«Отношение к здоровью» на уровне индивида, общества. Отношение человека к болезни и забота о здоровье

Отношение к здоровью - одно из центральных понятий социологии здоровья, одно из фундаментальных оснований системы ценности личности, комплекс мотивов, связывающих личность с обществом, культурой.

Ученые определяют «отношение к здоровью» как сложившуюся на основе имеющихся у индивида знаний оценку собственного здоровья, осознание его значения, а также действия, направленные на изменение состояния здоровья. Но данное определение относится только к одной из трех ипостасей «отношения к здоровью. А именно - «отношению индивида к здоровью». Кроме того, «отношение к здоровью» может быть рассмотрено на уровне общества и на уровне группы. «Отношение к здоровью на уровне общества» - это система мнений и социальных норм, соответствующих в обществе по поводу здоровья и выраженных в действиях, направленных на изменение состояния общественного здоровья на различных уровнях управления». «Отношение к здоровью на уровне группы» объединяет в себе черты предыдущих определений, поскольку специфика данного вида отношения заключается в трансляции индивиду сложившейся в обществе системы социальных норм и мнений, но с учетом реальной индивидуальной оценки здоровья членами группы.

Структура понятия отношение к здоровью» включает в себя: 1) оценку состояния здоровья; 2) отношение к здоровью. Как к одной из основных жизненных ценностей; 3) деятельность по сохранению здоровья .

Отношение к здоровью слагается из двух взаимодополняющих направлений: сохранение здоровья (предупреждение и лечение болезней) и совершенствование здоровья человека (развитие биологических и психологических характеристик, обеспечивающих высокую адаптацию к меняющейся внешней среде. Первое направление отражает традиционные аспекты медицины - профилактику и лечение, второе предполагает решение двух типов задач. Одни связаны с повышением устойчивости природных задатков человека, поиском резервов здоровья. Другие направлены на изменение психофизиологических возможностей человека, в том числе с привлечением достижений науки.

Отношение к здоровью - результат совокупности отношений, характеризующих данное общество на определенной стадии его развития. С этим связана проблема выявления факторов, воздействующих на отношение к здоровью. Различают факторы общего характера, которые определяются экономической ситуацией, социально-политической системой общества, особенностями его культуры и идеологии, и специфического характера, к которым относится состояние здоровья (индивидуальное и общественное), особенности образа жизни, информированность в сфере здоровья, влияние семьи, школы, системы здравоохранения и т.д. Эти факторы преломляются в структуре личности индивида - носителя того или иного отношения к здоровью, или это преломление осуществляется в структуре массового сознания, формируя те или иные нормы поведения в сфере здоровья. Наиболее традиционными является изучение обусловленности отношения к здоровью такими социально-демографическими характеристиками индивида как пол, возраст, уровень образования, уровень квалификации, семейное положение.

Классификация данного понятия может быть осуществлена по различным основаниям.

С точки зрения субъекта, в качестве которого выступает общество, группа или индивид, соответственно различаются: отношение общества к здоровью, отношение группы к здоровью, отношение индивида к здоровью.

Если уже три указанных уровня берутся в качестве объекта исследования, то можно выделить: отношение к здоровью общества, отношение к здоровью группы, отношение индивида к здоровью.

По степени активности различают активное и пассивное отношение к здоровью.

По формам проявления - позитивное, нейтральное, негативное.

По степени адекватности принципам ЗОЖ: адекватное, самосохранительное и неадекватное, саморазрушительное.

Отношение к здоровью индивида включает:

Самооценку индивидом собственного состояния здоровья;

Отношение к здоровью как к жизненной ценности;

Удовлетворенность состоянием своего здоровья и жизнью в целом;

Деятельность по сохранению здоровья.

Отношение к здоровью на уровне группы (семьи, трудового или учебного коллектива) включает:

Оценку состояния здоровья группы и отдельных ее членов;

Сложившееся социальные нормы отношения к здоровью;

Реальные действия по улучшению состояния здоровья членов группы;

При этом основная функция группы в контексте отношения к здоровью состоит в трансляции индивиду сложившихся в социуме норм по поводу здоровья с учетом реального состояния индивидуальных оценок здоровья членов группы.

Существует традиционное разделение всех показателей на негативные (заболеваемость, инвалидность, смертность и т.п., которые положены в основу стратегии органов здравоохранения) и позитивные (поступки индивида, ведущего здоровый образ жизни, доля в популяции здоровых лиц, государственные мероприятия по развитию физической культуры). Поскольку здоровье сегодня изучается преимущественно посредством негативных показателей, которые характеризуют отклонения в здоровье, то в связи с ростом значимости здоровья как общественного и индивидуального богатства в новых социально-экономических условиях со всей очевидностью встала проблема разработки позитивных показателей, которые, по мнению Е.Н. Кудрявцевой, отражают «позитивную сторону диалектического единства «здоровье-болезнь», присущего человеку как социально-биологической целостности, и характеризуют возможности человеком)коллективом, населением) полноценно выполнять свои социальные функции, динамично изменяется во времени и в пространстве и завесит от множества характеристик (пол, возраст и т.п.)» Важным аспектом проблем здоровья является его самооценка.

Самооценка здоровья - это оценка индивидом своего физического и психологического состояния, ключевой показатель отношения к здоровью, для которого характерны три основные функции: 1) регулятивная, 2) оценочная, 3) прогностическая.

Самооценка как интегральный показатель заключает в себе оценку не только наличия или отсутствия симптомов заболевания, но и психологического благополучия - своих возможностей и качеств, осознания жизненной перспективы, своего места среди других людей. Люди, как правило, оценивают свое здоровье с точки зрения возможности выполнять социальные функции и роли. Исследования показали, что психологический стресс, депрессивные симптомы влияют на трудоспособность и самооценку здоровья сильнее, чем многие серьезные хронические заболевания. Это, собственно, и обуславливает регулятивную функцию самооценки здоровья. Вместе с тем самооценка физического и психологического состояния выступает в качестве реального показателя здоровья людей.


Давайте задумаемся и проанализируем, как мы относимся к своему здоровью? Любим ли мы свой организм, заботимся ли о нем?
Как часто мы посещаем врачей, чтобы проверить состояние своего организма? Как часто планово сдаем анализы, или проходим какие-либо исследования?

