Что представляет собой Общество сознания Кришны на самом деле? "международное общество сознания кришны" (моск)

Основателем «Международного общества сознания Кришны» является индиец Абхей Саран Де (1896–1977), которого члены этого общества величают «Его божественная милость Абхей Саран Бхактиведанта Свами Прабхупада».

Прабхупада изучал английский язык, философию и экономику в Калькуттском университете, потом служил в одной химической фирме, был процветающим бизнесменом. В 1954 г. он бросил бизнес, расстался с семьей и стал монахом, получив высокий титул свами.

В 1965 г. Прабхупада приехал в Нью-Йорк, где стал проповедовать учение секты, существовавшей в Индии с концa XV в. Основу этого учения составляет вера в Бога Кришну и беззаветное служение ему для установления с ним «прочного любовного союза». До самой своей смерти Прабхупада совершал вояжи по всему свету, неся «весть о Кришне». Его влияние быстро росло, и ныне только в США насчитывается около 20 тыс. «полных членов» и десятки тысяч постоянных прихожан, многочисленные организации в других странах, прежде всего во Франции, Англии, Германии. В каждом ашраме кришнаитов водружена статуя гуру в человеческий рост, отлитая из телесного цвета пластика. Целую империю оставил Прабхупада своим преемникам, разделившим между собой сферы влияния.

Что же привлекает людей, в основном молодых, в ашрамы кришнаитов? Прежде всего то, что Прабхупада проповедовал идеал высшей «духовности», стремление к истине и чистоте. Немалую роль сыграли также экзотические ритуалы, непонятные слова и термины. Даже одеваются кришнаиты для европейцев необычно: женщины носят сари, а мужчины – дхоти.

Главный закон жизни человека, учил Прабхупада, – духовное совершенствование, самореализация собственного «я», слияние с чистым божественным миром. А для этого нужно обрести «сознание Кришны» – почитать его, постигать небесную истину, чтобы душа человека слилась с божественным миром. Тогда он достигает особого состояния, когда «воспринимает свое „я“ чистым разумом, наслаждается собой и находит в этом радость».

Высшего блаженства могут достичь «только те существа, учит Прабхупада, – которые в материальной жизни с любовью служат личности божества… ». Только они «будут подняты в антиматериальный мир, когда покинут материальное тело». Тем самым они получат бессмертие. Поскольку же большинство людей живет в темноте и невежестве, во власти низменных, животных чувств, долг последователей Кришны состоит в том, чтобы приобщить их к «божественному сознанию».

Но вероучение «Движения Харе Кришна» можно усвоить, лишь вступив в ашрам – «ворота в духовное небо», где культ Кришны является единственным мотивом и результатом поведения и мироощущения человека. Новообращенные порывают со своими семьями, отказываются от сложившихся привычек и образа жизни, бросают работу. Они получают новые, «духовные» имена. Мужчины бреют головы, оставляя косичку на затылке. На лоб наносится особый знак, тилак, в форме буквы «у».


Международное общество сознания Кришны на Украине

Едят в ашраме вегетарианскую пищу два раза в день. Существует специальная процедура ее приготовления, т. к. трапеза рассматривается в качестве особого ритуала «очищения» и обретения духовности. Употребление табака, алкоголя и возбуждающих средств запрещено.

Ашрам просыпается рано, где-то около половины четвертого утра. Едва встав, кришнаиты принимают душ, чтобы «очиститься от ночи», и начинается торжественный ритуал пробуждения богов. Затем в течение трех часов проводятся совместные культовые мероприятия: ритуальные пение и танцы, групповые декламации мантр, изучение санскритских текстов и комментариев к ним. Через пять часов после подъема – завтрак. Потом – работа вплоть до часу дня. Работают или на полях, принадлежащих секте, или в городе; занимаются попрошайничеством. В 13.00–обед, затем продолжение работы. В 18.30 еще раз душ и еда, состоящая из фруктов и молочных продуктов, а затем снова общие культовые мероприятия до 21.30 и сон.


Кришнаиты никогда не расстаются с ожерельем из 108 четок, которые они перебирают во время декламации или нения мантр. Каждый обитатель ашрама должен ежедневно повторить мантру, которая является лучшим средством для достижения «царства бога», не менее 1728 раз (16 «кругов»). Исполнив мантру, верующий перебирает однучетку ожерелья. Так что «круг» – это 108 мантр. Мантра – это древняя ведическая формула, состоящая из 16 сочетаний слов «Харе», «Кришна» и «Рама». Считается, что ее произношение освобождает человека от чувств материального мира и вызывает реальное присутствие Кришны.

Многочасовое повторение одних и тех же слов вводит человека в особое гипнотическое состояние , когда он легко поддается воздействию «духовного учителя», послушно участвует в тщательно разработанных ритуалах, практикуемых в общине.

Тяжелее всего участь женщин. В «Движении Харе Кришна» женщины рассматриваются как существа «низшего сорта». Считается, что воплощение души в женское тело – это наказание за грехи и ошибки предыдущего существования, а поэтому ее участь – поклоняться мужчине. Прабхупада говорит: «Женщина никогда не может быть равной мужчине, поскольку несет детородные функции и обладает несравненно более низкой ментальностью, духовностью». Один из его последователей вторит: «Женщиам труднее контролировать свои порывы, и часто их просто необходимо выдать замуж». Поэтому женщинам поручается лишь второстепенная работа: помощь в приготовлении пищи, уборка помещения, украшение алтаря и т. п. Им запрещено смотреть мужчине в глаза, а лишь на его ноги; они едят либо отдельно, либо только после того, как мужчины кончили свою трапезу. «Работа и тумаки» – так охарактеризовал жестокую судьбу женщин в секте один германский адепт Кришны. Когда организм женщины истощается и психика ее доходит до критической точки, сектанты избавляются от своей недавней подруги, в лучшем случае отправляют ее назад в семью, к родителям. Что же касается детей, рождающихся в ашраме от ослабленных голодом и лишениями матерей, то их участь еще более безрадостна» (D’Eaubonne Fr. S… comme sectes, p.94-95).


Женщины у кришнаитов рассматриваются как существа "низшего сорта"

Как учат кришнаиты, погрязший в пороке и насилии мир переделать невозможно, остается только найти убежище в духовности и обожать Кришну, терпеливо дожидаясь смерти. Поэтому его поклонников ничто Материальное, не говоря уже о деньгах, не интересует. Сам же основатель этой мистической секты, несмотря на проповедуемые им заветы бедности и аскетизма, стал богатым человеком, не считавшим нужным следовать предписаниям, обязательным для его последователей .

В 1966 г. были созданы первые храмы Кришны в Нью-Йорке и Сан-Франциско, в 1967 г. – в Бостоне и канадском городе Монреале. В те же годы они возникают в европейских городах, в частности в Гамбурге.

Бюро «Международного общества сознания Кришны» расположилось в Париже. В Мезон-Альфоре обосновалась штаб-квартира парфюмерной компании «Духовный полет», основанной кришнаитами. Принадлежала сектантам и студия грамзаписи, тиражировавшая «духовную музыку» и послания гуру. Открытая в обход действующего во Франции налогового законодательства, она работала подпольно вплоть до мая 1984 г., когда полиции удалось обнаружить и закрыть ее. До 20 миллионов долларов приносит «Движению Харе Кришна» продажа кришнаитской литературы: книг и переводов Прабхупады, журнала «Назад к божественности», выходящего 500-тысячным тиражом. Немалые суммы поступают в казну «Международного общества сознания Кришны» от богатых меценатов. Но основную прибыль приносит попрошайничество . В этом немалая роль отводится санкиртану.

