Золотое руно - мифы древней греции. Как появились мифы и легенды

Древнегреческий миф о Ясоне, который совершил свое знаменитое путешествие в Колхиду за золотым руном, долгое время считался всего лишь красивым вымыслом. Ведь мало кто верил в то, что греки действительно смогли добраться до восточных берегов Черного моря в те далекие времена. Но многочисленные раскопки, проведенные на территории современной Грузии, говорят об обратном – миф может оказаться реальностью.

В греческой мифологии золотое руно предстает как шкура барана, которую на землю послала богиня облаков Нефела по приказу самого Зевса. Баран был принесен в жертву Громовержцу на берегах Колхиды, а шкура принесена в дар местному царю. Оно стало символом процветания и богатства всех колхов. Его охранял дракон в роще Ареса. Ясон, преодолевший множество преград на своем пути, смог добыть его при помощи Медеи. Трудно сказать, где кончается миф, и начинается реальность. Мы же можем оперировать лишь фактами. А факты таковы, что на территории современного Кавказа в эпоху бронзового века жили великие народы кузнецов и ремесленников, которые вооружали весь античный мир и снабжали его золотом. Археологические раскопки на территории Грузии указывают на тот факт, что страна уже 4 тысячи лет назад имела тесные связи с народами Передней Азии. Золотое руно, которое казалось многим людям красивым мифическим артефактом, на самом деле оказалось вполне реальным.

Во время раскопок одной из гробниц недалеко от Батуми была найдена колесница, в которой покоилось тело. Это было последние пристанище богатого человека, поскольку по традиции вмести с усопшим земле были преданы его вещи. Среди них были найдены золотые пластины, бронзовое оружие и многочисленные украшение. Когда круг раскопок расширился, ученые были поражены тем, сколько золотых изделий покоится в земле. Казалос, золото здесь повсюду.

Конечно, такое количество украшений из благородного металла были нужны местным жителям не только для собственных нужд. Золото всегда имело большую цену. И многие отчаянные авантюристы готовы были отправиться за ним хоть на край света, привозя с собой диковинные товары. Теперь понятно, почему именно сюда аргонавты отправились за золотым руном. К тому же в поздних летописях встречаются упоминания о Колхиде и богатстве, которое сосредоточено в руках местных жителей: «Поблизости живут и соаны... В их стране (Колхиде), как передают, горные потоки приносят золото, и варвары ловят его решетами и косматыми шкурами. Отсюда, говорят, и возник миф о золотом руне». Подобный способ добычи золота для древних обитателей Грузии являлся вполне традиционным. Руно же несло не только материальную ценность, но являлось символом власти, символом достатка и благоденствия. Государство колхов появилось на территории черноморского побережья в IХ в. до н. э. в долине Риони. Это был плодородный край. Люди вспахивали илистые берега реки, налаживали ирригационную систему и создавали из болот цветущие сады. С годами сформировался особый стиль архитектуры. Люди жили в домах, напоминавших башни, которые сохранились до наших дней. Долгие годы они налаживали торговые связи с цивилизацией эллинов. На пути стояла главная преграда - проливы Дарданеллы и Босфор, которые отличались коварными течениями и многочисленными подводными рифами.

Изначально считалось, что плавать по ним стало возможно лишь с изобретением кораблей-пентер, которыми управляли пятьдесят гребцов, способных противостоять любому течению.

Поскольку первые такие суда появились лишь в 8 веке до н.э., миф об аргонавтах считался только мифом. Могло ли плаванье состояться в то время, когда цель была недостижима? Современные грузинские ученые считают, что Ясон совершил прорыв, открыв морской путь в Колхиду. Это было одним из величайших подвигов античности. Греков манил этот край, где ковали бронзу и плавили золото. Для того, чтобы доказать возможность данного путешествия, английский естествоиспытатель Тим Северин построил уникальную модель микенского судна, которое было названо "Нью-Арго". Шестнадцатиметровая галера вмещала в себя двадцать пять человек и была оснащена десятью парами весел и прямым парусом. Вскоре путешественники вышли из порта Волос, что на севере Греции и отправились в сторону Босфора. Благородя попутному ветру и титаническим усилиям профессиональных гребцов, они смогли пройти оба пролива и выйти в Черное море. В день они могли пройти до 20 морских миль. Через три месяца они вошли в устье реки Риони, доказав тем самым, что древние греки тоже могли пройти путь в полторы тысячи миль. Однако на это решались лишь самые отчаянные и смелые мореплаватели. Тем не менее, их старания были вознаграждены. Но вскоре цивилизация Микен пришла в упадок. Несколько столетий Колхида торговала с ближайшими соседями, пока греческое общество не пережило новую волну подъема в 7-6 веках до н.э.

Группа немецких исследователей, проводивших раскопки в Трое, натолкнулись на удивительный факт, подтверждавший, что троянцы вели активную торговлю с народами черноморского региона. Среди экспонатов из знаменитого "золота Трои", найденного Шлиманом, были многочисленные поделки, созданные мастерами из Колхиды.

