Реформа здравоохранения в россии направлена на полное его уничтожение. Врач — о жизни после реформы здравоохранения

Организация здравоохранения остается наиболее дискуссионной темой, как в теории, так и в экономической политике. В мире нет такой страны, где модель организации здравоохранения считалась бы среди экономистов и медиков образцовой.

Как известно, существуют три основные модели организации здравоохранения: «государственная», «частная», «страховая». В мировой практике система здравоохранения страны, как правило, строится на сочетании различных моделей, но в разных пропорциях. Каждая модель дополняет другую.

Государственное финансирование здравоохранения основано на принципе социальной солидарности общества, распределения медицинских услуг, как общественных благ. Такая модель главенствует в Великобритании, Ирландии, Дании и др.

Частная модель здравоохранения предполагает, что медицинские услуги - продукты частных компаний, распределяемые в условиях рыночный конкуренции. Классический пример построения «частного» здравоохранения - США.

Третья модель - страховая существует в условиях социально-ориентированной смешанной экономики, обеспечивает необходимое стимулирование медицинских организаций, гибкость организационной структуры здравоохранения. Государство - выступает гарантом обеспечения всех граждан или их большинства социальными благами. Данная модель здравоохранения преобладает в Германии, Австрии, Канаде и др.

В 2013 году в России начался новый этап реформ здравоохранения. государственным медицинским организациям были предоставлены права оказания гражданам платных медицинских услуг.

В 2014 году реформа была продолжена. Была произведена реорганизация отрасли. Поликлиники были объединены в крупные медицинские организации. В мероприятиях по оптимизации участвовало 359 медицинских организаций, из них было ликвидировано, а 330 потеряли свою самостоятельность.

Финансирование медицинских организаций стало осуществляться на основе устанавливаемых субъектами РФ нормативов объема медицинской помощи на 1 жителя региона по каждому виду медицинской помощи в соответствии с территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи каждого региона.

Основным каналом финансирования медицинских организаций стала система ОМС, включающая ФФОМС, территориальные ФОМС, страховые компании.

Финансирование медицинских организаций через систему ОМС дополняется бюджетным финансированием субъектами РФ и федеральным бюджетом. (Подробно см. 323-ФЗ, 326-ФЗ, Постановление Правительства РФ № 932).

Кроме того, активно развивается частная медицина. Если в 2010 году число негосударственных медицинских организаций составляло 8%, общего числа медорганизаций, то в 2015 году - уже 22%. Доля включенных в территориальные программы ОМС частных клиник в 2014 г. выросла до 19% по сравнению с 8% в 2013 г .

Таким образом, Россия развивает наиболее распространенную в мире страховую модель здравоохранения с развитой системой государственного финансирования и социальных гарантий.

В условиях экономического кризиса россияне, стали более остро осознавать ценность бесплатных социальных благ, высокое качество организации отлаженных во времена СССР систем здравоохранения, образования, социального обеспечения.

Неслучайно в 2014 - 2015 годах по стране прокатилась волна митингов и протестов против сокращения количества медицинских учреждений, медицинского персонала, объема бесплатных медицинских услуг. По данным Росстата, число медработников снизилось за 2014 год на 90 тыс. человек при сохранении уровня совместительства в 140% .

Счетной Палатой РФ в 2014 г. был отмечен рост объема платных медицинских услуг на 24,2% по сравнению с 2013 г. Рост платных медицинских услуг свидетельствует о замещении бесплатной медицинской помощи платной, снижении доступности медпомощи для населения.

В начале марта 2016 года президент РФ заслушал доклад министра здравоохранения о предварительных итогах развития здравоохранения в 2015 году. Г-жа В. Скворцова сообщила, что в 2015 году ожидаемая продолжительность жизни при рождении достигла 71,2 года .

Однако, нельзя забывать о том, что по этому показателю Россия вместе с Киргизией, Таджикистаном и Узбекистаном занимает лишь 10-13 места среди стран-бывших республик СССР, обгоняя только Казахстан и Туркмению.

Многие экономисты и медики обратили внимание на то, что в январе-ноябре 2015 г. смертность в России на 100 000 жителей выросла на 0,1% по сравнению с 2014 г., достигнув в2015 г. 1306 человек .

Проблема роста смертности вызывает особое беспокойство на фоне того, что Россия среди стран - бывших республик СССР уступает по уровню смертности на 1000 жителей только Украине, Латвии, Литве.

В этих условиях удивительно то, что, несмотря на значительное количество нормативных правовых актов, регулирующих деятельность медицинских учреждений, отсутствует проработанное законодательство, определяющее условия и механизмы развития частной медицинской практики.

Успех развития страны напрямую связан с величиной государственных инвестиций в человека, т.е. в здравоохранение, образование, науку, культуру.

В начале марта 2016 г. разные ведомства и экономисты «давали» противоречивые сведения о величине кассового исполнения государственных расходов на здравоохранение и их фактической доле в ВВП.

