Арт-терапия как направление современной психологии: виды, методы, упражнения для детей и взрослых. Арт-терапия как метод психокоррекции

Арт – терапия представляет собой специализированную форму психиатрии, основанную на изобразительном искусстве и творческой деятельности . Данное направление было основано в 30-е годы 20 века. Сперва арт – терапия была создана с целью коррекции эмоционально – личностных проблем у детей, а позже стала использоваться в качестве эффективного средства развития межличностных коммуникаций. Различные методы арт-терапии помогают людям выявить прошлые и актуальные переживания , которые они не в состоянии по каким – либо причинам изложить в устной форме. Главная цель этого направления помочь в гармонизации развития личности путем формирования способностей самовыражаться и познавать свой внутренний мир.

Современная арт – терапия содержит в своем арсенале множественные методики. Именно поэтому из всевозможных методов и приемов легко подобрать определенный способ воздействия для каждого отдельного человека.

Существуют две основные методики этого направления развития личности: пассивная и активная. Пассивный подход заключается в потреблении человеком произведений творчества, созданными другими людьми. Например, клиент может рассматривать созданные кем – то картины, вычитывать произведения различной художественной направленности, слушать музыкальные произведения. Активный подход к творчеству основывается на создании данных объективных реальностей самостоятельно.

Важно! При активном способе участия в арт – терапевтической программе развития личности эстетическая ценность и красота конечных результатов во внимание не берется и никак не оценивается. Здесь важен сам процесс творческой деятельности, а не его итог.

Работа специалиста в области арт – терапии может строиться на нескольких ее видах. Рассмотрим каждый вид более подробно.

Музыкотерапия

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод о том, что все методы арт-терапии являются замечательным средством воздействия на многие сферы жизни человека . Методика помогает не только справиться с личными душевными конфликтами, но и позволяет найти решение самой сложной и запутанной ситуации. Уникальность арт – терапии состоит в многогранности ее воздействия: в процессе сеансов задействованы тактильные, зрительные и слуховые анализаторы.

Статью прочитали: 2 508

Арт-терапия возникла сравнительно недавно, в первой трети двадцатого столетия, а сегодня стремительно и активно методы арт-терапии набирают обороты. Слово «арт» обозначает творчество, так что фактически арт-терапию можно называть терапией с помощью творчества.

Творческая терапия как метод психологической коррекции с успехом применяется для лечения детей, взрослых и стариков и задействует рисование, лепку, плетение, танцы или сочинение в качестве основных приемов.

Что же такое настоящая арт-терапия, и зачем она нужна? Занятия «лечебным творчеством» применяются очень широко и в самых разных случаях достигают положительного эффекта. Широко применяется арт-терапия для подростков, детей, для беременных женщин. Она используется на психологических консультациях, при психотерапевтическом лечении, во время реабилитации после травм – как физических, так и психологического характера.

Методики арт-лечения очень эффективны для снятия стресса, борьбы с депрессией, апатией, фобиями, . Различные техники современной арт-терапии помогают глубже познать себя, улучшить настроение, гармонизировать душевное состояние, успокоить ум и душу.

Для каких бы целей ни применялись те или иные виды современной арт-терапии, она всегда дает результат и, что характерно, не имеет нежелательных побочных эффектов. Огромное отличие арт-техники еще и в том, что для лечения человек не обязан коммуницировать, он проявляет свое «Я» в образах через визуальное искусство, а не через общение. А для очень многих людей в стрессовом состоянии это крайне важно. Такое лечение не вызывает у человека никакого сопротивления, оно всегда добровольно и полностью безопасно.

В арттерапевтических целях могут применяться самые разные виды творчества. Возникающий и все больше растущий интерес к этой методике расширяет ее границы, и если раньше к арт-терапевтическим упражнениям можно было отнести в основном изобразительное искусство, то на сегодняшний день «инструменты» лечебного искусства очень разнообразны. В качестве арт-техник применяются такие виды искусств:

  • Рисование, живопись.
  • Лепка, скульптура.
  • Плетение, мандала.
  • Скрапбукинг, коллажирование.
  • Фотография.
  • Моделирование.
  • Шитье, вязание, рукоделие.
  • Танцевальная терапия.
  • Пение (музыкальная терапия).
  • Игра на музыкальном инструменте.
  • Актерская игра, пантомима.
  • Написание прозы или стихов.
  • Сочинение сказок (сказкотерапия).

Цели арт-техник – это улучшение психологического и эмоционального состояния, самовыражение, снятие напряжений, избавление от страхов, тревожности, агрессии, депрессии, апатии, поднятие жизненного тонуса и настроения. И это действительно работает!

Как это работает

Психология отмечает, что арт-терапевтические упражнения помогают в самых разных случаях, и многие психологи даже рекомендуют ввести эту технику в обязательную программу обучения, применяя повсеместно арт-терапию в школах, поскольку именно для подростков психологические проблемы особенно актуальны.

У техники нет никаких противопоказаний, она проста, приятна и не вызывает сопротивления, как бывает с групповой терапией или другими психологическими методами. Сопротивления попросту не может возникнуть, ведь занятия творчеством всегда приносят массу удовольствия, а занятия по арт-терапии – это настоящая радость для дошкольников и детей школьного возраста!

Работает арт-терапия просто: если говорить кратко, она трансформирует негативную энергию страха, напряжения или других эмоций в творческую энергию. Во-первых, необходимо найти тот вид искусства, который человеку ближе, который не вызовет у него негативных эмоций, страха или смущения. Например, человеку стеснительному и зажатому не следует навязывать пение или актерскую игру, стоит начать с рисования или лепки.

