Детские инфекционные заболевания. Наиболее распространенные детские заболевания

Одним из наиболее распространенных диагнозов, который детский педиатр ставит ребенку, является ОРВИ, то есть острая респираторная вирусная инфекция. Все дело в том, что именно вирусным инфекциям детский организм подвержен более всего, причиной тому низкая иммунная система ребенка.

Вирусные инфекции сопровождаются довольно яркой симптоматикой, из-за чего родители часто впадают в панику, переживая за собственное чадо. Чтобы исключить панику и действовать правильно, нужно понять, что такое вирусная инфекция, как и почему она появляется, на какие симптомы обращать внимание и как бороться с болезнью.

Что такое вирусная инфекция

Противится вирусной инфекции исключительно иммунная система человека. У детей иммунитет слабее, ко многим штаммам вирусов вовсе нет антител, из-за чего малыши болеют значительно чаще.

То же мы видим, когда ребенок идет в садик. Попадая в новую среду, где есть большое количество детей (часто болеющих), детский организм подвергается атакам различных вирусов, часто болеет. В дальнейшем, перенеся несколько заболеваний, иммунитет крепнет, организмом вырабатываются антитела, ребенок заболевает значительно реже.

В какой-то степени вирусные инфекции являются опаснее бактериальных. Объясняется это тем, что бактерии позиционируются преимущественно в одном месте, вирусы же быстро распространяются по организму с кровотоком, из-за чего бороться с ними сложнее.

Какие бывают вирусные инфекции

Симптоматические проявления при вирусных инфекциях у каждого ребенка отличаются. Это зависит от индивидуальных особенностей организма, состояния иммунной системы и т.д. Однако еще более важен тот факт, что существует несколько типов вирусов. Их важно различать, так как клиническая картина и методы лечения в каждом отдельном случае несколько отличаются. Рассмотрим наиболее распространенные виды вирусных инфекций:

  • аденовирус – антропонозная вирусная инфекция, для которой характерным признаком является поражение слизистых оболочек верхних дыхательных путей; но также инфекция может поражать слизистую глаз, кишечника и лимфоидные ткани; этот тип вирусной инфекции известен своим умеренно тяжелым течением; передается как воздушно-капельным путем, так и контактным (через личные вещи больного);
  • риновирус – еще один тип острого респираторного вирусного поражения, при котором в первую очередь страдают отделы носа и глотки; при этом заболевание протекает в легкой форме, отмечается общеинфекционная симптоматика с постоянной субфебрильной температурой; как и в прошлом случае, вирус передается воздушно-капельным или контактно-бытовым путем;
  • парагрипп – возбудителем выступает так называемый РНК-вирус, который крайне быстро погибает в окружающей среде, но быстро приспосабливается и распространяется в человеческом организме; парагрипп передается воздушно-капельным путем при непосредственном контакте с носителем, в первую очередь поражая эпителий дыхательных путей; при парагриппе температура может постоянно прибывать в норме, при этом другие симптомы дают о себе знать остро; заболевание переносится детьми тяжело, иногда с осложнениями;
  • ротавирус речь идет об острой ; заражение происходит преимущественно контактно-бытовым путем, реже воздушно-капельным; данный тип вирусов можно считать атипичным, так как среди привычной ОРВИ-симптоматики присутствует только повышение температуры тела, все остальные проявления связаны с работой желудочно-кишечного тракта.

Причины заражения

Как было сказано ранее, вирусная инфекция свободно передается воздушно-капельным путем. То есть чтобы заболеть, достаточно лишь слегка ослабленного иммунитета и наличие рядом инфицированного человека (кашляющего, чихающего).

Отсюда делаем вывод, что основные причины заражения заключаются в слабой иммунной системе. Однако существует ряд предрасполагающих факторов, при наличии которых вирус с гораздо большей вероятностью проявит себя и приведет к развитию болезни:

  • переохлаждение организма, вызванное погодными условиями, сквозняками, промоченными ногами и прочим;
  • периоды адаптации, климатические и географические: в большинстве случаев речь идет о смене времен года (осень-зима или зима-весна), но при смене климата, в связи с переездами на большие расстояния, иммунитет также может дать сбой;
  • дефицит витаминов в организме, в том числе сезонные авитаминозы;
  • пребывание в коллективе, например, детском саду или школе; чем больше скопления людей, тем выше концентрация вирусов и бактерий, при этом даже необязателен факт наличия болеющего человека рядом, некоторые дети могут быть носителями вируса;
  • у малышей с ослабленным организмом предрасполагающим фактором является пониженная физическая активность или даже гиподинамия;
  • неблагоприятные условия окружающей среды (загрязненный, пыльный, задымленный воздух, длительное пребывание в непроветриваемом помещении, наличие аллергенов и прочее).

На самом деле подобных факторов множество, решающую роль играет все, что может, хотя бы немного снизить защитные силы организма.

Клиническая картина при вирусной инфекции у детей может значительно отличаться и зависит это не только от вида вируса. Индивидуальные особенности организма играют не меньшую роль и обращать внимание следует не на один симптом, а на их совокупность.