Тем не менее, даже запланированная на 2015 г. доля государственного финансирования здравоохранения России представляется заниженной, особенно в условиях кризиса. Этот показатель ниже, чем в Молдавии, Эстонии, Литве, Киргизии, Украине, не говоря уже о среднем уровне государственных расходов на здравоохранение в странах ЕС, где он составляет 6,5% от ВВП.

В то же время доля военных расходов в ВВП России, на мой взгляд, завышена, особенно в условиях экономического кризиса. По данным SIPRI она составляет 4,5% ВВП .

По этому показателю Россия занимает второе место среди стран - бывших республик СССР, незначительно уступая лишь Азербайджану.

Наиболее высокую долю военных расходов в странах ЕС имеют Франция и Великобритания - 2,2% ВВП. В США этот показатель составляет 3,5 % ВВП.

В качестве положительных моментов реформирования здравоохранения в России можно отметить то, что: реформа проводится постепенно и достаточно аккуратно; сохраняется преемственность с хорошо отлаженной советской системой управления здравоохранением; обеспечиваются государственные гарантии получения всеми гражданами бесплатных медицинских услуг удовлетворительного качества.

Для успешного проведения реформы здравоохранения целесообразно целесообразно сравнить свои достижения с опытом передовых зарубежных стран.

По мнению ряда специалистов одна из наиболее удачных медицинских реформ среди постсоветских стран была реализована в Эстонии.

Даже среди 35 европейских стран Эстония занимает почетное 17 место по качеству и эффективности здравоохранения , опережая Испанию, Италию, Ирландию.

По заключению экспертов Health Consumer Powerhouse (HCP), проанализировавших состояние медицинской отрасли в 27 странах Евросоюза, а также в Швейцарии, Норвегии, Хорватии и Македонии система здравоохранения Эстонии принадлежит к ряду лучших в Европе.

Среди стран - бывших республик СССР ожидаемая продолжительность жизни при рождении в Эстонии - самая высокая - 77 лет, смертность на 1000 жителей достаточно низка - 8,1% (9 место из 15 бывших советских республик; В России - 13,1 % на 1000 жителей).

Доля государственных расходов на здравоохранение в Эстонии - 4, 64 % ВВП (2-е место после Литвы) при 2,0 % -ой доле военных расходов к ВВП (7 место среди бывших советских республик).

По подобию стран Северной Европы ключевым звеном медицины в Эстонии являются "семейные врачи". Все жители территориально приписаны к "своему"

"семейному врачу", который обязан принять больного и при необходимости - направить его на обследование к специалистам.

Эстонское здравоохранение характеризуется квалифицированностью специалистов и современным оборудованием большинства больниц и клиник страны.

Ответственность за управление здравоохранением лежит на Министерстве социального обеспечения, образованное слиянием трех министерств - здравоохранения, социального обеспечения, труда.

Источник финансирования медицинского страхования - социальный налог, которым облагается каждый работающий в стране гражданин. Размер налога составляет 33 %, 13 % которого уходит в ЭФМС, а 20 % - в бюджет государственного пенсионного страхования.

Медицинское страхование в Эстонии организует Больничная касса, основной задачей которой является обеспечение всех жителей Эстонии компенсацией медицинских услуг и покупки лекарств.

Ключевым средством контроля качества медицинской помощи стало проведение клинических аудитов, организуемых ЭФМС.

Темой одной из последних коллегий Следственного комитета РФ стали врачебные ошибки. Как сообщил глава комитета Александр Бастрыкин, в 2015 году в России от ошибок медиков погибли 712 человек. В результате правоохранители предложили внести в Кодекс административных правонарушений статью, которая предусматривала бы ответственность за качество проведённых медицинских обследований.

У нас принято в любой ситуации всё списывать на недостаточное финансирование здравоохранения. Но только ли в этом причина низкой эффективности российской медицины?

Эту статью меня побудили написать личные мотивы. Сейчас я лежу в больнице с дочерью, которой поставили диагноз «обширная пневмония». До этого три врача районной поликлиники не смогли прослушать в лёгких ребёнка ровным счётом ничего, прописывая какие-то капли. Только пожилой врач с неотложки написала направление на рентген. К этому времени уже несколько сегментов левого лёгкого ребёнка оказались поражены. Что это – недостаток квалификации медиков или убийственное равнодушие к пациенту?

Бывают случаи и пострашнее. Недавно социальные сети потряс ролик, снятый журналистом одного из федеральных телеканалов. Мужчина нечаянно стал свидетелем того, как санитары ГКБ им. Давыдовского выкатили на коляске из больницы мужчину, выкинув его на обочину. Сами санитары сказали, что просто удалили из больницы бомжа. Хотя было видно, что несчастный мужчина опрятно одет. После того как вмешалась полиция, выяснилось, что выброшенный из больницы человек перенёс инсульт. Говорить он не мог, ничего не помнил, у него отказали ноги. Сейчас инцидент расследует специальная комиссия. Чиновники, ответственные за надзор и контроль в сфере здравоохранения, уже поспешили сообщить о мерах по усилению дисциплины и вынесенных взысканиях. Однако куда чаще возникают ситуации, когда и законы вроде бы не нарушаются, а человек фактически остаётся без жизненно важной для него медицинской помощи.

