День речника: празднование. Профессиональный праздник - день речного флота

Водные просторы государства огромны. Морской и речной флоты успешно конкурируют с крупнейшими морскими государствами. Русские моряки на протяжении многих сотен лет прославляют свою профессию и защищают страну от различного рода посягательств.

История

Создание флота началось с указа Петра I, в котором правитель указал, что «морским судам быть». Это случилось в 1696 году и по праву считается историческим событием. По прошествии 30 лет в Российской Империи была создана постоянная эскадра. Было построено 111 бригантин, 60 парусников, 38 фрегат, более сотни галер, а также множество грузовых лайнеров, бомбардирских кораблей и других мелких морских транспортных средств.

В Советском союзе в 1924 году создается «Совторгфлот» - общество, которое объединило транспортные морские средства, заводы по ремонту суден, обучающие заведения и другие организации, относящиеся ранее к различным структурам.

За годы ВОВ флоты показали отличные результаты в боях, было переправлено более 100 млн. груза. Сотни моряков были удостоены наград и орденов.

В 1960-е годы морские виды транспорта становятся ведущими в международных торговых отношениях. Флот развивался и рос, сооружались береговые базы и специальные суда для перевозки грузов. Флотилия союза была принята в международные организации, где стала союзницей многочисленных государств.

Современный российский флот выполняет ряд задач:

  • социальные;
  • экономические;
  • транспортные морские и речные перевозки.

Традиции

В праздничный день моряки и все, кто имеет отношение к флоту, принимают поздравления от начальства, родных и близких. На торжественных мероприятиях вручаются грамоты, особо отличившиеся работники получают ордена и премии. В городах проводят концерты, морские и речные карнавалы. Праздник отмечается широко и с размахом.

К профессиональному дню моряки готовят парад кораблей, который называют и танцами, и балом фрегат. Для моряков мотобайкеры также готовят незабываемое зрелище. На эти зрелища съезжаются посмотреть множество людей с детьми. К концу дня жители праздничных городов и поселков наслаждаются разноцветными салютами.

Школьники, местные власти и организации к этому дню проводят митинги у памятников, возлагают цветы в дань памяти об ушедших моряках при исполнении профессионального долга.

Морской и речной транспорт - одна из важных и надежных отраслей экономики. многих стран.

Профессиональный праздник работников морского и речного флота, отмечаемый каждый год в первое воскресенье июля. И в 2019 году этот праздник выпадает на 7 июля.

Виновники торжества

Учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 г. № 3018-Х «О праздничных и памятных днях», в редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1988 г. № 9724-XI «О внесении изменений в законодательство СССР о праздничных и памятных днях».

Труженики голубых магистралей всегда были славой России, и сейчас для них определяющими остаются такие понятия, как взаимовыручка и морское трудовое братство. Поэтому без моряков и речников пассажирского, торгового и ледокольного флотов, портовиков, судоремонтников и многих других специалистов, обеспечивающих деятельность морских и речных дорог России, немыслимо прошлое, настоящее и будущее нашей страны.

Приятно, что традиции, складывающиеся на флоте веками, не только живы сейчас, но и развиваются, крепнут, приумножаются. Морской и речной флот и сегодня остаются важной составляющей транспортного комплекса, неотъемлемой частью всей экономики страны, играет весомую роль в реализации транспортной стратегии России.

Создание Российского флота

Дата создания Российского флота - 20 октября 1696 года. В этот день по настоянию Петра I Боярская дума издала "приговор" (указ) "Статьи удобные, которые принадлежат к взятой крепости или фортеции от турок Азова", в котором постановила "морским судам быть". Это было решение исторической важности. В результате его осуществления Россия - крупнейшее континентальное государство - должна была стать также морской державой.

