Кузьма Минин: биография, исторические события, ополчение. Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский

Кузьма Минин (Кузьма Минич Анкундинов, Кузьма Сухорук) - деятель русского национально-освободительного движения в Смутное время, один из руководителей Второго ополчения, соратник князя Дмитрия Михайловича Пожарского; один из наиболее популярных национальных героев русского народа.

Захотим помочь московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жён и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником.

Минин Кузьма

Род Кузьмы Минина происходил из небольшого волжского города Балахны и владел соляным промыслом. Известно имя его отца - Мина Анкундинов. Сам Кузьма был нижегородским посадским человеком, в 1608-1610 годах в составе нижегородского ополчения под началом воеводы А.С. Алябьева он участвовал в боевых действиях против сторонников Лжедмитрия II.

1 сентября 1611 года Минин был избран земским старостой и возглавил движение за организацию Второго ополчения. В круг его обязанностей входили сбор денежных средств, выдача жалования ратникам, обеспечение хозяйственной части. Военное руководство по совету Минина было передано в руки князя Дмитрия Пожарского. До созыва Земского собора 1613 года Минин входил в «Совет всея земли», сформировавшийся в начале 1612 года в Ярославле и выполнявший функции правительства.

Братья, вспомним Божье слово,
Что сегодня в храме слушали с амвона,
Чтобы наше сердце было ежечасно
Все отдать на пользу ближнего готово.

Минин Кузьма

Кульма Минин активно участвовал в боях за Москву 22-24 августа 1612 года и проявил личную храбрость. Во главе одного из отрядов он переправился через Москву-реку и нанес по противнику фланговый удар, благодаря чему войска гетмана Яна Кароля Ходкевича были разгромлены. Минин участвовал в Земском соборе 1613 года, призвавшего царствовать династию Романовых. На следующий день после своего венчания на царство царь Михаил Федорович пожаловал Минину звание думного дворянина, а в 1615 году пожаловал вотчину под Нижним Новгородом.

Минин остался служить в Москве, ведал сбором налога - «пятинных денег» с купцов Гостиной и Суконной сотен. В 1615 году он занимался сыском по делу восставших татар и черемисов в Казани.

Умер Минин в середине 1616 года, похоронен в Нижегородском кремле. В конце 17 века его прах был перенесен в нижегородский Преображенский собор и после его сноса (1962) в Михайлово-Архангельский собор. В 1818 году на Красной площади в Москве установлен памятник Минину и Пожарскому, скульптора Ивана Петровича Мартоса.

Соберемся дружно все под стяг единый,
Кликнем клич призывный на святое дело
Родины спасенья, встанем поголовно –
И пойдем на битву мы с врагами смело!

Минин Кузьма

Еще о Минине:

Минин Кузьма Захарьевич, по прозванью Сухорук - один из «освободителей отечества» от поляков в 1612 году. Биография до его выступления в 1611 года неизвестна.

Посадский человек Нижнего Новгорода, по-видимому, среднего достатка, торговавший мясом, кажется, ничем особенным не выделялся из рядов «братьи своей», посадских людей. В эпоху смуты при царе Василии Шуйском, когда Нижнему угрожали восставшие инородцы и тушинцы, Минин, по некоторым указаниям, принимал участие, как и другие посадские, в походах против врагов, в отряде воеводы Алябьева.

С осени 1611 года скромный мясник стал первым человеком в родном городе. В эту критическую для России пору, когда после гибели Ляпунова ополчение его распадалось, и власть над страной захватили казачьи воеводы - Заруцкий и Трубецкой когда Новгород был уже занят шведами, Смоленск взят Сигизмундом, а в Псковской области действовал новый «царь Димитрий», когда в связи с этим уныние, малодушие и отчаяние захватили многих, и местные и личные интересы стали брать верх над общегосударственными, - Кузьма Минин глубоко скорбел о бедствиях отечества и думал о средствах помочь ему. По его словам, святой Сергий трижды являлся ему во сне, побуждая выступить с призывом, и даже наказал за непослушание.

Избрание свое в земские старосты Нижнего около нового года (1 сентября) Минин понял как указание перста Божьего. В земской избе и «иде же аще обреташеся» он стал призывать посадских людей порадеть об отечестве и личным примером побуждал к пожертвованиям для найма ратных людей. К начинанию скоро пошедшего за Мининым посада примкнули и власти, и весь город; был составлен приговор о принудительном сборе со всех хозяев города и уезда «пятой деньги», т. е. пятой части имущества, приглашены в ополчение бездомные скитальцы-смольняне, и выбран в воеводы князь Дмитрий Михайлович Пожарский. По его предложению, Минину было поручено заведование казной ополчения.

