Манипуляция закапывание капель в нос ребенку. Алгоритм закапывания капель в глаза взрослым и детям. Iii.сестринский процесс противопоказаний: нет

Алгоритмы манипуляций к дифференцированному зачету

По профессиональному модулю ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессе

МДК02.01 Сестринская помощь при нарушении здоровья.

Раздел 2. Сестринская помощь в педиатрии

Специальность 060501 « Сестринское дело»

Техника закапывания капель в глаза, нос и уши.

Цель: Введение лекарственного вещества в конъюнктивный мешок, на слизистую оболочку носа, наружный слуховой проход.

Показания: Заболевание уха, горла, носа, глаз.

Противопоказания: нет.

Оснащение :

- стерильный пипетки, стерильные шарики, лекарственные препараты

Проточная вода, мыло, полотенце, перчатки, маска

Дезинфицирующие растворы, емкости для дезинфекции

Этапы:

Введение капель в конъюнктивный мешок.

1. Подготовка к манипуляции:

2. Выполнение манипуляции :

2.2 Уложить ребенка на руках у помощника или усадить с запрокинутой головой.

2.3 Набрать лекарственное средство в пипетку (держать пипетку вертикально).

2.4 Взять в левую руку ватный тампон, оттянуть нижнее веко (попросить ребенка посмотреть вверх).

2.5 Ввести правой рукой две капли лекарственного средства.

2.6 Промокнуть остатки капель у внутреннего угла глаза.

2.7 Взять другой тампон и закапать в другой глаз.

3. Окончание манипуляции :

3.1 Обработать пипетки в соответствии с требованиями санэпидрежима.

3.2 Вымыть руки.

Примечание. Детям раннего возраста закапывать капли необходимо с помощником, который фиксирует голову, руки, ноги ребенка.

Введение капель в нос.

1. Подготовка к манипуляции:

1.1 Объяснить родителям или ребенку старшего возраста смысл и ход манипуляции.

1.2 Вымыть руки, надеть перчатки.

1.3 Очистить ребенку раннего возраста носовые ходы от слизи и корочек, старшим детям предложить высморкаться (сначала освобождая правый носовой ход, затем левый и наоборот).

2. Выполнение манипуляции :

2.2 Уложить ребенка на спину или усадить со слегка запрокинутой головой.

2.3 Набрать лекарственное средство в стерильную пипетку.

2.4 Большим пальцем левой руки приподнять кончик носа ребенка и наклонить голову набок (при введении капель в правый носовой ход – вправо, при введении капель в левый носовой ход – влево, чтобы капли попали на слизистую крыла носа).

2.5 Не касаясь пипеткой слизистой носа, закапать по 2-3 капли в каждый носовой ход.

2.6 Оставить голову в наклонном положении сначала в одну, потом в другую сторону, на 1-2 минуты для равномерного распределения капель по слизистой оболочке.

3. Окончание манипуляции :

3.1 Спросить о самочувствии.

3.2 Обработать пипетки в соответствии с требованиями санэпидрежима.

3.3 Вымыть руки.

Введение лекарственного средства в наружный слуховой проход.

1. Подготовка к манипуляции:

1.1 Объяснить родителям или ребенку старшего возраста смысл и ход манипуляции.

1.2 Вымыть руки, надеть перчатки.

2. Выполнение манипуляции :

2.2 Подогреть лекарственный раствор до t 37 0 (поставив флакон в теплую воду).

2.3 Уложить ребенка на бок больным ухом вверх (голову ребенка раннего возраста фиксирует помощник).

2.4 Очистить наружный слуховой проход ватной турундой.

2.5 Оттянуть левой рукой ушную раковину за мочку немного книзу у детей раннего возраста и кзади, у старших детей кзади и кверху (с целью выпрямления наружного прохода).

2.6 Ввести 3-6 капель, держа пипетку на расстоянии от наружного прохода.

2.7 Проследить, чтобы ребенок полежал в таком положении 15-20 минут.

3. Окончание манипуляции :

3.1 Спросить ребенка о самочувствии.

3.1 Обработать пипетки в соответствии с санэпидрежимом.

Январь 26, 2015 admin Нет Комментариев

ТЕХНИКА ЗАКАПЫВАНИЯ КАПЕЛЬ В НОС

Оснащение: лоток для отработанного материала, перчатки

Стерильные:

  • лекарственное вещество
  • лоток,
  • пипетку,
  • марлевые шарики.