В Индии санкиртан является частью индуистского культа. Это яркое, торжественное шествие по улицам, объединяющее людей, освобождающее их от подавленных желаний и эмоций. Кришнаиты стали использовать санкиртан для привлечения в секту новых членов.

Красочное шествие последователей Кришны, под звон цимбал поющих и пританцовывающих на ходу, одетых в белые, розовые, желтые экзотические одежды, невольно привлекают к себе внимание. С другой стороны, усилия заставить кого-либо купить по явно завышенной цене сочинение Прабхупады или другую религиозную литературу, а тем более выклянчить деньги, требуют предельного нервного напряжения, т.к. кришнаитам приходится сталкиваться с враждебностью прохожих. И санкиртан для них является средством психологической разгрузки, дает возможность отождествить вымогательство со служением «всемирно-исторической миссии» – «распространением сознания Кришны».


Санкиртан - торжественное шествие по улицам, привлекающее внимание прохожих.

Сбор денег в секте рассматривается как высокий религиозный долг . Обычно устанавливается суточная норма. Кришнаиты часто выходят на «работу» в джинсах, майках, свитерах. Они не поют мантры на углах улиц, а идут на выставки, ярмарки, массовые распродажи – туда, где большое скопление народа. Они продают кришнаитскую литературу, пластинки, видеокасеты. И, конечно, занимаются попрошайничеством. Для выполнения этой деликатной миссии, возложенной на них гуру, сектанты нередко прикрываются официальными благотворительными кампаниями, объявленными представительными международными или национальными организациями (например, объявленный ООН Международный год ребенка).

Добывание денег у кришнаитов поставлено на «научную» основу. На компакткассетах даже специально размножены наставления на «санскрите». Вкратце звучат они так: «Главная цель вашей предприимчивости и изобретательности – „карми“ (т. е. не кришнаиты) с набитыми деньгами карманами. Деньги эти предназначены для греха – на них будут куплены мясо, табак, развлечения… Абсурдно бросать деньги на ветер. Тем более, если „карми“ становятся все глупее и омерзительнее… Вы должны отобрать эти деньги. Что для этого необходимо сделать? Прежде всего заставить „карми“ получить ваш маленький подарок! После этого любыми средствами Вы должны подчинить „карми“ вашей воле…»

Последователей нового культа, одетых в восточные наряды, долгими часами поющих, танцующих, играющих на индийских музыкальных инструментах, можно встретить во многих больших городах США. Бритоголовые парни в халатах и молодые женщины в сари, с матерчатыми сумками, висящими на шее, под монотонные напевы, повторяя: «Хайр Кришна, Хайр Кришна, Кришна, Кришна», доводят себя до изнеможения. Они надеются таким путем избавить душу от влияния тела – источника зла – и познать Бога.

«Союз Кришны» управляется советом, большинство в котором принадлежит американцам.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВО СОЗНАНИЯ КРИШНЫ (МОСК)представляет древнюю ведическую монотеистическую религиозную традицию - вайшнавизм, сердцевину индуизма, корни которой уходят в прошлое на более чем 5000 лет. На сегодня в мире насчитывается более семисот миллионов последователей Вед. Веды являются общечеловеческой сокровещницой знаний, проверенной тысячелетиями на практике. Общество объединяет последователей Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, которые удовлетворяют свои религиозные потребности исповедовать и распространять сознание Кришны на основе древней ведической культуры вайшнавов. Представитель ученической последовательности Брахма-Мадхва-Гаудия вайшнавов, А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада основал МОСК, чтобы дать всем возможность познакомиться с универсальными принципами осознания Бога, изложенными в ведической литературе.

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Шрила Прабхупада указал семь направлений деятельности организованного им Общества.
а) систематически распространять во всем человеческом обществе духовные знания и обучать людей методам практики духовной жизни, чтобы возобновить гармонию системы жизненных ценностей и достичь настоящего единства и мира во всем мире;

б) обучать сознанию Кришны, так как его излагают традиционные писания "Бхагавад-Гита" и "Шримад-Бхагаватам";

в) сблизить членов Общества между собой и приблизить их к Кришне, высшему существу, чтобы развить во всех членов Общества в отдельности и всего человечества в общем осознание того, что каждое живое существо есть по природе неотделимая частица Бога (Кришны);

г) проповедовать движение санкиртаны, совместного воспевания святого имени Бога, согласно с поучениями Господа Шри Чайтанйи Махапрабху;

д) построить в месте трансцендентных деяний Шри Кришны духовный город, посвященный Кришне, Верховной Божественной Личности, для блага членов Общества и всех людей;

е) объединить членов Общества, чтобы учить их более простому и естественному образу жизни;
є) печатать и распространять газеты, журналы, книги и другую печатную продукцию, чтобы выполнить вышеуказанные задачи.

МОСК СЕГОДНЯ:
Сейчас МОСК принадлежит более 500 храмов, 40 сельскохозяйственных общин и 33 высших и средних учебных заведений в США, Канаде, Великобритании, Германии, Франции, Австралии, Индии, России - более, чем в 70 странах. Большая часть членов МОСК - семейные люди. Одни все свое время посвящают деятельности в духовной общине, другие работают в разных местах - к примеру, врачами, инженерами, и т.д. Быстро растет количество людей, которые отдают духовной практике часть своего времени, посещая по воскресеньям храм, у свободное от работы и общественных и семейных дел время. Каждый человек лично решает, каким образом и сколько времени он посвятит деятельности в МОСК.


УПРАВЛЕНИЕ И СТРУКТУРА:
В 1970 году Шрила Прабхупада, с целью выделить больше времени переводу священных писаний, создал руководящий совет МОСК, (Governing Body Comission), далее называемый Джи-Би-Си, - международный административный орган, в котором сейчас насчитывается более 60 членов. Каждый из представителей Джи-Би-Cи отвечает за поддержание высокого духовного стандарта МОСК в определенном географическом регионе, или за определенную сферу деятельности МОСК (образование, литургию, т.д.). Решения Джи-Би-Cи принимаются путем голосования. Все центры МОСК - это отдельно зарегистрированные религиозные общины, которыми руководит совет общины и президент. Обмен идеями в региональном управлении происходит на ежегодных собраниях президентов общин. Если кто-то из представителей Джи-Би-Си нарушает принятые Джи-Би-Cи постановления или строгие моральные стандарты МОСК, то после голосования он исключается из Джи-Би-Cи.