С званием «выборного человека», простой нижегородец стал рядом с князем Пожарским, а после, под Москвой и в Москве, и с князем Трубецким, во главе ополчения и образовавшегося в нем правительства. Принимая участие во всех делах правительственных, Минин, главным образом, ведал казну и обеспечение ратных людей необходимыми запасами и припасами и денежным жалованьем, с чем и справился успешно, несмотря на трудности сборов в разоренной смутой стране. Под Москвой, в битве с Ходкевичем, Минин показал и военную доблесть, решив бой смелым ударом выбранного им самим отряда.

Царь Михаил пожаловал Минина 12 июля 1613 года думным дворянством и землей в Нижегородском уезде . В 1614 году ему был поручен сбор первой пятины с гостей и торговых людей в столице; в мае 1615 года Минин был в боярской коллегии, «ведавшей Москву» во время богомолья государева; в декабре того же года послан с князем Гр. П. Ромодановским в казанские места «для сыску» по поводу бывшего здесь восстания инородцев. Вскоре после этого - до мая 1616 года - Минин умер.

Погребен Минин в Нижнем, в нижнем этаже Спасо-Преображенского собора, где в его память устроен придел во имя Косьмы и Дамиана, освященный в 1852 году - Правительство со вниманием относилось ко вдове и сыну Мининым (дальнейшего потомства у него не было). Сказания и повести о смуте, начавшие появляться с 1617 года, и другие известия свидетельствуют о высокой оценке подвига Минина его современниками; у следующих поколений слагались уже и легенды, еще более возвеличивавшие его.

Историки XVIII века не дали научной обработки биографии Минина и его дела; не дошел до него в своей «Истории» и российский историк и писатель Николай Михайлович Карамзин. «Пииты» XVIII века, любившие обращаться за сюжетами к родной старине, не создали ничего значительного и законченного о Минине, но с началом нового столетия появляется целый ряд панегириков ему и в прозе и в стихах, выставлявших его образцовым гражданином. Это закреплено манифестом 1812 года.

Первой более или менее научной биографией Минина и оценкой его была для своего времени речь русского писателя, журналиста и историка Николая Алексеевича Полевого 1833 года. Статьи писателя Павла Ивановича Мельникова (1843 и 1850) и общие труды по истории Смуты - Соловьева (в «Истории») и российского историка и писателя Николая Ивановича Костомарова - представляют собой дальнейшие стадии в разработке истории Минина.

Отрицательной характеристикой Минина в «Личностях Смутного времени» (1871) Костомаров вызвал давший много нового, ответ историка и писателя Михаила Петровича Погодина и очень ценные статьи историка и археолога Ивана Егоровича Забелина, позже изданные отдельно и с дополнениями в виде книги: «Минин и Пожарский». Из дальнейшей литературы смотрите особенно «Очерки по истории Смуты» Сергея Федоровича Платонова и «Очерк истории нижегородского ополчения» Павла Григорьевича Любомирова. Большая часть материалов о Минине переиздана Нижегородским Археологическим Комитетом в сборнике «Памятники истории нижегородского движения».

Кузьма Минин - цитаты

Захотим помочь московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жён и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником. - Воззвание Минина

Ну вот вам национальный герой - Кузьма Минин! Спаситель Отечества! Вышедший из самых что ни на есть глубин народных. И ладно бы какой безвестный, в рубище. Не в рубище, а в блеске славы.

Я предлагаю Минина расплавить, Пожарского. Зачем им пьедестал? <...> Подумаешь, они спасли Россию! А может, лучше было не спасать?

В центре столицы, на главной площади нашей страны, установлен хорошо известный всем памятник, созданный в 1818 году скульптором И. П. Мартосом. На нём запечатлены достойнейшие сыны России — Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, в тяжёлый для Родины час сумевшие организовать и повести на борьбу с захватчиками многотысячное народное ополчение. События тех давних лет стали одной из славных страниц нашей истории.

Молодой и предприимчивый нижегородец

Когда родился Кузьма Минин, точно не известно. Принято считать, что произошло это около 1570 года в приволжском городе Балахне. Сохранила история и имена его родителей — Михаила и Домники. Известно также, что были они людьми состоятельными, и когда сыну исполнилось одиннадцать лет, переселились в Нижний Новгород — один из самых крупных волжских городов. В те времена было принято, чтобы сыновья с ранних лет по мере сил помогали своим отцам добывать хлеб. Так и Кузьма привычку к труду приобрёл ещё в юности.