Для этого разберем наиболее распространенные симптомы при вирусных инфекциях у детей:

  1. В большинстве случаев первым симптомом, который часто остается незамеченным, является общее недомогание. Ребенок может капризничать больше обычного, чувствовать себя вялым, меньше играть, быть сонливым, у него может испортить аппетит.
  2. Вторым по частоте клиническим признаком является температура. При вирусных инфекциях она наблюдается в 90% случаев, может стремительно доходить до 39°С или оставаться субфебрильной(не высокой, но трудно сбиваемой) на протяжении всей болезни. Более того, иногда температура опережает другие симптомы на несколько дней, что вызывает наибольшее беспокойство у родителей, ведь никаких других признаков заболевания нет.
  3. Насморк – появляется при каждом из разновидностей вирусной инфекции, за исключением ротавируса. Поражение слизистых оболочек носа выражается в обильном выделении слизи, отеке, препятствующем нормальному дыханию. Особенно сильно этот клинический признак отражается на сне ребенка, так как ночью, из-за горизонтального положения тела, заложенность усиливается.
  4. Дискомфорт в горле – на ранних стадиях остается без внимания, особенно в отношении детей до 3 лет, которым трудно описать свои ощущения. Изначально симптом проявляется как сухость в горле, зуд, покалывание, першение. Затем слизистая воспаляется, горло становится красным, появляется умеренная или острая боль, усиливающаяся при глотании.
  5. Кашель – появляется одновременно с дискомфортными ощущениями в горле или по мере прогрессирования предыдущего симптома. В большинстве случаев кашель изначально сухой, лающий, приступообразный. В дальнейшем, при соответствующем лечении, становится мокрым с отхождением мокроты.
  6. Увеличение лимфоузлов, преимущественно подчелюстных и шейных. Ощущается это при пальпации соответствующих зон, иногда пальпация может быть болезненной.
  7. Вирусные инфекции также сопровождаются интоксикацией, особенно сильно проявляющейся на фоне сильной температуры. Помимо описанной ранее слабости, присутствует ломота в теле (суставах, мышцах), головные боли, тошнота, в тяжелых случаях рвота и приступы диареи.

Выше описана общая клиническая картина наблюдаются у детей в более, чем 90% случаев, но возможные исключения.

Кроме того, если говорить о ротавирусе, поражающем органы желудочно-кишечного тракта, основная симптоматика сводится к расстройству пищеварения. Дети страдают от метеоризма, коликов и болей в области живота, диареей. Эти симптомы могут сопровождаться повышением температуры.

Крайне важно уметь отличать вирусную инфекцию от бактериальной, ведь в каждом из этих случаев не только отличаются методы лечения, но и необходимость оперативных действий.

Как показывает медицинская практика, от вирусных заболеваний нет конкретного лекарства. Задача врача и родителей при вирусной инфекции у ребенка заключается в том, чтобы помочь организму справиться с болезнью, создать благоприятные условия и стимулировать иммунную систему. То есть при вирусах оперативность действий не столь важна.

Если же говорить о бактериальных инфекциях, против них есть средство – антибиотики. Более того, в случаях заболеваний бактериальной этиологии приходится действовать быстрее и в большем количестве случаев обращаться за профессиональной помощью.

Итак, различия вирусных и бактериальных инфекций:

  1. Обратите внимание на цвет кожи малыша, если она розоватая, можно говорить о вирусе, если же бледная, речь идет о бактериальной инфекции.
  2. Цвет выделений из носа – при вирусных заболеваниях сопли прозрачные, при бактериальных они принимают желтоватый или зеленоватый цвет.
  3. При вирусной инфекции температура, если она была, снижается уже через 2-3 дня, при бактериальной все иначе.
  4. Присмотритесь к горлу. Болезни бактериальной природы часто сопровождаются появлением в горле белесых или желтоватых вкраплений, при ОРВИ горло просто красное.

В остальном, для точного определения этиологии заболевания и назначения соответствующего лечения стоит обратиться к врачу. Данное правило тем важнее соблюдать, чем меньшего возраста ребенок.

Вирусная инфекция у детей — лечение

Прежде всего необходимо понять, что для лечения вирусных инфекций, необходимо создать благоприятную среду, при которой организму ребенка будет проще бороться с патологическим процессом.

Для этого, прежде всего, нужно обеспечить нормализацию водного баланса. Ребенка нужно регулярно поить. Для грудных детей речь идет о молоке матери и дистиллированной воде. Детям постарше также нужна вода, но подойдут в том числе компоты, теплый некрепкий чай с лимоном.

Если ребенок отказывается есть, не нужно его заставлять, но и голода допускать не следует. Пусть ест что хочет и сколько хочет, нагрузка на пищеварение повысит нагрузку на организм в целом.

Остальные правила лечения рассмотрим более подробно.