За 2013–2015 годы в России сокращено более 100 тыс. коек, преимущественно специализированных и располагавшихся в районных больницах.

На минувшей неделе в городе Дальнегорске Приморского края из больницы был уволен врач, который предложил девушке, пострадавшей от укуса собаки, сходить в церковь. Причина оказалась банальной: в клинике не было вакцины от бешенства. Новость получила огласку, администрация региона вынуждена была давать объяснения. По словам вице-губернатора Приморья Павла Серебрякова, в дальнегорской больнице этой вакцины не оказалось из-за необъяснимого сбоя в закупках.

Не секрет, что бюджет фонда ОМС не покрывает всех расходов, а региональные власти экономят на медицине как могут. В этой связи посылать «лечиться» при помощи церковных обрядов из медучреждений в ближайшее время, видимо, будут всё чаще. Минфин предложил в будущем году сократить расходы на здравоохранение ещё на 28,6 млрд рублей. При этом бюджет Фонда обязательного медицинского страхования, как известно, не покрывает даже расходы на выполнение «майских указов» в части повышения зарплаты медицинским работникам. Вот только решит ли увеличение зарплат все проблемы отечественной медицины? Ведь на сегодня в России смертность только от болезней органов кровообращения в 6 раз выше, чем в Канаде, Германии, Испании и Португалии. Даже граждане Афганистана и Албании умирают от сердечно-сосудистых заболеваний гораздо реже, чем мы. Также, согласно данным Международного агентства по исследованию рака, Россия занимает 5-е место в мире по числу смертей онкологических больных. Причина – низкий процент диагностики рака на ранних стадиях.

Кто сокращает жизнь россиян?

В рейтинге эффективности национальных систем здравоохранения, опубликованном не так давно агентством Bloomberg, Россия оказалась на предпоследнем месте. Всего в рейтинге фигурирует более 50 стран. В первой десятке – Гонконг, Италия, Япония, Южная Корея, Австралия, Израиль, Франция, ОАЭ и Великобритания, граждане которых живут дольше всех в мире. Если верить Росстату, средняя продолжительность жизни в России в 2015 году составила 71,39 года. Это ниже, чем запланировано госпрограммой развития здравоохранения – 72,02 года, и на 8–10 лет меньше, чем в странах Европы.

Россия уже давно не фаворит международных рейтингов здравоохранения. Недавно авторитетный британский медицинский журнал The Lancet опубликовал рейтинг стран по уровню здоровья населения: Россия там на 119-м месте, рядом с Сирией и Украиной. Впрочем, и отечественная статистика тоже не прибавляет оптимизма: за 2013–2015 годы в России сокращено более 100 тыс. коек, преимущественно специализированных и располагавшихся в районных больницах. Неудивительно, что по итогам 2015 года объём платных медицинских услуг превысил 500 млрд рублей, что почти в 5 раз выше уровня 2013 года, то есть граждане всё чаще вынуждены платить за приём у врача.

Справка

По данным Росстата, с 2015 года число средних медицинских работников сократилось в России на 22,4 тыс. человек. До этого были сокращены около 90 тыс. медработников. Число коек в стационарах уменьшилось за последние три года на 100 тысяч.

Тревогу уже забили демографы, чьи данные указывают на повышение смертности у молодых людей в возрасте от 30 до 45 лет. При этом рост числа умерших россиян происходит на фоне сокращения числа родившихся. Министр здравоохранения уже попыталась объяснить всё это пристрастием населения к алкоголю: «При вскрытии погибших пациентов в 70% случаев выявляется алкоголь в крови. Впервые за последние годы увеличилось количество суицидов, алкогольных отравлений, не поставленных при жизни диагнозов пневмонии у асоциальных групп населения. Мы выхаживаем 500-граммовых младенцев, а в 40% смертей детей в возрасте до 1 года виноваты пьяные мамы, которые придавливают их собой», – заявила Вероника Скворцова. Однако в докладе правительству о здоровье населения за 2014 год, подготовленном самим Минздравом, говорилось о существенном снижении потребления алкоголя и смертности от случайных отравлений. Возникает резонный вопрос: эти оценки были преждевременны или необъективны? Что касается новорождённых, «придавленных» пьяными мамами, то, по данным Росстата за 2015 год, из 6,4 тыс. детей, умерших до года от внешних причин, куда относятся и несчастные случаи во время совместного сна с матерью, умерли всего 300 младенцев. Похоже, что нам опять соврали.