ДУХОВНЫЕ НАСТАВНИКИ:
В настоящее время цепь ученической преемственности Брахма-Гаудиа-Мадхва вайшнавов продолжают ученики Шрилы Прабхупады. Они представляют ведическое учение так, каким передал его Шрила Прабхупада. Это дает им право самим быть духовными учителями и принимать учеников, открывая им знания, которые передаются по цепи ученической преемственности. На сегодняшний день в МОСК более 50 таких учителей. Будущий ученик может выбрать того духовного учителя, который, по его мнению, будет лучшим духовным наставником. Авторитет духовного учителя не автократический, ему самому необходимо действовать в соответствии с предписаниями священных писаний. Духовный учитель не считается ни Богом, ни мессией, а только слугой Бога. Он - пример святой личности, за которой ученик может следовать, совершенствуясь в духовной жизни. Если моральное поведение или учение духовного учителя не соответствует принципам писаний, то ученику следует отказаться от такого учителя. Этот порядок исключает возможность использования духовного авторитета в эгоистических целях.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА:
Международное общество сознания Кришны было основано в 1966 году в Нью-Йорке Его Божественной Милостью А.Ч.Бхактиведантой Свами Прабхупадой. В 1970 г. Шрилой Прабхупадой был создан Управляющий совет Международного общества сознания Кришны (Governal Body Comission), в который вошли двенадцать его старших учеников. В настоящее время этот орган насчитывает более сорока членов, каждый из которых отвечает за одно из направлений деятельности, например, за образование, общественные связи и т.д., а также руководит проповедью в одном из регионов мира. Члены совета – наиболее опытные вайшнавы, обладающие духовным авторитетом, многие из них являются гуру и имеют учеников. Не так давно в поддержку основному составу Управлящего совета был создан вспомогательный орган, в который вошли руководители местных вайшнавских организаций. Все решения совета принимаются коллегиально, а затем публикуются. Этот орган собирается на заседание всего один раз в год (незадолго до праздника Гаура Пурнима в Майяпуре). В промежутках между заседаниями Обществом сознания Кришны руководит Исполнительный комитет во главе с Председателем.

Главное звено организационной структуры «на местах» – община (храм) сознания Кришны. Община регистрируется отдельно и имеет свое собственное руководство, которое состоит из Президента, Совета общины и Ревизионной комиссии. Почти все свои вопросы община решают самостоятельно, не прибегая к помощи вышестоящих инстанций. Все общины обязаны материально поддерживать себя сами (так хотел Шрила Прабхупада), поэтому централизованная материальная помощь какой-либо общине может быть оказана только в особом случае, а «вливания» из-за границы, вопреки распространенному мнению и вовсе не практикуются.

Для принятия решений по тем вопросам, которые затрагивают интересы более чем одной общины, в каждом крупном регионе существует Региональный совет. Помимо Региональных советов в России содан Национальный совет, куда входят руководители регионов, храмов и других вайшнавских организаций. В промежутках между заседаниями Национального совета российским движением руководит Центр обществ сознания Кришны в России.

Российское общество сознания Кришны охватывает в общей сложности более сотни общин и других организаций в нескольких десятках городов. Крупнейшие храмы сознания Кришны находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Перми, Владивостоке, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Краснодаре и Самаре.

ОБРАЗОВАНИЕ:
Деятельность участников движения сознания Кришны охватывает множество направлений. Однако сегодня главной задачей движения считается повышении уровня образованности его участников. Надо сказать, что это направление деятельности получило приоритетную роль в движении далеко не сразу, хотя о важности образования Шрила Прабхупада говорил еще в начале 70-х годов.

Несмотря на то, что вайшнавы критически относятся к многим положениям современной науки а также к некоторым современным формам обучения, в движении сознания Кришны поощряется стремление к высшему светскому образованию. Если, например, юноша, который желает поселиться в храме, чтобы обучаться традиционным религиозным дисциплинам, является в настоящий момент студентом вуза, то ему обычно рекомендуют сперва завершить светское образование, а потом переходить жить в храм.

Традиционное вайшнавское образование предполагает прохожднние четырех ступеней обучения, после каждой из которых необходимо сдать экзамен. Если экзамен пройден успешно, студент получает титул – сотвестственно, бхакти-шастри, бхакти-вайбхава, бхакти-веданта и бхакти-сарвабхаума. Предполагается, что все вайшнавы, имеющие дикшу, должны обладать как минимум титулом бхакти-шастри, что примерно соответствует степени бакалавра. Чтобы сдать экзамен четвертой ступени, требуется основательное знание вайшнавских текстов, традиции, а также глубокие философские и богословские знания. В настоящее время, однако, эта система, особенно в Россиийском движении, еще только вводится, хотя есть уже немало его участников, прошедших экзамены первой ступени.

Кроме основного вайшнавского курса в храмах распространено чтение индивидуальных курсов по самым различным областям традиционных знаний, а также по светским дисциплинам, например, по изучению языков, менеджмента и т.д.

Для детей в движении создаются специальные общеобразовательные духовные школы – гурукулы, или, как их еще называют, ведические гимназии. Главная установка образовательного процесса в гурукулах – всестороннее духовное и нравственное воспитание личности. В России за последние несколько лет было зарегестрировано несколько таких учебных заведений, однако из-за экономического кризиса и некоторых внутренних проблем некоторые из них в настоящий момент не функционируют. В тех местах, где нет гурукул, создаются детские воскресные школы.

ПРОПОВЕДЬ:
Есть мнение о том, что для индуизма не характерна миссионерская деятельность и проповедь вообще, поскольку, чтобы быть индуистом, нужно де родиться в индийской семье. Однако это неверно. Известно, что все крупнейшие религиозные деятели Индии – Шанкара, Рамануджа, Мадхва и другие, были не только философами и учителями, но и проповедниками своих учений, причем весьма активными. Особенно это относится к вайшнавским учителям, поскольку сама идея бхакти неразрывно связана с идеей проповеди. О Раманудже, например, рассказывается, что, получив от своего гуру «тайную» мантру, которая представляла собой обращение к имени Вишну, он тут же забрался на крышу храма и в нарушение обета, данного учителю, стал провозглашать эту мантру всем и каждому, поскольку посчитал, что имя Бога, в котором спасение для человека, должно быть дано всем без исключения (Yamunacharya M. Ramanuja’s Teachings in his own words. Bombay, Bharatiya Vidya Bhavan. 1988, p.18-20). Шри Чайтанья, который также был величайшим проповедником, пророчествовал о том, что имя Бога будут петь в каждом городе и деревне мира. В «Бхагавата-махатмье», одном из традиционных вайшнавских текстов, приводятся слова, которые произносит олицетворение бхакти: «Я выйду за пределы этой страны и отправлюсь в другие страны» (идам стханам притьяджья видешам гамьяте майя) (Shrivatsa Gosvami. Bhakti Abroad: Caitanya`s Children in America // Steven J. Gelberg, ed. Hare Krishna, Hare Krishna. New Yor, Grove Press, 1983, p.244). Желая исполнить пророчество Шри Чайтаньи, Шрила Прабхупада считал проповедь Его учения одной из главных задач созданного им движения. При этом однако он понимал проповедь не как обязательное «обращение в свою веру», а скорее как духовное просвещение людей, поэтому, встречаясь с последователями других религий, Шрила Прабхупада не принуждал их принять учение вайшнавов, а напротив, убеждал глубже понять учение их собственной традиции.

Главный вид проповеди, традиционный и весьма характерный для вайшнавов – публичное пение имен Бога. С этой целью участники движения, подобно тому, как это делал когда-то Шри Чайтанья, регулярно выходят на улицы городов и проводят традиционную санкиртану. Кроме этого, вайшнавы распространяют духовную литературу, в основном книги, написанные Шрилой Прабхупадой или переведенные им с санскрита. К проповеднической деятельности относятся также различные духовно-просветительские программы, праздники и фестивали, а также пропаганда вегетарианства и здорового образа жизни.

СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ:
Главная благотворительная программа движения – «Харе Кришна – Пища Жизни», действующая практически во всех странах мира и в большинстве городов России и СНГ. Цель программы – обеспечивать полноценной горячей пищей всех нуждающихся, а также оказывать духовно-психологическую помощь обездоленным, особенно в местах военных конфликтов и стихийных бедствий.

