Аллергопробы для детей: с какого возраста, показания. Методика "Корректурная проба" (Проба Бурдона, Кольца Ландольта)

Корректурная проба, или тест Бурдона – это группа бланковых тестов, с помощью которых вы можете оценить свой уровень внимания, утомляемости, работоспособности, устойчивости к монотонной деятельности, в которой необходимо поддерживать высокий уровень внимания. Методика была предложена Б. Бурдоном еще в 1895 году, и с тех пор широко применяется в психологии. Существуют различные модификации методики, к примеру, таблицы Иванова – Смоленского, и таблицы Бурдона – Анфимова, а также кольца Ландольта. Многие из вас, возможно, проходили или имели дело с пробой Бурдона в виде буквенного и цифрового варианта, которые, кстати, представлены в этом разделе, а также в виде таблицы корректурной пробы для детей.

С помощью методик "Корректурная проба", представленных на этом сайте, вы можете проверить два показателя своего внимания, а именно: норму объема внимания и концентрацию. Здесь вы можете пройти тест Бурдона онлайн совершенно бесплатно. Примечание: подготовка таблицы сервером, а также подсчет результата займет 2 секунды, еще около 3 секунд может занять создание таблицы в вашем браузере, это время добавляется ко времени вашего тестирования. Внимание: таблица может некорректно отображаться на устройствах с низким разрешением экрана!

Буквенный вариант пробы Бурдона:

Суть методики состоит в том, чтобы в таблице, состоящей из 40 рядов букв по 40 букв в каждом ряду вычеркивать буквы, которые стоят в ряду первыми. Допустим, первая буква в ряду - "А", тогда вам следует зачеркнуть все буквы "А" в буквенном ряду. Длительность выполнения - 5 минут, по истечению которых вы перейдете на страницу с результатами. Сама по себе методика потребует от вас полного сосредоточения на процессе.

Цифровой вариант корректурной пробы

Корректурная проба цифровой вариант так же как и буквенный вариант позволяет проверить норму объема внимания и концентрацию. Ваша задача состоит в том, чтобы вычеркнуть из таблицы цифры проверочную цифру, которую вы найдете в условиях задачи непосредственно после перехода по ссылке. Время на выполнение 3 минуты.

Тест "Кольца Ландольта"

Вариант теста "Кольца ландольта" так же как и два предыдущих варианта теста Бурдона позволяет проверить норму объема внимания и концентрацию. Здесь вам необходимо выделить в таблице колец кольца с конкретным направлением, которое будет задано в начале теста. Время на выполнение теста "Кольца Ландольта" - 5 минут.



Корректурная проба теория:

Для проведения теста необходим специальный бланк с расположенными в нем в случайном порядке буквами, цифрами или фигурами. В случае отсутствия бланка вы можете использовать обыкновенную газету или книгу, хотя, в данном случае будет сложнее рассчитать результат. Задача испытуемого состоит в последовательном поиске и вычеркивании определенных символов в просматриваемой таблице корректурной пробы, начиная с верхнего ряда с лева на право, за отведенное время, обычно это 5 – 10 минут. Желательно, чтобы у испытуемого было хорошее зрение и достаточный уровень грамотности, хотя, и для малограмотной группы населения можно подобрать подходящую пробу Бурдона, не требующую высокого уровня интеллектуального развития. Кстати, пройти специальный тест Бурдона могут и дети, начиная со старших групп детских садов и школьников всех возрастов (чем старше ребенок, тем сложнее требуется использовать вид теста).

При проверке результатов, помимо бланков желательно иметь бланк-ключ, с выделенными буквами или цифрами, которые должен был найти человек, проходящий тест Бурдона. Это поможет не сбиться при подсчете результатов. Кроме того, для более быстрой проверки результатов теста вы можете использовать специальный шаблон с отверстиями, которые при должны совпасть с выделенными испытуемым буквы или цифры. Однако, в случае с шаблоном вы не сможете сосчитать количество ошибочно выделенных букв. Прохождение теста Бурдона онлайн поможет вам избежать необходимости подсчета результата, хотя, в настоящий момент здесь возможно прохождение ограниченного количества вариантов теста.