Алгоритм действия:

  1. Установить доверительные отношения с пациентом, объяснить цель, ход манипуляции, получить его согласие.
  2. Вымыть и осушить руки, надеть маску, перчатки.
  3. Приготовить всё необходимое.
  4. Прочитать название лекарственного средства
  5. Дать информацию пациенту о лекарственном средстве, и его побочных действиях.
  6. Подогреть капли до 36-37 «С.
  7. При наличии отделяемого из носа очистить носовые ходы ватными жгутиками (турундами).
  8. Усадить пациента со слегка запрокинутой головой или уложить на спину без подушки.
  9. Взять марлевые шарики в правую руку, прижав их к ладони мизинцем.
  10. Взять пипетку в правую руку, набрать лекарственное средство.
  11. Приподнять кончик носа пациента большим пальцем левой руки.
  12. Ввести пипетку в носовой ход на глубину 1-1,5 см, стараясь не касаться его стенок.
  13. Закапать 4-5 капель на слизистую перегородки носа.
  14. Прижать марлевым шариком крыло носа к перегородке.
  15. Наклонить голову пациента в ту сторону, куда введено лекарственное средство.
  16. Закапать через 1-2 мин. в другой носовой ход лекарственное средство в той же последовательности.
  17. Продезинфицировать пипетки.
  18. Снять перчатки, вымыть и осушить руки.

Внимание!

При введении масляных растворов в нос, чтобы капли попали на заднюю стенку глотки, необходимо голову пациента максимально запрокинуть назад и закапать 5-6 капель. Пациент должен почувствовать вкус капель

Внимание! Перед введением капель в нос необходимо провести туалет полости носа, так как содержимое полости носа будет препятствовать всасыванию лекарственного средства

Метки: Манипуляции

sestrinskij-process24.ru

Алгоритм закапывания капель в глаза, нос, ухо маленькому ребенку.

Декабрь 23, 2014 admin Нет Комментариев

ЗАКАПЫВАНИЕ КАПЕЛЬ В ГЛАЗА, НОС, УХО

I. ЦЕЛЬ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА:

введение лекарственного вещества в конъюнктивальный мешок, на слизистую оболочку носа, в наружный слуховой проход.

II. ПОКАЗАНИЯ:

заболевания уха, горла, носа, глаз.

III .СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРОТИВОПОКАЗАНИЙ: нет.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ: не оставлять ребенка без присмотра.

ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: беспокойство, чувство страха, тревоги.

IV. ОСНАЩЕНИЕ:

стерильные атравматические пипетки, стерильные ватные шарики, лекарственные препараты, растительное масло, лотки для оснащения и использованного материала, дез. раствор, маска.

V. Алгоритм выполнения простой медицинской услуги.

Введение капель в конъюнктивальный мешок маленькому ребенку.

Подготовка к процедуре:

  1. Представиться маме (и ребенку старшего возраста), объяснить им цель и ход предстоящей процедуры, получить информированное согласие на ее проведение.
  2. Уложите ребенка на пеленальный столик или усадите с запрокинутой головой.

Выполнение процедуры:

  1. Наберите лекарственное средство в пипетку (держа пипетку вертикально)
  2. Возьмите в левую руку ватный тампон, оттяните нижнее веко (попросите ребенка посмотреть вверх).
  3. Правой рукой, фиксируя лоб ребром ладони, введите две капли лекарственного раствора в конъюнктивальный мешок. Пипетку держать под углом 40 .
  4. Промокните остатки капель ватным шариком от наружного угла глаза к внутреннему углу. Возьмите другой тампон и тем же способом закапайте капли в другой глаз.

Читайте так же про: Дородовой патронаж образец.

Окончание процедуры:

  1. Сбросьте шарики и пипетки в лотки для использованного материала.

ПРИМЕЧАНИЕ: детям раннего возраста закапывать капли необходимо с помощником, который фиксирует голову, руки и ноги ребенка.

Введение капель в нос маленькому ребенку.

Подготовка к процедуре:

  1. Прочтите вслух название препарата.
  2. Обработать руки гигиеническим способом, осушить их, надеть перчатки, маску.
  3. Обработать пеленальный столик дез. раствором, положить на него пеленку.

Выполнение процедуры:

  1. Уложите ребенка на пеленальный столик или усадите со слегка запрокинутой головой.
  2. Очистите ребенку раннего возраста носовые ходы от слизи и корочек с помощью ватных жгутиков с растительным маслом. Старшим детям предложить высморкаться (сначала освобождая правый носовой ход, зажав левый, а затем наоборот).
  3. Наберите лекарство в стерильную пипетку.
  4. Большим пальцем левой руки приподнимите кончик носа ребенка и наклоните голову набок (при введении капель в правый носовой ход - вправо, при введении капель в левый носовой ход - влево, чтобы капли попали на слизистую крыла носа) Не касаясь пипеткой слизистой носа, закапайте 2-3 капли в правый носовой ход. Оставьте голову в наклоненном положении на 1-2 минуты для равномерного распределения капель по слизистой оболочке. Спросите ребенка о самочувствии.
  5. Аналогичным способом введите капли в левый носовой ход.

Окончание процедуры:

  1. Пипетки поместить в лоток для использованного материала. Обработайте пипетки по правилам.
  2. Снять перчатки и маску, обработать руки гигиеническим способом, осушить их.
  3. Сделать запись о манипуляции в медицинской документации.

