Конспект урока на тему "Фразеологизмы" (6 класс). Конспект урока на тему фразеология Мотивация к учебной деятельности

  • Определять тему и цель урока;

Личностные результаты:

Материал к заданию:

Демонстрационный:

  1. Алгоритм

Объяснить значение

Подобрать синоним

Сделать вывод

  1. Раздаточный материал:
  1. Рабочая карта обучающегося;
  2. Образец проверки;
  1. Эталон проверки;
  2. Дополнительные задания.

Ход урока.

-

-

-

ледяная глыба золотая пшеница

ледяной взгляд золотое кольцо

Задание:

Учитель

Учитель: Следующее задание - на пробное действие. Зачем нужно пробное действие? (Чтобы понять, что не знаем, поставить цель).

На доске:

У соседа денег куры не клюют.

Куры клевали зерно на дворе.

Задание:

- какое задание вы должны были выполнить?

Найти устойчивое сочетание

Определить значение

Сделать вывод

Потерять голову

отвечать головой

Голова идет кругом

Голова болит

Даю голову на отсечение

Идти в ногу

Путаться под ногами

Потерять почву

под ногами

Грязные ноги

Хоть глаз выколи

С глазу на глаз

Мозолить глаза

Голубые глаза

Были ли трудности? (Да)

Найти устойчивое словосочетание

Объяснить значение

Подобрать синоним

Задание:

Как проверить усвоение темы? (Нужно поработать самостоятельно).

Вариант 2

Зачеркнуть лишнее

Как корове седло

Надулся как индюк

Псу под хвост

Руки чешутся

Сердце кровью обливается

Хоть шаром покати

Зуб на зуб не попадает

Вариант 1

Свинья грязь найдет

Подложить свинью

Волчий аппетит

Заячья душа

Ехать зайцем

Куриная память

Вариант 3

«Угадай профессию»

Сложить оружие

Закидывать удочку

Попасть в ловушку

Сгущать краски

Через час по чайной ложке

На всех парусах

В. Суслов


Но очень по - разному служит оно
Примеры тут можно найти без труда
Возьмем хоть короткое слово “вода”.
Вот был я мальчишкой, да детство прошло
С тех пор уж “не мало воды утекло”.
О смелом мы вправе сказать на перед,
Такой “сквозь огонь и сквозь воду пройдет”.
А гуси и утки сухие всегда
Заметили люди: “Как с гуся вода”
Случалось с тобою, ты правил не знал
Молчал при опросе? “Воды в рот набрал”.
Лентяй отдыхает, а время идет
Под камень лежачей вода не течет.
Сказать болтуну мы порою не прочь:
Довольно мол, воду - то в ступе толочь.
Не прочь и другому сказать невзначай:
“Довольно лить воду ты дело давай”.
Работать впустую. Что скажут потом?
Не дело, мол, “воду носить решетом”
Стихи я пишу не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: “В стихах - то вода”.

Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
Водой……….. (не разольешь).

Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь………..(медвежью услугу).

Достигли ее? (Да).

Работал в поте лица - 3 обучающихся

Знаю как дважды два - 6 обучающихся

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Фразеологизмы" »

Русский язык-6 класс.

Тема: «Фразеологизмы».

Тип урока : открытие нового знания.

Основные цели :

    Сформировать представление о способе выбора фразеологизмов как устойчивых сочетаний;

    Закрепить знание этапов учебной деятельности и их содержания, тренировать умение самостоятельного осуществления учебной деятельности;

    Тренировать мыслительные операции: анализ, развивать речь, умение действовать по алгоритму, творческие способности.

Ожидаемые результаты:

Предметные результаты:

    Умение толковать значение фразеологизмов, заменять их синонимами и антонимами;

    Употреблять в речи с учетом сферы и ситуации общения, использовать иллюстрации, определяя, какие фразеологизмы зашифрованы в них.

Метапредметные результаты:

    Адекватное понимание информации сообщения;

    Определять тему и цель урока;

    Формирование навыков отбора, систематизации материала на данную тему;

    Умение оценивать достигнутых результатов.

Личностные результаты:

    Осознание обучающимися эстетической ценности русского языка.

Материал к заданию:

Демонстрационный:

    Алгоритм

Найти устойчивое словосочетание

Объяснить значение

Подобрать синоним

Сделать вывод

    Раздаточный материал:

    Рабочая карта обучающегося;

    Образец проверки;

    Эталон проверки;

    Дополнительные задания.

Ход урока.

    Мотивация к учебной деятельности:

- «Русский язык неисчерпаемо богат» - говорил М. Горький. И на каждом уроке, узнавая новое, мы соглашаемся с писателем.

Над такой темой мы работаем в течение последних уроков? (Над темой «Прямое и переносное значение слов»)

Как вы усвоили тему? (Хорошо)

Сегодня вы познакомитесь с новым знанием.

Каким образом?(Повторим знакомый материал, выполним пробное действие. Узнаем, что нам непонятно. Сами построим новый способ).

    Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии:

- Какой раздел науки о языке вы изучаете? (Лексику)

- Что изучает лексика? (Словарный запас языка)

- Все слова имеют прямое значение? (Нет)

Какой следующий шаг вы должны сделать? (Повторить то, что знаем).

Для чего необходимо повторение? (Мы должны вспомнить то, что нам нужно для урока, чтобы сделать следующий шаг).

Работа с материалом на доске:

ледяная глыба золотая пшеница

ледяной взгляд золотое кольцо

хрустальная ваза железные гвозди

Задание: определить значение имен прилагательных.

Учитель : В чем вы сейчас упражнялись? (В умении находить слова в переносном значении, в объяснении условия своего выбора).

Учитель: Следующее задание – на пробное действие. Зачем нужно пробное действие? (Чтобы понять, что не знаем, поставить цель).

На доске:

Черная кошка пробежала между бывшими друзьями.

Черная кошка сидит на крыльце.

У соседа денег куры не клюют.

Куры клевали зерно на дворе.

Задание: попробовать найти выражения не в прямом значении.

Кто не выполнил задания? В чем ваше затруднение? (Мы не смогли определить слова не в прямом значении).

Кто выполнил? Объясните ваш выбор предложений (Не знаем).

    Выявление места и причины затруднения.

- какое заданиевы должны были выполнить?

Почему вы не смогли - ведь в похожих заданиях справлялись? (Здесь одинаковые слова)

В чем причина затруднения? (Мы не умеем находить слова в переносном значении в похожих предложениях).

4. Построение проекта выхода из затруднения :

Какова цель нашей работы на уроке? (Найти условия нахождения словосочетаний в переносном значении).

Сформулируйте тему урока (Словосочетание в переносном значении).

Тема в исправленном виде записывается обучающимися:

Что из этапа повторения поможет в достижении цели? (Находить слова в переносном значении, уметь объяснить).

Предлагаю вам, ребята, поработать в группах. Давайте составим план действий. Каков будет первый шаг? Второй? Третий?

На доске учитель выстраивает алгоритм.

Найти устойчивое сочетание

Определить значение

Сделать вывод

    Реализация построенного проекта:

Разделитесь на 3 группы и выполните следующее:

Найти в данных парах сочетания в переносном смысле

Потерять голову

отвечать головой

Голова идет кругом

Голова болит

Даю голову на отсечение

Хоть глаз выколи

С глазу на глаз

Мозолить глаза

Голубые глаза

Идти в ногу

Путаться под ногами

Потерять почву

под ногами

Грязные ноги

На работу отводится 3 минуты. Результаты на доске.

Все справились с заданием? (Да)

Были ли трудности? (Да)

Таким образом можете ли вы определить, как вы находите фразеологизмы? (Да. Можно подобрать к ним синонимы).

Сформулируйте, каким образом мы находим фразеологизмы.