Древние колхи были знатными оружейниками. Предположительно именно они изобрели новый вид оружия - рапиру, которая смогла вытеснить меч из арсенала древних воинов. Оттуда оружие попало в Микены. Во время войны, которая захлестнула Средиземноморье в 1200 году до н.э. они вооружали все державы Эгейского региона, благо земля изобиловала металлами. Может именно они помогли древним Микенам и Хеттам "пожрать" самих себя в этой древней мировой войне. Некоторые авторы высказывают довольно смелое предположение о том, что именно колхи изобрели бронзу - спав олова и меди. Но доказательств этой гипотезе пока нет. Возможно, новые раскопки позволят нам узнать новые любопытные подробности.

Подпишитесь на нас

Как появились мифы и легенды

На заре цивилизации родились мифы и легенды, которые вобрали в себя весь мир древних людей, их дела и мысли. По своей сути мышление древнего человека было сказочным, но он не придумывал сказки, а отражал в мифах всю свою действительность. И хоть в то время люди не понимали многих вещей, они представляли разные явления природы и все неопознанное в виде мифических существ - чудовищ и богов. Так и зародились древние легенды.

За долгое время до появления письменности у древних народов существовали различные мифы, в которых рассказывалось о героях, совершавших подвиги, о властных богах, о происхождении Вселенной. В этих историях отразилось первое и довольно примитивное представление людей об окружающем мире, который казался им загадочным и полным чудес.

Легенды - это разновидность сказочной прозы. Их передавали из одного поколению к другому в виде устных преданий. С появлением письменности легенды о подвигах героев и волшебных превращениях стали записывать на бумагу. При этом каждый писатель придумывал все новые невероятные и интересные сюжеты. В основе этих сказаний часто находятся предания о событии или исторической личности, которые существовали и происходили в действительности. Обычные события редко были источниками записей и рассказов. Легенды чаще всего описывали значительные подвиги и тех людей, кто на самом деле увековечил свое имя в истории.

Первобытные мифы переплетались с религиозными убеждениями людей. Главными героями в них были божества и таинственные существа, которые имели необычную силу. Некоторые сказания были такими необычными, что их пели под музыкальное сопровождение, и это придавало им особое очарование.

Мифы древней Греции наполнены особыми образами, в которых жизнь людей тесно переплетается с жизнью богов. История Древней Греции неразрывно связана с верой в богов, которые жили на горе Олимп. Древние греки верили, что у богов на Олимпе есть своя жизнь, похожая на человеческую, но которая недоступна простым смертным. Боги помогала людям или наказывали их за грехи. Поэтому и стали появляться легенды о богах и о героях, обладающих большой силой. Такие имена как и в пояснениях не нуждаются. Греческая мифология считается самой известной, и все ее сюжеты очень поучительны и интересны.

Мифы древнего Рима пронизаны особым отношением к богам. Римские жители долго отказывались придавать своим богам человеческие черты характера и внешний облик. Но, в конце концов, некоторую часть сказаний они позаимствовали у греков. И если для древних греков божество является похожим на человека, то для римлян боги были существами со сверхъестественной силой. Они создавали легенды о богах, которые были совсем не похожи на людей. Самым известным сказанием считается миф об основании Рима. Также очень популярны были сказания о персонажах, которые жертвовали собой или совершали подвиги ради Рима. Это Рем и Ромул, братья Горации и многие другие.

Мифы древнего Египта рассказывают современным людям о религии, надеждах и взглядах древних египтян. Нет такого мифа Египта, в котором не менялся бы сюжет и образы. В мифологии древних египтян можно выделить три главных сюжета мифов:

В современном мире древняя мифология воспринимается как сказка. Но без этой удивительной и временами поучающей сказки иногда не могут обойтись люди, как и в наше время, так и в будущем.

Давным-давно в Греции, между двух синих морских заливов в глубокой долине, отгороженной высокими горами от всего остального мира, лежала страна Беотия.

Под синим небом её высоко вздымалась вершина Геликона, таинственной горы, где между тёмных рощ, над звонкими струями ключа Гиппокрены обитали богини искусств - музы.


В тот же самый день, но уже к вечеру, царь Пелий возвращался с купанья домой в свой дворец. Пелий был горбат и некрасив; хороши были только большие умные глаза. Но колесница, на которой он ехал по городу, запряжённая четвёркой быстрых коней, была прекрасна, воины его свиты блистали золотыми щитами и доспехами, и простаки, расступаясь перед ним, восклицали: «Велик и славен наш царь Пелий!» Вдруг колесница замедлила бег: посреди площади сгустилась толпа народа.

Что там такое, Архимед? - спросил Пелий у сопровождавшего его вельможи.


Прошло несколько дней.

Шумно и радостно стало в бедной хижине, где жил изгнанник Эсон.

Братья Эсона, цари соседних городов, приехали к нему, чтобы отпраздновать возвращение племянника.

Узнав, что Пелий зовёт Язона к себе во дворец, они решили пойти вместе с ним и поддержать его законные требования. Так и было сделано, потому что люди мудрые и опытные не могли сразу поверить в искренность слов тирана.


И вот по всем дорогам Греции, вдоль кремнистых горных троп и поросших лаврами долин, всюду и везде, от утонувшего в лазурном море острова Киферы на юге до диких ущелий Македонии на севере, от западного моря до восточного, пошли, поползли, полетели новые слухи.

Может быть, это крикливые чайки, скользя на серебряных крыльях вдоль скалистых и песчаных берегов, разнесли повсюду дивную весть?


Наступил долгожданный срок.

