Что такое стилистика? Стилистика русского языка. Стилистика как раздел языкознания. Объект и предмет стилистики. Современное состояние стилистики как науки. Функционирование языковых и речевых средств как главный аспект изучения стилистики

– это дисциплина, которая изучает принципы выбора и способы организации языковых единиц в единое смысловое и композиционное целое – текст, а также разновидности употребления языка (стили) и их систему. Иными словами, задача стилистики – это изучение максимально подходящих условий для реализации конкретного текста (задача текста, цель, язык и др.).

Основным понятием русской стилистики является понятие стиль. Стиль в целом – это совокупность приёмов использования языковых средств: вспомните выражение стиль писателя. Чаще всего в школьной программе мы сталкиваемся с понятием стиль речи. Под стилем речи мы понимаем вид речи для общения с учетом речевой ситуации (кто сказал? что сказал? кому сказал? с какой целью сказал? и др.).

Традиционно в стилистике русского языка выделяются две большие группы стилей – разговорный и книжный . Книжный стиль в свою очередь делится на художественный, публицистический, научный и официально-деловой . Все книжные стили речи имеют общую сферу применения – сферу общественной деятельности. Всем этим стилям свойственно строгое соблюдением норм литературного языка. При этом каждый стиль имеет определенный набор характеристик, которые делают стиль узнаваемым.

Так, разговорный стиль отличается неофициальностью и непринужденностью общения, неподготовленностью речи и ее автоматизмом, эмоциональностью и оценочностью. В разговорном стиле используются специфические языковые единицы – просторечные слова (ляпнуть ) и формы (в отпуску) , выражения с оттенком пренебрежительности, шутки или иронии (прошмыгнуть, ловкач ), а также слова с суффиксами субъективной оценки (карандашик, большущий) и др.

Научный стиль характеризуется отвлеченностью, обобщенностью и логичностью, сухостью. Ему не присущи образность и эмоциональность. Единицы научного стиля – это термины, абстрактные существительные, глаголы настоящего времени и др.

Стиль документации – это официально-деловой стиль . Мысль излагается в форме утверждения: стиль деловых бумаг не терпит описаний и рассуждений. Для данного стиля характерна шаблонность, обилие терминов, канцеляризмов, клише – готовых оборотов (настоящим сообщаю) и др.

Публицистический стиль – это полемичность, образность, яркость. Сфера применения этого стиля – СМИ, высказывания на общественно-политические и экономические темы, отсюда – обилие общественно-политических терминов, эмоционально-оценочные слова, инверсии, повторы, риторические вопросы, обращения и др.

И, наконец, художественный стиль . Он служит для эмоционального воздействия на мысли и чувства читателя или слушателя. Основные стилевые черты стиля – образность, эмоциональность, экспрессивность, конкретность.

Необходимо помнить, что у каждого стиля речи есть своя – более конкретная – сфера применения. Так, художественный стиль используется в рассказах, лирических стихотворениях, одах и др., научный – в научных статьях, аннотациях, рефератах и др.

Успехов в изучении стилистики русского языка !

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

В этой статье мы рассмотрим вопрос о том, что такое стилистика, каково ее определение, значение и предмет рассмотрения. Обратим внимание на составные элементы этого термина, разделение по категориям, различные фигуры стилистики и многое другое.

Введение

Что такое стилистика? Отвечая на этот вопрос, можно утверждать, что это дисциплина филологического типа, главным объектом которой является стиль речи или письма. Она занята изучением неодинакового ряда условий, применимых человеком при любой форме передачи информации. А также позволяет определить общий набор принципов, в соответствие с которыми можно организовать языковые единицы с целью создания единого смыслового текста, композиции и создать четкое различие между этими параметрами, обуславливающими создание некоторого количества стилей.

В учебнике рус. языка, составленным А. М. Земским, С. Е. Крючковым и М. В. Светлаевым, стилистику русского языка определяют как учение о наборе средств для придания языку выразительности и созданию условий его эксплуатации. Важно помнить, что в целом эта дисциплина может иметь различные черты для некоторых ее включающих элементов.

Предмет рассмотрения

Отвечая на вопрос, что такое стилистика, важно обратить внимание на предмет ее рассмотрения, который, кстати говоря, до настоящего времени все еще не определен четко.

Существует два раздела стилистики: литературоведение и языковедение, однако это разделение не является общепринятым.

Изучение литературы занимается рассмотрением системы образов, сюжетной линии, фабулы и пр. в отдельных произведениях, в то время как языковедение обращает внимание на наличие функционального речевого стиля. Б. В. Томашевский определял стилистику как связующий элемент, объединяющий эти два предмета.

Что изучает стилистика

Современная стилистика изучает:

  • Стиль - общий набор характеристик, позволяющих определить искусство конкретной эпохи, направление и индивидуальные черты работы автора произведения. Это утверждение справедливо для изучения любых стилей, начиная от литературного, и заканчивая архитектурным.
  • Отношение вариаций языковых выражений друг к другу.
  • Окраска языковыми средствами, позволяющими определять принадлежность формы речи к определенному стилю.
  • Норма стиля - набор характерных параметров, свойственных для конкретного стиля, например научного или художественного.
  • Правила стиля, позволяющие создать четкое представление о нем и понимание способов его создания.

Языковедение

Языковедческий тип стилистики - учение о речевых стилях, изучающее и определяющее набор выразительных средств языка - экспрессивных, оценочных и функциональных. Последние, в свою очередь, делятся на: коммуникативные, окрашенные эмоциями, предназначенные для познания и исторические.

Изучая вопрос о том, что такое стилистика, М. В. Ломоносов определил наличие трех штилей в языке. Первый из них — высокий — составляется из ряда изречений словено-российского происхождения. Посредством такого штиля следует составлять поэмы о героях, оды и т. п.

Штиль, занимающий среднее положение, образовать следует при помощи большего количества российских употребительных слов и изречений. В нем пишутся чаще всего театральные тексты, стихотворные формы, сатира и эклоги, а также пастораль и идиллия.

Черты низкого штиля определяются изречениями, отсутствующими в словенской форме диалекта.

В настоящее время русский язык образуется при помощи пяти стилей, которые имеют ряд параметров, определяемых языковыми единицами, способами интерпретации информации, постановкой предложений и т. д. Это разговорный, научный, официально-деловой, публицистический и художественный стили.

Черты разговорного стиля

Формой реализации такого стиля является ведение диалога, и, следовательно, чаще всего, он используется устно. Характерной чертой является отсутствие предварительного отбора языковых материалов и использование внеязыковых факторов: мимики, жестикуляции, указаний на обстановку, окружающую собеседников. Наличие непринужденности в общении позволяет получить субъекту больше свободы при выборе набора языковых единиц. Другим параметром является наличие эмоциональности и образности, конкретизации и простоты речи.

Положения научного стиля

Научная стилистика представлена литературной речью, которая обладает рядом особенностей. Среди них доминирующими являются: осмысление текста до его высказывания, наличие монологического характера, строгие требования к отбору средств языка, а также он направлен в сторону нормированной речи.

Стилистическое выполнение научной работы определяется посредством анализа ее содержания, точности и полноты объяснимого факта, выявлением и демонстрацией причинно-следственных связей между происшествиями. Важно также уделять внимание историческому развитию.

Стилистика текста научного типа в ходе своего развития образовала несколько подразделов: собственно- и учебно-научный, а также научно-популярный.

Об официально-деловом стиле

Официально-деловая форма стиля определяется как средство письменных обращений в деловой сфере взаимоотношений: правовые и управленческие связи между субъектами. Данная сфера выносится на международный уровень отношений, юриспруденцию, включена в экономическую отрасль науки, играет важную роль в военной отрасли, используется в рекламе, правительственной деятельности и официальных учреждениях. Стилистика текста в таком разделе обладает четкой формулировкой и отсутствием двусмысленной интерпретации информации.

Среди подстилей выделяют:

  • законодательный - обладает волентативностью функций и эксплуатируется в государственном управлении;
  • административно-канцелярский - находит свое применение в ведении личного ряда деловых документов и старается подчеркнуть характерные черты административного типа отношений;
  • дипломатический - имеет международное значение.

О публицистическом стиле

Еще одним пунктом, позволяющим нам дать полный ответ на вопрос о том, что такое стилистика, является определение публицистического стиля.

Характерными чертами этого стиля является наличие широкой функциональности. Он может использоваться в разнообразных жанрах, например статьях, очерке, репортаже, фельетоне, памфлете, речи оратора, интервью.

Публицистическая стилистика находит свое применение в СМИ и использует общественно-политический тип лексикона. Строится посредством логичности и придания тексту или речи эмоционального окраса, старается использовать оценки и призыв к действию любого типа, физического или мыслительного.

Данный стиль эксплуатирует не только нейтральную, но и высокую, торжественную лексику и фразеологизмы. Часто употребляются короткие предложения и проза в рубленом виде, безглагольные изречения и риторические приемы, а также восклицание, повтор и т. д. Стилистика русского языка в данном разделе использует оценочную лексику и придает выражениям яркий эмоциональный цвет, часто используется для навязывания идеалов, постулатов, догм и т. д. Ментально передает общий тип восприятия информации, например, человек может определить энергичность старта речи, твердость позиции говорящего, наличие тяжелого кризиса, проблемы и т. д. Главное предназначение стиля - это донесение информации до всех слоев социума.