Дети проговаривают алгоритм, учитель записывает на доске:

Сделать вывод о выборе словосочетаний

Найти устойчивое словосочетание

Объяснить значение

Подобрать синоним

Если можно заменить слово, то не фразеологизм

Если нельзя заменить слово, то фразеологизм

    Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Каков следующий этап вашей работы? (Нужно применить новое правило и будем пытаться формулировать условия определения фразеологизмов как устойчивых сочетаний).

Задание:

Объяснить фразеологизмы, лишнее зачеркнуть:

Родился в рубашке, вышел сухим из воды, яблоку негде упасть, медведь на ухо наступил, зарубить на носу, яблоко под деревом.

Упражнение выполняется в тетрадях, ученики проговаривают в парах условия нахождения фразеологизмов.

    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

–Как проверить усвоение темы? (Нужно поработать самостоятельно).

Обучающиеся выполняют задания, проверяют по образцу и оценивают, используя критерии оценки.

Вариант 2

Зачеркнуть лишнее

Как корове седло

Надулся как индюк

Псу под хвост

Руки чешутся

Сердце кровью обливается

Хоть шаром покати

Зуб на зуб не попадает

Вариант 1

Подобрать синонимы к фразеологизмам:

Свинья грязь найдет

Подложить свинью

Волчий аппетит

Заячья душа

Ехать зайцем

Куриная память

Вариант 3

«Угадай профессию»

Сложить оружие

Закидывать удочку

Попасть в ловушку

Сгущать краски

Через час по чайной ложке

На всех парусах

    Включение в систему знаний и повторение.

Ребята, где можно применять новые знания? (Будем использовать в устной речи, знать, что обозначают фразеологизмы, откуда они появились).

Теперь предлагаю выполнить более сложное задание:

Дополнительное задание: выпишете фразеологизмы, объясните значение:

В. Суслов

Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по – разному служит оно
Примеры тут можно найти без труда
Возьмем хоть короткое слово “вода”.
Вот был я мальчишкой, да детство прошло
С тех пор уж “не мало воды утекло ”.
О смелом мы вправе сказать на перед,
Такой “сквозь огонь и сквозь воду пройдет ”.
А гуси и утки сухие всегда
Заметили люди: “Как с гуся вода
Случалось с тобою, ты правил не знал
Молчал при опросе? “Воды в рот набрал ”.
Лентяй отдыхает, а время идет
Под камень лежачей вода не течет.
Сказать болтуну мы порою не прочь:
Довольно мол, воду – то в ступе толочь .
Не прочь и другому сказать невзначай:
“Довольно лить воду ты дело давай”.
Работать впустую. Что скажут потом?
Не дело, мол, “воду носить решетом
Стихи я пишу не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: “В стихах – то вода”.

Устная работа. Подберите нужные фразеологизмы.

Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
Водой……….. (не разольешь).

Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь………..(медвежью услугу).

    Рефлексия учебной деятельности:

Ребята, заканчивается урок. Что надо сделать? (Подвести итог).

Какова была цель урока? (как найти словосочетание в переносном значении).

Достигли ее? (Да).

В чем вы испытали затруднения? (Мы не могли сразу найти фразеологизмы).

Что помогло вам в работе? (Групповая работа, работа в парах, алгоритм).

Работал засучив рукава-5 обучающихся

Работал в поте лица – 3 обучающихся

Поломал голову- 1 обучающийся

Знаю как дважды два – 6 обучающихся

Подумайте, какую работу можно выполнить дома (выполнить упражнение из учебника, выписать фразеологизмы из басен И. А. Крылова, подготовить иллюстрации к фразеологизмам, которые запомнились).

Учитель предлагает выбрать одно из предложенных заданий.

Тема урока «Фразеологизмы»

Цели урока:

совершенствовать умения обучающихся выделять фразеологизмы в тексте, подбирать синонимичные и антонимичные фразеологизмы, уместно употреблять их в речи;

развитие образного и логического мышления и речи, чувства языка, языковой памяти, речевого слуха;

воспитание любви к родному языку, привитие интереса к его познанию;

воспитание эстетического отношения к слову, чувства ответственности по отношению к слову.

Техническое оборудование: мультимедийная система.

Применяемые технологии: игровая технология, технология интерактивная обучение.

Ход урока

1. Организационный момент

Сообщение темы и постановка целей урока. Слайд № 1

Учитель: Начну я урок с высказывания видного ученого – русиста В.В.Виноградова, который занимался исследованием лексики и фразеологии русского языка: «Фразеология исследует наиболее живой, подвижный и разнообразный отряд языковых явлений».

Ребята, сформулируйте цель нашего сегодняшнего урока.

Ученики: Обобщить и систематизировать знания по теме «Фразеология» Уметь находить и определять фразеологизмы в тексте, употреблять их в своей речи.

Учитель: Правильно. А также мы с вами будем продолжать готовиться к ЕГЭ.

Лингвистическая разминка (ДОСКА). Расставьте ударение в словах. Подберите правильное определение слов (1-архаизм, 2-градация, 3-гипербола, 4-литота) Записать в тетрадь № определения. Слайд № 2

Архаизм, монолОг, досУг, житиЕ, гипЕрбола, чЕрпать, градАция, красИвее, литота.

1. (Устаревшее и вышедшее из употребления слово. В художественной речи является одним из стилистических средств, изучаемых в особом отделе стилистики. АРХАИЗМ

2. Стилистическая фигура или художественный приём, основанные на преувеличении: явлению приписывается какой-либо признак в такой мере, в какой оно им реально не обладает. ГИПЕРБОЛА

3. Расположение ряда выражений, относящихся к одному предмету, в последовательном порядке повышающейся или понижающейся смысловой или эмоциональной значимости членов ряда. ГРАДАЦИЯ

4. Образное выражение, стилистическая фигура, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы значения изображаемого предмета или явления. противоположна гиперболе, поэтому по-другому её называют обратной гиперболой. ЛИТОТА)

ОТВЕТ. 1-1, 2-3, 3-2, 4-4

2. Вступительное слово учителя. В начале урока я привела вам в пример слова ученого-русиста о фразеологии. Но, тем не менее, мне хотелось бы эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку взять следующие строки:

Слайд № 3

Итак, не будем бить баклуши.

Вы засучите рукава.

Задания приготовьтесь слушать,

Чтоб не кружилась голова.

Как вы считаете, почему именно это изречение я взяла в качестве эпиграфа? Что вы видите в нашем эпиграфе? (фразеологизмы).

Актуализация опорных знаний.

Сегодня мы будем повторять, наверное, самый богатый на примеры пласт языка – фразеологию. Давайте вспомним, что такое фразеологизмы? (Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, цельные по своему значению).

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Поэтому фразеологизмы можно заменить одним словом. Фразеологизмы – яркие и выразительные средства языка. Ф. выполняют роль одного члена предложения)

Были в мастерской две дужки и стержень, которые использовали и вместе, и по отдельности. Но однажды рабочий взял их, включил аппарат и сварил в одну необходимую деталь в виде буквы Ф. Подобное мы видим и в жизни слов. Живут-поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой-то момент, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в неделимое словосочетание. Слайд № 4

Например, существуют слова: вода, не, разлить и фразеологизм водой не разольешь; как, провалить, земля, сквозь = как сквозь землю провалиться. Так из слов, вернее из сочетаний слов, рождается большинство фразеологизмов. ДОСКА

(водой не разольешь – очень дружны, как сквозь землю провалиться – неожиданно пропасть)

Слова теряют вдруг свои прежние значения, становясь фразеологизмом.

Золотые руки – здесь нет ничего сделанного из золота

Висеть на волоске – никто не висит, да и волоска не видно.