Утром Арг откинул волосы с покрытого потом лба и засмеялся впервые за много дней. Суровые плотники в лад ударили по смолистым клиньям, удерживавшим судно на берегу. Подобно лебедю, сходящему с берега в воду, скользнул гордый корабль на пенные волны залива. Подобно жителю вод, острорылому дельфину, двинулся он вперёд, весело разрезая белые гребни. Мощными кликами радости приветствовали его собравшиеся на берегу воины. Прорицатель же Феон поднял вверх руки и указал на лёгкое облачко, словно остановившееся в вышине над мачтой.


Удалившись от знакомых берегов, корабль «Арго» много дней разрезал волны спокойной Пропонтиды, того моря, которое сейчас люди зовут Мраморным.

Наступило уже новолуние, и ночи стали чёрными, как вар, которым смолят корабельные борта, когда зоркий Линкей первый указал товарищам на возвышающуюся впереди гору. Скоро забрезжил в тумане низкий берег, показались рыбачьи сети на берегу, городок у входа в бухту. Решив отдохнуть на пути, Тифий направил судно к городу, и немного спустя аргонавты стояли на твёрдой земле.


В тумане проходят мимо него неведомые рыжие, точно львиная шкура, острова. День за днём великий Гелиос-солнце, выходя из морских волн поутру, к вечеру снова опускается в море на своей огнесветной колеснице. День за днём текут волны, убегая за корму, и всё дальше назад уходят берега милой Греции.


Много злоключений ожидало в дороге смелых путников, но из всех им было суждено выходить со славой.

В Вифинии, стране бебриков, задержал их непобедимый кулачный боец, царь Амик, страшный убийца; без жалости и стыда он повергал ударом кулака на землю каждого чужеземца. Вызвал он на бой и этих новых пришельцев, но юный Полидевк, брат Кастора, сын Леды, сразил могучего, проломив ему висок в честной схватке.


День, другой, третий скользил над просторами Пропонтиды белый парус «Арго». К исходу третьего дня услышали герои впереди тяжёлый шум и плеск. То доносился до них как бы гул мощного прибоя, то словно ревела буря или падал в пропасть гигантский водопад, то раздавались короткие страшные удары грома.

Встав во весь рост на носу, сдвинув брови, зорко вглядывался в волны дальнозоркий Линкей. Вдруг, словно увидев нечто небывало страшное, он закрыл глаза руками. Что же открылось ему вдали?


Широкошумным гулом дохнуло им в лицо это новое для них, неведомое грекам море. Синей пустыней простёрлось оно перед ними, таинственное и грозное, безлюдное и суровое.

Они знали: где-то там, на той стороне его бурливой бездны, лежат таинственные земли, населённые дикими народами; обычаи их жестоки, обличье ужасно. Там где-то лают по берегам полноводного Истра страшные люди с собачьими мордами - кинокефалы, псоглавые. Там носятся по вольным степям прекрасные и свирепые воительницы-амазонки. Там дальше густится вечная тьма, а в ней бродят, похожие на диких зверей, жители ночи и холода - гипербореи. Но где это всё?

Миф об аргонавтах и их плавании к царю Ээту за золотым руном - один из самых архаических в сказаниях древних греков. Считается, что он возник в VIII в. до н. э. как отголосок начального этапа освоения греками Понта Эвксинского (Чёрного моря). Миф соединил в себе сказочные мотивы с подлинными впечатлениями от далёких стран. Реальны почти все географические названия, фигурирующие в мифе, кроме того, в нём содержится множество древних легенд и описаний религиозных праздников.

История плавания Ясона и аргонавтов известна в разных версиях.

Опуская множество деталей и сюжетов, остановимся лишь на самом важном корпусе сказаний. Афаманта, царя племени миниев в Беотии, полюбила богиня облаков, дождей и туманов Нефела и родила ему близнецов Иг Фрикса и Геллу. Скоро любовь Афаманта прошла, и он решил жениться на дочери фиванского царя красавице Ино.

Мачеха невзлюбила падчерицу и пасынка и вознамерилась во что бы то ни стало их погубить. Однажды перед началом полевых работ Ино посоветовала местным женщинам обдать семена кипятком, чтобы вырос невиданный урожай. Глупые женщины послушались коварного совета, и в результате на поле не взошёл ни один колосок. Начался страшный голод.

Афамант послал гонцов к Дельфийскому оракулу в надежде узнать причину напасти. Но Ино подкупила посланников, и они сообщили царю, будто боги требуют, чтобы он принёс в жертву своих детей.

Когда всё было готово к жертвоприношению, богиня Нефела, наблюдавшая за происходившим, послала чудесного золоторунного овна на землю для спасения Фрикса и Геллы. Те вскочили на него, вцепились в сверкающую шерсть, волшебный овен взмыл в небо и устремился на север. В пути, когда чудесное животное пролетало над проливом, отделяющим Европу от Азии, поднялся сильный ветер и началась буря. Изнемогающая от усталости Гелла разжала пальцы и соскользнула вниз. Её поглотила водная пучина, и пролив с того времени греки стали называть Геллеспонт, т. е. «море Геллы» (ныне это Дарданеллы). Зато Фрикса златорунный овен благополучно доставил до Колхиды, лежащей на побережье Чёрного моря у подножия Кавказских гор.