Художественные черты

Художественная форма стиля - это одна из самых распространенных форм речи, которая находит свое применение в литературе художественного типа. Данный стиль старается воздействовать на способности субъекта воображать, а также на психику и чувствительность читателей.

Литературная стилистика характеризуется наличием образности и эмоциональности. Различные формы выше рассмотренных стилей обладают четко выраженными стандартами и чаще всего требуют применения терминологических единиц. Художественная литература ставит в равное значение все типы слов, а также не имеет четких различений в важности, между содержанием логического смысла и приданием тексту экспрессивно-эмоционального оттенка.

Фигурирующие единицы стилистики

Стилистика и культура речи тесно связаны между собой, что видно, исходя из наблюдений за формой общения в разных социальных сферах. Эксплуатация научной терминологии на работе, связанной с образовательными или исследовательскими сферами деятельностями человека, бытовое общение, газеты и т. д. - все они имеют четко выраженные различия между собой. Умение использовать черты конкретного стиля при передаче информации в разных условиях позволяет конкретизировано передавать необходимую информацию собеседнику(-ам) и преподносить себя в качестве культурного и образованного субъекта на работе или учебе, улице, в кругу друзей и т. д.

Чтобы верно оформлять предложения в соответствии со стилями, желательно знать о наличии стилистических фигур, представленных в форме особых синтаксических способов постройки предложения. Это необходимо для увеличения силы образно-выразительных функций речи.

В соответствии с синтаксическим построением выделяют две группы:

  1. Конструктивную - необходима для придания сбалансированности.
  2. Деструктивную - обратный процесс в ответ на конструктивность, создание раскола структуры.

В общей массе стилистических фигур выделяют главные:

  • анафоры;
  • эпифоры;
  • градацию;
  • инверсии;
  • параллелизм;
  • антитезы;
  • эллипсисы;
  • умолчание;
  • оксюмороны;
  • риторические вопросы и восклицания;
  • многосоюзные и бессоюзные приемы построения предложения.

Подводя итоги

Анализируя содержание написанного, можно заключить, что стилистика играет важную роль как в устном ведении диалога или монолога, так и в написании текста. Обладает распределением на стили, каждый из которых характеризуется различными параметрами.

Существуют упражнения по стилистике, которые помогают субъекту научиться более конкретно и правильно формулировать и реализовать ту или иную форму стиля. Для развития таких навыков можно находить литературу с указанием определенного жанра и стиля, а далее, посредством прочтения и анализа, формулировать субъективно общий ряд правил, которые необходимо соблюдать при ведении, например, диалога на работе, учебе или в бытовой жизни. А также можно использовать источники из интернета с приведением примеров, составленных специалистами, для донесения информации до заинтересованного индивида.

Различаются понятия «Стиль языка» и «Стиль речи».

Стиль языка – совокупность общих признаков, которые возникают у языковых единиц, как следствие употребления их в разных произведениях словесности.

Стиль речи – деление всей массы произведений словесности, у каждого из которых – свой стиль, на классы, подклассы и т.д., вплоть до индивидуального словесного произведения, созданного по определенным правилам.

1. Стилистика языка (структурная стилистика: система систем). Описывает, квалифицирует и объясняет взаимоотношения различных частных систем внутри единой структуры языка. Соотносительные формы слов, ряды слов и конструкций… Все это выстраивается в сложную систему, каждый из элементов которой несет свою функциональную нагрузку.

Внутренняя дифференциация языковых стилей может осуществляться на основе структурных или конструктивных соотношений между частными системами выражения внутри единой структуры языка. (Такова, например, синонимия парадигматических форм, такова синонимия в кругу словосочетаний и предложений, слов и фраз и т.д.)

Несомненно, что языковые стили – база для очень тонкой дифференциации многочисленных стилей речи, которые характеризуют многообразие форм речевого общения. (Разные виды экспрессивно-смысловой окраски. Проявляются в семантической структуре слов и словосочетаний, в синонимическом параллелизме, в синонимике синтаксических конструкций, в их интонационных качествах и т.д.) Но стилистика языка очень тесно связывается со стилистикой речи.

2. Стилистика речи . Базируется на стилистике языка естественным образом, т.к. языковая система не только порождает речь, но и питается ею, применяется под ее воздействием. Специфику речи составляют те языковые явления, которые существуют в практическом применении языка (речи). Voicing – интонация, ритм речи, озвучивание и т.д. Явления, возникающие в речи соответственно реальным условиям высказывания: темп, пауза, эмфазис, фразовый акцент. На передний план исследования выступает способ употребления языка (в разных видах речи и в разных композиционных системах, вызванных общественной практикой). Только такой подход дает возможность построить стилистику речи.

Проблема стилистики речи тесно связана с вопросом общей культуры языка. Стил-ка речи – учение о:

- формах и типах речи ,

- социально-речевых стилях (о типических тенденциях в процессе индивидуального речетворчества)

- композиционных системах основных жанров общественной речи .

Именно в общественно-языковой практике проявляется творческая природа языка, как ее определяли Гумбольдт и Потебня . Стили речи – прежде всего некие композиционные системы в кругу жанров общественной речи. Т.о. задача стилистики речи – анализ всех тех различий, которые существуют между разными видами устной и письменной речи. Композиционные формы очень многообразны. Все это строится на чередовании и взаимопроникновении элементов разговорного и книжного языка. К тому же, всегда актуально изучение мелодики речи. Еще более разнообразны жанры и формы письменной речи.



Важно изучить типические приемы сочетания разных языковых стилей в пределах одного и того же акта речи . Например, стиль приветствия, стиль обзорной статьи и т.д. В быту устная речь не только произносится, но и имеет вполне организованные формы своего построения. В художественной литературе эти формы вливаются в письменную речь и сами включают в себя ее элементы. Так формируются сложные системы взаимодействия устной и письменной речи в рамках одного текста . В литературе устная речь не звучит; здесь мы имеем дело с литературной устной речью . В ней заключаются некие симптомы ее соотношения с формами обычного устного говорения. Очевидно, что эти симптомы кроются в особенностях синтаксиса устной речи, в особенностях ее лексического строения, своеобразии ее композиции. Для современной лингвистики проблема смешения форм устной и письменной речи – одна из наиболее существенных. Т.е. она в равной мере значима для лингвистов и для литературоведов.

3) Стилистика текста

Понятие нормы, как одно из важнейших в стилистике. Норма языковая и функционально-стилевая. Вариативность нормы.

Стилистическая норма – это правила регулирующие применение стилистически и экспрессивно окрашенных языковых средств. В соответствии с целью, ситуацией, содержанием, условием общения, требованиями жанра. Проблема норма, тем более стилистической нормы, теснейшим образом связана с проблемой соотношения культуры речи как самостоятельной научной дисциплины, с одной стороны, и стилистически – с другой. Ни та ни другая проблема не нашла еще, к сожалению, в языкознании однозначного решения. Они важны для практики, для методики обучения языку, для определения стилистических и иных речевых ошибок. «Литературная норма – это некоторая совокупность коллективных реализаций языковой системы, принятых обществом на определенном этапе его развития и осознаваемых им как правильные и образцовые» - Скворцов вводит понятие динамичной нормы, включая в него и признак потенциальных возможностей реализаций языка. Он настаивает на необходимости четкого отличия явлений собственно нормы от кодификации. Языковая норма – исторически обусловленная совокупность общеупотребительных языковых средств, а также правила их отбора и использования, признаваемые обществом наиболее пригодными в конкретный исторический период. Бывает вариативность нормы. Вопрос о стилистической норме тесно связан с вопросом соотношения культуры речи и стилистики, первая область исследований имеет дело прежде всего с понятием языковой нормы. Порой эти науки отождествляются. Предметом культуры речи считается не только правильность, но и искусство речиЮ а стилистика включается в культуру речи. Культура речи пересекается с проблематикой стилистики и даже включает в себя некоторые ее аспекты. У каждой из этих наук свои специальные задачи и свой предмет исследования. Большинство исследователей различают языковые нормы литературного языка с одной стороны, и нормы стилистические – с другой. По мнению Петрищевой речевые стилистические нормы – это коллективные привычки употребления окрашенных элементов языка в тех или иных условиях, не остающиеся неизменными. Ризель под стилистическими нормами понимает обязательные в данное время закономерности отбора и организации языковых норм в функциональных стилях и жанровых подстилях.

Функционально-стилистические нормы имеют более свободный характер, чем общеязыковые. Степень допустимости отхода от правил организации речи меняется в зависимости от того, какое место центральное или периферийное имеет данное высказывание. В первом случае нормы строже и определеннее, а во втором свободнее и вариативнее. Эта свобода оставляет простор для творческих возможностей. Понятие нормы обычно связано с единством стиля – недопустимость столкновения в контексте средств с различными стилистическими маркировками. Недопустимо заполнять разговорную речь книжными высокими словами или научную и деловую – разговорными. Но в частности столкновение разностилевых элементов издавна считается эффективны приемом публицистической речи.

Основные понятия и категории стилистики: стилистический уровень, стилистические ресурсы, методы стилистических исследований.

