Пересказ 2 главы левша. «Левша». (Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе)

Рассказ «Левша» Лескова увидел свет в 1881 году. Произведение посвящёно гениальному тульскому оружейнику, сумевшему превзойти в умении английских мастеров. Но его талант не был по достоинству оценен на родине, в итоге, всеми забытый, он умер в больнице. Заглавие рассказа «Левша» (Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе) определяет «сказовую» манеру повествования. Из 20 глав рассказа только заключительная представляет собой размышления самого автора. Во всех остальных повествуется от имени рассказчика, цехового мастера.

Главные герои

Левша – тульский оружейный мастер, вместе с товарищами подковавший английскую механическую блоху.

Другие персонажи

Платов – атаман донских казаков, служивший при Александре Павловиче, а затем и при Николае Павловиче.

Александр Павлович – русский император, которому во время путешествия по Англии подарили заводную блоху.

Николай Павлович – русский император, велевший тульским мастерам усовершенствовать английскую блоху.

Тульские мастера – оружейники, сумевшие набить подковы микроскопической заводной блохе, привезённой Александром Павловичем из Англии.

Английские мастера – оружейники и инженеры, признавшие искусство туляков. Уговаривали левшу не уезжать в Россию и знакомили его с разными техническими новинками.

Мартын-Сокольский – доктор, пытавшийся передать последнюю просьбу Левши.

Чернышев – министр иностранных дел.

Глава 1

Российский император Александр Павлович после Венского совета, на котором были подведены итоги войны 1812 года с Наполеоном, отправляется в путешествие по Европе. Везде ему показывали разные диковинки, которыми император восхищался. Но донской атаман Платов, находившийся при нём в поездке, не разделял мнения царя. Он считал, что русские мастера ничуть не хуже иностранных.

В конце турне царь приезжает в Англию.

Глава 2

Англичане стали показывать русскому царю свои технические достижения. Александр был в восторге от иностранной науки, и полностью убедился, что русским до иностранцев далеко. Платов же всячески старался английских мастеров принизить, доказывая, что русские их во всём обошли. Так, англичане показали царю «пистолю» тонкой работы «неизвестного, неподражаемого мастера» .

Государь опечалился, что русские такое чудо создать не способны. А Платов открыл у пистоли замок и показал, что сделал её «Иван Москвин во граде Туле». Такое открытие привело англичан в замешательство, и они решили создать такое чудо техники, против которого и Платову возразить было бы нечего.

Глава 3

Утром русский царь и Платов поехали смотреть сахарный завод, а затем их привели в «последнюю кунсткамеру, где у них со всего света собраны минеральные камни и нимфозории» . Здесь Александру показали созданную английскими мастерами в натуральную величину заводную механическую блоху. Она могла прыгать и танцевать. Восхищённый император вручил англичанам миллион, а они ему за это подарили это чудо техники. Уложил государь блоху в футляр, сделанный из бриллианта, опустил его в табакерку и отбыл на Родину.

Глава 4

До самой смерти Александра оставалась блоха в табакерке. Когда он умер, её передали его жене Елизавете Алексеевне, а от неё она досталась новому императору, Николаю Павловичу. Вначале царь блохой не заинтересовался, но затем стал думать, для чего она у брата Александра столько лет хранилась.

Никто не мог разгадать эту загадку, пока не прибыл во дворец старый донской атаман Платов. Он отдал Николаю «мелкоскоп» , взятый когда-то у английских мастеров, и царь увидел, как прыгает стальная блоха. Но, в отличие от Александра, новый царь перед иностранцами не преклонялся. Поручил он Платову поехать к русским мастерам, чтобы они постарались создать что-нибудь более удивительное, чем английская блоха.

Глава 5

Исполняя волю государя, поскакал Платов в Тулу, которая славилась оружейными мастерами. Оружейники взялись исполнить приказание, но попросили донского атамана оставить им блоху на несколько дней. Сколько Платов не выпытывал, они не сказали ему, что придумали. Ничего не добившись, атаман отправился на Дон, оставив удивительную блоху тульским мастерам.

Глава 6

Когда Платов уехал, три самых искусных оружейника, среди которых был и «косой левша. На щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны» , отправились прочь из города. Люди стали гадать, куда они пошли. Многие подумали, что мастера ничего не придумали, и, чтобы избежать наказания, решили скрыться, прихватив с собой царскую табакерку.

Глава 7

Мастера отправились в город Мценск Орловской губернии, чтобы попросить совета у иконы Николая Чудотворца. Помолившись, вернулись они к себе в слободу и заперлись в доме Левши. Соседям было очень любопытно, что делают мастера. Под разными предлогами они пытались выманить троих оружейников из дома. Но, ни одна попытка не увенчалась успехом. Мастера никому не открывали и ни с кем не разговаривали, работая днём и ночью.

Глава 8

Закончив переговоры на Дону, Платов поспешил обратно в Тулу. Сам он к мастерам больше не пошёл, а послал за ними множество курьеров.