Еще М.В.Ломоносов обратил внимание на функционирование в речи фразеологизмов, он называл их «фразесами», «идиотизмами», «российскими пословиями». Ломоносов предложил включить их в словарь. Ученые-лингвисты поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус, так родился новый раздел языка – фразеология.

Что же такое фразеология? (Фразеология – это раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.)

Для того чтобы вы смогли украсить свою речь фразеологическими оборотами, необходимо не только знать лексическое значение фразеологизмов, но и его происхождение.

Кто из вас может сказать, откуда же пришли в нашу речь фразеологизмы?

Давайте рассмотрим классификацию фразеологизмов по их первоначальному употреблению Слайды 5,6,7,8, 9, 10, 11-библейский

Работа с таблицей (обучающиеся поясняют некоторые фразеологизмы) СЛАЙДЫ

п/п

Группы фразеологизмов

Примеры

Фразеологизмы, происхождение которых связано с историей нашей страны, с обычаями и обрядами наших предков.

На стенку лезть, на (во) всю Ивановскую, коломенская верста, потемкинские деревни, в долгий ящик отложить, Мамаево нашествие; хлеб-соль, бить челом, чин чином.

Фразеологизмы, возникшие в той или иной профессиональной среде или пришедшие в литературный язык из жаргона.

Лить колокола, бить баклуши, попасть впросак, тянуть канитель, разделать под орех, сбоку припека, мерить на свой аршин, во все тяжкие, пули лить, сходить со сцены, играть первую скрипку, ставить не на ту лошадь, брать на пушку, втирать очки, ставить на карту, путать все карты.

Выражения, сошедшие со страниц публицистических и художественных произведений русской и зарубежной литературы и ставшие крылатыми.

Лучше меньше да лучше, всерьез и надолго, головокружение от успехов, властитель дум, лицом к лицу, мы пахали, медвежья услуга, взгляд и нечто, блоху подковать, рыцарь на час, герой не моего романа, ворона в павлиньих перьях, свинья в ермолке, премудрый пескарь, пошла писать губерния. Волга впадает в Каспийское море, демьянова уха, быть или не быть, а король-то голый, последний из могикан, сражаться с ветряными мельницами, рыцарь печального образа.

Фразеологические обороты, пришедшие к нам из старославянского языка.

Соль земли, хлеб насущный, блудный сын, зарывать талант в землю, Фома неверующий, вложить персты в язвы.

Фразеологизмы библейского происхождения.

Святая святых, божиею милостию, нет пророка в своем отечестве, золотой телец. Манна небесная, валаамова ослица, посыпать пеплом голову, глас вопиющего в пустыне, краеугольный камень.

Фразеологические обороты античного происхождения (из мифологии, литературы, истории).

Прометеев огонь, муки Тантала, яблоко раздора, ахиллесова пята, ариаднина нить, между Сциллой и Харибдой, дамоклов меч, авгиевы конюшни, разрубить гордиев узел, аттическая соль, эзоповский язык, золотая середина, со щитом или на щите, и ты, Брут, перейти Рубикон.

Фразеологические единицы, восходящие к другим языкам.

Альма матэр, альтер эго, альфа и омега, не в своей тарелке, таскать каштаны из огня, ставить точки над и, синий чулок, разбить наголову, буря в стакане воды, после нас хоть потоп, потерпеть фиаско, воздушные замки, время – деньги, секрет полишинеля, пиррова победа, варфоломеевская ночь.

Фразеологизмы, являющиеся по происхождению устойчивыми сочетаниями – терминами науки.

Привести к общему знаменателю, на точке замерзания, белое пятно, звезда первой величины, цепная реакция, катиться по наклонной плоскости, удельный вес.

Сообщение учащегося об происхождении некоторых фразеологизмов.

Нить Ариадны

Это выражение пришло из мифа об афинском герое Тезее. Ариадна, дочь критского царя Миноса, помогла Тезею, прибывшему из Афин, сразиться с ужасным Минотавром. С помощью клубка ниток, который дала Тезею Ариадна, он сумел после победы над чудовищем благополучно выбраться из лабиринта – жилища Минотавра.

Переносное значение выражения “нить Ариадны”: средство выйти из затруднения или руководящее начало.

Ящик Пандоры

В древнегреческом мифе о Пандоре говорится, что некогда люди жили, не зная никаких несчастий, болезней и старости, пока Прометей не похитил у богов огонь. За это разгневанный Зевс послал на Землю красивую женщину – Пандору. Она получила от Зевса ларец, в котором были заперты все человеческие несчастья. Пандора, подстрекаемая любопытством, открыла ларец и рассыпала все несчастья.

Выражение “ящик Пандоры” имеет значение: источник несчастий, великих бедствий.

Неспроста и не спуста слово молвится и до веку не сломится” – говорят в народе. И действительно, каждое народное выражение, ставшее крылатой фразой, имеет свое основание. Знание таких выражений обогащает речь, а знание происхождения их откроет нам глаза на многие интересные факты из истории нашего народа. Мы часто говорим: остаться с носом или зарубить на носу. Оказывается, они не только разного происхождения, но и не имеют никакого отношения к слову “нос” в современном понимании.

Остаться с носом, зарубить на носу

По древнему обычаю жених невесты приносил родителям невесты нос, т.е. приношение. Подарок, выкуп (на Востоке – калым). Если жениху отказывали, он оставался с носом. Остаться с носом – значит потерпеть неудачу, обмануться в своих расчетах, оказаться одураченным. Иного происхождения фразеологизм “зарубить на носу” носом в старину называли памятную дощечку, которую носили с собой неграмотные люди, делая на ней различные заметки, зарубки. Зарубить на носу – значит хорошо запомнить.

Слово учителя.

А теперь давайте поработаем по определению группы фразеологизмов.

У доски

Фольклор

Мифология древнего мира

История

За тридевять земель (1), при царе Горохе (1), кануть в Лету (2), провалиться в тартарары(2), казанская сирота (3), по щучьему веленью (1), Троянский конь (2), вавилонское столпотворение (2), у разбитого корыта (1), искать жар-птицу (1), метать громы и молнии (2).

Слово учителя.

Теперь самостоятельно распределите фразеологизмы по нескольким группам.

В тетради

Земледелие

Охота, рыбная ловля

Ремесла

Военное дело

Медицина

Искусство

Подготовить почву (1), не стоит овчинка выделки (2), через час по чайной ложке (3), выкурить трубку мира (4), надеть маску (6), закинуть удочку (2), поднимать целину (1), на ловца и зверь и бежит (2), доводить до белого каления (3), в здоровом теле здоровый дух (5), снять стружку (3), ни пуха ни пера (2), сложить головы (4), бить баклуши (2), держать порох сухим (2 или 4), на два фронта (4), сойти со сцены (6), понюхать пороху (4), переменить декорации (6).

Игра. Слово учителя. Сегодня на уроке мы с вами поиграем. За каждый правильный ответ вы получите жетон, кто из вас наберет наибольшее количество жетонов, тот получит положительные оценки.

Задание 1. Замените фразеологизм одним словом.

Как снег на голову – неожиданно.

Яблоку негде упасть – тесно.

Хоть глаз выколи – темно.

Стрелянный воробей – опытный.

Держать язык за зубами – молчать.

Возносить до небес – хвалить.

Водить вокруг пальца – обманывать.

Рассеялся как дым – исчез.

С гулькин нос – очень мало.

Задание 2. Объясните значение фразеологизмов:

Заблудшая овечка. Крокодиловы слезы. Вот где собака зарыта. Плясать под чужую дудку. Перемывать кости. Зарубить на носу. Водить за нос. Бить баклуши. Бочку катить. Баню задать. Прийти к шапочному разбору.

Задание 3. Закончите фразу.

    Дрожит, как ….

    Катается, как….

    Выводить на….

    Держать в ….

    Вариться в….