Введение лекарственного средства в наружный слуховой проход(в ухо) новорожденному ребенку.

Подготовка к процедуре:

  1. Объяснить маме (и ребенку старшего возраста) смысл манипуляции, получить информированное согласие на проведение процедуры.
  2. Прочтите вслух название препарата.
  3. Обработать руки гигиеническим способом, осушить их, надеть перчатки, маску.
  4. Обработать пеленальный столик дез. раствором, положить на него пеленку.

Выполнение процедуры:

  1. Уложите ребенка на пеленальный столик на бок больным ухом вверх (голову ребенка раннего возраста фиксирует помощник).
  2. Подогрейте лекарственный раствор до температуры 37 С (поставив в теплую воду).
  3. Очистите наружный слуховой проход ватным жгутиком.
  4. С целью выпрямления наружного слухового прохода оттяните левой рукой ушную раковину за мочку немного книзу (у детей раннего возраста) и кверху и кзади - у старших.
  5. Введите 3-6 капель, держа пипетку на расстоянии от наружного слухового прохода.
  6. Проследите, чтобы ребенок полежал в этом положении 15-20 минут.
  7. Спросите ребенка о самочувствии.

Окончание процедуры:

  1. Пипетки поместить в лоток для использованного материала. Обработать пипетки.
  2. Снять перчатки и маску, обработать руки гигиеническим способом, осушить их.
  3. Сделать запись о манипуляции в медицинской документации.

Метки: педиатрия

sestrinskij-process24.ru

Алгоритм закапывания капель в глаза взрослым и детям

Лечебный эффект от капель может быть значительно снижен из-за неправильного проведения процедуры. Врачом может быть назначено закапывание капель в глаза, уши, нос. Алгоритм процедур имеет общую основу, но различается в частных моментах. При неправильном закапывании глазного препарата он не контактирует со слизистой и не оказывает ожидаемого эффекта. Особого внимания заслуживает закапывание капель в глаза детям. Алгоритм для детских процедур имеет некоторые нюансы.

Предварительные процедуры

Если выделения из глаза склеивают ресницы и веки, то необходимо провести дополнительную процедуру очищения. Для ее проведения понадобятся перчатки, 2 лотка, несколько стерильных ватных тампонов и раствор антисептика.

Этапы процедуры:

  1. Тщательно очистить руки, натянуть перчатки.
  2. На дно стерильного лотка положить около 10 тампонов, добавить раствор антисептика.
  3. Немного отжать тампон и протереть ресничный край века, направляя движения с наружного уголка к переносице либо сверху вниз, выбросить использованный тампон.
  4. Повторить протирания другими тампонами 5-6 раз.
  5. Осторожно легкими движениями убрать остатки антисептика.
  6. Вынуть руки из перчаток и помыть их.

В детском возрасте чаще возникают нежелательные ответы на лекарственные средства, поэтому стоит внимательно подбирать антисептический раствор.

Подготовительные манипуляции

Алгоритм закапывания капель в глаза включает в себя предварительные действия для подготовки к самой процедуре:

  1. Подготовить пипетку, промыв ее горячей кипяченой водой со всех сторон, в том числе изнутри.
  2. Приготовить несколько стерильных ватных тампонов.
  3. Еще раз просмотреть инструкцию к применению препарата, сроки годности, убедиться, что он нормальной комнатной температуры.
  4. Удостовериться, что место проведения процедуры достаточно освещено, приготовить стул либо место, где можно прилечь.
  5. Если планируется проводить закапывание самому себе, стоит подготовить зеркало.

В ходе процедуры следить, чтобы лекарственное средство не затекало в резиновую часть, для этого удерживать пипетку в вертикальном положении.

Алгоритм самостоятельного проведения процедуры

Алгоритм закапывания капель в глаза самому себе выглядит следующим образом:

  1. Набрать препарат в пипетку.
  2. Занять комфортное положение (сесть, опершись на спинку стула, или прилечь).
  3. Запрокинуть голову и оттянуть нижнее веко пальцами левой руки, чтобы образовался канал.
  4. Направить взгляд кверху, но не терять из виду конец пипетки.
  5. Приблизить пипетку и вывести из нее нужное количество капель препарата в канал нижнего века.
  6. Процедуру можно закончить, если капли попали в предназначенное место, или повторить, если они стекли по лицу.
  7. Повторить все действия на втором глазу (если назначено врачом).

Важно: нельзя подносить пипетку очень близко к глазному яблоку, это может привести к травме или переносу инфекции из другого глаза. Алгоритм закапывания капель в глаза предполагает введение не более 2 капель в один канал, так как большее количество просто вытечет.

Мероприятия после основной процедуры

По окончании процедуры рекомендуется прикрыть глаза и осторожно нажать подушечками пальцев на внутренние углы глаз. Это предупредит вытекание лекарственного средства в носовую полость. Ткани глаз будут в полной мере обеспечены лекарством.