Как сбить температуру при вирусной инфекции

Первым советом каждого опытного специалиста будет – не сбивать температуру примерно до 38,5-38,7°С. Дело в том, что вирусы приспосабливаются к человеческому организму и выживают в наших клетках при нормальной температуре тела (36,5-37,2°С). Как только температура превышает эти показатели, жизнеспособность большинства вирусов резко снижается. То есть, чем выше температура тела, тем быстрее организм справится с болезнью, а жаропонижающие средства (до определенных пор) препятствуют естественному процессу выздоровления.

Бороться с температурой следует так:

  • поить ребенка;
  • обеспечьте в комнате прохладный воздух, проветривайте помещение;
  • не следует кутать ребенка, одежда должна быть не слишком теплой, одеяло умеренной толщины;
  • сбивать температуру медикаментами стоит только если она продолжает расти после отметки термометра свыше 38,5 °С; начать стоит с препаратов на основе парацетамола («Панадол»), если они не помогают, прибегаем к ибупрофена-содержащим лекарствам («Нурофен»);
  • если температура продолжает расти вопреки приему препаратов, вызывайте скорую.

Другие методы лечения вирусной инфекции

Помните, что каждый препарат должен назначаться врачом после осмотра ребенка и поставленного диагноза.

При этом в большинстве случаев лечение будет следующим:

  • противовирусные препараты – назначаются в качестве вспомогательного средства при тяжелом течении болезни;
  • чтобы снизить воспалительный процесс, дискомфорт и , применяются специальные пастилки, спреи и полоскание;
  • для снятия отека в носу и устранения насморка нужны назальные спреи и капли сосудосуживающего действия;
  • для купирования кашлевого синдрома назначаются противокашлевые сиропы;
  • в целях повышения отхождения мокроты при мокром кашле, требуются муколитические средства;
  • исключить аллергические реакции и снижение отечности в горле и носу помогут антигистаминные препараты.

Очень важно понимать, что каждый препарат назначается врачом, ведь огромную роль играет возраст ребенка. Педиатр также определяет дозировку и период применения лекарств.

Профилактика вирусных инфекций

Разумеется, любую болезнь лучше предупредить, чем лечить, особенно когда речь идет о детях. Для профилактики вирусных заболеваний следует придерживаться таких советов педиатров:

  • активный образ жизни – ребенок каждый день должен бывать на улице, даже зимой стоит выходить хотя бы на 20-30 минут;
  • воздух и чистота в помещении – комнату ребенка нужно ежедневно проветривать, также необходимо регулярно проводить влажную уборку;
  • соблюдайте правила гигиены – важно ежедневно принимать ванну или душ, мыть руки перед едой;
  • касательно грудных детей — реже надевайте памперсы и чаще подмывайте малыша;
  • правильное питание – позаботьтесь о том, чтобы ваше чадо получало все необходимые витамины, старайтесь готовить полезную пищу, поменьше жаренного, копченого, соленого, кислого и сладкого;
  • режим дня – ночью ребенок должен спать не менее 8 часов, детям до 5 лет также показан кратковременный отдых в течение дня;
  • витамины – важно всегда поддерживать иммунитет, так, если летом дети должны получать витамины из свежих фруктов и овощей, зимой можно принимать специальные детские витаминные комплексы;
  • в период обострений детям для усиления иммунных сил организма рекомендуется заваривать слабый отвар шиповника; каждый день выпивая по 100 миллилитров отвара (курс профилактического лечения составляет 7 дней), можно вовсе не столкнуться с ОРВИ.

Врач общей практики Д.Тютюнник

Детскими инфекциями называют инфекционные заболевания, встречающиеся преимущественно в детском возрасте, однако они могут развиваться и у взрослых.

КОРЬ

Определение. Корь – острое инфекционное заболевание, вызываемое РНК-вирусами из семейства Paramyxoviridae. Вирус кори, кроме того, является возбудителем подострого склерозирующего панэнцефалита – фатальной детской медленной инфекции, протекающей с тяжёлым поражением головного мозга. Вирионы всех парамиксовирусов (вирусы кори, эпидемического паротита, парагриппа и респираторно-синцитальной инфекции) содержат F-протеин («фактор слияния»), благодаря которому происходит слияние цитоплазматических мембран инфицированных клеток и образование гигантских многоядерных структур (синцития). Вирус кори обладает выраженным иммунодепрессивным действием. Источником инфекции является больной человек. Основной механизм заражения – аэрогенный (воздушно-капельный путь передачи возбудителя).

Классификация. Все проявления кори целесообразно разделить на две группы:

1. неосложнённая корь (протекает как ОРВИ с сыпью на коже и слизистых оболочках). Корь у привитых протекает обычно в лёгкой форме и называется митигированной корью.

2. осложнённая корь (осложнения кори). Наибольшее значение среди осложнений кори имеет коревая бронхопневмония. Кроме того, могут развиваться энтероколиты, нома (влажная гангрена мягких тканей лица), деструктивный стоматит, некротическая ангина, ложный круп (стеноз гортани вследствие выраженного отёка подскладочного пространства и спазма мышц гортани).

В течении кори выделяют четыре периода:

1. инкубационный период (клинические проявления заболевания в этот период отсутствуют).