    Волосы дыбом …

    Буря в …

    Два сапога …

    Крокодиловы …

    За семь верст …

    Ждать у …

    Овчинка выделки не стоит …

    Проще пареной …

    Не в бровь …

    Свежо преданное, а …

    Голод не …

    Сулить золотые …

    Обвести вокруг …

    Кисейная …

    Рок …

    На сон …

    Зарывать талант …

    Имеющий уши …

    Еле- еле душа …

    Кусать …

Задание 4. Расшифровать рисунки на которых изображаются некоторые фразеологизмы. (плакат с рисунками).

V. Слово учителя.

Кто мне скажет, в каком разделе науки о языке изучается фразеология?

Ученики. Фразеология изучается вместе с разделом «Лексика», а значит, фразеологизмам свойственны такие явления как синонимия и антонимия.

Что такое синонимы? (Синонимы – слова одной и той же части речи, обозначающие оттенки одного значения.)

Что такое антонимы? (Антонимы - слова одной и той же части речи, обозначающие противоположные по значению слова.)

Поработаем с карточками. Попробуйте подобрать синонимы и антонимы к фразеологизмам (по вариантам)

Вариант 1

Витать в облаках

Связывать по рукам и ногам

Вставлять палки в колеса

Из другого теста

Небо и земля

Семи пядей во лбу

В тот же миг

Сию минуту

Ума палата

Строить воздушные замки

Душа в душу

Как звезд на небе

С гулькин нос

Последняя спица в колесе

Играть первую скрипку

Как кошка с собакой

Рукой подать

За тридевять земель

Восходящая звезда

Угасшее светило

Вариант 2

Найдите фразеологические синонимы

Набрать в рот воды

Пожимать плечами

Встал не с той ноги

Всего ничего

Теряться в догадках

Играть в молчанку

Кот наплакал

Не в духе

Как сквозь землю провалился

Днем с огнем не найдешь

Найдите фразеологические антонимы

Как из-под земли вырос

Засучив рукава

Бить баклуши

Сидеть сложа руки

Как кошка с собакой

Чуть свет

На ночь глядя

Как сквозь землю провалился

Не покладая рук

Не разлей вода

Давайте немного отвлечемся и посмотрим в окно. Что мы видим?

Обратите внимание на экран. ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

На листочках, парты. Подберите каждый для себя те выражения, которые сейчас созвучны вашей душе, вашему настроению.

У природы нет плохой погоды. Братья наши меньшие. Все течет, все изменяется. Сила природы велика. Лучше поздно, чем никогда. Ничто человеческое мне не чуждо. Познай самого себя. Все совершенствует природа. Остановись, мгновенье! Ты прекрасно! В природе нет ничего бесполезного. Природа берет своё! И что только не делает с человеком природа. Леса учат человека понимать прекрасное.

Прочитайте предложения. Найдите в них фразеологизмы (подчеркните). Определите их значение.

1) Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан. (Н.Гоголь) 2) Девушка принялась рассказывать, что случилось, а доктор подошел к больному, который все более и более приходил в себя. (И.Тургенев) 3) Я посмотрел на нее, и у меня отлегло от сердца. (И.Тургенев) 4) Сначала все шло как по маслу, и наш француз вошел в Москву с поднятой головой. (И.Тургенев) 5) Он только что приехал в город и присматривался, куда бы кинуть якорь. (В.Мильчаков) 6) Когда тебе надо, ты мне говори, я тебе все объясню в два счета. (Н.Носов) 7) И бедный Евсей, вздохнув и прикусив язык, замолчал. (В.Даль)

Учитель. Пришло время закрепить наши знания. Для этого мы продолжим свою тестовую работу, в которой будут использованы задания ЕГЭ. Работа проводится по вариантам.

Вариант 1.

1. Укажите предложение с фразеологизмом.

а) Не уследила я за ним, барыня, а он кота в лужу посадил.

б) Сел поросенок в лужу и довольно улыбается.

в) С такой подготовкой как бы нам не сесть в лужу.

г) В луже сидеть - любимое занятие свиней.

2. Укажите предложение с фразеологизмом.

а) Заткнул за пояс топор и отправился в лес.

б) Топором не размахивай.

в) Хоть я и не мастер, но любого инженера заткну за пояс.

г) Заткни дыру хоть поясом, хоть шарфом.

3. Укажите предложение с фразеологизмом.

Мишка сел на шею папе и смог увидеть арену.

б) Комар сел мне на шею.

в) Только дай слабину - мигом на шею сядут!

г) Отец сидел в седле, а сын - почти на шее коня.

4. Какое значение имеет фразеологизм «обрасти мхом»?

а) сильно разбогатеть;

б) нравственно опуститься, одичать;

в) терпеливо ждать;

г) возмужать, повзрослеть.

5. Укажите неверное утверждение

а) фразеологизмы - свободные сочетания слов;

б) существуют фразеологизмы-синонимы;

в) фразеологизмы придают речи живость и образность;г) в предложении фразеологизмы являются одним членом предложения

Вариант 2.

Укажите предложение с фразеологизмом.

а). Сидел кот в мешке и мяукал.

б) Кот из мешка голову высунул и опять спрятался.

в) Кот в мешке, мешок за плечами, дорога впереди долгая.

г) Эти ваши предложения - кот в мешке

2. Укажите предложение с фразеологизмом

а) Не только дом разрушен - двора не осталось.

б) До постоялого двора осталось три версты.

в) После войны остался Семён один - ни кола ни двора.

г) Двор был окружён забором из кольев, называемым здесь частоколом

3. Укажите предложение с фразеологизмом

а) А сейчас он то ли жив, то ли мёртв.

б) Кто из них жив, кто мёртв - неведомо.

в) Жив он теперь или мёртв - подать его сюда!

г) Так он и стоял, ни жив ни мёртв, до заката

4. Закончите фразеологизм: «нить _____________»

а) Тантала;

б) Гордия;

в) Ариадны;

г) царя Соломона

5. В каком предложении не используется фразеологизм?

а) Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра.

б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун. в) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях победить соперника.

г) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.

(Ответы: 1в. 1-в, 2-в, 3-в, 4-б, 5-а; 2в. 1-г, 2-в, 3-г, 4-в, 5-в)

VIII. Рефлексия.

Давайте скажем, что мы сегодня вспомнили о фразеологизмах?

Что необходимо учитывать при употреблении фразеологизмов?

С какой целью фразеологизмы используются в художественной литературе?

Какова их роль в речи?

Обращаясь вновь к высказыванию В. В. Виноградова «Фразеология исследует наиболее живой, подвижный и разнообразный отряд языковых явлений» мы по окончании урока можем теперь согласиться или не согласиться с ученым?

РЕФЛЕКСИЯ. Давайте вернемся к целям нашего сегодняшнего урока, которые мы ставили перед собой (СЛАЙД).

Кому не удалось достичь их? Какое задание у вас вызвало затруднение?

Выразите свое отношение к уроку, использую фразеологизмы.

Урок русского языка. 6 класс

«Фразеологизмы»

Цели урока:
1) Образовательная: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.
2) Развивающая: развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в потоке речи; развивать творческие способности и образное мышление школьников; обогащать словарный запас школьников;
3) Воспитательная: воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности.

Задачи:

  1. Научить распознавать фразеологические обороты.
  2. Выявить их эмоционально- выразительные достоинства.
  3. Использовать фразеологизмы в устной и письменной речи.
  1. Оргмомент.
  2. Вступительное слово учителя:

Сегодня мы с вами продолжим работу по теме «Лексика. Культура речи».

Слово – это одно из самых необыкновенных чудес, какие мы можем наблюдать в мире. К.Ушинский.

