Башар асад алавиты. Кто такие алавиты? От «социального дна» к вершинам власти

Конфликт в Сирии не исчезает из лент новостей пятый год подряд. Может сложиться впечатление, что воюют там уже целую вечность без веских на то причин. Оснований для обострения конфликта и его продолжительности великое множество. Сегодня речь пойдет об этно-конфессиональных различиях и противоречиях – ключевом катализаторе гражданской войны в Сирии.

Сирию едва ли можно назвать полиэтничной страной - 90% ее населения составляют арабы, и лишь оставшиеся 10% - курды и прочие меньшинства. Однако, это не касается ее конфессионального состава: можно выделить по меньшей мере пять крупных общин, и шесть, если учитывать этнический фактор.

Базовый раскол


Сунниты и шииты на карте исламского мира

Исламский мир традиционно делится на суннитов и шиитов. Вопрос различий между этими двумя течениями регулярно поднимается на просторах Интернета, и особенно активно - в связи с нынешними конфликтами на Ближнем Востоке, которые некоторые эксперты помещают в контекст внутриисламского противостояния.

Первоначально раскол произошел в связи с политическими причинами - разделение произошло по вопросу о том, кто имеет право наследовать титул халифа: шииты считали, что он должен передаваться по наследству среди потомков одного из т.н. «Праведных Халифов» - Али. Сунниты, в свою очередь считали, что титул халифа должен передаваться по согласию Уммы - исламской общины.

Однако, с течением времени раскол усиливался в вопросах религиозных практик. На завоеванных арабами территориях располагался и функционировал достаточно весомый пласт до-исламского наследия, адепты которого пытались привнести в ислам некое видение вопросов религии. Начало развиваться сектантство, особенно среди шиитов, которые находились в гораздо менее выгодном положении, чем сунниты - в первую очередь из-за своей малочисленности. Среди изолированных групп представителей шиизма возникали новые учения, которые со временем настолько разошлись с первоначальной трактовкой, что превращались в самостоятельные течения ислама. В результате разрастания отдельных религиозных сект возникли различные группы внутри шиизма, многие из которых представлены проживающими в Сирии меньшинствами: алавиты, шииты-исмаилиты, друзы и т.д.

Алавиты


Расселение алавитов в Сирии

Алавиты среди сирийских меньшинств играют, пожалуй, самую важную роль. К этой группе населения принадлежит президент страны - Башар Асад.

Данные по численности этой религиозной группы в Сирии очень сильно варьируются - от 12% до 18%, что, в общем-то, неудивительно в условиях поликонфессиональной страны, где до недавнего времени мирно уживались представители многих общин и границы самоидентификации могли сдвигаться. Немаловажную роль играет и традиционный принцип «такыйя», согласно которому алавит может исполнять обряды других религий, сохраняя веру в душе. Такой подход сформировался в период османского владычества в Сирии, которое сопровождалось гонениями на представителей этого культа. При условии, что нельзя установить точную численность общины, можно обозначить границы ее расселения - это прибрежные районы страны, провинции Тартус и Латакия, где еще с XIX в. правили алавитские шейхи.

Рамки религиозного вероучения алавитов размыты. Это достаточно закрытая группа, а внутри самой общины существуют различные течения, идеи которых никак не кодифицированы. Например, алавиты делятся на тех, кто поклоняется свету и тех, кто поклоняется тьме; тех, кто отождествляют Али (ключевую в шиизме фигуру) с Солнцем, и тех, кто отождествляет его с Луной. В их религиозной системе существует множество мелких нюансов, которые стороннему человеку вряд ли станут ясны даже при более глубоком изучении вопроса.

Известно, что алавитов объединяет представление о «Вечной Троице»: Али, Мухаммаде и Сальмане аль-Фарси, каждый из которых воплощает собой определенные понятия в системе алавизма. Есть в алавизме и элементы, позаимствованные из христианства: они празднуют как Пасху, так и Рождество, на богослужениях читают Евангелие, почитая не только Ису (Иисуса), но и апостолов.

Все указывает на то, что алавизм - даже не течение внутри шиитского ислама, а отдельная религия - настолько некоторые аспекты вероучения расходятся с тем, что традиционно понимают под исламом. По этой причине алавитов долгое время не признавали частью своего течения даже в признанном центре шиизма - Иране. Там алавитов признали мусульманами и шиитами лишь в 1973 г., и то - больше по политическим причинам, чтобы наладить отношения с новым режимом, лидером которого стал алавит Хафез Асад.

Что же касается отношений с другими конфессиями, то радикалы в лице духовного авторитета нынешних религиозных фундаменталистов - салафитов (ваххабитов) Шейхуль-Ислам Ибн Таймии - четко обозначили свое отношение к алавитам (нусайритам) еще в XIII в.:

«Эти люди, именующие себя нусайритами … хуже своим неверием, чем христиане и иудеи! Более того, даже хуже неверием, чем многие многобожники! Их вред для общины Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) хуже, чем вред воюющих с мусульманами неверных».

Похожее отношение к алавитам сохраняется у радикалов до сих пор. Тезис о «непринадлежности» этой общины к исламу используется по ходу всего конфликта в Сирии. Исламисты объясняли мусульманам-суннитам, что борьба с режимом президента Асада - это «джихад» и против неверующих-алавитов, и против правителя, который не является мусульманином.

Впрочем, религиозные противоречия не мешали суннитам и алавитам мирно уживаться в рамках одного государства. Явного дисбаланса в виде чрезмерно непропорционального представительства алавитов в кругах политической элиты не было. Своеобразный паритет наблюдается и в семье Башара Асада, который женат на мусульманке-суннитке Асме Асад. При этом, большую часть правительства также составляют сунниты. Ничто не мешает Асаду принимать участие в праздновании как Ид аль-Адха (Курбан-байрам) вместе с мусульманами-суннитами, так и Пасхи вместе с христианами, оставаясь лидером многоконфессиональной страны.