Чаще всего мы вспоминаем о нашем здоровье, когда оно нас подводит. Когда возникает какое-либо заболевание, и мы начинаем заниматься его лечением. А нередко бывает и так: если болезнь не сильно влияет на нашу жизнь, не сильно мешает, то можно вообще не обращать на нее внимание. До тех пор, пока не станет тяжело игнорировать недуг, и тогда уже приходится вспомнить о здоровье и заняться лечением этой болезни.

Конечно, не все люди так безответственно относятся к своему здоровью, но очень многие. И очень часто получается так, что если сегодня у вас нет времени, денег, желания для того, чтобы заниматься своим здоровьем, то завтра придется найти время и деньги, причем в гораздо большем количестве, для того, чтобы бороться с болезнями.

Многие иностранцы, видя наше отношение к своему здоровью, шутят: «Вы, славяне, странные люди – начинаете лечиться за пять минут до смерти. А мы начинаем лечиться за пять лет до болезни». К сожалению, это так. И недаром у нас есть пословица: пока гром не грянет, мужик не перекрестится.

А ведь многих болезней и тяжелых состояний можно избежать, периодически проверяя состояние своего организма, хотя бы раз в год сдавая планово необходимые анализы и проходя базовое обследование. Так же нужно укреплять свой организм, ухаживать за ним путем полноценного полезного питания, умеренных физических нагрузок, соблюдения гигиены и т.д. Тогда он будет давать меньше сбоев, и вероятность возникновения заболеваний будет меньше. Конечно, от всех болезней защититься нельзя, и порой они возникают, несмотря на профилактику. Но крепкому организму, в любом случае, будет легче бороться с недугами.

Но в реальной жизни, к сожалению, очень часто люди обращаются к врачам уже после возникновения заболевания, и не на ранней стадии, а в «самом разгаре» заболевания, когда лечить его гораздо сложнее, а иногда и вообще уже сложно предпринять что-либо эффективное. И тогда виноватым становится врач, который якобы не в состоянии вылечить болезнь, ничего не знает и вообще некомпетентен в вопросах медицины.

Сегодня стало привычным обвинять в своих болезнях экологию, врачей, общество, государство – кого угодно, но только не себя. Пора уже, наконец, понять, что наше здоровье зависит только от нас.
Давайте начнем, как можно раньше заниматься своим здоровьем, а не искать в последнюю минуту суперспециалистов в суперклиниках, которые, как бы они не старались, часто уже ничего не смогут изменить.

Р. А. Березовская

Вводные замечания. Понятие «отношение к здоровью» представля­ет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способст­вующими или, наоборот, угрожающими здоровью людей, а также оп­ределяющими оценку индивидом своего физического и психическо­го состояния.

Категория «отношения» - одно из центральных понятий в кон­цепции «психологии отношений», зародившейся еще в начале XX в. в школе В. М. Бехтерева. Первоначально она была очерчена А. Ф. Ла-зурским и С. П. Франком в опубликованной ими в 1912 г. «Програм­ме исследований личности и ее отношении к среде». Преждевремен­ная смерть А. Ф. Лазурского не позволила ему придать этой теории законченный вид. В дальнейшем психология отношений развива­лась В. Н. Мясищевым. Основное положение данной концепции заключается в том, что психологические отношения человека пред­ставляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Иными словами, при психологическом анализе личность, целая и по своей природе неделимая, предстает перед исследователем как система отношений, которые рассматриваются как психическое выражение связи субъекта и объекта.

Согласно этой концепции, отношение к здоровью может быт описано с помощью трех компонентов. Следует отметить, что указанные В. Н. Мясищевым эмоциональный, познавательный и волевой компоненты отношения соответствуют выделяемым в современной психологии трем сферам психического - эмоциональной, когнитивной и мотивационно-поведенческой. Однако компоненты отношен не являются элементами, входящими в их структуру (отношение обладает целостностью и нераздельностью). Скорее они отражают возможность его научно-психологического анализа в трех разных смысловых ракурсах.

При анализе отношения к здоровью также важно учитывать и фактор времени, что предполагает рассмотрение его становления и динамики. Формирование отношения к здоровью - процесс весьма слож­ный, противоречивый и динамичный, который обусловлен двумя груп­пами факторов:

Внешними (характеристики окружающей среды, в том числе осо­бенности социальной микро- и макросреды, а также профессио­нальной среды, в которой находится человек);

Внутренними (индивидуально-психологические и личностные осо­бенности человека, а также состояние его здоровья).

Возникшее отношение не остается неизменным, оно непрерывно изменяется с приобретением нового жизненного опыта. Изменчи­вость отношения - правило, а не исключение. Вместе с тем коррек­ция неблагоприятных аспектов того или иного отношения - дли­тельный и подчас весьма болезненный для личности процесс, со­пряженный с преодолением внутренних конфликтов и негативных эмоциональных переживаний. В связи с этим особое значение при­обретает целенаправленное формирование правильного отношения к здоровью на ранних этапах развития личности (особая роль отво­дится семейному воспитанию и обучению в начальной школе).



Важно также отметить, что отношение человека к своему здоровью выступает внутренним механизмом саморегуляции деятельности и поведения в этой сфере (по аналогии с психологическим механизмом самооценки). Однако регуляторная функция отношения вступает в действие лишь на определенном этапе онтогенеза; с накоплением со­циального и профессионального опыта она совершенствуется.

Таким образом, отношение человека к своему здоровью, с од­ной стороны, отражает опыт индивида, а с другой - оказывает су­щественное влияние на его поведение. Следовательно, оно может быть рассмотрено как одна из основных «мишеней», на которую следует направить психокоррекционное воздействие специалиста, практикующего в сфере психологии здоровья. При этом диффе­ренцированный подход к психокоррекционной работе должен опи­раться на всестороннее изучение особенностей отношения людей к своему здоровью.

До сих пор исследования данного вопроса не получили широкого Распространения в современной науке (в отличие от многочисленных Исследований отношения к болезни). Проанализировав существую­щую исследовательскую литературу, можно выделить несколько научных направлений, в рамках которых такие исследования проводятся:


Социологические исследования общественного здоровья;

Изучение отношения к здоровью в рамках клинической психологии;

Валеологические исследования.