Когда же повзрослел, то открыл собственное дело. Недалеко от стен Кремля появились принадлежавшие Минину бойня для скота и лавка с мясным товаром. Дела пошли превосходно, что позволило построить собственный дом в посаде Благовещенской слободы, где селились по тем временам люди с достатком. Вскоре нашлась и хорошая невеста — Татьяна Семёновна, которая, став женой, родила ему двух сыновей — Нефёда и Леонтия.

Призыв земского старосты

Среди прочего посадского люда Кузьма выделялся умом, энергией и явными задатками лидера. Благодаря этим качествам жители слободы, у которых он пользовался авторитетом, избрали Кузьму своим старостой. Но по-настоящему заложенные в нём способности раскрылись в 1611 году, когда в Нижний Новгород была доставлена грамота Патриарха Гермогена, призывавшего все сословия русского народа подняться на борьбу с польскими захватчиками.

Для обсуждения этого послания в тот же день собрался городской совет, состоявший из представителей городских верхов и духовенства. Присутствовал на нём и Кузьма Минин. Сразу после того, как грамота была зачитана жителям Нижнего Новгорода, он обратился к ним с пламенной речью, призывая встать за веру и Отечество и для этого святого дела не пожалеть ни жизни, ни имущества.

Жёсткие требования войны

Жители города с готовностью откликнулись на его призыв, но для столь масштабного дела необходимы были энергичный и деловой хозяйственник, которому по силам было бы материально обеспечить войско, и опытный боевой командир, способный взять на себя командование. Ими стали Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, который не раз показал себя отменным воеводой. Теперь по всем вопросам, связанным с человеческими ресурсами и необходимыми денежными средствами, обращались непосредственно к Минину.

Используя данные ему полномочия и опираясь на поддержку войск Пожарского, он постановил, что каждый житель города обязан внести в общий фонд сумму, равную трети от всего своего имущества. В исключительных случаях эта сумма уменьшалась до пятой части от оценки всего, чем владел горожанин. Нежелавшие вносить положенную долю, лишались всех гражданских прав и переходили в разряд холопов, а все их добро полностью подлежало конфискации в пользу ополчения. Таковы суровые законы военного времени, и Кузьма Минин не вправе был проявлять слабость.

Формирование ополчения и начало боевых действий

Грамоты, подобные той, что получили в Нижнем Новгороде, были разосланы также и во многие другие города Руси. Очень скоро к нижегородцам примкнули многочисленные отряды из других районов, где жители с не меньшим энтузиазмом откликнулись на призыв Патриарха. В результате в конце марта на Волге было собрано многотысячное ополчение, которое возглавляли Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.

Базой для окончательного формирования войск стал многолюдный торговый город Ярославль. Отсюда в июле 1612 года ополченцы, в количестве более тридцати тысяч человек, выступили на перехват сил гетмана Яна Ходкевича, спешившего на помощь блокированному в Москве польскому гарнизону. Решающее сражение последовало 24 августа под стенами столицы. Численный перевес был на стороне интервентов, но боевой дух ополченцев лишал их этого преимущества. Князь Пожарский и Кузьма Минин руководили ходом сражения и своим личным примеров вселяли мужество в бойцов.

Осада Кремля

Победа была полной. Враги бежали, оставив в руках ополченцев богатые трофеи: шатры, знамёна, литавры и четыреста возов с продовольствием. Кроме того, было захвачено множество пленных. Гетман был отброшен от Москвы, но за кремлёвскими стенами оставались отряды польских полковников Струся и Будилы, которых ещё предстояло оттуда выбить. Кроме того, определённую силу представляли и их пособники — бояре, переметнувшиеся на сторону захватчиков. У каждого из них были свои дружины, с которыми также предстояло сражаться.

У осаждённых в Кремле поляков давно закончилось продовольствие, и они терпели страшный голод. Зная об этом, Кузьма Минин и Пожарский, во избежание лишних жертв, предложили им сдаться, гарантируя жизнь, но получили отказ. 22 октября (1 ноября) ополченцы пошли на приступ и захватили Китай-город, но сопротивление осаждённых продолжалось. От голода в их рядах началось людоедство.

Капитуляция поляков и вступление ополченцев в Кремль

Князь Пожарский смягчил требования и предложил захватчикам покинуть Кремль с оружием и знамёнами, оставив лишь награбленные ценности, но и на это поляки не согласились. Вышли только изменники - бояре со своими семьями, которых Кузьма Минин, стоя на Каменном мосту у ворот, вынужден был оберегать от казаков, горевших желанием тут же разделаться с предателями.