В Колхиде правил царь Ээт, сын бога Солнца Гелиоса. Он гостеприимно принял мальчика и оставил его воспитываться в своём доме. Невиданного овна принесли в жертву Зевсу, а его блистающее золотое руно повесили на высоком дубе в священной роще бога войны Ареса. Ээт получил предсказание, что до тех пор, пока шкура висит в священной роще, ему будут сопутствовать удача и процветание.

Когда Фрикс стал взрослым, Ээт женил его на своей старшей дочери Халкиопе и стал считать наследником, поскольку сыновей у него самого не было. Потом, однако, у Ээта родился сын Апсирт, и Фрикс сделался помехой. Ээт даже стал его опасаться и в конце концов повелел ему покинуть Колхиду. Фрикс согласился на изгнание, но потребовал своё руно. Ээт, разумеется, отказал, и в завязавшейся ссоре тесть убил зятя. Умирая, Фрикс проклял руно как причину своей смерти и прибавил: «Да будет оно источником горя для всякого своего владельца!».

Тем временем в Фессалии жила царица Тиро, и было у неё двое сыновей: Пелий и Эсон. Отцом Пелия был бог Посейдон, а отцом Эсона - фессалийский царь Иолк. Когда Иолк скончался, Эсон стал его наследником, но предприимчивый Пелий скоро отнял у брата престол.

Опасаясь за жизнь своего сына Ясона, Эсон и его жена Полимеда решили отправить мальчика подальше от города, на гору Пелион, и отдать на воспитание жившему там мудрому кентавру Хирону.

Фрикс и Гелла. Фрагмент римской фрески.

Когда Ясону исполнилось 20 лет, он решил вернуться в родной город Иолк, носивший одно имя с покойным царём. И отправился в дорогу.

Путь Ясону преградила река Анавр, воды которой поднялись от половодья, но всё же течение было не настолько сильным, чтобы крепкий юноша побоялся войти в воду. На берегу он увидел сгорбленную старушку-нищенку. Жалобным голосом та попросила перенести её на другой берег. Ясон поднял бабушку и в четыре прыжка преодолел бурную реку. Правда, выходя на берег, он неловко ступил и потерял сандалию. Будь он один, он мог легко её поднять, но со старушкой было несподручно. Ясона, впрочем, не очень расстроил такой пустяк. Припадая на одну ногу, он помчался дальше, даже не оглядываясь. Старуха же обернулась высокой стройной женщиной с властным лицом. Это была не кто иная, как сама Гера. Богиня захотела испытать, пошла ли Ясону впрок Хиронова наука. Убедившись, что юноша вежлив и добросердечен, Гера стала ему покровительствовать.

Ясон пришёл в Иолк во время праздника. Царь Пелий приносил на берегу моря жертву Посейдону и в собравшейся вокруг толпе сразу заметил молодого и статного незнакомца без одной сандалии.

Царю стало не по себе. Ему вспомнилось давнее предсказание, что его власти и жизни может угрожать только незнакомец в одной сандалии. Вскоре ему донесли, что юноша отправился с праздника прямо в дом Эсона, и Пелий тут же подумал о пропавшем некогда племяннике.

Вскоре его предположения подтвердились: Ясон явился к царю и сказал, что он сын свергнутого Эсона и пришёл вернуть отцу законную власть. Пелий не возражал, но согласился отдать царство при одном условии: если юноша вернёт из Колхиды в Элладу шкуру того златорунного овна, который спас когда-то Фрикса.

Отважный Ясон счёл условие не только приемлемым, но и привлекательным, ибо в Колхиде почти никто из греков не бывал, и стал созывать со всей Эллады героев, которые разделили бы с ним опасно сти и славу дальнего путешествия. На помощь Ясону собрались: могучий Геракл, сладкоголосый Орфей, сыновья Зевса Кастор и Полидевк, быстрокрылые сыновья бога Борея Зет и Калаид, отважный Тесей, победивший Минотавра, могучий Мелеагр и многие другие знаменитые или пока безвестные герои. Была среди храбрецов и женщина - прекрасная охотница Аталанта. Всего решились на путешествие, как пишут разные древние авторы, от 28 до 64 участников.

Генри Брон. Ясон переносит богиню Геру через реку. Книжная иллюстрация. 1928 г. Частное собрание.

Строительство «Арго». Терракотовый рельеф римской работы. I в. Британский музей. Лондон. Слева - богиня Афина, в центре - кормчий Тифий, справа - плотник Арг.

Неподалёку от Иолка на пустынном берегу начали строить корабль. Грекам и раньше доводилось путешествовать по морю при солнечном, но настоящих кораблей они ещё не делали - только ладьи, (даже у них не было). На сей раз по просьбе богини Геры сама Афина Паллада открыла плотнику Аргу тонкости корабельного мастерства, потому созданное судно получилось и большим, и на редкость красивым. По имени этого мастера будто бы и назвали корабль «Арго», что в то же время означает «быстрый», а собравшиеся на его борту герои стали звать себя аргонавтами. Кормчим корабля стал Тифий, который в плену у финикийцев выучился мореходному искусству.

Под командованием Ясона аргонавты отправились в путь и вскоре причалили к острову Лемносу. Правила островом царица Гипсипила, в подчинении которой не было мужчин - одни женщины. Оказалось, что всё мужское население истребили сами же лемниянки. Случилось так, что женщины не успели вовремя принести жертву богине Афродите, и та, осердясь, наслала на них невыносимое зловоние. Естественно, мужья отказались с ними жить и вскоре, захватив в плен женщин из близлежащей области Фракии, сделали пленниц своими наложницами. Лемниянки оскорбились и перебили своих отцов и мужей. Одна лишь Гипсипила спасла своего отца Фоанта, отправив его в море на челне.