Кстати сказать, считается, что даже частое и регулярное прохождение теста Бурдона или корректурной пробы не требует усложнения теста для получения объективных результатов, поскольку всякий раз, проходя тест, вы будете проходить его практически на том же уровне, что и прежде. То есть, влияние упражняемости здесь минимально. Лучшие результаты вы будете показывать, только если улучшите свои навыки концентрации. Также следует учесть, что результаты испытуемых могут сильно зависеть от их эмоционального состояния, а также психического и физического здоровья.

Исследование степени концентрации и устойчивости внимания .

Описание теста

Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки.

Инструкция к тесту

«На бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, все буквы «Е». Через каждые 60 секунд по моей команде отметьте вертикальной чертой, сколько знаков Вы уже просмотрели (успели просмотреть)».

Примечание : возможны другие варианты проведения методики: вычеркивать буквосочетания (например, «НО») или вычеркивать одну букву, а другую подчеркивать.

Тестовый материал


Примечание : инструкция к детскому бланку (там где листики и домики) Корректурной пробы (Тесту Бурдона) – “Нарисуй окошко у каждого домика и веточку у каждого листика”.

Обработка результатов теста

Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных незачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным по казателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).

Концентрация внимания оценивается по формуле:

К = С 2 / П , где

  • С – число строк таблицы, просмотренных испытуемым,
  • П – количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков).

Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.

Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания.

Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по формуле:

A = S / t , где

  • А – темп выполнения,
  • S – количество букв в просмотренной части корректурной таблицы,
  • t – время выполнения.

По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая, устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

Показатель переключаемости внимания вычисляется по формуле:

С = (S o / S) * 100 , где

  • S o – количество ошибочно проработанных строк,
  • S – общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы.

При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные буквы в четных и нечетных строках корректурной таблицы.

Источники

Метод «Корректурная проба» для исследования внимания впервые был предложен Б. Бурдоном в 1895 году. Корректурная проба, предложенная Бурдоном состоит из нескольких тестов различного характера. Здесь вашему вниманию предложен только один вариант. Методика предназначена для оценки объема, концентрации и устойчивости внимания. П рименяя тест для взрослых, необходимо провести предварительную беседу с испытуемым – многие заболевания сердечно-сосудистой, дыхательной систем и т.д., снижают возможность концентрации.

Разработанный Бурдоном бланк представлял собой ряды букв русского алфавита. Испытуемый, просматривая бланк, ряд за рядом, отыскивает буквы «к» и «р» и должен вычёркивать их. Задание нужно выполнять быстро и точно.

Применять методику можно для взрослых и для детей.

Однако, в случае работы с детьми, более подходящей является разновидность методики “Кольца Ландольта”, поскольку, дошкольникам легче работать с рисунком, чем с буквами.

Оборудование:

  • стандартный бланк теста “Корректурная проба”;

На бланке в случайном порядке напечатаны некоторые буквы русского алфавита, в том числе буквы «к» и «р». Всего 2000 знаков, по 50 букв в каждой строчке.

  • секундомер.

Процедура проведения:

Исследование необходимо проводить индивидуально. Начинать нужно, лишь убедившись, в готовности испытуемого начать исследование. Атмосфера исследования должна быть доброжелательной и комфортной, чтобы у испытуемого не создалось впечатления, что его экзаменуют. Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. Когда через некоторое время экспериментатор произнесет: «Черта!» – он должен поставить вертикальную черту в том месте строки, где его застала команда. Последней считается буква, зачеркнутая перед (или с) последними словами “Черта”. Проведение методики занимает 10 минут.

Как правило, за это время, в норме, обычный человек делает 10-15 ошибок.

Инструкция: “Последовательно рассматривая строки, вычеркивайте буквы “к” и “р”. Когда я скажу:”Черта!”, Вы должны провести вертикальную черту в том месте бланка, где в этот момент находитесь.

Обработка и интерпретация результатов теста корректурная проба:

При обработке полученных данных психолог сверяет результаты в корректурных бланках испытуемого с ключом к тесту и заполняет соответствующие графы в протоколе.

