Русская Правда- первый письменный свод законов. История создания и главные части. Русская правда, свод законов Первым кодексом русских законов был

1. Объясните, почему после смерти князя Владимира, укрепившего русское государство, начались усобицы.

В летописи вся вина за усобицу возлагается на Святополка. Но такие усобицы были после смерти не только Владимира, и отца его Святослава, но и многих потомков Владимира. Это значит, что сама система позволяла подобным усобицам возникнуть, подталкивала наследников великого князя к борьбе. И действительно, под властью каждого из них был свой удел, который давал ресурсы для борьбы, и главное, у каждого из них была собственная дружина, которая была предана лишь своему господину, ведь именно от него она получала все богатства и милости.

2. Какую политику проводил Ярослав Мудрый в отношении соседних народов и государств? Что было результатом этой политики? При ответе используйте текст параграфа и карту на с. 41.

Некоторые более слабые народы Ярослав подчинял, таким образом расширяя территорию государства. Он активно строил города, таким образом закреплял свою власть над покорёнными землями, а также выстраивал линию защиты против народов, кочевавших в Причерноморских степях (печенегов). Другие народы Ярослав не завоёвывал, но подчинял своему влиянию – так его ставленниками были два подряд короля Норвегии (Харальд III Суровый и Магнус I Благородный). Наконец, Ярослав укреплял международный авторитет Древнерусского государства в целом даже среди дальних народов, например, с помощью браков своих детей: его сыновья женились на принцессах из Священной Римской империи, Польши, Византии, дочери были выданы замуж в Норвегию, Англию, Францию и Венгрию.

3. Расскажите о создании первого русского свода законов - Правды Русской.

До этого преступления судили по так называемому обычному праву, то есть обычаям, которые передавались устно из поколения в поколение. В таком случае были возможны разные толкования законов. Развитие учёности позволило записать законы. Это начали делать именно при Ярославе Мудром, создав так называемую Краткую Правду. Позднее, уже при наследниках Ярослава свод законов был существенно расширен до Пространной Правды. Некоторые историки предполагают, что составленная при Ярославе Краткая Правда предназначалась только для дружины князя, а по Пространной Правде судили уже всех его подданных.

4. Назовите основные преступления и формы наказания за них, записанные в Правде Русской.

Русская Правда карала убийство, членовредительство, воровство, разбой, разные поджоги и др. Обычной формой наказание была выплата штрафа (виры), которую платил преступник, а если он скрывался – то жители той местности, где было совершено преступление. Последняя мера сегодня кажется несправедливой, но благодаря ней сами эти жители были заинтересованы в поиске и задержании преступника.

5. Как в Правде Русской было отражено неравенство положения различных групп населения?

В Русской Правде виры, например, за убийство были различными в зависимости от того, какое положение человек занимал в обществе. Это было справедливо в условиях того времени. Платили виру родственникам – эта была как бы компенсация того, что убитый мог бы заработать для семьи. Чем выше было положение человека, тем большим доходом он обладал, тем больший доход теряла его родня в случае его убийства. Так и выражалось социальное неравенство в Русской Правде.

6. Охарактеризуйте вклад Ярослава Мудрого в развитие древнерусской культуры. Какое значение имело основание им храма Святой Софии в Киеве?

Ярослав Мудрый добивался не просто расцвета русской культуры, он стремился даже превзойти Византию. Софийский собор в Киеве был построен в подражанию Софийскому собору в Константинополе – главному храму Визнатии (а в подражание Софийскому собору в Киеве появились храмы с таким же названием в Полоцке и Новгороде). При Ярославе в принципе расцветает каменное строительство, создание книг, причём не только переводных, появляются и собственно русские сочинения (например, «Сказание о Борисе и Глебе»).

7*. Составьте исторический портрет Ярослава Мудрого (используйте памятку по составлению исторического портрета на с. 52).