Аргонавт Амфиарай, обладавший даром прорицания, сообщил, что причиной преступления лемниянок стала не только кара со стороны Афродиты, но и семена безумия, посеянные в воздухе и земле Лемноса. Когда-то жители острова отправляли культ подземных богов кабиров, но потом под влиянием переселенцев из других мест забыли о своих кумирах, и оскорблённые божества в отместку отравили воздух и почву, вселив в жителей безумие.

В отдалённой пещере отыскалась столетняя старуха - последняя жрица кабиров. Она научила аргонавтов тайнам священнодействия, и после совершения всех положенных ритуалов лемниянки очистились от содеянного и освободились от наказания, насланного Афродитой.

После этого аргонавты вступили с ними в браки. Супругой Ясона стала царица Гипсипила, которая позднее родила от него близнецов Эвнея и Неброфона.

Отплыв с Лемноса, герои прошли Фракийское море, через Геллеспонт вышли в Пропонтиду и пристали к берегу страны долионов, которыми правил добродушный Кизик.

Следующей их остановкой стала Мисия. Здесь герои лишились троих своих товарищей. Юный Гилас, друг и возлюбленный Геракла, отправился к источнику за водой. Был он столь прекрасен, что нимфы, едва завидев его, влюбились и, когда юноша наклонился над ручьём, утянули его на дно. Гилас успел лишь коротко вскрикнуть. Крик его услышал аргонавт Полифем и, думая, что Гиласа увели морские разбойники, кинулся с обнажённым мечом в погоню за похитителями. По дороге он встретил Геракла, и вместе они долго искали Гиласа.

Аргонавты тем временем не знали, что и подумать. Не найдя героев, они вернулись на «Арго». Утром корабль отплыл, хотя на сердце у всех было неспокойно. Лишь после утешительных слов старца Главка, сообщившего, что двое их товарищей живы, путешественники немного успокоились. Впоследствии Полифем основал в Мисии город Киос и стал в нём царём, а Геракл, убедившись в бесполезности поисков Гиласа, вернулся в Аргос.

Из Мисии аргонавты прибыли в земли, принадлежавшие племени бебриков. Здесь правил Амик, сын Посейдона и Вифинской нимфы. Он отличался огромным ростом, носил звериные шкуры, а кулак его был размером с человеческую голову. Будучи отважным бойцом, Амик заставлял чужестранцев, попавших к нему, биться с ним на кулаках и обычно забивал их до смерти.

Франческа Фурини. Гилас и нимфы. XVII е. Палаццо Питти. Флоренция.

Джон Уильям Уотерхаус. Гилас и нимфы. 1896 г. Картинная галерея. Манчестер.

Когда «Арго» причалил к берегу, Амик принялся дразнить аргонавтов и вызывать самого доблестного из них помериться силами. Вызов принял мощный Полидевк, и как Амик ни старался, но одолеть его не сумел. Герой взял верх, а потом связал царя и заставил его дать клятву Посейдону, что впредь он будет соблюдать законы гостеприимства.

Однако, дав клятву, Амик вновь накинулся на Полидевка. Но сражённый страшным ударом, закачался и упал. После этого бебрики устремились на героя, тогда аргонавты выхватили мечи и ринулись в бой. Перебив многих, поутру они опять тронулись в путь.

Ветер гнал корабль весь день и всю ночь. На заре, когда аргонавты оказались у побережья Фракии, он стих. Герои высадились на берег. Это была Салмидесса, где жил слепой прорицатель Финей. Некоторые считали его сыном Посейдона. Рассказывали, что он лишился зрения за тяжкое преступление: по наущению своей второй жены ослепил собственных детей от первого брака (по другой версии, он без согласия богов открывал их волю смертным). Помимо слепоты боги наслали на него гарпий - полудев-полуптиц, которые каждый раз, как Финей садился за стол, стремглав спускались вниз и пожирали большую часть еды, а то, что не могли съесть и унести, заражали таким зловонием, что пища становилась несъедобной. Когда аргонавты обратились к Финею с просьбой указать им дальнейший путь, тот обещал сделать это, если они избавят его от гарпий.

Тогда аргонавты накрыли богатый стол, якобы для Финея, и гарпии немедля явились. Едва завидев их, крылатые сыновья Борея Зет и Калаид поднялись в воздух и обнажили мечи.

Гарпиям некогда предсказали, что они погибнут от сыновей Борея, а сыновья Борея получили пророчество, что погибнут, если когда-нибудь не догонят убегающего. Потому преследование было долгим. В конце концов крылатые юноши настигли гарпий. Те взмолились о пощаде и дали клятву никогда впредь не обижать Финея. Бореады на сей раз помиловали их.

Ликующий Финей, как и обещал, показал аргонавтам морской путь и предостерёг от предстоящих опасностей, особенно от ужасных сталкивающихся скал Симплегад, находившихся в Босфорском проливе у выхода в Чёрное море. Эти иссиня-чёрные огромные скалы, сдвигаясь, перекрывали путь морякам. Даже птицы не могли пролететь между ними. Над местом, где они находились, стоял густой туман. Был слышен только страшный грохот.