Обобщая результаты изучения, следует указать на парадоксаль­ный характер отношения современного человека к здоровью, т. е. не­соответствие между потребностью обладать хорошим здоровьем, с од­ной стороны, и теми усилиями, которые человек предпринимает для сохранения и укрепления своего физического и психологического благополучия - с другой. По-видимому, причина такого несоответ­ствия заключается в том, что очень часто здоровье воспринимается людьми как нечто безусловно данное или само собой разумеющееся, потребность в котором хотя и осознается, но ощущается лишь в си­туации дефицита. Иными словами, при полном физическом, психи­ческом и социальном благополучии потребность в здоровье как бы не замечается человеком, приобретая характер актуальной жизнен­ной необходимости в случае его потери или по мере утраты.

Цель занятия. Исследование психологических особенностей отно­шения человека к своему здоровью.

Оснащение. Листы с опросником «Отношение к здоровью» (прило­жение 8.1).

Порядок работы. Эксперимент может проводиться как индивиду­ально, так и в группе. Испытуемым раздают текст опросника и зачи­тывают следующую инструкцию:

Вам будет предложен ряд вопросов-утверждений, с которыми вы можете согласиться, не согласиться или согласиться частично. Оцените, пожа луйста, каждое утверждение в соответствии со степенью своего согласия по шкале, где:

1 - абсолютно не согласен или совершенно не важно;

2 - не согласен, это не важно;

3 - скорее не согласен;

4 - не знаю (не могу ответить);

5 - скорее согласен, чем нет;

6 - согласен, очень важно;

7 - абсолютно согласен, безусловно важно.

Выбранный вами опят обведите кружком или отметьте каким-нибудь другим способом. Будьте внимательны, для каждого утверждения должен быть выбран и помечен только один ответ

Отвечайте на все вопросы подряд, не пропуская. Не тратьте много време­ни на обдумывание ответов. В случае затруднения старайтесь предста­вить наиболее часто встречающуюся ситуацию, которая соответствует смыслу вопроса, и исходя из этого выбирайте ответ.

Обратите внимание что в третьем вопросе вариантов ответа не пред­усмотрено. Для ответа на него выделено несколько пустых строк. Пустые строки оставлены также для возможных дополнительных вариантов от­ветов на вопросы 5, 8, 9 и 10.

Спасибо за сотрудничество!

Обработка и интерпретация результатов. Опросник «Отношение к здоровью» состоит из 10 вопросов, которые могут быть распределе­ны по четырем шкалам:

Когнитивной;

Эмоциональной;

Поведенческой;

Ценностно-мотивационной (табл. 8.1).

Анализ результатов проводится на основании качественного анали­за полученных с помощью опросника данных, который может быть осуществлен на нескольких уровнях:

Каждое утверждение может быть проанализировано в отдельности;

Анализ данных может проводиться по каждому вопросу (интер­претируются все утверждения, входящие в данный вопрос);

Каждый блок вопросов или шкала также могут быть рассмотрены по отдельности (анализируются все вопросы и утверждения, вхо­дящие в данную шкалу).

Таблица 8.1

Распределение вопросов опросника «Отношение к здоровью» по шкалам»

При анализе отношения к здоровью могут быть выделены противоположные типы отношений - адекватное и неадекватное. В реальной жизни, однако, полярная альтернатива практически исключена, поэтому в дальнейшем при интерпретации полученных эмпириче­ских данных следует говорить о степени адекватности или неаде­кватности.

Эмпирически фиксируемыми критериями степени адекватно­сти-неадекватности отношения человека к своему здоровью служат:

на когнитивном уровне: степень осведомленности или компетент­ности человека в сфере здоровья, знание основных факторов рис­ка и антириска, понимание роли здоровья в обеспечении актив­ной и продолжительной жизни;

на поведенческом уровне: степень соответствия действий и поступ­ков человека требованиям здорового образа жизни;

на эмоциональном уровне: оптимальный уровень тревожности по отношению к здоровью, умение наслаждаться состоянием здоро­вья и радоваться ему;

На ценностно-мотивационном уровне: высокая значимость здо­ровья в индивидуальной иерархии ценностей (особенно терминальных), степень сформированности мотивации на сохранение иукрепление здоровья.

Для интерпретации ответов на открытый вопрос (3) используется процедура контент-анализа:

При анализе определений понятия «здоровье», полученных исследовании группы испытуемых, в качестве смысловых единиц элементов содержания рассматриваются существенные признай здоровья, а также определяется частотность их встречаемости (% от общего числа опрошенных);

В случае индивидуального опроса результаты конкретного испытуемого могут быть соотнесены с данными контент-анализа, представленными в табл. 8.2.

Таким образом, наиболее часто встречающимися характеристика ми здоровья, отражающими индивидуальные особенности отноше­ния человека к своему здоровью, оказались следующие:

1. Большинство респондентов (32%) определяют здоровье как стояние, характеризующееся хорошим самочувствием и настроением (например, «Здоровье - это спокойствие и уверенность завтрашнем дне» или «Здоровье - это бодрость и хорошее настроение»).

Таблица 8.2

Данные контент-анализа определений понятия «здоровья»

2. Здоровье определяется как то, что не требуется осмысливать и о чем не надо заботиться, пока не появятся симптомы его ухудшения (например, «Здоровье - это такое состояние организма, при кото­ром не замечаешь его присутствия» (23% ответивших) или «Хоро­шее здоровье - это состояние, когда можно не думать о болезнях, так как организм не напоминает о неполадках» (12% опрошенных)).

3. Здоровье характеризуется как отсутствие болезненных ощущений или заболеваний (так полагают примерно 21% респондентов, утверж­дающих, например, что «Здоровье - это отсутствие болезней и страха перед ними» или «Здоровье - это когда ничего не болит»).

4. Важной характеристикой здоровья 18% опрошенных считают гар­моничное сочетание в человеке духовного и физического начал (на­пример, «Здоровье - это физическое и моральное благосостоя­ние» или «гармония тела и духа»).

5. Здоровье также рассматривается в качестве необходимого усло­вия для достижения успеха в различных сферах деятельности (на­пример, 15% респондентов определили здоровье как «возможность быть активным и жить комфортно», такое же количество счита­ют, что здоровье - «золотой ключ к успеху во всем»).

По итогам выполнения задания должна быть представлена каче­ственная характеристика особенностей отношения к здоровью на ког­нитивном, эмоциональном, поведенческом и ценностно-мотивационном уровнях.