Дети, прежде чем объявить тему сегодняшнего урока, я хочу задать вам вопрос, связанный с литературой, вы знаете, кто такой Илья Муромец? (Народный герой русских былин; богатырь, который защищал свою Родину)

В одной из былин об Илье Муромце есть такие слова: «Слово, оно что яблочко: с одного – то боку зелёное, так с другого румяное, ты умей его, девица, повёртывать …»

Как вы понимаете смысл этого выражения?

Вдумайтесь в смысл этого предложения. Слово, если рассматривать его с разных сторон, разное – «с одного – то боку зелёное», « с другого румяное». А главное: « Ты умей его, девица, повёртывать», т.е. умей владеть словом, так слово или выражение может иметь не одно значение. Значит, надо правильно употреблять слова или выражения в своей речи.

Это высказывание мы возьмём эпиграфом к уроку и будем учиться правильно употреблять слова в своей речи.

III. Проверка домашнего задания

1 . Лексический терминологический диктант (нужно определить слова по лексическому значению и записать их в тетрадь) с последующей взаимопроверкой.

1) Раздел науки о языке , который изучает словарный состав языка и его основную единицу - слово. (Лексикология)

2) словарный запас одного человека (лексикон) ;

3) слова, одинаковые по значению и написанию, но совершенно разные по лексическому значению (омонимы) ;

4) слова с противоположным лексическим значением (антонимы) ;

5) слова, обозначающие одно и то же, но с разными оттенками лексического значения (синонимы) ;

6)слова, употребляемые жителями той или иной местности (диалектизмы) ;

7) слова, ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой (жаргонизмы) ;

8) новые слова, возникающие в языке (неологизмы).

Взаимопроверка.

У учеников в тетради должна получиться запись: лексикология, лексикон, омонимы, антонимы, синонимы, диалектизмы, жаргонизмы, неологизмы.

  1. Работа над пройденным материалом.

Вступительное слово учителя.

Ребята, какое большое событие было в нашем районе 14 сентября 2013 года? (85 –летие Аркадакского района).

Каждый житель нашего района патриот своей малой родины. Вы тоже это доказали в своих рисунках, творческих работах, исследовательских проектах, что лучше и краше нашего села нет уголка на Земле.

Вот и строчки поэта А.Яшина как будто говорят о природе нашего края.

  1. Синтаксическая пятиминутка

Текст №1 (осложненное списывание с комментированием пропущенных орфограмм)

Чтение учителем

Дождь пр…шуршал по широк..му лугу,
Даже цв…ты уд…вились друг другу:
В чашечках листьев, на каждой тр…винке
По ог…нечку, по серебринке.

(А.Яшин).

Беседа с классом:

О чем этот текст?
- Какие средства выразительности используется автором для создания этой чудной картины? (олицетворения, метафоры)
- Приведите примеры олицетворений (дождь прошуршал, цветы удивились);
- Приведите примеры метафор (в чашечках листьев по огоньку, по серебринке);
- Подберите синоним к глаголу «прошуршал». Синонимы: прошелестеть,

Почему поэт употребил именно этот глагол?
- Какие шипящие звуки передают шуршание дождя по мокрому лугу?
- Какие слова использует

ГИА Задание В 4: Выписать основу предложения.

Выписать из данного текста 3 словосочетания и определить вид связи.

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

IV. Формулирование темы и цели урока.

  1. Вступительное слово учителя:


«Четырехлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.
- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.
Светлана стала как-то странно вертеться.
- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет…

Что имела в виду мама Светланы? Почему девочка не поняла ее? (Ответы.)


В основе этого забавного случая, рассказанного писателем К. Чуковским в книге «От двух до пяти», лежит сложное и интересное явление русского языка.

В русском языке это более сложные языковые единицы – устойчивые сочетания слов. В этих сочетаниях слова теряют свою самостоятельность, и смысл имеет все выражение в целом. Например, «бить баклуши» - бездельничать, «зарубить на носу» - запомнить. Такие выражения нельзя понимать буквально, так как их смысл не исходит из смысла слов, составляющих выражение».

Кто из вас помнит, как называются такие сочетания слов? (фразеологизмы)

А теперь сформулируйте тему сегодняшнего урока « Фразеологизмы».

Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используйте опорные фразы на доске.

1) Познакомиться с понятием...;

2) учиться отличать....

Цель нашего урока: познакомиться с понятием фразеологизмы; учиться отличать фразеологизмы от других лексических групп слов и правильно употреблять их в своей речи.

Учитель:

Наверное, нет человека, который бы не слышал в свой адрес: «Не валяй дурака!»,«Не бей баклуши!» или «Заруби себе на носу!»

Каждый хорошо владеющий родным языком прекрасно понимает, о чём идёт речь, и не удивляется ни “сидоровой козе”, ни дождику, который почему-то идет в четверг. А помогает нам в этом изучение сегодняшней темы.

Итак, не будем бить баклуши.

Вы засучите рукава.

Задания приготовьтесь слушать,

Чтоб не кружилась голова.

Работа над новым материалом

Работа с учебником. Стр. 44.

Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, цельные по своему значению.

Так что же такое фразеологизмы?

Чтение правила.

Работа со словарем

Выполнение упражнения 98, 99 (устно).

  1. Тренировочные упражнения по теме «Фразеологизмы»
  1. Работа с текстом

Подчеркните фразеологические обороты в тексте стихотворения В.Суслова и объясняют их значение.


Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмём хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж немало воды утекло .
О смелом мы вправе сказать наперёд:
«Такой
сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!»
А гуси и утки-сухие всегда.
Заметили люди:
«Как с гуся вода».
Случилось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе!
Воды в рот набрал!
Лентяй отдыхает, а время идёт-
Под
камень лежачий вода не течёт.
Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно, мол
, воду-то в ступе толочь!
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую!... Что скажут потом?
На дело, мол
, воду носить решетом!
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтобы вы не сказали:
«В стихах-то вода».

Физминутка

  1. Отгадайте загадки:
  1. Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь …

  1. Фальшивят, путают слова.

Поют кто в лес, … .

Ребята слушать их не станут:

От этой песни уши... .

  1. Дружнее этих двух ребят
    На свете не найдёшь.
    О них обычно говорят:
    «Водой не разольёшь.»
  1. Мы исходили городок
    Буквально вдоль и поперёк,
    И так устали мы в дороге,
    Что еле волочили ноги.
  1. Найдите объяснение каждому фразеологизму

Клевать носом; идти в ногу; вставлять палки в колёса; бесструнная балалайка; заячья душа; играть первую скрипку; заблудиться в трёх соснах.

Для справок. Трусливый человек; дремать; мешать; робкий человек; быть самым главным; действовать согласованно; не суметь разобраться в чём-то простом.

Синтаксический разбор предложения.

Солнце блестит во всю ивановскую, и берёзы распустились.

(А.П. Чехов)

Вывод: Фразеологизм выполняет роль одного члена предложения.

История появления фразеологизма.

Во всю ивановскую значит «что есть мочи, изо всех сил».

Очень давно, в XVI – XVII веках, указы русских царей зачитывались на городских площадях.

В Москве указы русских царей зачитывались на Ивановской площади в Кремле (у колокольни Ивана Великого). Площадь была шумная, многолюдная. Дьяки, читавшие царёвы указы, старались своим голосом заглушить гомон толпы. Им приходилось не читать, а кричать на всю площадь, во всю Ивановскую.

С тех пор и пошло выражение: кричит во всю ивановскую.

Вы тоже на следующий урок найдете историю наиболее понравившегося фразеологизма.

  1. Ну а сейчас мы обязательно посетим фразеологический зверинец, где вы, несомненно, должны угадать несколько фразеологизмов. Дополните их, соединяя стрелками. Взаимопроверка


Хитёр как лиса
Труслив как заяц
Голоден как волк
Здоров как бык
Изворотлив как уж
Надут как индюк
Нем как рыба
Грязный как свинья
Упрям как осёл
Болтлив как сорока
Колючий как ёж.