Когда назначены два вида препарата, интервал между процедурами должен равняться 15 минутам и более. Техника закапывания капель в глаза в этом случае не меняется. Контактные линзы можно устанавливать также через четверть часа. Если назначено также закладывание мази за веко, то оно может быть проведено по окончании процедуры с каплями.

Подготовка ребенка к процедуре закапывания капель в глаза

Детям часто назначается закапывание капель в глаза, уши, нос. Алгоритм предварительного очищения глаз у детей такой же, как и у взрослых. Оно требуется при чрезмерных выделениях из глаза, склеивающих веки и ресницы.

С детьми старшего возраста перед процедурой целесообразно провести беседу, сообщив о пользе препарата, а также подробно описав все последующие действия по его введению. В этом случае тревога и страхи ребенка заметно снизятся, выполнить все манипуляции будет проще.

При закапывании глазных капель маленькому ребенку, главное – зафиксировать его положение. Для малышей до года с этой целью можно использовать пеленку, плотно прижав ею ручки к телу. Если необходимо закапывание капель в глаза ребенку от 2 и примерно до 7-8 лет, то стоит пригласить помощника, который сможет придерживать его голову, а также руки и ноги.

Введение капель в глаза ребенку

Перед процедурой введения препарата необходимо провести все подготовительные манипуляции: подготовить место, вымыть руки, достать ватные тампоны, вымыть пипетку, просмотреть инструкцию и сроки годности. Закапывание капель в глаза детям (алгоритм) включает следующие действия.

  1. Уложить или усадить ребенка, в зависимости от его возраста.
  2. Набрать лекарство в пипетку, держать ее в ведущей руке.
  3. Другой рукой взять тампон. Указательным пальцем придерживать верхнее веко, а большим с подложенной ваткой – нижнее.
  4. Развести пальцы, слегка оттягивая нижнее веко.
  5. Ввести 2 капли препарата из пипетки в образовавшийся канал нижнего века.
  6. Осторожно вытереть глаз тампоном движениями от внешнего края к внутреннему.

Алгоритм закапывания капель в глаза у детей и взрослых практически одинаковый, нюансы больше касаются периода подготовки к процедуре. Навык такого способа введения препарата вырабатывается достаточно быстро.

Для эффективности лечения ребенка необходимо соблюдать все предписания врача. Что делать, если специалист назначил капать лекарство в глаза, уши или нос маленькому ребенку? Малыш еще не понимает, что нужно лечиться и посидеть смирно, пока мама проведет процедуру. Однако в этом деле есть приемы и хитрости, которые помогут не только правильно, но и быстро провести закапывание.

Подготовка к процедуре

Подготовка – важный этап в процедуре закапывания. От того, насколько вы к ней готовы, зависит правильность попадания лекарства в больной орган и безболезненность. Иначе в следующий раз ребенок испугается и не даст влить капли в ушки или глаза.

Сложность проведения процедуры у малышей в том, что они активно сопротивляются, жмурятся, не даются и закрываются руками. Детей любого возраста важно психологически подготовить к закапыванию.

Перед процедурой обязательно нужно вымыть руки и:

  • приготовить назначенные капли, знать точную дозировку;
  • если лекарство не имеет дозатора, то понадобится пипетка, в которую нужно сразу набрать точное количество препарата, чтобы потом не отсчитывать капли;
  • достать чистые ватные диски и одноразовые платочки.

Лекарство должно быть комнатной температуры. Если оно хранится в холодильнике, оставьте его постоять в комнате на некоторое время.

Грудничка лучше туго запеленать, чтобы он не смог ручками или ножками случайно вам помешать. Хорошо, если у вас будет помощник, который ласково придержит малыша при необходимости.

Правильное положение тела при закапывании

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Принятие правильной позы при проведении процедуры обеспечит эффективность лечения:

  • для обработки глаз малыша нужно уложить на спину на кровати, подушку убрать; старшие дети получают лекарство сидя, чуть откинув голову назад;
  • для обработки носа каплями или солевым раствором можно тоже лечь на спину без подушки, на бок; дети постарше могут сидеть, запрокинув голову;
  • чтобы ввести ушные капли, малыш укладывается на бок, больным ухом кверху.

Как правильно закапывать капли?

В глаза

При проведении процедуры строго соблюдайте алгоритм действий. Тогда она пройдет правильно и эффективно, без стресса для малыша. Глазные капли обычно назначаются детям при конъюнктивите, синдроме сухого глаза, дакриоцистите. После того как вы подготовили все необходимое, удалите гнойные корочки с глаз ватными дисками, смоченными в растворе Фурацилина или отваре ромашки. Двигайтесь от внешнего края глаза к внутреннему. Для каждого глаза диск должен быть отдельный.