Изображение ключевой фигуры в шиизме - Али

Шииты-двунадесятники

Как уже упоминалось выше, в шиизме, несмотря на то, что самих шиитов в исламском мире меньшинство, существует огромное количество сект и ответвлений. Но и среди шиитов есть свое большинство - это шииты-двунадесятники. Они получили свое имя потому, что признают в качестве духовных авторитетов двенадцать имамов из рода Али ибн Абу Талиба, полагая, что последний из имамов исчез в детском возрасте. Его возвращения под именем Махди они ждут и поныне. Шииты-двунадесятники составляют большую часть населения Ирана, также проживая в Ираке, Азербайджане, Ливане и Бахрейне. Присутствуют они и в Сирии - правда, в количестве 750 тыс. человек - 3% населения.


Зона проживания шиитов отмечена светло-красным

Основная зона проживания шиитов-двунадесятников - в пригородах Дамаска и вдоль границы со столь же многоконфессиональным Ливаном. Там же, неподалеку от Дамаска, располагаются основные шиитские святыни Сирии - например, мечеть Саида Зейнаб, которая, как считается, построена на месте захоронения Зейнаб - внучки пророка Мухаммеда. Эта святыня очень почитаема среди шиитов и относительно недавно стала местом массового паломничества. Кроме того, защита мечети Саида Зейнаб от суннитских джихадистов стала формальным поводом для участия шиитской «Хезболлы» и иранского КСИР в сирийском конфликте на стороне Башара Асада.

Бесспорно, причина участия Ирана и его группировки-сателлита в сирийском конфликте лежит отнюдь не в религиозном поле. Речь идет о борьбе между Ираном и Саудовской Аравией, которая, в свою очередь, поддерживает исламистов в Сирии, за влияние в регионе. Сирия представляет собой ключевую точку противостояния, т.к. Иран не может просто так бросить дружественный ему режим Асада, а Саудовская Аравия имеет на Сирию свои виды.

Верхушка королевства Саудов считает, что страной с преимущественно суннитским населением не может управлять представитель другой конфессии. Тем более, господствующией в монархиях Залива конфессией является т.н. салафия - то, что на русском языке обычно понимают под ваххабизмом. Представители этого ответвления суннитского ислама - религиозные фундаменталисты, многие из которых вообще не считают мусульманами даже шиитов-двунадесятников, не говоря уже об алавитах. Салафиты называют шиитов вероотступниками, которые в их представлении приравниваются к многобожникам, а значит, безусловно заслуживают смерти. Все это увязывается со стремлением как можно больше уменьшить сферу влияния Ирана, который за последнее время укрепил свое влияние в регионе - в первую очередь за счет Ирака, элита которого после преобразований, выполненных в период американской оккупации, состоит преимущественно из шиитов (парадоксальным образом американцы помогли Ирану).

Сами шииты-двунадесятники, как и все прочие меньшинства, безоговорочно поддерживают Башара Асада, ведь от исхода нынешнего противостояния зависит не только их благополучие, но и физическое выживание.


Кровавый ритуал самоистязания на шиитский праздник Ашура

Шииты-исмаилиты

От двунадесятников эта группа сирийских шиитов отличается тем, что признает не двенадцать имамов, а только семь. Область их проживания в Сирии - округа города Саламия к югу от Хамы. Общая численность - 200 тыс. человек, что составляет всего 1% от населения страны.

Друзы


В период французского мандата над Сирией у друзов было собственное государство - на карте отмечено голубым

Друзы стоят особняком среди других шиитских ответвлений ислама. Это такой же мистический культ, как и алавизм, со своими практиками и нюансами. Главной особенностью друзов считается принцип крови: непосредственно друзом может считаться лишь тот, чьи родители были друзами. Не существует никаких ритуалов по переходу в религию друзов. Они составляют примерно 3% населения Сирии и практически все компактно проживают в районе Джабаль ад-Друз на юго-западе Сирии.

В отношениях нынешнего режима и друзов все не так просто, ведь исторически между ними и алавитами постоянно разгоралась жестокая борьба, зачастую разжигаемая сначала османскими спецслужбами, а затем и французскими. В результате друзы маневрируют между поддержкой Асада и подчеркнутым нейтралитетом.

Христиане


Христианский храм в городе Хама

В христианской общине Сирии представлены все возможные ответвления: есть и община Антиохийской православной церкви (примерно половина всех христиан Сирии), и католики (18%), а также большое число прихожан Армянской апостольской церкви и даже РПЦ. Общее число приверженцев христианства в стране - около 1,8 млн человек (около 12% населения), что превышает совокупную численность шиитов-двунадесятников и шиитов-исмаилитов. Основные районы проживания - крупные города: Дамаск, Хасеке, Дейр аз-Зор, Сувайда, Хама, Хомс, Тартус.

С самого начала конфликта христиане пострадали очень сильно. Основные центры их проживания были разрушены войной, а провинция Дейр аз-Зор и вовсе попала почти под полный контроль «Исламского государства». Исламисты на захваченных территориях заставляют христиан платить специальный налог - джизью, а во многих случаях просто убивают. Большинство христиан поддерживают законное правительство Сирии - другого выхода для выживания этой общины в стране просто нет.

Курды-сунниты


Область расселения курдов в Сирии

Курды в последнее время все чаще появляются в заголовках новостей о Сирии - в первую очередь из-за борьбы с «Исламским государством». Курды проживают в северо-восточных районах страны, где намерены создать автономию в составе Сирии.

В их самоопределении религиозная принадлежность играет второстепенную роль, они считают себя в первую очередь курдами, и лишь затем - мусульманами. Тем более, среди курдов широко распространены левые взгляды - например, популярен весьма специфический «курдский» коммунизм. Во взаимоотношениях курдов, основной ударной силой которых в Сирии является YPG/PKK, и Асада в течение войны были разные периоды - чаще всего они выступали в союзе против особо опасных группировок на севере страны, но периодически случались и конфликты. Сейчас армия Асада и YPG/PKK совместно действуют против ИГ в районе города Хасеке на северо-востоке страны.