Предметом стилистики являются выразительные возможности и средства разных уровней языковой системы, их стилистические значения и окраски, закономерности употребления языка в разных ситуациях общения и своеобразная организация речи, специфичная для каждой сферы. Стилистические приемы создаются и употребляются в речи, в тексте, в процессе функционирования. Стилистические приемы могут твориться заново, строиться по известным моделям и использоваться в готовом виде. Они могут быть лексико-семантическими, словообразовательными, фразеологическими, грамматическими, а так же собственно текстовыми сущностями. Особого уровня стилистические приемы не образуют, составляют неравнозначные единицы и явления. Все эти средства объединяются единой функцией в речи – направленностью на эффективность высказывания. «Стилистика приемов» представляет собой аспект употребления языка, относится к функционированию языка.

Стиль теснейшим образом связан с текстом и т.к. он связан с функционированием языка, особый угол зрения на язык в качестве стилистического – это и есть текстовый аспект. Понятия стиля и текста нельзя отождествлять. Текст является лишь материалом, откуда извлекается стиль. Текст – это своего рода место приложения стиля. Текстовая ткань, единицы и категории текста являются лишь средствами реализации стиля. Стиль не отождествляется с текстом, последний не составляет особого стилистического уровня в системе языка. Стиль – это лишь одно из свойств текста. Предметом лингвостилистики не является само по себе содержание, выраженное в речи, в тексте. Лингвостилистический анализ теснейшим образом связан с анализом содержания. Стилистический анализ состоит в выявлении того, в какой степени адекватно речевая ткань передает адресату содержание высказывания, цели и намерения говорящего и каким образом стиль речи помогает глубже проникнуть в содержание. При анализе разных функциональных стилей значимость фактора содержания оказывается неодинаковой: наиболее велика она в художественной речи. Сами по себе задачи анализа даже художественного текста могут быть различными. Для выявления общей специфики художественной речи в отличие от других функциональных стилей, достаточна опора на тип содержания, на общие принципы использования языка для передачи образной мысли. Стилистика в отличие от других отделов лингвистики, изучает выразительные возможности языка. Стилистика имеет свой особый предмет исследования. Эта наука имеет свой специфических понятий и категорий: стиль, функциональный стиль, стилистическая окраска, стилевая черта… У стилистики обширная проблематика неизвестная другим лингвистическим наукам: 1) определение стиля, так же функционального стиля, соотношение стиля языка и стиля речи. Специфика и речевая системность стиля речи. 2) определение закономерности функционирования языка в разных сферах общения. 3) классификация функциональных стилей. 4) проблема объективного и субъективного в стиле. 5) соотношение функциональных стилей и форм речи. 6) проблема диахронии и синхронии в стилистике. И др.

В стилистической области исследования разработаны свои методы анализа материала. В последнее время при исследовании функциональных стилей, в частности при выяснении воздействия на стиль речи тех или иных факторов приобрели широкое применение стилистико-статистические методы исследования.

Стилистика как раздел языкознания. Объект и предмет стилистики. Современное состояние стилистики как науки. Функционирование языковых и речевых средств как главный аспект изучения стилистики.

Стилистика – это раздел языкознания, в котором исследуются закономерности использования языка в процессе речевой коммуникации, функционирование языковых единиц и категорий в рамках литературного языка, в соответствии с его функциональным расслоением в различных условиях речевого общения, а так же функционально стилевая система или система стилей литературного языка в их современном состоянии и в диахронии.

Бельчиков выделил подразделы стилистики:

1) функциональная стилистика – это и есть система стилей русского языка.

2) Стилистика языковых единиц – это может быть: практическая стилистика и стилистика ресурсов.

3) Стилистика текста

4) Стилистика художественной речи.

Предмет стилистики включает следующие компоненты:

Выразительные возможности и средства разных уровней языка;

Стилистическое значение языковых единиц (коннотации);

Коммуникативно-обусловленные закономерности употребления языка в разных сферах и ситуациях общения;

Речевая организация, специфичная для каждой сферы.

Стилистическая структура языка:

Это такая организация языковых средств, нейтральных и стилистически маркированных, которая как бы накладывается на общую систему языка, имеющую уровневое строение, и служит для выполнения языком различных функций, сопровождающих основную коммуникативную функцию языка.

Коннотация – функционально-стилистическая или эмоционально-экспрессивная окраска языковой единицы узуального или окказионального характера: волосенки.

В самом общем виде язык определяют как средство общения. При изучении языка делается акцент на слово «средство». Определение сущности всякого научного объекта, тем более такого сложного, как язык, представляющего собой динамичную систему, требует не только структурной его характеристики, но и функциональной. Еще Аристотель определял всякий объект изучения с 2х сторон: с точки зрения его структуры и в аспекте его функциональных признаков.

Функционирование языка – это не просто сложение по правилам синтагматики знаний языковых единиц. Взаимопонимание с учетом проявляющихся в контексте общения «речевых прибавок». Например, когда кто-то из медиков впервые употребил выражение «лицо болезни», то здесь проявились возможности языковой системы для такого употребления (перенос значения). Однако именно такое значение у слова лицо и такое словосочетание не закодированы заранее в системе языка и потому до определенного момента не известны слушающему, хотя он, впервые услышав это словоупотребление, понимает смысл высказывания. Язык и речь, точнее собственно системный и функциональный аспекты языка, составляют единство, но не тождество.

Будаков писал: «стилистика – душа любого развитого языка. Поэтому ей должно принадлежать важное место, как в науке о языке, так и в науке о художественной литературе.»

Степанов следующим образом определяет значение стилистики для теории языкознания и др. отраслей науки: «исследование национальной культуры, языка и психологи стали гораздо определеннее и конкретнее именно благодаря появлению стилистики как особой отрасли языкознания».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

1. Стилистика как наука. Ее объект, предмет, цели, задачи

Как научная дисциплина начинает формироваться с 20-30х гг.20века, а особенно активная разработка одного из ее направлений, называемого функционально стилистикой, происходит лишь с середины 50х гг. Основными предпосылками формирования стилистики:

1.Выдвижение в начале 20 века идеи о различении языка-речи и несколько позже внимание к функциональной стороне языка.

2. Разработка проблематики литературного языка и нормы.

3. Идея системности.

Фор-е стилистики обусловлено самой логикой развития языкознания идущей от мелких единиц (звуков в фонетике) к крупным, в том числе и текстовым. Стилистика выделяется как самостоятельная лингвистическая дисциплина и как особая отрасль теории языка в работах по общему языкознанию. Свидетельством оформления стилистики в самостоятельную науку явились так же съезды и конференции, посвященные ее проблемам. Р.А. Будаков: «… стилистика - «душа» любого развитого языка. Поэтому ей должно принадлежать важное место как в науке о языке, так и в науке о художественной литературе»

Стилистика - стилос - палочка для письма. Лингвистическая наука о выразительных средствах языка, о закономерностях отбора языковых средств в зависимости от сферы общения и других факторов.

Объект ст-ки - речь язык зафиксированный в текстах.

Предмет - в широком смысле - изучение всех языковых средств в аспекте их употребления.

В узком смысле изучение яз ср-в языка, ориентированных на использование в определенных сферах общения.

Задачи ст-ки.

Систематизировать и углубить знания по Р.Я. 2. Овладеть теоретическими основами совр. Ст-ки. 3. Выработать практические навыки и умения в распознавании стилистич ошибок в высказываниях относящихся к разным сферам общения. 4. Развитие языкового чутья 5. Повышение уровня культуры речи 6. Изучение речевой организации текста.

Стилистика - раздел науки о языке, изучающий стили литературного языка и языковые средства, создающие их особенности.

1. Стилистика ресурсов - изучает стилистические ресурсы языка. Это описательная, аналитическая стилистика, характеризует стилистически окрашенные средства языка, выразительные возможности, и семантико -функциональные оттенки слов, форм, конструкций, средства словесной образности. Занимается изучением книжных и разговорных языковых средств.Описывает состав средств, структурный аспект. Стилистика ресурсов - База для других направлений стилистики.

2. Функциональная стилистика - исследует закономерности функционирования языка в зависимости от коммуникативных задач в разных сферах общения. Изучение стилистических возможностие в зависимости от целей и задач. Изучение закономерностей функционирования языка в разных сферах. Предмет ее исследования - употребление, функционирование языка. Принципы отбора и сочетания языковых средств. Функциональная стилистика- это лингвистическая наука, изучающая закономерности функционирования языка в различных сферах общения, соответствующих различным видам человеческой деятельности. ФС - одно из центральных направлений современной стилистики. В центре внимания стилистики был и остается ТЕКСТ, а значит законы функционирования языка. Т.О. 2 основных направления стилистики «стилистика ресурсов» (структурный) и функциональная(функциональный)

2.А. Стилистика текста. Изучает структурно - стилистические возможности речевых произведений, композиционно - стилистические формы, конструктивные приемы и функционирование в речи языковых средств. Стилистика текста - изучает структурно - смысловую организацию текста, его композиционно - стилистические типы и приемы.

2. Б. Наука о стилях художественной литературы. Исследует взаимодействие литературного языка и различных стилей художественной литературы в их историческом развитии и вопрос о том в какой мере литературный язык может обеспечить нужды стилистического направления литературы. Центральная проблема Стилистики художественной литературы - изучение речевого воплпщения в художественном произведении образа автора.