Понимая свою обречённость, 26 октября (5 ноября) осаждённые сдались и вышли из Кремля. Их дальнейшая судьба сложилась по-разному. Повезло полку, которым командовал Будила: он оказался в расположении ополченцев Пожарского, и тот, сдержав своё слово, сохранил им жизнь, выслав впоследствии в Нижний Новгород. А вот полк Струся попал к воеводе Трубецкому и был полностью уничтожен его казаками.

Великим днём в истории России стало 27 октября (6 ноября) 1612 года. После молебна, совершённого архимандритом Троице-Сергиева монастыря Дионисием, ополчение Кузьмы Минина и Пожарского под звон колоколов торжественно вступило в Кремль. К сожалению, до этого дня не дожил поднявший своим призывом русский народ на борьбу с захватчиками. За отказ подчиниться их воле поляки заморили его голодом в подвале Чудова монастыря.

Царская милость

В июле 1613 года произошло знаменательное событие, положившее начало трёхсотлетнему правлению Дома Романовых: на Российский престол взошёл первый их представитель — государь Михаил Фёдорович. Это произошло 12 июля, а уже на следующий день основатель монархической династии - в знак благодарности за его патриотические деяния - пожаловал Кузьме Минину чин думского дворянина. Это была достойная награда, так как в те времена этот чин был третьим по «чести», уступая лишь боярскому и окольничему. Теперь создатель ополчения имел право заседать в возглавлять приказы или быть воеводой.

С тех пор Минин пользовался безграничным доверием государя. Когда в 1615 году Михаил Фёдорович со своим ближайшим окружением отправился на паломничество в то охрану столицы поручил именно ему, так как знал, что, освободив Москву от прежних врагов, этот человек сумеет уберечь её и от будущих. И в дальнейшем государь часто доверял Минину ответственные поручения.

Смерть и загадка, связанная с останками героя

Кузьма Михайлович Минин умер 21 мая 1616 года и был погребён на погосте Похвалинской церкви. В 1672 году первый Нижегородский Митрополит Филарет повелел перенести его прах в Спасо-Преображенский собор Кремля в Нижнем Новгороде. В тридцатых годах XIX века изрядно обветшавший к тому времени храм был снесён, и в 1838 году в стороне от него построили новый.

В его подземелье был перенесён прах Минина и ещё нескольких удельных князей. Через сто лет, проводя политику воинственного атеизма, большевики сравняли с землёй этот храм, и останки нижегородского ополченца попали в местный музей, а затем были перенесены в Михайло-Архангельский собор Нижнего Новгорода. Его и принято официально считать местом погребения Кузьмы Минина.

Однако у исследователей есть на этот счёт некоторые сомнения. Существует предположение, что в Михайло-Архангельском соборе хранится прах совершенно иного человека, а останки прославленного героя до сих пор остаются в земле на том месте, где был разрушенный храм. Там теперь построено здание Нижегородской администрации и Городской думы, так что провести раскопки и подтвердить или опровергнуть сию гипотезу уже невозможно.

Благодарность потомков

После смерти Минина остался его сын Нефёд, который служил в Москве стряпчим — мелким чиновником в одном из государевых приказов. Помня заслуги отца, специальной грамотой закрепил за ним право вотчинного владения селом Богородским в Нижегородском уезде. Ему же принадлежал и участок на территории Кремля в Нижнем Новгороде.

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский защитили Россию, и благодарные потомки в 1818 году установили в Москве памятник этим истинным патриотам своей Родины. Его автором был выдающийся скульптор И. П. Мартос, а создавался он на добровольные пожертвования граждан. Первоначально планировалось установить монумент в Нижнем Новгороде — колыбели но впоследствии решили перенести его в столицу, так как подвиг этих людей по своему масштабу выходит далеко за рамки одного города.

В Михайло-Архангельском соборе Нижнего Новгорода, где когда-то хоронили князей, покоятся останки Кузьмы Минина, едва ли не самого известного нижегородца. Именно он, как знает любой школьник, воззвал к народу в один из самых тяжелых моментов русской истории. Народ поднялся. История изменила свой ход.

Происхождение «Гражданина Минина»

К сожалению, мы не можем представить себе биографию Кузьмы Минина хотя бы даже с той степенью полноты,каковая возможна в отношении его соратника, . Род Мининых, посадских людей, был хотя и богат, но не знатен и ничем особенным до событий не прославился, а значит — никаких документов, которые фиксировали бы путь этого рода в истории, не только не сохранилось, но не существовало вовсе.