2. продромальный (катаральный) период сопровождается развитием острого катара верхних дыхательных путей и появлением сыпи на слизистой оболочке щёк (коревой энантемы продромального периода). Сыпь носит название пятен Коплика (Бельского–Филатова–Коплика) и представлена немногочисленными мелкими пятнами белесовато-серого цвета.

3. период разгара (период кожных высыпаний) характеризуется появлением обильной ярко-красной пятнисто-папулёзной сыпи на коже (коревая экзантема периода разгара). Элементы сыпи мелкие, но, сливаясь между собой, они образуют обширные очаги покраснения кожи. В типичных случаях высыпание происходит в течение трёх дней (динамика высыпания): в первый день элементы сыпи покрывают кожу головы и шеи, во второй – туловища и верхних конечностей, в третий день – нижних конечностей. Сыпь держится три дня и исчезает в той же последовательности (сверху вниз). В этот период развивается выраженная общая реакция интоксикации.

4. в периоде реконвалесценции (периоде пигментации) элементы сыпи, исчезая, оставляют после себя малозаметную транзиторную пигментацию и отрубевидное шелушение кожи.

Пневмония при кори может протекать в двух формах: гигантоклеточной интерстициальной пневмонии и бронхопневмонии. Интерстициальная пневмония (ранняя коревая пневмония) развивается в катаральный период или в первую половину периода разгара, протекает легко, вызвана вирусом кори. Бронхопневмония (поздняя коревая пневмония) возникает обычно во вторую половину периода разгара и в период реконвалесценции, протекает тяжело и вызвана прежде всего бактериальной флорой. Характерным морфологическим признаком коревой бронхопневмонии является деструктивный панбронхит (некротические изменения развиваются во всех слоях стенок поражённых бронхов) с последующим формированием бронхоэктазов.

ПОЛИОМИЕЛИТ

Определение. Полиомиелит – инфекционное заболевание, вызываемое РНК-вирусом из семейства Picornaviridae (род Enterovirus). Источники инфекции – вирусоносители и больные люди. Основные механизмы заражения – фекально-оральный и аэрогенный (воздушно-капельный путь передачи возбудителя).

Классификация. Различают три формы заболевания:

1. висцеральная форма (проявляется чаще всего энтеритом и острым катаром верхних дыхательных путей).

2. менингеальная форма – поражение мозговых оболочек без клинически выраженного вовлечения в процесс вещества головного и спинного мозга.

3. паралитическая форма сопровождается развитием параличей, прежде всего мышц нижних конечностей и дельтовидных мышц. При паралитической форме поражается вещество спинного и/или головного мозга. Наиболее частой формой паралитического полиомиелита является спинальная форма – поражение передних рогов спинного мозга; наиболее тяжёлой, нередко фатальной – бульбарная форма – поражение продолговатого мозга (bulbus – продолговатый мозг).

В течение паралитического полиомиелита различают четыре периода:

1. предпаралитический период характеризуется изменениями, типичными для висцеральной и менингеальной форм.

2. паралитический период – период формирования параличей. Стойкий паралич возникает при гибели не менее 75% нейронов двигательного центра.

3. восстановительный период – период репарации возникших повреждений ткани ЦНС.

4. период резидуальных (остаточных) изменений (стойкие параличи, атрофия скелетных мышц).

ДИФТЕРИЯ

Определение. Дифтерия – инфекционное заболевание, вызываемое Corynebacterium diphtheriae. Основным фактором агрессии этого микроорганизма является экзотоксин. При дифтерии возбудитель находится во входных воротах (поражённая кожа или слизистые оболочки), поэтому дифтерию называют местной инфекцией. Проникновение коринебактерий в кровь и развитие генерализованного процесса (сепсиса) встречается крайне редко. Источники инфекции – бактерионосители и больные люди. Основной механизм заражения – аэрогенный (воздушно-капельный путь передачи).

Классификация. Формы дифтерии классифицируют по локализации входных ворот инфекции: дифтерия зева (наиболее частая форма), дифтерия верхних дыхательных путей (гортани, трахеи, бронхов), дифтерия носа, дифтерия глаз, дифтерия кожи (дифтерия ран; например, дифтерия пупочной ранки у новорождённых) и дифтерия половых органов (например, послеродовый дифтерийный эндометрит).

Различают четыре формы дифтерии зева:

1. катаральная форма, при которой в зеве отсутствуют типичные для дифтерии фибринозные плёнки. Проявляется катаральной ангиной. Диагноз дифтерии при этом можно поставить только на основании бактериологического исследования.

2. локализованная форма – сероватые фибринозные плёнки (дифтероидное воспаление) не выходят за пределы нёбных миндалин.

3. распространённая форма – плёнки покрывают не только нёбные миндалины, но и соседние участки слизистой оболочки зева и полости рта.

4. токсическая форма – тяжело протекающая дифтерия зева, основным клинико-морфологическим признаком которой является отёк мягких тканей глотки, зева, полости рта, кожи лица, шеи и верхней части туловища.