Глава 9

Мастера в это время заканчивали свою работу. Сколько курьеры к ним не стучали, они их в дом не пустили. Тогда, чтобы добраться до упрямых оружейников, курьеры сняли с дома крышу. После этого Левша с товарищами вышли из избы и сообщили, что работу свою закончили и могут идти к Платову.

Глава 10

Подали оружейники атаману стальную блоху в табакерке. Тот начал их расспрашивать, где же их работа. Но, они, обидевшись на оскорбления, сказали, что только государь её увидеть сможет. Разозлённый Платов, бросил Левшу в свою повозку и увёз его с собой в Петербург. По приезде сам он пошёл к Николаю Павловичу, а мастера оставил внизу со связанными руками.

Глава 11

Платов надеялся разговорами о казаках отвлечь царя от блохи. Но ему это не удалось. Николай вспомнил о поручении, и велел принести работу тульских мастеров. Платов рассказал, что туляки ничего нового не создали, а вернули обратно английскую блоху. Государь не мог поверить в обман и решил сам убедиться в словах атамана.

Глава 12

Когда принесли блоху и завели её ключом, оказалось, что «нимфозория» перестала прыгать. Платов был в бешенстве. Он решил, что оружейники сломали механизм. Пошёл атаман к лестнице, где Левшу оставил, и стал его бить, называя обманщиком. Левша же утверждал, что работа сделана, но увидеть её можно только в «мелкоскоп» .

Глава 13

Привели Левшу к царю, и показал он, в чём заключалась работа оружейников. Оказывается, они сумели английской блохе набить на ножки подковы. Государь удивился и обрадовался, что его русские мастера сумели англичан превзойти.

Глава 14

Решил Николай отправить мастера в Англию, чтобы он свою тонкую работу показал иностранным мастерам. Одели его получше и отправили за границу с особым курьером.

Глава 15

Оставил курьер Левшу в гостинице. А сам унёс блоху мастерам. Узнали мастера, кто сумел блоху подковать, и пришли к мастеру в гостиницу. Три дня они его поили и кормили, а потом стали расспрашивать об образовании. Оказалось, что мастер учился «по Псалтирю и Полусоннику» , а арифметики совсем не знает.

Глава 16

Отправили англичане курьера домой, а Левшу стали по заводам водить и уговаривать, чтобы он у них остался. Но, Левша тосковал по родной Туле и просил, чтобы его отпустили обратно. Посадили английские мастера оружейника на корабль и отправили в Россию, дав на дорогу денег и подарив на память золотые часы.

Глава 17

На корабле Левше показалось скучно, и он заключил пари с полшкипером, что перепьёт его. Пили они до самого конца плавания, отчего оба заболели, но никто в выигрыше не оказался.

Глава 18

В России полшкипера привезли в английское посольство, где организовали ему прекрасные условия. А Левшу, ослабевшего, не способного даже разговаривать, доставили в квартал. Там его обобрали и решили отправить в какую-нибудь больницу на лечение. Поскольку у оружейника не было с собой «тугамента» , ни в одной больнице его не приняли. К утру стало ясно, что Левша долго не проживёт, и его отвезли умирать в Обухвинскую больницу для простонародья.

Глава 19

Полшкипер очень беспокоился о своём друге. Чудом он отыскал Левшу в больнице и добился, чтобы к нему прислали доктора. Умирающий мастер просит Мартын-Сокольского сказать государю, что «у англичан ружья кирпичом не чистят» . Доктор пытается донести слова Левши до Чернышёва, но его никто не слушает, и чистка продолжается вплоть до начала войны.

Глава 20

Заключение

В рассказе «Левша» Николай Лесков, непревзойдённый мастер малых литературных форм, показывает, сколько в русском народе талантов, не развившихся в полную силу из-за условий жизни. Краткий пересказ произведения «Левша» по главам не может раскрыть всю силу художественного таланта писателя. Поэтому мы рекомендуем познакомиться с полной версией рассказа.

Тест по рассказу

Прочитали краткое содержание? Теперь попробуйте пройти тест!

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 7755.

После Венского конгресса царь Александр I много ездил по Европе и осматривал тамошние диковинки. Сопровождал его атаман донских казаков Платов, которому не нравилось, что Государь падок на всё иноземное. Из всех наций англичане особенно старались доказать Александру, что они превосходят русских. Тут уж Платов решил: будет он всю правду монарху в глаза говорить, но русских людей не выдаст!

Лесков «Левша», глава 2 – краткое содержание

Как раз на следующий день поехали Государь с Платовым в кунсткамеру – пребольшое здание, со статуей «Аболона полведерского» в середине. Англичане стали показывать разные военные удивления: буреметры, мерблюзьи мантоны, смолевые непромокабли. Александр на всё это дивился, а Платов лицо отворотил и сказал, что его донцы-молодцы без всего этого воевали и дванадесять язык прогнали.