Ярослав Владимирович Мудрый получил первое княжество (Новгородское) в 1010 году, великим Киевским князем стал в 1016 году, хотя из-за усобиц объединил под своей властью всё наследство отца только в 1036 году, умер же в 1054 году. Он был умным и рассудительным, даже хитрым. Ярослава можно назвать талантливым государственным деятелем – он знал потребности государства, у него получалось решать возникавшие проблемы. Известна реконструкция его внешности, которую Михаил Михайлович Герсимов выполнил по найденному черепу: на нас смотрит старик с широким носом, выдающимися скулами и глубоко посаженными глазами. Кроме борьбы за наследство отца он прославился укреплением государства, расширением его границ, укреплением его международного авторитета, как среди ближайших соседей, так и среди далёких народов. При Ярославе расцвела культура – одним из самых значительных проявлений этого стало строительство Софийского собора в Киеве. Именно при Ярославе известен первый митрополит киевский русского происхождения – Иларион. Также Ярослав прославился как законодатель: именно при нём был создан первый вариант Русской Правды.

В истории Ярослав остался именно как Мудрый – правитель мощного и единого Древнерусского государства, которого боялись враги и уважали друзья. Образ Ярослава особенно выигрывает на фоне постоянно боровшихся друг с другом его наследников.

Билет №21

Русь в XI-XII веках. Ярослав Мудрый, «Русская Правда»-первый сборник законов на Руси. Общество Руси по «Русской Правде». Деятельность Владимира Мономаха, внутренняя и внешняя политика.

Киевская Русь при Ярославе Мудром, его государственная и военная деятельность

1. Великий киевский князь Ярослав (1019-1054), прозванный Мудрым, в отличие от отца, Владимира Святого, не был героем былин и сказаний. Но летопись говорит о нем как о великом государственном деятеле, человеке умном и образованном, смелом воине, законодателе, градостроителе, хитром дипломате. Приходу Ярослава к власти предшествовала острая борьба, которую он вел с братом Святополком.

2. Правление Ярослава Мудрого - время расцвета Руси. На западном берегу Чудского озера был основан город Юрьев, киевляне ходили в Литву. Был заключен выгодный договор с Польшей, Русь оказала ей помощь в войне с Чехией. Дружескими стали отношения Руси со Швецией (Ярослав женился на дочери шведского короля). В 1036 г. под Киевом печенеги потерпели жестокое поражение и больше уже не ходили на Русь. Но печенегов сменили новые кочевники - половцы. В 1046 г. Русь заключила мирный договор с Византией, были заключены династические браки: дочери Ярослава были отданы замуж за французского, венгерского и норвежского королей. Русь поистине стала европейской державой, с ней считались Германия, Византия, Швеция, Польша и др. государства.

3. При Ярославе значительную роль в обществе стала играть церковь. В Киеве был воздвигнут величественный собор Святой Софии, который олицетворял мощь Руси. В середине 50-х годов XI в. под Киевом возник Печерский монастырь. По указанию Ярослава в 1039 г. на общем собрании русских епископов священник Илларион, вопреки Константинопольскому патриарху, был избран митрополитом Руси. Таким образом, русская церковь освобождалась от влияния Византии. В Киеве к концу правления Ярослава было построено уже около 400 храмов.

Русская Правда» - первый письменный свод законов Древней Руси

1. Сложившаяся структура древнерусского общества нашла свое отражение в старейшем своде законов - «Русской Правде». Этот документ создавался на протяжении XI-XII вв. и получил свое название в 1072 г. Начало ему положил Ярослав Мудрый, который в 1016 г. создал свод законов о порядках в Новгороде («Правда Ярослава»). А в 1072 г. трое братьев Ярославичей (Изяслав, Святослав и Всеволод) дополнили свод новыми законами. Он назвался «Правдой Ярославичей» и стал второй частью «Русской Правды». В дальнейшем кодекс неоднократно пополнялся княжескими уставами и церковными установлениями.

2. В «Правде Ярослава» закон еще допускал кровную месть за убийство человека, но мстить могли только близкие родственники (брат, отец, сын). А в «Правде Ярославичей» месть была вообще запрещена и заменена штрафом - вирой. Вира шла князю. Закон защищал администрацию, имущество и рабочее население княжеских вотчин.