Контрольные вопросы

1. Каковы основные компоненты отношения к здоровью?

2. Какие факторы оказывают влияние на формирование отношения к здоровью?

3. Каковы основные критерии адекватности отношения к здоровью?


Приложение 8.1

ОПРОСНИК «ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ»

1. Люди по-разному оценивают различные сферы жизни. Оцените, насколько приведенные ценности важны для вас в данный момент.
1.1. Счастливая семейная жизнь
1.2. Материальное благополучие
1.3. Верные друзья
1.4. Здоровье
1.5. Интересная работа (карьера]
1.6. Признание и уважение окру­жающих
1.7. Независимость (свобода)
2. Как вы считаете, что необходимо для того, чтобы добиться успеха в жизни?
2.1. Хорошее образование
2.2. Материальный достаток 7 |
2.3. Способности
2.4. Везение (удача)
2.5. Здоровье
2.6. Упорство, трудолюбие
2.7. «Нужные связи (поддержка друзей, знакомых)
3. Как бы вы в нескольких словах определили, что такое здоровье?
4. Оцените, какое влияние на вашу осведомленность в области здоровья оказывает информация, полученная из следующих источников:
4.1 Средства массовой информа­ции (радио, телевидение)
4.2. Врачи [специалисты)
4.3. Газеты и журналы
4.4. Друзья, знакомые
4.5. Научно-популярные книги о здоровье
5. Как вы думаете, какие из перечисленных ниже факторов оказывают наиболее существенное влияние на состояние вашего здоровья?
5.1. Качество медицинского обслу­живания
5.2. Экологическая обстановка
5.3. Профессиональная деятель­ность В
5.4. Особенности питания
5.5. Вредные привычки
5.6. Образ жизни
5.7 Недостаточная забота о своем здоровье
5.8 Другое
6. Как вы чувствуете себя чаще всего, когда со здоровьем у вас все благополучно?
6.1. Я спокоен
6.2. Я доволен
6.3. Я счастлив
6.4. Мне радостно
6.5. Мне ничего не угрожает
6.6. Мне это безразлично
6.7 Ничто особенно не беспокоит меня
6.8. Я чувствую уверенность в себе
6.9. Я чувствую себя свободно
6.10. Я испытываю чувство внутрен­него удовлетворения
7. Как вы чувствуете себя чаще всего, когда узнаете об ухудшении своего здоровья:
7.1. Я спокоен
7.2. Я испытываю сожаление
7.3. Я озабочен
7.4. Я испытываю чувство вины
7.5. Я расстроен
7.6. Мне страшно
7.7. Я раздражен
7.8. Я чувствую себя подавленно
7.9. Я встревожен и сильно нерв­ничаю
7.10. Мне стыдно
8. Делаете ли вы что-нибудь для поддержания вашего здоровья? Отметьте, пожалуйста, насколько регулярно.
8.1. Занимаюсь физическими упражнениями (зарядка, бег трусцой и т. п.)
8.2. Придерживаюсь диеты
8.3. Забочусь о режиме сна и от­дыха
8.4. Закаляюсь
8.5. Посещаю врача с профилак­тической целью
8.6. Слежу за своим весом
8.7. Хожу в баню (сауну)
8.8. Избегаю вредных привычек
8.9. Посещаю спортивные секции (шейпинг, тренажерный зал, бассейн и т. п.)
8.10. Практикую специальные оздо­ровительные системы (йога, китайская гимнастика и др.)
8.11. Другое
9 Если вы заботитесь о своем здоровье недостаточно или нерегулярно, то почему?
9.1. В этом нет необходимости, так как я здоров(а)
9.2. Не хватает силы воли
9.3. У меня нет на это времени
9.4. Нет компании (одному скучно)
9.5. Не хочу себя ни в чем ограни­чивать
9.6. Не знаю, что нужно для этого делать
9.7. Нет соответствующих условий
9.8. Необходимы большие матери­альные затраты
9.9. Есть более важные дела
9.10. Другое
10. Если вы чувствуете недомогание, то:
10.1 Обращаетесь к врачу
10.2. Стараетесь не обращать вни­мания г 7 1
10.3. Сами принимаете меры, исходя из своего прошлого опыта г 7 1
10.4. Обращаетесь за советом к друзьям, родственникам, знакомым
10.5. Другое

Отношение к болезни содержит в себе когнитивный, эмоциональный и поведенческий компонент. Когнитивный включает в себя знание о болезни, ее осознание, понимание ее роли и влияния на жизнь больного, предполагаемый прогноз. Этот компонент зависит от уровня культуры и образования индивида. Эмоциональный компонент определяется ощущением и переживанием болезни и ситуации, связанной с ней. Поведенческий компонент связан с реакциями, способствующими адаптации или дезадаптации к болезни, и выработкой определенной стратегии поведения в жизненных ситуациях в связи с болезнью (это может быть принятие роли больного, активная борьба с болезнью, пессимизм).

Гармоничному типу психологической реакции на болезнь свойственны следующие факторы: трезвая оценка своего состояния без склонности преувеличивать его тяжесть и без оснований видеть все в мрачном свете, но и без недооценки тяжести болезни, стремление во всем активно содействовать успеху лечения, нежелание обременять других тяготами ухода за собой, в случае неблагоприятного прогноза в смысле инвалидизации переключение интересов на те области жизни, которые останутся доступными больному, при самом неблагоприятном прогнозе – сосредоточение внимания, забот, интересов на судьбе близких, своем деле. При гармоничном типе психического реагирования самыми важными являются реализм в восприятии симптомов и понимание тяжести заболевания. При этом пациент должен опираться на научные факты о возможности излечения, надеяться на выздоровление.

Тревожный. Характерно беспокойство и мнительности в отношении неблагоприятного течения болезни, возможных осложнений, неэффективности и даже опасности лечения. Поиск новых способов лечения, жажда дополнительной информации о болезни, вероятных осложнениях, методах терапии, непрерывный поиск авторитетов, больного наиболее интересуют объективные данные о болезни (результаты анализов, заключения специалистов), чем собственные ощущения, поэтому больной предпочитает выслушать высказывания других, чем без конца предъявлять свои жалобы, настроение прежде всего тревожное, угнетенность – следствие этой тревоги.

Тревожный тип психического реагирования на заболевание является одним из типичных. Проявлением тревоги может быть повышенный интерес пациента к медицинской литературе, придирчивость к медицинскому персоналу, нацеленность на перепроверку получаемых от врачей сведений.