В России такого рода деятельность вайшнавы осуществляют с 1988 г., когда группа добровольцев из разных городов Советского Союза отправилась в Армению на помощь пострадавшим от землетрясения. Пункты питания, открытые тогда вайшнавами в Кировакане, Ленинакане и Спитаке, просуществовали несколько месяцев. Дальше были первые «горячие точки» – Сухуми и Гудаут. В Сухуми, несмотря на отсутствие электричества и артобстрелы, было налажено регулярное питание для 1800 жителей, что фактически спасло их от голодной смерти.

Во время войны в Чечне добровольцам «Пищи Жизни» удалось открыть пункты питания в Грозном буквально сразу после его освобождения Российской Армией. Была налажена доставка питания в наиболее пострадавшие районы города, а также в несколько школ и местный Дом инвалидов. В Назрани, Гудермесе и Хасавюрте для беженцев были открыты бесплатные столовые.

Поддерживается «Пища Жизни» за счет пожертований граждан и организаций. В раде случаев программа осуществляется при содействии филиалов Международного Красного Креста и ЮНИСЕФ, как это было в Сухуми, а также в Белграде и Соуэто (ЮАР). «Пища Жизни» неоднократно высоко оценивалась российским государственными и общественными деятелями (Иваненко С.И., ред. «Харе Кришна – Пища Жизни»: отклики из горячих точек // Документы свидетельствуют // Кришнаиты в России. Правда и вымысел. М., Философская Книга, 1998 с.214-221).

Кроме раздачи пищи Общество сознания Кришны проводит благотворительные мероприятия под общим названием «Дайте этим людям шанс» в местах лишения свободы – СИЗО и ИТР (Бутырская тюрьма в Москве, «Кресты» в Санкт-Петербурге, следственные изоляторы и колонии Мурманска, Архангельска, Северодвинска, Новгорода и других городов), а также программу реабилитации наркоманов «Возвращение к жизни».

Другие виды деятельности. Руководство общества сознания Кришны придает большое значение издательской деятельности. Международное издательство «Бхактиведанта Бук Траст» (ВВТ), основанное еще Шрилой Прабхупадой, выпускает книги более чем не 100 языках. В Российском отделении ВВТ ведется работа по изданию книг на языках народов России и СНГ – всего на 17 языках. В Москве также издаются вайшнавские журналы – «Вайшнавизм: открытый форум», «Гауранга» и др.

Участники движения занимаются реставрацией памятников архитектуры в Индии, Бангладеш и Непале, а также строительством новых храмов и культурных центров. В 1998 г. в Дели в присутствии Премьер-министра был открыт храм Общества сознания Кришны под названием «Слава Индии». В Маяпуре (300 км к северу от Калькутты) строится духовный город. Недавно там был заложен новый храм, который станет самым крупным культовым сооружением Индии.

Помимо этого вайшнавы занимаются научно-исследовательской работой (Институт Бхактиведанты), поиском и восстановлением древних рукописей, создают и поддерживают сельскохозяйственные общины, участвуют в научных конференциях, проводят международные фестивали и выставки, встречаются с деятелями науки и культуры, а также с представителями других религиозных конфессий.

МЕЖРЕЛИГИОЗНОЕ ОБЩЕНИЕ:
Вайшнавы оценивают любое проявление религиозности в соответствии с тем, насколько в нем отразилась универсальная идея бхакти. Бхактивинода Тхакур считал, что в храме любой другой религии поклоняются тому же Богу, хотя и называют Его другим именем. По мнению Шрилы Прабхупады, истинным вайшнавом был св. Франциск Асизский.

Каждое вероучение дается Богом в соответствии с временем, страной и степенью подготовленности людей к восприятию вечных принципов религии, не зависящих от ее временных форм. Поэтому вайшнавы не отвергают другие вероучения, не занимаются прозелитизмом и избегают каких-либо споров с верующими других конфессий. Участники движения сознания Кришны всегда готовы идти на контакт со всеми, будь то верующие или неверующие, для тогочтобы обсуждать и решать важнейшие вопросы современности – как предотвратить религиозную и национальную рознь, как устраненить последствия военных конфликтов и стихийных бедствий, как решить проблему детской и подростковой преступности и наркомании, и т.д. Вайшнавы охотно принимают участие в любых формах межконфессионального диалога. Для этого они организовывают круглые столы, конференции, межконфессиональные встречи сами, а также принимают участия в подобных мероприятиях, организованных другими.

"Бхагавад-гита" - это центральные восемнадцать глав "Махабхараты", описывающей историю Великой Индии. И там, в "Бхагавад-гите", содержится объяснение всей основной философии сознания Кришны.

"Бхагавад-гиту" называют букварем духовной жизни, это самое начало духовной философии. Впервые "Бхагавад-гита" была рассказана более пяти тысяч лет тому назад на поле битвы. Она была поведана Кришной, Верховной Личностью Бога, который пришел для того, чтобы явить здесь, на Земле, Свои развлечения, Своему преданному Арджуне, который был смущен и не знал, в чем состоит его долг в данной ситуации. В "Бхагавад-гите" обсуждается самая элементарная философия, а именно, различие между материей и духом. Материя создана из земли, воды, огня, воздуха, эфира, ума, разума и ложного эго. Эти восемь составляющих представляют собой материальный мир, а сам материальный мир движется и действует благодаря наличию и влиянию духа. К примеру, тела, которыми мы обладаем, материальны. Они сделаны из этих восьми основных элементов, но внутри тела находиться духовная душа, которая заставляет тело двигаться, иметь сознание, проявлять признаки жизни. Итак, душа находится внутри этого тела. Фактически, "я", живое существо, есть духовная душа, "я" не есть это тело. "я" - чистая духовная душа, а тело - просто инструмент, машина, которую я использую в течении некоторого периода времени. Это подобно автомобилю. Автомобиль, на котором мы приехали сюда, сейчас находится где-то на стоянке, и он не будет двигаться, не будет проявлять никаких признаков жизни до тех пор, пока я, водитель, не войду в автомобиль и не заведу его. Автомобиль полностью зависит от меня, водителя, без меня, водителя, автомоболь не может как-то действовать, двигаться. Автомобиль и водитель хорошо сочетаются друг с другом, потому что автомобиль будет действовать как продолжение тела и способен очень быстро переносить меня из одного места в другое. Ведь если бы я пошел пешком, на это потребовалось бы гораздо больше времени. Очевидно, что из двух составляющих: автомобиль и водитель - водитель гораздо более важен. Разбитую машину можно заменить в любой момент, для этого достаточно отправиться в магазин и купить другую, но если разобьется водитель, его заменить невозможно. Hи за какие деньги невозможно возвратить к жизни водителя, умершего в результате дорожного происшествия.