Перспектива – самолечение

Требования увеличить бюджет здравоохранения звучат сейчас с разных сторон. На самом деле было бы куда эффективнее уменьшить растраты и неэффективные расходы. Больницы оснащают хорошим оборудованием, но из-за коррупции стоит оно в разы больше, чем в реальности. Закупают для сельских больниц сложную медицинскую технику, однако там не умеют ею пользоваться. Повышают зарплаты участковым врачам, но это приводит к тому, что кардиологи, офтальмологи, онкологи и другие специалисты массово «переквалифицируются» в участ­ковых. Итог – невозможность получить нужную медицинскую помощь в нужное время. Сложности в записи к нужному специалисту и необходимом обследовании во время острого периода болезни – самая распространённая проблема городских поликлиник. Анализы, которые необходимы здесь и сейчас, в государственных клиниках бывают готовы, как правило, только через несколько недель. Зато частные лаборатории, которые наживаются на этой ситуации, как грибы после дождя возникают в шаговой доступности от городских поликлиник. Президент фонда «Здоровье» Эдуард Гаврилов рассказывает: «По нашим данным, полученным при опросе пациентов в регионах, реальные сроки ожидания приёма у врача или диагностики сегодня в 2−3 раза превышают нормативные. Особенно остро проблема стоит на селе, где обеспеченность врачами в 3−4 раза ниже, чем в городе, а смертность на 14% выше».

Есть и более вопиющие примеры неэффективных трат. Например, Минздрав России заплатил подрядчикам 15,5 млн рублей за якобы выполненную и принятую работу по модернизации своего сайта, а также за сопровождение обновлённых разделов. Однако спустя почти год проект так и не заработал. Медицинские чиновники говорят о недофинансировании, а тем временем в фондах ОМС оседают миллиарды рублей. Так, по результатам проверок выяснилось, что страховые компании удержали с медицинских организаций в результате штрафов около 50 млрд рублей – почти 4% средств годового бюджета федерального фонда ОМС. Существенная часть этих средств «осела» в самих компаниях. При этом страховщики никак не отстаивают права пациентов, а сосредоточены «на выявлении бумажных огрехов в работе врачей». Эксперты подсчитали: этих 50 млрд вполне хватило бы, чтобы повысить зарплату каждому врачу на несколько тысяч рублей.

Что же делать и каков прогноз? Вот как комментирует перспективы российского здравоохранения руководитель фонда «Здоровье» Эдуард Гаврилов: «Если тарифная политика останется той же, что и последние четыре года, то объёмы платной медпомощи увеличатся, медицинские работники так и не увидят повышения зарплат, а граждане будут всё чаще заниматься самолечением. Всё это отразится на заболеваемости и смертности населения». А вот прогноз нарколога, члена Общественной палаты РФ Олега Зыкова: «Думаю, в будущем году платная часть медицинских услуг увеличится. Это коснётся в особенности стоматологии, физиотерапии. Эта часть мед­обслуживания в перспективе вообще уйдёт в Добровольное медицинское страхование, я думаю. Качество обслуживания в системе ОМС будет ухудшаться. Увеличится только один показатель – качество обработки бумаг и отчётов».

Тем временем

В начале октября Нобелевская ассамблея Каролинского института в Стокгольме назвала имя лауреата за 2016 года по физиологии и медицине. Им стал профессор из Токио Ёсинори Осуми, получивший награду за исследования, которые могут дать ключ к пониманию причин возникновения злокачественных опухолей и болезней нервной системы. Начиная с 1901 года, когда Нобелевский комитет начал присуждать премию за достижения в области физиологии и медицины, представители России получали её всего дважды. В 1904 году этой премии был удостоен знаменитый русский физиолог Иван Павлов, а в 1908 году – один из основоположников иммунологии Илья Мечников. После этого никто из российских учёных не был отмечен за фундаментальные исследования мирового масштаба в области медицины. Почему?

Этот вопрос я задала известному российскому наркологу, кандидату медицинских наук, члену комиссии по здравоохранению Общественной палаты Олегу Зыкову. «Нынешнее российское медицинское образование – номинальное, – пояснил он. – Оно не воспитывает врача и учёного. Всего один пример: существовал в России Центр наркологии. Его объединили с Центром психиатрии. В результате Центр наркологии перестал существовать. Зачем это сделали? Это же не поликлиника, которую можно слить с соседней. Точно так же, бездумно, происходит слияние институтов в результате реформы РАН. Уничтожаются целые научные направления и школы. При этом вопрос экономии более чем сомнителен». Уместно вспомнить, что процесс объединения институтов при реформе РАН инициирован «сверху»: его курировала лично вице-премьер по социальным вопросам Ольга Голодец.

Потому о каких глобальных научных достижениях в медицине может идти речь, когда даже принято решение ликвидировать интернатуру? По мнению многих специалистов, в результате этой реформы мы рискуем в ближайшем будущем остаться вообще без врачей-специалистов. Судите сами: выпускник медицинского вуза после получения диплома сразу, не проходя интернатуру и не сдавая профессионального экзамена, отправится работать терапевтом или педиатром в поликлинику, где будет лечить больных не менее трёх лет. Только после этого у него появится право поступить в ординатуру для получения узкой специальности. То есть после 25 лет, когда у большинства уже есть семья и дети, медик должен будет снова уйти на оклад в 20 тыс. рублей. Всякий ли сможет себе это позволить? Вот как комментирует это нововведение онколог, врач высшей категории, доктор медицинских наук Александр Коган: «Отмена интернатуры сопровождается сокращением в вузах часов по микробиологии, биохимии, физиологии и прочим дисциплинам, то есть будущим терапевтам и педиатрам будет недоставать не только практической, но и теоретической подготовки. Будущие офтальмологи, хирурги, неврологи, онкологи рискуют позабыть всё, чему их учили предыдущие шесть лет. Когда они наконец-то получат право работать по специальности, им придётся долго восстанавливать багаж знаний. Единственно, кто выиграет от отмены интернатуры, это частные клиники: поток выпускников хлынет именно туда».