3. Практическая стилистика- целесообразность и уместность использования того или иного языкового средства. Знакомство с нормами того или иного функционального стиля, стилевое чутье, умение грамотно строить речь.

4. Сопоставительная (внешняя) стилистика - характерологические черты национальных языков, их сравнение.

5. Диахроническая (историческая) стилистика - изучает процессы формирования функциональных стилей в связи с социальным заказом, историческим развитием стилистических систем языка.

Современная стилистика не рассматривает широкий круг продлем не ограничиваясь анализом стиля художественных произведений. Интересы лингвистов сфокусированы на проблемах употребления языка, целях и задачах речевого общения. Отечественная стилистика шире зарубежной по своей проблематике.

3. Лингвистические и экстралингвистические факторы в стилистике.

В основе классификации стилей лежат экстралингвистические факторы: сфера применения языка, обусловленная ею тематика и цели общения.

В лингвистике - науке о языке - текст понимается как соединение законченных предложений, связанных между собой по смыслу, а также с помощью лексико-грамматических средств языка. Но текст является, скорее, не единицей языка, а единицей речи, так как мы общаемся не словами, и даже не предложениями, а текстами. Каждый текст - это высказывание. А любое высказывание не может состояться без того, кто говорит, о чем говорит, где говорит, кому говорит. Все эти компоненты - говорящий, предмет общения, обстановка общения, адресат общения - составляют речевую ситуацию, или ситуацию общения.

КОМПОНЕНТЫ РЕЧЕВОЙ СИТУАЦИИ (говорящий, предмет общения, обстановка общения, адресат общения) представляют собой ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ТЕКСТА.

Латинское слово EXTRA- означает СВЕРХ-, то, что лежит за пределами, в данном случае за пределами лингвистики, то, что не изучается лингвистикой.

ГОВОРЯЩИЙ - главный компонент речевой ситуации, поскольку экстралингвистические и лингвистические (языковые) средства становятся речью только тогда, когда происходит их соединение с говорящим лицом.

Им определяется отбор средств языка, которыми оформляется содержание высказывания.

С говорящим связана ЦЕЛЬ ВЫСКАЗЫВАНИЯ, или РЕЧЕВОЕ НАМЕРЕНИЕ. Выделяют три типа речевого намерения:

ИНФОРМИРОВАТЬ (сообщить информацию),

АКТИВИЗИРОВАТЬ (побудить к какому-либо действию),

АРГУМЕНТИРОВАТЬ (убедить собеседника).

Речевое намерение определяет отношение говорящего к сообщению, которое выражается в оценке содержания высказывания, выделении того, чему в сообщении придается наибольшее значение.

ПРЕДМЕТ ОБЩЕНИЯ - это то, о чем говорится. Он определяет содержание высказывания, придает ему смысл.

ОБСТАНОВКА ОБЩЕНИЯ - это те условия, в которых общение происходит, например, в классе, на улице, в гостях. Обстановка общения влияет на выбор формы речи: монологическая или диалогическая, а также на эстетическую сторону речи: формы обращения, стиль общения.

Различают официальную и неофициальную обстановку общения.

АДРЕСАТ ОБЩЕНИЯ - тот, к кому обращено сообщение. Известный русский ученый М.М. Бахтин считал, что любое высказывание имеет адресата, даже если оно обращено к самому себе. Не бывает текста в никуда.

Если вы хотите, чтобы ваши слова были услышаны, нужно оценить способности понимания адресата: общий фонд знаний, информированность по данному вопросу, психологическое состояние в данный момент, особенности характера. Учет личности адресата - важный фактор эффективного общения.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

Речевая ситуация - это совокупность экстралингвистических условий, необходимых для осуществления высказывания. Знание содержания каждого компонента речевой ситуации и его роли в создании высказывания сделает сообщение результативным, т.е. воздействующим на сознание или поведение адресата. Для этого нужно уметь: 1) определять цель высказывания в соотнесенности с предметом и обстановкой общения и подчинять высказывание данному речевому намерению; 2) определять соотношение между участниками общения, т.е. между говорящим и адресатом.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ.

Текст не может существовать без единиц языка, т.е. без самих слов, объединенных по законам смысла и грамматики. Лингвистические законы строения текста отражены в двух типичных для всех текстов образованиях: функционально-смысловых типах речи и сложных синтаксических целых.

ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ выступают в качестве средств программирования высказывания. Они формируют мысль, упорядочивают ее, придают ей целостность и завершенность. Они могут функционировать в речи самостоятельно, но чаще различные типы речи участвуют в построении сложного текста, определяя его композицию. Поэтому их еще называют композиционно-речевыми формами.

Существуют три типа речи: ОПИСАНИЕ, ПОВЕСТВОВАНИЕ, РАС-

СУЖДЕНИЕ. Они передают разные отношения. В основе описания и повествования лежат реальные факты действительности, т.е. то, что можно наблюдать в жизни, в рассуждении этот факт действительности осмысливается, проходит переработку в сознании.

4. Теоритическое и практическое значение стилистики

Теоретическое: стилистика знакомит с закономерностями употребления языка в разных сферах общения, их стилевым своеобразием, и тем самым обогащает знания о функциональном аспекте языка. Развитие функциональной стилистики приводит к более полному и всестороннему знанию языка и его функционально - стилистических вариантов, уточненному представлению о стилевой норме. Язык уже представляется не как монолит. Он может семантически трансформироваться «изобретается» новое. Происходит изучение проблем взаимодействия лингвистического и экстралингвистического, проблемы связи языка (речи) и мышления. Глубже понимаются и описываются законы построения, развертывания и интерпретации смысловой структуры научного текста. С развитием функциональной стилистики укрепляется статус ее как теоретической дисциплины.

Закладывает теоретические основы ряда прикладных дисциплин (культуры речи, практической стилистики, методов редактирования, школьной методики преподавания Р.Я. и т.д. Имеет большое значение для развития и теории языка, и ряда прикладных дисциплин, в частности и методики преподавания.

Практиктическое: Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме, знакомство с основными функциональными стилями(не только теорит но и практич- написание сочинения в публицистич стиле)Не только обрести орфографическую и пунктуационную грамотность но и овладеть языком как средством общения в различных сферах жизни т.е. овладеть навыками использования стилистически дифференцированной речи. Стилистика помогает ввести учащегося в речевую ситуацию, подобную естественной, развивает умение оценивать задачи общения в той или иной сфере, направлена на то что бы вызывать потребность в коммуникации. Она подключает речевое действие к деятельности общения (коммуникации) и превращает искусственное говорение в естественное высказывание.

5. Связь стилистики с другими лингвистическими дисциплинами

I. Стилистика и лексикология.

Слово может выражать субъективное (+ либо -) отношение или оценку говорящего по отношению к предмету, явлению, качеству, либо действию, которые оно называет.

То есть слово приобретает определенную эмоционально-оценочную коннатацию, что является сферой стилистики.

Стилистика изучает выразительные ресурсы словарного состава языка, занимается исследованием всех возможных стилистических импликаций, принципами использования слов и сочетаниями слов в их выразительной функции.

II. Стилистика и фонетика.

Фоностилистика (стилистика звуков) показывает как отдельные звуки, сочетания звуков, ритм, интонация и т.д. могут использоваться в качестве выразительных средств и стилистических приемов с целью наиболее полно воплотить в жизнь авторский смысл.

III. Стилистика и грамматика.

Грамматическая стилистика рассматривает грамматические феномены в качестве выразительных речевых средств, которые добавляют различные эмоциональные и стилистические окраски высказыванию, индивидуальные грамматические формы, а также единицы более высокого уровня, в которые объединяются отдельные предложения.

Единицы высокого уровня = прямая, косвенная, несобственно-прямая речи.

Данная дисциплина базируется на ряде других теоретических и практических курсов, а именно: лексикология, практическая грамматика, теоретическая и практическая фонетика, литература страны изучаемого языка, также стилистика связана с курсами "Психология" и "Философия" (раздел "Эстетика").

Связь стилистики с дисциплинами, описывающими языковые нормы (нормативная грамматика и лексикология, орфоэпия), объясняется тем, что всякое использование языка обязательно ориентируется на общепринятые нормы. И по существу для стилиста требуется совершенное знание средств литературного языка. Если бы с полной точностью были осознаны (и описаны) значения, экспрессивная окраска, круг употребления слов и грамматических конструкций, то были бы созданы условия для их сознательного использования при разрешении всевозможных конкретных задач, возникающих у говорящих и пишущих, помочь чему стремится стилистика.

6. Понятие о стилистической норме. Разновидности стиль ошибок

Литературная норма- это некоторая совокупность коллективных реализаций языковых систем, принятых обществом на определенном этапе его развития и осознаваемых им как правильные и образцовые. Семенюк Н.Н.

Коллективные привычки употребления стилистически окрашенных средств языка

Языковая норма - совокупность явлений, разрешенных системой языка, отраженных и закрепленных в речи носителей языка и являющихся обязательной для всех носителей языка.

Стилистические нормы - исторически сложившиеся, закономерно развивающиеся общепринятые реализации заложенных в языке стилистических возможностей, обусловленные целями задачами и содержанием общения.

Функционально -стилистические нормы имеют более свободный характер чем языковые.