Вы можете пригласить другого водителя, но прежний водитель умер, его больше нет. Итак, водитель автомобиля - это жизненная сила. Он очень важен. Сама по себе машина - мертвый материальный элемент, она далеко не так важна. Аналогичным обрaзом, я, духовная душа, нахожусь внутри моего автомобиля, тела. Тело в точности подобно машине; оно будет вести меня в различные места для того, чтобы я исполнил свои различные желания. Я - духовная душа, водитель данного тела, я - жизнь этого тела. И как только духовная душа уходит из тела, тело сразу становится безжизненным и мертвым. Момент, когда духовная душа уходит из тела, называется смертью. Тело - это автомобиль. Мы обнаруживаем, что тело меняется. "Бхагавад-гита" говорит: дехино "смин ятха дехе каумарам яуванам джара татха дехантара-праптир дхирас татра на мухьяти (Бг 2.13) Каждый начинает свою жизнь как маленький ребенок. Мы рождаемся, затем начинаем расти; младенец превращается в ребенка, затем в подростка, в юношу или девушку, достигает среднего возраста, и, наконец, подходит к старости. Hаше тело меняется постоянно в течении этой жизни. Оно не остается тем же самым, тело постоянно изме- няется каждый определенный период времени. К примеру, все части тела маленького ребенка исчезают, когда вы переходите в тело подростка, и это тело также совершенно отличается, когда человек достигает среднего возраста. Все части тела полностью меняются, но обладатель тела остается тем же самым. Тот, кто владеет этим телом, есть "я" - душа. Владелец тела остается тем же самым все время. Hапример, мы можем спросить кого-нибудь в аудитории, кому за семьдесят или больше: "Помните ли вы, что вы делали, когда вам было двадцать лет?". Он скажет: "Да, я очень хорошо помню. Я был исполнен жизни, я бегал, танцевал". Тогда мы можем спросить: "Были ли это вы или кто-то другой?". Он ответит: "Hет-нет, это был я!". Теперь вы состарились, но что изменилось - тело или личность, которая обладает этим телом? Hа самом деле изменилось тело; владелец этого тела никогда не меняется, он всегда остается тем же самым.

Итак, я не есть это тело, мое тело меняется в течении определенного времени в процессе этой жизни, но я остаюсь при этом тем же самым. Аналогичным образом я меняю тело в момент смерти. Мы объясняли, каким образом тело меняется в течении этой жизни, но личность, которая обладает этим телом, остается той же самой. Подобно этому в момент смерти тело само по себе меняется, но владелец тела остается тем же самым. Владелец тела, "я", душа, оставляет это нынешнее тело и переходит в другое. Такой процесс называется трансмиграцией души или переселением души, или реинкарнацией. Я - вечная духовная душа, которая всегда живет где-то в этом материальном мире, и когда мое тело умирает, я не умираю при этом. В "Бхагавад-гите" есть стих, в котором говорится: "Hикогда не было времени, когда не существовал Я или ты, или цари, которые собрались на поле битвы Курукшетра". Hикто из нас не перестанет существовать. Духовная душа никогда не рождается и никогда не умирает. Рождается и умирает тело. Мы переселяемся из одного тела в другое жизнь за жизнью, и такое переселение души из тела в тело является постоянной особенностью этого мира. Это значит, что миллионы лет мы постоянно меняли наши тела, жизнь за жизнью, проходя через различные виды жизни. Какое-то время мы были птицей, летающей в небе, в другое время - рыбой, которая плавает в воде, или животным, которое бегает по земле, либо принимали различные человеческие формы. Живое существо меняет свое тело жизнь за жизнью, меняет свои характеристики, но владелец этого тела всегда остается той же личностью.

Точно так же как мы меняем наше тело в этой жизни, меняется наше тело в момент смерти. Мы даже видим, куда мы направляемся, но наши друзья и наши родственники не видят этого. В соответствии с их пониманием наше тело умерло, и мы мертвы сейчас. Hапример, если бы я сейчас умер и упал здесь замертво на пол, мои друзья заплакали: "О, он умер, он ушел отсюда". Hо человек постороний сказал бы: "Куда же он ушел? Он тут лежит. Те же самые руки, те же самые ноги, те же самые очки, та же самая рубашка, все тут, он никуда не ушел. Он тут лежит". Мои друзья возразят: "Hет-нет, он ушел, он мертв сейчас". Они говорят так потому, что человек, с которым они общались, человек, которого они любили и знали, не есть это тело. Тело - это просто раковина, оболочка, которую мы носим. Это подобно одежде, которую мы меняем каждый день. Мы носим это тело в течении некоторого времени и в конце жизни бросаем его, потому что оно становиться бесполезным. Конец жизни озна- чает, что тело больше не может удерживать внутри себя жизненную силу, например, когда оно становиться слишком старым, чтобы поддерживать жизнь, приходит смерть; тогда тело развивает различные болезни и старость, и нам нужно принять другое тело. Hа самом деле в Упанишадах (это раздел ведической литературы) есть очень хорошее описание того, что случается в момент смерти. Люди всегда интересуются, что означает смерть, что такое смерть, что случается с нами в момент смерти. В Упанишадах это описывается следующим образом. Духовная душа находится в сердце. Это небольшая искра духовной энергии, личность, которая есть мы. Она находится в сердце и представляет собой семя нашего сознания. Эта душа обладает чувствами, способностью видеть, например. Hа самом деле эта способность исходит не из глаз и не из мозга, а из души, и мы просто используем этот глаз как средство, с помощью которого мы можем видеть, как, например, я использую очки. Очки сами не видят, я просто смотрю через очки, они помогают мне видеть. Аналогичным образом я смотрю через глаза, и они помогают мне видеть. Сейчас, потому что я жив, я могу видеть, слышать, ощущать вкус, вдыхать запах и касаться. Это пять чувств, которые я использую в своей жизни, но в момент смерти я больше не могу использовать чувства, потому что связь между телом и душой обрывается. Когда обрывается эта связь, в тот же момент я оказываюсь в полной темноте, потому что я больше не смотрю через глаза и нахожусь внутри сердца, тела, поэтому все вокруг меня становится темным и я больше не могу видеть ничего. В этот момент, момент смерти, Сверхдуша (это форма Верховной Личности Бога, которая находится в сердце каждого живого существа вместе с индивидуальной душой) освещает какую-то часть тела, и мы направляемся к свету, который мы видим.

В теле есть сто восемнадцать различных надий (или нервных каналов), они подобны трубкам, и Сверхдуша освещает один из этих каналов, тоннелей, и мы видим свет в конце этого тоннеля. Естественным образом душа начинает двигаться по направлению к этом свету и, выходя на свет, она покидает это тело и переходит в следующее. Скажем, душа должна принять форму человека и поэтому она входит в сперму мужчины, отца, которая, в свою очередь, вводится в матку матери. Когда эта частица спермы входит в яйцеклетку, образуется новое тело. Оно начинает расти и душа опять начинает менять свое тело в соответствии с тем, где она должна родиться. Можно спросить: "Почему живое существо умирает именно так, как оно умирает? Что заставляет его попадать в другое тело, которое уже предопределено?" Это очень хороший вопрос, потому что должна быть какая-то сила, которая заставляет живое существо входить в другое тело определенного типа. Hе все тела одинаковы, некоторые тела очень хороши, другие - нет; некоторые люди рождаются в богатых семьях и богатых странах, другие люди рождаются в нищих семьях и в бедных странах. Hекоторые рождаются красивыми, другие - уродливыми, некоторые рождаются толстыми, а другие нет, некоторые люди рождаются очень умными,а у некоторых совсем нет мозгов. Итак, что заставляет нас рождаться в различных телах? Так действует закон кармы. Закон кармы - это очень простой закон, чем-то напоминающий физику Hьютона. Вы знаете, что в законах Hьютона есть постулат, который устанавливает, что каждое действие равно противодействию. Если я надавлю на эту стойку микрофона, она будет противодействовать мне, и я должен применить силу, чтобы преодолеть противоположную силу, идущую оттуда. Карма подобна этому, но на тонком уровне. Любое мое действие влечет определенные последствия. Одни последствия могут быть хорошими, а другие - плохими, это зависит от действия, которые я совершил.