Фактически строительство флота Петром I в Воронеже было начато еще в конце 1695, после возвращения из неудачного первого Азовского похода, согласно "консилии" генералов. 4 ноября по "приговору" Думы и указу Петра I началось строительство регулярного Российского флота "кумпанствами", в которые были сгруппированы дворянство (18 кумпанств) и духовенство (17 кумпапств). В обязанности кумпанств входили строительство, вооружение, содержание и ремонт кораблей. Духовенство должно было построить один корабль от 8 тыс. дворов, а дворянство - от 10 тысяч дворов. Дворяне, имевшие менее 100 дворов, вносили ежегодно по полтине с каждого двора.


11 декабря 1696 был издан указ о постройке 12 кораблей купечеством, посадскими людьми и иностранными купцами. Всего кумпанства должны были построить 52 корабля разных рангов и галеры. На деньги, собранные у населения, корабли строило государство.

Для строительства кораблей были назначены солдаты Преображенского и Семеновского полков, плотники, собранные со всех концов страны, 50 иностранных мастеров. Организация строительства судов возлагалась на Военный приказ-разряд, во главе которого был поставлен воевода Т. Н. Стрешнев. Для изучения кораблестроения и морского дела в 1697 Петр I под видом урядника Преображенского полка Петра Михайлова в составе Великого посольства поехал в Голландию и Англию и отправил туда около 100 молодых людей. В России готовились корабельные мастера и мастеровые. Строительство Азовского флота велось на верфях в Воронеже, Таврове, Ступине, Брянске, Чижовке, Павловске.

В 1697 в Воронеже было учреждено первое адмиралтейство. Осенью 1698 часть судов была спущена на воду, а весной 1699 в Азовское море вышла эскадра из 10 кораблей и нескольких судов. В августе на одном из них, 46-пушечном корабле "Крепость", Петр I отправил в Константинополь для переговоров думного дьяка Е.И. Украинцева и лично сопровождал его с эскадрой (10 кораблей, 2 галеры, 2 судна) до Керчи. Эта демонстрация русского флота способствовала подписанию 3 июля 1700 года мирного договора с Турцией.

К 1700 году для Азовского флота было построено 40 парусных кораблей и ИЗ гребных судов. По указу от 20 апреля 1700 года строительство кораблей было передано государству, а кумпанства должны были вносить денежные средства. Строительство Азовского флота продолжалось до 1711 года. Всего было построено 215 судов, в том числе 44 58-пушечных корабля. После Прутского договора (1711 год), по которому Азов и Таганрог были переданы Турции, Азовский флот прекратил свое существование. Опыт, накопленный при его строительстве, был использован на Балтийском море, что сыграло важную роль в Северной войне. Корабли для Балтийского флота строились на верфях Санкт-Петербурга, Новгорода, Олонца (Лодейное Поле), Углича, Архангельска и Твери (Калинин).

За 30 лет (1696-1725 гг.) был создан регулярный флот России. Всего было построено 111 линейных кораблей, 38 фрегатов, 60 бригантин, 8 шняв, 67 крупных галер, значительное количество скампавей (полугалер), бомбардирских кораблей, брандеров, шмаков, прамов, до 300 транспортных судов и множество мелких судов. По боевым и мореходным качествам русские линейные корабли (лучшими из них были "Лесное" и "Ингерман-ланд"), строительство которых началось с 1708, не уступали иностранным, а галеры успешно действовали в шхерных районах Балтийского моря против шведских кораблей.


Все важные распоряжения, касающиеся кораблестроения и создания флота, исходили от Петра I, главными помощниками которого были Ф.А. Головин, Ф.М. Апраксин и К.И. Крюйс, а по снабжению судов - Франц Тиммерман и казначей С.И. Языков. Из корабельных мастеров (этот чин приравнивался к чину капитана 3 ранга) особенно славились "мастер добрых пропорций" Ф.М. Скляев и Ричард Козенц, а также Василий Шипилов, Ф.С. Салтыков, Г.А. Меншиков и подмастерья Иван Немцов, Мокей Черкасов, Константин Юрьев, Ф.П. Пальчиков, Юрий Колуенов.