Виды СН: 1. Функционально - стилистические нормы - отражают закрепленность языковых стилей.. 2. Экспрессивно - стилистические нормы - регулирующая использование эмоционально - оценочных и экспрессивных средств языка.

Стилистические ошибки нарушение элементарных стилистических норм речи.

Виды Стил Ошибок:

1.Слабое владение ресурсами Р.Я. 1.Бедность словаря и фразеологии (повторение одного и того же слова, однокоренных слов/плеоназмы и тавтология. Тавтология: трудный труд . Плеоназмы: ведущий лидер ./

2. Употребление штампов: целый ряд задач./

4. Немотивированное употребление нелитературной лексики: шмотье , охота , стращать /Однообразие в построении предложений./ 5. отсутствие образных средств.

2. Недостаточно развитое языковое чутье. 1.Погоня за красивостью /неоправданное использование определений прилагательных: радостный и веселый / Создание надуманных метафор, неудачных сравнений: небо как добродушный гномик улыбается нам .

2. Смешение разностильной лексики. 3. Неблагозвучие, которое создается: скоплением гласных, шипящих, употребление рядом одинаковых слогов: Допрос рослого .

3.Нарушение норм функционального стиля 1. Канцеляризмы (лексика и фразеология делового стиля): пользуется большим спросом .2. специальные термины в тексте ненаучного характера.

4. Нарушения стилистических требований, связанных с широким контекстом.(нарушение функционально - стилевой целостности произведения, тема, аспект раскрытия, характер заголовка.

7. Понятие о стилистической окрашенности. Виды

Стил окраска - это функциональная закрепленность яз.средств за стилем.

Стил окраска - это дополнительное содержание, дополнительный смысл различного стилистического характера, который накладывается на лексическое значение.

Стилистич окрашенными могут быть: Слова, из варианты, говорящие фамилии. Фразеологические обороты: как банный лист / парные слова: туда - сюда . Слова с суффиксами оценки: людишки, деревенька . Некоторые морфологические формы: други, сыны . Синтаксические модели: это кто тут такой ?

Виды окраски: основные: Функционально - стилистическая.(преимущество употребления языковых средств в той или иной сфере общения / Книжная Разговорная) Эмоционально- экспрессивная. (помимо основного значения обладает эмоц значением -Эмоциональная окраска)

Образность - разновидность коннотации, при которой в сознании возникает определенное представление, образ. Оценочная окрашенность- коннотация содержащая значение «положительного» или «отрицательного» Архаическая - тип окраски свойственный архаизмам и историзмам (рыбарь, лепота ) экзотическая- окраска, присущая словам и выражениям другой культуры, которые употребляются для придания речи местного колорита (паранджа, консьерж ) Символический оттенок (небо, золото, лавры ) Лингвострановедческий российский оттенок (березка, Волга, Татьянин день )

Различные слова могут иметь несколько стилистических окрасок. Например слово белоснежный имеет эмоциональную положительную, образную и поэтическую окраску.

стилистика лингвистический

8. Понятие о коннотации, экспрессивности, эмоциональности, оценочности

В значении слова попимо предметной информации, понятийно - логического компонента, выделяются коннотации - дополнительные значения (экспрессивно - эмоциональные оттенки)

Коннотация- уз. Смысл - эмоциональность, оценочность экспрессивность. Широкий - чувства, впечатления, ассоциации, которые возникают при восприятии той или иной единицы.

Коннотация предназначена для выражения эмоциональных или оценочных оттенков высказывания и отображает культурные традиции общества. Коннотации представляют собой разновидность прагматической информации, отражающей не сами предметы и явления, а определённое отношение к ним. (от лат. connotatio -- добавочное значение) -- до­полнительные черты, оттенки, сопутствующие основному содержа­нию понятия, суждения. В обыденной речи и в художественном твор­честве к основному семантическому значению понятий и суждений часто добавляются дополнительные оттенки, служащие для выра­жений эмоционального или оценочного отношения говорящего к предмету речи. Напр., слова «военные» и «военщина» совпадают по своему семантическому значению, однако во втором слове при­сутствует негативный оттенок, которого нет в первом слове.

Экспрессивность - широкий смысл - изобразительно - выразительное качество речи. Узкий смысл - способность передавать инфо о качественно - количественных особенностях того или иного признака, предмета, действия (Втюрится )

Эмоциональность - выражение эмоционального отношения к закрепленному за словом понятию или предмету. Представлена в семантике слова. (Умница, солнышко )

Оценочность- выражение в речи эмоционального отношения вызванного солившимся мнением о предмете высказывания. (Хам, тупица, губошлеп )

9. Стилистические ресурсы Р.Я. как предмет исследования лингвистической стилистики

Парадигма - ряд языковых единиц у которых одни признаки являются близкими, а другие различительными. Характерна для каждого уровня языка. Стилистич парадигма включает языковые единицы с близкими значениями, но с разными стилистическими показателями. (Кричать(нейтр) - орать(разговор) - восклицать(художествен)

Р.Я. предоставляет говорящим богатейшие выразительные возможности, в том числе и стилистические. Овладение этими ресурсами требует знаний развитого лингвистического чутья и навыков. Стилистические ср-ва и приемы их использования складываются постепенно, представляя собой историческое явление. Уже в 17в. Появляются отдельные наблюдения и рекомендации. А в 19-20 вв. создаются специальные пособия по стилистическим ресурсам. Стилистические ресурсы современного Р.Я.имеются на всех уровнях языковой структуры, они представляют собой сложившиеся, общепринятые приемы употребления языковых единиц. Одним из богатейших средств стилистической выразительности являются средства словесной образности (тропы и фигуры, метофоры, метонимии, синтаксические фигуры и т.д.) Другой важнейший источник - синонимия . (лексическая и грамматическая).

К стилистическим ресурсам лексики относят стилистические окрашенные единицы, в том числе и эмоциональная и экспрессивная лексика. Также словарь ограниченного употребления (диалектизмы, просторечные слова, аргонизмы, профессионализны, варваризмы, архаизмы, неологизмы. Они используются в тексте со специальными стилистическими целями. Важнейший источник стилистических ресурсов Р.Я. - фразеология. Фразеологизм выразительнее синонимичного ему слова. Фонетика имеет меньше возможностей для создания стилистической экспрессии. Словообразование (стилистическая роль суффиксов и префиксов). В области морфологии явления морфологической синонимии и переносное употребление грамматических форм, и форм функционально - стилистической окраски. Почти безграничны стилистические возможности языка в области синтаксиса.

Для того что бы речь была выразительна, точна, стилистически мотивированна, а использованные в ней средства были наиболее целесообразными уместны, говорящий должен овладеть стилистическими ресурсами языка, знать его стилистические нормы.

10. Лексические ресурсы стилистики

1. Лексика эмоционально - экспрессивно окрашенная. В Р.Я. немало слов с устойчивой эмоц-экспрес окраской. Окраска многообразна: иронич., неодобрит., презират., ласкательная. Эмоционально - экспрессивная окраска слова возникает в результате оценочности. Слова с выразительными качествами: пустомеля, мазила, разгильдяй.

Многозначные слова, которые в прямом значении нейтральны,а в переносном оценочны. Тряпка(о мужчине). Эмоциональная окраска достигается аффиксацией: мамОЧка, солнЫШ Ко. Слова в которых оценочность не только в значении, сколько связана с традицией.: вещать, благой, дерзать.

Оттенки эмоционально- экспрессивные могут быть положительные: (торжественный, возвышенный, одобрение, ласкательности, шутливые слова) негативные (неодобрительный, презрительный, иронический, пренебрежительный, бранный.

2. Лексика функционально - стилистически окрашенная. слова употребительные в том или ином функциональном стиле. Научный стиль: язык науки. термины и терминология. Официально - деловой стиль: язык документов «Сухость» речи, антиэмоциональность, канцеляризмы, служебные слова(согласно, вследствие ) Публицистический стиль: для передачи инфо, спец публицистическая терминология(репортаж, хроника ) общественно - политические термины (неофашист, агрессия ) Художественная речь. Стиль произведений худ лит-ры. (лира, венец, очи, мурава )

Книжная лексика: слова употребляющиеся только в письменно книжной сфере.(аналогия, априори, аспект, ибо, антипод ) Разговорная лексика - слова являясь литературными придают речи разговорный характер. При введении в книжную речь они нарушают единство стиля (ахнуть, дешевка, заминка ) Нейтральная лексика - употребляется во всех сферах и жанрах (дом, стол, отец, синий, читать, седьмой )

11. Стилистические свойства устаревших и новых лексических единиц

Все слова функционирующие в языке принадлежат либо к активному запасу(постоянно используются) либо к пассивному запасу (устаревшие и новые слова) Устаревшие слова - слова вышедшие из активного употребления. Устаревшие слова делят на 3 типа: историзмы - слова - названия исчезнувших предметов, явлений, понятий. (кольчуга , гусар , продналог ) архаизмы - названия существующих вещей и явлений, по каким то причинам вытесненные другими словами (вседневно- всегда ) старославянизмы - слова старославянского происхождения (плен, здравствуй ) Устаревшие слова выполняют след стил функции: придают речи возвышенность, торжественное звучание, используются в худ произведениях об истор прошлом, для воссоздания древнего колорита, как средство юмора, сатиры, иронической окраска речи. Неологизмы - новые слова, которые еще не стали привычными. К неологизмам относят слова следующих групп: названия государств (СНГ, РФ ). Название правит учреждений (дума, мэрия ), должности (менеджер ), коммерчиские предприятия (ООО, АО ) Одни неологизмы быстро получают признание другие медленнее, третьи со временем забываются. (пейджер )

12. Словообразовательные и фонетические средства стилистики

Словообразовательные: стилистическая синонимия словообразовательных аффиксов. Словообразовательные суффиксы: игла - иглища, вода - водичка, светлый - светленький .