Для подростков с повышенной агрессивностью подходят смешанные техники – рисование успокоит нервы, а игра в любительском театре поможет адаптироваться социально и научит позитивному отношению к окружающим. Выбирать направление должен психолог, однако это можно сделать и самостоятельно, наблюдая за процессом и результатами. За основу в арт-терапии всегда берется вид творчества, с которым несложно справиться, в котором не нужны какие-то особые навыки и которым может заняться абсолютно каждый.

На первом этапе самое важное – начать. Для начала, выбрав технику и направление, следует просто уделить некоторое время занятию, и все. Если это рисование – следует просто взять краски и рисовать, не важно – что и как. Человек «отключается» и рисует цветные линии, пятна, узоры, неясные формы, а не что-то конкретное. В этом процессе ребенок или взрослый расслабляется, его нервная система постепенно нормализуется.

Важно в течение первого этапа просто научиться заниматься творчеством без оценки, без попытки достичь какого-то результата, а наслаждаться самим процессом. Зачастую это самый трудный этап, потому что с детства нас учат, что творчеством могут заниматься лишь одаренные люди, а если ты рисовать не умеешь – так и не берись.

Психология искусства помогает перевернуть взгляд на этот вопрос, и в арт-техниках важен именно процесс, а не результат. Приятный побочный эффект занятий – это повышение самооценки. Человек перестает считать себя неталантливым или бездарным, становится смелее и учится самовыражаться без страха быть непонятым или осужденным.

На следующем этапе начинается работа с внутренними проблемами. Человеку предлагается изобразить то, что его тревожит (страх, проблему), в абстрактной или конкретной форме. Если это, скажем, песочная или глиняная арт-терапия, рисование, живопись – можно визуализировать проблему, вылепив или нарисовав свой страх, изобразив всю ситуацию в красках.

Если это, например, арт-терапия не индивидуальная, а групповая – скажем, актерское мастерство, – то проблему можно разыграть по ролям. Это очень важный этап, к которому следует подходить осторожно. Человек должен как бы увидеть ситуацию со стороны, а не погружаться в нее с головой.

Затем идет завершающий этап – разрешение проблемы. Предположим, во время сеанса детской арт-терапии ребенок нарисовал свой страх – большую собаку, которая на него лает, показывая огромные острые зубы. Теперь ребенку предлагается «победить» собаку, сделать ее нестрашной. Как это сделать – ребенок сам придумывает, но ему можно и помочь.

Можно пририсовать собаке розовые крылышки и придумать, будто она не лает, а поет песенку. Сделать так, чтобы страх обернулся обратной стороной и пугающее стало смешным и забавным. Важно, чтобы борьба со страхом (или другой проблемой) была не агрессивной – нельзя, чтобы ребенок нарисовал, будто он бьет собаку или причиняет ей какой-либо вред, так как этот подход не поможет, а лишь усугубит проблему.

Такие методы арт-терапии в работе с детьми, взрослыми и группами подростков очень эффективны, но могут требовать разного количества времени. Для одной проблемы достаточно нескольких занятий, для другой может потребоваться год и больше.

Психология человека устроена таким образом, что внутренняя проблема может быть решена, но напомнит о себе через какое-то время, так что эти методы могут применяться всегда, просто по желанию человека. Тем более что процесс – приятный, легкий и не требует ничего сложного!

Арт-терапия, применяемая для детей, подростков и взрослых, может быть и просто в виде занятий творчеством. Рисование цветными карандашами и красками прекрасно помогает справиться с состоянием нервного напряжения, стресса и апатии, цветотерапия избавляет от депрессии и страхов, лепка поможет сконцентрироваться, гармонизирует состояние, успокаивает и помогает разобраться в себе. Групповые арт-методики, например игра в театре, танцы, прекрасно подходят для борьбы с социопатией, агрессией, закомплексованностью, неуверенностью в себе.

Важнейшее условие любого направления арт-терапии – это творить, не задумываясь о факторе художественной ценности создаваемого арт-объекта, и сосредоточивать внимание исключительно на процессе, а не на результате.

Сублимация – основной механизм, который и помогает справиться с волнующей ситуацией. Это связано с тем, что во время занятия творчеством человек перенаправляет свою энергию со страха в самовыражение, и наступает терапевтический эффект.

С помощью творческой энергии человек трансформирует страх, тревогу или агрессию в другие качества, меняет свое внутреннее отношение к сути проблемы и меняется сам. Происходит это бессознательно, на глубоком психологическом уровне, но эффект – налицо.

Упражнения

Есть множество прекрасных упражнений из арт-терапии, которые можно выполнять самостоятельно, прямо дома. Вы можете провести небольшое занятие для своего ребенка или заняться ими сами, для своей пользы. Приготовьте все необходимые материалы, постарайтесь создать спокойную, уютную атмосферу, выключите телевизор и музыку, отключите телефон, чтобы никто не помешал вам. И приступайте!

1. Поскольку основная функция арт-терапии – менять внутреннее состояние от плохого к позитивному, улучшать психическое здоровье и гармонизировать внутреннее состояние, то можно прямо сейчас, самостоятельно попробовать простое упражнение, которое поднимает настроение. Это занятие по арт-терапии хорошо для детей и взрослых, оно помогает улучшить настроение и «подружиться» с собой.

Понадобится лист бумаги и инструменты для рисования (только цветные) – карандаши, фломастеры или любые краски. Задание – нарисовать свое собственное настроение, используя фантазию и ассоциации. Это может быть просто набор цветных пятен или линий, может – пейзаж, образ, животное, предмет. Все, что угодно! Любые образы, которые передадут ваше настроение.

