоуст обращает внимание на то, что Спаситель сказал не о пище, которая сквернит человека, а о том, что «не входящее сквернит человека», а это можно было относить и к неумовению рук, чтобы фарисеи ничего не могли сказать вопреки.

Блаж. Феофилакт Болгарский обращает внимание на то, что Господь Иисус Христос «с фарисеями, как неисцелимыми, уже не хочет более говорить», но, обращаясь к народу, учит, что только душа человека оскверняется, когда тот говорит, чего не должно. «Этим Господь указывает на фарисеев, – продолжает блаж. Феофилакт, – осквернявших себя своими завистливыми речами. Христос говорит об искоренении преданий старческих и заповедей иудейских, а не Закона. Ибо Закон есть насаждение Божие, а потому Христос не говорит, чтобы он искоренился. Корень его, то есть сокровенный дух, остаётся, – опадают только листья, то есть видимая буква; и мы понимаем Закон не по букве слова, а по духу. Поскольку же фарисеи были безнадёжны и неизлечимы (неисправимы), то Он и сказал «оставьте их, они – слепые вожди слепых».

21. И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.

22. И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.

23. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти её, потому что кричит за нами.

24. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.

25. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! Помоги мне.

26. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.

27. Она сказала: так, Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.

28. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь её в тот час.

Вышедши из Галилеи, Христос удалился в языческую страну Финикию на северо-западе от Галилеи с главными городами Тиром и Сидоном, находившимися неподалёку один от другого. Сами финикияне называли себя хананеями, а свою страну Ханааном. Можно предположить, что целью ухода Господа в места, где проживало иноверное и иноплеменное население, было временное уединение для отдыха от постоянно сопровождающей его в Галилее несметной толпы, а может быть, и от непримиримой злобы фарисеев. Но Он не мог утаиться, ибо услышала о Нём некая женщина-язычница, дочь которой была одержима нечистым духом. Женщина знала от иудеев о грядущем Мессии и называла Спасителя «Сыном Давидовым», исповедуя этим свою веру в Него. В Священном предании хананеянка известна под именем Юсты, а дочь её – Вероники. Женщина говорит: помилуй не дочь мою, а меня. Потому что болезнь дочери была болезнью матери. Она не говорит: приди и исцели, но помилуй. Испытывая веру хананеянки, Господь не отвечал ей. На просьбу Своих учеников помочь ей Христос отвечал, что Он послан только к погибшим овцам дома Израилева, ибо евреи были избранным народом Божиим и только им был обещан Божественный Искупитель и к ним именно Он и должен был в первую очередь прийти, их спасать и у них совершать чудеса. Возможно, что Он говорил это, желая обнаружить всю силу веры женщины-язычницы перед Своими апостолами, воспитанными в иудейском пренебрежении язычников, т.е. в назидание им. Зная, конечно, силу веры её и продолжая её испытывать, Господь отказывает ей словами, которые могли бы показаться крайне жестокими, если бы не были произнесены исполненным любви к страждущему человечеству Спасителем. Смысл Его слов таков: «Я не за тем удалился из пределов избранного народа Божия, отняв от них Свою благодеющую чудотворную силу, чтобы расточать её в стране языческой». Конечно, эти слова были произнесены Иисусом Христом только для того, чтобы обнаружить перед всеми силу веры этой женщины и воочию показать, что и язычники, поскольку они веруют, достойны милостей Божиих, вопреки тому презрению, которое питали к ним иудеи. Иудеи называли язычников псами по причине идолопоклонства и нечистой жизни. И хананеянка действительно показала всю высоту своей веры и вместе с тем необычайную глубину смирения. Эта величайшая вера и глубочайшее смирение были тотчас же вознаграждены: дочь её мгновенно исцелилась. Особенность этого чуда в том, что оно совершено издали, заочно, как исцеление слуги капернаумского сотника, тоже язычника, вера которого также удостоилась особенной похвалы Господа.

Свт. Иоанн Златоуст обращает внимание на то, что женщина Хананеянка «не осмелилась привести беснующуюся дочь к Учителю, но, оставив её дома на одре, сама умоляет Его и объявляет только болезнь, ничего более не прибавляя. И не зовёт Врача в дом свой, но, поведав о своём горе и тяжкой болезни дочери, обращается к милосердию Владыки и громким голосом вопиет, прося помилования не дочери своей, но себе самой: помилуй меня! Как бы говорит этим: дочь моя не чувствует болезни своей, а я терплю тысячи различных мучений. Женщина не почитала себя достойною благодеяния и пришла не с тем, чтобы требовать должное, но просила оказать милость и изъявляла только своё несчастье. Услышав отказ, она ещё более усилила свои моления. Не так поступаем мы. Если не получаем просимого, то перестаём и просить, тогда как надлежало бы просить ещё усерднее. Кого бы не привели в недоумение слова Спасителя? Видя вместе с собою в недоумении своих ходатаев (учеников Христовых) и слыша, что просьба её не может быть исполнена, можно было потерять всякую надежду. И, однако, женщина не потеряла её, но, видя бессилие своих ходатаев, вооружилась похвальною смелостью, приступает ближе и кланяется, говоря: Господи, помоги мне, не сказала: попроси и помолись, но – помоги мне, веруя, что Он – Господь. Удостоив ответом, Господь Своими словами ещё более поразил её, нежели молчанием: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Он уже не овцами называет иудеев, но чадами, а её псом. Но женщина в самих Его словах находит себе защиту. Если я пёс, говорит она, то, значит, не чужая. Если мне вовсе нельзя пользоваться пищею, то я имею, подобно псу, крохи, которые падают со стола господ их. Христос знал, что она скажет это. Потому-то и медлил (оказать ей помощь). Она не стала противоречить, не завидовала тем, которых Господь назвал «детьми», и не оскорбилась собственною обидою. Она называет себя псом, а иудеев господами; и за это-то сделалась чадом. Что же Христос? О, женщина! – восклицает Он, — велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. Для того и медлил Он доселе оказать помощь, чтобы сказать эти слова и прославить Хананеянку. То есть, вера твоя может сделать и больше этого. Сказанные ею слова были не пустыми и льстивыми, а выражали истинную силу веры. Наилучшее доказательство и свидетельство этой веры заключается в самом событии, а именно – дочь её тотчас же исцелилась. Заметим, что она совершила то, в чём побеждены были и чего не могли сделать апостолы. Такова сила неотступной молитвы! Бог хочет, чтобы мы в нуждах своих сами более просили Его, нежели другие ходатайствовали за нас. Хотя апостолы и более имели дерзновения, но женщина показала великое терпение».