Суффиксы -ичк- -еньк- уменьшительно - ласкательное значение сестричка, тоненький. -ищ- -енн- увелич - неодобрительный иглища . -ехоньк- -ешеньк- -иц- устное нар творчество Былины, сказки. Стилистические синонимии префиксов: избрать - выбрать , вскричать - закричать . Ис-, из-, вос-, нис-, торжественность, приподнятость стиля. В остребовать . взлести - оттенок устарелости. Суффикси и префиксы субьективной оценки. Экспрессивные или эмоциональные. Уменьшительно - ласкательные суффиксы: -ок, -ек, -очек, -ечек, -ец, -чик, -ик, -ушк, -юшк, -оньк, -еньк, -ехоньк, -охоньк, -ешенек, - ошенек, голосочек, денечек, арбузик, дочка, женушка, кисонька, зеркальце, глупенький, легошенек . Пренибрежительность подозрительность ирония. -ишк-, -онк-, -енк-, -шк-, -ищ-, -ин-, воришка, шалунишка, душонка, книжонка, старикашка, грязища, голосище , домина . Префиксы экспрессивно -стилистические оттенки: добрый - предобрый, веселый- развеселый , неодобрение: ун-, ак-, -ляв-, -ан, -яй, -л-, -ыг-, болтун, гуляка, выскочка, вертлявый, губастый, политикан, слюнтяй, забулдыга . Шутливо - иронический: -яш, -аш, -он, добряш, племяш, тихоня. Аффиксы книжного происхождения достоинСТВо, сущнОСТЬ, тоталитарИЗМ, скульптУРа, ваяТЕЛЬ, отчИЗНа. Разговорность: здоровЯК, глазНИК, болтУН, столОВКа, дворнЯГа, бабьЁ, дурачьЁ,. Научный: плавкОСТЬ, феодалИЗМ, коммуникаТОР. Публицистич: договоренОСТЬ, групповЩИНа. Экспрессия высокого стиля префиксы Изведать, НИСходить, НИСпадать, ВОСпевать. Приставки книжного происхождения: АНТИсанитарный, Аморальный, ИНТЕРнациональный, УЛЬТРАфиолетовый, ЭКСТРАординарный. Словосложение обладает немалыми стилистическими возможностями: имена сущ, образованные сочетанием глагола 2лица повелит наклонения с сущ: Сорвиголова, держиморда, вертихвостка . Для худ.речи характкрны сложные прилагательный: Пепельно -серый, горько- соленый, иссиня- черный .

Фоника - раздел стилистики изучающий звуковую сторону речи. Наука о звуковой организации речи. Фонетические средтва - Звуки речи- сласные и согласные звуки языка. Сочетаемость звуков при соединении слов в словосочетания, предложения. При нарушение привычной последовательности звуков возникает отклонение от нормы. Словесное ударение. Фоника устанавливает правила постановки ударения в словах. Чередование ударных и безударных слогов. В худ речи используется для формирования ритмической структуры стиха. Рифма- одно из самых сильных фонетических средств языка В поэтической речи в качестве композиционно - звукового повтора является средством создания красоты звучания стиха и выделение важных слов. В прозаическом тексре неуместная рифма причина комизма.

13. Фразеологические ресурсы стилистики

Фразеологизмы придают речи выразительность, создают комический эффект, дают дополнительную языковую характеристику, создают яркий стилистический эффект

Р.фразеология содержит богатейшие средства речевой выразительности, придает речи экспрессию, национальный колорит. Фраз единицы обладают различной степенью экспрессии (нейтральные железная дорога, сахарная пудра, мягкий знак, белый груб) Фразеологизмы с книжной окраской: почивать на лаврах, ахиллесова пята, дамоклов меч, иметь место ,. Разговорные: из рук вон, глухая тетеря, хоть глаз выколи, водить за нос, была не была, душа в душу . Фразеология функционально окрашенная: Научный стиль: прибавочная стоимость , щитовидная железа, сила тока , принять во внимание, резюмируя сказанное, оставить след . Официально - деловая фразеология: очная ставка, регистрационный номер, подать в отставку, понести наказание, возложить на…, возыметь действие . Публицистическая фразеология: гражданский долг, по большому счету, пролить свет, на мировой арене, греть руки, с легкой руки, правительственный кризис , Устойчивые словосочетания нередко превращаются в штампы. Ледовые бойцы (хоккеисты), белое золото (хлопок), голубое топливо (газ) . Поэтические фразеологизмы: узы дружбы, воздушный замок, рыцарь без страха и упрека . В экспрессивно - эмоциональном стили фразеологизмы могут быть представлены как группы со своеобразной стилевой окраской: высокие, торжественные: из глубины веков, на поле брани, святая святых, сыны отечества . Неодобрительные: пороть горячку, мелко плаваешь, из пальца высосать . Иронические плакать в жилетку, тишь да глать . Шутливые: кормить завтраками, тютелька в тютельку , Грубые: в хвост и в гриву, с жиру беситься . Стилистически окрашенные фраз. Единицы широко используются и в письменной и в устной речи и во всех функциональных стилях. В научном и официально деловом запрещены экспрессивно окрашенные фразеологизмы и просторечные фразеологизмы. Экспрессивно- окрашенные фраз распространены в разговорной речи и в худ. публицистической. Особенность использования фразеологии в худ. Литературе и публицистике являются разного рода преобразование фраз единиц, образное из обыгрывание. Нередки случаи трансформации фразеологизмов, крылатых выражений и в газетной речи: Вывести грязную войну на чистую воду . А виновные умывают с мылом руки. С вами пива не сваришь .

14. Морфологические средства стилистики

Морфология - это та часть грамматического строя языка, которая объединяет грамматические классы слов (части речи), принадлежащие этим классам грамматические (морфологические) категории и формы слов. Таким образом, в центре морфологии стоит слово с его грамматическими изменениями и с его грамматическими характеристиками. Морфологические средства дают функциональные окраски, связанные с традицией употребления тех или иных форм в устно-разговорном или деловом стиле. Морфологические средства являются употребительными во всех стилях, жанрах и формах речи. Существительные: могут носить функционально стилистическую окраску в официальной: лаборант Иванова, в разговор- лаборантка Иванова. Неодинакова употребительность сущ того или иного граммат рода в разных функциональных стилях. Научная речь- абстрактные сущ сред рода. Разнообразно представлены стилистические возможности категории РОДА (муж, жен, ср) в Худ лит-ре. Категория ЧИСЛА также обладает определенными стилистическими возможностями: множ число отвлеченных терминов- функциональная окраска научной и профессиональной речи (стоимости, минимумы) разговорности(холода, морозы, времена) экспрессия (смертям) ПАЖЕД стакан чая, стакан чаю. Прилагательное: полные и краткие, степень сравнения. Полные и краткие прилагат когда выступают в роли сказуемого: Человек весел. Краткая форма стилистическая окраска в научной речи: Газ легок, белки сложны. Краткие формы сравнительно с полными осмысляются как более книжные. Степени сравнения прилагательных. Простая более нейтральна, а сложная отличается книжностью: холоднее - более холодный. Префикс по- разговорная речь- покрепче, посолидней. Сложная форма превосходной степени - более употребительна, нейтральна: самый глубокий, а простая форма- книжная: глубочайший. Экспрессия - префиксальные образования - предобрейший. Гиперболизированные - яснее ясного - разговорность. Публицистическая и научная речь с наречием наиболее - наиболее ответственный. Местоимения: Экспрессивно-стилистические функции личных местоимений (наш, мы)- передача единства с говорящим, противопоставление мы-вы. Употребление глагола я при глаголе-сказуемом ведет к подчеркиванию личности говорящего, поятому чтобы избежать нескромность Я опускают.Я придает высказыванию категоричный характер. Разные местоимения неодинаково употребительны в различных речевых разновидностях. В разговорной и худ речи высокочастотны личные местоимения, а в научной Ты и Вы почти не используются. Я заменяется на авторское Мы. В официально деловом стиле Я, Мы, Ты, Вы - совершенно отсутствуют. Глагол - одно из главных средств выражения динамики. Повелительное наклонение почти не известно научной и официально - деловой речи, зато широко употребительны в разговорной, художественной и публицистической. Личные формы глаголов. 2-е лицо, Ты - входишь, 3-е лицо - Вам говорят. Случаи употребления форм лица хар-ся не только смысловым, но и экспрессивны - эмоциональными оттенками. Время: настоящее время - разговор. Прошедшее - художественная проза. Наклонение: изъявительное, повелительное. Вид: совершенное, несовершенное. Причастия и деепричастия: оттенок книжности. Страдательные (несомый), действительные (загорелый).