После того как рисунок будет готов, задача – сделать настроение таким, как хочется. Можно сделать рисунок ярче, поменять в нем что-либо, дорисовать – одним словом, поменять в лучшую сторону, меняя свое собственное настроение!

2. Еще одно прекрасное упражнение по арт-терапии, связанное с рисованием, – это «автопортрет». Это упражнение поможет разобраться в себе (или в ребенке), увидеть со стороны свое отношение к собственной персоне, а также скорректировать его в более позитивную сторону и увидеть, что нужно поменять, над чем поработать.

Задание очень простое – нарисовать автопортрет, то есть себя самого, лицо или в полный рост. А уже потом, когда рисунок будет готов, поменять и дополнить его – сделать таким, как хочется. Поменять прическу, одежду, выражение лица и цвет волос – все, что угодно. Этот прием в арт-терапии применяется для подростков и взрослых, помогает поднять самооценку, поверить в себя, вдохновляет на работу над собственными несовершенствами.

3. Очень эффективный вид арт-терапии – это сказкотерапия. Сочинение сказки – метод, который может на первый взгляд показаться «валянием дурака», но эффект от этого очень серьезный. Этот вид арт-терапии подходит для пожилых людей, взрослых, детей и подростков, он широко применяется в психологии.

Необходимы ручка и бумага, спокойная обстановка, тишина и уединение. Нужно расслабиться, отпустить все мысли и придумать главного героя. Затем описать его: кто он, как и где живет, о чем мечтает. Придумать ему друзей или семью, а может, он будет одинок. Затем сочинить «завязку», то есть с чего начинаются приключения. Пусть фантазия «несет» вас, не сопротивляйтесь и пишите все, что придет на ум!

Наверняка придумается противник, главный злодей, и помощники, как в любой сказке. За что будет бороться герой или чего искать? Обязательное условие – это хороший финал. После того как сказка будет готова, можно приступать к анализу.

Дело в том, что подсознательно главный герой всегда отражает то, каким мы видим или хотим видеть себя, а все события – сценарий нашей собственной жизни. Подкорректируйте сказку, сделайте образ героя более позитивным, а финал – волшебным. Так вы настроитесь на другой сценарий своей жизни, и сами не заметите, как она начнет меняться наяву!

Приемы арт-терапии для детей просты в применении, а эффекта достичь можно легче и быстрее, потому что детям не кажется, что рисование или сочинение сказок – это ерунда. А вот арт-терапия для людей взрослых иногда может быть встречена с недоверием, ведь нам кажется, что это – безделье, занятие ерундой и пустая трата времени. Важно настроить себя, выделить время для этого занятия и попросту позволить себе немного отдохнуть, уделив внимание своему внутреннему миру.

Волшебный эффект от арт-терапевтических методик заключается в том, что мы сами не замечаем, как меняемся изнутри, а потом результат дает о себе знать! Самые разные направления современной арт-терапии работают эффективно, и процесс трансформации идет, когда мы заняты свободным творчеством, не задумываясь и не замечая этого эффекта.

Работать над собой – это просто, приятно и легко. Уделяйте время творчеству, давайте выход своему вдохновению, находите время для своей души – и вы удивитесь тому, какие потрясающие трансформации будут происходить! Автор: Василина Серова

Терапия представляет собой совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью, технологией психокоррекционного лечебного применения. Арт-терапия основана на использовании визуальной и пластической экспрессии, что особенно актуально в ситуации неспособности ребенка выразить с помощью слов собственное эмоциональное состояние.

Арт-терапия является совокупностью методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии .

Методологическую основу арт-терапевтического направления в психологии заложили такие известие психологи и психотерапевты, как О. Постальчук, М. Мауро, К. Тисдейла, К. Кейз, Т. Боронска, М. Либманн, К. Дрюкер, С. Льюис, Д. Байере, П. Луззатто, Д. Калманович, Б. Ллойд, Д. Мерфи, Э. Крамер, К. Кейз и Т. Дэлли, Д. Вудз, Д. Энли.

История возникновения арт-терапии для коррекции эмоционально-личностных проблем детей уходит истоками ко второй мировой войне, когда данные методы применялись к детям, испытавшим стресс в фашистских лагерях. Адриан Хилл является родоначальником термина "арттерапия" (терапия искусством). Концептуальной базой арт-терапии служили теоретические идеи З. Фрейда и К. Г. Юнга, К. Роджерса, А. Маслоу. Сущность арт-терапии по мнению ученых заключается в гармонизации личностного развития посредством самовыражения и самопознания в продуктах творчества. Создаваемые личностью продукты способствуют налаживанию конструктивных взаимоотношений с окружающими.

Механизмы коррекционного воздействия арт-терапии многообразны. С помощью искусства в особой символической форме происходит реконструкция травмирующей ситуации, ее разрешение посредством переструктурирования, в основе чего лежат творческие способности личности.

Целями арт-терапии являются следующие:

1. При работе над рисунками, скульптурами и т.д. происходит выброс негативных эмоций и напряжения, что является и социально приемлемым выходом и агрессии.

2. Посредством зрительных образов разрешаются неосознаваемые внутренние конфликты.

3. Проявление в невербальных средствах мыслей и чувств личности.

4. Развитие чувства внутренного контроля, экспериментирование с кинестетическими и зрительными ощущениями.