При токсической форме возникают различные висцеропатии (поражения внутренних органов). Основными органами-мишенями при этом являются сердце (миокардит) и структуры периферической нервной системы (невриты, ганглиониты). Миокардит протекает в двух формах: интерстициальной (менее тяжёлой) и альтеративной (более тяжёлой). Различают два патогенетических варианта острой сердечной недостаточности при токсической форме дифтерии: ранний и поздний паралич сердца. Ранним параличом сердца называют сердечную недостаточность, развившуюся на фоне миокардита, особенно альтеративного. Поздний паралич сердца – острая недостаточность сердечной деятельности, развивающаяся в результате поражения нервов сердца.

Дифтерия гортани, трахеи, бронхов сопровождается развитием фибринозного воспаления и образованием спонтанно отслаивающихся фибринозно-некротических плёнок, которые могут перекрывать просвет дыхательных путей и вызывать асфиксию (истинный круп).

МЕНИНГОКОККОВАЯ ИНФЕКЦИЯ

Определение. Менингококковая инфекция – инфекционное заболевание, вызываемое бактериями Neisseria meningitidis. Эти микроорганизмы вызывают образование гнойного экссудата серовато-белого цвета. Источники инфекции – бактерионосители и больные люди. Механизм заражения – аэрогенный (воздушно-капельный путь передачи возбудителя).

Классификация. Формы менингококковой инфекции подразделяются на две группы: локализованные и генерализованные. К локализованной менингококковой инфекции относится менингококковый назофарингит, к генерализованным – менингококковый менингит, менингоэнцефалит и сепсис.

1. Менингококковый назофарингит является формой ОРБИ (острой респираторной бактериальной инфекции). При этом развивается острый катар верхних дыхательных путей с преимущественным поражением слизистой оболочки носоглотки. К характерным для менингококкового назофарингита изменениям относятся зернистость задней стенки глотки (результат гиперплазии лимфоидных фолликулов) и наличие обильного слизисто-гнойного экссудата серовато-белого цвета, покрывающего заднюю стенку глотки.

2. Менингококковый менингит характеризуется развитием гнойного конвекситального лептоменингита (конвекситальный менингит – менингит с преимущественным поражением оболочек свода черепа). Наличие в гнойном экссудате фибринозного компонента может приводить к персистенции экссудата и его организации. При организации экссудата разрастающаяся в мягкой оболочке грубоволокнистая соединительная ткань может вызвать облитерацию путей оттока ликвора и привести к развитию гидроцефалии (водянки головного мозга).

3. Менингококковый сепсис (менингококкемия, менингококцемия) отличается поражением прежде всего стенок сосудов (васкулиты) под влиянием находящегося в крови возбудителя. Повреждение стенок сосудов приводит к развитию геморрагического синдрома, основными проявлениями которого являются геморрагическая сыпь на коже (различные по размеру пятна тёмно-красного цвета звёздчатой формы, преимущественно локализованные на ягодицах и бёдрах) и двустороннее кровоизлияние в надпочечники с развитием сосудистого коллапса (синдром Уотерхауса–Фридериксена).

СКАРЛАТИНА

Определение. Скарлатина (от итал. scarlatto – алый) – одна из форм инфекции Streptococcus pyogenes (бэта-гемолитического стрептококка группы А), протекающая с поражением зева и появлением характерной сыпи на коже. Яркая гиперемия зева и сыпь обусловлены действием эритрогенного токсина стрептококка. Источники инфекции – бактерионосители и больные скарлатиной или стрептококковой ангиной. Основной механизм заражения – аэрогенный (воздушно-капельный путь передачи возбудителя). Входными воротами инфекции чаще всего является зев; при другой локализации входных ворот (повреждённая кожа, эндометрий, лёгкие) скарлатину называют экстрабуккальной.

Патологическая анатомия. Изменения во входных воротах (первичный скарлатинозный аффект), лимфангит и регионарный лимфаденит в целом обозначаются как первичный скарлатинозный комплекс. В зеве отмечается яркая гиперемия («пылающий зев»), развивается ангина (острый тонзиллит) в виде катаральной, гнойной или некротической. В первые три дня болезни язык покрыт густым белым налётом, с 4-ого дня он очищается и становится красно-малиновым с увеличенными сосочками («малиновый язык»). Скарлатинозная экзантема появляется уже в конце 1-ого дня болезни (или на 2-ой день, редко позже), представляет собой многочисленные ярко-красные розеолы диаметром 1–2 мм. Характерен вид лица: ярко-красные щёки, бледный носогубный треугольник (треугольник Филатова) и скудная розеолёзная сыпь в области лба и висков. Сыпь держится в среднем 3 дня и постепенно исчезает. К концу 1-ой недели заболевания начинается шелушение кожи: отрубевидное на лице и шее, пластинчатое – на туловище и конечностях.

К осложнениям скарлатины относятся гнойные (вплоть до септикопиемии) и аллергические (гломерулонефрит, артриты) процессы. Аллергические поражения являются осложнениями позднего ("второго") периода скарлатины.