Типичная картина среди сирийцев здорового человека: христианский священник и имам - друзья

Сунниты

Мусульмане-сунниты - наиболее многочисленная община в Сирии. По разным подсчетам они составляют около 70% населения страны. Территория расселения - практически вся Сирия, кроме районов, которые исторически населены алавитами - например, прибрежная провинция Латакия.

Как уже говорилось, война в Сирии некоторыми экспертами представляется как локальное проявление суннитско-шиитского конфликта, но надо понимать, между какими шиитами и какими суннитами разворачивается конфликт.

Основные противники Асада в этой войне в большинстве своем - не простые мусульмане-сунниты, которых, к слову, и в России насчитывается до 20 млн человек, а фундаменталисты-радикалы, которые мечтают ввести в Сирии Шариат. Даже те немногие, кто заявляет о «борьбе за демократию» в Сирии, на самом деле воюют либо за тот же Шариат, либо, в лучшем случае, за доминирование своей общины. Могут ли фундаменталисты говорить от лица всех мусульман-суннитов, многие из которых, очевидно, вряд ли хотят возвращения в Средние века? Реальность нынешнего Ближнего Востока такова, что радикальным проповедникам очень просто объяснить молодым людям, что корень всех их проблем - один «неверный», который правит Сирией, и если его заменить на «правоверного» правителя, а то и вовсе установить Халифат, то жизнь наладится и самые острые проблемы исчезнут.

Идеи исламистов находят благодатную почву именно в обществах, которые испытывают проблемы социально-экономического плана, что на Ближнем Востоке встречается сплошь и рядом. Но где-то власть справляется с исламистской угрозой, а в других случаях радикалам настойчиво и обильно помогают из-за рубежа, стремясь опрокинуть легитимный режим. Те сирийские мусульмане-сунниты, которых не поглотили радикальные исламистские идеи, либо поддерживают Асада, либо просто уезжают из страны, которая превратилась в рассадник международного терроризма.

Если нынешнему правительству все же удастся воссоединить разорванную на части страну, ему придется столкнуться с проблемой подвергшихся радикализации суннитов, которые по факту станут пороховой бочкой, готовой взорваться в любой момент.


Бывшие армяне

Алавиты являются потомками населения армянского Киликийского царства. Начало Киликийского царства относят к 1080 году, а пало Киликийское царство в 1375 году. Уцелевшее в горных районах северо-западной Сирии и южной Турции население в какой-то степени сохранило свою изначальную религию, которая претерпела лишь ограниченное воздействие ислама. В современной Сирии алавиты составляют 10-12% населения и проживают, главным образом, в окрестностях Латакии (северо-западная часть Сирии). Они составляют также значительную часть населения в турецкой Александрете (Пограничная с Сирией область Турции). В религиозной доктрине алавитов остаточный исмаилитский ислам сочетается с элементами древневосточных астральных культов и христианства. Алавиты почитают солнце, луну, верят в переселение душ, отмечают ряд христианских праздников, носят христианские имена. Алавиты верят также в божественную троицу, к ликам которой они относят имама Али, пророка Мухаммеда и Салмана аль-Фарси (один из сподвижников Мухаммеда). За пределами Сирии алавитов не признают мусульманами, но в Сирии они считаются субобщиной шиитов, так как, согласно сирийской конституции, президентом страны может быть только мусульманин, и признание алавитов мусульманами открывает им дорогу к власти. Алавиты в настоящее время, составляя 10% населения Сирии, полностью контролируют всю страну. Вся сирийская элита, включая президента Асада — алавиты. А те армяне, которые сохранили свою религию, остались армянами. Сейчас алавиты и армяне — это два различных народа. И языки у них разные. Но для того, чтобы стать разными народами, вполне достаточно поменять религию. Сербы и хорваты говорят на одном языке, который так и называется сербохорватский. Их разделяет только то, что хорваты католики, а сербы православные. А так это, в общем-то, один народ. Еще одна часть этого народа, которая исповедует ислам, называется босняками и живут они в ныне независимой Боснии-Герцеговине. Разная религиозная принадлежность настолько разделила этот народ, что еще совсем недавно они между собой жестоко воевали. Евреи и финикийцы — это один и тот же народ. Иврит и финикийский язык — это один и тот же язык. Разница только в религии. Евреи исповедовали (и исповедуют) иудаизм, а финикийцы были язычниками. В результате евреи — это евреи, а финикийцы — это совсем другой народ. Религия, если она разная, то это действительно опиум для народа. Народ, столкнувшись с такой проблемой, обычно распадается.

Алавиты

Алавиты, также известные как «кызылбаши» (очевидно, по аналогии с персидскими шиитами-кызылбашами), «Али-Алла» (обожествляющие Али) или нусайриты (по имени основателя) — исламская религиозная секта, стоящая, собственно, на границе между крайним шиизмом и особой религией. Они откололись от исмаилизма и ушла так далеко, что во многом потеряли связи с исламом вообще, превратившись в особую религию из смеси ислама, христианства и доисламских восточных верований (зороастризма, манихейства, гностицизма, астральных культов).

Происхождение

Течение основано богословом Абу Шауибом Мухаммедом Ибн Нусайром (ум. в Басре ок. 883 г.). Последний, будучи приверженцем одиннадцатого шиитского имама аль-Хасана аль-Аскари, проповедовал его божественность, себя же считал его пророком и посланником — «Вратами».

Основы вероучения

Главная священная книга алавитов — «Китаб аль-Маджму», содержит 16 сур и является подражанием Корану. Она начинается следующим образом: «Кто наш господин, который создал нас? Ответ: это эмир верующих, эмир веры, Али Ибн Абу Талеб, Бог. Нет Бога кроме него».