Ипохондрический. Характерно сосредоточение на субъективных болезненных или иных неприятных ощущениях. Стремление постоянно рассказывать о них окружающим, на их основе преувеличение действительных и выискивание несуществующих болезней и страданий, преувеличение побочного действия лекарств, сочетание желания лечиться и неверия в успех, требований тщательного обследования и боязни вреда и болезненности процедур.

Пациент с ипохондрическим типом реагирования склонен к эгоцентризму. Он не способен сдержаться при беседе с любым, даже малознакомым человеком и обращает внимание собеседника на необычность и тяжесть имеющихся болезненных признаков. Негативную реакцию ипохондрика вызывает недоверие к его жалобам, упреки в симуляции и преувеличении тяжести расстройства здоровья с целью извлечь из этого выгоду.

Меланхолический. Характерно удрученность болезнью, неверие в выздоровление, в возможное улучшение, в эффективность лечения, активные депрессивные высказывания вплоть до суицидальных мыслей (мыслей о самоубийстве), пессимистический взгляд на все вокруг, неверие в успех лечения даже при благоприятных объективных данных. Меланхолический, или депрессивный, тип реагирования на болезнь нередко обусловлен имеющейся у пациента негативной информацией о возможности излечения недуга. Нередко он встречается у медицинских работников в силу их разнообразных знаний, полученных в процессе учебы и работы. Нацеленность на худший исход приводит к неверию в возможность излечения и суицидальным намерениям.

Апатический. Характерны полное безразличие к своей судьбе, к исходу болезни, к результатам лечения, пассивное подчинение процедурам, утрата интереса ко всему ранее волновавшему. Однако истинного и полного безразличия у пациента не отмечается. Как правило, безразличие обусловлено депрессией и фиксацией на собственном состоянии.

Неврастенический. Характерно поведение по типу раздражительной слабости, т.е. вспышки раздражения, особенно при болях, при неприятных ощущениях, при отсутствии эффекта от лечения, при неблагоприятных данных обследования. Раздражение нередко выливается на первого попавшегося и завершается раскаянием и слезами, также характерны нетерпеливость, неспособность ждать облегчения. Неврастенический тип реагирования является наиболее распространенным, его основой является раздражительность, пациент становится капризным, требовательным, он ищет ласки участия, успокоения, склонен к вспышкам гнева.

Обессивно-фобический тип психологической реакции на болезнь. Характерны тревожная мнительность, опасение маловероятных осложнений болезни, неудач лечения, неудач в жизни, работе, семье; воображаемые опасности волнуют пациента более, чем реальные, защитой от тревоги становятся приметы и ритуалы. При этом типе реагирования доминирующими становятся навязчивые мысли, опасения и особенно ритуалы. Пациент становится суеверным, он придает особое значение мелочам, которые превращаются для него в своеобразные символы (например, расценивает шансы на выздоровление в зависимости от того, в каком порядке войдут в палату врач и медсестра, или от того автобус какого маршрута подойдет к остановке первым).

Сенситивный . Характерны чрезмерная озабоченность возможным неблагоприятным впечатлением, которое могут произвести на окружающих сведения о своей болезни, а именно опасение, что окружающие станут избегать пациента, считать неполноценным, пренебрежительно относиться, распускать сплетни или неблагоприятные сведения о причине и природе болезни, характерна также боязнь стать обузой для близких, существенным становятся не собственные болезненные ощущения вследствие болезни, а реакция окружающих, пациенты нередко в ущерб своему здоровью стесняются обращаться к врачу («зачем отвлекать по пустякам») даже в случаях угрожающего для жизни состояния, отмечаются робостью, застенчивостью, повышенной скромностью.

Эгоцентрический. Характерны уход в болезнь, выставление напоказ близким и окружающим своих страданий и переживаний с целью полностью завладеть их вниманием, требование исключительной заботы – все должны забыть и бросить все, и заботиться только о больном, разговоры окружающих пациент переводит на себя. Эгоцентрический тип реагирования иногда обозначают истерическим, так как основным мотивом поведения пациента становится привлечение к собственной персоне внимания окружающих, бегство в болезнь нередко используется для упреков и шантажа окружающих. Жалобы описываются больными очень красочно и сопровождаются жестикуляцией и мимикой, эмоции пациента носят гротескный характер.

Эйфорический. Характерно необоснованно повышенное настроение, нередко наигранное пренебрежение, легкомысленное отношение к болезни и лечению, надежда на то, что само собой все пройдет, желание получать от жизни все, несмотря на болезнь, легкость нарушений режима, хотя эти нарушения могут неблагоприятно сказываться на течении болезни. Эйфорический тип отражает беспечность человека в отношении собственного здоровья.

Анозогнозический. Характерно отбрасывание мыслей о болезни, о возможных последствиях, непризнание себя больным, отрицание очевидного в проявлениях болезни, отказ от обследования и лечения, желание обойтись домашними средствами. Непризнание себя больным и отрицание наличия у себя симптомов болезни (аногнозия) встречаются довольно часто, активное непризнание себя больным встречается, например, при алкоголизме, при психических заболеваниях, в том числе и при половых расстройствах.

Эргопатический. Характерен уход от болезни в работу даже при тяжелой болезни и страданиях. Пациенты во что бы то ни стало продолжают работать, трудятся с ожесточением, с еще большим рвением, чем до болезни, работе отдают все время, стараются лечиться и подвергаться обследованиям так, чтобы это оставляло возможность продолжения работы. Пациенты стараются не поддаваться болезни, преодолевают недомогание и боль, их позиция заключается в том, что нет такого заболевания которого нельзя было бы преодолеть своими силами, при этом часто такие пациенты являются принципиальными противниками лекарств и охотно идут на контакт с психотерапевтами и подвергаются нетрадиционным методам лечения.

Паранойяльный. Характерны уверенность в том, что болезнь является результатом чьего-то злого умысла, крайняя подозрительность к лекарствам и процедурам, стремление приписывать возможные осложнения лечения или побочные действия лекарств халатности или злому умыслу медицинских работников, требование наказаний в связи с этим.

Быть здоровым – это естественное стремление человека. Но что же означает понятие «здоровье»? На сегодняшний день существует около восьмидесяти определений этого понятия.