Детей с нормальным дыханием можно лечить дома под наблюдением врача-педиатра. Организм младенцев и детей раннего возраста плохо удерживает тепло. Поэтому при кашле или простуде детей следует тепло одевать, но не перегревать, хорошо кормить и обильно поить. Лекарства следует принимать только по предписанию врача.

Высокая температура может свидетельствовать о серьезной угрозе его здоровью, поэтому больного следует немедленно показать врачу. До прихода врача для снижения высокой температуры ребенка можно обтирать влажной губкой.

При кашле или простуде нос ребенка необходимо чаще прочищать (высмаркивать), особенно перед едой или сном.

При кашле или простуде могут возникать трудности с кормлением ребенка грудью. Однако грудное вскармливание необходимо продолжать, так как оно способствует укреплению . В период болезни кормления должны быть более частыми, но менее продолжительными. Если ребенок не может сосать, грудное молоко следует сцеживать в чистую чашку и кормить ребенка из нее.

Раствор солей для пероральной регидратации (СПР)

Что собой представляют СПР?

Соли для пероральной регидратации - это особое сочетание сухих солей, которые при соблюдении правил приготовления их водного раствора могут способствовать восстановлению водного баланса в организме, если потеря жидкости в результате диареи невелика.

Где можно получить СПР?

Упаковки с солью для пероральной регидратации продаются в аптеках, имеются в лечебных учреждениях.

Как приготовить раствор СПР?

Поместите содержимое упаковки СПР в чистую емкость. Ознакомьтесь с инструкцией по применению на упаковке и добавьте в емкость необходимое количество чистой воды. Если воды будет недостаточно, диарея может обостриться.

Добавляйте только воду. Не разбавляйте соли молоком, супом, фруктовым соком или безалкогольными напитками. В раствор не нужно добавлять сахар.

Хорошо взболтайте раствор и дайте его ребенку из чистой чашки. Использование бутылки не допускается.

Какое количество раствора СПР следует давать ребенку?

Давайте ребенку пить раствор в возможно большем количестве.

Ребенку до двух лет необходимо давать от четверти до половины большой чашки раствора (50-100 мл) после каждого водянистого стула.

Ребенку двух лет и старше - от половины до полной большой чашки раствора (100-200 мл) после каждого водянистого стула.

Специальное издание "Факты для жизни", разработанное и изданное
при содействии Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ),

Детские болезни

группа заболеваний, встречающихся преимущественно или исключительно в детском возрасте и связанных с особенностями развития детского организма. Интенсивный рост и развитие ребёнка обусловливают анатомо-физиологические особенности его организма и своеобразие патологии. Даже заболевания, встречающиеся преимущественно у взрослых, имеют у детей своеобразное течение, которое также зависит от возраста ребёнка. В развитии ребёнка в медицинской практике различают два периода - внутриутробный и внеутробный, который, в свою очередь, условно делится на следующие периоды: новорождённости (первые 18-24 дня), грудного возраста (до 1 года), раннего детского возраста (от 1 до 3 лет), дошкольный (от 3 до 7 лет), младший школьный (от 7 до 12 лет), старший школьный (от 12 до 17 лет) и подростковый (15-17 лет). Для каждого возрастного периода характерны определённые группы заболеваний.

В период новорождённости (см. Новорождённый ребёнок) происходит приспособление организма к новым условиям жизни. Функциональные системы его организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия, которое легко нарушается. В этом периоде выявляются изменения в организме ребёнка, связанные с нарушениями развития плода во внутриутробном периоде (внутриутробная асфиксия плода; заболевание матери: Листериоз , Токсоплазмоз , Краснуха , Грипп и др.; воздействие на её организм некоторых химических веществ, например алкоголя, лучистой энергии и др.). С первых дней после рождения проявляются пороки развития, недоношенность, последствия родовой травмы (внутричерепные кровоизлияния и др.), Гемолитическая болезнь новорождённых , а также некоторые Наследственные заболевания . Высокая чувствительность новорождённых к кокковой и вирусной инфекциям обусловливает частое возникновение у них гнойно-септических заболеваний кожи и пупка, острых вирусных и бактериальных заболеваний органов дыхания.