В основе вероучения алавитов — представление о «Вечной Троице»: Али как воплощение Смысла, Мухаммед как воплощение Имени и Сальман аль-Фариси, сподвижник Пророка и первый неараб (перс), принявший ислам как воплощение Врат («Аль-Баб». «Врата» — титул ближайшего сподвижника всякого имама). Они выражаются буквами: «айн», «мим» и «син-Амас»: алавиты, с их унаследованной еще от исмаилитов приверженностью «тайному знанию», вообще склонны к каббалистическим построениям. В этой троице Али — воплощение Божественного Смысла, то есть в сущности сам Бог; все сущее — от него. Мухаммед — Имя, отражение Бога; Мухаммед создал аль-Фариси, который есть врата Бога через Имя. Они единосущны и нераздельны. Весьма почитается также Фатима, дочь пророка Мухаммеда и супруга Али — как бесполое существо из света аль-Фатир. Познать Бога невозможно, если только он сам не откроется, явившись в образе человека; таких явлений было семь (в лице признаваемых исламом пророков): Адам, Нух (Ной), Якуб (Иаков), Муса (Моисей), Сулейман (Соломон), Иса (Иисус) и Мухаммед. Всё это — вополощения Али. Сам Мухаммед (согласно алавитам) заявил: «Я из Али, а Али из меня»; но Али был сущностью не только Мухаммеда, а и всех предыдущих пророков.
При этом алавиты очень почитают также Ису (Иисуса Христа), христианских апостолов и ряд святых, празднуют Рождество и Пасху, на богослужениях читают Евангелие и причащаются вином, используют христианские имена. Поклоняются они также Луне, Солнцу, вечерней и утренней заре, но в этом вопросе у них существуют разногласия. Так называемые «шамсиюн» (поклонники Солнца) полагают, что Али «произошел из сердца Солнца». Поклонники света считают, что Али «произошел из глаза Солнца», тогда как «калязиюн» (по имени основоположника — шейха из Галилеи Мухаммеда Калязи) отождествляют Али с Луной. Кроме того алавиты делятся на тех, кто поклоняется свету («нур») и тьме («зульм»).
По поверьям алавитов, люди существовали до сотворения Земли и были светящимися огнями и планетами; тогда они не знали ни послушания, ни греха. Они наблюдали Али как Солнце. Затем Али являлся им в разных обличьях, демонстрируя, что познавать его можно лишь тогда, когда он сам выберет средство для этого. После каждого появления проходило семь тысяч семьсот семь лет и семь часов. Затем Али-Бог создал земной мир и дал людям телесную оболочку. Из грехов он создал демонов и шайтанов, а из козней шайтана — женщину. Как и большинство шиитских сект, алавиты верят в переселение душ (танасух). После смерти душа человека переселяется в животное, причём душа дурного человека — в тех животных, которых употребляют в пищу; после семикратной инкарнации душа праведного попадает в звёздную сферу, душа же грешника — в сферу демонов. У женщин души нет. Женщин алавиты не учат молитвам не допускают на свои богослужения.
В исламской традиции алавиты отвергают шариат, а также те из хадисов, что восходят к истинным и мнимым врагам Али — первому халифу Абу-Бакру (как «узурпатору» власти Али) и жене Пророка Аише (сражавшейся против Али).

Культ, обряды, организация

Вслед за исмаилитами, алавиты проводят резкий раздел между избранными, обладающими тайным знанием, и непросвещенной массой. Избранные имеют имя «особых» («хасса»), прочие — «рядовые» («амма»). Руководит любой общиной имам, он представитель Али на земле, ему ведомо будущее, без него не могут проводиться никакие обряды. Низшие, после имама, категории шейхов — «накиб» (представляющий Мухаммеда) и «наджиб»(представляющий Сальмана). Хасса может быть только тот, кто родился от отца и матери — алавитов. В хасса посвящают с совершеннолетием (18 лет), в собрании «особых» под руководством местного имама; сообщив посвящяемому тайны религии, с него берут клятву не разглашать их, в подтверждение чего он причащается бокалом вина и пятьсот раз произносит священное слово «Амас» (Али, Мухаммед, Сальман). Обряды исмаилитов тоже окружены налётом тайны: они свершаются по ночам в особых часовнях (кубба, араб.: купол), расположенных на возвышенных местах.
Обрядовую сторону ислама алавиты сильно упростили. Пост рамадана они сохранили, но он длится у них только полмесяца (а не месяц). Ритуальные омовения отсутствуют, намаз только два раза в день (вместо пяти). Отменены многие исламские запреты, включая запрет алкоголя.
Взаимоотношения с другими религиями
Правоверные мусульмане ненавидели алавитов, тем более, что их учение было близко к исламу и потому воспринималось не как особая религия, а как извращение истинной веры. Суннитские улемы уверяли, что алавиты еретики злейшие, чем иудеи, а «вред от них общине Мухаммеда больший, чем от турок, французов и других. Они не верят на деле ни в Аллаха, ни в его Пророка, ни в Коран». Сами алавиты, в свою очередь, также дистанцировались от мусульман и гораздо охотнее сближались с христианами, на женщинах которых нередко женились. Так, сближение между турецкими армянами и курдским алавитским племенем заза (в районе Дерсим) было таким тесным, что у нынешних потомков турецких армян сохранилось воспоминание об «армянах-заза» (кстати, заза, так легко сближавшиеся с армянами, почитавшие их святыни, ходившие к их священникам и т. д., в то же время ненавидели мусульман и считали всякое общение с мусульманином величайшим осквернением). Этим объясняется неоднократное появление гипотез, согласно которым алавиты являются потомками христиан: то ли крестоносцев, то ли киликийских армян и т. д.