После этого капайте в глазки лекарство в нужной дозировке, для чего оттяните нижнее веко. Повторите то же со вторым глазом. Избыток препарата промокните ваткой или бумажным платочком.


Перед закапыванием глаз малышу их необходимо правильно промыть, следуя инструкции

В нос

Перед закапыванием капель в нос при насморке тщательно очистите носовые ходы ребенка, помогите ему высморкаться. Перед этим закапайте в нос солевой раствор или морскую воду (Аквамарис). Одну ноздрю ребенка закройте и попросите сильно подуть носом. То же повторите со второй ноздрей. Малышам, которые еще не могут сами сморкаться, очистите носик специальным аспиратором. Если в носу остались корочки, из ватки сформируйте тонкую турунду и осторожно вычистите ноздри.

Когда нос очищен, можно закапывать лекарственный препарат. Введите прописанное количество в одну ноздрю, подождите 2 минуты, затем в другую. При этом ребенок должен задержать дыхание, иначе лекарство попадет в желудок.

Носик флакона или пипетки после этого промойте проточной водой или любым антисептическим раствором для наружного применения (например, Фурацилина или Мирамистина).

В уши

Чаще всего капли в уши назначаются при отите, который сопровождается гнойным отделяемым. Слуховой проход перед введением ушных капель тщательно обрабатывается ватной турундочкой, смоченной в антисептическом растворе. Эта процедура удаляет гнойные выделения и излишки серы.

Затем уложите малыша на бок, больным ухом кверху. Ушную раковину потяните осторожно вниз и закапайте, введя пипетку на 5-6 мм внутрь слухового прохода. Ушко ненадолго прикройте чистым ватным тампоном или диском.


Правильное закапывание ушных капель ребенку - залог быстрого выздоровления

Меры предосторожности

При проведении процедуры надо следовать алгоритму действий, иначе польза от нее будет сомнительной. Что нельзя делать при закапывании:

  • назальных капель: вдыхать воздух во время процедуры, использовать средство более 10 дней, использовать вместо пипетки шприц без иглы и вливать лекарство под напором;
  • глазных капель: допускать активных движений ребенка (грудного малыша лучше кому-то держать, иначе высок риск случайного травмирования глазика);
  • ушных капель: промывать ушки перед процедурой под напором - так можно повредить барабанную перепонку, вставать сразу после процедуры (рекомендуется полежать минимум 5 минут на боку).

Как успокоить малыша?

Несмотря на то, что сама процедура занимает несколько минут, у малышей она может затянуться. Чтобы успокоиться, для грудничка достаточно будет пеленания, можно спеленать только ручки. Возьмите его на руки, покачайте, дайте попить водички.

Ребенка постарше в пеленку не завернешь. С ним нужно договориться, попробовать объяснить и рассказать, как проходит процедура. Малыша от года до 3-х нужно постараться отвлечь в игровой форме, включить музыку, успокоить, рассказывать при этом сказки или потешки.

С ребенком старше 3 лет договориться проще, пусть он поможет вам в проведении процедуры, почувствует себя помощником доктора. Попросите его закапать капельки в глазки кукле или мишке, покажите ему сами, как это сделать. Когда страх пройдет, приступайте к процедуре.

Ни в коем случае ребенка не ругайте, не пытайтесь силой заставить сидеть на месте или лежать. Разговаривайте спокойно, без нервных ноток в голосе, даже если он зажмуривается, не дает капнуть лекарство, отводит руку.

Алгоритм закапывания капель в глаза.

1.По возможности установил доверительные отношения с пациентом
2.Объяснил цель и ход процедуры, получил согласие на проведение
3.Обработал руки на гигиеническом уровне.
4.Осмотрел глаза, оценить состояние.
5.Обработал перчатки раствором хлоргексидина
6.Проверил соответствие названия капель назначению врача
7.Набрал нужное количество капель (2-3 капли для каждого глаза).
8.В положении больного сидя или лежа попросил его запроки­нуть голову и посмотреть вверх.
9.Оттянул нижнее веко и, не касаясь ресниц (не подносить пи­петку к глазу ближе чем на 1,5 см), закапал 1-2 капли в конъюнктивальную складку одного, глаза
10.Затем тоже самое другого глаза
12. Промокнул ватным диском вытекающие капли
12.Использованные ватные диски поместил в соответствующие емкости для дезинфекции и утилизацией в отходы класса «Б» – одноразового.
13.Снял перчатки, погрузил в соответствующую емкость для дезинфекции с последующей утилизацией в отходы класса «Б».

Алгоритм закапывания капель в нос.

По возможности установить доверительные отношения с пациентом (родителями).

1. Вымыть и осушить руки, надеть стерильные перчатки.

2. Очистить при наличии слизи носовые ходы с помощью электроотсоса (резинового баллончика): если в носовых ходах имеются корочки, удалить их жгутиками, смоченными в стерильном масле.