Обработка:

Расчет продуктивности внимания: количество просмотренных букв за 10 мин., и точность, вычисленная по формуле: К = m:n x 100 % , где К – точность, n – количество букв, которые необходимо было вычеркнуть, m – количество правильно вычеркнутых во время работы букв.

ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ
Возраст ______________ Пол __________ Дата __________________
Показатели Результаты

Продуктивность Точность Продуктивность Точность
знаки баллы % баллы знаки баллы % баллы
менее 1010 1 менее 70 1 2660-2825 16 84-85 12
1010-1175 3 70-72 2 2825-2990 17 85-87 13
1175-1340 5 72-73 3 2990-3155 18 87-88 14
1340-1505 7 73-74 4 3155-3320 19 88-90 15
1505-1670 9 74-76 5 3320-3485 20 90-91 16
1670-1835 10 76-77 6 3485-3650 21 91-92 17
1835-2000 11 77-79 7 3650-3815 22 92-94 18
2000-2165 12 79-80 8 3815-3980 23 94-95 20
2165-2330 13 80-81 9 3980-4145 24 95-96 22
2330-2495 14 81-83 10 4145-4310 25 96-98 24
2495-2660 15 83-84 11 более 4310 26 более 98 26

Для сопоставления данных по устойчивости внимания с другими свойствами аттенционной функции необходимо вновь осуществить перевод интегрального показателя устойчивости внимания шкальные оценки по следующей таблице.

Таблица перевода показателей свойств внимания в сопоставимые шкальные оценки

Шкальныеоценки Устойчивостьвнимания Переключениевнимания Объемвнимания Шкальныеоценки Устойчивостьвнимания Переключениевнимания Объемвнимания
19 более 50 более 217 менее 115 9 25-27 172-181 216-235
18 8 23-24 158-171 236-265
17 48-49 214-216 116-125 7 20-22 149-157 266-295
16 46-47 211-213 126-135 6 16-19 142-148 296-335
15 44-45 208-210 136-145 5 14-15 132-141 336-375
14 39-43 205-209 146-155 4 12-13 122-131 376-405
13 36-38 201-204 156-165 3 9-11 114-121 406-455
12 34-35 195-200 166-175 2 110-113
11 31-33 189-194 176-185 1
10 28-30 182-188 186-195 0 менее 9 менее 109 более 456

Шкальная оценка (ШО) интерпретируется следующим образом:
ШО Характеристика уровня устойчивости внимания
0-3 Низкая устойчивость внимания
4-7 Ниже среднего устойчивость внимания
8-11 Средняя устойчивость внимания
12-15 Выше среднего устойчивость внимания
16-19 Высокая устойчивость внимания

Коротко обобщим алгоритм:

1. По формуле К = (М/Н) x 100 % оцениваем точность выполненной работы.
В формуле М – количество правильно вычеркнутых за время работы букв;
Н – количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.
2. По таблице показатель К переводим в балльную оценку точности – критерий С.
3. Вычисляем интегральный показатель устойчивости внимания (А) по формуле А=В+С.
По таблице переводим показатель А в шкальную оценку.

Усидчивость и внимательность - важные качества для успешного усвоения знаний. Особое значение они имеют для младших школьников, только начинающих получать образование. Задача учителей и родителей - помочь малышу научиться сосредотачивать внимание, для чего взрослым необходимо знать, насколько сформирована у ребёнка способность к концентрации. Определить это поможет корректурная проба (тест Бурдона).

Суть методики диагностики

Внимательность - основа успешной учёбы в начальных классах

Английский литературный деятель XVIII века Сэмюэл Джонсон говорил: «Запоминать умеет тот, кто умеет быть внимательным».

Удобный способ исследования концентрации внимания был предложен французским психологом Бенжаменом Бурдоном в конце XIX века. Корректурная проба очень удобна для тестирования школьников, так как позволяет проводить диагностику внимания одновременно нескольких учащихся. Испытуемым предлагается за определённое время вычеркнуть заданные элементы на специальных бланках с изображёнными на них буквами, цифрами или фигурами, при этом учитель каждые 60 секунд даёт команду «Черта!», по которой дети проводят вертикальную линию в том месте, где они остановились. Время для работы с бланком - 10 минут. За этот период у педагога появляется возможность проанализировать, как меняется концентрация и насколько быстро ребёнок утомляется.