Алавиты в ХХ веке

Алавиты и в Турции, и в Сирии всегда решительно поддерживали секуляризацию общества и борьбу за гражданское равноправие. В Сирии французы в августе 1920 г. создали «автономную территорию алавитов» со столицей в Латакии, 12 июня 1922 г. объявленную «Государством алавитов». У этого государства был свой флаг: белый с жёлтым солнцем посередине и четырьмя красными углами. Население его составляло 278 тыс. чел., из них 176 тыс. алавитов. Государство было присоеденено к Сирии французами 5 декабря 1936 г., вопреки протестам алавитских шейхов. Сирийские алавиты, боявшиеся попасть под власть мусульман-суннитов, во-первых начали декларировать принадлежность алавизма к исламу (первая такая декларация была сделана в июле 1936 г.), а во вторых — упорно стремиться к занятию престижных постов в Сирии, что им и удалось вполне в 1971 г., когда алавит Хафез Асад (кстати из непосвященной массы — «амма») стал президентом Сирии. Это вызвало негодование многих правоверных, указывавших, что по конституции президентом Сирии может быть только мусульманин; официальное признание алавитов мусульманами (течением шиизма), состоявшееся в 1973 г., не могло утишить этого негодования. Оно подогревается тем, что единоверцы Асада стали практически господствующей группой в Сирии. Это в свою очередь разжигает ваххабистские настроения в Сирии, которые становятся знаменем оппозицонности секулярно-алавитскому режиму. Однако, в настоящее время наблюдается процесс постепенного сближения алавитов с шиитами-двенадцатиричниками, составляющими подавляющее большинство шиитов в мире. Этот процесс был инициирован Хафезом Асадом и продолжается при его сыне Башаре. В алавитских селениях строятся мечети, алавиты соблюдают рамадан и другие мусульманские обряды. Власти оказывают давление на алавитское духовенство, требуя отказаться от признания божественности Али. В обозреваемом будущем ожидается окончательное слияние алавизма и шиизма.

Численность и расселение

В настоящее алавитов около 2,5 миллионов, большинство в Сирии (1,7 млн, то есть более 11 % населения), прежде всего в районе Латакии-Тартуса, и в Турции (главным образом в сирийской части Турции, то есть в районе Александретты). Алавитские племена Сирии делятся на четыре группы: Хаятыя, Калябия, Хаддадия и Мутавира.

Население Сирии составляет около 20 миллионов человек. Более половины сирийцев — сунниты, однако в стране присутствуют значительные общины алавитов (до 20%), шиитов-двунадесятников, исмаилитов-низаритов и христиан различных направлений (10%). Из-за переплетения религий и широко распространенной религиозной нетерпимости Ближний Восток вообще и Сирия в частности, всегда представляли собой пороховую бочку, готовую взорваться в любой момент. И если Египет, обладающий гораздо меньшим этноконфессиональным разнообразием, после организованной американцами “Арабской весны”, смог относительно быстро вернуться в исходное состояние, то ситуация в Сирии непрерывно ухудшается уже четыре года.

Основой стабильности в Сирии до “Арабской весны” было присутствие алавитов на ключевых государственных и военных должностях, в том числе и на должности президента. Алавиты, являясь религиозным меньшинством, всегда были максимально заинтересованы в отсутствии межконфессиональных конфликтов.

Когда американцы планировали свержение Башара Асада, они думали, что это займет всего несколько недель. Он должен был потерять власть так же быстро как Хосни Мубарак или Муамар Каддафи. И то, что подготовленные и вооруженные американцами «умеренные» исламисты неизбежно превращаются в радикальных фанатиков, США не интересовало. Для Сирии был уготован ливийский сценарий, когда страна разделена на независимые враждующие между собой анклавы, с поправкой на религиозные чистки.

Однако американцы не учли, что алавиты хорошо понимают, что в случае падения режима Башара Асада их ждет тотальное уничтожение. Для большей части радикальных сунитов, на которых опираются американцы, алавиты — еретики которых нужно любой ценой ликвидировать. Поэтому даже за четыре года войны, несмотря на подготовку боевиков и поставки оружия американцами и их союзниками, сломить сопротивление правительственных войск так и не удалось.

Если сравнить карту текущей военной ситуации в Сирии (вверху статьи) и карту территорий компактного проживания этнических и религиозных групп


выяснится, что они очень похожи. Фактически, правительство Сирии контролирует районы где преобладают алавиты, другие шиитские конфессии, христиане и районы между ними. Масштабная потеря территорий оказалась частично компенсирована повышением сплоченности сирийской армии. Многие суниты, раньше активно выступавшие против Башара Асада, увидев последствия своих действий, теперь воюют на его стороне.

Среди исламистов тоже произошли изменения. Большую часть группировок объединила вокруг себя террористическая организация «Исламское государство». Ее формирования грозят отрезать Дамаск от побережья Средиземного моря и прервать основную нить снабжения. А в районе Латакии исламисты, активно поддерживаемые американцами, получили контроль даже над некоторыми районами компактного проживания алавитов и пытаются продвинуться к побережью. И то, и другое грозит Сирии военной катастрофой с последующим геноцидом всех религиозных меньшинств (более 7 млн. человек).

Для России падение Сирии будет означать потерю единственного союзника в регионе и осложнение отношений с Ираном. В этом случае Россия фактически лишится какого-либо влияния на Ближний Восток. И США, без сомнения, используют это для дестабилизации ситуации на Кавказе и в государствах Средней Азии.

Поэтому российское военное присутствие в Сирии будет увеличиваться. Лучше воевать на чужой земле, чем на своей. И пусть никого не пугает наш негативный опыт в Афганистане. В Сирии у России абсолютно другая ситуация в плане поддержки местного населения и гораздо более простые военные задачи. Если в Афганистане мы пытались строить социализм и контролировать всю территорию, то в Сирии нам нужно просто не допустить уничтожения алавитов около побережья — в местах их компактного проживания .

Август 2011

Башар Асад

Сирийские власти стараются не упоминать об одном важном факте, хотя он во многом объясняет происходящее сегодня в этой стране. Дело в том, что представители семьи Асадов, правящей уже более 40 лет, принадлежат к религиозной общине алавитов, которая компактно проживает только в Сирии.