Кроме того, арт-терапия направлена на развитие познавательных и созидательных навыков, способствует повышению самооценки, нормализации эмоционального состояния. В психологии арт-терапия представлена пассивными и активными формами. При пассивной форме личность является потребителем картин, книг, музыкальных произведений, созданных другими людьми. Активная форма направлена на создание самим клиентом продуктов творчества.

В настоящее время применяются всевозможные варианты применения метода арт-терапии:

Использование уже существующих произведений искусства посредством их анализа и интерпретации участниками;

Побуждение личности к самостоятельному творческому процессу;

Самостоятельное творчество на основе использования уже существующих произведений искусства.

Направления арт-терапии достаточно многообразны. Динамически ориентированная арттерапия основывается на психоанализе - выражении внутренних конфликтов посредством создания визуальных образов. М. Наумбург считала, что сформированные в подсознании первичные мысли и переживания способны выражаться в форме образов и символов. При этом образы художественного творчества являются отражением всей совокупности подсознательных процессов - страхов, внутренних конфликтов, воспоминаний, сновидений. В рамках динамически ориентированной арт-терапии выделяют творческую, интегральную, деятельную, проективную, сублимационную арт-терапии. К средствам арт-терапии относят резьбу по дереву, чеканку, мозаику, витражи, лепку, рисунок, поделки из меха и тканей, плетение, шитье, выжигание .

В качестве целей гештальториентированной терапии выступают: восстановление "Я - функции", осознание и интерпретация личностью переживаний на основе образов-символов; развитие творчества, оригинальности, гибкости. Приемами арт-терапии являются: рисование, ваяние, моделирование с бумагой, красками, деревом, камнем, образные разговоры, написание рассказов, пение, музыка, выразительное движение тела .

Арт-терапия служит источником активизации положительных эмоций, снятию напряженности, повышению самооценки. Эмоциональная заинтересованность создает предпосылки для эффективного коррекционного воздействия. Поскольку ведущая цель арт-терапии заключается в самовыражении и самопознании личности через искусство, важнейшим принципом метода служит одобрительное принятие продуктов творческой изобразительной деятельности независимо от формы, качества и представленного содержания.

При использовании арт-терапии в форме рисунка существуют возрастные ограничения, поскольку до 6 летнего возраста происходит формирование символической деятельности дошкольников, детьми только начинают осваиваться материалы и способы изображений. В данном возрасте изобразительная деятельность служит в качестве игрового экспериментирования и не является формой коррекции .

В соответствии с характером и продуктом творческой деятельности существуют такие виды арт-терапии, как рисуночная, библиотерапия, музыкотерапия, хореотерапия, драмтерапия и т.д.

Музыкотерапия - метод арт-терапии, основанный на использовании музыки как средства коррекции. Метод широко применяется при коррекции эмоциональных отклонений и развития эмоциональной сферы при индивидуальном и групповом прослушивании музыкальных произведений. Музыка служит средством, способствующим снижению и устранению эмоционального напряжения за счет клинического эффекта воздействия. Так, Альтшулер доказала, что музыка способствует установлению словесного контакта при соответствии эмоциональному тонусу личности. Соответственно должен быть определен правильный подбор музыкальной программы, соответствующий выбору необходимого темпа и тональности музыкальных произведений, для получения сильной эмоциональной реакции. Формирование богатой эмоциональной сферы ребенка достигается за счет вовлечения его в широкий круг музыкальных художественных переживаний .

Эмоциональная окраска образов, возникающих у дошкольников при восприятии музыки, дифференцируется в зависимости от индивидуальных особенностей музыкального восприятия, степени музыкальной подготовки. Доказана эмоциональная значимость музыкальных элементов, что доказывает способность ритма и тональности музыки вызывать у ребенка состояние, адекватное характеру раздражителя: минорные тональности обнаруживают депрессивный эффект, быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе и вызывают отрицательные эмоции, мягкие ритмы успокаивают, диссонансы - возбуждают, консонансы - успокаивают. Л. С. Брусиловским, В. Ю. Завьяловой, К. Швабе описаны различные эмоциональные отреагирования в процессе использования музыкотерапии.

Основными коррекционными направлениями музыкотерапии являются:

Эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии;

Развитие навыков межличностного общения, коммуникативных функций и способностей;

Регулирующее влияние на психовегетативные процессы;

Повышение эстетических потребностей приобретение новых средств эмоциональной экспрессии.

Исследованием влияния музыки на детей занимались У. Грюс, З Мюллер, И. Медераке, К. Ульбрих, детально рассматривавшие разные виды детской музыкотерапии, включая пантомиму, рисование под музыку. Данными авторами описана методика обучения детей распознаванию эмоций на музыкальных уроках с усложнением заданий. На первом уроке дети получают 6 карточек с изображением детского лица с различной мимикой: радости, гнева, грусти, удивления, внимания, задумчивости. Авторы методики назвали их «картами настроения». Прослушав музыкальную пьесу, дети должны поднять одну из карт. Если все поднятые карты совпадают по настроению с настроением музыки, то эмоции, изображенные на них, не называются. На последующих трех уроках дети, наоборот, учатся словесно описывать чувства, вызываемые контрастными музыкальными произведениями и соотносить их с «картами настроения». Так как мимика на «картах настроения» решена неоднозначно, то дети могут сразу после прослушивания одного и того же произведения показать две разные карты. Для характеристики музыкальных образов, своих чувств и звучания музыки дети пользуются наборами полярных определений (веселый -- грустный; медленный -- быстрый; ясное -- мрачное; и т.д.) .