15. Синтаксические средства стилистики

Синтаксис как и морфология в отличии от лексики и фразеологии не обладает столь четкой стилевой окраской. Тот или иной тип предложения используется в самых различных речевых сферах. Но при этом синтаксис таит в себе огромные стилистические возможности, в возможности передавать тончайшие оттенки мысли. Синтаксические средства отличаются сильной эмоциональностью и экспрессивностью: предложение(побудительные, восклицательные, вопросительные, неполные односоставные, однород члены предложения, обособленные обороты, прямая речь, поэтический синтаксис(анафора, эпифора, антитеза, градация) Причастие и деепричастные обороты, отыменные предлоги и союзы- книжная речь. Инфинитивные безличные предложения - разговорная речь. Строй простого предложения: не имеет в своем составе других предложений. Типы: определенно - личные, неопределенно - личные, обобщенно - личные, безличные, инфинитивные, номинативные, неполные, эллиптические конструкции. Сложное предложение: больше употребительно в книжной речи. Сложно подчиненные, сложносочиненные. Виды связи: согласование управление, примыкание.

17. Понятие о функциональном стиле. Вопрос о языковом и речевом статусе функциональных стилей

Обычно выделяют 5 основных функциональных стилей: научный, официально - деловой, публицистический, художественный и разговорно - бытовой. Отдельное высказывание или целый текст могут представлять функ стил необязательно в чистом виде. Самые общие стилистические особенности речи создаются прежде всего в зависимости от того в какой сфере происходит общение -научной, эстетической, правовой и т.д. Задачи общения в той или иной сфере определяют основные, фундаментальные особенности речи в данной области. Текст научного стиля- несет на себе отпечаток научного стиля. Конкретное высказывание осуществляется в соответствии с нормами того или иного функ стиля и обнаруживает свою принадлежность к нему, хотф может и не ограничиваться проявлением только этих стилевых черт. Все дополнительные признаки находятся не в противоречии с основными, и составляют единство. Функциональный стиль оказываясь сложным - многослойным и разветвленным сохраняет, однако, свою целостность. Знание специфических стилевых черт функциональных разновидностей языка, закономерностей функционирования языковых единиц в различных сферах общения необходимо при осуществлении лингвистического анализа текста. Усвоение принципов функционирования языка в различных типах речи поможет оценивать соответствие того или иного текста его функционально - стилистических характеристик (в смысле отбора и сочетания языковых единиц)

18. Принципы классификации функциональных стилей

Функциональные стили как наиболее крупные разновидности литературного языка (макростили) подвергаются дальнейшей внутристилевой дифференциации. В каждом стиле выделяются подстили (микростили), которые в свою очередь подразделяются на еще более частные разновидности. Следует отметить, что дифференциация функциональных стилей лишена единого основания, так как она базируется на дополнительных (по отношению к основным), специфичных для каждого стиля факторах.

В официально-деловом стиле в зависимости от назначения текстов выделяются законодательный, дипломатический и канцелярский (административно-канцелярский) подстили. Первый включает в себя язык законодательных документов, связанных с деятельностью государственных органов, второй язык дипломатических документов, относящихся к области международных отношений. Канцелярский подстиль включает в себя, с одной стороны, служебную переписку между учреждениями и организациями, а с другой частные деловые бумаги.

Разновидности научного стиля определяются спецификой различных видов научного общения (характер адресата, цель). В нем сложились собственно научный, научно-учебный и научно-популярный подстили.

Особенности публицистического стиля определяются спецификой средств массовой информации. В зависимости от этого можно выделить газетно-публицистический, радио- тележурналистский и ораторский подстили.

Стилевая дифференциация художественного стиля прежде всего соответствует трем родам литературы: лирике (поэтический подстиль), эпосу (прозаический) и драме (драматургический).

В разговорном стиле выделяются разновидности, обусловленные обстановкой общения официальной (разговорно-официальный подстиль) и неофициальной (разговорно-бытовой подстиль).

Любой подстиль, так же как и стиль, реализуется в совокупности определенных типов текстов. Например, в газетно-публицистическом подстиле это такие типы текстов, кик хроникальная информация, репортаж, интервью, очерк, фельетон, статья; в собственно научном монография, реферат, доклад, тезисы и т.д.; в учебно-научном учебник, учебное пособие, дипломная или курсовая работа и др., в канцелярском подстиле заявление, объявление, акт, доверенность, расписка, характеристика и т.д. Каждый из таких типов текстов можно назвать жанром. Жанр в лингвистике понимается как «род, разновидность речи, определяемая данными условиями ситуации и целью употребления

Специфика жанров, как и стиля в целом, определяется экстралингвистическими факторами и создается особенностями функционирования языковых средств в конкретных условиях общения. Например, хроникальная информация существенно отличается от очерка, интервью, репортажа не только своей структурой и композицией, но и характером употребления языковых средств.

Каждый текст на основе его содержания, композиции, специфики отбора и организации в нем языковых средств можно отнести к определенному стилю, подстилю и жанру. Например, даже такое краткое высказывание, как Прошу предоставить мне очередной отпуск, содержит приметы официально-делового стиля, административно-канцелярского подстиля, жанра заявления. Но каждый текст в той или иной степени индивидуален, в нем находят отражение индивидуально-стилистические особенности автора, так как выбор языковых средств из ряда возможных осуществляет говорящий (или пишущий) с учетом особенностей того или иного жанра. Богатые возможности проявить индивидуальность предоставляют разные жанры литературно-художественного стиля, большинство жанров публицистики. Что же касается хроникальной информации, жанр которой требует полной устраненности авторского «я», то она лишена индивидуально-стилистических особенностей, так же как и многие жанры официально-делового стиля, не допускающие варьирования.

Таким образом, функционально-стилевая дифференциация речи не сводится к пяти основным стилям, она представляет собой довольно сложную картину. Каждый стиль подразделяется на подстили, в которых в свою очередь выделяются более частные разновидности, вплоть до проявления индивидуальных особенностей автора. Кроме того, следует иметь в виду, что в языковой действительности нет резких границ между функционально-стилевыми разновидностями, встречается немало переходных явлений. Так, в спичи с широким развитием техники, внедрением научных достижений в производство появились жанры, совмещающие в себе черты научного и официально-делового стилей (патенты, тексты инструктивного характера, объясняющие, как обращаться с техникой, и т.д.). Газетная статья на научную тему совмещает в себе особенности научного и публицистического стилей, рецензия научного и делового и т.д. «Стили, находясь в тесном взаимодействии, могут частично смешиваться и проникать один в другой. В индивидуальном употреблении границы стилей могут еще более резко смещаться, и один стиль может для достижения той или иной цели употребляться в функции другого». Однако чаще всего один из стилей выступает в качестве главного, а на его фоне проявляются элементы других стилей. Всякое конкретное высказывание осуществляется в соответствии с основными функционально-стилевыми нормами того или иного стиля, что позволяет определить принадлежность высказывания к данному стилю несмотря на то, что в нем могут быть черты, нетипичные для этого стиля в целом

19. Официально- деловой стиль и его разновидности

Официально - деловая речь несет на себе окраску долженствования - стилевая черта - точность, недопускающая инотолкования. Деловой речи свойственна дезличность выражения, неличный характер общения и речи. Условия общения стандартизированы (клише, форма) Велика роль фразеологизмов, терминированного характера не эмоциональные и не экспрессивные, но это не означает что офиц-дел речь лишена выразительности. Из-за долженствующе - предписывающего характера речи свойственен особый способ изложения, и в то же время сведение на нет известных в других речевых сферах способов изложения (повеств, рассужд, описания). В текстах гос актов не свойственно рассуждение, отсутствие этого способа изложение резко отличает офиц- деловой стиль от научного. Сравнительно низкий процент сложноподчиненных предложений, количество средств выражения логичности и последовательности выражения в 3 раза меньше, чем в научной. Характерно широкое употребление условных конструкций. Осложнение простых предложений многочисленными обособленными оборотами, однородными членами, часто выстраивающимися в длинную цепь пунктов, это влечет за собой увеличение предложений. Повествование не характерно для деловой речи, т.к. здесь не возникает необходимости рассказа о каких-либо событиях, допускается лишь в отчетах, протоколах. Почти нет и в деловой речи «чистых» описаний. То что внешне похоже на описание - способ предписующий - констатирующий способ (императивность: обязан выполнить). Широко используется инфинитивная форма глагола и инфинитивные конструкции. Для выражения императивности и регламентированности инфинитив в деловых текстах используется со словами приказываю, постановляю, необходимо, следует, должен, обязуется, имеет право Для усиления категоричности приказа дополнительно используются и другие лексические средства, обычно наречные слова необхпдимо РЕШИТЕЛЬНО устранять . Предписующе - долженствующий характер офиц-дел речи находит проявление и в функционировании других форм и категорий глагола. Форма настоящего времени - настоящее предписание наниматель отвечает , производится ремонт . Формы юудущего времени приобретают в контексте различные модальные оттенки (долженствования, предписания) Границы будут, через год наступит . Прошедшее время - прошедшее подчеркнутой констатации, ярко выраженной фиксации сообщаемого в письменной форме: осмотрели, обмерили, приняли. Глаголы несовершенного вида, как более отвлеченные по значению преобладают в жанрах деловой речи более общего характера (конституция, кодексы уставы) Формы совершенного вида употребительны в текстах более конкретного содержания (приказы, распоряжения, договоры, акты, постановления. Они используются с модальными словами в значении долженствования и выражают приказание, разрешение (должен сообщить, вправе решить, обязан осмотреть). Предписующе - долженствующий характер деловой речи появляется в частом использовании кратких прилагательных модального(долженствующего) характера: должен, обязан, необходим ) Точность толкования проявляется в специальной терминологии, стремление к точности. Широкая повторяемость одних и тех же слов преимущественно - терминов. Много обособленных оборотов, причастных и деепричастных, преобладание союзных связей= увеличение предложения. Неличных характер - отсутствие глаголов в форме 1и 2 лицаи соответствуших личных местоимений. Использование в неопределенно личном значении 3го лица глагола. Собирательные сушествительные: выборы, дети, родители. Название лиц по профессии6 граждане, рабочие, служащие. Присущ именной характер - много существительных. Отыменных предлогов и союзов (в связи, согласно) отглагольные сущ. Стандартизированность- много устойчивых оборотов: обжалованию не подлежит, без уважительной причины, по истечении срока . Отсутствие суффиксов субъективной оценки. Офичиальность - использование сущ муж рода для обозначения лиц женского рода по их профессии - студент Иванова, директор Петрова. Употребление специальной терминологии (ответчик, накладная. Специальные сочинительные союзы: а равно, а также .