В Реорганизация здравоохранения по-московски: кому выгодно?

Ну что, уважаемые коллеги-москвичи? То, о чем еще два года назад предупреждал вновь назначенный глава московского Департамента здравоохранения Л.М. Печатников, свершилось! Реорганизация московского здравоохранения идет полным ходом! В спешном порядке, не поддающимся никакой логике, сливаются и разукрупняются поликлиники и больницы, закрываются, переводятся и вновь открываются (только уже на других территориях и с другими штатами) отделения стационаров, врачи и медсестры подписывают уже третье по счету за год уведомление о переходе на новую систему оплаты труда, до сих пор не представляя, какими же будут их новые оклады...суета и хаос...

Поначалу казалось, что целью слияния нескольких ЛПУ в одну структуру являлось уменьшение числа "нахлебников" - бухгалтеров, кадровиков и пр. околоначальственного состава. Однако на деле вышло все наоборот.

До реорганизации структура организации ЛПУ любого округа была простой и понятной. Управление здравоохранения округа - головная организация, ему подчиняются главврачи поликлиник. Теперь вместо Управления в каждом округе создали Дирекцию, в состав которой входят поликлиники и больницы округа (раньше подчинявшиеся напрямую городскому ДЗ, минуя уровень округа). Поликлиники округа объединены в амбулаторный центр; поликлиника, на базе которой создан этот центр, является поликлиникой 2-го уровня, в то время как остальным присвоен 1-ый, наинизший уровень (читай, сельская амбулатория). Уровень оснащения поликлиники 2-го уровня, также как и уровень квалификации ее врачей, не всегда самый лучший в округе. Есть случаи, когда в качестве головной поликлиники выбирали самую худшую, рекордсмена по количеству жалоб от пациентов, с наименее квалифицированными специалистами. Парадокс заключается в том, что врач поликлиники 1-го уровня не имеет права посылать пациента куда-либо на консультацию (на профильную кафедру медвуза, в профильный НИИ) без предварительной консультации со специалистом головной поликлиники . Какую дополнительную информацию можно получить от в лучшем случае равного по объему знаний врача (а в худшем - от врача меньшей квалификации), зачем искусственно затягивать время до по-настоящему квалифицированной консультации? Более того, предлагать больным получить второе, квалифицированное мнение "на стороне" теперь для поликлиники становится еще и финансово невыгодно , т.к. в этом случае деньги, перечисляемые страховой компанией за этого больного, пойдут не поликлинике, а тому лечебному учреждению, где будет проводиться консультация .

Надежды на сокращение "вспомогательных" структур также не оправдались. Да, всех кадровиков, бухгалтеров, экономистов вывели из поликлиник и включили в состав Дирекции. Однако ни один из них не был сокращен. Более того, были сохранениы ВСЕ должности главбухов и над ними введена еще одна должность - главный над главными (!). Должности главных врачей каждой поликлиники, их замов - остались неприкосновенными. ПОменялись названия: главврач теперь зав.поликлиникой, его зам - методист. Но суть осталась прежней. Ни одной управленческой должности сокращено не было (!)

Переход на новую систему оплаты труда, похоже не сулит ничего хорошего. В приказе № 531 определен минимальный уровень зарплаты (к слову, ниже, чем был при старой системе ЕТС) и повышающие коэффициенты. Однако, механизм назначения повышающих коэффициентов остается загадкой. Будут ли они присуждаться в соответствии с квалификационными категориями (про надбавки за которые в приказе ни слова) или их назначение целиком будет зависеть от отношения начальства к врачу, вне зависимости от его профессиональных качеств - тайна, покрытая мраком неизвестности. Не менее интересен вопрос с оплатой ночных часов. В приказе оговорен лишь общий принцип - не менее 20% от часовой ставки, но ничего не сказано о дополнительной оплате за работу в ночное время для тех категорий врачей и медсестер, которые получали до 100% (хирурги, анестезиологи, врачи Скорой, операционные сестры, сестры-анестезисты и палатные сестры отделений реанимации). По предварительным расчетам, если оправдаются худшие прогнозы, мы можем потерять до 30% зарплаты. Это существенно.

Таким образом, проводимая "реформа" не принесет пользы ни врачам, ни пациентам. Так кому же она выгодна?

«Нам предлагают просто умирать». Оптимизация медицины на Новгородчине

Сегодня в пос. Шимске Новгородской области прошел протестный митинг в связи «оптимизацией» местной медицины. В нем приняли участие и шимчане, и медики. Дело в том, что администрация области приняла жесткое решение о закрытии единственной в Шимском районе больницы, оставив местным жителям лишь дневной стационар на несколько коек с крайне скудным финансированием.