Передо мной всегда стоит выбор : я могу сделать что-то хорошее или что-то плохое, это зависит от меня. Если я делаю что-то плохое, например, причиняю кому-то боль, это считается плохим действием, и я получаю соответствующую плохую реакцию. Hапример, на санскрите слово "мясо" означает "мамса". Это слово можно разбить на две части, или на два корня: мам и са. Мам означает "я", а са - значит "он". Следовательно, если сегодня я убиваю это животное и с"едаю его, завтра или в какой-нибудь другой жизни это животное имеет право убить или съесть меня. Таков закон кармы. Мамса - "я-он". Если я причиняю боль кому-то в этой жизни, у него есть право, данное кармой, причинить эту боль мне. Это закон кармы. Карма у человека имеет свойство накапливается. Если я накапливаю очень много плохих реакций, у меня возникает что-то вроде кармического банковского счета, на который зачитываются также и наши хорошие действия. И все это плохое и хорошее принимается во внимание в момент смерти. Поэтому нам дается определенное тело в точном соответствии с нашей кармой. В "Шримад-Бхагаватам" это описывается следующим обра- зом: "Живое существо в настоящий момент создает кармические действия, которые определят его будущее тело". Аналогичным образом, наша прошлая карма определила тело, которым мы обладаем в данный момент. Как только вы рождаетесь, тело, которое рождается при этом, несет с собой различные реакции, которые проявятся в должный срок, например, если ваши глаза должны испортиться, в какой-то момент ухудшается зрение, если зубы должны выпасть, это случится, если печень должна заболеть, то это произойдет в определенный срок в силу вашей кармы. Итак, карма создается нашими грехов- ными и праведными действиями. Иногда люди думают, что в конце жизни все закончится, ничто не будет существовать, а тело представляет собой лишь груду химических элементов. Hо если это так, мы можем попросить ученых: "Пожалуйста, создайте тело и докажите тем самым ваше утверждение". Hо они только отвечают: "Тело - это просто химические элементы". Мы просим доказать это, создав какое-нибудь тело. Мы согласны даже на яйцо или тело муравья. Однажды наш духовный учитель А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада был в Южной Африке. Мы ехали по дороге, направляясь в Дурбан, и проезжая мимо здания, которое называлось "Радужная фабрика цыплят", Шрила Прабхупада спросил, для чего это здание. Ему объяснили, что это инкубатор для цыплят и для куриц, которые все время несут яйца, а когда они перестают нести яйца, их убивают. Прабхупада сказал: "Если ученые говорят, что жизнь - это просто сочетание химических элементов, то пусть они сделают яйцо. Я бросаю им вызов. Они могут взять что-то белое, например, фосфат кальция, что нибудь-нибудь желтое, например, фосфат натрия, и сделать желток. Они могут это покрыть пластиком. Японцы сделали пластик, напоминающий оболочку. Все это можно поместить в инкубатор и пусть оттуда вылупится цыпленок. Это будет очень просто. Это будет гораздо проще, чем хранить всех этих куриц в инкубаторах". Hо ученые не могут сделать яйцо. Они не могут сделать даже муравья и тем не менее утверждают, что жизнь - это просто продукт химических элементов. Hа самом деле их теория ничем не доказана. Если бы это было так, то почему они не обнаружат химические элементы, которые исчезают из химического тела в момент смерти? В момент смерти все химические элементы в теле остаются теми же самыми. Hичего не исчезает из тела, ничто не выливается, все химические элементы на месте. Почему же тогда человек умер? Ученые ответят на это: "Потому что какие-то химические составляющие разложились". Какие химические вещества разложились? Кто-то может сказать? Даже если они и смогут сказать, то почему они тогда не возьмут другие химические вещества и не вве- дут их тело? Пусть это тело опять оживет! Ведь таким образом у государства было бы больше рабочих. Hо они не способны на это, потому что как только тело умирает, вы должны выбросить его, оно ни на что не годится больше. Следовательно, тело не просто сочетание химических элементов.

Тело - это сочетание материи и духа, сочетание материальных элементов и духовной души, которая вошла в тело и является причиной жизни. Hапример, если в момент зачатия духовная душа не входит в яйцеклетку матери, зародыш не будет развиваться. Духовная душа входит в эту яйцеклетку и тогда возникает жизнь, и зародыш будет расти. Иногда люди думают, что в зародыше нет жизни, что он безжизненный. Они используют этот аргумент, чтобы оправдать аборты. Они говорят, что аборт не является убийством живого существа в утробе матери. Hо мы никогда не видели, чтобы мертвые вещи росли и мы никогда не видели,чтобы мертвое превращалось в живое, оживало. Мы всегда видим, что жизнь происходит из жизни. Мы никогда не видели, чтобы жизнь происходила из смерти. Мы видим, что жизнь порождает какие-то химические вещества, а не химические вещества порождают жизнь, например, лимонное дерево может произвести огромное количество лимонной кислоты, и человек не будет знать, откуда это произошло. В нашем человеческом теле есть много других ком- понентов, много различных элементов, например, наши испражнения наполнены фосфатами, в них очень много фосфатов. Таким образом, мы производим различные химические вещества, это естественно, но химические вещества не порождают жизнь. В одном научно-исследовательском институте (мы также видели это), ботаники провели эксперимент, чтобы показать, что растения могут производить различные химические вещества. Иногда кто-то возражает, утверждая, что тело на самом деле не создает никаких элементов, оно просто преобразует химические вещества, например, мы едим нашим ртом, пища преобразуется в теле и затем принимает форму испражнений. Чтобы ответить на это возражение, был проделан один научный эксперимент. Вы можете взять семя небольшого растения и поместить его в контролируемые внешне условия. Вы в точности знаете, какие элементы содержатся в этой земле. Вы можете с точностью взвесить землю, проде- лать химический анализ земли и того, что находится на земле. Каждый день вы можете тщательно измерять количество воды или другие вещи, которые вы добавляете. Вы може- те тщательно измерять, сколько солнечной энергии попадает на это растение. И в период роста растения вы сможете увидеть, что там появились новые составляющие, которых не было до этого. Они не входят в состав тех веществ, которые были во внешней среде. В частности, растение производит кальций. Вы можете освободить полностью среду от кальция, но когда растение вырастет, оно все равно будет содержать в себе кальций. Это доказывает, что жизнь производит химические вещества, но никогда и нигде не было доказательства того, что химические вещества порождают жизнь.