Библиотерапия, согласно В. М. Мясищеву, представляет совокупность книговедения, психологии, психотерапии, психокоррекции. Данный метод представляет собой коррекционное воздействие на ребенка посредством специально подобранной литературы в целях оптимизации психического состояния. Методика библиотерапии представлена следующими этапами:

Составление библиотерапевтической рецептуры;

Ориентировка в возможностях жанров библиотерапии;

Составление списка;

Определение приоритетных направлений и жанров, составление читательского дневника.

Метод применяется при работе с детьми, имеющих проблемы эмоционального и личностного плана. Групповая форма проведения представлена занятиями с несколькими детьми, с которыми проводятся чтения, дискуссии, направленные на выявление отношения к чтению. Дошкольники, отождествляя переживания литературных героев со своими собственными, учатся контролировать эмоциональные реакции, анализировать эмоциональный опыт. Ребенок, проявляя личные эмоции, может сравнивать и сопоставлять их с эмоциями других людей, учиться избавляться от негативных эмоциональных состояний. В воображении детей проигрываются диалоги, альтернативные по сравнению с главными литературными героями поведение и переживания. Ребенок получает новый опыт, знания о новых формах поведения, опыт эмоциональной проработки конкретных жизненных ситуаций. Чтение сюжетов, совпадающих с реальными жизненными сюжетами, позволяет ребенку предвидеть возможный выход в идентичных ситуациях, и адекватно эмоционально на них отреагировать.

Танцевальная терапия применяется при работе с детьми, у которых имеются эмоциональные расстройства, проблемы коммуникативного плана. В ходе танцевальной терапии ребенок осознает собственное тело, формирует в сознании позитивный образ тела, исследует собственные чувства в процессе приобретения группового опыта. Танцевальные движения, физический контакт и взаимодействия способствуют формированию и развитию глубоких чувств.

Существуют различные техники танцевально-двигательной терапии: кинестетическая эмпатия; преувеличение движения; трансформация движения в коммуникацию. Задачей танцевальной терапии служит формирование спонтанных движений, свободы, выразительности движений, отражающих личностные черты ребенка. Основная установка заключается в акценте на том, что эмоциональные сдвиги способны изменить самочувствие и настроение, что соответственно приводит и к изменению характера танцевальных движений. Помимо этого, танцевальная терапия направлена на:

Оптимизацию эмоционального состояния дошкольников;

Совершенствование двигательного репертуара тела за счет нивелирования изъянов и выбора соответствующих движений;

Выработку позитивного образа тела у детей, связанного с позитивным образом "Я";

Обучение дошкольников социально приемлемому поведению посредством установления взаимосвязи между танцевальными движениями и окружающими, создания условий для творческого взаимодействия;

Высвобождение подавляемых чувств через экспрессию танца и исследование латентных конфликтов, являющихся источниками психологического напряжения;

Повышение двигательной, эмоциональной активности, раскрепощение.

Специальные упражнения танцевальной терапии представляют собой свободное раскачивание, движения, требующие собранности и контроля над телом, чередование расслабления и собранности, связанных с дыхательным циклом, перемещение по помещению строго определенным образом.

Выделяют следующие способы использования ребенком художественного материала: манипуляции исследования материала; деструктивное поведение; стереотипное воспроизведение рисунков; изображение графических пиктограмм; создание адекватных образов, выражающих потребность ребенка в самовыражении.

Сочинение историй, рассказов применяется для оживления и вербализации чувств путем поиска вдохновения в творчестве. Данный метод способствует освобождению от негативных переживаний. Р. М. Стиртцингером был описан метод "общего сочинения историй" ребенком и взрослым: в начале ребенок рассказывает какую-либо историю, а затем ее продолжает взрослый, дополняя ее более продуктивными методами разрешения противоречий и конфликтов. Этот метод способствует осознанию ребенком собственного "Я", осознанию гнева и агрессии, и безопасного их выражения .

Сказкотерапия - метод арт-терапии, основанный на использовании сказочной формы для развития эмоциональных качеств и творческих способностей ребенка. Тексты сказок способны вызывать эффективный эмоциональный резонанс у детей. В качестве коррекционных функций сказки рассматривается: психологическая подготовка ребенка к напряженным эмоциональным ситуациям; символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов; принятие в символической форме своей физической активности . При работе со сказкой используются следующие приемы: использование сказки как метафоры, рисование по мотивам сказки, обсуждение мотивов действий персонажа, проигрывание эпизодов сказки, использование сказки как притчи-нравоучения, творческая работа по мотивам сказки . Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное - они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий .

Эмоциональное восприятие сказок является сложной и динамичной внутренней деятельностью, с привлечением всех познавательных процессов ребенка. Сказки не только расширяют знания и представления детей об окружающей действительности, они вводят ребенка в мир глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Сопереживание персонажам сказок представляет собой комплекс чувств, представленных состраданием, осуждением, гневом, удивлением. Отдельные эмоции согласно каждому индивидуальному комплексу занимают соответствующее место по приоритетности, значимости, продолжительности, устойчивости и интенсивности. Внутреннее сопереживание и желание содействовать героям произведений формирует у ребенка не только новые знания и представления, но и новое отношение к людям, предметам, явлениям . Во время прослушивания сказки происходит активное общение детей с ее героями, что способствует обогащению эмоционального опыта детей, формированию образно-эмоционального обобщения художественного материала, поскольку эмоциональное отношение к героям всегда ярко окрашено .