В конце показали англичане царю пистолю неподражаемого мастерства, которую один их адмирал выдернул из-за пояса у разбойничьего атамана. Кто сделал пистолю, они и сами не знали. Но Платов покопался в своих больших шароварах, вытащил оттуда отвёртку, повернул ей – и вынул у пистоли замок. А на нём стояла русская надпись: сделал Иван Москвин во граде Туле.

Англичане страшно сконфузились.

Главные герои сказа Н. С. Лескова «Левша»

Лесков «Левша», глава 3 – краткое содержание

На следующий день Александр с Платовым поехал в новые кунсткамеры. Англичане, решив утереть нос Платову, поднесли там Государю поднос. Был он как будто пуст, но на самом деле лежала сверху маленькая, как сориночка, механическая блоха. Через «мелкоскоп» Александр Павлович рассмотрел рядом с блохой ключик. На пузе у блохи была заводная дырка. После семи оборотов ключа в ней стала блоха танцевать «кавриль».

За эту блоху Государь тут же велел английским мастерам миллион дать и сказал им: «Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив вас сделать ничего не могут».

На обратном пути с царём в Россию Платов больше молчал и только выпивал с досады на каждой станции квасной стакан водки, закусывал солёным бараночком и курил свою трубку, куда входил сразу целый фунт табаку Жукова.

Лесков «Левша», глава 4 – краткое содержание

Александр I вскоре умер в Таганроге, и на русский трон вступил его брат Николай. Вскоре нашёл он среди вещей Александра бриллиантовый орех, а в нём – диковинную металлическую блоху. Никто во дворце не мог сказать, для чего она служит, пока не узнал об этом недоумении атаман Платов. Он явился к новому Государю и рассказал ему, что было в Англии.

Блоху завели, и пошла она прыгать. Платов сказал, что это – работа тонкая, но наши тульские мастера наверняка смогут это изделие превзойти.

Николай Павлович от брата отличался тем, что был в своих русских людях очень уверен и никакому иностранцу уступать не любил. Поручил он Платову ехать к казакам на Дон, а по пути завернуть в Тулу и показать английскую «нимфозорию» тамошним умельцам.

Иллюстрация Н. Кузьмина к сказу Н. С. Лескова «Левша»

Лесков «Левша», глава 5 – краткое содержание

Приехал Платов в Тулу и показал блоху местным оружейникам. Туляки сказали, что аглицкая нация довольно хитрая, но взяться против неё с Божьим благословением можно. Посоветовали они атаману пока на Дон ехать, а на обратном пути опять завернуть в Тулу, обещая к тому времени что-нибудь «государеву великолепию достойное представить».

Лесков «Левша», глава 6 – краткое содержание

Блоха осталась у трёх самых искусных тульских оружейников – из них один косой Левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны. Эти оружейники, ничего никому не сказывая, взяли сумочки, положили туда съестного и ушли куда-то из города. Иные подумали, что мастера набахвалили перед Платовым, а потом струсили и сбежали, унеся и бриллиантовый орех, бывший футляром для блохи. Однако такое предположение было совершенно неосновательно и недостойно искусных людей, на которых теперь почивала надежда нации.

Лесков. Левша. Мульфильм

Лесков «Левша», глава 7 – краткое содержание

Трое мастеров пошли в город Мценск Орловской губернии, чтобы поклониться тамошней иконе Николая Угодника. Отслужив у ней молебен, оружейники вернулись в Тулу, заперлись в домике у Левши и принялись за дело в ужасном секрете.

Слышно было из дому только потюкивание молоточков. Все горожане любопытствовали, что же там делается, но искусники ни на какой спрос не отпирались. Пытались к ним проникнуть, делая вид, будто пришли попросить огня или соли, пробовали их даже пугать, что по соседству дом горит. Но Левша лишь высунул свою щипаную голову из окна и крикнул: «Горите себе, а нам некогда».

Повесть «Левша» была написана русским писателем Николаем Лесковым в 1881 году. Она представляет собой интереснейшую оружейничью легенду о стальной блохе и символизирует русскую гордость за мастеров ружейного дела. Жаль правда, что краткое содержание глав рассказа «Левша» не может вместить всего тогдашнего колорита русского языка и подробностей увлекательных событий. Поэтому лучше всего прочитать оригинал.

Н. Лесков, «Левша»: краткое содержание рассказа

Когда-то царь Александр Павлович любил ездить по Европе и любоваться разными диковинными вещами. Служил ему донской казак Платов, который ничего особенного в тех чудесах не видел и всегда приговаривал, что «у нас дома не хуже есть».

Однажды они посетили Англию, и их пригласили в оружейную кунсткамеру. Там им были представлены редкие искусные «удивления». Царь был поражен, он считал, что русским очень далеко до такого совершенства. На этот раз Платов промолчал, пошел в свою квартиру, выпил стакан водки-кислярки и завалился спать, да захрапел так, что в доме у англичан уже никому в эту ночь не спалось.