«Рискуем получить очередное Сямозеро!» В Карелии бунтуют против повальной оптимизации учреждений образования


«Рискуем получить очередное Сямозеро!» В Карелии бунтуют против повальной оптимизации учреждений образования

Сразу пять карельских техникумов прекратят свое существование с 1 января следующего года. По распоряжению республиканского правительства они присоединятся к другим образовательным учреждениям. Та же судьба коснулась нескольких детских садов, школ, центров дополнительного образования для детей, больниц и родильных домов. Глава Карелии Артур Парфенчиков называет оптимизацию «логичной мерой», утверждая, будто объединение ведет к прогрессу, а вовсе не к деградации, как опасаются граждане, передает корреспондент Накануне.RU .

Российские врачи выйдут на митинг против коррупции и оптимизации здравоохранения


Российские врачи выйдут на митинг против коррупции и оптимизации здравоохранения

В карельской Питкяранте прошел митинг с требованием сохранить дом культуры и родильное отделение


В карельской Питкяранте прошел митинг с требованием сохранить дом культуры и родильное отделение

В городе Питкяранта в Карелии прошел массовый митинг с требованием не закрывать дом культуры и родильное отделение в районной больнице, а также провести отмененный набор на первый курс Питкярантского филиала Сортавальского колледжа.

Жертвоприношение Из-за оптимизации медицины жительница Урала потеряла трех не успевших родиться младенцев

Жертвоприношение Из-за оптимизации медицины жительница Урала потеряла трех не успевших родиться младенцев

У Ольги Ладыгиной, жительницы села Русский Потам Ачитского района Свердловской области, два замечательных сына. Но они с мужем всегда хотели еще детей. И вероятно, сегодня молодая мама могла бы уже получить из рук губернатора заслуженную награду - ​«Материнская доблесть», если бы не оптимизация здравоохранения в области. Нет больше в родном селе пункта «Скорой помощи», а значит, и шанса выжить, если роды сложные, тоже почти нет.

Будьте здоровы: число коек в больницах России откатилось на 85 лет назад


Будьте здоровы: число коек в больницах России откатилось на 85 лет назад

По числу больниц нынешняя Россия уже отстает от РСФСР 1932 года, а при нынешних темпах сокращения медицинской инфраструктуры, через 5 — 6 лет Россия может дойти до уровня Российской империи 1913 года. Сегодня в 17 000 населённых пунктах страны нет даже фельдшерских пунктов.

Число посещений врачей уменьшилось за два года на 105 миллионов


Число посещений врачей уменьшилось за два года на 105 миллионов

За 10 месяцев 2017 года смертность среди сельского населения составила 12,5 случая на 1000 жителей, что на 3% выше планируемого показателя, и на 114 тыс. человек превышает рождаемость. Об этом сказал аудитор Счетной палаты Александр Филипенко, выступая на «Правительственном часе» в Госдуме с участием министра здравоохранения Вероники Скворцовой.

Время лечит


Время лечит

Оптимизация российского здравоохранения в целом и московского в частности идёт полным ходом. Улучшение качества медицинской помощи в целом и экстренной медицинской помощи в частности достигло небывалых высотС начала ноября 2017 года уже стало привычным видеть, как машины скорой помощи дружно выстраиваются у приёмных отделений некоторых московских больниц, чтобы передать больного врачам стационара. Правда, всё не так романтично, как это видится из окон министерств

На стадии формирования, обсуждения и редактирования Законопроект прошел трудный путь согласования и внесения в него правок. Тем не менее, закон принят, и уже с 1 января 2018 года начали реализовать его положения, что является важнейшим достижением Правительства Украины, ;министерства здравоохранения и большинства депутатского корпуса.

Острая актуальность проведения медицинской реформы вызвала жаркие дискуссии о характере предполагаемых изменений, о будущем медицинского обслуживания населения, разделении услуг на платные и бесплатные и социальной защите как пациентов-потребителей медуслуг, так и работников всей медицинской отрасли.

Попробуем разобраться в том, что нас ждет уже в ближайшем будущем и в каком направлении будет развиваться отечественная медицина. В настоящей статье мы поговорим о сути медицинской реформы и перспективных планах, о том, как будет проходить оплата медицинских услуг, что входит в перечень, финансируемый государством, и за какие медицинские услуги будут платить пациенты.

В статье использованы материалы из официальных источников, приводятся ссылки на первоисточники, даются комментарии специалистов, чиновников и авторов Закона о медицинской реформе в Украине. Эта публикация направлена на то, чтобы помочь читателям разобраться в интенсивном информационном потоке, тем самым исключив недопонимание и восполнив недостающую информацию.