Финей посоветовал аргонавтам пустить между скал дикого голубя, и если он останется целым, то смело плыть. Если же птица погибнет, то «Арго» лучше отказаться от плавания.

Ясон и его товарищи вновь вышли в открытое море и очень скоро достигли гигантских скал, о которых предупреждал их Финей. Грохот, раздававшийся, когда они сдвигались, был подобен ударам огромного молота. Страх объял всех, ведь бездушные каменные громады нельзя было ни сразить мечом, ни поразить копьём. Выпустили голубя. Птица стремительно пролетела меж Симплегад, которые, сомкнувшись, отсекли лишь несколько перьев из её хвоста. Подождав, когда скалы вновь разойдутся, аргонавты налегли на вёсла и со скоростью стрелы понеслись между ними. Пострадала только корма судна. Правда, герои чуть не утонули в возникшем водовороте, но тут им на помощь пришла богиня Гера. С этого времени Симплегады навсегда стали неподвижны, ибо было предопределено, что они остановятся, если между ними удастся проплыть кораблю.

Перед аргонавтами открылось неведомое море, грозное и неприветливое. Тифий слышал когда-то от стариков, что на его берегах живут племена, не знающие гостеприимства, и «Арго» направился прямо на восток, туда, где лежала Колхида. Но прежде чем герои достигли её берегов, им ещё предстояли неожиданные встречи и утраты. Так, в земле мариандинов ушёл в аид Тифий.

И вот наконец перед ними появились берега Колхиды. Царь Ээт был гостеприимен и в ответ на просьбу Ясона пообещал вернуть эллинам золотое руно, но для этого герой должен был выдержать испытание. Имелась у Ээта пара свирепых огнедышащих медноногих быков, подаренная ему Гефестом. Ясону предстояло запрячь быков в упряжку, вспахать на них поле возле священной рощи Ареса и засеять его зубами дракона (Ээт получил некогда в дар от Афины половину тех зубов дракона, что Кадм посеял в Фивах), а потом собрать урожай.

Гюапав Моро. Ясон и Медея. 1865 г. Музей Орсе. Париж.

Ясон не знал, что делать, но боги послали ему помощницу. Едва дочь Ээта Медея увидела красивого и статного чужеземца, как влюбилась в него и, взяв с Ясона клятву, что он женится на ней и увезёт с собой в Элладу, пообещала помощь.

Медея была жрицей богини чародейства Гекаты и сама умела колдовать. Она вручила Ясону особую мазь, чтобы он натёр ею всё тело, копьё и щит. Медея также поведала, что делать, когда взойдут посеянные зубы дракона.

В назначенный час Ясон, густо намазавшийся мазью, пришёл в священную рощу, где паслись медноногие быки, и, хотя они изрыгали на него пламя, легко пригнул их головы к земле и надел им на шеи ярмо. Потом он запряг быков в плуг, вспахал Аресово поле и посеял зубы дракона. «Семена» тотчас дали щедрые всходы: из земли показались острые копья, потом остроконечные медные шлемы... Вскоре всё поле покрыли свирепые закованные в доспехи воины. И все они двинулись на Ясона. Герой по совету Медеи бросил в середину поля огромный камень, и тогда воины развернулись и вступили в сечу друг с другом. Почти все они полегли в схватке. С немногими уцелевшими справился сам Ясон.

Герой выдержал испытание. Ээт, однако, памятуя о давнем предсказании, вовсе не собирался выполнять своё обещание.

Энтони Фредерик Сэндис. Медея. 1868 г. Картинная галерея. Бирмингем.

Выказывая неискреннее дружелюбие к аргонавтам, он решил сжечь их корабль и перебить гостей. Узнав о жестоком замысле отца, Медея ночью отвела Ясона в священную рощу, где хранилось руно, и усыпила волшебным зельем дракона, который его охранял. Забрав руно, Ясон с Медеей поспешили на корабль. Ещё не наступил рассвет, а аргонавты уже вышли в открытое море. Вместе с Медеей отправился в плавание и её брат, юный Апсирт.

Джон Уильям Уотерхаус. Ясон и Медея. 1890 г. Частное собрание.

Наутро Ээт, узнав о ночном происшествии и бегстве дочери, кинулся в погоню. Вскоре его корабли почти настигли «Арго». Когда Медея увидела, что отец совсем близко, она убила брата, рассекла его тело на куски и стала бросать их в воду.

Потрясённый Ээт начал собирать части тела своего единственного сына, и аргонавтам удалось уйти от погони. Убитый горем отец этого даже не заметил. Заливаясь слезами, он вернулся домой и торжественно похоронил Апсирта.

Лишь через несколько дней Ээт вновь отправил за аргонавтами погоню, строго наказав воинам, что если они не вернут Медею, то сами примут предназначенное ей наказание.

Вероломное убийство Апсирта навлекло на Ясона и Медею гнев богинь-мстительниц эриний, и многие боги, возмущённые страшным злодеянием, отвернулись от аргонавтов (только Гера осталась добра к Ясону). С этого времени их стали преследовать беды.

Когда «Арго» проплывал вблизи реки Эридан, Зевс наслал сильную бурю и сбил корабль с курса.

Герберт Джеймс Драпер. Медея готовит убийство брата. Картинная галерея. Брэдфорд.