Пистолет

Краткое содержание рассказа «Левша» дальше повествует о том, что и на второй день они поехали в другую оружейную кунсткамеру. И опять чего только английские механики не показывали русскому императору, а он не уставал восхищался. А когда увидел пистолет тонкой работы, воскликнул: «Если бы у нас хоть один мастер был такой, я бы им гордился и тотчас сделал его высокопоставленным вельможей». Но Платов по-партизански молчал, ему явно все это не доставляло никакого удовольствия, а потом и вовсе взял свою отвертку, отковырнул замок пистолета, и вдруг внутри его обнаружилась надпись: «Иван Москвин во граде Туле». Сконфуженные англичане почувствовали себя дураками и всю ночь не спали. А Платов радовался, что тульского матера прославил.

Блоха

Но все же англичане не стали сдаваться и приготовили императору новую диковинку. Поехали русские гости опять в следующую кунсткамеру и видят, что рабочие в жилетках и фартуках держат пустой поднос. Оказалось, что на нем подали механическую блоху, которая заводится ключиком и весело танцует. Только разглядеть ее можно через мелкоскоп, и выполнена она была из лучшей английской стали. Государь был просто ошарашен, он никак не мог нарадоваться этой очень симпатичной безделушке и велел выплатить за блоху миллион серебром, а потом еще футляр для нее из цельного бриллиантового ореха за пять тысяч купил.

Поиск мастеров

Дальше краткое содержание рассказа "Левша" продолжается тем, что после смерти царя Александра Павловича однажды механическою блохою заинтересовался другой царь, Николай I, который стал ее исследовать. Платов, прослышав про переполох, пришел к царю и посоветовал не смотреть эту «нимфозорию», а дать задание нашим мастерам попробовать превзойти эту ценную вещицу. И нашлись такие мастера, которые после паломничества в Мценск, помолившись иконе св. Николая, несколько дней работали над этой блохой. Правда, почему-то после них она уже не танцевала. Через некоторое время Платов, забрав блоху и прихватив с собой за шиворот одного из мастеров - босоного косого Левшу - поехал ко двору.

Левша

В итоге император смотрит на блоху через мелкоскоп и ничего особого не замечает, но потом с подсказки Левши видит, что блоха-то подкованная. Тогда, нарядив, причесав и помыв, мастера Левшу отправляют в Англию. Там его хорошо принимают. А увидев подкованную блоху, очень удивились высокому мастерству неграмотного Левши. Их мастера сразу поняли, почему она не может дрыгать ножками, просто тяжелы были ее подковки.

Краткое содержание рассказа «Левша» не удивляет тем, что нищий Левша даже за большие деньги не согласился остаться в Англии. Простой русский народ всегда тосковал по своей родине. Тогда отблагодарили Левшу деньгами и дорогими часами и отправили его на корабле домой. На палубе он заключает пари с полшкипером, кто кого перепьет. В итоге они оба так напиваются, что начинают видеть чертей.

По прибытии их выгрузили с корабля. Англичанина сразу отправили в посольский дом в Петербурге, к нему привезли врача и назначили лечение, а Левшу отвезли в какой-то квартал. За время своего «веселого» путешествия он так ослабел, что и слова вымолвить не мог, и паспорта никакого не предъявил.

Родина

В итоге его ограбили, потом пришел пристав и хотел отправить его в больницу, но без документов его нигде не принимали. Во время перевозок его несколько раз небрежно роняли и даже один раз ударили затылком, потом его приняли в «простонародной больнице», куда привозят умирать, и бросили в коридоре.

Полшкипер, очухавшись, стал искать «своего русского камрада» и нашел. Англичанин был в шоке от увиденного и сразу написал жалобу начальству. А потом ему посоветовали найти Платова, но тот не мог ничем помочь, потому как был уже в отставке. В общем, Левша, не выдержав мучений, умер. Напоследок он успел только сказать, чтобы передали царю, что кирпичом оружие чистить не стоит, и даже англичане так не делают.

Но до государя эти слова так и не дошли, так до самой Крымской кампании чистка продолжалась. Потом же стали заряжать ружья пулями, так они там стали болтаться, так как стволы расчищены кирпичом. Если бы донесли вовремя слова Левши, может быть, и Крымская война другой оборот имела. Вот так очень грустно закончилось краткое содержание рассказа «Левша».

Заключение

Все это уже давно минуло, но такого рода предания старины забывать не стоит. Несмотря на эпический характер этого рассказа, общий дух эпохи там схвачен и передан очень точно и весьма интересно. Краткое содержание рассказа Н. С. Лескова «Левша» просто поражает, ведь имена таких гениев, как Левша, уже давно позабыты. Времена изменились, появилось автоматическое машинное производство. Но, несмотря на это, о старине всегда вспоминается с гордостью.

«Левша» краткое содержание, пересказ по главам.
Произведение Николая Семеновича Лескова «Левша» имеет и второе название, о котором все-таки следует знать, чтобы понимать, каково же содержание всего сказа. Итак, второе название произведения звучит так: «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». Теперь более подробно остановимся на каждой главе, пересказывая их. Глав всего в тексте 20, они не имеют названия.