  1. Я вам прочитаю сказку, а вы должны найти и выписать 10 фразеологизмов


Кашу маслом не испортишь.

Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.
А Саша стучит.
- Прекрати стук! – сказал папа.
А Саша стучит.
- Как об стенку горох, - говорит бабушка. Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Отберу молоток!
Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.
- Отдай!
- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!
- Я машину чиню, - заплакал Саша.
А бабушка:
- Всему своё время.
- Зачем молоток унесла?
- Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят. Марш в кровать.
Папа сказал:
- Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка.
А бабушка говорит:
- Кашу маслом не испортишь.

(Ответ: кашу маслом не испортишь, как об стенку горох, хоть кол на голове теши, сказано – сделано, не видать как своих ушей, всему своё время, ему про Ерёму, а он про Фому, как с Луны свалился, русским языком сказано,)

Ребята, а почему у бабушки такая живая речь?

6. Вам предложены крылатые выражения. Для каждого из этих выражений будут предложены три понятия, связанные с информатикой и компьютером. Необходимо выбрать понятие, которое больше всего соответствует названным выражениям.

НИ ДНЯ БЕЗ СТРОЧКИ

а ) текстовый файл

б) лазерный принтер

в) сканер

2. ПО ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ

а ) предыдущий вариант файла

б) Локальная перемена с именем, совпадающим с именем глобальной переменной

в) копия файла

3. ВИДИТ ОКО, ДА ЗУБ НЕЙМЕТ

а) ошибка в программе

б) скрытый файл

в) антивирусной программой обнаружен новый вид вируса

4. КАК БЕЛКА В КОЛЕСЕ

а) зацикливание программы

б) использование в программе рекурсии

в) «Зависание компьютера»

Тест. ГИА.

А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

А.3.1.

1. Раз уж идти, то она возьмёт в театр свой класс.

2. Может, от скуки, народ и соберётся.

3. А как проверить, не был ли Шекспир трепачом?

4. Алины ученики умирали от смеха.

А.3.2.

1. Коля был доволен экскурсией в краеведческий музей. Он убил двух зайцев : и отдохнул, и узнал много нового и интересного о своём городе.

2. Ничего, ребятишки,- успокоил нас дед, со мной пойдёте.

3. Птицы улетают в теплые страны.

4. Временами небо покрывается тучами, идет дождь

А.3.3.

1. Витя рассказал, как стайка мальков выпрыгнула из воды, спасаясь от щуки.

2. Ворона каркнула во всё воронье горло.

3. Дни стали короче, ночи длиннее

4. С деревьев падают последние листья.

А3.4.

1. А Таня поймала большую улитку, а на улитке еще сидела маленькая улиточка

2. Фруктовых деревьев на нашем садовом участке мало .

3. На дворе очень холодно. Зуб на зуб не попадал.

4. Пригласил нас как – то сын лесника к себе.

Рефлексия.

Ребята, над какой темой мы сегодня работали на уроке?

Понравилась ли вам тема урока?

Что такое фразеологизмы?

Приведите примеры фразеологизмов.

Д/з 1. Найти историю одного из фразеологизмов.

2. Стр.45 упр.100, правило.

Выставление оценок.

Какое настроение у вас после нашего урока?

Спасибо вам за урок!


Тема урока: Фразеологизмы .

Цель урока: 1) Образовательная: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.

2) Развивающая: способствовать развитию навыков правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; формированию навыков определения специфических особенностей фразеологических оборотов, умения отличать их от других речевых единиц в потоке речи; содействовать развитию творческих способностей и образного мышления школьников; обогащать словарный запас школьников;

3) Воспитательная: способствовать воспитанию любви к родному языку, его красоте и многозначности.

Тип урока: изучение новой темы.

Оборудование урока: тетради, учебники, раздаточный материал, интерактивная доска.

Ход урока

I. Организационный момент

Вступительное слово учителя.

Наверное, нет человека, который бы не слышал в свой адрес: «Не валяй дурака!»,

«Не бей баклуши!» или «Заруби себе на носу!»

Каждый хорошо владеющий родным языком прекрасно понимает, о чём идёт речь, и не удивляется ни “сидоровой козе”, ни дождику, который почему-то идет в четверг. А помогает нам в этом изучение сегодняшней темы.

Итак, не будем бить баклуши.

Вы засучите рукава.

Задания приготовьтесь слушать,

Чтоб не кружилась голова.

II . Актуализация

Мы уже изучили много тем в разделе «Лексика». Давайте вспомним основные понятия.

Кстати, а что такое лексика?

1) Какие слова мы называем заимствованными? СЛАЙД 1

Найдите заимствованные слова и замените русскими. Запись слов парами.

* При проверке было выявлено немало дефектов. (дефект|недостаток)

* Он пишет мемуары.

* Ваши аргументы убедительны. (доводы)

* Все работали с энтузиазмом.(энтузиазм|азарт|воодушевление|восторг|горячность)

* Мы гордимся нашим голкипером. (вратарь)

Чем являются слова в каждой паре? Докажите.

2) Найдите устаревшие слова и замените современными. СЛАЙД 2

* Горят румянцем свежие ланиты.

* Построен град великий над Невой.

Почему вы смогли это сделать? (Архаизмы) А какие еще виды устаревших слов вы знаете?

3) По предложенному отрывку отгадайте, о какой профессии идет в нем речь. СЛАЙД 3 Записать.

* Он показал мне свои акварели и натюрморты. Впечатление от натюрмортов - это яркий, пестрый ковер красок, переливающихся и искрящихся всеми цветами палитры.

* Лешему он [Римский-Корсаков] придумал два лейтмотива. Один поручил струнным инструментам. Второй играют четыре валторны и тарелки. Сурово и уныло звучит лейтмотив Деда Мороза. Тембр деревянных духовых инструментов передает ощущение зимней скованности природы.

* - Фамилия? Истомин Валерий Сергеевич.

Что с ним?

Инфильтрат в левом легком под ключицей.

А сколько граммов стрептомицина вы уже. вкололи этому юноше?

Пятьдесят два. Роман Борисович.

Назначьте его на консультацию к Зацепиной. (По В. Владимирову).

Почему вам удалось так быстро справиться с заданием? Какие слова помогли? Что такое профессионализмы?

4) О каких изученных в этом разделе словах мы не упомянули? НЕОЛОГИЗМЫ. Что это за слова? Приведите примеры.

IV . Формирование новых понятий и способов действия

Фразеологизмы-

Кот в мешке - то, что покупают, приобретают и т. п., не зная ничего о качестве, полезности приобретаемого; псу под хвост, как кошка с собакой, палить из пушки по воробьям (Использовать чрезмерные средства для решения простых задач).

Работа по учебнику стр. 128-129

V . Применение. Формирование основных навыков и умений

Упр. 458 найдите Ф. Докажите. Как поняли смысл? С одним из них составьте предложение, запишите.

Мы увидели волка и задали стрекача. Запись на доске.

Давайте сделаем синтаксический разбор этого предложения. Но прежде узнаем, какую синтаксическую роль играют Ф? Правило стр. 129

1 ученик подчеркнет на доске.

Посмотрим, знакомы ли вы с Ф.

З а д а н и е №1 (устно) Запись.

Что не вырубишь топором? СЛАЙД 4

(Что написано пером, не вырубишь топором)

Куда вставляют палки?

(Вставлять палки в колеса)

Что бьют бездельники?

(Бьют баклуши)

На каких ножках избушка?

(Избушка на курьих ножках)

Кого тянут за хвост?

(Тянуть кота за хвост)

Когда цыплят считают?

(Цыплят по осени считают)

Как вы думаете, почему Ф называют крылатыми выражениями?

Задание № 2 Соедините разбросанные части фразеологизмов.