3. В Законе уже были видны черты социального неравенства, он отражал начавшийся процесс сословного деления. Полагался штраф за укрывательство чужих слуг (челяди), свободный человек за обиду мог убить холопа. За убийство княжеского огнищанина (управителя) полагался штраф в 80 гривен, старосты - 12 гривен, а смерда или холопа - 5 гривен. Были также установлены штрафы за кражу скота, птицы, запашку чужой земли, нарушение межей. Власть великого князя переходила по старшинству - старший в роду становился великим князем.

4. «Русская Правда» регулировала отношения между людьми в обществе с помощью законов, что приводило в порядок государственную и общественную жизнь.

Привилегированное положение среди зависимых людей имели княжеские кормильцы, а также княжеские сельские и ратайные старосты (ратать - пахать, пахотный староста)

Низшее положение занимали смерды, холопы, рядовичи и закупы. За убийство смерда, холопа и рядовича взимался штраф в 5 гривен (ст. 25, 26 Краткой Правды).

Смерд - крестьянин, в этом контексте зависимый крестьянин. Если после его смерти у него не оставалось незамужних дочерей, имущество смерда наследовал князь.

Холопство могло быть обельным (полным) или закупным. Обель - пожизненный раб. Женский род - роба.

Закуп - человек, взявший купу - долг, и ставший долговым рабом до тех пор, пока не отдаст или не отработает долг.

Рядович - лицо, поступившее на службу и ставшее зависимым по "ряду", то есть договору.

Челядь- домашняя прислуга

Остановимся подробнее на одном из отечественных источников истории управленческой мысли -- «Русской Правде», которую все исследователи признают как выдающийся памятник общественной мысли Киевской Руси. «Русская Правда» является сводом правовых основ государственного управления Киевской Руси, а также источником сведений об административно-управленческом персонале при великом князе (высшего, среднего и низшего звена), о чиновниках местных органов, о мерах защиты их прав, об оплате их услуг.

Известны различные списки «Русской Правды» (XIII--XVIII вв.), которые делятся на 3 редакции в зависимости от авторов, объема и содержания. Первая редакция называется «Краткая Правда» или «Правда Роськая» (XI в.), вторая -- «Пространная Правда» или «Правда Русьская» (XI--XII вв.), третья -- «Сокращенная Правда» (XV-XVII вв.).

«Краткая Правда» представляет собой результат деятельности древнерусских князей по систематизации права. Она состоит из 43 статей, которые делятся на 4 части: «Древнейшая Правда», или «Правда Ярослава», «Правда Ярославичей», «Покон вирный» и «Урок мостникам».

Нормы «Древнейшей Правды» (ст. 1 -- 18) отражают ранний период истории Руси, еще до установления государственной власти и принятия христианства. Заслуга Ярослава Мудрого заключалась в том, что он произвел отбор старых правовых норм и закрепил в «Правде» те из них, которые соответствовали интересам класса феодалов; они стали новыми нормами Древнерусского государства. Для истории управленческой мысли эта часть «Русской Правды» интересна тем, что в ней приводится перечень должностей служащих князя (дружинников), а также представителей социальных слоев Древней Руси. Среди них ябетник, или тиун (княжеский приказчик, домоупра-витель, ведавший хозяйственными делами князя), мечник (княжеский дружинник, судебный служитель), гридин (младший дружинник), холоп (крестьянин, зависимый от князя), смерд (независимый простолюдин, общинник). В целом здесь речь идет о защите прав (в том числе прав собственности) княжеских чиновников, а также купцов, изгоев, иностранцев {варягов, колбягов), о процедурах выявления виновных и мерах их наказания. русь управление государство князь