Таким образом, ранняя биография Кузьмы Минина «закрыта» для нас. Есть множество версий, подтверждающих или опровергающих одна другую, но ни одна из них не может быть признана окончательно достоверной. В последнее время принято стало считать Кузьму Минина выходцем из Балахны (и балахнинцы очень рады такому земляку), где его отец Мина Анкундинов якобы был солепромышленником. Но никаких документальных подтверждений балахнинскому происхождению Минина мы не находим — разве что, действительно, по свидетельству синодиков, в Балахне какие-то Минины тоже имелись. Но в каких родственных отношениях они состояли с «гражданином Мининым» — совершенно неизвестно.

А вот совсем недавняя версия — отец Кузьмы Минина был крещеным татарином. Оно, быть может, и так: в нижегородских землях татары — не экзотика, и в нашей истории мы знаем множество славных родов, происходивших от крещеных татар, однако, опять-таки, хотелось бы увидеть подтверждение. Пока же имеющиеся косвенные данные не свидетельствуют в пользу «татарской версии». Взять хотя бы тот факт, что оба родителя Кузьмы Минина приняли незадолго до смерти монашеский постриг. Он говорит скорее о том, что семейство имело давние благочестивые традиции, то есть православным было отнюдь не в первом поколении.


Ставя под сомнение «новые легенды», необходимо с осторожностью относиться и к старым. Например, в популярной (и даже серьезной исторической) литературе XIX века Минина называют Кузьмой Захаровичем Мининым-Сухоруким. Однако в сохранившихся документах, имеющих отношение к Минину, ни о «Захаровиче», ни о «Сухоруком» речи не идет. Так что тут мы вновь имеем дело с, назовем это так, некоторой неразборчивостью в отношении источников.

Политическая жизнь Минина

Родившись в начале 1570-х годов (эта дата очень приблизительна), Кузьма Минин, как предлагает нам считать его официальная биография, сначала помогал в деле своему отцу, а затем занялся собственным делом. Говорится, что он был говядарь (то есть мясник или торговец скотом), состоятельный и, очевидно, уважаемый человек, поскольку стал земским старостой.

Помимо того, Минин еще до 1612 года принимал активное участие в тогдашней «разодранной» политической жизни — то есть постоянно участвовал в боевых действиях против поляков и литовцев, а также «русских воровских людей». В 1608 он дрался против балахнинцев, совращенных Лжедмитрием II, а в 1611 году ходил в составе Первого ополчения в Москву, где вкусил, вместе со всеми участниками ополчения, горечь поражения, однако не упал духом.

Воззвание к нижегородцам гражданина Минина

Вернувшись в Нижний Новгород, Кузьма Минин — как мы можем предполагать — рисовал перед посадскими людьми картины бедственного положения страны, указывал на необходимость собрать новое ополчение (теперь уже на своем опыте зная, что необходимо для его успеха). Сначала, по-видимому, это были частные беседы, затем в них принимало участие все большее число людей, составлялись сходы, слушавшие Минина с интересом и мало-помалу разгоравшиеся одушевлением.

Наконец, осенью 1611 года в Нижний Новгород прибыла грамота — то ли от Патриарха Гермогена, доживавшего тогда последние месяцы в заточении, то ли от архимандрита Дионисия. От кого бы ни была она, смысл ее ясен: призыв стоять за родную землю и православную веру. Но, прочитанная сначала народу в Спасо-Преображенском соборе, она не произвела на народ чаемого впечатления. Во всяком случае, Н. И. Костомаров пишет об этом так:

«В народном противодействии не было уже ни порядка, ни определенного плана. Все шло врознь. Начало распространяться уныние и недоверие к собственным силам. Так, когда в Нижнем Новгороде, в соборной церкви, прочитана была грамота троицких властей, народ, прослушав ее, пришел в умиление, плакал над погибелью государства, но выражал отчаяние такими словами: „Верно, нам не будет избавления! Чаять нам большей гибели“».

Однако выступления перед народом протопопа Саввы Ефимьева, а затем Кузьмы Минина (где все это происходило — до сих пор спорят; раньше считалось, что перед Спасским собором, теперь чаще называют Предтеченский храм на Нижнем базаре) переломили неверие нижегородцев в собственные силы. Минин предложил конкретные меры — хотя и жесткие: давать каждому на ополчение третью часть своего состояния, а кто беден — хотя бы «пятину».