Медицинская реформа в Украине: какие ее цели и в чем суть изменений

Принятие Законопроекта № 6327 означает начало введения в стране страховой медицины, начиная с января 2018 года. Национальная страховая система будет покрывать лечение каждого украинца и первым этапом станет изменение финансирования первичного медицинского обслуживания. Переход на страховую медицину продлится в течение трех лет, и за это время будет запущена семейная страховая медицина европейского образца, при которой пациент выбирает специалиста и заключает с ним соглашение.

Реализация первого этапа будет происходить на уровне действующих медицинских учреждений первичного звена, к которым относятся поликлиники и амбулатории. Выбор семейного врача и/или педиатра будет происходить без территориальной привязки, то есть, место прописки или проживания не будет иметь значения при выборе «своего» специалиста.

Между пациентом и врачом будет заключено соглашение, в котором содержится перечень услуг, оплачиваемый государством. Врач первичного звена также будет выдавать справки, проводить профилактический осмотр, первичную диагностику. Если услуги врача по каким-либо причинам пациента не устраивают, он может сменить специалиста на другого. При этом, врач будет получать оплату в зависимости от объема выполняемой работы и количества пациентов.

Разработан государственный стандарт медицинских услуг, который будет оплачен из бюджета. Средства за оказанные медицинские услуги будут переправляться посредством национального агентства медицинского страхования. Страховое агентство станет техническим оператором, его деятельность обещает быть прозрачной и доступной для контроля со стороны надзорных органов и общественности.

Схема работы государственной страховой медицины первичного звена выглядит так, как это изображено на фото. Этот механизм аналогичен тому, как действует система добровольного медицинского страхования, при котором застрахованный знает, какие услуги покрывает его страховка и может выбирать медицинское учреждение.

Министерство здравоохранения Украины с целью пресечения распространения недостоверной информации опубликовало на своем официальном сайте http://www.moz.gov.ua/ua/ ряд публикаций, комментирующих и разъясняющих основные аспекты медицинской реформы и на перспективу.

МОЗ Украины: «Главное: Все услуги, анализы, исследования, лекарства, которые предоставляются по государственной программе медицинских гарантий будут для пациентов на 100% бесплатно».

Медицинская реформа в Украине: какие этапы реализации?

Как говорилось выше, первый (переходный) этап продлится три года. За этот период государственное медицинское страхование будет реализовано на уровне медучреждений первичного звена: поликлиники, амбулатории. Начиная с 2020 года, эта схема будет распространяться на все больницы в стране. В рамках реализации системы страховой медицины будут поэтапно запускаться пилотные проекты в рамках отдельных лечебных учреждений, территориальных или городских медицинских структур.

На переходный период в течение 2018-2019 г.г Правительством будут использоваться механизмы субвенции для поддержания реализации реформы в тех учреждениях, где будут наблюдаться финансовые затруднения. Напомним, что субвенция - это вид денежного пособия субъектам хозяйствования, который, в отличие от дотации, подлежит возврату при его нецелевом использовании.

Одновременно с Законом № 6327 был проголосован в первом чтении Законопроект № 6604, который прописывает механизмы финансирования реализации медицинской реформы в Украине из государственного бюджета. Планировалось одновременно с государственным финансированием первичных медучреждений запустить систему сооплаты с целью повысить доступ граждан к лечению.

Однако, на этапе обсуждения авторам Законопроекта пришлось отказаться от этой инициативы на некоторое время и остановиться на классическом варианте, так как эта система работает в Великобритании и ряде других европейских стран. Ожидается, что вопрос сооплаты будет реализован ближе к 2020 году.

Реформа здравоохранения в части программы медицинских гарантий

Статья 4 Закона № 6327 носит название «Программа медицинских гарантий» и содержит подробный перечень видов медицинской помощи, гарантированной государством как гражданам Украины, так и иностранцам, которые пребывают на территории страны, лицам без гражданства и представителям других социальных групп.

Как видим, в перечень входит экстренная, первичная, специализированная вторичная, высокоспециализированная медицинская помощь, а также медицинское обслуживание детей до 16 лет, медобслуживание в связи с беременностью и родами, паллиативная и реабилитационная помощь.

Программой медицинских гарантий определяется перечень медицинских услуг и медикаментов, стоимость предоставления которых покрывается за счет государственного бюджета. Другие услуги и лекарства, которые не включены в такой перечень, могут покрываться бюджетными средствами в рамках специальных программ, местных бюджетов, программ страхования, а также за счет других физических лиц.

Программа медицинских гарантий, как и перечень медицинских услуг утверждается ежегодно Парламентом Украины при принятии государственного бюджета на соответствующий год. При этом, отдельно отмечается недопустимость сокращения программы медицинских гарантий.


Медицинская реформа: права и обязанности пациентов в сфере государственных финансовых гарантий

Статья 6 настоящего Закона прописывает, какие права имеет пациент и какие обязанности налагает использование государственных финансовых гарантий в медицинской сфере.

Права пациентов:

  • Получать медицинское обслуживание и лекарственные средства должного качества в рамках программы;
  • Бесплатно получать информацию от Уполномоченного органа относительно программы медицинских услуг;
  • Выбирать врача в порядке, установленном законодательством;
  • Обжаловать действия (бездействие) и/или решения поставщиков медицинских услуг (врач, мед. учреждение, Уполномоченный орган);
  • Защищать свои права в судебном порядке;
  • Обращаться за помощью в Совет общественного контроля относительно действий поставщиков медицинских услуг.