Сказки заставляют ребенка испытывать волнение, сопереживание, что предполагает формирование моральных оценок у ребенка. В соответствии с этим у ребенка вырабатываются и закрепляются правильные эмоциональные оценки и чувства . В сказках у ребенка существует возможность постигнуть первые эмоциональные открытия чувствами и эмоциями. При эмоциональном восприятии книг ребенок, проходя с героями произведений весь воображаемый путь, описываемый в книге, настраивается на сочувствие и сопереживание, чему в значительной степени способствует композиционная основа сказок и произведений. В сказках для детей очень привлекательным является противопоставление добра и зла, фантастические и наделенные особой смысловой нагрузкой нравственные образы, выразительный язык, динамика событий, причинно-следственные связи явлений, результаты поступков. В роли слушателя дошкольнику очень трудно подчас оставаться, поскольку захватывающие описания способствуют активному действию детей, которым хочется вмешиваться в ход повествуемых книгой событий: плачут, смеются, злятся, разочаровываться, в чем проявляется эмоциональная подвижность. В результате у детей вырабатывается новое отношение к окружающему . Сказка предоставляет ребенку возможность именно в сказочной и доступной форме осознать такие сложные чувства, как любовь и ненависть, гнев и сострадание. Известно, что в дошкольном детстве эмоции отличаются нестойким характером, сопровождаясь резким переходом от одного эмоционального состояния к другому. В этом смысле в сказке заключено огромное количество возможностей для эффективной гармонизации и стабилизации эмоциональной сферы ребенка. При восприятии ребенком сказок происходит воздействие на процесс формирования у него нравственных идеалов и представлений, процесс формирования нравственных качеств личности, составляющих внутренний мир ребенка. Сказка дидактична по содержанию, но эмоциональна по форме, отчего эта дидактичность не замечается ребенком и воспринимается на эмоциональном уровне. Это воздействие сказки поддерживается яркостью восприятия, "наивным реализмом", впечатлительностью детей, навсегда оставаясь в эмоциональной памяти .

В процессе чтения сказок у детей происходит эмоциональное объединение со сказочным персонажем, соответственно вместе с ним ребенок ищет выходы из различных сложных ситуаций пополняет эмоциональный багаж новыми переживаниями героя. Сказки делятся на художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические, медитативные. Сказки способствуют накоплению ребенком эмоционального опыта, снимают психоэмоциональное напряжение.

Лучшему пониманию сказки помогает инсценирование их с помощью игрушек, настольного театра. Через художественные образы устанавливаются эмоциональные отношения взрослого (воспитателя) и детей, происходит развитие эмоциональной сферы детей. Выразительное рассказывание, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, рассматривание иллюстраций известных художников, игры «в сказку» - все это формирует эмоциональную восприимчивость детей.

Куклотерапия представляет собой метод идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки. Кукла является промежуточным объектом взаимодействия ребенка и взрослого, по мере разворачивания спектакля (сюжета) происходит нарастание эмоционального напряжения у ребенка, которое, достигнув пика, сменяется бурными поведенческими эмоциональными реакциями, и соответствующим снятием нервно-психического напряжения. Куклотерапия представлена как в отечественной, так и в зарубежной практике - Ф. Зимбардо, И. Г. Выгодская, А. И. Захаров, А. Спиваковская и др. Процесс куклотерапии представлен следующими этапами: изготовлением кукол, использованием кукол для отреагирования значимых эмоциональных состояний. В куклотерапии используются такие варианты кукол, как куклы-марионетки, пальчиковые куклы, теневые куклы, веревочные куклы, плоскостные куклы, перчаточные куклы, куклы-костюмы .

Психогимнастика - является средством оптимизации перцептивной сферы личности посредством применения этюдов и игр, основанных на двигательной экспрессии. Психогимнастика, являющаяся невербальным методом групповой работы, направлена на коррекцию эмоционально-личностной сферы ребенка через выражение эмоциональных состояний и переживаний с помощью движений, мимики и пантомимики.

Задачами психогимнастики являются: снятие эмоционального напряжения, страхов; сокращение эмоциональной дистанции между участниками; развитие способностей к выражению собственных чувств, эмоциональных состояний.

Занятия психогимнастики включают мимические и пантомимические этюды на выражение эмоциональных состояний и социально окрашенных чувств; этюды и игры на выражение отдельных эмоций; психомышечную тренировку на снятие эмоционального напряжения и внушение желательного настроения. Особое значение М. И. Чистякова придает положительным эмоциям. Поэтому все игры и этюды на вызывание выражения эмоций должны обязательно включать эмоции радости, которые являются заключительными для каждого этюда. Полностью занятие заканчивается обучением детей саморегуляции и их успокоением .

Рисуночная терапия, являясь разновидностью арттерапии, применяется для преодоления дошкольниками трудностей эмоционального развития, депрессии, пониженном эмоциональном тонусе, импульсивности эмоциональных реакций, переживаниях эмоционального отвержения, трудностях в межличностных взаимоотношениях, повышенной тревожности, страхах, дисгармоничной самооценке и т.д. Данный метод арттерапии широко применяется для коррекции эмоциональных нарушений детей, преодолении коммуникативных барьеров, излишней стеснительности при использовании продуктивного воображения и активного восприятия ребенка.

Изотерапия - предполагает терапию с помощью изобразительного творчества. Среди техник изотерапии выделяют следующие: техника медитативного рисунка (создание циркулярных композиций); техника направленной визуализации; марания (спонтанные рисунки в абстрактной манере); штриховка (хаотичное нанесение линий); рисунок на стекле; рисование пальцами; рисование сыпучими материалами и продуктами; и т.д.