«Правда Ярославичей» (ст. 19--41) представляет собой самостоятельный законодательный акт, принятый князьями Изяславом, Святославом и Всеволодом вместе с боярами. В этом законе значительно сильнее, чем в «Древнейшей Правде», выступает нормо-творческая деятельность князей, в результате которой были изменены нормы уголовного и процессуального права в интересах феодальных земельных собственников. «Правда Ярославичей» посвящена регламентации жизни княжеской вотчины, охране феодальной собственности и жизни лиц, служащих князю, находящихся в той или иной форме зависимости от него, а также имущества и личности других феодалов. Здесь продолжается список должностей администрации князя. В частности, упоминаются наиболее знатные княжеские вельможи и слуги: огнищанин (старший дружинник, боярин), подъездной княж (сборщик различных поступлений в пользу князя), конюх старый (старший конюх), а также чиновники среднего и низшего звена -- сельский староста и ратаиньш (пахотный) староста (управляющие сельскохозяйственными работами), рядович (хозяйственный агент князя), емец (судебный служитель). В последней статье (ст. 41) определяется размер вознаграждения емеца за выполнение судебных функций.

«Покон (Устав) вирный» (ст. 42) определяет типичный для раннефеодального государства порядок кормления (натурального обеспечения) общиной одного из важнейших государственных чиновников -- вирника, основной функцией которого был сбор виры (налог или штраф, равный 40 гривнам).

«Урок (правило) мостннкам» (ст. 43) завершает статьи «Краткой Правды» о порядке оплаты княжеских слуг. В данном случае речь идет о чиновнике мостнике (руководителе строительства мостов и/или мостовых). В статье слово «мост» имеет двоякое значение: 1) переход через реку (или овраг) и 2) мостовая.

«Пространная Правда» представляет собой свод развитого феодального права. Она основана на тексте «Краткой Правды», Уставе Владимира Мономаха и других киевских князей конца XI--XII вв. и отражает усиление феодальных отношений в Киевской Руси. «Пространная Правда» состоит из 121 статьи, большая часть которых посвящена принципам экономической политики князя, вопросам собственности князя и феодальной знати, охране этой собственности и порядку ее наследования. Есть статьи о займах и ссудных процентах, об охране и порядке обеспечения имущественных интересов кредитора, о порядке взыскания долгов, о ремесленничестве и ремесленниках, о денежном довольствии чиновников княжеского двора.

«Пространная Правда» подразделяется на 6 частей по авторам, объему и содержанию. 1-я часть (ст. 1--46) представляет собой коллективный труд, она была принята на княжеском съезде в Любиче в 1097 г. Многие статьи 1-й части повторяют суть «Краткой Правды», но есть оригинальные статьи, а также статьи, уточняющие и унифицирующие административно-правовые понятия. Например, историческая статья (ст. 2) об отмене кровной мести, ряд статей (ст. 3--7, 11-17) об ответственности за убийство представителей княжеской администрации и различных социальных групп, связанных с княжеским и боярским хозяйством, начиная от высокопоставленных тиунов и кончая ремесленниками, рядовичами, смердами и холопами; оригинальная статья (ст. 8) об ответственности общины за преступление ее члена (элементы круговой поруки). Есть в этой части ст. 9, схожая с «Поконом вирным», но в ней приводятся уточненные размеры натурального обеспечения услуг сборщиков налогов и штрафов -- вирников (княжеский чиновник) и их помощников на местах -- метельников (представитель местной общины).

2-я часть (ст. 47--52) является результатом творчества Свято-полка Изяславовича, который покровительствовал ростовщикам. Статьи этой части характеризуют гражданские правоотношения, вопросы займа, ростовщический капитал (истое), ссудный процент {рез), взаимоотношения купцов и предметы торговли (товар). 3-я часть (ст. 53-66) основана на Уставе Владимира Мономаха и характеризует долговые обязательства, формы ответственности за нарушение договорных обязательств между господином и закупом (феодально-зависимым крестьянином). 4-я часть (ст. 67--73, 75-85) -- это Устав Всеволода 11 Ольговича (1138-1146), регулирующий социальные отношения в феодальных вотчинах. К той же эпохе и автору относится 5-я часть (ст. 90-95, 98-106), в которой раскрыты вопросы наследства. 6-я часть относится к деятельности владимирского великого князя Всеволода Ш Юрьевича -- Большое Гнездо (1176-1212). Здесь собраны статьи, посвященные обеспечению деятельности судебно-административного аппарата великого князя, а также статьи о пошлинах и штрафах, о размерах и формах вознаграждения лиц, ведавших делами общественного характера, -- строителей, сборщиков налогов (ст. 74, 86--89, 96-97, 107-109). Причем впервые на Руси были введены дополнительные пошлины с выигравших процесс, т. е. с тех, «кому помогут» (ст. 107). В этой же части находится специальный раздел о холопстве (ст. 110-121).