Надо сказать, что подлинный текст воззвания Минина не сохранился, и то, что мы сегодня принимаем за цитату из него, есть «вольный перевод» историков. Но с сохранением исходного смысла, конечно.

Минин в «послесмутное» время

Мы не раз уже обращались к тому, как разворачивались события 1612 года. Поэтому теперь интереснее обратиться к «послесмутной» биографии Кузьмы Минина. И — к судьбе его останков.

Известно, что уже на другой день после своего венчания на царство Михаил Федорович пожаловал Минину чин думного дворянина. В государеву службу был взят и его единственный (насколько позволяют судить документальные источники) сын Мефодий (Нефёд). Семейство Минина, очевидно, жило в эту пору в Москве, а глава его скончался в 1616 году, по дороге из Казани, где он находился с государственным поручением, расследуя причины восстания татар и марийцев («черемиса заворовала»).

Могила Минина

Погребли Кузьму Минина в Нижнем Новгороде, первоначально — на приходском кладбище. Затем, в 1672 году, прах его перенесли в Спасо-Преображенский собор (когда выстроили новый собор, сюда переместили и могилу Минина), а после разрушения собора в советское время останки Минина хранились некоторое время в музее. Когда завершилась реставрация единственного уцелевшего в кремле , могила Кузьмы Минина нашла свое место здесь. Хотелось бы думать, что уже — навсегда.

(под именем Кузьма Минин ) Вероисповедание: Православие Рождение: конец XVI века Смерть: 21 мая (1616-05-21 ) Похоронен: Нижегородский кремль Имя при рождении: Минин (Козьма) Кузьма

Кузьма́ (Козьма́ ) Ми́нин (полное имя Кузьма́ Ми́нич Заха́рьев Сухору́кий ; конец XVI века - 21 мая ) - русский национальный герой, организатор и один из руководителей Земского ополчения - в период борьбы русского народа против польской и шведской интервенции.

Происхождение

О ранних годах Минина известно мало. Есть предположение, опирающееся на местное предание (не позднее первой половины XIX века), что Кузьма Минин был сыном солеварщика Мины Анкудинова из Балахны .

Версия о балахнинском происхождении Минина (ранее документально обоснованная историком-краеведом И. А. Кирьяновым в 1965 г.) ставится под сомнение; высказываются предположения, что балахнинские Минины были лишь его однофамильцами. Подобных взглядов придерживался ещё Мельников-Печерский ; в наше время соответствующие утверждения выдвинула группа нижегородских учёных в статье, опубликованной в 2005-2006 гг. в сборнике «Мининские чтения». По их мнению, «балахнинская» версия не подтверждается повторным изучением документов из Центрального архива Нижегородской области (поминальные записи и Писцовая книга).

В конце XX века появилась версия, получившая распространение в СМИ, главным образом татарских , что он, якобы, был сыном крещёного татарина Минибая, а сам до крещения звался Кириша Минибаев. Одним из первоисточников этих утверждений был анонс статьи в журнале «Огонёк», так и не напечатанной . Эту версию официально озвучил главный казанский муфтий.

Даже насчёт отчества Кузьмы Минина существуют разные мнения: в 19 веке его обычно именовали "Кузьмой Захаровичем", сейчас более распространено мнение, что "Минин" - это не прозвище, а отчество.

Разные версии существуют и о роде занятий Минина: он то ли "солепромышленник", то ли "говядырь" (торговец скотом)

Участие в ополчении

Подробности о деятельности Минина становятся известными только с осени 1611 года , когда прибыла в Нижний Новгород грамота от патриарха Гермогена (либо от Троицкой лавры , в точности неизвестно). На созванном для обсуждения грамоты городском совете присутствовало духовенство и старшие в городе люди. В числе участников был и избранный в сентябре земским старостой Кузьма Минин-человек среднего достатка и по ремеслу мясник. На следующий после собрания день содержимое грамоты было оглашено горожанам. Протопоп Савва убеждал народ «стать за веру», но гораздо убедительнее оказалась речь Минина :

Захотим помочь московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жён и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником.

С.М.Соловьев. История России с древнейших времён. Том 8. Глава 8. Окончание междуцарствия

В Нижнем Новгороде начались постоянные сходки: рассуждали о том, как подняться, откуда взять людей и средства. С такими вопросами обращались прежде всего к Минину, и он подробно развивал свои планы. С каждым днём росло его влияние; нижегородцы увлекались предложениями Минина и наконец решили образовать ополчение, созывать служилых людей и собирать на них деньги.