Примечание: при вязком секрете для его разжижения используют раствор фурациллина 1:5000 или 2% раствор натрия бикарбоната. Ребенок старшего возраста должен высмаркиваться без напряжения, поочередно из каждой ноздри.

3. Уложить ребенка, слегка запрокинув ему голову.

4. Набрать в пипетку лекарственное средство, приподнять копчик носа ребенка пальцем и закапать в каждый нижний носовой ход столько капель сколько назначено врачом или рекомендовано по инструкции.

5. Проследить, чтобы ребенок оставался в положении лежа несколько 1-2 минуты.

6. Погрузить использованную пипетку, резиновый баллончик в дезраствор.

7. Снять маску, перчатки, вымыть и осушить руки.

8. Сделать запись о введении лекарственного средства и реакции пациента.

Алгоритм закапывания капель в уши.

1. Проинформировал пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.
2. Приготовил необходимое оснащение: - перчатки; - ватные жгутики; - стерильная пипетка; - стерильный лоток; - нестерильный лоток.
3.Уложил или усадил пациента, повернув голо­ву на здоровую сторону.
4. Вымыл руки бытовым способом, осушил, надел перчатки.
5. При наличии отделяемого из уха очистил слуховой ход ватными жгутиками.
6. Набрал капли в пипетку и кап­нул одну каплю на тыльную по­верхность своего лучезапястного сустава (проверка температуры капель).
7. Выпрямил наружный слуховой проход: а) если ребенок до года оттянуть мочку уха вниз; б) если ребенок старше года - оттянуть ушную раковину кзади и вверх.
8.Ввел пипетку в наружный слуховой проход и закапал по наружной стенке назначенное врачом количество капель лекарственного средства.
9. Положил пипетку в лоток для отработанного материала.
10. Нажал несколько раз на козелок уха ребенка (при невыраженном болевом синдроме).
11. Заложил в ухо ватный жгутик на 10-15 минут.
12. Предупредил ребенка/родствен­ников, что в течение 10-15 минут го­лова должна оставаться повернутой на здоровую сторону.
13. Снял перчатки, вымыл и осушил руки.

15. ПОСТАНВКА КЛИЗМЫ .

Показания: Ее назначают для освобождения кишечника от каловых масс и газов при запорах и для подготовки больного к эндоскопическим и рентгенологическим методам обследования органов брюшной полости.

Противопоказания: Воспалительные изменения прямой кишки, геморрой и т.д. Для очистительной клизмы используют воду комнатной температуры, грушевидный баллон с мягким наконечником или кружку Эсмарха, вазелин для смазывания наконечника.

Емкость баллона № 1-30 мл, № 2-50 мл, № 3-75 мл, № 4-100 мл, № 5-150 мл, № 6-180-200 мл. Количество вводимой жидкости зависит от возраста ребенка. До 3-х месяцев жизни вводится 25-30 мл, от 3 месяцев до 2-х лет – 10 мл, на 1 месяц жизни, после 2-х лет количество жидкости рассчитывается по формуле: 240мл + 20 – 30 на год жизни.

Наконечник баллона (кружки Эсмарха) вводят осторожно на глубину 3-5 см детям младшего возраста и на 6-8 см детям старшего возраста.

Последовательность выполнения:

По возможности установить доверительные отношения с пациентом.

1. Надеть клеенчатый фартук.

2. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.

3. Установить доброжелательные отношения с пациентом.

4. Налить в кружку Эсмарха 1,0-1,5 литра воды комнатной температуры -20-22ºС; при атонических запорах – t воды 12ºС (для стимуляции двигательной активности кишечника), при спастических - t воды 40ºС (для снятия спазма мускулатуры кишечника).

5. Подвесить кружку Эсмарха на стойку, смазать стерильный наконечник вазелином.

6. Открыть вентиль на резиновой трубке и заполнить ее водой (выпустить воздух). Закрыть вентиль.

7. Пациента уложить на левый бок с согнутыми в коленях и слегка приведенными к животу ногами на кушетку, покрытую клеенкой, свисающей в таз.

8. 1-м и 2-м пальцами левой руки раздвинуть ягодицы пациента, а правой рукой осторожно ввести наконечник в анальное отверстие на 3-4 см по направлению к пупку, затем на глубину 8-10 см параллельно позвоночнику.

9. Приоткрыть вентиль – вода начнет поступать в кишечник (при наличии газов и появлении у пациента чувства распирания, необходимо опустить кружку ниже кушетки и после отхождения газов снова поднять ее). Ввести в кишечник необходимый объем жидкости.

10. Закрыть вентиль и осторожно извлечь наконечник.

11. Оставить пациента в положении на левом боку на 10-15 мин.

12. Пациент опорожняет кишечник в унитаз или судно.

13. Погрузить использованные предметы в дезинфицирующий раствор.

14. Провести туалет анального отверстия.