В словаре С.И. Ожегова под здоровьем понимается «правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие».

Можно выделить четыре модели определения здоровья:

а) медицинская, подчеркивающая отсутствие болезни, нормальное функционирование организма;

б) биомедицинская, где главным является взаимодействие со средой, способность приспосабливаться к меняющимся условиям, субъективное ощущение здоровья;

в) биосоциальная, делающая упор на работоспособность, слаженность профессиональной деятельности; социальным признакам придается при-оритетное значение;

г) ценностно-социальная модель, подчеркивающая моменты общения и взаимодействия людей, когда здоровье – ценность для человека, необходимая предпосылка для его полноценной жизни.

Согласно материалам ВОЗ, здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Обычно выделяют три вида здоровья: физическое, психическое и духовное. Оставим вопросы физического здоровья медикам и спортивным тренерам и педагогам, поговорим о тех видах, которые имеют непосредственное отношение к психологии.

Здоровье – необходимое условие активной и нормальной жизнедеятельности человека. Серьезные нарушения в этой сфере влекут за собой изменения в привычном образе жизни, сложившейся практике отношений с окружающим миром, возможную утрату профессиональной работоспособности, деградацию и в целом – вынужденную коррекцию планов на будущее.

Как очень сложный и системный феномен здоровье является предметом рассмотрения многих научных дисциплин – медицины, философии, физиологии. Но ведущее место сегодня по праву принадлежит психологии.

Главный акцент в этой области знаний делается не столько на самом факте уже заявившей о себе той или иной болезни и её лечении, что традиционно входит в компетенцию клинической медицины, сколько на изначальном формировании здоровой психики и поддержке ее функционирования. Поэтому на передний план выходит профилактика здоровья, забота о здоровье ради самореализации духовных потенций и способностей здорового человека. Отсюда и главная тема новой отечественной науки – формирование у человека органической потребности в здоровом образе жизни и соответствующих формах его обеспечения.

Психически здоровый человек характеризуется своими возможностями адаптации, социализации и индивидуализации. Эти возможности есть у каждого человека, но степень их реализации определяется социальной ситуацией, то есть, теми ежедневными условиями развития человека, в которых он реализует себя, свои мысли, возможности, желания, качества.

Применительно к здоровью под адаптацией понимается:

а) способность человека осознанно относиться к функциям своего организма, например, пищеварения, дыхания, выделения и др.

б) приспосабливаться к окружающей среде через способность регулировать свои психические процессы, то есть управлять своими мыслями, чувствами, желаниями.

У каждого человека существуют пределы индивидуальной адаптации, но есть и общие для всех людей закономерности. Критерием успешной адаптации является способность человека жить в сложных условиях современного социума, не потеряв при этом своей индивидуальности.

Социализацию применительно к здоровью следует понимать в трех основных проявлениях:

а) человек реагирует на другого человека, как на равного себе, с уважением и почтительностью;

б) человек признает существование определенных норм в отношениях между людьми, которые помогают взаимодействию;

в) человек признает необходимую меру одиночества и относительную зависимость от других людей, то есть между параметрами «одинокий» и «зависимый» существует определенная гармония.

Критерием успешной социализации является способность человека жить в условиях современных социальных норм, в системе «Я и другие».

Индивидуализация понимается как способность:

а) осознавать собственную неповторимость и ценность, не позволяя разрушать ее другим людям;

б) сопоставлять свою индивидуальность с проявлениями индивидуальности других людей.

Критерием успешной индивидуализации является способность человека относиться к самому себе и к окружающим людям как к индивидуальностям, каждая из которых достойна уважения.

Психическое и духовное здоровье проявляется в органической связи человека со всем миром и выражается в чувстве красоты и мировой гармонии, в чувстве восхищения и благоговения перед жизнью, в религиозных чувствах. К основным его признакам и показателям относят:

а) гуманистические способы воздействия на себя и на окружающих;

б) переживание постоянной радости от жизни как таковой;

в) целостность (холистичность) внутреннего мира, которая задается системой правил и суждений, принятых для себя человекам осознанно (то, что мы называем «жизненной философией»);

г) стремление к созданию в себе новых ценностных качеств внутри изначального принципа понимания жизни как величайшей ценности.

Психологические аспекты формирования мотивации к сохранению здоровья и психологические последствия различных заболеваний.

Для сохранения и восстановления здоровья недостаточно пассивного ожидания, когда природа рано или поздно сделает свое дело. Человек сам должен совершать какие-то действия. Для каждого же действия нужен мотив - осознанное побуждение, обусловливающее действие для удовлетворения какой- либо потребности человека. Совокупность мотивов - мотивация, в большей степени определяющая (modus vivendi) - образ жизни. Следовательно, для сохранения здоровья очень важна мотивация здорового образа жизни.

Нельзя сказать, что люди не понимают значения здоровья, не дорожат им, но, к сожалению, ценность здоровья большинством людей осознается тогда, когда оно под серьезной угрозой или в определенной степени утрачено. Только тогда (да и то не всегда в должной степени) и возникает мотивация - вылечить болезнь, избавиться от вредных привычек‚ стать здоровым.

Существует ли положительная мотивация для сохранения здоровья у здоровых людей? Вопрос этот очень сложный и требует специального исследования психологами, социологами, медиками и представителями других наук.

Оказывается, что положительной мотивации явно недостаточно. И причины тут двух родов: человек не ощущает своего здоровья, не знает величины его резервов, его качества и заботу о нем откладывает на потом, к выходу на пенсию или на случай болезни. Здоровый человек может и должен основывать свой образ жизни на положительном опыте старшего поколения и на отрицании опыта больных людей. В какой-то степени это действует, но далеко не на всех и не с должной силой.

К сожалению, нет моды на здоровье. В утверждении ее большую роль могли бы сыграть художественная литература и искусство. Но они мало работают на идеалы здоровья. Чаще пишут о людях, которые героически, чрезмерно много работают, преодолевая болезни. Если эти люди не повинны сами в своих болезнях, то почему бы не воздать им должное? Но много ли в литературе примеров людей, которые правильным образом жизни сохранили здоровье до преклонных лет и благодаря этому совершили большое полезное для общества дело? К сожалению, таких примеров почти нет.