(На доске в беспорядке части фразеологизмов «. У доски работают 2 человека).

Давайте проверим, всё ли ребята сделали верно. А что означают эти фразеологизмы? (Обсуждение)

«Кататься как сыр в масле»,

Замечательная, всем изобильная и удовольствованная жизнь

«Денег куры не клюют»

неимоверно много даже с избытком

Как кот наплакал».

Очень мало

После дождичка в четверг

неизвестно когда исполнится.

Знать назубок

превосходно выучить что-либо

Где раки зимуют

Проучить, жестоко наказать кого-либо

Запишем эти фразеологизмы.

Каждый фразеологизм имеет свою интересную историю. Например, «После дождичка в четверг» Русичи — древнейшие предки русских — чтили среди своих богов главного бога — бога грома и молнии Перуна. Ему был посвящен один из дней недели — четверг (интересно, что и у древних римлян четверг был также посвящен латинскому Перуну — Юпитеру). Перуну возносили моления о дожде в засуху. Считалось, что он должен особенно охотно выполнять просьбы в "свой день" — четверг. А так как эти мольбы часто оставались тщетными, то поговорка "После дождичка в четверг" стала применяться ко всему, что неизвестно когда исполнится.

Откуда можно узнать о происхождении Ф? Правильно, в специальном словаре, который так и называется - фразеологический.

Задание № 3

Выборочный диктант

. 1-ый ряд выпишет фразеологизмы со значением «бездельничать», 2-ой - «обманывать», 3-ий - «быстро» (категории прописаны на доске)

Сломя голову

Сидеть сложа руки

Во все лопатки

Водить за нос

Втирать очки

Бить баклуши

Во весь дух

Вводить в заблуждение

Со всех ног

Высунув язык

Задание 3 № (слайд) Зоологическая страничка. вы сможете узнать, если дополните следующие фразеологизмы:

(По мере угадывания на экране появляются изображения животных)

Голоден, как …(волк) -- Труслив, как...(заяц) -- Здоров, как …(бык) -- На ухо наступил… (медведь) -- Смотрит, как …(баран) на новые ворота -- Грязный, как … (свинья) -- Колючий, как … (еж)

А вы, может быть, тоже поселите сюда каких-нибудь животных или птиц? Вспомните фразеологизмы с их названиями (Н-р Хитёр как лиса

Изворотлив как уж

Надут как индюк

Нем как рыба

Грязный как свинья

Упрям как осёл

Болтлив как сорока

Попробуйте составить с одним из этих фразеологизмов предложение с прямой речью и обращением (у доски один человек).

Задание № 4 Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика, соединив стрелкой два фразеологизма. 1 вар-т Синонимы; 2 вариант - антонимы)

(Задание 4 раздается заранее в распечатанном виде на каждую парту. Попутно повторяется значение лингвистических терминов синонимы и антонимы.)

1) хоть пруд пруди 1) куда глаза глядят

2) кто во что горазд 2) в двух шагах

3) как снег на голову 3) куры не клюют

4) ни рыба ни мясо 4)кто в лес, кто по дрова

5) рукой подать 5) как гром среди ясного неба

6) куда ноги несут 6) ни то ни сё

7) с пустыми руками 7) приводить в бешенство

8) ни кровинки в лице 8) несолоно хлебавши

9) доводить до белого каления 9) как мел

Задание № 5 . Учитель называет фразеологизм, а ученики должны заменить его словом или словосочетанием (устно):

Пустить красного петуха (поджечь что-либо); зеница ока (самое важное)

скрепя сердце (нехотя, против своей воли делать что-либо); морочить голову

(отвлекать от основного пустыми разговорами; ср. соврем. простореч.: вешать лапшу на уши); кожа да кости (очень худой); бить ключом (активно, энергично проявлять себя); как белка в колесе (быть в постоянных заботах, хлопотах ).

5. Творческий диктант: ученики записывают начало фразеологизма под диктовку учителя исамостоятельно продолжают фразеологизм:

Без задних …; брать себя в …; бросать слова на …;взять голыми …; водить за …; не разольёшь …; вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …; держать камень за …; ждать у моря …; за тридевять …; зарубить себе на …; заговаривать …; гроша медного не …; днём согнём не …; в ежовых рукавицах …; палец о палец не … ; впросак ….

V . Этап информации о Д\З

П. 25 , продолжить рассказ.

Мир Зацепочкина.

Родился в семье мальчик. Антошкой его назвали. Набалованный был - как сыр в масле катался. И глазом родители не успели моргнуть , как вырос сынок, пора в школу отправлять.

В школе Антон решил Геростратову славу завоевать: слабых ребят обижает, на улице мучает беззащитных животных. На первом этаже школы красуется его фотография в стенгазете, а под ней - надпись: «Зовут его Антошка - зоопарк. А почему? На переменах он задирается, как петух , а на уроках молчит, как рыба . Зато на бабушку рычит, как лев , с сестрой он - крокодил, а перед директором дрожит, как заяц . Но вокруг мамы ходит, как лиса , потому что мама покупает ему игрушки!»

Да, на уроках наш герой бил баклуши , …..

VI . Этап рефлексии

Оценки за урок

Чему был посвящен наш урок?

Что такое Ф?

Что вы о них узнали?

А на следующем уроке мы узнаем, на какие группы делятся Ф по своему происхождению. Будем учиться различать их.

Конспект урока на тему «фразеология».

Два урока.

Задачи (общие для двух уроков):

1. добиться усвоения понятия фразеологизмов и их отличительных свойств

2. предупреждать речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов

3. добиться использования фразеологизмов в собственной речи учащихся

Урок первый.

Тип урока: первичное усвоение знаний.

Цель урока: сформировать представление о фразеологизме как единице языка, особенностях его строения и употребления в речи.

Оборудование: учебник (Н.М. Шанский), фразеологический словарь (В. Волина), раздаточный материал, сигнальные карточки.

Ход урока:

1) Объяснение нового материала.

Тема нашего сегодняшнего урока – «Фразеологизмы».

Может быть, кто-нибудь из вас уже слышал что-нибудь о фразеологизмах и знает, что это такое?

Фразеологизмы – это устойчивые обороты речи, которые имеют самостоятельное значение и свойственны определенному языку.

Ведь часто, чтобы добиться некоего речевого эффекта, простых слов бывает недостаточно. Иронию, горечь, любовь, насмешку, свое собственное отношение к происходящему – все это можно выразить гораздо емче, точнее, эмоциональнее. Для таких случаев и существуют фразеологизмы, которые мы часто используем в повседневной речи, порой даже, не замечая – ведь некоторые из них просты, привычны, и знакомы с детства.

Ведь вы же слышали наверняка такие выражения: море по колено, за тридевять земель, висеть на телефоне …?

Приведите примеры своих фразеологизмов.

Так давайте же выясним, каковы отличительные свойства фразеологизмов. Как вы думаете?

Фразеологизм – это устойчивое словосочетание; оно неделимо и его составные части нельзя заменять другими словами («волчий аппетит», но не «львиный аппетит» - теряется смысл фразеологизма);

Между составными частями фразеологизма не ставится никаких знаков препинания («ни рыба ни мясо»)

Их можно заменить одним словом («куры не клюют» - «много»);

Они очень образны («родиться под счастливой звездой»);

Они в предложении являются одним членом предложения («после многих неудачных попыток чего-то добиться он опустил руки »).

Давайте обратимся к раздаточному материалу. Давайте вместе попробуем сделать первое задание. Каждый из вас, по очереди, прочитает по предложению и назовет фразеологизм(ы), встретившиеся в тексте.

Все ли фразеологизмы из текста вам понятны? Что же делать, если вам попадается фразеологизм, значение которого вы не знаете? Для этого и существуют словари фразеологизмов, к которым вы всегда сможете обратиться в подобных случаях.