В «Пространной Правде» уточняются статус и функции ряда названных выше чиновников государственной службы и приводятся новые категории лиц административного аппарата великого князя. Состав и функции чиновников демонстрируют сложность государственного аппарата управления в эпоху Киевской Руси X-X1I вв. Так, в «Пространной Правде» речь идет о таких чиновниках, как тиун княж (управитель княжеского феодального хозяйства), огнищный тиун (управитель хозяйством высших кругов княжеской дружины), конюший тиун (управитель княжескими конюшнями), отрок (младший член княжеского административного аппарата), городник (архитектор, руководитель строительства), детьский (судебный исполнитель). В то же время приводятся совершенно новые категории рядовых служащих, например, рядович боярский (в отличие от княжеского рядовича из «Краткой Правды»), тиун боярский (в отличие от тиуна княжеского). Это свидетельствует о развитии феодального землевладения в XI--XII вв., которое охватило не только княжеские, но и боярские земли. Об этом же свидетельствуют названные новые должности тиунов (управителей различными хозяйствами). В одних случаях они подчеркивают усиление позиций дружинников и бояр (огнищный тиун), в других -- повышение важности и масштаба работ (конюший тиун, городник).

Сокращенная Правда, по мнению большинства исследователей русской общественной мысли, представляет собой памятник, возникший (в XVII--XVIII вв.) в результате значительного сокращения текста Пространной Правды. Работа неизвестного редактора нового текста Правды заключалась в отборе из древнего памятника тех статей и норм, которые могли сохранить характер действующих в его время правовых норм.

Обилие государственных должностей, упоминаемых в одном из важнейших источников русской управленческой мысли, свидетельствует о сложности и многообразии хозяйственной и иного рода деятельности, осуществляемой великим князем и его свитой с целью эффективного управления Киевским государством, о понимании князем актуальности необходимых для этого управленческих кадров.

По тексту «Русской Правды» можно понять, кто являлся если не автором, то заказчиком этого документа. Конечно же, она создавалась в интересах великого князя и была нацелена на укрепление его самодержавной власти в Древней Руси. Многие статьи подчеркивают устойчивость модели управления полицейским государством, каковым в ту пору было Киевское государство. Чего стоит, например, в деталях расписанные порядок и формы кормления в денежной и натуральной формах княжеских слуг (и находящихся при них коней) -- вирника, городника и мостника, а также кормления фуражом их лошадей, о чем соответственно указано в ст. 9, 96 и 97 «Пространной Правды».

Г. «Русская Правда» - первый письменный свод законов Древней Руси

1. Сложившаяся структура древнерусского общества нашла свое отражение в старейшем своде законов - ʼʼРусской Правдеʼʼ. В ʼʼПравде Ярославаʼʼ закон еще допускал кровную месть за убийство человека, но мстить могли только близкие родственники (брат, отец, сын).

2. А в 1072 ᴦ. трое братьев Ярославичей (Изяслав, Святослав и Всеволод) дополнили свод новыми законами. Он назвался ʼʼПравдой Ярославичейʼʼ и стал второй частью ʼʼРусской Правдыʼʼ. В дальнейшем кодекс неоднократно пополнялся княжескими уставами и церковными установлениями. в ʼʼПравде Ярославичейʼʼ месть была вообще запрещена и заменена штрафом - вирой. Вира шла князю. Закон защищал администрацию, имущество и рабочее населœение княжеских вотчин.