Тревожить тему алавитов опасно, ведь если различные группы населения начнут враждовать между собой еще и по религиозному признаку, а не только ради улучшения условий своей жизни, то это путь к длительному конфликту. Такое было, к примеру, в Ливане, где тоже много конфессий и где религиозный фактор стал одним из самых болезненных в гражданской войне, начавшейся в середине 1970-х и длившейся 25 лет.
Но игнорировать эту проблему тоже нельзя, ибо она ключ к пониманию существующих там противоречий. По своей численности алавиты, близкие к мусульманам-шиитам, составляют примерно от 6 до 10 процентов населения. Большинство же из более чем 21 миллиона сирийцев - это мусульмане-сунниты, есть еще христиане самых разных направлений и небольшая община друзов. Получается, что меньшинство из нескольких миллионов человек благодаря своей клановой принадлежности руководит ключевым на Ближнем Востоке государством. И хотя режим там носит светский характер, традиционные отношения с опорой на племена и кланы сохраняют свою важность.
Община алавитов окружила себя завесой таинственности. Суть их доктрины закрыта для чужаков. Эта секретность усиливала недоверие в отношениях с соседями, которое в периоды кризисов перерастало во враждебность. В прошлом случались и гонения на алавитов со стороны других мусульман, возможно, поэтому они облюбовали горные районы, где проще укрыться.
Там, на западе Сирии, в живописных горах с зеленеющими долинами есть множество деревень, где еще в Средневековье поселились алавиты. Кто-то говорит, что они пришли из Багдада, кто-то считает, что они живут тут испокон веков. Автор этих строк не раз бывала в этих красивых местах, где пахнет природой и первозданностью, а благодаря горной свежести не так душно в летнюю жару.
От горных деревушек на машине рукой подать до побережья Средиземного моря, где в городах Латакия и Тартус тоже много алавитов. Их легко распознать среди прочих обитателей Ближнего Востока по энергичной мелодии речи и особо звонкому диалекту арабского языка.
Дороги, между прочим, хорошие. Говорят, что так было не всегда. И что строиться и богатеть местные жители стали вскоре после того, как в начале 1970-х годов к власти в Дамаске пришел Хафез Асад. Он родился в деревне Кардаха, с виду это обычный поселок, только сегодня очень ухоженный, цветущий и с богатыми виллами. Обязательный памятник Хафезу Асаду - он сам во весь рост, несколько львов рядом. Их скульптуры не только символ власти, но и намек на фамилию - в переводе с арабского «асад» означает «лев».
Люди там гостеприимны, как и полагается на Ближнем Востоке, однако на вопросы о своих высокопоставленных земляках (Асад вывел к вершине власти многих своих родственников) они отвечают немногословно. С еще меньшей охотой они говорят о своей религии, впрочем, это зависит, на кого наткнешься. Может статься и так, что человек ничего не скрывает, а просто сам не в курсе. Во всех эзотерических, тайных знаниях существует разграничение на тех, кто посвящен в них, и на тех, кто религиозно невежествен. Ведь можно даже знать об обрядах и обычаях, но не понимать их истинного смысла.
Есть и другая причина настороженности - в высших звеньях сирийских спецслужб много алавитов, и они внимательно отслеживают кажущиеся им вредными разговоры о конфессиях. Помню, когда я проходила студенческую практику в Сирии, то отправилась в центральную библиотеку Дамаска за книгами про алавитов. Библиотекарь явно испугалась моего запроса, куда-то исчезла, а вместо нее пришел «особист» в гражданском. Он провел со мной профилактическую беседу и зафиксировал мои данные. Просьба о таких книгах, как я поняла позже, выглядела наивной и тревожащей. Меня удивила и другая деталь: Хафез Асад был еще жив, а библиотека уже носила его имя.
Еще каких-то полвека назад алавиты имели безрадостные перспективы. Они оставались полуграмотными крестьянами, а те из них, кто выбирался в города, шли работать уборщиками или прислугой в зажиточные семьи мусульман-суннитов. То есть их статус был что-то вроде того, что имеют сейчас выходцы из Индии и Шри-Ланки, работающие в богатых странах Персидского залива, - бедные, но с потенциалом и жаждой знаний, да еще и со своим тайным учением. Деревня Кардаха считалась важным религиозным центром, где жили авторитетные шейхи.
По Сирии даже ходили слухи, что эти авторитеты подобрали для Хафеза Асада особые священные тексты для удачи и просчитали его имя по таблице чисел. Поговаривали, что фамилия его якобы была не настоящей, а красивым псевдонимом, придуманным на основе буквенного счета. Нумерология и лингвистика в арабском мире всегда были частью богословия и философии. Буквы и цифры имеют свою символику, чему уделяется большое внимание в мистических обществах. А разве не этим же занимался один из героев толстовской «Войны и мира» Пьер Безухов, когда высчитывал по фразам из Священного Писания, кто из россиян победит Наполеона?
Тайное ли знание помогло или хватило собственных несомненных талантов и счастливой звезды, однако Хафез Асад правил Сирией с начала 1970-х вплоть до своей смерти в 2000-м году.
Не стоит преувеличивать значение мистики. Асаду-старшему повезло в том, что страна не только насладилась свободой после изгнания колонизаторов, но и успела устать от военных переворотов, следовавших один за другим. Народу захотелось стабильности и сильной руки, а что касается принадлежности к общине алавитов, то тут на Арабском Востоке как нельзя кстати вошли в моду идеи социализма и общеарабского национализма, стирающие разницу между религиозными группами.