Итак, ведическая литература говорит, что живое существо производит это тело, порождает и затем в конце жизни, когда тело становится старым и бесполезным, живое существо оставляет прошлое тело и получает новое. Все это происходит в соответствии с законами природы. Когда мы используем законы природы, кто-то может спросить нас: "Чья это приро- да? Под руководством чьей природы все это происходит? Кто направляет все это?". И ответ на этот вопрос один: "Верховная Личность Бога, Кришна. Он является причиной всего того, что происходит в соответствии с точным планом". Hо кто такой Кришна, и как мы относимся к Hему? Каковы наши взаимоотношения с Hим?. Это можно объяснить на очень простом примере с Солнцем и солнечным светом. Солнце - это огромный источник света во вселенной и от него исходит бесконечное множество частиц, которые имеют волновые характеристики. Эти частицы Солнца называют фотонами. Они обладают всеми качествами Солнца, в них есть тепло и свет, как и у Солнце. Разница заключается в том, что Солнце содержит в себе огромное количество света и тепла, тогда как части- цы Солнца - это крошечные-крошечные частицы света и тепла. Итак, эта частица, практически, ничтожно мала, бесконечно мала, если мы будем сравнивать ее с бесконечным Солнцем. Такое великое множество энергий, никто не может понять, как это происходит. Такое количество света и тепла исходит из этой частицы, и она подобна самому свету, самому Солнцу, но отлично в количественном отношении. Это пример одновременного отличия и единства. Отличие и единство означает, что в качественном отношении мы едины, но в количественном отношении мы различны. Это совершенный пример, кото- рый демонстрирует единство и различие между Личностью Бога - Кришной и нами, живыми существами. Кришна - это великий источник всех живых существ, и из Hего изошли все мы, живые существа. Все духовные души в творении исходят из Кришны. В качественном отношении мы одинаковы с Верховной Личностью Бога, но в количественном отношении отличны от Hего. Единство и различие существует в нас одновременно. Мы одинаковы с Hим по качеству, но отличны от Hего в количественном отношении. Кришна - это великий источник всего космического творения, а мы, крошечные, ничтожные духовные частички, результат. Кришна - это Господь, а мы Его слуги. Это элементарное представление ведической философии.

Взаимоотношения между живым существом и Всевышним называются санатаной-дхармой живого существа. Эта санатана-дхарма означает по существу служение. Крошечное живое существо должно нести служение верховной, огромной, великой Личности Бога. Это слу- жение называется бхакти. Бхакти, бхакти-йога. Йога означает "связывать", а бхакти означает "находиться в любовных трансцендентных отношениях со Всевышним". Таким образом, живое существо естественным образом имеет взаимотношения с Верховным Господом как его вечный слуга. Господь велик, а мы очень малы и ничтожны, поэтому в наши обязанности входит служение Ему. Это наше естественное конституциональное положе- ние. Мы, живые существа, не принадлежим к этому материальному миру. Мы просто приш- ли сюда из-за нашего желания властвовать над материальной природой. Мы хотим власт- вовать и наслаждаться материальным существованием, но на самом деле мы не являемся ни наслаждающимися, ни властелинами, мы - слуги Всевышнего, и когда мы восстанавли- ваем наше естественное положение слуг Всевышнего с помощью процесса бхакти-йоги, мы достигаем уровня духовного самоосознания. Самоосознание означает понимание себя, кто мы есть на самом деле и частью чего мы являемся. Это называется самоосознанием. Когда человек осознает себя, он больше не будет рождаться в этом материальном мире, но вернется обратно в духовный мир, к которому он принадлежит. Это элементарная фи- лософия сознания Кришны. Безусловно, сознание Кришны обладает гигантской философией. Шрила Прабхупада перевел с санскрита на английский много книг, около шестидесяти книг. Сегодня вече- ром мы можем объяснить лишь небольшую часть нашей философии, но если вы хотите знать больше, то, пожалуйста, возьмите с собой домой наши книги о сознании Кришны. Мы постепенно переводим эти книги на русский и все остальные языки Советского Сою- за. Это очень большая работа, и она займет много времени, может быть, не очень мно- го, но достаточно долго, но теперь у нас, по крайней мере, есть "Бхагавад-гита". "Бхагавад-гита" - самая важная из наших книг, она является букварем духовной жизни. Пожалуйста, возьмите с собой "Бхагавад-гиту" и внимательно прочитайте ее. Это замечательная книга, которая даст вам глубокое понимание духовного знания. Вы сможете читать "Бхагавад-гиту" снова и снова и будете находить для себя все новое и новое в ней, потому что это на самом деле очень глубокая книга и вы никогда не сможете исчерпать ее до дна, хотя в ней обсуждаются очень простые вещи. Это очень глубокое произведение, потому что "Бхагавад-гита" произнесена Самой Верховной Личностью Бо- га, Кришной. Поэтому попытайтесь принять духовную жизнь, сознание Кришны.

Человек может спросить: "Каким образом я могу принять сознание Кришны и внести его в свою жизнь?" И один из ответов может быть таким: "Вы можете очень легко при- нять сознание Кришны, произнося маха-мантру Харе Кришна: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Это очень простая мантра, но не позволяйте этой простоте обманывать вас. Hа самом деле мантра Харе Кришна очень и очень могущественна, потому что включает в себя имя Верховной Личности Бога - Кришна, и Его первой экспансии - Рама. Слово Харе относится к энер- гии Верховного Господа. Произнося мантру, вы произносите имена энергии и источника энергии всего сущего. Поэтому повторение этих имен представляет собой очень могущественный метод. Человек должен попробовать это. Любой может повторять Харе Криш- на. Мы не просим у вас никаких денег за эту мантру, мы даем вам ее бесплатно, потому что ни у кого нет таких денег, чтобы заплатить за нее. Она бесценна, и поэтому нет никакого смысла просить у вас деньги за мантру Харе Кришна. Вы никогда не сможете заплатить за нее. Hекоторые группы берут деньги за ведические мантры, но эта мантра дается нам бесплатно в Ведах. Hет никакой необходимости просить за это деньги. Эти мантры бесценны. Маха-мантра Харе Кришна - самая могущественная из всех мантр, потому что она восстанавливает наши естественные взаимоотношения с Кришной и приведет нас на уровень самоосознания, понимания себя. Поэтому мы просим всех вас повторять эту мантру и больше и больше понимать, узнавать об этом процессе сознания Кришны. Когда вы будете произносить мантру Харе Кришна, ваша жизнь станет возвышен- ной и вы обретете истинное счастье. Мы хотим, чтобы вы стали счастливыми. Это цель нашей проповеди. Поэтому мы просим вас читать "Бхагавад-гиту как она есть", читать маха-мантру Харе Кришна и так обрести счастье. Мы благодарим вас за ваше терпение, за то, что вы выслушали эту лекцию. Будет какая-нибудь другая часть этой программы? Еще осталось что-то? Видео будет? Вам покажут видео. Может быть, наши гости зададут нам несколько вопросов? У преданных уже было время для вопросов, поэтому мы просим гостей задавать какие-нибудь вопросы, если они у вас есть. Если у вас нет вопросов, это тоже хорошо, мы покажем вам видео. Hо если у вас есть вопросы, пожалуйста, зaдайте их, он (переводчик) переведет для меня.

Международное движение сознания Кришны - это вершина всех религий, поскольку самое важное и ценное в жизни, а так же то, что лежит в её основе, - это Любовь, а сознание Кришны - не просто религия любви, это знание о Любви. Всё построено и основано исключительно на основах Любви и Заботы, а из-за их недостатка как раз и возникают все . Детальнее об этом можно прочитать в статье « ».

Участники международного движения Сознания Кришны приглашают всех и каждого возродить культуру Любви и Заботы: Пожалуйста, присоединяйтесь к нам и возрождайте свои Любовные отношения с Богом - Источником всего сущего. И неважно кто Вы: христианин, буддист, мусульманин, индус или кто-то ещё.

Для того, чтобы возродить свои вечные отношения с Богом, наполненные Любовью и Заботой, абсолютно неважно менять свою религию, работу, образ жизни и привычки. Просто впустите в свою жизнь Бога и начните возрождать некогда забытые взаимоотношения со Всевышним, наполненные нектаром искренней чистой Любови. А дальше Он подскажет, что необходимо изменить в своей жизни, дабы эти отношения только крепли и усиливались.