К 1718 году большинство командных должностей на флоте занимали русские люди, имевшие необходимые знания, опыт и отличившиеся в боях. В связи с этим в январе 1721 года указом Сената было запрещено принимать иностранцев на службу во флот. К 1725 году численность личного состава флота достигла 7215 человек. Офицерский состав и кораблестроители готовились в специально созданных школах (Навигацкой, адмиралтейских) и Морской академий. Главным центром кораблестроения и подготовки кадров Российского флота стал Санкт-Петербург.

В 1696-1725 гг. были созданы Азовский и Балтийский флоты, Каспийская флотилия. Флот России в эти годы одержал первые крупные победы в морских сражениях при о. Котлин, п-ове Гангут, о-вах Эзель и Гренгам, завоевал господство на Балтийском и Каспийском морях.


После кончины Петра I, в 1725 году, постройка военных кораблей в стране почти прекратилась - были лишь достроены те суда, которые уже находились на стапелях. В море было приказано не выходить во избежание убытков. Флот бездействовал, корабли ветшали. Екатерина II писала в 1763 году: У нас в излишестве кораблей и людей, но нет ни флота, ни моряков.

Главком военно-морских сил России адмирал Владимир Масорин сообщил о планах реформы отечественного ВМФ, итогом которой должно стать создание боеспособного океанского флота, располагающего второй в мире по численности группировкой палубной авиации.

Первый рывок создания флота начался в 80-х годах XIX века, когда российское руководство приняло решение о создании флота на Тихом океане - для защиты восточных рубежей России и поддержки ее влияния в регионе. Недостаточная концентрация усилий, несбалансированность программ в сочетании с общей технической отсталостью страны и некомпетентным руководством привели к поражению российского флота в войне 1904-1905 годов с Японией, главные силы флота которой были оснащены новейшими кораблями, построенными на британских верфях.


После русско-японской войны Россия довольно долго не могла приступить к восстановлению своего флота. Война и революция 1905-1907 гг. ввергли страну в глубокий финансово-экономический кризис. Правительство не могло выделить средств, достаточных для реализации разработанных Морским генеральным штабом послевоенных кораблестроительных программ. Флот незначительно пополнялся лишь за счет кораблей, заложенных еще во время русско-японской войны, и нескольких крейсеров, заказанных за границей и на отечественных верфях. Морское министерство предпринимало огромные усилия, чтобы отремонтировать и перевооружить уцелевшие корабли на более чем скромные ежегодные средства, отпускаемые министерству.

11 февраля 1918 г. В.И. Ленин подписал декрет о создании Рабоче-Крестьянского Красного Флота (РККФ). В наследство от Российского императорского флота, на базе которого он и был сформирован, ему досталось огромное количество боевых кораблей всех классов и вспомогательных судов: на Балтике v 4 линкора-дредноута, 9 крейсеров, 62 эскадренных миноносца и миноносца, 26 подводных лодок, 5 канонерских лодок, 23 минных и сетевых заградителя, 110 сторожевых кораблей и катеров, 89 тральщиков, а также свыше 100 различных вспомогательных судов, 70 транспортов и 16 ледоколов (всего около 600 боевых кораблей и судов); на Черном море 7 линейных кораблей, 2 крейсера, 20 эскадренных миноносцев и 4 миноносца, 11 подводных лодок (всего около 400 кораблей и вспомогательных судов).


Немало кораблей находилось в составе Флотилии Северного Ледовитого океана, Каспийской, Амурской и Сибирской флотилий.

00:01 — REGNUM Сегодня, 1 июля, в России отмечают День работника морского и речного флота. Президиум Верховного Совета СССР постановил в 1980 году отмечать профессиональный праздник в первое воскресенье июля.