3 В Законе уже были видны черты социального неравенства, он отражал начавшийся процесс сословного делœения. Полагался штраф за укрывательство чужих слуг, свободный человек за обиду мог убить холопа. За убийство княжеского управителя полагался штраф в 80 гривен, старосты - 12 гривен, а смерда или холопа - 5 гривен. Были также установлены штрафы за кражу скота͵ птицы, запашку чужой земли, нарушение межей. Власть великого князя переходила по старшинству - старший в роду становился великим князем.

4. ʼʼРусская Правдаʼʼ регулировала отношения между людьми в обществе с помощью законов, что приводило в порядок государственную и общественную жизнь.

Политическое единство Древнерусского государства сохранялось какое-то время после смерти Ярослава Мудрого (1054 ᴦ.). Изяслав занимал Киев, Святослав - Чернигов, Всеволод - Переяславль, Игорь - Владимир, Вячеслав - Смоленск. Сыновья Ярослава, согласно завещанию, совместно управляли Русью. После смерти в 1057 ᴦ. Вячеслава Ярославича смоленского старшие сыновья составили своеобразный триумвират, распределяя доходы по своему усмотрению и устраняя неугодных князей. Первый пример устранения неудобного человека с помощью церкви - пострижение в монахи дяди Судислава.

Постепенно внутри княжеского рода разгораются распри. Обострилась борьба за волости. Братьям-триумвирам удалось удержать власть в своих руках и даже приумножить земли (Ярославичи устанавливают контроль над Полоцком, почти отпавшим от Киевской Руси в это время).

В 70-е годы XI в. осложнились отношения уже между братьями. После смерти Святослава в междоусобице приняли участие и племянники. Потомство Ярослава разрослось и им стало тесно. Начался передел контроля над волостями. Основная цель противников в этой борьбе - захват наиболее богатых волостей. При этом обе стороны не были разборчивы в средствах: привлекали половцев, Византию, калечили противника и т.д. Своеобразным центром, куда бежали проигравшие борьбу князья, стала Тмутаракань.

Киевское княжение Всеволода Ярославича (1078-1093) было временем относительной стабильности во внутри- и внешнеполитической жизни Руси. В это время сын Всеволода черниговский князь Владимир Мономах (получивший свое прозвище по матери, дочери византийского императора Константина IX Мономаха) окончательно подчинил вятичей - последний восточнославянский союз племенных княжеств, сохранивший еще собственных князей. После смерти Всеволода в 1093 ᴦ. наступает период обострения усобиц и борьбы с половцами.

Постоянные междоусобицы заставили князей искать компромисс. В 1097 ᴦ. на съезде южнорусских князей в Любече было заключено соглашение, по которому Святополк, Владимир и Олег с братьями Давыдом и Ярославом Святославичами должны были владеть отчинами - областями, переданными их отцам в управление по завещанию Ярослава Мудрого. На съезде также была достигнута договоренность о совместных действиях по обороне Руси от внешней опасности.

Вскоре после съезда усобица вновь разгорелась. В 1100 ᴦ. была предпринята очередная попытка примирения: инициатор распри Давыд Игоревич был перемещен в незначительный город Бужск. Распри на время затихают.

Г. «Русская Правда» - первый письменный свод законов Древней Руси - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Г. «Русская Правда» - первый письменный свод законов Древней Руси" 2017, 2018.

После Владимира Красное Солнышко в результате междоусобиц и борьбы за престол к власти пришёл один из его сыновей Ярослав, который стал для справедливым и умным правителем Ярославом Мудрым. Его управление страной и деятельность описываются в летописях разных государств. За время правления были заключены выгодные дружеские отношения со многими странами. С Русью считались все европейские державы. Князь начал создание первого сборника законов «Русская правда», который является отправной точкой для законодательной власти на Руси.