Вождём ополчения выбрали князя Дмитрия Пожарского , лечившегося тогда от ран в нижегородском имении и пожелавшего, чтобы хозяйственная часть в ополчении была поручена Минину.

При поддержке войск Пожарского, Минин осуществил оценку имущества нижегородского населения и определил часть, которая должна пойти на ополчение. По совету Минина давали «третью деньгу», то есть третью часть имущества, либо, в некоторых случаях, пятую часть. Лица, которые не желали выделять требуемой суммы, отдавались в холопы, а их имущество полностью конфисковалось.

По словам летописи, он «жаждущие сердца ратных утолял и наготу их прикрывал и во всём их покоил и сими делами собрал не малое воинство». К нижегородцам скоро примкнули и другие города, поднятые известной окружной грамотой, в составлении которой, несомненно, участвовал Минин. В начале апреля в Ярославле стояло уже громадное ополчение с князем Пожарским и Мининым во главе; в августе был побеждён Ходкевич , а в октябре Москва была очищена от поляков. На другой день после венчания на царство (12 июля 1613) Михаил Фёдорович пожаловал Минину чин думного дворянина и вотчины. Заседая с тех пор постоянно в думе и живя в царском дворце, Минин пользовался большим доверием царя (в ему вместе с ближними боярами было поручено «беречь Москву » во время путешествия царя в Сергиев монастырь) и получал важнейшие «посылки».

Смерть

Памятник Кузьме Минину в Нижнем Новгороде

Семья

У Кузьмы был единственный сын - Нефёд. После смерти Минина царь грамотой от 5 июля 1616 года подтвердил право владения вотчиной в Нижегородском уезде - селом Богородское с деревнями - вдове Кузьмы Татьяне Семёновне и его сыну Нефёду. У Нефёда имелся двор на территории Нижегородского кремля , хотя сам он по своей службе жил в Москве, исполняя обязанности стряпчего . Сведения о нём довольно разрознены. В 1625 году он присутствовал при отбытии персидского посла, в 1626 году состоит «у государева фонаря» на двух царских свадьбах. Последнее упоминание в дворцовых разрядах относится к 1628 году . Он умер в 1632 году . Пожалованные вотчины вернулись в государственную казну и были отданы князю Якову Куденетовичу Черкасскому .

Татьяна Семёновна Минина продолжала жить в Нижнем Новгороде. По-видимому, в преклонном возрасте она постриглась в монахини, окончив жизнь в одном из нижегородских монастырей (скорее всего, в Воскресенском , расположенном на территории кремля).

Оценки деятельности

Исторический портрет Минина большинство историков (в особенности И. Е. Забелин и М. П. Погодин) описывают как достойный почтения за его героические действия, упоминая его подвиг перед отечеством как решительный шаг в защиту Родины, в отличие от Н. И. Костомарова , который считал его человеком «с крепкой волей, крутого нрава, пользовавшимся всеми средствами для достижения цели».

См. также

Примечания

Литература

  • Жизнеописания, факты и гипотезы, портреты и документы. В 30 кн. Кузьма Минин. Дмитрий Пожарский / авт.-сот. В. А. Шамшурин . - М. : Новатор, 1997. - 398 с: ил. - (Российские судьбы)
  • Забелин И. Е. Минин и Пожарский. Прямые и кривые в Смутное время / И. Е. Забелин. - М. : Аграф, 1999. - 335 с - (Новая история)
  • Скрынников Р. Г. Минин и Пожарский: Хроника смутного времени. - М.: Мол. гвардия, 1981. - 352 с.: ил. - (Жизнь замечательных людей).
  • Пудалов Б. М. К биографии Кузьмы Минина/ Мининские чтения. Труды научной конференции. Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского (20-21 октября 2006 г.). Н.Новгород, 2007. С.184-195.

Ссылки

  • Голов И. И. Род Кузьмы Минина по новым материалам / Н. И. Куприянова (сост.). Записки краеведов-1975
  • Привалова Н. И. Семья Кузьмы Минина / Н. И. Куприянова (сост.). Записки краеведов-1979
  • Сергей Скатов. Козьма или Кузьма? - 2.11.2005
    • «Я предлагаю Минина расплавить…» Часть I. «Смутный» праздник - 24.07.2007
    • Часть II. «Докупаясь государства» - 25.07.2007
    • Часть III. Ничего не было! - 26.07.2007
    • Кузьма Минин - родом из Нижнего! - 12.03.2008
  • Карташова М. В. Балахна - Минин - Нижегородское ополчение / Журнал «Нижегородский Музей» № 7-8
  • Галай Ю. Г. Гробница Кузьмы Минина в Нижегородском Кремле