Основы управления морским транспортом как единой отраслью народного хозяйства страны были заложены в июле 1924 года, когда было образовано Акционерное общество «Совторгфлот». В его ведение перешли не только транспортные суда, принадлежащие различным ведомствам и акционерным обществам, но и порты, судоремонтные заводы, учебные заведения и сеть обслуживающих предприятий. К 1925 году под флагом «Совторгфлота» ходили 128 пароходов. Централизация позволила увеличить грузоперевозки в полтора раза. Постепенно флот стал пополняться новыми кораблями и к апрелю 1941 года имел уже 870 судов.

В годы Великой Отечественной войны транспортные суда совершали тысячи рейсов и выполняли боевые задачи в составе судов военно-морских баз. За это время советский транспортный флот перевез около 100 млн тонн необходимых стране и фронту грузов. Однако в период войны отрасль потеряла 380 судов, было разрушено было ста портов и портпунктов, а также судоремонтных предприятий.

Тем не менее в 1965 году морской транспортный флот СССР составил уже 1187 судов и вышел на шестое место в мире. В 1970—1980‑е годы в состав транспортного флота вошли сотни специализированных судов, были построены специализированные береговые комплексы. Большое развитие получили новые методы организации труда и управления отраслью с помощью автоматизированных систем. Советский флот стал равноправным партнером многих судовладельческих компаний мира и стал членом ряда международных организаций.

В 1990-х годах после распада Советского Союза отрасль оказалась в кризисе. Чтобы обеспечить потребности России в перевозке грузов и перевалке их в портах, правительство приняло в 1993 году Программу возрождения торгового флота России.

Внутренний водный транспорт сейчас представляет сложный производственно-технологический комплекс, в состав которого входит речной флот, инфраструктура внутренних водных путей, судоходные гидротехнические сооружения, речные порты, промышленные предприятия, судостроительные заводы и туристические компании. По протяженности внутренние водные пути практически в два раза превышают федеральные автомобильные дороги — 101,7 тыс. километров. При этом порядка 80% водных путей являются безальтернативными для возможности доставки грузов и пассажиров.

День работников морского и речного флота отмечают не только в России, но и на Украине. В Белоруссии — День работников водного транспорта.

ВЫБЕРИТЕ ИМЯ ИМЕНИННИКА




Поздравления с днем морского и речного флота в стихах



"Когда день работников морского и речного флота - первое воскресенье июля"

Любимый, флот наш русский
Прославишь ты когда-то,
Те, кто не мыслят узко –
прекрасные ребята,

А ты – один из лучших,
Добейся же всего!
Отважным стань, могучим
Для дела своего!



"День работников морского и речного флота"

Желаю другу – моряку
Сполна удачи и здоровья,
Чтоб прибыло в твоем полку,
Чтоб жил с огромною любовью,

Чтоб преданной была жена,
И чтоб детишек нарожала,
Пускай гордится вся страна!
Таких, как ты – их очень мало!



"Поздравления с днем морского и речного флота"

Ты у нас такой один,
Дорогой, любимый сын.
В праздник моряков желаем,
Чтобы ты, не унывая,

К целям двигаться стремился,
Лучшего всего добился.
Пусть всегда тебе везет,
Дружбы рядышком идет!



Стихи к празднику «День работников морского и речного флота»

Работников речной волны и моря
Мы поздравляем с праздником сердечно.
И жить спокойно без штормов и горя
Лет сто еще, а может быть и вечно...

Пускай сбываются мечты и пожеланья,
Пусть будут верно всех вас ждать на берегу.
Из жизни вашей пусть исчезнут, как преданья,
«Не знаю», «Не хочу» и «Не могу»!



"День речника - поздравления, стихи, смс"

Прошлого прочитана страница,
Вырвать не позволила судьба,
Белой чайкой все рисует лица
Тех, кого сплотила синева.

С Днем Морского Флота поздравляю,
Самый дорогой мой человек!
Меньше бурь по жизни я желаю
И, конечно, счастья – целый век!