Глава первая

Начинается с описания императора.
В те времена, которые описывает Николай Семенович Лесков, правил еще Александр Павлович. Из истории известно, что именно этот император участвовал в Венском конгрессе, представляя Россию. Его еще называли Александром Первым и именно он находился на престоле в то время, когда Россия одержала победу в войне с Наполеоном. Но вернемся к сюжету сказа.

Итак, император Александр Павлович окончил свое участие в Венском совете, и очень ему захотелось попутешествовать. Проехать по Европе, посмотреть какие все-таки чудеса бывают на свете, и в каких государствах они встречаются.

Отправился Александр I путешествовать, много объехал стран и государств и много в дороге он общался с людьми, так как был очень приветлив и разговорчив, да к тому же, еще обо всем и знать хотел, а это очень нравилось людям. Те же, кто пытался удивить государя, видя неподдельность его чувств, пытались его удивить еще больше, стараясь изо всех сил.

Но он ездил не один, а с верным слугой и помощником Матвеем Ивановичем Платовым. Это был донской казак, имел звание генерала и сам участвовал в боях с наполеоном, где проявил себя героически. Во время путешествия ничто не могло удивить графа Платова, и он пытался повлиять на императора. А вот все время тянуло Платова на родину, куда он и пытался сманить государя Александра I. И каждый раз, видя, как государь начинал удивляться и поражаться всем, что видел, Платов отвечал, что дома то и не хуже, чудеса есть, да и мастера более опытные да умелые. И опять про дом вспоминал.Узнали про это и англичане, и решили они столько изобрести диковинных вещей, чтобы совсем государь от своего государства отстранился, восхищаясь их, иностранными, делами и мастерами. Долго они готовились, чудеса придумали. И надо сказать, им много удалось и даже некоторые их хитрости имели успех. Император от восхищения не мог порою и слова молвить. Ничего Платов не мог сделать, ведь там, где было много народа, говорили в основном на чужом и незнакомом языке, французском, а Матвей Иванович не мог понять, что же они такого говорят. Да и не беспокоило его это, ведь он был женат, а подобные мероприятия, типа салонов и балов его как – то мало интересовало. Внимания на разговоры не обращал, особенно на те, которые велись на французском языке, да считал их ненужным и пустяковым делом.

Спокойным был донской казак Платов лишь только до того момента, когда вдруг стали императора звать посмотреть на чудесные сооружения, которые есть у англичан. Например, заводы, которые считались мыльно-пильными, необычные цейгаузы, или же показать они хотели ему свои удивительные оружейные заводы.

И вот тут Платов решил для себя, что хватит ему уже молчать, да соглашаться совсем, а стоит уже англичанами отпор дать, постоять за умелого русского мужика. Только казак подумал об этом, только принял это правильно решение, как император Александр Павлович обратился к нему и сказал о том, что на завтра намечена поездка в одну из оружейных палат. И не просто оружейную палату собираются англичане императору показывать, да удивлять, а приготовили для этого оружейную кунсткамеру.

Так же государь добавил, что сами англичане хвалились ему, что в этом музеи собраны не только самые редкие вещи, но самые лучшие экспонаты – совершенства, которые подарила им природа. И когда увидит все это государь, обещали англичане, то поймет, что русский народ совсем не ровня им и даже в подметки – то не годится.Не понравилось это Платову, но не стал он дерзить и что-то отвечать своему государю. А вместо этого так свою шапку натянул на лоб, что даже его нос с горбинкой просто утонул в ее лохмотьях. Так, с приспущенной буркой и отправился Платов, хмурый да угрюмый, домой.

Когда граф Платов озадаченный вернулся к себе на квартиру, где он проживал, то тут же ожил и даже потребовал, чтобы денщик принес ему немедленно из погреба настойки, да непростой, а водки–кислярки, которая делалась на Кавказе из винограда и имела свое название такое потому, что производилась из города Кизляра. Когда же Платову был подан этот напиток, то он тут же его выпил и уснул, укрываясь по привычке своей буркой.

Во второй главе

Отправился Платов вместе с императором смотреть эти оружейные чудеса. Кунсткамера эта находилась в большом помещении, где коридоры были длинные, а залы были большие и в одной из них даже стоял бюст Аболона Полведерского.

И если государь всему этому удивляется, то Платов на все это даже не смотрел, лишь только усы себе подкручивал. И каких только чудес не показывали англичане императору: буреметры для моря, смолевые непромокайки, мерблюзьи мантоны и многое другое. Государь попытался Платова расшевелить, а тот лишь говорит о том, что в России можно и другие, не меньшие по значимости чудеса увидеть. Когда же государю стали показывать пистолю, да тот восхищаться стал, принижая русского мастерства, то Платов не выдержал и из своих широчайших шаровар достал отвертку, специальную для оружия. Стал он разбирать пистолю, хотя англичане были против этого. А когда вынул он собачку из пистоли, то все увидели надпись на русском языке, что сделал ее Иван Москвин из русского города Тулы.