Посмотрите словарь В.Волиной. Здесь вы сможете найти фразеологизмы с нужными вам словами и посмотреть, если нужно, их значение.

2) Закрепление.

1. Вместе сделаем задание 2 из раздаточного материала. Здесь приведены выражения и словосочетания; зачитываем каждое по очереди и отвечаем на вопрос: является ли оно фразеологизмом? (С помощью сигнальных карточек: да – зеленый, нет – красный). Без оценок.

2. Небольшое самостоятельное задание

Попробуйте найти синонимы и антонимы к фразеологизму «с гулькин нос» .

На задание 5 минут. Проверка сразу: отвечает кто-то один (по желанию), все остальные дополняют. Без оценок.

3) Подведение итогов.

Итак, что же такое фразеологизмы? (опред. выше)

Чем они отличаются от обычных словосочетаний? (фразеологизм – неделимое словосочетание; его составные части нельзя заменять другими словами; они являются одним членом предложения; их можно заменять одним словом)

Зачем нужны фразеологизмы? (чтобы добавить речи образность, яркость, эмоциональность)

4) Домашнее задание

1. Выбрать один фразеологизм и подготовить письменное сообщение, используя материал из словаря фразеологизмов. К выбранному фразеологизму подобрать синонимы и антонимы.

2. Написать небольшое сочинение (примерно на 10 предложений), активно используя фразеологизмы.

Урок второй.

Тип урока: закрепление материала.

Цель урока: закрепить навыки, полученные на предыдущем уроке по данной теме.

Оборудование: учебник (Н.М. Шанский), раздаточный материал.

Ход урока:

1) Проверка домашнего задания.

1. 4-5 человек зачитают свои доклады по фразеологизмам, остальные – сдадут в письменном виде.

2. Все сдают свои сочинения.

Все задания на оценку.

2) Повторение пройденного материала.

Фронтальный опрос:

Что такое фразеологизмы? (Фразеологизмы – это устойчивые, неделимые словосочетания)

Как определить, что словосочетание является фразеологизмом? (фразеологизм – это неделимое сочетание, если смысл выражения теряется при замене одной из его частей, значит пред нами фразеологизм)

Как ведет себя фразеологизм в предложении? (является одним членом предложения)

Является ли выражение «Копейка рубль бережет» фразеологизмом?(нет, так как это – пословица)

Чем фразеологизмы отличаются от других устойчивых выражений? (пословицы/поговорки – это предложения, содержащие в себе целую законченную мысль, идею)

Почему фраза «У него дома книг хоть пруд пруди» звучит лучше, чем«У него дома очень много книг» ?(фразеологизмы добавляют образности речи)

- «В трех шагах» - это фразеологизм?(нет) Почему?(заменена часть фразеологизма «в двух шагах»)

3) Работа над закреплением материала.

1. Попробуем составить предложения с фразеологизмами. Я вам называю фразеологизмы, а вы записываете у себя в тетрадке предложения с ними.

Белая ворона

Бить баклуши

Кашу заварить

На седьмом небе

Чистой воды

Скрепя сердце

Душа в пятки ушла

Проверка сразу. Каждый зачитывает по 2-3 своих предложения.

2. А сейчас мы разделимся на три варианта.

Первый вариант придумывает фразеологизмы со словом «голова», второй – «глаз», третий – «ноги».

На задание – 5 минут. Проверка сразу. Кто-то один читает свои фразеологизмы, остальные дополняют (так каждый вариант).

3. Задание: дополните фразеологизм. Делаем устно. Я зачитываю вам начало фразеологизма, а вы его дополняете.

Из пустого… в порожнее

Золотые… руки

Кто в лес… кто по дрова

Лететь… стрелой

Как за каменной… стеной

Без задних… ног

Ждать у моря… погоды

Зарубить себе на… носу

Бросать слова на… ветер

4. Найдите ошибки в использовании фразеологизмов. Назовите правильный фразеологизм и объясните, с чем связаны эти ошибки.

«Он занимает важную роль »(«играть роль», ошибка в замене слова «играть» на «занимать»)

«Аристократ от мозга до костей »(«до мозга костей», ошибка в расширении фразеологизма)

«Нельзя опускать руки вниз и никому не верить»(«опускать руки», ошибка в расширении фразеологизма)

Какой вывод можно сделать, основываясь на этих ошибках? (фразеологизмы также нельзя сокращать, дополнять другими словами)

Общее оценивание учеников на уроке: самые активные получают хорошие оценки. За письменные работы (домашние) оцениваются все.

5. Попробуйте придумать какую-нибудь коротенькую забавную историю с использованием фразеологизмов (устно). Задание для всех. Спросить до 5-6 человек (самых неактивных). Остальные попробуют найти ошибки в речи (если они будут), связанные с употреблением фразеологизмов (и не только).

На оценку.

5) Домашнее задание.

Сделать задания из раздаточного материала.

Раздаточный материал (к первому уроку)

1) Найдите фразеологизмы в тексте:

О моем соседе, любителе экстремальных видов спорта, все говорили, что он в сорочке родился , и тому была причина. Сам он от этогона седьмом небе от счастья был. Даже когда он перевернулся на трассе в момент автогонок,золотые руки спасли его.

Валеру не интересовала мышиная возня , которая возникала вокруг его имени. Слухилопались как мыльный пузырь , как только люди видели его в деле. Он не умел делать ничегоспустя рукава и отдавался любому начинанию полностью: он нестроил воздушные замки , несчитал ворон , неносил воду решетом , а усердно трудился.

Был у Валеры напарник, про них говорили: «Два сапога – пара». Кажется, перед соревнованиями времени на подготовку автомобиля у них мало –кот наплакал , да и сама трасса –грош ей цена , но а они способны были создатьвосьмое чудо света даже там, где, казалось бы, другогокондрашка хватит .

Однажды к ним заехал организатор ралли – птица высокого полета . Начал онплести околесицу , задание дает –глаза на лоб лезут . Предложил он им много, но непотеряли наши героиголовы .Пока суд да дело , взялись они за работу. Предлагали им другие автогонщикиподождать у моря погоды , но не стали ониплясать под их дудку . Они не отчаялись и проехали так, что у завистниковглаза на лоб полезли .

2) Какие выражения и словосочетания являются фразеологизмами?

Мрачнее тучи ;плыть по течению ; строить замки;ни рыба ни мясо ; дождь на голову; куда глаза посмотрят;попасть впросак ;засучить рукава ; капля в речке; золотой браслет;потерять голову ; ни тьма, ни свет;ни свет ни заря ; водить за руку;водить за нос ;потерпеть фиаско* ; за кирпичным домом; хоть кол на голове теши .

*Фиаско (итальянское – fiasco) – полный провал, неудача.

Раздаточный материал (ко второму уроку)

1) Прочитайте стихотворение В.Н. Орлова «Ни пуха ни пера». В каком случае слова « ни пуха ни пера» употреблены в прямом значении, а где они являются фразеологизмом?

Рано утром мама-квочка

В класс отправила сыночка.

Говорила:

- Не дерись,

Не дразнись, не петушись.

Поспеши – уже пора.

Ну, ни пуха ни пера! (фразеологизм)

Через час еле живой

Петушок идёт домой.

Ковыляет еле-еле

Он со школьного двора,

А на нём и в самом деле

Нет ни пуха, ни пера. (прямое значение)

2) Найти ответ на вопрос: Как появился фразеологизм « зарубить на носу» ? Что он обозначает?

(«Зарубить на носу» означает: запомнить крепко-накрепко, раз и навсе­гда.

Слово « нос» тут вовсе не означает орган обоняния, а всего лишь памятную дощечку, бирку для записей. В древ­ности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них зарубками, резами делали всевозможные заметки. Эти дощечки и называли носами).