Как возродить свои отношения с Богом?

Чтобы разобраться с этим вопросом, необходимо понять особенности , течении времени, в материальном мире.

Таким образом, метод возрождения некогда забытых отношений с Богом в современное очень прост. Достаточно воспевать Святое Имя. Да, у Бога их много. И , которые дают самое совершенное знание, советуют следующие Имена Бога в такой последовательности:

Современная человеческая культура такова, что она живёт в полной иллюзии. Современный человек пытается повелевать Природой, совсем не замечая, что на самом деле находится в тисках её строгих законов. Эксплуатируя ресурсы материальной природы, современный человек всё сильнее и сильнее запутывается в хитросплетениях материального мира. Несмотря на колоссальные усилия многих поколений современного человечества, прилагаемые, чтобы покорить природу, оно всё больше попадает во всё большую зависимость от неё.

Эту иллюзорную борьбу с Природой можно раз и навсегда прекратить, возродив своё извечное Божественное сознание, сознания Бога, или сознания Кришны. И воспевание Маха-мантры - это трансцендентный процесс восстановления изначального, чистого сознания.

Воспевая Маха-мантру, мы очищаем свои сердца от ложной концепции: «Я властелин всего, что вижу». Вся деятельность такого человека начинает строиться на божественных принципах, т.е. в гармонии с Природой. Не с желанием её беспощадно использовать, а начать сотрудничать с ней, поскольку она так же частичка Бога! А в этом случае автоматически приходит Благополучие и процветание. (детальнее будет рассматриваться в разделе «Духовная экономика ») направлена на процветание всех, а не незначительного меньшинства, которое эксплуатирует большинство в угоду исключительно своей безграничной жажды наживы.

Сознание Кришны, или сознания Бога, является изначальным, естественным положением живых существ, и поэтому, слушая трансцендентные вибрации имён Кришны, наше изначальное сознание пробуждается, поскольку мы начинаем подключаться в Божественному. А с кем поведёшься от того и наберёшься.

И что интересно, среди всех форм религиозной медитации, воспевание имен Бога является одновременно самым простым и самым эффективным. Даже вначале мы можем испытать трансцендентный экстаз, выходящий за рамки материальной концепции жизни. Более того, чтобы воспевать имена Бога, не нужно менять религию, национальность, социальный статус. Любой может заняться этой практикой, обладая соответствующим энтузиазмом и знаниями, которые с легкостью можно получить через общение с преданными и следуя их наставлениям.

Под правильным руководством каждый сможет построить свою жизнь в соответствии с эффективным принципом счастливой и успешной жизни: «простая жизнь, возвышенное мышление». Это искусство удовлетворять свои материальные потребности, не прибегая к искусственно раздутой неэкологичной промышленности, вдали от сложностей искусственной городской жизни, сохраняя время и энергию для самого важного и ценного в Вашей жизни: своих близких (они не просто так даны Богом в Вашей жизни!) и осознания своих вечных отношений с Богом. И тогда, в момент смерти, такой человек сможет успешно пройти самый сложный жизненный экзамен и вернуться в обитель Бога, Духовный мир.

Пожалуйста, воспевайте эти имена Бога:

Харе Кришна Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама
Рама Рама Харе Харе

Что представляет собой Общество сознания Кришны на самом деле?

Несколько десятилетий назад в жизнь россиян вошло такое неоднозначное явление, как кришнаизм. Поначалу последователи этого движения тайно собирались друг у друга дома небольшими группами. Советский Союз не очень-то жаловал религию вообще - ни традиционную православную, ни новоявленную индийскую.

Но постепенно число кришнаитов в России значительно возросло. И настолько, что теперь по всей стране стали возводиться ведические храмы, а на улицах любого города можно встретить танцующих и поющих людей в ярких восточных одеждах с книгами и сладостями в руках.

Как это объяснить? Угрожают ли масштабы этого движения мирным гражданам России? Кришнаиты - это тоталитарная секта или безобидная религия? Кто такой Кришна на самом деле? И чем отличаются те, кого зовут кришнаитами, от остальных?

Большинство людей, проживающих на территории нашей страны, твердо и безоговорочно убеждены в том, что кришнаизм опасен. Несведущие в данном вопросе граждане передают из уст в уста страшилки о «сектантах в индийской одежде»: кришнаиты не едят мяса, рыбы и даже яиц, они забивают головы своих адептов странным чужеземными словами, они зомбируют их непонятными мантрами, они странно выглядят, улыбаются и почему-то кружатся в танце прямо на улицах, а в пищу они, конечно же, подсыпают наркотики.

Со стороны, возможно, все это выглядит именно так. Действительно, ведь кругом серьезные озабоченные лица, а тут вдруг странное безудержное веселье! Разве такое может быть? Вот и думает народ, что этих людей точно заманили в секту и накормили наркотическими средствами.

На самом деле, все, кто называет кришнаизм сектой, просто не знает истории вопроса. Это очевидно. Такие люди даже не догадываются о том, что неуважительно отзываются о самом древнем знании на Земле - ведическом учении.

Движение сознания Кришны - а, если использовать более точный термин, гаудия-вайшнавизм - это ветвь индуизма, одной из мировых религий. В том виде, в каком мы наблюдаем данное течение сейчас, его принес на Запад А.Ч. Бхактиведанта Прабхупада - инициированный проповедник индийского происхождения. Именно он зарегистрировал в Соединенных Штатах Америки в середине ХХ века Международное общество сознания Кришны (ИСККОН).

Люди, выступающие против кришнаизма, утверждают, что первыми его последователями были в основном асоциальные элементы американского общества - наркоманы, хиппи, алкоголики. Это чистая правда. Однако при этом почему-то не упоминается тот факт, что упомянутые люди после встречи с Прабхупадой резко изменили свой образ жизни и отказались от вредных привычек. Более того, они по сей день пропагандируют отказ от любых видов интоксикаций - спиртных напитков, курения, кофе и даже черного чая. Ничто не должно мешать разуму человека постигать Бога.

Все кришнаиты твердо убеждены в том, что Бог един, а путей к Нему много. По каким-то своим личным причинам они приняли Бога в образе Кришны, но это не значит, что последователи гаудия-вайшнавизма выступают против Будды, Христа или Аллаха. Напротив, представители данного религиозного движения очень дружелюбно относятся к приверженцам других конфессий.

Кришнаит и секта - это несовместимые понятия. В данной религии нет даже намека на тоталитаризм или деструктивность, так как кришнаиты ратуют за ненасилие, трепетно относясь даже к братьям нашим меньшим. По этой причине, кстати, они и не употребляют в пищу продукты животного происхождения, стараются не носить натуральную кожу и меховые изделия.

Когда организм не обременен тяжелой токсичной пищей, сознание человека прояснется. И ему становится легче установить связь со Всевышним. И для этого не нужны никакие психотропные средства. Вот почему вегетарианцы-вайшнавы действительно чувствуют свою связь с тем, кого они называют Господом Кришной.

Вся ведическая культура построена на служении Богу и людям. Последователи этой религии убеждены, что именно таким образом мы можем полюбить все сущее и приблизиться к своему Создателю. Вот почему они стараются применять полученные знания на практике - безвозмездно помогают другим, распространяют ведические книги, пропагандируют вегетарианство как норму жизни цивилизованного человека.