Так Платов и сконфузил англичан и духом сразу воспрянул. А англичане решили опять удивить государя и пока те плясали на балу, они новые чудеса придумали.

В третье главе

Государь и Платов решили опять кунсткамеры посетить. Платов, конечно же, хотел возразить против такой поездки, но император очень хотел еще чудеса посмотреть. Сначала они в залах рассматривали разные сорта сахара, Но тут Платов попросил к сахару еще и «молву» принести. Но не было этого у англичан, да и слово это они слышали первый раз.

Сконфузились англичане, и тут позвали императора с Платовым в последнюю палату. Там их встретили рабочие, в руках которых поднос. Как не смотрели на него государь и Платов, а поднос-то пуст был. Англичане показали им малюсенькую сориночку, только когда на пальчик взяли, то оказалось, что вовсе это ни сориночка, а нимфозория, которая сделана из стали и на вид похожа на блоху.

Но блоха эта необычная: в серединке ее есть заводик и пружинка. Стоит только маленький ключик повернуть, как она тут же начнет танцевать. В пузичке у блохи дырочка, туда и нужно вставить ключик, а затем семь раз повернуть.

Увидев танец блохи, государь потребовал, чтобы англичанам дали миллион серебром за такое изобретение. А потом решили подарить императору эту блоху, но вот только футляр не принесли. Объяснили они это, тем что футляр казенный, дорогой из необыкновенного бриллиантового ореха сделан.

Платов попытался было возразить, но государь остановил его. Орех они получили, заплатив еще пять тысяч. Положил император блоху в орешек, затем этот орешек поместил в свою табакерку из золота, а саму табакерку уложили затем в дорожную шкатулку. Похвалил государь англичан, а Платов все это время молчал, да мелкоскоп с собой прихватил.

Решил государь, что нет в мире равных англичанам искусству. И вернулись они домой с разными мыслями, а Платов еще и с обидой за русский народ.

Самое главное из 4 главы «Сказ Левша»

В четвертой главе

Рассказывается, как после смерти императора Александра Павловича блоха попала в руки императрицы Елисавете Алексеевне, но та, посмотрев ее танцы, совсем не обратила на нее никакого внимания. А потом и вовсе передала ее в наследство для нового императора.

Но новый императора – Николай Павлович тоже вначале никакого внимания на блоху не обратил. Однажды, перекладывая вещи, хотел он ее выбросить, но потом сначала решил посоветоваться с химиком. Узнав, что вещь – то непростая, да еще и выполнена не русскими людьми, решил он узнать о ней все. Никто не знал, что это и откуда взялась.

Вот тут – то про Платова и вспомнили. Рассказал донской казак всю историю и добавил, что не должно быть так, чтобы какие-то англичане над русскими мастерами превосходство имели.

Да и новый император никому русского мастера уступать не желал, поэтому послал он Платова к тульским мастерам показать эти диковинную вещь.

В пятой главе

Платов отправился в свое путешествие по России и вскоре он прибыл в Тулу, где проживали тульские оружейники. Попросили они блоху оставить, да дать им время подумать, как удивить государя.

Дал Платов им две недели, и уехал по своим делам дальше.

В шестой главе

Рассказывается о том, как уехал Платов из Тулы, а оружейники ушли из города. Среди них был и левша, который был косой, да на лице у него было родимое пятно, а волосы целыми прядями выдраны. Много предположений и слухов было о том, куда же отправились мастера. Так, одни думали, что мастера в Москву отправились, другие считали, что в Киев, а третьи решили, что просто с ценной вещью императора просто сбежали.

В седьмой главе

Рассказывается о том, как мастера ходили в Орловскую губернию, чтобы поклониться к иконе Святого Николая, а уже затем приступить к работе. Ночью, возвратившись домой, заперлись и принялись за работу. Несколько дней они не выходили из дома, поэтому привлекли внимание всех живущих в этой местности. И какие только причины не придумывали, чтобы их выманить, ничего не помогало.В восьмой главе Платов возвращается, чтобы увидеть работу мастеров. От нетерпения он даже зубами скрипит. А тульские мастера не спешат. И все посланные назад не возвращаются, а Платов от нетерпения уже простых людей из толпы посылает.

В девятой главе рассказывается о том, как тульские мастера свое дело заканчивали. Это происходило в тот самый момент, когда Платов к ним уже прискакал. Никто не мог достучаться к мастерам, дергали за ставни и двери так, что они трещали, да болты вылетали. А когда двери открылись, то такой духотой дунуло на всех, что многие просто не смогли выдержать и упали в обморок.

А мастера тульские тем временем не спеша надели кафтаны, а в зеленом чехле понесли они Платову шкатулку императора, где и была блоха аглицкая из стали выполненная.