Несколько месяцев аргонавтов мотало по морю, вынося то к землям лигиев и кельтов, то к острову волшебницы Цирцеи, то к берегам Гипербореи, где они еле отбились от псоглавых людей. Герои едва не погибли от Сциллы и Харибды (корабль спасла морская нимфа Фетида, посланная Герой на помощь аргонавтам), а на острове Крит были атакованы медным великаном Талосом.

Когда аргонавты, казалось, уже увидели стены Иолка, налетевший ветер отнёс их корабль далеко на юг и выбросил на бесплодный, пустынный берег. Много дней шли они под палящим солнцем, неся на плечах «Арго», пока не добрались до самого края земли, где могучий Атлант держал на плечах небесный свод, и лишь тогда смогли спустить свой корабль на воду.

Вскоре аргонавты пристали к острову феаков Керкире, царём там был Алкиной. Здесь их настигли колхи, посланные в погоню Ээтом, и стали требовать выдать Медею. Однако царь ответил, что вернёт девушку отцу, только если она ещё не стала женой Ясона. В противном случае родитель над ней не властен. Арета, жена Алкиноя, известила об этом Ясона, и они с Медеей вступили в брак. Тогда колхи-посланцы решили остаться жить на острове феаков: возвращаться домой к гневному царю они поостереглись. Аргонавты же с Медеей вновь отправились в открытое море и на сей раз без приключений достигли родной земли.

Пока длилось их путешествие, Пелий, уверенный в том, что они не вернутся, убил отца Ясона - старого Эсона и его младшего сына Промаха, а мать Ясона Полимеда, проклиная убийцу, покончила с собой. Так герой лишился всех своих родных.

Мрачный от гнева и горя, явился Ясон к Пелию и, сложив к его ногам золотое руно, вновь потребовал вернуть престол - теперь уже не отцу, а себе. Но хитрый Пелий отвечал, что боги во сне повелели ему поместить золотое руно в храме Ареса, потому совершал свой подвиг Ясон не для царя, а для богов, и он, Пелий, считает себя свободным от данного обещания.

Ясон и Медея пожимают друг другу руки (символ заключения брака). Мраморный рельеф. Пв. Национальный музей. Рим.

Ясон приносит Пелию золотое руно. Фрагмент росписи кратера. 340-330 гг. до н. э. Лувр. Париж.

Франческо Гверчино. Атлас. Фрагмент. XVII в.

Ясон не нашёлся, что ответить, молча повернулся и пошёл прочь. Они с Медеей поселились в Иолке и стали ждать подходящего момента для мести. Очень скоро слава Медеи как волшебницы и искусной целительницы распространилась по округе, достигла она и царского дворца. С Медеей захотели познакомиться дочери царя Пелия. А после того, как это произошло, Медея стала часто приходить к ним, щедро снабжая всевозможными зельями. Вскоре, войдя к девушкам в полное доверие, она сообщила им, что умеет возвращать молодость и силу. Для этого нужно лишь разрубить тело животного или человека на куски и сварить в котле с тайными снадобьями. В доказательство своих слов Медея приказала привести старого-престарого барана, на глазах у царевен убила его и, сварив, превратила в ягнёнка.

Глупые девицы тут же решили сделать своему отцу необыкновенный подарок: вернуть молодость и силу. Они упросили Медею дать им волшебное средство. В туже ночь молодые царевны, преодолевая ужас, убили своего отца, но воскресить его, конечно, уже не смогли. Так коварный Пелий погиб от рук собственных дочерей.

Царём Полка стал сын Пелия Акает. Когда стало известно, что Пелий погиб по вине Медеи, её с Ясоном изгнали из города. Пристанище беглецы нашли в Коринфе, где прожили счастливо десять лет, воспитывая сыновей.

Потом подросла дочь коринфского царя - Главка, и Ясон влюбился в неё. Напрасно Медея взывала к богам, напоминала мужу его клятву и упрекала в неблагодарности. Оставив волшебницу, он вступил в новый брак.

Тогда Медея стала мстить. Новой жене неверного супруга она прислала в подарок дорогое одеяние, при виде которого молоденькая девушка пришла в восторг. Однако едва надев его, она закричала от ужаса и боли: одежда была пропитана ядом и сразу стала жечь её невидимым огнём. Отец Главки бросился на помощь, пытаясь сорвать одеяние, так яд попал и на него. Оба они погибли в страшных мучениях.

Желая причинить Ясону ещё больше горя, Медея убила своих детей от него. После этого, сев в колесницу, запряжённую драконом, жестокая волшебница улетела прочь.

Следы её позже обнаружились в Афинах. Там Медея вышла замуж за Эгея. Много лет спустя она была изгнана Тесеем и, как говорили, вернулась к себе на родину, в Колхиду.

Пьетро де Марискальки. Смерть Пелия. XVI в.

Медея преподносит Главке отравленное одеяние. Фрагмент росписи кратера из Апулии. Конец IV в. до н. э.

Прошло много лет. Ясон состарился, история о его походе за золотым руном превратилась в легенду. «Арго» стоял на берегу и почитался в Элладе как святыня. Однажды, как рассказывали, старый Ясон пришёл взглянуть на свой корабль, и тот вдруг рухнул, погребя предводителя аргонавтов под своими обломками. Так был наказан богами герой, воспользовавшийся чародейством Медеи и не сумевший противопоставить ей мужскую волю.