Сирийцы уничтожают фотографии аль-Асадов: сына Башара и отца Хафеза

Хафез Асад был в числе тех прорвавшихся в военные училища юношей, кто «на ура» встретил эти веяния. Он решил воплощать их в жизнь и вступил в Партию арабского социалистического возрождения (Баас). Ее лозунги о свободе, единстве и социализме взметались ввысь над клановостью традиционного общества. Но как-то само собой получилось, что среди первых активистов этой партии было немало алавитов.
Так чем же они отличаются от остальных мусульман? В истории бывали периоды, когда их не считали правоверными, а объявляли вероотступниками и потому подвергали гонениям. Некоторым из мусульман даже казалось, что алавиты ближе по своим обычаям к христианам, поэтому иногда их называли «нусайритами» (от того же корня, что и «назаретяне», похожий термин употребляется для обозначения христиан). Ряд историков склонны считать, что один из основателей общины носил имя Нусайр, отсюда и такое название.
Сами алавиты не любят свое прозвище «нусайриты» и настаивают на принадлежности к исламу. Речь идет о той ветви мусульман-шиитов, где особо почитается не только пророк Мухаммад, но и его двоюродный брат и зять Али ибн Аби Талиб, а также все его потомки как имеющие исключительные права на имамат, то есть на верховное руководство мусульманской общиной. От имени Али (одно из самых распространенных в тамошних деревнях) и происходит название общины - алавиты, или можно было бы сказать, алиды.
Почтением у них пользуется и такая фигура, как сподвижник пророка, перс по происхождению, Салман аль-Фариси. Предания говорят о его мудрости. Это он посоветовал мусульманам в ходе важной битвы с неверными выкопать оборонительные рвы. В VII веке в тех краях это было что-то новое. Сражение, вошедшее в историю как «Битва у рва», было выиграно. А для алавитов этот перс стал символической частью священной триады, где сливаются в единое целое три составляющие: название (имя), смысл (истина) и врата (ключ) к ней (пророк Мухаммад, Али ибн Аби Талиб и Салман аль-Фариси). В качестве символов этой триады верующие представляли солнце, луну и планеты.
Пожалуй, самое интересное отличие адептов этого эклектичного учения и от ислама, и от христианства - это вера в переселение душ. Любой суннит ответит вам, что это ересь, иначе он не мусульманин. А вот алавиты верят, что душа человека после его смерти может переселиться в тело новорожденного. У них это называется «танасух», то есть реинкарнация. Интересно, что когда появились копировальные машины, а потом еще и клонирование, то для обозначения этих явлений арабы придумали слова с тем же корнем «насух» со значением «переписывать», «копировать». Есть вероятность, что душа может отправляться и на другие планеты, вроде как к инопланетянам, а затем возвращаться обратно на Землю.
Распространен в этом процессе вариант и похуже: если при жизни усопший вел себя плохо, то его душа может переродиться в теле животного, или (если еще хуже) - в какое-нибудь растение, или (если совсем плохо) - в камень или во что-то совсем уж неодушевленное. В Сирии поговаривают, что такие верования будто бы надолго развели алавитов с соседями-иудеями, поскольку тем претила сама мысль о возможности превращения человека в кусок грязи.
Автор этих строк, когда бывала в алавитских селах, слышала рассказы о том, как кто-то из крестьян, скажем, превратился в лисицу или другое животное. «Помнишь соседа, что помер недавно? Ну тот, что хитрый такой был? Пошел я тут на охоту, лисица прямо перед носом пробежала, морда хитрая, вылитый покойник, даже рука не поднялась застрелить», - такое говорили вполне здравые люди, верящие в переселение душ.
В доказательство своих слов они ссылались на Коран. Так они по-своему трактовали (идя от поверхностного значения к сокрытому смыслу) следующий стих из суры «Корова»: «Как вы не веруете в Аллаха? Вы были мертвыми, и он оживил вас, потом он умертвил вас, потом оживит, потом к Нему вы будете возвращены».
Различия между алавитами и другими конфессиями принимали во внимание французские колонизаторы в начале ХХ века. На территории нынешней Сирии они создали федерацию из трех автономных государств со столицами в городах Алеппо (Халеб), Дамаск и Латакия. Последняя была объявлена центром Алавитского государства. Был придуман его флаг - белый с желтым солнцем посередине, а углы красного цвета. В верхнем углу полотнища в угоду французам был помещен маленький квадрат из триколора - синей, белой и красной полосы.
Это административное образование просуществовало недолго, хотя относительной независимостью оно пользовалось более десяти лет. Однако ни Асадстарший, ни его сын Башар публично не вспоминали о том историческом опыте. Оба они старались увести свою страну подальше от того прошлого, где разделение по религиозному признаку играло важную роль.
Стоит отметить, что в рядах сегодняшней оппозиции есть и алавиты, часть из которых недовольны нынешней властью. Однако разговоры о меньшинстве, так долго управлявшем отодвинутым от привилегий большинством, все же ведутся. И есть опасность, что они перерастут в междоусобицу, если вовремя не начнется настоящая реформа всей политической системы этого государства.

Алавиты в современном мире
Общая численность алавитов во всем мире, по оценкам ООН, превышает три миллиона человек. Большая часть алавитов сконцентрирована в Сирии - здесь их численность составляет минимум 1 миллион 350 тысяч человек. В Турции, главным образом в провинциях Адана, Мерсин и Хатай, проживает до 400 тысяч алавитов. От 100 до 150 тысяч человек составляет численность алавитов в Ливане. В 10-12 тысяч оценивается число алавитов в Австралии - в основном это потомки ливанских эмигрантов. На Голанских высотах в полностью алавитском поселении Гаджар проживает две тысячи человек. Небольшие группы алавитов - до тысячи человек - так же компактно проживают в Азербайджане и Иране.

Одним из наиболее мистических течений в ислам ском мире считается алавизм, последователи которого именуются алавитами (произошло от «Али Алла» , то есть «обожествляющие Али» ) или нусайритами.

Основателем этого движения был шиитский богослов Абу Шуайб Мохаммад ибн Нусайр. Он был советником двух праведных шиитских имамов - Али ибн Мухаммада аль-Хади и его сына, Хасана аль-Аскари. При жизни последнего ибн Нусайр проповедовал божественное происхождение шиитских праведных имамов, а себя объявил пророком и даже именовал себя «вратами» учения имама.