В десятой главе мастера вынесли блоху, но о своей работе промолчали. Платов пытался что-либо разглядеть, но так и не смог. Поэтому обвинил мастеров в обмане. Те потребовали, чтобы их отвезли к императору, где они и покажут, чем были заняты эти две недели, и какую тонкую работу проделали. Но Платов уже осерчал, схватив крайнего мастера, левшу, за кафтан, забросил к себе в карету и помчался. Уже через день подъезжала карета ко двору императора в Петербурге, а в ней помимо Платова находился еще и левша, держа блоху.

В одиннадцатой главе рассказывается о том, как Платов, вернувшись во дворец императора, спрятал тихонечко шкатулку, левшу бросил в крепостной каземат, а сам явился на доклад к императору, надеясь, что тот не спросит про блоху.

Но император ничего не забывает и в конце разговора о том, как прошли междоусобные разговоры, спросил, что же его русские мастера с блохой сделали. Вынужден был признаться Плахов, что произошло, но император сказал, что не может его русский народ обманывать.

В главе двенадцатой достали из – за печи блоху императора и Платов стали ее рассматривать. Ничего не находя, позвал император свою дочь Александру Николаевну, надеясь что сможет отыскать что-то необычное, она еще посмотрела на блоху. Но Александра ничего не находит.

Решили блоху завести: музыка играет, а блоха ноги не может поднять. Рассердился Плахов и побежал к левше, достал его из темницы, стал бить за испорченную вещь. А когда он успокоился, то ему левша стал говорить о том, чтобы взяли они самый мелкий микроскоп, да посмотрели внимательно. Достали мелкоскоп, но ничего не видит Платов. А левша ему подсказывает на пяточку блохи посмотреть. И тут все заметили работу тульских мастеров.В главе четырнадцатой все стали блоху рассматривать и увидели, что она действительно подкована. А левша стал говорить, что они еще не все удивительное увидели. Вскоре выяснилось, что на каждой подкове еще и имя мастера выставлено. Но имени левши там не было, так как он еще мельче работу делал, выковывая гвоздики.

Решил государь эту блоху назад в Англию отправить и левша должен был сопровождать ее, следуя с курьером. Обмыли тульского мастера, одели, чаем напоили и в Лондон отправили.

В пятнадцатой главе левша добрался до Лондона, но сильно оголодал. А тут англичане не сразу его кормить стали, да и левша, когда его позвали в пищеприемную палату, не все кушанья стал есть, приговаривая, что они на русские кушанья совсем непохожи.

Увидев блоху подкованную, стали англичане левшу спаивать. Стали англичане предлагать левше остаться у них, обещая ему многое: образованным сделают и удивительным мастером он будет.Еле уговорили англичане левшу на время остаться, чтобы погостить и то с условием, что потом они его в сам Петербург доставят.

В главе шестнадцатой Левша посещает заводы и старается все замечать, чтобы потом в России увиденное воссоздать.

В главе семнадцатой Левша возвращается на родину, а по дороге очень сильно напивается.

В главе восемнадцатой англичанина, с которым левша пил, отвезли на лечиние. А вот левшу на родине доставили в участок, стали требовать документы. А потом стали искать больницу, которая его сможет без документов принять.

В главе девятнадцатой Левша умер в больнице, но попросил перед этим передать, чтобы ружья кирпичом не чистили. Только к его совету никто не прислушался.

В главе двадцатой рассказывается о том, что имя левши никто не помнит, но вот в Туле больше таких мастеров не осталось.

Тема раздела: «Левша» краткое содержание, пересказ по главам Николая Семеновича Лескова, читать самое главное.

Тема патриотизма часто поднималась в произведениях русской литературы конца XIX века. Но только в рассказе «Левша» она связана с мыслью о необходимости бережного отношения к талантам, облагораживающим лицо России в глазах других стран.

История создания

Рассказ «Левша» впервые начал публиковаться в журнале «Русь» №№ 49, 50 и 51 с октября 1881 года под названием «Сказ о тульском Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)». Идеей для создания Лесковым произведения послужила известная в народе прибаутка о том, что англичане блоху сделали, а русские ее «подковали, да назад отослали». По свидетельствам сына писателя, его отец проводил лето 1878 года в Сестрорецке, в гостях у оружейного мастера. Там он в разговоре с полковником Н. Е. Болониным, одним из служащих местного оружейного завода, выяснял происхождение прибаутки.

В предисловии автор написал, что он только пересказывает известную среди оружейников легенду. Этот известный прием, использованный когда-то Гоголем и Пушкиным для придания особой достоверности повествованию, в данном случае сослужил Лескову плохую службу. Критики и читающая публика буквально приняли слова писателя, и впоследствии ему пришлось особо объяснять, что он все-таки является автором, а не пересказчиком произведения.

Описание произведения

Рассказ Лескова жанрово наиболее точно было бы назвать повестью: в нем представлен большой временной пласт повествования, есть развитие сюжета, его завязка и завершение. Рассказом писатель назвал свое произведение видимо для того, чтобы подчеркнуть особую «сказительную» форму повествования, использованную в нем.