По итогам теста также можно сделать вывод о:

  • способности школьника долго концентрироваться на выполнении одного задания;
  • устойчивости внимания испытуемого;
  • умении переключаться с одной задачи на другую.

Проведение корректурной пробы среди младших школьников

В процессе проведения теста нужно следить за тем, чтобы дети не отвлекались от работы с бланком

Инструкция:

  1. Учитель (или психолог) раздаёт бланки с рисунками и объясняет правила выполнения теста: взрослый называет предметы, а ребята вычёркивают соответствующие элементы в каждой строке, двигаясь слева направо, по команде «Черта!» испытуемые проводят прямую линию, отделяющую пройденный блок от ещё не рассмотренных.
  2. Дети берут в руки карандаши (ручки лучше не использовать, так как неожиданно закончившиеся чернила собьют малыша с толку и отвлекут от теста) и по сигналу педагога начинают работать.
  3. Через 10 минут ученики откладывают пишущие предметы, а учитель собирает бланки ответов.

Для младших школьников диагностику Бурдона рекомендуется проводить на бланках с изображёнными человечками (ребёнку потребуется вычеркнуть всех девочек (мальчиков), рожицы с тёмными волосами или с грустными лицами) или геометрическими фигурами. Дети могут запутаться в буквах алфавита или цифрах, поэтому результаты окажутся не вполне объективными.

Если стимульный материал состоит из букв, то для усложнения задания можно вычёркивать целые сочетания (например, «ко», «ла» и так далее).

Фотогалерея: Образцы стимульного материала (бланки с буквами, геометрическими фигурами и так далее)

Изначально тест имел только буквенное оформление Для совсем маленьких разработан бланк с простейшими фигурами Листики и домики - самый понятный стимульный материал для младших школьников Дети с удовольствием работают с бланком, на котором изображены девочки

Обработка и интерпретация результатов теста Бурдона

Оценка работы школьников производится по количеству пропущенных элементов за единицу времени и общему числу проанализированных знаков. Также учитель может сделать выводы о качестве и темпе выполнения задания по сумме отработанных строк и количеству допущенных в них ошибок за 60 секунд.

Для оценки концентрации внимания используется следующая формула:

К = 2С/О (К - концентрация, С - просмотренные строки, О - ошибки, к которым относятся пропуски и неверно зачёркнутые элементы).

Чем больше получившаяся цифра, тем выше концентрация. Этот показатель не имеет установленных числовых значений, так как зависит от конкретного стимульного материала. Но в любом случае К не должно быть больше половины показателя С (такой результат означает, что испытуемый обладает очень низкой концентрацией и нуждается в специальной помощи психолога).

При определении устойчивости внимания используется формула:

А = S/t х 10 (S - общее число просмотренных элементов, t - период времени (60 секунд)).

Расшифровка показателей:

Для анализа переключаемости внимания используется такая формула:

С = (So/S) х 100 (Sо - число строк с ошибками, S - общее количество отработанных строчек).

Обратите внимание, что для исследования переключаемости задания даются в немного усложнённом виде: детям нужно зачёркивать заданные элементы в разных строчках - чётных или нечётных.

Существуют специальные программы для компьютера или мобильного устройства, позволяющие провести тест. Разработчики предлагают стимульные таблицы, элементы на которых нужно вычёркивать кликом мышки или движением пальца. После завершения работы приложение подсчитывает баллы, показывает ошибки и рекомендует подходящий уровень для тренировки.

ГАОУ СПО Тольяттинский социально – педагогический колледж

Диагностика изучения внимания

КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА

Выполнила студентка гр. НК – 35

Брускова Дарья

Проверила: Сухенко А. А.

____________________

(оценка)

____________________

(подпись)

Тольятти, 2013г.

Цель: оценить разные параметры внимания: устойчивость, концентрация, также распределение и переключение.