"Стихи с днем морского и речного флота"

Тем, кто плывет по морю,
А может, по реке,
На корабле огромном,
На малом катерке,

Неважно – тих ли, бурен,
Глубок ли водоем –
Наперекор всем бурям
Мы поздравленье шлем!

День флота – праздник важный,
И пусть удача ждет
Морской, речной, отважный
Российский славный флот!


"Стихи на день речника"

Раскинулось море широко,
И волны бушуют во мгле.
Уплыл мой любимый далеко,
Оставив меня на земле.

То слева, то справа по борту
Шанхай, Сингапур, Амстердам.
Моряк он торгового флота,
И должен ходить по морям.

Он ходит от порта до порта,
В то время как я на земле...
Бродячая эта работа
Не слишком-то нравится мне.

Не вижу его месяцами,
Одна у окошка сижу.
С утра, умываясь слезами,
Я в это окошко гляжу.

Смотрю я, как сумрачный дворник
С трудом волочит помело,
И завистью самою черной
Завидую милой его.

Наверное, каждый из нас хоть раз в жизни мечтал отправиться на белоснежном корабле в увлекательный круиз. Неспроста профессия моряка окружена такой романтической атмосферой, и любой мальчик в детские годы мечтает вырасти и стать капитаном.

День работников речного и морского флота - это профессиональная дата, которая отмечается ежегодно в первое воскресенье июля по решению Верховного Совета 1980 года. Морские и речные суда - одна из базовых экономических отраслей, и в этом огромная заслуга многих людей, которые посвятили свою судьбу сложной работе, связав свою жизнь с данной областью.

История флота России началась в 1696 году. 30 октября по решению Петра Первого Боярский совет разработал Указ о постановлении морских судов. Принятие этого решения стало по-настоящему историческим, поскольку вследствие его действия Российской Империи была уготована судьба крупнейшего морского государства. На протяжении последующих нескольких десятков лет был создан постоянный российский флот, изготовлено более ста линейных лайнеров, около сорока фрегатов, порядка шестидесяти бригантин, огромное число скампавей и небольших судов.

С того времени не только увеличивалось число отечественных кораблей, но и география рейсов, которые были ими освоены. В советском государстве азы управления морским транспортом как единой сферой народного хозяйства были заложены летом 1924 года с открытием АО «Совторгфлот». Это общество объединило суда, находящиеся в собственности разнообразных ведомств и организаций, портов, судоремонтных предприятий, образовательных заведений и сеть обслуживающих компаний, в частности строительных.

Во время второй мировой войны все представительства этой отрасли были направлены на отпор неприятеля - за военные годы по водным маршрутам было перевезено свыше 100 миллионов тонн различных грузов. Порядка 14 тысячам моряков присудили боевые медали. В 1960-е годы водные транспортные средства стали основным средством перевозок во внешнеторговых транспортировках. Грузовые и пассажирские рейсы смогли связать Советский Союз со 130 государствами. В дальнейшие годы были созданы сотни специальных судов, по способствующих существенному усовершенствованию процесса перемещения грузов.

Российский флот являлся партнером большинства судовладельческих мировых организаций и членом многих международных компаний. Несмотря на то, что в 90-е годы прошлого века, в результате развала Советского Союза, эта сфера пережила трудные времена, ряд мероприятий, которые были предприняты властью в дальнейшие годы, помогли справиться с кризисом. В настоящее время система морского транспорта РФ играет огромную роль, регулируя важные вопросы экономического и социального характера, обеспечивая нужды страны в водных транспортировках, пополняя бюджет государства благодаря экспорту транспортных услуг.

К счастью, обычаи, формирующиеся на флоте годами, сегодня не просто живы, но и развиваются. Морские суда и сейчас являются важной частью транспортной сети, обязательной составляющей всей экономики государства, выполняют значимую роль в проведении транспортной политики страны.