(Император с трудом и интересом рассматривает подкованную блоху )

Действие рассказа начинается в 1815 году с поездки императора Александра I с генералом Платовым в Англию. Там русскому царю вручают подарок от местных мастеров - миниатюрной работы стальную блоху, которая умеет «усиками водить» и «ножками перебирать». Подарок предназначен был показать превосходство английских мастеров над русскими. После смерти Александра I подарком заинтересовался его преемник Николай I и потребовал найти мастеров, которые бы были «никого не хуже», Так в Туле Платовым были призваны три мастера, среди них Левша, которые сумели подковать блоху и на каждой подкове имя мастера выставить. Левша же свое имя не оставил, потому что гвоздики выковывал, а «там уже никакой мелкоскоп взять не может».

(А вот ружья при дворе чистили всё по-старинке )

Левша был отправлен в Англию с «подкованной нимфозорией», чтобы там поняли, что «нам это не удивительно». Англичане были поражены ювелирной работой и пригласили мастера остаться, показали ему все, чему научены. Все Левша и сам умел делать. Поразило его только состояние ружейных стволов - их не чистили толченым кирпичем, поэтому точность стрельбы из таких ружей была высокой. Левша стал собираться домой, ему надо было срочно рассказать о ружьях Государю, а то «храни бог войны, они стрелять не годятся». От тоски Левша всю дорогу пил с английским другом «полшкипером», заболел и по приезде в Россию оказался при смерти. Но до последней минуты жизни пытался донести до генералов секрет чистки ружей. А если бы довели слова Левши до Государя, то, как пишет

Главные герои

Среди героев рассказа есть вымышленные и есть реально существовавшие в истории личности, среди которых: два российских императора, Александр I и Николай I, атаман Войска Донского М. И. Платов, князь, агент русской разведки А.И. Чернышев, доктор медицины М. Д. Сольский (в рассказе - Мартын-Сольский), граф К. В. Нессельроде (в рассказе - Кисельвроде).

(Левша "безымянный" мастер за работой )

Главный герой - оружейных дел мастер, левша. Имени у него нет, только мастеровая особенность - работал он левой рукой. У лесковского Левши был прототип - Алексей Михайлович Сурнин, работавший оружейником, бывший на учебе в Англии и передавший после возвращения секреты дела русским мастерам. Не случайно автор не дал герою собственное имя, оставив нарицательное- Левша один из изображенных в разных произведениях тип праведника, с их самоотреченностью и жертвенностью. Личность героя имеет ярко выраженные национальные черты, но типаж выведен общечеловеческим, интернациональным.

Недаром единственный друг героя, о котором рассказано - представитель другой национальности. Это моряк с английского судна Полшкипер, сослуживший своему «камраду» Левше плохую службу. Чтобы рассеять тоску русского друга по родине Полшкипер заключил с ним пари, что перепьет Левшу. Большое количество выпитой водки и стало причиной болезни, а затем и смерти тоскующего героя.

Патриотизм Левши противопоставлен ложной приверженности интересам Отечества других героев рассказа. Император Александр I конфузится перед англичанами, когда Платов указывает ему, что и русские мастера могут делать вещи не хуже. У Николая I чувство патриотизма замешано на личном тщеславии. Да и самый яркий «патриот» в рассказе Платов таковым является только за границей, а приехав на родину, становится жестоким и грубым крепостником. Русским мастерам он не доверяет и боится, как бы они работу английскую не испортили и бриллиант не подменили.

Анализ произведения

(Блоха, подкованная Левшой )

Произведение отличается жанровым и повествовательным своеобразием. Оно напоминает по жанру русский сказ, основанный на легенде. В нем много фантазии и сказочности. К сюжетам русских сказкок есть и прямые отсылки. Так, император прячет подарок сначала в орешек, который кладет затем в золотую табакерку, а последнюю, в свою очередь, прячет в дорожную шкатулку, почти так же, как прячет сказочный Кащей иглу. В русских сказках цари традиционно описаны с иронией, как и в рассказе Лескова представлены оба императора.

Идеей рассказа становится судьба и место в государстве талантливого мастера. Все произведение пронизано мыслью, что талант в России беззащитен и не востребован. В интересах государства поддерживать его, оно же грубо губит талант, как будто это никому не нужный, повсеместно распространенный сорняк.

Другой идейной темой произведения стало противопоставление настоящего патриотизма народного героя тщеславию персонажей из высших слоев общества и самих правителей страны. Левша любит свое отечество самоотверженно и горячо. Представители знати ищут повод гордиться, но не дают себе труда сделать жизнь страны лучше. Это потребительское отношение и приводит к тому, что в конце произведения государство теряет еще один талант, который был брошен в жертву тщеславию сначала генерала, потом императора.

Рассказ «Левша» дал литературе образ еще одного праведника, теперь уже на мученическом пути служения русскому государству. Своеобразие языка произведения, его афористичность, яркость и точность формулировок позволили разобрать рассказ на цитаты, которые разошлись в народе.