История плавания аргонавтов была очень популярна в античной литературе. К ней многократно обращались и греческие, и римские авторы. Так, Эсхил написал не дошедшую до наших дней тетралогию об аргонавтах, состоявшую из пьес «Арго, или Гребцы», «Лемнияне», «Гипсипила» и «Кабиры». К этому же сюжету обращались Пиндар, Овидий в «Метаморфозах», его подробно излагал Аполлодор Сицилийский в своей «Мифологической библиотеке» и другие авторы.

Сюжеты из сказания об аргонавтах широко использовались в античной пластике и вазописи. Особым успехом и популярностью пользовалась история Медеи, сохранившая и в последующие века наибольшую драматическую притягательность.

Тема неразделённой любви Медеи к Ясону, намеченная ещё Пиндаром, получила дальнейшее развитие в трагедиях Еврипида и Сенеки, которые много веков не сходят с театральной сцены. В XVII столетии на сюжет о Медее написал трагедию Корнель («Медея»). На рубеже XVIII-XIX вв. к этой истории обращались писатели-романтики Ф. Клингер и Л. Тик, в XX столетии - французский драматург Ж. Ануй.

Знаменитый миф об аргонавтах остался значимой частью сознания современного человека. Само слово «аргонавты» в наши дни используется для символического обозначения первопроходцев в любой области, а выражение «золотое руно» - один из синонимов труднодостижимой и заманчивой цели.

Джон Даунмэн. Ясон и Медея. Ш в. Картинная галерея. Вулвергемптон. Англия.


05.04.2019

Словосочетание «золотое руно» иносказательно означает богатство, которым каждый стремится овладеть. Это понятие тесно связано с греческой мифологией и храбрыми аргонавтами, отправившимися в далекую Колхиду, чтобы сразиться со страшным драконом и заполучить волшебную овечью шкуру – символ богатства и процветания.

Что такое золотое руно?

Само слово «руно» означает шерсть овцы, которая состригается с животного, не нанося ему вреда. Ранее драгоценный металл на Кавказе добывали, опуская овечью шкуру в воду златоносной реки, и крупицы драгоценного металла оседали в длинной шерсти. Этот способ добычи не подтвержден, поэтому до конца не ясно, как выглядит золотое руно: существовало ли такое в действительности или это одна из многочисленных легенд Эллады.

Существует несколько вариаций древнегреческих мифов, рассказывающих о том, что такое золотое руно: легенда гласит, что жил греческом городе Орхомен царь Афамант, полюбила его богиня облаков Нефела, и были у них дети – сын Фрикс и дочь Гелла. Однако Нефела была богиня вечно печальная, меланхоличная и поэтому наскучила царю, и тот женился на дочери фиванского царя. Злая мачеха невзлюбила детей Афаманта и решила их погубить.

Узнала об этом Нефела и послала своим чадам с небес чудесного барана, на спине которого Фрикс и Гелла спасались от преследований злой мачехи. Сыну царя удалось избежать погони у берегов Колхиды (нынешняя Грузия). Афамант в качестве благодарности принес этого барана в жертву, а шкуру подарил правителю этой страны. Впоследствии шерсть волшебного барана стала своеобразным символом процветания страны колхов. Она охранялась свирепым вечно бодрствующим драконом в таинственной роще. Достать реликвию было практически невозможно, и только один герой на это отважился.

Где находилось золотое руно?

Золотое руно, миф о котором сложили древние эллины, находилось на самом деле на берегу Черного моря, на территории современной западной Грузии, в государстве Колхида. Это предок первого феодального грузинского государства, которое оказало большое влияние на формирование грузинского народа. Там, на территории города Сенети, при раскопках были найдены материалы, проливающие свет на историю с данной необычайной овечьей шкурой и ее похищение.

Кто охранял золотое руно?

Будучи символом богатства и процветания, шерсть волшебного барана тщательно охранялась колхами, висела на священном дубе в таинственной роще, а рядом на страже стоял недремлющий огнедышащий дракон. Золотое руно добыл греческий герой Ясон хитростью. С помощью дочери богини колдовства Медеи герой прокрался к стражу волшебного артефакта, усыпил его и завладел сокровищем. Чтобы узнать, кто ходил за золотым руном, обратимся снова к Древней Греции.


Кто добыл золотое руно?

Потоки царя Афаманта не могли поделить власть. Правнуку царя Ясону пришлось прятаться в горах от преследований своего дяди – коварного Пелия. Проведя 20 лет на воспитании у мудрого кентавра Хирона, юноша стал храбрым и сильным, поэтому в бою его было уже не победить, и Пелий решил действовать хитростью. Он сказал племяннику, что чтобы отказаться от престола, необходимо вернуть на родину знаменитое золотое руно. Отважный герой сразу же взялся выполнять задание и набрал целую команду храбрых воинов.

Корабль смельчаков, кто плавал за золотым руном, был назван «быстрым» – «Арго», а сами добровольцы назвались аргонавтами. Множество препятствий пришлось преодолеть Ясону, прежде чем он сумел доплыть до страны колхов, где находилось золотое руно, и аргонавты ему помогали в этом: сражались с великанами и страшными гарпиями, избавили Вифанию от деспотичного царя и помогали на своем пути всем, нуждающимся в помощи. Только через много лет сумели воины наконец достичь берегов Колхиды и завладеть заветным артефактом. Ясон и золотое руно, добытое им, прославили древнюю Элладу.