В результате происходит эффективное эмоциональное отреагирование, облегчается процесс коммуникации, организуется невербальный контакт посредством создаваемого продукта творческой деятельности, развивается способность к саморегуляции. В целом ребенком осознаются собственные чувства, состояния и переживания, что создает основу для регуляции эмоциональных реакций.

Рисование - является методом отражения в сознании окружающей действительности и ее моделирование в процессе творческого акта. В процессе рисования развивается чувственно-двигательная координация, мышление ребенка. Рисование служит и специфическим способом выражения различных эмоций, методом снятия страхов и психического напряжения. Задачей рисования является осознание проблем, не поддающихся вербализации, переключение внимания ребенка на положительные эмоции. Рисование позволяет интерпретировать всевозможные эмоциональные проблемы дошкольников, выражаемые графическим путем. Неосознаваемые ребенком по разным причинам чувства и эмоции могут быть проработаны при использовании проективного рисования.

Согласно классификации С. Кратохила проективное рисование представлено следующими методиками: свободным рисованием, коммуникативным рисованием, совместным и дополнительным рисованием. В детском возрасте применение рисуночной терапии особенно эффективно. В ходе таких занятий создается атмосфера психологической безопасности для ребенка, осуществляется эмоциональная поддержка ребенка, происходит вербализация чувств и переживаний ребенка в процессе создания рисунка.

На занятиях рисуночной терапией ребенку предоставляется возможность свободно выражать собственные мысли и чувства, дать выход негативным эмоциям, чувствам и переживаниям, перестроить отношение к травмирующим образам. Рисуночная терапия направлена на эмоциональную поддержку детей и достижение желаемых изменений в эмоционально-психологическом плане, позволяет ребенку пережить психотравмирующие его ситуации и восстановить эмоциональный баланс . Именно посредством рисунка происходит коррекция и профилактика негативных эмоциональных состояний. Через динамику изменения рисунка осуществляется диагностика эмоциональных проблем ребенка, требующих коррекции.

Песочная терапия является невербальной формой психокоррекции, основанной на творческом самовыражении, способствующем отреагированию внутреннего напряжения на бессознательно-символическом уровне. Данный метод арт-терапии комбинирует невербальный процесс построения композиции и рассказ о смысле созданной композиции через выражение экспрессии . Игровая терапия является арт-методом коррекции эмоциональных расстройств у детей. Метод базируется на свойственном способе взаимодействия детей с окружающим миром игре. В ходе игры дети переживают чувства контроля над ситуацией, самореализуются, выражают чувства посредством моделируемых в игре реальных жизненных ситуаций.

Задачами игровой терапии являются: развитие способностей эмоциональной саморегуляции; развитие чувства самоценности; оптимизация взаимоотношений с окружающими; коррекция "Я - концепции".

Таким образом все рассмотренные арт-терапевтические методики в психокоррекции способствуют гармонизации личности детей посредством развития способностей самовыражения и самопознания, обеспечивают коррекцию психоэмоционального состояния ребенка посредством соприкосновения с искусством.

Сагайдак Анастасия Андреевна Учитель ИЗО и Технологии
г. Ростов Школа № 115

Аннотация : В данной статье рассмотрены особенности Арт - терапии как метода психокоррекции. Предложена к рассмотрению история развития данного метода, исследованы основные элементы и направления Арт-терапии. Исследованы виды Арт-терапии и особенности течения данного метода.

Особенности арт-терпии

Арт-терапия - метод психокоррекции. Термин арт-терапия ввел в 1938 г. А.Хилл. Данный метод утверждает возможность с помощью символа исследовать чувства. Арт-терапия - это метод изменения сознательных и бессознательных психологических сторон индивида с помощью различных видов искусства.

Цель арт-терапии нахождение баланса внутреннего состояния пациента. Задача арт-терапии:

  1. Выделить ощущение и чувства;
  2. Создать условия, при которых индивид сможет вербализовать те мысли, которые подавляются им;
  3. Помощь поиска выхода позитивным и негативным чувствам.

Основная техника арт-терапевтического воздействия - техника усиленного воображения («активного»), которая показывает неограниченные возможности для самовыражения в творчестве.

К.Юнг использовал понятие «активное воображение» для показа процесса, в котором может наблюдать за ходом собственной фантазии, сознательно не воздействуя на нее.

Приемы арт-терапии позволяют любому человеку преобразовать свои внутренние конфликты в зрительные образы. Арт-терапия обладает коррекционными возможностями: достижение позитивных психокоррекционных результатов, которые в арт-терапии достигаются с помощью: концентрации внимания к собственным чувствам и переживаниям; процесса творчества (выражение чувств в виде продукта искусства); возможность пересмотреть прошлые конфликты с помощью языка символов; появление чувства внутреннего порядка (творчество требует необходимости организации окружающего пространства).

Понятие символа для арт-терапии имеет важное значение, та как символы представляют собой мост, соединяющий сознательные и бессознательные элементы психики обучаемого.

Основы психодиагностического понимания символы были развиты З. Фрейдом. Он утверждал, что символы постепенно помогают человеку осознать свои потребности, а также помогают осуществить взаимодействие с окружающим миром.

Иной точки зрения придерживался К. Юнг, который считал, что символы - естественный способ психического яркого проявления чувств. К. Юнг утверждал, что психика сама поддерживает равновесие с помощью включения компенсаторных процессов, с помощью который преодолевается психическая дисгармония. Символы способствуют личностному росту, восстановлению психического баланса.