Быстрое нарастание массы тела ребёнка в грудном возрасте (см. Грудной ребёнок) и интенсивный обмен веществ определяют значительную потребность ребёнка в пище (на 1 кг массы тела ребёнка по калорийности в 2-2,5 раза больше, чем взрослому). Т. о., нагрузка на функционально-несовершенную пищеварительную систему ребёнка резко повышена, что обусловливает частое развитие у детей этого возраста желудочно-кишечных заболеваний (Диспепсия), а также заболеваний желудочно-кишечного тракта, вызываемых бактериями и вирусами (Дизентерия , колиэнтерит, вирусные поносы), и хронические расстройства питания (Дистрофия детская), особенно при нарушении его режима. Неправильное вскармливание, недостаточное пользование воздухом и солнцем могут привести к развитию Рахит а. В связи с большой потребностью ребёнка в кислороде повышена функциональная нагрузка на его органы дыхания (число дыханий в минуту и количество пропускаемого воздуха относительно больше, чем у взрослого), нежность и ранимость слизистых оболочек органов дыхания обусловливают их частые заболевания. В этом возрасте нередки воспаления лёгких (См. Воспаление лёгких) бактериального и вирусного происхождения. В раннем детском и дошкольном возрастах повышается заболеваемость острыми детскими инфекциями: Корь ю, Коклюш ем, ветряной оспой (См. Ветряная оспа), скарлатиной (См. Скарлатина), дифтерией (См. Дифтерия), а также Туберкулёз ом. Это объясняется снижением титра антител (см. Иммунитет), полученных ребёнком от матери, а также возрастающим контактом детей со сверстниками и окружающими. Учащаются заболевания, в развитии которых большую роль играет Аллергия (бронхиальная астма, ревматизм, экзема, нефрит и др.). У детей младшего школьного возраста наряду с острыми инфекционными заболеваниями наблюдаются расстройства внутренней секреции, учащается заболеваемость ревматизмом, болезнями сердца и нервной системы. В старшем школьном и подростковом возрастах в период полового созревания могут выявляться расстройства внутренней секреции, аномалии половой сферы. Чаще встречаются психоневрозы, ревматизм, расстройства сердечно-сосудистой системы, в частности сосудистые дистонии; возможны обострения туберкулёза.

Профилактика Д. б.: Антенатальная охрана плода , предупреждение родовых травм, тщательный уход за новорождёнными, правильный режим питания и закаливания, борьба с инфекционными заболеваниями (профилактические прививки против туберкулёза, оспы, дифтерии, кори и др.); обеспечение нормального физического развития (физкультура, спорт, закаливание организма с самого раннего возраста).

Лит.: Белоусов В. А., Учебник детских болезней, М., 1963; Тур А. Ф., Пропедевтика детских болезней, 5 изд., Л.,1967.

Р. Н. Рылеева, М. Я. Студеникин.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Детские болезни" в других словарях:

    ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ - ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ. Благодаря ряду анатомо физиол. особенностей детского организма, его фнкц. неустойчивости и ярко выраженной пластичности, возникновение, течение и исход Д. б. представляют часто настолько своеобразные черты, что вполне оправдывают …

    См. Педиатрия … Большой Энциклопедический словарь

    См. Педиатрия. * * * ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ, см. Педиатрия (см. ПЕДИАТРИЯ) … Энциклопедический словарь

    См. Педиатрия … Естествознание. Энциклопедический словарь

    Болезнь процесс, возникающий в результате воздействия на организм вредоносного (чрезвычайного) раздражителя внешней или внутренней среды, характеризующийся понижением приспособляемости живого организма к внешней среде при одновременной… … Википедия

    ДЕТСКИЕ ПАРАЛИЧИ - ДЕТСКИЕ ПАРАЛИЧИ. Содержание: Церебральные параличи. Этиология................... 818 Патолог, анатомия и патогенез....... 816 Формы церебральных параличей...... 818 А. Случаи с преимущественным поражением пирамидных путей........ 818 Б. Случаи с … Большая медицинская энциклопедия

    Детские хосписы в России и мире - Хоспис является базовой структурой паллиативной медицины для оказания помощи тяжелобольным людям в терминальном состоянии (когда поражение органов носит необратимый характер), которым осталось жить скорее дни и месяцы, чем годы. Паллиативная… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    ДЕТСКИЕ ИНФЕКЦИИ - группа ин фекц. болезней, встречающихся преим. у детей. Общий признак всех инфекц. болезней способность передаваться от заражённою организма к здоровому и при определённых условиях принимать массовое (эпидемическое) распространение. Источником… … Российская педагогическая энциклопедия

    Детские инфекции - группа болезней, встречающихся преимущественно у детей и способных передаваться от заражённого организма к здоровому и при определённых условиях принимать массовое (эпидемическое) распространение. Источником инфекции может быть не только… … Педагогический терминологический словарь

А-Я А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Все разделы Наследственные болезни Неотложные состояния Глазные болезни Детские болезни Мужские болезни Венерические болезни Женские болезни Кожные болезни Инфекционные болезни Нервные болезни Ревматические болезни Урологические болезни Эндокринные болезни Иммунные болезни Аллергические болезни Онкологические болезни Болезни вен и лимфоузлов Болезни волос Болезни зубов Болезни крови Болезни молочных желез Болезни ОДС и травмы Болезни органов дыхания Болезни органов пищеварения Болезни сердца и сосудов Болезни толстого кишечника Болезни уха, горла, носа Наркологические проблемы Психические расстройства Нарушения речи Косметические проблемы Эстетические проблемы

Педиатрия – самостоятельная область медицины, изучающая возрастные особенности развития детей, детские болезни, а также вопросы организации ухода за здоровым и больным ребенком. Первоначально предметом рассмотрения педиатрии являлись исключительно детские болезни раннего возраста и их лечение. В современном понимании педиатрия охватывает различные аспекты, связанные с нормальным развитием и заболеваниями детей в различные возрастные периоды (от рождения до половой зрелости). Эти направления включают физиологию, гигиену, диететику, детские болезни, их лечение и профилактику.