15. Снять перчатки, фартук; погрузить их в дезинфицирующий раствор.

16. Вымыть руки.

ПРОМЫВАНИЕ ЖЕЛУДКА.

Проводится с лечебной, диагностической целью, а также для устранения из желудка остатков недоброкачественного продукта и других веществ. Для этой процедуры используют желудочный зонд с двумя отверстиями, воронка, таз.

Для детей старшего возраста используют зонд длинной от 70-100 см и диаметром 10-12 мм, у детей раннего возраста используют тонкий зонд диаметром 3-5 мм. Для определения длины зонда : можно измерить расстояние от переносицы до пупка, а для боле точного определения используют формулу 20+n, где n-возраст ребенка (в годах).

Положение ребенка зависит от возраста, а также от тяжести его состояния. Детей грудного возраста укладывают на бок с повернутым вниз лицом. Зонд вводится на заранее определенную длину в желудок. Подтверждением того, что зонд находится в желудке, является прекращение позывов рвоты. После введения зонда к наружному концу присоединяют воронку, затем воронку поднимают вверх и заполняют 2% раствором бикарбоната натрия (соды), после чего опускают ниже уровня желудка для выведения желудочного содержимого и так повторяют до поступления из желудка чистых промывных вод. Детям раннего возраста промывание можно проводить при помощи 20 граммового шприца.

ПОДГОТОВКА БОЛЬНЫХ ДЛЯ СДАЧИ МОЧИ.

Подготовка больного для сдачи мочи на общий анализ.

2.Накануне исследования пациенту необходимо ограничить употребление продуктов (морковь, свекла), воздержаться от приема лекарственных препаратов (мочегонные, сульфаниламиды).

3. Не менять питьевой режим за сутки до исследования.

4. Накануне и в день взятия мочи необходимо провести туалет наружных половых органов пациента.

5. Дать пациенту (родителю) – если в стационаре, или объяснить - при амбулаторном обследовании, как правильно подготовить емкость для сбора мочи. Для этого необходимо: емкость вымыть мыльным раствором, ополоснуть проточной водой не менее 3 раз для удаления моющего вещества и тщательно высушить.

5. После гигиенической процедуры в чистую емкость собрать мочу в количестве 150-200 мл (в зависимости от возраста ребенка) мочи.

6. Объяснить пациенту, где необходимо оставить емкость с мочой, закрытую крышкой.

Подготовка больного для сдачи мочи по Нечипоренко.

2. Накануне и в день взятия мочи необходимо провести туалет наружных половых органов.

3. Дать пациенту (родителю) – если в стационаре, или объяснить - при амбулаторном обследовании, как правильно подготовить емкость для сбора мочи. Для этого необходимо: емкость вымыть мыльным раствором, ополоснуть проточной водой не менее 3 раз для удаления моющего вещества и тщательно высушить.

4. После гигиенической процедуры в чистую емкость собрать 10-15 мл из «средней порции» струи мочи.

5. Объяснить пациенту, где необходимо оставить емкость с мочой, закрытую крышкой.

Подготовка больного для сдачи мочи на пробу Зимницкого.

1. Объяснить пациенту (родителям) цель и правила проведения исследования.

2. Подготовить 8 емкостей для сбора мочи, пронумеровать их и проставить время сбора мочи.

3. Больной должен в 06.00 ч утра помочиться в унитаз, после этого последовательно собирать мочу (в течение суток) в пронумерованные емкости, согласно указанного на них времени, меняя их каждые 3 часа. Если мочеиспускания в течение 3 часов не было, то емкость остается пустой.

4. Объяснить пациенту, где необходимо оставить все емкости с мочой, закрытые крышками.

ПОДГОТОВКА БОЛЬНЫХ ДЛЯ СДАЧИ МОКРОТЫ

Подготовка больных для сдачи мокроты на общий анализ.

1.Объяснить пациенту (родителям) цель и правила проведения исследования.

2. Обеспечить пациента емкостью для сбора мокроты (чистая, сухая емкость с широким горлом из прозрачного стекла с крышкой).

3. Обучить пациента технике сбора мокроты. Утром натощак почистить зубы и тщательно прополоскать рот кипяченой водой, затем сделать несколько глубоких вдохов или дождаться позыва на кашель, после чего откашлять мокроту (в объеме 3-5 мл) в емкость и закрыть ее крышкой.

Подготовка больных для сдачи мокроты на бактериологическое исследование.

1.Объяснить пациенту (родителям) цель и правила проведения исследования.

2. Обеспечить пациента емкостью для сбора мокроты (стерильная, сухая емкость с широким горлом из прозрачного стекла с крышкой).

3. Обучить пациента технике сбора мокроты. Утром натощак почистить зубы и тщательно прополоскать рот кипяченой водой, затем сделать несколько глубоких вдохов или дождаться позыва на кашель, после чего откашлять мокроту (в объеме 3-5 мл) в емкость, не касаясь краев посуды руками или губами, и закрыть ее крышкой.