Предпосылки возникновения

Вместе с в народе устанавливались нормы и обычаи, то есть определённые правила поведения в общине, а также принуждение или наказание, как следствие неповиновения этим нормам. В результате крещения Руси, близких отношений с Византией и прочими государствами стали появляться противоречия между религией и устоявшимися народными обычаями, что привело к преобразованию норм в писанные законы. На съезде русских епископов в 1039 году по велению Ярослава Мудрого был избран митрополит Руси без согласия с Константинопольским патриархом, это стало важным посылом на пути к освобождению от влияния Константинополя Русской православной церкви. Так же причинами для составления письменных и упорядоченных законов стали расслоение общества, потому что в процессе перехода от родовой к соседской общине появилось такое понятие как частная собственность, потребность закрепить власть над сословиями и регулировать отношения внутри государства силой княжеского законодательства.

Основные тезисы «Русской Правды»

«Русская правда» содержит в себе две части, законы которых относятся к разным периодам времени. Первая часть — «Древнейшая правда» — составлена самим князем Ярославом, вторая — «Правда Ярославичей» — тремя братьями, его сыновьями.

Сам сборник «Русская правда» имеет казуальную систему строения, это когда законодатель пытается предусмотреть и описать возможные жизненные ситуации. В сборнике всегда приводились указания на принадлежность человека к какому-либо общественному положению. Население по закону было разделено на такие социальные категории:

Дружина;

Духовенство;

Сельчане и горожане (купцы, ремесленники, закупы)

Князь же занимал особое место, самое высокое положение.

Большая часть законов предусматривала защиту частной собственности, порядок наследования, по обязательствам и договорам. Договора в «Русской правде» разделялись на виды:

Купля-продажа;

Займы (бытовой заём и заём с закладом);

Хранение поклажи (считается безвозмездной услугой);

Личный наём (наём слуг).

В сборнике «Русская правда» за договора и обязательства накладывается ответственность, и в случае нарушения налагаются вира (штраф) и возмещение убытка. Например, укравший коня обязуется возвратить его и уплатить 3 гривны виры.

К тяжёлым преступлениям относят причинение телесного повреждения, оскорбление действием (удар тупым предметом, ладонью, ножнами, то есть оскорбление ударом, но не повредив человека), убийство. В таких ситуациях преступник обязуется уплатить виру и пострадавшему, и в княжескую казну. Были определены два возможных умысла: прямой (нападение, разбойничество) или косвенный (например, в драке или при самообороне). Наивысшая степень наказания – выдворение из общины как самого преступника, так и членов семьи, изъятие движимого имущества, порабощение. «Русская правда» не признавала смертную казнь. Тем не менее, иногда смертная казнь применялась. К таким жёстким мерам прибегали в наказание за противогосударственные дела (шайки разбойников, восстания). Но Ярослав Мудрый всеми силами пытается устранить смертную казнь, которая является следствием кровной мести на Руси. Здесь своё влияние оказала и православная церковь, выступавшая за отмену казни. В те времена суду на Руси были свойственны:

Состязательность сторон;

Относительное равенство сторон;

Активное участие при разбирательстве дела.

Началом для проведения судебного разбирательства служили жалоба истца или поимка правонарушителя во время преступления. Суд по законам «Русской правды» осуществлялся в три этапа:

Заклич (публичное сообщение о преступлении);

Свод (трёхдневный срок, в который ведут опрос свидетелей и поиск доказательств);

Гонение следа или поиск преступника (в том случае, если он не был обнаружен ранее).

Церковные законы

Кроме «Русской правды» многие сферы жизни Руси были подвластны церковным законам. Именно при правлении Ярослава Мудрого стали чётко определены права церкви, которые регулировали три пункта:

Семейно-брачные отношения;

Преступления против церкви, отступничество от веры;

Нарушения, совершённые служителями церкви.

В церковном суде на провинившегося накладывалась епитимья (длительные молитвы, земные поклоны или пост).

Значение для Руси

Благодаря созданию первого сборника законов «Русская правда» Киевская Русь была приведена к порядку, были урегулированы взаимоотношения между различными категориями населения и укреплена княжеская власть, что явилось благополучным и своевременным этапом в истории , послужило важным преобразованием для дальнейшего развития общественной и государственной жизни.