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Умершие 21 мая
  • Умершие в 1616 году
  • История Нижнего Новгорода
  • Почётные граждане Нижнего Новгорода
  • Предводители восстаний
  • Участники русско-польской войны 1609-1618 годов (русские)
  • Персоналии:Смутное время
  • Похороненные в Нижнем Новгороде
  • Родившиеся в XVI веке

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Кузьма Минин" в других словарях:

    Кузьма, также Козьма, Косма мужское имя, произходит от греч. Κόσμος «украшение». На других языках: по итальянски: Cosimo (Козимо) по французски: Cosme (Козм) по испански: Cosme (Косме) по португальски: Cosme (Кожми) Носители: Козьма Прутков… … Википедия

Страница:

Минин Кузьма Минич (?-1616) - организатор ополчения против польских интервентов в начале 17 в.

Происходил из семьи балахнинского солепромышленника Мины Анкудинова. «Минин» - первоначально было отчеством, затем стало родовой фамилией. Приехав в Нижний Новгород, Минин торговал мясом и рыбой. Избранный земским старостой, начал формировать в городе народное ополчение. По преданию, он отдал треть имущества на организацию ополчения, в том числе драгоценности жены и серебряные оклады с икон. Хронограф 1617 цитирует призыв Минина к нижегородцам: «Не следует жалеть своего имущества; да не только имущества! Не пожалейте и дворы свои продавать, и жен, и детей закладывать!»

"Братья, вспомним Божье слово,
Что сегодня в храме слушали с амвона,
Чтобы наше сердце было ежечасно
Все отдать на пользу ближнего готово.
(из стихотворения Навроцкого А.А.)"

Минин Кузьма Минич

Главным воеводой Минин пригласил Дмитрия Пожарского, став казначеем ополченцев и их административным руководителем. Взимал с населения «пятую», а то и «третью деньгу» (треть имущества), платил ратникам, закупал вооружения и припасы. По словам Н.И.Костомарова, в нем сочетались «черты диктатора с крутыми, жесткими мерами».

Зимой 1611-1612 под началом Минина и Пожарского в Ярославле оформилось своеобразное правительство, «Совет всея земли», которое рассылало распоряжения в другие города и уезды. Минин был неграмотным, подпись за него на распоряжениях ставил Пожарский («В выборного человека всею землею в Козмино место Минино князь Дмитрей Пожарской руку приложил»). Неграмотность Минина не мешала ему быть отличным организатором, он хорошо разбирался в платежеспособности населения, назначении воевод, рассматривал жалобы и челобития. Аристократы и служилое провинциальное дворянство были недовольны тем, что споры разрешает какой-то нижегородский торговец («Пусть х[о]лоп возделывает землю, поп пусть знает церковь, Кузьмы пусть занимаются торговлей»). Сановники сумели оттеснить его на задний в план в перечне лиц, подписывавших документы «Совета всея земли». Пожарский в этом перечне оказался на десятом, а Минин на пятнадцатом месте.

В боевых действиях Первого (февраль-март 1612) и Второго (июль-октябрь 1612) ополчений Минин играл более заметную роль. Вместе с «тремя сотнями дворянских», проявляя воинскую доблесть и мужество, он, «перешед за Москву реку [в]ста[л] против Крымского двора» и не пропустил к Кремлю пришедшие на подмогу полякам, засевшим в Кремле, отряды польского гетмана Яна Карла Ходкевича. В октябре 1612 изголодавшиеся поляки капитулировали. По свидетельству современников, именно Минин принимал у них имущество, которое раздавал затем воинам-казакам.

С осени 1612 и до венчания на царство Михаила Романова в феврале 1613 во главе земского правительства стоял триумвират - Минин, Пожарский и князь Трубецкой, Минин занимался финансово-хозяйственными вопросами. После избрания Михаила Романова он получил чин думного дворянина и вотчину в селе Богородском под Нижним Новгородом с 9 деревнями «в род неподвижно». Как член Боярской думы, продолжал жить в Москве, собирал пятину (20%) с имущества посадских людей, пополняя истощенную Смутой казну, участвовал в управлении государством, если царь выезжал из столицы.

Зимой 1615 в Поволжье восстали татары и черемисы. Для выяснения причин Минин был отправлен в Казань. Умер на обратном пути в Нижнем Новгороде, не успев добраться до Москвы. Похоронен в нижегородском Преображенском соборе.