Канцелярская речь - отличается большой конкретностью и более личным характером выражения в сравнении с языком законодат актов. Деловой речи свойственны переходные явления - слияние делового стиля с публицистическим. Деловая речь - наименее исследованная в функционально- стилевом отношении.

20. Понятие о штампе и канцелярите. Языковая игра

Канцеляримт -- слово, придуманное Корнеем Ивановичем Чуковским для обозначения стиля русского языка, употребляемого в основном в среде чиновников и юристов. Впервые упомянуто в книге «Живой как жизнь. О русском языке.»

Этот стиль обладает двумя основными свойствами:

Сложностью и запутанностью предложений, иногда несогласованностью, например: «Вряд ли (пёсик) понимал, что у нарядной девушки Ренуара с вишневыми губками, в деревенской соломенной шляпке с маками или васильками и с каким-то странным мохнатым существом в руках, в котором (он) хотел и никак не мог признать своего брата собачку, но всё же в глубине души чувствовал нечто родственное, заставлявшее его еле слышно повизгивать и ещё шибче кружиться на поводке вокруг всё ещё прелестных ножек… хозяйки».

Обилием сложных словосочетаний (плеоназмов), которые можно заменить простыми: «находиться в конституционном поле» («быть законным»), «осуществить волеизъявление» («проголосовать», «приказать»), «увеличение количества видов и наименований продукции» («расширение ассортимента»); семантически неправильных: «озвучить позицию» (правильно -- «объяснить позицию»); или неоправданным использованием иностранных слов: «транспарентный» («прозрачный», «понятный»), «многовариантные перверсии процесса копуляции» («половые извращения»).

Первый признак канцелярита -- замена глаголов причастиями, деепричастиями и существительными, использование глаголов в пассивной форме, а также расщепление сказуемого. К примеру: «находился в состоянии усталости» вместо «устал», или «он понимаем нами» вместо «мы понимаем его», «было принято решение» вместо «решили», «проводился забор проб» вместо «брали пробы».

Еще одна характерная для канцелярита черта -- цепочки существительных: «процесс развития движения за укрепление сотрудничества», «участие в борьбе за повышение производительности труда», «функции программных средств управления процессом производства изделий народного потребления» и т. п.

1. Это - вытеснения глагола (то есть движения, действия) причастием, деепричастием, отглагольным существительным, а значит - застойность, неподвижность. И из всех глагольных форм пристрастие к инфинитиву.

2. 2. Это - нагромождение существительных в косвенных падежах, чаще всего длинные цепи существительных в одном и том же падеже - родительном, так что уже нельзя понять, что к чему относится и о чем, собственно, идет речь.

3. 3. Это обилие иностранных слов там, где их вполне можно заменить словами русскими.

4. 4. Это вытеснение активных оборотов пассивными, почти всегда более тяжелыми и громоздкими.

5. 5. Это - тяжелый, путаный строй фразы, невразумительность. Несчетные придаточные предложения, вдвойне тяжеловесные и неестественные в разговорной речи.

6. 6. Это - серость, однообразие, стертость, штамп. Убогий, скудный словарь: и автор, и герои говорят одним и тем же языком. Всегда, без всякой причины и нужды, предпочитают длинное слово - короткому, официальное или книжное - разговорному, штамп - живому образу.

7. Короче говоря, канцеляризм - это мертвечина! Нора Галь "Живое слово и мертвое""

Языковамя играм -- термин Людвига Витгенштейна для описания языка как системы конвенциональных правил, в которых участвует говорящий. Понятие языковой игры подразумевает плюрализм смыслов. Концепция языковой игры приходит на смену концепции метаязыка.

Фонетика, графика, орфография. Пародист Евгений Венский, пародируя Андрея Белого, использует фонетические средства - повторение одного звука:

Тоща, как мощи ты.

Тоща, кащей те во щи !

Как теща, тощи мощи.

Ты тщетность красоты. .

Комическое впечатление производит шутливо-надрывное обращение А.Чехова в письме к брату Александру: «Братт!» Любопытны также шутливые подписи, например подпись одного из Полторацких, совмещающая буквы и цифры: 1 / 2 цкий, или подпись переводчика Федора Федоровича Фидлера - Ф.Ф.Ф. либо: Ф 3 (эф в кубе).

Морфология. Иногда языковые шутки обыгрывают (и тем самым подчеркивают) «неприкосновенность» слова (словоформы). Только в шутку его можно рассечь на части:

Напишите мне нечто о Карамзине, ой, ых (А.Пушкин).

[Из анекдотов о рассеянном профессоре Каблукове]: Выходя из аудитории, профессор говорит: «Следующая лекция состоится во вторницу», а потом кричит в дверь:«ник!»

Рассечение на части слова треволнения остроумно обыгрывается Н.С.Лесковым в рассказе Полунощники: Николай Иванович к наpоду был пpоще, но зато стpасть какой пpедпpиятельный: постоянно он в тpех волнениях, и все спешит везде постанов вопpосу делать.

Удачно использует этот пpием Боpис Пильняк в pомане Голый год. В Москве, в годы Гражданской войны, человек, читая по складам вывеску магазина: «Коммутатоpы, аккумулятоpы», понимает ее в духе pеволюционной непpимиpимости («Кому - татоpы, а кому - лятоpы») и возмущается неpавнопpавием: «Вишь, и тут обманывают пpостой наpод!»

Подобные документы

    Стилистика как раздел языкознания, в котором исследуется функционирование звуковых единиц в рамках литературного языка. История развития стилистики, ее основные понятия. Особенности проведения стилистического анализа. Специфика практической лингвистики.

    контрольная работа , добавлен 06.10.2012

    Предмет и задачи стилистики. Эпитетные формулы русского языка, их морфологические и синтаксические характеристики. Отличие эпитета от логического определения. Классификация современных эпитетов-атрибутов. Простые, слитные, составные и сложные эпитеты.

    контрольная работа , добавлен 26.06.2012

    Понятие предмета и задачи стилистики, проблема смысловой точности при редактировании текста. Стилистические нормы. Функциональные стили языка, их особенности, применение и жанровые разновидности. Применение стилистической умеренности в деловой речи.

    реферат , добавлен 17.10.2010

    Понятие и основные виды стилистики. Стилевое богатство русского языка. Коммуникативные аспекты языка, проблема его употребления, функционирования. Стиль художественного текста. Разговорный, официально-деловой, публицистический и научный стили языка.

    реферат , добавлен 26.04.2016

    Вклад софистов в историю развития античной риторики. Сравнение риторики древней Греции и древнего Рима. История становления стилистики в России. Учения Ломоносова о "Трех штилях". Вклад В.О. Винокура, В. Виноградова в развитие стилистики русского языка.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2014

    Теоретические основы стилистики как учения о функциональных стилях и основы учения о культуре речи как системе ее коммуникативных качеств. Системное представление о нормах современного русского литературного языка. Приемы устранения речевых ошибок.

    учебное пособие , добавлен 07.05.2009

    Установление словарного состава книжной лексики на примере стиля художественной литературы. Классификация функциональной стилистики по отличительным особенностям. Основные функции стилистики арабского языка в сфере приложения, в тексте и разговорной речи.

    дипломная работа , добавлен 25.11.2011

    Свойства топонимов. Классификация стилистически маркированных топонимов. Характеристика топонимических единиц. Качественные топонимы. Количественные топонимы. Топонимы как средства стилистики. Анализ употребления топонимов в художественной речи.

    курсовая работа , добавлен 08.10.2006

    Пособия по нормативной стилистике национальных языков. Попытки определить понятие нормативности, языковой (и стилистической) нормы. Сведения о языковых стилях. Оценка экспрессивно-эмоциональной окраски средств языка. Синонимия языковых средств.

    реферат , добавлен 17.10.2003

    Смысловое и стилистическое сходство и различие между словами с помощью словарей русского языка. Нарушение языковых норм в речевой структуре. Функциональный стиль, реализованный в тексте. Служебный документ, относящийся к группе распорядительных.