4. Объяснить пациенту, где необходимо оставить емкость с мокротой.

ПОДГОТОВКА БОЛЬНЫХ К ЭНДОСКОПИЧЕСКИМ, РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКИМ И УЛЬТРАЗВУКОВЫМ МЕТОДАМ ОБСЛЕДОВАНИЯ.

Подготовка больного к рентгенологическим исследованиям.

Подготовка больного к рентгенологическому исследованию желудка.

1. В течение 2-3 дней перед исследованием - бесшлаковая диета.

2. Ужин накануне - не позднее 21.00 часов.

3. Исследование производится натощак.

4. Вечером и утром за 2 часа до исследования - очистительная клизма (см. выше).

5. Доставить больного с историей болезни в рентгенологический кабинет.

Подготовка больного к рентгенологическому исследованию


Капли - это лекарственные средства, и закапывать их ребенку в глаза, ухо или нос можно только по назначению врача. Вместе с каплями в аптеке следует сразу приобретать и пипетки, если флакон с лекарством не имеет специальной крышечки-капельницы. Для капель в глаза, уши или нос пипетки должны быть отдельными.

Подготовка к процедуре:

Перед использованием пипетку промойте кипятком снаружи и внутри, пропустив через нее несколько раз горячую воду;

Приготовьте несколько кусочков чистой ваты;

При заполнении пипетки лекарством нужно следить, чтобы оно не попадало в резиновую часть пипетки, поэтому нужно держать пипетку строго вертикально;

Закапывать капли маленьким детям удобнее с помощником, который будет удерживать голову, руки и ноги малыша.

Техника закапывания капель в глаза:

1. Маленького ребенка положите на спину. Детям старшего возраста закапывать глаза можно в положении сидя.

2. В левую руку возьмите кусок приготовленной ваты. Указательный палец этой руки поместите на верхнее веко ребенка, а большой с подложенным под него кусочком ваты - на нижнее веко. Разводя пальцы, нижнее веко слегка оттяните вниз.

3. Правой рукой из пипетки введите 1-2 капли набранного лекарства на внутреннюю поверхность нижнего века, ближе к наружному (височному) углу глаза.

4. Снимите пальцы с век.

5. Легкими движениями вытрите глаз ватой по направлению от виска к носу.

Закладывание глазных мазей:

Закладывают мазь в глаза с помощью специальной стеклянной палочки, один конец которой сделан в виде лопаточки. Перед применением палочку обрабатывают кипятком. После остывания палочки, на область лопаточки выдавливают небольшое количество мази из тюбика.

1. Оттяните нижнее веко и очень аккуратно закладывайте мазь за край века у наружного края глаза.

2. Закройте глаз и слегка помассируйте веко для равномерного распределения лекарства.

3. После закладывания мази ребенок должен посидеть или полежать несколько минут с закрытыми глазами.

Техника закапывания капель в ухо:

1. Перед употреблением капли подогрейте, опустив на несколько минут флакон с лекарством в посуду с горячей водой. Проверьте температуру капель, капнув лекарство себе на тыльную поверхность кисти.

2. Ватным тампоном очистите наружный слуховой проход.

3. Уложите ребенка на бок больным ухом вверх.

4. Правой рукой наберите в пипетку капли, а двумя пальцами левой руки захватите верхнюю часть ушной раковины и оттяните ее перпендикулярно голове и немного вниз.

5. Закапайте в наружный слуховой проход ребенка столько капель лекарства, сколько назначил врач.

6. Закройте наружный слуховой проход чистой ватой (но следите, чтобы комочек ваты не проник в глубину слухового прохода).

Техника закапывания капель в нос:

Закапывать капли маленьким детям удобнее вдвоем с помощником. Помощник может держать ребенка на руках в полусидячем положении. Детям старшего возраста капли в нос можно вводить в положении лежа или сидя с запрокинутой головой.

1. Перед введением капель очистите нос ребенка от слизи и корочек: малышам при помощи ватного «фитилька», а дети старшего возраста должны высморкаться, освобождая поочередно правый и левый носовые ходы. Помните, что для каждого носового хода используется отдельный фитилек и одновременно обе ноздри прочищать нельзя. Детям грудного возраста очищать носовые ходы можно с помощью маленькой спринцовки, отсасывая слизь.

2. Наберите лекарство в пипетку.

3. Придерживая руками, чуть приподнимите кончик носа ребенка. Наклоните голову набок: при закапывании правой половины носа - влево, и наоборот.

4. Стараясь не касаться пипеткой слизистой оболочки носа, введите 2-3 капли лекарства.

5. Оставьте голову ребенка в том же положении в течение 30-60 секунд для равномерного распределения лекарства по слизистой оболочке.

6. В такой же последовательности введите капли в другой носовой ход.