Дальнейшее представление о символическом мышлении было развито представителями теории объективных отношений (М.Кляйн, М. Милнер, Д. Винникот и др.). Они утверждали, что психологические процессы имеют приспособительное значение и помогают адаптироваться к окружающему миру.

Достижение положительных психокоррекционных результатов в арт-терапии происходит за счет следующий аспектов:

  • Развитие внимания к собственным чувствам;
  • Процесс творчества, который дает возможность выразить чувства и фантазии в продуктах творчества (рисунка, скульптуры, танца и т.д.);
  • Возможность с начала пережить психологические конфликты прошлого в результате соприкосновения со своим бессознательным и общения с ним на символическом языке;
  • Так как творчество приводит к необходимости организации окружающего пространства, возникновение у обучаемых чувства внутреннего контроля;
  • Освоение новых форм опыта .

При выборе художественного материала необходимо рассматривать их физические свойства и ориентировать на цель занятия. Выбор материалов влияет на ход художественного занятия. Одни материалы (карандаши, фломастеры) могут позволить «усилить» контроль, другие (пастель, краска, глина) позволяют свободно самовыражаться. Если ребенок устал, или не уверен в себе, то ему будет комфортнее работать с материалами, которые легче контролировать. Такой же системы индивидуального или группового обучения стоит придерживаться в работе с детьми. Некоторые не уверены в творческих способностях, в этом случае возможно создание коллажа, который поможет ребенку /подростку присоединиться к работе. При работе с «выразительными» материалами, возможно воздействие и психокоррекционой функции.

Например, при рисовании пальчиковыми красками, ребенок напрямую контактирует с материалом, без карандаша или кисточки. Акварель и пастель также позволяют выразить «текучесть» психический процессов. Разнообразие цветовой гаммы, позволяет изобразить оттенки конфликта.

С помощью фломастеров возможно изобразить определенные структуры, границы. Использование фломастеров говорит о нежелании более глубокого эмоционального выражения конфликтных ситуаций.

Простой карандаш, не имея цветовой гаммы, обладает ахроматическим цветом. Если пациент выбирает карандаш, то это означает, что вследствие какого-либо барьера он не может выразить свои эмоции.

Арт-терапия - это метод изменения сознательных и бессознательных психологических сторон индивида с помощью видов искусства, цвета. Цвет - это признак видимых предметов, который осознаваем с помощью зрительного ощущения. Индивидум реагирует на отдельные цвета по-разному, в зависимости от восприятия, так как цветовая среда особым образом влияет на его сознание, формируя особое состояние-настроение.

Существуют цвета, которые избегаются людьми, так как вызывают чувство раздражения и дискомфорта, другие цвета являются наиболее предпочтительными в социальной среде.

Восприятие цвета - цветоощущение, или цветовая чувствительность глаза - это сложный процесс, который обусловлен физическими и психологическими стимулами. Цвет особенно переплетается с социальной средой человека, он становится частью нашего языка. Люди применяют свойства цвета для описания эмоций, чувства, физических состояний: «это было золотое время», «она вся серая от усталости», «вы все видите в розовом цвете».

Из внешнего мира человек воспринимает раздражители (сигналы) и в зависимости от реакции строит собственный мир. Ощущение цвета происходит с помощью волн определенной длины. В зависимости от выбора цвета, указывается та частота волновых колебаний, содержащаяся внутри данных цветов и имеющая конкретные характеристики.

Свет представляет собой цветовой поток частиц, которые воздействует на эпифиз (шишковидную железу), которая выделяет мелотин - это вещество, выполняющее важную роль в формировании иммунных и гормональных процессов.

Психологи, которые исследовали свойства цвета установили, что орган зрения вызывает потребность к целостности, тем самым вызывая последующую потребность противоположного, то есть, для того чтобы увидеть цельность и удовлетворить себя, глаз ищет рядом с цветным пространством бесцветное, чтобы вызвать на нем требуемый цвет.

Все цвета разделяются на две группы:

  • Ахроматические цвета - белый, черный и все оттенки серого.
  • Хроматические цвета - все цвета, кроме черного, белого и серых (красный, оранжевый и т.д.)

Семь основных цветов спектра изображают в виде цветового круга, в котором цвета расположены в радужной последовательности. Теплые цвета: красные, желтые и все цвета в которых имеется хотя бы частица этих цветов. Теплые цвета напоминают цвет огня, солнца, другими словами то, что в природе дает тепло.

Холодные цвета: голубые, синие, фиолетовые и те цвета, которые можно получить от смешения с данными цветами. Холодные цвета вызывают у нас представление природного холодного: льда, снега.

Особое место занимает зеленый цвет. Он состоит из двух цветов:желтого и синего, иначе говоря, он дуален, в нем сочетаются два противоположных по свойству цвета .

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что

  1. В арт-терапии активно используется цветовая палитра, помогающая педагогу правильно формировать личность, страдающую ЗПР;
  2. Символический язык рисунка представляет собой связь учитель-обучаемый;
  3. Арт-терапия развивает эмпатические качества: сострадание, сопереживание, доброту;
  4. «Язык цвета» является средством самопонимания в восприятии и самовыражении

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М.: Просвещение, −1987.−199 с.
  2. Киселева, М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе.− М.: Речь, − 2007. — 336 с, илл.
  3. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов. [Электронный ресурс]-Режим доступа: http://www.razym.ru/
  4. Рыбакова, С.Г. Арт-терапия для детей с задержкой психического развития: Учебное пособие—СПб.:Речь,−2007—144 с.
  5. Ульенкова, У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова. - М.: Педагогика, −1990.−184 с.