В медицине детского возраста параллельно развиваются несколько направлений: профилактическое, клиническое и социальное. Профилактическое направление включает разработку и реализацию мер по предупреждению детских болезней; клиническое – непосредственное обследование и лечение заболевшего ребенка; социальное – поэтапную реабилитацию и интеграцию детей в социум. Анатомо-физиологические особенности растущего организма определяют своеобразие течения тех болезней, которые встречаются в детском возрасте.

В педиатрии принято выделять несколько возрастных периодов жизни ребенка: период новорожденности (первый месяц), грудного (от 1 мес. до 1 года), раннего детского (от 1 до 3 лет), дошкольного (от 3 до 7 лет), младшего школьного (от 7 до 11 лет), старшего школьного или подросткового (от 12 до 17-18 лет) возраста. В различные возрастные периоды развития ребенка преимущественно возникают те или иные детские болезни.

Так, в период новорожденности проявляются детские болезни, обусловленные нарушениями внутриутробного развития (асфиксия , гемолитическая болезнь плода , рахита

Наиболее частыми симптомами детских болезней служат сыпь, увеличение лимфатических узлов, гипертермия, насморк , кашель, рвота, боли в животе, судороги. При появлении этих и других признаков заболевания необходимо обязательно проконсультировать ребенка у педиатра. Каждый родитель должен быть знаком с основами педиатрии, знать основные детские болезни и их проявления с тем, чтобы уметь оценить серьезность состояния малыша, определить, представляет ли недомогание непосредственную угрозу для жизни.

Педиатрия не стоит на месте: появляются и внедряются новые методы диагностики и лечения детских болезней, развивается и углубляется понимание механизмов развития заболеваний у детей. Успехи современной педиатрии заставили отступить многие некогда смертельные детские болезни. Этому способствовало создание вакцин против ряда детских инфекционных болезней, разработка сбалансированных искусственных смесей, появление современных антибактериальных препаратов, повышение качества диагностики и лечения детей. Тем не менее, уровень детской заболеваемости остается высоким; значительно «помолодели» болезни, ранее считавшиеся исключительно уделом людей зрелого возраста. Среди детских болезней все чаще встречаются сердечно-сосудистые, эндокринные, неврологические заболевания, новообразования, патология опорно-двигательного аппарата.

Ребенок – это не просто маленькая копия взрослого человека. Детский организм находится в состоянии непрерывного развития, обладает рядом анатомо-физиологических особенностей, физической и эмоциональной незрелостью, что обусловливает специфику протекания детских болезней. Развитие детских болезней всегда непредсказуемо: даже банальный насморк у ребенка может стать фатальным, если вовремя не распознаны его причины, не подобрано правильное этиопатогенетическое лечение, не организовано наблюдение специалиста. Вместе с тем, благодаря высоким компенсаторным возможностям детского организма, многие болезни, которые у взрослых вызывают хроническую патологию или инвалидизацию, могут быть успешно излечены у детей.

Истоки многих взрослых заболеваний родом из детства. Поэтому состояние здоровья взрослого человека во многом определяется условиями роста и развития маленького человечка, заботой о его здоровье в самом начале жизни. Сегодня акценты в детской медицине смещаются в сторону профилактики болезней, которая включает антенатальную охрану плода, предупреждение родового травматизма, организацию тщательного ухода за новорожденным (обеспечение оптимального режима питания, сна и бодрствования, закаливания), своевременную вакцинацию детей согласно национальному календарю профилактических прививок, скрининг-программы по выявлению наследственной патологии, осуществление патронажа и диспансерного наблюдения. Забота о детском здоровье и профилактика детских болезней – приоритетная составляющая государственной политики.

Специализированная помощь в системе детского здравоохранения оказывается в детских поликлиниках и стационарах, педиатрических отделениях многопрофильных медицинских центров, частных детских клиниках. Невозможно и неэффективно лечить детские болезни «взрослыми» методами, поэтому в последние годы в педиатрии выделяются узкие детские направления: детская кардиохирургия, детская травматология и ортопедия, детская нейрохирургия, детская гематология и онкология, детская анестезиология и реаниматология и др. Важнейшими составляющими успеха в лечении детских болезней являются профессиональный подход, использование высокотехнологичных методов диагностики и лечения, доверительные отношения между врачом, родителями и ребенком.

Детские болезни вызывают закономерную тревогу у взрослых и естественное стремление родителей узнать как можно больше о причинах заболеваний и способах их лечения. Раздел детских болезней, размещенный на страницах Медицинского справочника , знакомит родителей с наиболее распространенной патологией у детей разного возраста, причинами и симптомами заболеваний, необходимыми медицинскими процедурами и мероприятиями по уходу за ребенком. На страницах сайта «Красота и медицина » вы сможете найти рекомендации детских специалистов и самую актуальную информацию о достижениях в области профилактики, диагностики и лечения детских болезней.