Важнейшим фактором эффективной деятельности любой системы являются обратные связи. Организм человека - весьма сложная система с множеством безусловных и условных реакций, обеспечивающих высокую адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды. Многие люди, однако, неразумно долго и упорно испытывают стойкость своего организма неправильным образом жизни, алкоголем, никотином, и нередко только через десятилетия становятся очевидными неизбежные пагубные последствия. Рано или поздно обратная связь сработает, но чаще всего поздно или очень поздно. Должны пройти годы и десятилетия, прежде чем человек ударится лбом о свою болезнь, о свое несчастье. Также далеко не мгновенно проявляется и положительная обратная связь между занятиями физической культурой и улучшением состояния организма. Именно этот фактор тяжелее всего преодолеть человеку: занимаюсь физкультурой‚ уже две недели‚ а результатов по прежнему нет!

Основные направления и методы пропаганды здорового образа жизни.

Формирование здорового образа жизни - это создание системы преодоления факторов риска в форме активной жизнедеятельности людей, направленной на сохранение и укрепление здоровья. ЗОЖ включает следующие компоненты:

1) сознательное создание условий труда, способствующих сохранению здоровья и повышению работоспособности;

2) активное участие в культурных мероприятиях, занятиях физкультурой и спортом, отказ от пассивных форм отдыха, тренировка психических способностей, аутотренинг, отказ от вредных привычек (употребления алкоголя, курения), рациональное, сбалансированное питание, соблюдение правил личной гигиены, создание нормальных условий в семье;

3) формирование межличностных отношений в трудовых коллективах, семьях, отношения к больным и инвалидам;

4) бережное отношение к окружающей среде, природе, высокую культуру поведения на работе, в общественных местах и транспорте;

5) сознательное участие в профилактических мероприятиях, проводимых медицинскими учреждениями, выполнение врачебных предписаний, умение оказывать первую медицинскую помощь, чтение популярной медицинской литературы и др.

В соответствии с приказами Министерства здравоохранения РФ пропаганда ЗОЖ является обязанностью каждого медицинского работника. При этом используются методы устной, печатной, наглядной (изобразительной) и комбинированной пропаганды.

Метод устной пропаганды является наиболее эффективным. Это самый популярный, экономичный, простой и доступный в организационном отношении метод. Он включает следующие средства пропаганды: лекции, беседы, дискуссии, конференции, кружковые занятия, викторины.

Метод печатной пропаганды охватывает широкие слои населения. Он включает статьи, санитарные листки, памятки, листовки, стенные газеты, журналы, буклеты, брошюры, книги, лозунги.

Наглядный метод самый многообразный по числу входящих в него средств. Их можно разделить на 2 группы: натуральные объекты и изобразительные средства (объемные и плоскостные).

Комбинированный метод метод массовой пропаганды, при которой происходит одновременное воздействие на слуховые и зрительные анализаторы.


Похожая информация.


здоровье подросток психологический личность

Проблема психологии здоровья в настоящее время изучается на междисциплинарном уровне в рамках клинических, психологических и социальных исследований.

В современной науке понятие «здоровье» не имеет общепринятого унифицированного толкования, характеризуется многозначностью и неоднородностью состава (то есть оно синкретично).

Согласно определению, приведенному в преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье - это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней, психических и физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие . Формулировка «полное благополучие», считает А.В. Шувалов (кандидат психологических наук, заведующий психологической службой ГОУ «Центр развития творчества детей и юношества «Лефортово»), нуждается в уточнениях и подвергается критике за слабую практическую направленность .

Традиционно выделяют три основных признака здоровья:

  • - структурная и функциональная сохранность систем и органов человека;
  • - индивидуальная приспосабливаемость к физической и социальной среде;
  • - сохранность привычного самочувствия. .

И.И. Мамайчук (доктор психологических наук, профессор кафедры медицинской психологии и психофизиологии факультета психологии СПГУ) трактует понятие «здоровье человека» как не только его физическое самочувствие при оптимальном функционировании органов и систем организма, но и как субъективное ощущение своего здоровья, возможность активной общественно-трудовой деятельности.

В работах отечественных психологов и клиницистов психология здоровья рассматривается как наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития.

Феномен здоровья на сегодняшний день представлен в свете его биологических, психологических и социальных составляющих, роли семейных отношений, образовательной среды и общества в его формировании.

С точки зрения профессора Г.С. Никифорова, здоровье - понятие системное. Организм здоров, если показатели его функций не отклоняются от их известного среднего (нормального) состояния, а колебания между низшей и верхней границей допустимы. Но не любое отклонение от нормы приведет к болезни, тем более, у одного человека какое-то отклонение может вызвать болезнь, а у другого - нет. Здоровым можно назвать человека, который способен выполнять социальные функции и приспосабливаться к постоянно меняющимся внешним условиям . Из этого следует, что здоровье проявляется на нескольких уровнях - биологическом, психологическом и социальном.

Следует отметить, что понятие «отношение к здоровью» еще относительно ново для психологической науки. Данный понятийный конструкт в настоящее время носит скорее описательный характер и создан по аналогии с психологическим понятием «отношение».

Отношение к здоровью, согласно точке зрения Р.А. Березовской, Л.В. Куликова, представляет собой систему индивидуальных избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующих или, наоборот, угрожающих здоровью людей, а также определенную оценку индивидом своего психического или физического состояния .

Обладая всеми характеристиками, присущими психическому отношению, оно содержит три основных компонента: когнитивный, эмоциональный, мотивационно-поведенческий.

Когнитивная составляющая отношения к здоровью во многом зависит от психологической компетентности личности. Последняя обусловлена особенностями обыденной психологии и психогигиены того социума и этноса, к которому принадлежит индивидуум. Когнитивный компонент характеризует знания человека о своем здоровье, понимание роли здоровья в жизнедеятельности, знание основных факторов, оказывающих как негативное, так и позитивное влияние на здоровье человека.

Мотивационно-поведенческий компонент определяет место здоровья в индивидуальной иерархии терминальных и инструментальных ценностей человека, особенности мотивации в области здорового образа жизни, а также характеризует особенности поведения в сфере здоровья, степень приверженности человека здоровому образу жизни, особенности поведения в случае ухудшения здоровья.

Эмоциональная составляющая отношения к здоровью, подразумевающая переживания своего здоровья или нездоровья, является крайне значимой в контексте общей самооценки личности, в определении её «линии жизни», «плана жизни», «жизненного стиля». Эмоциональный компонент отражает переживания и чувства человека, связанные с состоянием его здоровья, а также особенности эмоционального состояния, обусловленные ухудшением физического или психического самочувствия человека .