В эксперименте испытуемому предъявляется страница, заполненная какими-нибудь знаками, расположенными случайно. Это могут быть цифры, буквы, геометрические фигуры, рисунки-миниатюры. Задача испытуемого находить определенный знак и как-нибудь его выделить - подчеркнуть, вычеркнуть, отметить. Какой именно знак и что необходимо сделать задается в инструкции.

Существует целый ряд вариантов корректурной пробы: буквенный, цифровой, с кольцами, рисунки и пиктограммы для детей.

Диапазон применения корректурной пробы очень широк – с дошкольного возраста и до пенсионного. Т.е. для использования данного теста практически не существует возрастных ограничений – важно правильно подобрать стимульный материал. Тест может быть полезен в клинической практике, школьной диагностике, в процессе профориентации и профотбора.

Для проведения исследования необходим секундомер, ручка или карандаш и бланк. Если бланк отсутствует, можно использовать любой текст – газету, книгу – проведенный таким способом тест также может быть вполне информативен. Однако, для того, чтобы можно было бы сопоставлять полученные результаты и существующими нормами, целесообразно использовать стандартные бланки.

Бланк.

ФИО _______________________ Возраст _____ Дата __________

Инструкция:

1. «На бланке строчками напечатаны буквы русского алфавита. Вы

должны просматривать эти буквы строчка за строчкой, слева направо и

вычеркивать все буквы «к» и «р». Старайтесь работать как можно быстрее, но самое главное в этом задании - работать без ошибок, внимательно, ни одной буквы «к» и «р» не пропустить и, ни одной лишней не вычеркнуть. Кроме того, когда я скажу «Черта!» - поставьте вертикальную черту у той буквы, у которой Вас застал мой сигнал, и продолжайте работать дальше. Все понятно?

Обработка результатов:

Точность К = (М/Н) x 100 %, где:

М - количество правильно вычеркнутых за время работы букв;

Н - количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.

Время работы 1 мин.

1 строчка – М2, Н4 К= (2/4)*100%

К= 0,5%

2 строчка – М4, Н5 К= (4/5)*100%

К= 0,8%

3 строчка – М5, Н7 К= (5/7)*100%

К= 0,7%

4 строчка – М2, Н2 К= (2/2)*100%

К=1%

5 строчка – М3 Н4 К= (3/4)*100%

К=0,75%

6 строчка – М10 Н10 К= (10/10)*100%

К= 1%

7 строчка – М4 Н4 К=(4/4)*100%

К = 1%

8 строчка – М2 Н2 К= (2*2)*100%

К= 4%

9 строчка – М3 Н3 К= (3/3)*100%

К= 1%

10 строчка – М3 Н3 К= (3/3)*100%

К= 1%

11 строчка – М7 Н7 К= (7/7)*100%

К = 1%

12 строчка – М3 Н3 К= (3/3)*100%

К = 1%

13 строчка – М6 Н6 К= (6/6)*100%

К = 1%

14 строчка – М4 Н4 К = (4/4)*100%

К = 1%

15 строчка – М5 Н5 К=(5/5)*100%

К=1%

16 строчка – М4 Н4 К = (4/4)*100%

К = 1%

17 строчка – М2 Н2 К=(2/2)*100%

К= 1%

Общий процент 19,75% это 3 балла низкая устойчивость внимания

Шкальная оценка интерпретируется следующим образом:

Баллы

Проценты

Характеристика уровня устойчивости внимания

10-20%

Низкая устойчивость внимания

21-35%

Ниже среднего устойчивость внимания

8-11

36-50%

Средняя устойчивость внимания

12-15

51-65%

Выше среднего устойчивость внимания

16-20

65-100%

Высокая устойчивость внимания

Заключение:

По результатам исследования видно, что внимание ребёнка развито не достаточно. Это означает, что продуктивность, устойчивость и концентрация внимания находятся на низком уровне, что видно в анализе. Помимо внимания можно сказать, что также плохо развита техника чтения и орфографическая зоркость. В ходе исследования испытуемая была эмоционально уравновешена, начинала работать по команде взрослого, старалась показать себя с лучшей стороны. Из – за волнения ребёнок совершил ошибки. Она допустила менее 35 ошибок. Ребенок вовремя ставил вертикальную черту по команде взрослого.