Алавизм, несмотря на то, что считается исламским течением, также включает в себя некоторые элементы христианства (например, троицу) и древних верований (культы отдельных предметов). По этой причине большинство современных богословов не признают алавитов мусульманами и считают их заблудшей сектой. Тем не менее, некоторые шиитские богословы, в основном , признают алавитов крайним шиитским течением.

Основы вероучения

Главным источником вероучения алавитов считается книга «Китабуль-Маджму» («Книга свидетельств»), состоящая из 16 разделов и подражающая Священному Корану. В основе учения алавитов - представление о троице, наподобие с христианством, в которую входят: Али ибн Абу Талиб (р.а.), который считается божеством, Мухаммад (с.г.в.) как отражение божества и Салман аль-Фариси как врата Бога через его отражение.

Исходя из представлений алавитов, Али ибн Абу Талиб (р.а.), который у суннитов признаётся как праведный халиф, а у шиитов - как праведный имам, у нусайритов предстает как сам Господь Бог. Он считается создателем всего сущего и основным объектом поклонения. В ответ на вопрос о том, кто есть Аллах, «Китабуль-Маджму» отвечает так: «Это Али ибн Абу Талиб, Бог». Кроме того, (свидетельство) у алавитов звучит следующим образом: «Свидетельствую, что нет Бога, кроме Али».

Бог, по мнению алавитов, не поддаётся познанию, за исключением случаев, когда он является на землю в облике людей. Согласно их вероучению, Бог являлся 7 раз в образе пророков: Адама, Нуха (Ноя), Якуба (Иакова), Мусы (Моисея), Сулеймана (Соломона), Исы (Иисуса) и Мухаммада (мир им всем). Все эти пророки считаются воплощениями Али, который их создал.

Помимо поклонения Али ибн Абу Талибу (р.а.), у алавитов практикуются обряды почитания солнца и луны, и некоторые из них утверждают, что Али ранее существовал в образе этих небесных светил.

Пророк Мухаммад (с.г.в.) в данном течении предстаёт как воплощение Али на земле. Именно последний, как утверждают алавиты, создал всех пророков, и в их иерархии, в отличие от остальных мусульманских течений, Али стоит выше, чем Заключительный посланник Аллаха (с.г.в.). Наряду с Пророком Мухаммадом (с.г.в.), алавиты высоко почитают и (а.с.), а также его апостолов, и празднуют его день рождения (рождество).

Третье звено в алавитской троице - Салман аль-Фариси, этнический перс, который принял ислам и стал сподвижником Пророка Мухаммада (с.г.в.).

Все элементы троицы нераздельны, и отвержение одного из них ведёт к отвержению всех.

Особое положение в алавизме занимает дочь Пророка Мухаммада (с.г.в.) и супруга Али - (мир им), которая в троицу не входит, но также считается божественным существом, созданным из света. Культ Фатимы (р.а.) в алавизме весьма схож с почитанием Девы Марии в христианстве.

Со времён джахилии алавиты переняли учение о переселении душ. Они верят, что душа человека после смерти тела может вселиться не только в людей, но и в животных. Одна душа может сменить тело 7 раз, после чего душа алавита попадает в мир звёзд (аналог Рая), а неправоверного (то есть не алавита) - в мир демонов.

Согласно алавизму, душа присутствует только в теле мужчины, женщины лишены её, и поэтому они не допускаются до совершения молитв. При этом именно женщины считаются у нусайритов основным источником всех бед, а некоторые алавиты даже считают, что женщины хуже, чем .

Парадоксально, но алавиты почитают Абдуррахмана ибн Мульджама - убийцу Али ибн Абу Талиба (р.а.). Объясняется это тем, что тот действовал по воле Али и исполнял его божественные помыслы. Именно в те дни Али пожелал удалиться от людей, а Абдуррахман поспособствовал этому.

Религиозная практика алавитов

В обрядах поклонения у нусайритов существует множество отличий от традиционного ислама. Во-первых, пост в их понимании представляет собой исключительно воздержание от интимной близости. Однако некоторые алавиты всё же соблюдают уразу так же, как и все мусульмане, но делают это на протяжении двух недель. Кроме того, нусайриты считают выплату закята не обязательной, а добровольной. Согласно алавизму, почитание Салмана аль-Фариси - действие, которое заменяет выплату , и этого вполне достаточно для верующих. Также у них дозволено употребление спиртных напитков. Последнее связано с обрядом причащения вином, который алавиты позаимствовали у христиан. Они отрицают, что Кааба - это дом Аллаха, так как считают, что дом Али расположен на Солнце.

Согласно алавизму, все люди делятся на избранное меньшинство и необразованную массу. Избранные обладают сокровенным знанием, и только они вправе руководить алавитскими общинами. Высшее звено в иерархии - это имам, который считается исполнителем воли Али на земле и обладает сокрытыми от всех остальных людей знаниями о будущем. Избранным может быть только тот, у кого оба родителя - алавиты. Посвящение в эту касту происходит с наступлением совершеннолетия, в присутствии имама, который сообщает ему тайные знания. Он же в ответ причащается вином и произносит сокращение «АМАС», которое расшифровывается в виде имён представителей троицы.

Алавиты в наши дни

Нусайриты сегодня компактно проживают на территории современной Сирии, а также в некоторых районах Турции и Ливана. В мире их насчитывается около 2,5 миллиона человек. Несмотря на то, что в Сирии алавиты составляют лишь 10% от общего числа населения, в арабской республике они занимают весьма привилегированное положение. Это связано с тем, что президент страны Башар Асад исповедует алавизм. Во времена правления его отца, Хафеза Асада, в Сирии был инициирован процесс сближения с шиитами джафаритского толка. Такая политика была обусловлена союзническими отношениями между Сирией и соседним шиитским Ираном. Башар Асад продолжил линию отца, и поэтому сегодня алавитские общины Сирии идут на некоторые уступки в деле соблюдения некоторых мусульманских обрядов. В частности, в алавитских селениях Сирии начали массово строиться мечети, а сами нусайриты стали поститься в Рамазан и совершать коллективные намазы.