Отношение к здоровью, т.е. предрасположенность к сохранению или растрачиванию здоровья, по мнению Л.В. Куликова, может рассматриваться как личностное качество. Он отмечает, что в отношении к здоровью у многих людей скрыты серьёзные противоречия. С одной стороны, ценность здоровья достаточно велика и в обыденном сознании, без ссылок на научные доказательства. Однако в установке на сохранение здоровья выраженность действенного, поведенческого компонента не соответствует ни объёму знаний о здоровье, ни силе эмоциональных реакций на его ослабление. Причём это свойственно не только людям здоровым, но и тем, кто уже имеет достаточно выраженные расстройства здоровья .

Центральное место в проблеме психологии здоровья занимает исследование его внутренней картины, которая, по мнению В.М. Смирнова и Т.Н. Резниковой, представляет собой своеобразный эталон здоровья, имеющий сложную структуру.

Отношение личности к своему здоровью, выражающееся в осознании его ценности и активно-позитивного стремления к его совершенствованию, составляет внутреннюю картину здоровья человека (ВКЗ) .

В.А. Ананьев рассматривает ВКЗ как само осознание и самопознание человеком себя в условиях здоровья. Исследование внутренней картины здоровья имеет большое практическое значение. По мнению В.Е. Каган, без понимания внутренней картины здоровья невозможно понять внутреннюю картину болезни .

Внутренняя картина здоровья - составная часть самосознания личности. Осознанное отношение человека к своим потребностям, способностям, влечениям, мотивам поведения, переживаниям и мыслям невозможно без пристального внимания к своему здоровью. Представление человека о своем психофизическом состоянии с определенными переживаниями отражается в различных формах его отношения к своему здоровью. В одних случаях это может быть адекватное отношение, в других - пренебрежение, в третьих - повышенное внимание к своему здоровью. Отношение к здоровью слагается из двух взаимодополняющих друг друга компонентов: сохранение здоровья (предупреждение и лечение болезней) и совершенствование здоровья (развитие биологических и психологических характеристик, обеспечивающих высокую адаптацию к меняющейся внешней среде).

Специфика феномена «отношение к здоровью» заключается в том, что здоровье обычно воспринимается людьми как, безусловно данное, потребность в котором ощущается лишь при его явном дефиците. Даже в ситуациях болезни люди зачастую не предпринимают действенных мер по устранению заболевания. Причина такого неадекватного поведения коренится в противоречивой природе человеческих потребностей, которым, как отмечал С.Л. Рубинштейн, присущ пассивно-активный характер, а также в специфике мотивационной сферы личности в целом, определяющей отношение человека к здоровью. Именно особенности структуры мотивационной сферы, в частности, специфика мотивов гигиенического поведения, является основным предиктором адекватного или неадекватного отношения человека к своему здоровью.

На протяжении последних десятилетий феномен «отношение к здоровью» претерпел трансформацию, связанную с ростом инструментальной ценности здоровья как ресурса для достижения других жизненных благ. Теоретическое осмысление феномена здоровья привело к изменению вектора исследований - от анализа атрибутов болезни и медицины к изучению здоровья здорового индивида и социально-культурных факторов формирования здоровья .

В рамках личностной модели здоровья, предложенной В.Ф. Сержантовым и А.А. Корольковым, структура здоровья представлена как: а) отношение к собственному телу; б) личностное понимание существа здоровья и целей его сохранения; в) знание законов функционирования организма и степень волевой регуляции; г) индивидуальное отношение к болезням (степень развития способности к поиску, активному выходу из состояния болезни); д) выраженность личностных установок (мотивов) в ходе выздоровления.

Наиболее распространенными интегральными показателями отношения к здоровью на уровне индивида являются: самооценка здоровья, имеющая временную и территориальную устойчивость; ценность здоровья, занимающая первые места в иерархии ценностей различных групп населения; удовлетворенность здоровьем, которая находится в тесной связи с удовлетворенностью жизнью; деятельность по заботе о здоровье, выражающаяся в соответствующих практиках .

Исчерпывающие рациональные составляющие здоровья остаются делом будущего. Обобщая специальные труды, посвященные проблеме здоровья, можно выделить ряд аксиоматических по своей сути положений.

  • - Здоровье - это состояние, близкое к идеальному. Как правило, человек не бывает на протяжении всей своей жизни вполне здоровым.
  • - В первом приближении здоровье - это сложный, многомерный феномен, отражающий модусы человеческой реальности: телесное существование, душевную жизнь и духовное бытие. Соответственно, возможна оценка соматического, психического и личностного (в сложившейся терминологической традиции - психологического) здоровья человека.
  • - Здоровье - это одновременное состояние и сложный динамический процесс, включающий созревание и рост физиологических структур, и работу организма, развитие и функционирование психической сферы, становление, самоопределение и позиционирование личности. На сегодняшний день признается эффект взаимовлияний «духа», «души» и «тела» на общее состояние здоровья человека. Категория «здоровье» изначально коррелятивна полюсу индивидуальности: состояние здоровья персонифицировано и предполагает в каждом конкретном случае специальное освидетельствование.
  • - Человек может быть здоров при определенных условиях жизни (экологические и климатические особенности, качество питания, режим труда и отдыха, социокультурные факторы и др.). Обстановка, удовлетворительная для одного человека может оказаться болезнетворной для другого. Вместе с тем выявление универсальных условий здоровья позволяет сформулировать принципы «политики здоровья».
  • - Здоровье - это культурно-историческое, а не узко медицинское понятие. В разное время, в разных культурах граница между здоровьем и нездоровьем определялась по-разному.

Для определения состояния здоровья человека необходимы, с одной стороны, эталонное основание, устойчивый образец благополучия, целостности, совершенства, с другой - описание закономерностей возникновения и течения болезней. В этом качестве выступают системы научных представлений о норме и патологии.

Особый интерес, отмечает И.И. Мамайчук, представляет возрастной анализ внутренней картины здоровья, в частности изучение ВКЗ подростка. Разработка данной проблемы важна для формирования гармоничной личности подрастающего поколения. Исследования в данном направлении на сегодняшний день фрагментарны и требуют дальнейших разработок.