Обязанности пациентов:

  • Предоставлять достоверную информацию (в том числе и документальную) поставщикам мед. услуг;
  • Выполнять врачебные предписания и внутренний режим лечебного учреждения
  • Проходить профилактические осмотры;
  • Выполнять другие предписания в рамках охраны здоровья.

Оплата медицинских услуг и лекарственных средств по-новому

Новости медицинской реформы сопровождаются множеством слухов и домыслов. Чтобы понять, где правда, а где вымысел, стоит обратиться к первоисточнику, а именно, к Закону № 6327. В статье 10 настоящего Закона прописана процедура и источник оплаты медицинских услуг и лекарственных средств в рамках государственных гарантий. Тарифы оплаты медицинских услуг являются едиными для всех медицинских учреждений Украины.

Тарифные ставки определяются несколькими методиками:

  • Тарифы по глобальным ставкам за определенный период и за установленный объем услуг;
  • В виде фиксированной ставки для каждого пациента;
  • Тарифная ставка по каждой услуге;
  • Тариф на пролеченный случай;
  • Тариф по результатам исполнения условий договора о поставке услуги.

При расчете тарифов в части компонента зарплаты лечащего врача будет использован коэффициент 250% от среднего размера заработной платы за июль года, который предшествует расчетному периоду. Например, на 2018 год будет использован показатель средней зарплаты в июле 2017 года.

Важно!

В некоторых средствах массовой информации опубликованы расценки на ряд медицинских услуг в виде таблицы. К сожалению, источник этих сведений не указан, поэтому ссылаться на такие материалы в этой статье не будем.

Данные о пациентах и медучреждениях будут храниться в электронной базе данных. Использование, обработка и передача какой-либо информации о пациентах, характере медицинских услуг и других сведений осуществляются в рамках действующего законодательства Украины.

Контроль за предоставление медицинских услуг и систематическое проведение анализов результатов эффективности работы мед. учреждений возложен на органы исполнительной власти. Приписная кампания семейных врачей стартует после подписания Закона Президентом Украины.

Новая медицинская реформа: правда и домыслы, слухи и мифы

Подобно возникшему шквалу обсуждений законов последней пенсионной реформы в Украине принятие Закона о медицинской реформе также породило волну публикаций и комментариев. Об этом пишут центральные и региональные издания, шумят тематические форумы, в социальных сетях ведутся горячие споры о преимуществах и недостатках медицинского реформирования. Оппоненты зачастую используют неполную или откровенно недостоверную информацию.

С целью внести ясность в этом вопросе, а также восполнить информационный вакуум относительно медицинской реформы Министерство здравоохранения Украины регулярно публикует свои комментарии и разъяснения. Для тех, кто хочет детально ознакомиться с такими материалами, следует пройти по ссылке http://www.moz.gov.ua/ua/portal/pre_20171020_b.html на официальный сайт МОЗ.

Предлагаем читателям некоторые комментарии от специалистов Минздрава, опровергающие наиболее популярные псевдо-толкования Закона.

  1. Миф 1. Медицинское обслуживание станет платным и его стоимость не по карману рядовому гражданину. Ответ: на сегодняшний день почти все медицинские услуги в Украине предоставляются за оплату, 9 из 10 лекарственных средств покупает пациент за собственные средства, а половина пациентов отказываются от лечения по причине невозможности его оплатить. Де-факто, в стране давно существует платная медицина, которая не характеризуется какой-либо социальной ориентированностью.
  2. Миф 2. С введением новой медицинской реформы большинству украинцев станет непосильной оплата лечения. Ответ: реформа предполагает перенос финансовой нагрузки с пациентов на государство. На начальном уровне это коснется первичных мед. учреждений и на перечень установленной медицинской помощи. К 2020 году на такую систему переведут все мед. учреждения.
  3. Миф 3. В результате реформы сократится количество больниц, медики останутся без работы, особенно пострадают жители сельской местности. Ответ: законом не предусматривается сокращение количества мед. учреждений. Будет проводиться (при необходимости) их перепрофилирование, специализация должна соответствовать спросу на ту или иную услугу. Например, больницы общей специализации, не работающие эффективно, будут перепрофилированы в недостающие диагностические центры, хосписы, центры реабилитации и т.п. Законопроект № 7117 предусматривает мероприятия по повышению доступности к услугам жителей сельских районов. Законопроект проголосован в первом чтении 19 октября 2017 года и, согласно ему, планируется дополнительное финансирование сельской медицины на сумму 5 млрд грн в течение двухлетнего периода.
  4. Миф 4. Нормы закона противоречат статье 49 Конституции, в которой гарантирована бесплатная медицина в государственных и муниципальных больницах (поликлиниках, амбулаториях). Ответ: медицинские услуги в рамках государственной гарантии будут полностью оплачены за счет бюджетных средств.